Количественный и качественный анализ экспериментальных. Портал аналитической химии

С целью определения уровня школьной мотивации учащихся начальных классов была применена методика Н.Г.Лускановой. Первичные результаты проведения диагностики школьной мотивации учащихся начальных классов представлены в Приложении А. Обобщенные результаты диагностики представлены на рисунке 2.2.1.

Рисунок 2.2.1. Уровни школьной мотивации младших школьников

В результате проведения исследования было выявлено, что у 60 % младших школьников (23 человека) высокий уровень школьной мотивации, то есть преобладание типов ответов, характеризующих учебную мотивацию, собственно учебно-познавательную, основанную на желании знать, научиться, то есть на познавательной потребности. Высокий уровень учебной мотивации свидетельствует о том, что ребенок, осознает важность учения, учебные цели для него привлекательны, он проявляет высокую познавательную активность, интерес ко всем предметам примерно равен, к самостоятельной работе, занимает благоприятное статусное положение в классе. Высокий уровень также говорит о социальном взрослении учащихся. Высокая мотивация означает в целом положительное отношение к процессу обучения. Положительное отношение характеризуется познавательной активностью, интересом к учебе, качественностью домашних работ, посещением дополнительных занятий.

Высокий уровень - познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний, мотивы самообразования, их самостоятельность, осознание соотношение своих мотивов и целей. Также характерны мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности, активное отношение к учению, мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.

У 48 % младших школьников (11 человек) средний уровень школьной мотивации. Средний уровень свидетельствует о том, что ребенок положительно относится к школе, но учебные цели не осознаются, познавательная активность средняя, сосредоточен по интересу, самостоятельно выполняет только типовые задания, требует контроля со стороны взрослых, дружит со многими детьми в классе. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно. Иногда доминирующее значение у этой группы детей имеют мотивы учения, лежащие вне самой учебной деятельности. Большинство детей привлекает возможность реализовать в роли школьника потребности в признании, в общении, в самоутверждении. Средний уровень - широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и оценке учителя, характерна неустойчивость мотивов.

Как видно из графика у 29 % низкий уровень школьной мотивации (14 человека). Низкий уровень - несформированность учебной мотивации, возможно, преобладание игровой дошкольной мотивации (ориентация ребенка на дошкольные виды деятельности). Низкий уровень мотивации свидетельствует о том, что ребенок к школе относится отрицательно или безразлично, требует контроля и помощи, к самостоятельным заданиям интереса не проявляет, нарушает дисциплину, близких друзей в классе не имеет, но может общаться со многими. Первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе. Для отрицательного отношения школьников к учению характерны бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, учителям. Безразличное отношение имеет те же отличительные характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов. Способный, но ленивый - в общем, правильная характеристика обучаемых, принадлежащих к этому типу. Данной группе детей характерны и нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; учебная цель, не связанная с актуальными для ребенка мотивами, не затронувшая его душу, не удерживается в его сознании, легко подменяется другими целями, более созвучными с привычными побуждениями ребенка.

Низкий уровень мотивации характеризуется избеганием неудач, если характерно нейтральное отношение, то проявляется неустойчивый интерес, переживание скуки и мотивируют внешние результаты учения - отметки.

Таким образом, по результатам изучения мотивации обучения показатели девочке лучше, чем у мальчиков.

С целью выявления адаптации к школе и сформированности позиции школьника проведено исследование с помощью методики "Школа зверей", сводная таблица результатов которой представлена в Приложении А. Обобщенные результаты по методике представлены на рисунке 2.2.2.

Анализ обобщенных данных позволяет сделать вывод о том, что у 66 % младших школьников (32 человека) сформирована позиция школьника. На рисунках таких детей изображена учебная деятельность, большое количество животных вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними, что говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками.

Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.

у 20 младших школьников (10 человек) школа привлекает внеучебными сторонами (на рисунках таких детей изображена преимущественно игра, или взаимодействие между учениками,

у 12% (6 человек) младших школьников позиция школьника не сформирована. На рисунках таких детей нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать вывод, что ребенок не осознает своих задач как школьника.


Рисунок 2.2.2 Сформированность позиции школьника

Таким образом, по результатам диагностики по методике «Школа зверей» можно сделать вывод, что у большей части младших школьников позиция школьника сформирована. Количество девочек превышает количество мальчиков по показателю «позиция школьника сформирована».

С целью выявления особенностей внутрисемейных отношений проведено исследование с помощью теста “Кинетический рисунок семьи”, результаты которого представлены в Приложении А. Обобщенные результаты по методике представлены на рисунке 2.2.3.

Анализ обобщенных данных позволяет сделать вывод о том, что у 23% младших школьников (34 человека), выражено положительное отношение к родителям, у 20% младших школьников (30 человек) был выявлен эмоциональный комфорт, т.е. ощущение себя частью семьи, у 10 % младших школьников (14 человек) выявлены тесные, дружественные взаимоотношения между братьями и сестрами. Данные характеристики выражаются на рисунке: все члены семьи (нет упущений кого-либо из членов семьи) изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением какого-то общего дела, члены семьи изображены держащимися за руки.

У 10% младших школьников (15 человек) выражена тревожность по отношению к родителям, у 13% младших школьников (19 человек) выражены чувство одиночества, тревожность, отсутствие чувства общности с семьей, у 24% младших школьников (35 человек) выявлено соперничество с братьями и сестрами. Данные характеристики выражаются на рисунке: изображение семьи как несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом, возможны упущения кого-либо из членов семьи; какой-то персонаж отдален от других фигур, это может говорить о "дистанции", которую ребенок замечает в жизни и выделяет ее, возможно помещение одного из членов семьи выше или ниже остальных, увеличение или уменьшение его размера; отсутствие себя на рисунке.


Рисунок 2.2.3 Процентное соотношение ориентаций учащихся во внутрисемейных отношениях

Таким образом, по результатам диагностики внутрисемейных отношений по методике «Кинетический рисунок семьи» у большей части младших школьников положительное отношение к родителям, эмоциональный комфорт. У девочек значительно лучше отношения с родителями и братьями, чем у мальчиков.

С целью выявления диагностики межличностных и межгрупповых отношений проведено исследование с помощью методики «Социометрия» Дж. Морено. Первичные данные по результатам диагностики с помощью методики «Социометрия» Дж. Морено представлены в Приложении А. Обобщенные результаты отражающие деловой (производственный) выбор партнера в производственной ситуации, связанной с какой-либо производственной деятельностью («С кем бы ты предпочел вместе выполнять контрольные работы?»), представлены в таблице 2.1. и 2.2.

Таблица 2.1.

Количественное соотношение ролевого распределения в группе при выборе ориентированном на работу (1-А класс)

Анализ обобщенных данных позволяет сделать вывод о том, что имеется два лидера (Виктория К. и Артем Ч.), не контактирующих между собой, что может вызывать различные конфликты в группе и провоцировать борьбу за лидерство, оба лидера ориентированы на статусные ценности.

Статусные ценности говорят об ориентации субъекта на такие ценности в системе межличностных отношений, которые бы определяли его права, обязанности и привилегии, степень авторитета в глазах остальных участников группы, включает стремление к лидерству, отношениям доминирования и подчинения. Кроме того, лидеров выбирают разные члены групп, что может быть основанием предполагать разделение класса на четко выраженные два лагеря, мало общающихся между собой.

В целом группе характерны следующие типы взаимоотношений:

1. X выбирает V, а V выбирает X - полная взаимная симпатия, взаимовыбор

2. X выбирает V, а V опускает X - "односторонняя любовь"

3. X выбирает V, а V отклоняет X - связь существует редко, склонна к конфронтации, неустойчива

4. X опускает V, а V опускает X - дети находятся в одном коллективе и не связаны друг с другом -- полное безразличие

5. X опускает V, а V отклоняет X - один равнодушен к другому, а другой ненавидит его -- "дремлющий конфликт"

6. X отклоняет V, а V отклоняет X - назревший конфликт

Таблица 2.2.

В структуре группы выявлено преобладание только диад (двусторонних взаимовыборов, обозначает желание респондента сотрудничать с другим, обозначает наиболее ценную связь).

Референтное ядро мало взаимодействует с лидерами группы, что может свидетельствовать о том, что оно диффузорно, т.е. не является референтным ядром, члены референтного круга в данном случае являются просто вторичными лидерами.

Обобщенные результаты, отражающие неформальный (непроизводственный или эмоциональный) выбор партнера для совместной деятельности в сфере досуга, отдыха, проведения свободного времени («Кого бы ты из членов группы пригласил на свой день рождения?)», представлены в таблице 2.3. и 2.4.

Таблица 2.3.

Количественное соотношение ролевого распределения в группе в сфере досуга, отдыха, проведения свободного времени (1-А класс)

Анализ обобщенных данных позволяет сделать вывод о том, что имеется два лидера (Виктория К. и Артем Ч.), не контактирующих между собой, что может вызывать различные конфликты в группе и провоцировать борьбу за лидерство, оба лидера ориентированы на статусные ценности. Статусные ценности говорят об ориентации субъекта на такие ценности в системе межличностных отношений, которые бы определяли его права, обязанности и привилегии, степень авторитета в глазах остальных участников группы, включает стремление к лидерству, отношениям доминирования и подчинения. Кроме того, лидеров выбирают разные члены групп, что может быть основанием предполагать разделение класса на четко выраженные два лагеря, мало общающихся между собой.

В структуре группы выявлено преобладание только диад (двусторонних взаимовыборов, обозначает желание респондента сотрудничать с другим, обозначает наиболее ценную связь).

Референтное ядро мало взаимодействует с лидерами группы, что может свидетельствовать о том, что оно диффузорно, т.е. не является референтным ядром, члены референтного круга в данном случае являются просто вторичными лидерами.

Основная масса группы - 50% - относятся к числу пренебрегаемыех.

Преобладает 4 тип взаимоотношений основанные на взаимном опускании («опускание» -- отсутствие и выбора, и отклонения, т. е. оставление одним индивидом другого без внимания.), то есть безразличие друг к другу. Также выявлено 8 взаимных отклонений, что может свидетельствовать о ярко выраженных конфликтах в группе, нежелании сотрудничать и отрицательном выборе.

Обобщенные результаты отражающие неформальный (непроизводственный или эмоциональный) выбор партнера для совместной деятельности в сфере досуга, отдыха, проведения свободного времени («Кого бы ты из членов группы пригласил на свой день рождения?)», представлены в Таблица 2.4.

Количественное соотношение ролевого распределения в группе в сфере досуга, отдыха, проведения свободного времени (1-Б класса)

Таблица 2.4.

Количественное соотношение ролевого распределения в группе при выборе ориентированном на работу (1-Б класс)

Анализ обобщенных данных позволяет сделать вывод о том, что имеется два лидера (Владимир К. и Екатерина Х.), не контактирующих между собой, что может вызывать различные конфликты в группе и провоцировать борьбу за лидерство, оба лидера ориентированы на статусные ценности. Статусные ценности говорят об ориентации субъекта на такие ценности в системе межличностных отношений, которые бы определяли его права, обязанности и привилегии, степень авторитета в глазах остальных участников группы, включает стремление к лидерству, отношениям доминирования и подчинения. Кроме того, лидеров выбирают разные члены групп, что может быть основанием предполагать разделение класса на четко выраженные два лагеря, мало общающихся между собой.

В структуре группы выявлено преобладание только диад (двусторонних взаимовыборов, обозначает желание респондента сотрудничать с другим, обозначает наиболее ценную связь).

Референтное ядро мало взаимодействует с лидерами группы, что может свидетельствовать о том, что оно диффузорно, т.е. не является референтным ядром, члены референтного круга в данном случае являются просто вторичными лидерами.

Основная масса группы - 78,3% - относятся к числу отверженных.

Преобладает 4 тип взаимоотношений основанные на взаимном опускании («опускание» -- отсутствие и выбора, и отклонения, т. е. оставление одним индивидом другого без внимания.), то есть безразличие друг к другу. Также выявлено 5 взаимных отклонений, что может свидетельствовать о ярко выраженных конфликтах в группе, нежелании сотрудничать и отрицательном выборе.

Таким образом, по результатам диагностики с помощью социометрии выявлен неблагоприятный психологический климат в классе, что говорит о неудовлетворительной психологической атмосфере, характеризующейся высокой конфликтностью, соперничеством, наличием агрессивных тенденций, подавлением со стороны референтного ядра группы учащихся остальных членов группы, их стремление навязать свои правила. Также группа имеет следующие характеристики: низкая сплоченность, доброжелательность в группе зависит от внешних обстоятельств, наличие разрозненных группировок, нестабильность, слабая внутригрупповая дисциплина, зависимость от мнения референтного ядра группы.

В целом по результатам исследования психологических особенностей социализации младших школьников можно сделать вывод о наличии в экспериментальной группе детей, у которых выявлены неблагоприятные факторы, влияющие на социальную адаптацию и социализацию: функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении со взрослым, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников; низкий статус до поступления в первый класс и в период обучения, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения к учителю, фактор воспитания в неполной семье.

С целью выявления развития воли в младшем школьном возрасте с помощью метода наблюдения, результаты которого представлены в Приложении Ж. Обобщенные результаты по методике представлены втаблице 2.5

Таблица 2.5

Количественное соотношение признаков воли

Анализ обобщенных данных позволяет сделать вывод о том, что у девочек (25 человек) по признаку «целеустремленность» результаты более выражены, чем у мальчиков, у девочек процентный показатель составляет 89,3%, а у мальчиков 63,1%, по признаку «настойчивость» результаты более выражены у девочек 75, 5%, а у мальчиков 44, 2%, по признаку «выдержка» результаты так же выражены более у девочек, процентный показатель составляет 93%, а у мальчиков 70, 5%, по признаку «решительность» результаты более выражены у девочек, процентный показатель составляет 73,9%, а у мальчиков 50,3%, по признаку «самостоятельность» результаты более выражены у девочек, процентный показатель составляет 86, 9%, а у мальчиков 53,1%, по признаку «инициативность» результаты более выражены у девочек, процентный показатель составляет 66, 6%, а у мальчиков 45,3%.


Таким образом, по результатам выявления воли с помощью наблюдения было выявлено, что по 6 признакам показатели девочек выше, чем показатели у мальчиков.

Для определения уровня социализации и социальной адаптации детей младшего школьного возраста применялась соответствующая анкета. Первичные результаты представлены в Приложении А. Обобщенные результаты диагностики представлены на рисунке 2.2.5.

Анализ обобщенных данных позволяет сделать вывод о том, что у 31 % младших школьников (15 человек) высокий уровень социализации. Высокий уровень социализации характеризуется тем, что основной тип адаптационного процесса - активный, то есть характерно преобладание активное воздействие на социальную среду. Социальная адаптация рассматривается как готовность личности к выполнению различных социальных ролей, как устойчивость социальных связей. Высокий уровень адаптации характеризует способность изменять свое поведение в зависимости от требований общества (компенсаторные функции в процессе социализации, т.е. без ущерба собственным целям) и оптимальное взаимосоотношение потребностей индивида и социума: сбалансированной соотношение между эгоцентрическими потребностями человека и требованиями среды. Абсолютно уравновешенная гармоничная личность отличается полной сбалансированностью умеренно выраженной тенденций к самореализации с хорошим самоконтролем, обеспечивающим полное соблюдение общепринятых нормативных требований среды. Высокий уровень социализации предполагает не только сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни, сколь их анализ и выработку собственного стиля жизни и поведения, а также приобретение социальных связей.

У 45 % младших школьников (22 человека) по результатом диагностики - средний уровень социализации, а соответственно основным типом адаптационного процесса является активно-приспособительный. Средние значения говорят об убеждении, что возможность контролировать события собственной жизни не всегда подвластна силам человека, на жизнь человека в равной степени влияют, как его собственные возможности и усилия в адаптации к обстоятельствам, так и внешние обстоятельства, заставляющие иногда излишне приспосабливаться (в ущерб себе и своим потребностям) и вести себя по типу пассивного наблюдателя.

Для 24 % испытуемых характерен низкий уровень социализации (11 человека). Низкий уровень предполагает пассивный тип адаптационного процесса, то есть определяется пассивным, конформным принятием целей, задач и ценностных ориентаций группы. Проявляется в принятии установок и стереотипов поведения без внутреннего сопротивления и достаточного осмысления, стремлении соответствовать мнению большинства. Преобладание излишнего стремления к коллективизму, что приводит к социальной дезадаптации. Низкий уровень также характерен детям, которые излишне стремятся к индивидуализму, то есть быть не как все, что в свою очередь вызывает негативные оценки окружающих и стремление людей избегать общения и взаимодействия с такой «белой вороной». Индивидуализм также является пассивной стратегией, так как человек не стремится изменить ситуацию, а, напротив, протестует (механизм защиты) против ее изменения.


Рисунок 2.2. 5 Уровни социализации и социальной адаптации младших школьников

Таким образом, по результатам анкетирования у большей части младших школьников средний уровень социализации и социальной адаптации, а именно у девочек уровень социализации лучше, чем у мальчиков.

Для выявления гендерных различий младших школьников в сформированности позиции школьника используем многофункциональный критерий Фишера. Значение критерия вычисляется по формуле:

где и - значения, процентных долей в экспериментальной и контрольной группе.

и - объемы выборок.

Среди девочек сформированная позиция школьника выявлена у 24 из 24 девочек.

Следовательно,

Среди мальчиков сформированная позиция школьника выявлена у 8 из 24 мальчиков.

Следовательно,

Для того чтобы вычислить значение, полученные значения и переведем в радианы с помощью специальных статистических таблиц: , .

Так как больше чем значение, гендерные различия в уровни сформированности позиции школьника можно считать статистически значимыми.

С помощью монгофункционального критерия Фишера проверим достоверность гендерных различий младших школьников в сформированности учебной мотивации. Значение критерия вычисляется по формуле:

Среди девочек высокой уровень мотивации учения выявлен у 21 из 24 девочек.

Следовательно,

Среди мальчиков высокий уровень мотивации учения выявлен у 2 из 24 мальчиков.

Следовательно,

Для того чтобы вычислить значение, полученные значения и переведем в радианы с помощью специальных статистических таблиц: ,

Полученные результаты подставим в формулу:

С помощью специально статистических таблиц найдем критические значения и: , а.

Так как больше чем значение, гендерные различия в уровнях сформированности мотивации учения можно считать статистически значимыми.

Таким образом, были выявлены достоверные гендерные различия в уровнях сформированности позиции школьника и мотивации учения.

Следовательно, гипотеза данной дипломной работы подтверждена, цели достигнуты.

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Кафедра химии

Утверждаю Зав. кафедрой професор

И.М.Паписов "___" ____________ 2007 г.

А.А. ЛИТМАНОВИЧ, О.Е. ЛИТМАНОВИЧ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Часть 1. Качественный химический анализ

Методическое пособие

для студентов II курса специальности “Инженерная защита окружающей среды”

МОСКВА 2007

Литманович А.А., Литманович О.Е. Аналитическая химия: Ч. 1: Качественный химический анализ: Методическое пособие / МАДИ

(ГТУ) – М., 2007. 32 с.

Рассмотрены основные химические законы качественного анализа неорганических соединений и их применимость для определения состава объектов окружающей среды. Пособие предназначено для студентов специальности “Инженерная защита окружающей среды”.

© Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет), 2008

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ. АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

1.1. Предмет и задачи аналитической химии

Аналитическая химия – наука о методах исследования состава веществ. С помощью этих методов устанавливают, какие химические элементы, в какой форме и в каком количестве содержатся в изучаемом объекте. В аналитической химии выделяют два больших раздела – качественный и количественный анализ. Поставленные задачи аналитическая химия решает с помощью химических и инструментальных методов (физических, физикохимических).

В химических методах анализа определяемый элемент переводят в соединение, обладающее такими свойствами, с помощью которых можно установить присутствие этого элемента или измерить его количество. Одним из основных способов измерения количества образующегося соединения является определение массы вещества путем взвешивания на аналитических весах – гравиметрический метод анализа. Методы количественного химического анализа и инструментальные методы анализа будут рассмотрены в части 2 методического пособия по аналитической химии.

Актуальным направлением развития современной аналитической химии является разработка методов анализа объектов окружающей среды, сточных и сбросовых вод, газовых выбросов промышленных предприятий и автомобильного транспорта. Аналитический контроль позволяет обнаруживать превышение содержания особо вредных компонентов в сбросах и выбросах, способствует выявлению источников загрязнения окружающей среды.

Химический анализ основан на фундаментальных законах общей и неорганической химии, с которыми Вы уже знакомы. Теоретические основы химического анализа включают: знание свойств водных растворов; кислотно-основных равновесий в водных

растворах; окислительно-восстановительных равновесий и свойств веществ; закономерностей реакций комплексообразования; условий образования и растворения твердой фазы (осадков) .

1.2. Аналитические реакции. Условия и способы их проведения

Качественный химический анализ проводят с помощью аналитических реакций , сопровождающихся заметными внешними изменениями: например, выделением газа, изменением окраски, образованием или растворением осадка, в ряде случаев – появлением специфического запаха.

Основные требования к аналитическим реакциям:

1) Высокая чувствительность , характеризуемая величиной предела обнаружения (Сmin ) – наименьшей концентрацией компонента в пробе раствора, при которой данная методика анализа позволяет уверенно обнаруживать этот компонент. Абсолютное минимальное значение массы вещества, которая может быть обнаружена путем аналитических реакций, составляет от 50 до 0.001 мкг (1 мкг = 10–6 г).

2) Избирательность – характеризуется способностью реагента вступать в реакцию как можно с меньшим числом компонентов (элементов). На практике обнаружение ионов стараются проводить в таких условиях, при которых избирательная реакция становится специфической , т.е. позволяет обнаружить данный ион в присутствии других ионов. В качестве примеров специфических реакций (которых немного) можно привести следующие.

а) Взаимодействие солей аммония с избытком щелочи при нагревании:

NH4 Cl + NaOH → NH3 + NaCl + H2 O . (1)

Выделяющийся аммиак легко распознать по характерному запаху (“нашатырный спирт”) или по изменению окраски влажной индикаторной бумажки, поднесенной к горлышку пробирки. Реакция

позволяет обнаружить присутствие ионов аммония NH4 + в анализируемом растворе.

б) Взаимодействие солей двухвалентного железа с гексацианоферратом (III) калия K3 с образованием осадка синего цвета (турнбуллева синь, или берлинская лазурь). Реакция (хорошо Вам знакомая по теме ”Коррозия металлов” в курсе

Эти реакции позволяют обнаружить ионы Fe2+ и Fe3+ в анализируемом растворе.

Специфические реакции удобны тем, что определять присутствие неизвестных ионов можно дробным методом – в отдельных пробах анализируемого раствора, содержащего и другие ионы.

3) Быстрота протекания реакции (высокая скорость ) и простота выполнения.

Высокая скорость реакции обеспечивает достижение термодинамического равновесия в системе за короткое время (практически со скоростью смешения компнентов при реакциях в растворе).

При выполнении аналитических реакций необходимо вспомнить, от чего зависит смещение равновесия реакции в нужном направлении и ее протекание до большой глубины превращения . Для реакций, протекающих в водных растворах электролитов, на смещение термодинамического равновесия влияют концентрация одноименных ионов, рН среды, температура . В частности, от температуры зависит величина констант равновесия – константы

диссоциации для слабых электролитов и произведения растворимости (ПР) для малорастворимых солей, оснований

Указанные факторы определяют глубину протекания реакции, выход продукта и точность определения анализируемого вещества (либо – саму возможность обнаружения определенного иона при малом количестве и концентрации анализируемого вещества).

Чувствительность некоторых реакций повышается в водноорганическом растворе, например, при добавлении в водный раствор ацетона или этанола. Например, в водно-этанольном растворе растворимость CaSO4 значительно ниже, чем в водном (значение ПР меньше), что позволяет однозначно обнаружить присутствие ионов Ca2+ в анализируемом растворе при гораздо меньших его концентрациях, чем в водном растворе, а также – наиболее полно освободить раствор от этих ионов (осаждением с помощью H2 SO4 ) для продолжения анализа раствора.

При качественном химическом анализе разрабатывается рациональная последовательность в разделении и обнаружении ионов – систематический ход (схема) анализа. При этом ионы выделяют из смеси группами, основываясь на их одинаковом отношении к действию определенных групповых реагентов.

Используется одна порция анализируемого раствора, из которой последовательно выделяют в виде осадков и растворов группы ионов, в которых затем обнаруживают отдельные ионы. Применение групповых реагентов позволяет разложить сложную задачу качественного анализа на ряд более простых. Отношение ионов к действию определенных

групповых реагентов положено в основу аналитической классификации ионов .

1.3. Предварительный анализ водного раствора, содержащего смесь солей, по цвету, запаху, значению рН

Наличие окраски прозрачного раствора, предложенного для анализа, может указывать на присутствие одного или сразу нескольких ионов (табл. 1). Интенсивность окраски зависит от концентрации иона в пробе, а сама окраска может изменяться, если

катионы металлов образуют более устойчивые комплексные ионы, чем комплексные катионы с молекулами H2 O в качестве лигандов, для которых и указана окраска раствора в табл. 1 .

Таблица 1

Цвет раствора

Возможные катионы

Возможные

Бирюзовый

Cu2+

Cr3+

Ni2+

MnO4 2-

Fe3+ (из-за гидролиза)

CrO4 2- , Cr2 O7 2-

Co2+

MnO4 -

Измерение рН предложенного раствора (если раствор приготовлен в воде, а не в растворе щелочи или кислоты) также

дает дополнительную

информацию о

возможном составе

Таблица 2

Собствен-

Возможные

Возможные

ный рН вод-

ного раство-

Гидролиз

Na+ , K+ , Ba2+ ,

SO3 2- , S2- , CO3 2- ,

образованной

Ca2+

CH3 COO-

металлы s-

(соответствующие

основанием

электронного

кислоты – слабые

слабой кислотой

семейства)

электролиты)

Гидролиз

NH4 +

Cl-, SO4 2- , NO3 - , Br-

образованной

(соответствующие

практически

кислотой

металлов

электролиты)

основанием

Гидролиз

Al3+ , Fe3+

основания

Водные растворы некоторых солей могут иметь специфические запахи в зависимости от рН раствора из-за образования неустойчивых (разлагающихся) или летучих соединений. Добавив к пробе раствора растворы NaOH или

сильной кислоты (HCl, H2 SO4 ), можно аккуратно понюхать раствор (табл. 3).

Таблица 3

рН пробы раствора

Соответствующий ион

после добавления

в растворе

Нашатырный спирт

NH4 +

(запах аммиака)

неприятный

SO3 2-

запах (SO2 )

“Уксус”

(уксусная

CH3 COO-

кислота CH3 COOH)

(сероводород H2 S)

Причиной появления запаха (см. табл. 3) является хорошо известное свойство реакций в растворах электролитов – вытеснение слабых кислот или оснований (часто это водные растворы газообразных веществ) из их солей сильными кислотами и основаниями соответственно .

ГЛАВА 2. КАЧЕСТВЕННЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАТИОНОВ

2.1. Кислотно-основной метод классификации катионов по аналитическим группам

В основе наиболее простого и наименее “вредного” кислотнощелочного (основного) метода качественного анализа лежит отношение катионов к кислотам и основаниям. Классификация катионов проводится по следующим признакам:

а) растворимость хлоридов, сульфатов и гидроксидов; б) основной или амфотерный характер гидроксидов;

в) способность к образованию устойчивых комплексных соединений с аммиаком (NH3 ) – аммиакатов (т.е. амминокомплексов) .

Все катионы подразделяются на шесть аналитических групп с помощью 4-х реагентов: 2М раствор HCl, 1М раствор H2 SO4 , 2М раствор NaOH и концентрированный водный раствор аммиака

NH4 OH (15-17%-ный) (табл. 4).

Таблица 4 Классификация катионов по аналитическим группам

Групповой

Результат

действия группового

реагента

Ag+ , Pb2+

Осадок: AgCl, PbCl2

1M H2 SO4

(Pb2+ ), Ca2+ ,

Осадок (белый): BaSO4 ,

Ba2+

(PbSO4 ), CaSO4

Al3+ , Cr3+ , Zn2+

Раствор: [Аl(OH)4 ]– ,

(избыток)

– , 2–

NH4 OH (конц.)

Fe2+ , Fe3+ , Mg2+ ,

Осадок: Fe(OH)2 ,

Mn2+

Fe(OH)3 , Mg(OH)2 ,

Mn(OH)2

NH4 OH (конц.)

Cu2+ , Ni2+ , Co2+

Раствор (окрашен):

2+ ,синий

2+ ,голубой

2+ , желтый (на

воздухе синеет из-за

окисления до Co3+ )

Отсутствует

NH4 + , Na+ , K+

Очевидно, что приведенный перечень катионов далеко не полный и включает наиболее часто встречающиеся на практике катионы в анализируемых образцах. Кроме того, существуют и другие принципы классификации по аналитическим группам .

2.2. Внутригрупповой анализ катионов и аналитические реакции их обнаружения

2.2.1. Первая группа (Ag+ , Pb2+ )

Исследуемый раствор, содержащий катионы Ag+ , Pb2+

↓ + 2М раствор HCl + C 2 H5 OH (для понижения растворимости PbCl2 )

Если ПК > ПР, образуются белые осадки смеси хлоридов,

которые отделяют от раствора (раствор не анализируется):

Ag+ + Cl– ↔ AgCl↓ и Pb2+ + 2Cl– ↔ PbCl2 ↓ (3)

Очевидно, что при малых концентрациях осаждаемых катионов концентрация анионов Cl– должна быть относительно большой

↓ К части осадка + H2 O (дистиллированная) + кипячение

В раствор переходят частично

В осадке – весь AgCl и

ионы Pb 2+ (смещение равновесия

частично PbCl2

(3) влево, т.к. ПК < ПР для PbCl2 )

↓ + NH4 OH (конц.)

Обнаружение в растворе,

1. Растворение AgCl из-за

отделенном от осадка:

комплексообразования:

1. С реагентом КI (после

AgCl↓+ 2NH4 OH(изб.) →

охлаждения):

→+ +Cl– +2H2 O

Pb2+ + 2I– → PbI2 ↓ (золотистые

кристаллы) (4)

↓+ 2М раствор HNO3

↓ до рН<3

2. Осаждение AgCl из-за

распада комплексного иона:

Cl– + 2HNO3

→AgCl↓+ 2NH4 + + 2NO3

↓ К 2-й части осадка смеси хлоридов + 30%-ный

I . Уже в ходе исследования можно предполагать о его результатах, но обычно эти вы­воды рассматривают как предварительные, а более достоверные и основательные данные можно получить лишь в результате тщательного анализа.

Анализ данных в социальной работе заключается в интеграции всей собранной информации и в приведении ее к виду, удобному для объяснения.

Методы анализа социальной информации можно условно разделить на два больших класса в соответствии с той формой, в которой эта информации представлена:

каче ственные методы ориентированы на анализ инфор­мации, представленной главным образом в словесной форме.

количественные методы носят математический характер и представля­ют собой приемы обработки цифровой информации.

Качественный анализ является предварительным условием для применения количественных методов, он направлен на выявление внутренней структуры данных, то есть на уточнение тех категорий, которые используются для описания изучаемой сферы реальности. На этой стадии происходит окончательное определение параметров (переменных), необходимых для исчерпывающего описания. Когда имеются четкие описательные категории, легко перейти к простейшей измерительной процеду­ре - подсчету. Например, если выделить группулюдей, нуждающихся в определенной помощи, то можно подсчитать количество таких людей в дан­ном микрорайоне.

При качественном анализе возникает необходимость произвести сжатие инфор­ мации, то есть получить данные в более компактном виде.

Основным приемом сжатия информации выступаеткодирование  процесс анализа качественной информации, который включа­ет выделение смысловых сегментов текста или реаль­ного поведения, их категоризацию (называние) и реорганизацию .

Для этого в самом тексте находят и отмечают ключевые слова, то есть те слова и выражения, которые несут главную смысловую нагрузку, прямо указывают на со­держание текста в целом или его отдельного фрагмен­та. Используются разные типы выделения: подчерки­вание одной или двумя линиями, цветовая маркировка, наносят пометки на полях, которые могут носить характер как дополни­тельных значков, так и комментариев. Например, можно выделять те фрагменты, где клиент говорит о себе. С другой стороны, можно выделять все, что касается его здоровья, можно разделить те проблемы, которые клиент в состоянии решить сам, и те проблемы, для решения которых он нуждается в посторонней помощи.

Сходные по содержанию фрагмен­ты метятся аналогичным образом. Это позволяет легко их идентифицировать и при необходимости собиратьвместе. Затем выделенные фрагменты отыскивают по разным рубрикам. Анализируя текст, можно сравнить отдельные его фрагменты между собой, выявляя сходства и различия.

Обработанный таким образом материал становится легко обозри­мым. Главные моменты выступают на первый план, как бы возвышаясь над массой деталей. Появляется возможность анализировать отношения между ними, выявлять их общую структуру и на этой основе вы­двигать некоторые объяснительные гипотезы.

Когда изучается одновременно несколько объектов (как минимум два) и когда сопоставление с целью обнаружения сходств и различий становится основ­ным приемом анализа применяется сравнительный мето д . Количество изучае­мых объектов здесь невелико (чаще всего два или три), и каждый из них изучается достаточно углубленно и всесторонне.

Необходимо найти такую форму представления данных, которая наиболее удобна для анализа. Основ­ным приемом здесь выступает схематизация. Схема всегда упрощает реальные отношения, огрубляет истинную картину. В этом смысле схематизация отноше­ний является одновременно и сжатием информации. Но она предполагает также нахождение наглядной и легко обозримой формы представления информа­ции. Этой цели служит сведение данных в таблицы или диаграммы.

Для удобства сравнения материал сводят в таблицы . Общая структура таблицы такова: каждая клетка представляет собой пересечение строки и столбца. Таблица удобна тем, что в нее можно включать как ко­личественные, так и качественные данные. Смысл таблицы в том, чтобы ее мож­но было окинуть взглядом. Поэтому обычно таблица должна умещаться на одном листе. Сводная таблица, используемая для анализа, часто чертится на большом листе бумаги. Но большую таблицу всегда можно раз­бить на несколько частей, то есть сделать из нее не­сколько таблиц. Чаще всего строка соответствует одному случаю, а столбцы представляют его различные аспекты (при­знаки).

Еще одним приемом сжатого и наглядного пред­ставления информации служат диаграммы . Существу­ют разные типы диаграмм, но практически все они яв­ляются структурными схемами, на которых условными фигурами (прямоугольниками или овалами) изобража­ются элементы, а линиями или стрелками - связи между ними. Например, с помощью диаграммы удобно представить структуру любой организации. Элемента­ми ее выступают люди, точнее - должности. Если ор­ганизация большая, то в качестве элементов выбира­ются более крупные структурные элементы - подраз­деления. С помощью диаграммы легко представить иерархию отношений (систему подчинения): старшие должности располагаются на схеме выше, а младшие - ниже. Линии, соединяющие элементы, точно указыва­ют, кто кому непосредственно подчиняется.

Представление в виде диаграмм вполне можно ис­пользовать и для выявления логической структуры со­бытий или текста. В этом случае вначале проводится смысловой анализ и намечаются узловые события или компоненты, а затем они представляются в графичес­кой форме так, чтобы максимально ясной становилась связь между ними. Понятно, что схематизация приво­дит к огрублению картины за счет опускания многих деталей. Однако происходит сжатие информации, преобразование ее в вид, удобный для восприятия и запоминания.

Таким образом, основными приемами ка­чественного анализа являются кодирование и нагляд­ное представление информации.

II . Количественный анализ включает методы статистического описания выборки и методы статистического вывода (проверки статистических гипотез).

Количественные (статистические) методы анализа широко применяются в научных исследованиях вооб­ще и в социальных науках в частности. Социологи прибегают к статисти­ческим методам для обработки результатов массовых опросов общественного мнения. Психологи применя­ют аппарат математической статистики для создания надежных диагностических инструментов - тестов.

Все методы количественного анализа принято разделять на две большие группы. Методы статистичес­ кого описания направлены на получение количествен­ной характеристики данных, полученных в конкрет­ном исследовании. Методы статистического вывода позволяют корректно распространять резуль­таты, полученные в конкретном исследовании, на всё явление как таковое, делать заключения общего ха­рактера. Статистические методы позволяют выявлять устойчивые тенденции и строить на этой основе теории, предназначенные для их объяснения.

Наука всегда имеет дело с разнообразием действи­тельности, но свою задачу она видит в обнаружении порядка вещей, некоторой устойчивости внутри на­блюдаемого разнообразия. Статистика снабжает удобны­ми приемами такого анализа.

Для использования статистики требуются два ос­новных условия:

а) необходимо иметь данные о группе (выборке) людей;

б) эти данные должны быть представлены в формализованном (кодифицированном) виде.

Нужно учитывать возможную ошибку выборки, так как для исследования берутся только отдельные респонденты, нет никакой га­рантии, что они являются типичными представителя­ми социальной группы в целом. Ошибка выборки зависит от двух моментов: от размера выборки и от степени вари­ации признака, который интересует исследователя. Чем больше выборка, тем меньше вероятность того, что в нее попа­дут индивиды с крайними значениями исследуемой переменной. С другой стороны, чем меньше степень вариации признака, тем в целом ближе будет каждое значение к истинному среднему. Зная размер выборки, и получив меру рассеяния наблюдений, нетрудно вывести показатель, который называется стандартная ошибка среднего. Он дает интервал, в котором должна лежать истинная средняя популяции.

Статистический вывод представляет собой процесс проверки гипотез. Причем первоначально всегда выдвигается предположение, что наблюдаемые различия носят случайный характер, то есть выборка принадле­жит к той же генеральной совокупности. В статистике такое предположение получило название нулевая ги­ потеза.

Уже в ходе исследования можно предполагать о его результатах, но обычно эти вы-воды рассматривают как предварительные, а более достоверные и основательные данные можно получить лишь в результате тщательного анализа.

Анализ данных в социальной работе заключается в интеграции всей собранной информации и в приведении ее к виду, удобному для объяснения.

Методы анализа социальной информации можно условно разделить на два больших класса в соответствии с той формой, в которой эта информации представлена:

- качественные методы ориентированы на анализ инфор-мации, представленной главным образом в словесной форме.

- количественные методы носят математический характер и представля-ют собой приемы обработки цифровой информации.

Качественный анализ является предварительным условием для применения количественных методов, он направлен на выявление внутренней структуры данных, то есть на уточнение тех категорий, которые используются для описания изучаемой сферы реальности. На этой стадии происходит окончательное определение параметров (переменных), необходимых для исчерпывающего описания. Когда имеются четкие описательные категории, легко перейти к простейшей измерительной процеду-ре — подсчету. Например, если выделить группулюдей, нуждающихся в определенной помощи, то можно подсчитать количество таких людей в дан-ном микрорайоне.

При качественном анализе возникает необходимость произвести сжатие инфор-мации, то есть получить данные в более компактном виде.

Основным приемом сжатия информации выступает кодирование - процесс анализа качественной информации, который включа-ет выделение смысловых сегментов текста или реаль-ного поведения, их категоризацию (называние) и реорганизацию .

Для этого в самом тексте находят и отмечают ключевые слова, то есть те слова и выражения, которые несут главную смысловую нагрузку, прямо указывают на со-держание текста в целом или его отдельного фрагмен-та. Используются разные типы выделения: подчерки-вание одной или двумя линиями, цветовая маркировка, наносят пометки на полях, которые могут носить характер как дополни-тельных значков, так и комментариев. Например, можно выделять те фрагменты, где клиент говорит о себе. С другой стороны, можно выделять все, что касается его здоровья, можно разделить те проблемы, которые клиент в состоянии решить сам, и те проблемы, для решения которых он нуждается в посторонней помощи.

Сходные по содержанию фрагмен-ты метятся аналогичным образом. Это позволяет легко их идентифицировать и при необходимости собиратьвместе. Затем выделенные фрагменты отыскивают по разным рубрикам. Анализируя текст, можно сравнить отдельные его фрагменты между собой, выявляя сходства и различия.


Обработанный таким образом материал становится легко обозри-мым. Главные моменты выступают на первый план, как бы возвышаясь над массой деталей. Появляется возможность анализировать отношения между ними, выявлять их общую структуру и на этой основе вы-двигать некоторые объяснительные гипотезы.

Когда изучается одновременно несколько объектов (как минимум два) и когда сопоставление с целью обнаружения сходств и различий становится основ-ным приемом анализа применяется сравнительный метод . Количество изучае-мых объектов здесь невелико (чаще всего два или три), и каждый из них изучается достаточно углубленно и всесторонне.

Необходимо найти такую форму представления данных, которая наиболее удобна для анализа. Основ-ным приемом здесь выступает схематизация. Схема всегда упрощает реальные отношения, огрубляет истинную картину. В этом смысле схематизация отноше-ний является одновременно и сжатием информации. Но она предполагает также нахождение наглядной и легко обозримой формы представления информа-ции. Этой цели служит сведение данных в таблицы или диаграммы.

Для удобства сравнения материал сводят в таблицы. Общая структура таблицы такова: каждая клетка представляет собой пересечение строки и столбца. Таблица удобна тем, что в нее можно включать как ко-личественные, так и качественные данные. Смысл таблицы в том, чтобы ее мож-но было окинуть взглядом. Поэтому обычно таблица должна умещаться на одном листе. Сводная таблица, используемая для анализа, часто чертится на большом листе бумаги. Но большую таблицу всегда можно раз-бить на несколько частей, то есть сделать из нее не-сколько таблиц. Чаще всего строка соответствует одному случаю, а столбцы представляют его различные аспекты (при-знаки).

Еще одним приемом сжатого и наглядного пред-ставления информации служат диаграммы. Существу-ют разные типы диаграмм, но практически все они яв-ляются структурными схемами, на которых условными фигурами (прямоугольниками или овалами) изобража-ются элементы, а линиями или стрелками — связи между ними. Например, с помощью диаграммы удобно представить структуру любой организации. Элемента-ми ее выступают люди, точнее — должности. Если ор-ганизация большая, то в качестве элементов выбира-ются более крупные структурные элементы — подраз-деления. С помощью диаграммы легко представить иерархию отношений (систему подчинения): старшие должности располагаются на схеме выше, а младшие — ниже. Линии, соединяющие элементы, точно указыва-ют, кто кому непосредственно подчиняется.

Представление в виде диаграмм вполне можно ис-пользовать и для выявления логической структуры со-бытий или текста. В этом случае вначале проводится смысловой анализ и намечаются узловые события или компоненты, а затем они представляются в графичес-кой форме так, чтобы максимально ясной становилась связь между ними. Понятно, что схематизация приво-дит к огрублению картины за счет опускания многих деталей. Однако происходит сжатие информации, преобразование ее в вид, удобный для восприятия и запоминания.

Таким образом, основными приемами ка-чественного анализа являются кодирование и нагляд-ное представление информации.

Количественный анализ включает методы статистического описания выборки и методы статистического вывода (проверки статистических гипотез).

Количественные (статистические) методы анализа широко применяются в научных исследованиях вооб-ще и в социальных науках в частности. Социологи прибегают к статисти-ческим методам для обработки результатов массовых опросов общественного мнения. Психологи применя-ют аппарат математической статистики для создания надежных диагностических инструментов — тестов.

Все методы количественного анализа принято разделять на две большие группы. Методы статистичес-кого описания направлены на получение количествен-ной характеристики данных, полученных в конкрет-ном исследовании. Методы статистического вывода позволяют корректно распространять резуль-таты, полученные в конкретном исследовании, на всё явление как таковое, делать заключения общего ха-рактера. Статистические методы позволяют выявлять устойчивые тенденции и строить на этой основе теории, предназначенные для их объяснения.

Наука всегда имеет дело с разнообразием действи-тельности, но свою задачу она видит в обнаружении порядка вещей, некоторой устойчивости внутри на-блюдаемого разнообразия. Статистика снабжает удобны-ми приемами такого анализа.

Для использования статистики требуются два ос-новных условия:

а) необходимо иметь данные о группе (выборке) людей;

б) эти данные должны быть представлены в формализованном (кодифицированном) виде.

Нужно учитывать возможную ошибку выборки, так как для исследования берутся только отдельные респонденты, нет никакой га-рантии, что они являются типичными представителя-ми социальной группы в целом. Ошибка выборки зависит от двух моментов: от размера выборки и от степени вари-ации признака, который интересует исследователя. Чем больше выборка, тем меньше вероятность того, что в нее попа-дут индивиды с крайними значениями исследуемой переменной. С другой стороны, чем меньше степень вариации признака, тем в целом ближе будет каждое значение к истинному среднему. Зная размер выборки, и получив меру рассеяния наблюдений, нетрудно вывести показатель, который называется стандартная ошибка среднего. Он дает интервал, в котором должна лежать истинная средняя популяции.

Статистический вывод представляет собой процесс проверки гипотез. Причем первоначально всегда выдвигается предположение, что наблюдаемые различия носят случайный характер, то есть выборка принадле-жит к той же генеральной совокупности. В статистике такое предположение получило название нулевая ги-потеза.

Методика подготовки выпускной (квалификационной) работы, требования к ее содержанию и оформлению

Выпускная (квалификационная) работа завершает подготовку специалиста по социальной работе в вузе и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи.

Выпускная (квалификационная) работа должна представлять собой самостоятельную законченную разработку, в которой анализируются актуальные проблемы социальной работы, раскрываются содержание и технологии разрешения этих проблем не только в теоретическом, но и в практическом плане на местном, региональном уровнях. Любая выпускная (квалификационная) работа по социальной работе должна быть своего рода социальным проектом.

Выпускная (квалификационная) работа должна свидетельствовать о наличии у автора глубоких и всесторонних знаний объекта и предмета исследования, способности к самостоятельным научным исследованиям с использованием полученных в ходе освоения основной образовательной программы знаний и навыков;

Выпускная (квалификационная) работа должна содержать обоснование выбора темы исследования, обзор опубликованной специальной литературы по данной проблеме, изложение полученных результатов исследования, конкретные выводы и предложения.

Выпускная (квалификационная) работа должна продемонстрировать уровень овладения автором методами научного исследования и научным языком, его умение кратко, логично и аргументированно излагать материал.

Выпускная (квалификационная) работа не должна механически повторять учебные работы выпускника (курсовые, реферативные работы и пр.).

Выводы, предложения и рекомендации по исследуемым проблемам, выдвигаемые автором в адрес органов, организаций, учреждений и служб социальной защиты населения, должны быть конкретны, иметь практическую и теоретическую ценность, обладать элементами новизны.

Цели дипломной работы:

Систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по социальной работе, их применение при решении конкретных практических задач;

Развитие навыков самостоятельной работы;

Овладение методикой исследования, обобщения и логического изложения материала.

В дипломной работе студент должен показать:

Прочные теоретические знания по избранной теме, проблемное изложение теоретического материала;

Умение изучать и обобщать общую и специальную литературу по теме, решать практические задачи, делать выводы и предложения;

Навыки проведения анализа и расчетов, экспериментирования, владения вычислительной техникой;

Умение грамотно применять методы оценки социальной эффективности, предлагаемых мероприятий.

Дипломная работа имеет четкую композицию: введение, основная часть, состоящая из нескольких глав, и заключение.

Во введении указывается тема и цель дипломной работы, обосновывается актуальность исследования, его теоретическое и практическое значение, называются основные методы исследования. В нем дается обоснование обращения к данной теме, ее актуальность в настоящий момент, значение, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов.

Темы выпускных (квалификационных) работ утверждаются выпускающими кафедрами. Тема должна соответствовать специальности, при ее формулировке целесообразно учитывать сложившиеся на кафедре научные направления и возможность обеспечения студентов квалифицированным научным руководством. Желательно, чтобы темы были актуальными и обладали новизной, теоретической и практической значимостью. При формулировке темы нужно учитывать наличие или отсутствие литературы и практических материалов, наработки самого студента по теме (курсовые работы, научные доклады и т. п.), интерес студента к избранной теме, возможности студента провести необходимые исследования.

Следовательно, введение является достаточно ответственной частью дипломной работы, т. к. предопределяет дальнейшее раскрытие темы и содержит необходимые квалификационные характеристики.

Актуальность темы, важность, значимость в настоящее время, современность, злободневность - обязательное условие любой научной работы. Обоснование актуальности - начальный этап любого исследования, характеризующий профессиональную подготовку студента в том, как он умеет выбрать тему, сформулировать, насколько правильно он ее понимает и оценивает с точки зрения современности, ее научной или практической значимости. Освещение актуальности не должно быть многословным. Достаточно показать суть проблемы, определить, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования.

От формулировки научной проблемы и доказательств, что ее часть, являющаяся объектом исследования данной работы, еще не получила достаточной разработки и освещения в научной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Цель исследования - то, к чему стремится дипломник в своей дипломной работе, что собирается осуществить, установить, для чего он взялся за разработку данной темы. В соответствии с заданной целью, студенту предстоит сформулировать конкретные задачи исследования как определенные этапы исследования, которые необходимо пройти для достижения поставленной цели.

Кроме вышеуказанного, обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования, где объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для исследования, а предмет - то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Именно на предмет исследования и должно быть направлено основное внимание дипломника, т. к. именно предмет исследования определяет тему работы, обозначенную на титульном листе.

Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования , которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь же дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования.

Основная часть состоит из нескольких глав, которые, в свою очередь, делятся на параграфы. В этой композиционной части излагаются основные теоретические положения дипломной работы, анализируется фактический материал, приводятся статистические данные. Возможный иллюстративный материал может быть представлен здесь же, либо внесен в приложение.

В основной части работы студент раскрывает методологию и методику исследования, используя с этой целью следующие методы: наблюдение, сравнение, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, теоретическое моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному, и наоборот.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Выводы, сделанные дипломником в исследовании, должны быть непротиворечивыми, аргументированными, научно обоснованными. При этом под аргументированностью понимается логический процесс, суть которого заключается в том, что в нем обосновывается истинность высказанного суждения с помощью других суждений, примеров, доводов.

Заключение содержит выводы по дипломной работе. Выводы должны отражать основное содержание работы, быть точными и краткими. Они не должны подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а содержать то новое, что составляет итоговые результаты исследования. Именно здесь содержится то знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку государственной комиссии и общественности в процессе защиты дипломной работы.

В случае, если работа имела практическое значение, в выводах должны содержаться указания, где и каким образом они могут применяться в практике социальной работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, те задачи, которые придется решать будущим исследователям в первую очередь. Завершают работу список использованных нормативных материалов и список использованной литературы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении. По содержанию приложения могут быть достаточно разнообразными. Это, например, могут быть копии подлинных документов (Уставы, Положения, Инструкции, отчеты, планы и т. д.), отдельные выдержки из инструкций и правил, неопубликованные тексты и т д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

В приложения нельзя включать библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом.

Выпускная квалификационная работа сдается на кафедру в печатном виде. Примерный объем работы должен составлять 2-2,5 п.л. (50-60 страниц машинописного текста). Границы полей: слева - 3,5 см; справа - 1,5 см, сверху и снизу - 2,5 см. Компьютерный набор осуществляется в текстовом варианте Microsoft Word (интервал 1-1,5 по множителю, 12-14-й кегль Times New Roman).

Все страницы работы, включая страницы с таблицами и схемами, нумеруются последовательно арабскими цифрами, расположенными, как правило, над серединой текста.

Титульный лист дипломной работы включает полное название организации, в которой выполнена работа, название кафедры, заглавие сочинения, шифр и наименование специальности, фамилию и инициалы исполнителя, фамилию, инициалы, научную степень (должность, звание) научного руководителя, город и год написания.

Название глав и параграфов обозначается в той же последовательности и в той же формулировке, в какой они приводятся в тексте работы.

Текст основной части работы делится на главы, разделы, подразделы, пункты, параграфы.

Оформленная в соответствии с требованиями дипломная работа должна быть сдана на выпускающую кафедру не позднее 14 дней до срока защиты. Сроки предзащиты и сроки защиты дипломной работы устанавливаются выпускающей кафедрой.

Анализ вещества может проводиться с целью установления качественного или количественного его состава. В соответствии с этим различают качественный и количественный анализ.

Качественный анализ позволяет установить, из каких химических, элементов состоит анализируемое вещество и какие ионы, группы атомов или молекулы входят в его состав. При исследовании состава неизвестного вещества качественный анализ всегда предшествует количественному, так как выбор метода количественного определения составных частей анализируемого вещества зависит от данных, полученных при его качественном анализе.

Качественный химический анализ большей частью основывается на превращении анализируемого вещества в какое-нибудь новое соединение» обладающее характерными свойствами: цветом, определенным физическим состоянием, кристаллической или аморфной структурой, специфическим запахом и т. п. Химическое превращение, происходящее при этом, называют качественной аналитической реакцией, а вещества, вызывающие это превращение, называют реактивами (реагентами).

Другим примером качественного химического анализа может служить обнаружение солей аммония путем нагревания анализируемого вещества с водным раствором едкого натра. Ионы аммония в присутствии ОН"-ионов образуют аммиак, который узнают по запаху или по посинению влажной красной лакмусовой бумаги.

При анализе смеси нескольких веществ, близких по химическим свойствам, их предварительно разделяют и только затем проводят характерные реакции на отдельные вещества (или ионы), поэтому качественный анализ охватывает не только отдельные реакции обнаружения ионов, но и методы их разделения.

Количественный анализ позволяет установить количественные соотношения составных частей данного соединения или смеси веществ. В отличие от качественного анализа количественный анализ дает возможность определить содержание отдельных компонентов анализируемого вещества или общее содержание определяемого вещества в исследуемом продукте.

Методы качественного и количественного анализа, позволяющие определять в анализируемом веществе содержание отдельных элементов, называют элементным анализом-, функциональных групп - функциональным анализом; индивидуальных химических соединений, характеризующихся определенным молекулярным весом, - молекулярным анализом.

Совокупность разнообразных химических, физических и физико-химических методов разделения и определения отдельных структурных (фазовых) составляющих гетерогенных! систем, различающихся по свойствам и физическому строению и ограниченных друг от друга поверхностями раздела, называют фазовым анализом.