Какая возрастная категория измерялась тестами а бине. Оценка результатов обследования

Тест Бине-Симона - средство для диагностики развития интеллекта, предложенное в 1905 г. А.Бине и Т.Симоном .

Сначала тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые были расположены по критерию повышения трудности в соответствующие возрастные когорты: каждая задача определенной возрастной когорты должна была решаться 75% детей этого возраста с нормальным интеллектуальным развитием. По количеству правильно решенных ребенком задач определялся его умственный возраст. Понятие «умственного возраста » было использовано А. Бине и Т. Симоном в 1908 г. как количественный показатель развития интеллекта. Это - характеристика интеллектуального развития индивида на основе его сравнения с уровнем интеллекта других людей того же возраста. Количественно выражается как возраст, в котором - по среднестатистическим данным - решаются те тестовые задания, которые доступны данному индивиду. По мнению Бине, этот уровень не зависит от обучения, а определяется лишь генетическими факторами.

Вторая версия шкалы, 1908 г., была соотнесена с возрастами от 3 лет до взрослого состояния, а третья, 1911 г., была несколько отредактирована и дополнена.

Тест Векслера. Самым популярным тестом для диагностики интеллекта в нашей стране стал тест Д. Векслера (1939). Векслер отказался от представлений об интеллекте, как об «умственном возрасте», которые ввел А. Бине, создатель первого теста умственных способностей. Сам Векслер определял интеллект как комплексную глобальную способность индивида целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой.

Векслер выделил в интеллекте две составляющих, а также две сферы его проявления: вербальный интеллект и интеллект действия . Векслер предположил, что помимо общего интеллекта существуют вербальный и невербальный интеллекты, которые также следует измерять.

Векслер ввел понятие «возрастная норма». Испытуемый получал тестовый балл на основании сопоставления его результатов со средними результатами той возрастной группы, к которой он принадлежал. Коэффициент интеллекта выражался в единицах стандартного отклонения.

Тест предназначался для комплексного обследования пациентов психиатрической клиники. Главная цель применения теста - диагностика психических нарушений при различных заболеваниях (психозах, неврозах и пр.), а также определение уровня интеллектуального дефекта у лиц с врожденным интеллектуальным недоразвитием и со старческим слабоумием.

Тест Векслера сразу после своего появления стал широко применяться за пределами клиники: при профессиональном отборе, для оценки уровня интеллекта «нормальных», то есть психически здоровых взрослых и детей, и даже для оценки уровня интеллектуальной одаренности.

Версии теста Д.Векслера для взрослых состоят из 11 субтестов, версия для детей - из 12. Все версии имеют две шкалы: шкалу действия и словесную шкалу . Векслер полагал, что сумма баллов, полученных за все задания теста, характеризует общий интеллект, а сумма по каждой из шкал - невербальный и вербальный интеллекты.

Субтесты: 1) Осведомленность, 2)Понятливость, 3)Арифметический, 4)Сходство, 5)Словарь, 6)Запоминание цифр, 7)Недостающие детали, 8)Последовательные картинки, 9)Кубики Кооса, 10)Сложение фигур, 11)Шифровка 12)Лабиринты.

Таким образом, тест должен был измерять три способности. Однако факторный анализ результатов применения «взрослой» версии теста показал, что тест на самом деле измеряет четыре способности: 1) общий интеллект, 2) словесное понимание, 3) перцептивную организацию, 4) способность, которая влияет на выполнение субтестов «Запоминание цифр», «Арифметический», «Шифровка».

Тест «Последовательные картинки», при выполнении которого испытуемый должен упорядочить «комическую историю», считается сложным: успешность его выполнения зависит как от перцептивной организации, так и от вербального понимания.

Выполнение каждого субтеста требует комплекса способностей. Поэтому следует подробно анализировать процесс выполнения отдельных субтестов. Важнейшее значение имеет анализ профиля, в частности, соотношение успешности выполнения субтестов, оценка степени разброса результатов относительно индивидуального среднего уровня (степень «пилообразности» профиля) и т.д. Каждый из дополнительных индексов имеет важное диагностическое значение .

Прогрессивные матрицы Равена - батарея тестов, разработанная английским психологом Дж.Равеном в 1938 г. для диагностики уровня интеллекта, основанная на работе наглядного мышления по аналогии. Имеет 2 варианта: 1) для взрослых и подростков с 12 лет и 2) для детей 5 - 11 летнего возраста.

Каждая задача теста заключается в том, чтобы в ограниченное для всего теста время на место пробела в правом нижнем углу основного рисунка („матрицы“), представляющего собой геометрический узор, вставить один из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Тест имеет 5 серий, по 12 матриц в каждой, с увеличением порядкового номера сложность задания растет.

Методика Равена - одна из наиболее сильных методик для исследования невербального интеллекта человека. Она предназначена для определения уровня развития логичности мышления человека, развития способностей к выявлению закономерностей и построению в соответствии с ними новых объектов.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра . Тест структуры интеллекта был разработан Р.Амтхауэром в 1953 году для дифференциации кандидатов на различные виды обучения и деятельности в практике профессионального отбора.

Растущий интерес отечественных психологов к указанному тесту объясняется рядом преимуществ, отличающих его от известных методик исследования интеллекта Векслера, Равена и других.

Прежде всего, тест структуры интеллекта Амтхауэра пригоден не только для индивидуальных, но и для массовых исследований, что особенно важно в условиях обследования больших контингентов ограниченным числом психодиагностов.

При этом указанный тест имеет шкалу пересчета оценок в привычные для всех единицы IQ теста Векслера, что позволяет сравнивать результаты полученные на аналогичных выборках с помощью теста Векслера.

Тест структуры интеллекта был составлен Р.Амтхауэром в трех вариантах , два из которых являются равноценными и применимыми на выборках лиц с различным профессиональным и жизненным опытом. Тест составлен из 9 групп заданий (субтестов), ориентированных на исследование таких составляющих вербального и невербального интеллекта, каковыми являются: лексический запас, способность к абстрагированию, способность к обобщению, математические способности, комбинаторное мышление, пространственное воображение, способность к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации.

При нормировании стандартных показателей он придерживался возрастного критерия.

Субтесты:

1 - включает задания, ориентированные на исследование словарного запаса испытуемого ("чувство языка" по Амтхауэру),

2 - способности к абстрагированию,

3 - способности выносить суждение и умозаключение,

4 - способности к обобщению,

5 - математические способности,

6 - математические способности ("ряды чисел"),

7 - комбинаторное мышление ("геометрические фигуры"),

8 - пространственное воображение ("кубики Кооса"),

9 - способность к запоминанию и воспроизведению наглядной информации.

Векслер: шкала для измерения уровня интеллектуального развития (детский вариант WISC, взрослый вариант WAIS) состоит из 11 субтестов , составляющих вербальную (1-6) и невербальную (7-11) шкалы:

1) общая осведомленность – уровень простых знаний;

2) понимание смысла выражений – способность к суждениям

3) арифметика – легкость оперирования числовым материалом

4) нахождение сходства – понятийное мышление

5) запоминание цифр – память

6) словарный запас – вербальный опыт, умение давать определения понятиям

7) шифровка/цифровые символы – зрительно-моторная скорость

8) недостающие детали/завершение картинок – зрительная наблюдательность, способность выявлять существенные признаки

9) конструирование блоков – двигательная координация, визуальный синтез

10) последовательные картинки – способность организации целого из частей, понимание ситуации, экстраполяция

11) складывание фигур – способность к синтезу целого

Определяется IQ-вербальный, IQ-невербальный, IQ-общий.

Нормы : 130 и выше – очень высокий интеллект, 120-129 – высокий интеллект, 110-119 – хорошая норма, 90-109 – средний уровень, 80-89 – сниженная норма, 70-79 – пограничный уровень, 69 и ниже – умственный дефект.

Равен: прогрессивные матрицы, измерение интеллекта через выявление соотношений между абстрактными фигурами. Есть два варианта: цветной (более простой, для детей 5-11 лет и взрослых после 65 лет) – 12 матриц, 3 серии и черно-белый - 60 матриц (композиций) на 5 серий; стандартный IQ показывает в каком соотношении оказывается результат данного человека к величине распределения результатов для его возраста.

Амтхауэр: измеряет интеллект у людей 13-61 года. Разрабатывался как тест диагностики общих способностей в сфере профессиональной пригодности, состоит из 9 субтестов:

1) логический отбор – индуктивное мышление, чувство языка

2) определение общих черт – способность к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями

3) аналогии – комбинаторные способности

4) классификация – способность выносить суждение

5) счет – уровень практического математического мышления

6) ряды чисел – индуктивное мышление, способность оперировать математическими закономерностями

7) выбор фигур – пространственное воображение, комбинаторные способности

8) кубики – пространственное мышление

9) запоминание слов – способность сосредоточить внимание, память

Подсчитываются баллы по каждому из субтестов, баллы переводятся в шкальные оценки, чертится профиль, определяющий способности к практической или теоретической деятельности.

Бине-Симон: шкала умственного развития. Первоначально (1905) содержала 30 тестов расположенных по мере возрастания трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Уровень трудности определялся эмпирически на основе данных по выборке 50 нормальных детей 3-11 лет и незначительного количества слабоумных. Следующая редакция (1908) позволила выделять разные уровни интеллектуального развития нормальных детей (уровень=«умственный возраст»). Третья редакция (1911) продлила шкалу до уровня взрослых, но по-прежнему не предусматривала определение IQ. Затем преобразована в шкалу Станфорд-Бине, где введен IQ:

умственный возраст

Среди многочисленных переводов и адаптации тестов Бине самым жизнеспособным оказался тест Стэнфорд Бине (рестандартизация 1972 г.). Он предназначен для измерения IQ с 3 лет и до взрослого возраста. Однако, по мнению западных психологов, шкала Стэнфорд Бине не пригодна для тестирования взрослых, и в первую очередь тех , чье интеллектуальное развитие находится в пределах и выше нормы.

Основываясь на собственном опыте, можно сказать, что эта шкала наиболее применима для обследования детей от 3 до 5 лет, поэтому здесь приводятся субтесты только для этих возрастов, а обследование детей с 4 лет и старше лучше проводить с использованием тестов Векслера WPPSI и WISC.

Батарея тестов для каждого возрастного уровня состоит из шести тестов.

Тесты внутри каждого возрастного уровня примерно одинаковы по трудности и расположены без учета сложности заданий. Для каждого возрастного уровня предусмотрен запасной тест этой же степени трудности, применяющийся по мере необходимости вместо любого из тестов этого уровня , например когда один из основных тестов нельзя использовать, поскольку он не подходит данному индивиду или что то мешает его предъявить.

Четыре теста из каждого уровня в соответствии с их валидностью и репрезентативностью отбираются для сокращенной шкалы, которой пользуются в тех случаях, когда время не позволяет предъявить шкалу полностью. Сравнения IQ, полученных по полной и сокращенным шкалам на разных группах испытуемых, проведенные западными психологами , установили достаточно полное соответствие между ними, корреляция приблизительно так же высока, как коэффициент надежности полной шкалы. Среднее значение IQ, однако, слегка снижается на короткой шкале. Это расхождение проявляется и при сравнении числа испытуемых, показавших в каждом из вариантов шкалы более высокие результаты. Свыше 50 % из них в коротком варианте по сравнению с полным получают более низкие значения IQ и только у 30 % значение IQ выше.

Так же как и большинство тестов интеллекта, тест Стэнфорд Бине требует хорошо подготовленных экспериментаторов, так как предъявление и обработка многих тестов достаточно сложны. Поэтому четкое проведение теста невозможно без достаточного знакомства и опыта работы со шкалой. Нерешительность и неумелость могут губительно сказаться на взаимопонимании с ребенком. Незначительные изменения в словесных формулировках могут изменить трудность заданий. необходимость его обработки сразу же после предъявления, поскольку последующее проведение испытания зависит от того, как выполнил ребенок задания предыдущих уровней.

Многие клиницисты относятся к тесту Стэнфорд Бине не только как к стандартизованному тесту, но и как к диагностическому интервью. Тест Стэнфорд Бине позволяет наблюдать методы интеллектуальной работы испытуемого, его подход к проблеме и другие качественные аспекты выполнения заданий. Экспериментатор может также судить о некоторых личностных качествах , таких как уровень активности, уверенность в себе, настойчивость, способность сосредоточиться. Конечно, любые качественные наблюдения во время проведения теста Стэнфорд Бине необходимо фиксировать именно как наблюдения, но не интерпретировать тем же способом, что и объективные тестовые показатели. Ценность качественных наблюдений зависит от умения, опыта и психологического чутья психолога.

В тесте Стэнфорд Бине ни один испытуемый не проверяется на выполнение всех заданий. Индивиду предъявляются только те задания, которые соответствуют его интеллектуальному уровню. Обычно для проведения тестирования маленьких детей требуется 30–40 минут.

Если обследуемый ребенок справляется со всеми предложенными заданиями для детей трехлетнего возраста, то этот уровень его развития называется базовым возрастом.

Тестирование продолжается по возрастающей (для четырех лет, пяти лет) до тех пор, пока на каком то уровне испытуемый во всех тестах ни начинает терпеть неудачу. Этот уровень называется потолочным возрастом. По достижении этого уровня тестирование заканчивается.

Задания обрабатываются по принципу «все или ничего». В инструкции к каждому тесту устанавливается тот минимальный уровень исполнения, с которого тест считается выполненным. Определенные тесты даются на разных возрастных уровнях, но критерии их выполнения для каждого уровня свои. Предъявляется такой тест лишь однажды, и его выполнение определяется по тому возрастному уровню, к которому отнесен ребенок. Задания, решенные или не решенные испытуемым, дают определенный разброс на соседние возрастные уровни. Не бывает такого, чтобы испытуемые решили все тесты своего или более низкого умственного возраста и потерпели неудачу во всех тестах выше их уровня. Кроме того, успешно решенные тесты распределяются по нескольким уровням от базового до потолочного возраста испытуемого. Умственный возраст индивида в шкалах Стэнфорд Бине определяется принятием базового возраста и прибавлением к нему двух добавочных месяцев за каждый правильно решенный тест, находящийся выше этого уровня.

Например, обследуется ребенок 3 лет и 2 месяцев (38 месяцев – это календарный возраст). Ребенок справился со всеми заданиями для трех лет; значит, его базовый возраст равен 36 месяцам. А далее он справился с двумя заданиями для четырехлетнего возраста. Следовательно, ему прибавляется еще четыре месяца (за каждое задание по два месяца). Так как ни с одним заданием для детей пяти лет он не справился, его умственный возраст равен 40 месяцам. IQ высчи тывается по формуле:

то есть (40:34) × 100 = 110.

1. Указать: нос, глаза, рот, волосы (норма – 3 ответа из 4).

2. Назвать: ключ, чашка, перочинный нож, часы, карандаш (3 из 5).

3. Назвать три предмета на каждой картинке (1 из 3; рис. 1–3):

а) «Мать и дочь»;

б) «На реке»;

в) «У почты».

4. Назвать свой пол («Скажи, ты мальчик или девочка?»).

6. Повторить фразу в 6–7 слогов (1 из 3):

а) «У нас есть котенок»;

б) «Петя дал мне игрушку»;

Дополнительный тест. Повторить 3 ряда цифр (1 из 3): 6 4 1; 3 5 2; 8 3 7.

Дополнительные тесты предлагаются только в виде исключения в тех случаях, когда почему либо нельзя использовать тот или иной основной тест. Замена неправильно решенного основного теста дополнительным не допускается.

Для возраста 4 года (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

1. Сравнение линий. Предлагается 3 варианта (3 из 3): Какая линия длиннее, а какая короче?

___________________________________________________________

_________________________________________

2. Различие форм: круг_______ квадрат_________ треугольник_________

4. Срисовать квадрат (1 из 3): 1 2 3.

5. Вопросы первой степени трудности «Что надо сделать?» (2 из 3):

а) Когда тебе захочется спать________________________;

б) Когда тебе холодно________________________;

в) Когда тебе захочется есть________________________.

6. Повторить 4 цифры (1 из 3): 4 7 3 9; 2 8 5 4; 7 2 6 1.

Дополнительный тест. Повторить фразу в 12–13 слогов (1 из 3 без ошибок или 2 раза с одной ошибкой в каждой фразе):

а) «Его зовут Максим. Он учится в школе»;

б) «Саша услышал свисток и увидел поезд»;

в) «Летом в лесу было много грибов и ягод».


Для возраста 5 лет (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

1. Сравнение тяжестей (2 из 3): 3 15 г________ 15 3 г_______ 3 15 г _________.

2. Назвать 4 цвета на кубиках (без ошибок): красный ________желтый _______синий _________зеленый_______.

3. Эстетическое сравнение. «Какие люди тебе больше нравятся в каждой паре?» (без ошибок):

Верхняя пара ________Средняя пара ___________Нижняя пара_______.

4. Для чего используются следующие предметы (4 из 6)?

Стул______________? Кукла______________?

Автомобиль______________? Карандаш______________?

Вилка______________? Стол______________?

5. Складывание прямоугольника из двух треугольников (2 из 3; 1 минута на каждое выполнение):


6. «Запомни и выполни три поручения» (без ошибок): Положить ключ на стол.

Закрыть дверь______________. Дать коробочку______________

Дополнительный тест. Назвать свой возраст.

Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине (знаменитый IQ-тест) широко распространена в странах Европы и США. Применяется для оценивания подготовки ребенка к школе, в том числе с профильным уклоном, и готовности поступления абитуриента в вуз. Уровень развития интеллектуальных способностей в количественных показателях наиболее часто измеряется методом Стэнфорда-Бине.

Тест Стэнфорд-Бине применяется в следующих случаях:

  • Оценивание способностей нормально развивающихся испытуемых и с особенностями.
  • Диагностирование аутизма.
  • Распознание детей, одаренных способностями.
  • Диагностика профессиональной пригодности.
  • Исследование уровня креативности.
  • Составление независимого от IQ портрета личности ребенка: показатели активности, концентрации, старания, уверенности.

Краткая историческая справка

Первичный тест разработан в 1905 году Альфредом Бине и Теодором Симоном по приказу Министерства образования Франции для того, чтобы отсеивать недостаточно развитых детей перед поступлением в школу. Тест Бине-Симона выявлял соответствие интеллектуальных способностей физическому развитию ребенка, а количество решенных заданий определяло его умственный возраст.

В 1916 году тест прошел модификацию Льюиса Термена из Стэндфордского университета (США). Именно поэтому тест стал называться «Стэнфорд-Бине» и широко используется по сей день. В центре методики лежит коэффициент IQ (Intelligence quotient) – количественная оценка интеллекта в численном показателе. В пятой версии теста, созданной в 2003 году, изменен метод подсчета баллов, их интерпретация, а также полностью автоматизированы все процессы. Может применяться для детей от 2 лет.

Структура и применение теста

Тест Стэнфорд-Бине в редакции 2003 года включает пять частей:

  1. Определение подвижного (свободного) интеллекта, зависимого от биологических факторов.
  2. Вербальное исследование (проверка знаний).
  3. Вычислительные задачи (количественный интеллект).
  4. Визуальное восприятие и пространственное мышление.
  5. Изучение рабочей кратковременной памяти.

Эти 5 факторов интеллектуальных способностей взяты из теории Кэттелла-Хорна-Кэрролла.

Временные ограничения – 15-75 минут (в зависимости от возрастных и интеллектуальных способностей испытуемого).

Интерпретация результатов: коэффициент IQ 70-79 – пограничный, 80-89 – ниже среднего, 90-109 – средний, 110-119 – выше среднего, выше 130 – показатель одаренного человека.

Тест Стэнфорд-Бине не может быть использован при диагностировании психологических нарушений и прогнозировании развития интеллектуальных способностей, поскольку не раскрывает природу данных, а лишь констатирует их наличие.

В начале 20 века в системе спецшкол для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью - понадобилась система диагностики для отделения нормальных детей.

Симон и Бине - проделали серию экспериментов по исследования мышления, памяти, восприятия у детей с 3 лет.

В 1905 году создал систему интеллектуальных тестов , затем задания улучшались, и в 1908 году вышла вторая редакция тестов Бине-Симона, в 1911 году вышла последняя редакция.

Самые существенные изменения произошли в 1908 году. Был расширен диапазон испытуемых по возрасту (от 3 до 13 лет), увеличено число заданий, введено понятие "умственный возраст". Интеллектуальное развитие оценивалось с его помощью.

Эти тесты - индивидуальные тесты интеллекта (только с одним ребенком).

Для каждой возрастной категории - свои задания.

Из всех разработанных заданий в систему тестов включались те, которые выполняли 80-90% детей этого возраста.

Дети до 6 лет - 4 задания, старше - по 6 заданий.

3 года - показать свой нос, ухо, выполнить простое поручение (подать ключ), умение повторить слово.

6 лет - различение право, лево; задание из нескольких звеньев, повторить фразу.

8 лет - повторить все месяцы года, пересказ простого текста.

13 лет - умение оперировать абстрактными понятиями (разница между счастьем и удовольствием).

Диагностика по тестам Бине-Симона.

Предъявление всех заданий, соответствует хронологическому возрасту. Если выполнил свои, то давали задания более старшего возраста.

Определяли максимальный возраст - базовый умственный возраст (когда решались все задания)

Умственные месяцы начислялись за те, которые решались для следующего возраста.

Если умственный возраст ниже хронологического, то считалось, что ребенок с задержкой психического развития или умственно отсталый. Или наоборот, тогда считалось, что ребенок, в какой то мере одаренный.

Бине видел недостаток в том, что его задачи не решали дети, которые развивались в неблагоприятной среде. Они не мог знать названия некоторых предметов.

Необходима внимательность психолога: заменить незнакомое слово, использовать метод наблюдения.

В целом данная методика очень действенна, принесла пользу в отделении детей, неспособных обучаться в обычной школе.

Завоевала популярность во всем мире. Перевод и адаптация этой методики в Стенфордском университете.

Тест Стенфорд-Бине (американская методика)

1. Впервые в качестве показателя стали использовать IQ - коэффициент интеллектуальности.

2. Введено понятие "статистической нормы".

Вместо умственного возраста американцы стали использовать понятие IQ, так как умственный возраст обладал существенным недостатком (в 1912 году Штерн указал): одна и та же разница между умственным возрастом двух людей на разных возрастных ступенях имела неодинаковое значение. Например, в 3 и 4 года, в 13 и 14 лет.

Относительный показатель: умственный возраст делить на хронологический и умножить на 100:

IQ= (умственный возраст: хронологический возраст) х 100

1916 года - первая редакция Стенфорд-Бине.

Статистическая норма - это критерий, применяемый в психодиагностических методиках, для сравнения индивидуальных показателей, их оценки.

В 1937 году - вторая редакция Стенфорд-Бине.

Возраст от 2 до 18 лет, составляет шкала из 17 тестов. По одному тесту от 2 до 14 лет и еще 4 теста - для среднего взрослого возраста (16-18 лет).

Методика очень качественная, используется и до сих пор и считается образцом интеллектуального теста .

По тесту Стенфорд-Бине проводится валидизация всех новых тестов.

Тест Бине-Симона и Стенфорд-Бине являются индивидуальными.

Затем стали появляться групповые интеллектуальные тесты . Это связано с ограниченностью применения индивидуальных тестов.

В период первой мировой войны потребовалось оценивать интеллектуальное развитие новобранцев для их распределения по разным родам войск и учреждениям.

Артур Отис - разработал первую систему групповых интеллектуальных тестов - армейские . Впервые опубликованы в 1917-1919 годах.

Две формы: форма Альфа - для знающих английский язык (задания, слова); форма Бета - для неграмотных и иностранцев (графические изображения).

Армейские тесты существуют и сейчас в целях профотбора, обновленные.

Групповые тесты - инструменты массового тестирования (резкое сокращение времени). Упростили инструкцию, процедуру проведения и обработку результатов.

К тестированию привлекали не психологов, а специально обученных людей.

Они применяются в системе образования, промышленности и армии.

Ограниченность интеллектуального тестирования - нельзя предсказать успешность выполнения узких видов деятельности.

Нельзя отобрать узкую направленность, надо давать оценку и другим психологическим особенностям.

Появилось направление диагностики специальных способностей . Толчком послужило мощное развитие профессиональной консультации.

Тесты специальных способностей - музыкальные, артистические.

Теоретической основой был факторный анализ - выделение общего, что требовалось в узконаправленных видах деятельности.

Особенно развивалась психотехника - использование данных психологии в промышленности и экономике.

Толчком к ее развитию послужила система интенсификации труда (Тейлор).

Нужны точные знания о психологических особенностях работников.

Мюнстенберг предложил 2 метода тестов специальных способностей:

    аналитическое направление - методы диагностики каждой психической функции с помощью отдельных методик.

    синтетическое моделирование - наиболее ответственные моменты профессионального труда, самое существенное моделировалось.

Отдельные тесты специальных способностей объединялись и создавались батареи тестов специальных способностей для ограниченного числа профессиональной деятельности.

Батареи используются для отбора людей на соответствующую профессиональную деятельность.

Вычерчивается индивидуальный профиль кандидата, который соотносится с нормативным профилем.

Тесты достижений (успешности обучения). Особая группа. Вместо учительских оценок, оценивается, насколько успешно усвоена программа.

Замена устных экзаменов - письменными в 1845 году.

В настоящее время они используются для оценки успешности учащихся, вместо обычных экзаменов.

Стенфордский тест достижений (с 1923 года) - объединенный тест, используется в школах для оценки уровня обучаемости по разным предметам (понимание устной речи, письменного текста).