Какие бывают сказки? Технические сказки для детей. Мартин Содомка «Технические сказки

У мальчишек пытливый и изобретательный ум. Они любят автомобили и строительную технику, игры с папиными инструментами, строительство домов из кубиков и проектирование собственных машин. А еще им нравятся детективные истории и приключенческие рассказы. Таковы и мои сыновья, поэтому в нашей домашней библиотеке появилась тетралогия технических сказок Мартина Содомки, выпущенная издательством "МИФ".



Книги созданы чешским иллюстратором и дизайнером с инженерным образованием, и привлекают в первую очередь своими рисунками. Герои незамысловатых историй дружные и трудолюбивые мышата Арни, Люси, Фред и Карл, а также воробей Билл и лягушонок Кристиан собирают автомобиль, самолет мотоцикл, строят дом. Они выручают друг друга из беды, сообща трудятся, вместе противостоят отрицательному персонажу – хулигану и забияке по прозвищу Длинный Джек.

Если вашим детям шесть, семь или даже восемь лет, будьте готовы к тому, что в процессе чтения вам, как и мне, постоянно придется что-то объяснять, упрощать, а порой и опускать многие технические подробности. Зато это одни из немногих прочитанных за последний год детских книг, которые не только не усыпили нашего папу, привлеченного к чтению, но и привели к тому, что папа с сыновьями провели вместе не один час в беседах.


История первая "Как собрать автомобиль"

По сюжету книги механик и мастер на все лапы мышонок Арни, прирожденный инженер воробей Билл и хозяин лавочки запчастей лягушонок Кристиан, способный достать любую нужную деталь, решают собрать автомобиль для совместных поездок. Длинный Джек из зависти похищает машину друзей, но члены его компании, которым не нравится поступок Джека, рассказывают Арни, где спрятан автомобиль, и помогают не только вернуть, но и дособирать его.

Книга изобилует техническими терминами и описаниями работы основных автомобильных узлов. Это, пожалуй, самая насыщенная техническими характеристиками и самая незамысловатая с художественной точки зрения история из всех четырех.

"Я ничего не понимаю, но ты читай, читай!", – воскликнул мой шестилетний сын, вглядываясь в страницы. И это неудивительно, иллюстрации притягивают к себе, а вот понять устройство механизмов автомобиля при прочтении книги шестилетнему ребенку не под силу.


В книге много сложных технических терминов, принципы работы и строение механизмов описаны без скидки на возраст – так, как если бы вы читали учебник или руководство по эксплуатации транспортного средства. Скажу честно, нам понадобилась помощь папы и справочник по эксплуатации семейного авто. А еще очень помогла недавняя история с капитальным ремонтом двигателя, когда сыновья несколько раз побывали с папой в автомастерской. Иначе, боюсь, мы бы ограничились лишь чтением отдельных отрывков из книги и разглядыванием иллюстраций.

История вторая "Как построить самолет"

Эта история начинается осенью, когда мышонок Арни, задумчиво глядя на стаи перелетных птиц, улетающих в теплые края, предлагает своему другу воробью Биллу сконструировать самолет и улететь на зимовку в жаркие страны.

Сказано – сделано: друзья при помощи лягушонка Кристиана, помогающего им, но наотрез отказавшегося лететь вместе с ними, приступают к сборке самолета.

Благодаря этой книге, мои дети впервые узнали, как сконструированы фюзеляж, крылья, хвостовое оперение и обшивка самолета, выяснили, какие основные приборы расположены на его борту, узнали, почему для пилотирования так важна метеорология, навигация и радиолокация.


Как же переживали дети, когда во время испытательного полета самолета лягушонок Кристиан, ожидавший своих друзей на земле, чуть не стал обедом для голодного аиста, посчитавшего его отличным лакомством. И как радовались они, когда Арни и Билл, рискуя своими жизнями, ринулись с высоты на помощь другу. Пришлось лягушонку, преодолев свой страх перед полетом, забраться в кабину и спасаться от аиста в самолете. История заканчивается исполнением мечты: друзья улетают на собственнолапно собранном самолете в долгое путешествие.

Сыновья, построив себе самолетики, разыгрывают сюжет книги. А я, закрывая книгу, думаю, что если вы – мама, которая, как и я, не понимает, почему самолеты летают и не падают, то есть не разбираетесь ни в основах самолетостроения, ни в основных принципах аэродинамики, прочтение этой книги для вас обязательно! И себя просветите и ребенку объясните.


История третья "Как собрать мотоцикл"

Пожалуй, сюжет этой книги наиболее проработан с художественной точки зрения. Мышонок Арни со своими друзьями собирает мотоцикл. Длинный Джек бросает вызов друзьям, утверждая, что его мотоцикл лучше и быстрее, и предлагает устроить соревнования.



В погоне за победой Арни, Билл и Кристиан ранят чувства своего друга мышонка Карла, который вызвался управлять мотоциклом на гонках и долго тренировался, решив посадить за руль Фреда, мышонка, который показал более быстрые результаты.

Каково же было удивление моих сыновей, когда на старт гонки выехал Карл на мотоцикле Длинного Джека, решивший принять участие в соревновании на стороне противника. Дети волнуются, опасаясь, что Длинный Джек устроит какую-нибудь западню, и они правы! На крутом повороте мотоцикл Фреда заносит из-за рассыпанного Длинным Джеком песка, он падает.
Вместо того чтобы финишировать первым, Карл, забыв про обиду, бросается на помощь.

"Вот это настоящий друг!", – радуются дети. Как и в других, в этой книге много технических подробностей устройства мотоцикла, но нас этим уже не испугаешь.


Здесь также упоминается много категорий из школьного курса физики: центробежная сила и трение; средняя скорость движения, скорость света и звука. Их изложение довольно кратко, но недоступно для шестилетки. Читая, я ловлю себя на мысли, что сама уже плохо помню школьный курс физики. Тем не менее, эти части книги становятся для меня поводом поговорить о физических явлениях более простым для дошкольника языком.


История четвертая "Как построить дом"

Если ваши дети увлечены строительством домов, эта книга обязательна к прочтению и рассматриванию.

Мой старший сын строит дом вместе с папой с младенчества на протяжении уже шести лет, проводя каждое лето на стройплощадке под названием "дача". Поэтому для нас эта книга из тетралогии технических сказок особенная. И вот уж здесь, будучи практически специалистом в строительстве дома (о, наконец, я чувствую себя уверенно!), могу сказать, технология строительства описана грамотно.


В сюжете четвертой части, как и в предыдущих, не обошлось без происков Длинного Джека. Дело в том, что Арни пришлось взять ипотеку для того, чтобы построить дом. По условиям банка, выдавшего кредит, дом должен быть построен в соответствии с предписаниями, выданными строительной комиссией.

Длинный Джек, притворившись работником строительной комиссии, хитростью заставляет Арни и других зверушек, его соседей, нарушить предписания, после чего начинает вымогать у них деньги.

Друзьям предстоит разобраться в настоящей детективной загадке, не разгадав которую, они рискуют остаться дез дома, который с такой любовью и старанием строили.

Подводя итог, скажу, технические сказки Мартина Содомки точно не подходят для спокойного чтения на ночь. Редкая девочка сумеет прослушать их от начала и до конца. Книги эти для мальчишек, чей пытливый ум с возрастом становится все требовательнее.

Ни для кого не секрет, что я нежно люблю детские книжки о мышках. Стараюсь пополнять свою небольшую коллекцию самыми выдающимися экземплярами. И вот сразу две новинки от МИФ! Причем главный герой здесь – не простой мышонок, а мышонок-механик, на все лапы мастер.

Вместе со своими друзьями мышонок Арни собирает то автомобиль, то самолет. Так что эти книжки интересны не только мне, любительнице мышей, но и моему сыну, любителю науки и техники. Ведь какие тут иллюстрации! Какая терминология! Схемы, чертежи, карбюраторы, фюзеляжи! Для мальчика, который бережно хранит инструкции от старой мясорубки и магнитофона и может часами рассматривать в них картинки, «Технические сказки» – просто находка!

Когда я в первый раз открыла и пролистала эти книги, мне показалось, что сын их не осилит. Ему еще нет пяти лет, а маркировка – от шести. Но мы начали читать – и прочли обе книжки без пауз и остановок. Только иногда при чтении я немного сокращала описания механизмов. Подрастет ребенок – будет сам себе читать про ось коромысел, которая приводит в движение рулевую сошку, и прочие загадочно звучащие процессы и детали.

А пока мы изучаем устройство самолета и автомобиля в общих чертах. И это очень интересно.

Так как мой запас знаний по теме равен нулю (а может, и вовсе величина отрицательная), то я наравне с Семеном читаю и удивляюсь. Удивляюсь тому, какие же умные бывают на свете люди, такие сложные устройства изобрели!

Когда читаешь технические сказки, начинаешь понимать, как нам повезло: живем в мире, где уже придумано столько всего технического, хитроумного, отлично действующего. Я бы сама и электрическую лампочку не изобрела бы, да что там, до чайника со свистком не додумалась бы. А тут – целый самолет и целый автомобиль!

Знаете ли вы, что в устройстве автомобиля очень важен червяк? И что без коромысла и поплавка не будет работать двигатель, а внутри тормозного устройства есть барабан? И почему сцепление называется сцепление, а не расцепление? И зачем подвеске – пружина и рычаг?

Никогда бы не подумала, что буду с таким любопытством изучать чертежи и схемы, демонстрирующие устройство автомобиля . И так подробно нарисовано каждое устройство, что, например, принцип работы тормоза даже я поняла, хотя во всем, что касается механики и физики, я сама – «тормоз» знатный.

Никогда в жизни мне не понять, как работает четырехтактный двигатель, для чего нужны свечи зажигания, что такое коленвал и дроссельная заслонка… Тайный язык, понятный лишь избранным! И вроде бы выхватываешь из текста отдельные понятные слова – пыльник, кожух, цилиндр, чулок, подвески, но все это не из мира моды и бижутерии, а из мира техники! Да, это вам не сказки про принцесс…

А вот мой Семен схватывает на лету. С большим аппетитом смотрит на схемы, будто сейчас сам примется конструировать машину. Зажигание, cцепление, коробка передач, радиатор, все ему понятно и знакомо. Мы прочли книжку уже три или четыре раза, и при очередном перечитывании я заметила, что Семен повторяет за мной окончания многих фраз. Как будто в его памяти все записывается и потом воспроизводится.

Как я уже упоминала, главный герой этой книжки – мышонок Арни. Вместе с друзьями, воробьем Биллом и лягушонком Кристианом, мышонок собирает автомобиль. Воробей досконально разбирается в схемах и чертежах, лягушонок поставляет запчасти (ведь у него свой склад), а у Арни – золотые руки, точнее, лапы, которые могут собрать и разобрать что угодно.

Отдельный плюс – введение в историю отрицательного персонажа Длинного Джека. Это оживляет сюжет. Семен с интересом рассматривает все детали и запчасти и даже время от времени мне что-то авторитетно объясняет (он же мальчик, он же разбирается!), но стоит в повествовании появиться долговязой фигуре Джека, как мой сын оживляется и посмеивается, в который уже раз предвкушая, как Арни и его друзья смогут перехитрить Джека и спрятать от него свой автомобиль.

Скажу больше, Семен выучил все фразочки этого Джека и теперь в него играет. Этот Джек, в общем-то, безобидный, но очень колоритный персонаж.

И почему всем мальчишкам всегда так нравятся герои-хулиганы? И почему всем мальчишкам так нравится разбирать по винтику и болтику разные механизмы? Нам, девчонкам, этого никогда не понять!

Если вам суждено было родиться обычной мышью, а вовсе не летучей, не стоит унывать. Ведь можно собрать самолет и улететь на полгода в теплые края. Именно так и решил поступить мышонок Арни, узнав, что воробьи не улетают зимовать на юг. Как это не улетают? Непорядок! Давайте-ка все вместе улетим!

И ведь улетели же! И даже лягушонка Кристиана с собой прихватили, хотя он и отказывался поначалу. Но когда за тобой гонится аист с весьма прозаическими гастрономическими намерениями, выбирать не приходится, жизнь дороже!

Устройство самолета описано в этой технической сказке не менее детально, чем устройство автомобиля – в предыдущей. Чего только мы не узнаем здесь: и какие бывают самолеты, и как ими управлять, и что такое бочка, штопор, мертвая петля. Здесь много новой лексики: лонжероны, нервюра, фюзеляж, элерон. И много шутливых разговоров между друзьями, что отлично разбавляет научно-технический тон повествования и напоминает нам, что это все-таки детская книжка, а не учебник по авиамоделированию.

Впрочем, мне кажется, что по этой книжке и в самом деле можно построить самолет, который полетит. Хотя бы игрушечный. Очень уж убедительно и всерьез сделаны все иллюстрации.

И Длинный Джек здесь тоже присутствует, к большой радости моего сына. А еще, как и в первой книжке, тут есть красивая девушка-мышка Люси. К которой очень неравнодушен мышонок Арни. И тут мне очень нравится отсутствие надуманной романтики и очень реалистично выписанный характер Арни: как бы ни нравилась ему Люси, но цвет для автомобиля ей разрешается выбрать только голубой, и в путешествие на полгода Арни тоже улетает без нее.

Ну-ка, машинка, давай здесь потише… Так… молодец… - забормотал папа.
Настя прыснула:
- Па! Ты с машиной разговариваешь! Смешно!
- А почему нет? - махнул рукой папа. - Сколько лет на ней езжу, вдоль и поперёк знаю: как она себя ведет, как слушается, где капризничает…
- Капризничает! Это просто железка!
- А вот и не железка! - обиделся за машину Никита. - Нечего ругать нашу машину, она классная!
Дорога поднималась всё круче вверх. Колёса утопали в лужах, скользили по глинистой колее, цеплялись за мокрую траву обочин…
- Ну когда же асфальт тут наконец-то проложат! - сказал папа фразу, которую почти всегда говорил примерно за километр до деревни.
- Нет, сегодня мы здесь не проедем, - засомневалась Настя. - Не для нашей старушки.
Они осторожно продвигались по краю очередной ямы, стараясь объехать её слева, но вдруг движение замедлилось, колёса забуксовали, и машина остановилась.
- Похоже, завязли, - вздохнул папа.
- Я же говорила! - Настя ударила кулачком по сиденью. - Что теперь делать?
Папа попробовал потихоньку выехать - сначала вперёд, потом назад, но ничего не получилось, машина только ещё глубже зарывалась в грязь.
- О-хо-хо, - вздохнул папа. - Позвоню дедушке, пускай выручает нас… А пока давайте расскажу вам что-нибудь… Для начала хотя бы про трактор - вот он бы нам сейчас не помешал…

Сказка об одном тракторе

Жил-был трактор. И так получилось, что в своём городе трактором был он один, а кругом жили только машины.
И большие машины говорили ему:
- Мы такие большие, такие сильные. У нас есть кузов, в который мы можем погрузить много полезных вещей и быстро отвезти их на большие расстояния. А у тебя никакого кузова нет.
А маленькие говорили так:
- Мы такие лёгкие, такие красивые. Мы ездим очень быстро и совсем не гремим. А ты такой шумный и неуклюжий!
Трактор отвечал им на это:
- Зато я могу проехать после дождя по самой-самой глубокой луже, а вы этого не сможете!
- А мы вовсе и не хотим ездить по лужам, - смеялись в ответ машины. - Мы ездим по ровным асфальтированным дорогам, а в лужах пусть лежат поросята!
Вот так они его всегда дразнили.
А потом наступила зима…
И вот однажды вечером с неба повалил густой-густой снег и подул сильный-сильный ветер. Снега становилось всё больше и больше, и вскоре все машины, которые были в это время в пути, не смогли ехать дальше, потому что их колёса стали буксовать.
Всю ночь простояли они на дороге, дрожа от холода, и только под утро снег и ветер прекратились. Выглянуло солнышко, и машины увидели, что вокруг, насколько хватало глаз, лежало сплошное снежное поле.
- Что же нам делать? - сказали тогда машины. - Неужели нам придётся стоять здесь до самой весны, пока не растает снег? Ведь до этого времени мы все заболеем и заржавеем.
И они заплакали.
Но вдруг вдалеке послышался звук: «Тыр-тыр-тыр!..»
Это ехал трактор! Впереди себя он прицепил большой железный ковш, а сзади - большую круглую щётку, которая быстро вращалась. Ковшом он сгребал снег с дороги, а щёткой - подметал её так чисто, что казалось, будто никакого снега на ней никогда и не было.
Он освободил из снежного плена все машины, и все они сказали ему:
- Большое спасибо тебе, трактор! Извини, пожалуйста, что мы над тобой смеялись.