Хетагуров биография краткая. Краткая биография коста хетагуров

Коста Хетагуров, биография которого вызывает нескрываемый интерес поклонников творчества истинного таланта, - это художник и скульптор, поэт и просветитель, гордость Осетии, основоположник языка и литературы этой страны.Творческое наследие Коста получило в 20-м веке мировое и всесоюзное признание, а его стихотворения и поэмы были переведены на многие языки.

Биография Коста Хетагурова кратко: для детей

Родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье русского прапорщика Хетагурова Левана. Мама Мария Губаева умерла практически сразу после родов, отец по прошествии пяти лет после смерти жены создал семью с дочерью местного священника. К сожалению, заменить ребенку маму у нее не получилось по причине отсутствия любви к неродному ей мальчику. Коста это чувствовал и всегда старался убежать от новой супруги отца подальше, к кому-то из родственников.

Поэтому в творчестве поэта, в памяти которого навсегда осталась сиротская боль и лишенное материнской ласки детство, часто встречается образ матери и щемящая тоска по ней. Обоих родителей ребенку полностью заменил отец, которого Коста глубоко почитал и боготворил.

Коста Хетагуров: годы познания

Обучение мальчика началось с нарвской школы, а потом и прогимназии во Владикавказе, давшим хороший старт нравственному, психологическому и эстетическому формированию его художнической индивидуальности.

Вскоре из гимназии Коста сбежал к отцу, который на то время переселился в Кубанскую область, где организовал село Георгиевско-Осетинское (ныне - имени Коста Хетагурова). Данный поступок побудил родителя устроить юношу в Каланджинское училище, после окончания которого Коста на протяжении 10 лет с 1871 года проходил обучение в Ставропольской мужской гимназии, где продолжилось его культурное развитие. Именно здесь были написаны первые стихотворные строки, из которых по настоящее время сохранились лишь два произведения на осетинском языке: "Новый Год" и "Муж и жена".

В родной Осетии

В 1881 году Коста Хетагуров, биография и творчество которого являются неотъемлемой частью народа, стал студентом Петербургской академии художеств и получил одну из двух стипендий, выплачивавшихся из горских штрафных сумм Кубанской областной администрацией. Через 2 года выплата стипендии Кубанскими властями была прекращена; некоторое время Коста посещал лекции вольнослушателем, потом вовсе забросил учебу.

Молодой человек, все время тосковавший по культурной и языковой стихии, принял решение вернуться в Осетию. До 1891 года он проживал во Владикавказе, писал, преимущественно на русском языке, поэмы и стихотворения, работал живописцем и рисовал театральные декорации. Коста Хетагуров, биография которого является хорошим примером любви и уважения к своему народу, даже выставлял свои полотна совместно с русским художником Бабичем А.Г. Также он устраивал музыкально-литературные вечера, а с 1888 года публиковался в региональной газете «Северный Кавказ».

Цензура против Коста

Как и всем талантливым людям, Коста пришлось столкнуться с цензурой. Впервые чувство того, что он пишет что-то запрещенное, пришло к поэту, когда к печати не было допущено стихотворение, посвященное памяти Михаила Лермонтова. Оно было опубликовано позже, спустя десять лет и анонимно.

Реакция цензуры достаточно ясна: в Лермонтове поэт видел предвестника желанной свободы, поднимавшего людей на бой за честное и великое дело. Ведь осетинская действительность того времени была просто ужасна: полное бесправие и нищета, нравственные и сословные конфликты, духовная подавленность народа и невежество, кочующее из века в век. Оценке противоречий и анализу окружающей действительности были посвящены поэмы «Плачущая скала», «Перед судом», «Фатима», этнографический очерк «Особа». В 1891 году за вольнолюбие в творчестве Коста Хетагуров (биография кратко изложена в школьных учебниках Осетии) был отослан за пределы родного края на 5 лет.

Коста был вынужден возвратиться в село Георгиевско-Осетинское, где проживал его престарелый отец. Начался, возможно, самый трудный период в жизни поэта: ему приходилось ухаживать за престарелым родителем, мириться с существованием и бытом простого крестьянина, выброшенного из привычной общественной среды и не имеющего возможности применить свой талант и накопленные знания к какому-либо достойному делу.

Сложный период в жизни поэта

В личной жизни тоже не все ладилось: сватовство к Анне Цаликовой - горячо любимой девушке, закончилось вежливым отказом. Умер отец поэта. После его смерти Коста Леванович Хетагуров, биография которого всегда была связана с творчеством, переехал в Ставрополь. В 1893 году стал сотрудником газеты «Северный Кавказ», где проработал 4 года. Это было время, характеризующееся активной творческой деятельностью осетинского автора, поэтому именно эти годы можно по праву считать значительным шагом вперед: из неизвестного поэта-любителя Коста Хетагуров стал значительным литературным деятелем своего времени.

В 1985 году в газете был опубликован сборник его сочинений: все они были на русском языке. Также Коста Хетагуров, биография которого познавательна для поколения всех возрастов, писал и на своем родном осетинском, но стихотворения на этом языке к печати не допускались по причине отсутствия как таковых осетинского книгоиздательства и прессы.

Коста Хетагуров: биография кратко

Вскоре поэт заболел туберкулезом, пережил две операции, оставшись после них практически на полгода прикованным к постели. Болезнь не была окончательно побеждена, здоровье подорвано, но Коста, несмотря на физические трудности, старался активно принимать участие в литературной жизни и продолжал заниматься живописью.

В 1899 году Коста Хетагуров, биография которого тесно связана культурой осетинского народа, отправился в Херсон - очередное место ссылки. Город ему не понравился, и он попросил перевода в другое место, которым стал Очаков. Именно здесь ему стало известно, что во Владикавказе все-таки был опубликован сборник его осетинских стихотворений «Осетинская лира». Зимой 1899 года поэт был извещен об окончании ссылки, в связи с чем возвратился в Ставрополь, горя желанием возобновить работу в газете: его публицистика стала более проблемной и острой. Автор принимает активное участие во всех культурно-просветительских мероприятиях местного масштаба, занимается живописью, работает над поэмой «Хетаг». В планах открытие школы рисования для одаренных детей и работа редактором в газете «Казбек». Однако помешала его грандиозным планам болезнь, окончательно приковавшая поэта к постели. Поскольку денежных средств у Коста на существование практически не было (порой приходилось на хлеб просить у друзей), а самочувствие при этом ухудшалось, поэта, требовавшего заботы и тщательного ухода, забрала в село родная сестра. Под ее присмотром он прожил еще 3 года; в этот сложный период Коста уже не смог вернуться к привычной творческой деятельности.

Творческое наследие Коста Хетагурова

Только после смерти Коста Хетагурова стало понятно, что ушел человек необыкновенного характера, таланта и мужества, оставивший после себя значительное творческое наследие. В своих произведениях, написанных на русском и осетинском языках, Коста Хетагуров, творчество которого было высоко оценено его последователями, выступал против притеснения народов Кавказа и защищал их национальное достоинство. Он взывал к землякам с идеей приобщения к творческому наследию народа России, был приверженцем братского единения народов обеих стран.

Коста Хетагуров, полная биография которого полна по большей части трагических моментов, также был осетинским профессиональным живописцем; в своих картинах с большим мастерством показывал жизнь обычного люда, писал пейзажи горного Кавказа и портреты лучших представителей своего времени.

Главная награда: любовь народа

Объектом пристального внимания многочисленных исследователей стала творческая и общественная деятельность великого поэта. Ему установлены монументальные памятники в столицах Южной и Северной Осетии, его именем назван главный Северо-Осетинский государственный университет - главный вуз республики. Имя Коста носят населенные пункты, улицы, корабли, музеи и государственные премии. Коста Леванович Хетагуров, биография которого является большой гордостью для осетинского народа, заслужил самую главную награду: его неиссякаемую любовь.

Коста Хетагуров талантливый поэт, публицист, драматург, скульптор, живописец. Его даже считают основоположником литературы в прекрасной Осетии. Произведения поэта получили мировое признание и были переведены на многие языки.

В 1859 году 15 октября женщина по имени Мария родила сына. К сожалению, сразу после родов она умерла, поэтому воспитание ребёнка поручили близкой родственнице Ч. Дзапаровой. Отцом мальчика был Леван Хетагуров, прапорщик русской армии. Через пять лет отец женился вновь, на дочери местного священника. Но мачеха не любила неродного ей мальчика. Коста всё понимал и часто убегал, потому что ему не нравилось находиться с мачехой рядом. Тяжелое детство поэта было лишено материнской ласки, естественно, это отразилось в творчестве. Читая произведения Хетагурова, можно прочувствовать его сильную душевную боль и тоску по матери. Но отец всё же старался заменить мальчику обоих родителей, насколько это было возможно. Поэтому Коста очень уважал и ценил его.

Начальное обучение Хетагурова проходило в нарвской школе, после переезда во Владикавказ, он обучался уже в гимназии. В 1870 году его отец основал село в Кубанской области. Коста, не выдержав разлуки с отцом, бросает учёбу и сбегает к нему.

В августе 1881 года Хетагуров поступает в Петербургскую художественную академию, но позже лишается стипендии. Из-за этого его финансовое состояние ухудшается, и он решает переехать в Осетию. Там Коста продолжает писать стихотворения, а в 1888 году его стихи впервые были напечатаны в газете "Северный Кавказ". К сожалению, его творчество было слишком вольнолюбивым для того времени, поэтому поэта выслали на два года из Осетии. В 1892 году ему пришлось столкнуться с тяжелыми переживаниями. Его отвергает девушка, в которую он был влюблён и даже собирался на ней жениться. Но ещё большим горем становится смерть отца.

С 1893 года, переехав в Ставрополь, Хетагуров начал вести активную творческую деятельность. Благодаря этому осетинский автор со временем превратился в известного поэта и внёс неоспоримый вклад в литературное и культурное наследие своего народа. Коста хотел воплотить в жизнь все свои мечты и планы: построить дом, создать семью, открыть школу живописи для детей. Но у него обнаружили туберкулёз, были сделаны две операции, которые ему не помогли. Несмотря на тяжелое состояние здоровья, Хетагуров продолжал писать стихи и заниматься живописью.

В 1901 году тяжелая болезнь обострилась, из-за этого автор так и не закончил поэмы «Хетаг» и «Плачущая скала». Коста умер в 1906 году, измученный своим недугом. Творчество Хетагурова высоко ценят его последователи, ведь он защищал национальное достоинство народов Кавказа, призывал земляков приобщиться к творческому наследию России, мечтал о братском единстве народов обеих стран. В честь поэта установлены памятники в Ставрополе, Санкт-Петербурге, в Пятигорске и в Грузии. А также его именем названы музеи, села и улицы различных городов.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Васко да Гама

    Васко да Гама появился на свет 29 сентября 1460 года в городе Синиш (Португалия). Был третьим из шести детей, рождённых в семье рыцаря Эштевана и его жены Изабель. В возрасте ещё до 20 лет вступил в Орден Сантьяго

  • Владимир Иванович Даль

    Владимир Иванович Даль является великим выдающимся русским писателем и врачом. Огромным достижением этого человека является создание толкового словаря нашего великого русского языка.

  • Булгаков Михаил Афанасьевич

    Родился писатель на территории столицы Украины. В семье был самым старшим из семи детей. Был весьма образованным, успешно закончил университет и после учёбы пошёл работать в госпиталь, так как это было популярно среди его ровесников.

  • Николай Гумилев

    Николай Степанович Гумилев, значимая фигура Серебряного века, русский поэт-акмеист, родился 15 апреля 1886 года в Кронштадте. Гумилев рос в Царском селе, затем его отец, военный флотский доктор

  • Александр Герцен

    Русский писатель, публицист и философ – Александр Иванович Герцен родился 22 марта 1812 года, незаконнорожденным ребёнком одного известного московского помещика. Чтобы не портить репутацию семье, ему дали выдуманную фамилию.

Хетагуров Коста Леванович

Коста Хетагуров, осетинский поэт и просветитель, художник и скульптор, родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар. Коста считается основоположником осетинской литературы, а также как такового осетинского языка.

Родился парень в семье русского прапорщика Левана Хетагурова. Его мать, Мария Губаева оставила ребенка сиротой и умерла вскоре после родов. Это событие сказалось на последующей жизни и творчестве Коста. Когда ребенку было пять лет, отец женился во второй раз. Избранницей стала дочь местного священника. Тем не менее, вжиться в роль матери у женщины не получилось, и Коста впоследствии говорил, что мачеха никогда его не любила, а он в свою очередь пользовался моментом, чтоб убежать от нее к кому-нибудь из родственников. Именно поэтому образ матери так часто встречается в дальнейшем творчестве поэта.

Отец полностью заменил парню обеих родителей. К этому человеку Коста питал по-настоящему глубокое почтение. Позже он говорил: «Я не просто любил отца, я его боготворил».

Обучение Коста началось с нарской школы. Затем парень перебрался во Владикавказ и учился в прогимназии. В это время отец Коста переехал в Кубанскую область, где основал село Георгиевско-Осетинское (ныне село носит название имени Коста Хетагурова). Спустя некоторое время парень убежал из гимназии, соскучившись по отцу. Тогда Леван устроил сына в Каланджинское училище. После этого на протяжении десяти лет (1871-1881) он обучался в Ставропольской гимназии. Именно здесь ним были написаны его первые стихи, из которых к нашему времени сохранилось лишь два - «Новый год» и «Муж и жена». Оба стихотворения были написаны на осетинском языке. В 1881 году поэт поступил в Петербургскую академию художеств. Тем не менее, закончить ее не удалось. В 1883 году Коста лишили стипендии, после чего он еще некоторое время посещал лекции, а после и вовсе забросил учебу.

Хетагуров соскучился по родине и принял решение вернуться в родной край - Осетию. Вплоть до 1891 года поэт проживал во Владикавказе. Здесь он работал в качестве живописца, рисовал театральные декорации и даже совместно с художником Бабичем выставлял свои полотна. Также Коста устраивал литературно-музыкальные любительские вечера и с 1888 года печатался в местной газете «Северный Кавказ».

Не смотря на свой талант и очевидную любовь публики к творчеству, Коста столкнулся с цензурой. И впервые поэт почувствовал на себе, что пишет нечто запрещенное, когда его стихотворение, посвященное памяти Лермонтова, было не допущено к печати. Спустя некоторое время, в 1891 году поэта за его вольнолюбивое творчество выслали за пределы родного края на пять лет.

Коста был вынужден вернуться в село Георгиевско-Осетинское, где все еще проживал его отец. Здесь поэту приходилось ухаживать за престарелым отцом и мириться с существованием простого крестьянина, поскольку он не имел возможности активно продолжать свою творческую деятельность.

После того, как скончался отец, поэт принял решение переехать в Ставрополь. В 1893 году Коста удалось стать постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ», где он проработал вплоть до 1897 года. Наступило долгожданное время для творческой деятельности поэта, и именно эти годы по праву можно считать большим шагом вперед, поскольку из малоизвестного поэта-любителя Коста Хетагуров превратился в известного литературного деятеля. В 1985 году газета выпустила сборник сочинений поэта. Все они были опубликованы на русском языке. Тем не менее, писал Коста не только на русском, но его осетинские стихотворения по-прежнему не допускались к печати.

Вскоре поэт серьезно заболел туберкулезом и перенёс две тяжелых операции, вторая из которых приковала его к постели практически на полгода. Здоровье поэта было надломлено, а болезнь не была побеждена окончательно. Тем не менее, Коста старался не меньше прежнего принимать участие в литературной деятельности, а также занимался живописью.

В 1899 году Коста отправился на место новой ссылки - в Херсон. Город поэту страшно не понравился, и он попросил перевести его в другое место. Хетагурова отправили в Очаков. Именно здесь он узнал, что во Владикавказе недавно был издан сборник его осетинских стихов под названием «Осетинская лира».

В декабре 1899 года поэт получил оповещение о том, что ссылка окончена. Тогда поэт возвратился в Ставрополь, гонимый желанием возобновить свою работу в газете «Северный Кавказ». Тем не менее, в скором времени болезнь окончательно приковала его к постели. Поскольку денег на существование у него практически не было, а самочувствие становилось все хуже, Коста требовал ухода и заботы. Спустя некоторое время за ним приехала сестра и увезла его в родное село, где он прожил еще три года.

Скончался Коста Хетагуров 1 апреля 1906 года. Впоследствии прах поэта был перевезен во Владикавказ.

А матери своей Коста не помнил совсем, она умерла, когда мальчику не было и двух месяцев.


Коста Леванович Хетагуров родился в селе Нар 15 октября 1859 года. Поэт неизменно питал к отцу глубокое уважение. «Отца я не только любил, но обоготворял» . Влияние отца на будущего поэта было чисто нравственным, о культурно – идеологической преемственности не могло быть и речи. А матери своей Коста не помнил совсем, она умерла, когда мальчику не было и двух месяцев. Но сиротское детство, как неизбывная боль, навсегда осталось в памяти поэта. Образ матери и не согретого материнской лаской детства лейтмотивом проходит через все его творчество. Нравственное, психологическое и первоначальное эстетическое формирование его художнической индивидуальностью произошло здесь, в горской среде, в Нарской котловине. Тончайшее ощущение родного языка и интуитивное и культурное развитие его проходило за пределами Осетии и не на осетинской почве. С 1 ноября 1871 года Коста был зачислен в подготовительный класс Ставропольской мужской классической гимназии и определен в пансион при ней. Десять лет учился Коста в этой гимназии, затем поступил осенью 1881 года в Петербургскую академию художеств, получив одну из двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области из горских штрафных сумм. Закончить академию Коста не удалось: в январе 1884 года выдачу стипендии власти Кубанской области прекратили. Коста еще 2 года посещал занятия в академии вольнослушателем, но летом 1885 года был вынужден, вернутся в отчий дом. Не закончив полного курса обучения.

Деятельная натура молодого поэта и художника искала сферу приложения пробудившимся в нем талантам, и он переехал во Владикавказ. Переезд Коста был связан и сем, что он долгие годы провел вдали от родного края и теперь его потянуло на родину, к родной языковой и культурной стихии. Во Владикавказе он пробыл почти шесть лет. Но по – настоящему проявить, свои разносторонни способности не мог. Коста писал стихотворения, поэмы преимущественно на русском языке. Работал он и как живописец, выставлял свои картины вместе с русским художником А. Г. Бабичем, рисовал театральные декорации, устраивал любительские литературно – музыкальные вечера, изредка печатал свои русские произведения в ставропольской частной газете «Северный Кавказ» . В газетных отчетах выступление Коста выглядело как наиболее яркий эпизод всего праздника, но стихотворение, посвященное памяти Лермонтова, цензура не пропустила на страницы печати, оно было опубликовано, да и то анонимно, лишь десять лет спустя. Реакция цензуры понятна: осетинский поэт видел в Лермонтове «предвестника желанной свободы» , «благородную мощную силу» , поднимающую людей «на бой за великое, честное дело» , а организатором торжеств хотелось славословиями заглушить протестующий голос Коста как организатор борьбы за осетинскую школу, был выслан по распоряжению начальника Терсой области за пределы родного края сроком 5 лет. В июне 1891 года Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести межеумочное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому – либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности. В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы.

Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта. В дебрях Карачая Коста провел почти 2 года. Только в феврале 1893 года удалось ему перебраться в Ставрополь и стать постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ» . В этой редакции Коста работал до 1897 года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности осетинского поэта. За четыре года он из провинциального безвестного поэта превратился в видного литературного деятеля своего времени. Все эти годы Коста писал не только на русском языке. Его осетинские произведения в основном были написаны в это же время, но публиковать их он не мог, – не было еще осетинской прессы, ни осетинского книгоиздательства. Однако поэт упорно работал над совершенствованием своих произведений, вошедших в книгу «Ирон фадыр» . В июле 1897 года Коста Хетагуров Принужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение. В. И. Абаев, большой знаток жизни и творчества поэта, сказал о нем: «У Коста был свой Бенкендорф – генерал Каханов» . Первое выселение поэта за пределы Терской области было дело рук этого провинциального Бенкендорфа. Коста обжаловал самоуправство зарвавшегося чиновника. А он стал искать повод для новой ссылки Коста, немало досаждавшему всевластному начальнику своими статьями и сатирическими произведениями.

26 мая 1899 г. оста был уже на пути следования к месту новой ссылки. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно, чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта б

ыли на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено.

В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг» , пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек» . Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста. Больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог. 19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось. Что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера.

Стихи Коста стал писать еще на школьной скамье, писал на русском и осетинском языках, а в годы юношества преимущественно на русском. Осетинской действительности он не знал. Не мог о ней судить и жить ее тревогами. Зрелый период в творчестве Коста наступил вскоре после возвращения его на родину в 1885 г. Это было время прямого столкновения поэта с ужасающей осетинской действительностью. Нищета и бесправие. Вековое невежество и духовная подавленность народа привели его в отчаяние. Поэмы «Фатима» , «Перед судом» , «Плачущая скала» , этнографический очерк «Особа» – все эти произведения посвящены анализу и оценке противоречий недавнего прошлого осетинского народа.

В своих мыслях о прошлом Коста был всегда последователен, а позиция его строго продумана. Патриархально-феодальное прошлое горцев не содержало в себе свободы – это основная его посылка, и она утверждается им и в публицистике, и в целом ряде художественных произведений. В этом смысле поэмы «Перед судом» и «Плачущая скала» близки «Фатиме» Поэт отвергал клевету на национальный характер горцев и защищал их от произвола колониальной администрации и «неблаговидной эксплуатации» капитала. А защищал горские народы Коста всеми доступными ему средствами – поэтическим словом. Публицистической статьей., прошениями в официальные инстанции и т.д.. Но ярче и полнее позиция Коста в оценке современной деятельности проявилась в его сатирической и обличительной поэзии, прежде всего в поэме «Кому живется весело» .

Сатирических мотивов немало и в лирической поэзии Коста. Правда. Объектом обличения в его лирике выступают не чиновники. А нравственный и психологический мирок воинствующего мещанства. Противопоставления поэта толпе, ее образу жизни и мещанским идеалам счастья – таков смысл обличительных стихов в лирике Хетагурова. И эта позиция отчетливо прослеживается не только в обличительных, но даже в ряде интимно-лирических произведений. И выражается она двояко: поэт либо открыто развенчивает мещанский образ жизни. Либо противопоставляет ему собственный идеал.

Тема народа – магистральная тема всего творчества Коста, широко развернутая в его поэмах. Она объединяет и небольшое количество стихотворений на русском языке. Однако они далеко уступают в достоверно-реалистическом изображении народной судьбы «Ирон фардыру» – самому зрелому творению Коста.

«Ирон фандыр» единственная книга стихов на осетинском языке. Она писалась им всю жизнь. В нее вошли произведения, созданные с лета 1885 г. до конца творческого пути поэта. Писались они в разное время и по различным поводам. Публиковать их было негде, - а Осетии в ту пору не было периодической печати. Стихи расходились в списках, некоторые становились народными песнями, некоторые попадали в школьные учебники. Но шли годы, и у автора возник замысел отдельной книги.

Однако лишь 3 сентября 1898 г. появилась первая беловая рукопись с подзаголовком: «Думы сердца. Песни. Поэмы и басни» .

Выход «Ирон фандыр» в мае 1899 г. явился исключительным по своей значимости и последствиям событием в истории осетинской национальной культуры в целом. Осетинская профессиональная поэзия получила всенародное признание и стала крупнейшим явлением в духовной жизни нации.

Все произведения Коста разделил на 3 тематических раздела: лирику в широком смысле слова, басни и сказки в стихах, стихи для детей и о детях, которые в начале предполагалось издать отдельно под названием «Мой подарок осетинским детям» Конечно, и до Коста Хетагурова осетины располагали богатым и разнообразным искусством народной поэзии. До него на родном языке создавал свои песни Мамсуров Темырболат, хотя они остались неизвестными Коста, поэтому ему пришлось самому заново создавать основы национальной профессиональной поэзии. Осетинская народная поэзия была той вековой традицией, которую он был призван обновить, реформировать, поднять на художественный уровень развитых литератур. Опыт русской поэзии служил для него образцом. Но он тонко учитывал в своем искусстве своеобразие обеих этих традиций.

А матери своей Коста не помнил совсем, она умерла, когда мальчику не было и двух месяцев.


Коста Леванович Хетагуров родился в селе Нар 15 октября 1859 года. Поэт неизменно питал к отцу глубокое уважение. «Отца я не только любил, но обоготворял» . Влияние отца на будущего поэта было чисто нравственным, о культурно – идеологической преемственности не могло быть и речи. А матери своей Коста не помнил совсем, она умерла, когда мальчику не было и двух месяцев. Но сиротское детство, как неизбывная боль, навсегда осталось в памяти поэта. Образ матери и не согретого материнской лаской детства лейтмотивом проходит через все его творчество. Нравственное, психологическое и первоначальное эстетическое формирование его художнической индивидуальностью произошло здесь, в горской среде, в Нарской котловине. Тончайшее ощущение родного языка и интуитивное и культурное развитие его проходило за пределами Осетии и не на осетинской почве. С 1 ноября 1871 года Коста был зачислен в подготовительный класс Ставропольской мужской классической гимназии и определен в пансион при ней. Десять лет учился Коста в этой гимназии, затем поступил осенью 1881 года в Петербургскую академию художеств, получив одну из двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области из горских штрафных сумм. Закончить академию Коста не удалось: в январе 1884 года выдачу стипендии власти Кубанской области прекратили. Коста еще 2 года посещал занятия в академии вольнослушателем, но летом 1885 года был вынужден, вернутся в отчий дом. Не закончив полного курса обучения.

Деятельная натура молодого поэта и художника искала сферу приложения пробудившимся в нем талантам, и он переехал во Владикавказ. Переезд Коста был связан и сем, что он долгие годы провел вдали от родного края и теперь его потянуло на родину, к родной языковой и культурной стихии. Во Владикавказе он пробыл почти шесть лет. Но по – настоящему проявить, свои разносторонни способности не мог. Коста писал стихотворения, поэмы преимущественно на русском языке. Работал он и как живописец, выставлял свои картины вместе с русским художником А. Г. Бабичем, рисовал театральные декорации, устраивал любительские литературно – музыкальные вечера, изредка печатал свои русские произведения в ставропольской частной газете «Северный Кавказ» . В газетных отчетах выступление Коста выглядело как наиболее яркий эпизод всего праздника, но стихотворение, посвященное памяти Лермонтова, цензура не пропустила на страницы печати, оно было опубликовано, да и то анонимно, лишь десять лет спустя. Реакция цензуры понятна: осетинский поэт видел в Лермонтове «предвестника желанной свободы» , «благородную мощную силу» , поднимающую людей «на бой за великое, честное дело» , а организатором торжеств хотелось славословиями заглушить протестующий голос Коста как организатор борьбы за осетинскую школу, был выслан по распоряжению начальника Терсой области за пределы родного края сроком 5 лет. В июне 1891 года Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести межеумочное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому – либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности. В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы.

Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта. В дебрях Карачая Коста провел почти 2 года. Только в феврале 1893 года удалось ему перебраться в Ставрополь и стать постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ» . В этой редакции Коста работал до 1897 года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности осетинского поэта. За четыре года он из провинциального безвестного поэта превратился в видного литературного деятеля своего времени. Все эти годы Коста писал не только на русском языке. Его осетинские произведения в основном были написаны в это же время, но публиковать их он не мог, – не было еще осетинской прессы, ни осетинского книгоиздательства. Однако поэт упорно работал над совершенствованием своих произведений, вошедших в книгу «Ирон фадыр» . В июле 1897 года Принужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение. В. И. Абаев, большой знаток жизни и творчества поэта, сказал о нем: «У Коста был свой Бенкендорф – генерал Каханов» . Первое выселение поэта за пределы Терской области было дело рук этого провинциального Бенкендорфа. Коста обжаловал самоуправство зарвавшегося чиновника. А он стал искать повод для новой ссылки Коста, немало досаждавшему всевластному начальнику своими статьями и сатирическими произведениями.

26 мая 1899 г. оста был уже на пути следования к месту новой ссылки. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно, чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено.

В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг» , пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек» . Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста. Больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог. 19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось. Что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера.

Стихи Коста стал писать еще на школьной скамье, писал на русском и осетинском языках, а в годы юношества преимущественно на русском. Осетинской действительности он не знал. Не мог о ней судить и жить ее тревогами. Зрелый период в творчестве Коста наступил вскоре после возвращения его на родину в 1885 г. Это было время прямого столкновения поэта с ужасающей осетинской действительностью. Нищета и бесправие. Вековое невежество и духовная подавленность народа привели его в отчаяние. Поэмы «Фатима» , «Перед судом» , «Плачущая скала» , этнографический очерк «Особа» – все эти произведения посвящены анализу и оценке противоречий недавнего прошлого осетинского народа.

В своих мыслях о прошлом Коста был всегда последователен, а позиция его строго продумана. Патриархально-феодальное прошлое горцев не содержало в себе свободы – это основная его посылка, и она утверждается им и в публицистике, и в целом ряде художественных произведений. В этом смысле поэмы «Перед судом» и «Плачущая скала» близки «Фатиме» Поэт отвергал клевету на национальный характер горцев и защищал их от произвола колониальной администрации и «неблаговидной эксплуатации» капитала. А защищал горские народы Коста всеми доступными ему средствами – поэтическим словом. Публицистической статьей., прошениями в официальные инстанции и т.д.. Но ярче и полнее позиция Коста в оценке современной деятельности проявилась в его сатирической и обличительной поэзии, прежде всего в поэме «Кому живется весело» .

Сатирических мотивов немало и в лирической поэзии Коста. Правда. Объектом обличения в его лирике выступают не чиновники. А нравственный и психологический мирок воинствующего мещанства. Противопоставления поэта толпе, ее образу жизни и мещанским идеалам счастья – таков смысл обличительных стихов в лирике Хетагурова. И эта позиция отчетливо прослеживается не только в обличительных, но даже в ряде интимно-лирических произведений. И выражается она двояко: поэт либо открыто развенчивает мещанский образ жизни. Либо противопоставляет ему собственный идеал.

Тема народа – магистральная тема всего творчества Коста, широко развернутая в его поэмах. Она объединяет и небольшое количество стихотворений на русском языке. Однако они далеко уступают в достоверно-реалистическом изображении народной судьбы «Ирон фардыру» – самому зрелому творению Коста.

«Ирон фандыр» единственная книга стихов на осетинском языке. Она писалась им всю жизнь. В нее вошли произведения, созданные с лета 1885 г. до конца творческого пути поэта. Писались они в разное время и по различным поводам. Публиковать их было негде, - а Осетии в ту пору не было периодической печати. Стихи расходились в списках, некоторые становились народными песнями, некоторые попадали в школьные учебники. Но шли годы, и у автора возник замысел отдельной книги.

Однако лишь 3 сентября 1898 г. появилась первая беловая рукопись с подзаголовком: «Думы сердца. Песни. Поэмы и басни» .

Выход «Ирон фандыр» в мае 1899 г. явился исключительным по своей значимости и последствиям событием в истории осетинской национальной культуры в целом. Осетинская профессиональная поэзия получила всенародное признание и стала крупнейшим явлением в духовной жизни нации.

Все произведения Коста разделил на 3 тематических раздела: лирику в широком смысле слова, басни и сказки в стихах, стихи для детей и о детях, которые в начале предполагалось издать отдельно под названием «Мой подарок осетинским детям» Конечно, и до Коста Хетагурова осетины располагали богатым и разнообразным искусством народной поэзии. До него на родном языке создавал свои песни Мамсуров Темырболат, хотя они остались неизвестными Коста, поэтому ему пришлось самому заново создавать основы национальной профессиональной поэзии. Осетинская народная поэзия была той вековой традицией, которую он был призван обновить, реформировать, поднять на художественный уровень развитых литератур. Опыт русской поэзии служил для него образцом. Но он тонко учитывал в своем искусстве своеобразие обеих этих традиций.