Императорский двор: придворные титулы и мундиры. Камергеры: «комнатные господа»

Евнухи у кормила власти в Китае

Место тайцзяней при императорском дворе

Сын Чжу Юаньчжана, основателя Минской династии, Чэнцзу перенес свою столицу из Нанкина в Пекин, и в годы его правления было создано множество замечательных архитектурных сооружений. Были определены новые границы города, заново отстроены городские стены, началось строительство знаменитого императорского дворца Гугуна, построен Храм Неба, положено начало строительству ансамбля минских захоронений. Могила самого Чэнцзу была первой из 13 могил минских императоров под Пекином.

В центре китайской столицы находился Пурпурный или Запретный город, ныне музей Гугун, резиденция китайских императоров, где и служило большинство евнухов.

Весь дворцовый ансамбль имеет форму прямоугольника, северная и южная стороны которого имеют в длину 760 метров, а западная и восточная - 960, общая площадь 72,9 гектара (для сравнения, Московский Кремль занимает всего 28 гектаров), на которой расположено 9999 больших и малых помещений общей площадью 150 тыс. кв. м. Гугун до сего дня считается одним из крупнейших императорских дворцов мира. Его территория не зря называлась Запретным городом, попасть сюда могли лишь избранные. На протяжении пятисот с лишним лет Запретный город служил резиденцией 24 китайских императоров (династии Мин и Цин). За крепостной стеной дворец обнесен глубоким рвом, наполненным водой; на углах высятся затейливые башни, построенные целиком из дерева (9 балок и 18 столбов), согласно традиционным канонам древнекитайского зодчества; а в пространстве, огороженном стеной, в строгом порядке расположились величественные дворцовые павильоны, а также глубокие, скрытые от посторонних взоров дворики. Все строения покрыты золотистой или зеленой глазурованной черепицей, а стены окрашены в темно-красный цвет. Очень красивы широкие парадные лестницы из мрамора, богато украшенные резным орнаментом; вдоль балюстрад стоят белые мраморные столбики, тоже украшенные затейливыми барельефами.

Вход в Запретный город - это парадные ворота Тяньаньмэнь (Ворота Небесного Спокойствия). Раньше их называли Воротами Государства (Гомэнь). В случае выступления императора в поход перед воротами Тяньаньмэнь устраивались жертвоприношения с молебном о победоносном возвращении. А при вступлении нового императора на престол с трибуны Тяньаньмэня неизменно оглашались высочайшие указы. Причем церемония ознакомления народа с указами Сына Неба была довольно сложной. Сначала все императорские указы, написанные на золотистом шелке, спускались с верхней площадки ворот в клюве деревянного феникса и попадали в руки высших чиновников Палаты церемоний, переписывались во множестве экземпляров на желтой императорской бумаге, а уж затем рассылались и оглашались во всей Поднебесной. С ворот Тяньаньмэнь 15 декабря 1911 г. был спущен и последний императорский указ - об отречении от престола малолетнего Пу И.

Известно, что мужчинам, кроме Сына Неба и евнухов, запрещалось оставаться на ночь в пределах стен императорского дворца (потому и называемого Запретным городом), который превращался в своеобразный «женский мир».

«В прошлом в Запретном городе ежедневно к определенному часу все - от князей и сановников до слуг - должны были покинуть дворец, - вспоминал последний император Пу И. - Кроме стоявших возле дворца Цяньцингун стражников и мужчин из императорской семьи, во дворце не оставалось ни одного настоящего мужчины».

Выполняя роль надзирателей, евнухи одновременно были и слугами, и шпионами, и сводниками. Некоторые из них, став доверенными лицами правителей и высших сановников государства, оказывали влияние на политическую жизнь страны. Император делал их своими «ушами, клыками и зубами».

«Каждый день, едва сумерки окутывали Запретный город и за воротами скрывался последний посетитель, тишину нарушали лишь доносившиеся от дворца Цяньцингун команды: «Опустить засовы! Запереть замки! Осторожней с фонарями!» И вместе с последней фразой во всех уголках Запретного города слышались монотонные голоса дежурных евнухов, передававших команду по цепочке. Эта церемония была введена еще императором Канси для того, чтобы поддержать бдительность евнухов (в эпоху Мин ночной караул в Запретном городе заставляли нести проштрафившихся евнухов. - В. У.). Она наполняла Запретный город какой-то таинственностью», - вспоминал Пу И о годах жизни в императорском дворце в Пекине.

Евнухов, «по оплошности не заперших ворота Императорского города, когда они должны быть заперты», по «Законам великой династии Мин» отправляли солдатами в армию на границы Поднебесной.

При посещении императорского дворца у всех складывалось впечатление, что евнухи были там повсюду. Они мыли полы, ходили с мухобойками, прислуживали императору и его семье, пели, играли в театре, готовили и подавали еду.

Вот как проходила императорская трапеза.

«Время для еды не было определено, все зависело от решения самого императора, - вспоминал Пу И. - Стоило мне сказать: «Поднести яства», как младший евнух тут же сообщал об этом старшему евнуху в палату Янсиньдянь. Тот, в свою очередь, передавал приказ евнуху, стоявшему за дверьми палаты. И уже этот евнух поспешал с моим приказом к евнуху на императорскую кухню в Сичанцзе. Тут же из нее выходила процессия, подобная той, какая бывает на свадьбах. Несколько десятков аккуратно одетых евнухов вереницей несли семь столов различного размера, десятки красных лакированных коробок с нарисованными на них золотыми драконами. Процессия быстро направлялась к палате Янсиньдянь. Евнухи передавали принесенные яства молодым евнухам в белых нарукавниках, которые расставляли пищу в восточном зале. Обычно накрывалось два стола с главными блюдами; третий стол, с китайским самоваром, ставился зимой. Кроме того, стояли три стола со сдобой, рисом и кашами. На отдельном столике подавались соленые овощи. Посуда была из желтого фарфора, расписанного драконами, и с надписью: «Десять тысяч лет». Зимой пользовались серебряной посудой, которую ставили в фарфоровые чашки с горячей водой. На каждом блюдце или в каждой чашке лежала серебряная пластинка, с помощью которой проверялось, не отравлена ли пища. Для этой же цели перед подачей любого блюда его сначала пробовал евнух. Это называлось «пробой яств». Затем блюда расставлялись на столах, и младший евнух, перед тем как мне сесть за стол, возглашал: «Снять крышки!» Четыре или пять младших евнухов тут же снимали серебряные крышки, которыми были покрыты блюда, клали их в большие коробки и уносили. Наступала моя очередь «принимать яства».

В функции евнухов входили охрана императора и его дворца, поэтому они всегда присутствовали во время церемоний и выездов, посещений дворца зарубежными гостями, охраняли входы и имущество в Запретном городе, хранили военную амуницию, оружие и боеприпасы.

Обязанности личной охраны императора и тайного сыска раньше лежали на двух дворцовых службах - Цзиньивэе и Дунгуане (либо Дунсингуане).

Цзиньивэй (род гвардейских или охранных войск), созданный в минскую эпоху, выполнял обе названные функции. Это было, во-первых, воинское соединение, несшее охрану двора. Во-вторых, в распоряжении этого органа была сеть тайной полиции, следственные органы и даже особая тюрьма. Как сообщается в источниках, «старшие и младшие офицеры ежедневно собирали сведения о тайных сочинениях, хитростях и злословии». Кроме того, в обязанности этой службы входило следить за тем, чтобы «императорские указания широко распространялись по стране», то есть за неукоснительным исполнением всех распоряжений двора.

Дунгуань был создан в 1420 г. Его прообразом было Управление сыскных дел Дунчан, существовавшее с февраля 1410 г. Дунгуань, занимавшийся слежкой, арестом, расследованием и тюремным заключением заподозренных в нелояльности чиновников, размещался недалеко от императорского дворца, к северу от ворот Дунаньмэнь. Начальник секретной службы становился одной из самых влиятельных фигур в иерархии придворных евнухов и даже получал право на личную охрану. Побудительными мотивами создания сыскного управления были недоверие императорского двора к сановникам гражданской администрации, боязнь возникновения недовольства в армии и беспокойство центральной власти по поводу исполнения ее распоряжений на местах.

В отличие от Цзиньивэя, состоявшего из военных чинов, Дунгуань был сформирован из дворцовых евнухов. По мнению некоторых историков, Дунгуань был не менее могущественным, чем Цзиньивэй, и оба эти органа сотрудничали, взаимно дополняя друг друга, именно поэтому в народе их считали единым организмом, присвоив общее имя -Гуань-вэй.

Оба тайных ведомства не имели прямых аналогов в системе недворцовой администрации. Хотя система дворцовой стражи существовала и раньше, и там тоже евнухи играли не последнюю роль.

К примеру, танский евнух Гао Лиши, которого называли «евнухом-драконом», был поставлен императором Сюаньцзуном во главе элитного корпуса дворцовой стражи. Император поручил «евнуху-дракону» начать карательный поход против сотен буддийских монахов и монахинь, которые вызвали его гнев. В то время наблюдался расцвет буддизма при дворе Сына Неба, и император полностью полагался на предсказания и советы буддистов. Но в 695 г. сгорел до основания храм Минтан, и император воспринял это как знак недовольства Небес. Он считал, что монахи должны были помочь ему избежать подобных бед; теперь же, снискав одобрение конфуцианцев, которые в этот период временно пребывали в немилости, Сюаньцзун приказал Гао Лиши пытать и обезглавить всех представителей пострадавшей буддийской общины.

«Евнух-дракон» начал свои действия с того, что приказал кастрировать монахов, а затем сварить их гениталии и накормить ими монахинь. Затем, согласно историческим хроникам, груди у полных монахинь отсекли и сварили, чтобы скормить их тем из монахов, кто выжил после кастрации. Затем их подвергли пыткам, известным под названием «ясные глаза» (на глаза накладывали мешочки с негашеной известью), «раздавливание пальцев» (между пальцами рук вкладывали палочки, а затем туго стягивали шнуром) и «змея с горячей водой» (обнаженные тела обертывали металлическими трубками в виде змей, а затем в широко раскрытые пасти этих «металлических змей» вливали крутой кипяток). В заключение операции по борьбе с буддистами Гао Лиши приказал загнать оставшихся в живых подследственных в узкое ущелье, где их развязали, после чего последовал приказ конным гвардейцам дворцовой стражи насмерть затоптать их лошадьми.

Система пыток в Китае сложилась издревле, отрабатывалась и усложнялась веками и прославилась изощренным мучительством. В основе пыточной системы лежал принцип соответствия наказания преступлению. Помимо методов немедленного физического воздействия (ворам, схваченным на месте преступления, отрубали руки, скрывавшимся от властей беглецам мечом перерубали подколенные сухожилия), пытка должна была заставить жертву осознать порочность своих действий и во всеуслышание заявить об этом. Публичное унижение было важной частью общего наказания; известно, как китаец боялся «потерять лицо», что уже само по себе причиняло жертвам немалые страдания. Примером, наглядно иллюстрирующим продуманность пыток, которые должны были заставлять преступника страдать и физически, и морально, является ношение канги (шейной колодки, род воротника из двух досок с полукруглыми вырезами для шеи; доски эти скрепляются вместе болтами или цепями. Длина досок от 60 до 80 см, а толщина - приблизительно два пальца). Срок ношения канги длился от одного до трех месяцев. «Само по себе наказание это было бы не так ужасно, несмотря даже на тяжесть канги, весившей от пятнадцати до двадцати килограммов, - писал Гессе, - если бы преступник не был обречен носить эту колодку, не снимая ни днем, ни ночью; в канге человеку нельзя прилечь, и он принужден спать стоя или сидя; он не имеет возможности поднести рук ко рту, и если не умирает с голоду, то лишь благодаря сострадательности друзей и прохожих, которые кормят его. На бумажках, налепленных на кангах, обозначается имя преступника, род его проступка и сроки наказания». Канги надевались на растратчиков, заядлых игроков, несостоятельных должников и прочих провинившихся; чаще всего такому наказанию подвергались мужчины, но бывало, что оно применялось и к женщинам. В тюрьму таких преступников не сажали, им разрешалось вернуться к обычной жизни либо предписывалось по столько-то часов в день стоять в людном месте.

Евнухи осуществляли пытки с поистине дьявольской энергией и изощренностью. Это в особенности касалось порки и битья батогами, которые проводились обычно при большом стечении народа. Человек мог быть подвергнут публичной экзекуции только по приговору судебного чиновника, однако дворцовые евнухи, а также тюремщики и мелкие чиновники нередко устраивали подобные публичные зрелища на рыночных площадях по своему произволу, не опасаясь наказания за превышение полномочий.

Довольно широко практиковались в Китае такие пытки, как защемление рук и ног в тиски, или когда обвиняемого ставят на колени на железные цепи либо битое стекло, смешанное с солью.

Известно, что издревле в Поднебесной существовало несколько традиционных видов смертной казни, причем роль палачей, как правило, выполняли евнухи. Самым продолжительным, жестоким и изощренным было «разрезание на мелкие куски». Начиналось оно с макушки, затем следовали брови, щеки, шея, руки и грудь, причем надрезы делали таким образом, чтобы на теле жертвы оставались свисающие вниз полоски плоти. Когда осужденный был на грани потери сознания, палач вонзал меч ему в живот, а затем, схватив за волосы, отрубал голову. Этот способ казни рекомендовалось применять в отношении женщин, «виновных в осквернении своего тела прелюбодеянием». Наименее жестокой казнью было простое обезглавливание двуручным мечом, которое, однако считалось весьма позорным, поскольку означало предание тела земле без головы (которую обычно оставляли на всеобщее обозрение) или с головой, отделенной от тела. В этом случае жертва не могла рассчитывать на обычную погребальную церемонию и, естественно, - на воссоединение со своими славными предками, ибо тогда «тело не достигало бы того света в том виде, в каком оно появилось на этом» (вспомните, как евнухи по этой же причине хранили свою «драгоценность»). Наименее позорной разновидностью публичной казни было удушение. Приговоренного привязывали к вертикальной стойке креста и пропускали веревку через отверстие в перекрестии. Из веревки делали петлю, которой перехватывали горло жертве; затем палач, стоявший позади креста, тянул веревку за концы вниз. Следующий вид казни, считавшийся проявлением благосклонности к жертве и даже оказанием ей чести, заключался в том, что приговоренный получал шелковый шнурок от Сына Неба, что означало повеление стать самому себе палачом.

Одним из самых легких и применяемых за многие проступки наказаний было избиение палками. Однажды император Уцзун (1506-1521) намеревался совершить увеселительную поездку в Южный Китай. 107 придворных попробовали убедить его не ездить, он был этим недоволен и приговорил их к пяти суткам стояния на коленях перед Южными воротами дворца, а затем к 30 палочным ударам. Кто и после этого остался при своем мнении, получал еще по 40-50 ударов. Всего «придворными батогами» было наказано 146 человек, 11 из них скончались.

Шицзун (1522-1566), бывший до вступления на престол удельным князем, пожелал, чтобы его отцу при жизни воздавали такие же почести, как предкам императоров. Тех, кто его от этого отговаривал, он повелел наказать «придворными батогами»; 19 из них умерли.

В использовании службы сыска император Чэнцзу следовал богатым традициям, накопленным во времена Чжу Юаньчжана. Усиление роли евнухов при дворе в годы царствования Чэнцзу некоторые исследователи не без оснований связывают с той поддержкой, которую евнухи оказали новому императору во время войны 1399-1402 гг. Одной из характерных черт царствования Чэнцзу было то, что именно при этом императоре началось столь заметное во всей последующей истории династии Мин широкое использование дворцовых евнухов на «недворцовой» службе. Они получили широкий доступ во многие важные сферы внутренней и внешней политики. Скопцы стали получать посты военных наместников в различных провинциях страны, их использовали как специальных уполномоченных двора при выполнении поручений на местах и т.д., и т.п.

Не следует забывать, что при этом евнухи продолжали оставаться главным обслуживающим персоналом в Запретном городе, ведая казной, церемониалом и регалиями, государственными печатями, дворцовыми складами, кухней и снабжением и т.п.

Именно в минскую эпоху был создан институт евнухов-телохранителей, фактически подменивший дворцовую стражу. Гвардейцы, которые раньше охраняли дворец и императора с его семьей, были в те годы вообще выведены за пределы дворца, либо поставлены под начало евнухов. Офицеры гвардии по приказу евнухов производили аресты и содержали под стражей подозреваемых в нелояльности чиновников.

Опираясь на китайские источники, американский синолог Ч. О. Хакер так объяснял пристрастие императоров к евнухам:

1. Евнухи не были обременены личными делами, так как у них не могло быть наследников;

2. Евнухи не были ставленниками знати и целиком зависели от воли императора;

3. В силу своего положения они были мало связаны общепринятыми морально-этическими ограничениями;

4. Завися от воли императора, они не могли противостоять ему;

5. В отличие от прочих сановников, евнухи имели доступ к императору в любое время и поэтому лучше всего подходили для исполнения срочных дел и посреднических поручений.

На будущих Сынов Неба евнухи оказывали такое большое влияние еще и потому, что тот или иной император еще в грудном возрасте забирался от матери и воспитывался именно евнухами. Евнухи учили его ходить, говорить, выполнять определенные церемонии, они его кормили, занимались его туалетом и образованием, знали все слабые места будущего императора, его характер, взгляды и помыслы, наконец, евнухи нередко развращали будущего императора. Евнухи могли также оказывать на императора влияние через его жену, наложниц и т.д.

Женские чины и должности при императорском дворе

Как известно, придворные женские чины были введены Петром I в «Табели о рангах» 24 января 1722 г. С этого времени при императорском дворе постепенно стала складываться иерархия женских придворных званий, таких как обер-гофмейстерина, гоффрейлина, статс-дама и фрейлина. Все они указаны не в основной части «Табели о рангах», а в одном из объяснительных к ней пунктов. Старшим в иерархии было звание обер-гофмейстерины – «имеет ранг над всеми дамами». Затем следовали действительные статс-дамы, их ранг шел «за женами действительных тайных советников» (II класс). Действительные камер-девицы были равны рангу жен президентов коллегий (IV класс). И наконец, гофдамы, которые приравнивались в ранге к женам бригадиров (V класс), гофдевицы, приравнивавшиеся в ранге к женам полковников (VI класс), и камер-девицы. Однако на практике уже во второй четверти XVIII в. получила применение несколько дополненная и измененная номенклатура дамских придворных званий: обер-гофмейстери-на, гофмейстерина, статс-дама, камер-фрейлина и фрейлина. Окончательно иерархия придворных женских чинов приняла устойчивый характер при Павле I.

Конкуренция на замещение вакантных должностей с жалованьем была очень жесткой, поэтому на предполагаемые вакантные места существовала негласная очередь. Всего при императорском дворе было пять уровней штатных женских должностей.

Во-первых – должность обер-гофмейстерины, являвшаяся вершиной женской аристократической карьеры при дворе. Обычно это звание получали придворные дамы, занимавшие одноименные должности, заведовавшие придворным женским штатом и канцелярией императриц или великих княгинь.

Во-вторых – должность гофмейстерины, введенная в придворную иерархию чинов с 1748 г. Как правило, в гофмейстерины выходили после нескольких лет работы в звании статс-дамы. Это звание считалось весьма почетным, к тому же оно подразумевало ежедневное решение множества текущих проблем на женской половине императорских резиденций. Так, одной из обязанностей было представление императрице дам, явившихся на аудиенцию. Как правило, для приобретения этого звания имела значение не только принадлежность к сливкам российской аристократии, но и многолетняя близость к монархам, работа при императорском дворе. Например, гофмейстерина графиня Юлия Федоровна Баранова была не только подругой детских игр Николая I, но и многолетней воспитательницей его детей и внуков. А мать декабриста Волконского после подавления восстания 14 декабря 1825 г. не только сохранила за собой должность гофмейстерины, но и продолжила безукоризненно исполнять свои придворные обязанности 352 .

Практика назначений на должности обер-гофмейстерины и гофмейстерины прекратилась в период царствования Александра III. Надо заметить, что император крайне скупо давал любые придворные должности. Поэтому с 1880-х гг. званий обер-гофмейстерины и гофмейстерины никто не получал, соответствующие должности исполняли лица из числа статс-дам, а при дворах великих княгинь служили дамы, вообще не имевшие придворных званий.

В-третьих – должность статс-дамы, которые составляли вторую по численности группу придворных дам. Как правило, это звание получали супруги крупных гражданских, военных и придворных чинов. Большинство из них принадлежали к родовитым фамилиям, а многие являлись кавалерственными дамами, то есть имели дамский орден Святой Екатерины. При назначении на должность статс-дамы, как правило, жаловался для ношения на груди украшенный бриллиантами портрет императрицы с короной.

Еще одним зримым свидетельством высокого статуса статс-дам было то, что при крещении императорских детей именно они несли царственных младенцев на специальных подушечках. При Екатерине I состояли четыре статс-дамы, при Елизавете – 18, при императрице Александре Федоровне (жене Николая I) – 38, при императрице Александре Федоровне (жене Николая II в 1898 г.) – 17. Всего за имперский период, то есть за 200 лет, звание статс-дамы было пожаловано более чем 170 женщинам. При этом в списке часто встречаются одни и те же фамилии: 18 статс-дам были представительницами рода князей Голицыных, 11 – Нарышкиных, 8 – Долгоруковых, 6 – Трубецких и т. д. В отдельных случаях это высокое придворное звание жаловалось матерям крупных сановников, лиц, занимавших исключительное положение при дворе.

Следует подчеркнуть, что далеко не все «портретные» статс-дамы получали жалованье по званию. Большинство из них числились в отпуске и появлялись при дворе только в торжественных случаях. Также следует иметь в виду, что звания обер-гофмейстерины, гофмейстерины и статс-дамы могли получить только замужние или вдовствующие дамы 353 .

В-четвертых – должность камер-фрейлины, старшего звания для девиц, которое появилось в придворной иерархии с 1730 г. Первые четыре перечисленные должности в течение ХVIII в. имели всего 82 лица, в 1881 г. – 14, а в 1914 г. – 18. Примечательно, что в придворном штате 1796 г. камер-фрейлины не предусматривались. В законоположениях по придворному ведомству они вновь упоминаются лишь в 1834 г. Как правило, камер-фрейлинами становились засидевшиеся во фрейлинах девицы, так и не вышедшие замуж, но при этом, как правило, самые доверенные и опытные, занимавшиеся обслуживанием разнообразных личных потребностей императриц. Их число не было постоянным, но обычно не превышало четырех человек.

Еще одним вариантом получения штатной должности камер-фрейлины была практика «сопровождения невест». Немецкая невеста, приезжавшая в Россию, привозила с собой очень ограниченный женский штат особо доверенных лиц, которые жили буквально до смерти «при своих девочках»-императрицах. Дочь Николая I упоминала, что «особенно убита была Мама смертью своей камер-фрау Клюгель; последняя была дана ей вместе с приданым из Берлина; в нашем доме вообще было традицией почитать старых слуг, но к ней Мама? относилась особенно сердечно» 354 .

Поскольку из фрейлин отчисляли только по замужеству или по прошению, некоторые из незамужних фрейлин достигали весьма преклонного по дворцовым меркам возраста. Так, фрейлина императрицы Марии Александровны графиня Антонина Дмитриевна Блудова была пожалована в камер-фрейлины в 50 лет, Екатерина Петровна Валуева – в 52 года, Александра Гавриловна Дивова – в 54 года, княжна Варвара Михайловна Волконская – в 60 лет, Анна Алексеевна Окулова – в 62 года, а Екатерина Петровна Ермолова – в 70 лет. Возраст и заслуги некоторых из камер-фрейлин вполне позволяли приравнять их к статс-дамам.

В-пятых – должность фрейлины, младшего придворного звания для девиц. Этот придворный чин начал использоваться с 1744 г., со времен Елизаветы Петровны. Фрейлины составляли самый многочисленный разряд женской дворцовой прислуги. Так, в 1881 г. из 203 дам, имевших придворные звания, 189 были фрейлинами. В начале царствования Николая II у императрицы Александры Федоровны списочный состав фрейлин насчитывал 190 человек 355 , а к 1914 г. их число выросло до 261. Примерно треть из них принадлежала к титулованным фамилиям: Голицыны, Гагарины, Щербатовы, Трубецкие, Оболенские, Долгоруковы, Волконские, Барятинские, Хилковы и другие, а около половины были дочерьми лиц, имевших придворные чины и звания.

Звание фрейлины было самым распространенным в придворном мире, поскольку «пристраивало» и давало «старт» в жизни множеству признанных красавиц. Как правило, фрейлинами становились совсем молоденькие девушки. В XVIII в. нередки упоминания о 11-12-летних девушках, взятых ко двору «за заслуги» их отцов. В XIX в. был установлен негласный возрастной ценз, ориентированный на 15–18 лет, то есть тот возраст, когда девушки выходили «в жизнь» из закрытых учебных заведений. Однако даже в середине XIX в. известны случаи пожалования звания фрейлины малолетним девочкам.

Если фрейлины не выходили замуж, то они постепенно превращались в старых дев, среди которых были весьма незаурядные личности – например, известные мемуаристки Анна Тютчева и Антонина Блудова.

В выходные в питерском Эрмитаже посчастливилось увидеть две прекрасные и большие выставки костюма: "При дворе российских императоров" и "Высочайшего двора служители
Ливрейный костюм конца XIX – начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа".
Если и у вас есть такая возможность - не пропустите!


Как пишут на сайте Эрмитажа: "Впечатление блеска и пышности российского Двора, так часто поражавшего современников, во многом достигалось благодаря богатым и изысканным нарядам монархов и придворных. Вот почему основой экспозиции являются одежда и аксессуары, принадлежавшие членам императорской фамилии и представителям российской аристократии.

Платье вечернее В. В. Карахан
Франция, Париж
1911–1912
Модный дом «Doucet»

Предлагаемые вниманию специалистов и широкой публики костюмы сосредоточили в себе интернациональные и национальные элементы, отразив, как в зеркале, ориентацию вкусов русского общества то на Германию, то на Францию или Англию. На выставке представлены костюмы церемониальные и повседневные, комплекты для визитов и для верховой езды, костюмы детские и маскарадные, утренние и прогулочные, платья вечерние и бальные. Мундиры различных родов войск демонстрируют особую моду – военную. Каждый монарх по своему усмотрению вводил в военную форму изменения, касающиеся кроя и элементов декора, так что российских императоров можно смело называть «военными модельерами».

Форма офицерская Лейб-Гвардии Преображенского полка, мундир принадлежал императору Николаю I
Россия
Мундир: 1829–1855;
эполеты генеральские: 2-я четверть – середина XIX в.;
панталоны: 1855–1859;
сапоги: XIX в.;
шпоры пристяжные: XIX в.

В контексте выставки нашли отражение такие темы, как любимые занятия и развлечения русской аристократии: театр, музыка, игры (шарады, шахматы, карты), «царская охота». Особенно интересны экспонаты с богатой мемориальной историей – вещи из обихода представителей царствующей династии и семейные реликвии вельмож, близко стоявших к трону. Лучшие образцы из больших костюмных комплексов – гардеробов императора Петра I и императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III, «мундирные» платья императрицы Екатерины II и маскарадные костюмы знаменитых «исторических балов» в Зимнем, Михайловском и Юсуповском дворцах демонстрируют не только высшие проявления модных тенденций своего времени, но и социальные заказы, обусловленные личными вкусами венценосных особ и их ближайшего окружения.

Выставка призвана отразить богатство духовной, художественной и общественной жизни русского придворного общества, смену вкусов, стилей, моды и привычек на протяжении XVIII – начала XX века". http://testmain.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/exh/2014/at+the+court+of+the+russian+emperors/?lng=ru
Фото с этого сайта, даже не верится, что Эрмитаж, наконец, выложил в сети такие роскошные фотографии! К слову, в самом музее, если вы не заплатите 200 рублей за съемку, категорически не разрешат вам снимать даже на телефон или планшет.

Сапожки, принадлежали императрице Марии Федоровне
1880-е

Платье бальное императрицы Александры Федоровны
Австрия, Вена
1900–1901
Мастерская «G. & E. Spitzer»

Веер, принадлежал императрице Марии Федоровне
Около 1867
Австрия

Платье, принадлежало императрице Марии Федоровне
Модный дом Ч. Ворта
1890-е
Франция, Париж

Платье визитное, принадлежало императрице Марии Федоровне
1886-1887
Россия (?)

Очень красивая часть выставки посвящена именно парадному придворному платью, есть несколько костюмов со знаменитого бала 1903 года.

Выставка идет до 21.09.2014
Обратите внимание, где: Николаевский зал, Аванзал, Восточная галерея Зимнего дворца, Гербовый и Концертный залы. Залы идут не последовательно! Каталога нет, возможно , будет в сентябре.

И видео, которое сделали специально для этой выставки

Высочайшего двора служители. Ливрейный костюм конца XIX – начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа.

Опять информация с сайта Эрмитажа: "Со времен Екатерины Великой на протяжении полутора столетий за Российским императорским двором прочно утвердилась слава одного из самых блестящих в Европе. Свой весомый вклад в этот образ внесли ливрейные служители.

Штат служителей при Русском дворе имел ярко выраженную тенденцию к росту в XVIII – 1-й половине XIX в. И только начиная с царствования Александра II число служителей неуклонно сокращалось, что было связано как с общим реформаторским курсом правительства и финансовыми возможностями казны, так и с техническим прогрессом.

Вплоть до середины XIX века штат обслуживающего Двор персонала пополнялся из лиц «придворнослужительского сословия», которое появилось благодаря императрице Екатерине II и имело особые права и преимущества, главным из которых было освобождение от личных податей и повинностей, в том числе рекрутской. Александр III повелел принимать людей на службу при Дворе по вольному найму, окончательно привилегии придворных служителей и их детей отменил Николай II.

Начиная с 16-летнего возраста, поступить на службу при Дворе мог, в принципе, каждый подданный Российской империи христианского вероисповедания, чья благонадежность была удостоверена дворцовой полицией. Традиционно абсолютное большинство придворных служителей были мужчины. Предпочтение при приеме на службу отдавалось детям придворнослужителей и лицам, прошедшим службу в гвардейских или армейских частях. «Женские» должности имелись в штате комнатной прислуги императриц, при дворцовом телеграфе, телефоне, в придворном прачечном заведении, в дворцовых кухнях. Некоторые должности, такие, как, например, метрдотель или «араб Высочайшего двора», могли занимать подданные иностранных государств, для которых были утверждены специальные правила приема на службу. Главной обязанностью служителей Двора следует считать обязанность наилучшим образом обеспечивать бытовые запросы императорской семьи и её высокопоставленных гостей и бережно относиться к дворцовому имуществу.
Все придворнослужители были обязаны носить форменное платье. Термин «ливрея» происходит от французского livreé и переводится как «выдаваемая государством и дворянством одежда для свиты». Придворная ливрея в европейском значении появилась в России при Петре I, окончательно сложилась в правление Екатерины II. Уже после ее смерти, в 1796 году были подтверждены основные цвета ливреи (зеленый, красный, золотой) и установлено описание одежды для основных придворных служителей. Полномасштабная реформа военных, гражданских мундиров и ливрейного костюма была проведена при императоре Александре II. Тщательно разработанная ливрейная одежда была утверждена в 1857 году и не претерпела существенных изменений вплоть до 1917 года.

Для служителей было предусмотрено несколько видов формы: повседневная, воскресная, парадная, траурная, выходная (то есть уличная одежда, для выхода за пределы резиденции), вояжная и рабочая.
Начиная со времени правления Александра III, исключительное право на изготовление ливреи для служителей Двора имела фирма «И. П. Лидваль», из мастерских которой ливрейные костюмы поступали на хранение в Ливрейную кладовую Зимнего дворца, занимавшую значительные по площади помещения в резиденции. В конце XIX - начале XX века в кладовой хранилось более 20 000 предметов одежды, обуви и аксессуаров.

Ливрейная кладовая была разграблена во время Октябрьского государственного переворота 1917 года и позже превратилась в Склад ливрейного платья, из которого одежду и аксессуары передавали в образовательные учреждения, клубы, народные театры. До 1934 года Склад находился в ведении Историко-Бытового Отдела (ИБО) при Русском Музее, затем ливрейные костюмы были перемещены в Музей Революции, потом в Музей этнографии народов СССР. Лишь в 1941 году (фактически же в 1946) ливрея в числе прочих экспонатов поступила во вновь созданный Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа". Текст и фото: http://testmain.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/exh/2014/servants+of+the+russian+imperial+court/?lng=ru

Еще интересные статьи

Женские чины и должности при Императорском дворе

Как известно, придворные женские чины были введены Петром I в «Табели о рангах» 24 января 1722 г. С этого времени при Императорском дворе постепенно начинает складываться иерархия женских придворных званий. В их число входили обер-гофмейстрины, гоф-фрейлины, статс-дамы и фрейлины. Все они указаны не в основной части «Табели», а в одном из объяснительных к ней пунктов. Затем следовали действительные статс-дамы. Их ранг шел «за женами действительных тайных советников» (II класс). Действительные камер-девицы имели ранг, равный рангу жен президентов коллегий (IV класс). Наконец, назывались гоф-дамы (приравнивались в ранге к женам бригадиров – V класс), гоф-девицы (приравнивались в ранге к женам полковников – VI класс) и камер-девицы. Однако на практике уже во второй четверти XVIII в. получила применение несколько дополненная и измененная номенклатура дамских придворных званий: обер-гофмейстерина, гофмейстерина, статс-дама, камер-фрейлина и фрейлина. Окончательно иерархия придворных женских чинов принимает устойчивый характер при Павле I.

Конкуренция на замещение вакантных должностей с жалованьем была очень жесткой, поэтому на предполагаемые вакантные места существовала негласная «очередь». Всего при Императорском дворе существовало пять уровней штатных женских должностей.

Во-первых, должность (звание) обер-гофмейстрины. Это звание считалось вершиной женской аристократической карьеры при Императорском дворе, поскольку обер-гофмейстрина являлась старшей по званию придворной дамой. В петровской «Табели о рангах» подчеркивалось, что обер-гофмейстрина имеет «ранг над всеми дамами». Обычно это звание получали придворные дамы, занимавшие одноименные должности, заведовавшие придворным женским штатом и Канцелярией императриц или великих княгинь.

Во-вторых, должность (звание) гофмейстрины. Это звание вводится в придворную иерархию чинов с 1748 г. Как правило, в гофмейстрины выходили после нескольких лет работы в звании статс-дам. Звание считалось весьма почетным. Кроме «почетности» гофмейстрина «по должности» должна была ежедневно решать множество текущих проблем на женской половине императорских резиденций. Одной из ее обязанностей было представление императрице дам, явившихся на аудиенцию. Как правило, для приобретения этого звания необходимо было не только принадлежать к сливкам российской аристократии, но требовалась и многолетняя близость с монархами, и работа при Императорском дворе. Например, гофмейстрина графиня Юлия Федоровна Баранова была не только подругой детских игр Николая I, но и многолетней воспитательницей его детей и внуков.

В качестве эпизода можно упомянуть о том, что мать декабриста Волконского после подавления восстания 14 декабря 1825 г. не только сохранила за собой должность гофмейстрины, но и продолжила безукоризненно исполнять свои придворные обязанности 181 .

Практика назначений на должности обер-гофмейстрины и гофмейстрины прекращается в период царствования Александра III. Надо заметить, что император крайне скупо давал любые придворные должности. Поэтому с 1880-х гг. званий (должностей) обер-гофмейстрины и гофмейстрины никто не получал, а соответствующие должности исполняли лица из числа статс-дам, а при дворах великих княгинь служили дамы, вообще не имевшие придворных званий.

В-третьих, должность статс-дамы. Статс-дамы составляли вторую по численности группу придворных дам. Как правило, звание статс-дамы получали супруги крупных гражданских, военных и придворных чинов. Большинство их принадлежало к родовитым фамилиям, и многие из них являлись кавалерственными дамами, то есть имели дамский орден Св. Екатерины – портрет императрицы с короной, украшенный бриллиантами. Портрет императрицы с короной в бриллиантовой оправе был самым заметным атрибутом статс-дам. При назначении на должность статс-дамы, как правило, орден даровался, для ношения на груди.

Еще одно зримое свидетельство высокого статуса статс-дам – при крещении царских детей именно они несли царственных младенцев на специальных подушечках.


A. И. Брюллов. Гр. Е.А. Воронцова и кн. Е.М. Голицына. 1824–1825 гг.


При Екатерине I состояло четыре статс-дамы, при Елизавете – 18, при императрице Александре Федоровне (жене Николая I) 38, при императрице Александре Федоровне (жене Николая II в 1898 г.) 17 статс-дам. Всего за имперский период, то есть за 200 лет, звание статс-дамы было пожаловано более чем 170 женщинам. При этом в списке часто встречаются одни и те же фамилии: 18 статс-дам были представительницами рода князей Голицыных, 11 – Нарышкиных, 8 – князей Долгоруковых, 6 – князей Трубецких и т. д. В отдельных случаях это высокое придворное звание жаловалось матерям крупных сановников, лиц, занимавших исключительное положение при Дворе.


П.Н. Орлов. Портрет А.А. Окулоеой. 1837 г.


Следует подчеркнуть, что далеко не все «портретные» статс-дамы получали жалованье «по званию». Большинство из них числилось в отпуску и появлялись при Дворе только в торжественных случаях. Также следует иметь в виду что звания обер-гофмейстрины, гофмейстрины и статс-дамы могли получить только замужние или вдовствующие дамы 182 .

В-четвертых, должность камер-фрейлины. Это была старшая придворная должность для девиц. Должность (звание) появляется в придворной иерархии с 1730 г. Первые четыре звания в течение XVIII в. имели всего 82 лица, в 1881 – 14, а в 1914 – 18. Примечательно, что в придворном штате 1796 г. камер-фрейлины не предусматривались. В законоположениях по Придворному ведомству они вновь упоминаются лишь в 1834 г. Как правило, камер-фрейлинами становились «засидевшиеся» во фрейлинах девицы, так и не вышедшие замуж. Но при этом камер-фрейлинами назначались, как правило, самые доверенные и опытные фрейлины, занимавшиеся обслуживанием разнообразных личных потребностей императриц. Их число было не постоянным, но обычно не превышало 4 человек.

В придворной иерархии они приравнивались к статс-дамам.


Н.В. Оболенская


Еще одним вариантом получения штатной должности камер-фрейлины была практика «сопровождения невест». Немецкая невеста, приезжавшая в Россию, привозила с собой очень ограниченный женский штат особо доверенных лиц, которые жили буквально до смерти «при своих девочках» – императрицах. Дочь Николая I упоминает, что «особенно убита была Мама смертью своей камер-фрау Клюгель; последняя была дана ей вместе с приданым из Берлина; в нашем доме вообще было традицией почитать старых слуг, но к ней Мама относилась особенно сердечно» 183 .

Поскольку из фрейлин отчисляли только из-за замужества или по прошению, некоторые из незамужних фрейлин достигали весьма преклонного, по дворцовым меркам, возраста. Фрейлина императрицы Марии Александровны графиня Антонина Дмитриевна Блудова была пожалована в камер-фрейлины в 50 лет, Екатерина Петровна Валуева – в 52 года, Александра Гавриловна Дивова – в 54 года, княжна Варвара Михайловна Волконская в 60 лет, Анна Алексеевна Окулова в 62 года, а Екатерина Петровна Ермолова в 70 лет. Возраст и заслуги некоторых из камер-фрейлин вполне позволяли приравнять их к статс-дамам.

В-пятых, младшей придворной должностью (званием) для девиц было звание фрейлины. Этот придворный чин-звание начинает использоваться со времен Елизаветы Петровны – с 1744 г. Фрейлины составляли самый многочисленный разряд женской дворцовой прислуги. В 1881 г. из 203 дам, имевших придворные звания, 189 являлись фрейлинами. В начале царствования Николая II у императрицы Александры Федоровны списочный состав фрейлин составлял 190 человек 184 . К 1914 г. их число возросло до 261. Примерно треть их принадлежала к титулованным фамилиям: Голицыны, Гагарины, Щербатовы, Трубецкие, Оболенские, Долгоруковы, Волконские, Барятинские, Хилковы и др., а около половины были дочерьми лиц, имевших придворные чины и звания.

Как правило, фрейлинами становились совсем молоденькие девушки. Звание фрейлины было самым распространенным в придворном мире, поскольку «пристраивало» и давало «старт» в жизни множеству признанных красавиц. В XVIII в. некоторые из девиц становились фрейлинами в весьма юном возрасте. Нередки упоминания о 5-, 11-, 12-летних фрейлинах, взятых ко Двору «за заслуги» их отцов. В XIX в. установили негласный возрастной ценз, ориентированный на 15–18 лет, то есть тот возраст, когда девушки выходили «в жизнь» из закрытых учебных заведений. Однако даже в середине XIX в. известны случаи пожалования звания фрейлины малолетним девочкам.

Если фрейлины не выходили замуж, то они постепенно превращались в старых дев, оставаясь при этом фрейлинами. Среди этих старых дев-фрейлин были весьма незаурядные личности – такие известные мемуаристки, как Анна Тютчева и Антонина Блудова.