О я хочу безумно жить тропы. Анализ стихотворения А.А

В 1914 году Александр Блок завершил работу над поэтическим циклом “Ямбы”, который считал одним из самых удачных и многогранных. Перед его публикацией перед поэтом встал вопрос о том, каким же стихотворением открыть эту литературную подборку с ярко выраженным философским содержанием. В итоге 5 февраля 1914 года буквально за час поэт написал еще одно стихотворение под названием “О, я хочу безумно жить…” , в котором, как и многие его предшественники, затронул тему роли поэта в обществе.

Правда, если Пушкин и Лермонтов были убеждены в том, что главная цель любого поэта – “глаголом жечь сердца людей”, то Блок не ставил перед собой столь глобальных задач. Более того, его, совершенно лишенного тщеславия, совсем не интересовало, как именно люди будут воспринимать стихи, которые словно бы обращены внутрь. Блок писал не для того, чтобы произвести некий фурор в литературных кругах и покорить сердца доверчивых барышень, которые, к слову, засыпали с портретами поэта под подушкой и не давали ему прохода при встрече. Гораздо важнее для него была сама возможность выражать свои мысли и чувства в рифмованной форме, даже если смысл стихов был понятен лишь самому автору.

Поэтому в произведении “О, я хочу безумно жить…” Блок пытается донести до окружающих мысль, то его мечта заключается в том, чтобы “несбывшееся – воплотить”. Ведь “пищей” для литературных экспериментов поэта являлись те эмоции, которые он получал от общения с окружающим миром. Впоследствии они трансформировались в поэтические строчки, и их автора совсем не волновало, какое впечатление они производят на почитателей его таланта. Поэт признается, что его “душит жизни сон тяжелый”, и этой фразой лишь подчеркивает, что существует словно бы в двух измерениях. Первое, привычное и серое, именуемое повседневностью, угнетает Блока и порой даже повергает в ужас. Зато в своем воображаемом мире, наполненном светом и радостью, поэт ощущает себя по-настоящему счастливым. И очень надеется на то, что когда-нибудь эти чистые эмоции сможет уловить какой-нибудь “юноша веселый”, который ” в грядущем скажет обо мне”.

Со стороны себя Блок видит достаточно угрюмым, замкнутым и тяжелым в общении человеком. Однако предпочитает, чтобы о нем судили не по внешнему виду и поступкам, а по стихам. Поэтому, характеризуя себя, он вкладывает в уста неизвестного юноши фразу о том, каким же на самом деле ощущает себя поэт. “Он весь – дитя добра и света, он весь – свободы торжество!”.

(No Ratings Yet)

  1. Встреча с 16-летней Любовью Менделеевой полностью перевернула жизнь Александра Блока. Он с трудом узнал в этой серьезной и сдержанной особе свою детскую подругу и – влюбился в нее, рассчитывая на...
  2. Взаимоотношения Александра Блока и Любови Менделеевой складывались весьма странным образом. Поэт боготворил свою супругу, но, вместе с тем, предпочитал удовлетворять свои физиологические потребности с другими женщинами, так как считал, что...
  3. Цикл стихов о Прекрасной Даме был создан Александром Блоком под воздействием очень сильных чувств к Любови Менделеевой – 16-летней гимназистки, которая буквально свела с ума юного поэта. Сама же девушка...
  4. В жизни Александра Блока был довольно непродолжительный период, когда он увлекся творчеством зарубежных драматургов и даже сам пытался писать пьесы, которые, впрочем, не имели особого успеха. Любимым автором поэта стал...
  5. Александр Блок верил в символы и был убежден, что ничего в жизни не происходит случайно. Именно поэтому, встретив через несколько лет после расставания свою даму сердца, соседку по имению Любовь...
  6. В 1909 году в жизни Александра Блока произошло два трагических события. Сперва скончался его родной отец, с которым поэт после развода родителей поддерживал отношения, а затем Любовь Менделеева, супруга Блока,...
  7. Лето 1898 года Александр Блок проводил в своем родовом имении под Петербургом, которое не посещал несколько лет. Именно там он повстречался с Любовью Менделеевой, дочерью своих соседей, которая из задиристой...
  8. Не секрет, что Александр Блок начинал свою литературную карьеру как поэт-символист, придавая огромное значение не столько содержанию, сколько причинно-следственным связям в своих произведениях. Поэтому неудивительно, что многие произведения поэта нужно...
  9. С самого начала существования человечества уже происходили процессы Формирования общества. Сегодня очень часто можно услышать мнение, что общество остановилось в своем развитии и даже по уровню культуры вернулось на несколько...
  10. Поэтов Александра Блока и Андрея Белого связывала долгая дружба, черта под которой была подведена в 1907 году. Именно тогда супруга Блока Любовь Менделеева ушла к Белому, и этот любовный треугольник...
  11. Принято считать, что у Александра Блока была всего лишь одна муза – его супруга Любовь Менделеева. Именно этой женщине посвящено подавляющее большинство стихов поэта, который продолжал любить жену даже после...
  12. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что Александр Блок, как и многие поэты его поколения, обладал неким даром предвидения. Более того, исторические факты указывают на то, что он его культивировал и...
  13. Единственной музой Александра Блока была его супруга Любовь Менделеева, брак с которой не сложился по ряду причин. Тем не менее, именно этой женщине поэт посвятил подавляющее большинство своих лирических стихов....
  14. Любовная лирика Александра Блока весьма спорна и противоречива. До сих пор исследователи творчества поэта пытаются разобраться в сложных взаимоотношениях автора с супругой Любовью Менделеевой, которая являлась музой Блока. Тем не...
  15. Александр Блок – один из немногих русских поэтов, который принял октябрьскую революцию, но, разочаровавшись в новом режиме, все же не пожелал покидать родину. Объясняется подобное поведение не только патриотизмом и...
  16. Лето 1899 года подарило Александру Блоку множество открытий. Одним из них стало возобновление знакомства с подругой детства, соседкой по загородному имению Любовью Менделеевой, которая к тому времени превратилась в серьезную...
  17. Каждый поэт в своем творчестве избирает ключевую тему, которая проходить через все его произведения. Кто-то отдает предпочтение пейзажной лирике, других привлекает тема любовных взаимоотношений. Что касается Александра Блока, то его...
  18. Александр Блок долгое время считался революционным поэтом, так как в его юношеских стихах без труда можно увидеть жажду перемен и нежелание жить в обществе, моральные устои которого насквозь прогнили. Однако,...
  19. Являясь убежденным символистом, Александр Блок, тем не менее, в своем раннем творчестве нередко обращался к философским темам. В частности, поэта очень волновала судьба человечества и ход времени. Размышляя о том,...
  20. Когда речь заходит о творческом наследии русского поэта Александра Блока, многие нередко вспоминают хрестоматийное стихотворение “Незнакомка” , написанное в 1906 году и ставшее одним из лучших романтических произведений данного автора....
  21. Александр Александрович Блок прожил короткую, но яркую жизнь. Как гениальный поэт и мыслитель Блок выражал настроения и взгляды очень многих интеллигентных людей той эпохи и был кумиром современников. Блок хотел,...
  22. Не секрет, что семейная жизнь Александра Блока сложилась весьма неудачно. Однако поэт ни разу не пожалел о том, что связал свою судьбу с Любовью Менделеевой, которая стала его музой и...
  23. Александр Блок на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно относился к знакам судьбы, пытаясь распознать их даже тем, где они отсутствовали. Однако до наших дней дошли стихотворения...
  24. Усадьбу Шахматово, расположенную примерно в двадцати километрах от Москвы, дед Блока купил в 1874 году. Поэт отдыхал в ней каждое лето на протяжении практически всей жизни. Родители начали возить его...
  25. Слишком рано осознав свое жизненное предназначение, Марина Цветаева еще в подростковом возрасте поклялась стать известной поэтессой. Что именно руководило юной девушкой, когда она принимала такое решение, сказать довольно сложно. Однако... Александр Александрович Блок – это поистине великий выдающийся поэт XX столетия. Мне кажется, правы те, кто говорили, что истинный поэт-лишь тот, кто живет одной жизнью с Родиной, разделяет ее судьбу...
Анализ стихотворения Блока “О, я хочу безумно жить

Это стихотворение открывает цикл «Ямбы» (1907 – 1914), который автор причислил к «лучшим» своим стихам (письмо В.С.
Миролюбову, 1918). Особенностью его проблематики стала открытая гражданская направленность:

Да. Так диктует вдохновенье:
Моя любовная мечта
Все льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.
Туда, туда, смиренней, ниже, -
Оттуда зримей мир иной…

(«Да. Так диктует вдохновенье…», 1911 – 1914)

Эпиграфом к циклу стала цитата из «Сатир» Ювенала (96 ок. 127): «Негодование рождает стих» (пер. В.Н. Орлова).
«Негодование» Блока обращено на «непроглядный ужас жизни», представляющий в стихотворениях цикла «Ямбы» «ночной»,
«черной», «траурной», «лживой», полной «безличного» и «несбывшегося». Реминисцентный ряд цикла чрезвычайно богат – в нем
слышны отголоски произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А, Некрасова, Ф.И. Тютчева. Лирический герой А. блока,
наследник и продолжатель русской поэтической традиции, обращается к читателям от имени ее носителей:

Но мы – все те же. Мы, поэты,
За вас, о вас тоскуем вновь,
Храня священную любовь,
Твердя старинные обеты…

(«О, как смеялись вы над нами…», 1911)

В стихотворении «О, я хочу безумно жить…» лирический герой провозглашает как цель своего творчества:

Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!

В отличие от скептицизма «Художника», данное стихотворение проникнуто пушкинским доверием к жизни («хочу безумно
жить»), стремлением в ее оценке подняться над временным и личным:

Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне…

Понятие «жизнь» двойственно – это реальность, в которой «задыхается» лирический герой, и высший смысл бытия,
становящийся доступным ему благодаря творческому дару, способности «воплотить» лишенное плоти, «увековечить» мгновенное,
вдохнуть душу в «безличное». Лирический герой стихотворения предстает новым «пророком», продолжающим пушкинскую и
лермонтовскую традицию. «Пророк» Пушкина (1826), исполненный божественной «волей», у Лермонтова превращается в
«угрюмого» отшельника, о котором «старцы детям говорят»:

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!

(«Пророк», 1841)

О блоковском пророке «в грядущем скажет» «юноша веселый», напоминающий «племя//Младое, незнакомое» пушкинского отрывка
«Вновь я посетил…» (1835), «внука»

…когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Потомок блоковсокго пророка прежде всего просит его «угрюмство», сосредоточенность на темной стороне действительности:

Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?

На новом этапе преодолевается лермонтовский пессимизм, в основе «всеведенья» пророка снова, как у Пушкина, оказываются
«добро и свет» («Он весь – дитя добра и света…»). Заключительная строчка – реминисценция из другого пушкинского
стихотворения, хотя можно сказать, что в ней развивается мотив, характерный для всего творчества великого поэта,
восславившего в «жестокий век… свободу» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», 1836). Свобода – «сокрытый двигатель»
творчества, позволяющий поэту продолжать свой путь, «обходя моря и земли», как пушкинский пророк, преодолевая время и
судьбу.

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне,-
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!

Анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить» Блока

Произведением «О, я хочу безумно жить…» Блок открывает свой стихотворный цикл «Ямбы» (1914 г.). Он написал его в самый последний момент в приливе вдохновения и считал достойным выражением своих философских взглядов. Поэт уже преодолел тяжелый период в своем творчестве, когда в нем господствовали мрак и безысходность. Он вновь раскрыл свою душу миру, которая испытывает только радостные и светлые чувства.

Стихотворение несет очень мощный жизнеутверждающий заряд. Блок чувствует невероятный прилив творческих сил и стремится в максимальной степени реализовать его. Он считает, что ему теперь подвластно все, он способен «несбывшееся – воплотить».

Обстановка в России и во всем мире никак не соответствовала настроению поэта. Международные противоречия грозили неизбежной войной. Общество было расколото и искало выход в различных политических и культурных течениях. Блока это совершенно не смущает. Он признает «жизни сон тяжелый», но идет ему наперекор и устремляется в мечтах в будущее. Современное ему поколение не способно разделить его радость, но «юноша веселый», родившийся в более счастливое время, по достоинству оценит его заслуги. Он увидит под угрюмой маской «дитя добра и света».

Блок создает свой особый воображаемый мир, в котором находит отдых и спасение от окружающей безрадостной действительности. Это помогает ему не сломаться под ударами судьбы и дальше нести свет добра и справедливости. В принципе, ему безразлично, как отнесутся к его творчеству современники. Он выполняет свой поэтический долг. Блок, в отличие от многих поэтов и писателей, не стремится к какой-то конкретной цели. Он служит отвлеченной идее красоты.

Стих «О, я хочу безумно жить…» показывает, что Блок так и не избавился от склонности к символизму. Реальная жизнь становилась все более жестокой, но это никак не сказывалось на поэте. Он лишь сооружал воображаемые преграды между собой и действительностью, хотел полностью раствориться в несуществующем мире. Блок просто не желал признавать проблемы. Такая иллюзорная жизнь должна была рано или поздно обернуться жестоким ударом. Возможно, поэт считал, что его фантастический мир волшебным образом окажет влияние на реальность и все мировое зло исчезнет само по себе. Его постигло тяжкое разочарование в виде Первой мировой войны и революции в России. Реальная жизнь дала о себе знать и сама оказала влияние на дальнейшее творчество и судьбу поэта.

«О, я хочу безумно жить» А. Блок считал одним и лучших своих стихотворений. Изучают его в 5 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом «О, я хочу безумно жить» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1914 г. для сборника «Ямбы».

Тема стихотворения – любовь к жизни, поэт и поэтическое творчество.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который по смыслу можно разделить на две части: откровение лирического героя о желании жить и надежды на то, что он сможет оставить после себя хороший светлый след.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написан четырехстопным ямбом, в первой строфе используется кольцевая рифмовка АВВА, во второй и третьей - перекрестная.

Метафоры «все сущее увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь свободы торжество».

Эпитеты «сон тяжелый», «юноша веселый» .

История создания

В 1914 г. А. Блок готовился к изданию поэтического сборника «Ямбы», в котором преобладали философские мотивы. Поэт задумался над тем, какое же произведение разместить на первой странице. Так 5 февраля 1914 г. из-под его пера появилось анализируемое стихотворение. На создание шедевра он потратил всего час. Мотив жизнелюбия объясняется историко-общественной ситуацией: поэт знал, что назревает война, которая унесет с собой много жизней.

Произведение было написано Блоком в 34-летнем возрасте, что объясняет глубину и зрелость его раздумий над вечными проблемами.

Тема

В лаконичном произведении А. Блок раскрывает две темы - любви к жизни и роли поэта в обществе. Эти темы тесно переплетаются, дополняют друг друга. В центре стихотворения лирический герой, который эмоционально выплескивает все, что накопилось в его душе.

Уже первый стих - откровение героя о его «безумной» любви к жизни. Он хочет сделать все то, что может не каждый человек: увековечить сущее, вочеловечить то, что безлично, воплотить мечты. Тяготы жизни совсем не пугают его, хоть и душат. Держаться на плаву лирическому герою помогают надежды. Все они обращены к потомкам. Мужчина осторожно мечтает о том, что когда-то какой-то веселый юноша вспомнит о нем добрым словом. А. Блок понимал, что не все его стихотворения жизнерадостные, есть и угрюмые. Его лирический герой надеется, что потомки поймут: угрюмство - лишь оболочка, середина же светлая и добрая.

Дочитав стихотворение, мы понимаем, что под образом лирического героя скрывается поэт, который увековечивает истинные ценности в слове. В последней строфе А. Блок показывает, каким должен быть настоящий поэт: «дитем добра и света», «свободы торжеством» .

В контексте традиционных для литературы тем реализуется идея о том, что человек, не только поэт, должен любить жизнь и жить так, чтобы оставить после себя хороший след.

Композиция

Композиция произведения проста. Оно написано в форме монолога лирического героя, который по смыслу можно разделить на две части: откровение лирического героя о желании жить и надежды на то, что он сможет оставить после себя хорошую память. Можно поделить текст и несколько по-другому: слова, которые лирический герой говорит от собственного имени и фразы, сказанные лирическим «Я» от имени «юноши веселого» .

Формально стихотворение состоит из трех катренов. Второе четверостишие является связующим звеном между первым и третьим.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как в нем преобладают философские размышления, кроме того заметна грусть героя: он понимает, что жизнь не вечна. Написаны строки произведения четырехстопным ямбом. Автор использует два вида рифмовки: в первом катрене - кольцевую АВВА, во втором и третьем - перекрестную АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи А. Блок использует средства выразительности. Кроме того, они являются инструментом для воспроизведения эмоций лирического героя, создания впечатления об этом образе. Преобладают в тексте метафоры : « «все сущее увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь свободы торжество» . Эпитетов очень мало, но они помогают придать мыслям завершенности и нужных эмоциональных оттенков: «сон тяжелый», «юноша веселый».

Так как монолог очень эмоциональный, важную роль в передачи настроения играет интонация. В первом и последнем четверостишиях используются восклицательные предложения. В третьем катрене также есть риторический вопрос. Второй катрен отличается спокойной интонации, что придает сказанному задумчивости.

Смысл и настроение некоторых строк подчеркивается при помощи аллитерации . Например, чтобы сделать рассказ о тяготах жизни более выразительным, автор использует слова с согласными «ш», «ж», «з», «с»: «пусть душит жизни сон тяжелый».

Стихотворение стало первым в сборнике Блока "Ямбы", который сам автор считал наиболее удачным среди всех своих поэтических сборников. Все произведения в этом цикле посвящены философским размышлениям о смысле жизни и роли поэтов в обществе того времени, о переживаниях творческих людей.

Главная тема стихотворения

Стоит обратить внимание на то, что если большинство его поэтов-предшественников считали главной целью поэта донести до массового читателя важные философские мысли с поучающим подтекстом, Блок видел свое предназначение в более простых вещах. Поскольку поэт был напрочь лишен тщеславия, он не задавался философскими вопросами о том, как воспринимают в своем внутреннем мире читатели его строчки.

Нужно понимать, что в то время поэт мог бы покорить сердца сотен прекрасных дам, поскольку его современницы восхищались его коллегами, засыпая с портретами известных поэтов под подушками. Однако Блок к этому не стремился, и старался просто выражать свои личные переживания и чувства в стихотворной форме.

В данном произведении основная суть в выражении мечты поэта, которая заключается в возможности воплотить "несбывшееся". Он подчеркивает при этом тяжесть эмоций, которые испытывает от жизни словно бы в двух мирах: реальном и воображаемом. При этом автор рассказывает читателям, что в том, воображаемом, мире он испытывает настоящее счастье, а вот в повседневности его давит некая тяжесть.

Структурный анализ стихотворения

В произведении всего 3 строфы с использованием кольцевой рифмы. Первые строчки как раз посвящаются описанию мечты поэта, в уже во втором четверостишии автор рисует свои ощущения, испытываемые от столкновения поэта тонкой душевной организации с реалиями обычного мира. В заключение Блок делится своими мыслями и ощущениями, которые приходят к нему в его вымышленном мире фантазий.

Для подчеркивания эмоций используются слова "сон тяжелый", "в грядущем скажет", "юноша веселый". Блок пишет о том, каким видит себя в реальном мире со стороны - угрюмым и замкнутым человеком с большими трудностями в общении с окружающими. В то же время, он представляет читателям и свое видение собственного образа внутри.

Также он говорит о том, что его внутренний образ полон свободы и ощущения независимости, и именно это он хочет передать читателям. Тут нет высокопарных эпитетов и сложных словооборотов о том, как важна роль поэта в обществе. Стихотворение простое, понятное и легко читается, имеет равномерный ритм и единую структуру в каждой строфе.

Вывод

Читателю вполне понятна мысль, которую выражает поэт, и для современных людей отсутствие сложных художественных приемов очень кстати, поскольку сегодня не в моде устаревшие сложные конструкции в стихах. Большинство творческих людей способны разделить с автором его переживания, прочувствовав их, поскольку за прошедшие годы мало что изменилось в этом плане и все так же люди с творческой душой ощущают себя чужими в обыденной повседневности.