Позиция ссср в отношении чехословацкого кризиса 1968г. Чехословацкий кризис

Предпринятая в 1965 г. хозяйственная реформа дала некоторые положительные результаты. Постепенно сглаживались различия между городом и деревней, повышался уровень жизни различных слоев населения. Удавалось сдерживать рост цен. Однако темпы преобразований по-прежнему были низкими. Сторонники А.Новотного, с 1954 г. занимавшего пост руководителя КПЧ и президента республики, опасались, как бы новый стиль руководства экономикой не ослабил позиции партии в государстве. Острая дискуссия по этим вопросам вылилась в политический конфликт, в котором последователи преобразований в экономике столкнулись с А.Новотным и его окружением.

Важную роль в политическом развитии Чехословакии после 1956 г. сыграл словацкий вопрос, острота которого возрастала по мере роста национального самосознания словаков и некоторой либерализации режима. Национально-политические чаяния словаков вступали в противоречие с националистической позицией чешского партийного руководства. Словацкие коммунисты, выступавшие в 40-е гг. за претворение в жизнь принципа равноправия в отношениях чехов и словаков, в начале 50-х гг. были обвинены в буржуазном национализме, а затем осуждены. Конституция 1960 г. усиливала пражский централизм. Права словацких органов власти существенно ограничивались, а высший орган исполнительной власти в Словакии - Корпус уполномоченных ликвидировался. Эти перемены демагогически выдавались за свидетельство успехов процесса взаимного сближения и слияния двух народов, якобы полностью отвечавшего интересам словацкого народа. Бурю негодования вызвало заявление партийных лидеров в 1963 г. о том, что даже нечего думать об отмене приговора "словацким буржуазным националистам". Тогда были освобождены из заключения Г.Гусак и Л.Новомеский, словацкие жертвы процессов 50-х годов, посмертно реабилитирован В.Клементис. Проблема конституционного положения Словакии в чехословацком государстве активно обсуждалась в словацкой партийной печати. Некоторые поступки А.Новотного расценивались как оскорбление национального достоинства словаков.

В этой обстановке руководство словацких коммунистов во главе с Александром Дубчеком (1921-1992) открыто выступило против группировки А.Новотного. Совершенно очевидной становилась необходимость существенной корректировки курса в области национальных отношений чехов и словаков и преодоления ведущих свою традицию еще из межвоенного периода чехословакистских взглядов. Прага же считала, что для решения словацкой проблемы достаточно будет подтянуть уровень развития Словакии до уровня чешских земель. Словацкая оппозиция в партии и обществе способствовала ослаблению позиций А.Новотного, расценивавшего оправданные требования словаков как проявления национализма и сепаратизма.

В 60-е гг. заметные признаки оттепели наблюдались также в общественной и культурной жизни. Людей покидало чувство страха, появились новые журналы либеральной ориентации. Многие театры, как, например, популярный у пражских зрителей "Семафор", живо откликались на злобу дня. В первой половине 60-х гг. в чешской и словацкой культуре на первый план выходят деятели нового поколения, творчество которых не укладывалось в рамки прежних, предписываемых официальной идеологией схем. Важнейшим фактором общественного развития в этот период становилось общественное мнение, сдерживаемое многие годы. На него главным образом и опирались в то время реформаторские усилия. С отдельными проявлениями нонконформизма можно было справиться, однако в целом прежние методы воздействия были уже немыслимы. Трибуной формирующейся оппозиции режиму стали такие издания, как "Литерарни новины" (“Литературная газета”) и "Культурны живот"(“Культурная жизнь”). В октябре 1967 г. произошел открытый конфликт с властями пражских студентов. Для подавления организованной ими демонстрации была использована сила, что вызвало резкое осуждение общественности и ряда партийных функционеров.

Важным рубежом в развитии кризиса можно считать IV съезд писателей в июне 1967 г., вылившийся в открытую критику существующего режима. Вслед за этим последовали конфискация издания "Литерарни новины" и преследования самых смелых из критиков.

В обстановке отчетливого кризиса политической системы первоочередной становилась задача активного поиска выхода из него. Авторитет и влияние КПЧ к этому времени заметно упали, чего не могли не видеть ее руководители. В партийных рядах шло напряженное осмысление всего сделанного после 1948 г. На пленуме ЦК КПЧ в октябре 1967 г. А.Дубчек впервые неожиданно для А.Новотного выступил с обвинениями в его адрес. Дубчека поддержал ряд членов ЦК, критиковавших сосредоточение функций руководителя партии и президента республики в одних руках. Новотный избрал тактику проволочек и попытался заручиться поддержкой Москвы.

На декабрьском пленуме ЦК КПЧ 1967 г. критика А.Новотного усилилась. ЦК практически раскололся на два лагеря. Впервые было выдвинуто предложение отстранить Новотного с занимаемого поста в партии. Но окончательного решения не было принято, работа пленума была прервана без каких-либо конкретных результатов. Решение всех животрепещущих вопросов жизни государства и партии отложили до января 1968 г.

Январский пленум 1968 г. стал важным шагом в разрешении кризиса в партии. Новым ее руководителем был избран А.Дубчек. А.Новотный, сохранивший за собой пост президента, и его сторонники сохраняли еще значительную власть и влияние и не теряли надежды, что перемены ограничатся только вопросами внутрипартийной жизни.

Однако представители реформаторского крыла полагали, что сутью перемен должна стать ликвидация деформаций социализма и демократизация не только партийной, но и общественной жизни. В качестве неотложных мер назывались решение словацкого вопроса, изменение отношения партии к интеллигенции и прежде всего последовательная реабилитация всех пострадавших в ходе политических процессов.

Для решения всех этих задач был избран путь, учитывавший внутренние условия развития Чехословакии. После январского пленума у реформаторов появилась возможность перейти в организованное наступление против консерваторов в партии с помощью давления как “сверху”, так и “снизу”, используя доступные средства массовой информации. В начале марта 1968 г. практически была отменена цензура и на общество обрушился поток критики и разоблачений недавнего социалистического прошлого. Все это способствовало постепенному формированию гражданского общества в Чехословакии. Появился целый ряд новых общественных организаций: Клуб активных беспартийных (КАН), К-231 - организация жертв политических процессов (по статье соответствующего параграфа уголовного кодекса), готовилось воссоздание социал-демократической партии.

В ходе кампании отчетных партконференций реформаторские силы взяли верх в руководстве многих районных парторганизаций. Подлинным центром реформаторских сил стал пражский горком КПЧ, проводивший организационную, политическую и идейную координацию их деятельности. К моменту созыва апрельского 1968 г. пленума ЦК реформаторы заняли решающие посты в президиуме и секретариате ЦК КПЧ, на местах. В марте 1968 г. президентом республики был избран генерал Л.Свобода, организатор чехословацких воинских частей в СССР в годы войны, также пострадавший в период репрессий. Председателем парламента стал Й.Смрковский, а премьером О.Черник. К весне 1968 г. в стране сложилось массовое движение, выступавшее под лозунгами социалистического обновления страны.

Подрыв позиции консерваторов в обществе сопровождался стремлением к восстановлению в политической системе принципов демократии. Контуры обновления политической системы были намечены в "Программе действий” компартии. В ней была сформулирована задача создания плюралистической модели социализма, подчеркивалась необходимость автономного положения в обществе науки и культуры. Важным пунктом программы были обещание впредь уважать гражданские права, а также заявление о необходимости введения федеративного устройства республики.

Но стержнем общественной консолидации стал другой документ - “Манифест 2 000 слов”. Он появился 27 июня 1968 г. и отражал неудовлетворенность общества недостаточным отпором консервативным силам со стороны реформаторов. Его автором был писатель Л.Вацулик. Манифест прямо призывал граждан республики к устранению всех препятствий на пути реформ на местах. Партийные и государственные органы отвергли манифест как документ, призывающий к разрушению существующей политической системы. Но на общество он произвел необычайно сильное впечатление. Почти половина районных партконференций Чехии и Моравии высказалась в ходе выборов делегатов на партийный съезд за манифест. Реформаторами было многое сделано для завоевания большинства делегатов на предстоящем съезде КПЧ.

К лету 1968 г. о руководящей роли КПЧ в стране трудно было уже говорить. Общественность выступала за демократизацию Национального фронта, за реализацию на деле принципов плюрализма и парламентской демократии, за свободную конкуренцию всех политических сил. Звучали требования перестроить Национальный фронт на принципах партнерских отношений, разрешить деятельность оппозиционных КПЧ партий.

Кардинальные преобразования начались в массовых общественных организациях. В ходе выборов в заводские комитеты профсоюзов создавались профорганизации нового типа. Был опубликован новый проект профсоюзной программы. Произошла небывалая активизация молодежного движения. В марте 1968 г. был распущен единый Чехословацкий союз молодежи, а на его месте появилось около 20 самостоятельных молодежных организаций, сотни различных клубов по интересам.

Развернувшиеся в ЧССР политические преобразования вызвали настороженность партнеров по советскому блоку. Был проведен ряд совещаний партийных и государственных руководителей государств Варшавского договора в Праге, Дрездене, Софии, Москве, Варшаве, где ставился вопрос об отказе от избранного чехословацкими лидерами курса. Но реформаторов во главе с А.Дубчеком так и не удалось сломить, хотя последнего обвиняли в тактике компромиссов, проволочек в исполнении обещаний и даже в искажении результатов переговоров с союзными государствами. Общественное мнение Чехословакии поддерживало реформаторский курс, а давление извне только приводило к росту антисоветских настроений.

В условиях появления серьезных разногласий между ЧССР и партнерами по советскому блоку главной задачей внутренней политики Чехословакии стала защита суверенитета страны. В этом А.Дубчеку и его сторонникам помогала значительная часть общества. Движение массовой поддержки достигло своего апогея во время переговоров советской и чехословацкой делегаций в Чиерне-над-Тиссой в конце июля-начале августа 1968 г.

Но одновременно росло давление партнеров ЧССР по Варшавскому договору, особенно руководителей ГДР, требовавших решительной борьбы с “антисоциалистическими силами”. Пытаясь ослабить этот натиск, А.Дубчек на встрече в Братиславе в августе 1968 г. согласился подтвердить декларацию о единстве социалистических стран в борьбе против империализма и признал, что защита общесоциалистических ценностей является общей интернациональной обязанностью всех государств, но это не удовлетворило союзников. На этой основе для предотвращения возможного выхода Чехословакии из советского блока было решено ввести в республику войска ряда государств Варшавского договора.

Курс А.Дубчека на построение “социализма с человеческим лицом” наталкивался на определенное сопротивление и в рядах самой КПЧ. 20 августа 1968 г. состоялось заседание президиума ЦК КПЧ, на котором несогласные с проводимой политической линией члены партийного руководства предприняли неудачную попытку перехватить власть в стране.

В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска СССР, Болгарии, Венгрии, Польши и ГДР приступили к оккупации Чехословакии, положившей начало свертыванию процесса демократизации. Они не встретили вооруженного сопротивления и довольно быстро заняли всю страну. Рано утром 21 августа первый секретарь ЦК КПЧ А.Дубчек, председатель правительства О.Черник, председатель Национального собрания А.Смрковский, председатель Национального фронта Ф.Кригель, секретарь горкома КПЧ в Праге Б.Шимон и секретарь брненского обкома КПЧ Й.Шпачек подверглись аресту, а затем были увезены в СССР.

Вторжение вызвало волну недовольства чехословацкой общественности. Исчезли таблички с названиями улиц и транспортные указатели, в городах появилось множество плакатов и надписей на стенах домов, содержавших протест против грубого насилия и высмеивавших “братских союзников”. После занятия войсками зданий редакций радио, телевидения и газет сторонникам реформ удалось наладить передачи из других мест, и даже выпуск газет. Общественность в ходе собраний и демонстраций выражала полную поддержку руководству страны и осуждала интервенцию.

Попытки при поддержке советской стороны создать так называемое “рабоче-крестьянское” правительство во главе с А.Индрой потерпели провал. Добиться одобрения акции стран Варшавского договора со стороны органов власти не удалось. Против нее уже 21 августа 1968 г. высказались в своем заявлении президиум ЦК КПЧ, парламент, правительство. Министр иностранных дел Чехословакии А.Гаек осудил ввод войск в своем выступлении в Совете Безопасности ООН. В Праге спешно, в нелегальных условиях был созван XIV чрезвычайный съезд КПЧ, получивший по месту проведения название “высочанского”, хотя и без участия словацких делегатов. Около 1200 ранее избранных делегатов съезда одобрили протест президиума ЦК КПЧ против оккупации. Был также избран новый ЦК. Несмотря на сопротивление части президиума ЦК КПС, под влиянием событий в Праге в Братиславе был созван чрезвычайный съезд компартии Словакии.

С 23 по 26 августа 1968 г. в Москве проходили переговоры с насильно депортированными в СССР чехословацкими руководителями. В их ходе чехословацкой стороне был навязан протокол, в котором было зафиксировано стремление сторон к нормализации обстановки в ЧССР путем сворачивания начатых политических и экономических реформ. После этого чешские и словацкие лидеры вернулись в страну и приступили к исполнению своих обязанностей.

Участник московских переговоров Г.Гусак добился принятия чрезвычайным съездом компартии Словакии решения считать ”высочанский”съезд КПЧ неправомочным из-за отсутствия на нем словацкой делегации. Съезд КПС также решительно потребовал переустройства ЧССР на федеративной основе.

Решение о федеративном устройстве ЧССР было принято 28 августа 1968 г. Оно вступило в силу 1 января 1969 г. Чехословацкая Социалистическая Республика вплоть до начала 90-х годов состояла из Чешской и Словацкой социалистических республик.

В связи с изменением устройства государства с унитарного на федеративное, произошла реорганизация высших органов государственной власти. Вместо Национального собрания был создано Федеральное собрание, которое в структурном отношении состояло из двух палат: палаты народа и палаты национальностей. Носителем законодательной власти в Чешской Республике был Чешский национальный совет, а в Словакии - Словацкий национальный совет. Компартия же оставалась единой.

Решение словацкого вопроса положило начало серьезным изменениям в национальной политике в ЧССР. До 1968 г. национальные проблемы, как правило, не ставились и не решались. В период “пражской весны” превалировал принцип - сначала демократизация, затем федерализация. Последующий ход событий заставил отказаться от такого подхода и вплотную заняться нормализацией межнациональных отношений в стране. Уже в октябре 1968 г. был принят важный закон о положении национальностей в ЧССР, существенно изменявший их статус. Закон впервые официально признавал существование национальных меньшинств и их права, гарантировал свободу национального развития. На его основе с конца 60-х гг. стали создаваться культурные объединения и общества граждан немецкой, венгерской, украинской и польской национальности. Самым многочисленным было венгерское меньшинство (по данным 1983 г. - более 580 тыс. человек, что составляло около 4 % всего населения Чехословакии), компактно проживающее в основном в Южной Словакии. Несмотря на принятое в 1945 г. решение о депортации немцев и венгров, последние в основной своей массе остались в Чехословакии.

Не прошло и двух месяцев с момента появления гитлеровских войск в Вене, как Европа вновь была охвачена тревогой: угроза германского вторжения нависла над Чехословакией.

Гитлеровская «пятая колонна» активно действовала в Судетской области, где проживало много немцев. Подогреваемые успехом аншлюса, судетские фашисты открыто заявляли, что со дня на день следует ожидать прихода германских войск. Обстановка еще более накалилась в связи с фашистской провокацией 21 мая в городе Хеб близ германской границы. Во время нападения на чешских полицейских погибли два судетских немца. Вокруг этого инцидента немецко-фашистская печать развернула неистовую античешскую кампанию.

Чехословакия привлекала гитлеровцев выгодным стратегическим положением в центре Европы, наличием богатых природных ресурсов и высокоразвитой промышленностью. Кроме того, обладая первоклассной., хорошо вооруженной армией, Чехословакия являлась серьезным препятствием на пути осуществления германской агрессии, особенно благодаря договорам с Советским Союзом и Францией о взаимной помощи.

Поэтому после захвата Австрии главным объектом в агрессивных планах фашистских правителей становится Чехословакия. «Задача германских вооруженных сил, -- говорилось в плане нападения на эту страну, закодированном под наименованием «Грюн», -- заключается в проведении подготовки таким путем, чтобы основная часть вооруженных сил могла быстро и неожиданно ворваться в Чехословакию, в то время как на Западе были бы оставлены минимальные силы...»

11 марта 1938 г. Гитлер дал указание пересмотреть план «Грюн» с учетом новых стратегических возможностей, которые создавал захват Австрии. 21 апреля Кейтель в докладе фюреру высказался за внезапное нападение на Чехословакию. Но, по мнению Гитлера, германская армия еще не была готова вести войну против группы стран, связанных договорами о взаимопомощи. Учитывая благосклонность западных держав, он решил повторить в Чехословакии нечто подобное тому, что так легко удалось в Австрии.

Опираясь на судетско-немецкую партию Генлейна, действуя совместно с ее главарями, разведка Германии проникала в важнейшие звенья чехословацкого государственного аппарата. Через своих агентов и судетских фашистов, работавших в правительственных учреждениях, она получала информацию политического, экономического, оборонного и иного характера. По заявлению шефа германской военной разведки Николаи, для него в Чехословакии секретов вообще не существовало.

Спецслужбы Германии систематически забрасывали в Чехословакию своих сотрудников и агентов. Только в 1936 г. через Швейцарию и Австрию было заброшено 40 специально подготовленных кадровых разведчиков. Они создавали шпионские резидентуры, занимались сбором различного рода информации, проводили фашистскую агитацию и пропаганду.

Гитлеровцы активно помогали судетско-немецкой партии в подрывной работе против чехословацкого государства. Их план включал присоединение Судетской области к Германии с последующим захватом ею всей Чехословакии.

Судетские фашисты, выполняя указание Гитлера, с помощью разведывательных органов Германии создали в Чехословакии по образцу гитлеровских штурмовых и охранных отрядов так называемый «свободный корпус» Генлейна, насчитывавший около 15 тыс. человек.

Оружие, боеприпасы и снаряжение для корпуса поставляла немецко-фашистская разведка. «Свободный корпус» предназначался для захвата фашистами власти в Чехословакии, а затем для выполнения полицейских функций. В помощь главарям судетских немцев фашистская разведка перебросила из Германии специально подготовленные вооруженные отряды -- четыре батальона СС «Мертвая голова», которые предназначались для совместных действий с отрядами «свободного корпуса». Одновременно в Чехословакию засылались диверсионно-террористические группы (эйнзац-группы), которые должны были в момент нападения Германии дезорганизовать тыл чехословацкой армии, уничтожать узлы связи, мосты и тоннели, разрушать предприятия оборонного значения.

Под воздействием гитлеровской разведки антиправительственную деятельность в Чехословакии развернули словацкие, венгерские, польские и украинские фашиствующие элементы. Установив с ними контакт, гитлеровские спецслужбы организовали их в единый блок во главе с судетско-немецкой партией.

Первоначально Гитлер попробовал применить в отношении чехословацкого президента метод личного давления, как это было с Шушнигом. В марте в Праге появился некий Уорд-Прайс, корреспондент английской газеты «Дейли мэйл», известный своими симпатиями к нацистам и близостью к гитлеровской верхушке. Он «доверительно» сообщил через одного из сотрудников МИД Чехословакии так называемые претензии фюрера к ее правительству, в которых предоставление автономии немецкому меньшинству являлось минимальным требованием.

«Если Чехословакия не примет требований Гитлера, -- заявил нацистский эмиссар, -- она будет в течение недели уничтожена концентрированными ударами с севера, запада и юга, особенно с юга, в нанесении которых Венгрия объединится с Германией для освобождения Словакии... Чехам предоставляется последняя возможность спасти себя и Европу как от кошмара мировой европейской войны, так и от кошмара большевизма» Было бы лучше всего, убеждал Уорд-Прайс, если бы Бенеш или чехословацкий премьер Годжа сели в самолет и, посетив Гитлера, высказали ему свои предложения.

В конце марта Генлейн, глава нацистов, проживавших в Чехословакии, получил указание прибыть в Берлин для инструктажа. Заявив о своем намерении в ближайшем будущем «разрешить» судетско-немецкую проблему, фюрер поручил ему спровоцировать в стране политический кризис, подняв вопрос о правах немецкого меньшинства в Чехословакии.

«Существо инструкций, которые Гитлер дал Генлейну, -- отмечается в записи беседы, -- сводилось к тому, что судетско-немецкая партия должна выдвинуть требования, неприемлемые для чехословацкого правительства...». Однако, если бы Прага дала на них согласие, инструкция предусматривала выдвижение новых претензий, с тем чтобы кризис ни в коем случае не был урегулирован.

Следуя полученным указаниям, судетско-немецкая партия на своем съезде в конце апреля в Карлсбаде выдвинула провокационную программу установления полного контроля гитлеровской агентуры над пограничным районом Чехословакии. В середине мая генлейновцы начали распространять в стране обращения к солдатам. Положение безнадежно, говорилось в них, всякое сопротивление германской армии бессмысленно. Генлейновская печать требовала проведения референдума; муниципальные выборы, назначенные на 22 мая, судетско-немецкая партия объявила плебисцитом по вопросу о присоединении Судетской области к Германии. Действия генлейновцев и скрытая концентрация немецко-фашистских войск на чехословацких границах давали основание полагать, что в день выборов -- 22 мая -- гитлеровцы планировали фашистский путч в пограничных районах и вооруженное вторжение.

При подготовке агрессии против Чехословакии в Берлине рассчитывали использовать правящие националистические круги Польши, их стремление к территориальным захватам. Договоренность по данному вопросу была достигнута во время визита польского министра иностранных дел Бека в Берлин в январе 1938 г. Стремясь отвлечь Бека от мысли, что вслед за оккупацией Чехословакии очередь последует за Польшей, Гитлер в переговорах с ним особенно рьяно доказывал необходимость борьбы против «угрозы коммунизма».

«...Никогда, пожалуй, в другом случае канцлер рейха не был более категоричен в отношении данных им гарантий, что ни прямые, ни косвенные интересы Польши не будут нарушены. Никогда также он не высказывал с такой силой свою враждебность к России...» -- писал Бек в мемуарах, замалчивая, разумеется, свой позорный сговор с фюрером. В мае 1938 г. правительство Польши, идя на поводу у Гитлера, сосредоточило в районе Тешина, у чешской границы, несколько соединений (три дивизии и одну бригаду пограничных войск).

Кроме того, 21 мая польский посол в Париже Лукасевич, накануне вернувшийся из Варшавы, заверил американского посла во Франции Буллита, что Польша немедленно объявит войну Советскому Союзу, если он попытается направить войска через польскую территорию для помощи Чехословакии, и что советские самолеты, если они появятся над Польшей по пути в Чехословакию, тотчас же будут атакованы польской авиацией.

Между тем расчеты гитлеровцев не оправдались. Узнав о скрытом сосредоточении германских войск на границах Чехословакии, правительство Бенеша под давлением общественного мнения срочно провело частичную мобилизацию. Под ружье были призваны: один возраст резервистов (80 тыс. человек), пять возрастов технических войск и полиции -- всего около 180 тыс. человек. Войска заняли пограничные укрепления, предотвратив опасность фашистского путча в Судетах и внезапного вторжения вооруженных сил рейха. Решимость чехословацкого народа защитить свою страну сорвала замысел агрессора.

Огромное значение для исхода майских событий имела твердая уверенность чехов и словаков в помощи Советского Союза, правительство которого с момента возникновения кризиса в германо-чехословацких отношениях решительно выступило в поддержку Чехословакии.

Еще 15 марта на вопрос американских журналистов, что намерен предпринять СССР, если Германия нападет на Чехословакию, народный комиссар иностранных дел заявил: наша страна выполнит союзнические обязательства. Во второй половине апреля чехословацкий посланник в Москве. Фирлингер сообщил в Прагу об официальной позиции Советского правительства: «СССР, если его об этом попросят, готов вместе с Францией и Чехословакией предпринять все меры по обеспечению безопасности Чехословакии. Для этого он располагает всеми необходимыми средствами. Состояние армии и авиации позволяет это сделать... Желание оказать действенную помощь будет здесь всегда, пока Чехословакия не откажется от проведения демократической политики». Учитывая обострение обстановки, правительство Советского Союза предложило начать переговоры генеральных штабов вооруженных сил СССР, Франции и Чехословакии.

По условиям советско-чехословацкого договора обязательство СССР об оказании помощи Чехословакии вступало в силу только в том случае, если Чехословакии, подвергшейся агрессии, будет оказана помощь со стороны Франции. Таким образом, отказ Франции выступить в защиту Чехословакии полностью освобождал Советский Союз от обязательства. Однако Советское правительство и в этом случае не было намерено оставить чехословацкий народ в беде. 26 апреля 1938 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин, изложив формулировку договора, определявшую условия, при которых СССР и Чехословакия были обязаны оказывать друг другу помощь, сделал исключительно важное уточнение: «Разумеется, пакт не запрещает каждой из сторон прийти на помощь, не дожидаясь Франции».

Министр иностранных дел Чехословакии Крофта и ее посланник в СССР Фирлингер в беседах с советскими представителями неоднократно выражали благодарность за твердую поддержку Советским Союзом Чехословакии. «Уверенность в том, что СССР совершенно серьезно и без всяких колебаний намеревается и готовится оказать помощь Чехословакии, в случае действительной нужды, -- отмечал Крофта 30 мая 1938 г., -- действует очень успокоительно и ободряюще на Чехословакию».

Иной была позиция западных держав. Излагая 28 апреля заявление военного министра Англии американским корреспондентам, чехословацкий посланник в Лондоне писал: «О Чехословакии он говорил весьма пессимистически. Ничто якобы не может спасти Чехословакию от немецкого господства, которое может быть достигнуто и без прямого нападения. Дословно он сказал: судьба Чехословакии предрешена». Подобное заявление в обстановке быстро нараставшего давления и угрозы фашистского рейха в отношении Чехословакии поощряло как правые силы внутри страны, так и агрессора. гитлеровский чехословакия вьетнамский бомбардировка

Вопреки надеждам международной демократической общественности британский премьер отклонил предложение Советского правительства о немедленных коллективных мерах для пресечения дальнейших действий захватчиков. Еще 24 марта 1938 г. Чемберлен, выступая в парламенте, заявил, что английское правительство не может заранее брать на себя какие-либо обязательства в районе, где его интересы «не затрагиваются в такой степени, как это имеет место в отношении Франции и Бельгии». В словах премьера звучала явная удовлетворенность: немецко-фашистская экспансия развивалась в направлении, выгодном для правящих кругов Англии.

Позиция французского правительства в связи с чехословацким кризисом основывалась на тех же политических расчетах, но имела свою специфику. Проблема взаимоотношений с Германией всегда являлась для Франции более острой, чем для Англии. Кроме того, правящие круги Франции должны были считаться с мнением своего народа, который был серьезно обеспокоен нарастанием угрозы новой войны. Весна 1938 г. была отмечена массовыми выступлениями трудящихся, требовавших от правительства активных внешнеполитических действий, усиления связей с другими государствами, прежде всего с Советским Союзом, для обеспечения безопасности страны и укрепления европейского мира. Смысл политики попустительства агрессии был ясен не только широким массам трудящихся, но и наиболее дальновидным буржуазным деятелям.

Известный французский журналист Пертинакс писал в те дни, что Франция и Англия должны твердо заявить о своем намерении защищать Чехословакию, иначе «установление германской гегемонии завершится в кратчайший срок».

Французское правительство во главе с Даладье, пришедшее к власти в апреле 1938 г., объявило, что страна будет «верна всем пактам и договорам, которые она заключила»6. Это явилось официальным подтверждением обязательств Франции, в том числе и по франко-чехословацкому договору 1924 г. о союзе и дружбе и пакту 1925 г. о взаимных гарантиях.

Однако подлинные намерения французского кабинета были далеки от его публичных деклараций. Наиболее влиятельные круги буржуазии стремились к тому, чтобы как-либо избавиться от обязательств оказать помощь Чехословакии. К числу сторонников подобного курса относился и бывший премьер Фланден, который, по свидетельству Черчилля, был «твердо убежден, что у Франции нет иного выхода, кроме соглашения с Германией». Осуществление этой «деликатной» миссии возлагалось на нового министра иностранных дел Боннэ, пользовавшегося полным доверием «двухсот семейств».

Первым шагом Даладье в области внешней политики явился его визит в Лондон в конце апреля. Как французский премьер, так и его министр иностранных дел Боннэ в переговорах с Чемберленом и Галифаксом с неожиданной твердостью заявили, что решительно настроены выполнить обязательства в отношении Чехословакии. Они тонко играли на опасениях британского премьера: если возникнет франко-германский конфликт, Англия также окажется вовлеченной в войну, а это будет означать полное крушение замыслов Чемберлена. Единственную возможность освободить Францию от ее обязательств по договору Англия усматривала в том, чтобы заставить Прагу капитулировать. Французские министры были не прочь осуществить это неблаговидное дело в «английских перчатках».

Доказывая «безвыходность» своего положения, Даладье и Боннэ побуждали англичан оказать давление на чехословацкое правительство. «Мы связаны честью по отношению к Чехословакии... Вы должны действовать!» -- заявил Даладье английским корреспондентам.

И западные державы усиливали нажим на правительство Чехословакии, рекомендуя договориться с Генлейном. 7 мая английский и французский посланники в Праге посетили министра иностранных дел и потребовали, чтобы Чехословакия пошла «как можно дальше» в удовлетворении требований судетских немцев, предупредив, что, если из-за ее «неуступчивости» возникнет вооруженный конфликт, западные державы не окажут помощи Чехословакии.

Насколько губительным был этот «дружеский» совет, раскрывает заявление Даладье в беседе с Буллитом, состоявшейся 9 мая. На вопрос последнего, не явится ли предлагавшаяся западными державами «реорганизация» чехословацкого государства началом его расчленения, французский премьер ответил, что так оно и будет и вообще положение Чехословакии после захвата Германией Австрии он считает «совершенно безнадежным».

Уже на пороге майского кризиса явно проступала суть позорной сделки, заключенной через несколько месяцев в Мюнхене. При этом западные державы спешили доказать Берлину и Риму свое стремление заставить Прагу капитулировать, усматривая в этом единственный путь прийти к соглашению с фашистскими державами, которое гарантировало бы интересы правительств Англии и Франции.

Характерным примером, раскрывающим намерения англо-французской дипломатии, может служить беседа в Берлине 10 мая 1938 г. советника английского посольства Киркпатрика с ответственным сотрудником германского МИД Бисмарком. Киркпатрик считал, что чехословацкий вопрос может быть разрешен Англией и Германией. Для этого будет достаточно германской стороне точно сформулировать свою программу, а Англии взять на себя ее осуществление в Праге.

При этом английский дипломат отметил, что подобное сотрудничество в решении чехословацкой проблемы может открыть путь к достижению длительного англо-германского соглашения по широкому кругу вопросов, касающихся будущего Европы.

Американский посол в Германии Вильсон сообщал в Вашингтон 28 апреля 1938 г., что важно «заключить такое соглашение с Берлином... которое, так сказать, канализировало бы устремления Германии и даже ее непоколебимые намерения с таким расчетом, чтобы обеспечить всеобщий мир».

Правительство США было хорошо информировано о замыслах Англии и Франции. Избегая официальных заявлений, Вашингтон на деле солидаризировался с англо-французской дипломатией. Посол Буллит сообщал в те дни, что, по мнению руководства Соединенных Штатов, предотвратить присоединение Гитлером пограничных областей Чехословакии невозможно. Опасное воздействие подобных оценок легко понять, приняв во внимание то влияние, которым пользовались США в капиталистическом мире.

В это время в самой Чехословакии начались разногласия между различными группировками буржуазии. Наиболее правые круги, представленные аграрной партией, к которой принадлежал, в частности, премьер-министр Годжа, видели возможность сохранения своих социальных позиций в установлении в стране «сильной власти», считая возможным опереться на помощь рейха. Еще до майского кризиса они давали понять гитлеровцам, что готовы пойти на уступки Генлейну и согласны расторгнуть пакт о взаимопомощи с Советским Союзом.

Другой тактической линии придерживались президент Бенеш и представляемая им группировка крупной буржуазии. На протяжении всего межвоенного периода они ориентировались на западные державы, прежде всего на Францию. Заинтересованная в сохранении чехословацкого государства, обеспечивавшего ей господствующие политические и экономические позиции внутри страны, эта часть буржуазии полагала, что от Гитлера можно добиться большего, следуя в фарватере англо-французской политики.

Располагая широкими личными связями на Западе и хорошо зная дипломатическую кухню Лиги наций, Бенеш ясно представлял себе, какого рода сговор подготавливался между «западными демократиями» и державами оси. Реакционные круги, писал он впоследствии, желали направить развитие событий таким образом, чтобы, если возникнет война, она была бы «войной между нацизмом и большевизмом». Деятельность Бенеша свидетельствует о том, что и он полностью разделял эти взгляды.

Договор с Советским Союзом президент Чехословакии рассматривал не как эффективное средство обеспечения независимости страны, а лишь как выгодный козырь в предстоящей рискованной дипломатической игре. «Отношения Чехословакии с Россией,-- пояснял Бенеш британскому посланнику Ньютону 18 мая 1938 г.,-- всегда были и будут второстепенным, фактором, зависящим от позиции Франции и Англии... Если Западная Европа потеряет интерес к России, Чехословакия также утратит к ней интерес».

Даже мысль о допуске советских войск на территорию Чехословакии для совместной обороны страны Бенеш считал «ослоумием» и невообразимой глупостью. Он внимательно прислушивался к советам Лондона и Парижа и был готов пойти на значительные уступки в переговорах с Генлейном.

Правительства Англии и Франции посоветовали Бенешу отменить мобилизацию и дать согласие на новые уступки генлейновцам. Английский посол в Берлине довел до сведения германского правительства, что кабинет Чемберлена оказывает на Прагу давление для достижения «справедливого» решения вопроса и что она обещает сделать все возможное в этих целях.

Далее английский дипломат просил Германию проявить терпение, ибо ее желания могут быть удовлетворены мирным путем. Если тем не менее военный конфликт разразится, предупреждал он, и Франция в силу своих обязательств вынуждена будет в него вмешаться, тогда Англия «не сможет гарантировать, что она не будет вовлечена в конфликт».

По расчетам правящих кругов Англии, Франции и их заокеанских партнеров, достижение договоренности с Германией предотвращало возникновение вооруженного конфликта внутри капиталистической системы, чреватого опасными социальными потрясениями. В то же время им казалась заманчивой перспектива направить «динамизм» рейха в сторону Советского Союза.

Стремясь подорвать советско-чехословацкий договор как опору независимости Чехословакии, гитлеровцы развернули бешеную антисоветскую кампанию. Они утверждали, что правительство Чехословакии, заключив договор с Москвой, превратило страну в очаг «красной опасности», «непотопляемый авианосец» большевиков. Центры немецко-фашистской пропаганды за пределами Германии пытались запугать обывателя Запада угрозой «коммунистической агрессии». Общее направление гитлеровской пропаганды отвечало устремлениям политических лидеров Англии, Франции и США.

Заявление дипломатов рейха, будто Чехословакия в результате договора с Советским Союзом превратится в плацдарм «для нападения на Германию», встретило в Лондоне и Париже понимание и сочувствие. Западные державы выдвинули тезис «нейтрализации» Чехословакии, то есть аннулирования ее договоров с Советским Союзом и Францией.

Разделяя антисоветские высказывания гитлеровцев, не скрывавших намерения в самое ближайшее время начать «поход на Восток», англо-французская дипломатия всячески поощряла их в этом. В беседах с германскими представителями английские и французские официальные лица подчеркивали «экономические трудности», якобы переживаемые СССР, «неспособность» его армии вести наступательные операции.

Такова была политическая обстановка, на фоне которой развертывалась чехословацкая трагедия. Лондон и Париж оказывали сильнейшее давление на Прагу, заставляя пойти на максимальные уступки. 25 мая германский посол в Лондоне Дирксен, ссылаясь на посланника Масарика, сообщал в Берлин, что чехословацкое правительство намерено вести переговоры по всем вопросам, в том числе и о советско-чехословацких отношениях. «Он снова и снова подчеркивал,-- писал германский посол, имея в виду Масарика,-- что его правительство готово принять все требования, если они в какой-либо мере совместимы с сохранением независимости Чехословакии. Совершенно очевидно, что Галифакс оказал на него сильное давление».

О своих демаршах в Праге Галифакс и Боннэ поспешили сообщить гитлеровцам, давая понять, что чехословацкий вопрос лучше всего решать за столом переговоров между Германией и западными державами, ибо это сотрудничество откроет путь к достижению договоренности между ними и по другим вопросам.

Настойчивость, с которой действовало при этом английское правительство, бросалась в глаза нацистским дипломатам. Правительство Чемберлена -- Галифакса, подчеркивал Дирксен, «по отношению к Германии проявляет такой максимум понимания, какой только может проявить какая-либо из возможных комбинаций английских политиков».

Прибывший в середине июля в Лондон личный адъютант Гитлера капитан Видеман в беседе с Галифаксом заявил, что фюрер намерен начать переговоры с Великобританией лишь после урегулирования проблем Центральной Европы, прежде всего судетской, разрешить которую он собирается в ближайшее время. От главы Форин офиса последовал ответ: «Передайте ему, что я надеюсь дожить до момента, когда осуществится главная цель всех моих усилий: увидеть Гитлера вместе с королем Англии на балконе Букингемского дворца...».

Позиция Англии окончательно прояснилась после заявления английского посла в Берлине Гендерсона заместителю германского министра иностранных дел Вейцзекеру, что правительство Великобритании не намерено ради чехов «пожертвовать хотя бы одним солдатом» и, если они пойдут на обострение отношений с Германией, Англия не окажет им поддержки.

Важное значение имела позиция французского правительства, которое совместно с Советским Союзом могло предотвратить надвигавшуюся катастрофу.

Но основную ставку оно делало на соглашение с Германией. 23 мая Даладье пригласил к себе на квартиру германского посла Вельчека и, отбросив дипломатические условности, поделился своими опасениями об ужасных последствиях новой войны, в результате которой, утверждал французский премьер, будет полностью уничтожена «европейская цивилизация», а на опустошенных боями территориях появятся «казаки» и «монголы».

Такая война, по его мнению, должна быть предотвращена, «даже если это потребует тяжелых жертв». Роль жертвы, отданной на заклание, отводилась, конечно, Чехословакии. Два дня спустя Бонна в беседе с Вельчеком заявил, что Франция не намерена выполнять обязательства по договору с Чехословакией. Если ее правительство сохранит «неуступчивую» позицию, Франция «будет вынуждена пересмотреть свои обязательства по договору»1. Это был акт открытого предательства.

Требуя от чехословацкого правительства «уступчивости» в переговорах с генлейновцами, роль которых как агентов рейха была общеизвестна, Боннэ прекрасно знал действительные планы гитлеровцев. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что в беседе с польским послом Лу-касевичем 27 мая 1938 г. он сказал: «План Геринга о разделе Чехословакии между Германией и Венгрией с передачей Тешинской Силезии Польше не является тайной»2. Французский министр иностранных дел использовал различные каналы для передачи в Берлин заверений, что «французы воевать не будут».

Несмотря на прямую поддержку правительств Англии и Франции в мае 1938 г., Гитлеру не удалось «проглотить» Чехословакию. Его остановила явно выраженная решимость чехословацкого народа выступить на защиту своей независимости. Но подготовка захвата Чехословакии продолжалась полным ходом.

Чехословацкий кризис 1968 г.

Предпринятая в 1965 ᴦ. хозяйственная реформа дала некоторые положительные результаты. Постепенно сглаживались различия между городом и деревней, повышался уровень жизни различных слоев населœения. Удавалось сдерживать рост цен. При этом темпы преобразований по-прежнему были низкими. Сторонники А.Новотного, с 1954 ᴦ. занимавшего пост руководителя КПЧ и президента республики, опасались, как бы новый стиль руководства экономикой не ослабил позиции партии в государстве. Острая дискуссия по этим вопросам вылилась в политический конфликт, в котором последователи преобразований в экономике столкнулись с А.Новотным и его окружением.

Важную роль в политическом развитии Чехословакии после 1956 ᴦ. сыграл словацкий вопрос, острота которого возрастала по мере роста национального самосознания словаков и некоторой либерализации режима. Национально-политические чаяния словаков вступали в противоречие с националистической позицией чешского партийного руководства. Словацкие коммунисты, выступавшие в 40-е гᴦ. за претворение в жизнь принципа равноправия в отношениях чехов и словаков, в начале 50-х гᴦ. были обвинœены в буржуазном национализме, а затем осуждены. Конституция 1960 ᴦ. усиливала пражский централизм. Права словацких органов власти существенно ограничивались, а высший орган исполнительной власти в Словакии - Корпус уполномоченных ликвидировался. Эти перемены демагогически выдавались за свидетельство успехов процесса взаимного сближения и слияния двух народов, якобы полностью отвечавшего интересам словацкого народа. Бурю негодования вызвало заявление партийных лидеров в 1963 ᴦ. о том, что даже нечего думать об отмене приговора "словацким буржуазным националистам". Тогда были освобождены из заключения Г.Гусак и Л.Новомеский, словацкие жертвы процессов 50-х годов, посмертно реабилитирован В.Клементис. Проблема конституционного положения Словакии в чехословацком государстве активно обсуждалась в словацкой партийной печати. Некоторые поступки А.Новотного расценивались как оскорбление национального достоинства словаков.

В этой обстановке руководство словацких коммунистов во главе с Александром Дубчеком (1921-1992) открыто выступило против группировки А.Новотного. Совершенно очевидной становилась крайне важно сть значительной корректировки курса в области национальных отношений чехов и словаков и преодоления ведущих свою традицию еще из межвоенного периода чехословакистских взглядов. Прага же считала, что для решения словацкой проблемы достаточно будет подтянуть уровень развития Словакии до уровня чешских земель. Словацкая оппозиция в партии и обществе способствовала ослаблению позиций А.Новотного, расценивавшего оправданные требования словаков как проявления национализма и сепаратизма.

В 60-е гᴦ. заметные признаки оттепели наблюдались также в общественной и культурной жизни. Людей покидало чувство страха, появились новые журналы либеральной ориентации. Многие театры, как, к примеру, популярный у пражских зрителœей "Семафор", живо откликались на злобу дня. В первой половинœе 60-х гᴦ. в чешской и словацкой культуре на первый план выходят деятели нового поколения, творчество которых не укладывалось в рамки прежних, предписываемых официальной идеологией схем. Важнейшим фактором общественного развития в данный период становилось общественное мнение, сдерживаемое многие годы. На него главным образом и опирались в то время реформаторские усилия. С отдельными проявлениями нонконформизма можно было справиться, однако в целом прежние методы воздействия были уже немыслимы. Трибуной формирующейся оппозиции режиму стали такие издания, как "Литерарни новины" (“Литературная газета”) и "Культурны живот"(“Культурная жизнь”). В октябре 1967 ᴦ. произошел открытый конфликт с властями пражских студентов. Для подавления организованной ими демонстрации была использована сила, что вызвало резкое осуждение общественности и ряда партийных функционеров.

Важным рубежом в развитии кризиса можно считать IV съезд писателœей в июне 1967 ᴦ., вылившийся в открытую критику существующего режима. Вслед за этим последовали конфискация издания "Литерарни новины" и преследования самых смелых из критиков.

В обстановке отчетливого кризиса политической системы первоочередной становилась задача активного поиска выхода из него. Авторитет и влияние КПЧ к этому времени заметно упали, чего не могли не видеть ее руководители. В партийных рядах шло напряженное осмысление всœего сделанного после 1948 ᴦ. На пленуме ЦК КПЧ в октябре 1967 ᴦ. А.Дубчек впервые неожиданно для А.Новотного выступил с обвинœениями в его адрес. Дубчека поддержал ряд членов ЦК, критиковавших сосредоточение функций руководителя партии и президента республики в одних руках. Новотный избрал тактику проволочек и попытался заручиться поддержкой Москвы.

На декабрьском пленуме ЦК КПЧ 1967 ᴦ. критика А.Новотного усилилась. ЦК практически раскололся на два лагеря. Впервые было выдвинуто предложение отстранить Новотного с занимаемого поста в партии. Но окончательного решения не было принято, работа пленума была прервана без каких-либо конкретных результатов. Решение всœех животрепещущих вопросов жизни государства и партии отложили до января 1968 ᴦ.

Январский пленум 1968 ᴦ. стал важным шагом в разрешении кризиса в партии. Новым ее руководителœем был избран А.Дубчек. А.Новотный, сохранивший за собой пост президента͵ и его сторонники сохраняли еще значительную власть и влияние и не теряли надежды, что перемены ограничатся только вопросами внутрипартийной жизни.

При этом представители реформаторского крыла полагали, что сутью перемен должна стать ликвидация деформаций социализма и демократизация не только партийной, но и общественной жизни. В качестве неотложных мер назывались решение словацкого вопроса, изменение отношения партии к интеллигенции и прежде всœего последовательная реабилитация всœех пострадавших в ходе политических процессов.

Для решения всœех этих задач был избран путь, учитывавший внутренние условия развития Чехословакии. После январского пленума у реформаторов появилась возможность перейти в организованное наступление против консерваторов в партии с помощью давления как “сверху”, так и “снизу”, используя доступные средства массовой информации. В начале марта 1968 ᴦ. практически была отменена цензура и на общество обрушился поток критики и разоблачений недавнего социалистического прошлого. Все это способствовало постепенному формированию гражданского общества в Чехословакии. Появился целый ряд новых общественных организаций: Клуб активных беспартийных (КАН), К-231 - организация жертв политических процессов (по статье соответствующего параграфа уголовного кодекса), готовилось воссоздание социал-демократической партии.

В ходе кампании отчетных партконференций реформаторские силы взяли верх в руководстве многих районных парторганизаций. Подлинным центром реформаторских сил стал пражский горком КПЧ, проводивший организационную, политическую и идейную координацию их деятельности. К моменту созыва апрельского 1968 ᴦ. пленума ЦК реформаторы заняли решающие посты в президиуме и секретариате ЦК КПЧ, на местах. В марте 1968 ᴦ. президентом республики был избран генерал Л.Свобода, организатор чехословацких воинских частей в СССР в годы войны, также пострадавший в период репрессий. Председателœем парламента стал Й.Смрковский, а премьером О.Черник. К весне 1968 ᴦ. в стране сложилось массовое движение, выступавшее под лозунгами социалистического обновления страны.

Подрыв позиции консерваторов в обществе сопровождался стремлением к восстановлению в политической системе принципов демократии. Контуры обновления политической системы были намечены в "Программе действий” компартии. В ней была сформулирована задача создания плюралистической модели социализма, подчеркивалась крайне важно сть автономного положения в обществе науки и культуры. Важным пунктом программы были обещание впредь уважать гражданские права, а также заявление о крайне важно сти введения федеративного устройства республики.

Но стержнем общественной консолидации стал другой документ - “Манифест 2 000 слов”. Он появился 27 июня 1968 ᴦ. и отражал неудовлетворенность общества недостаточным отпором консервативным силам со стороны реформаторов. Его автором был писатель Л.Вацулик. Манифест прямо призывал граждан республики к устранению всœех препятствий на пути реформ на местах. Партийные и государственные органы отвергли манифест как документ, призывающий к разрушению существующей политической системы. Но на общество он произвел необычайно сильное впечатление. Почти половина районных партконференций Чехии и Моравии высказалась в ходе выборов делœегатов на партийный съезд за манифест. Реформаторами было многое сделано для завоевания большинства делœегатов на предстоящем съезде КПЧ.

К лету 1968 ᴦ. о руководящей роли КПЧ в стране трудно было уже говорить. Общественность выступала за демократизацию Национального фронта͵ за реализацию на делœе принципов плюрализма и парламентской демократии, за свободную конкуренцию всœех политических сил. Звучали требования перестроить Национальный фронт на принципах партнерских отношений, разрешить деятельность оппозиционных КПЧ партий.

Кардинальные преобразования начались в массовых общественных организациях. В ходе выборов в заводские комитеты профсоюзов создавались профорганизации нового типа. Был опубликован новый проект профсоюзной программы. Произошла небывалая активизация молодежного движения. В марте 1968 ᴦ. был распущен единый Чехословацкий союз молодежи, а на его месте появилось около 20 самостоятельных молодежных организаций, сотни различных клубов по интересам.

Развернувшиеся в ЧССР политические преобразования вызвали настороженность партнеров по советскому блоку. Был проведен ряд совещаний партийных и государственных руководителœей государств Варшавского договора в Праге, Дрездене, Софии, Москве, Варшаве, где ставился вопрос об отказе от избранного чехословацкими лидерами курса. Но реформаторов во главе с А.Дубчеком так и не удалось сломить, хотя последнего обвиняли в тактике компромиссов, проволочек в исполнении обещаний и даже в искажении результатов переговоров с союзными государствами. Общественное мнение Чехословакии поддерживало реформаторский курс, а давление извне только приводило к росту антисоветских настроений.

В условиях появления серьезных разногласий между ЧССР и партнерами по советскому блоку главной задачей внутренней политики Чехословакии стала защита суверенитета страны. В этом А.Дубчеку и его сторонникам помогала значительная часть общества. Движение массовой поддержки достигло своего апогея во время переговоров советской и чехословацкой делœегаций в Чиерне-над-Тиссой в конце июля-начале августа 1968 ᴦ.

Но одновременно росло давление партнеров ЧССР по Варшавскому договору, особенно руководителœей ГДР, требовавших решительной борьбы с “антисоциалистическими силами”. Пытаясь ослабить данный натиск, А.Дубчек на встрече в Братиславе в августе 1968 ᴦ. согласился подтвердить декларацию о единстве социалистических стран в борьбе против империализма и признал, что защита общесоциалистических ценностей является общей интернациональной обязанностью всœех государств, но это не удовлетворило союзников. На этой базе для предотвращения возможного выхода Чехословакии из советского блока было решено ввести в республику войска ряда государств Варшавского договора.

Курс А.Дубчека на построение “социализма с человеческим лицом” наталкивался на определœенное сопротивление и в рядах самой КПЧ. 20 августа 1968 ᴦ. состоялось заседание президиума ЦК КПЧ, на котором несогласные с проводимой политической линией члены партийного руководства предприняли неудачную попытку перехватить власть в стране.

В ночь с 20 на 21 августа 1968 ᴦ. войска СССР, Болгарии, Венгрии, Польши и ГДР приступили к оккупации Чехословакии, положившей начало свертыванию процесса демократизации. Οʜᴎ не встретили вооруженного сопротивления и довольно быстро заняли всю страну. Рано утром 21 августа первый секретарь ЦК КПЧ А.Дубчек, председатель правительства О.Черник, председатель Национального собрания А.Смрковский, председатель Национального фронта Ф.Кригель, секретарь горкома КПЧ в Праге Б.Шимон и секретарь брненского обкома КПЧ Й.Шпачек подверглись аресту, а затем были увезены в СССР.

Вторжение вызвало волну недовольства чехословацкой общественности. Исчезли таблички с названиями улиц и транспортные указатели, в городах появилось множество плакатов и надписей на стенах домов, содержавших протест против грубого насилия и высмеивавших “братских союзников”. После занятия войсками зданий редакций радио, телœевидения и газет сторонникам реформ удалось наладить передачи из других мест, и даже выпуск газет. Общественность в ходе собраний и демонстраций выражала полную поддержку руководству страны и осуждала интервенцию.

Попытки при поддержке советской стороны создать так называемое “рабоче-крестьянское” правительство во главе с А.Индрой потерпели провал. Добиться одобрения акции стран Варшавского договора со стороны органов власти не удалось. Против нее уже 21 августа 1968 ᴦ. высказались в своем заявлении президиум ЦК КПЧ, парламент, правительство. Министр иностранных дел Чехословакии А.Гаек осудил ввод войск в своем выступлении в Совете Безопасности ООН. В Праге спешно, в нелœегальных условиях был созван XIV чрезвычайный съезд КПЧ, получивший по месту проведения название “высочанского”, хотя и без участия словацких делœегатов. Около 1200 ранее избранных делœегатов съезда одобрили протест президиума ЦК КПЧ против оккупации. Был также избран новый ЦК. Несмотря на сопротивление части президиума ЦК КПС, под влиянием событий в Праге в Братиславе был созван чрезвычайный съезд компартии Словакии.

С 23 по 26 августа 1968 ᴦ. в Москве проходили переговоры с насильно депортированными в СССР чехословацкими руководителями. В их ходе чехословацкой стороне был навязан протокол, в котором было зафиксировано стремление сторон к нормализации обстановки в ЧССР путем сворачивания начатых политических и экономических реформ. После этого чешские и словацкие лидеры вернулись в страну и приступили к исполнению своих обязанностей.

Участник московских переговоров Г.Гусак добился принятия чрезвычайным съездом компартии Словакии решения считать ”высочанский”съезд КПЧ неправомочным из-за отсутствия на нем словацкой делœегации. Съезд КПС также решительно потребовал переустройства ЧССР на федеративной основе.

Решение о федеративном устройстве ЧССР было принято 28 августа 1968 ᴦ. Оно вступило в силу 1 января 1969 ᴦ. Чехословацкая Социалистическая Республика вплоть до начала 90-х годов состояла из Чешской и Словацкой социалистических республик.

В связи с изменением устройства государства с унитарного на федеративное, произошла реорганизация высших органов государственной власти. Вместо Национального собрания был создано Федеральное собрание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в структурном отношении состояло из двух палат: палаты народа и палаты национальностей. Носителœем законодательной власти в Чешской Республике был Чешский национальный совет, а в Словакии - Словацкий национальный совет. Компартия же оставалась единой.

Решение словацкого вопроса положило начало серьезным изменениям в национальной политике в ЧССР. До 1968 ᴦ. национальные проблемы, как правило, не ставились и не решались. В период “пражской весны” превалировал принцип - сначала демократизация, затем федерализация. Последующий ход событий заставил отказаться от такого подхода и вплотную заняться нормализацией межнациональных отношений в стране. Уже в октябре 1968 ᴦ. был принят важный закон о положении национальностей в ЧССР, существенно изменявший их статус. Закон впервые официально признавал существование национальных меньшинств и их права, гарантировал свободу национального развития. На его базе с конца 60-х гᴦ. стали создаваться культурные объединœения и общества граждан немецкой, венгерской, украинской и польской национальности. Самым многочисленным было венгерское меньшинство (по данным 1983 ᴦ. - более 580 тыс. человек, что составляло около 4 % всœего населœения Чехословакии), компактно проживающее в основном в Южной Словакии. Несмотря на принятое в 1945 ᴦ. решение о депортации немцев и венгров, последние в основной своей массе остались в Чехословакии.

Чехословацкий кризис 1968 г. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Чехословацкий кризис 1968 г." 2017, 2018.

Александр Дубчек - первый секретарь КПЧ (январь-август 1968)

В 1968 г. почти восемь месяцев Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР) переживала период глубоких перемен, беспрецедентных в истории коммунистического движения. Эти преобразования стали закономерным результатом нарастающего кризиса в этой относительно благополучной и развитой стране, в политической культуре которой глубоко укоренились преимущественно демократические традиции. Процесс демократизации в Чехословакии, подготовленный реформистски настроенными силами внутри КПЧ, в течение ряда лет шел почти незаметно для большинства аналитиков и политических деятелей Запада и Востока, в том числе и для советских руководителей. Они неверно истолковали характер политического конфликта внутри КПЧ в конце 1967 г., который привел к смещению в январе 1968 г. первого секретаря Президиума ЦК КПЧ А. Новотного. Вместо него был избран А. Дубчек, выпускник Высшей партийной школы при ЦК КПСС, прекрасно говоривший по-русски.

В конце марта А. Новотный подал в отставку с поста президента ЧССР. Вместо него, по рекомендации ЦК КПЧ, на этот пост был избран герой второй мировой войны, генерал Людвик Свобода, против которого советские руководители также не имели возражений.

Падение Новотного было не просто итогом борьбы за власть внутри чехословацкого руководства, а произошло по ряду причин, среди которых: экономический кризис 1962 - 1963 гг., пробудивший стремление к экономическим реформам, медленный ход процесса политической реабилитации репрессированных, открытое инакомыслие писателей и студентов, пробуждение реформистски настроенных интеллектуальных слоев в партии, начавших борьбу за свободу мысли и выражения взглядов.

Затяжной характер политического кризиса, упорное противодействие Новотного и его сторонников Дубчеку, ряд скандальных происшествий 1968 г. (например, сенсационный побег в США генерала Яна Чейны, сопровождаемый слухами о неудавшейся попытке военного переворота в пользу восстановления Новотного), ослабление цензуры - все это способствовало мобилизации общественной поддержки нового руководства. Заинтересованные в реформах лидеры КПЧ включили свою плюралистическую концепцию социализма "с человеческим лицом" в "Программу действий", принятую в апреле 1968 г. в качестве "Великой хартии вольностей" нового руководства Дубчека. Кроме того, Дубчек разрешил создание ряда новых политических клубов, а также отменил цензуру; в области внешней политики решено было проводить более независимый курс, отвечающий, однако, интересам Варшавского Договора в целом и политики СССР - в частности.

Поразительная стремительность событий в ЧССР в январе - апреле 1968 г. создала дилемму для советского руководства. Отставку ориентировавшихся на Москву сторонников Новотного, а особенно реформистские программы руководства Дубчека и возрождение свободы печати привели, с советской точки зрения, к опасной ситуации в одной из ключевых стран Восточной Европы. Кроме того, руководство ряда стран - участниц Варшавского Договора думало о возросшей, по их мнению, уязвимости границ и территории Чехословакии, перспективе выхода ее из Варшавского Договора, в результате которого произошел бы неизбежный подрыв восточноевропейской системы военной безопасности.

Потенциально ситуация в ЧССР могла затронуть соседние восточноевропейские страны, да и сам Советский Союз. Чехословацкий лозунг "социализм с человеческим лицом" ставил под сомнение гуманность советского социализма. "Великая хартия вольностей" означала гораздо большую степень внутрипартийной демократии, предоставление большей автономии государственному аппарату, другим политическим партиям и парламенту, восстановление гражданских прав (свободы собраний и ассоциаций) и более решительное продолжение политической реабилитации, восстановление национальных прав этнических меньшинств в рамках федерации, проведение экономической реформы и др.

Прага. Август 1968г.

Возможность "цепной реакции" в соседних социалистических странах, где еще были свежи в памяти социальные потрясения недавнего прошлого (ГДР в 1953 году, Венгрия в 1956 году), обусловила враждебность к чехословацкому "эксперименту" не только советского, но и восточногерманского (В. Ульбрихт), польского (В. Гомулка) и болгарского (Т. Живков) руководства. Более сдержанную позицию занимал Я. Кадар (Венгрия).

Однако "Пражская весна" представляла собой протест иного рода, нежели тот, с которым советские лидеры столкнулись в Венгрии в 1956 году. Руководство Дубчека не бросало вызова основам обеспечения интересов национальной безопасности СССР, оно не выступало с предложением о ревизии внешнеполитической ориентации Чехословакии. Не подвергалось сомнению сохранение членства в ОВД и СЭВ. Ограниченный плюрализм также не означал утраты общего контроля со стороны компартии: власть, хотя и несколько рассредоточенная, сохранялась бы в руках реформистски настроенного партийного руководства.

С точки зрения советского руководства, события в ЧССР создавали проблемы и были потенциально опасны. Обжегшись на Венгрии, советские руководители долгое время не могли определить свой курс в отношении происходящего в ЧССР. Следует ли на корню уничтожить или просто ограничить перемены, которые произошли там после января? Какие средства следует использовать, чтобы повлиять на Чехословакию? Ограничиться ли политическими и экономическими действиями или прибегнуть к вооруженному вмешательству?

Несмотря на то что в Кремле были едины в негативном отношении к чехословацкому реформизму, там долго не склонялись к военному вторжению. Некоторые члены советского руководства занялись интенсивными поисками мирного решения проблемы. Это стало очевидным после марта 1968 г., когда Советское правительство начало применять ряд средств политического и психологического давления с целью убедить Дубчека и его коллег в необходимости замедлить назревавшие перемены.

Советская сторона оказывала политический нажим на руководство Дубчека в ходе различных встреч и переговоров: на многосторонней встрече в Дрездене в марте, во время двусторонней встречи руководителей КПСС и КПЧ в Москве в мае, на беспрецедентных переговорах на высшем уровне между Политбюро ЦК КПСС и Президиумом ЦК КПЧ в Чиерне-над-Тисой в июле, в Братиславе - в августе 1968 года. На встречу руководителей Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши и СССР в Варшаве (июль 1968 г.) чехословацкая делегация прибыть отказалась.

Обострению ситуации способствовали также сначала сдержанная реакция, а затем категорический отказ чехословацкого руководства принять неоднократные предложения о размещении советского воинского контингента на территории ЧССР.

Политический нажим сопровождался психологическим давлением: вблизи границ Чехословакии проводились крупномасштабные учения войск ОВД с участием СССР, ГДР и Польши. Позже использовался такой вид психологического воздействия, как присутствие войск стран Варшавского Договора на территории ЧССР во время и после военных учений в июне и июле 1968 г.

Кроме того, советское руководство не исключало возможности применения и экономических санкций против ЧССР как формы давления. Однако, несмотря на появившиеся в конце апреля 1968 г. сообщения о прекращении советских поставок зерна, каких-либо реальных подтверждений использования экономических рычагов не было.

Чехословацкий кризис 1968 г.

События, которые имели место в Чехословакии в течение 1968 г., вошли в историю под названием «Пражской весны». «Пражская весна» (чеш. Pražské jaro, словацк. Pražská jar) – период политической и культурной либерализации в Чехословакии. Начало периода – 5 января 1968 г., когда реформатор Александр Дубчек был избран первым секретарем Коммунистической партии Чехословакии. Конец периода – 21 августа 1968 г., когда СССР и остальные члены Варшавского договора (за исключением) Румынии, вторглись в страну для подавления реформ.

Реформы А. Дубчека были попытками предоставить дополнительные права граждан в акт частичной децентрализации экономики и демократизации страны. Также предоставлялись демократические свободы, включая ослабление ограничений на СМИ, свободу слова и свободы передвижения. После всенародного обсуждения о разделении страны на федерацию трёх республик (Богемии, Моравии-Силезии и Словакии) А. Дубчек курировал решение о разделе на две части – на Чешскую и Словацкую республики. Это единственное изменение, которое пережило конец «Пражской весны».

Реформы, особенно в области децентрализации административной власти, не были одобрены руководством СССР, которое после неудачных переговоров приняло решение о вводе войск стран – участников Варшавского договора в Чехословакию.

Политические реформы А. Дубчека и его соратников (О. Шик, И. Пеликан, З. Млынарж и др.), которые стремились создать «социализм с человеческим лицом», не представляли собой полного отхода от прежней политической линии, как это было в Венгрии в 1956 г., однако рассматривались руководителями СССР и ряда соцстран как угроза партийно-административной системе СССР и стран Восточной Европы, а также целостности и безопасности «советского блока».

Советское руководство опасалось, что в случае проведения чешскими коммунистами независимой внутренней политики СССР потеряет контроль над Чехословакией. Подобный поворот событий грозил расколом восточноевропейского социалистического блока как в политическом, так и военно-стратегическом плане. Политика ограниченного государственного суверенитета в странах социалистического блока, допускающая в том числе применение военной силы, если это было необходимо, получила на Западе название «доктрины Брежнева».

В конце марта 1968 г. ЦК КПСС разослал партийному активу закрытую информацию о положении в Чехословакии. В этом документе говорилось: «…в последнее время события развиваются в отрицательном направлении. В Чехословакии ширятся выступления безответственных элементов, требующих создать "официальную оппозицию", проявлять "терпимость" к различным антисоциалистическим взглядам и теориям. Неправильно освещается прошлый опыт социалистического строительства, выдвигаются предложения об особом чехословацком пути к социализму, который противопоставляется опыту других социалистических стран, делаются попытки бросить тень на внешнеполитический курс Чехословакии и подчёркивается необходимость проведения "самостоятельной" внешней политики. Раздаются призывы к созданию частных предприятий, отказу от плановой системы, расширению связей с Западом. Более того, в ряде газет, по радио и телевидению пропагандируются призывы "к полному отделению партии от государства", к возврату ЧССР к буржуазной республике Масарика и Бенеша, превращению ЧССР в "открытое общество" и другие…».

23 марта 1968 г. на съезде коммунистических партий в Дрездене прозвучала критика реформ в Чехословакии. После совещания в Дрездене советское руководство приступило к разработке вариантов действий в отношении Чехословакии, в том числе и военных мер. Учитывая складывающуюся военно-политическую обстановку, весной 1968 г. объединённым командованием Варшавского договора совместно с Генеральным штабом ВС СССР была разработана операция под кодовым названием «Дунай».

8 апреля 1968 г. командующий воздушно-десантными войсками генерал В.Ф. Маргелов получил директиву, согласно которой приступил к планированию применения воздушных десантов на территории ЧССР. В директиве говорилось: «Советский Союз и другие социалистические страны, верные интернациональному долгу и Варшавскому Договору, должны ввести свои войска для оказания помощи Чехословацкой народной армии в защите Родины от нависшей над ней опасности». В документе подчеркивалось также: «…если войска Чехословацкой народной армии с пониманием отнесутся к появлению советских войск, в этом случае необходимо организовать с ними взаимодействие и совместно выполнять поставленные задачи. В случае, если войска ЧНА будут враждебно относиться к десантникам и поддержат консервативные силы, тогда необходимо принимать меры к их локализации, а при невозможности этого – разоружать».

Одновременно с этим, шли переговоры. 4 мая 1968 г. Л.И. Брежнев принял делегацию во главе с А. Дубчеком в Москве, где остро критиковал положение в ЧССР, но на ней взаимопонимания достичь не удалось. 15 июля 1968 г. руководители коммунистических партий направили открытое письмо ЦК КПЧ, 29 июля – 1 августа 1968 г. состоялась встреча Президиума ЦК КПЧ и Политбюро ЦК КПСС в Чьерне-над-Тисоу, 17 августа 1968 г. А. Дубчек встретился в Комарно с Я. Кадаром, который указал ему, что ситуация становится критической.

27 июня 1968 г. в пражской газете «Литерарни новины» и других чехословацких газетах за подписями около шестидесяти интеллектуалов был опубликован манифест «Две тысячи слов, обращённых к рабочим, крестьянам, служащим, учёным, работникам искусства и всем прочим» с требованием дальнейших реформ. Он был особенно негативно воспринят руководством СССР.

16 августа 1968 г. в Москве на заседании Политбюро ЦК КПСС состоялось обсуждение положения в Чехословакии и были одобрены предложения о вводе войск. Тогда же было принято письмо Политбюро ЦК КПСС в адрес Президиума ЦК КПЧ. 17 августа 1968 г. советский посол С. Червоненко встретился с президентом Чехословакии Л. Свободой и сообщил в Москву, что в решающий момент президент будет вместе с КПСС и СССР. В тот же день группе «здоровых сил» в КПЧ были направлены подготовленные в Москве материалы для текста Обращения к чехословацкому народу. Планировалось, что они создадут Революционное рабоче-крестьянское правительство. Был заготовлен и проект обращения правительств СССР, ГДР, Польши, Венгрии, Болгарии к народу Чехословакии, а также к чехословацкой армии.



18 августа 1968 г. в Москве состоялась встреча лидеров СССР, ГДР, Польши, Венгрии, Болгарии. Были согласованы соответствующие мероприятия, в том числе выступление «здоровых сил» КПЧ с просьбой о военной помощи. В послании президенту Чехословакии Л. Свободе от имени участников совещания в Москве, в качестве одного из главных доводов отмечалось получение просьбы об оказании помощи вооруженными силами чехословацкому народу от «большинства» членов Президиума ЦК КПЧ и многих членов правительства Чехословакии.

В конце концов, период политического либерализма в Чехословакии закончился вводом в страну около 500 тыс. солдат и офицеров из стран Варшавского договора в ночь с 20 на 21 августа 1968 г. Исполняя приказ Президента ЧССР и Верховного Главнокомандующего ВС ЧССР Людвика Свободы, чехословацкая армия не оказала сопротивления. Вторжение произошло накануне съезда Коммунистической партии Чехословакии, на котором, как ожидалось, реформы должны были получить решительную поддержку. Съезд партии всё-таки был проведён – он состоялся на одном из местных заводов, и его участники на самом деле высказали поддержку начатым реформам, но это уже не имело никакого значения.

Действия войск стран – участников Варшавского договора вкладываются в рамки операции «Дунай» (21 августа – 11 сентября 1968 г.). Наиболее крупный контингент войск был выделен от СССР. Объединённой группировкой командовал генерал армии И.Г. Павловский.

Политической целью операции «Дунай» была смена политического руководства страны и установление в Чехословакии лояльного СССР режима. Войска должны были захватить важнейшие объекты в Праге, сотрудники КГБ должны были арестовать чешских реформаторов, а затем было запланировано проведение Пленума ЦК КПЧ и сессии Национального собрания, где должно было смениться высшее руководство. При этом большая роль отводилась президенту Чехословакии Л. Свободе. Политическое руководство операцией в Праге осуществлял член Политбюро ЦК КПСС К. Мазуров.

Военную подготовку операции осуществлял главнокомандующий Объединёнными Вооружёнными Силами стран Варшавского договора маршал И.И. Якубовский, однако за несколько дней до начала операции её руководителем был назначен главнокомандующий Сухопутными войсками, заместитель министра обороны СССР, генерал армии И.Г. Павловский.

В целом численность введённых в Чехословакию войск составляла:

СССР – 18 мотострелковых, танковых и воздушно-десантных дивизий, 22 авиационных и вертолётных полка, всего около 170000 человек;

ГДР – 1 мотострелковая и 1 танковая дивизии, всего до 15000 человек;

Польша – 5 пехотных дивизий, всего до 40000 человек;

Венгрия – 8-я мотострелковая дивизия, отдельные части, всего 12500 человек;

Болгария – 12-й и 22-й мотострелковые полки, общей численностью 2164 чел. и 1 танковый батальон, имевший на вооружении 26 машин Т-34.

Дата ввода войск была назначена на вечер 20 августа 1968 г., когда проводилось заседание Президиума ЦК КПЧ.

В 22:15 20 августа 1968 г. в войска поступил сигнал «Влтава-666» о начале операции. В 23:00 20 августа 1968 г. в войсках, предназначенных для вторжения, была объявлена боевая тревога. По каналам закрытой связи всем фронтам, армиям, дивизиям, бригадам, полкам и батальонам был передан сигнал на выдвижение.

Заранее были разработаны «Распоряжения по взаимодействию на операцию "Дунай"». На боевой технике, участвовавшей во вторжении, были нанесены белые полосы. Вся боевая техника советского и союзного производства без белых полос подлежала «нейтрализации», желательно без стрельбы. В случае сопротивления бесполосные танки и другая боевая техника подлежали уничтожению без предупреждения и без команд сверху. При встрече с войсками НАТО было приказано немедленно останавливаться и без команды не стрелять.

Ввод войск осуществлялся в 18 местах с территории СССР, ГДР, ПНР и ВНР. В Прагу вступили части 20-й Гвардейской армии из Группы советских войск в Германии, которые установили контроль над основными объектами столицы Чехословакии. Одновременно в Праге и Брно были высажены две советские воздушно-десантные дивизии.

При известии о вторжении в кабинете А. Дубчека в ЦК КПЧ срочно собрался Президиум КПЧ. Большинство – 7 против 4 – проголосовали за заявление Президиума КПЧ, осуждающее вторжение. В заявлении также содержался призыв к срочному созыву партийного съезда. Сам А. Дубчек в своём радиовоззвании к жителям страны призвал граждан сохранять спокойствие и не допустить кровопролития и фактического повторения венгерских событий 1956 г.

К 4:30 утра 21 августа 1968 г. здание ЦК КПЧ было окружено советскими войсками, в здание ворвались советские десантники и арестовали присутствовавших, в т.ч. А. Дубчека.

Спустя четыре часа после высадки первых групп десантников важнейшие объекты Праги и Брно оказались под контролем союзных войск. Основные усилия десантников направлялись на захват зданий ЦК КПЧ, правительства, министерства обороны и генерального штаба, а также здания радиостанции и телевидения. По заранее разработанному плану к основным административно-промышленным центрам ЧССР направлялись колонны войск. Соединения и части союзных войск размещались во всех крупных городах. Особое внимание уделялось охране западных границ ЧССР.

В 10 утра 21 августа 1968 г. А. Дубчека, премьер-министра О. Черника, председателя парламента Й. Смрковского, членов ЦК КПЧ Й.Шпачека и Б. Шимона, и главу Национального фронта Ф.Кригеля вывели из здания ЦК КПЧ сотрудники КГБ и сотрудники StB, а затем их вывезли на аэродром и доставили в Москву.

К концу дня 21 августа 1968 г. 24 дивизии стран Варшавского договора заняли основные объекты на территории Чехословакии. Войска СССР и его союзников заняли все пункты без применения оружия, так как чехословацкой армии было приказано не оказывать сопротивления.

По призыву президента страны граждане Чехословакии не оказывали вооружённого отпора войскам вторжения. Тем не менее, повсеместно войска встречали пассивное сопротивление местного населения. Чехи и словаки отказывались предоставлять советским войскам питьё, продукты питания и топливо, меняли дорожные знаки для затруднения продвижения войск, выходили на улицы, пытались объяснить солдатам суть происходящих в Чехословакии событий, апеллировали к русско-чехословацкому братству. Граждане требовали вывода иностранных войск и возврата вывезенных в СССР руководителей партии и правительства.

По инициативе Пражского городского комитета КПЧ досрочно, на территории завода в Высочанах (район Праги) начались подпольные заседания XIV съезда КПЧ, правда, только из делегатов Чехии, делегаты из Словакии не успели прибыть. Представители консервативно настроенной группы делегатов на съезде не были избраны ни на один из руководящих постов в КПЧ.

Советское руководство было вынуждено искать компромиссное решение. Вывезенные в СССР члены руководства ЦК КПЧ были доставлены в Москву. Президент Л. Свобода вместе с Г. Гусаком, в тот момент являвшимся заместителем главы правительства также прибыл в Москву.

24-27 августа 1968 г. в Москве состоялись переговоры, в ходе которых советские руководители стремились подписать с чехословацкими руководителями документ, в котором бы прежде всего оправдывался ввод войск как вынужденная мера по причине невыполнения обязательств чехословацкой стороны, принятых по итогам переговоров в Чиерне-над-Тисой и Братиславе, и неспособности предотвратить возможный государственный переворот «контрреволюционных сил». Также требовалось объявить решения съезда КПЧ в Высочанах недействительными и отложить созыв нового съезда партии. Переговоры проходили в обстановке нажима и скрытых угроз. Руководители Чехословакии заявляли, что ввод войск был неспровоцированным и неоправданным шагом, который повлечёт тяжёлые последствия, в том числе в международном плане. Такой же позиции придерживался и Г. Гусак, отметивший, что цели, которые ставили руководители СССР, можно было достичь другими, невоенными средствами.

Но в итоге А. Дубчек и его товарищи решились на подписание Московского протокола (подписать его отказался только Ф. Кригель), добившись лишь согласия с решениями январского и майского (1968 г.) Пленумов ЦК КПЧ и обещания вывести войска в будущем. Итогом переговоров стало совместное коммюнике, в котором сроки вывода войск ОВД ставились в зависимость от нормализации обстановки в ЧССР.

По современным данным, в ходе вторжения было убито 108 и ранено более 500 граждан Чехословакии, в подавляющем большинстве мирных жителей. Наибольшее число жертв среди мирных жителей было в Праге в районе здания Чешского радио. Многочисленны свидетельства о гибели мирных жителей, в том числе среди несовершеннолетних и лиц пожилого возраста, в Праге, Брно, Кошице, Либерце, Попраде и других городах Чехословакии в результате немотивированного применения оружия советскими солдатами. Известно также о вынужденном обстреле здания Национального музея советскими танками.

Всего с 21 августа по 20 сентября 1968 г. боевые потери советских войск составили 12 человек погибшими и 25 ранеными. Небоевые потери за этот же период – 84 погибших и умерших, 62 раненых и травмированных. Также в результате катастрофы вертолёта в районе г. Теплице погибли 2 советских корреспондента К. Непомнящий и А. Зворыкин.

В результате ввода войск в Чехословакию был прерван процесс политических и экономических реформ. На апрельском (1969 г.) пленуме ЦК КПЧ первым секретарём был избран Г. Гусак. Реформаторы были отстранены от должностей, начались репрессии. Страну покинуло несколько десятков тысяч человек, в том числе множество представителей культурной элиты страны.

На территории Чехословакии советское военное присутствие сохранялось до 1991 г. Договор об условиях пребывания советских войск на территории Чехословакии стал одним из главных военно-политических итогов ввода войск пяти государств, удовлетворивших руководство СССР и ОВД.

21 августа 1968 г. представители группы стран (США, Великобритания, Франция, Канада и др.) выступили в Совете Безопасности ООН с требованием вынести «чехословацкий вопрос» на заседание Генеральной Ассамблеи ООН. Представители СССР (совместно с венгерскими представителями) проголосовали против. Затем и представитель ЧССР потребовал снять этот вопрос с рассмотрения ООН. С осуждением военного вмешательства пяти государств выступили правительства четырёх социалистических стран – Румынии, Югославии, Албании, КНР, а также ряд коммунистических партий стран Запада.