Муза поэзии и легенды о ней. Смотреть что такое "Музы" в других словарях

Происхождение греческих муз. Их роль в жизни людей.

Первые литературные упоминания о музах встречаются в произведениях Гесиода и Гомера . Их не сразу было девять: Гомер говорит то о нескольких, то об одной музе, не упоминая никаких имен. Позднее стали считать, что муз всего три, но их часто путали с харитами . Постепенно число муз увеличилось до девяти, и стали известны их имена: Каллиопа – муза эпической поэзии; Клио – муза истории; Мельпомена – муза трагедии; Талия – муа комедии; Полигимния – муза священных гимнов; Терпсихора – муза танца; Эрато – муза любовной и свадебной поэзии; Урания – муза науки, Евтерпа – муза поэзии и лирики.

В те далекие времена, когда герои совершали свои подвиги, а великие поэты слагали свои стихи о них, умение сплетать слова считалось самым почитаемым видом искусства. Скульптура или живопись относились, скорее, к ремеслам: они услаждали взор, но не мыслились чем-то божественным. Поэзия стояла на вершине всего. Не случайно несколько муз связано с разными ее направлениями. Каллиопа отвечала за эпос, Эрато помогала создавать любовную и свадебную лирику, Эвтерпа вдохновляла на создание лирической поэзии, Пологимния покровительствовала всем, кто складывал гимны. У живописи и скульптуры муз не было. Зато они были у истории и астрономии. Эти науки приравнивались к искусству. Историки славили Клио. Вдохновительницей и наставницей звездочетов была Урания. Поэзия была связана тесно с драматургией и театром. Музы Талия и Мельпомена помогали создавать комедии и трагедии. Они напоминали своим любимцам о том, что человеческие жизни лишь роли и полностью находятся во власти богов. Терпсихора - муза танца и хорового пения - замыкает плавное шествие сестер.

Слово «музы» происходит от др.-греческого слова «мыслящие», их называли также парнасидами, касталидами, аонидами, аонийскими сестрами, пиэридами и ипокренидами. Часть названий происходит от места обитания муз. Они всегда были связаны с источниками и горами. Музы обитали на горе Парнас , у подножия которой бил Кастальский ключ, и на горе Геликон около источника Иппокрены.

Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Музы славят добрые нравы греческих богов , воспевают законы и все поколения богов - Гею , Кроноса , Океана , Никту , Гелиоса , самого Зевса и его потомство, связывая прошлое и настоящее. Классические музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира.

Они покровительствуют певцам и музыкантам, передают им свой дар. Музы наделяют людей убедительным словом, наставляют их и утешают.

От муз происходит слово «музыка», обозначавшее первоначально не только музыку в нынешнем смысле, но любую науку или искусство, связанное с деятельностью муз. Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей»).

Одно из первых упоминаний муз в большой литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее ».

Впоследствии Мельпомена становится олицетворением трагического сценического искусства, покровительницей театра вообще.

Изображалась в виде женщины в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). Оружием она как бы разит человеческие пороки.

ТАЛИЯ («цвету», «разрастаюсь») – Муза комедии и легкой поэзии

Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы, прославляемого в поэтических произведениях.

Талия - это возможность познать цену комедии и улыбки. Муза комедии Талия дает возможность посмотреть на себя со стороны, чтобы посмеяться в конце концов над своими ошибками.

В греческих мифах изображалась женщиной с комической маской в руках и венком из плюща на голове, отличалась оптимизмом и весёлым нравом.

ПОЛИГИМНИЯ или ПОЛИМНИЯ («многопоющая») – муза торжественных гимнов

Одно из значений её имени – «бессмертная слава». Согласно Диодору, имя своё получила от многих восхвалений (диа поллес химнесеос) тех, чье имя обессмертила славой поэзии.

Она покровительствует поэтам - создателям гимнов, олицетворяет силу речи, учит людей риторике и ораторскому искусству. Ей приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала «запомнить схваченное». Считается, что она в памяти хранит все гимны, ритуальные танцы и песни, которые славят олимпийских богов.

Изображалась в виде закутанной в покрывало девушки со свитком в руках, в задумчивой позе, с мечтательным лицом. Частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты.

ТЕРПСИХОРА («усладительнотанцующая») – Муза хорового пения и танца

Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Её эпитет – «наслаждающаяся хороводами». Популярный образ и символ в искусстве.

Эту музу связывают с Дионисом , приписывая ей атрибут этого бога - плющ (о чём гласит надпись на Геликоне , посвященная Терпсихоре).

Изображалась в виде молодой женщины с улыбкой на лице, иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире. Терпсихора предстает с венком плюща на голове, в простой тунике с лирой в руках.

ЭРАТО («приятная») – Муза любовной (эротической) поэзии

Её имя происходит от древнегреческого «Эрот» или «Эрос», означающего любовь. Эрос был верным и постоянным спутником музы Эрато. Эрот – один из самых сильных и самых древних греческих богов на Земле: именно он дал возможность родиться всем остальным богам, человечеству и всему, что существует.

Эрато учит любви как способу бытия, поэзии – как методу выражения мыслей вдохновению – как неиссякаемому источнику идей. Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.

Нередко Эрато изображали в белых полупрозрачных одеждах, с лирой в руках, иногда рядом Эрос.

УРАНИЯ («небесная») – Муза астрономии и математики

Муза Урания всех зовет отдалиться от хаоса обыденного существования для того, чтобы погрузиться в созерцание и изучение величественной жизни Космоса и движений звезд, отражающих земные судьбы.

Урания – самая младшая из всех муз, но и самая знающая, серьёзная и умная среди них. Её наравне с Афиной Палладой считают самой мудрой греческой богиней.

Музу Уранию изображают с небесной сферой и циркулем в руках, иногда она одета в звездный плащ, на голове – корона из созвездий.

ЭВТЕРПА или ЕВТЕРПА («увеселяющая») – Муза лирической поэзии и музыки

Древнегреческая муза Эвтерпа покровительствовала поэтам, превыше других жанров любящих лирику, а также музыкантам. Она считалась самой изящной и красивой из девяти сестер. Среди муз она выделяется особой утонченностью и нежностью. Её называли «дарящая удовольствие». Согласно мифам, боги Олимпа могли наслаждаться ее стихами бесконечно долго.

Изображалась Евтрепа практически всегда с музыкальными инструментами в руках. Как правило, это были флейта, лира или авлос (двойная свирель, предок современного гобоя). На некоторых полотнах и барельефах держит гирлянды цветов, символ нежности и красоты. Могла изображаться в окружении лесных нимф.

Стихи, посвященные музам

Многие века они вдохновляли поэтов. Вот примеры произведений, посвящённых самим музам:

«Теогония» Гесиода - классический текст о музах

Блажен человек, если музы любят его:

Если нежданное горе внезапно душой овладеет,

Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь

Песнь услышать служителя муз, песнопевца о славных

Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,

И забывает он тотчас о горе своем и заботах

Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.

Гесиод. Теогония

Авзоний

Клио прошлых времен дела вещает потомкам,

Мельпомена трагический вопль исторгает печали,

Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,

Сладкую песнь поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,

Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,

С плектром* в руке Эрато чарует и словом и жестом,

Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,

Изучает Урания звезды небес и неба вращенье,

Жестами все выражая, Полигимния славит героев.

(Авзоний)

Гимн к Музам

Свет воспеваем, подъемлющих смертных горе, воспеваем

Души людей, кои жизнь, полонивши, ввергает в глубины,

Могут они избавлять от скорбей, землеродным присущих,

Силою чистого таинства ум побуждающей книги

Учат спешить поскорей пролететь чрез глубокую Лету,

След обретя, что к звезде соименной ведет - ведь когда-то

Там они сбились с пути и упали на берег рождений

В жажде безумной испробовать жребий вещественной жизни.

Ныне, богини, молю - уймите порыв мой тревожный!

Полными смысла рассказами мудрых меня опьяните!

Да не сбивает с пути меня род человеков безбожный,

С дивной, священной стези, сияющей, полной плодами!

Музы, молю - из толпы многогрешного рода людского

Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу!

Пусть тяжелит ее мед ваших сот, укрепляющий разум,

(из «Античных гимнов»)

Прокл

Под именем Прокла, главы афинской неоплатонической школы, до нас дошло семь гимнов, посвященных Гелиосу , Афродите , музам, всем греческим богам , Гекате , Янусу и Афине . По этому поводу в науке происходили споры, в которых высказывались и положительные и отрицательные взгляды на эти гимны.

Музы, молю - из толпы многогрешного города людского

Вечно влеките к священному свету скиталицу - душу!

Пусть тяжелит её мед ваших сот, укрепляющий разум,

Душу, чья слава в одном - в чарующем ум благоречье.

(отрывок)

Пушкин Аоександр Сергеевич

Муза

В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой - и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала:
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.

Римфа

Эхо, бессонная нимфа , скиталась по брегу Пенея.
Феб , увидев ее, страстию к ней воспылал.
Нимфа плод понесла восторгов влюбленного бога;
Меж говорливых наяд, мучась, она родила
Милую дочь. Ее прияла сама Мнемозина .
Резвая дева росла в хоре богинь-аонид,
Матери чуткой подобна, послушна памяти строгой,
Музам мила; на земле Рифмой зовется она.

О муза пламенной сатиры!

О муза пламенной сатиры!
Приди на мой призывный клич!
Не нужно мне гремящей лиры,
Вручи мне Ювеналов бич!
Не подражателям холодным,
Не переводчикам голодным,
Не безответным рифмачам
Готовлю язвы эпиграмм!
Мир вам, несчастные поэты,
Мир вам, журнальные клевреты,
Мир вам, смиренные глупцы!
А вы, ребята подлецы, -
Вперед! Всю вашу сволочь буду
Я мучить казнию стыда!
Но если же кого забуду,
Прошу напомнить, господа!
О, сколько лиц бесстыдно-бледных,
О, сколько лбов широко-медных
Готовы от меня принять
Неизгладимую печать!

Этих муз поэт не раз упоминает в «Евгении Онегине»:

Но там, где Мельпомены бурно

Протяжный раздается вой,

Где машет мантией мишурной

Она пред хладною толпой,

Где Талия тихонько дремлет

И плескам дружеским не внемлет,

Где Терпсихоре лишь одной

Дивится зритель молодой...

Василий Жуковский

Некогда муз угостил у себя Геродот дружелюбно!
Каждая муза ему книгу оставила в дар.

Я музу юную, бывало...

Я музу юную, бывало,
Встречал в подлунной стороне,
И Вдохновение летало
С небес, незваное, ко мне;
На всё земное наводило
Животворящий луч оно -
И для меня в то время было
Жизнь и Поэзия одно.

Но дарователь песнопений
Меня давно не посещал;
Бывалых нет в душе видений,
И голос арфы замолчал.
Его желанного возврата
Дождаться ль мне когда опять?
Или навек моя утрата
И вечно арфе не звучать?

Но всё, что от времён прекрасных,
Когда он мне доступен был,
Всё, что от милых тёмных, ясных
Минувших дней я сохранил -
Цветы мечты уединённой
И жизни лучшие цветы, -
Кладу на твой алтарь священный,
О Гений чистой красоты!

Не знаю, светлых вдохновений
Когда воротится чреда, -
Но ты знаком мне, чистый Гений!
И светит мне твоя звезда!
Пока ещё её сиянье
Душа умеет различать:
Не умерло очарованье!
Былое сбудется опять.

Николай Некрасов

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

Афанасий Фет

Музе

Пришла и села. Счастлив и тревожен,
Ласкательный твой повторяю стих;
И если дар мой пред тобой ничтожен,
То ревностью не ниже я других.

Заботливо храня твою свободу,
Непосвященных я к тебе не звал,
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял.

Все та же ты, заветная святыня,
На облаке, незримая земле,
В венце из звезд, нетленная богиня,
С задумчивой улыбкой на челе.

Евгений Баратынский

Муза

Не ослеплен я музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши:, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица необщим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой.

Анна Ахматова

Музе

Муза-сестра заглянула в лицо,
Взгляд её ясен и ярок.
И отняла золотое кольцо,
Первый весенний подарок.

Муза! Ты видишь, как счастливы все -
Девушки, женщины, вдовы…
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы.

Знаю: гадая, и мне обрывать
Нежный цветок маргаритку.
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку.

Жгу до зари на окошке свечу
И ни о ком не тоскую,
Но не хочу, не хочу, не хочу
Знать как целуют другую.

Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:
«Взор твой не ясен, не ярок…»
Тихо отвечу: «Она отняла
Божий подарок».

Муза ушла по дороге...

Муза ушла по дороге,
Осенней, узкой, крутой,
И были смуглые ноги
Обрызганы крупной росой.

Я долго её просила
Зимы со мной подождать,
Но сказала: «Ведь здесь могила,
Как ты можешь ещё дышать?»

Я голубку ей дать хотела,
Ту, что всех в голубятне белей,
Но птица сама полетела
За стройной гостьей моей.

Я, глядя ей вслед, молчала,
Я любила её одну,
А в небе заря стояла,
Как ворота в её страну.

Все отнято: и сила, и любовь...

Все отнято: и сила, и любовь.
В немилый город брошенное тело
Не радо солнцу. Чувствую, что кровь
Во мне уже совсем похолодела.

Весёлой Музы нрав не узнаю:
Она глядит и слова не проронит,
А голову в веночке тёмном клонит,
Изнеможённая, на грудь мою.

И только совесть с каждым днём страшней
Беснуется: великой хочет дани.
Закрыв лицо, я отвечала ей...
Но больше нет ни слёз, ни оправданий.

Кое-как удалось разлучиться...

Кое-как удалось разлучиться
И постылый огонь потушить.
Враг мой вечный, пора научиться
Вам кого-нибудь вправду любить.

Я-то вольная. Всё мне забава, -
Ночью Муза слетит утешать,
А наутро притащится слава
Погремушкой над ухом трещать.

Обо мне и молиться не стоит
И, уйдя, оглянуться назад...
Чёрный ветер меня успокоит,
Веселит золотой листопад.

Как подарок, приму я разлуку
И забвение, как благодать.
Но, скажи мне, на крестную муку
Ты другую посмеешь послать?

Михаил Кузмин

Муза

В глухие воды бросив невод,
Под вещий лепет тёмных лип,
Глядит задумчивая дева
На чешую волшебных рыб.

То в упоении зверином
Свивают алые хвосты,
То выплывут аквамарином,
Легки, прозрачны и просты.

Восторженно не разумея
Плодов запечатленных вод,
Все ждет, что голова Орфея
Златистой розою всплывёт.

Игорь Гусманов

ККУТТЭЭМП или девять муз

Что такое ККУТТЭЭМП? Девять слов сокращенных,
Мнемозины и Зевса живые черты,

Что такое ККУТТЭЭМП? Эти буквы скрывают
Девять сказочных образов древних времен,
Вспомни, как их зовут, и они засияют
Разноцветною радугой славных имен.

От подножья Парнаса до рощ Геликона
Ты услышишь их песен пленительный звук,
Ты увидишь их танец в лучах Аполлона
С атрибутами разных искусств и наук.

Старше всех Каллиопа. Эпическим слогом
Пишет стилос ее на доске восковой,
Клия, муза истории, в пеплосе строгом
Держит свиток папируса перед собой.

Держит муза Урания глобус небесный,
Муза Талия - маску с улыбкой смешной,
Терпсихора танцует свой танец прелестный,
И Эвтерпа на флейте играет двойной.

Эрато с нежной лирою вслед выступает,
Мельпомена с трагической маской в руках,
Полигимния лик покрывалом скрывает,
Вознося свою песнь о героях, богах.

Вдохновляя поэтов, артистов, ученых,
И сегодня слетают они с высоты,
Девять юных богинь, девять муз просвещенных,
Девять символов разума и красоты.

Георгий Мединцев

О, муза, милая подруга

О, муза, милая подруга,
Эвтерпа дивная моя!
В часы невзгод, в часы досуга
Всегда со мной, и добрым словом
Одна ты радуешь меня,
Как случай рыбака уловом,
В ночной тиши и в шуме дня.
Приятно мне с тобой общаться,
Приятно слушать голос твой,
Среди подруг твоих вращаться
И чувствовать: средь них я свой.
Меня в печали приласкаешь
Всегда, как малого дитя,
И петь под лиру вдохновляешь,
Не молод я уже хотя!

Зинаида Торопчина

Ода Музе

Ах, сколько обращений к Музе:
Её и хвалят, и зовут,
Хотят быть в тесном с ней союзе
И до зари порою ждут.
Она ж - капризная особа,
Махнёт крылом - её уж нет!
Следить за нею надо в оба,
Чтоб не терялся Музы след.

Да, ноутбуки - облегченье:
"Строчи" до умопомраченья!
И рифму можно подсмотреть.
Но стих не будет душу греть
Без Музы - спутницы поэта
(Давно замечено уж это!).

Прилёта Музы ждём с волненьем
И с умиленьем, с упоеньем.
Она нам дарит вдохновенье,
Души порывы - озаренье!

Да, с Музой надо жить в союзе.
И оды посвящать ей - МУЗЕ!

Александр Копп

Аполлон и музы

…На горе древнейшей Геликон
в старину совсем-совсем седую
собирал подружек Аполлон
про любовь им петь, про поцелуи…

Был красив он, статен, песни пел,
был он бог: владел мечом, кифарой…
Кто сказал, что был он не у дел? -
Зевс благословил - небесной фарой
им светил. Пегас хранил сюжет -
он источник создал Гиппокрена…
Девы-музы тех былинных лет
были умницы, в мозгах без «крена»…

Так с любовью, в предвечерний час, -
- перебор кифарный Аполлона -
космос, полня лирикой для нас,
пели хором музы Геликона!

Аполлон Светов

Муза

Я сплю. Во сне совсем не чую груза...
(А где-то, видно, клад во мне зарыт!)
Моя судьбой измотанная Муза
Устала и со мною вместе спит.

Нас не страшила никогда опала,
Мы вместе совершили много дел!
Теперь совсем ручною Муза стала.
Похоже, я ей просто надоел...

А без неё я ничего не значу!
Мне, видно, не проснуться самому...
Вот оседлаю не Пегаса - клячу -
И уступлю крылатого... Кому?

Откуда, чёрт, такое настроенье?
Ах да, я сплю... Какой кошмарный сон!
Вот новое... Прохлады дуновенье...
Я слышу стук копыт! Да это Он!

Незримо прочно нас скрепили узы...
То нити Света, Мудрости, Добра,
Моя непокорившаяся Муза
Шепнула мне: «Проснись, дружок. Пора!»

Древнегреческие боги были не просто грозными небожителями. В античном мире ничто не происходило без их ведома и участия. Без их благословения нельзя было ни завоевать мир, ни сочинить гимн. Чтобы победить в войне, молились грозному Аресу, вдохновение для сочинения речей, молитв и патетических од посылала людям муза Полигимния.

Эта задумчивая и одухотворенная женщина - одна из девяти дочерей Зевса, которые до сих пор дарят людям радость творчества.

Покровительницы ученых, поэтов и музыкантов

Божественные музы - это неотъемлемая часть порядка и гармонии античного мира. Их количество, предназначение, описание со временем менялось. В Древней Греции занятиями, требовавшими вдохновения, считались такие науки, как философия, геометрия и астрономия, а живопись и скульптура относились к ремеслам, и своих покровительниц не имели.

Классическая свита Аполлона состояла из девяти прекрасных дев, у которых искали поддержки музыканты, поэты и ученые. Это были:

  • Каллиопа - муза науки, философии и эпической поэзии, старшая из сестер, мать Орфея.
  • Евтерпа - покровительница музыки и лирической поэзии.
  • Мельпомена - муза трагедии.
  • Талия - олицетворение легкой поэзии и комедии.
  • Эрато - муза любовной поэзии.
  • Муза Полигимния покровительствовала многим занятиям, с современной точки зрения неродственным: написанию торжественных гимнов, риторике и ораторскому искусству, а также пантомиме и сельскому хозяйству.
  • Муза танца и хорового пения - Терпсихора.
  • Клио - муза истории.
  • Муза астрономии - Урания.

Те, кто обладал талантом в поэзии или науке, пользовались великим почетом и уважением у людей. Музы тоже любили тех, кто искренне обращался к ним за поддержкой, хотя жестоко наказывали за гордыню тех, кто считал себя выше богов.

Дочери Зевса и Мнемозины

Полигимния - муза гимнов

Разным жанрам поэзии покровительствовали многие музы. Старшая, Каллиопа, опекала тех, кто писал эпические стихи и песни. Евтерпа - муза лирической поэзии, Талия - легкой и комической, Эрато - любовной.

Муза Полигимния «курировала» серьезную поэзию. Её имя - Πολύμνια (другой вариант - Поли́мния) состоит из двух частей: первая значит «много», вторая - «похвала» или «гимн». Одно из значений имени этой музы - «бессмертная слава», которую даёт поэтам сочинение большого числа божественных песнопений.

Шестая дочь Мнемозины всегда наделялась серьезным характером. К ней взывали те, кто хотел обратиться к богам Олимпа с просьбой или восхвалением. Только осененные её именем могли рассчитывать на то, что боги их услышат. Древнегреческая муза Полигимния - покровительница священной поэзии, духовной музыки, ритуальных танцев и торжественных молитв, полных осознания таинства бытия и одухотворенности. К шестой музе обращаются те, кто ищет смысл в жизни.

Пантомима и риторика

Этой спутнице Аполлона сначала отдавали под покровительство танцы, музой которых стала Терпсихора, и мудрую науку - историю, которой потом стала «заведовать» Клио. От танцевального искусства ей осталось умение выражать мысли и чувства движением тела и жестами: Полигимния в древнегреческой мифологии - муза пантомимы. На древних изображениях она часто предстает с прижатым к губам, в знаке молчания, пальцем, - пусть говорят жесты.

Но трудно обращаться к небесам без слов. И те, к кому благоволила Полигимния, обретали вдохновение в речах. К музе торжественных гимнов взывали те, кто хотел поразить слушателей ораторским мастерством, те, кто изучал риторику. К Полигимнии обращались перед важным выступлением на публике.

Геометрия и сельское хозяйство

Удивительно разносторонними были «интересы» Полигимнии. Её называют изобретательницей грамматики, научившей людей излагать мысли на бумаге. К ней обращались за подмогой в учебе, просили помочь быстрее запомнить что-нибудь важное. И истинная дочь Мнемозины - хранительницы памяти - приходила в этом на помощь. Этой музе посвящали свои работы античные математики. Ей обязана своим рождением великая и точная наука - геометрия, которая приобрела огромное значение в мире Пифагора и Архимеда.

По одной из легенд Полигимния стала матерью Орфея и изобрела лиру, по другой - шестая по рождению дочь Мнемозины и Зевса стала матерью Триптолема, которого Деметра научила основам земледелия. На этом основании муза Полигимния считается покровительницей сельского хозяйства. К ней, среди других божеств, обращался античный поэт Гесиод в 700 году до нашей эры в работе «Труды и дни», где впервые помещались рекомендации по возделыванию земли.

Описание и атрибуты

Каждой музе соответствуют атрибуты и внешние признаки, присущие только ей. Каллиопу всегда изображали с восковой дощечкой и стилусом - палочкой для письма. Евтерпа держала в руках флейту, Эрато - кифару, Талия была всегда с комической Мельпомена - с трагической. У Клио в руках - свиток, Урания держит глобус или циркуль.

Хотя считается, что покровительница торжественных гимнов и ритуальных танцев изобрела божественную лиру, этот инструмент не всегда входит в описание музы. Полигимния не имеет общепринятого атрибута, хотя часто изображалась с поэтическим свитком в руках, полным высокой мудрости. Она всегда выделялась из окружения Аполлона, среди тенистых лесов Парнаса, своим задумчивым видом, близким к медитации. Фигура Полигимнии всегда плотно задрапирована, часто вместе с головой. Она опирается на скалу, а её глаза направлены вверх, ведь именно к небу обращены вдохновляемые ею творения.

Античная гармония

В легендах и мифах античного времени выразилось удивительно гармоничное мироустройство, где существуют вместе боги и люди, звери и растения. Свое особое место в этом мире заняли музы Древней Греции. Полигимния - муза гимнов и молитв, божественных ритуалов и повседневного труда на пашне. Она научила человека слагать божественные стихи, обращаться к другим с пламенной речью и выражать свои чувства с помощью выразительного жеста.

Впервые музы упомянуты Гомером. В бессмертных «Илиаде» и «Одиссее» он обращается к музам с просьбой помочь ему в начале долгого пути. И до сих пор поэты и музыканты, ученые и художники ищут у них духовной опоры и вдохновения. А в космосе летит как символ надежды в такой поддержке астероид Полигимния, названный в честь древнегреческой музы торжественных гимнов.

В древней Греции почитали не только богов, составивших сонм, но и их детей, божеств третьего поколения олимпийцев. Греция была просвещенной страной: мудрецы, ученые, философы древности оставили глубокий след в истории всего мира. Примечательно, что музы в Греции не всегда означали символ вдохновения к прекрасному: музыке, любви, поэзии.

Девять дочерей отца богов Зевса четко демонстрируют триаду: символ абсолютной гармонии. В них соединились три вида: наука, ремесленность и настоящее искусство. Триада символична для Греции, где поэзия ценилась также высоко, как умение читать по звездам.

Мудрецы и философы справедливо считали, что каждая из муз необходима для процветания.

Каллиопа была матерью Орфея, от нее сын унаследовал способность чувствовать музыку. Мать учила сына тому, что каждое слово в поэзии должно возвращать к жизни душу павшего героя, вселять веру и воспитывать благородство. Свиток и грифель в ее руках были не просто символикой. Молодые воины, уходившие на бой, могли присягнуть, что слышать как Каллиопа пишет новое произведение.

Греки считали Каллиопу королевой всех муз, недаром у нее на голове венценосная корона или лавровый венок. Сам Аполлон не смел перебить королеву муз, когда она говорила пламенные речи о чести, благородстве, отваге и чистоте души истинного воина. Музу можно считать символом любви к своей Родине, своей земле. Поэтому в одно время греки заказывали миниатюрные изображения Каллиопы перед дальними странствиями. Говорят, сама Паллада подарила такую миниатюрку любимцу Одиссею, чтобы его сердце всегда было наполнено чистотой помыслов и стремлением вернуться к родным берегам.

О ней писал древнегреческий историк и хранитель мифологии Диодор: “Величайшая из муз внушает любовь к минувшему” . История бесценна для любого народа, а для жителей Греции особенно. Клио, как считалось, записывала на своих свитках каждое, даже малозначительное событие, дабы никто из потомков не забыл свое прошлое.

В мифологии описывается конфликт между музой и прекрасной Афродитой. Муза истории обладала строгими нравами, но никогда не ведала любви. Афродита же, будучи женой бога Гефеста, питала нежные чувства к молодому Дионису. Неумолимая муза осудила богиню за любовь к смертному. Афродита велела маленькому сыну Эроту пустить две стрелы: одну, разжигающую любовь, в Клио, а вторую, убивающую чувства, в Пиерона. Страдания от безответной любви вразумили музу, больше Клио не смела никого судить за чувства.

Занимаясь изучением истории, мы составили , в котором постарались учесть все особенности каждого из богов.

Согласно мифам, Клио была дружна с Каллиопой, что понятно: муза патриотизма неотделима от музы истории. Изображались они практически одинаково, часто греки заказывали бюсты этих муз только у одного мастера.

Мельпомена не только муза трагедий, о чем символизирует скорбная маска в правой руке. Муза мать роковых сирен, которые едва не погубили аргонавтов. Хотя по иной версии матерью сирен была Терпсихора.

Интересно, что происхождение сирен описано крайне скудно, будто они появились из воздухи. Две дочери Мельпомены от рождения обладали дивными голосами, но их погубила гордыня: в отсутствие матери они бросили вызов музам и проиграли. За это были наказаны: по одной версии их превратил в сирен сам громовержец, по другой обращение в птиц было делом рук Посейдона.

Мельпомена поклялась вечно скорбеть об участи дочерей и тех, кто смеет идти против воли небес. Изображается всегда в мантии театралов, с неизменной маской в руках. А вот во второй руке может быть либо меч как символ кары за ослушание и дерзость, либо свиток из пергамента. Мантия на ней в точности отражает дух Греции той эпохи: люди – игрушки в руках богов и лишь принимают участие в театре богов.

Талия ближе всех была к музе трагедий Мельпомене, но никогда не понимала ее безоговорочной веры в неизбежность наказания. Согласно Цицерону, из-за этого музы часто ссорились.

В противовес своей сестре, Талия изображалась с комедийной маской в руках и в венке из простого плюща. Муза никогда не претендовала на особое внимание, но обладала веселым нравом, отличалась оптимизмом. По мифологии считалось, что комедийная маска в ее руках – символ смеха, однако по другой версии маска означала примерно тоже самое, что и маска в руках Мельпомены: жизнь людей лишь лицедейство для богов.

Талия была женой Аполлона , но, по версии мифа, ее похитил громовержец, чтобы сделать женой. Но муза знала Геру, супругу Зевса и понимала, что ее ждет. Ужас заставил ее просить убежища у владыки мертвого мира Аида. Мрачный бог спрятал музу глубоко под землей.

Эвтерпа выделялась среди других муз особой утонченностью в восприятии поэзии. Ее стихи мог часами слушать весь сонм олимпийцев, под тихое сопровождение арфы Орфея. Ее атрибут – двойная флейта и венок из живых цветов. Могла изображаться в окружении лесных нимф, согласно записям, стала утешительницей души несчастного Орфея после того, как тот дважды потерял свою Эвридику.
Считалась самой прекрасной из муз, обладающей особой чувственностью и женственностью.

Эрато изображается всегда с каким-либо веселым и задорным музыкальным инструментом: лира, тамбурин. Ее прославляли поэты-песенники, призывая внушить вдохновение. Голову музы украшают прекрасные розы как символ вечности любви.

Эрато стала символом борьбы настоящей любви за свои права. Муза пела о том, что даже темное царство Аида не сможет разлучить любящие сердца, они навсегда связаны крепкой нитью. Муза стала создателем нового направления в музыке Греции – свадебной. Легенда гласит, что очаровательной Эрато стало скучно на одной из свадеб. Она протянула свою лиру слепому музыканту и что-то ему шепнула.

В огромном зале зазвучала волшебная музыка, все присутствующие влюбленные почувствовали неодолимое желание быть вместе до и после смерти. Дивная музыка разносилась все дальше и вот уже муза Терпсихора прислушивается к музыке, а ее точеные ножки отбивают новый ритм танца.

Терпсихора не просто муза танцев, в том числе свадебных. Танец должен выражать не просто эмоции, а особую связь с природой, показывать единение с культурой своей родины. Танец Терпсихоры – это абсолютное совершенство движений души и тела. Издавна греки, обучаясь танцам, учились слушать музыку и танцевать под ритм ударов сердца. Каждому танцору хотелось научиться совершенным движениям музы, но давалось это не всем.

Терпсихора, согласно преданию, всюду сопровождала бога Диониса. Сам бог отличался простотой изображения, поэтому его окружение также не выделялось помпезностью и вычурностью. Муза предстает в простой тунике с лирой в руках, на голове венок из плюща.

Полигимния, муза гимнов

Полигимния была покровительницей ораторов, именно в ее воле было сделать речь пламенной и животворящей, либо люди не услышать голос оратора вовсе. Считалось, что стоит произнести имя музы перед важным выступлением, Полигимния спустится к просящему и проведет всю ночь, наставляя и внушая дар голоса. Без покровительства музы ораторства невозможно достучаться до сердец, в этом ничуть не сомневался ни один из греков.

Муза гимнов богам. Это следует понимать как музу молитв, которые люди ежедневно шлют высшим силам и горячность их тоже зависит от воли дочери Зевса.

Девятая и мудрейшая из всех дочерей громовержца, не считая Афины. Считается, что ее имя было дано ей отцом в честь Урана, бога небес задолго до появления Зевса.

Муза всегда держит в руках глобус и циркуль. Последний помогает ей определять расстояния между звездами. Именно она стояла возле Пиацци, внушая ему открытие первого астероида. Римлянин не сразу услышал музу, но дочь Зевса всегда добивалась своего от своих подопечных ученых. Греки считали ее покровительницей даже тех наук, которые были далеки от небесной.
Эту музу почитают и по сей день, причем всюду. Даже в России есть музей Урании и в некоторых городах стоят полноценные статуи.

Религия древней Греции удивительна. Она разительно отличается от остальных вероисповеданий, вызывая к себе растущий интерес. Путешествие в их мир всегда оставляет след в памяти человека и неважно, грек ли он по происхождению.

Вконтакте

Одноклассники

Ранней весной на склонах легендарного Геликона, с вершины которого берет начало Гиппокрена, и на величественном Парнасе, вблизи Кастальского родника, златокудрый бог Аполлон начинает водить хороводы со своими сестрами, девятью музами. Прекрасные и могущественные дочери Зевса и Мнемосины поют дивные песни, а Аполлон играет на золотой кифаре. Торжественно звучит хор богов, и вся природа замирает, зачарованно слушая их пение.

Так в представлении древних греков выглядели будни олимпийцев. Власть и слава богов угасла с падением Древней Греции, но музы сохранили сферу своего влияния. По сей день муза поэзии посещает представителей творческих профессий и дарует им вдохновение.

Происхождение муз

Девять муз с именами и четко обозначенными функциями появились не сразу, их образы складывались в течение нескольких веков.

Первоначально музы были абстрактным понятием. Позднее греческие поэты стали обращаться к ним по именам и приписывать им божественную силу. Это были так называемые «доолимпийские музы». До нас дошли лишь некоторые имена (Мелета, Аэда, Мнема, Нета и другие), а уж о том, какими они обладали силами, можно только гадать.

Девять муз, представление о которых сохранилось до наших дней, впервые были упомянуты в «Одиссее» Гомера, а Гесиод в поэме «Теогония» ("Происхождение богов") впервые назвал их имена и рассказал их истории. Матерью муз поэт назвал богиню памяти - Мнемосину, а отцом - громовержца Зевса.

Вероятно, сначала музы отвечали за сферу размышлений, ведь с греческого языка слово "муза" переводится как "мыслящая". Тогда становится понятно, почему матерью названа Мнемосина, память - необходимый элемент мыслительной активности. Постепенно музы переключились со сферы размышлений на сферу искусств, и старшей из них стала муза поэзии.

Функции муз

Понятие о специализации муз появилось только в эллинистическую эпоху, когда возникли все виды искусств. Для наглядности сведения о музах представлены в таблице.

Девять олимпийских муз
Имя Значение имени За что отвечает Атрибуты
Каллиопа Прекрасноголосая Эпическая поэзия На голове - золотая корона, в руках дощечка или свиток и стилос
Клио Дарующая славу История Скрижаль или свиток пергамента
Мельпомена Мелодия, радующая слушателей Трагедия Трагическая маска, меч или палица
Талия Процветание Комедия Комическая маска
Полигимния Восхваление Гимны, ораторское искусство Свиток
Терпсихора Наслаждение Танец и хоровое пение Лира
Урания Устремленная к небу Астрономия Глобус и циркуль
Эвтерпа Увеселяющая Лирическая поэзия Лира или флейта
Эрато Желанная для любви Любовная поэзия Кифара

Каллиопа - старшая из муз

Этот род поэзии повествует о подвигах героев, прославляет олимпийцев. Декламируя ее, греки стремились получить покровительство высших сил. Каллиопа была способна вызывать в человеке жертвенность, помогала преодолеть эгоизм и направляла на путь служения высоким целям. Эта муза поэзии поощряла отвагу, достоинство, рыцарство, благородство и чистоту души.

По одной из версий, Каллиопа - мать Орфея, легендарного певца, которому сам Аполлон вручил божественную лиру, от звука которой успокаивались дикие звери, расступались деревья и скалы.

Эвтерпа - муза лирической поэзии и музыки

Лирическая поэзия, в отличие от эпической, воспроизводит сугубо личные чувства и переживания автора. Ее истоки следует искать в народной песне. Во времена муз и богов лирические стихи всегда пелись, сопровождались танцами и выразительной мимикой. Поэтому не случайно, что Эвтерпа также покровительствует музыкантам. Ее, как правило, изображали с флейтой в руках, готовой в любую минуту пуститься в пляс.

Муза лирической поэзии всегда высоко почиталась поэтами и музыкантами. Ей продолжали посвящать гимны и стихи и спустя века после падения Древней Греции. Она даровала людям очищение и чувство гармонии с Природой.

Эрато - муза любовных песен

Свое имя муза любовной поэзии получила в честь бога Эрота. Ее представляли в образе невинной и прелестной девушки. Венок из роз обрамлял ее лицо, а струящиеся складки одежд подчеркивали грацию. Эрато могла вдохнуть любовь в сердце любого живого существа. Даже богов она вдохновляла на романтические поступки. Ее также называют музой свадебных гимнов и царицей поэзии.

Муза любовной поэзии помогает преображать все, что окружает человека, в красоту. Она показывает силу чувств, дарует крылья и помогает преодолеть любые преграды на пути к счастью. Она учит тому, что творчество - высшее проявление любви.

Гнев муз

Олимпийские музы - это дочери Зевса. Они воспевали и поддерживали всех греческих богов, прославляли их добрые нравы и справедливые законы. К обычным людям музы относились вполне дружелюбно. Особым покровительством, разумеется, пользовались поэты, певцы и музыканты. Муза поэзии могла передать поэту часть своего дара, утешить его в беде, поддержать мудрым словом. Но не стоит считать их безобидными. Они никогда не терпели соперничества и могли жестоко покарать тех, кто осмеливался выступить против них.

Существует, например, легенда о дочерях македонского царя Пиероса - Пиеридах. В то время как музы прославляли богов и героев, Пиериды обличали их трусость, смеялись над их страхом перед драконом Тифоном. Нимфы устроили соревнование между непримиримыми врагами и присудили победу музам. Пиреиды, отказавшиеся принять такие результаты, набросились на своих обидчиц с кулаками и в это мгновение были обращены в сорок. С тех пор им суждено летать по лесам и полям, нарушая покой людей и зверей своими криками.

Дошла до нас и легенда о Тамирисе. Это был фракийский певец, поражающий всех своей красотой и искусством игры на кифаре. Он был бессменным победителем соревнований между музыкантами и однажды дерзнул вызвать на состязание самих муз. Тамирис заявил, что в случае его победы музы должны стать его любовницами, а в случае поражения могут забрать у него то, что им вздумается. Богини выиграли соревнование и отняли у дерзкого певца зрение, голос и способности играть на музыкальных инструментах.

Муз-богинь, дарующих вдохновение, призывают поэты всех стран и континентов. Красивая легенда поддерживает веру в божественную природу художественного слова. Думается, что и сама тяга к творчеству будет существовать только до тех пор, пока в сердцах поэтов будет жить муза, покровительница поэзии.

Существует мнение, что за каждым успешным мужчиной стоит сильная женщина. Мы решили пойти дальше, размышляя на эту тему, и пришли к выводу, что существует неоспоримый факт: за каждым удивительным произведением русских поэтов стоит невероятная, чарующая и вдохновляющая женщина. Рассказать обо всех представительницах прекрасного пола, благодаря которым были созданы значимые для русской литературы стихи, наверное, невозможно. Поэтому мы решили рассказать о пяти самых неоднозначных музах двадцатого века.

Айседора Дункан

Вы когда-нибудь представляли себе, как умеет любить хулиган? А вот Айседора Дункан знала не понаслышке. Талантливейшая балерина с невероятно тяжелой судьбой и темпераментный поэт-забияка Сергей Есенин познакомились благодаря художнику Жоржу Якулову и с первой же встречи вели себя так, будто знали друг друга всю жизнь. Преградой этой связи не стали ни огромная разница в возрасте (танцовщица была на 18 лет старше поэта), ни языковой барьер, ни совершенно разные взгляды на жизнь: Айседора была убежденной феминисткой и только рассмеялась в лицо гадалке, которая предсказала ей свадьбу в чужой стране. А свадьба все же состоялась, ведь Есенин находил в «своей Изадоре» нежность, грацию и вдохновение, был сражен ее талантом и даже на время «позабыл кабаки». Новоиспеченные супруги даже отправились вместе на гастроли Айседоры, но в Европе Есенина в силу возраста воспринимали как дополнение к звезде балета, а он чувствовал себя некомфортно в лучах ее славы. Из-за неестественного для поэта окружения и непривычной жизни Есенин вернулся к алкоголю, а вместе с кабаками вспомнилось и чувство ревности, и рукоприкладство. К несчастью, именно то, что свело их вместе – творчество, эмоциональность, эксцентричность – привело их союз к неминуемому краху. Но, несмотря на грустный конец, их отношения подарили нам такие пронзительные и глубокие стихи:

Не гляди на ее запястья И с плечей ее льющийся шелк. Я искал в этой женщине счастья, А нечаянно гибель нашел. Я не знал, что любовь - зараза, Я не знал, что любовь - чума. Подошла и прищуренным глазом Хулигана свела с ума. «Пой же, пой! На проклятой гитаре...»1922 г.

Любовь Менделеева

Дочь одного из самых выдающихся ученых Дмитрия Менделеева была далеко не однозначным персонажем в истории Серебряного Века русской поэзии. О девушке, которую обожествлял в своих стихах Александр Блок, Анна Ахматова писала: “Она была похожа на бегемота, поднявшегося на задние лапы… Внутреннеже она была неприятная, недоброжелательная, точно сломанная чем-то… Но он (Блок) всегда, всю жизнь видел в ней ту девушку, в которую когда-то влюбился… И любил ее…” Они были знакомы еще с детства, но после долгих перерывов в общении судьба будто бы сталкивала их на улицах Петербурга. Увлеченный мистицизмом и символизмом поэт видел знаки судьбы в случайных встречах с Любой Менделеевой и решил жениться на ней буквально после пары встреч. В ночь, когда Александр Блок сделал предложение своей возлюбленной, в его кармане была заготовлена прощальная записка, которая начинается с «В моей смерти прошу никого не винить…», но, к счастью, Люба дала свое согласие на брак. Блок воспевал свою жену в стихотворениях как «Деву радужных ворот», как символист, он находил в ней путь к Мировой Душе.

Не призывай. И без призыва Приду во храм. Склонюсь главою молчаливо К твоим ногам. И буду слушать приказанья И робко ждать. Ловить мгновенные свиданья И вновь желать. Твоих страстей повержен силой, Под игом слаб. Порой - слуга; порою - милый; И вечно - раб. А. Блок SERVUS – REGINAE 1899 г.

Такая роль тяготила ее саму, ей были чужды подобные сравнения и восхваления, особенно когда они препятствовали ее женскому счастью. Блок боялся разрушить образ чистой и божественной девы, поэтому заводил романы с другими женщинами, в то время как его жена оставалась девственницей. Поэт считал, что физическая близость может помешать их духовному росту, взаимопониманию и совместной жизни. В этот момент близкий друг поэта Андрей Белый, вдохновленный циклом стихов Блока о Прекрасной Деве, начал влюбляться в ее земной прототип – Любовь Дмитриевну. Андрей Белый так же, как и Блок, видел чарующую красоту Любови, но испытывал к ней более земные чувства и мечтал создать с ней семью, о чем поведал ей в письме. Девушка не стала утаивать от мужа это признание, равно как и то, что готова ответить Андрею взаимностью, но не хочет разводиться. Более трех лет оба поэта присутствовали в жизни своей музы, изводили ее своей странной любовью, а несчастная девушка никак не могла определиться. Она металась от одного к другому и никак не могла принять твердого решения. Вся эта ситуация вдохновила Блока на создание пьесы «Балаганчик», вызвавшей бурную реакцию деятелей искусства того времени и обиду Андрея Белого, которая вылилась в стихотворение, адресованное Блоку:

Тебе ль ничего я не значу? И мне ль ты противник и враг? Ты видишь – зову я и плачу, Ты видишь – я беден и наг! Но, милый, не верю в потерю: Не гаснет бескрайняя высь. Молчанью не верю, не верю. Не верю – и жду: отзовись. Андрей Белый. А. А. БЛОКУ 1906г

Лиля Брик

Подобный любовный треугольник еще не раз появится в творческих кругах Серебряного Века, и одной из вершин такого треугольника станет загадочная Лиля Брик. Девушка, у чьей «любви нельзя было и плачем вымолить отдых», сводила мужчин с ума своим невероятным обоянием и харизмой, хотя и не славилась красотой. Не устоял и один из самых выдающихся советских поэтов и деятелей искусства – Владимир Маяковский.

К несчастью поэта, однако, к счастью поклонников его творчества, на момент знакомства с Маяковским Лиля была замужем за Осипом Бриком, литературоведом и впоследствии издателем поэм «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах». Любовь, на которую закрывал глаза муж Лилички Ося, была сумасшедшей, изнуряющей, но вдохновляющей. Маяковский и Брики несколько лет жили одной семьей, вместе проводили время, творили и очень талантливо страдали, что отразилось во множестве строк Маяковского, наполненных болью, мучениями и поклонением Лиле. Возлюбленная поэта славилась своим гостеприимством и созданием самого успешного литературно-художественного салона, ее жизнь была переплетена со многими деятелями искусства, а имя фигурировало в произведениях самых известных футуристов. Образу Лили Брик придает невероятную загадочность ее связь с секретными службами – ни для кого из окружения Бриков не было секретом, что Осип работает в ЧК, а Борис Пастернак в своих воспоминаниях подчеркивал: «квартира Бриков была, в сущности, отделением московской милиции». Конечно, этот факт не смущал абсолютно просоветского поэта Владимира Маяковского, который после революции безоговорочно принял новую власть и прославлял ее в своих стихах и поэмах. Но если пропагандистские произведения поэта стали менее актуальны с ходом истории, то его строки о страстной любви невероятной силы вызывают самые яркие чувства и эмоции и у новых поколений читателей. За что, конечно, стоит благодарить «измучившую поэта», невероятную и загадочную Лилю Брик, о которой Маяковский отчаянно писал стихотворение за стихотворением:

«Не смоют любовь ни ссоры, ни вёрсты. Продумана, выверена, проверена. Подъемля торжественно стих строкопёрстый, клянусь - люблю неизменно и верно!» В.Маяковский «Люблю» 1922г.

Марина Басманова

Никогда и никому не посвящали столько стихов, сколько посвятил Иосиф Бродский художнице Марине Басмановой. Буквы М.Б. над его стихами появлялись до самого конца его жизни: и в светлые для поэта периоды, и в ссылках, и в эмиграции он не забывал свою первую и самую странную любовь. До сих пор Марина ведет затворнический образ жизни в Петербурге, в сети сложно найти ее фотографии, и она никогда не делилась с журналистами воспоминаниями об Иосифе. Современники описывали музу поэта как удивительную, кроткую натуру: за целый вечер в кругу друзей она могла не проронить ни слова, чем, наверное, прекрасно дополняла красноречивого, яркого и общительного Бродского, а также все подчеркивали ее невероятную красоту и какой-то особый огонек в глазах. Видимо, этот огонек и вдохновлял поэта на сумасшедшие поступки, такие как приезд из Москвы, в которой он скрывался от преследования со стороны государства, в опасный для него Петербург после известия о том, что Марина сошлась с его другом Бобышевым. Этим порывом Бродский спровоцировал свой арест, пребывание в психлечебнице, суд и ссылку, но, по его словам, это все было неважно по сравнению с тем, что случилось в его отношениях с Мариной. Несмотря на все размолвки, муза продолжала навещать поэта и в изгнании, и Бродский был готов простить все своей возлюбленной и быть с ней до конца жизни. До последнего момента Бродский был уверен, что в Америку они уедут вместе, но, родив поэту сына, Басманова решила воспитывать его одна и разорвать отношения с Иосифом. Из Америки Бродский много писал Марине, посылал подарки и продолжал посвящать ей стихи. Последнее стихотворение с инициалами М.Б. было написано спустя 17 лет после их последней встречи:

Не пойми меня дурно. С твоим голосом, телом, именем Ничего уже больше не связано; никто их не уничтожил, Но забыть одну жизнь - человеку нужна, как минимум, Еще одна жизнь. И я эту долю прожил". И.Бродский «Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером...» 1989г.

Марина Влади

О любви французско-русской актрисы Марины Влади и любимца публики поэта и барда Владимира Высоцкого знали все – и в Советском Союзе, и во Франции, от простых поклонников творчества этой пары до самого Брежнего. Вся история актрисы и поэта была борьбой – борьбой с железным занавесом, расстоянием, другими претендентами на их сердца, пристрастием Высоцкого к алкоголю. На момент встречи Марина уже была успешной актрисой, получившей престижную награду на Каннском фестивале, исполнительницей главных ролей в нашумевших фильмах, а Владимир тогда жил исключительно на зарплату от театра на Таганке, а его творчество воспринималось в штыки Советской властью. Конечно, великий бард комплексовал из-за такого положения дел, а Марину отношения с ним привели к многочисленным не сложившимся проектам, от которых она отказывалась, потому что 12 лет провела в пути между Парижем и Москвой. Высоцкого знали все телефонистки, потому что он обрывал провода в попытках дозвониться до своей возлюбленной, один из этих эпизодов был даже запечатлен в его стихотворении:

Для меня эта ночь - вне закона, Я пишу - по ночам больше тем. Я хватаюсь за диск телефона, Набираю вечное ноль семь. "Девушка, здравствуйте! Как вас звать?" - "Тома". "Семьдесят вторая! Жду дыханье затая... Быть не может, повторите, я уверен - дома!.. Вот уже ответили. Ну, здравствуй, это я!..." В. Высоцкий «Ноль семь» 1980 г.

А письма он писал своей теще Милице Евгеньевне, которая, в отличие от Марины, бегло читала по-русски и переводила все своей дочери.

Чудом было уже то, что паре разрешили пожениться в 1970 году, когда Высоцкому даже не давали визу, чтобы он мог съездить в гости к своей жене. Разлука выматывала их обоих: чтобы заглушить страдания, Высоцкий пил и много писал о своей любви, Марина же по каждому звонку друзей поэта хватала своих троих детей и прилетала в Москву, чтобы вынуть Владимира из запоя, окружить его заботой и напомнить ему о том, что такое счастье. Ведь, по словам их друзей, когда они были вместе, Высоцкий становился другим человеком – веселым, деятельным, в нем пропадала его грозность, но оставалась мужская сила, в которую и была влюблена актриса. Марина часто сравнивала своего русского мужа со своим отцом, с которым у них были особые и очень нежные отношения. После кончины Владимира Высоцкого Марина написала о нем великолепную книгу: “Владимир, или прерванный полет…», в которой подробно описана их удивительная любовь и все горести, которые пара переживала вместе. В ней она, конечно, лукавит, говоря о том, что никогда не помогала Высоцкому писать. Именно благодаря Марине Влади появилось невероятное множество чувственных и нежных стихов, совершенно не свойственных Высоцкому, каким мы его знаем по его бессмертным песням.

“Мне меньше полувека - сорок с лишним, Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним. Мне есть что спеть, представ перед всевышним, Мне есть чем оправдаться перед ним.» В.Высоцкий «И снизу лед, и сверху. Маюсь между… » 1980 г.

Наверное, действительно глубокие и волнующие строки не могут прийти в голову человеку, который не испытал сильных душевных переживаний. И на примере всего нескольких выдающихся поэтов двадцатого века мы можем увидеть, что трогающие за живое стихи связаны с удивительными, полными страсти любовными историями – историями сложных отношений между поэтами и их музами. А нам остается лишь вдохновляться великолепными произведениями, и помнить о том, что творчество лечит даже самые глубокие душевные раны.