История создания три ровесницы. Анализ стиха три ровесницы

Анализ
стихотворения
«Три ровесницы»
Автор: Долотовская Ирина
Петровна,
учитель русского языка и
литературы
МКОУ Юшинская ООШ
Сычёвского района
Смоленской области

Прочитаем внимательно стихотворение
и ответим на вопросы:

За плотиною, за
мельницей,
Где шаткие мостки,
На закате три ровесницы
Гуляют у реки.
То пройдут себе по берегу,
То станут над водой,
То сорвут они по веточке
С берёзки молодой.
То попробуют, потрогают,
Тепла ль в реке вода,
Будто только ради этого
Пришли они сюда.
А вдали туман лишь стелется,
Над речкою дымит.
А вдали одно лишь слышится Как мельница шумит.
А на небе нет ни месяца,
Ни месяца, ни звёзд.
И пошли обратно девушки,
Обиженны до слёз.
За плотиною, за мельницей,
Где шаткие мостки,
На закате три ровесницы
Гуляли у реки.
Три высоких чистых голоса
А уж сумерки спускаются,
Над речкой проплыли До дому не пора ль?
Что ж вы, мальчики-обманщики,
И всё чаще три ровесницы
Забыли, не пришли!
Посматривают вдаль.
1953

Лирика М.В. Исаковского соединена с устной
народной поэзией глубинными связями. Народные
представления, приметы, склад и образ мыслей живут
в поэтическом мироощущении Исаковского. Поэтому,
читая его стихи, важно для более глубокого
проникновения в тайны замысла видеть изнутри тот
или иной образ, представлять не только прямое
значение слова, но и формы его бытования в народнопоэтическом сознании. При осмыслении содержания
стихотворного текста необходим принцип медленного,
а чаще всего и возвратного, повторного чтения.

1. Что значит для героинь место действия?
2. Как вы думаете, почему «за плотиною, за
мельницей» у шатких мостков гуляют девушки?
2. Какой второй план кроется за словами,
указывающими на время и место действия?
3. Сделайте микровывод: где и когда происходит
действие?
4. С какой целью пришли «Три ровесницы»?

5. Девушки проходят по берегу над водой.
Вернитесь к характеристике символики берега, туман,
воды, рассмотренной выше. Это поможет
охарактеризовать новый текст. Подумайте: случайно
ли, что в стихотворении «Три ровесницы» специально
не подчеркнута крутизна берега? Но зато в этой же
строфе есть другой «прозрачный» образ. Он
«спрятан» в строках «То сорвут они по веточке / С
березки молодой...». Вспомните другие произведения
русской поэзии. Какие ассоциации должен вызвать
образ, связанный с веточкой молодой кудрявой
березки?

6.Девушки «то попробуют, потрогают / тепла ль в реке
вода...»; в другом месте стихотворения говорится, что
«Вдали туман лишь стелется...». Это предвестники
разных явлений: холодная вода и стелющийся туман
предвещают беду; тёплая вода и поднимающийся
туман-радость. Так, может быть, и в самом деле «...
Только ради этого / И пришли они сюда»? Зачем же
М. Исаковскому понадобилось слово «будто»? И еще:
что же хотела узнать девушка, пробуя «тепла ль в
реке вода»?

7. Вчитайтесь ещё раз в строфу:
А на небе нет ни месяца,
Ни месяца, ни звёзд...
И пошли обратно девушки,
Обижены до слёз.
Что означает «на небе нет ни месяца, / Ни месяца, ни звёзд»?
8. Сделайте ещё один микровывод: почему же не пришли «мальчикиобманщики»? Где остались они? Что ещё раз с горечью и болью
ощутили «три ровесницы»?
9. Сформулируйте тему стихотворения М.В. Исаковского «Три
ровесницы». Следуя примерно таким же путём, охарактеризуйте
стихотворение М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату».

А.И.Исаковская «Исаковский М.В.» Стихотворения. М.: Издательство
Московский рабочий,1980.
---А.И.Исаковская «Воспоминания о М.Исаковском». Сборник.Москва,
Советский писатель, 1986.
---В.Дворецкий «Дорогие сердцу имена…», изд. «Московский рабочий», М.
1987.
---М. Исаковский «Лирика», изд. «Детская литература», М. 1974.
---М. Исаковский «О поэтическом мастерстве», изд. «Экспресс», 1970.
---А. Поликанов «М. Исаковский»; изд. «Просвещение», М. 1989.
---Н. Рыленков «Народный поэт», изд. «Просвещение», М. 1992.
---Е.Евтушенко. «Строфы века». Антология русской поэзии. Минск, Москва:
Полифакт, 1995.
---Составитель Николай Банников. «Три века русской поэзии». Москва:
Просвещение, 1968

Лирика М.В. Исаковского соединена с устной народной поэзией глубинными связями. Народные представления, приметы, склад и образ мыслей живут в поэтическом мироощущении Исаковского. Поэтому, читая его стихи, важно для более глубокого проникновения в тайны замысла видеть изнутри тот или иной образ, представлять не только прямое значение слова, но и формы его бытования в народно-поэтическом сознании. При осмыслении содержания стихотворного текста необходим принцип медленного, а чаще всего и возвратного, повторного чтения.

  1. Как вы думаете, где и когда происходит действие? С какой целью пришли «три ровесницы»?
  2. Высокий берег в народной поэтике - место любовного свидания. Вспомните фрагмент из стихотворения «Катюша»: «Выходи-ла на берег Катюша, / На высокий берег на крутой...» В стихотворении «Три ровесницы» крутизна берега не подчёркнута. Случайно ли это? Зато в этой же строфе есть другой «прозрачный» образ. Он «спрятан» в строках: «То сорвут они по веточке / С берёзки молодой...» Вспомните другие произведения русской поэзии. Какие ассоциации должна вызывать веточка молодой кудрявой березы?
  3. Девушки пробуют, «Тепла ль в реке вода...»; в другом месте стихотворения говорится, что «вдали туман лишь стелется...». Холодная вода и стелющийся туман, по народным поверьям, предвещают беду; тёплая вода и поднимающийся туман - радость. Так, может быть, и в самом деле «...только ради этого / И шли они сюда»? Зачем же М.В. Исаковскому понадобилось слово «будто»? И ещё: что же хотели узнать девушки, пробуя «тепла ль в реке вода»?
  4. Вчитайтесь ещё раз в строфу:

        А на небе нет ни месяца,
        Ни месяца, ни звёзд...
        И пошли обратно девушки,
        Обижены до слёз.

    Что означает «на небе нет ни месяца, / Ни месяца, ни звёзд»?

  5. Сделайте ещё один микровывод: почему же не пришли «мальчики-обманщики»? Где остались они? Что ещё раз с горечью и болью ощутили «три ровесницы»?
  6. Сформулируйте тему стихотворения М.В. Исаковского «Три ровесницы». Следуя примерно таким же путём, охарактеризуйте стихотворение М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату».

Для вас, любознательные

Познакомьтесь с фрагментами статьи А.Т. Твардовского «Поэзия Михаила Исаковского».

«Слова песен Исаковского это, за немногими исключениями, стихи, имеющие самостоятельное содержание и звучание, живой поэтический организм, сам собой как бы предполагающий ту мелодию, с которой ему суждено слиться и существовать вместе. Исаковский - не „автор текстов" и не „поэт-песенник", а поэт, стихам которого органически присуще начало песенности, что, кстати сказать, всегда было одной из характернейших черт-русской лирики.

Эта черта сближает Исаковского как автора популярнейших песен с классиками русской поэзии, Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, стихи которых поются, что называется, через страницу. И среди них столько ставших широко известными народными песнями (тоже часто утратившими принадлежность именам своих великих авторов). Это поэтические произведения, созданные без обязательной их песенной предназначенности, но потом призвавшие к себе и музыкальную их интерпретацию. <...>

Слова лучших песен Исаковского содержательны, пусть даже это содержание забавное, шуточное, что, между прочим, не редкость и в народной песне, или раздумчиво-лирическое и трогательное. Но вершинные его вещи этого жанра, приобретшие широчайшую известность, поражают значительностью, сосредоточенностью и глубиной гражданской, патриотической мысли. <...>

Среди родных. Художник Е.М. Чепцов. 1945 г.

Удивительно послевоенное стихотворение Исаковского, тоже ставшее широко известной песней „Враги сожгли родную хату", сочетанием в ней традиционно-песенных, даже стилизованных приёмов с остросовременным трагическим содержанием. С какой немногословной и опять-таки негромогласной силой передана здесь в образе горького солдатского сиротства великая мера страдании и жертв народа-победителя в его правой войне против вражеского нашествия. <...>

Лирика Исаковского свидетельствует о цельности его душевного склада, о скромности и достоинстве, о добром, отзывчивом сердце, не склонном, однако, к сентиментальности, вернее, защищенном от неё врождённым чувством юмора. Личный облик поэта представляется в органическом единстве с его творчеством. <...>

Целостный дух и склад его поэзии, характеристические черты её формы как нельзя более близки духу и складу народного труженического характера, чуждого горлопанству и красносло-вию, более способного высказаться на деле, чем на словах, отнюдь не лишённого, однако, чувства юмора. <...>

Поэт обладает способностью даже в самой непритязательной на первый взгляд форме как бы ненароком отозваться на острые и глубоко существенные стороны народной жизни. Вот песенка - не песенка, лирическая зарисовка позднего гулянья „трёх ровесниц", поджидающих обещанной парнями встречи.

      А уж сумерки спускаются, -
      До дому не пора ль?
      И всё чаще три ровесницы
      Посматривают вдаль. .

Эту простенькую частушечного лада вещицу с её как бы шуточной интонацией можно по внешнему содержанию отнести и к довоенной поре, и к ещё более дальним временам сельской жизни. Но написана она в самом начале пятидесятых годов, когда ещё горькая намять войны сказывалась в особой горечи послевоенного деревенского девичества -- преизбытке невест и нехватке женихов. И стихи, в которых как будто и нет речи об этом, пронизаны болью за судьбы „ровесниц" с их сердечной обидой и робким упрёком:

      Что ж вы, мальчики-обманщики,
      Забыли - не пришли?!

Так в незатейливой и почти что пасторальной форме „Трёх ровесниц" вмещается содержание, может быть, не меньшей жизненной остроты, чем в таком сильном стихотворении Исаковского послевоенных лет, как „Враги сожгли родную хату"...»

Вопросы и задания

  1. Какие черты поэзии М.В. Исаковского отмечены в статье А.Т. Твардовского?
  2. Какой образ Исаковского - поэта и человека - сложился у вас после чтения его стихотворений и биографических материалов о нём?

Кошелев Я.Р. Живое наследие // Михаил Исаковский. Сто песен. Смоленск, 2000. С. 3-6.

После уроков

Подготовьте и проведите литературно-музыкальный вечер «Живое наследие» (песни М.В. Исаковского в моей семье и в моей стране).

Владислав Шошин

Поэзия Михаила Исаковского завоевала давнее и прочное признание. По словам А. Твардовского, «Михаил Исаковский один из самых любимых поэтов нашей родины. Его поэзия давно уже занимает большое и бесспорное место в духовной жизни самых широких слоев нашего народа». Не только нашего - песни Исаковского, прежде всего его знаменитая «Катюша», поются во многих странах мира на разных языках. Это и естественно, ведь в творчестве Исаковского воплощены лучшие черты русской поэзии - народность, демократизм, социальная значимость, искренность, простота. Высокое звание народного поэта по праву может принадлежать именно ему.

Михаил Васильевич Исаковский родился в 1900 году в деревне Глотовке на Смоленщине в крестьянской семье. «Семья наша, - вспоминал поэт, - была бедная, земля тощая. Своего хлеба у нас никогда «до нови» не хватало, его приходилось покупать. Поэтому с осени, когда кончались сельскохозяйственные работы, отец вынужден был уходить на заработки, чтобы добыть денег «на хлеб». Была в те годы Смоленщина богата бедой. Но и в этих тяжелых условиях в народе жило яркое искусство.

В первой половине 20-х годов русская деревня вступила в период коренных перемен.

Общий колорит его юношеских лирических стихов - радостный, даже праздничный. Родная природа открывает ему свою красоту: солнце шлет лучи в облачные шелки, через пальцы ивняка река льется тихо и пугливо, лес указывает дорогу рябиновыми вехами...

В стихи, запечатлевающие современную деревню, органично входят приметы нового - над чешуйчатыми крышами поселка антенны вытягиваются в нитку, грач бродит по нивам важно, словно сельский агроном. Но, не ограничиваясь отображением лишь внешних примет, Исаковский стремился показать психологические перемены в мировоззрении и быту современников. «Стихи молодого поэта, - вспоминает его земляк Н. Рыленков, - срезу же покорили нас своей жизненной конкретностью, внутренней целостностью и достоверностью. М. Исаковский не декларировал, а наглядно показывал те процессы, которые происходили в деревне у нас на глазах, находя высокую поэзию в самых будничных делах рядовых людей».

В 20-е годы М. Исаковский начинает активно участвовать в литературно-общественной жизни на Смоленщине, редактирует уездную газету в Ельне, затем сотрудничает в смоленской газете «Рабочий путь». Он пишет не только лирические стихи, но и фельетоны («Разговор с редактором», «Одемьяненный поэт»).

В это время в литературной среде активизировались всевозможные формалистические направления и группы.

В провинциальном Смоленске горластые проповедники якобы «новых» веяний заявляли о себе по-столичному «авторитетно». На поэтических вечерах и дискуссиях в Смоленске вспыхивали жаркие споры. Исаковский участвовал в них и как оратор, и прежде всего как поэт.

При всей своей непритязательности уже ранние его стихи имели большой идейно-эмоциональный заряд. Рожденные глубокими раздумьями юноши, определяющего свой путь в жизни, формирующего собственные нравственные принципы, стихи Исаковского помогали его сверстникам верно найти свое место в жизни. Учась у жизни, у народа, Исаковский не мог быть хоть в чем-то солидарным с приверженцами «модных» течений, оказывавшихся на поверку неглубокими и ложными. «В последние годы, - сообщал он в предисловии к одной из своих ранних книг, - очень много говорили о необходимости повышения культуры стиха, об учебе у таких, скажем, мастеров слова, как Б. Пастернак, И. Сельвинский. В своей работе я постоянно чувствовал недостаточность теоретических знаний и слабость техники стиха. И все же я не мог брать пример с Пастернака или Сельвинского. Мне всегда казалось, что большим недостатком этих, несомненно, крупных поэтов является то, что они по существу пишут для небольшого крута избранных; широкие же слон читателей их не понимают и не читают...» о плодотворном воздействии, которое поэзия Есенина оказала на молодого Исаковского, о близости этих двух поэтов, о наследовании Исаковским лучших качеств есенинского творчества.

Критика Исаковского не баловала. Его книга «Провода в соломе» (1927), содержавшая уже значительные достижения поэта, вызвала отрицательный отзыв А. Лежнева. В защиту молодого поэта выступил М. Горький. Он приветствовал уверенно развивающийся талант и охарактеризовал социальную сущность поэзии Исаковского, «который знает, что город и деревня - две силы, которые отдельно одна от другой существовать не могут, и знает, что для них пришла пора слиться в одну необоримую творческую силу, - слиться так плотно, как до сей поры силы эти никогда и нигде не сливались».

Исаковский выступил в поэзии в ту пору, когда основной вопрос «кто - кого» уже был решен.

Уже молодым поэтом он принял эстафету национальных поэтических традиций, внутренне противопоставляя их «модным» теориям. «И если я все же не поддался таким теориям, - пишет он, - то это в очень большой степени объясняется тем, что в моем сознании жили великие русские поэты - Пушкин и Некрасов. Они как бы оградили меня от той мутной и вредоносной волны формализма, которая хлынула тогда в поэзию».

Но вместе с тем молодой поэт не мог не испытать некоторого воздействия со стороны наиболее талантливых современников, близких ему по духу. Критика 30-х годов отмечала в творчестве Исаковского есенинские интонации. Иногда его рассматривали всего лишь как подражателя Есенину. Естественно, что Исаковский против этого протестовал. Более того, социальное наполнение творчества обоих поэтов было далеко не одинаковым. Есенин ненавидит «железного гостя» - Исаковский с радостью живописует индустриальный пейзаж на фоне смоленского захолустья.

В этой полемике слышна полемика исторических эпох. И все же можно говорить, что у него не было необходимости выбора. Он с самого начала чувствовал себя представителем нового мира. Он стал певцом деревни.

Привязанность к родной почве определила не только тематику стихов Исаковского - «все мое и все родное, чем я жил и где я рос». Она определила нацеленность его творчества. «…Поэт прежде всего, - заявлял Исаковский несколько позднее, - должен писать для своего народа. А это значит, что его стихи должны быть простыми по форме и глубокими по содержанию. Поэт обязан разговаривать со своим читателем как самый искренний друг, а не как «жрец», изрекающий «истины» на каком-то выдуманном им самим языке». Это эстетическое кредо Исаковского не было пассивным, так как предполагало борьбу с иным направлением в поэзии. Он прямо заявлял, что «вычурная речь может быть только у такого поэта, у которого нет органической связи с народом, связи кровной, душевной». Всем своим творчеством Исаковский подтверждает важность мысли «писать для народа» и не отступает от нее на протяжении всех лет. Лирика поэта свидетельствует о цельности автора и его искренности. В ней узнаются черты человека - отзывчивого и вместе с тем мужественного, серьезного, но обладающего чувством юмора. Но это не просто индивидуальные черты автора - это типические черты русского, глубоко национального характера. Это также в традициях нашей классической литературы. «Чем больше я обдумывал мое сочинение, - свидетельствует Гоголь, - тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, не какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатлелись истинно русские, коренные свойства наши».

Идейно-художественную значимость уже ранней поэзии Исаковского усиливала ее фольклорная основа. В поисках нравственного идеала он не мог пройти мимо сокровищницы народной поэзии, которая, по словам Чернышевского, «всегда возвышенна, целомудренна», «проникнута всеми началами прекрасного», «дышит нравственным здоровьем». В послереволюционные годы, когда в литературу пришли представители победивших классов - рабочих и крестьян - интерес к фольклору был достаточно широк. «У кого мы учились? У кого учился, в частности, я? - вспоминает Н. Асеев. - Прежде всего у пословиц и поговорок, у присловий и присказок, что бытуют в речи народной». Исаковский брал от народного творчества не только «пословицы и поговорки», но весь его интеллектуально-нравственный пафос.

Ведь подлинно «русский стиль» - не во внешних приметах. Традиционные образы и ситуации одухотворены в творчестве Исаковского биением современности. Традиционная тема разлуки любящих использована в стихотворении «Катюша», ставшем одной из наших любимых песен. Но уехавший парень служит «на дальнем пограничье» - это сразу же придает скромному стихотворению социальное содержание и почти публицистическую злободневность.

В ткань своих произведений фольклорные образы Исаковский вводит очень экономно, благодаря чему они не производят впечатления стилизации. Нет у него и архаизмов. Зато есть обороты разговорной речи, которые не только «демократизуют» поэзию, но и сами по себе блестят искорками подлинной поэтичности. Все это особенно характерно для коротких лирических стихов, многие из которых в предвоенные годы стали популярными песнями («Любушка», «Прощание», «Провожанье).

Чуждаясь внешней, не подкрепленной глубоким душевным переживанием лозунговости, голословной декларативности, творчество Исаковского в предвоенные годы явилось одним из серьезнейших достижений поэзии. Как гражданственный «вывод» звучал наказ поэта:

Какое б ты ни делал в жизни дело, Запомни - цель одна:
Гори, дерзай, чтоб вечно молодела Великая страна.

Война подтвердила плодотворность эстетических принципов Михаила Исаковского. Вся страна пела его песни. Особенно популярной стала «Катюша». Как известно, по имени песни было названо новое грозное оружие. Широко распевались также народные переделки текста. В них Катюша то выступает как боец, то сражается в партизанском отряде, то перевязывает раны на поле боя. «Катюша» звучала как гимн, как песня-перекличка друзей-единомышленников, как их пароль. Эта ее роль стала особенно очевидной, когда военные действия были перенесены в Восточную Европу. Ее пели и на Западе - участники движения Сопротивления во Франции и в Италии.

Искренние признания читателей правдиво фиксируют широкое народное признание. Характерно то, что в письмах, направлявшихся поэту фронтовиками, речь шла не только о встречном душевном отклике на его слово, но и об общественной действенности этого слова. «Ваши стихи нравятся многим, - писал ему в 1943 году офицер-фронтовик. - Совсем недавно, когда я ехал в село Касплю, освобожденное от немецких мерзавцев, около дороги лежал убитый молодой красноармеец. Среда разбросанных его документов мне попалась «Прощальная». Вырезку эту я берегу. Читал «Прощальную» своим бойцам. Производит очень сильное впечатление».

«Стихи у него простые, хорошие, очень волнуют своей искренностью», - писал Горький об Исаковском еще в 1927 году. Его простота - не приноровление к читателю. Это стремление к предельно точному выражению той правды, которую он хочет поведать миру. Известны слова Горького - «он пишет вычурно, значит, он пишет неискренно». О Исаковском можно сказать, что он пишет просто, потому что искренно. Эта искренность поэта по отношению к читателю и определила его всенародную популярность. «Певец души народной - так бы я назвал Вас, - писал Горький, - и этим выражаю свои чувства восхищения и преклонения, признательности и благодарности за Ваши милые и дорогие русскому сердцу песни».

Произведения Исаковского нам дороги также и потому, что, даже затрагивая самые интимные темы, он остается самим собой, человеком-гражданином, который не может повернуться спиной к миру. Интимное у Исаковского органично связано с тем кругом понятий, которые соединяют личность с коллективом. Большим распространением пользовалась его песня «Огонек», которую перепечатывали фронтовые газеты, переписывали от руки и на фронте, и в тылу, пели и на концертах самодеятельности, и в кругу друзей. Почему? Потому что в «Огоньке» - огромная патриотическая идея, а не переживание в узком «мирке двоих», и в то же время мысли и чувства поэта переданы лирично, доходчиво.

Михаил Исаковский принадлежит к тем поэтам, чьи идейно-эстетические принципы, будучи определены еще в начале пути, в основе своей остаются неизменными. Но это отнюдь не означает некоей его статичности. Чутко откликаясь на запросы времени, поэт находится в постоянном развитии.

В годы войны всесторонность художнической «палитры» Исаковского зарекомендовала себя чрезвычайно убедительно. Он пишет стихи повествовательного плана, в которых лирика переплетается с патетикой.

Одическая восторженность не препятствовала Исаковскому, как это бывало с некоторыми поэтами, видеть сложность и противоречивость народной жизни, трагизм войны. Особенно четко проявилось это в стихотворении «Враги сожгли родную хату...» Умевший передать радость причастности к новой жизни и ее свершениям, поэт, не приукрашивая и не смягчая серьезности тона, дает в этом стихотворении выход глубоко гражданственному чувству скорби на родном пепелище. Это стихотворение всегда останется одним из лучших в нашей поэзии, свидетельством верности поэта Исаковского голосу народа и в радости, и в горе.

Враги сожгли родную хату.
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?..

Как кратко обо всем сказано! Поступь однообразных глаголов кажется кощунственно информационной, но ведь это - шаги к могиле жены, которую солдат не видел четыре года... Автор сдержан, он словно боится сам разрыдаться, чуть дать волю воспоминаниям и словам, ведь трагические подробности в воспоминаниях - самое страшное... Не потому ли старается сдержаться и его герой:

«Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам...»
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.

Эта сдержанная простота - в традициях русской классической поэзии, поэзии больших чувств, которая не нуждалась во внешних ухищрениях.

Однако стихотворение еще не кончена. Мастерство автора заключается и в том, что он добавляет две заключительные строфы, в которых трагизм переживаний солдата раскрывается с предельной глубиной.

Он пил - солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
«Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил...»

В этом слышна солдатская, мужская гордость. Но на долгожданном празднике победы тем острее чувствуешь свое одиночество. Три покоренные державы не вернут погибшей жены, и с горькой усмешкой вспоминает солдат четырехлетний свой путь к надежде, внезапно - и в радостный для всех, только не для него, час - потерянной. И наконец - образное разрешение всей непосильной драматической нагрузки стихотворения:

Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.

Простота на грани со штампом («слеза катилась»), чтобы обнажить смысл и оттенить заключительные ударные строки... Мужественный взгляд на мир, тонко варьируемый от усмешки до иронии, составляет силу не одного этого стихотворения.

Чрезвычайно показательно и характерно, что поэт глубоко русский, Исаковский не замыкается в национально ограниченных рамках. В своем оригинальном творчестве он использует мотивы фольклора не только русского - толчком к написанию стихотворения «И кто его знает...» послужила украинская народная песня. Исаковский много переводит. Как всегда добросовестный и строгий к самому себе, он переводит в основном с языков ему известных, беря для перевода близкие по духу и форме произведения, что позволяет ему, сохраняя национальные особенности подлинника, не перелагать его с буквалистской точностью, но стремиться к воссозданию на русском языке адекватного «двойника». «Не раб, а соперник» в переводческом искусстве, Исаковский дал русскому читателю превосходные образцы творчества Т. Шевченко, Леси Украинки, Янки Купалы, Якуба Коласа и других поэтов.

Интернационализм Исаковского наглядно виден и в его оригинальном творчестве. Еще в 30-е годы он посвятил стихи испанским республиканцам. «Песней о Родине» названо его большое послевоенное стихотворение, в котором слышна забота и тревога русского поэта за события на всей земле.

Поэзия и вся творческая и общественная деятельность Михаила Исаковского всегда будут в истории русской литературы одним из благородных примеров слитности личной судьбы с судьбой всего народа, примером понимания народа и служения ему. «Мастера земли» - так назвал молодой Исаковский одну из своих книг. Близость к земле, к живущему на ней и по-сыновьи к ней привязанному трудовому народу, понимание чувства Родины как основы основ - все это придает вечную молодость лирически задушевной и граждански принципиальной поэзии Исаковского.

Выступая как публицист, поэт постоянно пропагандирует свои принципы понимания творчества. Его пример увлекает на путь служения народу все новых и новых поэтов, среди которых многих можно считать в той или иной мере учениками или последователями Исаковского.

Ключевые слова: Михаил Исаковский,критика на творчество Михаила Исаковского,критика на произведения Михаила Исаковского,анализ стихов Михаила Исаковского,скачать критику,скачать бесплатно,русская литература 20 в.

На вопрос Помогите пожалуйста с литературой! заданный автором Ананас:3 лучший ответ это ИНСТРУКЦИЯ
1
Прочитайте рассказ. Обратите внимание на возникшие у вас после прочтения чувства и ассоциации. Запишите кратко мысли, на которые вас натолкнуло это произведение, первое впечатление о героях и ваши собственные выводы по проблеме рассказа.
2
Выделите главную сюжетную линию рассказа. Определите основных и второстепенных действующих лиц. Опишите центральное событие рассказа.
3
Проанализируйте сюжетную схему. В ней должны присутствовать экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Учитывая небольшой объем рассказа, некоторые части сюжетной схемы в нем могут быть представлены в сжатом виде или вообще отсутствовать.
В экспозиции автор описывает ситуацию, предшествующую основному повествованию, обстоятельства и условия, в которых формировался главный конфликт произведения. В рассказе экспозиция – необязательный элемент.
Завязка сюжетной линии представляет собой исток, начало, первое проявление конфликтной ситуации. На завязку в рассказе обратите особое внимание.
Далее следует развитие действия. Развитие сюжета – динамичная часть произведения. Именно в ней автор не только описывает происходящие события, но и дает характеристики героям, раскрывает их личностные особенности.
Наивысшее напряжение сюжета достигается в кульминации. Эта часть является вершиной рассказа, когда события находятся в самой острой точке развития, эмоции накалены, а характеры персонажей максимально открываются.
За кульминацией следует развязка, в которой проблема разрешается. Поведение героев становится полностью понятным. Автор переходит к описанию последствий. В этой части наиболее заметно отношение писателя к его героям.
Эпилог, как правило, содержит краткое описание дальнейшей судьбы персонажей. В рассказе он может отсутствовать.
4
Разберите композицию рассказа. Обратите внимание на последовательность и взаимосвязанность его частей. Отметьте обстоятельства, при которых каждый персонаж вводится автором в повествование и выводится из него.
5
Определите, какие способы объединения внутреннего мира рассказа использует автор. Даже в короткой художественной прозе важное место занимают описания внешности персонажей, интерьеров, пейзажей.
6
Изучите способы изображения сюжета, которыми пользовался автор. Это может быть монолог, внутренний монолог, диалог, повествование от третьего лица и т. д. Также найдите в тексте места, где автор выражает собственную точку зрения. Отметьте, как именно он делает это – от собственного лица, через любимого персонажа или путем намека, неочевидного вывода.
7
Проанализируйте образы главных действующих лиц. В рассказе их обычно 2-3. Опишите характеры персонажей, их взаимоотношения, уникальность каждого. Подкрепите свои мысли цитатами из текста. Продумайте значение главных и второстепенных героев для развития сюжета и для выражения основной мысли произведения. В анализе рассказа часть, посвященная разбору персонажей, должна быть самой содержательной и объемной.
8
Перечислите стилистические особенности рассказа. Какое место занимает он в творчестве писателя, насколько характерны мысли, высказанные в нем для творческой позиции автора. Для такого анализа вам нужно прочитать биографию писателя и краткое описание его творческого пути. Воспользуйтесь энциклопедическими и справочными изданиями по литературе, монографиями и статьями о данном писателе.
9
Выразите собственное мнение о рассказе. Вам будет просто это сделать, используя записи, сделанные сразу же после прочтения текста. Если ваши взгляды расходятся с мнением писателя, выскажите их в мягкой форме, не претендуя на абсолютную правоту.

Анализ стихотворения

«Три ровесницы»

учитель русского языка и литературы МКОУ Юшинская ООШ Сычёвского района Смоленской области

Прочитаем внимательно стихотворение

и ответим на вопросы:

За плотиною, за мельницей, Где шаткие мостки, На закате три ровесницы Гуляют у реки. То пройдут себе по берегу, То станут над водой, То сорвут они по веточке С берёзки молодой. То попробуют, потрогают, Тепла ль в реке вода, Будто только ради этого Пришли они сюда. А уж сумерки спускаются, До дому не пора ль? И всё чаще три ровесницы Посматривают вдаль.

А вдали туман лишь стелется, Над речкою дымит. А вдали одно лишь слышится - Как мельница шумит. А на небе нет ни месяца, Ни месяца, ни звёзд. И пошли обратно девушки, Обиженны до слёз. За плотиною, за мельницей, Где шаткие мостки, На закате три ровесницы Гуляли у реки. Три высоких чистых голоса Над речкой проплыли - Что ж вы, мальчики-обманщики, Забыли, не пришли!

Лирика М.В. Исаковского соединена с устной народной поэзией глубинными связями. Народные представления, приметы, склад и образ мыслей живут в поэтическом мироощущении Исаковского. Поэтому, читая его стихи, важно для более глубокого проникновения в тайны замысла видеть изнутри тот или иной образ, представлять не только прямое значение слова, но и формы его бытования в народно-поэтическом сознании. При осмыслении содержания стихотворного текста необходим принцип медленного, а чаще всего и возвратного, повторного чтения.

  • Что значит для героинь место действия?
  • Как вы думаете, почему «за плотиною, за мельницей» у шатких мостков гуляют девушки?
  • 2. Какой второй план кроется за словами, указывающими на время и место действия?

    3. Сделайте микровывод: где и когда происходит действие?

    4. С какой целью пришли «Три ровесницы»?

5. Девушки проходят по берегу над водой.

Вернитесь к характеристике символики берега, туман, воды, рассмотренной выше. Это поможет охарактеризовать новый текст. Подумайте: случайно ли, что в стихотворении «Три ровесницы» специально не подчеркнута крутизна берега? Но зато в этой же строфе есть другой «прозрачный» образ. Он «спрятан» в строках «То сорвут они по веточке / С березки молодой...». Вспомните другие произведения русской поэзии. Какие ассоциации должен вызвать образ, связанный с веточкой молодой кудрявой березки?

6.Девушки «то попробуют, потрогают / тепла ль в реке вода...»; в другом месте стихотворения говорится, что «Вдали туман лишь стелется...». Это предвестники разных явлений: холодная вода и стелющийся туман предвещают беду; тёплая вода и поднимающийся туман-радость. Так, может быть, и в самом деле «... Только ради этого / И пришли они сюда»? Зачем же М. Исаковскому понадобилось слово «будто»? И еще: что же хотела узнать девушка, пробуя «тепла ль в реке вода»?

7. Вчитайтесь ещё раз в строфу:

А на небе нет ни месяца, Ни месяца, ни звёзд... И пошли обратно девушки, Обижены до слёз.

Что означает «на небе нет ни месяца, / Ни месяца, ни звёзд»?

8. Сделайте ещё один микровывод: почему же не пришли «мальчики-обманщики»? Где остались они? Что ещё раз с горечью и болью ощутили «три ровесницы»?

9. Сформулируйте тему стихотворения М.В. Исаковского «Три ровесницы». Следуя примерно таким же путём, охарактеризуйте стихотворение М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату».

  • ---А.И.Исаковская «Исаковский М.В.» Стихотворения. М.: Издательство Московский рабочий,1980.
  • ---А.И.Исаковская «Воспоминания о М.Исаковском». Сборник.Москва, Советский писатель, 1986.
  • ---В.Дворецкий «Дорогие сердцу имена…», изд. «Московский рабочий», М. 1987.
  • ---М. Исаковский «Лирика», изд. «Детская литература», М. 1974.
  • ---М. Исаковский «О поэтическом мастерстве», изд. «Экспресс», 1970.
  • ---А. Поликанов «М. Исаковский»; изд. «Просвещение», М. 1989.
  • ---Н. Рыленков «Народный поэт», изд. «Просвещение», М. 1992.
  • ---Е.Евтушенко. «Строфы века». Антология русской поэзии. Минск, Москва: Полифакт, 1995.
  • ---Составитель Николай Банников. «Три века русской поэзии». Москва: Просвещение, 1968