Образец сочинения – « Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать. Сочинения по темам

Контрреволюционные литераторы искали в ней скрытую иронию. Грязная клевета обрушилась на поэта шквалом. Зато рабочие восторженно приветствовали поэму.

В день первой годовщины Октября на кумачовых полотнищах читали:

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем!

Поэма начинается любимым образом Блока - изображением метели, символизирующей земную любовь. Вьюга становится равнозначной революционной буре. С ней связан ветер, который «косит» одиноких прохожих. В свисте его Блок слышит музыку революции.

В контрасте с белой метелью Блок изображает черное: старый мир рушится в черную бездну, черное небо раскинулось над головой бродяги:

Черное, черно небо…

Старый мир обречен. Он порождает только черную злобу:

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…

Сатирические образы «старого мира» смешны: барыня «в каракуле», трусливый «вития», говорящий «вполголоса», старушка, похожая на курицу. Жалок символический образ голодного пса, который влачит бездомное существование.

Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес.

Сливаются с ветром красногвардейцы: стихия сразу теряет враждебность. Этих людей объединяет борьба за свободу, поэтому они шагают бодро, слаженно.

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь…

Говорят о разном. Вспоминают покинувшего их Ваньку. Объединяет этих людей единая цель:

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!

Изменивший общему делу Ванька появляется в обнимку с «толстоморденькой» Катькой.

В революции он увидел возможность разбогатеть, кататься на лихачах. Он едет «с електрическим фонариком на оглобельках». Катьке подавай «шоколад Миньон». Она отдала Ваньке свою любовь, не разглядев прекрасного красногвардейца Петруху, у которого начался из-за этого «пожар в крови». Убив Катьку, не оценившую его страстного человеческого чувства, он мстит за нее старому миру. Страшно то, что винтовка, призванная защищать революцию, становится орудием убийства.

Товарищи сочувствуют Петрухе, успокаивают его:

Потяжеле будет бремя,
Нам, товарищ дорогой!

Красногвардейцы охраняют революционный город. «Паршивый пес», старый мир, тащится за ними, подстерегая таких, как Ванька.

Двенадцать бунтарей Блока сильны, полны поэтической силы:

Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!

Они делают попытку заявить права на свободу, на счастье.

В конце поэмы вся Земля становится местом действия.

«Вдаль идут державным шагом», - пишет поэт о красногвардейцах. Изображая этих людей, Блок говорит о необратимости начатого пути, о непобедимости революции.

В XII главе появляется образ Христа. Он предстает перед нами «в белом венчике из роз». С содержанием произведения Иисус Христос логически не связан. «Кровавый флаг» не принадлежит Христу, так как части сложноподчиненного предложения связаны союзом «и». Запятая после слова «флаг» стоит не случайно. В начале XII главы мы видим, что «это - ветер с красным флагом разыгрался впереди». Если бы смысл заключался в том, что Христос несет кровавое знамя, то это бы звучало оправдаем насилия. Библейский же Иисус насилие терпит, но не оправдывает его. Блоковский образ - это олицетворение мечты о справедливости и счастливом обществе. Поэтому Христос «в белом венчике из роз» (не в терновом венце!) «и от пули невредим» (мечту нельзя убить!).

Чувствуется вера А. Блока в разум и душу человека. Еще нескоро «настанет день», он ведь даже «невидим», но в том, что это будет, поэт уверен. Кровь, пролитая в революции, представляет собой зло на пути человечества к справедливой и счастливой жизни.

    Источником образности всей поэзии символизма является символ. Поэты этого литературного течения считали образ-символ лучшим средством изображения действительности, так как наряду с художественной ограниченностью образа ему была присуща неисчерпаемая...

    Сюжет поэмы Блока «Двенадцать» строится на художественных ассоциациях, исключающих подробные, а нередко и всякие ложно-психологические мотивировки перехода от одних ситуаций к другим. Такой лаконизм стиля Блока позволяет ему свести до минимума описательность...

    Поэма А. Блока “Двенадцать” была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков. Интеллигентами того круга, к которому относился...

    “Двенадцать” – поэма переворота. Не только и не столько поэма описывающая общую атмосферу, царящую в погибающей, после октябрьского переворота, стране, сколько поэма переворота в погибающей душе самого поэта. Эта поэма – насмешка над “революцией”, Блок...

Одно из самых сложных в курсе 11 класса.

Почему? Потому что эта поэма требует самостоятельного взгляда хотя бы потому, что она о революции. Само событие уже неоднозначно, а уж воспел ее Блок или осудил – спорят до сих пор.

Очевидно одно: писал ее поэт-символист. В первой статье я объясняла, что такое символ и ка нужно читать символистов: очень много лежит в ассоциациях, предположениях, догадках. В советское время, когда я училась в школе, поэму считали гимном революции, предпочитая не замечать некоторые вещи, которые на гимн никак не походили. Например, убийство Катьки или «черную злобу» героев.

Несомненно одно: это последнее произведение Блока, где отразились все мотивы его творчества.

Название поэмы

Подумайте, что означает двенадцать? Двенадцать часов – смена суток, двенадцать месяцев – смена года. Двенадцать апостолов.

Это начало и конец одновременно. Кем станут эти двенадцать? Апостолами новой веры или адептами жестокости и разрушения? Никто не знает, как и автор.

Сюжет и композиция поэмы

Поэма – произведение лиро-эпическое. Это значит, что в ней должен быть сюжет. Но в «Двенадцати» главное не сюжет (он сводится к одному событию – убийству несчастной Катьки), а композиционный принцип контраста. Давайте посмотрим, как он проявляется и с чем связан.

Кажется, что поэма – это просто стихотворения, связанные в один цикл. И такова ее лирическая природа: поэт так ощущает происходящее – время изламывается, происходит смена не дат, но эпох. Поэтому главы такие разные: рядом с мрачным и разрозненными картинами городского быта («закрывайте етажи – нынче будут грабежи», «не слышно шуму городского», отдельно выхваченные портреты, точнее, голоса «писателя-витии», старушки, дамы в каракуле) соседствует какой-то вселенский ветер («ветер, ветер на всем белом свете»), патруль двенадцати, буржуй. Самый очевидный и резкий контраст – это «голодный пес» и «Иисус Христос». Меняется эпоха, контраст – ее символ.

Главный мотив поэмы – мотив пути (мы его встречали в стихах о России). Двенадцать идут вдаль, и чем дольше путь, тем неоднозначнее дорога. Сбивает с пути злой и веселый ветер, снежная стихия, «черная злоба» и «смертная скука». И путь двенадцати не прям и не линеен.

Так и происходит центральное событие в поэме – убийство Катьки. Это – вдруг захлестнувшая Петьку «черная злоба», но убийство здесь не преступление, потому что двенадцать лишены нравственных норм, время контраста стирает грани между белым и черным. «В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз», — кто не знает, бубновый туз – четырехугольник красного или желтого цвета, который нашивали на робу особо опасных заключенных против сердца, чтобы удобнее было целиться при побеге. Они еще не защитники нового, но уже не преступники. Такое время. Они вышли из стихии, закрутившей ветер, сметающий старый мир в тартарары.

Наконец, контраст проявляется в цветовой гамме поэмы: «Черный вечер, белый снег…». Будто мир лишился цвета и полутонов. Или белое, или черное, или друг или враг. Странно, казалось бы, что поэт пишет: «Черная злоба» и рядом «святая злоба». Или: «Пальнем-ка пулей в Святую Русь. Избяную, кондовую, толстозадую». Это ли не развенчание тысячелетнего мифа о матери-Руси? Вдруг она оказывается и кондовой, и толстозадой. Но разве эта черная злоба не имеет право на существование за века угнетения? «Святая злоба» вооруженных масс оборачивается «смертной скукой». Вспомните «Незнакомку»: реальный двумерный мир не страшен, а скучен. «Смертная скука» — символ отсутствия идеалов, духовной деградации. Может быть, пока их нет? В поэме нет ответа.

Да, поэт не воспевал и не обличал революцию. Он ее увидел и услышал. Услышал музыку революции: динамику острейших столкновений, хаос голосов и трагических противоречий. Нет в поэме готовых ответов или решений. Это просто картина момента меняющегося мира.

Образ Христа

В советское время литературоведы и вслед за ними учителя утверждали, что Блок благословил революцию, показав в конце поэмы с красным флагом (знамя революции красного цвета) Христа. Будто он идет перед двенадцатью, указывая им путь. Но так ли это на самом деле?

Прочитаем еще раз конец поэмы.

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.

Не видят Христа двенадцать, он над всеми, над вьюгой, над миром. Тональность и ритм стиха меняются, становятся не рваными и резкими, а плавными, нежными, аллитерация на «с» и «ж» подчеркивают мягкость стиха.

Сам Христос в «белом венчике из роз». Традиционно образ Иисуса изображается в терновом венце – символе страданий. Но перед нами – призрачная фигура, скорее похожая на женщину. Не возникает никаких ассоциаций? Да, это последнее видение Прекрасной Дамы – вечного идеала поэта. Никому из героев поэмы автор не дал узреть свой любимый образ. Он и сам уже не соотносит идеал с Прекрасной Дамой, теперь это для него фигура почти невидимая и неосязаемая. Просто он знает, что идеал есть. А кто станет его «правообладателем» — покажет время, которое так бурно меняет людей, страну, мир.

После создания поэмы Блок в дневнике написал: «Сегодня – я гений».

И он прав.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспе-

вавшего "розовое облако грез" и "милого воина", "одетого в серебро",

до создателя поэмы "Двенадцать", с огромной силой выразившего страшную

" музыку разрушения" и тоску по другой музыке, музыке "нового века",

который "взойдет средь всех несчастных поколений".

Поэма "Двенадцать" -одно из самых сильных и современных произ-

ведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный

дневник революционных событий.

В основе произведения конфликт, борьба старого и нового, борь-

ба двух "миров". Поэт выступает за созидание в революции, а не за раз-

решение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого

так боялся еще Пушкин.

Поэма "Двенадцать" построена на контрастах: "Черный вечер. Бе-

лый снег. Ветер, ветер!" Контрастны по своему изображению "буржуй на

перекрестке", "невеселый товарищ поп" и идущие "двенадцать человек".

не убийца. Он идет сокрушать старый мир. "Стоит буржуй, как пес голод-

ный, стоит безмолвный, как вопрос, и старый мир... стоит, поджавши

Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но со-

зидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы -

столкновение добра и зла, будущего и прошлого - в самих людях. На

авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувс-

твует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового че-

ловека. Революция изображена у Блока с человеческим лицом, а не с

кровью и убийством. Революция Блока несет добро и справедливость, по-

тому что: "нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в

белом венчике из роз - впереди - Исус Христос".

Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христи-

анском понимании поэта. В конце поэмы мы видим уже не "голытьбу", а

революционный народ, идущий в будущее "державным шагом".

В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентным

поэтом. Не будучи революционером, соратником большевиков, "пролетарс-

ким" писателем или "выходцем из низов", Блок принял революцию, но при-

нял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие исто-

рии, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем

самым великую национальную трагедию.

Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру.

Революция - это возмездие бывшему господствовавшему классу, оторванной

от народа интеллигенции, рафинированной "чистой", в значительной сте-

пени элитарной культуре, деятелем и творцом которой он был сам.

Черный вечер-Белый снег.

Ветер, ветер!

Ветер, ветер -

На всем Божьем свете!

Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего “розовое облако грез” И “милого воина”, “одетого в серебро”, до создателя поэмы “Двенадцать”, с величайшей силой выразившего страшную “музыку разрушения” и тоску по другой музыке, музыке “нового века”, который “взойдет средь всех несчастных поколений”.

Поэма “Двенадцать” - одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий.

В основе произведения конфликт, борьба старого и нового, борьба двух “миров”.

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови -

Господи, благослови!

Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин.

Поэма “Двенадцать” вся построена на контрастах: черный вечер - белый снег; черная злоба - святая злоба и т. д. Контрастны по своему изображению “буржуй на перекрестке”, “невеселый товарищ поп” и идущие “двенадцать человек”.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее разрушения.

Нравственно-эстетический конфликт поэмы - столкновение добра и зла, будущего и прошлого - заключен в самих людях. На авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувствует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового человека?

Революция изображена у Блока с человеческим лицом, а не с кровью и убийствами. Революция Блока несет добро и справедливость, потому что:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди- Исус Христос.

Последняя фраза вполне поясняет, как революционный триумф отразился в христианском понимании Александра Александровича Блока. В конце поэмы мы видим уже не “голытьбу”, а революционный народ, идущий в будущее “державным шагом”.

В этом произведении показано восприятие Октября поэтом-интеллигентом. Не будучи революционером, соратником большевиков, “пролетарским” писателем или “выходцем из низов”, Блок принял революцию, но он принял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие истории, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым великую национальную трагедию.

Отсюда восприятие Блоком революции как возмездия старому миру. Революция - это возмездие бывшему господствовавшему классу, оторванной от народа интеллигенции, рафинированной, “чистой”, в значительной степени элитарной культуре, носителем и творцом которой он был сам.

Борьба двух миров. Сладкогласый певец Прекрасной Дамы и мастер чеканных «Ямбов» заканчивает поэму, нисколько не похожую на всё, что написано прежде, и заносит в дневник: «Сегодня я - гений».

Александр Блок перестал быть поэтом Незнакомки, дымков се­вера и даже Куликова поля. В этой поэме он возвысился до все­человеческого.

А потом сам не понял главного - откуда взялся впереди две­надцати «в белом венчике из роз» «женственный призрак». В по­эме же «просто» состоялось Второе Пришествие. Снова Назаретя- нин пришёл к тем, с кем зазорно водиться приличным людям:

«В зубах - цигарка, примят картуз.

На спину б надо бубновый туз!»

А бубновый туз - нашивка на спине каторжника. И приличной даме как-то неуместно рядом с новой Магдалиной - Катькой: «Гетры серые носила,

Шоколад Миньон жрала,

С юнкерьём гулять ходила -

С солдатьём теперь пошла?»

И снова, как 1884 года тому назад, злы фарисеи: «дама в кара­куле», «писатель - вития», «товарищ поп»… И снова из мрака возникает предатель - апостол - на этот раз не с уважаемым иудей­ским, а с уважаемым русским именем.

«Был Ванька наш, а стал солдат!»

И снова, как девятнадцать столетий назад, будут разделены брат с братом и отец с сыном, начнётся борьба двух миров.

Явственно виден мир старый: вот он, в предателях и фарисе­ях. Вот он в дамах полусвета:

«…Обсудили -

Постановили:

На время - десять, на ночь - двадцать пять…

…И меньше ни с кого не брать…»

В этом мире предают и продают дружбу и любовь. В этом мире храмы превратили в вертепы разбойников и торжища. Он силён и всепроникающ, этот мир, и в двенадцати новых апостолах он тоже есть. Ещё станет Петруха убийцей потерянной Катьки. Ещё новый Иуда спасётся от праведной пули, может быть, потому, что пули праведными не бывают, может быть, потому, что Иуда не­истребим. Это нам хочется, чтобы он повесился, как о том гласит народное предание. А скорее всего за тридцать сребреников он купил «поле крови» и прожил долгую жизнь, и рассеялось «семя Иуды» по земле.

Совсем неясен будущий мир. В чём он? В чеканных марше­вых ритмах, входящих в поэму, чтобы постепенно заглушать и заменить собой в 12 главке расхристанные, разухабистые ритмы старого мира? В тоске, когда «у бедного убийцы не видать совсем лица»? В трезвом осознании, что «Потяжеле будет время Нам, товарищ дорогой!»

Неясна картина будущего и самому поэту, как неясна она всем на земле.

«И вьюга пылит им в очи Дни и ночи Напролёт…»

Но грянул уже над миром тяжкий звук, и вот РАЗРАЗИЛОСЬ…

«Чёрный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всём Божьем свете!»

Сразились белое и чёрное, свет и тьма, смешались в дикой кру­говерти, и только красный флаг, как пламя, «разыгрался впере­ди». С этим «кровавым флагом» «впереди - Исус Христос» - Бог униженных и оскорблённых, голодных и страждущих, знающий, что «скорее верблюд пройдёт в игольное ушко, чем богач в Цар­ство Божие».

В этой вьюге он, невидимый, идёт по неведомой дороге. Куда? В Царство Божие? На новую Голгофу? Ведь борьба двух миров в душах двенадцати и вокруг них только началась и старый мир «ковыляет позади». Ещё могут они закричать, как уже было ког­да-то: «Распни его! Кровь его на нас и на наших детях!» И жертва не принесла ничего…