"игры со строительным материалом детей младшего возраста. Строительные игры в детском саду Игры с крупным строительным материалом цель

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2 Для детей 3-4 года жизни «Геометрические фигуры» Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами. Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. Д. из геометрических фигур. Ход игры. После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего рас красить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: "Шарик круглый, окно квадратное..." «Найди и назови фигуру» Цель: упражнять детей в знании геометрических фигур. Материал: карточки с изображением геометрических фигур. Ход игры. Предложите ребенку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив ее из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает, и цвет, который он выбрал для раскрашивания.

3 «Флажки и гирлянды» Цель игры: развивать логическое мышление детей, упражнять в знании цветов и геометрических фигур. Материал: карточки с изображением гирлянды из флажков и других геометрических фигур. Ход игры. Предложите детям закрасить, каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуры, изображенные пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите ребенка показать и назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасил. «Паруса» Цель игры: познакомить детей с формой "треугольник", развивать мышление. Материал: сюжетная картинка с изображением лодочек из геометрических фигур, карточка с геометрическими фигурами. Ход игры. Предложите детям рассказать о том, что нарисовано на картинке, затем обвести карандашом паруса. Спросите, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие еще геометрические фигуры им известны. После этого дети отыскивают маленький треугольник, затем большой. Помогите им, если они затрудняются, раскрасить, вырезать и наклеить фигуры на изображение. В конце игры уточните, какую геометрическую фигуру вырезал. Предложите найти предметы треугольной формы в окружающем пространстве. Пусть ребенок начертит треугольники пальчиком на столе, на полу, в воздухе. Можно предложить нарисовать треугольник на бумаге.

4 «Куриное семейство» Цель игры: упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур, развивать логическое мышление детей. в окружающем пространстве. Пусть ребенок начертит круги пальчиком на столе, на полу, в воздухе. Можно предложить нарисовать круги на бумаге. Материал: сюжетная картинка с изображением куринного семейства, карточка с изображением геометрических фигур. Ход игры, Рассмотрите с ребенком сюжетную картинку (заранее раскрашенную). «Кто нарисован? Кто в семье папа, мама? Где детки? Сколько цыплят? Какого они цвета?» Затем предложите карточку с изображенными геометрическими фигурами и попросите отыскать в ней те фигуры, которые надо вырезать и приклеить к изображению курицы, петуха, цыплят. Помогите ребенку вырезать, а наклеит пусть он сам. По окончании работы порадуйтесь его успехам. Можно предложить ребенку показать на картинке самый большой круг, круг поменьше и самые маленькие кружочки. В конце игры уточните, какую геометрическую фигуру выполняли. Предложите найти предметы круглой формы

5 "Выкладывание картинок" Цель игры: развитие логического мышления детей, закрепление знания геометрических фигур. Материал: карточки-образцы с рисунками из геометрических фигур, пустые карточки, вырезанные геометрические фигуры разного цвета и размера. Ход игры. Рассмотрите с детьми рисунки. Предложите отыскать на них знакомые геометрические фигуры. Вырежьте из цветной бумаги фигуры в двух экземплярах и из одного сделайте вместе с детьми аппликации. Второй комплект фигур предложите детям для выкладывания изображений. Не забудьте во время игры закрепить в памяти детей названия цветов. Для второго изображения вырезайте фигуры так, чтобы их форма была одинаковой, а цвет разный, чтобы ребенок отыскивал деталь и по форме, и по цвету. «Конструирование по схеме» Цель игры: развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста. Материал: карточки с контурными схемами, детали строителя. Ход игры. Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данные изображения из крупных деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.

6 "Конструируем из палочек" Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей. Материал: карточки с контурным изображением предметов, палочки разной длины. Цель игры. Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу. «Найди фигуру» Цель игры: ознакомление детей с названиями геометрических фигур, познакомить с конусом, цилиндром и призмой. Материал: набор строительного конструктора, карточки с изображением геометрических фигур. Ход игры. Попросите ребенка найти и принести кубик, кирпичик, за тем длинную пластину (используется обычный строительный материал для конструирования). Покажите ребенку конус и предложите отыскать такую же деталь (потом цилиндр, затем призму). После этого дайте ребенку карточку и предложите найти эти детали.

7 «Найди пару» Цель игры: развитие логического мышления, упражнять в назывании цвета и названии геометрических фигур. Материал: карточки с изображением геометрических фигур разделенные на 8 частей, не разрезанные карточки по числу играющих Предложите ребенку поиграть в игру. (Одна из карт разрезается на восемь частей.) Наложить разрезанные карточки на целую карточки на карту, (фигуры, одинаковые по форме, но разные по цвету и размерам). Поднимайте ту или иную карточку и просите найти такую же деталь, но другого цвета или размера. При выполнении задания упражняйте детей в назывании цветов. «Построй по схеме» Цель игры: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы. Материал: схемы построек, строительный набор. Ход игры. Вспомните с детьми строительные детали, которые они знают, продемонстрируйте им их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки. Важно, чтобы детали были изображены в натуральную величину.

8 "Накладываем детали" Цель игры: учить детей выкладывать изображения способом накладывания. Материал: карточки с контурными рисунками, строительный набор или плоскостные геометрические фигуры. Ход игры. Детей учат выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок. Предложите детям карту и попросите создать красивые картинки (покажите на примере установки одной детали). Игра «Строим забор» Воспитатель говорит детям, играющим со строительным материалом: «Это у вас стройка? Что вы строите? Саша, что это у тебя? Домик. А у тебя, Гена? Тоже домик? Я вижу. На стройке есть хороший строительный материал. Для ваших домиков можно построить хороший забор. Начинаем новую стройку. Посмотрим, какие будут заборчики. Мы решили строить дом Для своих зверушек. Дом построен,и теперь Нам заборчик нужен. Доски обтесали, Крепко прибивали. Тук тук, перестук, Доски обтесали, Тук тук, перестук Крепко прибивали.

9 Для детей 4-5 года жизни «Выкладывание фигур» Цель игры: упражнять детей в выкладывании изображений из геометрических фигур используя схемы. Материал: карты-схемы изображений, строительный набор. Ход игры. Детям предлагают схемы и геометрические фигуры для выкладывания изображений. После выполнения задания спрашивают: " Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой раке ты? Сколько здесь одинаковых фигур?" «Найди лишнее» Цель игры: развивать логическое мышление дошкольников. Материал: карточки с изображением геометрических фигур. Ход игры. На карте изображены ряды геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть их и определить, что на них лишнее, затем обосновать, почему. «На что похоже?» Цель игры: развивать наглядно- образное мышление детей. Материал: набор плоскостных геометрических фигур. Ход игры. Воспитатель поочередно показывает вырезанные геометрические фигуры, называет их и просит сказать, на что они похожи. Например: шар - колобок, солнышко, лицо, воздушный шар и т.д.

10 «Конструируем из палочек» Цель игры: развитие логического умения детей. Материал: палочки разной длины трех размеров, карточки с изображением простейших картинок. Ход игры. Детям раздают палочки разной длины, предлагают разложить их по размеру на три части. Затем дают картинки (реальные изображения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с парусом, тачка, цветок, ваза и др.) и просят выложить изображение этих предметов палочками. «Сопоставь» Цель игры: развитие логического мышления дошкольников. Материал: рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам. Ход игры. Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру "На что похоже?" - отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.

11 «Вспомни, на что похоже» Цель игры: упражнять детей в назывании геометрических фигур. Материал: карточки с изображением геометрических фигур. Ход игры. Детям предлагают карточки с изображением строительных деталей. Воспитатель просит назвать деталь и вспомнить предметы, имеющие с ней сходство, обосновать при этом, почему он эти предметы указывает. «Посчитай и сконструируй» Цель игры: Развитие логического мышления дошкольников. Материал: карточки с изображением роботов из геометрических фигур, строительные наборы или плоскостные геометрические фигуры. Ход игры. Детям показывают рисунок с изображением роботов из геометрических фигур. Воспитатель предлагает сосчитать, роботов человечков, спрашивает, сколько роботов-собачек. Просит выбрать любого робота, рассказать, из каких фигур он составлен, сколько на него пошло одинаковых фигур-деталей. Затем детям дают геометрические фигуры и просят выложить из них понравившиеся изображения.

12 «Обустрой комнату» Цель игры: развитие логического мышления дошкольников. Материал: лист бумаги (35* 45см), строительный набор, плоскостные геометрические фигуры Ход игры. Воспитатель предлагает детям лист бумаги (З5*45 см) и говорит, что это пол кукольной комнаты, просит обстроить его кирпичиками (стены комнаты), оставив промежутки для окна и двери. После того как дети сделают это, вынимает лист и кла дет его рядом с построенной комнатой. Затем достает геометрические фигуры и предлагает разложить их на бумаге, подбирая похожие по форме на предметы мебели (квадрат - табуретка, прямоугольник - кровать и т.д.). Воспитатель рассматривает с дошкольниками получившуюся схему и просит расставить по ней "мебель" в комнате, обстроенной кирпичиками. По окончании работы дети сравнивают изображение с постройкой. «Соотношение геометрических тел и фигур» Цель игры: учить детей соотносить изображения геометрических фигур и строительные детали конструктора. Материал: Карточки с изображением геометрических фигур, строительный набор. Ход игры. Дошкольникам предлагают рассмотреть изображения геометрических тел, а затем геометрические фигуры, изображенные ниже. Воспитатель просит отыскать строительные детали, изображенные на карточке, и показать те стороны, которые имеют форму геометрических фигур, изображенных под карточкой. Задание усложняется, если детям предложить соотнести геометрические фигуры и тела, не используя строительные детали.

13 Игра «Построим башенку для принцессы» «Накладываем детали» Цель игры: развитие логического мышления дошкольников. Материал: карточки схемы, строительные детали. Ход игры. Дошкольникам дают две карточки: на одной в виде схемы изображены различные теремки, на другой - строительные де тали, которые следует отобрать для решения данной задачи. Цель задания: уложить детали в контуре так, чтобы они соприкасались с поверхностью листа одной из граней. В процессе решения задания воспитатель уточняет, какие детали использует ребе нок, какого цвета, какая форма граней у той или иной детали, сколько граней у детали, сколько деталей пошло на сборку изображения. Воспитатель приносит в группу куклу-принцессу, сажает её на стульчик и говорит ей: «Принцесса скоро будет построен ваш дом. Надо выбрать хорошее место. Позову- ка я строителей. Кто будет строить дом для принцессы? Лена и Лиза вы знаете, где будет стройка? Тогда найдите нам подходящее место, где будет дом для принцессы. (Девочки находят место для дома). Теперь нам нужны строительные материалы. Гена и Саша, помогите нам, выберите, пожалуйста, всё, что нужно для стройки. А что нам нужно? (дети называют материалы: кирпичи, доски, камни, песок.) Дети, вы будете строителями. Постройте хороший дом, похожий на башню». Дети вместе с воспитателем строят башенку, используя строительный набор и подручный материал. В конце игры воспитатель показывает новый дом принцессе и говорит: «Это ваш новый дом башня. Вы довольны,принцесса? Хорошо постарались наши строители! Они могут строить и другие красивые дома».

14 Для детей 5-7го года жизни «Построй по модели» Цель игры: учить детей строить конструкции по готовой модели. Материал: объемные модели, строительный конструктор. Ход игры. Соорудите из строительного материала несложные конструкции и обклейте их бумагой или тканью, получатся объемные модели. Общее представление о конструкции есть, а вот из каких деталей она собрана, надо догадаться. Предложите детям соорудить постройки по этим моделям. (Дети подготовительной группы конструируют по изображенным нерасчлененным объемным моделям более сложные конструкции.) «Создай схему» Цель игры: развитие логического мышления дошкольников. Материал: плоскостные геометрические фигуры, фломастеры, листы бумаги, контурные схемы, строительные наборы. Ход игры. Предложите детям выложить на бумаге из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур различные несложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами - получатся схемы. Их можно использовать в качестве пособий по плоскостному моделированию (Детям подготовительной группе предлагают создавать контурные схемы, обводя не каждую геометрическую фигуру, а общий контур объединенных в модели фигур.) Затем дети получают задание расчленитъ данные схемы, конкретизировать их (раскрасить). Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам.

15 «Моделирование по схеме» Цель игры: Обучение детей моделированию по схеме. Материал: карточки с изображением геометрических фигур и схем сооружений, строительные детали. Ход игры. Детям предлагают две карты: на одной изображены геометрические фигуры, на другой - схемы сооружений. Дается задание - отобрать по схеме необходимые фигуры и приступить к моделированию. Задание можно усложнить, предложив вместо геометрических фигур строительные детали. «Ошибки в узоре» Цель игры: развитие логического мышления детей. Материал: Карточки с изображением геометрических фигур. Ход игры. На карточке изображен узор из геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть его и найти ошибки, нарушающие симметричность узора. После чего задают вопросы: «Из каких фигур составлен узор? Сколько фигур в верхнем ряду, в нижнем, ромбов, треугольников, квадратов, овалов?»

16 «Составь из палочек» Цель игры: упражнять детей в составлении геометрических фигур из счетных палочек. Материал: счетные палочки. Ход игры: Дошкольников упражняют в составлении геометрических фигур из счетных палочек. 1. «Составь фигуру из трех (четырех, пяти, шести) палочек». 2. «Составь два равных треугольника из пяти палочек». «Найди ошибку» Цель игры: развитие логического мышления детей. Материал: карточки с изображением геометрических фигур. Ход игры. Детям предлагают карточку, на ней изображены геометрические фигуры, внутри которых геометрическое тело. Причем одна из граней геометрического тела должна иметь форму фигуры, на которой нарисовано тело. Необходимо найти ошибку в изображении. 3.«Построй три квадрата из десяти палочек (способом пристраивания одной фигуры к другой)».

17 «Меняясь местами» «Что изменилось» Цель игры: развитие логического мышления детей. Материал: строительные детали. Ход игры. Перед ребенком расставляют строительные детали. Просят запомнить, сколько их и как они стоят. Затем предлагают отвернуться и убирают какую-либо деталь (устанавливают детали в ином положении на плоскости стола, меняют их местами, добавляют новые). Затем дошкольник отмечает, что изменилось. Цель игры: развитие памяти и логического мышления детей. Материал: листы бумаги, строительные детали, фломастеры. Ход игры. Играют двое. Детей сажают спиной друг к другу и предлагают разместить на листе бумаги мелкие строительные детали, поставленные плотно друг к другу так, чтобы каждая деталь соприкасалась с поверхностью листа одной из граней, и обвести получившуюся фигуру фломастером. Затем снять с листа детали, поменяться местами и вновь установить их на листе бумаги точно внутри контура. Задание тем сложнее, чем больше деталей предлагается.

18 «Роботы» Цель игры: развитие логического мышления детей. Материал: карты с изображением роботов. Ход игры. На карте нарисованы роботы, собранные из строительных деталей. Детям предлагают ответить на вопросы. 1. «Сколько роботов изображено"". 2. «Найди двух роботов, собранных из одинаковых по форме деталей». 3. «Покажи, у какого робота есть деталь, которой нет у других». «Разрежь и сложи» Цель игры: развитие воображения и логического мышления детей. Материал: плотная бумага, ножницы. Ход игры. Детям предлагают вырезать из плотной бумаги любую геометрическую фигуру, разрезать ее на несколько разных по размеру частей, а затем сложить снова. Детям дают возможность установить закономерность: чем больше получается частей, тем труднее сложить фигуру, но зато можно больше создать новых образов. Задание можно усложнить, предложив ребятам поменяться вырезанными фигурками. 4. «Каких роботов можно построить из строительных деталей, а каких нельзя?»

19 «Моделирование» Цель игры: развитие воображения и логического мышления детей. Материал: плоскостные геометрические фигуры, листы бумаги, карандаши. Ход игры. Предложите детям моделировать с помощью бумажных геометрических фигур, нарисованные ими или выполненные в технике аппликации сооружения (дворцы, соборы). Затем делать схемы и использовать их для конструирования данных объектов.


Картотека игр со строительным материалом для старшего дошкольного возраста группа 2 1. «Построим дом» Цель: Составление домов разных размеров. Учить детей подбирать двери, окна, крыши соответствующие величине

Для Вас, Уважаемые родители! Учимся, играя - подборка конструктивных игр для использования в домашних условиях. Картотека строительно-конструктивных игр 1. «Построим дом» Цель: Составление домов разных

Картотека игр по конструированию для старшего дошкольного возраста Лего-конструирование в детском саду В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление.

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой

Картотека дидактических игр, способствующих развитию технических спососбностей у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности Упражнения и задания по формированию: пространственных представлений

План перспективных игр по сенсорному развитию детей во 2 младшей группе. СЕНТЯБРЬ 1. Дид/игра «Бабочки». Цель: Учить детей различать и называть основные цвета. ОКТЯБРЬ 1. Дид/игра «Разноцветные кружочки».

Цветные палочки Кюизенера Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «ДС 35» Полетаева Н.В. Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал

Конструирование. Дидактические игры. Построим дом (возраст 3-4 года, 4-5лет). Цель: Составление домов разных размеров. Учить детей подбирать двери, окна, крыши соответствующие величине данного дома. Материал:

Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера. Игровые задачи цветных палочек Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад 3 «Ручеёк» Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей

Картотека игр по лего-конструированию (составила воспитатель МБДОУ 45 Звездина Е.В.) «Четвертый лишний» Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную Ход игры: Посмотрите и скажите, какая

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД 39 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» Конспект НОД «Чертеж кукольного театра папы Карло и его друзей» (для подготовительной к школе

Развивающая игра «Палочки Кюизенера» Знакомство с миром чисел посредством палочек Кюизенера Счетные палочки Кюизенера интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной

ДВОРЕЦ И МЕБЕЛЬ ДЛЯ ЦАРЕВНЫ НЕСМЕЯНЫ. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, конструирование),

В профессиональную копилку воспитателям детских садов УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ Упражнение 1 (для детей 3-4 лет) Цель учить выделять в предмете признак формы, развивать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Быков Дидактические игры по математике в младшей группе Выполнила: Воспитатель: Готовка Н.Г. «Один много» Цель:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа 1874» Дошкольное отделение «Аистёнок» Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» дошкольное отделение «Радость» ПЛАН-КОНСПЕКТ игра-квест «Построим дом для Карлсона» Подготовила и провела Воспитатель старшей

1.Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе методического пособия З.В. Лиштван «Конструирование», Москва, Просвещение, 1981 г. Настоящая программа рассчитана на 16 занятий в год, предназначена

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 30» Центрального района г. Барнаула КОНСУЛЬТАТИВНО-РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Знакомство детей дошкольного

Познавательное развитие. Логические игры Воспитатель: Щербакова Н. Л. Китайскаяголоволомка «Танграм» «Волшебный круг» «Колумбово яйцо» «Вьенамская игра» «Монгольская игра» «Головоломка Пифагора» Этапы

Основные геометрические фигуры и понятия, навыки рисования геометрических объектов, логические задачи, развитие пространственного воображения Уважаемые родители и педагоги! Предлагаем вашему вниманию книгу

Познавательное развитие Кружок «Игралочка» Данная программа разработана на основе курса «Игралочка» авторов Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасовой Цель и задачи программы, ее место в образовательном процессе.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30 для детей раннего возраста Колпинского района Санкт-Петербурга Консультация для родителей Тема: «Математика-это интересно!»

Окружающий нас мир, среда, в которой мы живем, несут в себе огромную воспитательную силу, обладают великой развивающей возможностью. Поэтому важно не только в детском саду, но и дома создавать такую обстановку,

Календарь увлекательных заданий для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Составила: воспитатель Москвина Надежда Анатольевна НОЯБРЬ 2016 год. ПОМОГИ РЕБЁНКУ РАЗГАДАТЬ КРОССВОРД. ОЗНАКОМЛЕНИЕ

Картотека дидактических игр по математике для детей старшего дошкольного возраста. Составила: Фендрикова Е.Л. «Танграм» Цель: закрепление знаний детьми о геометрических фигурах, развитие воображения, анализ

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 6-7 ЛЕТ Любимова М.М. 1. СЛОЖИ (разрезная картинка) Задание направлено на выявление уровня развития интереса к познавательным задачам, установление

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 3 г.о. Орехово-Зуево Московской области Мастер-класс для воспитателей «Забавная игра для развития и ума» (использование

Коррекционно-развивающие упражнения Упражнение 1 «Говори наоборот» Предложите ребенку поиграть: «Я буду говорить слово, и ты тоже говори, но только наоборот, например, большой -маленький» (работает творческая

Познавательное развитие Геометрический материал в дошкольном математическом образовании Окончание. Начало см.: Дошкольное воспитание. 2017. 3. А. БЕЛОШИСТАЯ, доктор педагогических наук, профессор, кафедра

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 92 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ПРОФЕССИИ» средняя группа 3 Воспитатель I категории: Кожевникова Н.А. г. Оренбург 2015 г. Цель: Формирование представлений

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 3 «Дюймовочка» Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе. Тема: ««Маша идет домой». Воспитатель:

Дидактические игры для детей от 2 до 3 лет Мы предлагаем вам серию игр с предметами и серию игр на изучение формы, цвета и величины. Игры с предметами Цели игры: Игры с предметами развивают мелкую моторику;

Играем дома вместе с блоками Дьенеша Педагог-психолог Сергеева О.С. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 объемных, неповторяющихся

«Логические блоки Дьенеша универсальный дидактический материал» В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все

Пояснительная записка Программа разработана на основе игровой технологии интеллектуально - творческого развития детей 3-7 лет Воскобовича В.В. Программа рассчитана на четыре года обучения, начиная с младшего

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша универсальный дидактический материал» В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность

По закреплению математических знаний детей 5-ого года жизни. Для каждого родителя собственный ребенок и умен, и красив. И когда воспитатель рекомендует проводить те или иные упражнения дома для закрепления

Пояснительная записка Направление «Познавательное развитие» «Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 21 «НЕЗАБУДКА» ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИГУРИЮ КОНСПЕКТ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 326» 660132, г. Красноярск, ул. Славы, 13 «А», т.225-82-03 ПАСПОРТ дидактического пособия «Чудесное окно» Авторы: Третьякова Э.С.,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 23 КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ) Подготовила

Архитектурная школа Папы Карло. (по методике Венгер Л.А.) Цель: развитие познавательных способностей через конструирование. Задачи: стимулировать познавательный интерес к процессу и результату конструирования;

Дидактическая игра «Найди свой домик» Цель: развить у детей умение различать цвет, геометрические фигуры, умение сравнивать схемы (геометрические фигуры), ориентироваться в пространстве, зрительное восприятие,

Серия дидактических игр 1 этап - игры направленные на развитие умения произвольно распределять и переключать внимание с одного объекта на другой в результате сознательных усилий воли. «Найди отличия» Обучающая

1 Лепбуки математического содержания Лепбук 1 «Геометрические фигуры» Описание игр. Собери пирамидку Задачи: Формирование положительного эмоционального фона. Развитие внимания, зрительного восприятия,

Занятия на октябрь 2016 года 1 неделя Окружающий Тема: Золотая осень: «Деревья и кустарники осенью». Содержание: Познакомить детей с деревьями и кустарниками (береза, рябина, клен, шиповник), где они растут,

Развивающие игры для детей 2-3 лет Ребенок в возрасте 2-3 лет становится самостоятельным человечком. У него уже с каждым днем совершенствуется речь, поведение, мышление, развиваются умения и навыки. Но

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 8 «Снеговичок» Игры на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель:

Конспект занятия по математике в старшей группе. Составила воспитатель Н. Мирзахмедова Тема: «Число 6. Цифра 6. Цель. Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6. Задачи:Формировать представление

Календарь увлекательных заданий для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Составила: воспитатель Москвина Надежда Анатольевна МАРТ 2017 год. Уважаемые родители, прежде чем вы начнёте заниматься

Дидактические игры для сенсорного развития детей в младшей группе детского сада. Воспитатель: Токарева И.В. Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию игрыдля сенсорного развития детей в младшей группе,

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад 2, г. Татарска Консультация на тему: «Как научить образовывать и преобразовывать геометрические фигуры» Подготовила: воспитатель

Краснова Ольга Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад 72», г. Чебоксары. Игры на классификацию по математическому развитию в детском саду В процессе формирования готовности ребенка к обучению в школе

Дидактические игры по математике Для формирования у дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета проводятся следующие дидактические игры: 1. Дидактическая игра "Посмотри вокруг".

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО МАТЕМАТИКЕ Подготовила: Покидова Н. С., воспитатель высшей квалификационной категории Лермонтов 2016 Составление геометрических фигур 1. Составить 2 равных треугольника из

Занимательный математический материал» (младший возраст) составила воспитатель МБДОУ 45 Забалуева О.В. Дидактическая игра «Портрет» Возраст 4-5 лет * Учить детей видеть в схематичном изображении предметов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «15» города Смоленска (МБДОУ «Детский сад 15») УТВЕРЖДЕНА приказом МБДОУ "Детский сад 15 28.08.2017 89-од ПРИНЯТА педагогическим

Мастер-класс «Блоки Дьенеша» для педагогов дошкольного образования Полухина Светлана Мастер-класс «Блоки Дьенеша» для педагогов дошкольного образования Составила: Полухина С. А. воспитатель в. категории.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Подготовила методист Мальцева О.А. 21.02.2017 г. Пособие содержит дидактические игры и коррекционные

Перспективное планирование образовательной деятельности по программе математического направления «Заниматика» 2018 2019 учебный год Подготовительная к школе группа (возраст 6-7 лет) Неделя Тема Цель Часы

Математика для малышей Консультация для родителей Развивающие игры для детей 2-3 лет Обучение малышей математике дома. В возрасте 2-3 лет у ребенка появляются элементарные математические представления.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему: «Маленькие математики» Образовательные области: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических

МБДОУ 51. ВОСПИТАТЕЛЬ Усцова Татьяна Петровна Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию формирование элементарных математических представлений. Программное содержание: Продолжать

Конструктивно-строительные занятия направлены на формирование пространственного мышления, которое способствует более результативному умственному, сенсорному, нравственному, трудовому, творческому и эстетическому развитию детей.

Малышей знакомят с размером и формой кубиков и кирпичиков, учат ставить их в ряд или друг на друга. Показывают, как надо собирать и разбирать пирамидку.

В старшем возрасте обучают навыкам сравнивания различных форм, величин, цвета деталей, умению их подбирать в соответствии с задуманным действием.

Конструктивные строительные игры в детском саду признаны творческими и рассматриваются как разновидность сюжетно-ролевых игр. Здесь не обходится без мотива, игрового замысла, роли, правил, игровых действий, результата.

Педагогу на заметку: купить инвентарь для строительных игр в детском саду можно в специализированном магазине для детских садов — detsad-shop.ru

Место и материал для строительных игр

На участке и в группе выделяется специальный уголок со всем необходимым для занятий материалом.

Игровой «стройматериал» должен быть безопасным, соответствовать задачам конструктивного развития для конкретной возрастной группы детей.

Используется:

  • Природный материал — песок, камни, снег, глина, вода.
  • Подсобный материал — коробки, доски, ящики.
  • Специально созданный материал в виде настольного и напольного строительного набора. Например: «Старинный замок», «Юный архитектор», «Лего» и другие.

Примеры строительных игр для детсада

С большим удовольствием дети играют с сюжетными конструкторами. Такие наборы позволяют осуществлять постройки определенного характера в виде фермы, дворца, египетской пирамиды.

В старших и подготовительных группах игры усложняются за счет использования строительных материалов с различными способами крепления. Освоив напольный конструктор, старшие дети с интересом используют строительный материал с более сложным способом крепления. Они без труда справляются с керамическими и металлическими конструкторами.

Используется и новая методика — конструирование с помощью плоских геометрических фигур, в том числе и из бумаги. Малыши 4-7 лет учатся с помощью символических средств создавать художественные образы из своего окружения и передавать эмоциональное отношение к ним.

Образовательная детская строительная игра для детей от 3 лет

Напольный строительный конструктор, например, конструктор СООО ПП «Полесье».

Младшая группа

Цель игры:

  • Научить сравнивать, наблюдать, различать, запоминать цвет и форму.

Воспитатель знакомит малышей с названием деталей конструктора: куб, кирпич, пластина, цилиндр, призма.

Обращает внимание на цвет, какие детали красивые – красные, желтые, синие, зеленые.

Игра:

1. Воспитатель показывает поочередно детали — дети дружно их называют.
2.По просьбе воспитателя дети находят детали одной формы (например, цилиндр) или одного цвета (красного или синего)
3. «Обезьянка». Дети повторяют за воспитателем. Он взял две детали, дети берут такие же. Воспитатель строит башенку, или дом — малыши повторяют.

Постепенно постройки усложняют.

Средняя группа

Цель игры:

  • Развить творческое воображение, эстетическое восприятие, художественный вкус.
  • Научить соблюдать последовательность действий.
  • Расширить словарь: названия геометрических форм, пространственных отношений. (Выше — ниже, длиннее — короче, направо — налево).

Воспитатель рассказывает о благородном труде строителей, какие красивые сооружения они строят. Дети знакомятся с иллюстрациями архитектурных сооружений.

Игра. Группа превращается в строительное бюро, которому выданы задания по строительству: высокого дома, с двумя квартирами, длинной к нему дорожкой; гаража с низким заборчиком и так далее.

Старшая и подготовительная группы

Цель игры:

  • Формирование самостоятельности, активности мышления, развитие работоспособности, конструктивно-творческих способностей, правильных отношений в дружном коллективе.
  • Развитие координации движений и глазомера.
  • Конструирование простейших построек по рисункам нарисованным взрослым, либо по вариантам раздела «Конструирование» дошкольной общеобразовательной программы.

Игра. Дети учатся выполнять работу по плану. Воспитатель чертит план — например, комнаты, двора или дома. Знакомит с планом детей и убирает его. Задача — по памяти создать из деталей строительного набора задумку воспитателя.

Игра строительная «Домик мой из кирпичей»

Азы строительства домиков из строительных наборов.

Для детей младшего возраста

Цель игры.

  • Закрепить понятия: большой — маленький, низкий — высокий.
  • Научить приемам построения домиков для любимых сказочных персонажей.

Материал:

  • Кирпичи,
  • кубики,
  • трехгранные призмы.

Воспитатель с помощью считалочки делит детей на две команды: строителей домов и его жильцов (кошку, мышку, собачку).

Игра.

1. Воспитатель показывает «строителям», как правильно строятся домики для их маленьких друзей и приговаривает:

— Я возьму два кубика
Поставлю их близко.
Крышу на них положу —
Будет домик киске.

Ставит два кубика рядом и сверху крышу – трехгранную призму и зовет на новоселье киску. Тут все дружно замечают, что домик совсем маленький и в нем поместится только мышка. Мышку поздравляют с новосельем.

2. Как построить домик котику побольше? Воспитатель ставит кирпичики на ребро параллельно друг другу, сверху две параллельные призмы.

Приговаривает:

— Два кирпичика возьмем
И поставим их ребром.
Приставим гранями две призмы —
Будет крыша выше.
Будь же котик молодцом —
Быстро прыгай в новый дом!

1. Воспитатель предлагает построить домик для жеребенка.

— Домик этот очень прост —
Кирпичики поставим в рост.
Накроем все крышей –
Вот и домик вышел!

2. Воспитатель показывает, как можно построить дом для собачки.

Не хочет быть песик бездомным,
Построим ему мы домик удобный!

Вертикально вплотную ставятся два кирпичика. Параллельно на расстоянии еще точно также два кирпича. Две параллельные призмы укладываются в виде крыши. Показывают, как можно сделать окошко: кирпичик ставится на узкую грань и приставляется широкой стороной к домику.

Металлический конструктор

Металлический конструктор — игра повышенной сложности, требует определенного умения детей.

Цель игры:

  • Научить детей работать со схемой: различать на рисунке части конструкции; находить необходимые к ним детали; соответственно их раскладывать.

Игра.

1. Дети знакомятся со своеобразным способом соединения деталей с помощью гаек и мелких стержней с нарезками.
2. Используя мелкую мускулатуру рук, учатся завинчивать пальчиками гайки. Затем — затягивать их с помощью маленького гаечного ключа.
3. Самостоятельно собирают конструкции согласно выбранным схемам.

Особенностью занятий с металлическим конструктором является постепенность освоения материала.
Полученное умение собирать модель по рисунку, получает дальнейшее развитие. Собранные модели зачастую используются как дополнение к другим сюжетным играм.


На третьем году жизни дети обычно приобретают достаточно широкий и разнообразный двигательный опыт: уверенно ходят, бегают, постепенно осваивают круг необходимых действий, связанных с умыванием, одеванием, едой. Участие детей в разнообразных играх содействует развитию более точных, ловких, уверенных движений.
Первые самостоятельные действия детей не только третьего, но и четвертого года жизни со строительными игрушками носят процессуальный характер. Лишь у отдельных из них иногда намечается замысел, который еще неустойчив: от строительной игры дети быстро переходят к другим играм, строительный материал превращают в игрушку (автомобиль, куклу).
Дети третьего года жизни охотно играют со строительным материалом, но эти игры, не направленные педагогом, носят по преимуществу процессуальный характер, и в этом виде их влияние на развитие детей весьма ограничено.
Для развития строительных игр детей третьего года жизни необходимо показать детям, как надо строить. Важно, чтобы эти первые постройки опирались на предметы, хорошо известные детям,- забор, ворота, стол, стул, домик, мост.
Для сооружения этих построек детям надо дать такой материал, который был бы устойчив, чтобы уже соединение двух-трех деталей напоминало бы тот предмет, который задумали построить. Важно, чтобы у детей возникло желание строить, играть с постройкой.
Наиболее устойчивой формой строительного материала является куб, в первую очередь кубики и надо дать маленьким детям. Но для того чтобы получились постройки, в дополнение к кубикам надо дать кирпичики, трехгранные призмы. Положив на кубик трехгранную призму, Сережа (2 г. 4 мес.) эту постройку назвал домиком. Ставя их в ряд, говорит: «Во, колько домов». Ставит один кубик на другой, радуется, что дом становится высоким.
Дети строят еще крайне примитивно, нагромождая один брусок на другой, часто сами не знают, что строят. Их пока занимает сам процесс нагромождения. Вот несколько типичных примеров строительной игры трехлеток.
Вова (3 г.) выкладывает на стол кирпичики в один ряд. Положив четыре кирпичика, передвигает их, производит звуки, напоминающие звуки маневрирующего паровоза. Прикладывает впереди еще два кирпичика. Передвигает. Одно резкое движение Вовы нарушило стройную линию кирпичиков. «Это заборчик»,- говорит он и расставляет кирпичики полукругом, смыкая их только углами.
Ира (3 г. 2 мес.) строит загородку для петушка. Не закончив строить, берет петушка и вокруг него размещает кирпичики. Сажает петушка на загородку и говорит: «Ку-ка-ре-ку» поет петушок. Смотрите, какой у него гребешок».
Нередко у детей младшей группы первые игры со строительным материалом облекаются в форму игры с сюжетной игрушкой. Получив первый раз кирпичики, Тата долгое время
сидит, рассматривая их, берет то один, то другой. Затем вынимает из кармана платочек, завертывает в него кирпичик и играет с ним, как с куклой.
Мы обучали детей приемам стройки, начиная с простейших конструкций. В результате этого дети научились строить «дорожку», прикладывая вплотную, кирпичики друг к другу, дом, положив трехгранную призму на кубик, воротики, соединив два бруска перекладиной, диванчик, столик. Эти сооружения все дети третьего года жизни усвоили прочно и на предложение сделать ту или иную постройку отзывались охотно, строили то, что им называли.
Конструкции, предлагаемые детям 2-3 лет, были упрощены в сравнении с теми, которые предлагались детям четвертого года жизни. Эти дети строили наряду с «дорожкой» линию железной дороги, они называли ее «дорога», «электричка», сооружали домик, ворота, мебель более сложной конструкции. Кроме того, строили мостик, лодку, башенку. Наблюдение совместных игр детей третьего и четвертого года показало, с какой легкостью младшие дети заимствуют пример стройки у более старших.
Подражание приводит в действие важные мыслительные процессы, и прежде всего сравнение; оно вызывает двигательную активность ребенка, побуждает его к упражнению.
Подражание становится особенно эффективным, когда оно опирается на предшествующий опыт, приобретенный в процессе обучения. Особенно отчетливо это выступало в строительной деятельности детей третьего года жизни.
Игры рядом становятся совместными очень рано именно в тех случаях, когда опыт ребенка, приобретенный в процессе обучения, становится опорой подражательной деятельности.
Диме (2 г. 1 мес), мальчику, пришедшему из семьи в середине года и с большим трудом привыкавшему к детскому саду, несколько раз показали, как надо создавать различные простейшие постройки. Дима строил дорожку и возил по ней автомашину, игра доставляла мальчику большое удовольствие, потом строил домик из двух деталей, воротики. Занятия с Димой проводились отдельно, к этому времени остальные дети уже умели строить ряд более сложных построек (дом из 5 деталей, лодочку, мостик). Надо отметить, что на протяжении двух недель не удавалось добиться воспроизведения Димой показанной ранее стройки.
Отдельную постройку, показанную экспериментатором, Дима воспроизводил непосредственно после показа. Вначале это удавалось путем предложения построить такую же дорожку рядом, такой же домик, потом поиграть вместе с Сережей (4 г. 3 мес). Сережа энергично принялся строить мост. Дима некоторое время стоял рядом, смотрел. Потом спросил Сережу: «Это дом?» Сережа, не отрываясь от стройки, ответил: «Нет, что ты, Дима, это мост, вот смотри, тут ступенечки, а там можно ездить». Дима побежал и принес автомашину. Сережа: «Подожди, Дима, сейчас уберем все, будем играть».
Дима помогает собрать оставшиеся кирпичики в ящик, после этого дети вместе играют: возят автомашину. Дима принес собачку, она у него бегала по мостику, потом принес куклу, водил и ее по мостику. Сережа посадил куклу на автомашину, катал ее. Дети играли длительное время (16-17 мин.).
В другом случае Дима, играя вместе с Лешей (5 л. 10 мес), не только воспринял опыт игры с игрушкой, но и легко перенял более совершенные приемы стройки. Леша «сооружает» пароход. Дима смотрит, не принимая участия в стройке. Через день, наблюдая самостоятельную строительную игру Димы, экспериментатор заметил, что он сооружает что-то похожее на пароход; на вопрос: «Что ты построил?» Дима ответил: «Пылохот».
Так же изменились игры Оли (2 г. 4 мес.) и Ларисы (2 г. 5 мес), в постройках которых рано появились дома сложной конструкции, мост с лестницами, гараж, лодочки. Эти постройки в их присутствии делали более старшие дети. Постройки девочек еще не совершенны, но в них заметно сочетание усвоенного на занятиях и воспринятого из опыта старших.
Исследование возможности общения детей третьего года жизни с детьми старшего дошкольного возраста показало, что при условии развертывания совместных строительных игр маленьких детей со старшими у детей третьего-четвертого года жизни рано появляются постройки, созданные по предварительному замыслу, содержание построек более разнообразно. Дети третьего года жизни легко заимствуют опыт старших, подражают им. Все это служит стимулом более активного развития малышей.
Мы стремились выяснить, как показ стройки и приемов игры с постройкой и игрушками воспримут дети трех лет, какие варианты игры с игрушками будут созданы самими детьми.
На глазах у детей построили дорожку, загородку, домик, ворота, мост; дети с интересом рассматривали постройку и очень радовались. «Обыгранная» постройка очень понравилась детям. Они сами с большим удовольствием продолжали игру.
Детям было показано, как построить домик; им были розданы кирпичики, трехгранные призмы, фанерки. Обращаясь к детям, воспитательница говорит: «Дети, я вас научу строить домики. Вот смотрите - это стены домика. (Поставила кирпичики один на другой.) Это одна стена, это другая, а вот это - окошечко. Теперь сделаю крышу. Вот домик готов. Знаете, кто в этом домике живет?» Дети молчат. «В этом домике живет маленькая куколка - матрешка. Посмотрела она в окошечко - видит, дети сидят. Здравствуйте, дети, как вас много, тут и Галя, и Саша и Людочка. Здравствуйте, дети!»
Люда отвечает: «Здравствуй» - и протягивает руку. «А теперь вы постройте такие домики. Потом я дам вам игрушки и вы будете играть»,- говорит воспитательница.
Из 7 человек 4 построили домик правильно, хотя кирпичики ставили неровно. Три человека сразу стали просить игрушки: «Дайте мне машину», «Дайте мне куклу». Витя быстро справился с постройкой и хорошо играл, в процессе игры повторял все слова воспитателя: «Вот стенка и вот стенка, а это окошечко. А это крыша. Вот и мой домик готов. Моя матрешка в окошечко посмотрела, а теперь она гулять пошла». Саша построила домик ровно, воспроизвела все варианты игры, показанные воспитательницей. У Люды и Гали куклы взялись за руки. Люда: «Они у нас пляшут. Смотрите, как куклы пляшут».
Результаты постройки и игры с игрушками доставляют детям много радости. Несмотря на предложение заканчивать игру, дети стремятся еще немного поиграть.
Опытная работа, проведенная с детьми трех лет, показала, что в результате занятий, на которых детям показали приемы стройки и игровое использование построек и сюжетных игрушек, изменилось содержание строительных игр.
В младшей группе детского сада для строительных игр применяются строительные материалы, состоящие из самых простых устойчивых форм. Основная строительная форма - кирпичики; их должно быть большое количество. В дополнение к готовым материалам следует давать фанерки, дощечки, соответствующие размеру кирпичиков. Строительный материал должен быть разных размеров.
Показ воспитателем приемов стройки и доведение конструктивной задачи до детей через игровое содержание находят у них отклик и быстро продвигают детей в овладении техникой стройки. Предложение воспитателя: «Сделаем у домика окошечки и крышу, чтобы дождь не замочил кукол; сделаем кругом загородки, чтобы курочки не разбежались»,- сразу придает деятельности детей осмысленный характер; они с интересом начинают строить, стараясь плотно прислонить кирпичики один к другому.
Создание игрового образа является эффективным приемом педагогического руководства строительной игрой, пользуясь которым удается не только заинтересовать детей этой игрой, но и достигнуть более высокого качества стройки.
Постройка домика кукле, мостика через речку, длинной дорожки, по которой кукла ходит или ездит, помогает сформировать первый опыт строительной игры. От самого общего мотива - кукле надо построить домик - детей следует вести по пути повышения требований к постройке: дом надо сделать с крышей, чтобы куклу не замочил дождь; мостик с перилами, чтобы кукла не упала в реку, и т. д. Построить мостик такой ширины, чтобы под ним или по нему могла проехать машина. Постановка этих задач требует от ребенка мысленного представления постройки, умения зрительно сопоставить расстояние между стойками мостика, его высотой, величиной машины.
Показ воспитателем приемов стройки и доведение конструктивной задачи до детей через игровое содержание находит у них отклик и быстро продвигает их в овладении техникой стройки.
Конструктивные умения, полученные детьми на занятиях, приводят к возникновению в самостоятельной игре новых сюжетных линий. Например, детей научили строить дорожку. В самостоятельной строительной игре это умение выразилось в постройке «лесенки», «коврика», «ручейка», «змейки». Конструктивная задача, взятая на себя ребенком, разрешается простыми, известными ему средствами и облекается в ту или иную сюжетную игру.
В развитии самостоятельной конструктивной игры детей трех и четырех лет характерен прежде всего переход от процессуальной деятельности к деятельности смысловой, содержательной. Чрезвычайно важно внесение в игру с постройкой сюжетной игрушки. Это дает возможность сделать игру с постройкой содержательной и интересной, позволяет педагогу формировать интерес к игре со строительной игрушкой.
Закончив постройку, дети испытывают потребность в сюжетной игрушке. Размещение игрушек следует так продумывать, чтобы дети, закончив постройку, легко могли взять сюжетную игрушку. Ассортимент их должен соответствовать многообразию сюжетов детских построек. Так, исследование показало, что наиболее употребительными готовыми игрушками для игр с постройками являются маленькие куклы, матрешки, которые хорошо используются детьми при игре с постройкой дома, моста, мебели, лестницы, дороги, речки. Мелких животных, птиц дети используют в игре с постройкой загородок, клеток, курятника, птичника, конюшни.
Автомашины, поезда дети широко используют в играх с постройкой улицы, моста, гаража, железной дороги; кукольную посуду - в игре с постройкой дома, кухни, плиты, детского сада.
Положительное влияние сюжетной игрушки в развитии интереса детей к строительной деятельности особенно велико на первых порах, когда ставится задача перевести детей от манипулирования к содержательной результативной деятельности. Значение сюжетной игрушки очень велико в развитии интереса детей к строительной деятельности, организуемой педагогом, когда ставится задача научить детей тому или иному приему стройки, а игрушка открывает детям пути использования созданной своими руками постройки в игре. В самостоятельной же детской стройке сюжетная игрушка, предложенная одновременно со строительной, выступает как фактор, тормозящий развитие строительной игры.
Для выяснения вопроса о роли сюжетной игрушки в строительной игре был проведен опыт, в котором в первом случае детям одновременно были даны строительный материал и сюжетные готовые игрушки; во втором случае детям был дан только строительный материал, сюжетные игрушки находились на полке, на этажерке, и дети могли их использовать при желании. Опыт был проведен с пятью детьми.
1-й опыт: одновременно даны сюжетные игрушки и строительный материал.
Леша взял строительный материал, автомашину и куклу. Построил мост, играет с автомашиной и куклой. Возит автомашину под мостом. Катает куклу на автомашине. Никаких дополнений к постройке не сделал. Играет 15 минут.
Люся построила мебель, играет с куклами и посудой. Посадила кукол на стулья, к столу наливает им чай, укладывает куклу спать, опять сажает за стол. В процессе игры никаких дополнений к постройке не сделала. Играет 10 минут.
Маща построила дорожку, возит по ней грузовую автомашину, катает куклу. Дальнейшего развития строительной игры не наблюдалось. Играет 12 минут.
Коля построил гараж, играет с грузовиком, других построек нет.
Вова построил мост, катает по нему автомашину. Играет 10-12 минут.
2-й опыт: дан только строительный материал. Игрушки на этажерке (проведен через 7 дней).
Вова построил дом, разобрал, построил громоздкое сооружение. На вопрос: «Что ты построил?» - ответил: «Папина работа». На вопрос: «Что папа там делает?» - ответил: «Паровоз починяет».
До конца игры усовершенствовал постройку и очень радовался, когда ему удалось сделать просторное помещение с дверью и окном. Позвал воспитателя: «Вот смотрите, туда паровоз въезжает». Играет 17-18 минут.
Коля построил мост, пристроил к нему лестницы, разобрал, построил башню: «Это кирпичи поднимает подъемный кран». Разобрал. Построил гараж. Взял автомашины и до конца игры усовершенствовал постройку. Сделал внутренние перегородки, расставил в них автомашины, вывозил их по очереди с соответствующим звукоподражанием. Играл 21 минуту.
Люся построила мостик, разобрала, построила дом, забор, ворота. Принесла кукол. До конца играла с постройкой и куклами. Несколько раз перестраивала ворота, делала их то с одной, то с другой стороны от дома. Играла 17 минут.
Опыт показал, что дети полнее сосредоточиваются на строительной деятельности при условии, когда в поле их внимания нет другого материала. Это важно для формирования устойчивых форм поведения, внимательности, тщательности, неторопливости, умения придумать, достигнуть результата.
К концу пребывания в младшей группе игры детей приобрели большую устойчивость. От единичных построек дети второй младшей группы перешли к сооружению более сложных построек. В игре принимали участие несколько человек.
Навыки конструирования, освоенные на занятиях, оказывает значительное влияние на строительные игры. Если вначале дети слабо выражают собственный замысел, то по мере приобретения навыков конструирования замысел выступает отчетливо. Вот несколько записей наблюдений за играми детей второй младшей группы.
Дети играют со строительным материалом. Трое строят рельсы и вокзал. Длинные бруски положили на полу в две линии на небольшом расстоянии одну от другой, поодаль построили вокзал, принесли паровоз, вагоны и возят их по рельсам.
Вова. Не так, надо, чтобы в вокзале люди были, а сюда они не войдут. (Разобрал постройку и рядом строит из брусков, плотно прикладывая их один к другому в виде стены. Принес ящик со строительным материалом (Агаповой), длинные бруски положил поперек, соединив стены, пролеты частично заложил кубиками. Разложил трехгранные призмы. Одна сторона постройки оставлена открытой. Вова принес кукол, матрешек и поставил их возле вокзала: «Они поезд встречают».)
Надя. Вот поезд едет. Встречайте, встречайте!
Придвинула кукол ближе к линии, Толя передвигает паровоз к вагонам.
Галя. Вот и приехали. Здравствуйте.
Толя. А паровоз теперь в гараж пойдет.
Вова. Нет, он не в гараж, он в депо, ты не знаешь. Вокзал не надо, мы сейчас депо сделаем. (Разобрал постройку и быстро стал сооружать другую.) Толя, неси еще брусочки, вот здесь съезжать будут. (Ставит бруски один на другой, между ними делает пролеты.)
В это время Толя возит поезд по рельсам. Галя забрала всех кукол и расставила их на мостике. Совместная игра на этом закончилась.
Замысел направляет как содержание стройки, так и игру с нею; дети используют игрушки, вместе играют ими.
Руководство воспитателя строительной игрой детей разнообразно. На первых порах это показ приемов стройки и игры с нею. По мере расширения игрового опыта воспитатель время от времени спрашивает детей, что они думают построить, советует, где и как лучше строить.
Очень важно, чтобы, наблюдая игру, воспитатель в ходе ее по мере надобности направлял детей, помогая им уяснить возникшие в процесса игры вопросы, предупреждал возникновение конфликтов.
Проверяя в опытной работе влияние разных приемов педагогического руководства строительными играми детей трех лет, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными являются: совместная игра педагога с детьми, совместные игры маленьких детей с более старшими детьми, использование сюжетной игрушки как повода, мотива постройки.
Игрушки обусловливают и характер стройки, и последующую игру; они открывают детям путь игрового использования постройки. Эта связь сюжетной и строительной игр при посредстве игрушки служит педагогу надежным путем педагогического руководства, позволяющего развивать у детей интерес к строительной игре.
Однако по мере накопления опыта строительной игры готовая игрушка, предложенная одновременно со строительными материалами, выступает как фактор, тормозящий развитие строительной игры.
Подбирая строительные материалы для игр детей младшей группы, необходимо учитывать особенности педагогического руководства строительной игрой и ее Своеобразие на ступени младшего дошкольного возраста. Строительные материалы должны включать достаточное количество кирпичиков, кубиков, трехгранных призм, дощечек разной формы и величины, что дает возможность строить различные устойчивые постройки, многократно повторяя конструкции с однообразными формами.
Опора воспитателя на активно проявляющуюся способность детей младшей группы восстанавливать в памяти известные впечатления открывает ему возможность вызывать у детей различные игровые образы, близкие их опыту.
Руководя строительной и сюжетной игрой, используя разнообразные игрушки в играх с постройкой, воспитатель ведет детей в их строительных играх по пути постепенного усложнения конструктивного замысла, более совершенного его выполнения.
Формирование строительных умений - одна из важных задач педагогического руководства, так как при отсутствии этих умений дети не достигают результатов, что ведет к неудовлетворенности и тормозит развитие у них интереса к строительной игре.

В. Г. Нечаева, Е. И. Корзакова. "Строительные игры в детском саду" Издательство «Просвещение», М., 1966 г.

Наталья Мозгалёва
Строительно-конструктивная игра во второй младшей группе «Дом для Гнома»

Задачи : 1) Учить детей анализировать объёмные и плоские геометрические фигуры (форма, цвет, величина) .

2)Закреплять умение строить домик из 4 кубиков , 1 кирпичика, треугольной призмы.

3) Развивать умение строить домик по плоскостному изображению.

4)Воспитывать терпение, умение выбирать нужные детали для домика, не ссориться при изготовлении совместной поделки.

Материал :4 куба, 1 мат,1 треугольная призма-крыша, лист белой бумаги (формат А5, вырезанные детали из самоклеющейся бумаги (по 4 квадрата, прямоугольник, треугольник) на каждого ребёнка.

Ход игры: 1 часть : вокруг дома на ковре

2 часть : стоя у столов в кругу

3 часть : дети проходят сквозь домик Гнома и с картинками уходят в группу .

Сидит Гном и плачет (перед ним лежат хаотично модули) .В руках у него картинка с изображением домика. Воспитатель приводит детей в зал и спрашивает гнома , что случилось.

Гном : - Я хотел построить дом , поселился бы я в нем. На картинку я смотрю, ничего понять я не могу.

Воспитатель предлагает помочь построить дом для гнома . На картинку посмотрите, ничего не пропустите. Что сначала в доме нужно сделать? (пол - правильно) . Из какой детали сделать надо пол? (синей,прямоугольной, большой) .

Гном хвалит детей .

Воспитатель : - Из чего сделаны стены? (из кубиков : внизу 2 красных, сверху 2 зелёных) Какой формы крыша на картинке? (треугольной) Какого она цвета? (жёлтая) Какой величины? (большая)

Гном хвалит детей и спрашивает : Каких деталей у домика много (кубиков) Каких мало? (пол и крыша)

Гном : А вы хотели бы в группе построить такие же домики для игрушек, как у меня? Тогда вам нужно его сфотографировать (имитируют движение фотоаппарата) и сделать фотографию - аппликацию домика.

Дети вместе с воспитателем и гномом делают аппликацию домика для гнома .

В конце дети прощаются с гномом , проходят через его домик и уходят в группу . Гном хвалит детей и говорит им до свидания!

Публикации по теме:

«Интересная игра! Собираем, разбираем, Строим дом и города. Можно сделать самолёт И отправиться в полёт…» Многочисленные подарки.

Конспект организации и проведения строительно-конструктивной игры «Будка и скворечник» в старшей группе Программное содержание: Продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми детьми постройками и конструкциями и тем,.

Конспект строительно-конструктивной игры «Путешествие на пароходе в зоопарк» (старшая группа) Тема/Возраст: Вид конструирования «Путешествие на пароходе в зоопарк», старшая группа Тип конструирования: технический. Конструирование.

Цель: закрепление полученных навыков строительства, у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Продолжать учить сооружать постройки.

Конструирование – это процесс сооружения построек, конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов и способы.

Методические рекомендации родителям «Конструктивная деятельность детей» Изготовление поделок из бумаги увлекает старших дошкольников, способствует развитию воображения, художественного вкуса, конструктивного.

Осенний утренник во второй младшей группе «В гостях у Гнома» Зал украшен осенними листьями, у центральной стены декорации леса, домик Гнома. В музыкальном зале на полу полукругом лежат лужицы по количеству.

Конспект

строительно-конструктивной игры «Строим ферму»

для детей младшей группы детского сада

Описание : Данная игра относится к творческой группе. Игра начинается по инициативе воспитателя. Воспитатель предлагает детям побыть строителями фермы. В игре участвуют все дети. Детям предлагается игровой материал, из которого они должны построить ферму. Воспитатель на собственном примере объясняет детям принцип постройки. Далее дети сами осуществляют решение конструктивных задач, под наблюдением воспитателя.

По окончанию игры проводится беседа о ферме, после чего воспитатель предлагает обыграть постройку, и всем детям были раздаются разные роли.

Цель : Создание социальной ситуации развития для формирования у детей умения использовать строительный настольный материал, разнообразно действовать с ним.

Задачи:

Закрепить ранее полученные знания о ферме;

Способствовать формированию умения детей создавать простейшие модели реальных объектов, отражать в обыгрывании постройки полученные знания и впечатления;

Способствовать формированию умения детей целенаправленно действовать с предметами, самостоятельно отбирая нужные детали в соответствии с характером постройки и выполнять постройку по образцу воспитателя;

Способствовать получению положительных эмоций в процессе деятельности, формированию умения взаимодействовать в социуме.
взаимоотношения в игре.

Оборудование: игровой материал для конструирования (кубики, арки), домашние животные.

Организационно методические указания:

Воспитатель дает детям набор игрушек «Ферма» и предлагает поиграть. Обращает внимание на то, что животным нужно обустроить безопасное место, чтобы они не разбежались, и никто не нанес им вред, подводя детей к выводу о необходимости постройки ограды вокруг фермы. Дети сами выбирают строительный материал (бруски) и методом приставления деталей вплотную друг к другу выстраивают ограду. Если дети забывают оставить место для ворот, воспитатель спрашивает, как же сможет на ферму заехать машина-цистерна за молоком.

Воспитатель предлагает заселить ферму мелкими животными (поросята, овцы, птица) и проверить, достаточно ли высока ограда.

Затем заселяются крупные животные (коровы, лошадь) и дети приходят к выводу о недостаточной высоте забора. Воспитатель показывает образец надстройки забора (куб чередуется с перевернутой аркой, приставляется вплотную друг к другу сверху на ограде из брусков). Дети заканчивают постройку.

Воспитатель задает вопросы о ферме и предлагает обыграть постройку.

Каких животных разводят на ферме?

Кто заботится о них?

Как фермеры заботятся о коровах? Что получают от них?

Как фермеры заботятся о свиньях? Что получают от них?

Как фермеры заботятся о лошадях? Как их используют?

Как фермеры заботятся о птицах? Что получают от них?

Как фермеры заботятся о козах, овцах? Что получают от них?

Зачем на ферме живет пес?

Какие машины помогают фермерам?