При выполнении какого из нижеперечисленных.

Домашнее задание 8 класс.

Алгоритм для конкретного исполнителя

с фиксированным набором команд

Исполнители Черепашка и Муравей.

Вариант № 1

Вперёд n Направо m

При вы­пол­не­нии ка­ко­го из пе­ре­чис­лен­ных ниже ал­го­рит­мов на экра­не по­явил­ся пра­виль­ный треугольник?

1) По­вто­ри 3 [Вперёд 50 На­пра­во 20 На­пра­во 25]

2) По­вто­ри 3 [Вперёд 50 На­пра­во 100 На­пра­во 20]

3) По­вто­ри 6 [Вперёд 50 На­пра­во 10 На­пра­во 20]

4) По­вто­ри 6 [Вперёд 50 На­пра­во 20 На­пра­во 40]

Вверх N,

Вниз N,

Вправо N,

Влево N

Запись

Повтори k раз

Команда1 Команда2 Ко­ман­даЗ

Конец

Команда1 Команда2 КомандаЗ вправо 2 вверх 2

Повтори 3 раза

Вправо 2 вниз 1 влево 2

Конец

Влево 3

В какой клетке окажется буква Т стро­ке после вы­пол­не­ния этого алгоритма?

Вариант № 2

1. Исполнитель Че­ре­паш­ка пе­ре­ме­ща­ет­ся на экра­не компьютера, остав­ляя след в виде линии. В каж­дый кон­крет­ный мо­мент из­вест­но по­ло­же­ние ис­пол­ни­те­ля и на­прав­ле­ние его движения. У ис­пол­ни­те­ля су­ще­ству­ет две команды: Вперёд n (где n - целое число), вы­зы­ва­ю­щая пе­ре­дви­же­ние Че­ре­паш­ки на n шагов в на­прав­ле­нии движения; Направо m (где m - целое число), вы­зы­ва­ю­щая из­ме­не­ние на­прав­ле­ния дви­же­ния на m гра­ду­сов по ча­со­вой стрелке. За­пись Повтори k [Команда1 Команда2 КомандаЗ] означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд в скоб­ках по­вто­рит­ся k раз.

Повтори 180 [Вперёд 45 На­пра­во 90]

1) правильный 180-угольник

2) квадрат

3) правильный восьмиугольник

Вверх N,

Вниз N,

Вправо N,

Влево N

(где N - целое число от 1 до 7), пе­ре­ме­ща­ю­щие ис­пол­ни­те­ля на N кле­ток вверх, вниз, впра­во или влево соответственно.

Запись

Повтори k раз

Команда1 Команда2 Ко­ман­даЗ

Конец

означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд Команда1 Команда2 КомандаЗ по­вто­рит­ся k раз. Если на пути Му­ра­вья встре­ча­ет­ся кубик с буквой, то он пе­ре­ме­ща­ет его по ходу движения. Пусть, например, кубик с бук­вой О на­хо­дит­ся в клет­ке Е6. Если Му­ра­вей вы­пол­нит ко­ман­ды вправо 2 вверх 2 , то сам ока­жет­ся в клет­ке Е7, а кубик с бук­вой О в клет­ке Е8.

Пусть Му­ра­вей и ку­би­ки рас­по­ло­же­ны так, как ука­за­но на рисунке. Му­ра­вью был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий алгоритм:

Вниз 4

Повтори 3 раз

Вправо 1 вверх 1 влево 1

Конец

1) КОМ

2) ЛОМ

3) ДОМ

4) ТОМ

Вариант № 3

1. Исполнитель Че­ре­паш­ка пе­ре­ме­ща­ет­ся на экра­не компьютера, остав­ляя след в виде линии. В каж­дый кон­крет­ный мо­мент из­вест­но по­ло­же­ние ис­пол­ни­те­ля и на­прав­ле­ние его движения. У ис­пол­ни­те­ля су­ще­ству­ет две команды: Вперёд n (где n - целое число), вы­зы­ва­ю­щая пе­ре­дви­же­ние Че­ре­паш­ки на n шагов в на­прав­ле­нии движения; Направо m (где m - целое число), вы­зы­ва­ю­щая из­ме­не­ние на­прав­ле­ния дви­же­ния на m гра­ду­сов по ча­со­вой стрелке. За­пись Повтори k [Команда1 Команда2 КомандаЗ] означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд в скоб­ках по­вто­рит­ся k раз.

Черепашке был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий алгоритм: Повтори 5 [Вперёд 80 На­пра­во 90] .

2) правильный девятиугольник

3) правильный пятиугольник

2. Исполнитель Му­ра­вей пе­ре­ме­ща­ет­ся по полю, разделённому на клетки. Раз­мер поля 8x8, стро­ки ну­ме­ру­ют­ся числами, столб­цы обо­зна­ча­ют­ся буквами. Му­ра­вей может вы­пол­нять ко­ман­ды движения:

Вверх N,

Вниз N,

Вправо N,

Влево N

(где N - целое число от 1 до 7), пе­ре­ме­ща­ю­щие ис­пол­ни­те­ля на N кле­ток вверх, вниз, впра­во или влево соответственно.

Запись

Повтори k раз

Команда1 Команда2 Ко­ман­даЗ

Конец

означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд Команда1 Команда2 КомандаЗ по­вто­рит­ся k раз. Если на пути Му­ра­вья встре­ча­ет­ся кубик, то он пе­ре­ме­ща­ет его по ходу движения. Пусть, например, кубик на­хо­дит­ся в клет­ке Е4. Если Му­ра­вей вы­пол­нит ко­ман­ды вправо 2 вниз 2 ЕЗ , а кубик в клет­ке Е2 .

7

6

5

4

3

2

1

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

Повтори 2 раз

Вправо 2 вниз 1 влево 2

Конец

1) Д2

2) Е2

3) Е1

4) ГЗ

Вариант № 4

1. Исполнитель Че­ре­паш­ка пе­ре­ме­ща­ет­ся на экра­не компьютера, остав­ляя след в виде линии. В каж­дый кон­крет­ный мо­мент из­вест­но по­ло­же­ние ис­пол­ни­те­ля и на­прав­ле­ние его движения. У ис­пол­ни­те­ля су­ще­ству­ет две команды: Вперёд n (где n - целое число), вы­зы­ва­ю­щая пе­ре­дви­же­ние Че­ре­паш­ки на n шагов в на­прав­ле­нии движения; Направо m (где m - целое число), вы­зы­ва­ю­щая из­ме­не­ние на­прав­ле­ния дви­же­ния на m гра­ду­сов по ча­со­вой стрелке. За­пись Повтори k [Команда1 Команда2 КомандаЗ] означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд в скоб­ках по­вто­рит­ся k раз.

Черепашке был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий алгоритм: Повтори 9 [Вперёд 70 На­пра­во 90] . Какая фи­гу­ра по­явит­ся на экране?

1) незамкнутая ло­ма­ная линия

2) правильный девятиугольник

3) правильный восьмиугольник

4) правильный четырёхугольник

2. Исполнитель Му­ра­вей пе­ре­ме­ща­ет­ся по полю, разделённому на клетки. Раз­мер поля 8x8, стро­ки ну­ме­ру­ют­ся числами, столб­цы обо­зна­ча­ют­ся буквами. Му­ра­вей может вы­пол­нять ко­ман­ды движения:

Вверх N,

Вниз N,

Вправо N,

Влево N

(где N - целое число от 1 до 7), пе­ре­ме­ща­ю­щие ис­пол­ни­те­ля на N кле­ток вверх, вниз, впра­во или влево соответственно.

Запись

По­вто­ри k раз

Команда1 Команда2 Ко­ман­даЗ

кц

означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд Команда1 Команда2 КомандаЗ Е5 , а муравей - в клет­ке Ж4 . Если Му­ра­вей вы­пол­нит ко­ман­ды влево 1 вверх 2 , то сам он ока­жет­ся в клет­ке Е6 , а кубик - в клет­ке Е7 .

Пусть Му­ра­вей и кубик рас­по­ло­же­ны так, как ука­за­но на рисунке. Му­ра­вью был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий алгоритм:

повтори 2 раз

вверх 1 влево 2 вниз 1

кц

В какой клет­ке ока­жет­ся кубик после вы­пол­не­ния этого алгоритма?

1) Б5

2) В5

3) А5

4) Б4

Вариант № 5

1. Исполнитель Че­ре­паш­ка пе­ре­ме­ща­ет­ся на экра­не компьютера, остав­ляя след в виде линии. В каж­дый кон­крет­ный мо­мент из­вест­но по­ло­же­ние ис­пол­ни­те­ля и на­прав­ле­ние его движения. У ис­пол­ни­те­ля су­ще­ству­ет две команды: Вперёд n (где n - целое число), вы­зы­ва­ю­щая пе­ре­дви­же­ние Че­ре­паш­ки на n шагов в на­прав­ле­нии движения; Направо m (где m - целое число), вы­зы­ва­ю­щая из­ме­не­ние на­прав­ле­ния дви­же­ния на m гра­ду­сов по ча­со­вой стрелке. За­пись Повтори k [Команда1 Команда2 КомандаЗ] означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд в скоб­ках по­вто­рит­ся k раз.

Черепашке был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий алгоритм: Повтори 5 [Вперёд 100 На­пра­во 60] Какая фи­гу­ра по­явит­ся на экране?

1) правильный треугольник

2) правильный шестиугольник

3) правильный пятиугольник

4) незамкнутая ло­ма­ная линия

вверх N,

вниз N,

вправо N,

влево N, (где N – целое число от 1 до 7), перемещающие исполнителя на N клеток вверх, вниз, вправо или влево соответственно.

повтори k раз

команда1 команда2 команда3

кц

команда1 команда2 команда3

повторится k раз.

Если на пути Муравья встречается кубик, то он отодвигает кубик. Пусть, например, кубик находится в клетке В5 . Если Муравей выполнит команды вправо 1 вверх 3 вправо 2 , то сам окажется в клетке Д5 , а кубик в клетке В6.

повтори 3 раз

кц

1) Е5
2) Д2
3) Д5
4) В5

Вариант № 6

1. Исполнитель Че­ре­паш­ка пе­ре­ме­ща­ет­ся на экра­не компьютера, остав­ляя след в виде линии. В каж­дый кон­крет­ный мо­мент из­вест­но по­ло­же­ние ис­пол­ни­те­ля и на­прав­ле­ние его движения. У ис­пол­ни­те­ля су­ще­ству­ет две команды: Вперёд n (где n - целое число), вы­зы­ва­ю­щая пе­ре­дви­же­ние Че­ре­паш­ки на n шагов в на­прав­ле­нии движения; Направо m (где m - целое число), вы­зы­ва­ю­щая из­ме­не­ние на­прав­ле­ния дви­же­ния на m гра­ду­сов по ча­со­вой стрелке. За­пись Повтори k [Команда1 Команда2 КомандаЗ] означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд в скоб­ках по­вто­рит­ся k раз.

Черепашке был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий алгоритм: Повтори 360 [Вперёд 30 На­пра­во 60] . Какая фи­гу­ра по­явит­ся на экране?

1) правильный 360-угольник

2) правильный треугольник

3) правильный шестиугольник

4) незамкнутая ло­ма­ная линия

2. Исполнитель Му­ра­вей пе­ре­ме­ща­ет­ся по полю, разделённому на клетки. Раз­мер поля 8x8, стро­ки ну­ме­ру­ют­ся числами, столб­цы обо­зна­ча­ют­ся буквами. Му­ра­вей может вы­пол­нять ко­ман­ды движения:

Вверх N,

Вниз N,

Вправо N,

Влево N

(где N - целое число от 1 до 7), пе­ре­ме­ща­ю­щие ис­пол­ни­те­ля на N кле­ток вверх, вниз, впра­во или влево соответственно.

Запись

По­вто­ри k раз

Команда1 Команда2 Ко­ман­даЗ

кц

означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд Команда1 Команда2 КомандаЗ по­вто­рит­ся k раз. Если на пути Му­ра­вья встре­ча­ет­ся кубик, то он пе­ре­ме­ща­ет его по ходу движения. Пусть, например, кубик на­хо­дит­ся в клет­ке Г2 , а муравей - в клет­ке Д2 влево 2 , то сам ока­жет­ся в клет­ке В2 , а кубик в клет­ке Б2 .

Пусть Му­ра­вей и кубик рас­по­ло­же­ны так, как ука­за­но на рисунке. Му­ра­вью был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий алгоритм:

По­вто­ри 3 раз

кц

В какой клет­ке ока­жет­ся кубик после вы­пол­не­ния этого алгоритма?

1) В5

2) Г5

3) Г4

4) Д5

Вариант № 7

1. Исполнитель Че­ре­паш­ка пе­ре­ме­ща­ет­ся на экра­не компьютера, остав­ляя след в виде линии. В каж­дый кон­крет­ный мо­мент из­вест­но по­ло­же­ние ис­пол­ни­те­ля и на­прав­ле­ние его движения. У ис­пол­ни­те­ля су­ще­ству­ет две команды: Вперёд n (где n - целое число), вы­зы­ва­ю­щая пе­ре­дви­же­ние Че­ре­паш­ки на n шагов в на­прав­ле­нии движения; Направо m (где m - целое число), вы­зы­ва­ю­щая из­ме­не­ние на­прав­ле­ния дви­же­ния на m гра­ду­сов по ча­со­вой стрелке. За­пись Повтори k [Команда1 Команда2 КомандаЗ] означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд в скоб­ках по­вто­рит­ся k раз.

Черепашке был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий алгоритм: Повтори 5 [Вперёд 100 На­пра­во 120] Какая фи­гу­ра по­явит­ся на экране?

1) правильный пятиугольник

4) правильный треугольник

2. Исполнитель Му­ра­вей пе­ре­ме­ща­ет­ся по полю, разделённому на клетки. Раз­мер поля 8x8, стро­ки ну­ме­ру­ют­ся числами, столб­цы обо­зна­ча­ют­ся буквами. Му­ра­вей может вы­пол­нять ко­ман­ды движения:

Вверх N,

Вниз N,

Вправо N,

Влево N

(где N - целое число от 1 до 7), пе­ре­ме­ща­ю­щие ис­пол­ни­те­ля на N кле­ток вверх, вниз, впра­во или влево соответственно.

Запись

Повтори k раз

Команда1 Команда2 Ко­ман­даЗ

Конец

означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд Команда1 Команда2 КомандаЗ по­вто­рит­ся k раз. Если на пути Му­ра­вья встре­ча­ет­ся кубик с буквой, то он пе­ре­ме­ща­ет его по ходу движения. Пусть, например, кубик с бук­вой О на­хо­дит­ся в клет­ке Е6. Если Му­ра­вей вы­пол­нит ко­ман­ды вправо 2 вверх 2 , то сам ока­жет­ся в клет­ке Е7, а кубик с бук­вой О в клет­ке Е8.

Пусть Му­ра­вей и ку­би­ки рас­по­ло­же­ны так, как ука­за­но на рисунке. Му­ра­вью был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий алгоритм:

Вниз 3

Повтори 2 раз

Вправо 1 вверх 1 влево 1

Конец

Какое слово будет на­пи­са­но в 6 стро­ке после вы­пол­не­ния этого алгоритма?

1) КОМ

2) ЛОМ

3) ДОМ

4) ТОМ

Вариант № 8

1. Исполнитель Че­ре­паш­ка пе­ре­ме­ща­ет­ся на экра­не компьютера, остав­ляя след в виде линии. В каж­дый кон­крет­ный мо­мент из­вест­но по­ло­же­ние ис­пол­ни­те­ля и на­прав­ле­ние его движения. У ис­пол­ни­те­ля су­ще­ству­ет две команды: Вперёд n (где n - целое число), вы­зы­ва­ю­щая пе­ре­дви­же­ние Че­ре­паш­ки на n шагов в на­прав­ле­нии движения; Направо m (где m - целое число), вы­зы­ва­ю­щая из­ме­не­ние на­прав­ле­ния дви­же­ния на m гра­ду­сов по ча­со­вой стрелке. За­пись Повтори k [Команда1 Команда2 КомандаЗ] означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд в скоб­ках по­вто­рит­ся k раз.

При вы­пол­не­нии ка­ко­го из пе­ре­чис­лен­ных ниже ал­го­рит­мов на экра­не по­явил­ся пра­виль­ный шестиугольник?

1) По­вто­ри 6 [Вперёд 100 На­пра­во 90]

2) По­вто­ри 6 [Вперёд 100 На­пра­во 9]

3) По­вто­ри 6 [Вперёд 100 На­пра­во 60 На­пра­во 60]

4) По­вто­ри 6 [Вперёд 100 На­пра­во 20 На­пра­во 40]

2. Исполнитель Му­ра­вей пе­ре­ме­ща­ет­ся по полю, разделённому на клетки. Раз­мер поля 8x8, стро­ки ну­ме­ру­ют­ся числами, столб­цы обо­зна­ча­ют­ся буквами. Му­ра­вей может вы­пол­нять ко­ман­ды движения:

Вверх N,

Вниз N,

Вправо N,

Влево N

(где N - целое число от 1 до 7), пе­ре­ме­ща­ю­щие ис­пол­ни­те­ля на N кле­ток вверх, вниз, впра­во или влево соответственно.

Запись

По­вто­ри k раз

Команда1 Команда2 Ко­ман­даЗ

кц

означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд Команда1 Команда2 КомандаЗ по­вто­рит­ся k раз. Если на пути Му­ра­вья встре­ча­ет­ся кубик, то он пе­ре­ме­ща­ет его по ходу движения. Пусть, например, кубик на­хо­дит­ся в клет­ке Г2 , а муравей - в клет­ке Д2 . Если Му­ра­вей вы­пол­нит ко­ман­ду влево 2 , то сам ока­жет­ся в клет­ке В2 , а кубик в клет­ке Б2 .

Пусть Му­ра­вей и кубик рас­по­ло­же­ны так, как ука­за­но на рисунке. Му­ра­вью был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий алгоритм:

По­вто­ри 3 раз

вниз 1 влево 1 вверх 1 впра­во 1 вверх 1

кц

В какой клет­ке ока­жет­ся кубик после вы­пол­не­ния этого алгоритма?

1) В5

2) Г5

3) Г4

4) Д5

Вариант № 9

1. Исполнитель Че­ре­паш­ка пе­ре­ме­ща­ет­ся на экра­не компьютера, остав­ляя след в виде линии. В каж­дый кон­крет­ный мо­мент из­вест­но по­ло­же­ние ис­пол­ни­те­ля и на­прав­ле­ние его движения. У ис­пол­ни­те­ля су­ще­ству­ет две команды: Вперёд n (где n - целое число), вы­зы­ва­ю­щая пе­ре­дви­же­ние Че­ре­паш­ки на n шагов в на­прав­ле­нии движения; Направо m (где m - целое число), вы­зы­ва­ю­щая из­ме­не­ние на­прав­ле­ния дви­же­ния на m гра­ду­сов по ча­со­вой стрелке. За­пись Повтори k [Команда1 Команда2 КомандаЗ] означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд в скоб­ках по­вто­рит­ся k раз.

Черепашке был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий алгоритм: Повтори 9 [Вперёд 50 На­пра­во 60] . Какая фи­гу­ра по­явит­ся на экране?

1) правильный шестиугольник

2) правильный треугольник

3) незамкнутая ло­ма­ная линия

4) правильный девятиугольник

2. Исполнитель Му­ра­вей пе­ре­ме­ща­ет­ся по полю, разделённому на клетки. Раз­мер поля 8x8, стро­ки ну­ме­ру­ют­ся числами, столб­цы обо­зна­ча­ют­ся буквами. Му­ра­вей может вы­пол­нять ко­ман­ды движения:

Вверх N,

Вниз N,

Вправо N,

Влево N

(где N - целое число от 1 до 7), пе­ре­ме­ща­ю­щие ис­пол­ни­те­ля на N кле­ток вверх, вниз, впра­во или влево соответственно.

Запись

По­вто­ри k раз

Команда1 Команда2 Ко­ман­даЗ

кц

означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд Команда1 Команда2 КомандаЗ по­вто­рит­ся k раз. Если на пути Му­ра­вья встре­ча­ет­ся кубик, то он пе­ре­ме­ща­ет его по ходу движения. Пусть, например, кубик на­хо­дит­ся в клет­ке Г2 , а муравей - в клет­ке Д2 . Если Му­ра­вей вы­пол­нит ко­ман­ду влево 2 , то сам ока­жет­ся в клет­ке В2 , а кубик в клет­ке Б2 .


Пусть Му­ра­вей и кубик рас­по­ло­же­ны так, как ука­за­но на рисунке. Му­ра­вью был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий алгоритм:

По­вто­ри 3 раз

вправо 2 вниз 3 влево 2 вверх 2

кц

В какой клет­ке ока­жет­ся кубик после вы­пол­не­ния этого алгоритма?

1) Г1

2) Б1

3) Б4

4) Г6

Вариант № 10

1. Исполнитель Че­ре­паш­ка пе­ре­ме­ща­ет­ся на экра­не компьютера, остав­ляя след в виде линии. В каж­дый кон­крет­ный мо­мент из­вест­но по­ло­же­ние ис­пол­ни­те­ля и на­прав­ле­ние его движения. У ис­пол­ни­те­ля су­ще­ству­ет две команды: Вперёд n (где n - целое число), вы­зы­ва­ю­щая пе­ре­дви­же­ние Че­ре­паш­ки на n шагов в на­прав­ле­нии движения; Направо m (где m - целое число), вы­зы­ва­ю­щая из­ме­не­ние на­прав­ле­ния дви­же­ния на m гра­ду­сов по ча­со­вой стрелке. За­пись Повтори k [Команда1 Команда2 КомандаЗ] означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд в скоб­ках по­вто­рит­ся k раз.

Черепашке был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий алгоритм: Повтори 5 [Вперёд 80 На­пра­во 60] . Какая фи­гу­ра по­явит­ся на экране?

1) правильный пятиугольник

2) правильный треугольник

3) правильный ше­сти­уголь­ник

4) незамкнутая ло­ма­ная линия

2. Исполнитель Му­ра­вей пе­ре­ме­ща­ет­ся по полю, разделённому на клетки. Раз­мер поля 8x8, стро­ки ну­ме­ру­ют­ся числами, столб­цы обо­зна­ча­ют­ся буквами. Му­ра­вей может вы­пол­нять ко­ман­ды движения:

Вверх N,

Вниз N,

Вправо N,

Влево N

(где N - целое число от 1 до 7), пе­ре­ме­ща­ю­щие ис­пол­ни­те­ля на N кле­ток вверх, вниз, впра­во или влево соответственно.

Запись

По­вто­ри k раз

Команда1 Команда2 Ко­ман­даЗ

кц

означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд Команда1 Команда2 КомандаЗ по­вто­рит­ся k раз. Если на пути Му­ра­вья встре­ча­ет­ся кубик, то он пе­ре­ме­ща­ет его по ходу движения. Пусть, например, кубик на­хо­дит­ся в клет­ке Г2 , а муравей - в клет­ке Д2 . Если Му­ра­вей вы­пол­нит ко­ман­ду влево 2 , то сам ока­жет­ся в клет­ке В2 , а кубик в клет­ке Б2 .


Пусть Му­ра­вей и кубик рас­по­ло­же­ны так, как ука­за­но на рисунке. Му­ра­вью был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий алгоритм:

повтори 3 раз

влево 1 вверх 3 вправо 2 вниз 3

кц

В какой клетке окажется кубик после выполнения этого алгоритма?

1) Е5

2) Д2

3) Д5

4) В5

Вариант № 11

1. Исполнитель Че­ре­паш­ка пе­ре­ме­ща­ет­ся на экра­не компьютера, остав­ляя след в виде линии. В каж­дый кон­крет­ный мо­мент из­вест­но по­ло­же­ние ис­пол­ни­те­ля и на­прав­ле­ние его движения. У ис­пол­ни­те­ля су­ще­ству­ет две команды: Вперёд n (где n - целое число), вы­зы­ва­ю­щая пе­ре­дви­же­ние Че­ре­паш­ки на n шагов в на­прав­ле­нии движения; Направо m (где m - целое число), вы­зы­ва­ю­щая из­ме­не­ние на­прав­ле­ния дви­же­ния на m гра­ду­сов по ча­со­вой стрелке. За­пись Повтори k [Команда1 Команда2 КомандаЗ] означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд в скоб­ках по­вто­рит­ся k раз.

Черепашке был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий алгоритм: Повтори 7 [Вперёд 70 На­пра­во 120] . Какая фи­гу­ра по­явит­ся на экране?

1) правильный шестиугольник

2) незамкнутая ло­ма­ная линия

3) правильный се­ми­уголь­ник

4) правильный треугольник

2. Исполнитель Му­ра­вей пе­ре­ме­ща­ет­ся по полю, разделённому на клетки. Раз­мер поля 8x8, стро­ки ну­ме­ру­ют­ся числами, столб­цы обо­зна­ча­ют­ся буквами. Му­ра­вей может вы­пол­нять ко­ман­ды движения:

Вверх N,

Вниз N,

Вправо N,

Влево N

(где N - целое число от 1 до 7), пе­ре­ме­ща­ю­щие ис­пол­ни­те­ля на N кле­ток вверх, вниз, впра­во или влево соответственно.

Запись

По­вто­ри k раз

Команда1 Команда2 Ко­ман­даЗ

кц

означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд Команда1 Команда2 КомандаЗ по­вто­рит­ся k раз. Если на пути Му­ра­вья встре­ча­ет­ся кубик, то он пе­ре­ме­ща­ет его по ходу движения. Пусть, например, кубик на­хо­дит­ся в клет­ке Г2 , а муравей - в клет­ке Д2 . Если Му­ра­вей вы­пол­нит ко­ман­ду влево 2 , то сам ока­жет­ся в клет­ке В2 , а кубик в клет­ке Б2 .


Пусть Муравей и кубик расположены так, как указано на рисунке. Муравью был дан для исполнения следующий алгоритм:

повтори 3 раз

влево 2 вверх 2 вправо 3 вниз 2

кц

В какой клетке окажется кубик после выполнения этого алгоритма?

1) Ж6

2) Ж4

3) Е6

4) В6

Вариант № 12

1. Исполнитель Че­ре­паш­ка пе­ре­ме­ща­ет­ся на экра­не компьютера, остав­ляя след в виде линии. В каж­дый кон­крет­ный мо­мент из­вест­но по­ло­же­ние ис­пол­ни­те­ля и на­прав­ле­ние его движения. У ис­пол­ни­те­ля су­ще­ству­ет две команды: Вперёд n (где n - целое число), вы­зы­ва­ю­щая пе­ре­дви­же­ние Че­ре­паш­ки на n шагов в на­прав­ле­нии движения; Направо m (где m - целое число), вы­зы­ва­ю­щая из­ме­не­ние на­прав­ле­ния дви­же­ния на m гра­ду­сов по ча­со­вой стрелке. За­пись Повтори k [Команда1 Команда2 КомандаЗ] означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд в скоб­ках по­вто­рит­ся k раз.

Черепашке был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий алгоритм:

Повтори 12 [Направо 45 Вперёд 20 На­пра­во 45]

Какая фи­гу­ра по­явит­ся на экране?

1) квадрат

2) пра­виль­ный двенадцатиугольник

3) пра­виль­ный восьмиугольник

4) не­за­мкну­тая ло­ма­ная линия

2. Исполнитель Му­ра­вей пе­ре­ме­ща­ет­ся по полю, разделённому на клетки. Раз­мер поля 8x8, стро­ки ну­ме­ру­ют­ся числами, столб­цы обо­зна­ча­ют­ся буквами. Му­ра­вей может вы­пол­нять ко­ман­ды движения:

Вверх N,

Вниз N,

Вправо N,

Влево N

(где N - целое число от 1 до 7), пе­ре­ме­ща­ю­щие ис­пол­ни­те­ля на N кле­ток вверх, вниз, впра­во или влево соответственно.

Запись

По­вто­ри k раз

Команда1 Команда2 Ко­ман­даЗ

кц

означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд Команда1 Команда2 КомандаЗ по­вто­рит­ся k раз. Если на пути Му­ра­вья встре­ча­ет­ся кубик, то он пе­ре­ме­ща­ет его по ходу движения. Пусть, например, кубик на­хо­дит­ся в клет­ке Г2 , а муравей - в клет­ке Д2 . Если Му­ра­вей вы­пол­нит ко­ман­ду влево 2 , то сам ока­жет­ся в клет­ке В2 , а кубик в клет­ке Б2 .

8

7

6

5

X

4

3

2

1

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

Пусть Муравей и кубик расположены так, как указано на рисунке. Муравью был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 2 раз

Вправо 2 вниз 1 влево 2

Конец

В какой клетке окажется кубик после выполнения этого алгоритма?

Вариант № 13

Вперёд n

Направо m

Запись

Повтори 6 [Вперёд 5 Направо 30]

1)

Правильный пятиугольник

2)

Правильный шестиугольник

3)

Незамкнутая ломаная линия

4)

Правильный треугольник

2. Исполнитель Му­ра­вей пе­ре­ме­ща­ет­ся по полю, разделённому на клетки. Раз­мер поля 8x8, стро­ки ну­ме­ру­ют­ся числами, столб­цы обо­зна­ча­ют­ся буквами. Му­ра­вей может вы­пол­нять ко­ман­ды движения:

Вверх N,

Вниз N,

Вправо N,

Влево N

(где N - целое число от 1 до 7), пе­ре­ме­ща­ю­щие ис­пол­ни­те­ля на N кле­ток вверх, вниз, впра­во или влево соответственно.

Запись

Повтори k раз

Команда1 Команда2 Ко­ман­даЗ

Конец

означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд Команда1 Команда2 КомандаЗ по­вто­рит­ся k раз. Если на пути Му­ра­вья встре­ча­ет­ся кубик, то он пе­ре­ме­ща­ет его по ходу движения. Пусть, например, кубик на­хо­дит­ся в клет­ке Б6. Если Му­ра­вей вы­пол­нит ко­ман­ды вправо 1 вниз 3 , то сам ока­жет­ся в клет­ке Б5 , а кубик в клет­ке Б4 .

Пусть Му­ра­вей и кубик рас­по­ло­же­ны так, как ука­за­но на рисунке. Му­ра­вью был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий алгоритм:

Повтори 4 раз

Вниз 2 впра­во 1 вверх 2

Конец

В какой клет­ке ока­жет­ся кубик после вы­пол­не­ния этого алгоритма?

1) Г6

2) Е4

3) Д1

4) Е6

Вариант № 14

1. Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существуют две команды:

Вперёд n , где n – целое число, вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения.

Направо m , где m – целое число, вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке.

Запись Повтори k [Команда1 Команда2] означает, что последовательность команд в скобках повторится k раз.

Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 9 [Вперёд 50 Направо 20 Направо 25]

Какая фигура появится на экране?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

Правильный восьмиугольник

2)

правильный девятиугольник

3)

Незамкнутая ломаная линия

4)

правильный пятиугольник

2. Исполнитель Муравей перемещается по полю, разделённому на клетки. Размер поля 8x8, строки нумеруются числами, столбцы обозначаются буквами.

Муравей может выполнять команды движения:

вверх N,

вниз N,

вправо N,

влево N ,

(где N – целое число от 1 до 7), перемещающие исполнителя на N клеток вверх, вниз, вправо или влево соответственно.

повтори k раз

команда1 команда2 команда3

кц

означает, что последовательность команд команда1 команда2 команда3 повторится k раз.

Если на пути Муравья встречается кубик, то он перемещает его по ходу движения.

Пусть, например, кубик находится в клетке В5. Если Муравей выполнит команды вправо 1 вверх 3

вправо 2, то сам окажется в клетке Д5, а кубик в клетке В6.

Пусть Муравей и кубик расположены так, как указано на рисунке. Муравью был дан для исполнения следующий алгоритм:

повтори 3 раз

влево 1 вверх 3 вправо 2 вниз 3

кц

В какой клетке окажется кубик после выполнения этого алгоритма?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

Д2

2)

Е5

3)

Д5

4)

В5

Вариант № 15

1. Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существуют две команды:

Вперёд n (где n – целое число), вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения.

Направо m (где m – целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке.

Запись Повтори k [Команда1 Команда2] означает, что последовательность команд в скобках повторится k раз.

Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 5 [Вперёд 100 Направо 120]

Какая фигура появится на экране?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

правильный треугольник

2)

правильный шестиугольник

3)

правильный пятиугольник

4)

незамкнутая ломаная линия

Вверх N,

Вниз N,

Вправо N,

Влево N

Запись

Повтори k раз

Команда1 Команда2 КомандаЗ

Конец

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз. Если на пути Муравья встречается кубик с буквой, то он перемещает его по ходу движения. Пусть, например, кубик с буквой О находится в клетке Е6.

Если Муравей выполнит команды вправо 2 вверх 2 , то сам окажется в клетке Е7, а кубик с буквой О в клетке Е8.

Пусть Муравей и кубики расположены так, как указано на рисунке. Муравью был дан для исполнения следующий алгоритм:

Вправо 3

Повтори 2 раз

Вправо 1 вверх 1 влево 1

В какой клетке окажется буква К после выполнения этого алгоритма?

Вариант № 16

1. Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существуют две команды:

Вперёд n , где n – целое число, вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения.

Направо m , где m – целое число, вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке.

Запись Повтори k [Команда1 Команда2] означает, что последовательность команд в скобках повторится k раз.

Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 10 [Направо 36 Вперёд 20 Направо 36]

Какая фигура появится на экране?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

Правильный десятиугольник

2)

Незамкнутая ломаная линия

3)

Правильный пятиугольник

4)

Правильный шестиугольник

2. Исполнитель Муравей перемещается по полю, разделённому на клетки. Размер поля 8x8, строки нумеруются числами, столбцы обозначаются буквами. Муравей может выполнять команды движения:

Вверх N,

Вниз N,

Вправо N,

Влево N

(где N - целое число от 1 до 7), перемещающие исполнителя на N клеток вверх, вниз, вправо или влево соответственно.

Запись

Повтори k раз

Команда1 Команда2 КомандаЗ

Конец

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз. Если на пути Муравья встречается кубик, то он перемещает его по ходу движения. Пусть, например, кубик находится в клетке Б6. Если Муравей выполнит команды вправо 1 вниз 3 , то сам окажется в клетке Б5, а кубик в клетке Б4.

Пусть Муравей и кубик расположены так, как указано на рисунке. Муравью был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 4 раз

Вниз 2 вправо 1 вверх 2

Конец

В какой клетке окажется кубик после выполнения этого алгоритма?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

Г6

2)

Е4

3)

Д1

4)

Е6