Фотографируем в горах. Поднимаемся в горы

10478 Повышаем мастерство 0

Очередной урок в нашей фотошколе, урок-интервью, на этот раз любезно предоставленный компанией Nikon.. Итак, какие же особенности ожидают фотографа при съемке зимой в горах?

Съёмка в заснеженных горах по праву считается одной из самых тяжёлых, ведь погода здесь меняется очень быстро, а условия не самые лучше, если не сказать экстремальные. Помочь разобраться c особенностями съёмки мы попросили Кирилла Умрихина – фотографа, специализирующегося на путешествиях и экстремальных видах спорта. Специально для пользователей Nikon Кирилл дал ещё и несколько полезных «лайфхаков» для создания фотографий со сноубордистами и горнолыжниками в движении!

Кирилл, какое время суток ты считаешь самым оптимальным для съёмки в заснеженных горах?

Я очень люблю красивый свет, причём, он может быть в любое время дня. В горах погода меняется молниеносно. Иногда кажется, что съёмки не будет, всё затянуто и, вдруг, среди облаков появляются лучи, ты успеваешь сделать несколько кадров, и опять всё затягивает облаками. Горы есть горы, но, безусловно, самый красивый свет во время заката и рассвета.


На фото: Иван Малахов

В прошлом году мне удалось организовать съёмку, которую я планировал два года. Мы снимали на рассвете в Красной Поляне. Для этого нам пришлось остаться ночевать на горе в домике работников лавинной службы. Проснулись мы ещё затемно и спускались к станции подъёмника с фонариками.

Первые лучи солнца мы застали наверху. Я ждал, пока все райдеры выйдут к месту, откуда начнут свой спуск. Всё прошло успешно, и мне удалось сделать несколько удачных кадров.


На фото: Дмитрий Кольцов

Какие особенности необходимо учитывать при съёмке на склоне?

При съемке на подготовленных склонах прежде всего, нужно думать о безопасности.

  • Не стойте на трассе, ведь это мешает кататься другим.
  • Заранее просчитывайте траекторию движения сноубордиста или лыжника.
  • Всегда обращайте внимание на то, где расположено солнце. Снимки против света в снегу чаще всего более выигрышны, чем кадры «по свету».


На фото: Сергей Зузук

Есть ли оптимальные настройки камеры для съёмки движущихся объектов в темноте?

Прежде всего, вам нужно думать о выдержке. Если вы снимаете без вспышек, то самая критичная выдержка- 1/200 секунды. Всё, что длиннее, уже будет смазано.

При съёмке со вспышками выдержка не может быть более 1/250 секунды.

Используйте вспышки и другой свет, который есть вокруг вас. Вспышки можно использовать накамерные или внешние и подключать их с помощью радиосинхронизаторов.


На фото: Кирилл Умрихин и Артем Шелдовицкий

Иногда я использую две, три, и более вспышек, но съёмка с таким количеством света очень трудная как технически, так и с точки зрения выставления света.


На фото: Константин Кокорев
Использовано три внешние вспышки


На фото: Артем Шелдовицкий
Использована одна внешняя вспышка

Кирилл, как ты выбираешь ракурсы: специально или полагаешься на случай?

Я считаю, что правильная композиция - это гораздо важнее, чем любые настройки в камере (экспозиция). Грамотно построить кадр - умение, которому обучаешься всё время. Естественно, в голове есть некие идеи, но всё ты понимаешь только тогда, когда попадаешь на место. У тебя есть площадка - мир вокруг тебя, у тебя есть средства - камера и набор оптики и, конечно же, у тебя есть знания. Когда ты грамотно используешь эти вещи, у тебя получается хороший кадр. Иногда можно сделать хорошую фотографию, полагаясь на удачу. Иногда ты снимаешь из одной точки, а потом делаешь шаг в сторону и находишь ту самую позицию. В экстремальном спорте всё немного тяжелее, чем, скажем, в пейзажной фотографии. Трюк длится секунды, и зачастую его делают один раз. В этом смысле, «экспериментировать» возможности нет. Ты должен чётко представлять, что ты хочешь получить и применять эти знания на месте. Более того, зачастую ты просто не можешь ходить и искать нужный ракурс, гулять в мягком снегу, утопая по шею просто невозможно.

Порой на снег проблематично поставить штатив. Как в таких условиях снимать ночью на длинной выдержке?

Чтобы снять подобную фотографию, вам нужна зеркальная камера, штатив, пульт управления камерой и терпение.

Если говорить о штативе, то лучше использовать более тяжёлый и устойчивый. Ночью часто дует сильный ветер, и самое неприятное - это потерять резкость из-за тряски камеры. Ноги у штатива должны быть прочными и вам не нужно сильно разгибать их, а лучше просто глубоко воткнуть в снег и примять. Ещё лучше- найти утрамбованную площадку. У пульта должна быть возможность управления выдержкой. На данной фотографии она приблизительно равна часу. В центре - Полярная звезда. Если вы хорошо разбираетесь в звёздном небе, то её не так трудно найти. Остальным советую пользоваться прекрасной программой для Iphone «Star Walk». К примеру, вы будете всегда в курсе, когда и где заходит Луна. Это очень важно - снимать в новолуние, так как во время полнолуния небо очень сильно «засвечено» отражённым светом Луны.

На что бы ты посоветовал фотографам обращать внимание при выборе вспышки?

Если вы снимаете с внешней накамерной вспышкой, то я советую использовать её того же производителя, что и камера. Надёжней и лучше перестраховаться, чем иметь проблемы позже.

Если вы хотите снимать со вспышками, которые будут находиться вне камеры, вам нужно выбрать способ их запуска - ИК или радиоканалы.


На фото: Павел Харитонов

ИК - инфракрасные лучи, способ связи между вспышками. Основной его недостаток - небольшой радиус действия. Это оптимальный вариант для студии или городского спорта, но в горах он не подойдёт.

Радио-синхронизаторы (трансмиттеры) – устройства, которые соединяют вспышку с камерой по радиоканалу и работают на расстоянии более 100 метров. Удобны в использовании в горах и вообще на открытом воздухе.

Какая будет вспышка при съёмке, значения не имеет. Для меня важно только несколько параметров - её устойчивость к плохим погодным условиям, длительность работы аккумуляторов, длина импульса, мощность и вес.


На фото: Артем Шелдовицкий

Надеемся, с особенностями съёмки в ночное время наши читатели разобрались. Давай поговорим о съёмке днем: как избежать солнечных бликов от снега и льда?

Я бы советовал использовать все возможности, которые нам даёт природа. Если есть блики, их нужно использовать! Они, как и капли на объективе, могут давать очень красивый рисунок!

Я так же советую снимать с поляризационным фильтром. В горах очень ярко, и это даст вам не только основные возможности «полярника» - более глубокое и синее небо. Вы также сможете снимать с открытой диафрагмой, управляя глубиной резкости.


На фото: Андрей Москвин

Подводя итоги нашего интервью, какие основные советы ты дал бы фотографу, отправляющемуся снимать зимой в горы?

  • Прежде всего я бы советовал тепло одеться. Нет ничего хуже, чем замерзнуть на съемке или думать не о фотографии, а о том, где можно погреться
  • Берите запасные аккумуляторы и флешки
  • Легкий снег техника хорошо переносит, но во время сильного снегопада лучше накрыть камеру чехлом
  • Советую снимать в Raw. У вас всегда будет шанс поправить настройки, если вы забыли поменять параметры или торопились и не выставили нужную экспозицию
  • Во время облачной погоды советую повышать контраст снимков во время пост обработки. Например, вы можете сделать это в Nikon Capture
  • Всегда используйте специальные фоторюкзаки, защищенные от влаги
  • Запаситесь тряпочками для протирки оптики и камеры
  • Используйте бленду
  • Лайфхак: «Шапочка для душа, которую можно найти в ванной комнате вашего отеля - идеальное средство для съемки в плохую погоду»
  • После мороза не спешите доставать камеру из рюкзака или кофра. Дайте ей постепенно нагреться, иначе она покроется конденсатом и влага может попасть внутрь, что приведет к поломке

Если вас вдруг настиг творческий тупик, закончились новые идеи или просто ищете небольшую подсказку для фотосъемки девушки, то в качестве стартовой шпаргалки можно использовать эскизы, ведь они являются одним из важнейших этапов подготовки к . Чем тщательнее они продуманы, тем более интересные фотографии вы получите в результате фотосъёмки. Многие профессиональные фотографы используют такую методику при подготовке и во время фотосессии. Позы девушек для фотосессии из этой статьи следует использовать как начальные рекомендации, причем лучше всего просмотреть и обсудить предлагаемые ракурсы с вашей моделью, особенно если у нее мало опыта. Таким образом, вам удастся установить психологический контакт с моделью. Во время фотосессии не стесняйтесь спрашивать у модели её мнения, какие позы ей больше нравятся. Это помогает и модели, и фотографу чувствовать себя более уверенно, а в итоге – получить достойные . Будет очень полезным, если перед фотосессией модель продумает, что она хочет увидеть на снимках, что хочет подчеркнуть? Невинность? Сексуальность? Может что-то романтическое? Или какие-то особенные черты характера? Какие варианты поз лучше ей будут удаваться? Следующие позы являются подсказкой не только для модели, но и для фотографа, их можно распечатать или скинуть себе на телефон и носить с собой как шпаргалку, которая поможет вам в трудный момент.

В этой статье к каждой представленной позе подобрана фотография в качестве иллюстрации. Все снимки взяты из интернета (преимущественно с сайта //500px.com), авторские права принадлежат их авторам.

Итак, смотрим: удачные позы девушек для фотосессии.

2. Очень часто при съёмке портретов и модель, и фотограф забывают про положение рук. Однако, может получиться что-нибудь креативное, если вы попросите модель поиграть руками, пробуя разные положения у головы и лица. Главное запомнить одно правило – никаких плоских, напряженных ладоней: кисти должны быть мягкими, гибкими и, желательно, чтобы они не были обращены прямо в кадр ладонью или тылом кисти.

3. Наверное, вы знакомы с таким композиционным правилом, как .

4. Очень милая поза для сидящей модели – со сведенными вместе коленями.

5. Еще одна открытая и притягательная поза – модель лежит на земле. Опуститесь и сделайте кадр практически с уровня земли.

6. И снова вариант для положения лежа: можно попросить модель поиграть с руками – сложить их или спокойно опустить на землю. Прекрасный ракурс для съемки на улице, среди цветов и трав.

7. Самая элементарная поза, но смотрится просто сногсшибательно. Снимать необходимо с нижнего уровня, обходите модель по кругу, делая снимки с разных ракурсов. Модель должна быть расслабленной, можно менять положение рук, кистей, головы.

8. А эта потрясающая поза хорошо подходит для девушек с любой фигурой. Попробуйте разные позиции ног и рук, фокусируйтесь на глазах модели.

9. Милая и игривая поза. Отлично подходит для практически любого интерьера: на постели, в траве или на пляже. Сфотографируйте модель из нижнего положения с фокусировкой на глазах.

10. Замечательный способ продемонстрировать красивую фигуру модели. Отлично подчеркивает силуэт на ярком фоне.

11. Еще одна приветливая поза для сидящей модели. Посадите модель, чтобы одно колено было прижато к груди, а другая нога, также согнутая в колене, лежала на земле. Взгляд направлен в объектив. Попробуйте использовать разные углы съемки для лучшего результата.

12. Отличный способ продемонстрировать всю красоту и пластику тела модели. Можно использовать как позу для силуэта на ярком фоне.

13. Простое и естественное положение с большим количеством возможных вариантов. Пусть модель поэкспериментирует с положением бедер, рук, головы.

14. Простая и в тоже время элегантная поза. Модель повернута немного в бок, руки в задних карманах.

15. Небольшой наклон вперед может ненавязчиво подчеркнуть формы модели. Это выглядит весьма привлекательно и сексуально.

16. Чувственная поза с поднятыми руками выгодно подчеркивает плавные изгибы тела. Хорошо подходит для стройных и подтянутых моделей.

17. Вариантов позирования в полный рост просто бесконечно, данное положение можно взять за начальную точку. Попросите модель легко поворачивать тело, менять положение рук, головы, направление взгляда и т.д.

18. Такая поза выглядит довольно расслабленной. Не забывайте, что можно опираться о стену не только спиной, но и плечом, рукой или бедром.

19. Кадры во весь рост являются довольно специфичным и лучше подходят для высоких, стройных моделей. Вот вам небольшой секрет: тело модели должно напоминать английскую букву S, вес перенесён на одну ногу, руки находятся в расслабленном состоянии.

20. Одна из лучших поз для стройных моделей с огромным количеством возможных вариантов. Чтобы поймать наиболее выгодную позицию, попросите модель медленно менять положение рук и непрерывно изгибать тело.

21. Романтичная, нежная поза. Используйте разные ткани и драпировки. С их помощью можно получить чувственные снимки. Не обязательно обнажать всю спину: зачастую, даже слегка обнаженное плечо создает кокетливое настроение.

22. Удачная поза для фотосессии и отличный ракурс, с которого модель кажется стройнее. Модель стоит боком, подбородок немного опущен вниз, а плечо слегка приподнято. Обратите внимание, что между подбородком и плечом должно оставаться небольшое расстояние.

23. Зачастую обычные позы оказываются наиболее удачными. Модель должна перенести тяжесть тела на одну ногу, а тело при этом изогнуть в S-форму.

24. Модель немного прикасается обеими руками к вертикальной поверхности, например, стене или дереву. Поза подходит для портретного снимка.

25. Если модель наделена красивыми длинными волосами – непременно покажите их в движении. Попросите ее быстро повернуть голову, чтобы волосы развивались. Поэкспериментируйте с выдержкой, чтобы получить чёткие или наоборот, смазанные и подчёркивающие движение кадры.

26. В следующей позе модель сидит на диване или кровати. Если дать девушке чашку кофе, то можно получить тематический снимок (например, девушка замерзла, а теперь отдыхает и греется).

27. Отличная и удобная поза, которая подходит для фотосессии в доме, студии на диване и не только…

28. Красивая поза для модели, сидящей на диване.

29. Превосходный вариант для фотографирования модели, сидящей на земле. Фотограф может снимать с разных ракурсов.

30. В положении сидя можно поэкспериментировать, не стоит ограничивать себя только определенными сюжетными позами.

31. Считается, что при скрещивании ног и рук между людьми создаётся некий психологический барьер, и при фотосъемке это нерекомендательно. Однако это не всегда так. Фотографу стоит попробовать сделать фото, где руки модели скрещены на груди. Это отличная поза для женской фотосессии.

Anton Rostovskiy

32. Не всегда стоит придумывать определённое положение рук. Совершенно нормально оставить их в естественном положении,расслабленными. Тоже самое можно сказать и про ноги. Единственно, помните, что стоя, модель должна переносить вес тела на одну ногу.

33. Еще один пример позы для фото в полный рост, который идеально подходит для фотосессии. Руки девушки, полностью или частично, находятся в карманах.

34. Это поза выигрышна для летней фотосессии. Попросите модель разуться и медленно прогуляться.

35. Руки модели за спиной, необычная, но очень открытая и искренняя поза. Также модель может прислониться к стене.

36. Для достойных официальных портретов подойдет очень простая, и в тоже время, эффектная позиция. Модель стоит немного боком, а лицом повернуто к фотографу, голова немного наклонена набок.

37. Очень гармонично модель будет смотрится в кадре, если обе руки поставить на талию. Поза подходит для поясного портрета и портрета в полный рост.

38. Если поблизости есть какой-нибудь высокий предмет мебели, на который можно облокотиться одной рукой, обязательно используйте его. Это поможет созданию формальной, но в тоже время свободной и располагающей позы.

39. Еще одна удачная поза – присесть на что-нибудь. Хорошо подходит как для съемок в помещении, так и на улице.

40. Пример женственной и выигрышной позы для снимка модели в полный рост.

41. Достаточно сложная поза, в силу того, что нужно передать движение модели. Тем не менее, если всё сделать верно, наградой послужит отличный, элегантный фэшн-снимок.

42. Отличная поза, правда, потребуются определенные настройки камеры: девушка опирается на забор или перила моста. Большая диафрагма обеспечит небольшую глубину резкости и расплывчатый задний план.

43. Великолепная поза, если все сделано с учетом ее особенностей. Правильное расположение рук и ног играют здесь решающую роль. Идеально подходит для любого телосложения. Обратите внимание на то, что съемка должна проводиться из несколько приподнятого положения.

44. Прекрасная поза для интимной фотографии. Хорошо применяется в различных условиях, на кровати, пляже и т.д.

45. Еще одна интересная поза. Ракурс берём с нижней точки. Верхняя часть тела модели немного приподнята, а голова слегка наклонена вниз. Ноги согнуты в коленях вверх, ступни перекрещены.

46. Такая поза – не из самых простых. Следует обратить внимание на несколько вещей: рука, на которую опирается модель, должна быть повернута ладонью от тела, мышцы живота должны быть под контролем, ноги должны быть вытянуты. Поза идеальна для спортивного типа телосложения.

47. Следующая сложная поза требует профессионализма от фотографа. Для успешного конечного результата он должен принимать во внимание положение всех частей тела – головы, рук, талии (не должно быть складок на коже!), бедер и ног.

Горы - это одно из самых потрясающих чудес природы. Они величественные и могучие. Они всегда разные. Даже одна гора может быть дружелюбной и приветливой и в то же время опасной и дикой. Горой можно любоваться с другой, более высокой горы и тогда ты чувствуешь, что эта гора принадлежит тебе или смотреть на них снизу. В таком случае вся мощь и фундаментальность горы давит на тебя и чарует свей силой.

Правило золотого часа в горах актуально как ни где. За час до рассвета нужно быть готовым к съёмкам, так как именно в это время солнце пробуждает весь мир вокруг вас. Когда солнце взошло, есть только один час до того, как его прямые лучи зальют всё ярким светом и сделают тени жёсткими, а контраст слишком высоким. За час до заката также нужно доставать камеру из сумки. После падения солнца за горизонт на протяжении двух часов нужно успеть сделать все кадры, иначе придётся ждать следующий день.

Как фотографировать в горах?

Самые лучшие кадры получаются при съёмке под таким углом под которым обычно люди не смотрят на гору. Это правило актуально для всех стилей фотографирования.

Итак, про горы. Самые банальные фотографии - это снимки с дороги. Все видят гору с этого ракурса. Если это не живописная дорога, которая завораживает своими изгибами, не нужно её фотографировать. Отойдите с дороги в сторону как можно дальше. Даже если орога будет в кадре, это уже будет не такая обычная фотография. Можно использовать дорогу как ведущую линию, отправляющую взгляд зрителя к горе.

Постарайтесь забраться как можно выше, туда, куда люди обычно не лезут просто так. Фотографируйте сверху вниз. Это будет действительно необычный ракурс.

Для того, чтобы понять, как правильно выбрать ракурс, подумайте о цветах. Мы всегда смотрим на них сверху вниз. Это для нас обыденно и такой ракурс на фотографии не завораживает. Опустите камеру ниже уровня бутонов или на один уровень с ними. Это позволит взглянуть на цветы с такой точки, в которой наши глаза не оказываются никогда, если мы только не лежим на земле, что случается крайне редко. Так же относитесь к снимкам гор. Выберите необычный ракурс.

Чем снимать?

Для создания шедевра не нужна дорогая камера с невероятным объективом. Достаточно самых обыкновенных фотоаппаратов. Вполне подойдут даже зеркалки и беззеркалки начального уровня. Даже на суперзум или компакт можно сделать хорошие кадры, но тут уже будет страдать качество картинки, хотя при нормальном освещении эти камеры рисуют вполне нормальное изображение.

Самое главное в аппаратуре - это умение ей пользоваться. Качество оптики имеет большее значение, чем качество камеры. Сверхширокоугольная оптика в горах не нужна. 28мм будет вполне достаточно. Также для работы будет нужен Телеобъектив. Для комфортной и качественной работы необходим диапазон фокусных расстояний от 100 до 400 мм. С такой оптикой горные хребты будут у вас в руках.

В горах наблюдается большой перепад яркости между небом и землёй. Камера не способна захватить весь динамический диапазон в одном кадре, поэтому нужно снимать с брекетингом экспозиции или с градиентными фильтрами. В горах очень большое количество ультрафиолета, поэтому следует позаботиться не только о коже, но и об ультрафиолетовом фильтре для более точной цветопередачи.

При съёмке близких объектов нужно устанавливать диафрагму примерно на F/11-16. Это позволит уместить в фокусе большое пространство переднего плана. При этом задний план (горы) будут размытыми не смотря на маленькую дырку диафрагмы. Фотографировать желательно со штатива, так как при такой маленькой диафрагме выдержка будет увеличена и есть вероятность появления шевелёнки.

И самый распространённый совет - продумывайте сюжет снимка, следите за формами и линиями в кадре, обращайте внимание на цвет.

Горные пейзажи очаровывают и захватывают дух и не только потому, что удивительно красивы, но и ввиду сложности их создания. Съемка гор - это жанр, ориентированный на физически выносливых и сильных духом людей, которых не страшат технические трудности и сложности, связанные с работой в труднодоступных местах. Как снимать в горах, чтобы получить качественные снимки? В этой статье мы дадим практические рекомендации начинающим фотографам и подскажем, какие параметры лучше всего использовать при настройке камеры, чтобы получить кадры с естественной цветопередачей.

Главной сложностью при съемке горных пейзажей является проблема цветопередачи. Яркие краски, которые видит невооруженный глаз, на фото преображаются в тусклые и неприглядные тона, пагубно влияющие на качество снимка. Этот феномен связан с особенностями горного воздуха и большим расстоянием между фотографируемыми объектами. Чтобы получить кадры с естественными цветами, нужно побеспокоиться о хорошем оборудовании, правильной регулировке светочувствительности, выдержки и диафрагмы.

Оборудование, которое потребуется для съемки в горах

Собираясь поработать на свежем воздухе и сделать красивые пейзажи, побеспокойтесь о наличии:

  • широкоугольного объектива, который даст возможность создавать панорамные снимки;
  • штатива, он позволит работать на ветру и делать длинные выдержки;
  • фотофильтров, которые помогут справиться с избытком ультрафиолетового излучения при подъеме, защитить матрицу фотоаппарата и убрать ненужные блики;
  • запасных аккумуляторов для камеры, так как на холоде они разряжаются довольно быстро;
  • удобного рюкзака, дождевика, запасной обуви и одежды, телефона, аптечки, продуктов питания и карты.

Настройка основных параметров камеры при работе в горах


Чтобы получить качественные снимки, нужно правильно настроить фотокамеру.

  • Настройка светочувствительности

Значение ISO при съемке в горах рекомендуется устанавливать в диапазоне от 100 до 400 единиц. Высокие значения ISO оправданы при недостатке света, при съемке движущегося объекта и при отсутствии возможности неподвижно установить камеру. Если же стоит задача подчеркнуть динамичность, например, при фотографировании лыжников или других перемещающихся объектов, стоит установить минимальное значение ISO.

  • Настройка выдержки

Чем выше скорость движения объекта, тем меньшую выдержку следует устанавливать. Для съемки лыжников рекомендуется выбирать значение не больше 1/1000. Более длинная выдержка приведет к появлению смазанного следа. Важно учитывать и расстояние до фотографируемого объекта: чем ближе он находится, тем короче должна быть выдержка. Это позволит добиться высокой четкости. И еще один момент: при съемке сбоку выдержку обычно выбирают короче, чем при фотографировании объекта, движущегося на камеру.

  • Настройка диафрагмы

Как известно, уровень открытия диафрагмы оказывает влияние на резкость снимка: малое открытие обеспечивает большую зону резкости, большое - размывает все объекты на снимке, кроме того, который находится в фокусе. Регулируя уровень открытия диафрагмы, можно достичь желаемого эффекта. Напомним, что этот показатель выражается в виде дроби. Чем больше знаменатель дроби, тем меньше открытие диафрагмы.

Регулируя эти параметры совместно, можно добиться идеальной экспозиции и цветопередачи. Но помните, что для увеличения света, рекомендуется не открывать диафрагму, нарушая резкость и фокусировку, а увеличивать время выдержки. Изменять значение диафрагмы целесообразно для регулировки глубины резкости.

(по материалам интервью журналу Foto&Video-www.FOTO -VIDEO .ru).

Перед тем, как снимать – Думай!

Лучше меньше, да лучше! (пардон – не я сказал). При иллюзии легкости и совершенства современной цифровой фото идиллии, очень скоро супер-мега-гига- байты сметут Вас и завалят ящиками отснятых DVD болванок, если только вы вовремя не перейдете от Количества к Качеству!

Думай и снимай горизонтально , как люди видят горы. Если снимаешь что-то, сделай пару кадров слева и пару справа с теми же установками экспозиции - в идеале получишь панораму, но если и нет, не будешь жалеть о том, что снимку, на который потрачено столько сил, не хватает пространства по горизонтали.

Могущество Мечты в его Величии, над которым даже у времени нет Власти...
Про маленькие домики, одиноко стоящие перед бескрайним хребтом Кавказских гор...
Панорама Кавказа с севера со стороны Малки. Сшивка из 14-ти кадров. Раннее утро. Справа - Эльбрус.
Просто специально приехал, встал пораньше и снял со штатива...

Слушать Слайд 35 мм.

Думай и снимай градиентно - глаз легко приспосабливается к перепаду яркостей, но пленка и уж подавно цифра не передаст большой контраст - градиентный фильтр или вилка экспозиции с последующей мультиэкспозицией при пост обработке обязательны.

Думай и снимай сегментарно - мы смотрим на гору издали, потом подходим и рассматриваем детали. Снимок телевиком издали не создаст того впечатления, как несколько склеенных вместе кадров, сделанных «нормальным» объективом без искажений с близкого расстояния. Штатник и ноги лучше телевика. Конечно, это трудоемко, но лучше сделать одну хорошую фотографию, чем сотню банальных.


Про белую Птицу с бескрайними крыльями, обнимающими голубое Небо...
Эльбрус от озера у станции Новый Кругозор... Много-много вертикальных кадров...
Цифра. Canon 40D

Мысли в двух пространствах - цветном и черно-белом. Невыразительная цветная фотография под пасмурным небом в ч/б может быть просто шедевром. Облачность и даже пасмурность - есть качественная равномерная засветка. Кстати в последнем Фотошопе CS 3 есть специальная функция по более корректному переводу изображения из Цвета в Ч.Б. Возможно, большая половина представленных здесь кадров в черно-белом цвете тоже будет смотреться очень Величественно.

Just do it Now !!! Now ! Снимай, если есть возможность, - сейчас! Не откладывай на потом, не думай, что через секунду или пять минут сюжет станет лучше. Самое дешевое в горах - пленка и мегабайты.

Используйте контровый свет. Горные сюжеты бывают «жесткие» - контровый свет и силуэты хорошо передают это чувство. Причем зачастую подсветка лиц лишь ухудшает впечатление.


Пару слов о Луне… Люди привыкли в своем сознании и воображении к большой луне на небе. Мое зрительное восприятие рисует ее такой всегда. Однако, штатный или широкоугольный объектив регистрирует вместо Лунной красавицы маленькую белую размытую точку. Мульти экспозиция с луной для меня не будет обманом - это единственный способ показать в кадре то, как мы «по-человечески» видим луну на небе. Ну а уж если я просидел целую ночь высоко в горах и видел ту самую луну, она обязательно найдет свое место в моем сознании и в моем кадре… как сказал один мой знакомый - уважаемый Художник и Звездочет – своеобразным Брендом…

В фотографии нет слабых звеньев - хорошо снять, на хорошую камеру, на хорошую пленку, хорошо проявить, хорошо отсканировать, качественно склеить (если речь идет о панорамах), качественно обработать, сделать цветокоррекцию и напечатать, сделав предварительно несколько фотопроб. Ни одно звено нельзя «упустить».

Несколько слов про аппаратуру. Хорошая аппаратура та, которую вы можете купить, изучить и использовать на сто процентов. Для супер кадров не надо ждать супер камер. Можно иметь дорогущие камеры, и не снимать ничего путного и, наоборот, довольно простенькой камерой можно снимать Шедевры… При выборе – что купить - камеру или новый объектив, сделайте предпочтение в пользу Хорошей оптики…

Про скорострельность фотокамер. Скорости срабатывания затвора, скажем, у Canon 40D – 4,5 кадров в секунду достаточно, чтобы обеспечить 2-3-х секундный пролет лыжника или сноубордиста на рампе огромного трамплина… И если вы сознательно выбираете камеру по принципу скорострельности, не плохо было бы еще уметь сшивать из нескольких десятков различных кадров одну красивую панорамную раскадровку и “набить руку” на плавности движения во время проводки объективом при съемке подобных трюков.





Готовься к съемке быстротекущих событий заранее. Будь то прыжок на сноуборде, катание с вертолетом, БЭЙС и многое другое… Будь готов к молниеносному экстриму, успей правильно заранее сформировать кадр, навести резкость, нажать на клавишу спуск, “растрелять” всю гашетку много-мегабайтных кадров в секунду, а потом все это еще “сшить” и обработать… Порой от этих 2-3-х секунд зависит Успех целой многодневной экспедиции, труд многих людей, и именно эти кадры для Зрителя и оправдывают риск Главного Актера того или другого экшн проекта…

Съемка людей и экстрима - нечто обратное отдыху и спорту. Модели должны работать на фотографа, а не наоборот, иначе никому, кроме самих себя на фото, они не будут интересны. Если хочешь конкурировать с мастерами, не «щелкай своего крутого пацана». Человек должен висеть, прыгать, находится там, где ты скажешь, и столько, сколько тебе надо, а не там, где ему удобно. Не беда, что за день ты сделаешь всего лишь один хороший кадр. Потом все будут стараться его повторить, но у них ничего не выйдет. Потому что они будут пытаться снять, как он катается, а не он будет кататься так, как надо тебе для съемки.

Особенно интересно снимать “горную архитектуру”, то есть различные строения на фоне гор, будь то старинные башни или современные постройки, особенно в сумерках, когда вся эта “Цивилизация” светится в темноте электрическим светом…



Приют Кара-Баши у подножия Эльбруса на восходе солнца.
Cлайд 6х9


Не снимайте в угоду кому-то , пока этот мифический кто-то не станет конкретным клиентом или заказчиком данной съемки. Снимайте для себя и именно Вы являетесь первым зрителем и конечным судьей каждого вашего кадра. И если он (то есть кадр) вам не нравится, то, возможно и другие от него будут не в восторге…

У вас есть не более минуты чужого внимания… Используйте свой шанс на все 100%! Помните, что у людей нет времени, чтобы смотреть фотографии. Человеку, для которого горы чужие, уже на десятом кадре они будут казаться все на одно лицо. Нужно привлечь его внимание абсурдом. Абсурд или, вернее, неожиданность заставляет человека выделить этот кадр из массы других и смотреть на него секунд на пять дольше. Именно за эти 5 сек у вас есть шанс вложить в его уши то, что вы хотели бы… Абсурд не может создать хороший кадр, но может привлечь внимание. Самое сложное - это вырвать человека из его рутинного времени. И только потом он заметит, как же красиво то, что служит фоном этому абсурду и как мастерски все это снято.


Про пиво и сакс на фоне Ушбы... Или еще одно Свидание с Великой Горой.
Мой друг пьет настоящий Miller. На Немецкие ночевки мы притащили целый
ящик. На Ушбинское плато - пару бутылок.
Я играю на саксе - "Призрачно все..." И Ушба всем своим 2-х километровым склоном
Северных стен отражает звук саксафона, как бы подпевая мне.
И я физически слышу звук ее пения низкочастотной вибрацие от горного эхо...
На Ноже Ушбы, перед самым выходом на Северный гребень с огромными карнизами по классике 4А лезут 2 человека.
На оригинальном фото их хорошо видно.
При звуке моего саксофона они затормозили, остановились и начали спускаться...
И в этот момент с Северного гребня, со всего маршрута шарахнула огромная лавина, вызванная падением карниза...
Возможно, это звук моего саксафона спровоцировал его сход.
И уж тем более, если бы эта парочка полезла бы туда - она бы точно "ушла" с этим карнизом вниз...
На плато мы повстречались. Обменялись мнениями. Они пощупали меня, глядя на сакс - наверно проверяя, не Ангел ли я?
Мы предложили им пива... Они отказались...
Слушать
Слайд 6х9 см.