Какие ошибки допущены этих предложениях. Какие ошибки допущены по настоящему делу? Почему это происходит

§12. Понятие фонемы

Одной из основных фонетических единиц языка является звук – минимальная речевая единица (см. § 4). Следовательно, легко предположить, что именно звук выполняет смыслоразличительную функцию: [пыл] – [пыл`] (пыл – пыль) , [жа́лъс`т`] – [ша́лъс`т`] (жалость – шалость) , [бак] – [бок] – [бык] (бак – бок – бык) . Отчасти это правильное предположение: в приведённых примерах различия в качестве противопоставляемых звуков, находящихся в сильных позициях, оказываются существенными, ведущими к изменению значения слов. Вместе с тем есть звуки, которые неспособны сами по себе изменить слово или его форму. Например, слово весна можно произнести со звуком [и э ], более приближённым к [э] или к [и], слово змея – с твёрдым [з] или мягким [з`], но в любом случае слова останутся теми же самыми: их значение не изменится.

Нетрудно заметить, что любое слово в устах разных людей, например, мужчины, женщины или ребёнка, будет произнесено по-разному. Более того, даже один и тот же человек в разное время, в зависимости от обстоятельств, эмоционального состояния и от особенностей своей речи, произнесёт то же слово неодинаково с точки зрения звучания. Это значит, что в одном и том же слове человек каждый раз произносит звуки по-разному, а следовательно, это будут разные звуки. Тем не менее, невзирая на множество вариантов, которые не влияют на изменение значения слова, человек воспринимает одно и то же слово, произнесённое разными людьми при разных обстоятельствах, именно как одно и то же слово с одним и тем же набором звуков.

Итак, одни звуки в определённых случаях способны различать слова и морфемы, а другие – нет, потому что отождествляются говорящими и воспринимаются как один и тот же определённый звук. Следовательно, можно говорить о существовании особой фонетической единицы, объединяющей в нашем сознании разные варианты звуков. Такая единица называется фонемой . Характерной её особенностью является то, что именно фонема различает отдельные слова или морфемы (поскольку, как сказано выше, произношение вариантов звуков в одном и том же слове не приводит к его изменению), т.е. разные звуки, выступающие в одной и той же позиции, представляют разные фонемы, если они меняют значения слов: [дом], [жом], [ком], [лом], [ном], [ром], [сом], [том].

Вместе с тем в одну фонему объединяются разные звуки, выступающие в разных позициях, но в пределах одной морфемы. Таким образом, фонема может не только различать, но и отождествлять морфемы .

Человек, говорящий по-русски, без труда назовёт однокоренными слова поездка, езда, ездить, выезд, объездчик . Но если сравнить звуковой состав корня, то получится, что в каждом случае он разный:

по [й`][э́][с][т]ка

[й`][и э ][з][д]а

[й`][э́][з`][д`]ить

вы [й`][ь][с][т]

объ [й`][э́][ш`:]ик

Тем не менее ясно, что данная разница связана с изменением условий произношения (меняются сильные и слабые позиции как гласных, так и согласных звуков), т.е. с позиционным чередованием звуков. Следовательно, можно говорить, что в звуковую оболочку данного корня, взятого независимо от конкретных слов, в которых он встречается, входит не только отдельный звук [й`], но и ряды позиционно чередующихся звуков:

[э] // [и э ] // [ь]

[с] // [з] // [з`]

[т] // [д] // [д`]

[с] [т] + [ч`] // [ш`:]

Поскольку все эти чередующиеся звуки не влияют на изменение лексического значения корня, значит, каждый из них является представителем какой-то одной определённой фонемы.

Таким образом, можно дополнить определение фонемы. ^ Фонема – особая фонетическая единица, представляющая собой ряд позиционно чередующихся звуков, служащая для различения и отождествления слов и морфем.

Каждая фонема – это абстрактное понятие фонетики. В речи она не существует вообще. Услышать или произнести фонему невозможно, т.к. она представляет собой целый ряд звуков, которые по очереди появляются в какой-либо морфеме в одноструктурных словах. Следовательно, фонема существует в нашем сознании как обобщение ряда звуков, имеющих определённую акустическую и артикуляционную схожесть. В речи же фонема реализуется в виде конкретных звуков. Звук – это представитель фонемы в слове, именно его мы слышим и произносим. Каждый из позиционно чередующихся звуков называется вариантом фонемы , или её аллофоном (от греч. allos – другой, ph ō n ē – звук). Таким образом, понятия фонемы и звука тесно, неразрывно связаны, но не тождественны.

Полное определение фонемы будет иметь следующий вид. Фонема – это минимальная абстрактная фонетическая единица, представленная всем рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различения и отождествления слов и морфем.

Остаётся невыясненным вопрос: если звуки являются вариантами фонем, то какую же именно фонему представляет каждый из ряда позиционно чередующихся звуков? Нетрудно заметить, что основное назначение фонем – различать звуковые оболочки разных морфем – лучше всего реализуется, когда звуки, их представляющие, находятся в сильной позиции: никто не назовёт однокоренными слова коса и коза , сом и сам , т.к. согласные [с] и [з] или гласные [о] и [а], различающие данные пары, находятся в сильной позиции, а следовательно, правильно будет сказать, что слова коса и коза различаются согласными фонемами и соответственно, а слова сом и сам – гласными фонемами и. Зато в слабой позиции такие отличия стираются, что ведёт к неразличению значения слов: У нас нет [кос]. (Кос или коз ?) Я [сма́] поймала [сма́]. (Я сама поймала сома или Я сома поймала сама ?) Для того чтобы понять смысл сказанного (и, кстати, правильно записать), нужно определить, с каким словом соотносится данное, т.е. найти для звука, стоящего в слабой позиции, соответствующую сильную позицию: У нас нет [кос] – [кса́] (звук [с] – вариант фонемы). У нас нет [кос] – [кза́] (звук [с] в данном случае – вариант фонемы). [сма́] – [сам] (звуки [] // [а] – варианты), [сма́] – [сом] (звуки [] // [о] – варианты).

Чтобы узнать, вариантом какой фонемы является звук слабой позиции, надо изменить слово так (или подобрать одноструктурное слово), чтобы слабая позиция в данной морфеме заменилась сильной. Так, звуки [ь] // [и э ] // [а] в однокоренных словах [ч`ьсво́й`] (часовой) , [ч`и э сы́] (часы) , [ч`ас] (час) – варианты фонемы: [ч`ас]; звуки [ъ] // [] – в одноприставочных словах [пътсд`и́т`] (подсадить) , [пдно́с] (поднос) – варианты фонемы: [по́тп`ис`] (подпись) .

В некоторых случаях найти сильную позицию для звука невозможно. Например, в словах [кпу́ста] (капуста) , [къпус`н`а́к] (капустняк) нельзя определить, вариантом какой фонемы являются звуки [] // [ъ]. Это может быть как, так и. В слове [в`и э з`д`э́] (везде) согласный [з`] находится в слабой позиции и по звонкости глухости, и по твёрдости-мягкости. Значит, [з`] может быть вариантом фонем, . Нет сильной позиции для согласного в этом слове, следовательно, и определить конкретную фонему невозможно. В подобных случаях мы имеем дело с так называемой гиперфонемой (для капуста, капустняк , для везде ).

Гиперфонема – это фонетическая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, для которых не существует сильной позиции. Гиперфонему ещё называют слабой фонемой, т.к. обозначает она только лишь предполагаемые варианты сильных позиций. С гиперфонемой мы встречаемся и в том случае, когда возможно существование двух равноправных сильных позиций: [пъклн`и́ц:ъ] (поклониться) – [кла́н`ьц:ъ] (кланяться) и [пкло́н] (поклон) . [] // [а] // [о] – варианты.

Следует отметить, что в школьной практике пока ещё не принято пользоваться термином «фонема». Фактически же в понятие «звук» вносится его понимание именно как фонемы, т.е. такой единицы, которая выполняет смыслоразличительную функцию. Между тем учитель должен чётко осознавать разницу двух понятий – «фонема» и «звук». Ведь в основе русской орфографии лежит именно фонемный, а не звуковой принцип: буквами обозначаются фонемы, а не звуки речи, т.е. весь ряд позиционно чередующихся звуков обычно передаётся при помощи одной и той же буквы ([ь] // [и э ] // [а] – [вы́т`ьнут`] , [т`и э н`и́] , [т`а́н`ьт] – выт я нуть, т я ни, т я нет ). Тот же – фонемный – принцип действует при написании не только однокоренных слов, но и однопрефиксальных, односуффиксальных, однофлексийных: по парно – т.к. по́ пусту , привет лив ый – т.к. пуг ли́в ый , на алле е – т.к. на стен е́ и т.п. Иногда фонемный принцип нарушается (скажем, основываясь на фонемном принципе, должен был бы существовать только префикс из- ([изры́т`] (изрыть) [изрва́т`] (изорвать) – сильные позиции для [з]), однако есть и префикс ис- : ис портить, ис сушить ). В таких случаях приходится пользоваться специальными орфографическими правилами.
Вопросы и задания


  1. Что такое фонема?

  2. В чём отличие фонемы от звука? Как фонема реализуется в речи?

  3. Какова функция фонемы?

  4. Как называются звуки, представляющие одну и ту же фонему?

  5. Как определить фонему, которая реализуется в слабой позиции?

  6. Как называется фонема, которая никогда не выступает в определённой морфеме в сильной позиции? Приведите свои примеры слов с такой единицей.

  7. В чём состоит практическая значимость понимания фонемы?

  8. Определите, какими фонемами различаются слова: вал – бал – мал – зал, том – ток – тон – трон – тронь, стал – сталь – стань, былинка – пылинка, бак – бок – бук – бык, мать – мять, полёт – польёт, тема – темя, галка – галька, семь – съем, круг – крюк, щель – цель, крой – укрой, скрепя – скрипя, эль – ель .

  9. В одном из пособий по русскому языку приводится такое задание: «Из каждого слова выньте по одной фонеме, чтобы получилось новое слово: всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран ». Выполните это задание и найдите ошибку.

  10. Ниже приведены фонемы русского языка. Определите аллофоны, которые эти фонемы реализуют: , . Ответ иллюстрируйте примерами.

  11. Сделайте фонетическую транскрипцию пословицы. Назовите все гласные фонемы.
Поспешишь – людей насмешишь.

  1. Определите фонемный состав слов: пятачок, костяной, незабудка, печаль, молодость, старушка, насладиться, безжалостный .

§13. Состав фонем современного русского языка
Поскольку фонема определяется по своему сильному варианту, достаточно легко подсчитать количество гласных и согласных фонем русского языка: их столько, сколько звуков в сильных позициях. Однако не все лингвисты проявляют единство во взглядах на систему фонем. Так, представители различных филологических школ по-разному квалифицируют гласный [ы]. Одни учёные считают его самостоятельной фонемой, т.к. этот звук встречается в сильной позиции (сын, тыква, отцы ). Другие называют [ы] вариантом фонемы, т.к., во-первых, этот звук бывает в сильной позиции только после твёрдых согласных (для остальных гласных сильная позиция возможна как после твёрдых, так и после мягких согласных), а во-вторых, звук [ы] практически не встречается в начале слова (в отличие от [и]).

Нет единства и в выделении некоторых согласных фонем: далеко не все лингвисты считают самостоятельными фонемы, (т.к. звуки [г`], [к`], [х`] выступают в сильной позиции обычно только перед гласными переднего ряда: хитрый, герой, (в) руке – и никогда не бывают в абсолютном конце слова). Некоторые учёные не согласны с существованием фонем, считая их долготу результатом ассимиляции двух звуков: [с] [ч`] или [ш] [ч`].

Учитывая специфику факультета, готовящего учителей начальных классов, мы предлагаем присоединиться к мнению лингвистов, которые определяют количество фонем в зависимости от количества возможных сильных позиций.

В соответствии с таким подходом, в современном русском языке выделяется 6 гласных фонем: , (см. § 10) – и 37 согласных: , , , , , (см. § 11).
Вопросы и задания


  1. В чём суть споров о составе фонем русского языка?

  2. Какая позиция гласной фонемы называется сильной?

  3. Какая позиция согласной фонемы называется сильной?

  4. Назовите слабые позиции фонем по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости.

  5. При помощи собственных примеров докажите существование в русском языке 6 гласных и 37 согласных фонем.

  6. Назовите фонемный состав подчёркнутых слов:
^ Тучкины штучки

Плыли по не6у тучки. по дороге пристала пятая,

Тучек – четыре штучки: от неё в небосинем лоне

от первой до третьей – люди, разбежались за слоником слоник.

четвёртая была верблюдик. И, не знаю, спугнула шестая ли,

К ним, любопытством объятая, тучки взяли все – и растаяли…

(В.Маяковский)

§14. Фонематическая транскрипция
Звуковой состав слова передаётся при помощи фонетической транскрипции, учитывающей всё многообразие звучащей речи (см. § 3). Фонетическая транскрипция имеет большое значение для фиксации акустических и артикуляционных особенностей звуков.

^ Фонематическая транскрипция передаёт фонемный состав слова без учёта позиционных вариантов. Слово молодой в фонетической транскрипции записывается как [мълдо́й`], в фонематической – (можем доказать, что звуки [ъ] и [] являются вариантами фонемы – мо ́ лод, моло ́ же ). В фонематической транскрипции по сравнению с фонетической используется меньшее количество дополнительных знаков. В целом она достаточно близка к орфографической записи, поскольку в основе русской орфографии лежит именно фонематический принцип.

Чтобы получить фонематическую транскрипцию, нужно выполнить следующие шаги:


  1. Сделать фонетическую транскрипцию слова.

  2. Определить в ней позицию каждого звука.

  3. Если звук находится в сильной позиции, перенести соответствующий знак в фонематическую транскрипцию. Если же в слабой –
а) определить, в какой именно морфеме находится звук, б) найти для него сильную позицию в такой же морфеме, в) полученный знак сильной позиции (либо гиперфонему) поставить в фонематическую транскрипцию.

Например, [рсп`и́скъ] (расписка) . В сильной позиции стоят звуки [р], [п`], [к] (перед гласными) и [и] (в ударном слоге). Для остальных звуков необходимо искать сильные позиции. Звук [] находится в префиксе, значит, нужно найти такое слово, где данный префикс совпадал бы с ударным слогом – [ро́звъл`н`и] (роз вальни) , [ро́сп`ис`] (рос пись) . Следовательно, [] – вариант. Префиксальный звук [с] – в слабой позиции по звонкости-глухости (перед шумным согласным), но в сильной по твёрдости-мягкости (не перед [д`], [т`], [н`]). Сильной позицией для него будет позиция перед гласным, сонорным или [в], [в`] – [ръзй`т`и́с`] (разо йтись) , [рзл`и́т`] (раз лить) , [ро́звъл`н`и] (роз вальни) . Значит, [с] – вариант. Корневой звук [с] – также в слабой позиции только по звонкости-глухости. Однокоренное слово [п`иса́т`] (пис ать) подсказывает, что [с] – вариант. Звук [ъ] – в окончании, следовательно, нужно найти такое слово, где звук окончания оказался бы в сильной позиции. Если для значимых морфем, подыскивая одноструктурное слово с соответствующей сильной позицией, мы должны были учитывать лексическое значение (или оттенок лексического значения), то для окончания, имеющего лишь грамматическое значение, нужно найти слово с тем же грамматическим значением. Расписка – существительное женского рода, стоящее в форме именительного падежа, единственного числа. Следовательно, слова с тем же грамматическим значением – звезд а , стен а , зар я и т.п. – подскажут, что [ъ] – вариант. Итак, фонематическая запись слова расписка – .

Другие примеры:

[птшы́т`] – – подшить

под пись подо йти ид ти
[кълко́л`ч`ик] – – колокольчик

колокол колоколь чик а

(нет сильной позиции)
[хвста́тъй`ь] – – хвостатая

хвост зл ая тво я
[б`ьр`ьгво́й`] – – береговой

берег при бреж ный слон ов ый

План:

    Фонема как основное понятие функциональной фонетики.

    Фонологические школы: Московская фонологическая школа (МФШ) и Санкт-петербургская фонологическая школа.

  1. Фонема как основное понятие функциональной фонетики.

Изучением звуков человеческой речи с функциональной точки зрения занимается функциональная фонетики, или фонология. Функциональный аспект фонетики был обоснован в 70-ых годах XIX в. Иваном Александровичем Бодуэном де Куртенэ. Бодуэн де Куртенэ ввел основное понятие фонологии - понятие фонемы, которую он противопоставлял звуку.

Чтобы понять, что представляет собой фонема, вспомним сначала, что такое звук. Звук - это наименьшая сегментная единица, не обладающая значением.

Сколько звуков в языке? Разнообразие звуков очень велико. Чем это обусловлено?

Это обусловлено:

    речевой ситуацией , в которой оказывается говорящий. Например, спонтанная речь или заранее подготовленное выступление (конкурс чтецов).

    особенностями артикуляции , свойственными каждому человеку. Даже один и тот же человек может по-разному произнести одно и то же слово - медленнее или быстрее, тише или громче, хрипло или звонко. Еще больше может быть разница между звуками, произносимыми разными людьми - женщинами и мужчинами, взрослыми и детьми. Однако мы, как правило, не замечаем различий между звуками речи, а слышим (если обращаем на это внимание) лишь разницу между голосами.

    позицией, которую занимает звук . Например, в русском языке ударный гласный произносится длительнее, чем безударный; согласные п, т, к , находящиеся в абсолютном конце слова, произносятся с очень сильным придыханием, которого нет, если эти согласные находятся перед гласным: ср. суп и пушка , рот и толк , крик и капля .

Подробнее остановимся на этом тезисе.

Обратите внимание на слова, напечатанные ниже. Какие звуки, вы произносите на месте пропуска? Послушайте себя.

по[…]морозить

по[…]делать

в[…]дяной

по[…]поясать

по[…]тянуть

по[…]садить

по[…]зуживать

по[…]жарить

по[…]учит

Во всех случаях мы произносим разные звуки, где-то лучше улавливаем различия, где-то хуже.

по[д ]морозить

в[ʌ ]да

по[д’ ]делать

в[ъ ]дяной

по[т ]поясать

в[ó ]ды

по[т’ ]тянуть

по[ц ]садить

по[д͡ з ]зуживать

по[д͡ ж ]жарить

по[д° ]учит

Чем обусловлено появление разных звуков?

Появление того или иного звука в данном случае обусловлено фонетической позицией , в которую звук попадает: находится ли звук на конце слова или в середине, перед каким-либо звуком или после, под ударением или без ударения и т.д.

Меняется позиция - меняется звук. Это похоже на состояние воды в природе: температура ниже 0 °С - перед нами лед; температура поднялась - позиция изменилась - лед превратился в жидкость; температура стала выше 100 °С - снова изменилась позиция - появился пар.

Позиционные изменения не знают исключений: попал звук в определенную позицию и должен обязательно замениться другим звуком.

Замена одного звука другим под влиянием фонетической позиции называется фонетическим позиционным чередованием .

При этом чередование захватывает все без исключения случаи, где есть условия для его проявления.

Всегда ли мы воспринимаем звуки, подверженные позиционным изменениям, как разные?

По-разному: где-то слышим отличия, где-то нет. В некоторых случаях мы даже удивляемся, если нам говорят, что здесь другой звук.

Почему мы не всегда замечаем разницу между позиционно чередующимися звуками?

Это связано с тем, что разница между позиционно чередующимися звуками незначима для нас, эта разница проявляется только в определенной позиции.

Проведем небольшой эксперимент со словом в[ó]ды: сохраним позиционные условия (положение согласного перед гласным ударным [ó]), но кое-что изменим.

[м óды]

[г óды]

[к óды]

[р óды]

Посмотрите, мы сохранили позиционные условия для первого согласного звука.

Но замечает ли говорящий и слушающий, что в этих словах согласные звуки разные? Конечно, замечает. Замечает, несмотря на то, что позиционные условия остались неизменными.

Почему? Потому что разница между этими звуками самостоятельная, она существует независимо от позиции, поэтому и значима для нас.

И последний вопрос. Почему же «разные» позиционно чередующиеся звуки, незначимые для нас, мы воспринимаем как нечто единое?

Позиционно чередующиеся звуки,

изменения звуков незначимы:

как бы ни произносилась приставка или корень, мы всегда воспринимаем приставку как «под-»,

а корень - -вод-

Позиция одна и та же,

изменения звуков значимы:

все слова мы воспринимаем как отдельные слова, которые обладают индивидуальным лексическим значением

по[д ]морозить

в[ʌ ]да

по[д’ ]делать

в[ъ ]дяной

[м óды]

по[т ]поясать

в[ó ]ды

[г óды]

по[т’ ]тянуть

[к óды]

по[ц ]садить

[р óды]

по[д͡ з ]зуживать

по[д͡ ж ]жарить

по[д° ]учит

«Разные» позиционно чередующиеся звуки, незначимые для нас, мы воспринимаем как нечто единое, потому что эти звуки в нашем сознании являются представителями одного и того же, некоей общности. Эта общность - фонема.

Фонема - это минимальная абстрактная единица языка, линейно нечленимая, представленная в речи позиционно чередующимися звуками.

Видоизменения фонемы в зависимости от ее положения в слове называют ее аллофонами (от греческ. allos «другой», phone «звук») или вариантами фонемы.

Отношение между фонемой и звуком (аллофоном)·- это отношение между общим (фонемой) и частным (аллофоном). Все реально произносимые звуки - это аллофоны. Аллофоны объединяются в относительно небольшое число фонем. Таким образом, фонема - это общее, существующее во множестве частных проявлений - аллофонов.

Фонема, таким образом, всегда представлена одним из своих аллофонов и в этом смысле не является сама каким-то определенным звуком. Каждый из обязательных аллофонов - «равноправный» представитель фонемы, даже если он и не является основным. Это обстоятельство часто упускается из виду в связи с тем, что фонему обычно называют «именем» ее основного аллофона. Например, мы говорим «фонема <а> », произнося при этом один конкретный аллофон, но подразумевая все возможные.

Саму фонему нельзя ни произнести, ни услышать: она существует только в нашем сознании. Фонема существует только «воплотившись» в тот или иной звук, а какой именно зависит от позиции. В наших примерах это фонемы <д> и <о>.

Фонема - это «идеальный портрет звука».

!!! Смысл теории фонемы (функциональной фонетики) заключается в том, что она объясняет, почему одни звуковые различия оцениваются как очень существенные и замечаются говорящим, а другие - объективно не менее значимые - привлекают внимание лишь при особых условиях и, как правило «пропускаются мимо ушей».

    Фонологические школы: Московская фонологическая школа (МФШ) и Санкт-Петербургская фонологическая школа.

В подходе к определению фонемы и фонемного состава языка в отечественном языкознании сложилось два направления - Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (СП(Л)ФШ) и Московская фонологическая школа (МФШ).

Пример:

«Видами искусства являются литература, музыка, скульптура и портретная живопись».

Правила деления не соблюдаются; нарушено правило соразмерности (не указаны все возможные результаты деления) и правило непрерывности (совершен переход к видовому понятию второго порядка «портретная живопись» вместо ближайшего видового понятия «живопись»).

а) Государства делятся на монархические, республиканские и демократические.

б) Двигатели бывают карбюраторные, инжекторные и электрические.

в) Право делится на публичное, частное и уголовное.

г) Климат бывает экваториальный, субтропический и умеренный.

д) Республики бывают президентские, парламентские и смешанные.

4.10. Постройте классификацию из следующих понятий.

Пример:

«Тумба; мебель; мягкая мебель; кресло; шкаф; корпусная мебель; диван».

мебель

мягкая мебель корпусная мебель

диван кресло шкаф тумба

а) Умышленное преступление; общественно опасное деяние; проступок; дисциплинарный проступок; преступление по неосторожности; административный проступок; преступление.

б) Католичество, махаяна, ислам, мировая религия, хинаяна, христианство, религия, протестантство, национальная религия, суннизм, православие, шиизм, буддизм, католицизм.

ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ

5.1. Определите вид и проанализируйте структуру следующих суждений. Суждения с отношением выразите в форме атрибутивных суждений.

Пример:

«Алексей старше Михаила».

Суждение с отношением; субъекты – «Алексей» и «Михаил»; предикат – «старше». Преобразуем в атрибутивное суждение: «Алексей является тем, кто старше Михаила».

«Обучающие программы по всем дисциплинам существуют на электронных носителях».



Суждение существования; субъект – «обучающие программы на электронных носителях по всем дисциплинам».

«Некоторые политические решения, принятые руководством СССР, были ошибочны».

Атрибутивное суждение; субъект – «политические решения, принятые руководством СССР»; предикат – «ошибочны».

а) Россия – ядерная держава.

б) Философское мировоззрение возникло позднее, чем мифологическое.

в) По данной проблеме существует целый ряд фундаментальных исследований.

г) В России русский язык является государственным.

д) Имеются факторы, ограничивающие доступность образования.

е) Свой дурак дороже чужого умника.

5.2. Приведите данные атрибутивные суждения к канонической форме; найдите квантор, субъект, связку и предикат.

Пример:

«Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на льготы».

Каноническая форма: «Все инвалиды Великой Отечественной войны являются теми, кто имеет право на льготы».

Субъект: «инвалиды Великой Отечественной войны».

Предикат: «те, кто имеет право на льготы».

Связка: «являются».

Квантор: «все».

а) Не все то золото, что блестит.

б) Горбатого могила исправит.

в) Нет худа без добра.

г) Нередко абитуриенты не подтверждают оценки, полученные на вступительных испытаниях.

д) Лбом стены не прошибешь.

е) Как правило, экономический кризис способствует оздоровлению экономики.

5.3. Определите разновидности категорических суждений, установив их структуру. Запишите формулу и буквенное обозначение каждого суждения.

Пример:

«Генералиссимус Суворов – выдающийся полководец».

Структура суждения: S есть P. Данное категорическое суждение является общеутвердительным (суждением типа А).

а) Маршрутное такси не выходит в рейс без технического осмотра.

б) Кашу маслом не испортишь.

в) Бывало, что великие музыканты не имели абсолютного слуха.

г) Лежачего не бьют.

д) Незаконная сделка считается недействительной.

е) Копейка рубль бережет.

5.4. Определите структуру суждений, изобразите отношения между терминами суждения с помощью кругов Л. Эйлера. Установите распределенность терминов в суждениях.

Пример:

«Никакая поддержка терроризма не может быть оправдана».

Структура суждения: Ни одно S не есть P.

P +
S +

а) Во всех правовых государствах существует независимая судебная власть.

б) Немногие магазины торгуют по оптовым ценам.

в) Бывают ошибки, которые не дают жизненный опыт.

г) Футболист не должен играть руками.

д) Некоторые студенты не проходят вовремя преддипломную практику.

е) Среди ученых тоже есть спортивные фанаты.

ж) Сочи – столица зимних Олимпийских игр 2014 года.

5.5. Определите, какое суждение соответствует каждой из предложенных схем.


а) Некоторые вина являются полусухими.

б) Иногда водителями троллейбусов работают женщины.

Ответ: А-а, Б-б

А
Ж
Е
Д
Г
В
Б

а) Большинство детских книжек не являются книжками-панорамками.

б) Среди депутатов, выбранных по партийным спискам, немало женщин.

в) Ни в одном ресторане нет самообслуживания.

г) Нередко на Урале бывают снежные зимы.

д) Некоторые актеры не являются талантливыми.

е) Все кражи являются хищениями.

ж) Б.Н. Ельцин – первый президент России.

ТЕМА 6. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ

6.1. Укажите составные части сложных суждений, определите, каким логическим союзом они соединяются.

Пример:

«Стоило отцу заикнуться о плате, как капитан с яростью принимался сопеть» (Р. Стивенсон)».

Составные части: «Стоило отцу заикнуться о плате», «капитан с яростью принимался сопеть»

Логический союз: импликация («когда…, тогда…»)

а) Любишь кататься, люби и саночки возить.

б) От сумы да от тюрьмы не зарекайся.

в) Либо я получу зачет, либо я не получу зачет.

г) Око за око, зуб за зуб.

д) Поспешишь – людей насмешишь.

е) Терпение и труд все перетрут.

ж) Ни классическая механика, ни специальная теория относительности не были пригодны для описания всех физических процессов.

з) Завтра или выпадет снег, или пойдет дождь.

и) Только когда будет оплачен счет, будет принят следующий заказ.

6.2. Выделите эквивалентные и импликативные (условные) суждения. Определите основание и следствие импликативных суждений.

Пример:

1. «С глаз долой – из сердца вон».

Суждение импликативное: «Если с глаз долой, то из сердца вон».

Основание: «С глаз долой».

Следствие: «Из сердца вон».

2. «Курить – здоровью вредить».

Суждение эквивалентное: «Курить – все равно, что здоровью вредить».

а) Долог день до вечера, если делать нечего.

в) С волками жить – по-волчьи выть.

г) Дурака учить, что мертвого лечить.

д) Чему быть, того не миновать.

е) Пришла беда – отворяй ворота.

6.3. Выделите соединительные и разделительные суждения. В разделительных суждениях определите разновидность дизъюнкции.

Пример:

1. «Дружба дружбой, а служба службой».

Суждение соединительное, союз – конъюнкция.

2. «Грибы бывают ядовитые либо неядовитые».

Суждение разделительное, союз – строгая дизъюнкция.

а) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

б) Автомобиль может быть оснащен электродвигателем или двигателем внутреннего сгорания.

в) «Со щитом или на щите».

г) Хлеб да вода – богатырская еда.

д) Береги платье снову, а честь смолоду.

е) Продукты могут содержать генетически модифицированные ингредиенты, либо не содержать их.

6.4. Проанализируйте структуру суждений, определите разновидности логических союзов, запишите суждения в символической форме.

Пример:

«Не родись ни умен, ни красив, а родись счастлив».

Сложное суждение состоит из трех простых, соединенных логическим союзом «и» (конъюнкцией). Первые два суждения являются отрицательными.

Символическая форма:

а) Или проводим маркетинговые исследования, или сразу приступаем к производству.

б) Экономический спад и снижение уровня жизни – причины социальных конфликтов.

в) Много будешь знать – скоро состаришься.

г) И рад бы в рай, да грехи не пускают.

д) Карьерный рост возможен только тогда, когда исполнительность сочетается с инициативностью.

е) Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

з) Мужик год не пьет, и два не пьет, а как черт прорвет, так и все пропьет.

и) Не бойся собаки, что лает, а бойся той, что молчит, да хвостом виляет.

6.5. Придумайте сложные суждения, имеющие следующие формулы.

Пример:

В данном суждении должно быть три простых входящих суждения; первые два в совокупности образуют основание импликации, а третье является следствием.

Суждение: «Если будет тепло и солнечно, то мы пойдем гулять».

а) →

б)↔

в)→

г)→

д)↔

е)→

6.6. Произведите отрицание сложного суждения.

Пример:

«Если будет тепло и солнечно, то мы пойдем гулять».

Формула:

Отрицание:

Будет тепло и солнечно, но мы не пойдем гулять.

а) Вечером я пойду в кино или в театр.

б) Если я успешно выполню контрольную работу, я получу хорошую оценку и обрадуюсь.

в) Если завтра выпадет снег или будет сильный ветер, я проведу весь день перед телевизором.

г) Если сломается трамвай и не будет маршрутного такси, то я опоздаю на занятия и не запишу начало лекции.

6.7. Находятся ли в отношении отрицания суждения в приведенных ниже парах?

Пример:

«Если будет тепло и солнечно, то мы пойдем гулять. Будет тепло и солнечно, но мы не пойдем гулять».

Суждения в данной паре находятся в отношении отрицания, поскольку в результате преобразования формулы первого суждения получается формула второго суждения

Формула первого суждения:

Формула второго суждения:

Отрицание:

а) Судья был гуманным и справедливым. Судья не был ни гуманным, ни справедливым.

б) Я куплю в буфете булочку или пирожок. Я не куплю в буфете ни булочки, не пирожка.

в) Если студент готовится к экзамену и у него хорошая память, то получение положительной оценки обеспечено. Если студент не готовится к экзамену, и у него нет хорошей памяти, то нет гарантии положительной оценки.

6.8. Определите истинность логических формул.

Пример:

a b c
И И И И И
И И Л И Л
И Л И Л И
И Л Л Л И
Л И И Л И
Л И