Какие цели должны быть в жизни: список основных целей. Карьера, бизнес, финансы

В чем заключается постановка целей деятельности организации, компании, фирмы? Каковы преимущества формирования целей?

Цель представляет собой конечный результат направленных усилий и затраченных ресурсов. Она характеризуется специфичностью (ясностью для того, перед кем ее ставят), измеримостью (люди должны знать, достигли они ее или нет), ограниченностью во времени и лимитом на издержки.

Постановка корпоративных целей подразумевает уточнение и разъяснение стратегических и политических требований компании, а также постановку и согласование связанных с ними дополнительных производственных целей. Этот интегрированный процесс служит своего рода связующим звеном между корпоративным планированием и деловыми операциями. Поскольку цели «спускаются» на организацию, их обычно конкретизируют. Перед каждым отделом, командой, отдельным служащим должны стоять конкретные цели. Для успешной реализации они должны соответствовать следующим условиям:

  • определять назначение и сферу ответственности, например повышение производительности или качества предоставления услуг;
  • быть конкретными и измеримыми;
  • быть достижимыми и в то же время стимулирующими в определенных рамках времени и ресурсов;
  • излагаться в письменном виде, чтобы их можно было разъяснять и направлять на рассмотрение;
  • вовлекаться в процесс обсуждения и заключения договоренностей и соглашений между теми, кто ставит цели, и теми, кто их достигает;
  • согласовываться с исполнителями - хотя это не всегда возможно, тем не менее рекомендуется, поскольку таким образом обеспечивается выполнение определенных обязательств.

Среди преимуществ постановки целей в компании можно отметить следующие:

  • более четкое понимание корпоративного планирования на производственном уровне;
  • более четкое ориентирование;
  • лучшее понимание уровня ответственности в рамках всей организации;
  • более четкое понимание процесса расстановки приоритетов;
  • совершенствование процесса общения и мотивации;

Если руководство организацией осуществляется без постановки целей, возникает опасность, что вы:

  • не будете знать, в каком направлении работаете;
  • никогда не узнаете, чего достигли;
  • не будете знать, направлены ваши действия на выполнение долгосрочных планов и достижение первостепенных целей или нет;
  • внесете путаницу и деморализацию.

Процесс постановки целей в организации состоит из следующих этапов.

#1 Составьте документ и поставьте всех в известность о целях/миссии организации. Очень часто люди путают такие понятия, как цели и миссия организации. Вполне возможно и даже очень желательно, чтобы цели и миссия организации были связаны. В документе о целях организации обычно фиксируются те из них, ради достижения которых она и существует. Зачастую идет речь о ее неизменных целях.

Например:

  • Наша цель - производство высококачественных автомобилей (цель).
  • Наша цель - стать крупнейшим в мире производителем автомобилей к 2020 году (миссия).

#2 Установите корпоративные цели на основами заявления о целях/миссии компании. Очень важно связывать корпоративные цели с заявлениями о цели/миссии компании. Обычно это является основой стратегического плана и входит в функциональные обязанности высшего руководства, хотя в уполномоченных организациях этот процесс все чаще осуществляется каскадным образом. Стратегический план формулируется на основании оценки того:

  • чего стремится достичь компания и места, которое она намерена занять исходя из своего положения на рынке по отношению к конкурентам;
  • как и когда следует выйти на рынок с предложением «правильных» продуктов или услуг;
  • как достичь устойчивого и прибыльного роста.

Очень многое зависит от ценностей организации, значение которых при постановке высоких целей может преуменьшаться или преувеличиваться, и, наоборот, утверждение новых целей может привести к пересмотру ценностей организации. Последние влияют на способы достижения ее целей на основе степени важности, при­ даваемой окружению, благосостояния персонала, гарантии занятости и репутации компании в целом.

#3 Согласуйте цели для топ-менеджеров. В данном случае происходит процесс категоризации корпоративных целей по функциям, подразделениям или продуктам или услугам. Обязательным условием является ранжирование целей по степени их первоочередности, определение временных рамок и поиск ресурсов для их достижения: все это предшествует производственному и финансовому (бюджетному) планированию функциональных или хозяйственных подразделений.

#4 Донесите цели до подразделений и отдельных сотрудников. В некоторых организациях этот процесс осуществляется в двустороннем порядке, поэтому обсуждение ключевых вопросов происходит как по принципу «снизу-вверх», так и «сверху-вниз». Не ждите, пока сверху спустят директивы; установите свои собственные цели на уровне отдела, которые будут отражать цели организации и удовлетворять потребности клиентов имеющимися ресурсами.

#5 Согласуйте цели с теми, кто будет принимать участие в их достижении. Постановка целей должна происходить не диктаторскими методами, а в процессе выдвижения предложений и поиска идей, путем споров, обсуждений и переговоров, поиска компромиссных вариантов и достижения соглашения. Минимальные требования, выдвигаемые друг другу генераторами целей и их исполнителями, сводятся к ответам на шесть извечных вопросов (вспомните стихотворение Киплинга «Есть у меня шестерка слуг»): «кто?», «что?», «где?», «когда?», «почему?» и «как?».

#6 Разработайте критерии исполнения. Критерии исполнения должны отсле­ живать прогресс в сравнении с поставленными целями. Эти критерии (которые могут разрабатываться как для всей команды, так и отдельных служащих) должны служить показателем ожидаемых результатов и оценкой стараний служащих достичь своих целей. Критерии исполнения должны быть четкими, точными, простыми в толковании и предоставлять информацию о том, как продвигается работа по достижению целей.

Обычно критерии связаны:

  • с оперативностью (насколько быстро предоставляется услуга);
  • эффективностью (насколько умело/точно/правильно была оказана услуга);
  • рентабельностью;
  • финансовой эффективностью,

В критериях обычно содержится информация:

  • о финансовых вопросах - издержках и доходах;
  • клиентах - новых и утраченных;
  • рынках - степень их охвата;
  • ресурсах - потребленных, сбереженных или вновь необходимых;
  • процессах - насколько оперативно и эффективно выполняются задачи и действия.

Критерии исполнения должны согласовываться работодателем и менеджером, а также регулярно пересматриваться, особенно при значительных изменениях в объеме работ. Это благоприятно сказывается как на всей организации, так и на отдельных служащих в плане личностного роста. Менеджерам потребуется определенное время, чтобы помочь донести и растолковать цели служащим своих отделов или других подразделений организации и даже помочь им выработать видение их личного вклада в достижение корпоративных целей.

#7 Разработайте процедуры по пересмотру деятельности. Вместе с шагом No 6 этот пункт является самым главным в оценке деятельности. Именно при обсуждении пересматривается вся предыдущая деятельность, определяются возможности получения знаний, а также устанавливаются новые или обновленные цели на следующий период.

  • Составляйте документы о целях, которые соответствовали бы принципу SMART - Specific (конкретные), Measurable (измеримые), Action-oriented (ориентированные на действия), Realistic (реалистичные), Time- (and resource-) constrained (ограниченные во времени и ресурсах) (подробнее читайте в статье о том, ).
  • Расставьте приоритеты в порядке очередности.
  • Периодически пересматривайте цели.

Предостережения

Привлекайте к обсуждению и процессу принятия решения тех, кто непосредственно несет ответственность за достижение целей организации.

Целеполагание – процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции и услугах, учета имеющихся реальных возможностей и их наиболее полного удовлетворения.

Во многих организациях формирование цели представляет собой процесс, в котором сначала формируется генеральная цель - цель 0-го уровня, а затем последовательно цели более низких иерархических уровней, раскрывающие непосредственно предшествующие им цели более высокого иерархического уровня (метод дерева целей).

Приведем основные принципы постановки целей и формирования дерева целей:

1. Цель определяется назревшей потребностью и возможностями ее достижения. При возникновении всякой проблемы (потребности) естественным является стремление к ее решению. Однако в этом случае цель может быть выбрана столь сложной, что имеющиеся в распоряжении ресурсы не позволяют ее достичь. Для определения целей необходимо знание потребностей и анализ возможностей (ресурсов) удовлетворения этих потребностей. Цель всегда должна быть реальной.

2. Цель должна быть конкретной и конечной для исполнителей, иметь помимо формулировки количественное выражение или возможность сопоставления с некоторой базой (иметь соответствующий критерий ее достижения), задаваться на определенный период времени.

3. Постановка цели осуществляется в несколько этапов. Сначала цель ставится в соответствии с назревшими или прогнозируемыми потребностями. Затем изыскиваются ресурсы для ее достижения (системный подход). Наконец, выявив все ресурсы, которые можно привлечь, уточняют цель и период ее достижения (генетический подход). Таким образом, постановка цели идет по схеме: цель – средство ее достижения – цель.

4. Цели систем низшего уровня должны быть совместимы с целями систем высшего уровня и направлены на достижение последних, т.е. цели систем низшего уровня в совокупности образуют цель системы вышестоящего уровня. Таким образом, цель объединения может быть достигнута, если образующие ее подцели достигаются подразделениями объединения.

5. Между деревом объектов управления и деревом целей желательно достижения как можно большего соответствия. Структура системы целей должна соответствовать структуре производственной системы (объекта управления), тогда каждая цель достигается определенным подразделением. В этом случае повышается целенаправленность деятельности каждого элемента производственной системы.

6. Построение многоуровневого дерева целей может быть осуществлено по ряду признаков, перечисленных в таблице 1.

7. Построение дерева целей может вестись декомпозицией (расчленением) цели нулевого уровня (главной цели) на основные и частные или композицией целей высших уровней из целей низших уровней. Всегда существуют несколько вариантов интеграции и дифференциации целей. Предпочтительным является вариант, который в наибольшей степени соответствует дереву объектов управления.


Таблица 1

Совокупность признаков целей, влияющих

на процесс построения дерева целей

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОИСКА ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ 4

1.1. Значение постановки жизненных целей 4

1.2. Анализ знаний по постановке жизненных целей 7

1.3. Роль персонального стратегического менеджмента в постановке жизненных целей 10

2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА ЖИЗЕННЫХ ЦЕЛЕЙ 14

2.1. Основные этапы поиска жизненных целей 14

2.2. Процесс нахождения целей Л.Зайверта 18

2.3. Технология построения и реализации жизненной стратегии 23

3. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ КАК ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ИХ ПОСТАНОВКИ 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

ПРИЛОЖЕНИЕ 36

ВВЕДЕНИЕ

Для всестороннего и гармоничного развития личности, достижения ею жизненного успеха во всех сферах жизни важной составляющей является постановка и достижение достойных целей. В наше время в обществе мало кто ставит цели и мало кто ценит важность постановки целей в жизни. А ведь для каждого человека самоопределение и самоутверждение в жизни всегда очень важно, и поэтому люди, точно знающие, «что и как делать?», являются наиболее преуспевающими. Именно поэтому изучение технологии поиска жизненных целей в настоящее время приобрела особую актуальность.

Цель работы – исследование теоретических и практических аспектов технологии поиска жизненных целей.

Для достижения поставленной цели определен круг задач:

1. Изучение теоретических аспектов поиска жизненных целей.

2. Исследование технологий поиска жизненных целей.

3. Рассмотрение формулирования жизненных целей как заключительного этапа их постановки.

Объектом курсовой работы являются жизненные цели.

Предметом курсовой работы является технология поиска жизненных целей.

Курсовая работа состоит из введения, основного содержания, включающего три главы, заключения и приложения. В курсовой работе содержатся 5 таблиц и 1 иллюстрация. Список использованной литературы включает 15 наименований.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОИСКА ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

1.1. Значение постановки жизненных целей

Для каждого человека самоопределение и самоутверждение в жизни всегда очень важно, и поэтому люди, точно знающие, «что и как делать?», являются наиболее преуспевающими.

Выдающийся менеджер Ли Якокка утверждает: «Чтобы преуспеть в бизнесе, как, впрочем, и почти во всем другом, самое главное – это уметь сосредоточиться и рационально пользоваться своим временем. А чтобы целесообразно использовать свое время, необходимо твердо осознать, что именно главное в вашей работе, а затем отдать себя целиком осуществлению этого главного» .

Человек, ясно видящий свою цель, наверняка достигнет ее, приложив определенные усилия и выработанные способности.

Когда мы хотим достичь чего-либо, мы рано или поздно сделаем это, если не будем медлить, лениться. Нами движет цель, которая не дает расслабиться. Цель – наш ориентир, на который направлена наша жизнедеятельность, который ведет нас через трудности и преграды действительности. Цели являются побудителями наших действий, мотивами, определяющими нашу активность.

Постановка целей означает взгляд в будущее, ориентацию и концентрацию наших сил и активности на том, что должно быть достигнуто. Чтобы угнаться за темпами общественных и экономических перемен, каждому человеку необходимо проводить тщательную и регулярную переоценку своих целей. Все люди отличаются друг от друга, каждый действует в уникальной среде, поэтому работа по формулированию целей должна иметь индивидуальный характер.

Постановка цели требует выразить в виде четких намерений и в точных формулировках явные и скрытые потребности, интересы, желания и задачи, а также сориентировать действия и поступки на эти цели и их выполнение. Без целей отсутствует критерий оценки, по которому вы могли бы измерять свои трудозатраты. Цели к тому же являются и критерием для оценки достигнутого. Даже самый лучший метод работы ничего не стоит, если вы заранее четко и однозначно не определите то, чего вы хотите.

Цели не задаются раз и навсегда. Постановка целей – процесс постоянный. Они могут изменяться с течением времени, например, если в процессе контроля за реализацией выясняется, что прежние представления были неверными или что запросы оказались завышенными или, наоборот, заниженными.

Постановка цели является безусловной предпосылкой планирования, принятия решений и ежедневной работы.

Таким образом, установление личных целей позволяет:

Лучше осознать имеющийся в отношении карьеры выбор;

Убедиться в правильности избранного пути;

Лучше оценить эффективность действий и опыта;

Убедить окружающих в верности вашей точки зрения;

Получить дополнительные силы, мотивацию;

Повысить вероятность достижения желательных результатов;

Сконцентрировать силы на стратегических направлениях. Цели служат концентрации сил на ключевых направлениях.

Знать свои цели и последовательно к ним стремиться означает концентрировать свою энергию на действительно важных делах, вместо того чтобы понапрасну тратить свои силы. Осознание своих целей может определять значительную самомотивацию для работы.

Над людьми, не имеющими четких личных целей, обычно господствуют требования момента, они больше заняты текучкой, чем важными, перспективными проблемами.

Установление целей помогает нам оградить себя от требований, предъявляемых ситуацией или другими людьми, добиваясь целей, важных для нас лично.

В жизни руководителя существуют этапы, когда ему особенно необходимо прояснить свои личные цели. Обычно эти этапы совпадают с возрастными рамками, например:

этап 1: 20–24 года – начало карьеры;

этап 2: около 30 лет – приобретение определенной компетентности;

этап 3: около 40 лет – анализ достижений и рассмотрение возможностей для серьезных перемен;

этап 4: около 50 лет – подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка к ее завершению;

этап 5: около 60–65 лет – переход к внеслужебной жизнедеятельности .

Важность формулирования личных целей возрастает, когда вы осуществляете один из этих жизненных этапов. В то же время творческий подход к жизни требует постоянной открытости ко всему неожиданному и готовности осуществлять анализ и поиск лучших решений, достижимых в тот или иной момент.

Постановка конкретных целей повышает производительность потому, что человек в этом смысле обладает четкими ожиданиями относительно результата. Согласно теории вероятностей, если люди четко представляют, каких результатов от них ожидают, и если они ощущают сильную вероятность того, что, прилагая определенные усилия, они смогут достичь данного уровня производительности и получить соответствующее вознаграждение, то их мотивация выполнения задания существенно возрастет. Если действительно вы верите в то, что делаете, следует упорно добиваться своего даже перед лицом возникающих препятствий.

Постановка цели означает взгляд в будущее, ориентацию и концентрацию наших сил и активности на том, что должно быть достигнуто. Существует громадное различие между твердым «я», которое необходимо, и непомерным «я», которое способно действовать разрушительно. Человек, обладающий твердым «я», знает свои сильные стороны. Он уверен в себе. Он имеет четкое представление о том, чего он может добиться, и решительно движется к достижению своей цели.

Таким образом, цель описывает конечный результат, т.е. речь идет не о том, что вы делаете, а о том, для чего и ради чего вы это делаете.

1.2. Анализ теоретических знаний по постановке жизненных целей

Рассмотрим, какие знания существуют в нашем обществе по целям, каким образом они доносятся до людей и насколько они доступны всем.

Возьмем науку. Вопросами целей должна заниматься философия, ее же раздел – этика, как правило, рассматривает не цель как таковую, а в составе категории «целеполагание», причем или в историческом аспекте, или с позиций какого-то философского направления, например, детерминизма. Если посмотреть диссертации по целям и учебники по этике, они написаны сложным профессиональным языком с массой специальных терминов, практически недоступны широкой аудитории и то, что в них написано, не дает людям жизненно необходимых знаний, чем руководствоваться при постановке целей и как их достигать. В учебниках по философии для ВУЗов вопросы постановки и достижения целей также не рассматриваются. Т.е., философские трактаты служат самим философам, а практических знаний в общество не несут. Психологи также не выделяют цель отдельно, а рассматривают ее в разделе мотивации , больше уделяя внимание изучению потребностей и мотивов поведения и деятельности человека, не предлагая человеку научных знаний по достижению целей. Даже в появившихся в последнее время методических пособиях типа «Азбука психологии» , предназначенных для школьников и предлагающих введение курса основ психологии в качестве факультативных занятий в школах, рассматриваются вопросы, касающиеся изучения личности: темперамент, характер, способности, профессиональная ориентация, т. п., а вопросам постановки целей внимание не уделяется, в то время как постановка целей – наиболее сложная задача для мышления, итог познания себя и этого мира и основной вопрос, на который должен ответить каждый человек – смысл своей жизни. Т.о., наука не дает конкретных практических знаний по достижению целей, жизненно необходимых каждому человеку, тогда как именно наука должна нести в образование (на всех его уровнях) истинные знания о мире, человеке, дать ответы на главные вопросы - ради чего стоит жить, во что верить, к чему стремиться, какие цели ведут к достойной жизни и дают уважение людей и признание общества, развитие личности и полное раскрытие своего потенциала.

В научно-популярной литературе вопросы постановки и достижения целей затрагиваются, в основном, в книгах по менеджменту, решают практические задачи «технологии поиска» и достижения целей по управлению карьерой и достижению жизненного успеха в профессиональной деятельности - в сфере самореализации, причем вопрос целей, как правило, занимает примерно 1/100 часть от всего текста.

Существует масса разных школ и центров успеха, школ лидерства, центров позитивной психологии, академий тренингов и т.п., которые, разрабатывают психотренинги, бизнес-технологии, проводят консультации, и, как правило, предлагают за несколько дней занятий сделать из обычного человека лидера, что изначально не вызывает доверия, так как процесс формирования новых качеств не может быть мгновенным и зависит от многих факторов. Работа с целями составляет небольшую часть общей программы и не дает полноты охвата всех вопросов, касающихся целей.

Сколько внимания и времени уделяют вопросам работы с целями СМИ – газеты, журналы, телевидение? Трудно вспомнить хотя бы одну передачу на экране телевизора, где вопросы постановки и достижения жизненных целей хотя бы слегка затрагивались. И в системе образования программ по целям нет. Современные школы и ВУЗы дают глубокие профессиональные знания, а вот искусству жизни на земле не учат, хотя успешность людей определяется не профессией, а их достижениями в ней и отношением к жизни в целом. Система образования практически не учит будущих граждан общества, ради чего стоит жить, нравственным идеалам, духовной культуре, этике взаимоотношений, как ставить и достигать цели, как раскрывать свой потенциал и развивать свои способности. В то же время, программы по постановке и достижению целей - являются жизненно необходимыми, их надо создавать и внедрять на всех ступенях системы образования и воспитания подрастающего поколения, если мы хотим в будущем иметь духовно развитых людей и жить в прекрасной, высокоразвитой стране. Обучение духовности, формирование у человека системы духовных ценностей, норм, идеалов, стремлений должно стать одной из основных задач образования.

Подытожим сказанное и обозначим несколько глобальных проблем, существующих в обществе по целям.

Многие проблемы общества (наркомания, пьянство, др.) напрямую связаны с бесцельностью существования людей, эгоизмом, потребительским отношением к жизни.

Мало кто в обществе в наше время ценит важность постановки жизненных целей для целенаправленного формирования гармонично развитой, высоконравственной, счастливой личности и дальнейшего развития общества.

СМИ, книги мало уделяют внимания вопросу целей, обычно говорят только о целях по самореализации. Полноты целей – охвата всех сфер жизни человека в имеющейся информации нет. Цель – развитие, цель – служение (Богу, обществу), цель - взаимоотношения – об этом мало кто вообще думает, а тем более рассматривает их как цель.

Научных знаний о постановке и достижении целей, полных, структурированных, доступных широкой аудитории, практически нет.

В системе образования программ обучения постановке и достижению Целей, формирования себя как личности, гражданина, пока тоже нет.

Пути решения проблем - ввод в образование (на всех его уровнях) программ по обучению постановке и достижению жизненных целей.

Что это даст человеку – обретение смысла жизни, вместо уныния, депрессии и зависимости от внешних обстоятельств - формирование себя и своей жизни – ощущение ее полноты и насыщенности, воодушевления и удовлетворенности в сердце. Эти знания помогут человеку не бояться жизни, а наслаждаться ею - «быть хозяином своей судьбы».

Что это даст обществу – его прогресс, рост позитивности, выход общества на новый уровень развития. Общество не существует само по себе. Общество – это совокупность человеческих личностей, которые прямо или косвенно влияют на его развитие. Существует критическая масса индивидуальных проявлений людей, которая формирует направленность развития общества, его психическое здоровье и процветание, его духовную и материальную жизнь. Поэтому очень важной заботой общества должна стать забота о духовном здоровье и развитии его членов. Общество должно формировать систему жизненных ценностей, являющихся стартовой площадкой для взлета души человека, максимального раскрытия его потенциала – творческого, интеллектуального, социального, тем самым формируя для себя же нового члена общества, способного влиять на дальнейшее развитие самого общества. Человека надо научить ставить цели, в том числе, социально значимые, пробудить стремление жить не только для себя, но и делать что-то важное для этого мира.

1.3. Роль персонального стратегического менеджмента в постановке жизненных целей

Персональный стратегический менеджмент представляет совокупность средств, форм и методов достижения человеком своих жизненных целей. Используя данный инструментарий, человек может попытаться оптимально сформировать и эффективно реализовать личную жизненную стратегию.

В основе идеологии персонального стратегического менеджмента (ПСМ) лежит мысль о том, что каждый человек хочет чего-то добиться в жизни. Осознавая свои потребности, он ставит и решает определенные задачи, достигая, таким образом, свои цели.

Характер действий по полаганию и достижению целей у разных людей различен, меняется он и у конкретного человека с течением времени. Но несмотря на это, данные процессы имеют общие черты и закономерности, что позволяет на основе анализа эмпирической информации относительно индивидуальных способов разработки и реализации жизненных стратегий сформулировать единообразный инструментарий.

Так, многие западные исследователи говорят о трехфазной модели жизненного цикла человека, а японские специалисты выделяют четыре фазы (от рождения до окончания школьного образования; поступление на работу и обзаведение семьей; трудовая жизнь; старость) . Целенаправленно управляя качественными и количественными параметрами смены фаз, человек может максимизировать полезность отдачи от каждого этапа.

Содержание самоуправления на разных этапах жизненного цикла имеет различное наполнение. В детстве человек всецело зависит от родителей, он, как правило, не способен самостоятельно принимать важнейшие решения. В зрелые годы обретается самостоятельность, и степень ответственности за принятие решений значительно увеличивается. В целом ПСМ необходимо разделить на экзогенный (экзо-ПСМ), когда разработать и воплотить жизненную стратегию человеку помогают сторонние лица (на ранней стадии – обычно родители, позже к ним подключаются друзья, педагоги, руководители и уважаемые люди), и эндогенный (эндо-ПСМ), когда человек относительно самостоятельно занимается этой работой.

Ключевыми в достижении личных жизненных целей являются следующие факторы:

Наличие стратегии жизни;

Владение технологиями ее реализации;

Умение работать с инструментами управления формированием персонального человеческого капитала.

Наличие стратегии жизни важно потому, что для осуществления некоторых жизненных целей обязательно нужно совершить ряд последовательных шагов, а иногда – пожертвовать текущим потреблением отдельных благ, чтобы получить большее количество и разнообразие благ в будущем.

Вложения в человеческий капитал, как правило, высокодоходны. Причем чем он более развит, тем большее количество ресурсов позволяет вовлекать в процесс персонального инвестирования. По мнению американского экономиста В. Боуэна: «Инвестиции в человеческий капитал подобны инвестициям в физический капитал в нескольких важных отношениях. И тот, и другой накапливаются в результате приложения экономических ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других предметов и услуг ради текущего потребления; в течение продолжительного времени и тот, и другой производят прибыли; наконец, и тот, и другой ограничены сроком жизни: машины изнашиваются, люди умирают» .

Социологи определяют понятие «стратегия жизни» в качестве символически опосредованного и выходящего по своему воздействию за пределы сознания идеального образования, реализующего в поведении человека его ориентиры и приоритеты. В повседневной жизни наиболее распространены три типа таких стратегий:

Благополучия. В ее основе лежит рецептивная (приобретательская) активность личности, направленная на обеспечение полной необходимых благ, спокойной, комфортной, размеренной и стабильной жизни;

Успеха. Данная стратегия рассчитана на общественное признание деятельности ее носителя и предполагает активную, насыщенную событиями, преуспевающую жизнь;

Самореализации. Она характеризуется творческой активностью, направленной на создание новых форм жизни безотносительно к их внешнему признанию (непризнанию), и предполагает красивую, гармоничную, близкую по своему содержанию к искусству, свободную жизнь.

Обобщенная модель механизма по разработке и реализации стратегии человеческой жизни представлена на рис. 1. В ней отражена взаимосвязь основных этапов цикла персонального стратегического управления.


Рис. 1. Основные этапы цикла персонального стратегического управления

2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА ЖИЗЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

2.1. Основные этапы поиска жизненных целей

Итак, вы хотите добиться большего в своей жизни. Сознаете ли вы, что реализация ваших намерений потребует от вас полной отдачи, отказа от чего-либо привычного для вас и напряжения всех духовных и физических сил, возможно, в течение продолжительного времени? Действительно ли это именно то, чего вы хотите? В противном случае все ваши усилия могут пропасть даром.

Однако одного желания для работы с полной самоотдачей мало, перед вами сразу же встанут десятки вопросов, на которые вам надлежит ответить. Вот хотя бы первые из них:

Каких целей вы хотите достичь?

Согласуются ли они между собой?

Существуют ли так называемая высшая цель и определенные промежуточные цели на пути к главной?

Знаете ли вы, что сами можете сделать для этого (сильные стороны) и над чем вам еще надо работать (слабые стороны)?

Для нахождения личных и профессиональных ориентиров в первую очередь выясните, чего именно вы хотите, т.е. добейтесь ясности цели. Это является предпосылкой успехов в деловом плане и в личной жизни. Найти личные жизненные цели и дать им определение означает придать своей жизни направление. Например, одним из условий успешной карьеры является правильный выбор профессии. В этом случае вы можете воплотить в действительность свои собственные ценности.

Крах или отсутствие жизненной цели – сильнейшая психотравма. Тот, кто не знает, ради чего и кого он живет, не удовлетворен судьбой. Однако часто разочарование постигает и тех, кто ставит перед собой нереальные, недостижимые по субъективным и объективным причинам цели.

Твердый порядок письменного изложения какой-либо идеи – это первый шаг к ее претворению в жизнь. В разговоре можно, часто не отдавая себе в этом отчета, высказывать всякого рода смутные и нелепые идеи. Когда же вы излагаете свои мысли на бумаге, происходит нечто такое, что побуждает вас вникнуть в конкретные детали. При этом гораздо труднее ввести в заблуждение самого себя или кого-либо другого.

Обычно цели устанавливаются на конкретный период, поэтому полезно наблюдать за процессом их определения, утверждения и приведения в действие в следующей последовательности.

Шаг первый – прояснение потребностей.

Нужно устанавливать цели в ситуации, которая не удовлетворяет вас или может стать таковой. Установление личных целей требует анализа текущей ситуации и ответа на вопрос, чего вы хотели бы добиться. Это требует воображения и определенной свободы от тех необоснованных ограничений, которые ранее были приняты без всяких возражений.

Шаг второй – прояснение возможностей.

Большинство руководителей осуществляют выбор из ряда возможностей во всех сферах жизни. Некоторые из этих возможностей могут противоречить вашим ценностям или вызывать трудности для тех, кто вас окружает. Первый шаг в прояснении возможностей состоит в установлении как можно большего их числа. Этого частично можно добиться напряжением собственной мысли, но расширить список можно путем изучения ситуации и привлечения окружающих. Разумный выбор нельзя осуществить, пока не установлены все имеющиеся возможности.

Шаг третий – принятие решения о том, что вам нужно.

Списка возможностей недостаточно; необходимо знать, к чему вы стремитесь и чего хотите добиться. Это может показаться очевидным, но определить, что вам нужно, не всегда просто. Необходимо ответить на 3 ключевых вопроса:

Что является для вас важным?

На какой риск вы готовы пойти?

Как ваши решения повлияют на окружающих?

При этом первый вопрос связан с определением ваших личных ценностей и позиций. Здесь же только необходимо подчеркнуть, что качество решений о выборе образа жизни во многом зависит от глубины самоизучения.

Второй вопрос поможет определить личные границы и пределы, влияющие на ваш выбор. Можно решить, что некоторые возможности слишком рискованны и лучше обратиться к методам действий с более надежными результатами. Однако это заставляет людей избегать рискованных возможностей, даже не оценив реальную степень риска.

Третий вопрос направлен на изучение того, кто и как может быть затронут вашими решениями. Следует определить, стоит ли результат тех затрат, которые вызваны этим влиянием на окружающих. Обсуждение идей и возможных действий с теми, кого они, вероятно, затронут, а также наблюдение за их реакцией помогут сделать трудные решения более точными.

Шаг четвертый – выбор.

Когда уже определен диапазон имеющихся возможностей и ясны потребности и желания, необходимо сделать выбор. Установление цели представляет собой активный шаг, поэтому в момент выбора вы берете на себя обязательство, что избранный образ действий обеспечит удовлетворительный результат. Кроме того, это означает, что можно осуществить и следующие шаги.

Шаг пятый – уточнение цели.

Цели полезны в качестве напоминания о том, для чего предпринимаются действия. Часто для достижения одной цели необходимы разнообразные действия. При этом можно потерять из виду желаемый конечный результат и погрузиться в текучку. Если такое случается, руководитель обычно может часами работать, напрягая все силы, чтобы добиться успеха, и все же у него мало что получается. Сопоставление логических связей между общими задачами и конкретными рабочими процессами может сократить излишние усилия в уточнении целей.

Шаг шестой – установление временных границ.

Время – это ресурс, с которым следует разумно обращаться, но которым можно и серьезно злоупотреблять. Занимаясь слишком многим одновременно, трудно добиться результата во всем, поэтому необходимо рационально распределить время. На этот процесс влияет много факторов, в том числе следующие:

Обычные требования работы;

Чрезвычайные или дополнительные требования, возникающие в работе;

Ожидания окружающих;

Личные надежды и стремления;

Чувство долга и уже взятые на себя обязательства;

Привычная практика.

Так как многие решения о том или ином использовании времени принимаются спонтанно, время зачастую тратится без какой-либо оценки реальной полезности таких затрат.

Люди должны относиться ко времени как к ценному ресурсу, подобному деньгам в банке. Время предоставляет возможности, и управление временем обеспечит расширение этих возможностей.

Шаг седьмой – контроль своих достижений.

Существуют следующие преимущества наблюдения за личными достижениями:

Появляется обратная связь с результатами работы;

Возникает чувство удовлетворения по мере продвижения к цели;

Создается возможность переосмыслить избранную стратегию и спланировать новый метод действий.

Семь шагов, рассмотренных выше, могут служить контрольным средством для прояснения целей.

2.2. Процесс нахождения целей Л.Зайверта

1. Разработка общих представлений о жизненных устремлениях.

4. Инвентаризация целей. Рассмотрим этот процесс подробнее.

1. Разработка представлений о жизненных устремлениях

Попробуйте изобразить для себя настоящую и возможную (будущую) картину вашей жизни, к примеру, в виде так называемой «кривой» жизни, отметив крупнейшие успехи и поражения в личной и профессиональной сферах. Пометьте на «кривой» то место, где вы сейчас находитесь, а также напишите ключевые слова, характеризующие успехи или неудачи, рядом с экстремальными точками вашей «жизненной кривой». Попробуйте представить свое будущее и продолжите «кривую» дальше.

Затем назовите пять важнейших пунктов (целей), которых вы хотите достичь.

2. Дифференциация во времени жизненных целей.

Разделите свои жизненные цели по временным критериям, для чего можно использовать временной ряд (табл. 1). При этом следует принимать во внимание лиц из вашего ближайшего окружения (партнеров, детей, родителей, шефа, друзей и т. д.) и события, с которыми вы должны считаться.

Таблица 1

Временной ряд для нахождения личных целей

3. Разработка ключевых представлений в профессиональной сфере.

Определите свои личные и профессиональные цели (ориентиры) по схеме:

личные желания:

Среднесрочные (5 лет);

Краткосрочные (ближайшие 12 мес.); профессиональные цели:

Долгосрочные (жизненные цели);

Среднесрочные (5 лет);

Краткосрочные (ближайшие 12 мес.).

Таким образом, вы проведете инвентаризацию своих идей, отфильтровывая при этом важнейшие позиции, т. е. жизненные личные и карьерные цели.

Обязательно выделите свои профессиональные ориентиры, так как если и есть в жизни что-то судьбоносное, так это выбор профессии, который является одним из основных условий успешной карьеры.

Попробуйте ответить на следующие вопросы:

Чем бы вы охотнее всего занимались в профессиональном отношении?

Если бы вы могли свободно выбирать служебное положение, звание, отрасль, организацию, предприятие или институт, кем бы вы охотнее всего стали?

Дать объективные ответы очень важно, ибо профессиональный ориентир является ключом к профессиональному и личному успеху, так как он:

Усиливает мотивацию трудовых достижений;

Направляет в определенное русло вашу активность, профессиональные устремления при выборе профессии;

Является руководством для последующего исполнения ваших служебных обязанностей.

Как только вы определили для себя личные и профессиональные цели, займитесь вашими личными ресурсами, т. е. средствами для достижения поставленных вами целей. Л. Зайверт называет этот процесс ситуационным анализом.

Способности человека определяются совокупностью разнообразных факторов: наследственностью, воспитанием, состоянием здоровья, средой обитания. Более того, способности не остаются неизменными, их можно развивать, но можно и утратить.

Вам следует определить, где вы находитесь в настоящее время на своей «кривой жизни», отметив свои крупнейшие успехи и поражения, указав при этом, какие качества для этого потребовались и каких недоставало. Определяя свое настоящее местонахождение, ответьте на вопросы.

В личной сфере:

Мой жизненный путь: какими были мои крупнейшие успехи и неудачи?

Каково влияние семьи (детство, юность, родители, братья и сестры, близкие)?

Каковы дружеские связи? Неприязненные отношения?

При каких обстоятельствах я чувствую себя сильным, побежденным, слабым?

Какие меры я хочу предпринять для предотвращения опасностей, трудностей, проблем?

В чем могут раскрыться мои возможности? В чем не могут? Что я могу сделать?

Что я хочу конкретно сделать, чтобы принести пользу окружающим?

В профессиональной сфере:

Знаю ли я задачи по работе на моей должности?

Знаю ли я, чего от меня ожидают?

Знаю ли я рутинные, однообразные дела, относящиеся к сфере моей деятельности? Планирую ли я их?

Устанавливаю ли я приоритеты?

Выполняю ли я своевременно свои задачи?

Каковы главные преимущества моей работы?

4. Инвентаризация целей.

Следующим шагом будет группировка ваших достоинств и недостатков и выделение двух-трех важнейших сильных и слабых сторон (табл. 2).

Таблица 2

Баланс личных успехов и неудач

Подобный анализ личных качеств является предпосылкой для планирования дальнейших шагов и мер по достижению целей.

Очень важно правильно оценивать себя, в чем могут помочь специальные системы тестирования, дающие возможность разобраться в своих достоинствах и недостатках (табл. 3).

В процессе анализа необходимые для достижения желаемых целей средства (личные, финансовые, временные ресурсы) сравниваются с реальной ситуацией. Например, выберите пять важнейших целей и определите необходимые для них средства (табл. 4).

Таблица 3

Тест «мои способности»

Проверьте, чего еще вы должны достичь или к чему приступить, чтобы ближе подойти к соответствующей цели, укажите необходимую для достижения целей квалификацию. Теперь поставьте конкретные реальные практические цели по приобретению опыта и способностей, которых вам еще не хватает.

Таблица 4

Анализ «цель – средство»

Используя данные табличные формы, можно определить соотношение ваших желаний и ваших личных качеств и способностей и на основании полученных результатов выработать свой индивидуальный алгоритм технологии поиска личных и профессиональных целей.

2.2. Технология построения и реализации жизненной стратегии

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения миссии и целей, а также позволяет выработать стратегию поведения, дающую возможность осуществить свою миссию и достичь поставленных целей .

В ходе такого анализа предполагается изучение двух составляющих:

Макроокружения;

Внутренних возможностей личности.

Изучая аспекты своего внешнего окружения, человеку нужно убедиться в том, какие возможности открывает перед ним жизнь, какие сферы общественного и экономического функционирования его привлекают, какие препятствия он может встретить на жизненном пути и какие последствия могут иметь те или иные шаги, которые он сделает в жизни.

Путем анализа своих внутренних возможностей человеку необходимо выяснить, на какие стратегические конкурентные преимущества он может рассчитывать в перспективе, развивая потенциал, которым обладает в данный момент.

Миссией человека можно назвать основную цель его жизни, которая, по словам А. Томпсона и А. Стрикленда, должна формулироваться «прежде всего с точки зрения повышения социальной роли» данного индивида.

Видение – это идеальный образ будущего состояния жизни, которого человек может достичь при самых благоприятных условиях. По мнению Б. Карлофа, оно «может служить основой для определения уровня притязаний в процессе стратегического планирования» .

В концепции ПСМ ключевым фактором, способным кардинально повлиять на формирование всей стратегии жизни, наравне с анализом среды является наличие у человека сформировавшейся персональной идеологии. Под этим термином обычно понимается «система идей и взглядов: политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности» . В ПСМ от качества персональной идеологии зависит обоснованность принятия и выполнения как стратегических, так и оперативных решений.

На этапе определения стратегических целей осуществляется первичная декомпозиция (секторизация) миссии на две логически обособленные группы в зависимости от сферы жизни – профессиональную и социальную. Дальнейшая декомпозиция и операционализация жизненной миссии идут в рамках названных сфер. Стратегические цели в концепции ПСМ имеют долгосрочный характер и формируются исходя из состояния жизни человека в пределах максимально возможного временного горизонта.

В целом процесс определения стратегических жизненных целей человека согласно концепции ПСМ описывается схемой, разработанной на основе алгоритма поэтапной реконструкции жизненной стратегии личности, в виде «постепенного обновления стратегии жизни путем последовательной «разработки» и «сборки» ее исходных компонентов – образов, смыслов жизни, жизненных ценностей, норм и целей» (Приложение).

На рисунке стадии формирования целей представлены в виде ряда структурно сопряженных процедур, аналогичных последовательности элементов системы стратегического ориентирования:

преображение – соединяет в себе эмоционально-чувствительное восприятие настоящей жизни и поиск новых образов; на этом этапе стратегический выбор личности характеризуется кардинальным изменением способа восприятия жизни и соответствующих ему образных представлений;

переосмысление – сопровождается отказом (частичным или полным) личности от прежних смысложизненных ориентаций и формированием нового представления о смысле жизни;

переоценивание – происходит изменение ценностных ориентаций, принятых на долговременную перспективу, в результате чего осуществляется смена ценностной парадигмы личности, ее высших диспозиций;

нормативная переориентация («перенормирование») – характеризуется пересмотром жизненных норм, а также соответствующих им принципов и правил;

целевая переориентация («перенацеливание») – означает выбор и разработку стратегических жизненных целей, т.е. формирование новых целевых ориентаций .

На этапе разработки идет формирование общих и частных инструментов реализации жизненной стратегии. В первую очередь создается концепция достижения стратегических целей (она представляет собой обобщенное изложение основных подходов, принципов и методов). Затем вырабатывается общая стратегия жизни. После этого осуществляется ее декомпозиция на ряд взаимосвязанных компонентных стратегий, которые преследуют свои цели. Таким образом, происходит последовательная операционализация этапов всех компонентных стратегий с единой временной и качественной взаимоувязкой. На этой базе создается общая программа реализации жизненной стратегии. Причем компонентные подпрограммы оперируют рядом конкретных и общих ПСМ-технологий, которые применяются как в экзогенном, так и в эндогенном персональном стратегическом управлении.

На данном этапе также осуществляется операционализация трех основных стратегических активов человека, имеющихся у него на момент разработки стратегии: человеческого капитала; финансовых ресурсов; времени. В свете этого среди разрабатываемых на этапе подпрограмм отмечу следующие:

Инвестирование в персональный человеческий капитал;

Эффективное распределение личного времени исходя из его альтернативной стоимости;

Оптимизация персональных финансов;

Образовательно-трудовая (помогающая оптимизировать издержки при получении необходимого образования и осуществлении профессиональной карьеры).

Реализация стратегии, выработанной на предыдущем этапе, происходит путем выполнения компонентных подпрограмм в установленные сроки с одновременным достижением параметров, предусмотренных стратегическими целями.

На этапе корректировки жизненной стратегии осуществляется ее адаптация к новым стратегическим ориентирам, современным требованиям и вызовам внешней среды, а также к тем качествам, которые человек обнаружил в себе.

Личность, осознавая свои возможности, используя положительные стороны натуры и сознательно корректируя индивидуальные качества в ту или иную сторону, может кардинально изменить ход своей жизни в желаемом направлении.

3. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ КАК

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ

Последняя фаза процесса постановки целей – конкретное формулирование практических целей для последующей стадии планирования. «Цель» по самой своей глубокой сути есть опережение реальных событий действительности. Каждая цель реализуется в действие. При этом реализация цели в действие представляет собой сложный процесс.

Объясняя свои поступки, человек ссылается обычно на определенные причины, вынудившие его поступить так, а не иначе, и говорит себе и всем заинтересованным в этом людям, что он стремился к достижению какой-то цели.

Анализ человеческого поведения показывает, что между целью и поступком нет однозначного соответствия. Одна и та же цель может быть достигнута многими путями, и один путь ведет к разным целям. У каждого человека должна быть сформирована более или менее устойчивая система целей: одни цели более предпочтительны, другие отодвинуты на второй план. В совокупности целей каждого человека обнаруживаются цели главные и промежуточные, подчиненные главным, но без которых нельзя достичь конечной цели. К одним целям человек проявляет чрезвычайный интерес и готов пожертвовать самым дорогим для их достижения, другие же цели его мало волнуют, не затрагивая эмоциональной сферы. На языке теории управления такая система соподчиненных целей называется деревом целей.

Французский социолог Б. Гурней выделяет четыре типа личных целей человека, вступившего в управленческую организацию:

1. Стремление к безопасности, к исключению угроз риска для себя лично.

2. Стремление к повышению жизненного уровня. Для понимания этой цели следует иметь в виду, что удовлетворенность работников своей зарплатой зависит не только от абсолютной величины вознаграждения, но и от соотношения с зарплатами их коллег.

3. Стремление к власти. Эта цель распадается на ряд взаимосвязанных подцелей: стремление к расширению круга своих полномочий, достижению автономии, продвижению вверх по служебной лестнице.

4. Стремление повысить и укрепить престиж. Эта цель разбивается на две подцели: укрепление личного престижа и престижа самой организации.

Шансы на успех при формулировании целей возрастают, если удается избежать следующих потенциальных слабостей:

1. Недостаток реализма. Цели должны быть достижимы, хотя предпочтительно, чтобы они требовали некоторого напряжения возможностей человека.

2. Неопределенные временные рамки. Хорошо установленные цели содержат временные рамки их достижения. Последние могут периодически пересматриваться.

3. Отсутствие измеримости. Всегда, когда это возможно, цели должны быть выражены в измеряемых понятиях. Это позволяет четко оценивать достигнутое.

4. Неэффективность. Цели имеют смысл только в том случае, если они явно вписываются в более общие задачи работы. Поэтому основным критерием здесь является эффективность, а не эффектность, и такие цели должны иметь свое место в задачах организации.

5. Недостаток совместной заинтересованности. Люди, объединившиеся для совместной работы ради достижения общей цели, могут получать дополнительные силы от работы в группе.

6. Конфликт с другими. Цели индивидуальной или групповой работы определяются таким образом, что они противоречат друг другу. Способов преодоления этих конфликтов немного, и масса усилий тратится впустую.

7. Недостаток информированности. Большие организации особенно уязвимы к сбоям в распространении информации. Совет директоров устанавливает цели, часто выраженные в финансовых показателях, но затем не информирует об этом. Возможно, какие-то фрагментарные известия просачиваются к подчиненным, но им недостает убедительных целей, выраженных в общечеловеческих понятиях.

8. Использование в качестве наказания. Установление целей может использоваться для преследования и наказания людей. Когда подобная философия широко распространяется, процесс установления целей воспринимается отрицательно и искусно саботируется.

9. Недостаток анализа. Большим преимуществом установления целей является создание основы для систематического анализа. Проведение консультаций позволяет обучать людей, в результате чего происходят изменения в ресурсах и системах.

Обычно имеется 5–8 основных позиций достижения цели. Основные позиции в некотором смысле есть более подробно описанная цель. Для наибольшего успеха в достижении цели выпишите для себя свои общие цели и основные позиции их достижения .

Цели задают направление движения. Можно представить себе большое океанское судно. Хотя на нем есть все необходимое, чтобы перевезти тяжелый груз из одного пункта в другой, оно не может двигаться без руля. Цели – это и есть руль в индивидуальном и групповом движении. Без него имеющиеся способности неверно направляются и соответственно тратятся зря.

Каждая цель имеет смысл тогда, когда установлены сроки ее воплощения и сформулированы желаемые результаты. Попробуйте сформулировать их применительно к своим желаемым и практическим целям и проверьте свои планы с точки зрения реалистичности.

Примером может служить следующий жизненный план (табл. 5).

Таблица 5

Жизненный план

При конкретном формулировании практических целей необходимо помнить и о таких аспектах, как физическое состояние, так как хорошее здоровье является предпосылкой активной жизни и успешного самоменеджмента. Для этого необходимо предусматривать в своих периодических планах (годовых, месячных, недельных и дневных) мероприятия для укрепления здоровья: ежедневные пробежки на свежем воздухе, лечение, плавание, лыжные пробеги, профилактические осмотры и т. д.

Не следует забывать о самообразовании, повышении уровня знаний и квалификации, своем культурном просвещении (путешествие, участие в культурных мероприятиях и т. п.).

Многие менеджеры считают, что личные цели помогают добиться больших перемен, если они отвечают следующим критериям:

Человек чувствует себя лично заинтересованным в их достижении.

Возможно успешное продвижение к ним малыми шагами.

Установлены временные пределы.

Четко установлен конкретный конечный результат .

Основные характеристики цели: точность определения, возможность измерить, достижимость, реалистичность, указание временных интервалов на ее исполнение.

Коротко остановимся на каждой из этих составляющих.

Точность определения цели. Приводит к получению конкретного результата.

Возможность измерить. Предполагается использовать цифры и другие общепринятые стандарты, позволяющие четко сопоставить то, что было до реализации цели и после нее.

Достижимость. Возникает вопрос: как добиться данной цели? Если вы имеете небольшой опыт или низкую квалификацию, то следует об этом подумать и записаться на специальные курсы.

Реалистичность. Помнить о том, что для достижения цели понадобится не один вечер.

Указание временных интервалов. Точно определить, на какой срок рассчитана ваша цель.

Постоянство и важность целей в жизни человека бывают различными. Некоторые из них имеют фундаментальный характер и сохраняются на протяжении жизни поколений (например, стремление к прибыли), другие цели более поверхностны и имеют временный характер (например, желание приятно провести Рождество).

Так или иначе, осознанно или нет, но вы думаете о своих жизненных целях всю жизнь. Однако думать о них и записать на бумагу – разные вещи. Незаписанные цели часто остаются туманными и утопическими мечтами, вроде таких мыслей: «хорошо бы попутешествовать», «хорошо бы стать миллионером». Запись же требует от вас большей определенности в выражении, цели сужаются: вы должны выразить ваши стремления в нескольких словах, а не в том их множестве, которое прошло в ваших мыслях.

Документом, который поможет вам установить, чего на самом деле вы хотите добиться, является Декларация Жизненных Целей. Она придаст вашей жизни целеустремленное направление, поможет вам почувствовать себя хозяином своей судьбы.

Всем известно, что легче установить цели, чем достичь их. Многие небрежны и нереалистичны в формулировании целей, потому что слишком легко относятся к своим обязательствам и готовы в любой момент забыть о них. Поведение человека, эффективного в постановке целей, характеризует тщательное изучение возможных обязательств и реальности их выполнения, прежде чем он возьмет их на себя. Такой человек ответственно относится к своим обязательствам и к усилиям, требуемым для достижения целей, какие бы трудности ему ни встретились. Подобное отношение также ценно, если оно распространяется и на цели, принятые совместно с окружающими.

Цель, сформулированная в общем виде, может служить полезным руководством, но она не всегда способна привлечь внимание к тому, что нужно сделать, чтобы добиться успеха.

Вот несколько примеров личных целей, сформулированных в общем виде:

Быть удачливым в работе.

Иметь хорошие отношения со своей рабочей группой.

Уметь расслабляться в домашней обстановке.

Получать удовольствие от занятий спортом.

Об этих заявлениях нельзя сказать, что они достаточно определенны и увязаны во времени, хотя указывают на общую цель и область, в которой можно добиться успеха. Для того чтобы подобные заявления оказались полезными, они должны быть превращены в нечто более конкретное с помощью вопросов о том, как этих общих целей можно достичь, и постановки конкретных задач, четко расписанных во времени.

Следует ставить реальные цели. При этом не берите на себя слишком много, поскольку в этом случае персональные задачи имеют мало шансов быть выполненными. Чем больше целей вы себе поставите, тем больше вам придется менять в вашей прежней жизни, тем больше придется развивать активность.

Необходимо также устанавливать краткосрочные цели, согласованные с достижением ваших долгосрочных глобальных целей. При стремлении к долгосрочным целям вы должны считаться с изменением внешних условий и возникновением новых тенденций. Поэтому наряду с общими целями важно с точки зрения психологической мотивации ставить перед собой и краткосрочные достижимые подцели и добиваться промежуточных успехов.

Установление целей привносит в жизнь людей элементы директивной плановости. Нельзя допускать, чтобы попытки установления ясных целей подавляли непосредственность и ограничивали свободу реакции на новые ситуации. Наилучшим образом определенные цели – это те, которые позволяют быть более открытым по отношению к имеющимся возможностям.

При обнаружении непреодолимых, на ваш взгляд, препятствий в достижении целей необходимо задать себе следующие вопросы:

Действительно ли ваши цели важны для вас? Цели, в которых действительно не заинтересованы, обычно не достигаются.

Реальны ли ваши цели? Бывает, что люди устанавливают цели, которых почти невозможно добиться, а потом удивляются своей неудаче.

Вложили ли вы в достижение целей достаточно сил и внимания?

Вполне достижимые цели могут быть не реализованы из-за того, что для преодоления препятствий не было приложено достаточных усилий.

Сохраняют ли ваши цели актуальность? Возникновение новых обстоятельств может сделать некоторые ваши цели устаревшими.

Достаточно ли вы привлекали к вашему делу окружающих? Без помощи и поддержки многие проекты обречены на неудачу. Установление на ранних этапах работы взаимосвязей с окружающими помогает продвижению вперед.

Не слишком ли рано вы хотите сдаться? Во многих случаях люди «признают себя побежденными» слишком рано, тогда как настойчивость могла бы привести к успеху .

Выбор четких, ясных и, самое главное, правильных целей – процесс очень важный для каждого руководителя. Не каждый человек может четко выделить главные стремления в своей жизни и карьере. Для этого необходимо иметь определенный тип мышления, чтобы поставить частные цели на службу общим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в результате выполнения курсовой работы были исследованы теоретические и практические аспекты технологии поиска жизненных целей.

В заключение стоит отметить следующее.

Постановка цели - не просто полезное занятие, а совершенно необходимый элемент успешной деятельности. Победители в жизни знают, куда держат путь. Проигравшие идут только туда, куда их посылают, или остаются на месте. Они проводят свою жизнь, работая для достижения целей других. Цель организует усилия. Фиксируясь в уме и пронизывая все подсознание, она начинает автоматически влиять на ваше поведение, направляя его на достижение результата. Психологическим эффектом этого будет то, что задача закрепится в вашем подсознании настолько, что будет принята за образец и план действия, который станет в конце концов доминировать во всей вашей жизнедеятельности и последовательно поведет вас к достижению цели.

Существуют различные технологии поиска жизненных целей. Каждый человек выбирает вправе выбрать любую из них. Как говорится: «Ваша жизнь - в ваших руках, и вы можете сделать ее такой, какой пожелаете».

Изложенные выше технологии позволят сконцентрировать все свое внимание, силы, энергию на достижение поставленной цели, и помогут проявить себя с самой лучшей стороны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Проспект, 2003. – 405с.

2. Глухов В.В. Менеджмент. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 608с. Дорофеева Л.И. Менеджмент. – М.: Эксмо, 2007. – 192с.

3. Гурней Б. Введение в науку управления. Пер.: Яковлев Г.С., Ред.: Пискотин М.И. – М.: Прогресс, 1969. – 430с.

4. Зайверт Л. Ваше время в Ваших руках. Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время: Пер. с нем. – М.: ИНФРА-М, 1995. – 265 с.

5. Ли Якокка. Карьера менеджера (пер. Р.И.Столлер) // электронный ресурс. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/76377/read

6. Маккей Х. Как уцелеть среди акул. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы/ Б.Карлоф. – М.: Юнити. – 2003. – 338с.

7. Михалева Е.П. Менеджмент. Конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 192с.

8. Производительные силы человека: структура и формы проявления. – СПб., 1993. – 120с.

9. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование// Социологические исследования. – 2006. – № 6.–С. 112-119.

10. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности //Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 101, 103-104.

11. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманит изд.Центр ВЛАДОС, 2001. – 320 с.

12. Современный словарь иностранных слов. – М.: ЮрайтИздат. – 2009. – 714с.

13. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Лидер, 2006. – 592 с.

14. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. – М. – 2008. – С. 562.

Зайверт Л. Ваше время в Ваших руках. Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время: Пер. с нем. – М.: ИНФРА-М, 1995. – С. 48.

Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Проспект. – 2003. – С. 40.

Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. – М. – 2008. – С. 562.

Маккей Х. Как уцелеть среди акул. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы/ Б.Карлоф. – М.: Юнити. – 2003. – С. 244.

Современный словарь иностранных слов. – М.: ЮрайтИздат. – 2009. – С. 223.

Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование// Социологические исследования. – 2006. – № 6. – С. 119.

Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование// Социологические исследования. – 2006. – № 6. – С. 112.

Гурней Б. Введение в науку управления. Пер.: Яковлев Г.С., Ред.: Пискотин М.И. – М.: Прогресс, 1969. - С. 16.

Глухов В.В. Менеджмент. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – С. 359 – 360.

Дорофеева Л.И. Менеджмент. – М.: Эксмо, 2007. – С. 97.

Вы задавали себе когда-нибудь вопрос о цели жизни? Задумывались ли Вы о смысле своего рождения в этом мире? Вам интересно узнать, какие цели должны быть в жизни человека?

В давние времена мудрецы говорили, что человек должен в первую очередь задавать себе следующие вопросы:

«Кто я такой? Зачем я живу здесь?»

Именно тогда у него начинается настоящая жизнь, а до этого он просто влачит бессмысленное существование, главными задачи которого является стремление удовлетворить самые низменные потребности: еда, сон, секс и защита.

Первостепенная цель в жизни каждого человека

На первый взгляд это может показаться удивительным, но подавляющее большинство людей живёт в плену иллюзии.

Они просто спят, едят, работают, занимаются сексом, стремятся обезопасить себя от внешних опасностей и получить как можно больше удовольствий. На этом все устремления людей заканчиваются.

Вам не приходила мысль, что делая только те действия, которые я только что перечислил, наша жизнь ничем не отличается от жизни обычных животных, у которых есть такие же потребности?

Человек не животное, а значит, у него должен быть ещё более глубинный смысл жизни.

Поэтому первое, что должен сделать разумный человек, это задать себе вопросы о смысле своего существования и изо всех сил попытаться найти на них ответы . Вот какие цели должны быть в жизни в первую очередь. Если этого не сделать, то человек никогда не сможет стать по-настоящему счастливым, успешным и здоровым.

Действительно разумный человек должен стремиться разобраться в глубоких философских вопросах об этом мире, о Боге, о своей истинной духовной природе.

Без понимания законов вселенной и чётких конкретных осознанных целей в жизни практически невозможно достичь чего-либо стоящего. Сегодня можно видеть тысячи и десятки тысяч людей, которые живут просто под влиянием своей судьбы. Они являются марионетками, но даже не осознают этого.

И даже если человек не хочет вдаваться в философию и духовные знания, то для того, чтобы стать успешным и здоровым, ему необходимо иметь конкретные цели в жизни и знать, как именно он хочет их достичь.

Тогда смутные мечты становятся по-настоящему поставленными целями.

Зачем нужно ставить конкретные цели?

Существует общеизвестный факт, который говорит о том, что мы сами строим своё будущее нашими мыслями и желаниями, которые лежат в основе всего.

Энергия желания – самая сильная энергия во вселенной.

Статистика говорит о том, что меньше 3% всех людей достигают гораздо больше, чем все остальные 97% вместе взятые. И главное отличие этих 3-х процентов в том, что они знают, какие цели должны быть в жизни и имеют ясные и чёткие цели на всех уровнях.

Как Вы думаете, удалось бы собрать автомобиль на производстве без тщательно разработанного плана? Если бы конструкторы просто смутно представляли, чего они хотят, то очень маловероятно, что у них что-нибудь получилось бы.

К огромному сожалению многие из нас относятся к жизни безответственно и в жизни просто «плывут по течению». Они не знают к чему стремиться и что конкретно они хотят от жизни.

Большинство людей живут неосознанной жизнью или целями и планами, которые навязаны извне.

Закон этой жизни заключается в том, что либо мы планируем и строим свою жизнь, либо за нас это делают другие.

Из вышесказанного следует, что человеку важно ставить конкретные и чёткие цели, а также составлять план их достижения.

Главная цель жизни

Для счастливой жизни человеку нужно, чтобы в ней был смысл. И именно цели наполняют нашу жизнь смыслом.

Но на самом деле в жизни должно быть то, что будет вызывать у нас энтузиазм и желание просыпаться по утрам. Наличие великих целей способно даже облегчать страдания в жизни, тогда как человека живущего бесцельно раздражает всё вокруг.

Цель жизни должна вдохновлять нас, и для этого она должна быть возвышенной и даже, в некотором роде, недостижимой.

Лучший вариант: это достигнуть любви к Богу.

Или же это могут быть исходящие из этого варианта цели: распространять духовные знания в мире, помогать страдающим и больным людям и т.п. Такие цели будут наполнять человека счастьем и энтузиазмом.

Идеально, если главная цель жизни будет включать в себя три следующих аспекта:

  • Цель осознать себя и свою природу: своё истинное Я
  • Цель осознать Бога, как Верховную Личность, от Которой зависит всё в нашей жизни (ну или практически всё, так как небольшая доля свободы нам всё таки даётся)
  • Восстановить свои отношения с Богом (Далеко не просто, но принесёт счастья и удовлетворения в миллиарды раз в больше того, что может нам дать удовольствия обыденной жизни)

Священные писания и мудрецы говорят, что если хотя бы не начать делать шаги в этом направлении, то жизнь можно будет считать прожитой зря.

С другой стороны, если человек ставит конечную цель жизни невысокую, то он подвергает себя большой опасности. Когда он достигнет этой цели, то у него может пропасть смысл жизни. Подсознание в такой момент говорит: «Ты достиг всего, к чему стремился. Тебе незачем больше жить». Человек может впасть в глубокую депрессию, заболеть или даже умереть.

Поэтому искренне Вам не советую ставить целью жизни такие вещи, как «заработать миллион долларов» или «стать директором предприятия», или же «выйти замуж за богатого человека» и так далее.

Важное условие при постановке целей, особенно конечных целей жизни:

Нужно стараться, чтобы эти цели имели бескорыстную природу. Это даёт много вдохновение и радости.

Цели только ради себя любимого или максимум для своих близких эгоистичны и корыстны по своей природе, что в конечном итоге всегда приносит страдания и несчастья.

Список целей жизни человека

Итак, если Вы хотите быть счастливы, необходимо, чтобы в Вашей жизни были большие вдохновляющие цели. Гармоничная личность имеет цели во всех основных сферах жизни: духовной, интеллектуальной, социальной и физической.

Помните про то, что нужно стремиться быть бескорыстным, а также Ваши цели не должны причинять страдания и боль не одному живому существу. Да-да, гармоничная и разумная личность ценить не только человеческую жизнь, но и жизнь других живых существ: муравья, слона и даже растений.

Цели в физической сфере

Примерный список того, какие цели должны быть в жизни на физическом уровне:

  1. Достижение физического здоровья
  2. Соблюдение чистоты тела
  3. Потребление достаточного количества чистой воды
  4. Правильное и благостное питание
  5. Развитие гибкости тела
  6. Установление правильного режима дня (ранний подъём и отбой)
  7. Избавление от каких-либо болезней
  8. Замедление процесса старения

Это список можно продолжать долго. Главное, чтобы эти цели не слишком замыкали человека на своём теле, которое должно являться просто инструментом для достижения главных целей жизни.

Цели в социальной сфере

На что нужно обратить внимание в этой сфере:

  1. Установление хороших взаимоотношений с родителями
  2. Гармоничные отношения с мужем или женой
  3. Хорошие отношения с детьми и внуками
  4. Уважительное и ненасильственное отношение ко всем живым существам
  5. Жить в соответствии со своей природой (мужской или женской)
  6. Строить гармоничные отношения со всеми окружающими людьми (друзьями, коллегами и т.д.)

Сфера взаимоотношений очень важна в жизни человека.

Цели в интеллектуальной сфере

На интеллектуальном уровне могут быть такие цели:

  1. Умение ставить сами цели
  2. Развитие своих творческих способностей
  3. Изучение языков
  4. Работа над успокоением ума (очень важно)
  5. Умение отличать вечное от временного, духовное от материального
  6. Получение способности изменять свою судьбу
  7. Получение научной степени или чего-то подобного
  8. Развитие силы воли

На этом уровне целей может быть много, но они не являются и не должны являться главными целями жизни. Самые важные и главные жизненные цели ставятся на духовном уровне.

Цели в духовной сфере

Какие цели в жизни должны быть в духовной сфере:

  1. Достичь бескорыстной безусловной любви к Богу
  2. Умение жить в настоящем моменте
  3. Развитие в себе возвышенных качеств: бескорыстие, смирение и др.
  4. Искоренение в себе корысти, эгоизма, гордости, вожделения, желания славы
  5. Уметь видеть проявление Бога везде и во всём
  6. Не быть зависимым от чего-то или кого-то в этом мире
  7. Развивать внутреннее умиротворение, жизнерадостность и спокойствие

Эти цели на порядок выше всех предыдущих, так как неразрывно связаны с нашей истинной духовной природой. Обязательно ставьте их в своей жизни.

Резюме: Какие цели должны быть в жизни?

Подведём небольшой итог статьи (выделим моменты, которые нужно запомнить раз и навсегда).

Первое и самое главное при постановке целей, это задать себе важные вопросы о своей природе и смысле своего существования.

Задайте себе следующие вопросы: «Какова моя истинная природа? Зачем я живу здесь?» Затем найдите на них ответы.

Далее нужно ещё раз осознать, что только великие и на первый взгляд недостижимые цели способны наполнять жизнь смыслом и давать человеку вдохновение и энтузиазм. Такие цели должны быть максимально бескорыстными и направленными на благо других.

Затем пропишите цели во всех главных сферах жизни. Они должны быть как можно более конкретными и чёткими. Для того чтобы ставить цели правильно и затем успешно достигать их, изучите статью:

http://сайт/wp-content/uploads/2017/06/kakie-celi-dolzhny-byt-v-zhizni.jpg 320 640 Сергей Юрьев http://сайт/wp-content/uploads/2018/02/logotip-bloga-sergeya-yurev-2.jpg Сергей Юрьев 2017-06-12 05:00:59 2018-06-18 12:35:00 Какие цели должны быть в жизни: список основных целей

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня я хочу поговорить с вами на тему успеха, гармонии нашей жизни. Ведь все мы хотим быть счастливы, жить полной насыщенной увлекательной жизнью, не знать о горе и болезнях. На самом деле, все это реально, нужно только взяться и сделать все возможное, чтобы сферы жизни человека всегда взаимодействовали между собой гармонично и развивались одновременно.

Вся наша жизнь разделена на несколько частей – сфер. Каждая из которых отвечает за определенную область. Когда я искала информацию на эту тему, читала книги и статьи, то пришла в небольшое замешательство. В каждом источнике была разная информация, разное количество областей жизни. Но потом до меня дошло, что в принципе человек сам может определить части колеса баланса, о котором мы будем говорить в следующих статьях. Для одного человека отдых и хобби одно и то же, для другого это совсем разные состояния. Но, тем не менее, есть явные сферы, которые в обязательном порядке обязаны развиваться гармонично, например здоровье, карьера, саморазвитие.

Главные сферы жизни человека

Я поделюсь своим видением, но вам ничего не мешает выделить свои области, которые, по вашему мнению, играют важную роль в жизни.

Итак, есть такие сферы жизни, как:

  1. здоровье и спорт
  2. дом, окружающее пространство
  3. карьера и финансы
  4. саморазвитие
  5. отношения
  6. отдых, развлечение
  7. внутренний мир

У вас они могут иметь немного другой вид, например, можете включить пункт путешествия, семья, отделить карьеру от финансов, добавить эмоции и яркость жизни. Так как знаете вы себя, никто не может знать. Покопайтесь в себе, запишите желания, цели, мечты и составьте свои области своей жизни.

Ошибка многих людей состоит в том, что они развивают только несколько сфер, а то и одну, к примеру, карьеру, забывая о своем здоровье, отдыхе, детях и жене. Это вносит дисбаланс в энергетику человека. Со временем это отражается на всем его окружении, да и внутренний мир страдает. Это происходит незаметно, постепенно. Например, человек – карьерист, всю жизнь зарабатывал деньги, пахал день и ночь, старался быть финансово независимым, но через какое то время его силы иссякают, ведь он совсем не заботился о здоровье и забыл, что такое отдых, его жена завела любовника, ведь он не уделял ей времени, дети подросли и даже не могут вспомнить счастливые моменты, проведенные с отцом. Печальная картина, не правда ли? Я думаю, никто не хотел бы оказать в данной ситуации

Это произошло по одной причине, неграмотном использовании своих и определения основных сфер жизни. Запомните, если вы хотите быть счастливым, необходимо развиваться во всех направления, как бы вам не хотелось. Пусть где то вы будете активнее, где то пассивнее, но выделить определенное количество времени на все остальное вы обязаны ради себя самого.

Давайте теперь рассмотрим все сферы по отдельности, что они включают и за что отвечают.

Здоровье и спорт

Физическое и психологическое здоровье – основа всего, что у нас есть. Если у нас не будет энергии, то мы ничего не добьемся в этой жизни. Способность двигаться, что то делать, есть и пить дано нам природой, но всем этим мы должны правильно пользоваться. , регулярное занятие спортом – нескончаемый источник здоровья и долголетия. Алкоголь и курение загубило множество хороших людей, которые могли бы стать лидерами и добиться успеха и процветания.

Домашнее и окружающее пространство

Я уделяю данной сфере особое внимание, хотя некоторые не придают ей значение. Почему? Даже не подозреваю, наверное, считаю ее не столь важной. Но я думаю совсем по-другому. Дом и его атмосфера очень сильно влияет на внутреннее состояние человека, можно сказать даже вдохновляет и расслабляет одновременно. Грамотная способно высвободить огромное количество времени на решение других задач, особенно это касается женщин, которые больше всего тратят время в этой области.

Карьера и финансы

Быть успешным в карьере, самореализоваться, стать финансово независимым – цель и мечта многих из нас. Это очень важная область жизни, хотя многие это отрицают и утверждают, что не в деньгах счастье. Я согласна, можно найти счастье в мелочах, но это не на долго. В пору телевидения и современных технологий, мы не может хотеть минимум для себя. Увидев фильм про природу, у нас появляется мечта побывать в этом месте, увидев красивый дом с бассейном, нам непременно захочется иметь такой же. Это становиться целью, а для того, чтобы она осуществилась, нужны деньги, а деньги возможно добыть при успешной карьере.

Саморазвитие

Это сфера часто остается недооцененной и не использованной. В это понятие я включаю чтение книг, учебу, прохождение тренингов, мастер-классов, получение навыков, изменение себя, отказ от вредных привычек. То есть все, что направлено на совершенствования себя и достижение своих целей, стремления приблизиться к мечте.

Отношения

Способность к коммуникации, к построению добрых отношений с близкими, общение с коллегами и друзьями – все это относиться к данной области жизни. Наше общество не терпит грубиянов и нахалов. Наша семья хочет иметь постоянный контакт между всеми членами семьи. Все любят честных, справедливых и достойных людей. Стать таким очень сложно, но к этому нужно стремиться. Одна из человеческих необходимостей – общение, разговор, диалог.

Отдых и развлечение

Название этой сферы жизни говорит само за себя. Умение правильно спланировать свой отдых, расслабиться и получить удовольствие очень важно. Забыться, отвлечься от проблем и думать о себе необходимо регулярно. Для каждого понятие отдых и развлечение свое. Для кого-то отдыхать, это значит заниматься своим любимым хобби, для других понежиться в , для третьих путешествовать по необычным местам нашей планеты. Выберите свое занятие, которое принесет вам удовольствие.

Внутренний мир

И последняя область, о которой я хотела бы рассказать – это внутренний мир. Он и играет огромную роль в постановке наших целей, задач. Сюда можно смело включать эмоции, устойчивость к стрессу, мотивацию, духовную жизнь.

Для того, чтобы оценить нашу жизнь во всех ее сферах, поставить правильно цели и задачи, исправить ошибки и добиться гармонии, необходимо составить колесо жизненного баланса, но о том, как это сделать читайте в следующих статьях.

Для того, чтобы не пропустить интересные и познавательные посты, обязательно подписывайтесь на обновления блога!

В комментариях не забывайте писать о своих сферах и областях жизни. И еще, все они без друг друга ничего не значат, их связь равно гармонии жизни. Не забывай об этом. Они не могут сосуществовать по отдельности, это одно целое – наша жизнь.

До скорых встреч! Пока-пока!