Когда и кем была создана золотая орда. Частичный перечень товаров, перевозившихся через владения Золотой Орды

Есть в астраханских степях один крайне интересный населенный пункт - село Селитренное. Его нынешняя история началась с конфуза: несколько десятилетий назад здесь обнаружили богатейшие залежи селитры и даже хотели поставить завод, но она вдруг самым удивительным образом закончилась. Удивишись, геологи посмотрели повнимательнее - и поняли, что их месторождение является всего лишь колоссальной по своим масштабам стоянкой древних кочевых племен.
Историки и археологи посмеялись над попытками поставить шахту на месте древней конюшни, затем сами копнули - и ахнули. На много километров вокруг Селитренного раскинулись следы древней столицы Золотой Орды - города Сарай Бату.

Начну экскурсию не с фотографии, а с видеоролика. Это трейлер к художественному фильму "Орда" о Святителе Алексие, который был снят в Селитренном (почти все население играло в массовке) и вышел на экраны в сентябре этого года:

На основе декораций к фильму и был создан музейный комплекс, который действует сейчас в Селитренном. Он стоит немного в стороне от настоящих археологических раскопок Сарай-Бату и историки наведываются туда разве что во время ежегодного профессионального праздника, проходящего на берегу реки в виде масштабного музыкального шоу "Лопата-party".

Вход в сам комплекс открыт для туристов, но я сразу отмечу: планировать поездку сюда лучше на позднюю весну или на раннюю осень, летом вы элементарно погибнете здесь от жары и все самое интересное посмотреть не осилите.

Сарай-Бату - это не только исторические экскурсии по воссозданному городу, но и большой объем интерактива. Сувенирные лавки на "восточном базаре", охрана в средневековых доспехах, кафе в походном шатре - это минимум, который встречает туристов, если в комплексе не проводится тематическое мероприятие.

Осенью здесь особенно многолюдно, различные шоу собирают по несколько тысяч гостей. Их завозят местные турфирмы, они приезжают на общественном транспорте или на личном. Вот, например, как выглядел со стороны сбор гостей на последний рок-фестиваль:

Встречаются здесь даже те, кто идет пешком, останавливаясь на ночевку на берегах Волги или Ахтубы в туристической палатке. Кто-то над ними подшучивает, однако именно им чаще всего попадаются старинные монеты - размеры потерянного города были таковы, что в голой степи под ногами люди регулярно обнаруживают памятники древности.


По тем меркам город Сарай-Бату был огромен – он располагался вдоль реки Ахтуба на 10 километров, и население было (по разным сведениям) до ста тысяч жителей. Помимо его административной ценности, Сарай-Бату был известен своим экономическим и торговым значением. В городе жило множество ремесленников, оружейников, гончаров, стеклодувов и ювелиров. Были все необходимые постройки и сооружения: канализация, водоснабжение, школа, мечети и церковь, базар, кладбище и прекрасные сады и даже центральное отопление! Особую ценность для Бату-хана представлял его ханский дворец, украшенный золотом.

Но не так уж и долго стоял величественный город Сарай-Бату на берегу Ахтубы. В 1282 столица ханства была перенесена в Сарай-Берке , и это ознаменовало начало конца. А завершилось всё позже, во время нашествия еще более жестокого завоевателя из Средней Азии - Тимура (Тамерлана). Разбив войска великого хана, он разорил многие города Золотой Орды, в том числе, и Сарай-Бату, погрузив его в забвение на века.

И прошло немало лет, прежде чем в селе Селитренном Харабалинского района Астраханской области стали проводиться первые раскопки, обнаружившие всё величие и роскошь столицы Золотой Орды - Сарай-Бату.

В Сарай-Бату, на Селитренном городище, было найдено множество строений с убранством, различные стеклянные, металлические и керамические изделия того времени, монеты древней чеканки. На Селитренном городище планировалось создать музейный комплекс на открытом воздухе на месте раскопок.

И до сих пор не верится, что на этих огромных степных просторах, рядом с селом Селитренное, располагался огромный золотоордынский город Сарай-Бату, поражавший путешественников своими размерами и богатством, которое сейчас погребено под землей, у нас под ногами.

Столицы Золотой Орды Сарай-Бату (Старый Сарай) и Сарай-Берке (Новый Сарай) - самые известные города Золотой Орды. Культура и искусство Золотой Орды тесно связаны с культурой этих древних столиц.

В силу ориентации ханов Золотой Орды на ислам и городской быт среднеазиатско - иранского типа, в степи, где были основаны столицы Золотой Орды, пышно распускается яркая городская культура. Это была культура поливных чаш и мозаичных панно на мечетях, культура арабских звездочетов, персидских стихотворений и исламской духовной учености, толкователей Корана и математиков-алгебраистов, изысканно тонкого орнамента и каллиграфии. При этом высокая культура ремесленного города Золотой Орды совмещалась с явлениями, которые были отзвуком глубоко архаичного религиозного искусства кочевников.

Города Золотой Орды в эпоху своего расцвета представляли смесь среднеазиатских мечетей и минаретов, изразцов и поливной посуды с деревянными срубами и юртами кочевников. Смешанность культуры золотоордынского города проявлялась в домостроительстве и архитектуре. Так, наряду со зданиями исламского типа рядовые дома имели много черт, заимствованных из Центральной Азии: часто стена сооружалась из щитовых деревянных конструкций, поставленных на кирпичный цоколь. Во внешнем виде квадратного дома был ряд черт от юрты кочевников. Часто перед массивными кирпичными домами строился вход в виде вымостки, ограниченной Г-образными стенами, что можно встретить в архитектуре 13 ст. в Монголии, и т. п. Системы отоплений типа канов заимствованы были из областей Центральной Азии, а типа подпольных гипокаустов — из Волжской Болгарии.

В городах Золотой Орды жили половцы, болгары, славяне, выходцы из Средней Азии, Кавказа, Крыма и т. п. Именно их руками была создана эта городская культура. В городах Золотой Орды сложился литературный язык, так называемый «поволжский тюрки» , на котором было создано несколько дошедших до нас литературных произведений. Изнеженность чувств, тонкий аромат цветов, красота женщин воспевались на этом языке, и вместе с тем в этой литературе было много демократических мотивов, выражений народных мыслей и мудрости.

Города Золотой Орды были наполнены привозными художественными изделиями, и хотя они и не являются продуктом собственного золотоордынского декоративного искусства, но показывают высокий уровень жизни, эстетических запросов, отражают в какой-то степени достаточно эклектичный вкус его населения.

Первоначально главным политическим центром Золотой Орды, его столицей был Сарай-Бату или Старый Сарай (с. Селитренное Астраханской области) - город, построенный ханом Батыем (1243-1255) в 1254 г. (по В. Рубруку). В результате междоусобной борьбы ханов и похода Тимура (1395) столица Золотой Орды Сарай-Бату сильно пострадала. Окончательно город Сарай-Бату был разрушен в 1480 г.

В Сарай-Бату было много дворцов, мечетей, ремесленных кварталов и пр. Рядом с монументальными строениями археологи нашли и следы от юрт, которые, вероятно, использовались в летний период. В окрестностях столицы находился большой некрополь.

Один из дворцов города Сарай-Бату состоял из 36 разных по назначению помещений. Стены толщиной 1 м были выложены без фундамента. Стены парадных комнат расписывались цветочными орнаментами, полы выкладывались красными квадратными и шестиугольными кирпичами, скреплявшихся белым алебастровым раствором. Центральный зал дворца в Сарай-Бату имел площадь 200 кв. м, его стены были украшены мозаичными и майоликовыми панно с позолотой. Ко дворцу была пристроена баня с подпольным обогревом, существовала также ванная комната, посреди которой находилась выложенная из кирпича квадратная ванна. Вода в неё поступала по водопроводу из глиняных труб, тут же находился и совмещенный санузел.

Город Сарай-Берке (Новый Сарай, Сарай Ал-Жедид) на р. Ахтубе (Царевское городище близ Волгограда) - столица Золотой Орды, построенная около 1260 г. ханом Берке (1255 - 1266), братом Батыя. С именем хана Берке связано начало исламизации Золотой Орды. При хане Берке Золотая Орда стала фактически независимой от Монгольской империи. Расцвет города Сарай-Берке приходится на первую половину 14 в. После 1361 г. Сарай-Берке неоднократно захватывали разные претенденты на ханский престол. В 1395 г. город был разрушен Тимуром.

В Новом Сарае в результате археологических раскопок были открыты многокомнатные дворцы знати , построенные из жженого кирпича, с широкими стенами, с поднятым на мощной субструкции полом, с длинным фасадом, оформленным по углам на среднеазиатский манер двумя декоративными башнями-минаретами и с глубоким порталом в виде ниши, с полихромной росписью на отштукатуренных стенах.

Ханы Золотой Орды вывозили из Средней Азии, Ирана, Египта и Ирака ученых, астрономов, богословов, поэтов. В Новом Сарае жил знаменитый врач из Хорезма Номан-ад-Дин, о котором рассказывали, что «он изучал логику, диалектику, медицину» и был одним из самых образованных людей своего времени. О развитии в Новом Сарае астрономии и геодезии мы можем судить по находкам обломков астролябии и квадрантов.

Общим для Сарай-Бату и Сарай-Берке была застройка небольшими (максимум 6 на 6 м) однокомнатными жилыми зданиями, квадратными в плане, со стенами из дерева или сырцового кирпича. В середине дома вдоль трёх стен в виде буквы «П» размещалась теплая лежанка (кан) с топкой на одном конце и вертикальным дымоходом в другом. В столицах Золотой Орды действовал водопровод, система городских бассейнов и фонтанов для снабжения жителей водой, были проложены канализационные стоки из деревянных труб, были и общественные туалеты (отдельно для женщин и мужчин).

А.A. Шарибжанова.

Перепечатка статьи в целом и по частям запрещена. Гиперактивная ссылка на данную статью должна включать данные автора статьи, точное название статьи, название сайта.

Оригинал взят у terrao в Сокрытое наследие Золотой Орды

В современной России многое является вовсе не «русским», а лишь наследием Золотой Орды, но кроме узких специалистов этого никто не знает. А иногда это наследие не могут распознать и специалисты.

Приведу лишь один яркий пример: греб двуглавый орел. В России принято считать, что его ввел Иван III при браке с Софьей Палеолог. Это не так, поскольку двуглавый орел ранее был гербом Золотой Орды, он еще за века до Ивана III чеканился на ордынских монетах. Немало образцов подобных монет приведено в изданной в 2000 году книге В.П. Лебедева «Корпус монет Крыма в составе Золотой Орды (сер. XIII - нач. XV в.)».


Напомню также, что многие российские историки из желания принизить татар сознательно именуют Орду «ханством» и ее правителей «ханами», хотя на самом деле Золотая Орда была царством и правили ею цари (потом Орда распалась на несколько царств). В 1273 году, еще задолго до венчания московского князя Ивана III с Софьей Палеолог, правитель Орды Ногай женился на дочери византийского императора Михаила Палеолога - Ефросинии Палеолог. И принял православие (как и двуглавого византийского орла в качестве официального герба Орды).

Был у Золотой Орды и еще один герб, который «перекочевал» на знаменитую шапку царя Михаила Федоровича, на бухарские ордена, на герб российской области и гербы ее городов, и даже на герб и флаг Таджикистана, где об этом - что удивительно - не подозревают!

Начнем мы наше расследование с небольшой заметки в журнале «Наука и жизнь»…

ОТ АСТРАХАНИ К БУХАРЕ

В №6 за 1987 г. журнала «Наука и жизнь» была опубликована статья «Гербы городов Астраханской и Саратовской губерний». В ней рассказывалось:

«Впервые Астраханская эмблема - «волк в короне» появляется на государственной печати Ивана IV в 70-х гг. XVI в. …Но одновременно известен и другой вариант Астраханского герба: корона и под ней сабля. Оттиск воеводской печати с таким рисунком историки также относят к XVI веку. Этот вариант эмблемы получил дальнейшее развитие и был использован при составлении герба Астраханской губернии.

О происхождении символики Астраханского герба существует интересная гипотеза историка А.В. Арциховского. На основании детального сравнения целого ряда изображений астраханского герба на памятниках XVI-XVII веков с эмблемой на так называемой «Бухарской звезде» - ордене, употреблявшемся бухарскими эмирами, ученый делает вывод, что все они имеют один прототип - какую-то местную тюркскую тамгу, различно осмысленную русскими астраханскими воеводами и бухарскими эмирами. Причем первые видят тут корону и саблю, а вторые - орнаментальный мотив.

Верхний элемент рисунка на звезде Арциховский отождествляет с короной, а нижний элемент - с саблей. Возникает вопрос: при чем здесь бухарские эмиры? Дело в том, что потомки астраханских ханов основали династию в Бухаре, правившую с 1597 по 1737 год, и вполне могли сохранить древнюю эмблему своих предков».

Итак, вот герб Астрахани (рис. 3) и герб Астраханской области (рис. 4). Бросается в глаза трилистник как главный элемент короны, а еще более этот трилистник подчеркнут на гербах XVI-XVII веков, что явно напоминает эмблему на «Бухарской звезде» (рис. 5, бухарская эмблема внизу справа).

История создания орденов Бухарского Эмирата начинается в 1868 г., когда был подписан мирный договор, согласно которому Бухара становилась русским протекторатом. При правлении бухарского эмира Музаффара из узбекского рода мангыт в Бухарском эмирате появились первые награды. В 1881 году он учредил орден Благородной Бухары, который имел только звезду. В литературе орден Благородной Бухары чаще всего и упоминается как «звезда» (иногда как «орден Восходящей звезды Бухары»). На ордене была надпись арабской вязью («Награда столицы Благородной Бухары») и датой начала правления эмира. Новая награда была присуждена императору России Александру II, а позже Николаю II.

В центре этого ордена (рис. 6 и 7) какой-то сакральный символ (тамга), который, судя по всему, бухарские эмиры действительно привезли из Астрахани. В принципе, история подтверждает гипотезу историка А.В. Арциховского.

1230 г. - Появление в Прикаспийских степях монгольских отрядов Бату-хана (Батыя).
1242-1243 гг. - Основание Бату-ханом на Нижней Волге Орды.
XIV в. - Распад Золотой Орды и образование Астраханского царства с центром в городе Астрахань (Аштрахан, Аджитархан).
1553 г. - Астраханский царь Абдурахман заключил договор о дружбе с московским князем Иваном IV (Грозным).
1554 г. - Астраханский царь Ямгурчей заключил союз с Турцией и Крымом.
1554 г. - Вероломная оккупация Астраханского царства войсками Ивана Грозного.
1554 г. - На престол посажен царевич Дербыш-Али.
1555 г. - Попытк Дербыш-Али освободиться от вассальной зависимости от Москвы.
1556 г. - Захват отрядом атамана Л. Филимонова приграничного участка Астрахани -Переволока.
1556 г - Насильственное присоединение Астраханского царства к Великому княжеству Московскому.
1556 г. - Бегство последних астраханских царей в Бухару.
1557 г. - Титул астраханского царя стал использоваться московским князем Иваном Грозным.

И еще существенная деталь: Астрахань стала региональным центром (столицей Астраханского царства, а потом под Россией столицей губернии) только в период феодальной раздробленности в Орде. А до этого главным городом и этого региона, и всей территории нынешней России и прочих земель был другой местный населенный пункт - город ЦАРЕВ. Он был основан около 1260 года как столица Золотой Орды и носил название Сарай-Берке. В российской империи герб утвержден 20 июня 1846 года. В червленом поле золотая с семью зубцами стена и над нею золотой же крест, поставленный на луне (рис. 8).

Вполне логично предположить, что символ, искаженный на нынешнем гербе Астраханской области и сохранившийся на бухарском ордене, - это и есть танга Сарая-Берке (возможно, Батыя), которая потом перешла к Астраханскому царству. То есть символ означает Золотую Орду, а не конкретно земли Астрахани. Потому и ценен.

Во всяком случае, этот символ, похожий на трилистник, фигурирует и на короне, венчающей змея на Гербе Казани, столице Казанской Орды (рис. 9) - "Змий черный под короною золотью, Казанскою, крылья красные, поле белое".

Он же и на короне московских самодержцев. Историк О.И. Закутнов писал в очерке «История астраханской геральдики»:

«Корона «Астраханского царства», или шапка первого наряда царя Михаила Федоровича сделана в 1627 году, взамен тяжелого венца Мономаха и получила название «Астраханская». Она состоит из трех треугольных вогнутых золотых досок, украшенных финифтью и драгоценными камнями, сведенных вверху под короною. Внизу шапка украшена венцом из 6-ти крестообразных сквозных запон, также украшенных камнями. На шапке утверждена корона, состоящая из трех дуг, промежутки между которыми заставлены. Над этой короной еще другая, подобная ей, но меньшей величины. Шапка увенчана изумрудом».

Уточню, что и «венец Мономаха» - это тоже ордынская «корона». Ее в 1339 году за предательство Руси подарил своему рабу московскому Ивану Калите ордынский царь Узбек (он, кстати, и стал вводить в Орде ислам, до этого Орда была православной). К Мономаху эта тюбетейка никакого отношения не имеет.

Что же касается «Астраханской шапки» Михаила Федоровича (рис. 10), которая изображается и на нынешнем гербе Астраханской области, то она потому столь почиталась московскими правителями и считалась главной, что являлась фактически КОРОНОЙ ЦАРЕЙ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ. Она через Астраханское царство попала к московитам от самого Батыя и его столицы Золотой Орды Сарая-Берке (ныне города Царева). То, что искусствоведы называют на ней «тремя треугольными вогнутыми золотыми досками, украшенными финифтью и драгоценными камнями», - это и есть изображение тамги Золотой Орды, которое было потом гербом Астраханского царства, а затем стало гербом бежавших оттуда ордынских царей, ставших бухарскими эмирами, а затем попало и на бухарский орден. Это один и тот же символ.

Что он означает, уже неясно. Арциховский так и не смог ответить на этот вопрос. Тамга — родовой знак у тюркских и некоторых других народов. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её. Наиболее распространена тамга у кочевых тюркских племен. В частности у казахов, киргизов, татар, ногайцев и т.д. Использование тамги известно издревле, еще у скифов, гуннов, сарматов. Известны тамги также у многих народов северо-западного Кавказа, абхазов. Тамгой метились лошади, верблюды и другой скот, находившийся в общей собственности рода, или предметы (оружие, керамика, ковры и др.), изготовленные членами рода. Изображение тамги можно встретить на монетах. Вот, к примеру, древнетюркские тамги (рис. 11).

В России - разумеется - предпочитают «замять» эту тему. Почему Михаил Федорович посчитал «Астраханскую шапку» самым престижным головным убором для себя как царя Орды-России - не задается вопросом ни один историк. Ибо получается абсурд: пишут в книжках про какое-то «ордынское иго», а сами правители Москвы носят сугубо ордынские «короны»: то несколько их поколений носило тюбетейку царя Узбека (от позора именуемую «шапкой Мономаха»), то потом она сменилась на «Астраханскую шапку» - как нечто «более значимое». Мол, царственное. Ибо от царей Орды. Так вот от этих царей Орды и есть вся Россия (которая и есть Новая Единая Орда) - а вовсе не от Киевской Руси.

ТАМГА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ - ГЕРБ ТАДЖИКИСТАНА

Интересно, что и бежавшие в Бухару астраханские цари оставили этому региону свой сакральный символ столицы Золотой Орды Сарая-Берке - но и там, как и в России, значение символа давно забыто.

Некая таджичка Шукуфа на местном сайте подняла тему: «Стране нужны новые символы!» Она пишет:

«Может кому-то это и покажется не совсем патриотичным, но вот не трогают меня наши государственные символы, не цепляют. В чем значение таких символов, как флаг, герб, гимн, памятники и так далее? Мне кажется, что основное предназначение этих символов - объединять народ каждой страны, укреплять патриотизм и мотивировать людей на какие-то поступки во благо своего государства и нации. Еще одно важное предназначение символов - как можно лучше представлять, символизировать страну и нацию за рубежом.

Мне кажется, что те символы, которые мы сегодня имеем, не справляются с вышеназванной ролью. Эти символы очень слабы, в чем-то тривиальны и неоригинальны. В них нет, на мой взгляд, никакой четко выраженной смысловой наполненности. Это просто картинки, которые никого ни в чем не убеждают и в большинстве случаев ничего не значат».

Забавно это читать: ведь «проблема» только в том, что человек не знает СОДЕРЖАНИЯ символа. Точно так у нас многие беларусы тоже не знали (а иные и сейчас не знают) содержания герба «Погоня», считают его или «фашистским», или летувисским, когда он на самом деле сугубо православный и сугубо беларуский.

Шукуфа пишет: «Вот так выглядит наш флаг (рис. 12). Этот флаг проблематичен по нескольким причинам. Во-первых, существует множество различных версий относительно значения его цветов и количества звезд. Наличие такого огромного количества интерпретаций привело к тому, что многие из нас до сих пор не могут понять, что же именно означают флаг, корона и звезды. Символ, который должен пониматься всеми сразу и одинаково, вместо этого вызывает неразбериху. Я как-то присутствовала на заседании одного комитета Маджлиси Намояндагон, где депутаты (!) спорили относительно значений цветов флага. Что уж тут говорить о нас, простых смертных?»

Что означают звезды - и я не знаю, но вот «корона» - это и есть тамга с бухарского ордена, она же тамга Золотой Орды.

Шукуфа: «С нашим гербом те же самые проблемы (рис. 13). В нем слишком много элементов, которые несут много разных смысловых нагрузок. Это как салат, в который попытались запихать слишком много различных ингредиентов. На такой салат приятно смотреть, но кушать его не особо приятно. Интересно, что в 1992-1993 годах у нашей республики был и такой герб (рис. 14). Он выглядел намного более презентабельно, чем нынешняя версия».

На обоих гербах тот же символ - та же тамга, значения которой жительница Таджикистана не знает. В этом плане я солидарен ней, потому что ситуация вообще парадоксальная. Вот что сообщает «Википедия»:

«По мнению исследователя В. Сапрыкова [Сапрыков В. Новый герб и флаг Таджикистана // «Наука и жизнь» №10, 1993. стр. 49-51], «три выступа в короне, изображённой на гербе, обозначают регионы республики — Хатлон, Зарафшан, Бадахшан. Каждый из них в отдельности — это ещё не страна. Лишь объединённые в единое целое представляют они Таджикистан. Корона имеет ещё один смысл: слово „тадж“ в переводе означает „венец“. В более широком смысле понятие „таджики“ может трактоваться как „халки тодждор“, то есть народ-венценосец. Иначе говоря, корона играет роль объединяющего начала, без которого нет и не может быть определённого государства».

Как говорится, маразм крепчал…

«Википедия»: «Исследователь М. Ревнивцев [Ревнивцев М. В. К вопросу о скрытой символике флага и гербов Республики Таджикистан. Флаги Таджикистана. VEXILLOGRAPHIA] в своей собственной интерпретации государственных символов Таджикистана обращается к религии зороастризма, которая восходит своими истоками к первому таджикскому государству Саманидов IX—X век и которая, как он утверждает, пользовалась популярностью среди таджикской интеллигенции и в годы Советской власти, и до настоящего времени.

По мнению М. Ревнивцева, «корона», изображённая в центре государственного флага и в верхней части герба Таджикистана, включает в себя три стилизованные изображения светильников — три священных неугасимых огня, являющихся объектом религиозного поклонения в зороастрийских храмах. Центральный элемент «короны» символизирует мировую гору Хара, находящуюся в центре Мира, а выгнутая золотая дуга в нижней части эмблемы олицетворяет «мост возмездия» Чинват, на котором в Судный День Заратуштра будет отделять души праведников от грешников».

Это вообще торжество маразма. «Википедия» предлагает только эти две версии. О том, что «корона» является на самом деле символом с «ордена Восходящей звезды Бухары» 1881 года, «Википедия» не знает. И, естественно, не знает о гипотезе историка А.В. Арциховского, как эта тамга Астраханского царства стала символом бухарских эмиров.

При этом версии Сапрыкова и Ревнивцева представляются просто смехотворными.

СЕРП ПОД КРЕСТОМ

Итак, подведем некий промежуточный итог. Таджиков оставим в стороне (пусть сами решают, им, может быть, кажется не приемлемым происхождение герба страны от Золотой Орды) и вернемся к исследованиям Арциховского. В 1946 году он обосновал на постепенной эволюции герба Астрахани свое предположение, что «восточная кривая сабля» - это изначально лунный серп. Обоснованное предположение считается гипотезой. Но полагаю, что эта гипотеза стала уже теорией, так как подтверждается и многими другими фактами.

Снова взглянем на герб столицы Золотой Орды - города Царев, он же Сарай-Берке (рис. 8). Верхняя часть герба - согласно Арциховскому - это искаженная тамга (корона) с серпом луны под ней. При этом на наиболее приближенном к источнику изображении знака (рис. 5 справа внизу) под верхней частью трилистника перекладина. И не кажется ли в таком случае «тавтологией» крест с серпом, изображенный в нижней части герба Царева?

И вот тут уже я попробую предложить свою гипотезу. Что такое вообще крест с серпом? Это же и есть стилизованный тот же самый трилистник этой тамги с луной под ним!

Как упрощенно нарисовать этот символ, не вырисовывая три лепестка (у боковых в стороны ответвления, у центрального перекладина, они стоят на полукруглом основании, под ним серп)? Упрощенный вариант такой: три лепестка изобразить черточками, в основании дуга. Но это и есть второй символ на двойном гербе Царева, столицы Золотой Орды. Получается: нижний символ идентичен верхнему.

К сожалению, сегодня никто не знает, почему и как крест с серпом стал в 1846 году гербом именно бывшей столицы Золотой Орды. Это пока «белое пятно» в истории. Но помимо связи с тамгой-трилистником есть и иные факты, которые дополняют картину.

Крест с серпом внизу и солнцем посередине был общим религиозным символом во времена до раскола христианства, в результате которого отделились приверженцы ислама. Этот раскол реально был закреплен только в XI веке, а вот в Азии была особая несторианская вера, обожествляющая власть. Она наполовину христианская, наполовину мусульманская. Эту веру исповедовали Чингизиды, в том числе сын Батыя Сартак, кровно породненный с Александром Невским. Тогда, очевидно, и Москва переняла ордынское православие (в дальнейшем именно по этой причине Москва 140 лет была автокефальной церковью - что рекорд для христианства, ее не признавала и так и не признала до своего падения Византия, которая признавала только Русскую православную церковь Киева, Полоцка, Твери, Пскова, Новгорода).

Когда изначально православный царь Орды Узбек (его православного с рождения имени источники не сохранили) из-за политических интриг ввел в Орде ислам в начале XIV века, в Московию, как писал Лев Гумилев, сбежали десятки представителей Чингизидов со своим многочисленным окружением, не пожелавших отказываться от православного несторианства. Тогда Москва стала наполовину населена этими «высокими мигрантами», чем и обрела особой статус в Орде.

Этим мигрантам-чингизидам и их татарам, бежавшим из Сарая-Берке в Москву, надо было где-то молиться. Вот и возводятся в Московском кремле и в окрестностях для них церкви, где возвышается крест с полумесяцем - то ли стилизованный трилистник тамги Сарая-Берке, то ли символ несторианской веры, объединяющей христианство и ислам. Что мы до сих пор видим в Московском кремле (рис. 15, 16, 17, 18).

При этом в автокефальной религии Московии (не признаваемой в качестве христианской общины Византией 140 лет!) до второй половины XVI века вообще не понимали отличий христианства от ислама, равно почитали Библию (не переведенную на русский язык) и Коран. Историки - исходя из нынешних концепций - с удивлением констатируют, что во времена владычества Орды над Москвой и потом владычества уже Москвы над Ордой - между ними не было НИ ОДНОГО РЕЛИГИОЗНОГО КОНФЛИКТА, даже спора. То есть ВЕРА БЫЛА ЕДИНА.

Получается, едина под знаком креста на серпе, под знаком тамги столицы Золотой Орды Сарая-Берке, он же Царев Архангельской области.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ-ПАРАДОКСЫ

Удивляет во всей этой истории вот что.

Около 1260 года на большей части территории нынешнего СНГ осталось существовать только два формирующихся тогда великих государства. Это царство Золотая Орда со столицей в Цареве - тогда Сарай-Берке. И Великое княжество Литовское - со столицей в Новогрудке. Обе столицы были объявлены примерно в одно время. Потом многие века эти два геополитических монстра эпохи - ВКЛ и Орда - боролись друг с другом, ибо являлись соседями - других стран между ними не было.

Но как похожи историко-идеологические мифы России и Беларуси! Не зеркально, а скорее антизеркально. В России отказываются признавать столицей страны в тот период Царев (Сарай-Берке). Дескать, все равно всегда столицей Орды-России была Москва. Даже в период «ордынского ига».

Аналогично в Беларуси идеологи хотят «забыть», что первой столицей «враждебной Московии-Орде» Литвы был Новогрудок. Куда этот факт деть из нашей истории? Извиняться в теме «интеграции» за это перед Сараем-Берке - столицей России в то время? Мол, простите, что тоже Ордой-Россией еще тогда не стали.

История наших прадедов не «виновата» в том, что не соответствует неким нынешним модным и абсолютно ошибочным воззрениям на то, как «там было», рисуемым только из нынешних реалий дня. «Как бы нам сегодня хотелось видеть свою историю» - это одно. А какой история была на самом деле - это совсем иное.

И выплывет неизбежно, как в известной всем пословице все равно вылезает шило из мешка…
Автор: Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ «Аналитическая газета «Секретные исследования», №7, 2013

Столица Золотой Орды - Сарай Бату. Современная локация - в районе села Селитренного Харабалинского района Астраханской области


Селитренное - село в Харабалинском районе Астраханской области РФ. Административный центр Селитренского сельсовета.


На территории где ныне находится Село Селитренное, раньше находился город Сарай-Бату в честь основателя - хана Батыя. Он начал строиться в 1254 году, и за короткое время превратился в один из крупнейших городов мира, стал центром великой империи.

Город Сарай-Бату был огромен - он располагался вдоль реки Ахтуба на 10 километров, и население было (по разным сведениям) до ста тысяч жителей. Помимо его административной ценности, Сарай-Бату был известен своим экономическим и торговым значением. В городе жило множество ремесленников, оружейников, гончаров, стеклодувов и ювелиров. Были все необходимые постройки и сооружения: канализация, водоснабжение, школа, мечети и церковь, базар, кладбище и прекрасные сады и даже центральное отопление! Особую ценность для Бату-хана представлял его ханский дворец, украшенный золотом. Любителем гигантских золотых статуй еще был известный хан Батый, который в своё время награбил несметное количество драгоценного металла. У монгольского завоевателя золота было так много, что более лучшего способа применения драгоценного металла он не придумал, как отлить из него двух золотых коней в натуральную величину. По этому поводу мнения экспертов касательно веса этих коней сильно расходятся, однако все равно цифры внушительны: примерно от 1,5 до 8 тонн вес каждой лошади. Что, собственно говоря, и неудивительно, потому как плотность золота составляет 19,32 г/см3, и тяжелее только лишь металлы платиновой группы! Статуи золотые кони в течение века украшали столицу Золотой Орды Сарай-Бату, переходя во владения от хана к хану. Дальнейшая судьба этих статуй неизвестна.


Именно поэтому история и культура этого города является наследием не только давно не существующего государства Золотой Орды, но и многих существующих ныне государств и народов, например: Китая, Ирана, Средней Азии и других.

Корреспондент сайт посетил удивительную цивилизацию прошлого – древний город Сарай-Бату, столицу Золотой Орды.

Куда ездили русские князья за ярлыками на княжение во времена Орды? Где находился тот самый Сарай, откуда ханы управляли Русью в течение двух с половиной веков? На самом деле Сараев было несколько и все они располагались здесь, в Астраханской области, неподалеку один от другого.

Оазис в степи

Пыльная узкая дорога разрезает бескрайнюю степь. Иногда попадаются села с низкими неказистыми домиками. По бокам дороги бродят тощие коровы – они еще не налились дородностью после зимы. Сворачиваем под самодельный указатель «Сарай-Бату» и... резко тормозим: в степи начали распускаться тюльпаны. Красные и желтые огоньки мерцают то тут, то там. А буквально из-под ног выпрыгивают суслики. Увидев людей, одни рыжеватыми стрелами прыскают в норы, другие замирают пеньками и ждут – не перепадет ли чего вкусненького.

Из тумана на холме вдруг проявляется очертание древнего города. Это и есть тот самый «Сарай-Бату». На самом деле древний город был чуть дальше, всего в 5 км отсюда, и там работают археологи. А мы приехали в культурно-исторический комплекс, который, честно говоря, вовсе не бывшая ставка хана, а ее декорация, созданная киношниками для фильма «Орда».

Историческую недостоверность исправляет аудиогид. Рассказ льется из динамика на минарете и сопровождается гомоном восточного города.

Но сочетание подлинного духа места былой столицы Орды и средневековых построек полностью погружает вас в реалии того времени. Недаром желающих окунуться в эту атмосферу с каждым годом все больше – за сезон здесь принимают свыше 20 тысяч челове-к.

Были караван-сараи, стали села и города

– Вот главная площадь, – рассказывает мне директор комплекса Александр Бондаренко – туристический сезон только-только начался, и когда я приехала, аудиогид еще молчал. – Смотрите, у ворот ханского дворца два пучка хвороста. Чужеземцу, прежде чем попасть к хану, надо было пройти очищение огнем. Тверской князь Михаил отказался, сочтя обычай оскорбительным, и его убили. Рядом – сторожевая будка. Охранять хана могли лишь самые достойные и знатные. Рядовой охранник был по статусу выше, чем тысячник в войске.

Главная площадь / Елена Скворцова

Чигирь (колесо для подъема воды) у арыка / Елена Скворцова

Историческую часть экскурсии готовили профессиональные историки, и в ней действительно много интересных фактов. Так, татары, оказывается, умели обогревать свои дома на манер центрального отопления и делать в них теплые полы, имели водопровод и подобие канализации, у них были целые улицы ремесленников, которые селились «по цехам», они даже научились делать стекло и придумали чугун, а купцам предлагали пользоваться «дорожными аккредитивами» (прообраз современных банков)... Да и караван-сараи у них – нечто вроде нынешних гостиниц – различались по «количеству звезд»: от экономкласса до «все включено». Если караван-сараи сооружались не в городе, а вдоль дороги, то их располагали на расстоянии 25 км друг от друга (дневной путь груженого верблюда). Позднее из этих «гостиниц» выросли практически все современные села и города Астраханской области.

Комплекс «Сарай-Бату» / Елена Скворцова

– У нас тут уменьшенная копия, – вступает в разговор Сергей Фролов. Он один из аниматоров: в комплексе устраивают и соревнования по стрельбе из лука и арбалетов, и реконструкции сражений, и т.д. – А настоящий город вместе с окраинами занимал 36 кв. км. Но и наш городок стоит на том же Ашулуке (приток Волги), что и настоящий, и так же на самом высоком утесе (15 м) – ханский дворец...

Холмы хранят память дворцов

Но не только декорации привлекают сюда туристов. Тут сам воздух напоен историей. Ведь она буквально под ногами. И туда, на место настоящего древнего города, путешественников обязательно завозят.

Село Селитренное – в 130 км к северу от Астрахани, в степи. Сразу за околицей, вверх по разбитой тропе машина с трудом карабкается на высокий берег Ашулука, и мы оказываемся на холме, под которым – дворец хана Золотой Орды Узбека. Поверить в это трудно: далеко, сколько хватает взгляда, тянется холмистая и пустая степь. Только рядом – отара овец, которую пасут казах на старых «Жигулях» да громадная овчарка.

Трудно поверить и в то, что 7 веков назад здесь бурлила жизнь одного из крупнейших городов того времени. Кстати, правильное название Сарай-Бату – Сарай-ал-Джадид (или новый Сарай). Через него бесконечной чередой шли торговые караваны из конца в конец Великого Шелкового пути, жили там порядка 75 тысяч жителей. Между прочим, в Лондоне и Париже того времени насчитывалось не больше 25 тысяч человек.

Так в комплексе «Сарай-Бату» представлен караван-сарай / Елена Скворцова

Еще труднее поверить, что зацветающая степь – это всего лишь законсервированные на зиму археологами раскопки. Скоро они начнут новый сезон, и вместо овец и тюльпанов здесь проявятся очертания дворцов, мечетей, домов горожан и мастерских ремесленников.

Второй Сарай

– В этом году исполняется полвека этим раскопкам, – рассказывает археолог Дмитрий Васильев. – Долгое время считалось, что это тот самый Сарай, первое упоминание о котором появилось в 1254-м, в книге Гильома де Рубрука. Он возвращался в Европу через Нижнее Поволжье и посетил Сарай, называя его ставкой Батыя. Но в 2000-е были проведены углубленные нумизматические и иные исследования. И ученые пришли к выводу – тот Сарай, о котором пишет францисканец, скорее всего находился у села Красный Яр (это чуть ближе к современной Астрахани), а Сарай у Селитренного был построен позже, в 30-х годах XIV в., во времена правления хана Узбека. Город просуществовал 60 лет и был завоеван Тамерланом. Многих ремесленников он увез для строительства Самарканда. То есть старую часть современного Самарканда строили те же люди, что и Сарай-ал-Джадид.

Арочные входы в места, где держали рабов / Елена Скворцова

– Татары называли свою столицу, которая находилась в северной части дельты Волг-и, либо просто Сараем, либо Сарай-ал-Махруса (Богохранимый), – восстанавливает историческую правду Васильев. – Когда хан перенес город из Красного Яра в Селитренное, Сарай в низовьях стали называть Иски (старый) Сарай, а тот, который был выстроен выше по реке, новым – Сарай-ал-Джадидом.

А привычные нам названия Сарай-Бату и Сарай-Берке, – продолжает археолог, – возникли гораздо позже – в XIX в. Тогда еще история Золотой Орды не была толком изучена. Видимо, поэтому и оказалось тут имя Берке (брата Батыя), который умер задолго до основания Нового Сарая. Но осталась исторически сложившаяся традиция называть Сараи так: первый – Бату, второй – Берке.

Подлинная старина

Экспонаты из раскопок – подлинные предметы старины – можно увидеть тут же, в Селитренном. Или в музее Астрахани, или в Москве – в Государственном историческом музее.


– В Селитренном – наш филиал, – рассказывает Елизавета Казакова, зав. отделом истории Астраханского музея-заповедника. – Мы туда возим небольшие выставки и водим экскурсии по степи.

– Хорошо бы вскрыть и законсервировать раскоп, не засыпать его больше, – мечтает Васильев. – Ведь за полвека в Сарай-ал-Джадиде раскопаны несколько больших усадеб, ханский дворец, две бани, большая соборная мечеть, несколько мастерских... По-хорошему там нужно делать солидный музей под открытым небом. Только для этого нужно финансирование государства. А его нет.

Вы это знали?

Потомки беклярибека Мамая (его часто ошибочно называют ханом) были служилыми князьями в Великом княжестве Литовском. От сына Мамая, Мансура Киятовича, ведут свой род князья Глинские.

Елена Глинская стала женой великого князя Московского Василия III. Их сыном был русский царь Иван Грозный – праправнук разбившего Мамая Дмитрия Донского. Таким образом, по иронии судьбы в Иване Грозном объединилась кровь и Мамая, и Дмитрия.

Жилые кварталы / Елена Скворцова

/Как добраться

Комплекс «Сарай-Бату» работает с апреля по октябрь. Исключение – июнь, когда начинается период мошкары.

1 Туда можно самому добраться на машин-е – от Астрахани это 135 км – и купить билет. А можно заказать экскурсию на сайте комплекс-а – www.saray-baty.ru : 150 руб. входной билет, средняя цена обеда из трех блюд – 250 руб. Дополнительные развлечения за отдельную плату (пейнтбол, стрельба из лука, посещение камеры пыток, катание на верблюде и т.д.). За вами также могут прислать машину – как на одного, так и на группу (от 4 тыс. руб.).

2 А можно купить тур в Астрахани или Волго-граде в любой из местных турфирм. В первом случае поездка (без обеда) продлится 5–7 часов и обойдется в 700–900 руб., во втором – экскурсия займет 15 часов и будет стоить 1800 руб.