Классификация методов педагогического исследования скопировать. Методы педагогических исследований

(по В.А. Сластенину)

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется раз­работка методики исследования. Она представляет собой комп­лекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать та­кой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов по­зволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее ас­пекты и параметры.

Методы педагогического исследования в отличие от методоло­гии - это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных свя­зей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогическо­го опыта, методы теоретического исследования и математические и статистические методы.

Методы изучения педагогического опыта - это способы иссле­дования реально складывающегося опыта организации образова­тельного процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт луч­ших учителей, так и опыт рядовых учителей. Их трудности неред­ко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. При изучении педагоги­ческого опыта применяются такие методы, как наблюдение, бе­седа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графиче­ских и творческих работ учащихся, педагогической документации.

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо пе­дагогического явления, в процессе которого исследователь полу­чает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по за­ранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Этапы наблюдения:

Определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется на­блюдение);

Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследу­емый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой ин­формации (как наблюдать);

Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести за­писи);

Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь ста­новится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение - «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение - это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения ока­зывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование. Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, при­меняемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюде­нии. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделе­нием вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свобод­ной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придержива­ется заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются от­крыто.



Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование - заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопро­сов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника:

Определение характера информации, которую необходимо по­лучить;

Составление приблизительного ряда вопросов, которые долж­ны быть заданы;

Составление первого плана вопросника;

Предварительная его проверка путем пробного исследования;

Исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дис­циплинам и т. д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о до­стигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, меди­цинских карт, классных журналов, ученических дневников, про­токолов собраний, заседаний) вооружает исследователя некото­рыми объективными данными, характеризующими реально сло­жившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях играет экспери­мент - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эф­фективности. Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моде­лирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную вопроизводимость педагогичес­ких явлений и процессов.

Выделяют следующие этапы эксперимента :

Теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

Методический (разработка методики исследования и его пла­на, программы, методов обработки полученных результатов);

Собственно эксперимент - проведение серии опытов (созда­ние экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опы­том и измерение реакций испытуемых);

Аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный - создание искус­ственных условий для проверки, например, того или иного мето­да обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от осталь­ных. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он мо­жет быть длительным или кратковременным.

Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправ­ленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует нали­чия для сравнения контрольных групп. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо превосходно владеть техникой его проведения, нужны особая деликатность, такт, ще­петильность со стороны исследователя, умение устанавливать кон­такт с испытуемым.

Перечисленные методы еще называют методами эмпирическо­го познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теорети­ческому анализу. Поэтому и выделяется специальная группаме­тодов теоретического исследования.

Теоретический анализ - это выделение и рассмотрение отдель­ных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизи­руя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктив­ный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.

Математические методы в педагогике применяются для обра­ботки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты экс­перимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из мате­матических методов, применяемых в педагогике, являются регис­трация, ранжирование, шкалирование.

Регистрация - метод выявления наличия определенного каче4. ства у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, коли­чество активно работающих на занятии и пассивных).

Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует располо­жения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показа­телей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждо­го из исследуемых (например, составление перечня наиболее пред­почитаемых одноклассников).

Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку от­дельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуе­мым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях ка­кой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занима­юсь нерегулярно, ничем не занимаюсь.

Сравнение полученных результатов с нормой (при заданных показателях) предполагает определение отклонения от нее и со­отнесение результатов с допустимыми интервалами. Например, нормальной самооценкой личности являются значения коэффи­циента от 0,3 до 0,5. Если он меньше 0,3, то самооценка заниже­на, если больше 0,5 - завышена.

Статистические методы применяются при обработке массо­вого материала - определении средних величин полученных по­казателей: среднего арифметического (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспе­риментальной групп); медианы - показателя середины ряда (на­пример, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); подсчет степени рассеивания около этих величин - дисперсии, т.е. среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации и др.

Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие фор­мулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработан­ные с помощью этих методов, позволяют показать количествен­ную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Каждая наука имеет свою область познания. Такой областью познания в педагогике является воспитание и обучение человека. Своё название Педагогика получила от греческого слова («пайдос» - дитя, «аго» - вести). В дословном переводе - «детоводитель». Детоводителями называли рабов, которые отводили детей рабовладельцев в школу.

Также слово Педагогика стало употребляться как «искусство вести ребёнка по жизни», т.е. воспитывать и обучать.

В последние десятилетия в педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые (наука о воспитании человека, "воспитание" -образование, обучение, развитие). Педагогика- наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей, об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества.

Объектом исследования является "педагогический факт (явление)". Но ребенок, человек не исключается из внимания исследователя. В качестве объекта Педагогика имеет систему педагогических явлений, связей с его развитием. Объектом выступают явления действительности, обусловливающие развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества (образование).

Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах(семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Цель - развитие цивилизованной реализации каждого человека в жизни и развитии общества на основе научного познания пед. действительности, разработки и реализации мер по ее совершенствованию.

Задачи :

Изучение педагогики, ее развитие и использование в обществе; разработка методик пед. познания;

Проведение исследований по проблемной педагогике;

Развитие пед. движения в обществе;

Педагогическое способствование становления личности граждан;

Разработка систем педагогических учреждений, методов, форм, средств по решению задач воспитания, обучения, образования;

Разработка тем разных видов воспитания.

Методы научно-педагогических исследований.

Педагогика не стоит на месте, а развивается за счёт передовой педагогической практики и за счёт научных исследований. При проведении научных исследований используются разные методы.

Метод - (с греческого «путь к чему либо») способ достижения цели, особым способом упорядоченная деятельности.

Методы исследования - это способы познания объективной реальности.

Научные методы - это способы получения информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построение научных теорий.


Существует несколько классификаций методов педагогического исследования.

В зависимости от основания классификации методы исследования в педагогике подразделяются на:

Эмпирические и теоретические;

Констатирующие и преобразующие;

Качественные и количественные;

Частные и общие;

Методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;

Методы описания, объяснения и прогноза;

Специальные методы, используемые в отдельных педагогических науках;

Методы обработки результатов исследования и др.

К конкретно-научным (конкретно-педагогическим) относятся методы, которые в свою очередь подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

В теоретических исследованиях используются индуктивные и дедуктивные методы. Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - наоборот, от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. Они связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации эмпирического материла - фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности.

К эмпирическому уровню относятся:

Наблюдение;

Метод опроса;

Анализ письменных, графических, контрольных и других работ; (даёт возможность выявить отношение к учебной деятельности учащимися, их мотивацию и стиль деятельности, а также индивидуальные особенности, наклонности и интересы учеников)

Изучение продуктов деятельности школьников и документации учебно-воспитательного процесса.

Наблюдение - это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Это наиболее распространённый и доступный метод изучения педагогической практики.

Наблюдение проводится по ранее разработанному плану:

1) определение задачи;

2) объект;

3) разрабатываются схемы наблюдения;

4) Результаты фиксируются;

5) Полученные данные обрабатываются.

Объективные данные будут тогда, когда наблюдатель выступает в роли организатора деятельности и когда используются ТСО.

Недостатком является то, что он не вскрывает внутреннюю сторону педагогических явлений. Поэтому его рекомендуют использовать в сочетании с другими методами.

К методам опроса относятся:

Интервью;

Анкетирование.

Беседа и интервью проводятся по ранее разработанному плану и вопросы могут варьироваться в зависимости от ответов. Беседа отличается от интервью тем, что помогает проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины его поступков, а интервью предполагает публичное обсуждение вопросов. Поэтому ответы не всегда могут быть правдивыми.

Анкетирование - это метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников.

Анкеты могут быть:

Открытыми (т.е. требуют самостоятельных ответов);

Закрытыми (в которых нужно выбирать один из готовых вариантов ответов).

Также могут быть анонимными и именными.

Педагогический эксперимент - проверка определённого метода или приёмы обучения или воспитания в специально созданных и строго учитываемых условиях.

Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу.

Исследования могут быть длительными и краткосрочными.

Пед.эксперимент требует:

Обоснование рабочей гипотезы;

Составление детального плана;

Строгое соблюдение намеченного плана;

Точная фиксация результатов;

Анализ полученных данных;

Формулировка окончательных выводов.

По месту проведения пед.эксперимент бывает естественный и лабораторный.

Естественный - проходит в естественных условиях. Результаты объективны.

Лабораторный - проводится в специально созданных условиях. Результат менее объективный.

Методы педагогических исследований.

Методы педагогического исследования - это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Методы педагогических исследований подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.

Анализ - мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделœение отдельных признаков и качеств явления.

Одно и то же исследуемое явление можно анализировать по многим аспектам. Всесторонний анализ признаков качеств позволяет глубже раскрыть их.

Синтез - мысленное соединœение признаков, свойств явления в общее (абстрактное) целое.

Синтез - это смысловое соединœение. В случае если просто суммировать признаки явления, между ними не возникает логической системы, образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей.

Анализ и синтез тесно связаны между собой в любом научном исследовании.

Абстрагирование - мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация - мысленная реконструкция, воссоздание предмета на базе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе процесс, противоположный абстрагированию).

Сравнение - установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.

Для того чтобы сравнить между собой определœенные явления, крайне важно выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в рассматриваемых объектах. Несомненно, составной частью этого процесса всœегда будет анализ, так как во время установления различий в явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение - это выявление определœенных соотношений между признаками, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез.

Обобщение - выделœение в явлениях общих черт, ᴛ.ᴇ. подытоживание исследования.

При использовании метода сравнения устанавливаются общие признаки явлений, позволяющие объединить их в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению.

Моделирование - это исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделœей.

Индукция и дедукция - логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и т.п.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих методов.

Наблюдение - метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств (целœенаправленное, систематическое изучение определœенного педагогического явления). Наблюдение наряду с самонаблюдением является основным исследовательским методом.

Наблюдение имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий. Основными из них являются:

· целœенаправленность;

· аналитический характер.
Размещено на реф.рф
Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются;

· комплексность. Следует не выпускать из поля зрения ни одной значительной стороны наблюдаемого;

· систематичность. Необходимо не ограничиваться разовым ʼʼснимкомʼʼ наблюдаемого, а на базе более или менее продолжительных (пролонгированных) исследований выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определœенный период.

Виды наблюдений различаются по следующим признакам: по временной организации - непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени); по объёму - широкое (сплошное), когда фиксируются нес доступные особенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспециальное (выборочное), направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов; по способу получения сведений - непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное). При прямом наблюдении исследователь регистрирует увиденные факты, при косвенном наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

Наблюдение должна быть также включенным и невклю-ченным (по типу связи наблюдателя и наблюдаемого). Включенное наблюдение предполагает, что исследователь сам является членом группы, поведение которой рассматривается. В случае если при этом он маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождаются серьезные этические проблемы. В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта͵ он наблюдает за происходящим со стороны.

По условиям проведения наблюдения бывают полевые (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования).

Существуют и другие виды наблюдения исходя из того, какой признак положен в основу исследования.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны. Достоинства наблюдения заключаются в том, что оно позволяет изучить предмет:

· в целостности;

· в естественном функционировании;

· в многогранных связях и проявлениях. Недостатки наблюдения состоят в том, что данный метод

· не позволяет:

· активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определœенные ситуации;

· наблюдать одновременно за большим количеством явлений, лиц;

· охватить некоторые труднодоступные явления, процессы;

· избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя;

· делать точные замеры.

Беседа в качестве метода научного исследования дает возможность узнать мнение, отношение воспитателœей и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям. Беседа применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения крайне важно й информации или разъяснения того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полученные с помощью беседы, более объективны.

Исследователь, проводящий беседу, должен уметь вызвать собеседника на откровенность, четко ставить вопросы, которые должны быть тактичными, при этом нецелœесообразна постановка вопросов ʼʼв лобʼʼ. Беседа проводится по заранее намеченному плану, в свободной форме, без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование.

При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определœенной последовательности. Ответы при этом можно открыто фиксировать.

Рассмотренные выше методы исследования при всœех их положительных сторонах обладают существенным недостатком: с их помощью ученый получает сравнительно ограниченное количество данных, причем эти данные не носят достаточно представительного характера, то есть относятся к небольшому числу обследуемых объектов. Между тем нередко возникает крайне важно сть провести массовое изучение тех или иных вопросов. В этих случаях используется анкетирование.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет). Применяются различные типы анкет:

· открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа͵ и закрытые, в которых крайне важно выбирать один из готовых ответов;

· полузакрытые (полуоткрытые), когда даются готовые ответы и можно добавлять собственные;

· именные, предлагающие указывать фамилию испытуемого, и анонимные - без указания автора ответов;

· полные и урезанные;

· пропедевтические и контрольные; и т.д.

Тестирование - метод педагогического исследования с использованием тестов.

Тест (от англ. test - проба, испытание, исследование) - стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тест выступает в качестве измерительного инструмента͵ в связи с этим он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям. Это ни в коей мере не случайно подобранный набор вопросов. Качество теста определяется надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

Педагогический эксперимент - преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов.

Как и наблюдение, педагогический эксперимент считается базовым исследовательским методом. Но если при наблюдении испытатель пассивно ждет проявления интересующих его процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.

Существуют два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторным является эксперимент, который проводится в искусственно созданных условиях.

Естественный эксперимент проводится в обычной обстановке. Он исключает то напряжение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют.

Учитывая зависимость отхарактера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты бывают констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние (до формирующего эксперимента).

Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент - это активное формирование какой-либо установки.

К педагогическому эксперименту предъявляются определœенные требования. В первую очередь, он не должен допускать риска для здоровья участников эксперимента. Во-вторых, его нельзя проводить с заведомо отрицательным результатом.

Изучение документов также является методом педагогического исследования. Документом принято называть специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

По форме фиксации информации существуют следующие документы:

· письменные (содержат в основном буквенный текст); к ним относятся классные журналы, дневники, медицинские карты, тетради учащихся, рабочие (календарные) планы преподавателœей, учебные планы, протоколы собраний, программы, контрольные работы и др.;

· статистические (информация в основном цифровая);

· иконографические (кино- и фотодокументы, картины);

· фонетические (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты);

· технические (чертежи, поделки, техническое творчество).

К методам педагогического исследования также относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики, элементов нового, эффективного в деятельности педагогических работников.

М.Н. Скаткин выделяет два вида передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство.

Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики.

Новаторство представляет собой собственные методические находки, новые наработки.

Методом педагогического исследования является шкалирование, ᴛ.ᴇ. превращение качественных факторов в количественные ряды.

Такое преобразование дает возможность, к примеру, качества личности изобразить в виде шкалы. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных лиц, принято называть рейтингом.

К методам научного исследования относится также метод обобщения независимых характеристик, предполагающий выявление и анализ мнений, полученных от различных людей, а также метод педагогического консилиума, ᴛ.ᴇ. обсуждение результатов изучения уровня воспитанности и обученности школьников и совместная выработка средств преодоления недостатков.

В последние годы всœе большее распространение получает социометрический метод, который позволяет установить социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Этот метод дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе, по пому метод принято называть также методом структурного акал та коллектива.

Особое положение занимают математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала.

Математические и статистические приемы в педагогике используются для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Οʜᴎ дают возможность оценить результаты работы, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в педагогике. Каждый из них выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельной стороны педагогического процесса. Для всœестороннего изучения применяются методы исследования в совокупности.

Методы педагогических исследований. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы педагогических исследований." 2017, 2018.


«Российская педагогическая энциклопедия» - Методы исследования в педагогике – это «приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений педагогической действительности».

Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Конечная цель любого педагогического исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закономерности.

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью разнообразных методов:

– педагогическое наблюдение;

– исследовательская беседа;

– изучение школьной документации;

– изучение продуктов деятельности учащихся;

– педагогический эксперимент;

– изучение и обобщение опыта педагогов-практиков и педагогов-новаторов;

– социологические методы исследования;

– методы математической статистики;

– теоретический анализ педагогических идей и т. д.

Педагогическое наблюдение. Этот метод применяется достаточно часто, практически в любом педагогическом исследовании. Это очевидно, так как любое педагогическое явление необходимо наблюдать для накопления и фиксирования материала, который необходим для дальнейшей работы.

Исследовательская беседа . С помощью этого метода ученые выявляют отношение как воспитанников, так и воспитателей к тем или иным методам работы, что в дальнейшем помогает скорректировать данные методы и получить более высокий результат.

Изучение школьной документации и продуктивной деятельности учащихся направлен на изучение школьной документации и продуктов школьной деятельности.

Педагогический эксперимент . Сущность данного метода заключается в проверке разработанныхтеорий и гипотез в созданных условиях. Если гипотеза или теория дает положительное подтверждение на практике, исследователь дает соответствующие теоретические обобщения и выводы. В зависимости от поставленных задач различают несколько видов эксперимента: – констатирующий – проводится в начале исследования; – созидательно-преобразующий – заключается в том, что ученые разрабатывают гипотезы исследования; – контрольный – основан на проверке полученных результатов и подведения итогов.

Естественный – занимает особое место в методике педагогических исследований. Этот метод заключается в том, что анализируемый объект или явление изучается в привычном для испытуемого окружении, не нарушая обычного хода деятельности ни преподавателя, ни учащегося. Изучение и систематизация педагогического опыта новаторов . Этот метод основан на изучении и анализе работ лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Речь идет о том, что не всегда известно в педагогике то, к чему можно подойти только эмпирически, т. е. опытным путем. Если данные новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая основа, они так и останутся достоянием одного педагога. Метод математической статистики используется для анализа полученного в ходе процесса исследования фактического результата. Теоретический анализ педагогических идей дает возможность делать научные обобщения по важным направлениям, по вопросам обучения и воспитания, а также находить новые закономерности, где их невозможно выявить с помощью эмпирических способов исследования.

Методы педагогического исследования подразделяются на:

  • эмпирические и теоретические;
  • констатирующие и преобразующие;
  • качественные и количественные;
  • частные и общие;
  • содержательные и формальные;
  • методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;
  • методы описания, объяснения и прогноза;
  • специальные методы, используемые в отдельных педагогических науках;
  • методы обработки результатов исследования и др.

К общенаучным методам (используются разными науками) относятся:

  • общетеоретические (абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, т. е. логические методы);
  • социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы, рейтинг);
  • социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг);
  • математические (ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция).

К конкретно-научным (конкретно-педагогическим) относятся методы , которые в свою очередь подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных. Это теоретический анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ основных понятий и терминов исследования; метод аналогий, построение гипотез и мысленного эксперимента, прогнозирование, моделирование и др.

Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации эмпирического материла - фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности.

К эмпирическим методам относятся, например, наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, методы изучения продуктов деятельности учащихся, школьной документации, методы оценивания (рейтинг, педагогический консилиум, самооценка и т. д.), методы измерения и контроля (шкалирование, срезы, тестирование и т. п.), а также педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы. Как теоретические, так и эмпирические методы обычно используются в комплексе с математическими и статистическими методами , которые применяются для обработки данных, полученных в ходе исследования, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Методы педагогического исследования - это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависи­мостей и построения научных теорий.

В педагогике широко применяются как собственно педагогические мето­ды, так и методы, привлекаемые из других наук: психологии, социологии, физиологии, математики и т. д. При проведении педагогического исследова­ния используются общетеоретические методы : анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, конкретизация, модели­рование; социологические методы : анкетирование, интервьюирование, рей­тинг; социально-психологические методы : социометрия, тестирование, тре­нинг; математические методы : ранжирование, шкалирование, корреляция.

В педагогике существует несколько классификаций методов исследования:

Чепиков В.Т. выделяет эмпирические, теоретические, методы количественной и качественной обработки педагогической информации. Смирнов В.И. – (общенаучные, конкретно-научные) - общепринятая классификация. Сластенин В.А. – методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования, математические и статистические методы. Подласый И.П. – традиционные (эмпирические, практические), новые (экспериментальные, теоретические).

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, по­высить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные. К ним относятся:

Анализ - мысленное разложение исследуемого целого на составляю­щие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

Синтез - мысленное соединение признаков, свойств явления в смыс­ловое (абстрактное) целое.

Сравнение - установление сходства и различия между рассматриваемы­ми явлениями.

Абстрагирование - мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация - мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (про­тивоположен абстрагированию).

Обобщение - выделение в процессах и явлениях общих черт, т. е. обоб­щение исследуемого.

Моделирование - исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.

Индукция идедукция - логические методы обобщения полученных эм­пирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, сре­зы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, пе­дагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштаб­ное внедрение) и др.

Наблюдение - целенаправленное, систематическое изучение определен­ного педагогического явления. Оно может быть как основным методом накопления науч­ного материала, так и вспомогательным, составляющим часть какой-то более общей методики.

Виды наблюдений :

По временной организации выделяют непрерывное и дискретное (в отдель­ные промежутки времени) наблюдение.

По объему наблюдение бывает широкое (сплошное), когда фиксируются все особенности поведения, доступные для максимально подробного на­блюдения, или ведутся наблюдения за группой наблюдаемых в целом. Уз­коспециальное (выборочное) наблюдение направлено на выявление отдель­ных сторон явления или отдельных объектов.

По способу получения сведений наблюдение бывает непосредственным (прямым), когда наблюдатель регистрирует непосредственно увиденные факты во время наблюдения, и косвенным (опосредованным), когда непо­средственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

По типу связи наблюдателя и наблюдаемого различают включенное и невключенное наблюдение. Включенное наблюдение предполагает, что наблю­датель сам является членом группы, поведение которой он исследует. Включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта, это восприятие ка­кого-либо явления со стороны.

По условиям проведения выделяют полевые наблюдения (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования).

По частоте применения наблюдения бывают постоянные, повторные, однократные, многократные.

По способу получения информации выделяют прямое и косвенное наблюде­ние. Прямое - это такое наблюдение, когда сам исследователь его прово­дит, а косвенное - наблюдение через описание явлений другими людьми, непосредственно наблюдавшими его.

И сследоват ельская беседа . Беседа как метод научного исследования позволяет выяс­нять мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям; самостоятельный или дополнительный метод исследова­ния в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полученные с помощью беседы, более объективны.

Интервьюирование - разновидность беседы. При интервьюировании исследователь придерживается заранее наме­ченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом можно открыто записывать.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью спе­циально разработанных опросных листов (анкет). Типы анкет : открытые, требующие самостоятельного конструирования от­вета, и закрытые, в которых приходится выбирать один из готовых ответов; полузакрытые (полуоткрытые) - даются готовые ответы и можно добавлять собственные ответы; именные, требующие указывать фамилию испытуемо­го, и анонимные - без указания автора ответов; полные и урезанные; пропе­девтические и контрольные и т. д.

Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогическо­го процесса.

Тест (от англ. test - испытание, исследование) - стандартизированная процедура измерения. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации.

Изучение документов также является методом педагогического исследо­вания. По форме фиксации информации существуют:

письменные документы (содержат в основном буквенный текст относятся классные журналы, дневники учащихся, рабочие (календарные) планы преподавателей, учебные планы, медицинские карты учащихся, протоколы собраний, программы, тетради учащихся, контрольные работы);

статистические данные (информация в основном цифровая);

иконографическая документация (кино- и фотодокументы, картины);

фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты);

технические продукты (чертежи, поделки, техническое творчество).

И зучение и обобщение педагогического опыта - этот метод направлен на анализ состояния практики.

Объектом изучения может быть массовый опыт - для выявления ведущих тенденций; отрицательный опыт - для выявления характерных оши­бок и недостатков; передовой опыт - для выявления и обобщения элемен­тов нового, эффективного в деятельности организаторов образовательно-воспитательного и управленческого процессов. М. Н. Скаткин выделяет два вида передового опыта : педагогическое ма­стерство и новаторство. Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании ре­комендаций науки и практики.Новаторство - это собственные методические находки, новое содер­жание.

Шкалирование - также один из методов педагогического исследования, позволяющий превратить качественные факторы в количественные ряды. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с по­мощью компетентных людей (экспертов), называется рейтингом.

Социометри­ческие методы позволяют устанавливать социально-психологи­ческие взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных па­раметрах.

Особую группу составляют математические методы и методы статис­тической обработки исследовательского материала. В педагогике они применяются для обработки данных, полученных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемы­ми явлениями.