Какая высота эйфелевой башни. Эйфелева башня (Париж) — символ Франции

Известный всему миру символ Франции, самая знаменитая достопримечательность Парижа, снятая в сотнях фильмов, воспетая в стихах, миллионы раз воспроизведённая в сувенирах и на открытках, объект восхищения и насмешек, запечатлённый в живописных полотнах и карикатурах – всё это Эйфелева башня. Вызвавшая поначалу множество споров и массовое недовольство, она стала любимым местом встреч парижан и неотъемлемой частью облика Парижа. Ежегодно башню посещает более 6 млн. человек, по популярности она занимает первое место в мире среди платных достопримечательностей. Всего же за время её существования Эйфелеву башню посетило свыше четверти миллиарда человек.

История Эйфелевой башни

«Нет ничего более постоянного, чем временное» - это расхожее выражение с полным основанием применимо к Эйфелевой башне. В 1889 году в Париже планировалось проведение Всемирной промышленной выставки, на которой предполагалось представить все последние достижения человечества в науке и технике. Год проведения выставки выбрали не случайно – Франция готовилась отметить 100-летие взятия Бастилии.

По замыслу оргкомитета, символом выставки должно было стать сооружение, олицетворяющее научно-технический прогресс и демонстрирующее достижения страны. Был объявлен конкурс, на который представили 107 проектов. Среди них были весьма своеобразные, например, огромная модель гильотины, печального атрибута Великой французской революции. Одним из требований к проекту была лёгкость демонтажа будущего сооружения, поскольку после выставки её намеревались убрать.














Победителем конкурса оказался французский инженер и промышленник Густав Эйфель, представивший проект ажурной конструкции из ковкого чугуна высотой 300 метров. Полноправными партнёрами Эйфеля были его сотрудники Морис Кёшлен и Эмиль Нугье, предложившие саму идею каркасной башни из металла.

В первоначальном варианте будущая конструкция имела слишком «индустриальный» вид, и парижская публика активно воспротивилась появлению подобного сооружения, разрушавшего, по её мнению, эстетический облик Парижа. Художественную обработку проекта поручили архитектору Стефану Совестру, предложившему оформить нижнюю опорную часть башни в виде арок и устроить под ними вход на выставку. Сами опоры предполагалось обложить каменными плитами, соорудить на некоторых этажах остеклённые залы и добавить ряд декоративных элементов.

Проект был запатентован Эйфелем и двумя его соавторами. Позже Эйфель выкупил доли Кёшлена и Нугье и стал единственным владельцем авторских прав.

Сметная стоимость работ составляла 6 миллионов франков, но в итоге выросла до 7,8 млн. Государство и муниципалитет могли выделить лишь 1,5 млн. франков, и Эйфель принял на себя обязательство изыскать недостающие средства при условии предоставления ему башни в аренду на 20 лет, до момента демонтажа. После подписания договора Эйфель создал акционерное общество с капиталом в 5 млн. франков, половину из которых внёс сам инженер, половину – три парижских банка.

Опубликование окончательного проекта и условий договора вызвало шквал протестов французской интеллигенции. В муниципалитет была направлена петиция, которую подписало более трёхсот художников, архитекторов, литераторов и музыкантов, в том числе Мопассан, Шарль Гуно, Александр Дюма-сын. Башню именовали «фонарным столбом», «железным монстром», «ненавистной колонной», призывая власти не допустить появления в Париже сооружения, которое 20 лет будет уродовать его архитектурный облик.

Впрочем, настроение довольно быстро изменилось. Тот же Мопассан впоследствии любил обедать в одном из ресторанов башни. Когда ему указывали на непоследовательность его поведения, он спокойно отвечал, что Эйфелева башня – единственное место в Париже, откуда не видно её саму.

Вся конструкция состояла из 18 тысяч элементов, которые изготавливались на машиностроительном заводе самого Эйфеля в городке Леваллуа-Перре недалеко от Парижа. Вес каждой части не превышал трёх тонн, все крепёжные отверстия и детали тщательно подгонялись, чтобы максимально облегчить сборку и избежать переделок. Первые ярусы башни собирались с помощью башенных кранов, затем перешли к применению небольших кранов собственной конструкции Эйфеля, которые перемещались по рельсам, предназначенным для лифтов. Сами лифты предполагалось приводить в движение гидравлическими насосами.

Благодаря невиданной точности чертежей (погрешность составляла не более 0,1 мм.) и филигранной подгонке частей друг к другу уже на заводе, темпы работ были очень высокими. В строительстве принимали участие 300 рабочих. Работа на высоте была весьма рискованной, и Эйфель уделял особое внимание технике безопасности, благодаря чему на стройке не произошло ни одного несчастного случая со смертельным исходом.

Наконец, через 2 года и 2 месяца после закладки Эйфель пригласил муниципальных чиновников проинспектировать башню. Лифты ещё не работали, и несчастным служащим предстоял подъём по лестнице из 1710 ступеней.

Трёхсотметровая башня, ставшая самым высоким сооружением в мире, имела оглушительный успех. За первые полгода работы выставки на башне, окрещённой «железной дамой» за изящный грациозный силуэт, побывало около 2 миллионов посетителей. Доходы от продажи билетов, выпуска открыток и т. д. уже к концу 1889 года покрыли 75% затрат на строительство.

К моменту запланированного демонтажа башни в 1910 году стало ясно, что её лучше оставить на своём месте. Она активно использовалась для радио- и телеграфной связи, кроме того, башня пришлась по душе широкой публике и стала узнаваемым в мире символом Парижа. Договор аренды был продлён на 70 лет, однако впоследствии Эйфель отказался как от договора, так и от своих авторских прав в пользу государства.

С Эйфелевой башней связан ряд технических прорывов в области связи. В начале ХХ века на ней проводились эксперименты с беспроволочным телеграфом, а в 1906 году была установлена постоянно действующая радиостанция. Именно она позволила в 1914 году во время сражения на Марне произвести радиоперехват немецкой передачи и организовать контрнаступление. В 1925 году с башни был транслирован первый телесигнал, а 10 лет спустя началось постоянное телевещание. Благодаря установке телевизионных антенн высота башни выросла до 324 метров.

Широко известен случай с приездом Гитлера в оккупированный Париж в 1940 году. Фюрер собирался подняться на башню, но прямо перед его приездом рабочие, занимавшиеся обслуживанием лифтов, вывели их из строя. Гитлеру пришлось ограничиться прогулкой у подножия башни. Впоследствии из Германии были присланы специалисты, но им не удалось наладить работу лифтов, и германский флаг так и не взвился на верхушке символа Парижа. Вновь лифты заработали в 1944 году, через несколько часов после освобождения города.

История башни могла закончиться в том же 1944 году, когда Гитлер приказал взорвать её вместе со многими другими достопримечательностями, однако комендант Парижа Дитрих фон Хольтиц приказа не выполнил. Неприятных последствий для него это не имело, так как он сразу же сдался англичанам.

«Железная дама» Парижа

Сегодня Эйфелева башня является одним из самых популярных мест французской столицы, как среди туристов, так и среди самих парижан. По статистике наибольшее количество туристов, впервые приезжающих в Париж, идёт именно на Эйфелеву башню. Что касается жителей города, то среди молодых парижан распространена традиция объясняться в любви или делать предложение руки и сердца на Эйфелевой башне, как бы призывая в свидетели весь Париж.

Сам Эйфель, кстати, никогда не называл своё детище Эйфелевой башней – он говорил «трёхсотметровая».

Металлическая конструкция весит 7300 тонн и отличается большой прочностью и устойчивостью. Её отклонение в сильный ветер составляет 12 см., при высоких температурах – 18 см. Интересно, что в работе над конструкциями креплений Эйфель руководствовался не только техническими расчётами, но и работами палеонтолога Германа фон Майера, изучавшего строение суставов человека и животных, их способность переносить большую нагрузку.

Нижний этаж образуют четыре сходящиеся колонны, соединённые арочным сводом на высоте около 57 м. На поддерживаемой ими платформе также стоят четыре колонны, несущие квадратную площадку со стороной 35 м. Находится она на высоте 116 м. Верхняя часть башни представляет собой мощную колонну, на которой находится третья площадка (276 м.). Самая верхняя площадка (1,4 Х 1,4 м.) расположена на высоте 300 м. Подняться на башню можно на лифте или по лестнице в 1792 ступени.

Между третьей и четвёртой площадками установлено теле- и радиооборудование, антенны сотовой связи, маяк и метеостанция.

Первоначально башня освещалась газовыми фонарями, которых насчитывалось 10 тысяч. В 1900 году на башне смонтировали электрическое освещение. В 2003 году осветительная система была модернизирована, а в 2015 году начали применять светодиодные лампы. Лампочки (их 20 тысяч) легко сменяются, что позволяет при необходимости устраивать разноцветные иллюминации.

Цвет самой башни менялся неоднократно. Сейчас она имеет бронзовый оттенок, специально запатентованный именно для Эйфелевой башни. Красят её каждые 7 лет, затрачивая каждый раз по 57 тонн краски. Одновременно проводится осмотр всех частей башни, которые при необходимости заменяются новыми.

К услугам посетителей башни в колоннах первого яруса открыты сувенирные магазины, а в южной опоре – ещё и почта. Здесь же в отдельном помещении можно осмотреть гидравлические механизмы, некогда поднимавшие лифты.

На первой площадке находится ресторан «58 Eiffel», магазин сувениров и киноцентр, в котором демонстрируют фильмы о строительстве Эйфелевой башни. Здесь же начинается старая винтовая лестница, по которой некогда можно было подняться на верхние ярусы и в апартаменты самого Эйфеля, расположенные на третьей площадке. На парапете можно прочитать имена 72-х знаменитых учёных, инженеров и промышленников Франции. Зимой для любителей коньков на первом этаже заливают небольшой каток.

Квартира Эйфеля была его любимым местом времяпровождения, когда он приезжал в столицу. Она достаточно просторна, меблирована в стиле XIX века, здесь есть даже рояль. В ней инженер неоднократно принимал пришедших взглянуть на башню почётных гостей, в том числе Эдисона. Парижские богачи предлагали Эйфелю немалые деньги за апартаменты или хотя бы за право переночевать в них, но он каждый раз отказывал.

На второй платформе находится любимый ресторан Мопассана «Жюль Верн», смотровая площадка и неизменный сувенирный магазин. Здесь также можно ознакомиться с экспозицией, рассказывающей о постройке башни.

Подъём на третий этаж осуществляется с помощью трёх лифтов. Раньше здесь располагались обсерватория и метеорологическая лаборатория, сейчас же третья платформа – великолепная смотровая площадка с фантастическим видом на Париж. В центре площадки находится бар для желающих полюбоваться видом города с бокалом вина в руке.

Сейчас невозможно себе представить, что когда-то Эйфелеву башню собирались снести. Напротив, она является самой копируемой достопримечательностью мира. Всего известно более 30 копий башни разной степени точности, сколько же их, известных лишь местным жителям, на самом деле – не скажет никто.

Высота Эйфелевой башни которая считается самой узнаваемой достопримечательностью, расположенной в Париже, составляет 300 метров . Это высочайшее здание не только в городе, но и всей Франции.

История

Сооружение будущего символа города было закончено в 1889 году. Строительство было приурочено к открытию Всемирной выставки, проходившей в том же году во французской столице.

1889 год был 100-м юбилеем Великой Французской Революции. Руководство Третьей Республики решило поразить население и гостей действительно необычным сооружением. Был объявлен конкурс, который выиграла фирма инженера Гюстава Эйфеля. Этот проект предлагал возведение огромного 300-метрового строения в центре города. Ведущие роли в разработке проекта играли инженеры Эмиль Нугье и Морис Кехлен. После закрытия Всемирной выставки сооружение предполагалось демонтировать.

Многим парижанам идея сооружения громадного сооружения футуристического вида в самом центре города казалось неудачной. Против выступали писатели — Александр Дюма-сын, Эмиль Золя, Ги де Мопассан, композитор Шарль Гуно.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Успех у публики Эйфелева башня имела огромный. Расходы на строительство окупились за год.

Процесс строительства

По истечении 20 лет строение должны были демонтировать. Вмешался технический прогресс. К тому времени изобрели радио, на верху разместили мощный передатчик и антенну. В 1898 году первый сеанс радиосвязи был успешно проведен. В основном на использовалась для радиосвязи, затем, уже в XX веке — для телевидения.

Берси: Парижский район

Эйфелева башня сейчас

Посещение этой достопримечательности доступно для всех. В каждой из ног-колонн расположены входы для доступа внутрь. Стоимость посещения зависит от уровня, на который планируется подняться. На второй ярус стоимость билета равна 11 евро, на смотровую площадку, расположенную на самом верху — 17 евро. Сколько предстоит простоять в очереди — зависит от удачи и наплыва туристов.

Для посещения доступны три этажа. Перемещаться между ними можно на лифте или пешком. На лифт обычно бывает большая очередь.

  • Первый ярус находится на высоте 57,64 метра. Он самый большой по площади, почти 4415 кв. метров, одновременно здесь могут находится 3000 человек.
  • Второй ярус, который находится на высоте в 115,7 метра уже намного меньше. Площадь — 1430 кв. метра, предусмотрено нахождение 1600 человек.
  • Третий ярус (высота 276,1 метра) — последний. Его размеры 250 кв. метра и вместимость до 400 человек. Это самая высокая точка Эйфелевой башни, на которую можно подняться.
  • Выше расположен маяк и длинный шпиль с флагштоком.

Высота Эйфелевой башни в Париже

Особенности конструкции и формы

Многих интересует вопрос, какова точная высота творения Эйфеля. Непосредственно сама башня поднималась на высоту, равную 300,65 м. Впоследствии на вершину была установлена антенна в виде шпиля. Это увеличило размеры сооружения. Точная высота увеличилась до 324,82 метра.

Кладбище Пер Лашез

У Эйфелевой башни очень оригинальный и запоминающийся вид. Впрочем, немного найдется людей во всем мире, которым бы он не был знаком. Ее форму можно описать как сильно вытянутую пирамиду. Четыре колонны поднимаются вверх и сливаются в одну конструкцию квадратной формы. Материал — пудлинговая сталь.

Вид с Марсова поля

Сооружение, построенное еще в конце прошлого века, отличается высокой надежностью. Конструкция, созданная Гюставом Эйфелем, противостоит даже сильному ветру. Примененные технологии позволяют скомпенсировать и температурное расширение металла, из-за неравномерности которого верхушка отклоняется на 18 см. максимально.

Подсветка

Столь высокое сооружения, являющееся доминантой центра Парижа, было решено оборудовать эффектной подсветкой.

В первое время для этого использовались ацетиленовые светильники, два прожектора и маяк на верхушке, окрашенный в цвета национального флага — белый, красный и синий. Начиная с 1900 года стали использоваться для этих целей электрические светильники.

В течении 9 лет, с 1925 по 1934 год основатель Citroen Андре Ситроен размещал на строение специальную рекламу. Она называлась «Эйфелева башня в огне». Была смонтирована система из 125 тыс. лампочек, которые попеременно загораясь, образовывали силуэты летящей кометы, года строительства, падающей звезды, текущей даты и слова Citroen.

С 1937 года для иллюминации использовали прожекторы, освещавшие строение снизу. В 2006 году башня первый раз была освещена в синий цвет в честь 20-го юбилея Евросоюза. В 2008 году, в период назначения Франции председателем Совета Европы, башня имела необычную иллюминацию — синий с золотыми звездами фон, напоминающий знамя Евросоюза.

Посещение Эйфелевой башни входит в приоритетный список дел каждого уважающего себя туриста. Для кого-то достаточно сделать фотографию на ее фоне, для кого-то важно подняться на обзорную площадку, а кто-то спешит сюда в темное время суток, чтобы увидеть ежечасное световое шоу — иллюминацию и сделать несколько снимков, когда контуры башни до 01:00 освещаются подсветкой.

Как добраться до Эйфелевой башни

  • На метро: Bir-Hakeim (M6), Trocadéro (M9)
  • На электричке RER С: Champs de Mars — Tour Eiffel
  • На автобусе: Tour Eiffel: № 82, 42; Champ de Mars: № 82, 87, 69

Билеты на Эйфелеву башню

Цена билетов варьируется от того, как вы будете подниматься: пешком или на лифте. Если в ваши планы не входит посещение верхней площадки, тогда можно сэкономить, забравшись пешком. А вот если вы хотите посетить и третий уровень, придётся оплачивать лифт, который вас довезет с первого до третьего уровня и обратно.

Цены на билеты до второго уровня (115 метров):

  • Пешком взрослый: 10.20 евро
  • Пешком молодежный (12-24 года): 5.10 евро
  • Пешком детский (4-11 лет): 2,50 евро
  • На лифте взрослый: 16.30 евро
  • На лифте молодежный: 8.10 евро
  • Детский: 4.10 евро

Цены на билеты до третьего уровня (276 метров):

  • Взрослый: 25.50 евро
  • Молодежный (12-24 года): 12,70 евро
  • Детский (4-11 лет): 6,40 евро

Комбинированный билет на третий уровень (лестница+лифт)

  • Взрослый: 19.40 евро
  • Молодежный (12-24 года): 9,70 евро
  • Детский (4-11 лет): 4,90 евро

График работы

В остальное время года:

  • 9:30 — 23:45 — лифт; последний сеанс в 22:30 — на второй уровень, в 23:00 — на третий уровень.
  • 9:30 — 18:30 — лестница; последний сеанс в 18:00.

Уровни Эйфелевой башни

Эйфелева башня разделена на 4 уровня: наземный и три этажа с обзорными площадками.

  1. В наземной уровне расположены банкоматы, информационное табло, сувенирные лавки (в опорах башни), буфет с закусками, гидравлические машины времен основания сооружения (которые можно увидеть лишь во время экскурсии), а так же бюст Г. Эйфеля, который расположен на углу Северного столба.
  2. На высоте 57 метров недавно прошла реконструкция. Теперь гулять по первому этажу можно видя землю под ногами, полы здесь стеклянные и прозрачные. Так же добавлены современные компьютеризированные информационные стенды вдоль террасы. Здесь можно увидеть остаток (4.30 метра в высоту) лестницы, которая изначально вела к самой вершине, в кабинет Г. Эйфеля. Детям будет интересно посмотреть на световое шоу, которое в интересной форме расскажет об Эйфелевой башне. Все развлекательные сервисы расположены в павильоне Ferrié. Буфет, зона релаксации, сувенирный магазин, комната Г. Эйфеля, которая используется для различных мероприятий, а так же ресторан The 58 Tour Eiffel – все это расположилось на первом уровне башни.
  3. Не менее интересным будет и второй уровень башни, на высоте 115 метров.Помимо обзорной площадки, здесь расположены сувенирная лавка, буфет с органическими закусками, информационные стенды, а так же ресторан Жюль Верн.
  4. На высоте более 276 метров находится обзорная площадка Эйфелевой башни, откуда открывается шикарный вид на столицу. Именно сюда стремятся попасть продвинутые туристы, чтобы под впечатлением от увиденного, выпить бокал шампанского в Champange bar (кстати недешевое удовольствие!)Помимо этого тут можно увидеть воссозданный кабинет Гюстава Эйфеля с восковыми фигурами, рассмотреть панорамные фотографии снятые с разных обзорных площадок, а так же ознакомится с макетом оригинальной башни 1889 года строительства в маштабе 1:50.

Панорамные виды с Эйфелевой башни

Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что одеваться сюда стоит практично. Захватите с собой ветронепродуваемую куртку, поскольку на верхних площадках гуляет ветер. Многие посетившие башню в ветренную погоду (которая здесь встречается достаточно часто) утверждают, что башню слегка покачивает. Поэтому позаботьтесь о комфортной одежде и отправляйтесь покорять Эйфелеву башню.

Фото Эйфелевой Башни



  • (цена: 43.00 €, 2.5 часа)
  • (цена: 25.00 €, 3 часа)
  • (цена: 45.00 €, 3 часа)

На Эйфелеву башню без очереди

Возле Эйфелевой башни всегда столпотворение туристов и гигантские очереди. Те, кто не в курсе, как избежать трехчасового простоя, стоят в общей очереди в билетную кассу, а потом простаивают очередь на лифт, который поднимает на все уровни башни. Занятие утомительное и удовольсвие мало приносящее, не так ли?

Выход из ситуации предельно прост - необходимо заранее купить билет на определеную дату и день. Сделать это можно через интернет. Поскольку способ известен многим, может так случится, что билеты на нужный вам день могут быть распроданы. В редких случаях может свезти, но это маловероятно. Поэтому билеты нужно искать за три месяца до планируемого визита в Париж. Такие билеты поступают в продажу в 8:30 утра по местному времени и в первые часы раскупаются без остатка.

Если дата не принципиальна, то можно найти билет и за месяц до визита. Распечатав билет, вы сможете попасть на Эйфелеву башню без очереди, при условии что вы не опаздаете более чем на 30 минут от указанного на билете времени посещения. Поэтому лучше быть в фойе башни за 10 минут до указанного времени.

Второй способ - купить экскурсию, в цену которой входит посещение Эйфелевой башни без очереди.

  • (62.50 €)
  • (43.00 €)

Панорамные рестораны

Коротко стоит упомянуть о ресторанах Эйфелевой башни. Цены очень высокие, причем растут они с поднятием на каждый уровень в геометрической прогрессии.

Из окон 58 Tour Eiffel (первый уровень) открывается великолепный вид на Сену и знаменитую площадь Трокадеро. Уютные просторные залы ресторана идеально подойдут как для романтического ужина, так и для торжественного приема (до 200 гостей).

Обед, стоимостью около 50 евро, состоит из трех блюд и напитка. В меню могут быть морепродукты, трюфели, ягненок и овощи, филе лосося с пюре из каштанов, десерт и неплохая карта вин. Ужин предоставляет более интересное меню. К примеру, закуска на выбор клиента, бокал шампанского, основное блюдо, оригинальный десерт и кофе обойдутся около 140 евро с человека. Столик необходимо резервировать заранее.

Заказав столик в Le Jules Verne (второй уровень) у окна открывается панорамный обзор на Париж со 124 метровой высоты. Роскошный интерьер обставлен антикварной мебелью, а первоклассное обслуживание, приятная музыка и внушительная коллекция вин обосновывают столь внушительный ценник в меню.

Обед из из лукового супа и холодной фуа-гра с инжирным джемом плюс пирожные с фисташками обойдется в 90 евро, а ужин из лобстеров обойдется минимум в 200 евро.

На самом верхнем уровне расположен Champagne Bar, где можно приобрести бокал настоящего франзуского шампанского. 100 мл шампанского обойдется от 13 до 22 евро.

Одним словом, если не разориться, то уменьшить толщину кошелька можно покушав на Эйфелевой башне и выпив бокал шампанского. Решайте, как говорится, сами нужно вам это или нет.

История Эйфелевой башни

В 1889 году празднованием столетия революции правительство Третьей республики задумало потрясти общественность. К юбилею народовластия было приурочено проведение очередной всемирной торгово-промышленной выставки. Инновации в производственных технологиях, появление новых видов продукции требовали широкой рекламы. Экспозиция была символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации достижений промышленности. Этот вид презентации товаров и технологий стал проводиться на постоянной основе.

Архитекторы, желая заглянуть в будущее и поразить воображение посетителей, предлагали различные варианты облика павильонов. Одним из оригинальных сооружений было 115 метровое крытое помещение галереи машин.

Особое внимание уделялось оформлению входного портала. Организаторы устроили особый конкурс. Было предложено к рассмотрению более сотни проектов. Среди них было сооружение в виде огромной гильотины – символа французской революции. Основные требования были следующие:

  • оригинальность архитектурного облика;
  • экономическая эффективность;
  • возможность демонтажа после окончания экспозиции.

Как нельзя кстати пришлось предложение компании Г.Эйфеля, которая спроектировала стальную вышку высотой в 300 м. Прецедентов этому строению в мире не существовало. Однако инженерные расчеты основывались на значительном опыте строительства железнодорожных мостов, сложность и ответственность конструкций которых не уступала задуманной башне. Ну а футуристический дизайн был вне конкуренции.

Эти аргументы склонили членов комиссии в пользу предложения Эйфеля, и ему была выдана привилегия на изобретение. В создании проекта принимали участие инженеры компании Морис Кехлен и Эмиль Нугье.

Парижане не разделяли оптимизма организаторов выставки. Широкая публика, опасаясь, что циклопическое сооружение испортит особенный архитектурный облик столицы, не на шутку ополчилась как на самого Эйфеля, так и на оргкомитет. Вскоре после опубликования результатов конкурса в парижской газете «Le Temps» (Время) был опубликован протест виднейших деятелей искусства, в числе которых были Ги де Моппасан, Э.Золя, А.Дюма (младший). Писатели, художники, скульпторы выражали возмущение по поводу строительства бесполезной и «ужасной Эйфелевой башни». Не осталась в стороне и церковь.

Клерикалы, поддерживая общую истерию, предсказывали скорое падение башни и последующий конец света. Косность духовенства, граничащая с невежеством, весьма характерное явление при создании революционных проектов. Какими только обидными ярлыками не клеймили детище Эйфеля: железный монстр, скелет колокольни, решето в виде свечи.

Но прогресс и здравый смысл не остановить. Оргкомитет выставки, одобрив строительство, предоставил всего лишь меньше четверти необходимых средств. Эйфель предложил финансировать проект из средств собственной компании, если ему предоставят эксклюзивное право на получение прибыли в течение всего срока эксплуатации. Соглашение было достигнуто и автору было выдано полтора миллиона франков золотом. Чудо-башня была построена. Затраты окупились всего за год.

Через 20 лет эксплуатации, согласно договору, башня должна была быть демонтирована. Спасти от сноса ее могло только вмешательство мощного лоббиста. И таковой был найден в лице военного ведомства. Еще в 1898 году на верхней площадке был установлен передатчик и проведен первый сеанс радиосвязи. Эйфель предложил министерству обороны использовать башню в качестве антенны для передачи радиосигнала на дальние расстояния. Таким образом, он явился не только строителем, но и спасителем уникального сооружения, ставшего самым ярким символом Франции.

«Железная дама», прославившая своего создателя, затмила его талант мостостроителя и гениального инженера. Мало кто знает, что Густав Эйфель в 1885 спроектировал внутреннюю конструкцию статуи Свободы. Сам инженер с юмором говорил, что ему следует ревновать башню: детище известней творца.

Новое сооружение явилось не только олицетворением творческого подъема, но и воплощением технологического прорыва в металлургии. Материалом для башни послужил особый вид мягкого железа. Производилось оно путем процесса пудлингования, в ходе которого чугун превращался в малоуглеродистое железо. Прочностные характеристики позволили архитекторам реализовывать самые смелые замыслы. Благодаря легкости и прочности, появилась возможность строительства габаритных сооружений.

Строительство началось 26 января 1887 года на Марсовом поле земляными работами по устройству котлована. Чтобы в углубление не проникали грунтовые воды, была применена отработанная при возведении мостов система кессонных устройств, создававшая избыточное давление в рабочем пространстве и предотвращавшая проникновение влаги.

Одновременно на заводе Эйфеля в предместье Парижа Лаваллуа-Парре было запущено поточное производство деталей металлического каркаса. Общее количество несущих и фасонных элементов достигало 18 тысяч, для их сборки было изготовлено два с половиной миллиона заклепок. Конструкторы, используя приемы судостроительных технологий, скрупулезно до микрона расчерчивали геометрию каждого вида сегментов и точки креплений клепочных и болтовых соединений. Технологические отверстия просверливались на заводе. Пошли в дело и уже изготовленные детали для других сооружений. Каждый комплект металлических элементов снабжался подробными чертежами и рекомендациями по монтажу.

Архитектор Стефан Совестр для облагораживания эстетического облика сооружения предложил облицевать металлические опоры первого яруса декоративным камнем, а также соорудить арочные конструкции для оформления главного входа на выставку. Если бы это решение было реализовано, башня была бы лишена целостного архитектурного экстерьера.

Для облегчения монтажа на большой высоте, самые крупные фрагменты конструкции весили не более трех тонн. Когда высота возводимого сооружения переросла стационарные краны, Эйфель сконструировал оригинальные подъемные механизмы, передвигающиеся по рельсовым направляющим будущих лифтов.


Высокая культура производства позволила достичь невиданных темпов строительства. При укрупненной сборке на строительной площадке необходимость подгонки отдельных элементов сводилась практически к нулю – брак в работе был исключен. На строительстве одновременно было задействовано всего около 300 инженеров, мастеров и рабочих-монтажников. Строительные работы были завершены через два года два месяца и пять дней. Эйфель уделял особое внимание технике безопасности. В период строительства удалось избежать несчастных случаев, погиб только один человек. Это трагическое происшествие к производственному процессу отношения не имело.

31 марта 1889 года Густав Эйфель пригласил чиновников подняться по ступенькам на вершину самого высокого сооружения в мире.

Криволинейная форма башни вызвала немало критики со стороны современных автору проекта специалистов. Однако дерзновенное решение Эйфеля было продиктовано необходимостью противостоять значительным ветровым нагрузкам и линейному расширению металла в жаркое время года. Жизнь подтвердила правоту инженера: за всю историю наблюдений во время самого сильного урагана (скорость ветра достигала почти 200 км/ч) верхушка башни отклонилась всего на 12 см.

Конструкция представляет собой удлиненную пирамиду, образуемую четырьмя наклонными колоннами. Колонны, каждая из которых имеет отдельный фундамент, соединяются в двух точках: на высоте 57,6 м и 115, 7 м. Нижнее соединение устроено в форме арки. На своде покоится первая платформа – квадрат со стороной 65 м. Здесь располагается одноименный ресторан и магазин сувениров. На втором ярусе – сторона площадки 35 м – также находится ресторан «Жюль Верн» и обширная смотровая площадка. Первоначально здесь размещались резервуары для гидросистемы лифтовых механизмов. Самая верхняя площадка имеет размеры 16 на 16 м. На каждый из ярусов посетителей поднимает отдельная система пассажирских лифтов. До наших дней дожили два оригинальных лифта, установленных еще в 1899 году. Если кто-нибудь задумает пешком подняться на самую верхнюю площадку, то ему придется преодолеть 1710 ступеней.

Основные параметры башни следующие:

  • общий вес конструкции 10 100 тон;
  • масса металлического каркаса 7 300 тон;
  • высота сооружения первоначальная 300,6 м, после сооружения новой антенны в 2010 году — 324 м;
  • высота смотровой площадки 276 м;
  • наибольшая длина стороны основания 125 м.

Если расплавить весь использованный металл и разлить на площади основания, то высота массива составит всего шесть метров. Это говорит об исключительной эргономичности конструкции. Каждые семь лет производится покраска всех металлических поверхностей. На эти работы уходит до 60 т материала. Башня в разные эпохи окрашивалась в разные цвета. Последние десятилетия используется оригинальный колер, называемый «коричневым-эйфелевым».

Открытие всемирной выставки сопровождалось яркой, по тем временам, иллюминацией башни. Были использованы 10 тысяч ацетиленовых светильников. Установленный на вершине маяк подсвечивался тремя цветами французского триколора. В начале XX века на сооружении начали монтировать электрическую систему освещения.

В середине 20-х годов известный автомобильный магнат Анри Ситроен превратил башню в самую высокую в мире рекламу. Использовав 125 тысяч лампочек по всей высоте, он устроил световое шоу, которое попеременно изображало десять образов: падающие звезды, силуэт конструкции, дата постройки и название одноименного концерна. Это мероприятие длилось девять лет до 1934 года. В 1985 году Пьер Бидо придумал освещать конструкцию башни снизу светом прожекторов. Более трехсот специально изготовленных осветительных приборов были установлены на разных уровнях. Натриевые лампы в ночное время окрасили металлический гигант в золотистый цвет.


Современные технологии в индустрии осветительных приборов позволили придать всемирно известному памятнику новый облик. В 2003 году бригада промышленных альпинистов из 30 человек за несколько месяцев установила сорокакилометровую систему электропроводки, включающую 20 тыс. лампочек. Стоимость этого обновления обошлась в четыре с половиной миллиона евро.

В мае 2006 года в честь двадцатилетия Евросоюза башню впервые подсветили синим цветом. А в 2008, когда Франция председательствовала в Совете Европы, в течение полугода сооружение отличалось оригинальной иллюминацией: синий фон с золотыми звездами. Следует отметить, что система освещения главного символа Франции является оригинальной конструкцией и защищается законом об авторском праве.

Как добраться

Адрес: 5 Avenue Anatole France, Paris 75007
Телефон: +33 892 70 12 39
Сайт: tour-eiffel.fr‎
Метро: Bir-Hakeim
Поезд RER: Champ de Mars - Tour Eiffel
Время работы: 9:00 - 23:00; 9:00 - 02:00(летом)

Цена билетов

  • Взрослый: 17 €
  • Льготный: 14.5 €
  • Детский: 10 €

Эйфелева башня - главный символ Парижа и всей Франции. Кто из нас ни хотел бы оказаться в самом волшебном, романтичном и прекрасном городе на земле - Париже. Он полон красок, французская столица захватывает, открывая новый, доподлинно неизвестный мир. Каждый из нас всегда мечтал прогуляться по Елисейским полям, пройтись по залам Версаля, и, конечно же, увидеть город с высоты птичьего полёта, поднявшись на Эйфелеву башню.

Вес Эйфелевой башни

Вес же этого творения инженерной мысли составляет 10 100 тонн, а вес самой металлической конструкции 7300 тонн. На сегодняшний день благодаря развитию технологий данного количества металла хватило бы на несколько подобных сооружений.

Высота Эйфелевой башни

На протяжении четырёх десятилетий Эйфелева башня с высотой в 300 метров (в 2010 году, благодаря установленной антенне, высота увеличилась до 324 метров) считалась самой высокой в мире и превышала почти вдвое строения того времени, такие как и .

Высота нижнего яруса

Высота среднего яруса

Высота верхнего яруса

  • Со 2-го этажа, а именно со 115 м. в 2010 г. был установлен мировой рекорд по прыжкам на роликах.
  • В 2012 г. Ален Робер влез на вершину монумента без страховки.
  • Эйфелева башня является обладательницей эксклюзивного цвета под названием «эйфелевый-коричневый».
  • Около двух тысяч килограмм бумаги требуется для печати дневных билетов для посетителей «Железной леди».
  • В 2007 г. американка Эрика Лабри взяла в мужья Эйфелеву башню. Правительство не признало брак, но женщине разрешили сменить имя на Эрику Ла Тур Эйфель.
  • Создатель «Железной леди» потратил из собственных средств на строительство 8 000 000 франков, которые окупились в первый год после открытия.
  • Башня неоднократно меняла свой облик от красно-коричневого до жёлтого.
  • С 2004 года на первом этаже заливается . В этом году он стилизован под хоккейную тему.
  • Общая протяженность пути до вершины Эйфелевой башни составляет 1792 ступени.
  • Ежегодно монумент посещают более 6 млн. туристов, а в день до 30 тысяч человек.
  • Количество энергии потребляемой башней составляет 7,8 млн кВтч в год для обеспечения 5 миллиардов ламп и фонарей.
  • 300-сот миллионного посетителя ожидают в 2017 году
  • Одна акция Эйфелевой башни на бирже стоит приблизительно 40 евро.
  • Общее количество элементов конструкции 18038 и соединены они более чем 2 500 000 заклёпок.
  • Общая площадь металлической конструкции 250 тыс. м 2
  • Покраска строения обходится в 4 000 000 евро (данные 2009 года), красят её раз в 7 лет.
  • На покраску уходит более 60 тонн краски 3-ёх оттенков
  • Несчастья тоже сопровождают данный памятник с 15 июня 1898 года. Уже около 400 человек покончило жизнь самоубийством.
  • От ветра башня отклоняется всего на 15 см, а в солнечный день ее наклон составляет 18 см.
  • Обслуживающий персонал 350 человек.
  • Давление на землю 4 кг. см 2
  • Обзор с верхней смотровой площадки составляет почти 70 км. в хорошую погоду.
  • Эйфелева башня считается самым дорогим памятником Европы, ее стоимость 435 миллионов

Проект Эйфелевой башни


Наступил юбилей Французской революции, в честь этого властями было решено устроить выставку, создав нечто такое, что запомнилось бы надолго. Администрация поручила работу известному инженеру Густаву Эйфелю сделать проект и внести предложения по возведению будущего сооружения. Густав был удивлён, но после кропотливой работы внёс на рассмотрение администрации города оригинальный, сложный и необычный по тем временам чертёж - железную башню, возвышающийся на триста метров. По историческим справкам у инженера давно была подобная задумка и первоначальный чертёж, но он не уделял им большого внимания из-за сложности работы и занятости.

В 1884 года он получил патент на создание проекта, после выкупив исключительное право.

Через два года был дан старт конкурсу, определявшему облик выставки. В нём приняли участие 107 самых разнообразных проектов, многие из них повторяли чертежи Эйфелевой башни, но не превосходили её.

Для выставки предлагались весьма необычные предложения, например, огромная гильотина – специальный механизм для проведения в действия смертной казни, путём отсечения головы, напоминающая о всех ужасах революции. Другое интересное предложение – башня из камня, постройка должна была переплюнуть Вашингтонский монумент в США. От идеи сразу отказались, из-за неудобства возведение сооружения лишь из камня.

Проект Эйфеля вошёл в число четверых счастливчиков-победителей. Чтобы башня соответствовала эстетическому ансамблю города были внесены последние изменения, после чертёж окончательно утвердили.

После утверждения стояла сложная задача: возвести Эйфелеву башню за два года. Это стало возможно благодаря особым конструкционным методам.

Многие представители общественности были против железной махины прямо в центре Парижа, поэтому поработать над эстетическим видом пригласили Стефана Совестра. Он выдвинул несколько концептуальных решений по облагораживанию железной конструкции, предложил обшить низшие опоры камнями, основание и первый этаж соединить с помощью узорчатой арки. Было предложено застеклить залы, сделать вершину округлой, и последний штрих – использование декоративных элементов по всей высоте.

С Эйфелем, как инженером и создателем, подписали соглашение, ему предоставлялась она в личное пользование и аренду на двадцать пять лет, плюс немалые субсидии. Стоит отметить, что Эйфелева башня полностью окупилась за время выставки, а экскурсия на неё выгодный бизнес и сегодня.

Строительство Эйфелевой башни

Строительство Эйфелевой башни заняло чуть более двух лет, всё благодаря тщательно проработанным чертежам. В них были указаны точные размеры около двенадцати тысяч различных металлических деталей. Для сборки конструкции было использовано более двух с половиной миллионов заклёпок. Для проведения более быстрой работы, ещё на земле собирались несколько деталей в единые блоки, заранее сверлились дырки для заклёпок. Каждый из железных блоков весил не более трёх тонн, это облегчало их установку на высоте.

Сначала были использованы краны, а когда башня их переросла, Густав придумал специальные мобильные краны, двигавшиеся по рельсам, а после на их месте запустили лифты.

Из-за сжатых сроков и большой высоты сооружения, Эйфель уделял огромное внимание безопасности. За весь период не было инцидентов, со смертельным исходом, что довольно удивительно для того периода.

Парадоксально, но самая сложная работа была проведена с нижней платформой, она удерживала многотонную конструкцию, не давая ей просесть, наклониться или рухнуть. Вся конструкция имеет отличную колебательную траекторию, что позволяет не упасть из-за сильного ветра.

Из дневников очевидцев тех событий можно встретить восторженные истории о строительстве Эйфелевой башни.

Многие парижане искренне удивлялись и восхищались о так быстрорастущем, огромном железном гиганте в самом центре города.

И вот, 31 марта 1889, через двадцать шесть месяцев, инженер пригласил чиновников для первого подъёма, нужно было преодолеть 1710 ступенек.

Реакция на Эйфелеву башню

По договору с инженером Эйфелеву башню должны были демонтировать через двадцать лет, но необычное строение очень понравилось посетителям выставки и гостям столицы, имея оглушительный успех. Только за 6 месяцев её посетили более двух миллионов человек.

«Железная леди», именно так в народе назвали строение, вызывала довольно противоречивую реакцию. После утверждения проекта и на всём протяжение строительства в мэрию и администрацию приходили письма и петиции, с требованием остановить стройку. Активисты считали, что Эйфелева башня разрушит эстетический ансамбль города, выстроенный многими веками. Они называли её уродливой, безвкусной, огромной железной трубой. Многие возмущались тенью, отбрасываемой башней, говоря что от неё не спрятаться нигде, её видно из любой точки города.

На первом этаже был создан ресторан, работающий и сегодня. Однажды, Ги де Мопассана - знаменитого французского писателя, обедавшего в ресторане, спросили, почему он выбирает именно это место. На что он дал весьма категоричный ответ, говоря: «Что этот ресторан единственное место во всём Париже, откуда не видно башню». Но «железная леди» простояла больше, чем двадцать лет, сейчас уже нельзя представить город без неё.

Огни Эйфелевой башни

Когда на город опускается ночь, Эйфелева башня загорается тысячами маленьких огонёчков, зрелище неописуемой красоты, от неё просто невозможно отвести взгляд. Обычно она светится золотыми огнями, но во время торжественных мероприятий или траурных событий, окрашивается в цвета флагов различных стран, на ней проецируются надписи, или выбирается цвет, символизирующей наступившее событие.

Где находится Эйфелева башня

Символ Парижа расположен в 7 округе, недалеко от набережной Бранли на берегу реки Сена.

В 5 –10 минутах от Эйфелевой башни находятся несколько станций метро:

  • Станция Trocadero, выходит на площадь Трокадеро, шестая и девятая линия метро. Вам лишь нужно немного прогуляться, пройти сады - парковая зона, украшенная фонтанами и мост через реку.
  • Станция Bir-Hakeim, шестая линия метро. До этой же станции ходят и пригородные поезда, линии С. Вы выйдете на набережной, отсюда пешком идти всего-то пару минут, наслаждаясь видами на Сену.
  • Станция Ecole Militaire, восьмая линия. Она находится дальше всех от известной достопримечательности, но примечательна тем, что проходит через знаменитый парк Марсово поле.

Не стоит пренебрегать автобусами (42, 69, 72, 82, 87) или пешей прогулкой, так вы сможете наслаждаться городом вживую, а не толкаться в душных вагонах подземки.

Вид на Эйфелеву башню

Google-панорама Эйфелевой башни.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Сейчас уже никто не может представить Париж без Эйфелевой башни, и большинство парижан если и не полюбили ее, то, во всяком случае, сумели с ней смириться. Но так было далеко не всегда - после постройки она вызывала сильное недовольство у многих горожан, находивших ее крайне несуразной. Гюго и Мопассан, например, неоднократно настаивали на том, что башню следует убрать с улиц Парижа.

Первоначально сооружение планировали разобрать в 1909 г., через 20 лет после возведения - но после ошеломительного коммерческого успеха башня получила «вечную прописку».

Тем не менее, у большинства туристов Эйфелева башня неизменно вызывает восхищение. Даже спустя 120 лет она остается самым высоким сооружением в Париже и пятым по высоте во всей Франции. Несмотря на величественные размеры, ее общий вес не превышает 10 тыс. тонн, она оказывает давление за землю, равное давлению сидящего на стуле человека, а если весь металл башни переплавить в единый блок, он займет площадь 25 на 5 м и будет всего 6 см в высоту! Впрочем, в наше время на возведение аналогичной конструкции и вовсе потребовалось бы втрое меньше металла - технологии не стоят на месте.

Франция будет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком!

Гюстав Эйфель

Самая патриотичная парижанка

Во время немецкой оккупации Гитлер посетил Париж и захотел подняться на Эйфелеву башню. Однако желание фюрера не сбылось: лифт очень вовремя сломался, и Гитлер уехал ни с чем. Немцы после такого конфуза 4 года пытались починить злополучный подъемник. Тщетно - немецкие мастера не смогли разобраться в механизме, а французские лишь разводили руками - нет запчастей! Однако в 1944 г., буквально через несколько часов после освобождения Парижа, лифт чудесным образом заработал и трудится без перерывов по сей день.

«Эйфелевый коричневый»

Любопытно, что Эйфелева башня - это, вероятно, единственное в мире сооружение, имеющее свой запатентованный цвет - коричневый эйфелевый, придающий башне бронзовый оттенок. До этого она сменила несколько цветов - была и желтой, и красно-коричневой, и цвета охры. В последнее время башню перекрашивают каждые 7 лет, а всего эта процедура проводилась 19 раз. На каждую покраску необходимо около 60 тонн краски (а также около 1,5 тыс. кистей и 2 гектара защитной сетки), так что с течением времени башня все еще продолжает прибавлять в весе. И не только в весе - за счет новых антенн ее высота постепенно увеличивается: сегодня она равна 324 м, и это далеко не предел.

На самом деле Эйфелева башня вовсе не одноцветная, как может показаться сначала. Она окрашивается в три разных оттенка бронзового - от самого темного на первом уровне до более светлого на третьем. Это делается для того, чтобы башня выглядела гармоничнее на фоне неба.

Каждый может купить себе кусочек Эйфелевой башни, и речь вовсе не о сувенирах с ее изображением, а о самом что ни на есть оригинале - со времен Гюстава Эйфеля «Железная дама» принадлежит частной компании, и ее акции торгуются на бирже.

8 достопримечательностей Парижа, которые можно посетить бесплатно: