Ключевые коллективные дела в а караковский. Воспитательная система В.А

Дмитрий Роальдович Барановский является разносторонней личностью, постоянно стремится к самосовершенствованию. Его отличает высокая работоспособность, стремление доводить начатое до конца, принципиальность и активная жизненная позиция.


Родился 01 октября 1969 г. в Москве. После окончания в 1986 г. средней школы поступал в летное училище. Затем был призван в ряды Советской Армии. Срочную службу начал в учебной части ВДВ под командованием Героя Советского Союза Солуянова А.П. (Узбекистан г. Фергана), после которой изъявил желание служить в Афганистане. Дальнейшую службу проходил в 9 роте 345-го отдельного парашютно-десантного полка под командованием Героя Советского Союза Востротина В.А., о которой режиссер Бондарчук Ф.С. снял одноименный художественный фильм. После вывода советских войск из Афганистана принимал участие в урегулировании этнических конфликтов на территории Грузии, Армении и Азербайджана. Был награжден правительством ДРА медалью «От благодарного афганского народа» (1989 г.).

После демобилизации Дмитрий активно занялся предпринимательской деятельностью. В период 1990-1995 гг. работал сначала руководителем отдела, а впоследствии директором по маркетингу в туристической компании «Американский клуб путешествий». Параллельно с работой Дмитрий продолжил свое образование, поступив на вечернее отделение Академии народного хозяйства им. Г.В. Плеханова (1991-1995гг.). В дальнейшем Дмитрий Роальдович занимал руководящие должности в различных коммерческих и государственных компаниях, проявив себя как эффективный управленец.

* 1995-1996 гг. - исполнительный директор предприятия ОАО «Русский мех» (г. Москва).

* 1996-1998 гг. - заместитель генерального директора ГУП «Московское производственное предприятие Автообслуживания».

* С июля 1999 г. - вице-президент консалтинговой компании ООО «Международная группа Сигма» (с января 2003 г. - ООО «Сигма-Консалтинг»).

* С сентября 2004 г. - заместитель генерального директора оборонного предприятия ОАО «РАТЕП» (холдинг ПВО «Алмаз-Антей»).

* 2006 – 2009 гг.- занимал должность заместителя директора по развитию ФГУП «НИИСК имени академика С.В. Лебедева» (г. Санкт-Петербург).

Несмотря на высокую загруженность Дмитрий Барановский продолжил свое образование, закончив в 2001 году курсы МВА при Высшей коммерческой школе Министерства экономического развития. В 2004 году он защитил кандидатскую диссертацию по экономике.

Дмитрий Роальдович Барановский является разносторонней личностью, постоянно стремится к самосовершенствованию. Его отличает высокая работоспособность, стремление доводить начатое до конца, принципиальность и активная жизненная позиция. Эти качества он унаследовал от своего деда, выдающегося генетика члена-корреспондента Академии наук СССР, лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического Труда Рапопорта И.А. (http://www.rapoport-genetika.ru/course/war/?id=52).

Помимо трудовой деятельности Дмитрий Барановский активно участвует в общественной жизни, занимается благотворительностью. Он является 1-м заместителем Председателя Совета Московского городского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», заместителем председателя правления межрегиональной общественной организации «Справедливость», а также членом инициативной группы по созданию Общественного совета по сохранению и восстановлению культурно-природного комплекса на Соловках.

Дмитрий Роальдович является православным и глубоко верующим человеком. За счет личных средств он помогает восстанавливать православные

храмы в ряде деревень Псковской и Вологодской областей, при его активном участии начался процесс восстановления православно-исторического комплекса Патриаршее Подворье в Сокольниках (Храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках), на базе которого создается Центр по духовному и патриотическому воспитанию молодежи. Барановский участвовал в организации духовно-патриотической акции «Соловецкая свеча» и ежегодного фестиваля классической музыки "Музыкальный квартал" в Москве в День города.

Много времени и сил Дмитрий Роальдович уделяет военно-патриотической деятельности. Он активно участвовал в организации благотворительных акций для детей Южной Осетии и спортивных соревнований в г. Грозном. Оказывал помощь Московскому центру реабилитации инвалидов боевых действий (Дом Чешира), Управлению Министерства обороны РФ по увековечиванию памяти погибших защитников Отечества и Военно-мемориальному центру Вооруженных Сил России. Участвовал в организации Дня ВДВ в российской столице. Дмитрий Барановский работает над созданием Центра военно-патриотического воспитания на базе школьного музея в СОШ №780 в Москве, музея ВДВ и сил специального назначения им. Героя Советского Союза В.Ф. Маргелова. Активно участвовал в организации памятных акций «Свеча памяти. 22 июня», турнира по мини-футболу ГСН «Вымпел» в августе 2009 года. Благодаря Дмитрию Барановскому была достигнута договоренность с ведущей российской компанией «HeadHunter» о трудоустройстве ветеранов и инвалидов боевых действий, организованы благотворительные акции «Мобильный ветеран» и «Льготный интернет» для ветеранов ВООВ «Боевое братство», помогал при создании памятников погибшим бойцам Сергиево-Посадского ОМОНа в г. Сегиев Посад и на месте гибели милиционеров в Заводском районе г. Грозный. Барановский оказывает шефскую помощь правоохранительным органам и в частности 46-й бригаде Внутренних войск МВД, дислоцирующейся в Республике Чечня, сам неоднократно бывал в горячих точках на Северном Кавказе.

За свою активную деятельность Дмитрий Роальдович Барановский неоднократно награждался государственными и ведомственными наградами:

* Медаль Министерства внутренних дел Российской Федерации «200 лет МВД России» (2002 г.)

* Медаль Министерства Обороны Российской Федерации «За воинскую доблесть» II cтепени (2004 г.)

* Медаль Министерства обороны РФ «За трудовую доблесть» (2006 г.)

* Медаль Министерства обороны РФ «За укрепление боевого содружества» (2006 г.)

* Медаль Министерства обороны РФ «Генерал Армии Маргелов» (2007 г.)

* Медаль Федеральной службы исполнения наказаний «За вклад в развитие уголовно-исправительной системы России» (2008 г.)

* Медаль Министерства обороны РФ «За заслуги в увековечивании памяти погибших защитников отечества (2008 г.)

Дмитрий Роальдович женат, воспитывает двух дочерей. Он по-прежнему увлекается спортом, отдавая предпочтение экстремальным видам (парашютизм, альпинизм, горные лыжи). По характеру сдержан, целеустремлен, но в решении спорных вопросов способен проявлять твердостью. Склад ума – аналитический, хороший организатор. Дмитрий Барановский ведет аскетический образ жизни, изучает религиозную литературу, философию, является поистине эрудитом в вопросах истории и общественно-политической тематике, увлекается классической музыкой.

«Уважение к минувшему —

вот та грань, ко-торая

отделяет культуру от варварства»

(А. С.Пушкин)

В современном мире немало средств тратится на то, чтобы стереть у русского на-рода историческую память, чувства патриотизма, моральную частоту, духовность. Ивана-ми, не помнящими родства, легче управлять, превращая в зомби. И ставка на молодость. Нелегко противостоять этой массовой антикультуре, но делать это необходимо.

В недалеком прошлом в память о важных исторических событиях люди возводи и памятники, храмы, и таким образом писали каменную летопись как наиболее долговеч-ную. Немало вихрей исторических пролетало над Россией, сметая даже каменные соору-жения и оставляя руины. И надо быть истинным подвижником, чтобы целью своей жизни ставить сохранение памятников архитектуры, самой исторической памяти — по крупицам восстанавливать утраченное. Такова доля реставраторов. Среди таких подвижников земли русской достойно занимает имя моего земляка Петра Дмитриевича Барановского.

Родился Петр Дмитриевич в феврале 1892 г. в селе Шуйском Вяземского уезда Смо-ленской губернии в семье безземельного крестьянина-ремесленника. Детские и юношеские годы прошли в окрестностях Дорогобужа. Окончил Московское строительно-техническое училище в 1912г., а затем 1918г. — Московский археологический институт по отделению исто-рии искусств. Из-за нагрянувших в 1917г. социальных потрясений и военных событий дея-тельность Петра Дмитриевича трансформировалась в благородный и животворный труд по спасению и сохранению памятников материальной культуры. В автобиографии П.Д.Барановский сообщал о себе:

1918г. назначен руководителем реставрации Ярославских памятников архитектуры.

1922г. — поручена организация музея в Коломенском, до 1933г. был директором, вел научно — исследовательскую и реставрационную работу по архитектурным памятникам.

В 1934г. репрессирован Коллегией ОГПУ от 2.04.1934г. по статье 58 п. 10.11 и послан в Сибир-ский лагерь в г. Мариинск, где был назначен помощником начальника Стройчасти. В 1936 г. досрочно освобожден.

В 1937г. приглашен научным руководителем реставрационных работ в музей Троице — Сергиевой лавры в г. Загорске (ныне г. Сергиев-Посад).

С 1938-1941гг. вел реставрационные работы на Кавказе. За свою деятельность в годы Вели-кой Отечественной войны получил правительственные награды: по постановлению Президиума Верховного Совета СССР от 5.6.1945г. медаль «За доблестный труд в Великой Отечествен-ной войне» п от 2.5.1946г. Медаль «За оборону Москвы».

В 1945 г. приглашен в институт истории академии науки СССР старшим сотрудником.

За строками автобиографии жизнь, которую всю без остатка, П.Д.Барановский положил на алтарь Отечества.

Взглянув на карту городов и весей, где к памятникам архитектуры коснулась рука и душа П. Д. Барановского, удивляешься, как можно за одну жизнь так много успеть. Не мень-шим бы был перечень объектов реставрации при участии Барановского и его учеников в сто-лице нашей Родины — Москве. Он спас Казанский собор. Благодаря чертежам, выполненным Петром Дмитриевичем, разрушенный в 30_ые годы храм был восстановлен и освещен в 1994г.

П. Д. Барановский за свою долгую жизнь реставрировал 80 памятников архитектуры, исследовал более 70 памятников. Это был романтик от реставрации.

По моему мнению, архитектурный облик моего родного города Вязьма, определяет уникальный памятник архитектуры — трехшатровый каменный храм Одигитрии Иоанно — Предтеченского монастыря, возведённый в XVII веке.

Дивный облик Одигитрии — это визитная карточка нашего города. Забота о его сохра-нении в судьбе П. Д. Барановского прослеживается на протяжении всей жизни, поскольку ве-лика уникальность памятника. Он сравнивал храм Одигитрии с Московским храмом Рождества Богородице в Путинках, но считал его «позаделистей». Похожая по архитектуре церковь Дивная сохранена в Угличе. По изяществу и мастерству каменных работ Одигитрия превос-ходит даже храм Василия Блаженного в Москве. Об этом можно прочесть в романе эссе «Па-мять» В. Чивилихина. Ещё в 1912, 1920, 1943гг. Барановский выполнил обмер и проекг рес-таврации храма Одигитрии. В 1963-1964гг. был выполнен технорабочий проект, иссле-дование и осуществление работ по консервации и реставрации Одигитрии. В 1976 — 1980гг. реставрация Одигитрии проводилась при непосредственном руководстве П.Д.Барановского.

Сегодняшний великолепный вид храма чарует каждого, пред чьим взором он предста-ёт. А старые фотографии показывают, как время повлияло на памятник архитектуры.

В Смоленске П.Д.Барановский воскресил к жизни древние храмы XII в.: Архангела Михаила (Свирская церковь), церковь Петра и Павла, принимал участие в реставрации храма Иоанна Богослова.

Одно из великих деяний Петра Дмитриевича создание первого в стране музея под открытым небом — Коломенского. Почти все исторические здания Коломенского реставрировались при участии Барановского.

Однако уже скоро Петр Дмитриевич навлек на себя недовольство властей. Слишком уж рьяно он выступал за сохранение церквей, монастырей, часовен, которые теперь считались «очагами мракобесия». Несмотря на все усилия, Барановский не смог отстоять Казанскую церковь на Красной площади — она была снесена. Но перед этим Петр Дмитриевич тщательно обмерил все здание, и благодаря его чертежам храм был воссоздан в 1993 году.

Сносом Казанского храма дело не закончилось. На Красной площади, ставшей местом проведения пролетарских демонстраций, нет места церквям — так решило правительство. Было принято постановление о сносе величайшего памятника архитектуры — храма Василия Блаженного. Петр Дмитриевич со всей своей энергией пытался противостоять этому решению, обращаясь во все инстанции; он даже послал телеграмму самому Сталину — и попал под следствие за антисоветскую деятельность. Барановский был осужден и приговорен к ссылке в Сибирь. Перед отправкой ему позволили увидеться с женой. Первый вопрос Петра Дмитриевича был о храме Василия Блаженного. Узнав, что храм все еще цел, Петр Дмитриевич со спокойным сердцем отбыл к месту заключения.

Отбыв срок, Барановский возвращается в Москву. В послевоенные годы он занимается Андрониковым монастырем. Этот древний монастырь, в котором работал гениальный Андрей Рублев, сильно пострадал в первые годы советской власти: в нем находилась колония для беспризорников, а все монастырское кладбище, в том числе и могила Рублева, было уничожено. Петру Дмитриевичу удалось найти плиту с могилы Андрея Рублева и установить точную дату его смерти.

Где бы не был П.Д.Барановский: на Севере, спасая памятники деревянного зодчества (результат — музей под открытым небом в Коломенском) или в ссылке в Сибири — душа его возвращалась в колыбель судьбы архитектора-реставратора — в Болдино. Его первая работа была связана с Болдинским монастырем под Дорогобужем. Монастырь, основанный в 1530г. Герасимом Болдинским и возведенный знаменитым мастером каменных дел Федором Конем, очаровал П.Д.Барановского ещё в 12-летнем возрасте, когда он побывал там с отцом. А в 19 лет, в 1911г., по поручению Московского археологического общества он начал заниматься об-мерами и исследованием памятников Болдинского монастыря. В 1943г. архитектурный ан-самбль монастыря был взорван немецкими захватчиками. В 1963-1964гг. Барановский соста-вил рабочий проект консервации руин.

О Барановском можно сказать, что он — основоположник русской практической школы реставрации. Он высоко ценил достижения русской строительной школы. С 1923 по 1962 г. им были собраны сведения о 1700 мастерах — строителях и руководителях строительного дела с XV по XVII в.в., включая несколько зодчих более раннего периода (с XII века).

Барановский сформулирован принципы, ставшие нормой и законом для реставраторов России:

— судьба памятника определяется его историко-художественным значением;

— практические мероприятия по сохранению и использованию памятника могут осуще-ствляться только по решению научно-коллегиального органа (научно-методического совета);

— реставрация памятника возможна только при полной научной обосновленности;

— памятники сохраняются для ознакомления и изучения их широкими массами населе-ния;

— музейное использование — самая демократичная форма приспособления памятника.

Эти положения бытовали у нас на несколько десятилетий ранее, чем научная междуна-родная общественность узаконила их в специальном документе, в так называемой Венециан-ской хартии, принятой в мае 1964 г. в Венеции на II Международном конгрессе специалистов по сохранению сооружений и монументов.

Активная подвижническая жизнь Петра Дмитриевича всегда привлекала к нему много хороших, талантливых людей. Так восстановлением каменного шатрового храма Введения в Болдино и реставрацией колокольни путём «склеивания» сохранившихся фрагментов древней кладки занимался его ученик А.М. Пономарев, избравший реставрацию и архитектуру делом своей жизни. Он вспоминал о Барановском: « Я думаю, всю жизнь он был с Богом. Вряд ли он был церковным человеком, ни разу не видел я его молящимся, да и не помню, чтобы он кре-стился, входя в действующий храм. Но он всей своей жизнью и служением делу как никто, пожалуй, из наших соотечественников, потрудился во спасение христианской культуры».

Восстает из руин Троицкий собор в Болдино, а Введенский храм, колокольня сияют своим благолепием, идет своим чередом монастырская жизнь, но дел для молодых рук и душ ещё много.

Личность П.Д.Барановского, как и спасаемые им памятники архитектуры, была уникальной. Величайшая скромность, огромные и глубокие знания в различных областях (архитектуры, археологии, истории, геологии, материаловедения) поражали многих. Он был настойчив, неутомим и тверд, когда вопросы касались сохранения памятников. Зна-комство с П.Д.Барановским при его жизни многим определяло их судьбу. Так было с Вик-тором Евгеньевичем Кулаковым, кому мы обязаны вторым рождением усадьбы Хмелита в Вяземском районе.

Умер П.Д. Барановский 12 июня 1984г., похоронен в Донском монастыре в Москве. Примечательно, что на памятнике на его могиле в виде каменной глыбы изображена пти-ца Феникс (как на гербе города Вязьмы, Смоленска), она символизирует возрождение, на-деюсь, и исторический памяти, и России.

«Его подвижничество — пример служения Отечеству», — написано на мемориальной доске на родине П. Д. Барановского в селе Шуйском, этими словами подведен итог всей жизни и деятельности П. Д. Барановского, архитектора, реставратора, археолога, истори-ка — человека.

Барановский Петр Дмитриевич (1892-1990), российский исследователь и реставратор памятников архитектуры. Разработал новые методы реставрации, восстанавливал памятники, разрушенные в период Великой Отечественной войны 1941-45 (Пятницкая церковь в Чернигове), в процессе реконструкции Москвы спасал от уничтожения шедевры русского зодчества (в т. ч. Василия Блаженного храм, ансамбль Крутицкого подворья и др.); по точнейшим архитектурным обмерам Барановского восстановлена в Москве церковь Казанской Божией Матери, а также восстанавливаются другие снесенные постройки.

Барановский Петр Дмитриевич , российский исследователь и архитектор-реставратор, воссоздавший множество полностью разрушенных архитектурных памятников; выдающийся ученый в области архитектурной археологии, археографии, истории архитектуры, автор универсальных методологий восстановления утерянных элементов древних зданий.

Учеба. Работа во время Первой мировой войны

После окончания школы в 1911 отправляется в Москву, где поступает в Московское строительно-техническое училище. В 1912 двадцатилетний Петр Барановский за проект восстановления Болдинского монастыря под Дорогобужем, построенного знаменитым русским зодчим Федором Конем, был награжден золотой медалью Русского археологического общества.

После окончания училища Барановский служит помощником архитектора на Тульском чугуноплавильном заводе, в Управлении строительства Среднеазиатской железной дороги в Ашхабаде, одновременно учится на искусствоведческом факультете Московского археологического института.

Во время Первой мировой войны, мобилизованный в инженерную дружину, в звании подпоручика служит начальником команды, строившей укрепления на Западном фронте.

В первые послереволюционные годы Барановский исследует, обмеряет, фотографирует, частично реставрирует или составляет проекты восстановления и обновления памятников русского зодчества в Угличе, Ростове Великом, Мологе, Звенигороде, селе Елизарове Ярославской области, Архангельском, а также участвует в больших экспедициях по русскому Северу. За свою жизнь Барановский совершил десять экспедиций на Север - по Беломорскому побережью, Онеге, Северной Двине, Пинеге, в Новгород, на Соловки, в Карелию.

Весной 1918, окончив с золотой медалью Московский археологический институт, пишет диссертацию о памятниках Болдинского монастыря.

Послевоенная работа

В 1918, после возвращения с фронта, Барановским был предложен проект освобождения Китайгородской стены от искажавших ее пристроек. Осенью того же года было начато восстановление уникальных памятников ярославского Спасо-Преображенского монастыря, разрушенных и сожженных во время гражданской войны.

В эти же годы Барановский знакомится с И. Э. Грабарем, развернувшим реставрационные работы в Кремле. Он включает Петра Дмитриевича в состав кремлевской реставрационной комиссии.

При первой же возможности Барановский приступает к реставрации своей любимой церкви Богоявления в Болдино. Здесь впервые он применяет метод восстановления декоративного убранства по оставшимся «хвостовым» частям кирпичей. Взяв размер кирпича за модуль, Барановский с высокой степенью точности восстанавливает растесанные оконные проемы трапезной палаты. Так впервые он применил метод, ставший сегодня для архитекторов-реставраторов азбучной истиной.

Работа в Коломенском

В 1920 Барановский на ученом совете Центральных государственных реставрационных мастерских делает доклад «О задачах организации музея русского деревянного зодчества на открытом воздухе в Коломенском». В течение десяти лет, будучи директором организованного по его предложению музея, он занимается реставрацией храмов Вознесения в селе Коломенское и Иоанна Предтечи в селе Дьяково (16 в.).

Здесь Барановский впервые осуществляет идею сосредоточения под открытым небом подлинных шедевров деревянного русского зодчества. Шесть привезенных с Белого моря и других мест памятников положили начало уникальному музею.

Восстановление дворца Голицына

В 1923 Барановский делает в Москве замечательное открытие: под ничем не примечательным оштукатуренным фасадом двухэтажного дома в Охотном ряду исследователь обнаруживает богатый каменный декор дворца фаворита царицы Софьи Алексеевны, Василия Голицына. За пять лет кропотливых реставрационных работ Москве был возвращен в первозданном виде роскошный дворец (1658) в стиле московского барокко. Вместе с дворцом была отреставрирована и церковь Параскевы Пятницы, построенная годом позже и также в стиле московского барокко. Позже по проекту реконструкции центра Москвы дворец Голицына и церковь Параскевы Пятницы были разрушены.

В 1923 в составе научной экспедиции Барановский попадает на Соловки, где в древнем монастыре был организован концентрационный лагерь. Реставратор занимается обмерами собора, трапезной палаты, Белой башни, крепостных стен.

Реставрация Казанского собора

Начиная с 1925, Барановский занимается реставрацией Казанского собора (17 в.), расположенного на Красной площади в Москве, - восстанавливает его первоначальный облик. Этот собор, сооруженный по почину и на средства предводителя русских воинов и ополченцев Дмитрия Пожарского, был памятником войне 1612 года.

Барановский считал, что Казанский собор был построен по проекту Федора Коня. Время постройки храма совпадало с последними годами жизни русского зодчего. Патриарх Филарет освятил собор 22 октября 1625. Сохранилось свидетельство, что после пожара 1630 года Казанский собор был восстановлен учеником Федора Коня, Амбросимом Максимовым. Будучи поклонником творчества Федора Коня, Барановский в этом памятнике почувствовал дух и руку великого зодчего. Обвязавшись веревкой, подобно скалолазу, он обследовал все ряды кокошников и все архитектурные детали. Передвигаясь вдоль купольного барабана, он открывал древние архитектурные формы от наслоений и тщательно обследовал, восстанавливая утраченное.

В 1930 реставрация была приостановлена в связи с тем, что Моссовет рассматривал вопрос о сносе Казанского собора и Воскресенских (Иверских) ворот, однако в тот момент собор устоял. Снесли его через шесть лет.

В 1933 Барановский был репрессирован (отбыл 3-летнее заключение и ссылку). В лагере реставратор создает сельскохозяйственный музей, строит электростанцию.

После досрочного освобождения (май 1936) без права проживания в Москве он живет в г. Александров Владимирской области. Каждый день в 17.30 ему полагалось отмечаться у оперуполномоченного, и тем не менее, рискуя опоздать на регистрацию, он каждый день с первым поездом отправляется в Москву на Красную площадь, где производит обмеры разбираемого Казанского собора.

Все это время Барановский не оставляет свою заветную мечту о создании обширного музея под открытом небом в Коломенском и подает в президиум Академии архитектуры СССР записку «Программа и научный метод организации музейного городка народной архитектуры».

В годы Великой Отечественной войны

В 1941, живя в Москве на «птичьих правах» (работал по временным удостоверениям Академии архитектуры СССР), он становится инициатором использования сводчатых помещений для укрытия людей и художественных ценностей от бомбардировок.

Позднее Академия архитектуры была эвакуирована из Москвы. Пребывание Барановского в столице стало совсем незаконным, и он уезжает в Иваново, где становится инспектором по охране памятников области, в которую до 1944 входили Суздаль, Владимир, Юрьев-Польской.

B те же годы он становится экспертом Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний фашистов на оккупированной территории СССР. В составе этой комиссии выезжает в Смоленск, Витебск, Полоцк, Киев, Чернигов.

В Чернигове, куда Барановский прибывает 23 сентября 1943, через день после освобождения города, он занимается реставрацией варварски разрушенного бомбардировками собора Пятницкого монастыря. Почти 20 лет своей жизни Барановский изучает и реставрирует Черниговскую Пятницу, возвращая ей первозданный вид. Только в 1962 эти работы, открывшие новую главу в истории русской архитектуры, были завершены.

Спасо-Андроников монастырь

Получив в феврале 1944 должность начальника отдела реставрации ГУОП, Барановский смог, наконец, оформить московскую прописку, что дало ему возможность продолжить реставрацию памятников. Одним из них стал Спасо-Андроников монастырь, находившийся после войны в плачевном состоянии. В то время в Москве не хватало жилья, и все строения монастыря были заняты под коммунальные квартиры. Барановский со своими единомышленниками добились того, что в 1947 постановлением Совета Министров СССР территория монастыря была объявлена музеем-заповедником. Торжественное открытие музея имени Андрея Рублева состоялось в 1960, когда отмечалось 600-летие со дня рождения великого живописца.

Реставрация Крутицкого подворья

Начиная с 1947, Барановский занимается восстановлением и реставрацией комплекса памятников Крутицкого подворья - бывшей резиденции митрополита Зарайского и Подонского. Крутицкое подворье представляет собой комплекс разнообразных памятников архитектуры конца 16 в.: живописные палаты, храмы, колокольни, крыльца, переходы и сказочный «Крутицкий терем» конца 17 в. Проект реставрации Крутиц был готов к началу 1950, после чего Барановский долгие годы занимается его реставрацией и восстановлением.

Спасение памятников

В 1960-1962 как автор проекта реставрации Пятницкой церкви работает в Чернигове главным архитектором республиканской научно-производственной мастерской Госстроя УССР. В 1961 участвует в работе комиссии, которая занимается судьбой палат иконописца Симона Ушакова (в Москве) - они мешали строительству новых зданий ЦК КПСС и их собирались снести. Приспособленные под жилье палаты к этому времени были в катастрофическом состоянии. Благодаря Барановскому, занимавшемуся палатами Симона Ушакова с 1920-х годов, они были сохранены и отреставрированы.

Барановский пытался спасти и крепостную башню в Зарядье у церкви Зачатия Анны что в Углу, но неудачно, а вот саму эту церковь вместе с археологическими остатками крепостной стены, а также все церкви и палаты по улице Варварки ему спасти удалось.

К этому времени сложилось тревожное положение с сохранением и охраной памятников истории и культуры. Поступали известия о разборке храмов в Суздале, Владимире, Пскове и других городах. Петр Дмитриевич стал инициатором встречи с министром культуры Фурцевой. Это было на исходе 1964, когда полным ходом в Москве и Подмосковье разрушались старые постройки в преддверии утверждения нового генерального плана реконструкции. Со стороны министра культуры Барановский понимания не встретил - все, «что мешает строить коммунистические города», должно быть снесено.

В 1965 Правительством РСФСР было принято решение о создании «Всероссийского добровольного общества охраны памятников истории и культуры» (ВООПИиК). Перу Барановского принадлежит первый устав Общества. В 1966 он приступил к организации в Крутицах реставрационной мастерской при Московском отделении ВООПИиК.

Последние годы

В конце 1970-х годов у Барановского резко ухудшилось зрение, но он продолжал активно работать над восстановлением Крутицкого подворья. Именно здесь отмечались его 75-, 80-, 85-летия. Девяностолетие Петра Дмитриевича отметили уже в Новодевичьем монастыре, где он прожил большую часть своей жизни (с 1939), там в корпусе больничных палат он и скончался. Похоронен в Донском монастыре. Ценнейший архив, собранный за долгие годы, он передал (еще при жизни) в Государственный Музей архитектуры им. А. В. Щусева.

Есть знаменитая история — то ли байка, то ли быль — про то, как Лазарь Каганович, идейный вдохновитель генеральной реконструкции Москвы , убрал храм Василия Блаженного с макета Красной площади , но товарищ Сталин мягко попросил ретивого соратника поставить собор «на мэсто».

Расширенная версия этой истории многолика, как народный эпос о чудо-богатыре: мол, храм уже собирались сносить, даже технику подогнали, но нашелся некий реставратор Петр Барановский, который залез в ковш экскаватора (вариант: выкрал ключи от собора и там забаррикадировался), который слал Сталину телеграммы с требованием не разрушать памятник, а также с угрозами покончить с собой, если храм все-таки снесут. Угрозы возымели действие на вождя, и храм Василия Блаженного был спасен.

Так Петр Дмитриевич Барановский стал частью сотой по счету легенды о Сталине. О том, что сам Барановский — человек-легенда, сегодня знают немногие. Чудо-богатырем он не был: худой, даже щуплый, с хрипловатым глухим голосом, с плохим, очень плохим зрением. Ни чинов, ни званий, ни заслуг перед советским отечеством — не считать же таковыми спасение древних церквей в эпоху почти победившего социализма. Так что легенды о своих методах воздействия на вождей и чиновников Барановский не опровергал, а некоторые, вроде чудесной истории спасения храма Василия Блаженного, даже сам инициировал: конкретно эту байку он рассказал уже в 1960-е известному журналисту Пескову, тот ее напечатал во всесоюзной газете, так легенда ушла в народ. А легендарная репутация иногда помогает выиграть сражение еще до его начала.

Горькую правду о сражениях проигранных знали немногие. Когда в 1936-м с той же Красной площади сносили Казанский собор и Иверские ворота с часовней, сам Барановский уже отбывал срок в лагерях — отнюдь не мифическая цена, которую он заплатил за конфликт с властью. Но самоубийством никогда не угрожал — чего не было, того не было. «Чепуха, они были бы только довольны, если бы я покончил с собой», — вспоминал слова Барановского его ученик, реставратор Александр Пономарев. Да и жизней бы не хватило на все объекты, которые спасал и защищал Петр Дмитриевич. То, что не мог спасти — обмерял, фотографировал, зарисовывал. Каждый раз рискуя жизнью — в самом прямом смысле слова.

Версий причин ареста, записанных со слов Барановского, еще больше. Наиболее популярная — прямой конфликт с Кагановичем по поводу сноса храма Василия Блаженного. По большому счету, арест по любой из перечисленных причин был закономерен по логике того времени.

Последующие три года Петр Дмитриевич провел в лагере в Мариинске Кемеровской области . «Три года лагерей меркнут, несмотря на все трудности, перед кошмарной трагедией допросов, искусного обмана, больного сознания и моральных пыток, испытанных во внутренней тюрьме», — напишет Барановский в письме в КГБ от 1964 года, когда будет идти процесс его реабилитации.

Действительно, не лагерь стал самым мучительным воспоминанием Барановского о тех временах. Следователь на допросах истязал его сообщениями об уничтоженных памятниках и арестованных друзьях. Пересылка в лагерь стала избавлением.

Барановский позже смеялся, что самую лучшую характеристику он получил от начальника лагеря. В ссылке он работал помощником начальника строительной части. Архитекторы в лагерях всегда ценились, у них был несомненный шанс там выжить. Барановский в Мариинске продолжал работать как строитель и архитектор, в частности, выстроил здание сельскохозяйственного музея. За примерную работу ему и срок скостили — дали шесть лет, а просидел он три, — рассказывает профессор Сергей Заграевский со слов отца, Вольфганга Кавельмахера, работавшего с Барановским.

Уже стала канонической история о том, как Петр Дмитриевич по возвращении из лагеря первым делом пошел на Красную площадь. Увидел целехонький храм Василия Блаженного и рабочих, разбирающих Казанский собор. Тех же, которые шестью годами ранее помогали его реставрировать. У любого другого опустились бы руки или сломалась психика. То, что сделал Барановский — и это уже чистая быль — говорит о его характере больше, чем любые легенды.

Каждое утро он на первой электричке ехал в Москву из Александрова (101-й километр, для бывших ссыльных действовал запрет на проживание в Москве) и фотографировал разбираемый Казанский собор из окна Исторического музея . Как только представлялась возможность, делал обмеры — во время реставрации конца 1920-х он не позаботился о подробной документации. К половине шестого возвращался в Александров, чтобы отметиться в книге учета у местного оперуполномоченного. И так ежедневно на протяжении месяцев.

За два года до смерти Барановский передал все материалы по Казанскому собору своему ученику, Олегу Игоревичу Журину. При первой возможности, в 1990-1994 годах, Журин собор восстановил. Болдинский монастырь, Казанский собор… Будет и третий памятник, воскресший из небытия благодаря Барановскому.

Барановский никогда не кичился: мол, если бы не я, то памятника бы не было. Он просто работал, был бескомпромиссен. Каждая потеря была для него не просто неудачей, провалом. Она была подобна смерти близкого человека, ребенка. Нельзя сказать, что когда на его глазах разбирали Казанский собор, Барановский переживал больше, чем когда разрушали какой-нибудь памятник в Сибири . Душа болела абсолютно за все памятники. При наличии крепкого здоровья, каждая утрата причиняла ему практически физическую боль, — вспоминает своего учителя Сергей Александрович Гаврилов.

Его наследие

Дочь Барановского, Ольга Петровна, вспоминала, что отец никогда не приносил в дом деньги — только камни, чертежи и фрагменты отделки.

Жить и работать с таким одержимцем, как Барановский, было трудно. Он не знал пощады ни к себе, ни и к другим. Препятствий обходить не умел, дипломатией не владел, наживал себе врагов среди чиновников. И все же судьба была к нему по-своему благосклонна.

Война и первое послевоенное десятилетие стали «оттепелью» для реставраторов. Полстраны лежало в руинах — только успевай восстанавливать. О Барановском и его огромном опыте вспомнили в первую очередь. Его вновь поддерживали коллеги, у него впервые после отсидки появились официальные «корочки» и полномочия. Уже в 1942-м Петр Дмитриевич был назначен экспертом Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний фашистов на оккупированной территории СССР. В составе ЧГК он выезжал в Смоленск, Витебск, Полоцк, Киев, Чернигов… В Чернигове на глазах у Барановского немецкий летчик прицельно разбомбил древний Пятницкий собор.

Пятница в Чернигове — третий памятник, объединенный с Болдинским монастырем и Казанским собором общим знаменателем: Петр Барановский сделал все для их посмертного воскрешения. Но только черниговская Пятница была единственной, восстановление которой Петр Дмитриевич самолично довел до конца. На это ушло 20 лет.

В послевоенном 1947 году Барановскому поручили крупный проект: реставрацию Крутицкого подворья в Москве. Великолепный средневековый ансамбль в районе Таганки пребывал в плачевном состоянии. Помимо собственно реставрации — в этой работе Барановский так или иначе участвовал до конца жизни, — Петр Дмитриевич создал в Крутицах школу-мастерскую, где обучались каменщики, резчики по дереву, позолотчики. Мастера высокого класса, без которых не могла обойтись ни одна практическая реставрация. Параллельно в Крутицах образовалась еще одна «школа» — сообщество непосредственных учеников Барановского, ставших звездами отечественной реставрации.

Великие меценаты и филантропы

5.086 Петр Дмитриевич Барановский, «великий гражданин своего Отечества»

В 2011 г. в Москве прошли торжества по случаю 450-летия православного храма - собора Покрова что на Рву, более известного как собор Василия Блаженного. Собор, являющийся одним из основных символов России, был построен в 1555-1561 гг. по велению Ивана Грозного архитекторами Постником и Бармой (предполагают, что это один человек).

Говорят, на возведение храма юродивый Василий Блаженный перед своей кончиной отдал царю все деньги, что подали ему люди.

Торжеств могло и не быть, т.к. в 1930-е гг. собор хотели снести, чтобы освободить на Красной площади место для проведения парадов.

По легенде, 1-й секретарь Московского горкома ВКП(б) Л.М. Каганович, демонстрируя И.В. Сталину макет Красной площади, убрал с нее модель храма. Генсек охладил его пыл: «Лазарь! Поставь на место!»

По другой версии, собор уцелел благодаря архитектору Петру Дмитриевичу Барановскому (1892-1984), который накануне сноса закрылся в нем, собираясь погибнуть вместе с храмом. Когда об этом доложили Сталину, тот приказал оставить и собор, и Барановского в покое. Сохранились и иные толкования этого события. По одному из них - Барановский резко поговорил с Кагановичем, а затем отправил «дерзкую» телеграмму вождю.

По другому - явился в ЦК партии, где защищал храм от сноса. По третьему - грозился покончить с собой…

Трудно отделить факты от вымысла, но это и не суть важно. Главное - благодаря мужеству Барановского храм оставили на Красной площади. Правда, самому архитектору этого не простили.

Но обо всем по порядку. Одно лишь соображение. Это ли не благотворительность, когда человек жертвует на спасение бесценного национального сокровища собственную жизнь? Когда его призыв к своим ученикам: «За памятники Отечества надо стоят насмерть!» не разошелся с его делами, и превратил саму жизнь учителя в памятник филантропии?

Будущий российский исследователь и реставратор памятников архитектуры, спасатель многих шедевров русского зодчества, «великий труженик и великий гражданин своего Отечества» (В. Чивилихин) родился 28 января (10 февраля) 1892 г. в с. Шуйское Вяземского уезда Смоленской губ. в семье безземельного дорогобужского крестьянина-ремесленника Дмитрия Павловича и Марии Федотовны Барановских.

После окончания в 1912 г. Московского строительно-технического училища Петр 2 года работал на стройках Тулы и Ашхабада.

В годы Первой мировой войны военный инженер Барановский возводил укрепления на Западном фронте. Когда после двух революций 1917 г. солдаты двинулись по домам, Барановский остался на месте службы, опечатал склады и охранял их до прибытия представителей новой власти.

В 1918 г. Петр Дмитриевич получил второй диплом искусствоведа (с золотой медалью) Московского археологического института и был принят в члены Московского археологического общества. Преподавал в Московском университете; восстанавливал здания Спасо-Преображенского монастыря и Митрополичьих палат в Ярославле, пострадавшие при разгроме бело-эсеровского мятежа. Организовав в этом городе реставрационную комиссию и мастерскую, Барановский реставрировал памятники архитектуры в Ярославле, Угличе, Ростове Великом, Звенигороде, Н. Новгороде, на Соловках, в Карелии, Белоруссии и др. местах.

В 1920-е гг. спасти храмы от разрушения можно было, лишь организовав в них музеи. С этой целью Барановский составил доклады о нуждающихся в ремонте и реставрации объектах, об открытии в них музеев и передал правительству.

В частности, реставратор добился от Наркомпроса согласия на создание музея русской архитектуры в селе Коломенское. Собрав со всех концов страны большое количество экспонатов по русской архитектуре (домик Петра I, Моховая башня из Сумского острога, деревянная медоварня из села Преображенского, проездная башня Николо-Корельского монастыря и пр.), Барановский открыл экспозицию и организовал выставку «Техника и искусство строительного дела в Московском государстве». В Коломенском архитектор развил собственную школу реставрации.

Параллельно ученый работал и в других краях и областях. Во множестве поездок и в 10 крупных экспедициях Барановский исколесил всю страну, от Соловецких островов до Закавказья, исследовал, описал, обмерил и сфотографировал сотни памятников русского деревянного зодчества. Открыл несколько древних храмов - скажем, в Азербайджанской ССР в селе Лекит базиликальный храм, а в селе Кум - Круглый храм V-VII вв.; собрал много икон с изображениями памятников архитектуры; собрал уникальные сведения о 1700 древнерусских архитекторах. По словам ак. И.Э. Грабаря, архитектора-эрудита подобного Барановскому не было во всей Европе.

Петр Дмитриевич создал способ реконструкции разрушенных зданий по сохранившимся в кладке обломкам кирпича (т.н. хвостам); ввел железобетонные связи в каналы, оставшиеся от сгнивших деревянных частей; занялся консервацией руин и восстановлением фрагментов упавшей кирпичной кладки. Метод Барановского сегодня принят на вооружение всеми архитекторами-реставраторами мира.

Свои работы архитектор проводил часто с риском для жизни. Так, в 1930 г. он едва не погиб, сорвавшись при обмере церкви с 10-метровой высоты, а в 1943 г. в Чернигове производил замеры полуразрушенного храма при налете немецкой авиации на город.

За долгую жизнь архитектор восстановил около ста памятников национальной архитектуры. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Петропавловский храм в Смоленске, Свято-Троицкий Герасим-Болдинский монастырь в Болдине, боровский Пафнутьев монастырь, памятники Александровской слободы, храм Иоанна Предтечи в селе Дьяково, Троице-Сергиева лавра в Загорске, Нухинский дворец в Баку, церковь Параскевы Пятницы, дворцы князя Голицына и боярина Троекурова в Охотном ряду в Москве и т.д.

Барановскому не раз предлагали кафедру, но он всегда считал, «что лучше спасти один памятник, чем прочесть сто лекций или написать десять книг».

Бесценные архивы ученого хранят сотни папок с результатами обмеров многих, в т.ч. уничтоженных в 1930-е и в годы войны памятников, по которым единственно стало возможно их восстановление. Так по чертежам Барановского был восстановлен в 1993 г. Казанский собор на Красной площади,

В 1933 г. Барановский был удостоен звания заслуженного деятеля науки, а через несколько месяцев арестован. Отсидев 3 года в Сибирских лагерях, Барановский спроектировал и построил в г. Мариинске несколько зданий.

В конце 1930-х гг. Барановский нашел в Свято-Андрониковом монастыре Москвы место захоронения великого русского иконописца Андрея Рублева, что предотвратило разрушение храма. Архитектор стал инициатором создания в монастыре музея-заповедника им. Андрея Рублева (открыт в 1960 г.).

По инициативе Барановского в 1940 г. в Академии архитектуры был создан орган, занимавшийся исследованиями, охраной и реставрацией памятников.

До войны Барановский составил проекты реставрации и начал восстанавливать Ново-Иерусалимский монастырь на Истре, памятники в Переславле-Залесском, Серпуховской кремль, Золотые ворота во Владимире, Архиерейский дом в Суздали, Генуэзскую крепость в Крыму и множество др. памятников.

С началом Великой Отечественной войны (1941-1945) Барановский организовывал работы по спасению памятников во Владимире и в Ивановской области; стал инициатором использования сводчатых помещений для укрытия людей и художественных ценностей от бомбардировок.

Как эксперт Чрезвычайной государственной комиссии по учету ущерба, нанесенного фашистами, архитектор обследовал Смоленск, Витебск, Полоцк, Киев, Чернигов.

В разрушенном Чернигове Петр Дмитриевич добился от бюро горкома партии и от секретаря ЦК КП Украины переоборудования цеха кирпичного завода под изготовление тонкого кирпича-плинфы для восстановления черниговской церкви Параскевы Пятницы. «По мнению профессиональных архитекторов, реставраторов и историков, проект восстановления этой церкви и его реализация стали мировым эталоном реставрации» (http://www.moscow.org/). Восстанавливал Параскеву Пятницу архитектор 20 лет.

Одним из самых широкомасштабных послевоенных проектов Барановского стала реставрация Крутицкого подворья в Москве. Архитектору удалось восстановить первоначальный облик Крутиц.

Стоит упомянуть также сохраненные реставратором предназначенные московскими властями к сносу палаты Боровского подворья иконописца Симона Ушакова, церковь Зачатия Анны что в Углу, все церкви и палаты по ул. Варварка, двухэтажные жилые палаты XVII в. на Пречистенке и др.

Большую часть жизни Петр Дмитриевич прожил в Новодевичьем монастыре. Там же в корпусе больничных палат он и скончался в возрасте 92 лет 12 июня 1984 г. Похоронен в Донском монастыре за алтарем Большого собора.

Ценнейший архив, собранный за долгие годы, он передал (еще при жизни) в Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

P.S. «Слова - это вода, сотрясение воздуха. Нужно дело, дело и еще раз дело». (П.Д. Барановский).

«Что касается личной выгоды, то Барановский никогда ее не искал. Его девизом были слова Гоголя: «Призваны в мир мы вовсе не для праздников и пирований. На битву мы сюда призваны» (В.А. Десятников, художник, искусствовед).