Проблема раннего взросления детей в годы войны. "Дети и война": сочинение-рассуждение для школьников Взаимопомощь и эгоизм на передовой

Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, на перекрёстке села машина останавливается. На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати. - Дяденька, дайте два патрона. - На что тебе патроны? - А так... на память. - На память патронов не дают. Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу. Губы мальчишки презрительно кривятся: - Ну вот! Что с них толку? - Ах, дорогой! Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? Может быть, ты хочешь вот эту зелёную бутылку или эту чёрную гранату? Может быть, отцепить от тягача небольшую противотанковую пушку? Лезь в машину, не ври и говори прямо.

И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно.

Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. А он ещё молод, но ловок, смел. Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе. Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо.

Я смотрю ему в глаза. Я кладу ему в горячую руку обойму. Это - обойма от моей винтовки. Она записана на мне.

Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.

Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь?

Грузовик трогается. Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. Он смеётся и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли.

Дети! На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу. Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки - мальчуганы, девочки - переживают события Великой Отечественной войны. Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

Пройдут годы. Вы станете взрослыми. И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеко-ненавистническим фашизмом. (По А. П. Гайдару*) Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия - Голиков, 1904-1941) - русский советский детский писатель, киносценарист, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

Показать текст целиком

Как дети переживают военные годы? Как влияет на них война? Над этими вопросами нас заставляет задуматься А. П. Гайдар.

Автор рассказывает нам про мальчика, который в годы войны просил у солдат патроны. «…он еще молод…», но также хочет бороться с врагом, как и «отцы, дяди и старшие братья…». Поэтому этот поступок показывает смелость, решительность мальчика. Также автор пишет про детей в тылу, которые имели «огромную жажду дела, работы и даже подвига». В этом отрывке мы видим аналогичный пример того, как дети наравне со взрослыми пытаются победить врага.


В своем тексте А. П. Гайдар поднимает проблему переживания детьми военных лет.

Он рассказывает о событии, произошедшем на фронтовой полосе. Мальчишка лет пятнадцати хитростью хотел взять у солдат несколько патрон, сказав, что они нужны ему якобы «на память». Но на самом деле юноша хотел наравне с другими сражаться за Отечество.

Поэтому солдат, после длительных расспросов, дает мальчику целую обойму, взяв с него слово, что «каждая выпущенная пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону». Он понял, что на войну «уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны», а этот мальчик еще молод, но ловок и смел, и хочет помочь стране победить врага, так как «знает все лощинки и тропинки на сорок километров вперед».

Автор текста считает, что дети острее, чем взрослые, переживают события войны, что сброшенные бомбы имеют для всех одинаковую силу, поэтому дети с огромной жаждой стремятся помогать своей стране, зачастую даже участвуя в боевых действиях на фронте, прифронтовой линии и тылу.

Многие писатели затрагивали эту тему в своих произведениях. В книге А. Фадеева «Молодая гвардия» еще совсем юные ребята создают подпольную организацию для борьбы с фашистами на оккупированной территории. Они совершают множество подвигов прежде, чем их ловят вражеские солдаты. Но даже под жестокими пытками бойцы никого не выдали и героически погибли ради светлого будущего родной страны.

В произведении Л. Толстого «Война и мир» маленький Петя Ростов тоже рвется на войну. Он хочет совершить подвиг, стать героем. Для него война – это что-то торжественное и очень важное. Поэтому Петя хитростью попадает в партизанский отряд, где искренне стремится помочь всем солдатам и при любой возможности стремится попасть на фронт.

Таким образом, можно сделать вывод, что А. П. Гайдар прав. В годы войны не только взрослые, но и дети сражаются с врагом, остро чувствуя свою необходимость в защите Отечества.

Обновлено: 2018-03-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Текст 10 по А. Гайдару

(1)Фронтовая полоса. (2)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, на перекрёстке села машина останавливается. (3)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.

- (4)Дяденька, дайте два патрона.

- (5)На что тебе патроны?

- (6)А так… на память.

- (7)На память патронов не дают.

(8) Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.

(9) Губы мальчишки презрительно кривятся:

Ну вот! (10)Что с них толку?

- (11)Ах, дорогой! (12)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? (13)Может быть, ты хочешь вот эту зелёную бутылку или эту чёрную гранату? (14)Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? (15)Лезь в машину, не ври и говори прямо.

(16) И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно.

(17) Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (18)А он ещё молод, но ловок, смел. (19)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе.

(20)Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. (21)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо.

(22)Я смотрю ему в глаза. (23)Я кладу ему в горячую руку обойму. (24)Это - обойма от моей винтовки. (25)Она записана на мне.

(26)Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.

- (27)Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? (28)Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь?

(29)Грузовик трогается. (ЗО)Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. (31)Он смеётся и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. (32)Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли.

(ЗЗ)Дети! (34)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу.

(35)Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки - мальчуганы, девочки - переживают события Великой Отечественной войны. (Зб)Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. (37)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

(38)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (39)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

(40)Пройдут годы. (41)Вы станете взрослыми. (42)И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом.

(По А. П. Гайдару*)

* Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия - Голиков, 1904-1941) - русский советский детский писатель, киносценарист, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

Аргументы

  1. Л. Толстой в романе «Война и мир» показывает, что Петя Ростов в 15 лет и на войне остается ребенком, проявляет детскую непосредственность.

(к изложению содержания относитесь осторожно, все наскоро из Интернета, точно только факты, авторы и названия произведений)

Петя Ростов Одним из самых трогательных и очаровательных образов является образ Пети Ростова. Рассмотрим эпизод из 4 тома произведения, который повествует о первых впечатлениях Пети в партизанском отряде. Петя – младший ребенок в семье Ростовых, живой, жизнерадостный мальчик, любимец матери. Попадает он на войну еще совсем юным, но у него уже есть цель – совершить подвиг и стать героем. Он был в восторге от того, что находится в партизанском отряде и у него есть возможность проявить себя. Он безрассудно хватается за любую возможность показать, что он уже взрослый и может воевать наряду с опытными офицерами. И больше всего он боится пропустить возможный случай, где бы он мог проявить свое геройство. Петя — романтик, для него война является приключением, возможностью испытать себя, свою храбрость и силу. Он ничего не боится, он стремится быть в центре событий, обязательно на передовой, и тогда он сможет осуществить свою мечту о подвиге. Однако в отряде его оберегают. Генерал запрещает Пете принимать участие в любых действиях Денисова. Как романтик может согласиться с этим? Но он выполняет приказ, ведь для военного это закон . В семье мальчика окружала добрая, дружеская атмосфера, благодаря чему он вырос отзывчивым, чутким, способным к состраданию. Он искренне любил всех людей и также был уверен в любви других людей к себе. Он старается сделать что-нибудь приятное для своих однополчан: то угощает изюмом, то предлагает помощь. В отряде к Пете также относятся очень тепло, по-отечески. Но мальчик хочет выглядеть старше своих лет, он старается доказать всем, что он уже вырос и стал самостоятельным. Однако, несмотря на все попытки скрыть это, мы понимаем, что он еще по-детски наивен. Гибель именно Пети, младшего из семьи Ростовых, показывает всю жестокость и бесчеловечность войны.

2. В.О. Богомолов повесть «Иван». В.О. в. более жестока,.

«Иваново детство» - фильм Андрея Тарковского по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван».

Иван Буслов родом из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце - в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить. Холин «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть…». А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушёл сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, его усыновят Катасоныч(погибает) или подполковник.

Теперь мальчику предстоит нелёгкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На всякий случай он одет как «бездомный отрёпыш».

После войны в найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.

Иван — тоже ребенок, В. Богомолов подчеркивает это эпизодом, когда ему понравился красивый нож, как любому мальчику. И Гайдар не случайно пишет «Беру на себя ответственность», желая показать, что война — дело взрослых, они должны брать на себя ответственность за все, что происходит.

Проблема переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне. По А. П. Гайдару

Война и детство… Это два понятия, которые взаимно исключают друг друга. Война несёт разрушения, смерть, кровь, страдания, боль. Детство называют золотой порой, связывают с будущим. Но война началась, и дети волей или неволей переживают вместе со всей страной трагические события, оказываются вовлечены во всё, что происходит в сёлах и городах, которые захватил агрессор.

Что чувствуют дети, вовлечённые в орбиту войны? Могут ли они быть безучастными, когда взрослые принимают участие в борьбе с врагом? Именно эти вопросы возникают при чтении текста А. П. Гайдара, известного советского писателя, погибшего в годы Великой Отечественной войны.

Раскрывая проблему переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне, писатель рассказывает о том, чему был свидетель, когда встречал детей в прифронтовой полосе. Одна из таких встреч на перекрёстке военных дорог особенно хорошо запомнилась рассказчику. Подросток пятнадцати лет попросил у него патроны, хотя ружья у мальчика не было. Комсомолец не мог спокойно сидеть дома в тот момент, когда взрослые уходят на фронт, сражаются в партизанских отрядах. Прекрасно понимая патриотический порыв подростка, писатель отдаёт мальчику целую обойму патронов, записанную на него. По мнению автора, дети острее, чем взрослые, воспринимают всё, что происходит на войне. Дети стремятся к активной деятельности, мечтают сражаться с фашистами и совершить подвиг, защищая родную землю. Писатель всей душой поддерживает такое стремление школьников, он утверждает, что после войны они будут с гордостью вспоминать о том, что помогали взрослым сражаться с захватчиками.

Авторская позиция заключается в следующем: Великая Отечественная война была тяжёлым испытанием не только для взрослых, но и для детей, которые принимали посильное участие в освобождении Родины от жестокого врага.
Позиция автора мне близка. В годы войны дети быстро повзрослели, почувствовали свою ответственность за судьбу страны и по примеру взрослых приняли посильное участие в драматических событиях Великой Отечественной войны.

В заключение хочу сказать, что восхищаюсь подвигом нашего народа, победившего фашизм. И это произошло потому, что в борьбе с лютым врагом приняли участие все от мала до велика.

Текст А. П. Гайдара

Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, на перекрёстке села машина останавливается. На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати. — Дяденька, дайте два патрона. — На что тебе патроны? — А так... на память. — На память патронов не дают. Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу. Губы мальчишки презрительно кривятся: — Ну вот! Что с них толку? — Ах, дорогой! Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? Может быть, ты хочешь вот эту зелёную бутылку или эту чёрную гранату? Может быть, отцепить от тягача небольшую противотанковую пушку? Лезь в машину, не ври и говори прямо. И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно. Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. А он ещё молод, но ловок, смел. Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе. Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо. Я смотрю ему в глаза. Я кладу ему в горячую руку обойму. Это — обойма от моей винтовки. Она записана на мне. Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону. — Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь? Грузовик трогается. Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. Он смеётся и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли. Дети! На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу. Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки — мальчуганы, девочки — переживают события Великой Отечественной войны. Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых. Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига. Пройдут годы. Вы станете взрослыми. И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеко-ненавистническим фашизмом.

(По А. П. Гайдару*)

В школах часто задают написать собственные мысли о разных событиях. «Дети и война» - сочинение-рассуждение, которое поможет в полной мере выразить переживания и эмоции. На сегодняшний день мальчики и девочки разных возрастов хорошо разбираются в разных темах. Поэтому они смогут написать собственными силами повествование на тему «Дети и война» (сочинение-рассуждение), заданное в школе. Можно взять во внимание некоторые варианты, чтобы полноценно дать ребенку рекомендации.

«Дети и война»: сочинение-рассуждение для школьников младших классов

Даже тем, кто учится в начальных классах, нередко задают написать текст о чем-либо собственными словами. «Дети и война», сочинение-рассуждение по литературе, может выглядеть следующим образом.

Дети не должны видеть войну. Это ужасное событие, которое забирает жизни и надежды у людей. Мальчики и девочки, которые увидели собственными глазами взрывы, стрельбу, никогда уже не будут жить спокойно. Поэтому взрослым нужно задуматься, как уберечь детей от таких плохих воспоминаний.

Война - это голод, порванные ботинки и пропахшие порохом дома. Пусть война никогда не повторится, и мы будет знать о ней только из рассказов.

По рассказам бабушки я могу написать о том, как жили дети во время войны. Одно я понял точно: детства у них не было. С малых лет мальчикам и девочкам приходилось переживать сильные эмоциональные потрясения. А еще дети были вынуждены работать на огородах, помогать военным, чтобы хоть как-то выжить.

Страшное, наполненное звуками взрывов и запахом пороха изречение «дети войны». Да, они не были на фронте, но им не приходилось играть в куклы и машинки - они были вынуждены бороться за выживание.

Моя бабушка говорит, что военные в то время всегда старались то шоколадкой угостить, то грушу подсунуть маленьким обитателям населения. Они надеялись, что хоть как-то сгладят их юные души, которые вынуждены не наслаждаться детством, а терпеть на себе все беды, связанные с военными действиями.

Я не хочу видеть войну и очень надеюсь, что люди научатся договариваться без стрельбы и сырых окопов.

Тема "Дети и война" - сочинение-рассуждение, которое подойдет для учащихся разных классов. Человек свои мысли, волнения и переживания по этому поводу может описывать в любом возрасте.

«Дети и война», сочинение-рассуждение: аргументы и мысли

Для того чтобы полноценно написать рассказ, стоит пользоваться аргументами, о которых говорится в книгах и учебниках. Некоторые из них такие:

  • В период военных действий дети были очень рады даже кусочку хлеба.
  • Мальчики и девочки работали наравне с взрослыми.
  • Дети того времени рано становились самостоятельными.
  • В те времена мало кто был нормально одет. В основном донашивали то, что уже мало и порвано.
  • Сыновья и дочери помогали родителям работать на огороде, чтобы хоть как-то прокормить себя.

Этих аргументов множество, каждый может сделать акцент на тех, которые впечатляют более всего.

Дети не должны этого видеть

Ученики на тему «Дети и война» сочинение-рассуждение по литературе могут написать с открытым сердцем и без фальши.

Во время войны не было ничего из того, что сейчас есть у нас. Люди Поэтому мы должны быть благодарны жизнью за то, что у нас все хорошо и спокойно, что мы можем ходить в школу, иметь детские игрушки, красиво одеваться и вкусно кушать.

Не хочу видеть войны. Ни один человек в этом мире не заслуживает этого страшного, наполненного потерей близких и пустотой события.

Такие сочинения помогут выразить эмоции и переживания. Пусть же они остаются только на листе, никогда не приходя в реальность.