Герман лопатин биография. Значение лопатин герман александрович в краткой биографической энциклопедии

В Санкт-Петербурге

Ге́рман Алекса́ндрович Лопа́тин (13 (25) января (18450125 ) , Нижний Новгород , - 26 декабря , Петроград) - русский политический деятель, революционер, член Генерального совета I Интернационала , первый переводчик «Капитала » Карла Маркса на русский язык.

Биография

Герман Лопатин родился в городе Нижнем Новгороде в семье потомственного дворянина, действительного статского советника, председателя Ставропольской Казённой палаты Александра Никоновича Лопатина и Софьи Ивановны Лопатиной (урождённой Крыловой).

Несколько раз нелегально посещает Россию для участия в революционной борьбе. В 1879 году Лопатин в очередной раз приехал в Россию, но через 6 дней был арестован и сослан в Ташкент , где восемь месяцев жил в доме своих знакомых Ошаниных, на улице Шелковичной . Хозяин дома, в котором проживал Лопатин, - В. Ф. Ошанин - поручился городским властям за Лопатина, что позволило ему свободно перемещаться по городу и выезжать на экскурсии за город.

Позднее ссылка в Ташкенте заменена ссылкой в Вологде , откуда в 1883 году Лопатин бежит сначала в Париж, а затем в Лондон.

Места проживания

Литературная и переводческая деятельность

Герман Лопатин был известен широкому кругу читателей и как литератор, автор печатавшихся в революционных изданиях очерков, писем-памфлетов на русский царизм. В 1877 году в Женеве был издан сборник «Из-за решетки», включавший произведения Вольной русской поэзии и открывавшийся предисловием Лопатина.

Для стихов Лопатина, написанных в Шлиссельбургской крепости, характерны мотивы гражданственности. Художественный дар Лопатина признавали И. С. Тургенев , Г. И. Успенский , Л. Н. Толстой , М. Горький .

Перевёл несколько трудов с английского, немецкого и французского языков.

Публицистические статьи:

  • Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии - «Очерк заселения свободных земель Пятигорского уезда, оставшихся после ушедших в Турцию ногайцев» (1870, Вып. III)
  • Журнал «Вперед!» (Лондон): «Из Иркутска» (1874, т. II), «Не наши» (1874, т. III);
  • Газета «Вперед!»: «Из Томска» (1876, No 25, 15 (3) января), «А. П. Щапов. Письмо в редакцию» (1876, No 34, 1 июня (20 мая)), «Воспоминания об И. А. Худякове» (1876, No 47, 15 (3) декабря) и др.;
  • Журнал «Былое» (Пб.): «К истории осуждения доктора О. Э. Веймара» (1907, No 3), «По поводу „Воспоминаний народовольца“ А. Н. Баха» (1907, No 4) и др.;
  • Журнал «Минувшие годы» (Пб.) «Примечания к статье „Н. Г. Чернышевский в Вилюйске“» (1908, № 3), переводы: «Письма Карла Маркса и Фридриха Энгельса к Николаю-ону» (No 1, 2), Позднее вышла книга под тем же заглавием - СПб., 1908, «Отрывки из писем Маркса и Энгельса к Зорге, Вольте и другим» (No 2).
  • Журнал «Современник» (Пб., 1911, No 1) некролог «В. А. Караулов», перепечатка из журнала «Вперед!» очерка «Не наши».
  • Газете «Речь» (Пб.) заметка о журнале «Вперед!» под рубрикой «Письма в редакцию» (1916, 20 декабря).
  • Журнал «Голос минувшего» - статьи «Из рассказы о П. Лаврове» (1915, No 9) и «К рассказам о П. Л. Лаврове» (1916, No 4);
  • Журнал «Русская воля» - «Поблажки династам. Письмо Г. А. Лопатина от 3 марта 1917 г. военному министру А. И. Гучкову по поводу слухов о выезде Николая Романова в ставку» (1917, No 8, 10 марта);
  • Газета «Одесские новости» - «Первые дни революции. Из дневника Г. А. Лопатина» (1917, 12 марта).

Переводы:

  • Спенсер Г. Основания психологии. Пер. со 2-го англ. изд. Т. 1-4. СПб., И. И. Билибин, 1876;
  • Спенсер Г. Основания социологии. Т. 1, 2. СПб., И. И. Билибин, 1876;
  • Спенсер Г. Основания науки о нравственности. Пер. с англ. СПб., И. И. Билибин, 1880;
  • Тэн И. Происхождение общественного строя современной Франции. Пер. с 3-го франц. изд. Г. Лопатина. Т. 1. Старый порядок. СПб., И. И. Билибин, 1880 (новое изд.: СПб., М. В. Пирожков, 1907);
  • Типдаль Дж. Гниение и зараза по отношению к веществам, носящимся в воздухе. Пер. с англ. Г. А. Лопатина. СПб., И. И. Билибин, 1883;
  • Что сделал для науки Чарльз Дарвин. Популярный обзор его главнейших работ по всем отраслям естествознания, сделанный английскими профессорами и учеными - Гексли, Чейки, Роменсом и Дайером. СПб., Ф. Павленков, 1883;
  • Жоли А. Психология великих людей. Пер. с франц. СПб., Ф. Павленков, 1884;
  • Адлен Ч. Гр. Виньетки с натуры и научные доказательства органического развития Джорджа Роменса. Пер. с англ. Г. А. Лопатина. СПб., И. И. Билибин, 1883;
  • Карпентер В. Б. Месмеризм, одилизм, столоверчение и спиритизм с исторической и научной точек зрения. Лекции… Пер. с англ. СПб., И. И. Билибин, 1878.
  • Маркс К. Капитал, т. 1. СПб., 1872. О переводе «Капитала» (перевёл 1/3 тома)
  • Уле Отто. Химия кухни. Пер. с нем. Тетр. -3. СПб., 1865-1867;
  • Иегер Г. Зоологические письма. М., 1865.
  • Э. Бернштейн «Карл Маркс и русские революционеры» (Минувшие годы, 1908, No 10, 11)

Общественное признание

Напишите отзыв о статье "Лопатин, Герман Александрович"

Примечания

  1. Т.А. Тлустая. (рус.) . Ставропольская правда (2001). - Справка о конкурсе Лопатина. Проверено 30 августа 2009. .
  2. Ю.В. Давыдов. (рус.) (php). Энциклопедия Санкт-Петербурга. - Энциклопедическая статья. Проверено 30 августа 2009. .
  3. По заявлению самого Г. А. Лопатина, сделанного при заполнении , за всю жизнь он «сидел 27 раз в 18 разных тюрьмах», однако достоверно известно о шести тюремных заключениях.
  4. Название происходит от размера членского взноса в один рубль.
  5. А.В. Седов. (рус.) . Авторская статья. - Справка о Лопатине Г.А.. Проверено 30 августа 2009. .
  6. Герман Лопатин первым начал работу по переводу этого произведения Карла Маркса, однако осуществил только около трети общей работы. Перевод был закончен его другом Н. Ф. Даниельсоном и издан в 1872 году.
  7. Карл Маркс высоко ценил выдающиеся способности Германа Лопатина, ставшего его другом.
  8. Брак распался в 1883 году.
  9. В советское время улица Шелковичная в Ташкенте носила имя Германа Лопатина.
  10. В повести «Божеское и человеческое» Лев Толстой описал методику, которую Герман Лопатин использовал в одиночной камере для сохранения здравого рассудка.

    «Чтобы выносить одиночное заключение, он мысленно переносил себя, куда ему вздумается. Например, он идёт по такой-то улице, смотрит на магазины, на людей, входит в такой-то дом, подымается по лестнице, входит к приятелю, говорит то-то, ему отвечают и т.д. Время проходит незаметно, и при этом он управляет воображением, а не воображение им, что бывает со многими заключёнными, доходящими до галлюцинаций.»

  11. А. Чернов-Казинский. (рус.) . Ставропольская правда (9 февраля 2007). - Статья о районе Ставрополя. Проверено 30 августа 2009. .
  12. Килессо Г. Улица Германа Лопатина / По следам Иркутской легенды. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1976. - С. 51-57. - 206 с. -10000 экз.
  13. .
  14. Улица носила название Лопатинской до того, как революционер прославил свою фамилию. На заре социалистических преобразований улицу переименовали в Челюскинскую, а после Великой Отечественной войны вернули ей первоначальное наименование, очевидно, наполнив его новым содержанием и связав с именем Г. Лопатина, проживавшего в Ставрополе.
  15. Т. Коваленко. (рус.) . Ставропольская правда (27 мая 1999). - Статья об истории ул. Комсомольской в Ставрополе. Проверено 30 августа 2009. .

Ссылки

  • .
  • .
  • .

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Давыдов Ю. В. Герман Лопатин, его друзья и враги - М.: Сов. Россия, 1984
  • Давыдов Ю. В.
  • Миронов Г. М. , Герман Лопатин - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1984. - 397 с.

Отрывок, характеризующий Лопатин, Герман Александрович

– Вы ведь дружны с Борисом? – сказала ему Вера.
– Да, я его знаю…
– Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе?
– А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.
– Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l"amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N"est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?]
– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.
Но в это время Берг подошел к Пьеру, настоятельно упрашивая его принять участие в споре между генералом и полковником об испанских делах.
Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Всё было похоже. И дамские, тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; но одного еще недоставало, того, что он всегда видел на вечерах, которым он желал подражать.
Недоставало громкого разговора между мужчинами и спора о чем нибудь важном и умном. Генерал начал этот разговор и к нему то Берг привлек Пьера.

На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.
Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться.
Когда вечером князь Андрей уехал, графиня подошла к Наташе и шопотом сказала:
– Ну что?
– Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа.
Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса.
– Но такого, такого… со мной никогда не бывало! – говорила она. – Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да? Мама, вы спите?
– Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди.
– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».
– Что ж он тебе еще говорил? Какие стихи то эти? Прочти… – задумчиво сказала мать, спрашивая про стихи, которые князь Андрей написал в альбом Наташе.
– Мама, это не стыдно, что он вдовец?
– Полно, Наташа. Молись Богу. Les Marieiages se font dans les cieux. [Браки заключаются в небесах.]
– Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать.
В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней.

В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом.
Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей.
– А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.
Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.
– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.
– В Наташу Ростову, да? – сказал он.
– Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…
– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
– Но она!
– Она любит вас.
– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.
– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.
– Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…
– Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.
– Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.
– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.

Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.
Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.
Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.
Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год.
Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург.

На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия.
Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие.
Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан.
Графиня стала успокоивать Наташу. Наташа, вслушивавшаяся сначала в слова матери, вдруг прервала ее:
– Перестаньте, мама, я и не думаю, и не хочу думать! Так, поездил и перестал, и перестал…
Голос ее задрожал, она чуть не заплакала, но оправилась и спокойно продолжала: – И совсем я не хочу выходить замуж. И я его боюсь; я теперь совсем, совсем, успокоилась…
На другой день после этого разговора Наташа надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам веселость, и с утра начала тот свой прежний образ жизни, от которого она отстала после бала. Она, напившись чаю, пошла в залу, которую она особенно любила за сильный резонанс, и начала петь свои солфеджи (упражнения пения). Окончив первый урок, она остановилась на середине залы и повторила одну музыкальную фразу, особенно понравившуюся ей. Она прислушалась радостно к той (как будто неожиданной для нее) прелести, с которой эти звуки переливаясь наполнили всю пустоту залы и медленно замерли, и ей вдруг стало весело. «Что об этом думать много и так хорошо», сказала она себе и стала взад и вперед ходить по зале, ступая не простыми шагами по звонкому паркету, но на всяком шагу переступая с каблучка (на ней были новые, любимые башмаки) на носок, и так же радостно, как и к звукам своего голоса прислушиваясь к этому мерному топоту каблучка и поскрипыванью носка. Проходя мимо зеркала, она заглянула в него. – «Вот она я!» как будто говорило выражение ее лица при виде себя. – «Ну, и хорошо. И никого мне не нужно».
Лакей хотел войти, чтобы убрать что то в зале, но она не пустила его, опять затворив за ним дверь, и продолжала свою прогулку. Она возвратилась в это утро опять к своему любимому состоянию любви к себе и восхищения перед собою. – «Что за прелесть эта Наташа!» сказала она опять про себя словами какого то третьего, собирательного, мужского лица. – «Хороша, голос, молода, и никому она не мешает, оставьте только ее в покое». Но сколько бы ни оставляли ее в покое, она уже не могла быть покойна и тотчас же почувствовала это.
В передней отворилась дверь подъезда, кто то спросил: дома ли? и послышались чьи то шаги. Наташа смотрелась в зеркало, но она не видала себя. Она слушала звуки в передней. Когда она увидала себя, лицо ее было бледно. Это был он. Она это верно знала, хотя чуть слышала звук его голоса из затворенных дверей.
Наташа, бледная и испуганная, вбежала в гостиную.
– Мама, Болконский приехал! – сказала она. – Мама, это ужасно, это несносно! – Я не хочу… мучиться! Что же мне делать?…
Еще графиня не успела ответить ей, как князь Андрей с тревожным и серьезным лицом вошел в гостиную. Как только он увидал Наташу, лицо его просияло. Он поцеловал руку графини и Наташи и сел подле дивана.
– Давно уже мы не имели удовольствия… – начала было графиня, но князь Андрей перебил ее, отвечая на ее вопрос и очевидно торопясь сказать то, что ему было нужно.
– Я не был у вас всё это время, потому что был у отца: мне нужно было переговорить с ним о весьма важном деле. Я вчера ночью только вернулся, – сказал он, взглянув на Наташу. – Мне нужно переговорить с вами, графиня, – прибавил он после минутного молчания.
Графиня, тяжело вздохнув, опустила глаза.
– Я к вашим услугам, – проговорила она.
Наташа знала, что ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что то сжимало ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея.
«Сейчас? Сию минуту!… Нет, это не может быть!» думала она.
Он опять взглянул на нее, и этот взгляд убедил ее в том, что она не ошиблась. – Да, сейчас, сию минуту решалась ее судьба.
– Поди, Наташа, я позову тебя, – сказала графиня шопотом.
Наташа испуганными, умоляющими глазами взглянула на князя Андрея и на мать, и вышла.
– Я приехал, графиня, просить руки вашей дочери, – сказал князь Андрей. Лицо графини вспыхнуло, но она ничего не сказала.
– Ваше предложение… – степенно начала графиня. – Он молчал, глядя ей в глаза. – Ваше предложение… (она сконфузилась) нам приятно, и… я принимаю ваше предложение, я рада. И муж мой… я надеюсь… но от нее самой будет зависеть…
– Я скажу ей тогда, когда буду иметь ваше согласие… даете ли вы мне его? – сказал князь Андрей.
– Да, – сказала графиня и протянула ему руку и с смешанным чувством отчужденности и нежности прижалась губами к его лбу, когда он наклонился над ее рукой. Она желала любить его, как сына; но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек. – Я уверена, что мой муж будет согласен, – сказала графиня, – но ваш батюшка…
– Мой отец, которому я сообщил свои планы, непременным условием согласия положил то, чтобы свадьба была не раньше года. И это то я хотел сообщить вам, – сказал князь Андрей.
– Правда, что Наташа еще молода, но так долго.
– Это не могло быть иначе, – со вздохом сказал князь Андрей.
– Я пошлю вам ее, – сказала графиня и вышла из комнаты.
– Господи, помилуй нас, – твердила она, отыскивая дочь. Соня сказала, что Наташа в спальне. Наташа сидела на своей кровати, бледная, с сухими глазами, смотрела на образа и, быстро крестясь, шептала что то. Увидав мать, она вскочила и бросилась к ней.
– Что? Мама?… Что?
– Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня холодно, как показалось Наташе… – Поди… поди, – проговорила мать с грустью и укоризной вслед убегавшей дочери, и тяжело вздохнула.
Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав его, она остановилась. «Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, всё: он один теперь дороже для меня всего на свете». Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.
– Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?
Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь».
Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.
– Любите ли вы меня?
– Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.
– Об чем? Что с вами?
– Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.

Герман Лопатин родился в городе Нижнем Новгороде в семье потомственного дворянина, действительного статского советника, председателя Ставропольской Казённой Палаты Александра Никоновича Лопатина и Софьи Ивановны Лопатиной (урождённой Крыловой).

В 1861 окончил с золотой медалью Ставропольскую мужскую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, где сблизился с революционно настроенными студентами «ишутинцами». В студенческие годы активного участия в революционной деятельности не принимал.
В 1866 году Герман Лопатин окончил университет. В 1867 году получил степень кандидата наук. Остался жить в Санкт-Петербурге, от научной и служебной карьеры отказался.

В 1866 году впервые заключён на два месяца под стражу в Петропавловскую крепость в ходе широкой кампании арестов, последовавшей за покушением революционера-террориста Д. Каракозова на императора Александра II. Освобождён за отсутствием улик.

В 1867 году Герман Лопатин нелегально выезжает в Италию с намерением присоединиться к отрядам волонтёров Д. Гарибальди, но, прибыв на место уже после поражения повстанцев, возвращается на родину.

По возвращении в Санкт-Петербург вместе с Ф. В. Волховским создаёт революционное «Рублёвое общество» для изучения экономики страны, быта народа и его способности восприятия идей социализма, а также распространения революционной литературы. За эту деятельность в январе 1868 года Г. Лопатин был арестован и после 8 месяцев заключения в Петропавловской тюрьме сослан в Ставрополь-Кавказский под надзор родителей.
В ссылке с 1869 года по отцовской протекции Герман Лопатин становится чиновником особых поручений при местном губернаторе. В свободное от работы время занимается общественно-просветительской деятельностью и изучает труды Карла Маркса.

В 1869 году арестован вследствие обнаружения его письма при обыске у одного из привлечённых по так называемому «нечаевскому делу». Бежал с военной гауптвахты и перешёл на нелегальное положение.

В 1870 году Лопатин приехал в Швейцарию для разоблачения «иезуитских» действий С. Г. Нечаева. В Швейцарии предпринимает безуспешную попытку сплотить русскую революционную эмиграцию.

За границей начал перевод 1-го тома «Капитала» Карла Маркса, а летом 1870 года уехал в Англию, где лично познакомился с Марксом, и в сентябре 1870 года был введён там в состав Генерального совета I Интернационала.

Придя к убеждению, что объединить разрозненные русские революционные силы сможет лишь безусловно авторитетный лидер Н.Г. Чернышевский, Лопатин зимой 1870 года возвращается в Россию и направляется в Иркутск, чтобы освободить Н.Г. Чернышевского из ссылки. В 1871 эти намерения раскрываются и пресекаются заключением, которое проходит в тюрьмах Иркутска и Вилюйска. Дважды бежал из заключения неудачно. В 1873 году в Иркутске во время судебного перерыва по делу о его побеге дерзко сбежал от конвоя, укрывшись в тайге. Добрался до Санкт-Петербурга, откуда выехал за границу, где занялся переводческой и литературной деятельностю.

Переезжает в Париж, где живёт по документам английского подданного Барта. Женится на Зинаиде Степановне Корали, которая в 1877 году становится матерью сына Г.А. Лопатина - Бруно.

Несколько раз нелегально посещает Россию для участия в революционной борьбе. В 1879 году Лопатин в очередной раз приехал в Россию, но через 6 дней был арестован и сослан в Ташкент, где восемь месяцев жил в доме своих знакомых Ошаниных, на улице Шелковичной. Хозяин дома, в котором проживал Лопатин, - В.Ф. Ошанин - поручился городским властям за Лопатина, что позволило ему свободно перемещаться по городу и выезжать на экскурсии за город.

В 1883 году возвращается в Санкт-Петербург. В 1884 примыкает к «Народной воле» и в качестве члена новой Распорядительной комиссии ведёт по всей стране активную работу по объединению разрозненных сил этой запрещённой организации. Лопатину удалось объединить отдельные группы, усилить их работу и организовать убийство жандармского полковника Г.П. Судейкина 16 декабря 1883 года.
6 октября 1884 года Герман Лопатин был арестован. Найденные при нём документы и записи позволили раскрыть всю сеть революционной организации. Дело народовольцев, известное как «Процесс двадцати одного» или «лопатинское дело», закончилось в 1887 году. Лопатин был приговорен к смертной казни. Позднее наказание было заменено на пожизненную каторгу, которую он отбывал в Шлиссельбургской крепости. После 18 лет заключения в октябре 1905 года освобождён по амнистии без восстановления в правах состояния.

После освобождения Г.А. Лопатин проживал в Вильне. Будучи тяжелобольным человеком, отошёл от революционной деятельности, занимался литературной работой.

В 1913 году переехал в Санкт-Петербург (Петроград).

Скончался Герман Лопатин от рака 26 декабря 1918 года в Петропавловской больнице. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Места проживания

  • Нижний Новгород (место рождения);
  • до 1861. Ставрополь, ул. Барятинская (в настоящее время - Комсомольская) д.113 (учёба в гимназии);
  • 1861-1867 годы. Санкт-Петербург (учёба в университете, защита диссертации);
  • 1867 год. Италия (для участия в отрядах Гарибальди);
  • 1867-1868 годы. Санкт-Петербург (жил, работал);
  • 1868-1870 годы. Ставрополь-Кавказский (ссылка);
  • 1870 год. Париж;
  • 1870 год. Швейцария;
  • 1870 год. Англия;
  • 1870-1873 годы. Иркутск, Вилюйск (тюрьма);
  • 1873 год. Санкт-Петербург (жил после побега);
  • 1873-1879 годы. Париж (жил под фамилией Барт);
  • 1879-1880 годы. Ташкент, ул. Шелковичная, дом Ошаниных (ссылка);
  • 1880-1883 годы. Вологда (ссылка);
  • 1883 год. Париж;
  • 1883 год. Лондон;
  • Март 1884-06 октября 1884 года. Санкт-Петербург, Малая Конюшенная улица, д. 1/3, доходный дом Шведской церкви святой Екатерины;
  • 06 октября 1884-октябрь 1905 года. Шлиссельбургская крепость (тюремное заключение);
  • октябрь 1905-1913. Вильна.
  • 1913-26 декабря 1918 года. Санкт-Петербург (Петроград), Набережная реки Карповки, ул. Литераторов, д. 19, дом писателей имени В. И. Голубева.

Литературная и переводческая деятельность

Герман Лопатин был известен широкому кругу читателей и как литератор, автор печатавшихся в революционных изданиях очерков, писем–памфлетов на русский царизм. В 1877 году в Женеве был издан сборник «Из–за решетки», включавший произведения Вольной русской поэзии и открывавшийся предисловием Лопатина.

Для стихов Лопатина, написанных в Шлиссельбургской крепости, характерны мотивы гражданственности. Художественный дар Лопатина признавали И. С. Тургенев, Г. И. Успенский, Л. Н. Толстой, М. Горький.

Перевёл несколько трудов с английского, немецкого и французского языков.

Публицистические статьи:

  • Журнал «Вперед!» (Лондон): «Из Иркутска» (1874, т. II), «Не наши» (1874, т. III);
  • Газета «Вперед!»: «Из Томска» (1876, No 25, 15 (3) января), «А. П. Щапов. Письмо в редакцию» (1876, No 34, 1 июня (20 мая)), «Воспоминания об И. А. Худякове» (1876, No 47, 15 (3) декабря) и др.;
  • Журнал «Былое» (Пб.): «К истории осуждения доктора О. Э. Веймара» (1907, No 3), «По поводу «Воспоминаний народовольца» А. Н. Баха» (1907, No 4) и др.;
  • Журнал «Минувшие годы» (Пб.) «Примечания к статье «Н. Г. Чернышевский в Вилюйске»« (1908, №3), переводы: «Письма Карла Маркса и Фридриха Энгельса к Николаю-ону» (No 1, 2), Позднее вышла книга под тем же заглавием – СПб., 1908, «Отрывки из писем Маркса и Энгельса к Зорге, Вольте и другим» (No 2).
  • Журнал «Современник» (Пб., 1911, No 1) некролог «В. А. Караулов», перепечатка из журнала «Вперед!» очерка «Не наши».
  • Газете «Речь» (Пб.) заметка о журнале «Вперед!» под рубрикой «Письма в редакцию» (1916, 20 декабря).
  • Журнал «Голос минувшего» – статьи «Из рассказы о П. Лаврове» (1915, No 9) и «К рассказам о П. Л. Лаврове» (1916, No 4);
  • Журнал «Русская воля» – «Поблажки династам. Письмо Г. А. Лопатина от 3 марта 1917 г. военному министру А. И. Гучкову по поводу слухов о выезде Николая Романова в ставку» (1917, No 8, 10 марта);
  • Газета «Одесские новости» – «Первые дни революции. Из дневника Г. А. Лопатина» (1917, 12 марта).

Переводы:

  • Спенсер Г. Основания психологии. Пер. со 2–го англ. изд. Т. 1–4. СПб., И. И. Билибин, 1876;
  • Спенсер Г. Основания социологии. Т. 1, 2. СПб., И. И. Билибин, 1876;
  • Спенсер Г. Основания науки о нравственности. Пер. с англ. СПб., И. И. Билибин, 1880;
  • Тэн И. Происхождение общественного строя современной Франции. Пер. с 3–го франц. изд. Г. Лопатина. Т. 1. Старый порядок. СПб., И. И. Билибин, 1880 (новое изд.: СПб., М. В. Пирожков, 1907);
  • Типдаль Дж. Гниение и зараза по отношению к веществам, носящимся в воздухе. Пер. с англ. Г. А. Лопатина. СПб., И. И. Билибин, 1883;
  • Что сделал для науки Чарльз Дарвин. Популярный обзор его главнейших работ по всем отраслям естествознания, сделанный английскими профессорами и учеными – Гексли, Чейки, Роменсом и Дайером. СПб., Ф. Павленков, 1883;
  • Жоли А. Психология великих людей. Пер. с франц. СПб., Ф. Павленков, 1884;
  • Адлен Ч. Гр. Виньетки с натуры и научные доказательства органического развития Джорджа Роменса. Пер. с англ. Г. А. Лопатина. СПб., И. И. Билибин, 1883;
  • Карпентер В. Б. Месмеризм, одилизм, столоверчение и спиритизм с исторической и научной точек зрения. Лекции... Пер. с англ. СПб., И. И. Билибин, 1878.
  • Маркс К. Капитал, т. 1. СПб., 1872. О переводе «Капитала» (перевёл 1/3 тома)
  • Уле Отто. Химия кухни. Пер. с нем. Тетр. –3. СПб., 1865–1867;
  • Иегер Г. Зоологические письма. М., 1865.
  • Э. Бернштейн «Карл Маркс и русские революционеры» (Минувшие годы, 1908, No 10, 11)

Общественное признание

  • Именем Германа Лопатина в 1985 названа новая улица в Невском районе Санкт-Петербурга.
  • Именем Германа Лопатина названа улица в микрорайоне Верхние Печёры Нижнего Новгорода.
  • В Ташкенте в советское время ул. Шелковичная была переименована в улицу Германа Лопатина (в настоящее время - ул. Юнус Раджабий).
  • В Ставрополе установлен памятник Г.А. Лопатину.
  • В Санкт-Петербурге на доме 19 по улице Литераторов установлена гранитная мемориальная доска (архитектор В.В. Исаева) с надписью следующего содержания: «В этом доме в 1913–1918 годах жил Герман Александрович Лопатин (1845–1918), первый русский переводчик “Капитала”, друг К. Маркса, член Генерального совета I Интернационала».
  • В Ставрополе на улице Лопатинской установлена мемориальная доска с краткими сведениями об известном революционере.
  • В Ставрополе в доме Лопатиных (№113 по ул. Барятинской) организован музей «Русская старина».
  • С 1969 года в Ставрополе вручается краевая премия союза журналистов России имени Германа Лопатина.

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Лопа’тин Герман Александрович , русский революционер, член Генерального совета 1-го Интернационала, первый переводчик «Капитала» К. Маркса в России. Из дворян. Окончил Петербургский университет (1866). В диссертации (1867) «О самопроизвольном зарождении» (см. «Исторический архив», 1960, № 3) отстаивал материалистические взгляды. В 1867 ездил в Италию с намерением сражаться в рядах Дж. Гарибальди. Вернувшись в Россию, задумал создать для изучения экономики страны, быта народа, его способности восприятия идей социализма, но в январе 1868 был арестован. Отбывая ссылку в Ставрополе, изучал труды К. Маркса. В начале 1870 бежал в Петербург, организовал побег из ссылки П. Л. и вслед за ним уехал за границу. В Париже вступил в 1-й Интернационал, занялся переводом «Капитала» и летом 1870 выехал в Англию. К. Маркс высоко ценил выдающиеся способности Л., ставшего его другом. В сентябре 1870 Л. введён в состав Генерального совета Интернационала. Зимой 1870 выехал в Сибирь для освобождения Н. Г. Чернышевского из ссылки. В 1871 арестован в Иркутске. Летом 1873 Л. бежал за границу, но ежегодно приезжал на Родину. В 1879 с наступлением новой революционной ситуации вернулся в Россию, был арестован, вновь бежал (1883). Под влиянием Маркса и Энгельса Л. пришёл к убеждению, что Россия стояла не перед социалистическими, а перед буржуазно-демократическими преобразованиями. В 1884 предпринял попытку воссоздать разгромленную царизмом «Народную волю», превратить её в широкую народную организацию. Однако в октябре 1884 был арестован, по «процессу 21-го» (1887) навечно заточен в Шлиссельбургскую крепость. Освобожден во время революции 1905-07. Здоровье Л. было сильно подорвано, и он отошёл от политической деятельности.

Л. известен как литератор, автор печатавшихся в революционных изданиях очерков, писем-памфлетов на русский царизм. В 1877 в Женеве был издан сборник «Из-за решётки», включавший произведения и открывавшийся предисловием Л. Для стихов Л., написанных в Шлиссельбургской крепости, характерны мотивы гражданственности. Художественный дар Л. признавали И. С. Тургенев, Г. И. Успенский, Л. Н. Толстой, М. Горький.

Соч.: Г. А. Лопатин (1845-1918). Автобиография. Показания и письма. Статьи и стихотворения. Библиография, П., 1922; [Стихи], в сборнике: Поэты-демократы 1870-1880-х гг., Л., 1968.

Лит.: К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967; Русские современ ники о К. Марксе и Ф. Энгельсе, М., 1969: Лавров П. Л., Г. А. Лопатин, П., 1919; Рапопорт Ю. М., Из истории связей русских революционеров с основоположниками научного социализма (К. Маркс и Г. Лопатин), М., 1960; Антонов В., Русский друг Маркса Г. А. Лопатин, М., 1962.

В. Ф. Антонов, Г. М. Миронов.

Галлерея Шлиссельбургскихъ узниковъ Подъ редакціею: Н. Ѳ. Анненскаго, В. Я. Богучарскаго, В. И. Семевскаго и П. Ф. Якубовича Часть I. Съ 29 портретами. Весь чистый доходъ предназначается въ пользу бывшихъ шлиссельбургскихъ узниковъ. С.-Петербургъ. Типографія М. М. Стасюлевича, Вac. остр., 5 лин., 28. 1907.

Германъ Александровичъ Лопатинъ.

Яркая и разносторонняя личность Г. А. Лопатина всегда производила сильное впечатлѣніе на всѣхъ, съ кѣмъ только судьба ставила его въ отношенія, — разумѣется, на каждаго по своему. Крупные теоретики поражались свѣжестью и гибкостью его ума. Практики съ удивленіемъ открывали въ этомъ человѣкѣ рѣдкую способность оріентироваться среди самыхъ затруднительныхъ обстоятельствъ жизни и осуществлять во всѣхъ подробностяхъ задуманные планы. Революціонеры, люди общества, высшіе и низшіе чиновники, рабочіе и крестьяне и просто обыватели почти при самомъ началѣ знакомства съ Лопатинымъ чувствовали, что передъ ними находится недюжинный человѣкъ. И эта способность импонировать всякому достаточно указываетъ на разнообразіе качествъ ума и сердца Г. А. Лично я довольно близко былъ знакомъ съ Лопатинымъ съ весны 1883 г. по весну 1884 г., въ Парижѣ, гдѣ онъ провелъ съ перерывами годъ наканунѣ своего окончательнаго ареста. И если бы я долженъ былъ полагаться только на свои воспоминанія, — я былъ въ то время совсѣмъ неопытнымъ молодымъ человѣкомъ 24 лѣтъ, Германъ же Александровичъ, приближавшійся къ сорока годамъ, былъ въ цвѣтѣ физическихъ и умственныхъ силъ, — то я былъ бы очень затрудненъ ролью біографа этой исключительно-крупной личности. Но мнѣ пришлось слышать и до личнаго знакомства съ Г. А., и послѣ знакомства съ нимъ такъ много разсказовъ о немъ изъ устъ Глѣба Успенскаго, П. Л. Лаврова, Энгельса, младшей и средней дочерей Маркса, Поля Лафарга и т. д. и т. д., — все, какъ видите, людей, могущихъ быть хорошими судьями, — что моя задача значительно облегчается. Германъ Лопатинъ родился 13 января 1845 г. въ Нижнемъ Новгородѣ, въ дворянской семьѣ, но среднее образованіе получилъ въ гимназіи г. Ставрополя (Кавказскаго), куда родители его переѣхали, когда мальчику было не болѣе пяти лѣтъ. Кончивъ гимназическій курсъ съ золотою медалью, 17-лѣтній юноша поступилъ (1862 г.), слѣдуя тогдашнему теченію, на естественное отдѣленіе математическаго факультета, въ петербургскій университетъ. Здѣсь его живая и общительная природа скоро дѣлаетъ его популярнымъ среди товарищей, а блестящія дарованія быстро выдвигаютъ его въ первые ряды работающихъ студентовъ, между которыми онъ выдается своею жизнерадостностью, отнюдь не мѣшающею серьезности его занятій. Четыре года спустя онъ выдерживаетъ экзаменъ на кандидата естественныхъ наукъ, представивъ на разсмотрѣніе факультета очень оригинальную и обстоятельную диссертацію по столь волновавшему въ то время умы вопросу о «самопроизвольномъ зарожденіи». Несмотря на то, что эта работа била въ забрало господствующимъ тогда теоріямъ, искренность тона и солидность аргументаціи молодого ученаго обратили на себя общее вниманіе профессоровъ, и Лопатину было предложено остаться при университетѣ. Но уже съ самой ранней молодости, — выражаясь словами самого же Германа Александровича, который произнесъ ихъ на судѣ, 2о лѣтъ спустя, — его «свободолюбивой натурѣ претило наложить на себя оковы какой бы то ни было обязательности». Лопатинъ отказался отъ каѳедры и раскрывавшейся передъ нимъ оффиціальной научной карьеры. То было въ 1866 г. Вскорѣ каракозовскій выстрѣлъ вызвалъ свирѣпую и во многихъ отношеніяхъ комичную по своей нелѣпости реакцію. Повсюду обыски, аресты, ссылки отмѣчали шествіе полицейской вакханаліи, предводимой «Муравьевымъ-вѣшателемъ». Былъ арестованъ и Лопатинъ. Къ счастью для него, та самая жизнерадостность, которая заставляла съ недовѣріемъ относиться къ нему, какъ къ человѣку «не серьезному», членовъ ^Ада», не желавшихъ ввести Германа Александровича въ число заговорщиковъ, выручила его изъ рукъ чтецовъ человѣческаго сердца въ жандармскихъ и прочихъ мундирахъ. Самъ проницательный г. Никифераки выразилъ мнѣніе, что такого шутника и весельчака, какъ Лопатинъ, никакая революція не собьетъ съ пути безпечальнаго прожиганія жизни. И Германъ Александровичъ былъ выпущенъ, что дало ему возможность развить свою рѣдкую энергію и изобрѣтательность по части предупрежденія близко или далеко причастныхъ къ каракозовскому дѣлу лицъ и впервые заставило знакомыхъ Лопатина оцѣнить солидныя качества человѣка, обманывавшаго въ свои молодые годы внѣшнимъ легкомысліемъ поверхностныхъ наблюдателей. Въ 1867 г. его безпокойная и ищущая борьбы натура гонитъ его за границу, въ Италію, въ ряды волонтеровъ Гарибальди, который подготовлялъ въ то время новую кампанію противъ папскаго Рима. Но французскія «шаспо» на службѣ у клерикализма «совершили чудеса» во время битвы при Ментонѣ, и не успѣлъ Германъ Александровичъ надѣть на себя красную рубашку гарибальдійца, какъ плѣнъ главы кампаніи дѣлаетъ путешествіе Лопатина безцѣльнымъ. И «удалый добрый молодецъ» (какъ впослѣдствіи назоветъ его Глѣбъ Успенскій, собиравшійся дать цѣлый художественный разсказъ о плѣнившемъ его Лопатинѣ) возвращается на родину, успѣвъ познакомиться во время этого путешествія съ Герценомъ. Вскорѣ по возвращеніи Германъ Александровичъ арестуется за участіе въ чисто культурной дѣятельности такъ называемаго «рублеваго общества», имѣвшаго цѣлью распространеніе грамотности въ деревнѣ, и ссылается подъ надзоръ родителей въ Ставрополь, гдѣ поступаетъ на службу чиновникомъ особыхъ порученій при мѣстномъ губернаторѣ, который души не чаетъ въ талантливомъ и энергичномъ служащемъ и даетъ ему самыя деликатныя порученія: уговорить бунтующихъ крестьянъ и т. п. Къ этому времени относится шутливое письмо Лопатина къ пріятелю, письмо, въ которомъ «коллежскій секретарь» (чинъ, до котораго успѣлъ дослужиться Германъ Александровичъ, ставшій правою рукою очарованнаго имъ помпадура) возвѣщаетъ свое твердое намѣреніе «удалиться изъ предѣловъ ввѣренной ему губерніи въ вольную Америку». Это письмо, найденное на квартирѣ упомянутаго пріятеля въ Питерѣ вызываетъ новый арестъ Лопатина. Но «удалый добрый молодецъ» бѣжитъ съ гауптвахты, становится нелегальнымъ, увозитъ «по спопутности» (изъ Кадникова!) Петра Лавровича Лаврова въ столицу, а затѣмъ направляетъ его за границу (въ Парижъ), куда и самъ пріѣзжаетъ въ началѣ 1870 г. Во время этой болѣе продолжительной заграничной поѣздки, Лопатинъ вступаетъ въ одну изъ секцій Интернаціонала, знакомится въ Швейцаріи съ Бакунинымъ и Нечаевымъ, въ Англіи съ Марксомъ и Энгельсомъ, поражаетъ своимъ умомъ и эрудиціей обоихъ родоначальниковъ «научнаго соціализма», близко сходится съ ними и принимается переводить первый томъ «Капитала», устанавливая замѣчательно остроумно и точно русскіе термины, соотвѣтствующіе многозначительнымъ и крайне труднымъ для передачи неологизмамъ Маркса. Но этотъ замѣчательный трудъ былъ продвинутъ Г. А—емъ лишь на 1 / 3 перваго тома «Капитала» (и затѣмъ продолженъ Н. Ф. Даніельсономъ). Въ головѣ Германа Александровича созрѣлъ, отвлекшій его отъ научной работы, дерзкій, но чрезвычайно умно задуманный планъ — вернуться въ Россію и освободить Чернышевскаго, который, какъ ему казалось, только и могъ стать авторитетнымъ руководителемъ русскаго, сильно обмелѣвшаго къ тому времени, революціоннаго движенія. Лопатинъ былъ уже близко у своей цѣли, пробираясь подъ видомъ члена географическаго общества, все дальше и дальше на востокъ и возбуждая у сибирскихъ обывателей даже предположеніе, что это — важный ревизоръ, путешествующій инкогнито, какъ вдругъ телеграмма, посланная Третьему Отдѣленію изъ Швейцаріи пронюхавшимъ планъ Лопатина шпіономъ, помѣшала блестящему предпріятію, а самого Германа Александровича привела къ тюрьмѣ. Два раза пускался онъ въ бѣгство, продѣлавъ во время второй попытки цѣлое путешествіе (и не забывая вести научный журналъ его), пока, наконецъ, третья, эффектно выполненная попытка не освободила его изъ когтей самодержавія. Къ этой эпохѣ относится знакомство съ Лопатинымъ сибирскаго Гарунъ-аль-Рашида, генералъ-губернатора Синельникова, который, въ качествѣ просвѣщеннаго деспота, и спалъ и видѣлъ, какъ бы приручить славнаго революціонера и пустить въ ходъ его изъ ряду вонъ выдающіяся способности для административнаго облагодѣтельствованія ввѣреннаго ему края. Въ 1873 г., послѣ трехлѣтняго вынужденнаго скитанья по русскимъ острогамъ и дорожнымъ этапамъ, Лопатинъ по является снова «за рубежомъ» и окунается въ ставшую кипучей къ тому времени жизнь заграничной эмиграціи, сохраняя пріятельскія отношенія съ выдающимися представителями соперничающихъ фракцій, но самъ не вступая ни въ одну изъ организацій. Такъ, онъ пишетъ отъ времени до времени во «Впередъ», и его блестящая корреспонденція о «не-нашихъ», и его письмо къ Александру II производятъ немалую сенсацію. Онъ является даже посредникомъ между П. Л. Лавровымъ и Тургеневымъ по денежной части, передавая отъ знаменитаго романиста, увлеченнаго, подобно столькимъ людямъ, могучей индивидуальностью Лопатина, издателю «Впередъ» суммы на поддержаніе журнала. Но онъ отказывается участвовать въ редактированіи этого органа, несмотря наличную дружбу съ Лавровымъ. Это третье, и самое продолжительное, пребываніе Лопатина за-границей длится почти шесть лѣтъ, но прерывается смѣлыми поѣздками въ Россію на «нелегальномъ положеніи», пока одна изъ такихъ поѣздокъ, предпринятая въ 1879 г., не заканчивается арестомъ Германа Александровича, выданнаго однимъ презрѣннымъ шпіономъ, увѣрявшимъ Лопатина въ своей безграничной преданности. Снова на цѣлые четыре года Германъ Александровичъ попадаетъ въ подневольное положеніе. Тюрьма, ссылка — сначала въ Ташкентъ, потомъ въ Вологду — направляютъ по очень узкому фарватеру этотъ большой корабль, которому, согласно пословицѣ, было надо и большое плаванье. Въ самомъ началѣ 80-хъ годовъ, находясь въ Петербургѣ, я впервые услышалъ яркую художественную характеристику Лопатина изъ устъ Успенскаго, который познакомился съ нимъ, когда жилъ во второй половинѣ 70-ъ годовъ въ Парижѣ. Въ то время Г. А. проживалъ въ Ташкентѣ, и ходили слухи, что онъ, отъ нечего дѣлать, пристроился къ хлѣбной торговлѣ.— Вы знаете Лопатина?— началъ по этому поводу свое описаніе Глѣбъ Иванычъ, попыхивая вѣчной папироской.— Это вотъ какой человѣкъ: сегодня онъ великому Карлу Марксу объяснитъ, что у него должно полагаться въ слѣдующемъ томѣ «Капитала», а на завтра онъ у его степенства, Ѳедора Поликарпыча, главнымъ прикащикомъ будетъ орудовать, и хозяинъ въ ножки будетъ ему кланяться, прося продолжать коммерцію; а послѣ завтра нашъ Германъ Александровичъ на улицѣ знакомаго адвоката встрѣтитъ да подъ его именемъ, въ ближнемъ окружномъ судѣ, уголовное дѣло выиграетъ. Такъ вотъ кто такой Лопатинъ: это — точно самая сильная паровая машина, и только проведите приводъ отъ его головы къ любому дѣлу, и онъ начнетъ вамъ работать, какъ никто». Лично съ Лопатинымъ я познакомился весною 1883 г. въ Парижѣ, куда Г. А. удалось-таки убѣжать изъ вологодскаго плѣненія. Я былъ въ числѣ нѣсколькихъ Знакомыхъ, приглашенныхъ П. Л. Лавровымъ для выслушанія одной изъ его статей, предназначавшихся къ печати. То былъ, если не ошибаюсь, біологическій очеркъ «Хлопоты науки съ низшими организмами», который долженъ былъ появиться въ «Отечественныхъ Запискахъ». До начала чтенія радушный хозяинъ познакомилъ насъ съ какимъ-то высокимъ, плотнымъ господиномъ. Но не разслышали ли мы путемъ его фамиліи, или, можетъ быть, Петръ Лаврычъ назвалъ намъ апокрифическое имя, — хорошо не помню, — только никто изъ насъ до самаго конца чтенія и не подозрѣвалъ, что передъ нами, добродушно и остроумно шутя, находится знаменитый Лопатинъ. Насъ всѣхъ, помню, крайне забавляли жесты, которыми Германъ Александровичъ, не желая прерывать читавшаго вслухъ автора, характеризовалъ внѣшній видъ и пріемы всѣхъ тѣхъ животныхъ, именами которыхъ пестрѣли страницы лавровскаго этюда. Въ то время «Народная Воля» шла на убыль, но въ обществѣ и интеллигенціи партія была еще окружена ореоломъ историческаго величія. Въ Парижѣ приготовлялся къ печати первый номеръ «Вѣстника» подъ редакціей П. Л. Лаврова и Льва Тихомірова. Я былъ дѣятельнымъ сотрудникомъ этого изданія и, конечно, живо интересовался мнѣніями Г. А. относительно партіи, имя которой прогремѣло по всему міру. Припоминаю, что въ теченіе полугода взгляды Лопатина потерпѣли въ этомъ пунктѣ знаменательное измѣненіе. Но именно самый процессъ этой эволюціи показываетъ, какой чуткостью и политическимъ пониманіемъ обладалъ этотъ, казалось бы, уже вполнѣ сложившійся человѣкъ. Съ самаго начала этого обмѣна мыслей, путемъ котораго редакторы журнала и находившіеся тогда въ Парижѣ народовольцы старались завербовать въ партію такую крупную личность, какой былъ Лопатинъ, оказалось, что Германъ Александровичъ, собственно, вполнѣ сознавалъ значеніе политической борьбы противъ самодержавія, съ такой энергіей и блескомъ веденной Народною Волею. Но его отталкивалъ заговорщицкій, строго конспиративный и централизованный способъ борьбы. И это понятно: его широкой и разносторонней индивидуальности казались колодками тѣ условія подпольной дѣятельности, въ какія добровольно загоняли себя фанатики партійной дисциплины, хотя и сами бывшіе очень крупными людьми, — въ родѣ хотя бы Александра Михайлова. На этой-то почвѣ разыгрывался въ теченіе нѣсколькихъ мѣсяцевъ кризисъ въ мужественной душѣ Германа Александровича. Къ осени 1883 г. Лопатинъ значительно подошелъ къ народовольцамъ и, конечно, сейчасъ же занялъ здѣсь исключительное положеніе одного изъ политическихъ руководителей и боевыхъ практиковъ. Замѣчая упадокъ партіи, уступая настояніямъ нѣкоторыхъ лицъ, которыхъ онъ любилъ и уважалъ, — П. Л. Лаврова, М. Н. Полонской (Ашаниной), — Г. А. рѣшилъ посвятить весь свой умъ и энергію на приданіе новой жизни «Народной Волѣ». Его короткое, но полное отваги и блеска служеніе партіи закончилось арестомъ всего черезъ нѣсколько мѣсяцевъ вступленія въ ряды народовольцевъ. Обстоятельства и причины его ареста (5 октября 1884 г.) достаточно извѣстны. И всѣмъ, знающимъ хоть мало-мальски исторію русскаго революціоннаго движенія, памятно его трагически безстрашное поведеніе на судѣ въ маѣ 1887 г., гдѣ онъ въ страстной и нервной рѣчи изобразилъ картину своего отчаянія при видѣ послѣдовавшихъ за его арестомъ проваловъ и бросилъ въ лицо членамъ военнаго трибунала послѣднія хлещущія ихъ, какъ ударъ бича, слова: «пощады я просить не желаю и увѣренъ, что сумѣю умереть такъ же мужественно, какъ и жилъ». Но Герману Александровичу не было суждено умереть: приговоренный судомъ къ смертной казни, «помилованный» Александромъ III, бросившимъ его на вѣчное заключеніе въ шлиссельбургскомъ каменномъ гробу, Лопатинъ снова среди насъ послѣ 18-лѣтняго летаргическаго сна, который онъ раздѣлялъ съ другими героями — нынѣ уже торжествующей отчасти — русской революціи. Ибо не забудемъ, что русская революція воззвала въ 1905 году къ жизни и свѣту солнца своихъ славныхъ «заживо-погребенныхъ». И окончательное торжество назрѣвшаго великаго переворота превратитъ ихъ не только въ полноправныхъ, но въ первыхъ русскихъ истинно свободныхъ гражданъ, своею борьбою, своими страданіями, своею беззавѣтною преданностью свободѣ и соціализму положившими основаніе русской гражданственности. Въ одномъ изъ писемъ Лопатина изъ крѣпости къ роднымъ, которое было переслано его старому другу, П. Л. Лаврову, почти совсѣмъ наканунѣ смерти послѣдняго, и которое ветеранъ русскаго движенія читалъ мнѣ дрожащимъ отъ волненія голосомъ, встрѣчается выраженіе, которое глубоко поразило меня: «они слизнули у меня жизнь». Они, т.-е. нашъ чудовищный архаическій режимъ съ его великими и малыми приспѣшниками… Нѣтъ, имъ все-таки не удалось слизнуть цѣликомъ эту благородную и высоко поучительную жизнь! И хотѣлось бы думать, что судьба сохранила намъ Германа Александровича Лопатина, между прочимъ, и для того, чтобы съ тѣмъ литературнымъ талантомъ, который обнаруживается въ его письмахъ, — порою, настоящихъ диссертаціяхъ, — и который приводилъ въ восторгъ Тургенева, самъ «удалый добрый молодецъ» изобразилъ намъ любопытный и вмѣстѣ глубоко идейный романъ своей жизни, романъ «рыцаря духа» на рубежѣ XIX и XX столѣтій…