История развития почвоведения как науки. Наука о почвах — этапы развития почвоведения

В 1899 году в России начал выходить специализированный журнал «Почвоведение » (рус. дореф. почвовѣдѣніе ).

Похожие значения и термины

В конце XIX и начале XX веков в научной литературе использовался греческий термин педология (греч. πέδον , педон - почва и греч. λόγος , логос - знание, наука) - наука об изучении почв в природной среде, один из геологических и физических разделов почвоведения . Педология, как синоним почвоведения, сейчас считается устаревшим, так как главным образом относится к геологии и физике почв, и имеет несколько значений. Сохранились производные термины: педогенез , педосфера и пр.

До появления научного почвоведения на университетских кафедрах агрономии почвоведением (земледелием) называли курс лекций по изучению питательных свойств верхнего слоя почвы (земли) содержащего корни растений.

Краткая история

Учебник К. Д. Глинки. 6 изданий 1908-1935

Развитие научного почвоведения связано с работами учеников В. В. Докучаева и их последователями.

Большую роль в развитии агрономического почвоведения сыграл профессор П. А. Костычев , одно время он был оппонентом В. В. Докучаева.

Международное признание докучаевской школы почвоведения пришло благодаря изданию учебника почвоведения на немецком языке академика К. Д. Глинки и его участию на первых международных встречах почвоведов в Венгрии и США.

В 1909 году состоялся 1 Международный съезд агрогеологов, в 1926 году - 1 Всесоюзный съезд почвоведов, в 1927 году - 1 Международный съезд почвоведов :

Научные направления

Основные научные направления в почвоведении:

  • Химия почв - изучает химизм почв
  • Физика почв - изучает физические свойства почв
  • Почвенная биология - изучает живое население почв
  • Почвенная минералогия - изучает минералогический состав и свойства почв
  • Гидрология почв - изучает водный режим почв
  • География почв - изучает закономерности распределения почв и составляет почвенные карты
  • Охрана почв - изучает способы сохранения и восстановления почв
  • Палеопочвоведение - изучает ископаемые почвы
  • История почвоведения - история науки

Кроме того, почвы изучают некоторые прикладные науки и дисциплины: агрономия , грунтоведение , инженерная геология , археология , почвенная стратиграфия и прочие.

Основные положения

Почвоведение изучает весь почвенный профиль

Современное почвоведение, основы которого были заложены В. В. Докучаевым , рассматривает почву как самостоятельное естественноисторическое биокосное природное тело, возникшее и развивающееся на поверхности Земли под действием биотических, абиотических и антропогенных факторов. Нижняя граница этого природного тела определяется глубиной, на которую произошло существенное изменение горной породы процессами почвообразования , что составляет до 1-3 метров, однако в экстремальных условиях тундры, пустыни или в горах мощность почвенной толщи может измеряться несколькими сантиметрами. Боковые границы почвенных образований определяются как границы раздела между элементарными почвенными ареалами .

Почва имеет многоуровневую структурную организацию:

  1. атомарный уровень
  2. кристалломолекулярный или молекулярно-ионный уровень
  3. уровень элементарных почвенных частиц (ЭПЧ) - фракций, определяемых в гранулометрическом анализе
  4. почвенные микро- и макроагрегаты, а также новообразования
  5. далее следуют уровни структуры почвенного покрова

Каждый из перечисленных уровней требует специфических методов исследования и способов воздействия.

Часто рассматривают четыре (ранее три) фазы почвы (под фазой в этом случае понимают несколько иное, нежели в классическом определении):

  • твёрдая фаза - полидисперсная органоминеральная система, наименее динамичная часть почвы, составляющая каркас для других фаз
  • жидкая фаза - почвенный раствор
  • газовая фаза - почвенный воздух , заполняющий вместе с почвенным раствором поровое пространство, его состав отличается от состава атмосферы
  • живая фаза - почвенная биота , за исключением роющих млекопитающих и корней растений, принадлежность которых к живой фазе почв остаётся дискуссионной, хотя их роль в почвообразовании несомненна и велика

Методы исследований

Изучение почв

При исследованиях на нижних уровнях организации в почвоведении применяются методы разработанные ранее для других естественных наук: химии , физики , геологии , минералогии , биологии , биохимии , гидрологии и др. - обычно в модификациях, учитывающих почвенную специфику.

На более высоких уровнях используются и специфические методы, которые можно объединить в следующие группы:

  • Профильные методы заключаются в изучении системы почвенных генетических горизонтов, включая почвообразующую породу с целью сравнения их свойств и состава с породой. Найденные различия позволяют судить о направленности процессов почвообразования, непосредственное наблюдение за которыми невозможно. При этом применяется ряд допущений:
    • Исходная порода не была слоистой
    • Образец эталонной породы существенно не менялся за период почвообразования
    • Процесс почвообразования всё время существования почвы протекал в одном направлении

Невозможность какого-либо из допущений приводит к усложнению интерпретации результатов профильного метода.

  • Сравнительно-географические методы (а также сравнительно-геоморфологический и сравнительно-литологический) заключаются в выявлении закономерностей между строением, составом и свойствами почв с факторами почвообразования, определенным образом варьирующимися по земной поверхности.
  • Сравнительно-исторические методы построены на основе принципа актуализма , который позволяет реконструировать по реликтовым (не выводящимся из современных факторов почвообразования) свойствам почв условия их существования в предыдущие эпохи.
  • Стационарные методы дают возможность изучать почвенные режимы: водный , тепловой , газовый , окислительно-восстановительный и др. Метод лежит в основе биосферного мониторинга. Сюда относятся методы почвенных лизиметров и стоковых площадок.
  • Картографические методы , применяемые для составления карт почвенного покрова. Для этого применяются методы других типов (сравнительно-географический) и даже наук (геодезии - в особенности аэрокосмические методы) в сочетании со специфическими (например, метод почвенных ключей - изучение закономерностей структуры почвенного покрова на небольшой территории и построение по ним карты большой территории). Закономерности распространения почв на поверхности Земли в целях почвенно-географического районирования изучает раздел почвоведения -

Почвоведение - наука о почве, ее образовании (генезисе), строении, составе и свойствах, закономерностях географического распространения как природного тела и как средства производства. Эта наука изучает также формирование, развитие качественного свойства почвы - плодородия и пути наиболее рационального его использования.
В научную дисциплину почвоведение оформилось в нашей стране в конце XIX в, благодаря трудам выдающихся русских ученых В. В. Докучаева, П. А. Костычева и Н. М. Сибирцева. Первое научное определение почвы было дано в 1886 г. В. В. Докучаевым, который предложил понимать под почвой «дневные» или близкие к ним горизонты горных пород, которые более или менее естественно изменены взаимным влиянием воды, воздуха и различного рода организмов, живых и мертвых.
Своим определением почвы В. В. Докучаев подчеркнул, что она является самостоятельным природным телом, имеющим отличие от других тел, в том числе и от горной породы, из которой она произошла.
В. В. Докучаев своими исследованиями заложил основы генетического почвоведения, а П. А. Костычев стал основоположником агрономического почвоведения. Он считал необходимым проводить изучение почвы и растений в их тесной взаимной связи. П. А. Костычев почвой называл верхний слой земли, в котором находится основная масса растительных корней.
Почва и плодородие неотделимы, поэтому почвой следует называть рыхлый поверхностный слой суши земного шара, обладающий плодородием и способный производить урожай растений.
Плодородие - способность почвы удовлетворять потребность растений во всех земных факторах (в элементах питания, воде и др.), необходимых для создания урожая.
С давних времен человек начал обрабатывать почву, Обрабатываемая почва не только природное образование, но и средство сельскохозяйственного производства (обеспечивающее получение продуктов питания и сырья для промышленности), а также предмет труда.
Почва является специфическим средством производства, невоспроизводимым, и обладает рядом особенностей; связана с постоянным местом, «площадь ее ограничена и произвольно не может быть увеличена, почва обладает неодинаковым качеством, продуктивностью и разным местоположением, что оказывает существенное влияние на результаты производства.
К числу важнейших особенностей почвы относится ее способность не изнашиваться, а постоянно улучшаться три правильном использовании. Почва в СССР - величайшее общенародное достояние, богатство страны. Особенности ее как основного средства производства положены в теорию и практику рационального земледелия.

Почвоведение - это наука об особенностях почвы, ее строении, свойствах, составе и географическом распространении, о закономерностях ее происхождения и развития, функционировании, значении в природе, способах и методах мелиорации, тонкостях охраны и рационального пользования в ходе хозяйственной деятельности. Сегодня почвоведение довольно быстро превращается из описательной науки в инструментальную, занимается не только инвентаризацией природы, но и ищет пути управления ею.

Предпосылки возникновения почвоведения

Одной из основных причин появления этой науки является проблема голода. Недостаточное количество продуктов питания, выращиваемых человечеством, связано с малоземельем, катастрофической эрозией почв, опустыниванием, падением плодородия. Не менее важной является необходимость получения большего урожая с меньшей площади. Именно в качестве решения проблемы роста населения и стихийно развивающегося земледелия сформировалась новая наука - почвоведение.

О почве, как о рыхлом слое земли, человек развил представление с началом земледелия. Но нередко почву отождествляли с участком поверхности, на котором обитает человек. Но земля - это более сложное понятие, имеющее исторические и социально-экономические аспекты. Хоть она и относится к природным ресурсам, но включает не только почву, а также определенную долю земной поверхности, некое положение в географическом пространстве, имеет социально-экономический потенциал.

Становление отечественной науки

Развитие почвоведения в России принято отсчитывать с момента открытия Академии наук в 1725 г. По мнению В. И. Вернадского, первым почвоведом следует называть М. В. Ломоносова. В своих трудах он отчетливо показал роль растений в превращении в почву различных горных пород. Также именно Ломоносов, как основатель почвоведения, заложил предпосылки для развития биологического взгляда на почву как на некое тело, образующееся в ходе превращения горных пород под действием растительности.

Важными вехами в развитии науки являются:

  • 1779 г. - предположение П. Палласа о черноземе как о морском иле, оставшемся после регрессии Черного и Каспийского морей.
  • 1851 г. - составление и издание В. С. Веселовским первой почвенной карты Европейской России.
  • 1866 г. - Ф. Рупрехом разработана теория наземно-растительного происхождения черноземов.

Труды В. В. Докучаева

В своей монографии "Русский чернозем" он писал о почве как о естественно-историческом самостоятельном природном теле. В ходе защиты своей диссертации Докучаев доказал, что чернозем формируется под действием множества факторов почвообразования. Случилось это 10 декабря 1883 г., и именно этот день принято считать официальной датой зарождения почвоведения в Санкт-Петербурге.

Делом жизни для Докучаева стало создание русской школы почвоведения, а вместе с тем и подготовка специалистов для нужд сельского хозяйства. В его разработки входили методы борьбы с засухой. Всеми силами стараясь поднять сельское хозяйство на высший уровень, он также увеличивал и экономическое благосостояние России в целом. За свои труды он заслужил звание основателя почвоведения. Работы Докучаева переведены на разные языки.

Другие достижения В. В. Докучаева:

  • За собранные коллекции почв и составленные почвенные карты получил на Международных выставках золотые медали в Чикаго и Париже.
  • Совместно со своим учеником Н. М. Сибирцевым разработал закон зонального и азонального распределения почв.
  • Разработал методику картографирования почв, получившую широкое распространение и за рубежом.
  • Начал многолетние стационарные исследования процессов, происходящих в почвах, которые закончил и углубил его ученик Г. Н. Высоцкий.

Другие ученые-почвоведы

  • П. А. Костычев (1845-1895). Внес немалый вклад в изучение агрономии почв, в частности черноземных. Именно он доказал, что выращивание кормовых трав позволяет поддерживать плодородие почв и достигать больших урожаев.
  • П. С. Коссович (1862-1915). Он предположил, что отдельные почвы являются лишь стадиями в почвенном процессе. Коссович старался увязывать химические, физические и агрономические данные изучения почв с основами генетического почвоведения. Это позволило ему положить в основу почвообразования процессы вымывания или элювиальный.
  • К. К. Гедройц (1872-1932). Он разработал руководство для лабораторий "Химический анализ почвы", а также подробно исследовал коллоидные процессы в почве, результатом чего стало учение о поглотительных способностях почв.
  • К. Д. Глинка (1867-1927). Работал в различных почвоведческих направлениях: изучение минерального состава почвы, исследования процессов выветривания минералов, изучение древних почв, проведение почвенно-географических исследований.
  • С. С. Неуструев (1874-1928). Является автором первого курса лекций по географии почв.
  • Б. Б.Полынова (1877-1952). Заложил базу для современного учения о выветривании почв, а также экспериментально доказал ведущую роль организмов в почвообразовании.

Благодаря работе этих и множества других ученых, почвоведение как наука сформировалась именно в России. Многие научные термины вошли в международный лексикон именно с подачи российских ученых (chernozem - чернозем, podzol - подзол и т. д.).

Направления развития

Как и любая другая наука, современное почвоведение дифференцировано на ряд разделов, которые можно объединить в два больших блока: фундаментальный и прикладной. Фундаментальное (общее) почвоведение направлено на изучение особенностей почвы как единого природного тела. Прикладное (частное) почвоведение ставит своей целью изучение различных аспектов пользования почвой человеком.

Фундаментальное почвоведение включает следующие дисциплины, рассматриваемые исключительно применительно к почвам:

  • морфология;
  • физика и химия почв;
  • история почвоведения;
  • биогеохимия почв;
  • биология и зоология почв;
  • микробиология почв;
  • минералогия почв;
  • география и картография почв;
  • экологические функции почвы;
  • гидрология почв;
  • энергетика почв;
  • плодородие почв;
  • экология почв;
  • палеопочвоведение;
  • деградация и охрана почв;
  • генезис и эволюция почв.

Морфология, физика, химия, минералогия и биология почв непосредственно изучают состав, строение и свойства почвы. Такие разделы фундаментального почвоведения, как география и систематика, экология почв, оценка почв и почвенная информатика, служат изучению распространения в пространстве и природного разнообразия почвы на поверхности Земли вкупе с общей географией. Историческое почвоведение связано с изучением развития и эволюции почвы, его дисциплинами являются генетика почв и палеопочвоведение. Динамическое почвоведение включает исследование процессов образования современных почвенных режимов. Региональное почвоведение является наиболее ценной основой рационального природопользования, поскольку непосредственно связано с изучением почв крупных регионов.

В рамках прикладного почвоведения изучаются направления:

  • сельскохозяйственное;
  • лесное;
  • мелиоративное;
  • санитарное;
  • инженерное;
  • геологическое (грунтоведение);
  • экологическое;
  • археологическое;
  • криминалистическое;
  • ландшафтное и садово-парковое;
  • землеустроительное;
  • бонитировка почв и земельный кадастр;
  • природоохранное почвоведение;
  • агрохимия почв;
  • агрофизика почв;
  • биономика;
  • преподавание почвоведения.

Прикладное почвоведение наиболее ценным считает агропочвоведение, которое включает рациональную организацию территорий, выбор севооборота, подбор способов обработки и путей повышений плодородия почв. Также немаловажно мелиоративное почвоведение. Это теоретическая основа комплексной мелиорации методами инженерии и техники, химии, биологии и агротехники. Санитарное почвоведение имеет немалый круг задач, связанных с проблемами обезвреживания различных отходов, географии болезней растений и животных.

Функции почвы

  1. Обеспечение возможности жизни на Земле. Почва считается одним из главных богатств любого государства, ведь на ее поверхности и в ее толще производится порядка 90 % всех продуктов питания. Деградация почв неразрывно связана с неурожаем и уменьшением продовольствия, ведет к бедности стран. Из почвы большинство растений, являющихся началом пищевой цепи, получают микроэлементы и минералы, воду для наращивания биомассы. Почва - это не только следствие жизни, но также и условие ее существования.
  2. Обеспечение связи геологического и биологического круговоротов веществ, осуществляемых на земной поверхности.
  3. Регулирование состава химических веществ в атмосфере и гидросфере. Под действием почвенных микроорганизмов, которые в огромных количествах продуцируют различные газы - азот и его оксиды, кислород, моно- и диоксид углерода, метан, сероводород и другие, почва оказывает огромное влияние на химический состав атмосферы.
  4. Регулирование биосферных процессов. Распределение живых организмов по суше, а также их плотность главным образом определяется географическими характеристиками почвы. Ее неоднородность, наряду с плодородием и климатическими факторами, сказывается на выборе мест обитания, в том числе и человека.
  5. Накопление органического вещества в активной форме и взаимосвязанной с ним химической энергии.

Факторы почвообразования

Основу почвоведения как науки составляют Под почвой сегодня понимают обладающую плодородием сложную полифункциональную и поликомпонентную открытую структурную систему в поверхностном слое земной коры, являющуюся комплексной функцией горных пород, организмов, климата, рельефов и времени. Эти пять факторов и являются базой почвообразования. Еще два фактора добавлены сравнительно недавно: грунтовые и почвенные воды, а также деятельность человека.

Обычно называют субстрат, на котором непосредственно происходит процесс формирования почвы. В них содержатся частицы, инертные к происходящим вокруг химическим процессам, однако играющие важнейшую роль в создании физико-механических свойств почвы. Прочие составные компоненты почвообразующих пород довольно легко разрушаются, что приводит к обогащению почвы теми или иными химическими элементами. Очевидно, что строение и состав почвообразующих пород чрезвычайно сильно влияют на почвообразование. Именно поэтому раздел "Основы геологии" в почвоведении является чрезвычайно важным.

Растения в ходе своей жизнедеятельности способны синтезировать органические вещества и особым образом распределять их в почве. У живых растений это корневая масса, а у погибших и надземная часть - растительный опад. Разложение этих растительных остатков ведет к переходу химических элементов в почву, что, в свою очередь, постепенно обогащает ее.

Благодаря жизнедеятельности микроорганизмов идет разложение биологических остатков и синтез соединений, поглощаемых растениями. Растения с микроорганизмами образуют некие комплексы, которые приводят к образованию разных типов почв. Так, в хвойных лесах никогда не будет сформирован чернозем, для которого необходимы растения луга и степи.

Не менее важны для почвообразования и животные организмы. Например, землерои постоянно перерывают почву, что способствует ее рыхлению и перемешиванию, а это, в свою очередь, обеспечивает хорошую аэрацию и быстрое развитие почвообразовательного процесса. Не стоит забывать и про обогащение органической части почвы продуктами их жизнедеятельности.

Периодические увлажнения и иссушения, замораживания и оттаивания вызывают образование глубоких трещин на поверхности почв. При этом нарушаются процессы воздухообмена почвы, а значит, и химические процессы. Таким образом, почвоведение - это наука, для которой важно понимание великого разнообразия процессов, происходящих в окружающей среде.

Кто и где изучает почвоведение?

Почвоведение как индивидуальный предмет или как раздел в рамках другого изучается при подготовке специалистов различных отраслей. Зачастую в учебных заведениях даже нет факультета почвоведения, а преподают его географы, биологи или экологи.

Обязательным является изучение почвоведения студентами, обучающимися по направлениям охраны окружающей среды и рациональному ее использованию. Особенно в тех отраслях экономики, которые способны нанести чрезвычайный вред почвам: нефтегазовые производства, металлургия, химические синтезы и многие другие.

Не менее важна эта дисциплина для будущих специалистов лесного и лесопаркового хозяйства, ландшафтного дизайна, землеустройства и кадастра, земледелия и агрохимии, земельного кадастра и многих других.

Факультет в МГУ

Несмотря на то что как такового института почвоведения в России нет, центром изучения этой науки по праву считается МГУ. Впервые вопрос преподавания почвоведения и открытие кафедр почвоведения в российских университетах был поставлен и обоснован В. В. Докучаевым в 1895 г. Но тогда это его предложение не воплотилось в жизнь. И лишь спустя десятилетие, в 1906 г., его сторонник, зав. кафедрой агрономии МГУ А. Н. Сабанин ввел преподавание почвоведения студентам физико-математического факультета, а точнее его естественного отделения. Кафедра же почвоведения появилась в 1922 г. на базе кафедры агрономии.

За многолетнюю историю университета кафедра почвоведения в разные годы относилась и к физико-математическому, и к почвенно-географическому, и геолого-почвенному, и биолого-почвенному факультетам. Сегодня факультет почвоведения является самостоятельной структурной единицей университета и включает 11 кафедр:

  1. Агрохимии.
  2. Географии почв.
  3. Эрозии почв.
  4. Земледелия.
  5. Химии почв.
  6. Почвоведения.
  7. Радиоэкологии.
  8. Биологии почв.
  9. Физики почв.
  10. Оценки почв.
  11. Агроинформатики.

Подготовка почвоведов происходит с разными уровнями высшего образования: "бакалавр почвоведения" (срок обучения 4 года), "специалист-почвовед" (срок обучения - 5 лет) и "магистр почвоведения" (длительность обучения - 6 лет).

Аспирантура

На почвоведческом факультете МГУ работает аспирантура, позволяющая обучаться одновременно около 90 будущим ученым. Для этого на факультете созданы советы по присуждению ученых степеней докторам биологических наук по специальности «Почвоведение», докторам и кандидатам биологических наук по специальности «Биогеохимия», кандидатам биологических наук по специальностям «Почвоведение», «Агрохимия», «Микробиология» и «Агропочвоведение и агрофизика».

Почвы стали самостоятельным объектом исследования, а защита диссертации (11 (23 ) декабря ) стала «датой рождения» новой научной дисциплины - почвоведение .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Современное почвоведение, основы которого были заложены В. В. Докучаевым , рассматривает почву как самостоятельное естественноисторическое биокосное природное тело, возникшее и развивающееся на поверхности Земли под действием биотических, абиотических и антропогенных факторов. Нижняя граница этого природного тела определяется глубиной, на которую произошло существенное изменение горной породы процессами почвообразования , что составляет до 1-3 метров, однако в экстремальных условиях тундры, пустыни или в горах мощность почвенной толщи может измеряться несколькими сантиметрами. Боковые границы почвенных образований определяются как границы раздела между элементарными почвенными ареалами.

    Почва имеет многоуровневую структурную организацию:

    1. атомарный уровень
    2. кристалломолекулярный или молекулярно-ионный уровень
    3. уровень элементарных почвенных частиц (ЭПЧ) - фракций, определяемых в гранулометрическом анализе
    4. почвенные микро- и макроагрегаты, а также новообразования
    5. далее следуют уровни структуры почвенного покрова

    Каждый из перечисленных уровней требует специфических методов исследования и способов воздействия.

    Часто рассматривают четыре (ранее три) фазы почвы (под фазой в этом случае понимают несколько иное, нежели в классическом определении):

    • твёрдая фаза - полидисперсная органоминеральная система, наименее динамичная часть почвы, составляющая каркас для других фаз
    • жидкая фаза - почвенный раствор
    • газовая фаза - почвенный воздух, заполняющий вместе с почвенным раствором поровое пространство, его состав отличается от состава атмосферы
    • живая фаза - почвенная биота, за исключением роющих млекопитающих и корней растений, принадлежность которых к живой фазе почв остаётся дискуссионной, хотя их роль в почвообразовании несомненна и велика

    Краткая история

    Развитие научного почвоведения связано с работами учеников В. В. Докучаева и их последователями.

    Большую роль в развитии агрономического почвоведения сыграл профессор П. А. Костычев , одно время он был оппонентом В. В. Докучаева.

    Международное признание докучаевской школы почвоведения пришло благодаря изданию учебника почвоведения на немецком языке академика К. Д. Глинки и его участию на первых международных встречах почвоведов в Венгрии и США.

    Международные съезды

    Международные съезды почвоведов начали проводиться в рамках Международных геологических конгрессов (МГК), затем на съездах агрогеологов и педологов. Их современное название - Международные конгрессы по почвоведению (The World Congress of Soil Science (WCSS)).

    В списке указаны - Год, место проведения, название, количество делегатов .

    Наука о почвах развивалась поэтапно. Рассмотрим каждый из них более подробно.

    Начало систематизации сведений о почвах и способах ее улучшения

    Корни почвоведения берут свое начало в глубокой древности. Эта наука появилась одновременно с зарождением земледелия. В Китае, Древнем Риме и других очагах древней цивилизации уже в 3-ем тысячелетии до н.э. собирались первоначальные знания о почве, ее свойствах, способах ее обработки. Одновременно были предприняты попытки произвести следующие действия:

    • систематизировать эти знания;
    • сгруппировать почвы по их назначению;
    • улучшить качество почв.

    Самыми известными учеными Древнего Рима и Древней Греции считаются: Катон, Старший Геродот, Колумелла, Вергилий и другие.

    Время застоя и ошибочных теорий

    Средние века, точнее VI–XVI века, характеризуются застоем практически во всех естественных науках. Не смотря на это, определенных успехов в области изучения почв удалось достичь в таких странах, как Китай, Византия, Италия, Германии. В это же время проводятся первые исследования такого рода и в России. Всплеск интереса к почвам возник в самом начале разложения феодального строя. В это время бытовало мнение, что почва является инертной средой и исполняет роль опоры для растений, а питаются они водой, синтезируя ряд химических соединений из воздуха и воды. Это заблуждение нашло отражение и в научных трудах того времени.

    Первые агрономические трактаты о почвах.

    В период Возрождения происходит расцвет науки о почвах. В это время:

    • разрабатывается теория, которая объясняет роль почв для питания растений;
    • тщательно изучается гумус, определяется его происхождение и примерный состав;
    • вносятся изменения в классификацию почв.

    Специалисты считают, что именно в этот период произошло формирование почвоведения как науки.

    Появление новых теорий и взглядов на плодородие почв

    В XVIII произошел качественный скачок в развитии почвоведения России. На формирование современных взглядов оказали серьезное влияние работы М.В. Ломоносова, в которых раскрывались темы о питании растений, возникновении черноземов и многое другие. Он считал, что растения питаются водой и частицами земли. В 1770 году началось преподавание почвоведения в Московском университете.

    К концу XVIII стало ясно, что теория о водном питании растений несостоятельна. Ей на смену пришла теория Альберта Тэера, согласно которой растения питаются водой и органическими веществами, содержащимися в почве. Тэер организовал первое высшее агрономическое учебное заведение.

    В XVIII–XIX серьезный вклад в развитие почвоведения вложили ученые Западной Европы. Так, например, немец Либих практиковал применение минеральных удобрений, разработал теорию минерального питания растений. Однако в его учении был существенный недочет - он не правильно оценил роль азота. Исправить эту ошибку удалось французу Буссенго.

    Создание теории почвоведения

    В середине XIX века материалов изучения почв было собрано достаточно, но они были разрозненными. Так произошло, потому что специалисты, работающие в сельском хозяйстве, изучали в основном пахотный слой, а геологи считали, что почва является толщей продуктов, полученной в результате выветривания горных пород. Эти совершенно разные направления пытались соединить чисто механическим способом, в результате была получена абсолютно не жизнеспособная агрогеология. В 19 столетии наука о почвах дифференцируется, налаживает связь с другими науками. В это же время появляются учебные центры, которые готовят специалистов, разбирающихся в сельском хозяйстве.

    Большой вклад в развитие почвоведения внесли такие ученые как А.В.Саветов, А.С. Стебут, Д.Н. Прянишников и др. Настоящего прорыва в почвоведении удалось достичь В.В Докучаеву. Он считал, что почва является самостоятельным природным телом, создал науку - генетическое почвоведение. Также он являлся автором учений о почвенных и природных зонах, классификации почв и т.д. В.В. Докучаев стал составителем первой почвенной карты северного полушария, в основу которой легли собственные исследования. Он имел много учеников и последователей - А.Н.Краснов, К.Д.Глинка и целая плеяда других ученых. Они не только продолжили исследования своего учителя, но и расширили область изучения и его глубину.

    В тоже время работали в области почвоведения и другие ученые, каждый из которых внес свою лепту в развитие почвоведения. На работу школы картографии, которая стала колыбелью советского почвоведения, оказала влияние деятельность Л.И. Прасолова. Его работы в области картографии и оценки земельных фондов в зависимости от типа почв повлияла на дальнейшее развитие почв и всего сельского хозяйства. Этому ученому удалось обобщить почвенно-географические данные и на их основе составить представление о различных единицах почвенного районирования.

    Именно в России была сформирована наука о почве, которая представляет собой самостоятельное природное явление. Идеи Докучаева оказали существенное влияние на развитие науки о почвах за рубежом. Многие термины, созданные русскими специалистами, используются в Международном научном лексиконе.

    Современные достижения в области почвоведения

    На конец прошлого и начало XXI века приходится открытие кафедр почвоведения в разных странах, создается международное общество почвоведов. Следует отметить, что русский почвовед К.Д. Глинка стал президентом Первого Международного конгресса, посвященного проблемам почвоведения. И в дальнейшем почвоведы России неоднократно были избраны на ответственные должности в Международной организации почвоведов и институтах системы ООН.

    Как и любая другая наука, почвоведение - мировое достояние, которое создается и обогащается творчеством всех народов. Серьезные исследования в области изучения процессов почвообразования на различных территориях провели ученые из разных стран:

    • немецкий географ и геолог Ф. Рихтгофен;
    • американский почвовед Е.В. Гильград;
    • немецкий ученый В.Л. Кубиена и другие.

    Важную роль в познании закономерностей, сложившихся в почвенном покрове всего мира, играют почвенные карты материков и крупных регионов. В первую очередь это относится к картам территории бывшего СССР, которые составляли в разные годы И.П. Герасимов, Л.И. Просолов и другие. Не менее важны карты почв Австралии, Восточной Африки, Северной и Южной Америки и т.д.

    Российские почвоведы активно участвуют в следующих программах ФАО и ЮНЕСКО:

    • охрана ресурсов земли;
    • проблемы аридизации суши;
    • глобальные изменения и другие.

    Русские почвоведы со второй половины XX века трудятся над следующими вопросами:

    • геохимическое изучение эволюции почв;
    • почвенно-географическое районирование;
    • изучение органических веществ, присутствующих в почве;
    • классификация и диагностика почв и многими другими.

    В настоящее время почвоведы занимаются такими серьезными проблемами, как грамотное использование почв и их эффективная защита. Не меньшее значение имеет прогнозирование состояния почв в будущем.