Поурочный план проблемы развивающихся стран. Поурочный план "демографическая проблема и пути ее решения"

Слайд 1

Проблема преодаления отсталости развивающихся стран.

Работу выполнили: Варбанский Илья, Мамедов О. Учитель Шиженская Н.Н. ГБОУ школа№104 Санкт-Петербурга

Слайд 2

Проблемы развивающегося мира:

1. Частые войны 2. Нищета 3. Голод

5. Низкий уровень образования

4. Слабо развитая медицина

Слайд 3

Войны в развивающихся странах

За постколониальный период в Африке было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн человек, большая часть из которых (92 %) - гражданское население. В Африке насчитывается почти 50 % от общемирового количества беженцев (более 7 млн чел.) и 60 % перемещенных лиц (20 млн человек).

Слайд 4

Нищета в слаборазвитых странах

За годы, прошедшие после Конференции в Рио-де-Жанейро (1992 год), увеличилось число людей, живущих в условиях абсолютной нищеты, в частности в развивающихся странах. Весьма серьезная и сложная проблема нищеты может послужить причиной социальной напряженности, подорвать экономическое развитие, нанести ущерб окружающей среде и создать угрозу для политической стабильности во многих странах.

Слайд 5

Голод в Восточной Африке 2011 года - гуманитарная катастрофа, которая по данным международных организаций угрожает около 11,5 миллионам человек, прежде всего в Сомали (3,7 миллионов), Эфиопии(4,8 миллионов), Кении(2,9 миллионов) и Джибути (164 тысяч).

Слайд 6

Здравоохранение

В странах третьего мира слабо развита медицина. Из-за этого ежегодно гибнет огромное количество людей.

Слайд 7

Низкий уровень образования

Сейчас в отношении образования слабо развитые страны всё ещё отстаёт от других частей света. В 2000 г. в Чёрной Африке только 58 % детей обучались в школах; это самые низкие показатели в мире. В Африке 40 миллионов детей, половина из которых школьного возраста, которые не получают школьного образования. Две трети из них - девочки.

Слайд 8

Способы решения проблем:

1. Прекращение войн, введение конституции, наличие постоянной армии

2.Экономический подъем, путем налаживания и расширения предприятий, импорта и экспорта с другими странами, инвестирования в страну из-за рубежа, налаживанием отношений с соседними странами и высокоразвитыми

3. Улучшение медицины, обмен опытом с высокоразвитыми странами, закупка оборудования и строительство госпиталей

Слайд 9

4. Строительство учебных завидений, налаживание книгопечатания, широкое использование интернет ресурсов

5. Улучшение экологии, прекращение загрязнения водоемов, рек

6. Разведение домашнего скота, налаживание сельского хозяйства, импорт и экспорт с развитыми странами

Волык Наталья Анатольевна

учитель географии

Гвардейской общеобразовательной I-III ступеней школы №1

Симферопольский район АР Крым

10 класс

Урок №12

Тема. Глобальные проблемы человечества.

Цель: сформировать у учащихся представление о глобальных проблемах человечества;

способствовать развитию логического мышления учащихся, умению вести диалог.

Оборудование: политическая карта мира, иллюстрации и фотографии с изображениями

военных действий, экологических бедствий, промышленных предприятий, насе-

ления. Изображение богини правосудия - Артемиды.

Тип урока: нетрадиционный, урок-игра "Народный суд".

Структура урока:

I. Организационный момент………………………………………………..1 мин.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся……………………2 мин.

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся……….1 мин.

IV. Изучение нового материала……………………………………………...37 мин.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся…………………………2 мин.

VI. Итог урока…………………………………………………………………..1 мин.

VII. Домашнее задание………………………………………………………….1 мин.

Ход урока.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Беседа по вопросам.

1)Как человек влияет на окружающий его мир?

2)Каковы последствия этого влияния? Чем оно угрожает планете Земля в целом?

3)Как вы понимаете выражение "глобальные проблемы человечества"?

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Рассказ учителя.

Современные проблемы существования и развития человечества в целом - предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов; преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами, устранение голода, нищеты и неграмотности; регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми ресурсами - продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники. Глобальные проблемы порождены противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Решение глобальных проблем требует развертывания международного сотрудничества.

Запись в тетради:

Глобальные проблемы - наиболее масштабные, актуальные и неотложные проблемы человечества, отчетливо оформились во второй половине ХХ века: проблемы мира и разоружения, экономического роста и социального развития, использование природных богатств и их истощения, проблема численности населения Земли (по А. А.Ене., А. В. Супрычеву).

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Состав участников: пять учащихся представляют себя в виде глобальных проблем (учащимся роздан вспомогательный материал).

Ход игры.

1). Учащимся предлагается сделать выбор в самой важной глобальной проблеме человечества и проголосовать (1-2 раза, в зависимости от количества учащихся в классе) за каждую "глобальную проблему" отдельно. Результаты записываются на доске.

2). Каждый участник, представляя глобальную проблему, доказывает, что именно она является самой важной, опираясь на факты, изложенные в дополнительном материале и собственные знания по теме.

(Например: дополнительный материал

ВОЙНА: ядерное оружие, ядерные технологии. "Ядерные" державы США, Россия, Франция, Великобритания, Китай. I и II мировые войны, Афганистан, Чечня. Меняются границы государств, гибель людей, "отмывание" больших денег.

ДЕМОГРАФИЯ: перенаселение (Китай и Индия), превышение смертности над рождаемостью в странах Европы, уровень образованности населения, перемещение населения, возрастание преступности.

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ: нефть, уголь, газ - основные источники тепла и энергии на Земле; все

Урок 13. Демографическая проблема и пути ее решения

Цели:

Образовательная: сформировать у учащихся понятия: демография и демографическая проблема, причины ее возникновения; познакомить учащихся со способами решения демографических проблем.

Развивающая: развивать умения слушать лекцию и вести записи конспекта материала урока, анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы.

Воспитательная: сформировать мировоззрение учащихся, систему взглядов и убеждений, воспитание личности социально активной, мобильной и адаптивной, осмысление ценностных ориентаций, нахождение взаимосвязей явлений.

Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, учеб­ник В.П. Максаковского «География» 10 класс.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I . Изучение нового материала

Слово учителя:

В 1988 году Национальное географическое общество США опубликовало карту мира

под названием «Земля в опасности». Опасность номер один на этой карте –

давление населения. Дело в том, что с середины XX века происходит

беспрецедентный в истории человечества рост численности мирового населения.

Homo sapiens – человек разумный как вид живых существ, вершина творения

жизненных форм на Земле – существует на планете около 100-тысяч лет, но лишь

примерно 8 тысяч лет назад на Земле стало насчитываться около 10 миллионов

человек. Численность землян увеличивалась очень медленно, пока они жили

охотой и собирательством, вели образ жизни кочевников. Но с переходом к

оседлому земледелию, к новым формам производства, особенно промышленного,

число людей стало быстро увеличиваться и к середине XVIII составило около 800

миллионов. Затем наступил период всё большего ускорения прироста населения на

Земле. Примерно в 1820 году численность землян достигла 1 миллиарда. В 1927

году эта величина удвоилась. Третий миллиард был зафиксирован в 1959 году,

года было объявлено ООН «днем рождения 5-миллиардного человека». Шестой

миллиард вступил на планету в 2000 году.

Если этот рост продолжится хотя бы ещё пару веков, вся земная поверхность

заполнится жителями с плотностью населения сегодняшней Москвы. А через шесть

столетий на каждого жителя планеты останется лишь 1 кв. м. земли.

По прогнозам экспертов ООН, к 2025 году население мира достигнет 8,3 млрд.

человек. В настоящее время на земном шаре ежегодно рождается свыше 130 млн.

человек, умирает 50 млн.; таким образом, прирост населения составляет

примерно 80 млн. человек.

Современная демографическая ситуация представляет собой глобальную проблему

прежде всего потому, что стремительный рост населения происходит в странах

Азии, Африки и Латинской Америки. Так, численность населения мира ежедневно

увеличивалась в 1992 году на 254 тыс. человек. Менее 13 тыс. из этого числа

приходилось на долю промышленно развитых стран, остальные 241 тысяча – на

развивающиеся страны. 60% от этого числа приходилось на страны Азии, 20% - на

Африку и 10% на Латинскую Америку. Вместе с тем эти страны вследствие своей

экономической, социальной и культурной отсталости меньше всего способны

обеспечить своё удваивающееся каждые 20-30 лет население продовольствием, а

также другими материальными благами, дать хотя бы элементарное образование

подрастающему поколению и предоставить работу населению в трудоспособном

возрасте. Кроме того, быстрый рост населения сопровождается своими

специфическими проблемами, одной из которых является изменение его возрастной

структуры: доля детей до 15 лет на протяжении последних трёх десятилетий

увеличилась в большинстве

развивающихся стран до 40-50% их населения. В результате значительно выросла

так называемая экономическая нагрузка нетрудоспособного населения на

трудоспособное, которое ныне в этих странах почти в 1,5 раза превышает

соответствующий показатель в промышленно развитых странах. А с учётом более

низкой общей занятости трудоспособного населения в развивающихся странах и

огромного относительного аграрного перенаселения в большинстве из них,

самодеятельное население испытывает фактически ещё более значительную

экономическую перегрузку.

Как показывает опыт целого ряда стран, снижение темпов роста населения

зависит от многих факторов. К таким факторам относятся обеспечение всего

населения жильём должного качества, полная занятость, свободный доступ к

образованию и медицинскому обслуживанию. Последнее же невозможно без развития

национальной экономики на основе индустриализации и модернизации сельского

хозяйства, без развитития просвещения и образования, решения социальных

вопросов. Исследования, проведенные в последние годы в ряде стран Азии и

Латинской Америки, показывают, что там, где уровень экономического и

социального развития наиболее низок, где большинство населения неграмотно,

рождаемость очень высока, хотя во многих из них и проводится политика по

регулированию рождаемости, и наоборот, налицо её снижение при прогрессивных

экономических преобразованиях.

Не менее актуальна непосредственная связь между ростом мирового населения и

такими глобальными проблемами, как обеспеченность человечества природными

ресурсами и загрязнение окружающей среды. Быстрый рост сельского населения

уже привел во многих из развивающихся стран к такому «давлению» на природные

ресурсы (почву, растительность, животный мир, пресную воду и т. д.), которое

в ряде районов подорвало их способность к естественному возобновлению.

Сейчас потребление различных природных ресурсов для промышленного

производства в развивающихся странах в расчёте на душу населения в 10-20 раз

меньше, чем в развитых. Тем не менее, предположив, что со временем эти страны

станут экономически развитыми и достигнут такого же уровня данного

показателя, как в наше время в Западной Европе, их потребность в сырье и

энергии оказалась в абсолютных величинах примерно в 10 раз больше, чем сейчас

у всех стран Европейского сообщества. Если же учесть темпы роста населения

развивающихся стран, то их потенциальная потребность в природных ресурсах

должна была бы удвоиться к 2025 году, а соответственно могло бы значительно

возрасти и загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства.

По данным ООН, при удовлетворении запросов, соответствующих современному

западному обществу, сырья и энергии хватит только на 1 млрд. человек, как раз

на население США, Западной Европы и Японии. Поэтому эти страны стали называть

«золотым миллиардом». Все вместе они потребляют более половины энергии, 70%

металлов, создают ¾ общей массы отходов, из них: США потребляют около

40% мировых природных ресурсов, выделяя свыше 60% всех загрязнений.

Значительная доля отходов остаётся в странах, добывающих сырьё для «золотого

миллиарда».

Остальное население Земли находится за бортом «золотого миллиарда». Но если

бы оно сумело дойти в росте минеральных ресурсов до уровня США, то известные

запасы нефти истощились бы через 7 лет, природного газа – через 5 лет, угля –

через 18 лет. Остаётся надежда на новые технологии, но все они способны к

эффекту при стабильной, а не удваивающейся каждые несколько десятков лет

численности населения.

С 1984 года мировой сбор зерна увеличивается на 1% в год, а численность

населения – почти на 2%. Удвоить производство продовольствия уже не

представляется возможным. Количество голодающих в мире быстро возросло от 460

млн. в 1970 году до 550 млн. в 1990 году. Сейчас оно составляет 650-660 млн.

человек. Ежедневно в мире умирают от голода 35 тыс. человек. За год – 12

млн. людей. Но рождается ещё больше: за этот же год прибавляется 96 млн., и

погибшие миллионы остаются незамеченными.

Землю заселяют не только её жители, но и автомобили, мотоциклы, самолеты. Для

250 млн. автомобилей в мире требуется столько же кислорода, сколько всему

населению Земли. А через 2 столетия, по мнению некоторых учёных, кислород

вообще исчезнет из атмосферы. Не хватает даже подземного пространства. Под

землёй образуются целые города: канализации, проводящие системы, метро,

Заполнение пространства идёт очень быстро, умножаются также отбросы, что

делает ещё более угрожающим его нехватку. Проблема жизненного пространства не

нова. Для английской нации она решалась колонизацией Северной Америки, для

испанской – Южной, для русской – освоением Сибири и Средней Азии. Германии

решить проблему пространства не удалось, что и послужило причиной двух

мировых войн.

Последние 50 лет происходит перемещение переселенцев из трудоизбыточных стран

третьего мира в те богатые страны, где детей мало, пожилых пенсионеров много,

а работников с каждым годом всё меньше. Разницу пришлось заполнять

иностранной рабочей силой, и народы с высокой рождаемостью стали стремительно

распространяться среди сокращающихся по численности европейских народов.

Уже не удается приостановить приток иммигрантов в Западную Европу из стран

Юго-Восточной Европы, Северной Африки и Турции. Растёт число легальных и

нелегальных иммигрантов в США из Латинской Америки. Приехавшие в богатые

страны люди готовы браться за любую работу, не требуя за нее высокой платы.

Поэтому почти все индустриальные страны Запада под давлением своих профсоюзов

приняли законодательные меры по ограничению въезда иностранных рабочих. Но

поток иммигрантов продолжает нарастать. Въезд в страны рыночной экономики

начинает охраняться мощнейшими полицейскими силами. Поначалу мигранты

довольствуются низкооплачиваемыми местами, затем начинают требовать

экономического и

культурного равноправия. На жителей страны, принявших пришлых, начинают

сыпаться упреки в расизме. Происходят бунты «цветных» в странах Западной Европы.

Люди покидают свои места также в силу политических, национальных или расовых

причин. Если в 1970 году в мире насчитывалось 2 млн. беженцев, то в 1992 году

их стало 19 млн. Ввод советских войск в Афганистан положил начало

многомиллионному потоку беженцев из страны. К концу 80-х годов их количество

оценивалось в 6-8 млн. человек, больше половины из них сосредоточилось в

Пакистане, меньшая часть рассеялась в Иране, Турции и странах Европы. В 1990-

х годах сформировал, а также принял многочисленные потоки беженцев Северный

Новые волны беженцев вызвали натовские бомбардировки Югославии и

антитеррористические операции в Афганистане. Большинство этих беженцев

сосредоточено в особых лагерях на содержании ООН.

Миграции населения в настоящее время связаны, в основном, с экономическими и

политическими причинами. "Экономические" беженцы мигрируют из бедных стран -

в богатые, из депрессивных районов в быстроразвивающиеся. Наибольшее число

экономических мигрантов направляется в США (нелегальная миграция из стран

Латинской Америки), Западную Европу, особенно в ФРГ из Югославии и Турции, в

Гонконг из Вьетнама, на нефтеразработки Персидского залива из стран Южной

Азии и Северной Африки. Коренное население принимающих стран весьма негативно

относится к росту иммигрантов и беженцев, которые, как правило, заняты на

самых низкооплачиваемых работах, среди них отмечаются самые высокие

показатели преступности.

Проблема беженцев (они, как правило, пересекают границу своего государства

из-за обоснованного страха перед религиозными, расовыми и национальными

преследованиями или по политическим убеждениям) в современном мире стала

одной из глобальных проблем человечества. На конец 90-х годов, по оценкам

экспертов ООН, общее число беженцев в мире достигло 15 млн. человек, причем

большая их часть (9/10) приходится на развивающиеся страны. Рост числа

беженцев сопутствует крупным межгосударственным и внутригосударственным

конфликтам.

В связи с обострением политической ситуации в странах ближнего зарубежья

России, в ней самой обострилась проблема беженцев. Их число уже достигло к

концу 1992 г. 400 тыс. человек, ожидается, что общее число русских,

выезжающих из бывших республик бывшего СССР, достигнет 700 тыс. чел.

Появлению "экологических беженцев" способствует опасное для жизни загрязнение

окружающей среды в районах прежнего проживания (например, беженцы из района,

прилегающего к Чернобыльской АЭС) и природные катастрофы - извержение

вулканов, наводнения, опустынивание.

Пути решения демографической проблемы.

Первая попытка оценить

динамику численности населения и ответить на вопрос, может ли Земля прокормить

всех на ней живущих связана с именем Томаса Мальтуса, который в быстром росте

населения усматривал губительные экологические последствия.

Томас Роберт Мальтус (1766 - 1834)- один из самых известных ученых своего

времени, пропагандировавший идею о том, что быстрый рост населения -

естественная и главная причина бедности трудового народа. Изучая работы

философов и экономистов предшествующих эпох, он натолкнулся на мысль, что

люди размножаются быстрее, чем растут средства существования, и что если рост

населения ничем не сдерживается, то каждые 25-30 лет население будет

удваиваться. Развивая эти идеи, он пришел к очевидному, на первый взгляд

выводу, что плодовитость бедняков - главная причина их жалкого положения в

законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества". Всего

при жизни вышло 6 изданий его книги. В 1805 г. он получил кафедру профессора

современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании.

Т. Мальтус утверждал, что численность населения возрастает в геометрической

прогрессии, в то время как пищевые ресурсы, необходимые для пропитания этого

населения - в арифметической. Таким образом, рано или поздно, как бы медленно

население ни росло, линия его роста пересечется с прямой пищевых ресурсов -

арифметической прогрессией (на графике - точка Х). Когда численность

населения достигнет этой точки, затормозить его рост могут только войны,

нищета, болезни и пороки (необходимо отметить, что к этим способам борьбы с

увеличивающимся населением он никогда не призывал, о чем довольно часто пишут

трактователи его теории). В других изданиях своей книги Мальтус предлагал

другие способы "торможения" роста численности населения: безбрачие, вдовство,

поздние браки. Перенаселение в концепции Мальтуса - не только беда

человечества, но определенное благо, которое заставляет многочисленных и

ленивых от природы рабочих из-за конкуренции качественно трудиться за

невысокую плату.

Теория Мальтуса с момента выхода книги стала предметом острых дискуссий -

увидев в ней закон, действительный для любой эпохи. Последователи Мальтуса в

20 в. – мальтузианцы и неомальтузианцы объясняют бедность населения не

уровнем развития производительных сил, а "естественным законом природы", а

социально-экономическую отсталость развивающихся стран не экономической

ситуацией в стране и мире, а исключительно чрезмерным ростом населения. В

действительности, замеченная тенденция, что рост средств существования

вызывает немедленный рост рождаемости, на некотором этапе переходит в прямо

противоположную - повышение уровня жизни ведет к снижению рождаемости и не

только к стабилизации численности населения, а даже к абсолютному его

снижению.

Важность и значимость глобальной демографической проблемы в наши дни по

существу признана всеми государствами, осознавшими, что быстрый рост мирового

населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны,

отсталая экономика и неразвитая социальная сфера которых не в состоянии

обратить этот рост во благо своего развития; что распространение опасных

заболеваний типа СПИДа, мощные очаги которого приходятся опять же на самые

бедные страны, ведут к увеличению смертности; что неконтролируемые миграция и

урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные; что связь

между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось

ранее; что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в

развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно

ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для

решения проблем народонаселения.

Осознанно, что решение всех этих проблем возможно лишь при совместных усилиях

всего мирового сообщества. В значительной мере способствовало создание в 1969

году в рамках ООН специального Фонда ООН для деятельности в области

народонаселения (ЮН ФПА) и проведение под его эгидой трех Всемирных

конференций по проблемам народонаселения. Фонд уже в начале своей

деятельности разработал программу ООН в области народонаселения, охватившую

более 100 стран и включающую около 1400 проектов. За прошедшие годы только

финансовая помощь Фонда на осуществление национальных программ в области

народонаселения превысила 100 млн. долларов в год, на международные программы

в 1998 году было выделено 56.3 млн. долларов.

Особая роль принадлежит Фонду по организации и проведению Всемирных

конференций народонаселению, состоявшихся в 1974 году в Бухаресте, в 1984

году в Мехико и в 1994 году в Каире, на которых были рассмотрены острые

проблемы народонаселения, приняты важнейшие программные документы в этой

Важное отличие этих конференций от других научных и практических форумов

состояло в том, что они проходили на высоком правительственном уровне в

отличие от предыдущих конференций по проблемам народонаселения, на которых

эксперты выступали только от своего собственного имени.

Одним из таких основных документов стал Всемирный план действий в области

народонаселения, принятый в Бухаресте в 1997 году на 20 лет.

В плане было подчеркнуто, что основой для действительного решения проблем

народонаселения являются, прежде всего, социально-экономические

преобразования. В1984 году в Мехико состоялась вторая Международная

конференция по народонаселению, в которой участвовали правительства 147 стран

против 136 стран, принявших участие на конференции в 1974 году. На ней были

подведены итоги Всемирного плана действий за 10 лет в области

народонаселения и принята Декларация по проблемам населения и развития, в

которой была подтверждена важность принципов и целей принятого 10 лет назад

В 1994 году в Каире прошла третья Всемирная конференция по народонаселению и

развитию, которой приняло участие уже 179 государств. Был принят итоговый

документ конференции – 20-летняя Программа действий в области народонаселения

и развития, состоящая из 16 глав, касающихся практически всех злободневных

проблем в области народонаселения.

В программе было подчеркнуто, что все больше государств осознают

необходимость расширения международного сотрудничества в вопросах

народонаселения. В программе рассматриваются взаимосвязи между

народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием.

В Программе содержится призыв к разработке политики и законов, обеспечивающих

более эффективную поддержку семьи, которая является основной ячейкой

общества, а также содействовать ее стабильности и учитывать многообразие ее

форм. Рассматриваются вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста

населения. Вопросы урбанизации и миграции. В частности, обращается внимание

на проблемы «оттока населения» из сельских районов и предлагаются

соответствующие решения этих и некоторых других проблем, связанных с

переселением в города, с вынужденными перемещениями населения, обусловленных

ухудшением окружающей среды, ростом вооруженных конфликтов.

В главе XI Программы, посвященной вопросам народонаселения, развития и

образования, утверждается, что в «мире женщины составляют 75% неграмотных» и

что на мировом сообществе лежит особая ответственность за обеспечение того,

чтобы «все дети получали более качественное образование и чтобы они

оканчивали начальную школу». В ней обращается внимание на то, что существует

тесная и сложная взаимосвязь между образованием, возрастом вступления в брак,

рождаемостью и смертностью.

В Программе рассматривается значение разработки и осуществления

правительственных программ действий, направленных на решение проблем

народонаселения и развития.

Многие государства стали регулировать рост населения. Правительство самой

многолюдной страны – КНР задалось целью ограничить рождаемость, запретив

семьям иметь больше одного ребенка (за исключением некоторых автономных

районов Тибета, Синьцзяня, Внутренней Монголии). Это было не легко, ведь в

Китае любят детей, но правительство было неумолимо: семьи, в которых

появлялся второй ребенок, подвергались штрафам, а то и выселялись в

отдаленные автономные районы. В результате годовой прирост населения снизился

с 2,8 до 1,0% и стал ниже среднемирового.

По китайскому пути решила последовать и многонаселенная Индия. Здесь был

выдвинут лозунг: «Одна семья – два ребенка». Но индийцы не смогли преодолеть

многовековую традицию многодетной семьи. По этому население Индии

стремительно приближается к 1млрд., а к 2030 году обгонит Китай и по

численности выйдет на первое место в мире.

Политику государственного ограничения рождаемости проводили Бангладеш,

Индонезия, Иран, Пакистан, но в странах ислама, где престиж главы семейства

определяется числом его сыновей, она еще более была обречена на неудачу, чем

в Индии. А такие страны как Бирма, Бутан, Малайзия, Ирак, Ливия и Сингапур,

Наименьшую эффективность демографическая политика имела в странах Африки.

Если в 1990 году их население составляло 9% мирового, то к 2020 году оно

достигнет 20%.

Наиболее высокими темпами растет население Мозамбика (4,6% в год) и

Афганистана (5,2% в год). На каждую здоровую женщину здесь приходится 8-10

В некоторых развитых странах (Франция, Германия, Дания, Бельгия, Венгрия)

проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с

двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные

В России официальных заявлений по поводу целей демографической политики не

делалось. Правительство Российской Федерации только наметило меры по изучению

перспектив демографического развития, решения неотложных проблем населения.

Проводится политика социальной защиты семей с детьми, действует система

семейных пособий.

II . Закрепление изученного материала

    Что такое демографическая проблема мира и чем она грозит?

    Что привело к такой ситуации на данный момент?

    Какие пути решения принимает мировое сообщество для решения демографической проблемы?

III . Домашнее задание

1. Написать эссе на тему «Демографическая проблема. Есть ли она в Казахстане?»

10 класс

Урок «Преодоление отсталости слаборазвитых стран мира –

глобальная проблема человечества»

Цели урока:

Учиться работать в группах, распределяя обязанности, организовывая совместную деятельность; учиться бесконфликтному общению, готовности вести диалог; формировать коммуникативные компетентности в общении с одноклассниками; формировать осознанное, уважительное отношение к другому человеку и народам мира

Развивать критическое мышление; развивать умения работать с текстом, формулировать и обосновывать свою позицию, защищать ее;

Определить особенности слаборазвитых стран, место данной проблемы среди глобальных проблем человечества, наметить возможные пути решения данной проблемы.

Оборудование: раздаточный материал со статьей, политическая карта мира, средства для оформления проекта

Тип урока: урок изучения нового

Место урока: урок предлагается учителем к изучению в теме «Африка», т. к. большинство слаборазвитых стран находятся в этом регионе, а количество часов на изучение глобальных проблем слишком мало.

Ход урока

1 этап

На данном этапе целесообразно пользоваться презентацией «Глобальные проблемы человечества. Проблема преодоления отсталости стран, ее место среди глобальных проблем»

Сегодня, когда глобализация – это состоявшийся факт, все больше мы говорим о глобальных проблемах человечества. Специфика глобальных проблем заключается в том, что они имеют ряд общих признаков:

Носят общемировой характер, т.е. затрагивают судьбы и интересы всего человечества;

Угрожают человечеству серьезным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил (или даже гибелью человеческой цивилизации как таковой);

Нуждаются в срочном и неотложном решении;

Взаимосвязаны между собой;

Требуют для решения совместных действий всего мирового сообщества.

Вопрос: Какие вы можете выделить глобальные проблемы?

К глобальным стали относить:

проблему сохранения мира, предотвращения ядерной войны, разоружения;

продовольственную;

природных ресурсов (рассматриваемую часто как две разные проблемы – энерге-

тическую и сырьевую);

экологическую;

демографическую;

преодоления отсталости и бедности и др.

По мере развития человеческой цивилизации могут возникнуть и уже возникают новые проблемы. Так, к разряду глобальных стали относить проблему освоения и использования ресурсов Мирового океана, проблему мирного освоения космоса, терроризма, урбанизации и т.д.

Вопрос: Назовите регионы мира, которые мы уже изучали?

Какой регион нам предстоит изучить? (Африка)

Почему же начался урок с глобальных проблем человечества? Какая связь между регионом Африка и глобальными проблемами?

О какой из проблем мы сегодня поговорим более подробно?

2 этап

Итак, тема урока – «Преодоление отсталости стран мира»

Изменения, произошедшие в 90-ые гг позволяют говорить о смене приоритетов в глобальных проблемах. Если в 70-е – 80-е гг главной считалась проблема предотвращения ядерной войны, то сейчас на первое место одни специалисты ставят экологическую проблему, другие – демографическую, а третьи – проблему бедности и отсталости. Вопрос приоритетности проблем имеет не только научное значение, но и практическое. По разным оценкам, ежегодные затраты на решение должны составлять не менее 1 трлн. долларов, или 2,5% мирового ВВП.

Вопрос: Правомерно ли говорить, что проблема бедности и отсталости стран влечет за собой многие другие, свой ответ обоснуйте.

Вопрос: Сформулируйте, какие же цели мы поставим сегодня на урок.

(Рассмотреть особенности бедных и беднейших стран мира, пути преодо-

Ления отсталости)

3 этап

Группам необходимо определить, по каким направлениям они будут работать:

«Особенности слаборазвитых стран»

1. Рассмотрев текст, определите особенности слаборазвитых стран, сгруппируйте их по общим признакам

2. Приведите аргументы, которые доказывают, что данные особенности характерны для этих районов.

«Пути преодоления отсталости стран»

1. Рассмотрите текст, опишите возможные пути преодоления отсталости.

2. укажите, какие из этих путей реализуются уже сейчас. Какие пути можите предложить Вы.

Группы работают по раздаточному материалу, после предоставляют проект

4 этап

Проект групп по проблеме «Особенности слаборазвитых стран», где указываются особенности стран и приводятся доказательства (аргументы) по пунктам

задание: сопоставить список особенностей со списком Лакоста «Особенности развивающихся районов», который был составлен в 80-ые годы XX века.

Что из этого списка не соответствует сегодняшней действительности?

Какие особенности мы можем добавить к уже имеющимся, в начале XXI века.

Особенности слаборазвитых стран

(возможные особенности, которые можно выделить по тексту)

1. низкая доля в пр-ве общемирового национального продукта

Полное или почти полное отсутствие обрабатывающей промышленности

Крайне низкий уровень развития производительных сил

Узость отраслевого состава хозяйства

Ведущее значение минерально-сырьевых отраслей

Доиндустриальная структура энергобаланса и слабость электроэнергетики

Слабое развитие инфраструктуры

2. голод, недоедание

3. высокая детская смертность, недостаток медицинской помощи

4. большое число неграмотных

Низкий образовательный уровень

5. малое потребление энергоресурсов

6. огромная внешняя финансовая задолженность, которая продолжает расти

7. кризисное состояние с/х

Высокая доля экономически активного населения, занятого в с/х

Низкий уровень оснащения с/х, недостаточное использование минеральных ре-

Сурсов

8. неконтролируемый рост населения, отсутствие жилья

9. гиперурбанизация

10. низкий доход на душу населения

11. возрастание экологических проблем

12. милитаризация экономики

13. ограниченное участие этих стран в создании и использовании мирового научно-

Технического потенциала

14. несоблюдение прав человека

15. негативное отношение стран «третьего мира» к развитым странам, требо-

Вание пересмотра существующего миропорядка

Особенности развивающихся районов (список Лакоста)

5 этап

Проект группы по проблеме «Преодоление отсталости слаборазвитых стран» и характеристика каждого из направлений.

Возможные направления решения проблемы отсталости по тексту

1. Экономическая помощь развитых стран

внешний долг растет, проценты по кредитам постоянно возрастают

Предоставление адресных инвестиций, частные инвестиции – прямые и портфельные, банковские займы

Коррумпированность и просто воровство, неэффективность исполь-

Зования получаемых стредств

Списание долга у особенно слаборазвитых стран, который растет постоянно

2. Ошибки экономической политики самих стран

Которые не умеют правильно использовать эти кредиты

3. Увеличить долю промышленного потенциала большинства стран, развивать обрабатывающую промышленность – индустриализация, постиндустриализация

4. Ввести современные средства ведения с/х, в том числе и достижения «зеленой революции», преобразование аргарных отношений

не стоит так уж полагаться на «зеленую революцию», т.к. растения и

Животные, производство и урожайность которых увеличиваются, не

Рассчитаны на страны Африки, Лат Америки и Азии, а являются тради-

Цинными для Европы и Сев Америки и не пользуются спросом в выше

Названных регионах. Так Индия провела «зеленую революцию» и теперь

Является экспортером зерна, тк это не традиционная пища Азии.

5. Разработка эффективных национальных стратегий, опирающихся на внутренние ресурсы

6. Реформа образования, здравоохранения

Подготовка педагогических и научно-технических кадров

7. Проведение рациональной демографической политики, стимулирование проблем занятости.

8. Замена традиционных источников энергии (физической силы животных, сжигание древесины, различного рода органики), которые ввиду низкой их эффективности не позволяют существенно повысить производительность труда в промышленности, на транспорте, в сфере услуг, в с/х.


Педагогические цели:

образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков; раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития; систематизировать знания о глобальных проблемах экономики; объяснить значение различных форм внешнеэкономических связей для эффективного развития национальной экономики; показать противоречивость влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства, внешнеторговую политику государств. воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве-нных качеств личности; развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения. создать условия для развития УУД: личностных: понимание места и роли экономики России как неотъемлемой части мирового хозяйства; осознание противоречивости влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства, национальную и семейную экономику; оценивание возможностей своего активного участия в экономических преобразованиях, происходящих в стране, для достижения достойного места России в мировой экономике; метапредметных: развитие умения рассматривать явления и процессы социально-экономической действительности комплексно, в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способность выполнять познавательные задания на использование причинно-следственных связей в сфере мировой экономики, сопоставление объектов; умение использовать информацию о развитии мировой экономики для анализа и оценки конкретных ситуаций в России; предметных: владение понятиями «мировая экономика», «глобализация», «международное разделение труда»; сформированность представления о глобальных проблемах экономики, тенденциях и перспективах её развития; представление о месте и роли России в мировом хозяйстве, взгляд на мировую экономику с точки зрения интересов нашей страны; способность выявлять связи между проблемами глобализации и состоянием мирового хозяйства, состоянием национальных экономик и развитием мировой экономики в целом; совершенствование умений поиска и анализа информации для характеристики различных процессов во внешнеэкономической политике государств, применения новых знаний в учебно-проектных ситуациях.

Тип и вид урока: комбинированный

Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: Мировая экономика, международное разделение труда, протекционизм, свободная торговля, тарифные и нетарифные методы регулирования

Образовательные ресурсы: учебник 1) Обществознание. 11класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень; / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. ]под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.] ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение».- М. : Просвещение, 2014.

Наглядность, ТСО:

Орг. момент. Повторение опорных знаний Усвоение новых знаний

2) Международная торговля.

Д/з Учебник, § 11. Задание 3 к параграфу. Эссе по выска-зыванию в рубрике «Мысли мудрых».

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания по теме «Мировая экономика»»

11 класс обществознание, тема: Экономическая жизнь общества

уроки № 22-23 Тема «Мировая экономика»

Дата проведения урока :

Педагогические цели:

    образовательная : вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков; раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития; систематизировать знания о глобальных проблемах экономики; объяснить значение различных форм внешнеэкономических связей для эффективного развития национальной экономики; показать противоречивость влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства, внешнеторговую политику государств.

    воспитательная : формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве­нных качеств личности;

    развивающий аспект : развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

    создать условия для развития УУД:

    личностных:

    понимание места и роли экономики России как неотъемлемой части мирового хозяйства;

    осознание противоречивости влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства, национальную и семейную экономику;

    оценивание возможностей своего активного участия в экономических преобразованиях, происходящих в стране, для достижения достойного места России в мировой экономике;

    метапредметных: развитие умения рассматривать явления и процессы социально-экономической действительности комплексно, в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

    способность выполнять познавательные задания на использование причинно-следственных связей в сфере мировой экономики, сопоставление объектов;

    умение использовать информацию о развитии мировой экономики для анализа и оценки конкретных ситуаций в России;

    предметных: владение понятиями «мировая экономика», «глобализация», «международное разделение труда»;

    сформированность представления о глобальных проблемах экономики, тенденциях и перспективах её развития;

    представление о месте и роли России в мировом хозяйстве, взгляд на мировую экономику с точки зрения интересов нашей страны;

    способность выявлять связи между проблемами глобализации и состоянием мирового хозяйства, состоянием национальных экономик и развитием мировой экономики в целом;

    совершенствование умений поиска и анализа информации для характеристики различных процессов во внешнеэкономической политике государств, применения новых знаний в учебно-проектных ситуациях.

Тип и вид урока: комбинированный

Основное содержание темы . Понятие мировой экономики. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики

Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: Мировая экономика, международное разделение труда, протекционизм, свободная торговля, тарифные и нетарифные методы регулирования

Образовательные ресурсы: учебник 1) Обществознание. 11класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень; / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. ]под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.] ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение».- М. : Просвещение, 2014.

2) Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразоват. организций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.Ю. Басик и др. ]. - М. : Просвещение, 2014.

Наглядность, ТСО:

План

    Орг. момент.

    Повторение опорных знаний

    Усвоение новых знаний

1) Что такое мировая экономика.

2) Международная торговля.

3) Государственная политика в области международной торговли

4) Глобальные проблемы экономики

    Закрепление, формирование умений и навыков

Д/з Учебник, § 11. Задание 3 к параграфу. Эссе по выска­зыванию в рубрике «Мысли мудрых».

Учащимся, проявившим интерес к теме: проект по теме «Как затронул экономику России современный мировой финансово-экономический кризис» (по материалам СМИ, ресурсам Интернета).

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение опорных знаний

начале параграфа. При обсуждении вопроса «Каковы плюсы и минусы процесса глобализации?» следует опереться на курс 10 класса (темы «Динамика общественного развития», «Глобальная угроза международного терроризма»). Полезно также обратиться к имеющимся у учащихся знаниям о таких разделах экономической науки, как макроэкономика и микроэкономика. Учитель может предложить старшеклассникам вспомнить определение каждой из частей экономической теории и проиллюстрировать их соответствующим примером. Таким образом, учащиеся переходят к рассмотрению важнейших положений самостоятельной части экономической науки, изучающей мировую экономику.

III. Усвоение новых знаний

    Учащиеся знакомятся с понятием «мировая эконо­мика» в учебном тексте. Полезно будет организовать сло­варную работу (см.: Обществознание. Школьный словарь; экономические словари). Учащимся предлагается сравнить различные определения.

Знакомство с признаками понятия «мировая экономика» уместно дополнить краткой информацией о процессе фор­мирования мирового хозяйства. Учитель напоминает уча­щимся о том, что оно возникло в середине XIX в. с разви­тием крупной машинной индустрии и появлением в связи с этим международного разделения труда. К началу XX в. в мировое хозяйство оказались включены почти все стра­ны мира. Дополнительные сведения о формировании миро­вого хозяйства и современных тенденциях его развития учитель может получить из книг «Популярная экономи­ческая энциклопедия» (М., 2001) и «Новая экономическая энциклопедия» Е. Е. Румянцевой (М., 2005).

Затем рассматривается вопрос: что подразумевается под международными экономическими отношениями? Учитель акцентирует внимание учащихся на основных составляю­щих системы международных экономических отношений, которые лишь перечислены в учебном тексте. Эти отноше­ния являются определяющими, сущностными признаками изучаемого понятия «мировая экономика». Учитель может их дать с опорой на схему.

Международ-

ное разделе-

движение

валютная

ние труда

капиталов

торговля


Характеризуя международное разделение труда (МРТ) и предпосылки специализации стран, важно отметить, что первоначально МРТ основывалось на различиях в природ­но-климатических условиях. С переходом на машинную стадию производства МРТ стало базироваться и на техно­логической специализации в сфере производства. Предло­жите учащимся привести примеры экономически выгод­ной специализации.

По прогнозам экономистов процесс международного разделения труда будет углубляться, а на его основе опе­режающими темпами будет расти международный обмен товарами и услугами.

Международное движение капиталов - это помещение и функционирование капиталов за рубежом с целью их возрастания. Участниками этого процесса являются част­ные и государственные организации и компании. Капитал вывозится в ссудной и предпринимательской форме.

Россия активно участвует в международном движении капитала. Она ежегодно импортирует ссудный капитал, увеличивая свою задолженность перед другими странами и международными организациями. Одновременно наша страна и вывозит капитал (например, экспортирует ссуд­ный капитал в страны СНГ).

Мировой рынок труда - важная составляющая между­народных экономических отношений. Необходимо подчерк­нуть, что свободное перемещение рабочей силы между странами является одним из условий эффективного разви­тия национальных экономик. Существует экономическая целесообразность и необходимость использования иностран­ной рабочей силы. Страны и фирмы стремятся снизить издержки производства за счёт использования более дешё­вого труда иностранцев. Для современного мирового рын­ка труда характерна миграция не только низкоквалифи­цированных рабочих, но и работников интеллектуального труда - «утечка мозгов». Учащимся предлагается приве­сти примеры подобных миграций, имеющих место в рос­сийской действительности.

Уместно поставить вопросы: что теряет или выигрыва­ет страна от эмиграции квалифицированных работников и специалистов? Какие условия помогут им вернуться?

Можно предположить, что учащиеся отнесут к потерям затраты, вложенные в подготовку работников, утрату ква­лифицированных кадров, сложности для развития в буду­щем. Соответственно к выгодам можно отнести, например, экономию на образовании и научных разработках. Основ­ные тенденции в развитии мирового рынка труда: постоян­ный рост масштабов перемещения рабочей силы; трудовые ресурсы направляются преимущественно из развивающих­ся стран в развитые.

Мировая валютная система - совокупность экономиче­ских и правовых отношений, связанных с функционирова­нием валюты. Она возникла в результате международных соглашений по валютным проблемам. Предметом подоб­ных межгосударственных соглашений являлось согласова­ние таких вопросов, как определение статуса международ­ных платёжных средств, установление способов соизмере­ния валют и принципов формирования валютных курсов, определение правил функционирования мировых валют­ных рынков и рынка золота.

    Следующая составляющая международных экономи­ческих отношений - международная торговля. Это одна из основных и исторически самых ранних форм мировых экономических отношений. Учитель обращает внимание на основные термины международной торговли: экспорт, импорт, сальдо торгового баланса. Полезна организация словарной работы, где учащиеся анализируют предложен­ные учителем словарные статьи.

Важным представляется обсуждение преимуществ меж­дународной торговли. В связи с этим уместно поставить вопросы: 1) Что страны выбирают объектом международ­ного обмена? 2) В чём суть теории абсолютного и срав­нительного преимуществ во внешней торговле? 3) Какие товары, производимые в России, позволяют стране иметь абсолютное преимущество в международном обмене?

Анализируя итоги обсуждения вопросов, учитель под­водит учащихся к выводу: объектом международной тор­говли является, как правило, наиболее конкурентоспо­собная продукция, обладающая лучшими потребительски­ми свойствами и имеющая более низкие издержки произ­водства.

Аналитическую работу учащихся с таблицами и диа­граммами, а также знакомство с положениями учебного текста, кратко характеризующими специфику, положи­тельные и отрицательные моменты российской внешней торговли, полезно дополнить информацией о возможных путях улучшения её структуры. Например, это возможно за счёт роста экспорта конкурентоспособной продукции хими­ческой, атомной, электротехнической, оборонной промыш­ленности. Доходы может обеспечить продажа космических, транспортных, строительных, туристических услуг.

Эта информация позволит подвести учащихся к раз­говору о необходимости целенаправленной политики го­сударства в области внешней торговли. Здесь целесоо­бразен разговор и об отношениях с главными партнёра­ми России в этой области. Учителю поможет следующая информация: главные партнёры современной России по экспорту - Нидерланды (12 %), Италия (8,3 %), Герма­ния (6,2 %), Китай (5,5 %), Белоруссия (5,5 %), Турция (5,4 %), Украина (4,6 %), Польша (4,1 %); по импор­ту - Китай (13,6 %), Германия (12,7 %), США (5,5 %), Украина (5,4 %), Франция (5 %), Италия (4,7 %), Япония (4,3 %), Белоруссия (4 %).

Закрепить материал поможет выполнение заданий 1 и 2 к параграфу. Дополнением могут стать высказывания учащихся, сформулированные в процессе обсуждения ак­туальной проблемной ситуации: известно, что результатом либерализации внешней торговли в России стал спад про­изводства в таких сферах экономики, как сельское хозяй­ство, радиоэлектроника, лёгкая промышленность, и рост экспорта невозобновляемых ресурсов (нефти и газа). А ка­ковы положительные стороны либерализации?

В ответе учащиеся могут указать на наполнение отече­ственного рынка товарами более высокого качества и необ­ходимого ассортимента, рост оборота оптовой и розничной торговли, рост занятости населения и др.

    Необходимо сформировать у учащихся представление о выгодах и потерях страны от выбора той или иной поли­тики в сфере международной торговли. Учитель предла­гает изучить соответствующий учебный текст и записать свои суждения в таблицу.

Международная торговля и политика государства

Направления

экономической

политики

Положительные

черты

Отрицательные

черты

Свободная торговля

Протекционизм


Закрепить материал учителю поможет работа с докумен­том в конце параграфа. При обсуждении заданий к нему важно обратить внимание учащихся на то, что ускоренная интеграция бывших социалистических стран с мировыми рынками не только имеет выгоды, но и чревата опасно­стями. Национальные производители, попав в условия не­привычно жёсткой конкуренции, рискуют не выдержать её и обанкротиться (примером служит положение на пред­приятиях российского автопрома и лёгкой промышленно­сти). Между тем государство не всегда может полагать­ся на импорт товаров, имеющих стратегическое значение (например, продовольствия). Во временной защите от ино­странной конкуренции нуждаются новые отрасли нацио­нального производства, чтобы иметь возможность развить­ся и стать конкурентоспособными. Потенциальные опасно­сти побуждают правительство России не отказываться от использования различных методов протекционистской по­литики.

Учащиеся подходят к выводу: каждая страна должна найти наиболее выгодное место в системе международных экономических отношений в зависимости от так называе­мых сравнительных преимуществ, уникальных для каж­дой страны.

    При рассмотрении последнего пункта плана необхо­димо опереться на имеющиеся у учащихся знания о гло­бальных проблемах общественного развития, причинах и последствиях процесса глобализации. Основная задача - рассмотреть процесс глобализации во взаимосвязи с разви­тием мирового хозяйства.

    Какие области международных экономических отно­шений подвергаются влиянию глобализации? 2) В чём вы­ражается углубление международного разделения труда и интернационализация производства? 3) Какие противо­речия рождает процесс глобализации мировой экономики и как их преодолеть? 4) Есть ли у России перспективы для успешной интеграции в мировую экономику? 5) Како­вы основные тенденции общемирового экономического раз­вития? Какие условия позволят их реализовать?

Важно добиться понимания тесной взаимосвязи и взаи­мовлияния различных сторон общественной жизни, затро­нутых процессом глобализации (желательно обсуждение проблем на конкретных примерах). Необходимо подчерк­нуть неоднозначность, противоречивость воздействия гло­бализации на мировое хозяйство (можно напомнить о дви­жении антиглобалистов). Учителю важно отметить, что можно по-разному относиться к глобализации, но, высту­пая против неё, следует помнить, что таким образом мы рискуем навсегда отстать от мирового развития, от новых технологий, в том числе и в жизненно важных сферах. Надо уметь извлекать пользу из процессов глобализации при соблюдении национальных интересов. И первостепен­ная роль государства в этих процессах - защита интересов граждан.

При наличии в классе компьютера полезно предложить учащимся, используя материалы Интернета, найти приме­ры, иллюстрирующие процессы глобализации в современ­ной экономике.

При втором варианте организации работы (школьная лекция и беседа) можно избрать такую тему для беседы: каковы выгоды и потери от вступления России в ВТО?

Учащимся предлагаются для анализа два фрагмента текста. Возможен следующий вариант работы: разбить уча­щихся на две группы, одна из которых знакомится с плю­сами вступления России в ВТО и самостоятельно формули­рует возможные минусы, а другая знакомится с минусами и формулирует свои предложения о том, как можно их исключить. Учитель помогает дать оценку мнению авторов и подвести итоги работы групп.

Основные плюсы вступления России в ВТО:

    снижение пошлин, т. е. импортируемые товары ста­нут дешевле, снизятся также и экспортные пошлины, что приведёт к тому, что российский экспорт также увеличит­ся. От этого выиграют прежде всего сырьевые отрасли;

    иностранные компании будут более активно работать на российском рынке, и усилится конкуренция, т. е. рос­сийские товары также станут дешевле;

    российская внешнеэкономическая деятельность ста­нет более предсказуемой и стабильной. В результате можно ожидать увеличения количества иностранных инвестиций.

Присоединение к ВТО предполагает улучшение в стра­не инвестиционного климата и потенциальное привлечение в экономику новых технологий.

Основные минусы вступления России в ВТО:

    многие российские компании окажутся неконкурен­тоспособными. Как результат - потеря рабочих мест, увели­чение количества безработных. Особенно серьёзными послед­ствия будут в моногородах, где из-за банкротства градообра­зующего предприятия может возникнуть социальный взрыв;

    российская экономика потеряет существенную гиб­кость в вопросах внешнеэкономической деятельности;

    России будет сложнее избавиться от сырьевой зави­симости;

    уменьшение экспортных пошлин приведёт к ещё большему дефициту бюджета, который будет покрываться за счёт выпуска государственных облигаций. Это может привести к увеличению государственного долга с соответ­ствующими последствиями. (См.: Татаркин А. Основные последствия вступления России в ВТО / Под ред. А. Татар­кина - М., 2012. - С. 38; Чистосердов А. В. Присоеди­нение России к ВТО / Под ред. А. В. Чистосердова. - М., 2012. - С. 26.)

IV. Закрепление, формирование умений и навыков

Полезно обсудить материалы рубрики «Практические выводы». Сформулированные в рубрике советы будут спо­собствовать более успешной социализации выпускников школы, повышению их конкурентоспособности, овладению рациональными способами поведения в экономических отношениях.

Задания в формате ЕГЭ.

    Верны ли следующие суждения о методах регулирования внешней торговли?

А. Цель введения таможенных тарифов на импорт - защита отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Б. Политика свободной торговли способствует насыщению национального рынка дешёвыми и качественными товарами.

    верно только А

    верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

    Прочитайте текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) По различным оценкам в 2002-2003 гг. Россия поста­вила на мировой рынок 16-17 млн т зерна. (Б) Страна вошла в десятку мировых лидеров по экспорту пшеницы и в пятёрку экспортёров ячменя. (В) Этот успех имеет тенденцию к сохра­нению. (Г) Экономисты справедливо связывают дальнейшее раз­витие аграрного сектора с приходом туда крупного капитала и созданием агрофирм. (Д) Формирование цивилизованного рын­ка земли является важной характеристикой развития рыночных отношений в экономике.

Определите, какие положения текста имеют:

    фактический характер

    характер оценочных суждений

    характер теоретических положений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.