Из какого дерева петр 1 строил корабли. Как строят деревянные корабли

Первый «корабль» из гибких прутьев, обшитый корой, а затем кожей, предназначался для небольших путешествий и, по мнению ученых, издревле был знаком восточным славянам. На смену плетеной корзине быстро приходит более удобный для плавания челн-однодеревка. На Руси его строили так. Срубленному огромному дереву, чаще всего осине, дубу или липе, придавалась вытянутая форма. Чтобы окончательно скорректировать обводы судна, получившуюся колоду распаривали и «разделывали» кольями.

Иногда сердцевину колоды предварительно стесывали на треть толщины. Существовал и другой способ изготовления колоды. Корабелы делали в живом древесном стволе трещину на всю длину челна, постепенно, год за годом, вбивая в нее клинья и распорки так, чтобы добиться нужной формы будущего корпуса. Только после этого дерево срубали, а излишняя древесина выжигалась или выдалбливалась.

Изнутри колоду заливали водой и держали ее в таком состоянии примерно неделю. После «водных процедур» вдоль колоды раскладывали огонь. Дерево упревало, становилось гибким. Теперь внутрь корпуса уже можно было вставить так называемые опруги - примитивные облегченные шпангоуты. Основу опруги составляла кокорда - обтесанный еловый кряж, имевший природную кривизну. На кропотливую работу над корпусом челна иногда уходило до пяти лет!

Первый русский челн-однодеревка был найден в 1878-1882 гг. экспедицией А.А. Иностранцева на берегу Ладожского озера. Возраст, приписываемый историками этому небольшому судну длиной всего 3,5м и шириной 0,86м, огромен - около четырех с половиной тысяч лет. Славяне долго не хотели расставаться с легкими однодеревками. Находки археологов подтверждают, что и в новое время предки россиян продолжали строить челны «по старинке», правда, как минимум вдвое увеличив их размеры. Шпангоуты, получившие право на жизнь лишь в X в., позволили нарастить борта челна обшивкой, а значит, сделать его вместительнее. Русский челн, обшитый вгладь досками, которые были посажены на шипы, стал называться насадой. Старинная насада плавала в русских водах аж до конца XV в., пока окончательно не была вытеснена наборными кораблями.

Челн-однодеревка

Обшивка вгладь - способ обшивки деревянных судов, при котором стыки между досками были гладкими.

Третьим по времени типом судна Древней Руси была «набойная лодья» - преемница челна, созданная в X в. для торговых плаваний и боевых походов. По сравнению со своими собратьями она имела более высокие борта. К бортам крепились стойки, а к ним, в свою очередь, прибивалось несколько досок внакрой. Такое нехитрое усовершенствование значительно увеличивало внутренние размеры ладьи, и главное - ее грузоподъемность и остойчивость. Легкое судно длиной не более двадцати метров могло взять на борт ни много ни мало 15 тонн груза. После достройки «набойные лодьи» снаряжались веслами (для гребли и рулевыми), якорями, мачтой с небольшим прямым парусом и простым такелажем. Пороги Днепра, через которые ладьи перетаскивались волоком, не позволяли мастерам-корабелам ощутимо увеличить длину этих судов. Несмотря на это ладьи русских, вдоль и поперек бороздившие воды Черного моря, были отлично приспособлены для далеких плаваний.

Русская ладья

В IX в. русские торговцы становятся частыми гостями на Константинопольском рынке. Законы конкуренции, судя по всему, действовали и тогда. Весной 860г. в Константинополе были схвачены несколько русских купцов. История с заложниками быстро получила дальнейшее развитие. Собрав мощную флотилию из 250 различных кораблей, русские немедленно осадили Константинополь, с лихвой рассчитавшись с его вероломными гражданами. Этот и другие морские походы восточных славян на Византию, несомненно, сделали свое дело: шли долгие годы, а торговля русских купцов с Востоком и Западом оставалась беспошлинной.

В набиравшей силу Киевской Руси XII в. повсеместное распространение получают крупные палубные ладьи. В отличие от других типов славянских судов они имели сплошную дощатую палубу, укрывавшую сверху гребцов. На одинаково заостренных оконечностях находилось по рулевому веслу - потеси, что позволяло, не разворачивая ладьи, быстро изменить ее курс. В древних летописях русское судно такого типа именовалось не только «лодьей», но и кораблем, скедией, наседой. Конечно, двадцать метров в длину, три в ширину и сорок человек команды - совсем немного для корабля, и все-таки это был настоящий корабль.Постепенно на первый план среди центров судостроения выдвигается «Господин Великий Новгород». И неудивительно: именно через него проходил славный путь «из варяг в греки» (из

Балтийских вод по системе рек в Черное - арабы называли его Русским - море). Мета и Тверца связывали великий город с Волгой и Каспием, Шелонь - с Псковом, а Свирь и водные пути Онежского озера - с северо-восточными странами. В середине XI в., когда государство Ярослава Мудрого распалось на враждовавшие между собой княжества, значение речных и морских транзитных путей сильно пошатнулось. С этого момента новгородское судостроение начинает развиваться самостоятельно, независимо от Киева.

Новгородское судно

История сохранила немало свидетельств мощи славянского военного флота, хотя славяне и не отличались агрессивностью, свойственной многим северным народам. Так, на протяжении всего X в. военные действия славян на море заняли в общей сложности не более 9-10 лет. Но вот в середине XII столетия шведскому королю Эрику, завоевавшему Финляндию, удается проникнуть в устье Волхова и осадить город Ладогу.

Недолго продолжались бесчинства захватчиков. Князь Святослав с подоспевшей морской дружиной разбил шведов, пленив 43 из 55 вражеских судов. Впоследствии новгородцы жестоко отомстили чужакам за этот дерзкий набег. Через проток Стокзунд, у которого позднее вырос Стокгольм, они, войдя в озеро Меллар, напали на богатый прибрежный город Сигтуну. Знаменитый сигтунский трофей - роскошные бронзовые ворота - и сегодня стоят в Новгороде, у юго-западного фасада Софийского собора.

Кочмара

Новгородцы, долгое время державшие в руках ключевые выходы к Белому морю, вынуждены были плавать в экстремальных условиях, защищая от соперников свои морские пути и промыслы. Постепенно формируется новый тип сколоченных из досок судов, удобных к перемещению волоком из одной реки в другую. Ими стали плоскодонный легкий шитик и ладья «ушкуй». Молва о речных ушкуях пошла с XIII в., когда новгородская вольница начала баловаться частыми набегами на соседей-славян.

Это были легкие мелкосидящие гребные плоскодонки, способные вместить до 30 воинов. Морской ушкуй длиной до 14 метров строился более основательно. Набор и обшивка судна выполнялись из прочной сосновой древесины. Брусковый киль корабелы вытесывали из одного ствола дерева. Судно имело штевни - прямые вертикальные или с небольшим уклоном наружу (форштевень был выше ахтерштевня). Шпангоуты составлялись из двух-трех ветвей, стесанных по плоскости прилегания к обшивке. В носу и корме переборками были выгорожены трюмы с люками, где хранилось продовольствие и ценная кладь. Средняя часть ушкуя оставлялась открытой для гребцов.

Рыболовный промысел, бывший в особой чести у славян, привел новгородских переселенцев к берегам северных морей.

Поморский карбас

Прямой парус - парус, который при помощи реев укреплен поперек судна.

Косой парус - парус, который крепится вдоль судна.

Постепенно поморы становятся такими же хозяевами Балтики, как и норманны. Начиная с XII в. поморы, промышлявшие песцами, доходили до Груманта (Шпицберген), а колонии славян появились даже на берегах Англии. Суровый Север диктовал корабелам свои условия, и поморы начинают строить новые, не похожие на другие, суда: осиновки, раныпины, кочмары, шняки. У рыбацких шняков не было общей палубы. К носу от поперечной переборки ставилась мачта высотой около 6м с прямым или шпринтовым парусом.

Самые большие (около 12м) шняки несли на корме низкую вторую мачту с гафельным парусом. Судно оснащалось навесным рулем с длинным румпелем. Быстрые лодки-осиновки, снаряжаемые экипажем шняков, перевозили богатый улов на побережье. Наибольшей популярностью среди мелких судов пользовались парусно-гребные карбасы. Карбас мог иметь палубу, а мог и обходиться без нее, но обязательным атрибутом этого судна всегда оставались полозья, крепившиеся по обеим сторонам днища параллельно килю. С помощью полозьев корабль легко передвигался по льду.

В изобретении ветромета, старинного прибора для определения курса корабля, историки отдают пальму первенства поморам. Устройство ветромета было несложным: в деревянный диск вставлялись стержни - один в середине и 32 по окружности. Главные румбы назывались сродни четырем сторонам света. Пеленгуя ветрометом специально установленные на берегу знаки, поморы определяли курс судна. При отсутствии ориентиров курс устанавливали в полдень по солнцу, а ночью - по Полярной звезде.

Коч поморский

Шпринтовый парус - четырехугольный парус, растягиваемый по диагонали реем - шпринтовом.

Гафельный парус - косой парус, крепившийся к гафелю.

ли варом и закрывали рейками на скобах. Подводная часть корпуса судна имела округлую форму, нос и корма были несколько приподняты. Благодаря обтекаемой форме, коч, попавший в ледяные тиски, как бы «выдавливался» на поверхность, оставаясь при этом невредимым. Якорь поднимался с помощью ворота, установленного на палубе. В корме устраивали казенку - маленькую каюту для капитана и приказчика. Команда судна, состоявшая всего из 10- 15 человек, не считая промысловиков, размещалась в трюме. Незамысловатое парусное вооружение включало мачту и прямой парус, на первых кочах сшитый из кож, а затем - холщовый. Весла, парус и попутный ветер позволяли кочу достичь скорости 6-7 узлов. Для связи с берегом на кочах всегда имелись одна-две небольшие лодки.

Поморское судно

Поморские кочи, много веков остававшиеся «в строю», заложили фундамент для дальнейшего развития российского мореходства. Именно эти суда, в XVIII в. окончательно покорившие водное пространство вдоль северных берегов Европы и Азии, стали прообразом военно-морского флота, созданного при Петре I. Значительную роль сыграли они и в географических открытиях XVI-XVII вв. (вспомним хотя бы СИ. Дежнева, впервые спустившегося на коче по Индигирке до Северного Ледовитого океана и морем достигшего реки Алазеи).

Но самым быстрым судном, плававшим на дальние расстояния в северных водах, специалисты считают морскую (в летописях XIII в. «заморскую») ладью, вооруженную тремя мачтами. Первые две из них несли прямые рейковые паруса, а последняя - гафельный. Попутный ветер, надувавший почти полтысячи кв. метров парусного снаряжения морской ладьи, заставлял ее проходить до 300 км в сутки. При этом она могла унести на себе до 200 тонн груза. (Кстати, по водоизмещению и грузоподъемности славянские морские ладьи значительно превосходили другие северные суда. Так, «Сан-Антонио» знаменитого Ф. Магеллана мог принять на борт всего 120 тонн.)

В длину ладья достигала 18-25м, а в ширину - 5-8м. «Заморские» ладьи были первыми полностью наборными плоскодонными судами с транцевой кормой и навесным рулем. Корпус судна разделялся переборками на три отсека. В носовом отсеке обитала команда. Здесь же стояла кирпичная печь для приготовления пищи. Кормовой отсек отводился в распоряжение рулевого. Посредине между носом и кормой размещался грузовой трюм. Набор корпуса крепился нагелями или гвоздями, после чего обшивался досками вгладь.

Ладья поморская

Транцевая корма - корма в виде плоского среза.

Одна из наиболее древних и наиболее известных династий новгородских кораблестроителей - семья Амосовых. В XIV в. Трифон Амосов, внук одного из первых русских мореходов, охотившихся на зверя в Белом и Карском морях, переезжает из Новгорода в Холмогоры, где приступает к строительству корабельной верфи, ставшей матерью первым большим русским кораблям, ходившим в северных льдах. Корпусам наиболее крупных из них придавалась форма, напоминающая обводы современных ледоколов. Нос и корма холмогорских судов были сделаны с высоким подъемом, а борта - со значительным развалом. Судно управлялось при помощи навесного руля. Традициям славной семьи Амосовых следовали и их потомки, построившие в XIX в. такие знаменитые корабли, как фрегат «Паллада», 110-пушечный корабль «Ростислав», бриг «Меркурий» и многие другие суда российского флота.

Как строят деревянные суда aslan wrote in February 6th, 2016

В яхтенному порту "Геркулес" находится судостроительная верфь, где реализуется грандиозный проект по строительству с нуля (можно сказать, по историческому воссозданию) одного из величайших кораблей в истории Российского военно-морского флота "Полтавы" . На экскурсию сюда может прийти любой желающий, стоимость 300 рублей для взрослого и 200 за ребенка, но если вы приходите всей семьей, то общая стоимость составит 500 за всех.

Проект "Полтава" сложный, хотя бы из-за того, что доступной подробной документации, полных чертежей или изображения в цвете, не сохранилось. Изыскания в архивах ведутся до сих пор. В 2013 году была сделана теоретическая модель судна, на основании данных о похожих кораблях.


Планируется, что «Полтава» станет научным, культурным, исследовательским и педагогическим центром по изучению морской истории города и страны. Но уже сейчас на верфь ежедневно пускают экскурсионные группы, где каждый может оценить работу реконструкторов (среди которых немало историков и философов, а не просто плотников) и проникнуться мощью пока еще строящегося корабля. А скелет, который стоит в сухом доке - огромен. Он еле-еле влезает в объектив, поэтому даже пришлось делать панораму.

На входе нас встречает план комплекса - все можно изучить, где что находится.

Вначале идем в домик корабельного мастера, где ждем экскурсовода и заодно греемся, т.к. на улице не май месяц, и все уже довольно сильно замерзли.
Здесь наверняка будет интересно детям - им можно принять участие в мастерклассах по литографии, шитью парусов и изготовлению тематических сувениров.

Наш экскурсовод Оксана проводит предварительный инструктаж - детей взять за руку, всем ходить только за экскурсоводом, не отбиваться, не расходиться, на тяжелые и кажущиеся прочными деревяшки не вставать.

"Полтава" строится из дубов, а деревья определенной толщины и кривизны ищутся чуть ли не по всей России. Для строительства идут деревья возрастом 100-200 лет, но, как нам сказали, вместо одного срубленного дуба, высаживается 4 новых.

На входе в огромный ангар - памятка, как завязывать различные узлы.

А вот и первый взгляд от входа на оголенный остов будущего корабля. Первое впечатление - вау, размеры впечатляют. Второе - какой прекрасный запах дерева тут стоит. Третье - как же тут дико холодно! Да, так как мы были тут в выходной день, когда мастера не работают, отопление отключено. Поэтому, забегая заранее, скажу, несмотря на то, что все были довольны и под впечатлением, дико продрогли.

Говорят, сюда не пускают туристические группы. Нам же разрешили забраться внутрь. Было ощущение, словно ты внутри огромной рыбины, и видишь ее скелет.
На строительство "Полтавы", кстати, будет потрачено 1800 дубов.

Мы с интересом разглядывали всякие интересные мелкие детали. Вот, например, странная "Баксовая штука".

Чертеж настоящий, ему надо верить.

А это специальное место на полу, где вычерчивается нужная деталь.
Собственно, сама деталь нависает сверху.

Интересно, за что этого мастера так?

История про мастера Кузьму вообще трогательная. Он тут нежно просит деталь не трогать, ибо трудился над ней несколько дней.

Скелетик.

Поднимаемся на балкон дока. Тут на стенах развешены плакаты с историческими фактами.
Вот, например, 2 абсолютно разных вида и цвета кормы "Полтавы". Вам какой нравится больше? Мне синенький. Хотя историки больше склоняются к варианту справа.

Полный внешний вид корабля есть только на черно-белой гравюре Пикарта 1717 года.

Здесь же фотографии всяких интересных исторических документов, которые можно долго разглядывать, если бы не было так холодно.

А вот такие чертежи получились, после нескольких лет изысканий.

Медведик Кузя решил заделать селфи совместно с pink_mathilda на фоне будущего корабля-музея.

Нам еще предстояло выйти на улицу и окончательно замерзнуть, чтобы сделать залп из пушки. Вид тут красивый.

Здеь стоит памятник с корабельной рындой. А вы видите белочку? А она есть.

А так?
О чем думал художник, помещая белку на корабельный колокол, видимо, знает только он. Может, это муза?

Пушки цельнолитые. Сначала их отливали на Кировском заводе, но сейчас заказ перенесли на Ижорские заводы. Собственно, всю технологию литья пушек пришлось придумывать заново - в XXI веке - отливать пушки все-таки уникальное занятие.

А потом мы наконец пошли в тепло! :) Это мачты, реи, стеньги, бомбранстенги и еще куча всяких других плохо запоминаемых названий. Для меня было открытием, что они делаются не полностью из сосны, и собираются по кусочкам с внутренним полым пространством. Оказывается, обычная физика - сломать "трубку" намного сложнее, чем просто палку. А сверху - заглушка.

Этажом выше шьются паруса, но нас туда не пустили, так как слишком опасно:) Паруса там разложены на полу, и их можно очень легко повредить.

Кстати, в парусник не планируют ставить мотор, чтобы судно было максимально приближено к реалиям XVIII века. Но тогда я плохо понимаю, как оно будет плавать по Неве в ночь Алых Парусов - есть планы, что шведский парусник заменят на патриотичную "Полтаву".

За экскурсию хочется выразить благодарность руководителю экскурсионной службы верфи "Полтава" Оксане Роде, за то, что мерзли вместе с нами и показали столько всего интересного.

Взят у ta_samaya в Так строят "Полтаву". Экскурсия на историческую верфь

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите пишите мне - Аслан ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

«Деревья и кустарники зимой» - Летний Зимний. Богатство лесов охраняй, карауль Внимательный, зоркий детский патруль! В лесу растут: ОСИНА. «Учимся различать деревья и кустарники зимой». В лесу растут: СМОРОДИНА. Бесценна Мордовского леса краса, Зеленое золото - наши леса. Что нового мы узнаем на уроке? Практическая работа. Весенний Осенний.

«Станки по дереву» - Станки по дереву. В данной группе оборудования представлены циркулярные и торцовочные станки. Фрезерные станки по дереву. Круглопильные станки. Копировальное устройство позволяет изготавливать большое количество одинаковых деталей. Презентация по технологии. Токарные станки по дереву. Ленточные пилы по дереву.

«Космический корабль спутник» - Последней в космосе за три недели до старта Юрия Гагарина побывала Звездочка. В катастрофе погибли собаки Чайка и Лисичка. 3 ноября 1957г. Управление кораблем осуществлялось автоматически, а также космонавтом. 20 августа 1960. 2011г. Запуск прошел успешно. Собачка умерла от жары. Человек в космосе. Космический корабль состоял из двух отсеков.

«Деревья кустарники травы» - Растения живут повсюду: на лугах, в лесах, степях, в горах, в морях и океанах. В лесу растения располагаются ярусами: деревья, кустарники, травы. Чем травы отличаются от деревьев и кустарников? Разнообразно влияние растений на человека. У кустарников несколько довольно тонких одревесневших стеблей – стволиков.

«Деревья зимой» - Береза. На концах веток висят большие, длинные шишки. Клен легко отличить от других растений по крылаткам-пропеллерам. Шишки у сосны короткие, с круглыми чешуйками. Дуб. Дерево с чёрным, чуть морщинистым стволом и крепкими толстыми ветвями. Липа. Клен. Сосна. Ель. Мы узнали, что в Петропавловском парке растут.

«Деревья в лесу» - Не ломайте кусты! Какой лес шумит, а какой шелестит? И высок я, и могуч Не боюсь ни гроз, ни туч. Клейкие почки, Зеленые листочки, С белой корой Стоит под горой. Викторина. Смешанный. Из древесины какого дерева делают карандаш? Не сыпьте на землю всякую гадость, Полный сказок и чудес! Какое хвойное дерево осенью теряет иголки?

Как все-таки сложна конструкция старинного парусного корабля. Корпус, обшивка, палубы, резные украшения, рангоут… Сотни узлов и деталей! И для каждой из них необходимо правильно подобрать древесину. Вы еще только планируете новую модель, а проблема выбора и приобретения нужного материала уже грозно маячит на горизонте. Этот вопрос не может не волновать вас, даже если вы сторонник классической модельной школы и собираетесь строго следовать в окраске реальному паруснику-прототипу. Что уж говорить о приверженцах традиционной русской и французской школ, которые привыкли имитировать окраску судна путем подбора цветов древесины!..

Для начала определимся с основными критериями выбора пород дерева для моделизма:

  • Текстура древесины. Она должна быть мелкой, неброской, чтобы создавалось впечатление масштабности любой деревянной детали на корабле. Рисунок, годовые кольца не должны сильно выделяться - лучше, если они будут практически незаметны.
  • Цвет. Древесина может сильно различаться по цветовой гамме, а ее основные цвета - белый, желтый, красный, коричневый - представлены массой оттенков. Желательно подбирать породы дерева, цвет которых хотя бы примерно соответствует используемым материалам и окраске деталей на реальном паруснике.
  • Твердость (прочность). Для изготовления даже сравнительно крупных и несложных деталей лучше отдать предпочтение твердым породам древесины, так как их поверхность меньше повреждается в процессе работы над моделью, практически не имеет ворса и легко шлифуется.
  • Сочетаемость и контрастность. Для изготовления соседствующих друг с другом деталей и узлов модели (как-то: палуба - борт, палуба - деталировка, обшивка борта - декор) придется выбирать не только сочетающиеся по цвету и рисунку древесные породы, но и играть на контрасте их цветов. Так, например, если палуба модели не очень светлая, то чуть более темная деталировка просто потеряется на ней. Напротив, при светлой палубе темная деталировка будет выглядеть холодно и подчеркнуто контрастно, но этот эффект можно приглушить теплым цветом обшивки внутри бортов.

Это всего лишь общие принципы. Но именно на них основаны все мои дальнейшие рекомендации по выбору древесины для отдельных узлов и элементов конструкции модели.

Корпус. Существует множество технологий изготовления корпуса модели, но лишь некоторые из них связаны с обработкой древесины. Для корпусов, выдолбленных из цельного или склеенного бруса, в качестве материала лучше использовать мягкие породы - липу, белоствольную березу, молодой клен или ольху. Древесина липы с мелкой однородной текстурой - материал практически безотходный! - применяется также для корпусов-сэндвичей, составных шпангоутов, обшивки (в основном - первичной) корпуса и палубного настила. На липе легко выгнать точные обводы корпуса, так как она хорошо шлифуется. Светлый цвет липы, от почти белого до светло-сливочного, чаще всего предполагает какую-то финишную отделку поверхности (пропитку и лакирование). Кроме того, надо учесть, что липа, хотя и прекрасно ведет себя в обработке, зачастую оказывается чересчур непрочной и мягкой. На ней легко будут появляться вмятинки и царапины, тонкие борта корпуса рискуют оказаться слишком хрупкими, а при сверлении и распиливании края могут попросту осыпаться. Чтобы сохранить ровные грани при работе с липой, необходима особая аккуратность. Гнется липа относительно легко, но лучше делать это под воздействием пара, опять же из-за непрочности древесины.

Древесина березы, клена или ольхи, конечно, прочнее, однако к выбору заготовки надо подходить с осторожностью - старая, более темная береза или ольха слишком плотна и придется немало попотеть, прежде чем вы выстругаете и выдолбите изнутри корпус модели.

Но, оказывается, не всякое мягкое дерево хорошо для корпуса модели! Если вы рискнете взять сосну, при шлифовке болванки начнут выступать более твердые годовые кольца и вывести обводы будет весьма проблематично. Да и колкость этого дерева очень высока.

Палубный настил. Не секрет, что палуба старинного парусника всегда тщательно драилась матросами, а потому для палубного настила рекомендуется выбирать светлые породы древесины. Для микромоделей подойдет заболонь сирени: ее фактура лучше всего соответствует мелким масштабам. Сирень имеет очень твердую, плотную и прочную древесину (сопоставимую по твердости с самшитом) цвета кофе с молоком и красивой белой заболонью. Правда, обрабатывается и режется этот материал с трудом. К тому же сирень плохо тонируется, что ограничивает ее применение в моделизме "палубными" работами.

Клен и береза традиционно считаются лучшими вариантами для настила палубы, и не без оснований. Их плюсы - отсутствие биений по оттенку и прямая текстура древесины. Заболонь березы сливочно-белая с шелковистым отливом, а сердцевина очень бледного коричневого цвета. Клен имеет еще более светлый, ровный тон (практически белый). Оба эти материала довольно прочные и гибкие (особенно клен), легко обрабатываются и шлифуются, имеют ровные края при резьбе. Попробуйте поработать с кленом хоть раз - и вы уже не сможете отказаться от этого материала. Не удивлюсь, если впоследствии вы найдете клену еще какое-нибудь полезное применение - например, изготовите из него шпангоутный набор, обшивку подводной части или рангоут.
А вот светлую грушу или ее белую заболонь для изготовления палубного настила использовать не советую. Со временем, через 2-3 года, древесина естественным образом потемнеет, причем некоторые дощечки неравномерно - и вместо палубы вы получите… "зебру"!

Обшивка борта. Если корпус модели не окрашивается, то желательно выбрать материал для наружной обшивки борта более темный, чем для внутренней обшивки. И здесь поистине незаменим южный орех с его твердой плотной древесиной, имеющей широкую гамму оттенков - от темно-коричневого до светлого желто-коричневого. Однако при раскрое заготовки придется делать выборку, так как древесина ореха, как правило, имеет ярко выраженные годовые кольца. Удачная выборка легко обрабатывается и шлифуется, и, вместе с тем, не подвержена деформации или раскалыванию. При резке и резьбе орех ведет себя прекрасно, но не всегда удается получить качественные мелкие детали. Зато тонкие ореховые доски обшивки прочны, не щепятся и прекрасно гнутся при нагреве. Тщательно отобранная структура ореха может использоваться и для изготовления крупных элементов конструкции - например, шпангоутов, киля и руля.

Древесина ореха

Более традиционные материалы при обшивке борта - древесина горной груши, яблони, сливы, абрикоса. Гибкая, весьма популярная среди моделистов яблоня, хорошо тонируется, легко поддается морению, но требует очень тщательной полировки поверхности.

Деталировка. При изготовлении деталировки, находящейся на палубе, стоит придерживаться одного главного принципа. Все узлы и детали должны быть одного цвета, незначительные различия допускаются лишь по тону. Если, к примеру, для лафетов орудий вы выберете темно-вишневую манилу, а рустерные решетки и битенги изготовите из светлой яблони, то пострадает внешний вид модели - ее стилистика будет нарушена, нужные акценты потеряются. Древесину для деталировки нужно подбирать особенно тщательно, так как зачастую размер деталей в выбранном масштабе не превышает нескольких миллиметров. Лучше всего подойдут сорта дерева с очень мелким рисунком и высокой плотностью - это, в первую очередь, груша, яблоня, слива, орех и целый ряд экзотических пород (манила, мербау, венге и пр.)

Древесина груши

Груша, как правило, однородна по цвету, имеет красивую, густоволокнистую древесину с очень мелкой текстурой. Древесина груши может пробегать гамму оттенков от сливочного до розовато-коричневого с белой заболонью. Груша легко поддается токарной обработке, отлично шлифуется, гнется под воздействием пара. Древесина груши режется с ровными аккуратными краями, поэтому ее удобно использовать не только для деталей палубы, но и для изготовления мельчайших блоков и юферсов. Не менее хороша она и для обшивки, рангоута и резьбы.

Манила - великолепный аналог красного дерева, но с более мелкой текстурой. Ее плотная древесина по прочности приближается к самшиту, что позволяет распускать манилу на тонкие доски (до 0.5 мм). Такой "погонаж" незаменим при изготовлении рустерных решеток, трапов, люков, пушечных лафетов. Богатый цвет и шелковистая неявная текстура делают манилу весьма привлекательной для моделизма. Разумеется, в небольших объемах, так как это весьма дорогостоящий материал.

Рамы кормовых окон. Для их изготовления отлично подойдет бамбук, из которого вручную, путем раскалывания и протяжки, легко получить аккуратные тончайшие рейки (до 0,3 мм). Это свойство бамбука оказывается полезным и при изготовлении другой мелкой деталировки - например, нагелей или гвоздиков диаметром до 0.5 мм, используемых для крепления планок.

Образцы самшита

Резные украшения должны изготавливаться из плотной, пластичной и, главное, не колкой древесины. Важность последнего требования вы особенно ощутите, когда приметесь за прорезные украшения, например, растительные завитки размером в 2-3 мм. Король среди материалов для "тонкой" резьбы - это, конечно же, самшит. Он достаточно дорог и редок. Имеет прекрасную, очень плотную древесину с неявной однородной текстурой и очень выразительным, индивидуальным цветом от сливочного к ярко-желтому. Самшит относительно трудно резать даже очень острым инструментом, но усилия стоят того. Это дерево великолепно ведет себя при обработке, не колется, сохраняет острые грани даже на самых мелких деталях, что позволяет хорошо проработать сложную резьбу вне зависимости от масштаба. Кроме резьбы, самшит может использоваться для изготовления блоков, юферсов, нагелей и уток. В этом случае его приходится тонировать.

Если же вы предпочитаете резать по мягкому материалу, стоит обратить взор на яблоню или грушу, хотя последняя зачастую легко раскалывается.

Буер: резьба из груши

Рангоут. Для деталей рангоута в любом масштабе великолепно подойдет горная груша, имеющая любимый мной цвет вареной сгущенки и очень мелкую однородную фактуру. При изготовлении рангоута можно также использовать клен, американский орех, кедр или мелкослойную ель (более 10 годовых колец на 1 см сечения) - но только для крупных масштабов! Естественно, весь комплект рангоута на модель должен быть изготовлен из одной древесной породы, причем заготовки для мачт и реев самым тщательным образом подбираются друг к другу по цвету и тону. Другое дело, когда элементы рангоута изначально имеют различную окраску. Если, к примеру, вы взялись за постройку российского корабля XIX века, то колонны его мачт можно изготовить из белого клена, стеньги и брам-стеньги - из груши, а реи - из той же, но предварительно тонированной груши или эбена.

Рангоут (мачты - груша, реи - эбен)

Вместо заключения

Итак, с выбором древесины для модели мы определились. Остается вопрос, где ее взять, особенно редкие и ценные породы. Думаю, вам не придется распиливать на дрова бабушкин антикварный рояль или приносить в жертву любимую яблоньку из дачного сада. Сегодня дерево (в том числе экзотику) в избытке предлагают модельные магазины, салоны паркета и даже некоторые магазины от мебельных фабрик.

Автор - Дмитрий Калмыков (Дмитрий Калмыков - Главный тренер национальных сборных РБ по техническим и авиационным видам спорта, руководитель секции "С" БФСС, судья международной категории (свидетельство NAVIGA BY-01B), мастер спорта международного класса.)
Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт [email protected]

Мой блог находят по следующим фразам

из какого дерева делали корабли? и получил лучший ответ

Ответ от Лунная соната[гуру]
Из той породы которая была доступна в данном регионе.
Одной из ранних разновидностей египетских кораблей, появившихся около 5 тысяч лет до н. э. , была барка. Она известна современным ученым по нескольким моделям, установленным в древних храмах. Поскольку Египет очень беден лесом, для строительства первых кораблей широко применялся папирус. Особенности этого материала определили конструкцию и форму древнеегипетских судов. Это была серповидная, связанная из пучков папируса ладья с изогнутыми кверху носом и кормой. Для предания кораблю прочности корпус стягивался тросами. Позже, когда наладилась регулярная торговля с финикийцами и в Египет начал поступать в большом количестве ливанский кедр, дерево стало широко применяться при кораблестроении.


Раньше целиком из дуба строили даже самые большие корабли. Прочность и долговечность дубовых корпусов поразительна. Со дна Стокгольмской бухты удалось поднять 64 - пушечный фрегат "Ваза", затонувший здесь, кстати сказать - от потери остойчивости при шквале, в августе 1628 г. ! Пролежавший на дне 333 года дубовый корпус сохранился так хорошо, что корабль превратили в музей. В Центральном военно- морском музее в Ленинграде можно увидеть выдолбленный из дубового ствола челн, который раз в десять "старше". Русские корабли строились не из мореного дуба, а из лиственницы, она была тяжелой, сравнительно мягкой, но не гнила и служила в 10 раз дольше, чем дуб.
Из других лиственных пород и сейчас традиционно в судостроении используют вяз и ясень; их древесина имеет такую же прочность, как и древесина дуба. На верфях спортивного судостроения применяют легкую и очень красивую древесину красного дерева - мэхогони, привозимую из Африки и Южной Америки. С обшивкой из красного дерева строят яхты высшего качества, причем их надводную часть обычно не окрашивают, а только покрывают лаком. Древесина мэхогони коричневато - красного или бурого цвета; она почти не намокает, очень устойчива против гниения, почти не коробится и не растрескивается.
Источник:

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: из какого дерева делали корабли?

Ответ от Алина [гуру]
тис. (красное дерево и не гниёт)


Ответ от Maks aka Huny [гуру]
В старину корабли делали из дуба


Ответ от Charm [активный]
Красное дерево


Ответ от Алексей Валяев [гуру]
из тика


Ответ от Ёибиряк [гуру]
А про сосну забыли!
В кораблестроении употреблялись три сорта Корабельной сосны:
1. Жёлтая сосна. Вследствие своей лёгкости прочности, крепости и упругости шла главным образом на части рангоута.
2. Красная (рудовая) сосна. Употреблялась на деревянную обшивку, как деревянных, так и железных судов, на палубный настил, внутреннюю обшивку бортов и трюмных отделений, каютные щиты.
3. Белая сосна (мендовая) . Употреблялась на временные работы, не требующие особенной прочности и крепости, на временные леса, рыбины, шергеня, шаблоны, подставы.. .
Ну, и конечно, Корабельная сосна шла на МАЧТЫ!


Ответ от Иван Тормашев [новичек]
из красного дерева дуба и сосны


Ответ от Варвара Барбашова [активный]
В кораблестроении употреблялся преимущественно дуб, растущий в западных губерниях России и дуб итальянский (адриатический) . Как самое прочное и крепкое дерево, дуб служил для основных частей корпуса судна: киля, штевней, шпангоутов, привальных брусьев, ватервейсов, бинсом и т. д. ; для погибистых частей шел дуб итальянский, который доставлялся преимущественно в кривых кряжах. Вследствие присутствия в древесине дубильной кислоты железное крепление в дубе скоро ржавело и разъедалось, поэтому в деревянных судах дубовые части крепились медными или цинкованными болтами; в железном же судостроении он употребляется в основном лишь на поделки внутри судна; на ватервейсы в батарейных и жилых палубах, на подушки и пяртнерсы вокруг мачт при деревянных мачтах; на фундаменты предметов, устанавливаемых на палубах, начиная с батарейной и ниже; на карнизы и пороги каютных переборок, рундуков и различных других помещений; на трапы ниже жилой палубы; на выделку анкерштоков (исключительно дуб западных губерний) .
Тик растет в Индии (на Малабарском и Мульмейском берегах) , юго-восточной Азии и на островах Яве и Цейлоне. Прочность и крепость такая же, как и дуба; недостаток его - подвергается червоточине. Дубильной кислоты в себе не содержит, потому употребляется вместо дуба на внешних частях корпуса железных судов: на деревянные кили, ватервейсы верхней палубы, наружные буртики; на подушки по наружному борту; на настилку под орудиями, шпилями, битеньгами и стопорами цепных канатов; на пяртнерсы железных мачт во всех палубах, на сходные трапы верхней палубы и проч. В Англии тик употребляется для подкладки за броней.
Сосна. В кораблестроении употребляются три сорта: 1) желтая сосна, растущая в средней части России. Вследствие своей легкости прочности, крепости и упругости идет главным образом на части рангоута. 2) Красная (рудовая) сосна употребляется на деревянную обшивку, как деревянных, так и железных судов, на палубный настил (кроме мест, показанных выше, см. Тик и Дуб) , внутреннюю обшивку бортов и трюмных отделений, каютные щиты и т. д. 3) Белая сосна (мендовая) растет на местах болотистых и заливаемых водой. Употребляется на временные работы, не требующие особенной прочности и крепости; на временные леса, рыбины, шергеня, шаблоны, подставы и т. п.
Лиственница крепость большая, чем у сосны; не подвергается червоточине, долго сохраняется от гниения и возгорается труднее других пород. В деревянных судах заменяла иногда дуб в прямых частях корпуса судна: киле, киллоне, бимсах и т. д. В броненосных судах употребляется для подкладки за броней; затем служит для поделок внутри судна: ватервейсов, платформ, внутренней обшивки бортов и трюмных помещений, для стапель-блоков и т. п.
Ель легче сосны и имеет меньшую крепость. Употребляется для обшивки речных судов и на различные принадлежности шлюпок: весла, шесты, мачты и т. д.
Красное дерево растет в Вест-Индии (испанское красное дерево) и Центральной Америке (гондурасское красное дерево) . Второе более крепкое, первое более красивое. Употребляется для поделок на верхней палубе: комингсы люков, рамы светлых люков, сходные и парадные трапы, сходные рубки и на отделку столярства и мебели в офицерских каютах. При постройке шлюпок употребляется для отделки шлюпок императорских яхт и на обшивку минных катеров.
Акация - растет в южной России и Северной Америке. Употребляется преимущественно для производства нагелей, для крепления деревянной обшивки.
Ясень - растет в Европе и северной Азии; отличается гибкостью и упругостью, но непрочен. Употребляется при постройке шлюпок на внутреннюю отделку (банки, заспинники, решетки, планширы, пиллерсы) , на весла, флагштоки, тентовые стойки и т. п.) ; на каютные и столярные работы.
На внутреннюю же отделку судов, кроме поименованных, идут самые разнооб