История художественного образования в россии. Художественное образование как явление художественной культуры Искусство и образование статьи

Художественные высшие учебные заведения Москвы всегда находились на особом счету. Политические перемены и экономические потрясения в стране не делают конкурс в них меньше: любовь к искусству побеждает любые мысли о хлебе насущном и финансовой выгоде. И это несмотря на то, что лишь единицам выпускников удается профессионально состояться, обрести успех, а вместе с ним и достаток. Однако факт остается фактом: свободных мест в таких вузах обычно в два раза меньше, чем желающих их занять.

Таланты и поклонники

Как и в случае с театральными вузами, при поступлении в художественное учебное заведение у абитуриента будут искать наличие некой искры, которую принято называть талантом. Действительно, ведь уметь держать в руках карандаш или кисть может каждый, однако создать нечто неповторимое способен лишь один человек из сотни или тысячи.

Дать абсолютно точное определение понятию "талант" не представляется возможным: в искусстве все слишком субъективно. К сожалению, любая творческая профессия целиком и полностью зависит от мнения зрителей и критиков. Вот почему многие специалисты советуют: прежде чем переступать порог художественного вуза, стоит подумать, а сможете ли вы провести долгие годы своей жизни в неизвестности, горько сожалея о том, что ваши работы так и не произвели должного впечатления на публику. Ведь вся игра красок, четкость линий, выдержанность стиля в художественном произведении создаются лишь с одной единственной целью - потрясти мир и выразить себя.

Профессиональные перспективы будущих художников, дизайнеров, архитекторов довольно призрачны. Стоимость их работы может сильно разниться - все будет зависеть от капризной и непостоянной феи-удачи. Работоспособность, умение найти общий язык с заказчиком сегодня не менее важные профессиональные качества.

Подготовка к поступлению в художественный вуз

Список художественных вузов в столице не очень велик, однако получить в их стенах образование считается престижным во всем мире. Высокий уровень преподавания в них был задан еще отцами-основателями этих учебных заведений. В их число входят Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, Московский художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова, Российская академия живописи, ваяния и зодчества, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова и художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета. В обязательном порядке необходимо упомянуть и о Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина - данный вуз, имеющий вековые традиции, был основан в середине XVIII века при покровительстве императрицы Елизаветы Петровны. Согласно действовавшему тогда Уставу обучались в нем в течение 15 лет. Сегодня официальный срок получения образования сокращен, однако для того, чтобы стать студентом, абитуриенту в прямом смысле придется потратить годы на подготовку к поступлению.

При каждом из перечисленных вузов есть собственная художественная школа или подготовительные курсы. Обучение и подготовка в них занимает от нескольких месяцев до двух лет. Стоит, однако, оговориться, что официально никто не дает их выпускнику гарантий на поступление. Более того, на подготовительных курсах при Суриковском институте преподаватели без обиняков предупреждают, что никаких поблажек "своим" на ждать не придется - все поступают на общих основаниях. Подготовительные занятия, как правило, платные, не говоря уже о том, что абитуриенту приходится самому обеспечивать себя вспомогательными материалами - красками, кистями, карандашами, бумагами, подрамниками, холстами… Цена может быть разной: за тюбик краски, к примеру, - от 10 до 1000 руб. А подрамник стоит не менее 2000 руб.

Кроме того, при поступлении в художественный вуз очень важно учесть одну тонкость: при разборе заявок наибольшее предпочтение отдают тем абитуриентам, которые либо закончили специализированные художественные школы (например, Детскую художественную школу №?1 им. В. А. Серова на Пречистенке, Московский академический художественный лицей Российской академии художеств), либо имеют за плечами среднее профессиональное образование в художественных училищах (Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года или Московское художественное училище (колледж) прикладного искусства). Делается это потому, что такого рода высшее образование не терпит случайных людей, которые внезапно загорелись желанием оказаться художниками, реставраторами или архитекторами. Конкуренция между поступающими достаточно жесткая, и принять должны лучших из лучших, поэтому строить планы о поступлении необходимо заранее, учитывая собственные возможности.

Экзамены по специальности

Вначале стоит определиться, в каком направлении вам хотелось бы применить свои творческие порывы. Профессия художника имеет несколько разновидностей, например живописец, реставратор, театральный художник. В число специальностей, которые можно получить в художественном вузе, входят и такие, как скульптор, архитектор, искусствовед, преподаватель живописи, художник игрового фильма, художник фильма по костюмам, художник анимационного фильма и компьютерной графики. И первое, что у вас попросят при поступлении, - предоставить на предварительный просмотр творческие работы в соответствии с выбранной стезей. Как правило, это рисунки: портрет и фигура человека, живопись - портрет с руками, композиции. Прошедших данный отбор допускают к вступительным испытаниям. Экзамены по специальности проходят в мастерских (при участии натурщиков) в течение нескольких дней. К специальным предметам относятся:

  • рисунок (два задания): портрет и стоящая обнаженная фигура (на бумаге графитовым карандашом); бумагу выдают непосредственно на месте или абитуриент использует собственную, отмеченную печатью приемной комиссии;
  • живопись: один портрет с руками сидящего натурщика (на холсте масляными красками или темперой, гуашью, акварелью - при поступлении на графический факультет); холст размером до 70 см по большой стороне абитуриент должен принести с собой;
  • композиция: работа на заданную тему может быть в любой технике.

Затем осуществляют просмотр экзаменационных работ и выставляют оценки. Если количества набранных баллов достаточно, чтобы пройти по конкурсу, далее вас ждут сочинение на заданную тему, история (устно), история русской художественной культуры и в некоторых случаях - иностранный язык. Если все-таки поступить на дневное отделение не удалось, к вашим услугам платные отделения, средняя стоимость учебы на которых иногда достигает 4500-5000 долл.

Адреса вузов

Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова: факультет живописи, скульптуры, теории изобразительного искусства; Москва, Товарищеский пер., 30 (ст. м. "Таганская", "Марксистская");

Факультет графики, архитектуры: Москва, Лаврушинский пер., 15 (здание напротив входа в Третьяковскую галерею, ст. м. "Новокузнецкая", "Третьяковская").

Московский художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова: Москва, Волоколамское ш., 9 (ст. м. "Сокол").

Российская академия живописи, ваяния и зодчества: Москва, ул. Мясницкая, 21 (ст. м. "Чистые пруды"); Камергерский пер., 2 (ст. м. "Охотный Ряд").

Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова: Москва, ул. Вильгельма Пика, 3 (ст. м. "Ботанический сад").

Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина: Санкт-Петербург, Университетская наб., 17 (ст. м. "Василеостровская").

Рейтинг архитектурных и художественных вузов

Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило рейтинг высших учебных заведений по результатам их деятельности. Сбор данных для определения рейтинга вузов и специальностей проводился с середины 2004 учебного года.

При определении рейтинга учитывалось множество параметров: качество профессорско–преподавательского состава, количество студентов разных форм обучения, наличие студентов из других стран; объем научных исследований, издательская деятельность, обеспечение студентов общежитиями, профилакториями и т. д.

Место Наименование вуза
1 Московский архитектурный институт (государственная академия)
2 Московский государственный художественно-промышленный университет
3 Уральская государственная архитектурно-художественная академия (Екатеринбург)
4 Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия
5 Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия
6 Ростовская государственная академия архитектуры и искусства
7 Красноярский государственный художественный институт

ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Старший преподаватель кафедры

методики обучения ИЗО и ДПИ

Современное состояние художественного образования в России определяется не скудным финансированием и не косностью тех или иных нормативов или административно-правовых схем; все это только следствие, или симптомы болезни. Нужно начинать не с них, а с основной причины – глубоко ошибочного, невежественного, а для русской культурной традиции необъяснимого отношения общества и властей к художественной культуре и художественному образованию в целом. В стране, где художественная культура традиционно являлась сферой воплощения духовно-нравственных ценностей, самопознания и самосовершенствования человека, утвердилось прямо противоположное отношение к ней. Она обретает в общественном сознании статус некоего «десерта», необязательного украшения реальной жизни, воспринимается как частность, не имеющая серьезной жизненной значимости. Такое отношение к культуре стремительно нарастает в условиях крайнего прагматизма, всевластия рынка, активного формирования «рыночного сознания» человека и деформирует само профессиональное искусство. Но вся история человечества свидетельствует, что явление, которое мы называем искусством, или художественной культурой, это неотъемлемая составляющая человеческого способа существования в мире. И ее деградация, утрата новыми поколениями понимания ее жизненной ценности, утрата ответственности за ее сохранение, развитие и «трансляцию» в будущее – это прямой путь к расчеловечиванию данного общества. Что может превосходно уживаться с «компетентностью» во многих других отношениях.

Основные проблемы художественного образования в России можно условно разделить на две большие группы: организационные и методические.

Организационные причины связаны с преподаванием художественной культуры и искусства, начиная с дошкольного образования и заканчивая образованием в ВУЗах.

В условиях преобладающего сегодня отношения к художественной культуре соответствующий цикл школьных дисциплин неизбежно оказывается на третьем плане: и по статусу учителей, и по отводимому на него времени, и с точки зрения заботы о его оснащенности, о действительном, а не номинальном присутствии в конкретной школе, и по отношению к нему всех участников и руководителей образовательного процесса. Известно, что занятия искусством дети давно воспринимают как необязательные и неважные.

Очевидно, что в стихийных или организованных формах художественное образование ребенка начинается раньше. Более того: с психологической точки зрения возраст 5-6 лет максимально сенситивен для начала систематических занятий искусством, и основы дальнейшего художественного развития закладываются именно в этом возрасте. В программах детских садов искусство, во всяком случае, с формальной точки зрения, занимает достойное место. Однако очень велик разрыв между садами с высоким уровнем оснащенности и преподавания и большинством остальных, где при формальном выполнении программы дети фактически не приобщаются к искусству. Кроме того, детские сады, ввиду их отсутствия или нехватки, посещают в среднем по России около 50% детей.

В соответствии с Федеральным компонентом условно действующего государственного стандарта начального и основного общего образования (2004 года) на предметы художественного образования отводится 1 час в неделю: существенно меньше, чем в странах, определяемых как страны со средним уровнем развития и приблизительно в 2,5 раза меньше, чем в «высокоразвитых странах», которым мы так стремимся подражать во многих других отношениях. Можно констатировать, что искусство присутствует в школе на уровне «биологического минимума» – даже если иметь в виду стандарты и учебные планы, а не школьную действительность. На практике не в каждой школе регулярно ведется преподавание изобразительного искусства и музыки, и ведут его сплошь и рядом неспециалисты. При этом, как уже было упомянуто, очевидно ненасытное желание руководства образованием сокращать художественный цикл или вытеснять его в область дополнительного образования . С последним нельзя было бы примириться даже в том случае, если дополнительное художественное образование стало бы повсеместно доступным, качественным и бесплатным, поскольку в обществе, претендующем на какой-то уровень духовности и культуры, основы художественного развития должен получить каждый человек, и нигде, кроме общеобразовательной школы, обеспечить это невозможно. Что касается качества дополнительного (как и основного) художественного образования в масштабах страны, то оно вызывает серьезнейшие сомнения, если учитывать общероссийский «культурный фон»: две трети сел не имеют никаких учреждений культуры, и жители их лишены всякой возможности встречи с живым искусством; в считанных городах есть детский театр и т. д., и т. п.

Рассматривая вторую группу проблем художественного образования, следует отметить парадоксальность ситуации, заключающейся в том, что, отставая от развитых стран по измеримым параметрам, фактически не признавая его ценности для человека и общества, мы обладаем теоретическими разработками, методическими достижениями и конкретными учебными программами высокого мирового уровня. Некоторые из них (например, системы и) получили широкое распространение. Это хорошо, но имеет и оборотную сторону: недостаточная или односторонне-традиционная квалификация педагога может приводить к дискредитации новой педагогической идеи. Распространение других систем, напротив, очень невелико. Так, по программам развивающего обучения, (Г. Кудиной, З. Новлянской, Ю. Полуянова) научно обоснованным и проверенным практикой, работают десятки, в лучшем случае «малые сотни» российских школ; это также в значительной степени обусловлено неготовностью педагогического корпуса к работе по инновационным методикам. Порой возникают трудности с изданием таких разработок, поскольку право решающего голоса в этих вопросах нередко получают авторы конкурирующих программ или эксперты, занимающие заведомо иную, даже противоположную позицию в педагогике. Неожиданное препятствие художественному, прежде всего литературному, образованию создал Закон об авторском праве , который фактически лишает авторов и издателей учебников и учебных пособий возможности знакомить детей с лучшими произведениями современной детской литературы , как и со многими образцами изобразительного и музыкального творчества. Этот вопрос требует незамедлительного решения, которое видится, прежде всего, в возвращении педагогическим изданиям существовавших ранее льгот.

Следует обратить внимание на следующий парадокс: художественное образование, которому отведено положение необязательного, или даже обременительного, довеска, решает целый ряд задач, которые школа и общество считают важнейшими, но решить не могут. Общеизвестно, что школьное образование строится почти исключительно на освоении отвлеченных понятий, схем, условных знаков, числовых отношений и т. д. И, вопреки возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, игнорирует и обесценивает как нечто «несущественное» непосредственный чувственный опыт ребенка. Занятия искусством, художественным творчеством основываются на всестороннем чувственном опыте ребенка, на его интересе к предмету непосредственного восприятия. И это свойство ребенка выступает не просто как возрастная особенность и тем более не как помеха на пути становления отвлеченного мышления, а как незаменимая ценность, подлежащая дальнейшему развитию и совершенствованию в процессе художественного творчества, что может сохранить целостность психического развития ребенка .

Рационализированное общее образование игнорирует сферу чувств растущего человека, пускает на самотек его эмоционально-нравственное развитие. Это чревато «эмоциональной тупостью», отсутствием чуткости по отношению к другому человеку и к природе, диктатурой узко понятого интеллекта, не различающего добро и зло. Последствия такого превращения человека в «компетентного робота» достаточно очевидны. В светском общем образовании только гуманитарно-художественный цикл может постоянно держать в центре внимания человеческую душу, обогащать эмоциональную жизнь ребенка, пробуждать душевную отзывчивость, развивать нравственную и ценностную, а не только интеллектуальную сферу. Полноценное художественное образование сохраняет целостность личностного развития ребенка. Важнейшей проблемой современного образования признается развитие креативности, «творческости» учеников. Обычный подход к этой проблеме – сугубо прагматический: креативность полезна человеку и стране, гражданином которой он является, для «успешности», конкурентоспособности и т. д. На самом деле вопрос гораздо глубже. Потребность в творчестве – неотъемлемая характеристика нормально развивающегося человека, несводимая к решению каких бы то ни было частных, прагматических задач. Дефицит творчества в современной школе, отсутствие у ребенка положительного опыта свободного творчества искажают нормальный процесс становления личности. Это чревато непредсказуемыми личностными кризисами и асоциальными проявлениями, вплоть до так называемых немотивированных преступлений. Заметим также: именно дефицит творчества является, скорее всего, главной причиной того парадоксального на первый взгляд факта, что школьная успешность детей от года к году не повышается, а снижается. Именно в области искусства ребенок может приобрести ранний, успешный и полноценный опыт творчества – порождения и осуществления собственных замыслов. Опыт, который незаменим для становления самосознания, самоощущения человека в мире и который поможет ему в будущем стать «креативным» в любой сфере деятельности. Одной из неотложных задач образования считается переход от «знаниевого» подхода к «компетентностному». В художественном образовании эта проблема решается «сама собой», поскольку искусство – не область отвлеченных знаний, а в первую очередь область практического творчества. Занятия искусством давно и с успехом применяются как мощное терапевтическое средство; уже это одно гарантирует его благотворное профилактическое воздействие на здоровье детей. В учебных заведениях, где художественное творчество занимает достойное место, повышается эмоциональный тонус детей, возникает положительное отношение к школе, снижается невротизация, тревожность и утомляемость детей. Особо следует подчеркнуть последнее обстоятельство: занятия искусством снимают, а не увеличивают перегрузки. Усталость детей во многом вызывается недогруженностью творчеством, которое является их естественной потребностью. Исследования показывают, что занятия разными видами художественного творчества активизируют интеллектуальную деятельность детей и юношей; положительно влияют на успеваемость по так называемым основным предметам; повышают общую креативность человека; развивают воображение, без чего не может быть речи о творчестве ни в какой области человеческой деятельности. Поэтому не должны удивлять данные зарубежных исследований о том, что расходы на культуру являются условием экономического роста. Это можно в полной мере отнести и к художественному образованию. Школьники, без предварительного отбора поступающие в «эстетические» классы, начинают заметно опережать своих ровесников из «общеобразовательных» классов и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном и нравственном развитии. Усиленные занятия художественным творчеством, даже предпринятые не в младшем, а в подростковом возрасте и со слабым контингентом учащихся, приводят к личностному росту детей: эмоциональная сфера обогащается, эгоистические и потребительские мотивы уступают место стремлению к саморазвитию и заботе о других; растут самостоятельность и ответственность ребенка – признаки психологического здоровья. Данные социально-психологических исследований показывают, что среди взрослых, обладающих богатым опытом общения с искусством, больше личностно развитых и социально ответственных людей.

Еще раз, формулируя основные условия, при которых общее художественное образование может реализовать свой, ныне практически невостребованный, потенциал можно сделать следующие выводы.

В настоящее время необходимо принципиальное переосмысление обществом, государством и системой образования места и значения художественной культуры и художественного образования. В них надо видеть не докучливых просителей, а гарантов сохранения человеческого способа существования нашего общества.

Современное состояние образования требует существенного расширения присутствия искусства в общеобразовательной школе за счет введения новых предметов и частичной переориентации уже существующих.

Требуется разработка единых концептуальных и методических основ творчески ориентированного преподавания разных искусств при широкой вариативности конкретных программ и методик. Поддержка соответствующих научных подразделений, исследовательских программ и печатных изданий.

Необходимо объединение Культуры и Образования в рамках образовательной проблематики со всеми информационными, административно-юридическими и финансовыми последствиями такого объединения. Серьезные изменения в системе подготовки преподавателей разных видов искусства, которые потребуют для своего осуществления участия мастеров искусств.

Инвестиции от 60 000 руб.

Проведение психологических игр - один из трендов на рынке интеллектуальных услуг. Это один из тех самых бизнесов, где вложения в десятки раз ниже возможной прибыли в первые же месяцы работы.

Инвестиции от 300 000 руб.

Школа ментальной арифметики - это востребованный и стабильный бизнес. Для старта достаточно 300 тыс. рублей, которые окупятся в течение полугода. Как зарабатывать на счетах 100 тыс. рублей в месяц?

Инвестиции от 60 000 руб.

Открой собственное производство уникальных товаров для животных. Домашний мини-завод со 100% окупаемостью.

Инвестиции от 100 000 руб.

Прибыльная идея заработка для визажистов – открыть курсы визажа. Стартовать можно со 100 тыс. рублей и амбициями в кармане. Этот шаг не только принесет прибыль, но и повысит вашу деловую репутацию.

Инвестиции от 1 000 000 руб.

Учебные центры - это популярное бизнес-направление, потенциал которого в России только раскрывается и в котором можно найти свободные и прибыльные ниши. Что нужно для открытия образовательного центра?...

Инвестиции от 49 000 руб.

Городские пешеходные экскурсии - это вид досуга, позволяющий глубже погружаться в историю улиц. В бизнес-плане мы рассмотрим экскурсии с элементами спектакля, которые смогут приносить от 80 тыс. руб.

Инвестиции от 740 000 руб.

Детский клуб - это популярный развивающий и социально ответственный бизнес, который помимо глубокого морального удовлетворения способен приносить ежемесячную прибыль в размере более 900 тыс. руб.

Инвестиции от 635 800 руб.

Как открыть языковую школу в городе с населением более 1 млн. человек. Стартовые вложения - 635 800 руб. Чистая прибыль - 140 000 руб., рентабельность - 17,5%.

По оценкам экспертов, рынок онлайн-обучения в России показывает ежегодные темпы прироста на уровне 25%. При этом, объем российского рынка составляет в 2016 году только 10,5 млрд рублей, в то время как...

Инвестиции от 3 620 000 руб.

Инвестиции в открытие клуба составят 3 620 000 руб. Источник – собственные денежные средства. Срок окупаемости проекта – 16 месяцев

Мы предоставляем все необходимое для полноценного старта в короткие сроки с минимальными инвестициями.

Инвестиции от 2 800 000 руб.

Инвестиции в частный музей шоколада составят 2 828 000 руб. Прогнозируемый срок выхода на окупаемость – 19 месяцев.

Инвестиции от 4 640 000 руб.

Бизнес-план автошколы "Руль и колесо"

Срок окупаемости проекта составляет 24 месяца, дисконтированный срок окупаемости – 25 месяцев. Чистая приведенная стоимость (NPV) – 7 114 361 руб., что существенно превышает начальные инвест...

Инвестиции от 14 530 000 руб.

Стоимость проекта составит 14 530 000 руб., из которых 10 530 000 составят стартовые вложения в открытие, а 4 000 000 руб. – оборотные средства. Срок окупаемости - 32 месяца.

Инвестиции от 60 000 руб.

Производство светящихся отделочных материалов и тротуарной плитки по франшизе "Оскар"

Новые виды отделочных материалов, которые можно производить даже в домашних условиях. Мы предлагаем производить: светящуюся брусчатку, плитку для дома, фасадный камень.

Инвестиции от 50 000 000 руб.

Рентабельность такого начинания не слишком высокая, но определяется она точно в зависимости от количества учеников – чем их больше, тем, конечно, лучше. Срок окупаемости такого проекта, безусловно, оч...

Инвестиции от 500 000 руб.

Даже хорошую школу сомелье можно открыть за сумму в пределах 500 тысяч рублей, однако в первое время нельзя рассчитывать на прибыльный бизнес. Всё связано с тем, что первые месяцы работы будут направл...

Инвестиции от 1 000 000 руб.

Стоимость открытия музея может быть и очень небольшой, так и очень значительной, средний простой музей можно открыть (без учёта коллекции, стоимость которой, как было замечено, вообще не поддаётся оце...

Инвестиции от 100 000 руб.

Бизнес в сфере обучения может стать прибыльным. Однако, в отличие от ситуации несколько лет назад, в наши дни конкуренция в образовательном сегменте уже довольно велика. Поэтому надеяться на успех нов...

Психологический салон "1000 идей"

Психологический салон "1000 идей" - свое дело, которое меняет жизнь. Уникальный формат, 25 готовых программ, обучение под ключ. Инвестиции 80 000 руб.

Ответы на госы сливаем сюда.

Пожалуйста, оформляйте вопросы хорошо, пишите формулировку вопроса полностью и его номер.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

Искусство в современном социокультурном образовательном процессе. Функции искусства и их реализация в художественном образовании.

1. Искусство – форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно- выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, цвета, света, природного материала и т.д). Возникая как результат творчества конкретного субъекта, произведение искусства обретает надличностный характер. Свойства содержания и формы произведения искусства, а также способ его восприятия свидетельствуют уже не только о психическом своеобразии творца, но и характеризуют коллективные формы переживания, направленность мышления, свойственные культуре его эпохи. Особенность истолкования художественных произведений состоит в том, что заложенный в них смысл оказывается непереводим на язык понятий, невыразим до конца Gmail

никакими иными средствами. В этом находит свое подтверждение идея самоценности искусства. Парадокс состоит в том, что только в том случае искусство способно удовлетворять художественную потребность, когда выступает не в качестве средства, а в качестве цели. Лишь обнаруживая свою изначально самобытную, уникальную природу, не замещаемую никакой иной - моральной, религиозной или научной деятельностью - искусство выступает оправданием самого себя, утверждая необходимость своего места в жизни человека. Только обретая цель в самом себе, искусство оказывается способным к глубокой культуросозидательной роли - восполнению ущербности человеческого бытия. Искусство становится по-настоящему незаменимым, когда, казалось бы, максимально сосредоточивается на самом себе. Другими словами, только через воплощение принципов самодостаточности художественного творчества искусство способно реализовывать себя как уникальная деятельность, значимая и за своими пределами.

Искусство – средство творческого развития и коррекции личности. По своей природе искусство противостоит неорганизованности и хаосу, отсюда следует его главная тенденция – помочь человеку гармонизировать и себя и мир, притом гармонизируя природное и социальное в человеке. Искусство нацелено на раскрытие творческих возможностей человека, предлагает новый опыт осмысления мира, стремиться спровоцировать, разбудить обыденное сознание. Благодаря искусству человек расширяет собственный опыт и приобщается к опыту всего человечества. В рамках социального опыта искусство позволяет человеку найти себя как исключительную индивидуальность, пройдя через самоиспытания, духовно-нравственную самопроверку. Искусство как особый уникальный образ самореализации человека выступает как форма становления личности. Искусство значительно повышает уровень самосознания че­ловека, очерчивает его видение мира и моральный выбор, что способст­вует духов­ному, творческому, нравственному развитию личности. Искусство предоставляет нашему сознанию художественный образ свободно, ненасильственно.


Оно учит истине и добру посредством красоты и красоте – посредством истины и добра.

Цель искусства – глубокое раскрытие и художественное отображение внутреннего мира человека, в результате чего осуществляется его нравственно-эстетическое совершенствование.

Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Искусство есть опосредованное отражение действительности с помощью специфического языка. Весь мир является предметом искусства. Общественная жизнь и природа, любые события и явления, сложнейшие субъективные переживания человека составляют реальное содержание художественных произведений. Искусство есть отражение действительности, отражение, более или менее объективно и полно воспроизводящее сущность, содержание, качества и свойства самой действительности.

Функции искусства:

- Коммуникативная (искусство как общение). На коммуникативности искусства основывается его современное рассмотрение как знаковой системы. Искусство имеет свои условности. Многие виды искусства (музыка, живопись, танец) не требуют для их понимания перевода на другие языки. Искусство сближает людей, позволяет им лучше узнать друг друга (культурный обмен между странами).

- Эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентации ). Искусство формирует художественный вкус, способности и потребности человека, пробуждает его творческое начало.

- Познавательно-просветительская (искусство как знание и просвещение) Познавательные возможности искусства огромны, их нельзя заменить иными сферами человеческой духовной жизни. Из исторических романов можно узнать о жизни того или иного общества больше, чем из сочинений всех историков, экономистов, статистов вместе взятых. Формула воды H2O, но конкретно-чувственное богатство и сотни свойств воды остаются за пределами научного обобщения, зато прекрасно могут быть выражены в произведении искусства. Особенно велика роль искусства в познании духовного мира человека. Оно проникает в самые глубины психологии личности, раскрывает сложнейшее взаимодействие мыслей, чувств, воли, раскрывает источники и мотивы действий и поступков людей. Язык искусства понятнее, метафоричнее, гибче, иносказательнее, парадоксальнее, эмоционально и эстетически богаче, чем естественный, разговорный язык, поэтому информативные возможности художественного языка шире и качественно выше. Музыкальные и художественые произведения, подобно любому явлению культуры, могут восприниматься в качестве документов эпохи. Они могут быть познавательны в различных ракурсах: историко-фактологическом, философско-мировоззренческом, этико-эмоциональном и т.д.

- Общественно-преобразующая (искусство как деятельность). Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества. Искусство - творение художественной реальности и преображение реального мира в соответствии с идеалами художника. Искусство преобразует реальность:

Через идейно-эстетическое воздействие на людей. Тип художественного сознания эпохи, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древнегреческое искусство формировало характер грека и его отношение к миру, ренессансное искусство раскрепощало человека от догм Средневековья.

Через включение человека в ценностно ориентированную деятельность. Искусство пробуждает чувствительность к нарушениям общественной гармонии, стимулирует социальную активность личности, ориентирует ее на приведение мира в соответствие с идеалом. Так порабощенный исландский народ создавал саги, в которых жили и действовали вольнолюбивые и мужественные герои-богатыри. В сагах народ духовно осуществлял свои помыслы о свободе и независимости. Мечты народа об освобождении от власти татаро-монгольского ига отражены в русских былинах.

Через преобразование в процессе художественного творчества с помощью воображения впечатлений от действительности (автор перерабатывает жизненный материал, строя новую реальность - художественный мир)

- Личностно преобразующая – способность искусства воздействовать и качественно изменять психолого-характерологическую структуру личности.

- Компенсаторная (искусство как утешение). Воспринимая художественное произведение, люди разряжают внутреннее напряжение и волнение, порожденные реальной жизнью, и хотя бы частично компенсируют монотонность повседневности. Компенсаторная функция имеет три основных аспекта:

Отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный);

Утешающий;

Способствующий духовной гармонии человека (собственно компенсаторный).

Жизнь современного человека полна конфликтных ситуаций, напряжения, перегрузок, неосуществившихся надежд, огорчений. Искусство способно утешить человека, увести его в мир грез. Своей гармонией оно дает человеку равновесие, порой помогающее ему удержаться на краю пропасти, дает возможность жить дальше.

- Воспитательная (искусство как катарсис). Искусство формирует целостную личность. Воздействие искусства ничего общего не имеет с дидактическим нравоучительством, оно проявляется подсознательно. Аристотелевская теория катарсиса состоит в том, что показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, искусство заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает внутренний мир зрителей и читателей. Человек обогащается опытом других людей и быстрее и качественнее вырабатывает собственные ценностные установки.

- Гедонистическая (искусство как наслаждение). Эстетическое наслаждение имеет особый духовный характер, и еще древние греки отличали его от плотских удовольствий. Художественное творчество доставляет людям радость постижения красоты и художественной правды. Также по праву принадлежащим искусству можно выделить функции: внушающую, информационную, анализирующую, предвосхищения.

- Психотерапевтическая. Она приобретает особое значение тогда, когда общество или конкретный человек переживают болезненный кризис. Потому, что искусство способно погрузить человека в состояние, в котором он испытает катарсис. О катарсисе говорил еще Аристотель, называя этим словом переживания зрителей в античном театре. Они словно выплескивали свои видимые или невидимые слезы, видимые или невидимые страдания, сопереживая героям античных спектаклей. Одна из задач арт-терапии - переводить патологию в норму. Например, трансформировать комплекс неполноценности или комплекс превосходства в гуманистическое социальное чувство (каждый день, хотя бы мысленно, делать что-то приятное наибольшему числу людей). Л. Толстой видел одну из важнейших задач искусства в том, чтобы помогать людям полюбить жизнь.

- Каноническая и эвристическая функция рассматривается музыковедами как диалектическая пара противоположностей, что позволяет рассматривать музыкальное явление с позиции взаимосвязи традиции и инновации.

На возможности искусства в коррекции психических процессов у детей указывали зарубежные (О.Декроли) и отечественные (Л.С.Выготский) представители педагогики, психологии. Искусство является важным средством воспитания, влияющим на нравственность ребенка, а также на формирование его мышления, воображения, эмоций и чувств. Процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе познавательные и эмоциональные моменты. Занятия художественной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, способности различать цвет, форму, звуки, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. Особенно ценно положительное влияние искусства на детей с проблемами в развитии. Еще Л.С.Выготский в своих исследованиях выявил особую роль художественной деятельности в развитии не только психических функций, но и в активизации творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих проблемы в развитии. Искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор, реализует познавательные интересы детей. Искусство позволяет ребенку ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Именно в этом содержатся коррекционные возможности искусства, т.к. оно является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде искусства, а с другой, средством реализации социально-педагогической функции искусства.

Говоря о педагогических возможностях искусства, нельзя не отметить еще один важный аспект: психотерапевтическое воздействие искусства на ребенка. Влияя на эмоциональную сферу, искусство при этом выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Совместное участие ребенка, его сверстников и педагогов в процессе создания художественного произведения расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка выражается также в эффекте «очищения» от накопившихся негативных переживаний и вступление на путь новых отношений с окружающим миром. Раскрывая психологический механизм катарсиса в своей работе «Психология искусства», Л.С. Выготский отмечал: «Искусство всегда несет в себе нечто преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство». Искусство представляет ребенку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка, его культурного развития. Основная задача занятий художественного цикла в школе состоит в пробуждении у воспитанников интереса к искусству, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать, любить и оценивать искусство, наслаждаться им; эмоционально положительно воспринимать, испытывая потребность в систематическом общении с ней.

Роль и место искусства в современной системе образования

«Новая школа» определяет, что основной миссией современного образования становится обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. Важную роль в реализации образования занимает искусство. Специфика и многообразие функций искусства, делают его неотъемлемой частью мирового культурного наследия, необходимой и незаменимой частью современного содержания образования.

Современные тенденции развития школьного художественного образования требует большего совершенствования профессиональной деятельности и профессиональной культуры педагога искусства. Предметы искусства занимают одно из главных мест в воспитании современного человека. Начало этому воспитанию закладывается ещё в утробе матери. В школе предметы, входящие в эту область развития, пробуждают способность видеть, ценить, создавать и, что очень важно, понимать красоту. Основная задача, которую должен стремиться решить учитель в этой области – реализация принципов целостности, преемственности, образности в процессе занятий искусством.

Современный урок по искусству должен научить школьников понимать природу художественной культуры, специфику её видов. Учитель должен осознавать, в первую очередь, сущность глобальных перемен в современном образовании и их причины, т.к. предметы искусства интегрируют многие потребности человека – интеллектуальные, эмоциональные, нравственные. Воспитывает в детях духовность, патриотизм, национальную гордость.

Искусство ориентировано на становление духовного мира ребенка, на развитие его эстетического восприятия мира, творческое самовыражение, формирование интереса к жизни через увлечение искусством .

Акцент в преподавании делается на общность всех видов искусства, на развитие способности эмоционально оценивать явления и образы через приобщение школьников к миру пластических искусств путём формирования практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности, приобщения к наследию отечественного и мирового искусства.

К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных направлений обучения искусству. Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу .

Одной из важных концепций в образовании является концепция целостного подхода к обучению и воспитанию, опирающаяся на категорию «художественный образ». Разработана в конце 60-х - начале 70-х гг. заведующим лабораторией НИИ художественного воспитания профессором Б. П. Юсовым. Ее основная идея - «понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися» . Эта концепция рассматривает художественный образ как главный метод и как результат процесса восприятия и создания произведения искусства. Эта концепция стала настоящим новаторским открытием. Впервые за много лет искусство в школе стало пониматься как предмет, художественно развивающий и художественно воспитывающий. Теория Б. П. Юсова послужила основой для создания последующих концепций.

Следующая концепция – это приобщение к мировой художественной культуре. Разработана в начале 70-х годов проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского. Ее главная идея - формирование художественной культуры как части духовной культуры . Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опытпредыдущих концепций. В том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20-30-е гг. (теоретическое наследие Л. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С. Шацкого, П. И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план.

Основные задачи программы:

Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

Формирование художественно-творческой активности;

Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Содержание предмета определяется здесь общими темами для определённого года обучения, или определённой четверти. Например:

I класс. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя.

II класс. Ты и искусство.

III класс. Искусство вокруг нас.

IV класс. Каждый народ - художник и т. д.

Еще одна важная концепция - приобщение к народному искусству как к художественному творчеству особого типа. Основоположником этой концепции является доктор пед. наук, профессор Т. Я. Шпикалова. Народное искусство изучается здесь во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Художественный образ в данной концепции рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, художественными национальными традициями народа . Эта концепция позволяет осуществлять региональный подход в преподавании изобразительного искусства в школе.

Основные задачи программы :

Формирование мировоззрения и нравственной позиции через развитие исторической памяти, которая позволит школьнику ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков;

Создание художественного образа вещи через овладение необходимыми навыками, изучение вещей-типов разных школ народного мастерства и развитие творчески активной личности.

В содержании предмета выделены следующие разделы:

Основы художественного изображения;

Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды;

Народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения;

Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла) .

Итак, представленные здесь концепции и программы преподавания искусства в школе являются основными.

Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. Наиболее используемой программой изучения искусства является программа Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской «Искусство. 8-9 классы». Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций, развитие эстетической культуры, развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству . Таким образом, базовыми компетенциями в области «Искусство» являются эмоциональная и эстетическая компетенции. В стандартах второго поколения, на основе которого создана программа интегрированного курса «Искусства», под компетенцией понимается общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности.

Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействие на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

    актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

    культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями культуры;

    формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

    углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

    воспитание художественного вкуса;

    приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

    формирование учений и навыков художественного самообразования .

Основные содержательные линии при изучении искусства: роль и место искусства в жизни человека и общества, художественный образ и его специфика в различных видах искусства; виды и жанры, стили и направления в искусстве; история искусства различных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения; общая характеристика искусства XIX в.); искусство народов России и мировой художественный процесс; искусство XX в.; новые виды искусства (кинематограф, телевидение, компьютерное искусство и его эстетические особенности) .

Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретации учителем и учащимися.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Результаты освоения курса «Искусство».

воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;

мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Выпускники получат возможность научиться

8 класс

9 класс

представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

наблюдать (воспринимать) объекты и явления искусства, воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства;

усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;

различать изученные виды и жанры искусств;

описывать явления искусства, используя специальную терминологию;

классифицировать изученные объекты и явления культуры;

структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников.

представлять систему общечеловеческих ценностей;

осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;

уважать культуру другого народа, осваивать духовно - нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;

использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;

воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;

понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы;

определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;

реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.

Список использованной литературы

    Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979;

    Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1968;

    Кашекова И.Э. Единое интеграционное пространство школы и пути его создания//Искусство в школе. 2001, №4;

    Кашекова И.Э. Критская Е.Д., Сергеева Г.П.. Искусство.8-9 классы. Учебник для обещобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009;

    Кашекова И.Э. Создание интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства. Монография. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2006.;

    Кашекова И.Э., Темиров Т . В. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе: Проект. - М, 1990;

    Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.,2002. - С. 312