Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умения учиться. «Формирование универсальных учебных действий как cпособ самостоятельного успешно

Яковлева Надежда Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: г. Мензелинск РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование умения контролировать и корректировать свои действия у младших школьников в условиях реализации ФГОС".
Дата публикации: 02.10.2017
Раздел: начальное образование

Статья по теме:

«Формирование умения контролировать и корректировать свои действия у младших

школьников в условиях реализации ФГОС».

Яковлева Надежда Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2»» г.

Мензелинска РТ

Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в

обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать,

современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний,

увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.

Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. В

Болонской декларации 1999г. отмечается, что современные потребности учащихся

останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет

статус субъекта образования.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и

навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно

ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать

свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен

стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели

становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных

действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными

учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения

новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта

возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие

мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных

предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий

обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению

новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные

учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех

уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными

жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание,

исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в

нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной

деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих

действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и

структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать,

слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную

деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь

договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку

друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных

учебных действий (УУД) со следующими показателями:

Состояние здоровья детей;

Успеваемость по основным предметам;

Уровень развития речи;

Степень владения русским языком;

Умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

Стремление принимать и решать учебную задачу;

Навыки общения со сверстниками;

Умение контролировать свои действия на уроке.

Как может быть выражено универсальное учебное действие?

На уроках математики универсальным учебным действием может служить

познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия),

определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью

ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую

логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики

решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели,

устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом

учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием

служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности

сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и

согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно

контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия

контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются

тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические,

пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой

учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие

алгоритм действия.

Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и

результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи

успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание

учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить

выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия

с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному

выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний

алгоритм способов проверки.

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности

универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и

качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения

знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в

том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий

обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей

учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной

деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся

универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся

научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на

других этапах. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные

учебные действия?

1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают

алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность

любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения

ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего

нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют,

как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные

конфликты и находят совместно пути их решения.

4. Учитель на уроке уделяет большое внимание, самопроверке детей, обучая их, как

можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на

5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или

недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией -

пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для

поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной

деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель

обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным

материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и

внеурочной деятельности.

9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит

детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения

возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора,

отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить

нужные знания и ценностный ряд.

13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как

распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно

включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между

учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся

формируются общечеловеческие ценности.

14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается

возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных заданий.

15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых

проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-

познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части

учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне

общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте

случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые

универсальные учебные действия уже в начально

Учимся учиться!
Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?
Они:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться . Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Карабанова О.А.,
доктор психологических наук.

Ведущая роль в учебной деятельности принадлежит учебным умениям, благодаря которым ученик познает объективную реальность, обогащает свой опыт, овладевает средствами воздействия на окружающую действительность.

Наиболее перспективным направлением развития современного среднего общего образования признано формирование общеучебных умений и навыков учащегося, овладение которыми открывает возможности для широкой ориентации учащегося в различных предметных областях, обеспечивает потребность личности к непрерывному саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни. Исходя из этого, в контексте настоящего исследования общеучебные умения и навыки представляют особый интерес.

Специфика общеучебных умений проявляется в том, что они носят общенаучный характер и являются универсальными способами получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной области познания (И.Я. Лернер, Н.И. Лошкарева, В.В. Краевский, А.В. Усова и др.). Данный факт доказывает правомерность использования современной наукой в качестве термина «общеучебные (обобщенные) умения и навыки» синонимичных ему понятий «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», «метапредметные действия» и «универсальные учебные действия». В настоящей работе данным категориям также придается отождествляющее значение.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом информационно-коммуникационные технологии позволяют говорить о более эффективном формировании универсальных учебных действийу учащихся.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.

Целью их применения является усиление интеллектуальных возможностей человека в новом информационно обществе, к которому идет цивилизация, а также интенсификация и повышения качества обучения на всех ступенях системы образования, стремление к развитию способности школьников к саморазвитию и самосовершенствованию.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Актуальность формирования УДД обусловлена:

  • - новыми социальным запросам, отражающим трансформацию России из индустриального в постиндустриальное информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале;
  • - требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании;
  • - социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться

Универсализация содержания общего образования позволяет реализовать основные требования общества к образовательной системе:

  • - формирование культурной идентичности учащихся как граждан России;
  • - сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
  • - обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
  • - достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;
  • - формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Таким образом, в ходе изучения научной литературы нами выделены особенности универсальных учебных действий, которые проявляются в том, что действия:

  • 1) носят надпредметный и метапредметный характер;
  • 2) обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • 3) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
  • 4) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося;
  • 5) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности.

Проблема формирования универсальных учебных действий учащихся определяется стратегическим курсом современной личностно-ориентированной парадигмы образования. Новый подход направлен на обеспечение в учебном процессе условий для развития личности учащихся, исходя из их индивидуальных особенностей как самостоятельных субъектов познания. Данное положение исходит из исследований многих педагогов и психологов, оно включено и в ФГОС второго поколения.

В основу ФГОС заложен системно-деятельностный подход, который предполагает признание существенной роли активной познавательной деятельности учащихся, выстраивающейся на основе универсальных учебных действий. В результате у учащихся должна быть сформирована способность применять полученные знания, умения и навыки для решения теоретических и практических задач.

Любые личностные преобразования осуществляются в деятельности, поэтому организация самостоятельной работы учащихся, руководство ею - важная задача, стоящая перед учителями общеобразовательных школ. Одним из средств формирования самостоятельности школьников могут являться универсальные учебные действия, ориентированные на развитие познавательной активности и самостоятельности, способности быстро находить и обрабатывать информацию, взаимодействовать с другими людьми и т.д.

Универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия обучения всем учебным предметам, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и, соответственно, определенные виды учебного действия.

Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения - достаточно новая проблема для методики обучения общеобразовательным предметам. Вместе с тем, в школьной практике формированию универсальных учебных действий уделяется все большее внимание. Поэтому важным представляется исследование современного состояния проблемы формирования универсальных учебных действий в целях выяснения перспективы развития данного вопроса в педагогической науке и обоснование теоретических основ непрерывного образования в современном обществе.

В рамках исследования кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена приняли участие 70 учителей и 170 учащихся 7-х классов школ городов России .

Анализ ответов респондентов позволяет сделать следующие выводы: 63% учителей неверно определяют понятие «универсальные учебные действия» или толкуют его с допущением ошибок. А 13% опрошенных оставили данный вопрос вообще без какого-либо ответа. Такие показатели могут быть вызваны лишь формальным ознакомлением педагогов с новыми нормативными документами и негативным отношением к изменениям в образовательной сфере, уже устоявшимся в нашей стране.

При этом подавляющая часть (77%) опрошенных педагогов считает, что развивать универсальные учебные действия в общеобразовательных школах необходимо.

Отвечая на вопрос о том, насколько часто учителя руководствуются принципом формирования универсальных учебных действий на практике, 43% отвечают, что систематически развивают универсальные учебные действия на уроках. 39% обращаются к формированию универсальных учебных действий лишь эпизодически. Совсем не развивают универсальные учебные действия или затрудняются ответить около 17% респондентов.

Не все педагоги, считающие необходимым развивать универсальные учебные действия на уроках, осуществляют эту деятельность в реальной практике. Содержание различных школьных предметов и соответствующие методы и технологии обучения имеют определенную специфику. Поэтому было важно выявить, какие виды универсальных учебных действий, по мнению педагогов, преимущественно развиваются применительно общеобразовательным предметам.

Подавляющее большинство опрошенных учителей (91%) считают, что наиболее значимым для школьного образования является развитие познавательных универсальных учебных действий. Уделять внимание коммуникативным и личностным универсальным учебным действиям, по их мнению, необходимо практически в три раза меньше. На последнем месте по важности оказались регулятивные универсальные учебные действия, упомянутые всего 23% респондентов. Такой значительный отрыв познавательной группы можно объяснить несколькими причинами. Не существует резкой грани, разделяющей универсальные учебные действия, они все взаимосвязаны между собой, схожие элементы и операции встречаются в разных группах различных универсальных действий. Поэтому познавательные универсальные учебные действия в той или иной мере включают и личностный смысл, и элементы учебной коммуникации, регуляцию и рефлексию процесса и результата деятельности. Кроме того, школа в течение долгого времени выполняла функцию, прежде всего, транслятора готовых знаний, поставив познавательный аспект деятельности превыше остальных.

На вопрос: «Какие виды универсальных учебных действий нужно в первую очередь формировать при обучении в основной школе?» 60% учителей представляется существенным создание алгоритмов деятельности при решении проблем учебного, исследовательского и творческого характера и умение применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, и анализ полученной информации. 47% из опрошенных учителей указали на такие виды, как самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и рефлексия способов и условий деятельности, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов деятельности. Менее популярными стали: коммуникация с учителем и сверстниками, планирование учебной деятельности, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

Следует отметить, что лидирующие позиции снова остались за теми видами универсальных учебных действий, которые относятся к познавательной группе.

Категория «универсальные учебные действия» была введена в науку и школьную практику относительно недавно, поэтому учителя сталкиваются с рядом трудностей при их формировании. Основными проблемами при формировании универсальных учебных действий по результатам исследования выступают: нехватка времени на уроках, отсутствие специальных методик, пооперационных алгоритмов формирования и оценивания универсальных учебных действий, проблемы развития мотивационного компонента учебной деятельности, трудности, связанные с установлением межпредметных связей в целях формирования универсальных учебных действий и др.

Таким образом, в результате анкетирования учителей можно сделать следующие выводы. Учителя в настоящее время еще не до конца владеют пониманием сущности «универсальных учебных действий». Но активные обсуждения данного вопроса во всех образовательных сферах заставляют педагогов интересоваться данной категорией и осознать его значимость в современных образовательных условиях. Учителя считают необходимым формировать универсальные учебные действия и активно развивают их на своих уроках, но при этом делают упор именно на познавательной группе. Это может быть связано с тем, что для школьного образования длительное время считалось первоочередной задачей именно передача учащимся знаний и усвоение предметных умений, при этом вопросы личностного развития учащихся являлись менее актуальными. Несмотря на разнообразие методов и технологий обучения, при формировании универсальных учебных действий учителя наиболее часто используют традиционный урок, исследовательскую и практическую деятельность на уроке и во внеурочной работе.

Анализ психологической и педагогической литературы позволил сделать вывод, что успех формирования умений определяется следующими методическими условиями:

  • 1) мотивацией учащихся на необходимость выполнения определенных действий в процессе решения учебных задач;
  • 2) четкостью и доступностью задач, которые учащиеся должны решить в ходе учебной деятельности;
  • 3) организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями на основе использования системы заданий; в том числе, включением заданий межпредметного характера, позволяющих «перенести» учебное действие на новое содержание;
  • 4) наличием четкого и ясного представления о структуре формируемого умения и способах выполнения деятельности; разработка и применение в целях развития универсальных учебных действий специальных алгоритмов, раскрывающих сущность и последовательность выполнения операций, методические «подсказки» и др.;
  • 5) опорой на внутренние психические механизмы развития способов деятельности, предложенные выдающимися психологами - Выгодским Л.С., Гальпериным П.Я и др.;
  • 6) постепенным повышением уровня самостоятельности школьников при выполнении учебных действий;
  • 7) всесторонней оценкой уровня сформированности универсальных действий, которая включает оценку сформированности всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий (операций), контроля и рефлексии.

Учитывая вышесказанное, существует необходимость в научном исследовании, осмыслении и создании специальных методик, включающих цели, содержание и различные методы и приемы, направленные на формирование универсальных учебных действий, которые будут являться основой развития учащихся.

Универсальные учебные действия в современном образовании»

Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые являются основой образовательного и воспитательного процесса. Что из этого следует?
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, иными словами умения учиться .
Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Для этого ФГОС предусматривает наличие в современной школе на каждой ступени программы формирования УУД.
Ведущую роль в формировании УУД безусловно играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных детям учебных заданий.

Личностные УУД

обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
В учебной деятельности следует выделить три вида действий:
1) самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
2) действие смыслообразования - установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ребёнок должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
3) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания - моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

1 . Помните, что каждый ребенок - индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

2 . В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ребёнке его сильные и позитивные личные качества и умения.

3 . Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ребёнка.
Используйте данные психологической диагностики.

4 . Помните, что главным является не предмет, которому Вы учите, а личность, которую Вы формируете.
Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Познавательные УУД

общеучебные учебные действия - умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
логические учебные действия - умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
постановка и решение проблемы - умение сформулировать проблему и найти способ её решения.

1 . Если Вы хотите чтобы дети усвоили материал, по Вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала).

2 . Постарайтесь, помочь детям овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

3 . Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

4 . Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные УУД

обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию детей на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

1 .Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ребёнку наводящие вопросы.

2 . Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по Вашему предмету.

3 . Составите для детей алгоритм пересказа текста материала, за следование которого Вы будете причислять,например дополнительный балл

4 . Организовывая групповую работу (или работу в парах) напомните детям о правилах ведения дискуссии, беседы.

5 . Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда?

6 . Изучайте и учитывайте жизненный опыт обучающихся, их интересы, особенности развития.

Регулятивные УУД

обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка, волевая саморегуляция.

1 . Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

2 . Научите ребенка контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.

3 . Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу.
Научите исправлять ошибки.

Сущность функций универсальных учебных действий состоит в следующем:
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Таким образом,овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в дальнейшем, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

Опираясь на данную теорию, считаю, что развитие и поддержание детской любознательности - одна из важнейших задач в образовании . А умение закрепить, осознать, довести своё дело до конца, понять, зачем это нужно, и оценить объем своих знаний - основные цели современного урока. Основной задачей учителя является научить ребенка учиться, т.е. сформировать у него навык выполнения универсальных учебных действий (УУД).

УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, т. е. умение учиться. Следовательно, особое внимание необходимо уделить размышляющему, «думающему» наблюдению, слушанию или чтению, в ходе которых ребенок учится выделять в предъявленной информации значимое, вступать в продуктивное общение, слышать людей.

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Это требует грамотного подхода к содержанию урока. Когда учитель готовится к современному уроку, перед ним встаёт ряд вопросов:

  1. Какие УУД необходимо сформировать на каждом этапе урока?
  2. Использование каких технологий способствует формированию УУД?
  3. Как построить урок, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться?

На уроках русского языка и математики проще формировать УУД. Сложнее обстоит дело с литературным чтением. Казалось бы: читай, рассуждай, меняй виды деятельности. Но достаточно ли этого для урока чтения?

Согласно распространенному мнению, любое действие ученика, совершаемое им на уроке, - это учебная деятельность. Но в основе учебной деятельности лежат познавательные мотивы и интересы. И всегда ли ребенку интересно то, что он читает на уроке? Всегда ли он понимает, для чего он это читает? Нет, только тогда, когда учитель создаёт необходимые для этого условия.

Первостепенная задача педагога - создавать необходимые условия на каждом этапе урока (актуализация опорных знаний; постановка учебной проблемы; формулирование проблемы, планирование; открытие нового знания; применение нового знания; рефлексия) для формирования УУД , продумывать систему вопросов и заданий, способствующих их формированию. От учителя требуется уже с самого начала урока знать, чему должны научиться его ученики, а ученик только в конце урока оценит свою работу и сделает вывод о результате своей работы.

Приведу пример формирования УУД на уроке литературного чтения в 4 классе по теме «Правда и вымысел в былинном сказе «Садко».

Уже на этапе актуализации опорных знаний и постановки учебной проблемы , прежде всего, необходимо создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает из прочитанного, и, самое главное, захотел узнать и, по необходимости, перечитать.

На данном этапе урока я использовала подводящий диалог, технологию проблемно-диалогового обучения с целью формирования:

  • логических УД (анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований для классификации);
  • общеучебных УД (поиск информации, смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентации учащихся в системе личностных качеств героя);
  • коммуникативных УД (контроль и оценка действий своих и одноклассников).

Чтобы решить проблему, необходимо было провести анализ и синтез, прибегнуть к рассуждению, что требует сформированности качеств ученика.

Были заданы вопросы:

  • Кто является героем былины?
  • Какими качествами обладает былинный герой?
  • Почему Садко является былинным героем, хотя не обладает силой богатырской? (дети приходят к выводу, что он мастер своего дела, за что любим народом)
  • Чем былина отличается от сказки? Приведите примеры из текста.

У детей появляется внутренняя потребность и мотивация узнать, понять, в чём противоречия. Начинается процесс мышления. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей.

Этап формирования проблемы проводится с целью побуждения учеников к поисковой деятельности и постановке учебной задачи. Осознанное выполнение заданий, прослеживание связи между целью и мотивом способствовали формированию личностных УД. А постановка УЗ и планирование своей деятельности на уроке с учетом УЗ способствовали формированию регулятивных УД.

Были заданы вопросы:

  • Что общего в былине и сказке?
  • Ложь и вымысел - это одно и то же?
  • Чего больше в былинном сказе - правды или вымысла?

На данном этапе урока у детей происходит осмысление прочитанного текста, процесс сопоставления прочитанного с реальными известными фактами. Появляется потребность работать, зная и понимая УЗ. Возникает вопрос: «Как я буду узнавать?»

Ученики самостоятельно распределяют задачи каждого члена группы. Этому способствовует технология сотрудничества. На данном этапе знания, полученные на уроках окружающего мира, интегрируются на уроке литературного чтения. Учитель создаёт условия для поисковой деятельности, незаметно поправляя, подсказывая, создавая ситуацию значимости ученика в группе.

Перед группами стояла задача выбрать из текста факты вымысла и действительных исторических событий. Перед каждым учеником встал вопрос: «Что я узнаю?»

Работа со словарём, картой, обсуждение и вычленение необходимой информации, выявление причины и следствия явлений способствуют формированию познавательных УД; самоконтроль - регулятивных УД; одновременная активизация внимания в связи с необходимостью сосредоточиться на принципе классификации - общеучебных УД; определение общих для всех правил поведения, правил работы в группе - личностных УД.

Самый захватывающий этап урока - это этап применения новых знаний и рефлексии . Здесь ученики блещут приобретёнными знаниями. Оказывается, что некоторые слова, неизвестные ранее, означают предметы, которыми мы пользуемся и сейчас (шпинёчки, карбасок). Оказывается, что в былинном сказе «Садко» больше правды, чем вымысла. Правда в былине перекликается с историческими фактами (путь из варягов в греки, река Чернава, река Нева, Ладожское озеро, Ильмень-озеро и др.), а вымысел был использован для сказочности и загадочности событий.

Вся работа проводилась в форме дискуссии, что позволяло развивать у детей способность аргументировать свои доводы, принимать другую точку зрения и быть готовым изменить свою. Эта работа способствовала формированию коммуникативных УД, регулятивных УД, личностных УД.

Самый сложный для учеников этап, этап рефлексии , ставит перед учениками вопросы: «На каком уровне я узнал?», «Что я узнал?». А для учителя это самый ответственный этап. Для чего ученики работали весь урок? Что удалось учителю сформировать за урок? Сложные вопросы.

Перед тем как оценить свою деятельность и деятельность своих учеников, учитель задаёт вопрос: «Зачем мы читаем былины?»

Учащиеся осознают, что былинный сказ не просто текст для прочтения, а исторические события с вымыслом; что, читая былины, мы знакомимся с историей своей страны и русским народным фольклором, у детей формируется интерес к таким произведениям, появляется желание прочитать другие былины и найти в них исторические факты.

Не это ли является целью учителя на уроке? Ученики же, оценивая свою деятельность на уроке, проявляют активность, удовлетворенность своей деятельностью и деятельностью своих товарищей. Вся работа, проведенная на уроке, является подготовкой к проектно-исследовательской деятельности, где раскрывается практический навык поиска информации, связанный со свободным ориентированием ребёнка в тексте, словаре и в других источниках.

Принципы обучения системы Л.В. Занкова - хорошая основа для развития всех видов УУД, и все же многое зависит от учителя. Но чтобы добиться этого, необходимо принять в качестве аксиомы утверждение о том, что цель обучения - развитие личности ребенка . Это означает, в первую очередь, осознание ребенком смысла процесса обучения (в данном случае - процесса прочтения). А это и есть условие реализации нового ФГОС.