Когда произошло образование военно политического блока нато. Основатели: страны блока нато на момент создания альянса

Доброго времени суток, меня зовут Олег Золоторев. Сегодня я смотрел на новостном канале очередное заседание НАТО и понял, что не до конца осознаю, о чем там говориться, так как не знаю двух вещей. Первое - почему страны НАТО примкнули к военному альянсу в мирное время, даже после развала СССР. И второе - что значит буква «Т» в аббревиатуре сокращенного названия Североатлантического военного блока.А вы знаете ответы на эти вопросы?

Если нет, тогда присоединяйтесь, и мы вместе разберемся в этом:
- что такое НАТО?
- зачем нужна данная организация?
- кто в нее входит и почему?

Что значит «Т» в аббревиатуре НАТО?

Если говорить формальным языком, то НАТО – это североатлантический блок, объединяющий 28 стан обязательствами о взаимопомощи в военно-политических вопросах. Официальное название альянса «North Atlantic Treaty Organization» или «Организация Северо-Атлантического Договора» на русском.

Treaty – это «договор», если перевести с английского.

Главная цель Североатлантического альянса – сделать все возможное, дабы гарантировать безопасность и свободу странам-участницам в рамках действующей стратегии НАТО, которая включает в себя:

1. Осуществление действий по сдерживанию и предотвращению любых военных угроз против стран-участниц НАТО.
2. Предоставление площадки для консультаций и переговоров.
3. Содействие всестороннему развитию партнерства между государствами-участниками.
4. Активное участие в переговорных процессах по урегулированию военных кризисов(конфликтов).
5. Также страны блока НАТО при нападении на одного из союзников обязаны предоставить ему всестороннюю помощь (военную, экономическую, политическую).

Страны НАТО список (2016 год)

На данный момент в Североатлантический блок входит 28 государств-членов, а также 5 государств подписавших договор о «расширенном партнерстве», 3 страны кандидата и 2 станы-участницы «Ускоренного диалога».

Страны НАТО список на 01.01.2016.

Державы-участники Плана действий по членству на 1.01.2016.


Державы-участницы Индивидуального партнерского плана на 01.01.2016.

Державы-участницы Ускоренного диалога на 01.01.2016г.

Что затолкало 28 государств в Североатлантический военный блок?

Если посмотреть в официальные исторические сводки, то там будет сказано, что история НАТО стартовала 4 апреля 1949 года.Но на самом деле все началось немногим ранее - 5 марта 1946 года, после знаменитой речи Черчилля, произнесенной в городке Фултон, где он объявил о начале «Холодной Войны». Экс-премьер Великобритании призвал к объединению «западного мира» для усиления давления на СССР, чтобы изменить его поведение как на внешней геополитической арене, так и внутри Страны Советов.

К чему привел страх перед СССР?

Практически сразу же после слов Черчилля пять государств западной Европы (Франция, Великобритания, Нидерланды, Бельгия и Люксембург) начали переговоры, целью которых было создание альянса, способного противостоять СССР. Что привело к подписанию между ними Брюссельского пакта (март 1948) и созданию Западноевропейского союза (Western European Union).
Параллельно с этим в Америке начались схожие процессы. Так 12 марта 1947 года администрация президента США провозгласила доктрину Трумэна (Truman Doctrine), которая, по сути, являлась стратегией сдерживания СССР. Согласно ей США предлагало европейским государствам экономическую помощь для восстановления послевоенной экономики при условии, что те выведут из правительственных и законодательных органов всех коммунистов. А также позволят США размещать военные базы на их территории. В рамках доктрины Трумэна США профинансировали восстановление и реформирование Турции ($100 млн) и Греции ($300 млн).

Кроме того, согласно провозглашенному плану госдеп начал переговоры с Канадой и королевством Великобритании для создания военного альянса. Но так как королевство планировало вступить в схожий союз с западноевропейскими странами, то эти действия не увенчались успехом. Однако они привели к тому, что Британия уговорила США и Канаду примкнуть к ранее подписанному Западноевропейскому договору.

Подпишитесь и получайте аналитику на email!

Подписаться

Основатели: страны блока НАТО на момент создания альянса

Что в итоге привело к подписанию знаменитого Североатлантического военного договора в 04.04.1949г. между 12 державами, которые и стали учредителями НАТО. Пакт вступил в силу 24 августа 1949 г. после процедуры ратификации, после его ратификации всеми державами-основателями.

Страны входящие в НАТО на правах основателей.

6 этапов расширения НАТО!

Но так как противоречия между Западным миром и Страной Советов после создания Североатлантического альянса не исчезли, а напротив - начали увеличиваться практически экспоненциально, страны НАТО приняли принципиальное решение о расширении военного блока за счет новых стран-участниц.

Основанием для этого стали следующие события:
- послевоенная (коммунистическая) гражданская война в Греции (1946-1949);
- учреждение Коминформа (1947);
- начало Берлинского кризиса (1948);
- создание Совета Экономической Взаимопомощи для стран «Советского блока» (1949);
- Корейская война, приведшая к разделению страны на Северную и Южную Корею (1950-53).

Первое расширение: страны НАТО к окончанию 1952 года

Как писалось выше, страны входящие в НАТО, пришли к единому мнению о том, что нужно расширяться. Как результат данного решения, в 1952 году к блоку примкнули две новые страны-участницы: Греция и Турция.

Греция присоединись к Североатлантическому договору, поскольку боялась нового вмешательства СССР, которое ранее привело к началу гражданской войны между промонархическим правительством и партизанами-коммунистами. По схожим причинам к НАТО присоединилась Турция, а также потому, что ее президент Мустафа Кемаль Ататюрк являлся сторонником «вестернизации». В рамках которой он проводил политику «деисламизации» своей страны и одновременно с этим выстраивал демократию по образцу Западного мира.

Второе расширение: Западная Германия

Следующей страной, присоединившейся к НАТО, стала Федеральная Республика Германии (Западная Германия). И это было вполне логично, так как влияние СССР на ГДР (Восточную Германию) постоянно возрастало, и как следствие, коллективный Запад начинал опасаться того, что это влияние распространится на западную часть Германии.В итоге было принято решение о принятии ФРГ в НАТО, дабы защитить ее от советского блока. Что вызвало весьма много возражений со стороны Франции, поскольку та помнила о недавней войне и не хотела, дабы Германия имела хоть какую-то армию.
Однако, разногласие были недостаточно сильны, чтобы помешать расширению НАТО и вскоре они были урегулированы. После чего ФРГ примкнула к «Союзникам». Сначала к Западноевропейскому союзу в 1954 году, а потом к Североатлантическому в 1955 году. После чего ФРГ получила право на формирование собственной армии, но с двумя ограничениями:
1. Армия ФРГ не могла действовать вне своей государственной территории.
2. Также страны блока НАТО запретили ФРГ разрабатывать и/или использовать оружие массового поражения.

Третье расширение: Испания

После принятия ФРГ в НАТО планы по расширению альянса заморозили, так как было решено не провоцировать СССР и избегать возникновения очередного «Карибского кризиса». Что продолжалось до того момента, как советские войска вошли в Афганистан. Это в очередной раз напугало европейских политиков и как результат, Испания под руководством Леопольдо Кальво-Сотело продекламировала, что их новый приоритет во внешней политике – это присоединение к блоку НАТО.

И 30 мая 1982 года Испания добилась своего, став членом альянса. Правда, в этом же году к власти после выборов пришла Социалистическая партия, которая приостановила процесс интеграции в Организацию Северо-Атлантического Договораи провозгласила о начале «периода осмысление». Следствием этого стал плебисцит (12.03.1986), на котором испанцам предлагали решить: «Стоит ли продлевать членство в НАТО?»

Результаты референдума подтвердили необходимость интеграции в военные и политические структуры НАТО (52,53%).

Четвертое расширение: страны-члены НАТО на 1999 год

После Испании расширение альянса вновь заморозили до тех пор, пока не развалилась Организация Варшавского Договора. В результате чего многие страны освободились от влияния Москвы и начали движение в сторону Запада как в экономическом, так и в военно-политическом плане. Содействием чего стал 4-й этап расширения альянса, во время которого к нему примкнули еще 3 страны.

Страны НАТО, список на 1999 год.

Республику Польшу в альянс привел Кшиштоф Ян Скубишевский, который еще в 1990 году побывал в штаб-квартире альянса и провел первые переговоры о вступлении его державы в Североатлантический военный блок. По итогам данной встречи участники переговоров создали план вступления Польши в НАТО, по которому новой кандидатке необходимо было реформировать свою армию под стандарты НАТО. А также провести масштабные экономические и политические преобразования, которые требуются для гарантирования прав и свобод населения стран-участниц НАТО.

Свои обязательства Польша выполнила к 1997 году, после чего она сразу начался завершающий этап переговоров о присоединении. Он закончился в 1999 году, когда страны НАТО одностадийным голосованием приняли в свои ряды три новые республики, включая Польшу.

Практически идентичный путь вступления прошла Венгрия. Она также после развала СССР огласила о намерении примкнуть в НАТО, и аналогично Польше получила свой план действия с теми же условиями. Выполнив их, Венгрия получила приглашение (1997), после чего был проведен плебисцит, на котором венгры подавляющим большинством высказались за вступление в Североатлантический блок (85,3%).

Относительно Чехии, то эта страна немножко замешкалась «на старте», так как стала независимой лишь в 1993 году. Но как только это случилось,чехи также огласили, что их главная задача во внешней политике – это вступление в Организацию Северо-Атлантического договора. После чего в 1994 году Чешская Республика стала участником программы интеграциив альянс - «Партнерство ради мира», а в 1997 году аналогично Венгрии и Польше получила официальное приглашение. И как итог в 1999 году страны блока НАТО проголосовали за принятие Чехии в свой альянс.

Пятое расширение: страны входящие в НАТО, список 2004 года

Следующая волна расширения Организации Северо-Атлантического договора прокатилась Европой в 2004 году, когда список стран-участниц блока пополнился еще семью государствами: Болгарией, Эстонией, Румынией, Литвой, Словенией, Словакией, Латвия.

Литва– это, пожалуй, тот случай, когда можно сказать: «быть иначе просто не могло». Поскольку коренные литовцы, мягко говоря, недолюбливают и боятся Россию. Особенно после конфликта 1991 года. После которого они приложили максимум усилий, дабы защитится от нее и обезопасить себя от очередного вторжения российской армии на свою территорию. Кроме того, они содействовали своим соседям в вопросах по вступлению в Организацию Северо-Атлантического договора, создав Вильнюсскую группу 9 государств.

Болгария, как и остальные державы пятого этапа расширения, начали движение в сторону альянса с присоединения к программе интеграции - «Партнерство ради мира» (1994). В рамках которой она обязались реорганизовать свои военные силы под стандарты Североатлантического блока. Что и было сделано к Мадридскому саммиту (1997), где страны НАТО включили Болгарию в список кандидатов на вступление в альянс. После чего Болгария проверяла еще несколько реформ и окончательно переформатировала свои войска под стандарты блока. А в 2004 ее официально приняли в НАТО.

В том что касается Латвии,то ее присоединение к военному блоку - это в большей мере итог лоббирования данного вопроса со стороны ЕС и США, а не результат усилий правительства данной страны.Это связано с тем, что в Латвии боялись негативной реакции русскоговорящей части населения страны и самой России и потому сами в альянс не сильно спешили попасть. Но ради интеграции в ЕС они пошли на этот шаг.

Об Эстонии много говорить не буду, так она практически полностью повторила путь Болгарии. За исключением того, что приглашение в НАТО было получено не в 1997, а в 1999 году.

Для Румынии путь в Североатлантический блок открыл Ион Илиеску (президент 1990-1996; 2000-2004), он в 1991 начал процесс консультаций о вступлении в альянс. Что через 3 года привело Румынию к подписанию договора интеграции в блок НАТО - «Партнерство ради мира», а в 1995 году к участию в договоре«Индивидуального партнерства». Еще спустя два года власти республики обратились к участникам Мадридского саммита с просьбой об оказании им всесторонней поддержки по присоединению их державы к блоку НАТО. В 2002 году они получили приглашение, а в 2004 стали членом Организацию Северо-Атлантического договора.

Далее, по списку идет Словакия. Для этой страны путь в альянс был весьма тернист и вполне мог привести к серьезному конфликту и вполне может быть к военному. А все потому что власти, руководившие этим государством в 1995 году, не хотели двигаться на запад и всячески препятствовали этому. Несмотря на то, что этого хотело население. Потому они устроили «псевдо» референдум, на котором электорату предлагалось проголосовать по трем вопросам:
1. О присоединении к блоку НАТО.
2. О размещении на территории Словакии иностранных военных баз.
3. О размещении в стране чужого ядерного оружия.

По всем вопросам был получен отрицательный ответ, при явке 9,2%. Но это не имело значения, так как ЦИК признала плебисцит недействительным из-за большого числа нарушений и фальсификаций. Тем не менее референдум все же привел к изменениям в стране, поскольку он вызвал волне негатива правительству, из-за чего спустя три года к власти пришли оппозиционные силы под руководством Микулашеме Дзуринды. После этого началось целенаправленное движение в сторону полной интеграции с западными странами и с НАТО в частности. Как итог, страны-члены НАТОв 2004 году предложили Словакии стать частью блока.

Относительно Словении, то ее путь в военный, наверное, был самым простым. Так как население и власть хотели интеграции с НАТО, да и участники блока были не против. Единственная сложность- это организация референдума, проводившегося в 2003 году, на котором словенцев спросили: «Хотят ли они вступать в Организацию Северо-Атлантического договора?» Результат голосования был положительным (66,02%) и в 2004 году страны НАТО приняли Словению в свой блок.

Шестое расширение: Албания и Хорватия

Последними кого страны-члены НАТО приняли – это две относительно небольшие балканские державы: Хорватия и Албания. Кроме них на этом этапе также планировали присоединить и Македонию, но против этого выступила Греция. Из-за споров, касающихся названия данного государства.

Путь этих выше упомянутых государств в НАТО был почти идентичен, так как они действовали сообща и даже создали для этого специальную структуру - «Адриатическую хартию» (2003).

Часто задаваемые вопросы о НАТО

О б этом документе

Этот материал не является отражением официальной позиции какого-либо государственного учреждения Украины. Эго цель - систематизировать ответы на часто задаваемые вопросы, возникающие в связи с углублением сотрудничества Украины и НАТО. Материал не является агитационным, хотя его авторы - приверженцы идеи членства Украины в НАТО. Он рассчитан на людей, готовых приложить усилия для непредубежденного исследования данного вопроса. Выбор в качестве языка изложения русского связан с тем обстоятельством, что наиболее сложные вопросы о сотрудничестве Украины с НАТО задаются именно на этом языке.

Предложения, замечания и новые вопросы просьба направлять по адресу: .

Алексей Ижак

Татьяна Брежнева

Как возникла НАТО и какие цели преследует эта организация?

Ряд событий в 1947-49 гг. обострили международную обстановку. К ним относятся угрозы суверенитету Норвегии, Греции, Турции, переворот в 1948 г. в Чехословакии и блокада Западного Берлина. Подписав в марте 1948 г. Брюссельский договор, пять западноевропейских стран – Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция – создали общую систему обороны. Затем последовали переговоры с США и Канадой о создании единого Североатлантического союза. Эти переговоры завершились подписанием в апреле 1949 г. Вашингтонского Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран: Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов,Норвегии, Португалии, США и Франции.

В начале пятидесятых годов ход международных событий подтолкнул государства-члены НАТО к созданию на основании Североатлантического Договора Организация Североатлантического Договора – НАТО. Создание НАТО было оформлено рядом дополнительных соглашений, вступивших в силу в 1952 году.

В 1952 г. к Североатлантическому договору присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика Германия вступила в союз в 1955 г., а в 1982 г. членом НАТО стала также Испания. В 1999 г. в НАТО вступили Чешская Республика, Венгрия и Польша. 2004 г. – Болгария, Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Словения, Словакия. В 1967 г. в результате внутреннего кризиса по поводу создания Ядерного Директората НАТО Франция вышла из военной организации Альянса, оставаясь при этом полноправным членом НАТО. Таким образом, на сегодня Альянс насчитывает 26 членов.

Главная цель НАТО – гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

Действующая Стратегическая концепция, опубликованная в 1999 г., определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:

– выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;

способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

Как устроена НАТО?

НАТО - это межправительственная организация, не имеющая наднациональных функций. Она может делать только то, против чего не возражает ни один ее член. Как межправительственная структура, она имеет в своем распоряжении очень небольшое число военного и гражданского персонала - примерно 12 тис человек. Это меньше общего количества дипломатических работников в национальных миссиях при НАТО. По уровню административной нагрузки, то есть, соотношению количества людей, работающих на НАТО как организацию, и количества людей, определяющей деятельность НАТО в национальных правительствах и дипломатических миссиях, НАТО - очень эффективная организация. Для сравнения: в центральных органах ЕС только число переводчиков составляет порядка 10 тис человек.

Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах, которые состоят из членов национальных делегаций. Это и есть ядро Альянса как международного клуба. Работа межнациональных комитетов поддерживается гражданским персоналом (международными чиновниками), которые подчинены Генеральному Секретарю, и интегрированной командной структурой, которая управляется Военным Комитетом НАТО. Довольно точным является определение НАТО как международного клуба с военными инструментами. При этом доля военных сил, которые в случае войны должны передаваться под общее командование, значительно уступает количеству сил, остающихся под национальным контролем. В мирное же время число военных сил, подчиненных центральному командованию ничтожно мало - всего несколько тысяч военных. То же самое можно сказать об общих бюджетах - они мизерны по сравнению с суммарным объемом военных расходов стран-членов.

Как и любой клуб, НАТО не имеет политики, а только лишь правила членства. То, что воспринимается как политика НАТО, - не более, чем равнодействующая политик стран-членов. Анализировать и предсказывать эту условную политику без анализа и прогноза политики отдельных членов Альянса не имеет никакого практического смысла.

Ниже приведена информация об основных структурных элементах НАТО.

Североатлантический совет (САС) обладает реальной политической властью и правами принятия решений. В него входят постоянные представители всех государств-членов, которые проводят свои заседания не реже одного раза в неделю. Сессии Совета НАТО проводятся также и на более высоких уровнях - министров иностранных дел, министров обороны или глав правительств, но при этом его полномочия и права принятия решений остаются прежними, а решения имеют один и тот же статус и юридическую силу независимо от уровня представительства.

Каждое правительство представлено в Североатлантическом совете постоянным представителем в ранге посла. Все постоянные представители опираются в своей работе на политический и военный персонал или сотрудников представительства при НАТО, численность которых может быть разной у разных стран.

Заседание Совета НАТО в составе постоянных представителей часто называется “постоянной сессией Североатлантического совета”. Два раза в год, а иногда и чаще, проводятся заседания Североатлантического совета на уровне министров, когда каждая страна НАТО представлена министром иностранных дел.

Встречи на высшем уровне с участием глав государств и правительств (саммиты) проводятся при необходимости решения особо важных вопросов или в поворотные моменты развития НАТО

Постоянные представители действуют согласно инструкциям из столиц своих стран, сообщая и разъясняя своим коллегам по Совету НАТО взгляды и политические решения своих правительств. Кроме того, они докладывают руководству своих стран о точках зрения и позициях других правительств, сообщают о новых событиях, процессе формирования консенсуса по тем или иным важным вопросам или расхождениях в позициях отдельных стран в каких-то областях.

Решения о каких-либо действиях принимаются на основе единства мнений и общего согласия. В НАТО нет процедур голосования или принятия решений большинством голосов. Каждая страна, представленная на заседаниях Совета НАТО или в любом из подчиненных ему комитетов, полностью сохраняет независимость и всецело несет ответственность за свои решения.

Работа Совета готовится подчиненными комитетами, отвечающими за конкретные направления политики.

Комитет военного планирования (КВП) обычно работает в составе постоянных представителей, однако не реже двух раз в год его заседания проводятся на уровне министров обороны. Он занимается решением большинства военных вопросов и задач, относящихся к планированию коллективной обороны. В этом комитете представлены все государства-члены Североатлантического союза, кроме Франции. Комитет военного планирования направляет деятельность руководящих военных органов НАТО. В пределах сферы своей ответственности он выполняет те же функции и обладает такими же правами и полномочиями, что и Североатлантический совет. Работа Комитета военного планирования готовится рядом подчиненных комитетов, имеющих конкретную сферу ответственности.

Министры обороны стран НАТО, которые участвуют в работе Комитета военного планирования, проводят регулярные заседания в рамках Группы ядерного планирования (ГЯП), где они обсуждают конкретные вопросы политики, связанной с ядерными силами. Эти совещания охватывают широкий круг вопросов политики в сфере ядерного оружия, в том числе вопросы обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия, систем связи и информации, развертывания ядерных сил, а также более широких вопросов, вызывающих общую озабоченность, таких как контроль над ядерным оружием и распространение ядерного оружия. Работа Группы ядерного планирования поддерживается штабной группой ГЯП.

Работа указанных комитетов поддерживается множеством вспомогательных структур.

Постоянные представители и национальные делегации. Каждая страна НАТО представлена в Североатлантическом совете послом или постоянным представителем, который опирается в своей работе на национальную делегацию, состоящую из советников и должностных лиц, представляющих свою страну в различных комитетах НАТО. Эти делегации во многом напоминают небольшие посольства. То обстоятельство, что они находятся в одном и том же здании штаб-квартиры, позволяет им легко и быстро контактировать на официальном и неофициальном уровне друг с другом, а также с сотрудниками международных секретариатов НАТО и представителями государств-партнеров.

Генеральный секретарь НАТО является видным международным государственным деятелем, которому правительства государств-членов НАТО доверили быть председателем Североатлантического совета, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования, а также номинальным председателем других главных комитетов НАТО. Он занимает пост генерального секретаря и главного исполнительного должностного лица НАТО. Кроме того, генеральный секретарь является председателем Совета евроатлантического партнерства и Группы средиземноморского сотрудничества, сопредседателем (совместно с представителем России и представителем страны НАТО, исполняющим обязанности почетного председателя) Совместного постоянного совета НАТО-Россия. Он также является сопредседателем, совместно с представителем Украины, Комиссии НАТО-Украина.

Международный секретариат. Работа Североатлантического совета и подчиненных ему комитетов осуществляется с помощью Международного секретариата. В его состав входят сотрудники из различных государств-членов, принимаемые на работу непосредственно НАТО или командируемые правительствами соответствующих стран. Сотрудники Международного секретариата подчиняются генеральному секретарю НАТО и сохраняют верность организации в течение всего срока своего пребывания в должности.

Военный комитет отвечает за планирование коллективных военных операций и проводит регулярные заседания на уровне начальников генеральных штабов (НГШ). Исландия, у которой нет вооруженных сил, представлена на таких заседаниях гражданским должностным лицом. Франция имеет специального представителя. Комитет является высшим военным органом НАТО, работающим под общим политическим руководством Североатлантического совета, КВП и ГЯП.

Повседневная работа Военного комитета ведется военными представителями, выступающими от имени начальников своих генеральных штабов. Военные представители обладают достаточными полномочиями, позволяющими Военному комитету выполнять свои коллективные задачи и оперативно принимать решения.

Военный комитет на уровне начальников генеральных штабов (НГШ) обычно собирается на заседания три раза в год. Два из таких заседаний Военного комитета проходят в Брюсселе, а одно проводится на основе ротации в других странах НАТО.

Международный военный штаб (МВШ) возглавляется генералом или адмиралом, который отбирается Военным комитетом из числа кандидатов, выдвигаемых государствами-членами НАТО на пост начальника Международного военного штаба (МВШ). Под его руководством МВШ отвечает за планирование и оценку политики по военным вопросам и внесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение Военного комитета. Он также следит за надлежащей практической реализацией политики и решений Военного комитета.

Командная структура. В состав новой командной структуры входят два военных командования стратегического уровня. Первое - Объединенное оперативное командование - Allied Command Operation (ACO), которому подчинены все оперативные командования - располагается в штабе Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе возле г. Монс и отвечает за оперативную деятельность. Объединенное оперативное командование занимается разработкой требований относительно проведения краткосрочных операций. На оперативном уровне действуют два постоянныхОбъединенных командования сил (JFCs) в Италии и Нидерландах, которые формируют сухопутные штабы Многонациональных объединенных оперативно-тактических сил (МООТС). Существует также менее численный, однако высокоэффективныйпостоянно действующий объединенный штаб в Португалии (JHQ), на базе которого могут создаваться военно-морские штабы МООТС. На тактическому равные из тринадцати сохраняются шесть штабов, призванных осуществлять управление большими смешанными соединениями.

Второе - командования ОВС НАТО по вопросам трансформации - Combined Joint Task Force (АСТ), созданное вместо штабаВерховного главнокомандующего ОВС НАТО на Атлантике отвечает за функциональную реорганизацию Альянса. Оно сосредоточит свое внимание на долгосрочном формировании сил. Основное внимание будет отводиться повышению взаимодействия сил НАТО и постепенному сокращению трансатлантического разрыва в потенциалах за счет обмена последними разработками и результатами исследований в сфере новых концепций ведения Военных действий. Командования НАТО по вопросам трансформации будет заниматься разработками концепций и доктрин, подготовкой и проведением экспериментов, определением требований для вооруженных сил в будущему, осуществлением контроля за военным образованием и боевой подготовкой, а также разработкой и оценкой требований относительно взаимодействия подразделов и их реорганизации. Командования по вопросам трансформации станет средством синхронизации в рамках национальных программ и развития вооруженных сил относительно создания более эффективных объединенных боевых структур и будет оказывать содействие повышению взаимодействия, которое в конечном счете может обеспечить надежное и гибкое выполнения новых задач припроведении коалиционных действий относительно противостояния новым угрозам.

Каковы формы участия европейских стран в деятельности НАТО?

Участие стран Европы в деятельности НАТО принимает ряд форм: совместное планирование обороны; участие в интегрированной структуре военного командования; предоставление вооруженных сил в командование НАТО; поддержание инфрастуктуры; совладение системами обороны; участие в ядерном планировании НАТО; оборонно-промышленная кооперация.

Совместное планирование обороны является основой деятельности НАТО и является фундаментом для всех других форм интеграции обороны. Совместное планирование обороны циклично: составляются планы на шесть, пять и два года (основной цикл планирования) с ежегодной корректировкой. Целью совместного планирования обороны является выработка согласованных оптимальных планов развития национальных сил. Критерием оптимальности является эффективность коллективной обороны. Составленный для каждой страны план далее выполняется самой этой страной и не предполагает какого-либо централизованного управления.

В совместном планировании обороны принимают участие все страны НАТО, кроме Франции и Исландии. Причиной их неучастия является то, что Франция вышла из военной структуры НАТО в 1966 году, оставаясь участницей Североатлантического договора, а Исландия не имеет вооруженных сил.

Совместное планирование обороны - это отдельный от планирования операций процесс. Планирование операций, таких как операции по поддержанию мира, осуществляется для каждого случая отдельно и обеспечивается отдельными структурами НАТО. Если коллективное планирование обороны осуществляется, в основном, под руководством Комитета военного планирования, объединяющего министров обороны и из представителей, то планирование операций является компетенцией Военного комитета, который объединяет начальников генеральных штабов и их представителей. Франция, например, не участвует в коллективном планировании обороны (хотя и согласовывает свои планы) и ее министр обороны не участвует в работе Комитета военного планирования. Однако Франция участвует в планировании совместных операций и, соответственно, представлена в Военном комитете.

На основе совместного планирования обороны в рамках НАТО страны-члены создали ряд интегрированных структур. Масштаб вовлеченности в них отдельных стран имеет корреляцию с так называемой "справедливой долей" участия. Для вооруженных сил она определяется долей населения страны в общем населении стран НАТО.

В интегрированной структуре военного командования (многонациональных и национальных штабах, подчиненных единому командованию НАТО) участвуют все европейские члены НАТО, кроме Франции и Исландии. Тем не менее, расположенный во Франции штаб Еврокорпуса входит в интегрированную структуру. По существующим правилам, главнокомандующий сил НАТО является представитель США, а его заместителем - европеец, который отвечает за операции, проводимые с помощью сил и средств НАТО в интересах ЕС.

Основные штабы, подчиненные единому командованию, расположены в следующих странах: Бельгии (1 штаб, главное командование операций НАТО), Великобритании (3 штаба), Германии (7 штабов), Греции (1 штаб), Испании (1 штаб), Италии (4 штаба), Люксембурге (1 штаб), Нидерландах (1 штаб), Португалии (1 штаб), Турции (2 штаба), Франции (1 штаб).

Предоставление сил в командование НАТО имеет три основных формы. Первая форма охватывает небольшое количество сил, которые передается в командование НАТО на постоянной основе как в военное, так и мирное время. Это морские подразделения и воздушные силы (AWACS), которые находятся в постоянной готовности. Их общая численность составляет несколько тысяч человек, около 10 кораблей и до 20 самолетов. Вторую форму можно считать основной для НАТО. Она состоит в том, что вооруженные силы остаются под национальным административным управлением, но проходят боевую подготовку по планам интегрированной командной структуры НАТО и передаются в управление НАТО в случае боевого применения. НАТО поощряет создание странами-членами многонациональных формирований, которые передаются в управление НАТО как единое целое. В этом случае, административное управление осуществляется коллективно несколькими странами по согласованным между ними процедурам. Основные на сегодняшний день многонациональные формирования НАТО - корпус быстрого развертывания, немецко-американский и немецко-датский корпуса, а также Еврокорпус. Третья форма - это "обозначение" национальных сил без их передачи. Такие силы могут быть использованы в интересах НАТО в случае необходимости, но они готовятся в рамках национальных программ.

Все страны НАТО кроме Франции и Исландии (по указанным выше причинам) в той или иной форме предоставляют вооруженные силы для НАТО. Степень участия колеблется от роты (для стран Балтии) до нескольких дивизий (для Германии). В целом, количество выделяемых определенной страной для НАТО сил коррелирует с количеством штабов НАТО, расположенных на территории этой страны.

Единая инфрастуктура командования, управления, контроля, компьютерной обработки, информации и разведки (C 5 I 2) НАТО финансируется из общего бюджета организации и включает такие подсистемы: ACCIS (интегрированная система командования), NADGE (наземная командная и информационная инфраструктура ПВО), RIS (интегрированная инфраструктура радаров), NIS (система идентификации), NICS (интегрированная система связи, в том числе, спутниковая). Финансирование из бюджетов НАТО предполагает общее владение и распределение финансовой нагрузки в соответствии со "справедливой долей" участия стран. Создателями этих систем являются, в основном, оборонные компании США (Motorola, Boeing), Великобритании (BAE Systems), Германии (Siemens), Италии (Finmeccanica), Нидерландов (Philips). Участие французских компаний и европейского концерна EADS ограничено ввиду позиции Франции относительно интегрированных структур НАТО. В последнее время, ситуация меняется в связи с развертыванием нового поколения системы спутниковой связи НАТО и единой системы наблюдения за театром военных действий AGS.

Система спутниковой связи под названием Satcom Post 2000 будет уже пятой за историю НАТО. Ее функционирование началось в 2005 году и будет длиться до 2019 года. В отличие от предыдущих систем Satcom Post 2000 будет эксплуатироваться по новой схеме, которая позволит значительно сократить ее стоимость.

Ранее НАТО имела два спутника развернутой в начале 90-х системы под названием NATO IV. Ее развертывание по заказу Альянса осуществила Великобритания. Фактически, спутники системы NATO IV идентичны британским SKYNET 4. Поскольку Великобритания не имеет собственных систем запуска, вывод этих спутников осуществляется американскими и французскими ракетами-носителями. Еще раньше, в собственности НАТО находилась система под названием NATO III, которая была созданная и развернута Соединенными Штатами.

Система Satcom Post 2000 будет стоить НАТО $ 457 млн. Такую маленькую цену за космическую группировку современных военных спутников связи удалось обеспечить благодаря совмещению планов развертывания Satcom Post 2000 с национальными космическими программами Великобритании, Франции и Италии. Предполагается, что Satcom Post 2000 будет состоять из взаимно совместимых спутников разного производства - французских SYRACUSE, итальянских SICRAL и британских SKYNET. Причем, все они будут одновременно использоваться в рамках национальных программ этих стран.

Кроме указанных единых структур, ряд стран выделяют часть своих национальных систем C 5 I 2 для совместной работы с системами НАТО. Это, прежде всего, Германия, Великобритания, Португалия, Нидерланды, Исландия.

Важной хотя и очень ограниченной формой участия в НАТО является совладение общими системами вооружений . Такие системы закупаются из бюджетов НАТО и управляются централизовано. На сегодня единственным действующим примером такой системы является воздушная система раннего обнаружения AWACS, состоящая из 18 самолетов ДРЛО Е-З американского производства. По юридическим соображениям (в современной международной системе основными видами вооружений, кроме стрелковых, имеют право владеть только национальные правительства ) эти самолеты приписаны к военно-воздушным силам Люксембурга. В общей закупке и, соответственно, коллективной эксплуатации учувствует 13 стран: Бельгия, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США и Турция. Великобритания и Франция имеют собственный флот самолетов Е-З, которые могут использоваться в единой системе.

В настоящее время НАТО приступила к коллективному развертыванию еще одной системы - AGS. Эта система наблюения за театром военных действий известна также под названием "Око в небе". В соответствии с планами, AGS должна быть введена в эксплуатацию до 2010 года. С этой целью от имени НАТО с консорциумом производителей подписан контракт на сумму близко 4 млрд евро.

Планы создания системы, которая бы позволяла НАТО иметь интегральную информационную и целевую картину театра военных действий, разрабатывались с начала 90-х. Однако сложность системы и конкуренция европейских и американских оборонных компаний мешали приступить к реализации. Нового импульса эти планы приобрели после начала создания Альянсом новых сил быстрого реагирования, которые будут иметь глобальное применение. Система AGS, в первую очередь, должна обеспечивать проведение операций именно этих сил.

В тендере на разработку системы на последнем этапе принимали участие два трансатлантических консорциума - один во главе с европейской компанией EADS и американской Northrop Grumman (так называемом TIPS), другой - в составе американской Raytheon, немецкой Siemens и британско-итальянской Alenia Marconi. Победил консорциум TIPS, который предложил комбинацию модернизованных европейских самолетов A320 и американских беспилотных аппаратов Global Hawk. В случае реализации, AGS станет второй в мире системой такого класса после американской JSTARS, которая находится в монопольном владении Соединенных Штатов.

Совместное ядерное планирование имеет как чисто политический аспект, так и практический военный аспект. Семь европейских государств по специальным соглашениям со США предоставляют инфраструктуру и силы для планирования операций с использованием американского тактического ядерного оружия в Европе (бомб В-61) в интересах НАТО. Авиабомбы B‑61 предназначены для самолетов тактической авиации A‑7, F‑15E, F‑16 и Tornado. Согласно большинству источников их количество в настоящее время насчитывает не более двухсот, хотя есть сообщения о пятистах бомбах. Инфраструктура для базирования имеется на 13 базах в семи странах Европы. Четыре базы принадлежат ВВС США (по одной базе в Великобритании, Италии, Германии и Турции), три – Германии, две – Великобритании (одна на национальной территории и одна в Германии), две – Турции, по одной – Нидерландам, Бельгии, Италии и Греции. Кроме Великобритании, остальные шесть государств - Бельгия, Германия, Греция, Италия, Нидерланды, Турция - являются безъядерными. Эти страны в соответствии со специальными соглашениями с США выделяют из состава своих вооруженных сил подразделения тактической авиации, которые готовятся и сертифицируются для возможного выполнения миссий с американским ядерным оружием. Все французское оружие находится на национальной территории и в процедурах расширенного ядерного сдерживания не используется.

Остальные страны-члены участвуют в ядерном планировании на политическом уровне в рамках Группы ядерного планирования.

Важным аспектом деятельности НАТО (в первую очередь, совместного планирования обороны и единой системы защиты секретной информации), является стимуляция оборонно-промышленной интеграции , хотя сам этот процесс лежит вне компетенции НАТО. Бюджеты НАТО невелики (около 1,5 млрд долларов в год) и они не предназначены для совместных закупок оборонной продукции, кроме описанных ранее исключений. В то же время, НАТО содействует совместному заказу оборонной продукции странами-членами в случаях, когда того требует оптимальное планирование совместной обороны. Для этого в рамках НАТО создаются специальные комитеты, которые выступают от имени коллективного заказчика. Такая консолидация заказов способствует консолидации производства, поскольку выиграть тендеры наибольшие шансы имеют международные консорциумы оборонных компаний, представляющих страны-заказчики. В настоящее время о сновную роль играют такие комитеты: NAMEADSMA (США, Германия, Италия) для координации создания расширенной системы ПРО MEADS; NETMA (Великобритания, Германия, Испания, Италия) для координации производства боевых самолетов Eurofighter (ранее этот комитет занимался боевыми самолетами Tornado ) ; NAHEMA (Германия, Италия, Нидерланды, Франция) для координации производства вертолетов NH-90; NHMO (Италия, Франция) для координации эксплуатации системы ПВО HAWK . Заказчиком новой системы наблюдения театра военных действий AGS выступает Агентство NC3A, представляющее НАТО как организацию.

4 апреля исполняется 65 лет с момента основания Организации Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organization), или . Предпосылки для появления организации появились незадолго до окончания Второй мировой войны, когда стало ясно, что союзникам придется заниматься переделом территорий освобожденной Европы.

Созданию Североатлантического альянса предшествовал конфликт между югославским лидером Иосипом Брозом Тито и Иосифом Сталиным, показавший, что даже у стран социалистического блока могут быть коренные разногласия.

Окончательному сближению стран — участниц будущего блока способствовала введенная Советским Союзом в 1948 году блокада Западного Берлина, которая подтолкнула страны Западной Европы в объятия Соединенных Штатов Америки. Уже спустя месяц после ее начала в Вашингтоне в обстановке строжайшей секретности начались переговоры между США, Канадой и пятью европейскими державами — Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Великобританией — участниками Брюссельского пакта. Переговоры продолжались на протяжении трех месяцев и привели к тому, что участники переговоров, а также некоторые другие страны Западной Европы и Скандинавии были готовы признать США в качестве гаранта безопасности от военной агрессии.

Заключенный 4 апреля 1949 года Североатлантический договор являлся не только инструментом сдерживания военной агрессии со стороны Советского Союза, но и средством консолидации разделенных противоречиями европейских стран.

Первоначально в состав организации вошли 12 стран — Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Окончательно же договор вступил в силу 24 августа 1949 года, когда его ратифицировали правительства стран-участниц. Кроме того, была создана международная организационная структура, которой подчинялись военные силы в Европе и по всему миру.

В качестве противовеса НАТО в мае 1955 года была создана Организация Варшавского договора, в которую входили Албания, Болгария, Венгрия, Восточная Германия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия.

Как и Североатлантический договор, подписанное странами социалистического блока соглашение подразумевало право стран-участниц на коллективную безопасность.

Тем не менее между созданием НАТО и заключением Варшавского договора прошло почти шесть лет. Появление нового блока было ответом не на появление НАТО, но на его расширение — в 1952 году к НАТО присоединились Греция и Турция, а в 1955 году и Западная Германия. Более того, Организация Североатлантического договора с самого начала позиционировала себя как средство предотвращения советской угрозы.

К началу 1960-х на первый план вышла проблема ядерной безопасности. В частности, Карибский кризис вынудил США передать часть своего ядерного арсенала в совместное использование странам-союзникам. Несмотря на то что страны — участницы НАТО имели общие цели и задачи, прошло совсем немного времени, прежде чем начали проявляться разногласия, носящие основополагающий характер.

В 1966 году тогдашний президент Франции Шарль де Голль решил не передавать французскую армию под контроль НАТО. Более того, он отказался размещать на территории Франции и военные базы НАТО.

Фактически произошла конфронтация между Парижем и Вашингтоном, в результате которого Франция вышла из комитета военного планирования и группы ядерного планирования НАТО, сохранив право проводить испытания ядерного оружия и иметь независимую армию. В то же время Франция осталась элементом политической структуры организации.

В то же время открытой конфронтации не было. Корейская война, война во Вьетнаме и ряд других конфликтов прошли при гласной и негласной поддержке со стороны СССР и США, а также их союзников. Более того, посредством своих союзников стороны обеспечивали оружием третьи страны. Например, договор о поставках советского оружия в Египет реализовывала Чехословакия, а СССР формально сохранял нейтралитет в арабо-израильском противостоянии вплоть до Суэцкого кризиса 1956 года.

За периодом напряженности последовала эра разрядки. В 1973 году в Вене прошли переговоры о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе, участие в которых приняли Бельгия, Великобритания, Канада, Люксембург, Восточная Германия, Нидерланды, Польша, СССР, США, Западная Германия и Чехословакия. Тем не менее из-за непримиримости позиций СССР и США переговоры оказались малоэффективными. Двусторонние контакты продолжались вплоть до 1979 года, когда Советский Союз ввел войска в Афганистан.

В ответ на это силы альянса приняли решение о размещении на территории нескольких стран Западной Европы новых американских систем ракетно-ядерного оружия.

В 1980-х годах НАТО стало вновь расширять сферы своего влияния, пользуясь тем, что Советский Союз постепенно отказывался от поддержки некогда дружественных режимов. В то же время в 1982 году в ряды НАТО вступила Испания. Еще одной важной вехой стало подписание в 1990 году Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Этот договор, заключенный странами — участницами НАТО и государствами Варшавского договора, устанавливал равновесие обычных вооруженных сил и препятствовал созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.

Тем не менее 15 лет назад, в марте 1999 года, силы НАТО начали военную операцию против Югославии. Формальным поводом для бомбардировок стала гуманитарная катастрофа, начавшаяся в крае. В короткий срок около миллиона албанцев-косоваров покинули край и перебрались в соседние Албанию и Македонию. Происшедшие в Югославии события и последовавшее за ними создание Международного уголовного суда стали ярким свидетельством того, что мир стал однополярным.

После распада СССР в зону расширения НАТО, несмотря на обещания, данные Михаилу Горбачеву, вошли страны постсоциалистического лагеря.

В 1999 году в НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия, а в 2004 году — Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония. Кроме того, в 2009 году членами НАТО стали Албания и Хорватия. Это стало возможным благодаря системе кандидатства: сначала кандидатам было необходимо присоединиться к плану действий по членству в НАТО, реализовать их и, наконец, присоединиться к альянсу.

Еще одним камнем преткновения между Россией и странами НАТО стало решение разместить на территории Европы элементы системы национальной противоракетной обороны США. Обострила отношения и агрессия Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии в 2008 году. Наконец, последние события на Украине привели к тому, что НАТО прекратило практическое сотрудничество с Россией, а Россия, в свою очередь, .

НАТО всегда будет заниматься реальными угрозами

Накануне 65-летнего юбилея НАТО «Газета.Ru» побеседовала с директором Информационного бюро НАТО в Москве Робертом Пшелем.

— Обращаясь к истории, как бы вы могли оценить эволюцию НАТО, цели, которые организация преследует?

— Это большая тема — 65 лет.

Если мы говорим об эволюции НАТО, то это в каком-то смысле парадокс.

Потому что, с одной стороны, основа НАТО, а конкретно я имею в виду то, что НАТО являлось и является организацией коллективной обороны, прежде всего имея в виду пятую статью Вашингтонского договора (вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, в случае если подобное вооруженное нападение произойдет, каждая из них будет иметь право на индивидуальную или коллективную самооборону. — «Газета.Ru»), не изменилась.

Есть еще и другие элементы — в том смысле, что НАТО — это международная, межгосударственная организация в классическом смысле (все решения принимаются на основе консенсуса) и что это военно-политическая организация. Это не изменилось.

С другой стороны, очень изменился мир за эти 65 лет.

НАТО, я думаю, показало за время своего существования, если мы говорим прежде всего об эволюции организации после окончания «холодной войны», что союзники полностью готовы взаимодействовать и менять текущие приоритеты организации. А это еще одно крупное изменение: в начале 1990-х в НАТО было 16 государств, а теперь 28. Речь идет о безопасности стран-членов. Это главная задача, главная цель, благодаря которой НАТО существует.

Но чтобы реализовать эту функцию, необходимо считаться и с новыми угрозами, например кибератаками и современными формами терроризма, а также с новыми типами кризисов, о которых основатели НАТО не могли даже и догадываться.

Это вопрос эволюции и истории.

Знаете, 90-е годы — серьезный кризис на Балканах, последнее время — Афганистан и другие вызовы. Короче говоря, я думаю, что здесь есть такой элемент, что основой, еще раз повторяю, является самый главный принцип, что это организация, основанная на ценностях, на том, что является самым важным для стран-членов. НАТО всегда будет заниматься реальными угрозами, которые стоят перед международным сообществом в данный момент.

Я думаю, даже последние события доказали, что НАТО полностью готово заниматься теми приоритетами, которые считает важными для стран-членов.

Вот так, очень коротко, я хотел бы охарактеризовать эволюцию НАТО. Почему я считаю это важным? Потому что это организация, к которой принадлежат демократические страны. У каждой есть своя история, свои особенности, свои точки зрения. Есть большие, средние и даже маленькие страны. Но тем не менее что-то их объединяет, и они ведут различные дискуссии. Не бывает такого, чтобы союзники встречались за столом переговоров со стопроцентным консенсусом: у них разные точки зрения, имеют место дискуссии и дебаты.

Быть может, это прозвучит нескромно от чиновника НАТО, но обычно союзники умеют достигнуть общего понимания и выработать общую позицию по тем темам, которые они считают главными и в которые организация может внести свой вклад. Если бы этого не было, то в течение 65 лет члены НАТО, общество и люди, которые платят налоги, могли бы давно прийти к выводу, что организация не нужна. Но к такому выводу вопреки всему люди не пришли, и это самое хорошее доказательство того, о чем мы говорим.

— А как вы оцениваете отношения между Советским Союзом и НАТО, а также его преемником — Россией?

— Здесь нужно быть осторожным, делая сравнения с историей, и переносить это буквально на сегодняшние события. Я думаю, что благодаря этим условиям и принципам, о которых я говорил, — привязанности к ценностям и готовности к диалогу и спору с точки зрения безопасности союзников и международного сообщества, — баланс между коллективной обороной, защитой безопасности стран-членов и партнерскими отношениями, тоже построенными на основе совместных ценностей, сохраняется. Это включая и страны, с которыми у нас раньше была крупная конфронтация. В таком смысле ничего не изменилось.

Еще раз хочу подчеркнуть, что для членов НАТО готовность к партнерству, развитию диалога и сотрудничеству тоже зависит от готовности полного соблюдения международных принципов и международного права у наших партнеров.

Так оно было в 1949 году, так оно осталось и сейчас, спустя 65 лет.

Основа НАТО — вооруженные силы США

«Газета.Ru» побеседовала о НАТО и деятельности альянса с российским ученым-американистом, заместителем директора Института США и Канады РАН Виктором Кременюком .

— Как бы вы могли бы оценить эволюцию Североатлантического альянса за последние годы, против кого он был сформирован, почему он сформировался именно в такой форме?

— Прежде всего, существование такого альянса предотвратило очередные европейские конфликты, когда они образовывались в конце XIX — начале XX века: Англия, Германия, Франция и так далее.

Вот это все Североатлантический союз снял.

Второе — это какая-то консолидация Западной Европы перед лицом советской угрозы.

Если без пропаганды, то, конечно, одним из вариантов советской политики в Европе был удар группировкой, которая у нас находилась в Германии. То, что там создали НАТО, позволило смягчить эту угрозу, но не ликвидировать полностью.

Третье — это более сложное — это расширение НАТО, когда в НАТО начали принимать кого угодно и из него начали делать противника России.

Это уже более сомнительная роль, потому что, как правило, у России были хорошие отношения с НАТО, но почему-то вопрос о расширении НАТО с Россией не обсуждался.

Отсюда возникновение двух проблем, которые были у России с НАТО: первая — применение силы в Европе, вторая — это проблема расширения. Эти две проблемы НАТО не захотело решать с Россией. И поэтому появился новый раскол Европы, так сказать, на «натовское» и «ненатовское» — фактически Россию. Это были основные функции.

— Как вы оцениваете события последних лет, начиная с программы «Восточное партнерство» и до сегодняшних заявлений в Брюсселе представителями НАТО по поводу сворачивания сотрудничества с Россией?

— НАТО, конечно, здесь следует отчетливо указаниям от Вашингтона, которому не нравится, что Россия принимает какие-то самостоятельные шаги, не согласовывая и не обсуждая их с Западом. То есть мы исключаем право НАТО и США на поступки и действия, не согласованные с Россией, а они, в свою очередь, не признают право России на не согласованные с НАТО поступки. Ситуация тогда

возникает довольно тревожная: обе стороны не могут договориться о каких-то правилах поведения в Европе.

Что касается других аспектов, например участия НАТО в войне в Афганистане, то они оказывают мало влияния. А вот основное — это то, что НАТО до сих пор считает, что вопросы общеевропейской безопасности с Россией согласовывать не обязательно. С нашей точки зрения, это является неприемлемым.

— Роль США оставалась довольно сильной в принятии решений?

— Конечно.

Кто платит, тот и заказывает музыку. Основа НАТО — это не европейские разрозненные силы, а вооруженные силы США и их военные возможности.

Бюрократия есть бюрократия, они определяют цвет петличек, ширину лампасов. Но все основные политические решения принимаются в Вашингтоне — и больше нигде.

70 лет назад, измученная Второй мировой войной Европа, встречала весну долгожданной Победы над нацизмом. Для очевидцев этих событий, которые вчера рукоплескали Красной Армии на улицах и площадях освобожденных европейских столиц, все было предельно ясно. Основной вклад в разгром фашизма внес Советский Союз, государство с иной социальной системой. Государство, которое вдруг стало ведущим игроком на международной арене.

Правящая элита США и ведущих европейских государств, всерьёз напуганная победным шествием социализма в Восточной Европе, внимательно вслушивается в речь У. Черчилля 5 марта 1946 года в Фултоне (штат. Миссури. США) об объявлении «холодной войны». Президент Трумэн грозит применить против СССР атомное оружие. Генерал Эйзенхауэр разработал план «Totality» -план войны с СССР.

Первым актом в холодной войне явилось создание Североатлантического альянса – NATO (англ. North Atlantic Treaty Organization). 4 апреля 1949 года двенадцать стран: США и Канада и 10 государств Европы (Бельгия, Франция, Великобритания, Исландия, Голландия, Дания, Италия, Люксембург, Португалия, Норвегия) создали объединенные силы коллективной безопасности.

Первый генеральный секретарь альянса заявлял, что военно- политический блок был создан для того, чтобы «сдерживать проникновение русских в Западную Европу и Америку». Хотя оснований для такого заявления не было. Во-первых, И. Сталин отказался поддерживать прокоммунистические мятежи в 1948 году в Греции, во-вторых, главный идеолог перманентной революции Лев Троцкий был убит Меркадером ещё в 1940. Однако, Гарри Трумэн не доверял Москве и считал события в Греции, а также во Вьетнаме реальным наступлением коммунизма.

Вторым потрясением для Запада было создание военно-политического союза стран Восточной Европы - Варшавский Договор в 1955 году. Пакт был воспринят США как доказательство агрессивных намерений СССР. За 66 летнюю историю НАТО расширялось 6 раз и сейчас насчитывает 28 членов (в 1952 году к нему присоединились Греция и Турция, через три года – Германия (ФРГ; с 1990 года - объединенная Германия), в 1982 году – Испания, в 1999 году – Венгрия, Польша, Чехия, в 2004 году – Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония, в 2009 году – Албания и Хорватия). Обратите внимание, в альянс вошли государства, далеко отстоящие от Атлантического Океана вроде Турции и бывших Прибалтийских республик СССР. До сих пор рвутся под «зонтик» НАТО Грузия и Украина

Штаб-квартира организации находится в Брюсселе (Бельгия). Высшим органом является Совет НАТО, кроме этого, два раза в год собирается Комитет военного планирования, в который вошли министры обороны стран участниц блока. Численность военнослужащих по данным 2010 года составила 3,8 млн человек. Содержание такой армейской армады – дело очень дорогостоящее. Разумеется, львиная доля военных расходов приходится на Соединенные Штаты (72% или 4, 4 % ВВП), остальные участники по 1,4% ВВП своих стран. Неофициально, члены военного блока должны тратить на оборону не меньше 2 % ВВП. Однако это требование выполняют лишь Великобритания, Эстония и Греция. Но, такое распределение затрат дает возможность США безоговорочно доминировать в альянсе, диктовать свою политику.

Агрессивный характер военно-политического союза и его антироссийская направленность особенно проявились при развале мировой системы социализма, упразднении Варшавского Договора и развале СССР. Вместо роспуска своего «оборонительного союза» НАТО охотно приняло в свой состав большинство бывших социалистических союзников у западных границ Российской Федерации, а не очень сговорчивых(Югославия) развалила на карликовые образования, лишенные какого-либо суверенитета.

Бремя военных расходов ложиться на плечи европейских государств, которые сейчас переживают не самые лучшие времена. Европа все чаще и чаще вовлекается Вашингтоном в различные военные авантюры на Ближнем и Среднем Востоке, в Азии и Африке. И это все на фоне растущей безработицы и бедности. Немало Европейских политиков выступают против обслуживания чужих интересов, направленных на ослабление стабильности в мире. Между тем НАТО, уже не скрывая своих намерений, движется в направлении к Третьей мировой войне, сжимая кольцо своих баз и вооружений вокруг Российской Федерации, навязывая необходимость наращивания военных расходов российской экономике, еще не окрепшей после потрясений 90х годов.

Последнее десятилетие НАТО становится открытым инструментом вмешательства США во внутренние дела суверенных государств (Ирак, Афганистан, Ливия, Сирия). В августе 2008 года при полной поддержке Вашингтона Грузия атаковала российских миротворцев в Южной Осетии и мирное населения Цхинвала. Однако США и руководство НАТО недооценили силы и возможности России, быстро разгромившей вооруженные грузинские формирования.

А.Ф. Расмуссен- генеральный секретарь НАТО в апреле2014 года заявил о неизбежности дополнительных расходов на оборону в связи с событиями на Украине. В НАТОвских штабах, напуганных присоединением Крыма и Севастополя к России, разрабатываются планы отражения Российской агрессии, которая якобы стремится разделить Европу на сферы влияния.

Поворот Западного мира от политики взаимного сотрудничества и коллективной безопасности к политике антироссийских санкций и конфронтации свидетельствует о том, что мы вступили в долговременную полосу противостояния с Европой и США. Это противостояние может быть преодолено только признанием за Россией права самостоятельно, в соответствии с международными нормами, без подсказки извне, отстаивать свои национальные интересы. К сожалению, и в международных отношениях признается только сила, когда другие аргументы бессильны.

Государства-учредители

4 апреля 1949 года в Вашингтоне (округ Колумбия) состоялось подписание Североатлантического договора (известного также как Вашингтонский договор) министрами иностранных дел 12 стран: Бельгии, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Соединенного Королевства, США и Франции.

В течение пяти месяцев после церемонии подписания договор был ратифицирован парламентами заинтересованных стран, закрепив их членство.

Двенадцать лиц, подписавших договор

Ряд министров иностранных дел, подписавших Североатлантический договор, принимали активное участие в работе НАТО на последующих этапах их карьеры:

  • Бельгия: г-н Поль-Анри Спаак (Генеральный секретарь НАТО, 1957-1961 гг.);
  • Дания: г-н Густав Расмуссен;
  • Исландия: г-н Бьярни Бенедиктссон;
  • Италия: граф Карло Сфорца;
  • Канада: г-н Лестер Пирсон (участвовал в переговорах о заключении договора и был одним из «трех мудрецов», составивших отчет о невоенном сотрудничестве в НАТО, который был опубликован в 1956 году после Суэцкого кризиса);
  • Люксембург: г-н Жозеф Беш;
  • Нидерланды: д-р Дирк Стиккер (Генеральный секретарь НАТО, 1961-1964 гг.);
  • Норвегия: г-н Халвард M. Ланге (один из «трех мудрецов», составивших отчет о невоенном сотрудничестве в НАТО);
  • Португалия: д-р Жозе Каерио да Матта;
  • Соединенное Королевство: г-н Эрнест Бевин (основной инициатор создания НАТО, в должности министра иностранных дел с 1945 по 1951 гг. участвовал в первых заседаниях Североатлантического совета);
  • США: г-н Дин Эйксон (в должности Государственного секретаря с 1949 по 1953 гг. участвовал в первых заседаниях Североатлантического совета).
  • Франция: г-н Роберт Шуман (архитектор европейских институтов, который также выдвинул идею о Европейском оборонном сообществе).

Гибкий подход к членству в НАТО

Подписывая договор, страны добровольно берут на себя обязательства участвовать в политических консультациях и военной деятельности организации. Хотя все страны, подписавшие Североатлантический договор, несут обязанности в соответствии с договором, им предоставляется определенная степень гибкости, которая позволяет им выбирать способы такого участия. Примером такого гибкого подхода является членство Исландии и Франции.

  • Исландия

Когда Исландия подписала договор в 1949 году, у нее не было вооруженных сил, как нет их и сейчас. Каких-либо правовых помех к их созданию у Исландии не имеется, но она приняла решение не иметь вооруженные силы. При этом, у Исландии есть береговая охрана, национальная полиция, система ПВО и добровольный экспедиционный миротворческий контингент. Также с 1951 года у Исландии имеется долгосрочное двустороннее соглашение об обороне с США. В 2006 году американские силы были выведены с территории страны, но соглашение об обороне по-прежнему действует. С 2008 года страны НАТО периодически проводят патрулирование воздушного пространства Исландии.

  • Франция

В 1966 году президент Шарль де Голль принял решение о выходе Франции из объединенной военной структуры НАТО. Это явилось выражением стремления к большей независимости в военной сфере, особенно по отношению к США, и нежелания объединять имеющиеся у Франции средства ядерного сдерживания или соглашаться на контроль над ее вооруженными силами в какой бы то ни было форме.

В практическом плане, несмотря на то, что Франция по-прежнему участвовала в работе политических структур организации, она не имела представительства в ряде комитетов, например, в Комитете оборонного планирования и Группе ядерного планирования. Это решение также привело к выводу французских войск из-под командования НАТО, и выводу иностранных войск с территории Франции. Был также введен запрет на базирование иностранных вооружений на французской территории, включая ядерное оружие. Политическая штаб-квартира НАТО (с 1952 г. находившаяся в Париже), а также Штаб Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (располагавшийся с 1951 г. в Рокенкуре) были перенесены в Бельгию.

Несмотря на выход Франции из объединенной военной структуры НАТО, она подписала два технических соглашения с Североатлантическим союзом, в которых изложен порядок действий в случае советской агрессии. Со времени падения Берлинской стены в 1989 году Франция регулярно направляла свои войска для участия в военных операциях НАТО, являясь одной из стран, выделяющих самые многочисленные контингенты. Она также занимает четвертое месте по взносам в военный бюджет НАТО.

С начала 1990-х годов Франция постепенно отходит от решения 1966 года Например, с 1994 года (заседание министров обороны в г. Севилья) она участвует в заседаниях министров обороны, а с 2003 года французские офицеры служат в структурах Стратегического командования по операциям и Стратегического командования по трансформации. На встрече НАТО в верхах в Страсбурге и Келе в апреле 2009 года Франция официально объявила о возобновлении своего полномасштабного участия в структурах НАТО¹.

Вступление Греции и Турции

18 февраля 1952 года, через три года после подписания Вашингтонского договора, в организацию вступили Греция и Турция, что позволило НАТО укрепить свой «южный фланг».

В эпоху, когда существовала боязнь коммунистической экспансии в Европе и в других регионах мира (советская поддержка вторжения Северной Кореи в Южную Корею в 1950 г.), стратегически важно было обеспечить безопасность Юго-Восточной Европы. Членство в НАТО не только позволило сдержать коммунистическое влияние в Греции, восстанавливающейся после гражданской войны, но и освободило Турцию от советского давления из-за доступа к стратегическим морским путям.

Вступление Германии

Германия стала членом НАТО 6 мая 1955 года. Ее вступление стало результатом нескольких лет переговоров с лидерами западных стран и в самой Германии, население которой выступало против перевооружения в какой бы то ни было форме.

После окончания Второй мировой войны первоочередной задачей были поиски путей интеграции Германии в западноевропейские оборонные структуры. Федеративная Республика Германия – или Западная Германия – была создана в 1949 году, и хотя новое государство было крепко связано с Западом, ее потенциал вызывал опасения. Первоначально Франция предложила создать Европейское оборонное сообщество – европейское решение германского вопроса. Однако Сенат Франции выступил против этого плана и предложение осталось неосуществленным, оставив членство в НАТО в качестве единственного жизнеспособного решения. Чтобы это могло произойти, необходимо было выполнить три условия: победившие в войне страны (Советский Союз, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция) должны прекратить оккупацию ФРГ; Италия и Западная Германия должны быть приняты в Оборонную организацию Западного союза (военное ведомство Западного союза), а затем – сама процедура присоединения к НАТО.

Когда Германия вступила в Западный союз, он был переименован в Западноевропейский союз. Факт вступления Германии, наряду с прекращением ее статуса оккупированной страны, приблизил страну к членству в НАТО. Федеративная Республика Германия официально присоединилась к Западноевропейскому союзу 23 октября 1954 года, а ее статус оккупированной страны закончился в момент вступления в силу 5 мая 1955 года Боннской и Парижской конвенций. На следующий день Германия стала пятнадцатым членом НАТО.

После воссоединения Германии 3 октября 1990 года земли, ранее входившие в состав Германской Демократической Республики, вошли в НАТО в составе единой Германии.

Вступление Испании

Несмотря на сопротивление значительной части испанской общественности, Испания вступила в Североатлантический союз 30 мая 1982 года. Окончание диктатуры Франко в 1975 году, военный переворот в 1981 году и приход к власти Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП), ведущей оппозиционной партии, которая изначально выступала против вступления в НАТО, заложили сложные социальные и политические условия, как на национальном, так и на международном уровнях.

Испания в полной мере участвовала в работе политических структур организации, но воздержалась от участия в объединенной военной структуре. Эта позиция получила подтверждение в результате референдума, проведенного в 1986 году. В том, что касается военных аспектов, Испания присутствовала в качестве наблюдателя в Группе ядерного планирования; применила оговорки к своей позиции по вопросу участия в объединенной системе связи; сохранила испанские вооруженные силы под командованием Испании и не дала свое согласие на отправку войск за пределы Испании на длительный срок. Тем не менее, испанские войска по-прежнему будут иметь возможность действовать совместно с войсками других стран НАТО в чрезвычайных ситуациях.

Применение Испанией оговорок постепенно ослабилось. Когда д-р Хавьер Солана стал первым испанским Генеральным секретарем НАТО (1995-1999 гг.), парламент Испании одобрил участие страны в объединенной структуре органов военного управления (1996 г.).

Первый раунд расширения после «холодной войны»

Падение Берлинской стены и ликвидация Организации Варшавского договора после окончания «холодной войны» открыли возможности для дальнейшего расширения НАТО. Некоторые из новых демократических государств Центральной и Восточной Европы активно стремились к интеграции в евроатлантические институты.

В 1995 году Североатлантический союз реализовал и опубликовал результаты Исследования о расширении НАТО, в котором рассматривались преимущества принятия в организацию новых членов и пути их интеграции. В исследовании делался вывод, что в связи с окончанием «холодной войны» представилась уникальная возможность укрепить безопасность во всем евроатлантическом регионе, и что расширение будет способствовать повышению всеобщей стабильности и безопасности.

На встрече НАТО в верхах в Мадриде в 1997 году Венгрии, Польше и Чешской Республике было предложено начать переговоры о присоединении, а 12 марта 1999 года они стали первыми из бывших членов Организации Варшавского договора, вступившими в Североатлантический союз.

Широко применяя опыт, приобретенный во время процесса присоединения новых членов, НАТО на встрече в верхах в Вашингтоне в апреле 1999 года начала осуществление Плана действий по подготовке к членству (ПДПЧ). ПДПЧ был создан для оказания помощи в подготовке стран, стремящихся к членству в НАТО, даже если это не предвосхищало никаких решений.

Второй раунд расширения после «холодной войны»

На встрече в верхах в 2002 году в Праге Болгарии, Латвии, Литве, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии было предложено начать переговоры о присоединении. 29 марта 2004 года они официально стали членами Североатлантического союза в результате самого крупного раунда расширения в истории НАТО.

До вступления в НАТО все семь стран участвовали в ПДПЧ.

Вступление Албании и Хорватии

Будучи партнерами, Албания и Хорватия сотрудничали с НАТО в целом ряде областей, при этом особое внимание уделялось реформе сектора обороны и безопасности, а также поддержке более широких демократических и институциональных реформ.

Албания участвовала в ПДПЧ с самого начала его действия в 1999 году, а Хорватия присоединилась к нему в 2002 году. В июле 2008 года Протоколы о вступлении подписали Албания и Хорватия. 1 апреля 2009 года они официально стали членами организации.

Черногория – самое недавнее вступление

Вскоре после восстановления своей независимости в июне 2006 года, Черногория присоединилась к программе «Партнерство ради мира» в декабре того же года и три года спустя – к Плану действий по подготовке к членству. Она активно поддерживала операцию под руководством НАТО в Афганистане с 2010 года и в настоящее время оказывает поддержку последующей миссии. Развитие оперативной совместимости своих вооруженных сил и осуществление реформ сектора обороны и безопасности являлись важной частью сотрудничества Черногории с Североатлантическим союзом до того, как она стала государством-членом. Черногория сотрудничала с НАТО в таких областях, как создание потенциала экстренного реагирования и уничтожение излишков боеприпасов (осуществление проекта в этой области продолжается).

Протокол о присоединении был подписан в мае 2016 года, а 5 июня 2017 года Черногория стала членом Североатлантического союза.