Музейно мемориальный комплекс истории вмф. Экскурсионные программы в музее вмф с посещением подводной лодки

Все, что связано с подводным флотом, очень интересует любознательных людей. Ведь это одна из военных сфер, да еще такая загадочная. Художественные фильмы о героизме подводников только подогревают интерес, который бывает негде удовлетворить. Поэтому музеи на подводных лодках очень популярны у нас и за рубежом.

Музей «Подводная лодка» открыт на настоящей боевой субмарине. Здесь наглядно можно познакомиться с обстановкой, в которой находятся моряки подводного флота, можно прочувствовать, каково это – нести службу на подлодке. В мире этот музей не единственный из тех, которые оборудованы на подлодке, но в Москве раньше не было ничего похожего.

Организовали музей на подлодке в 2003 году. Тогда военная подводная лодка «Новосибирский комсомолец», двадцать лет достойно отслужившая на Северном флоте, была «отправлена на пенсию» и отбуксирована на стоянку возле набережной, в известном московском парке «Северное Тушино». Эта экспозиция – одна ступень в грандиозном музейном комплексе, посвященном российскому флоту. Когда-то должны открыться для посетителей другие военные суда и самолеты-амфибии. Пока эти грандиозные намерения только в планах. Но и в своем нынешнем виде музей полон посетителями.

В шкуре «морского волка»

Во время экскурсии можно не только увидеть и услышать множество интересных фактов об увлекательной и нелегкой службе подводников. Экскурсантам разрешается трогать почти все экспонаты, можно позвонить в судовой колокол, посидеть в служебном кресле штурмана, постараться за секунду нырнуть в люк (стандартный норматив моряка-подводника). Эти интерактивные действия приводят в бурный восторг детей, взрослым такое нравится не меньше, хотя они ведут себя немного тише.

Для того чтобы музей был удобен для гостей, лодку пришлось немного модернизировать. Сделали вход и выход для экскурсантов, некоторые внутренние люки заменили проходами, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями тоже могли погостить здесь наравне со всеми. Все пространство подлодки-музея имеет семь отсеков.

Посетители могут посетить каюты, осмотреть рубку управления, оценить медицинский изолятор, заглянуть в специфический душ и гальюн.

Особое оживление вызывают торпедные отсеки с боеприпасами – торпедами и минами. Интересно взглянуть на водолазные костюмы. Очень познавательно побывать в отсеках, поддерживающих жизнедеятельность и маневренность судна: это система обеспечения воздухом, рубка гидроакустики, радиорубка и навигационные приборы.

В самой подлодке неожиданно можно увидеть фигуру моряка в военной форме или тельняшке, а на кормовой части вдруг возникает кок в белом халате.

На территории музея в сувенирной лавке можно купить сувениры и книги по морской тематике. Перед лодкой стоят несколько радарных устройств и торпеда. Здесь же можно полюбоваться настоящим, не сувенирным, Андреевским флагом.

Экскурсии проводятся в группах не более 13 человек. Гиды беседуют с гостями не только на русском языке, но и на многих европейских, а также на китайском, корейском, японском, иврите. Поэтому музей популярен как среди россиян, так и на международном уровне.

После посещения музея «Подводная лодка» становятся известны такие потрясающие факты, о которых раньше даже не приходило в голову задумываться. Например, почему каждые десять дней вся одежда подводников утилизируется? После такого понимаешь, что просто служить на подлодке – это уже мужественный поступок. А опасности, которые подстерегают экипаж в бою, просто потрясают. Хочется еще раз почтительно преклониться перед скромными героями – моряками-подводниками.

В России существует немало музеев, отличающихся тематикой и размахом представленных экспозиций. Один из них, пожалуй, сложно называть музеем в прямом смысле. Это не просто выставочный образец, а настоящая Чем интересен музей подводных лодок в Москве?

Тихая гавань для субмарины

Уникальное дизельное судно марки Б-396 пришвартовано возле набережной. Настоящая военная субмарина, раньше она использовалась в вооружении отечественного флота. Выполняющая функции стоящего она предлагает почувствовать себя частью команды и посмотреть, как устроена служба моряков.

Музей подводных лодок в Москве - не единственная выставка, представляющая бороздящую морские просторы военную технику. Схожая выставка находится в Северной столице. Что касается расположившейся в лодки, она относится к типу современных технических поколений. На протяжении не одного десятка лет Б-396 служила в Музей-подводная лодка расскажет посетителям, что прежде она носила патриотичное название “Новосибирский комсомолец”, а позже была списана, чтобы стать частью невероятной по уникальности выставки.

Современные достижения

Если рассматривать выставку в целом, то Б-396 представляет собой отдельный экспонат. В будущих планах - открытие целого комплекса, приоткрывающего завесу над российским флотом. Много ли мы, простые граждане своей страны, имеем возможностей увидеть воочию подобную технику?

Теперь же музей-подводная лодка в позволяет это делать в любое удобное время. Военная сфера во многом сокрыта от любопытных глаз и, конечно же, увидеть лично место, где служат наши моряки, хотят как взрослые, так и дети. Несмотря на то что огромный флотский спектр представлен на данный момент образцом Б-396, многие выражают надежду, что в рамках программы по совершенствованию музея зрителям предстанут иные военные суда. К слову, в прессе неоднократно появлялась информация, что музей пополнится уникальным самолетом-амфибией.

Сохранение оригинальности

Сегодня музей подводных лодок в Москве привлекает жителей столицы и заезжих туристов. Немногие знают саму предысторию. Ставя на якорь Б-396 возле набережной, основной задачей ставили сохранение максимальной достоверности. Другими словами, лодка представлена так, как выглядит на самом деле. Единственное, пришлось модернизировать внутренние помещения: расширить проходы (включая коридоры, по которым могли передвигаться люди с ограниченными возможностями), отказаться от спальных мест моряков. Это была вынужденная мера, иначе посетителям напросто не хватило бы свободного пространства.

Составные части

Кто из нас представляет, из чего состоит подводная лодка? И если нарисовать картинку в голове все же получится, то угадать, как устроены отсеки в действительности, маловероятно. Музей-подводная лодка Б-396 состоит из настоящих корпусов. Данная модель включает семь отсеков, каждый из которых можно посмотреть. Что они собой представляют?

  1. Торпедная часть. Вмещает боевой запас (мины, торпеды), радиорубку, приборы навигации. Посетители оценят спасательный гидрокостюм, познакомятся с корабельной рындой.
  2. Жилой отсек состоит из палуб, где расположена каюта командира, демонстрационный зал, в котором проводятся лекции.
  3. На центральном посту стоят локационные, акустические и штурманские рубки. Практически каждая деталь находится в рабочем состоянии. По специальному трапу можно выйти на мостик и верхнюю палубу.
  4. Аккумуляторный. Раньше в нем частично размещалась жилая часть. Сейчас сюда перенесли экспозиции и материалы, рассказывающие историю разработки субмарин различных типов.
  5. Дизельный корпус оборудован пультом управления, нескольким сопутствующими системами.
  6. В моторном отсеке находится электродвигатель. Чтобы его оценить своими глазами, предусмотрен специальный вырез.
  7. Завершающая часть, кормовой отсек включает отдельные устройства, люк для аварийного спасения, механизмы всей корабельной системы. И разумеется, часть сохранившихся спальных мест экипажа.

Кроме того, музей “Подводная лодка” в Москве (фото прилагается) содержит жилые каюты, изолятор, где лечились заболевшие моряки, санузел-душевую.

Техническое устройство

Многие посетители заметят большое количество различных приборов. Навигационное оборудование составляет важнейшую часть всего судна. Объяснение этому довольно простое - лодка не содержит иллюминаторов (по крайней мере, в достаточном количестве), поскольку основное подводное ориентирование осуществляет по приборным показаниям.

Особенностью выставки станет приподнятое состояние Б-396. Лодку, превышающую в длине 90 метров, установили на платформу, что позволяет заглянуть на комплекс расположенных на “брюхе” винтов. Субмарина частично сохранила оборонительные орудия, которые всегда имеет в своем запасе.

Приятное дополнение

Б-396 не станет единственным выставочным образцом. Музей подводных лодок в Москве привлечет к другим экспонатам, мимо которых просто невозможно пройти. Так, по соседству располагается штурмовой катер. “Скат” отличается высокой скоростью. Расположенные пропорционально двери предназначены для высадки десантов. Технику можно осмотреть визуально, проход внутрь запрещен.

Набережная музейного комплекса приведет вас к экраноплану, соединившему черты корабля и самолета. “Орленок” способен возвышаться над любой поверхностью. Его предназначение - высадка десанта в труднодоступных местах. Учитывая невозможность заглянуть внутрь, посетителям представят визуальный тренажер, за которым они почувствуют себя командиром этого необычного судна.

Еще одна интересная экспозиция, которую не назовешь музейным экспонатом. В образовательном центре предлагается моделирование важнейших исторических событий. С помощью 3D-графики и компьютерных спецэффектов вы ощутите себя зрителем. “Фарватер” воссоздаст картину подводных сражений, оставляя впечатление, словно вы явились их участником.

Приятных впечатлений!

Несомненно, желающие взглянуть на достижения военно-морского флота и увидеть воочию, как устроена жизнь моряков, не смогут обойти стороной музей “Подводная лодка” в Москве. Отзывы о нем содержат преимущественно теплые отклики. Не уступающая по размаху крейсеру “Аврора”, Б-396 являет собой прекрасную возможность посетить плавучее средство представленного типа. Субмарина как уникальный музей на открытом воздухе не перестанет удивлять зрителей своей мощью и величием.

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава». Фото: static.panoramio.com

«Это хорошо, что не шалят… Но на всякий случай всё-таки я взял с собой три револьвера, - соврал землемер. - А с револьвером, знаешь, шутки плохи. С десятью разбойниками можно справиться…» А. П. Чехов, «Пересолил».

В моем советском детстве был популярен фразеологизм «на всякий пожарный»… О нем я невольно вспомнил при написании этой статьи. Сегодня поговорим об объекте, цели строительства которого с удивительной точностью характеризуют значение и смысл вышеупомянутого фразеологизма.

Построенный на всякий (особый) случай, в режиме строжайшей секретности. Спроектированный лучшими советскими инженерами, по приказу Сталина. Когда-то стратегически важный объект спустя 42 года стал просто музеем. К счастью…

Объект 825 ГТС

Бывший военно-секретный объект времен «холодной войны» — одна из главных достопримечательностей Балаклавы. Имеет несколько названий — Объект 825 ГТС, К-825, иногда называется просто — «Музей холодной войны».

Проект представлял собой подводную гавань для укрытия и ремонта подводных лодок и закрытая со всех сторон от ветра и волн, Балаклавская бухта, незаметная со стороны моря, скрытая горами — была идеальным местом для строительства.

Огроменные склады для хранения продовольственных продуктов, топливные хранилища, тайники для военного снаряжения и боевых снарядов — всё это было построено здесь на случай атомной войны. При строительстве учитывалась возможность выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью 100 кт.

Для сравнения — «Little Boy» («Малыш»), сброшенный на Хиросиму в августе 1945 года, обладал мощностью эквивалентной от 13 до 18 килотонн тротила. А сброшенная тремя днями позже — 9 августа 1945 на город Нагасаки атомная бомба «Fat Man» («Толстяк») обл. мощностью эквивалентной 21 килотонны тротила.

Немного истории

Замысел о строительстве военно-стратегического объекта такого масштаба впервые появился в послевоенный период, когда обе сверхдержавы - СССР и США стали активно наращивать свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву:

город сразу же засекретили и поменяли статус - город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь.

«Балаклава», бухта.

Подземный комплекс строился 8 лет. Начали строить в 1953 г. — в год смерти Сталина, а закончили в 1961 г. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности, дабы не засветиться перед пролетающими вражескими спутниками, вывоз породы производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом подключили специалистов-метростроевцев, что было обусловлено сложностью бурения породы.

Расположение и характеристики

Располагается музей в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Вход в канал (штольня) со стороны Балаклавской бухты. А выход в открытое море пробурили в северной стороне горы. И выход и вход с двух сторон по необходимости могли быть перекрыты специальными плавучими батопортами, вес каждого из них достигал 150 тонн. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Объект был рассчитан на одновременное размещение сразу 7 подводных лодок. Длина канала внушительная — 602 метра. Глубина достигает 8 м, а ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь объекта составила 15 тыс. квадратных метров, а находившиеся там люди могли провести автономно до 30 суток.


Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»

В скрытых от окружающего мира штольнях работали почти 1000 человек. По своему назначению сооружение использовали почти 30 лет. После распада СССР объект законсервировали, и за короткий срок это место облюбовали вездесущие мародеры, растаскивая все более-менее ценное. В 2000 году объект перешел на баланс Украины. И уже в 2003 году Киев принял решение рассекретить объект, сделав из него музей.

Панорама Балаклавской гавани. В центре - гора Таврос. Зелёная стрелка указывает место входа, красная - место выхода подводных лодок из подземного убежища.

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» - подземная база подводных кораблей в Балакла́ве (Объект 825 ГТС), сверхсекретный военный объект времен холодной войны , расположенный в Балаклавской бухте . В настоящее время - один из самых крупных рассекреченных военных объектов на территории бывшего СССР.

Координаты : 44°29′50.5″ с. ш. 33°35′48.29″ в. д.  /  44.497362 , 33.596749 (G) 44.497362 , 33.596749

Описание и назначение

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 Кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады для хранения торпедного и иного вооружения. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты - вход в штольню. В случае необходимости он перекрывался батопортом, который поддувался воздухом и всплывал. Для выхода в открытое море был оборудован выпуск на северной стороне горы, который также перекрывался ботопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Объект 825 ГТС, для обслуживания которого была сформирована 155-я бригада подводных лодок, предназначался для ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов предназначеных для этих субмарин. В центральной штольне (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указаных проектов, а при необходимости, во всех штольнях - до 14 субмарин разных классов. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В арсенале также хранилось ядерное оружие, обслуживал которое только офицерский состав. Температура внутри базы держится около 15 градусов.

История

В период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы - СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшего в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили. Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200-400 м. укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз - со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом.

В 1957 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Подземный комплекс строился 4 года - с 1957 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы. После закрытия в 1993 г. большая часть комплекса не охранялась. В 2000 г. фактически разграбленный объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины.

Музей создан согласно приказа Государственного секретаря Министерства обороны Украины от 30 декабря 2002 г. "О создании филиала Центрального музея Вооруженных Сил Украины - Военно-морского музейного комплекса «Балаклава». После преобразования объекта в филиал Центрального музея Вооруженных Сил Украины начался новый этап в его истории. В Военно-морской музейный комплекс входит подземная часть завода, арсенал, а также морской причал и несколько зданий. Открытие филиала состоялось 1 июня 2003 г. К осмотру открыты зоны вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки.

Галерея