Психологические упражнения. Упражнения для самопознания

Цели тренинга:

Правильно общаться друг с другом;

Наладить обратную связь;

Развивать чувство от-крытости и доверия;

Проявлять уважение к индивидуальности других;

Не разглашать конфи-денциальные факты и ин-формацию интимного харак-тера.

План тренинга

  1. Представление ведущего тренинг.
  2. Организационные во-просы.
  3. Главные правила.
  4. Включение участников в работу.
  5. Основная часть.
  6. Рефлексия.

Каждый участник пишет на бейдже имя, которым он хотел, чтобы его называли участники группы.На первом занятии после представления ведущего и принятия правил работы следует обязательно следить за их выполнением. При необхо-димости правила комментиру-ются и разъясняются.Правила раздаются каждо-му участнику группы.

Памятка участнику тре-нинга

  • Не ставьте себя выше или ниже других.
  • Ищите и поддерживай-те в себе только хорошее.
  • Не предлагайте других в качестве добровольцев для участия в упражнениях.
  • Слушайте очень внимательно задания.
  • Не говорите слишком долго и часто. Не перебивайте других.
  • Активно участвуйте по всех упражнениях, ситуаци-ях, играх.
  • Не исправляйте и не судите говорящего.
  • Будьте изобретательны и используйте творческим подход.
  • Учитесь доверять вашему внутреннему чувству, когда нужно действовать.
  • Будьте терпеливы и на-стойчивы.
  • Признавайте свои ошиб-ки и старайтесь исправлять их.
  • Не высмеивайте и не уни-жайте других и себя.

Упражнение «Имена прилагательные»

Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагатель-ное должно начинаться с той же буквы, что и имя участни-ка. Первый участник назы-вает свое имя в сочетании с именем прилагательным (на-пример, веселая Валентина, ласковая Лариса). Второй сначала называет первого участника, затем свое имя в сочетании с именем прилага-тельным.

Третий называет первых двух, затем называет себя, и так до последнего уча-стника, который называет всех сидящих в кругу и только затем себя. Выполняя это упражнение, участники сразу запоминают друг друга. Кроме того, каж-дый участник, называя себя по-зитивно, характеризуя свои по-ложительные качества, попада-ет в атмосферу положительных эмоций и создаст ее сам.

Упражнение «Какие каче-ства привлекают меня в дру-зьях?» (мозговая атака)

Смысл упражнения заклю-чается в том, чтобы назвать ка-чества по первому порыву.Каждый участник называ-ет качества, которые привле-кают его в друзьях (есте-ственно, позитивные каче-ства). На плакате или доске помощники ведущего запи-сывают все качества по по-рядку их называния.Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, вни-мательный, доброжелательный. порядочный, терпеливый, от-зывчивый, естественный, при-знающий свои ошибки, гото-вый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчи-вый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоро-вый, интеллектуальный, игри-вый, обаятельный и т.д.Когда список составлен, все участнику выбирают по три наиболее значимых с их точки зрения варианта, отмечая свой выбор на доске. Таким обра-зом, в результате выявится картина групповых предпочтений. Качество, набравшее наиболь-шее число предпочтений, счита-ется более уважаемым, предпо-читаемым группой, остальные располагаются по мере убыва-ния. Каждый член группы мо-жет сравнить свой выбор с об-щегрупповыми предпочтения-ми и, осмыслив ситуацию, кор-ректировать собственное пове-дение в группе.Выполнение этого упраж-нения способствует дальней-шему формированию тепло-го эмоционального климата в группе, выявлению группо-вых предпочтений качеств личности.

Упражнение «Позитивное представление»

Это упражнение логично связано с предыдущими, так как в нем используется их ма-териал. Участники разбива-ются на пары. Можно исполь-зовать следующий прием, что-бы выбор был максимально произвольным: участникам в случайном порядке раздаются карточки, на которых написа-но одно из слов: гром, молния, Москва, Кремль, Волга, Россия, Дездемона, Отелло, любовь, Ку-пидон, Буратино, Мальвина, весна, капель, дуэль, Пушкин и т.д. После этого обладатели карточек, связанных общей темой, составляют пары. В те-чение 5 мин каждый участник может рассказать своему партнеру о том, какой он заме-чательный, какими прекрасными качествами обладает, по-хвалиться своими успехами в разных областях жизни. Это не столько беседа, сколько ак-тивное слушание. Прослушав очень внимательно рассказ партнера, второй участник должен пересказать то, что он услышал, как можно более точно и детально, доказав тем самым свое уважение и сосре-доточенность. Если он что-то упускает или рассказывает недостаточно точно, его можно поправить. После этого насту-пает очередь второго участни-ка.

Далее возможны два вари-анта: объединение двух со-седних пар для дальнейшего представления по очереди своих партнеров другим уча-стникам или представления партнеров по кругу всем участникам тренинга,Человек нередко избегает говорить о себе хорошо (ме-шают стыд, скромность). В ре-альной жизни он часто слы-шит и говорит о себе что-то негативное. Возникает своего рода эмоциональный дисба-ланс.

Упражнение «Позитив-ное представление» помогает хотя бы частично устранить его. Человек, впервые сказав о себе что-то хорошее, может ощутить новые чувства, заро-дившиеся в нем. Эти позитив-ные чувства помогут ему из-менить свою жизнь в лучшую сторону, поверить в себя, поддержать себя и окружающих.

Информация для обсужде-ния (демонстрационный ма-териал)

Похвала - самое дей-ственное средство, которым вы располагаете.

Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.

Каждому человеку тре-буются признание, любовь, поддержка и постоянно но-вые стимулы.

Каждый человек незави-симо от уровня умственных способностей вырастает в собственных глазах, когда его хвалят.

Похвала - самое дей-ственное средство для людей.

Похвала - положитель-ная сила, которая множится сама по себе.

Жажду признания и ува-жения можно удовлетворить только похвалой.

Похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации.

Похвала должна быть искренней, так как нет ниче-го более скверного, чем лице-мерие.

Упражнение «Работа по подгруппам»

Первая подгруппа выполняет упражнение «Сказка втроем», участники тренинга разбиваются тройки, каждая из которых работает на площадке в среднем 3-4 мин. Общее время упражнения зависит от числа троек. Один участник тройки выполняет роль сказочника. Ему предстоит изложить одну из известных сказок, определенных ведущим тренинга. Второй из участников садится на стул лицом к зрителям. Беззвучно открывая рот и используя мимику, он имитирует роль рас-сказчика. Его руки заложены за спину, поэтому не участвуют в игре. Роль «рук второго участни-ка» исполняют руки третьего. Для этого он встает на колени прямо за спиной второго и просовывает свои руки у него под мышками. Для зрителя создается иллюзия, что эти жестикулирующие по ходу сказки руки - руки сидяще-го на стуле рассказчика. Иллюзия того, что сказку рассказывает сидящий на стуле голосом пер-вого и руками третьего участника, является доказательством успеш-ности упражнения. Добиться это-го можно при умении синхрон-но работать с партнерами и с театральной яркостью пользо-ваться невербальными средства-ми выразительности (жестом, мимикой, интонацией).

Вторая подгруппа выполняет упражнение придумать рифму к незаконченному предложению.

Шла корова по Луне…

Сварен суп из топора…

Оторвали хвост собаке…

Килька плавала в томате…

Стрекоза на шляпу села…

Мы спросили попугая…

Рефлексия по поводу выпол-ненного задания: вид воображе-ния, способы взаимодействия, приемы создания образов, воз-можное использование аналогич-ного задания в работе с детьми.

Третья подгруппа выполняет упражнение «Оживление». Уча-стникам предлагается в режиме нон-стоп «оживить» посред-ством мимики и пантомимики известные репродукции русских художников. Внимание акценти-руется на том, что используемые средства выразительности дол-жны быть настолько убедитель-ны, чтобы другие узнали данные произведения.

Рефлексия: обсуждение ис-пользуемых средств и способов создания образов.

Четвертая подгруппа выполняет упражнение «Аббревиатура»

Ведущий предлагает участникам подгруппы прочесть полностью ряд аббревиатур: РФ, ООН, МДОУ, УО, СССР, ЮАР, ФСБ. После того, как распространенные аббревиатуры расшифрованы участникам предлагается составить (и расшифровать) свои аббревиатуры, тематика которых должна относиться к образованию.

Пятая подгруппа. Задание "Снимаем фильм" (4-5 мин).

Команде предлагается "снять и показать" короткометражный фильм (продолжительностью не более 3-х минут) из жизни детского сада. Педагоги сами выбирают сюжет (например: подготовка к утреннику, проведение закаливания, подготовка к открытому занятию).

Рефлексия: данная игра помимо развития внимания, памяти, умения работать в коллективе развивает и иллюстрирующую речь, быстроту реакции, а также точность зрительных оценок. В дальнейшем может использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Зарядка позитивного мыш-ления «Именно сегодня» (по В.В. Ткачевой)

Каждое утро проговари-вайте этот текст. Стимули-руйте к действию. Говорите себе ободряющие слова. Ду-майте о мужестве и счастье, силе и покое. Успехов вам!

  1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье - это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внут-ри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
  2. Именно сегодня я вклю-чусь в жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться при-способить ее к своим желани-ям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и об-стоятельства моей жизни таки-ми, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.
  3. Именно сегодня я позабо-чусь о своем здоровье. Я сде-лаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вред-ных для здоровья привычек и мыслей.
  4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему раз-витию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
  5. Именно сегодня я продол-жу свое нравственное самосо-вершенствование. Я буду полезной и нужной сво-ему ребенку, семье, себе самой.
  6. Именно сегодня я буду доброжелательной ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.
  7. Именно сегодня я буду жить проблемами сегодняшне-го дня. Я не буду стремиться

решить сразу все проблемы.

8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые хочу осуществить. Эта про-грамма избавит меня от спешки и нерешительности, даже если я не смогу ее точно выполнить.

  1. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабляясь.
  2. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и ве-рить, что те, кого люблю, любят и верят мне.

Если вы хотите вырабо-тать у себя умонастроение, которое принесет вам покой и счастье, выполняйте следу-ющие правила:

  • думайте и ведите себя жизнерадостно, и вы почувству-ете себя жизнерадостной;
  • никогда не думайте о тех людях, которые вам неприят-ны. Не вспоминайте собы-тия, которые вам неприятны;
  • единственный способ обрес-ти счастье - не ждать благо-дарности, а творить добро ради собственной радости;
  • не подражайте другим. Найдите себя и будьте са-мими собой.

Упражнение. «Рефлексия по итогам занятия»

В группе обсуж-даются следующие вопросы: «Что больше всего запомнилось, понравилось на занятии?», «Что нового из занятия "вынес" для себя каждый участник тренин-га?», «Было ли в ходе тренин-га, что кто-то открылся для вас с новой стороны?», «Раскрыл-ся ли на занятиях ваш творчес-кий потенциал, в какой степе-ни? Если нет, то что этому по-мешало?», «Что из тренинга можно перенести в работу с детьми?».

Психологические упражнения помогают участникам тренинга лучше познать себя, увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить пути ближайшего развития. Ещё одна важная задача психологических упражнений — научиться лучше понимать других людей, проще договариваться с ними.

Психологические упражнения очень разнообразны. Но, в конечном счете, все они помогают участникам тренинга стать гармоничнее, успешнее, счастливее.

Психологические упражнения чаще всего используются на тренингах личностного роста. Но не только. Психологические упражнения тренеры также часто включают в программу тренингов коммуникации, уверенности, стрессоустойчивости, целеполагания.

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров подобрали для вас 7 интересных психологических упражнений , которые можно найти в открытом доступе.

Психологическое упражнение «Подарок»

Цель : Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.

Время : 25-35 минут

Размер группы : 8-16 участников

Сядем в круг. Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

Итоги упражнения:

При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.

Психологическое упражнение «Мои недостатки»


Цель
: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

Время : 25-35 минут

Размер группы : Любой

Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.

В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше. После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя». Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.

Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь. Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.

С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

Психологическое упражнение «Я хочу изменить в себе»

Цель : Упражнение помогает формированию новых качеств в себе, ускоряет личностный рост участников.

Время : 25-35 минут

Размер группы : Любой

Чтобы начать упражнение, возьмите бумагу и ручку и разделите лист на две колонки.

Черты характера, от которых я хочу избавиться

Черты характера, которые я хочу приобрести

Теперь, положив заготовленную таблицу перед собой, постарайтесь расслабиться и подумать о себе. Вы можете выключить свет, но оставьте достаточное освещение, чтобы Вы могли писать. Потом посмотрите на первую колонку, начните «мозговой штурм» и быстро и не задумываясь запишите все черты, от которых вы хотите избавиться. Записывайте все, что приходит вам в голову, и не пытайтесь рассуждать, реально ли для вас избавиться от этого качества.

Например, если вы храпите, то, скорее всего, избавиться от такого недуга Вы не в состоянии — этот факт не мешает Вам записать его в первую графу Продолжайте, пока вы не запишете хотя бы 5-7 черт характера. Затем обратитесь ко второй колонке, начните «мозговой штурм» и быстро запишите все черты, которые вы хотите приобрести. В некоторых случаях они могут быть противоположны чертам, от которых вы хотите избавиться (например, вместо того, чтобы быть застенчивым, вы хотите быть более общительным, вместо того, чтобы быть нетерпимым к людям, вы хотите быть более толерантными).

Прекрасно!

Просто продолжайте этот процесс и записывайте все, что вам приходит в голову, не пытаясь критиковать или оценивать это. Кроме того, не пытайтесь сейчас рассуждать, реально ли для вас приобрести это качество. Вновь продолжайте записывать, пока не перечислите хотя бы пять черт или пока процесс не начнет замедляться. Когда вы почувствуете, что закончили, вы готовы к тому, чтобы определить приоритетность черт, от которых вы хотите избавиться или которые вы хотите приобрести.

Сначала исключите повторения. Например, если вы записали: «стать менее негативным и критично настроенным», противоположной чертой было бы «стать более позитивным и благосклонным». После того, как вы записали эту противоположную черту, вычеркните ту черту характера, от которой вы хотите избавиться. Для установления приоритетов поочередно рассмотрите каждую из черт в списке и определите, насколько она важна для вас, присваивая буквы:

  • А (очень важная)
  • В (важная)
  • С (желательно иметь, но не так важно)

Напишите эти буквы рядом с каждой чертой. Посмотрите на черты, отмеченные буквой А. Если в этой категории у вас имеется более чем одна черта, оцените их по приоритетности: 1, 2, 3 и т. д.

Сейчас вы установили приоритеты, и в первую очередь будете работать над развитием наиболее важных для вас черт. Но работайте над развитием максимум трех черт одновременно. Как только вы почувствуете уверенность, что сделали их своими индивидуальными качествами, переходите к следующим чертам в вашем списке в порядке их приоритетности (работайте по порядку над всеми чертами А, потом над чертами В и, наконец, над чертами С). Если вы почувствуете, что вы сильно изменились, составьте для себя новый список приоритетов.

Психологическое упражнение «Без оценок»


Цель
: Упражнение тренирует умение общаться безоценочно, вырабатывает более позитивное отношение к людям.

Время : 15-20 минут

Размер группы: Любой

Группа делится на пары. Партнерам надо по очереди рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

Каждый партнер работает 4 минуты. Во время его речи второй партнер отслеживает наличие оценок, маркирует (дает сигнал), если они есть.

  • Какие были трудности?
  • Что помогало избегать оценочных высказываний?
  • Какие новые качества в себе открыли?

Психологическое упражнение «Спутанные цепочки»

Цель : Упражнение учит эффективно коммуницировать между собой, помогает сплотить команду.

Время : 15-30 минут

Размер группы : 12-20 участников

Все участники группы встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. И сцепляются с той рукой, которую встретили первой.

Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.

Участники открывают глаза.

Теперь их задача — распутаться, не разжимая рук.

В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Подведение итогов упражнения:

  • Довольны ли вы своим результатом?
  • Что помогало, что мешало в процессе?
  • Кого хотите отдельно выделить, поблагодарить за ваш результат?

Психологическое упражнение «На риск»

Цель: Это очень короткое упражнение. Упражнение на доверие.

Время: 5 минут

Размер группы: Любой

Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь…»

После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено.

Подведение итогов упражнения:

Спросите у вышедших, почему они это сделали? У тех, кто не вошел,— почему? Обсудите, как повлияла фраза «Доверьтесь мне» на их решение.

Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях, и т. д. ?

Психологическое упражнение «Жизненные цели»


Цель:
Упражнение помогает выработать жизненные цели.

Время: 25-35 минут

Размер группы : Любой

Шаг 1. Поговорим о ваших жизненных целях. Возьмите ручку, бумагу. В течение 15 минут подумайте над вопросом «Что я действительно хочу получить от своей жизни?» Долго не думайте, записывайте все, что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашей жизни. Фантазируйте. Чем больше — тем лучше. Отвечайте на вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Это поможет вспомнить все, к чему стремитесь.

Шаг 2. Теперь, за две минуты вам нужно выбрать то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие три года. А после этого еще две минуты — чтобы дополнить или изменить список. Цели должны быть реалистичны. Работая на этом и на последующих шагах, в отличие от первого, пишите так, как если бы это были ваши последние годы и месяцы. Это позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах.

Шаг 3. Сейчас мы определим цели на ближайшие шесть месяцев — две минуты на составление списка и две минуты на его корректировку.

Шаг 4. Уделите две минуты работе над аудитом своих целей. Насколько они конкретны, насколько соответствуют друг другу, насколько ваши цели реалистичны в категориях времени и имеющихся ресурсов. Возможно, вам следует ввести новую цель — приобретение нового ресурса.

Шаг 5. Периодически пересматривайте свои списки, хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы двигаетесь в выбранном направлении. Выполнение этого упражнения похоже на использование карты в походе. Периодически вы обращаетесь к ней, корректируете маршрут, возможно даже меняете направление, но главное, знаете куда идете.

Подведение итогов упражнения:

  • Как вы себя ощущаете после упражнения?
  • Какие интересные выводы вы для себя сделали?
  • Что было неожиданным для вас?
  • Что было труднее всего? Почему?
  • Кто составил реалистичный план и готов ему следовать?

Итак, мы представили вашему вниманию 7 качественных психологических упражнений. Но стоит учесть, что поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то они могут быть уже известны участникам ваших тренингов, т. к. доступны многим тренерам.

Когда вам понадобятся:

  • эксклюзивные и лучшие упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты,

то вы всегда можете найти такие упражнения для тренингов на профессиональном тренерском портале

Этот портал вырос на базе крупнейшего психологического центра «Синтон» . За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для психологических тренингов.

сайт — это команда тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам вы можете в разделе .

Упражнение «Светофор» уникально, поскольку является авторской разработкой профессора психологии Н. И. Козлова.

Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина».

Многие люди не умеют ценить то, что в их жизни уже есть: материальные, духовные блага, отношения с близкими людьми. Если же неожиданным образом человек теряет то, что ранее у него было, то попадает в состояние эмоционального негатива. И чем сильнее по степени негатива событие, тем сложнее человеку удерживать свое позитивное отношение к людям в частности и к жизни вообще. С помощью этого инструмента тренер помогает участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, одновременно снижая для себя эмоциональную включенность в неприятную ситуацию.

Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей? Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете, либо будете учить какой-нибудь сложной технике, которой надо учиться годами и обладать природной предрасположенностью.

А если вы скажете им, что это не шутка, и что за 30 минут вы действительно научите их несложной и доступной технике понимания своего партнера по коммуникациям , технике, которой может обучится любой человек? Конечно, они с радостью ухватятся за такую возможность.

Упражнение «Вчувствование» позволяет дать возможность попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

Очень действенное и «глубокое» упражнение , способное вызвать реальные изменения в самооценке участников тренинга.

Упражнение «Суд» действительно похоже на судебное заседание, поэтому вероятнее всего станет самым ярким и важным событием тренинга для всех участников, которые получают возможность публично услышать обратную связь от своих коллег по группе. Несмотря на то, что обратная связь дается в конструктивной форме, оно все-такисодержит, как «позитивные», так и «негативные» замечания, и поэтому станет для группы настоящим испытанием . Зато на выходе участники тренинга получат возможность увидеть адекватность собственной самооценки , испытать свою способность спокойно выслушивать или озвучивать критику, получить более объективное представление о том, как их действия и проявления оценивают окружающие.

Упражнение просто необходимо на каждом тренинге уверенности (какая уверенность может быть без адекватной и устойчивой самооценки?). Идеально впишется в тренинг личностного роста, станет хорошим дополнением тренинга стрессоустойчивости.

Игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе , повышающее уверенность и открывающее новые перспективы. Раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу. Может быть как разогревом , так и основным тематическим упражнением .

Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и мотивирующих тренингов . Будет хорошим вариантом для подростковых и молодежных групп. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге уверенности . Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.

Очень хорошее и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение.

Подходит к любым тренингам, касающихся темы достижения целей. В первую очередь это, конечно, тренинги целеполагания, уверенности в себе, мотивационные тренинги, а также тренинги личностного роста и стрессоустойчивости.

Тренер имеет возможность наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Ролевая игра "Случай в гостинице"

    Яркое и запоминающееся упражнение , которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в умении вести переговоры или устанавливать контакт в продажах, а также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в продажах и переговорах, а какие — наоборот. Какие — позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.

    Упражнение «Случай в гостинице» прекрасно подойдет для тренингов продаж, тренингов переговоров, тренингов уверенного поведения, тренингов влияния.

    Благодаря необычной легенде упражнение «Случай в гостинице» повышает уровень вовлеченности участников тренинга, энергетику группы, мотивацию на дальнейшее обучение .

  • Упражнение-разминка "Разожми кулак"

    Эффектное упражнение, подходящее для многих тем тренингов. Занимая всего 10-15 минут упражнение позволяет тренеру быстро поднять уровень энергетики группы, запоминающимся способом привлечь внимание участников к следующей теме и повысить мотивацию участников на дальнейшее обучение.

    Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовые методы воздействия дают проигрышные результаты , но мы часто действуем по привычке именно силовыми методами.

    Упражнение будет хорошей подводкой к мини-лекциям на темы: как работать с возражениями клиента; как руководителю работать с сопротивлением сотрудников; как вести себя в конфликтной ситуации…

    Объем тренерской методички: 8 страниц.

    Бонус! Прилагается аудиозапись упражнения и подходящая музыка.

  • Упражнение-вызов "Пройди к стулу"


    Мощное упражнение для тренинга целеполагания или тренинга переговоров.
    Упражнение наглядно демонстрирует участникам тренинга их привычные модели поведения, помогает вскрыть негативные установки, убеждения , которые мешают им легко достигать своих целей или вести переговоры. Дает участникам тренинга новые ресурсы.

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 12 страниц.
    Бонус! Методичка содержит сразу 3 варианта упражнения (! ), подходящих для трех разных тем тренингов: достижение целей, переговоров и эффективной коммуникации.

Это, пожалуй, одна из важных задач любого человека. Когда вы делаете это, то понимаете многое о себе, осведомлены о своих достоинствах и недостатках, учитесь правильно реагировать на проблемы и неудачи.

Важно знать ответы на многие вопросы. Вот лишь некоторые из них:

  • О чем я постоянно думаю?
  • Что нахожу значимым?
  • Во что я влюблен?
  • Каковы мои интересы?
  • Каковы мои ценности?
  • Каковы мои убеждения? Каковы мои ограничивающие убеждения?
  • Какие я обычно испытываю?
  • Как я чувствую себя прямо сейчас и почему?
  • Почему я веду себя так, как веду?
  • Какие маски я надеваю?
  • Какое впечатление на других произвожу?

Если вам сложно ответить на эти вопросы прямо сейчас, следуйте советам ниже.

Примените анализ обратной связи

Всякий раз, когда иезуит принимает важное решение, он записывает, как пришел к этому решению и свои ожидания относительно того, что произойдет. Затем, девять месяцев спустя, он сравнивает фактические результаты с тем, что он ожидал. Этот метод позволяет иезуиту делать следующее:

  • Заметить, что сработало, а что нет.
  • Оценить свой процесс принятия решений.
  • Обратить внимание на любые изъяны в причинно-следственном анализе и на то, как он приходит к заключениям.
  • Применять обратную связь в будущем.
  • Анализ обратной связи помогает выявить, какие навыки иезуит должен развивать дальше.

Уоррен Баффет также применяет анализ обратной связи. Согласно Harvard Business Review, когда он принимает инвестиционное решение, то тщательно излагает причины, по которым вкладывает деньги. Его записи об этом служат для оценки точности своих инвестиционных решений.

Вы можете начать применять анализ обратной связи в своей собственной жизни, чтобы лучше узнать, как принимаете решения, и понять, как улучшить процесс принятия решений. Запишите свои размышления и действия, когда принимаете важное решение, а затем - примерно через девять месяцев - оцените результаты.

Пройдите психометрические тесты

Психометрические тесты могут помочь измерить навыки человека, численные или вербальные способности или их тип личности. Хотя результаты этих тестов не следует воспринимать как факт, они являются хорошим способом и повысить самосознание.

Определите свои сильные и слабые стороны

Одна из самых важных вещей, которые вам нужно знать о себе, это ваши сильные и слабые стороны. Это позволит вам сосредоточиться на первом и управлять вторым. Возьмите и прямо сейчас запишите ответ на следующий вопрос: «Каковы ваши сильные стороны?».

Что же касается слабых, вот три подсказки для определения областей, на которые нужно обратить внимание:

  • Спросите себя, чего вы избегаете.
  • Вспомните о своих неудачах. Существует ли что-то общее в них? Какие ваши слабые стороны приводят к этим неудачам?
  • Вспомните каждую полученную оценку, будь то в школе или на работе. Есть ли что-то, над чем вам нужно работать?

Пройдите курс по самопознанию

По своей сути, является ответом на ваши заданные и еще не заданные вопросы. Вы сможете достичь внутренней гармонии, определить свои ценности, научитесь выстраивать взаимоотношения с другими людьми и применять в жизни многое из того, о чем узнаете.

Попросите обратную связь у друзей

Вы никогда не сможете быть уверенными в том, что понимаете себя или отдельные качества своей личности лучше, чем окружающие люди. По той причине, что на все и сразу обратить внимание невозможно. Да и со стороны многие вещи оцениваются иначе.

Прислушивайтесь к тому, что говорите себе

Подумайте о своих мыслях как о реке, в которой вы плаваете. Время от времени выходите из нее и садитесь на берег. Затем наблюдайте за рекой. Прислушайтесь.

Запишите, что говорит река. Попытайтесь скопировать то, что вы слышите слово в слово. Если вы будете делать это два или три раза в день в течение нескольких дней, то научитесь с огромной точностью понимать, что говорите самому себе каждый день.

Ведите «утренние страницы»

«Утренние страницы» - это упражнение, созданное Джулией Кэмерон в ее книге «Путь художника». Суть его в том, что в течение 15-20 минут вы просто пишете о том, что у вас на уме. По сути, это слова вашего подсознания, когда сознание еще до конца не проснулось.

Маркируйте свои эмоции

Часть самосознания понимает ваши эмоции. Как вы себя чувствуете сейчас? Сколько разных эмоций вы ощущали за последние 24 часа? Какова самая распространенная эмоция в вашей жизни на данный момент?

Определяйте свои эмоции, если вы научитесь делать это, то сможете более адекватно реагировать на то, что происходит вокруг вас.

Имейте четкое видение жизни и миссию

Вы просто выживаете или живете целенаправленно и работаете над созданием той жизни, которую хотите? Люди без самосознания и самопознания обычно попадают в первую группу, в то время как люди, осознающие себя ­- во вторую. Отличный способ начать жить своей целью - создать видение и миссию.

Вот вопросы, на которые нужно ответить для создания видения:

  • Каким будет мое наследие?
  • Какова будет моя жизнь через 5, 10, 15 и 20 лет?
  • Над чем я работаю в долгосрочной перспективе?

Вот вопросы, на которые нужно ответить для создания миссии:

  • Что я делаю?
  • Для кого я это делаю?
  • Как мне это сделать?

Подвергайте сомнению свои автоматические мысли

Зачастую наши автоматические мысли отрицательны и иррациональны. Люди, которые мало знакомы с самопознанием, часто принимают эти мысли как истинные, что искажает их восприятие реальности.

С другой стороны, самопознающий человек осознает когнитивные искажения. Это позволяет ему оспаривать иррациональные мысли и заменять их мыслями, которые более точно отражают реальность.

В качестве иллюстрации, вот три когнитивных искажения, на которые следует обратить внимание:

  • Мышление «Все или ничего» : видеть вещи в черно-белом цвете. Вы раз проиграли и считаете себя неудачником.
  • Ментальный фильтр : вы выбираете одну отрицательную вещь и останавливаетесь на ней исключительно таким образом, чтобы ваше видение реальности искажалось.
  • Удаление позитива : Вы отвергаете положительный опыт, настаивая на том, что он случаен, незакономерен или что-то еще.

Познавайте себя и получайте огромные преимущества от этого.

Желаем вам удачи!

Интерактивное занятие «Познай себя»

Цель: помочь учащимся лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, формирование позитивного самоотношения.

1. Расширение знаний, представлений подростков о себе.

2. Формирование способности адекватно оценить себя на основе внутренней системы ценностей, взглядов.

3. Формирование уверенности в себе, ощущения ценности, значимости собственной личности.

4. Формирование стремления к самопознанию и саморазвитию.

Оптимальное число участников занятия - 10-15 подростков. Продолжительность занятия - от 60 до 90 минут. Занятие рассчитано на работу с подростками 13-15 лет.

Вводная часть.

Цель: знакомство, создание положительного эмоционального фона. Здравствуйте, меня зовут Ирина Валерьевна, я педагог-психолог. Я проведу с вами интерактивное занятие, направленное на самопознание, совершенствование ваших представлений о себе. Занятие проходит в группе, поэтому для начала я предлагаю определить правила, которыми мы будем руководствоваться в совместной работе. Я предлагаю следующие правила (они отражены на плакате):

1. Правило активности. В групповой работе участвуют все.

2. Правило искренности. Каждый участник искренен, что способствует установлению доверительных отношений в группе.

3. Правило равноценности. В группе все равны.

4. Правило «здесь и теперь». Обсуждению в группе подлежит только то, что происходит непосредственно в ходе тренинга.

5. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся личных жизненных историй каждого, не выносится за ее пределы.

6. Правило конструктивной обратной связи. Участники договариваются не давать общую оценку личности, а говорить о поведении, описывать происходящее

7. Правило «поднятой руки».

У кого-нибудь есть дополнения? Все согласны с предложенными правилами? А теперь давайте познакомимся.

Упражнение 1. «Круги».

Цель: знакомство с участниками занятия.

Участникам предлагается на листах формата А5 нарисовать три круга, в которых указать имя, позитивное качество на первую букву имени, увлечение (хобби). По окончании задания каждый представляется.

Упражнение 2. «Пересядьте те, кто…..»

Цель – пробуждение, активизация к работе, поднятие настроения.

В кругу ведущий, количество стульев на один меньше, чем участников. Ведущий называет определенный признак, те, кто имеют этот признак, пересаживаются, ведущему в это время необходимо занять стул. Кто остается без стула, тот будет ведущим.

Упражнение 3. «Я и мой внутренний мир».

Цель: формирование представления о внутреннем мире, создание мотивации к совместной деятельности.

Как я уже сказала, наши занятия будут посвящены самопознанию. Давайте попробуем определить, что такое самопознание? Как вы себе представляете? Зачем человеку познавать себя? Ответы учащихся записываются на доске.

В психологии самопознание определяется как сложный продолжительный процесс получения человеком знаний о самом себе. А как вы думаете, какими способами можно осуществлять самопознание? Что для этого нужно? (ответы учащихся). Действительно самопознание осуществляется посредством самонаблюдения, а также общения с другими людьми, так как, сравнивая себя с ними, мы получаем больше информации о своих особенностях, своей индивидуальности. Процесс самопознания очень тесно связан с самовоспитанием и самосовершенствованием. Только познав себя, мы можем начать работу по самосовершенствованию, достижению своего идеала. В результате самопознания у нас формируется система представлений о себе, которые регулируют всю нашу жизнь: общение с другими людьми, успешность в различных видах деятельность, цели, которые мы ставим перед собой. К сожалению, часто люди не могут адекватно оценить себя, свои возможности, их самоотношение искажено. Это приводит к возникновению различных трудностей.

Упражнение 4. «Интересные вопросы».

Цель: актуализация знаний о себе, осознание своего «Я».

В центре лежат таблички, на которых написаны вопросы. Сейчас по очереди каждый будет брать по одной табличке, и отвечать на вопрос, который там написан. Только необходимо помнить, что вопросы там необычные, прежде чем отвечать подумайте, возможно, придется использовать фантазию и воображение.

1. С каким цветком вы можете себя сравнить?

2. Каким предметом мебели вы можете себя представить?

3. Каким сказочным героем вы можете себя представить?

4. Каким животным вы ассоциируетесь?

5. С каким временем года вы можете себя сравнить?

6. Каким музыкальным инструментом вы можете себя представить?

7. Какой игрушкой вы могли бы быть?

8. С каким природным явлением вы могли бы себя сравнить?

9. Если бы были киногероем, то, каким?

10. Если бы вы были деревом, то, что это было бы за дерево?

11. Если бы были напитком, то каким?

12. Если бы были транспортом, то каким?

13. Если бы были цветом, то каким?

14. С какой одеждой вы себя ассоциируете?

15. Если бы вы были едой, то какой?

Обсуждение. Легко или сложно было выполнить задание? Какие сложности возникли? Данное упражнение помогло посмотреть на себя с другой стороны, посмотреть какой я без оценки, не просто плохой или хороший, красивый или не красивый, посмотреть на ваше внутреннее Я.

Основная часть.

Упражнение 5. Психогеометрический тест.

Инструкция. Посмотрите на пять фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг. Выберите из них ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами. Какую бы фигуру Вы не поместили на первое место, это Ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры – это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию Вашего поведения. Сила их влияния убывает с увеличением порядкового номера. Однако может оказаться, что ни одна фигура Вам полностью не подходит. Тогда Вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм. Важно также значение последней фигуры - она указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности.

Квадрат

Квадрат – неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации.

Квадраты – коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Мыслительный анализ – сильная сторона Квадрата.

Квадраты скорее "вычисляют" результат, чем догадываются о нем. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Идеал Квадрата – распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе "сюрпризы" и изменения привычного хода событий. Он постоянно "упорядочивает", организует людей и вещи вокруг себя. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать (и становятся!) отличными администраторами, исполнителями, но,… увы, редко бывают хорошими распорядителями, менеджерами.

Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат неэффективно действует в аморфной ситуации.

Жизненные ценности : традиции, стабильность, безопасность, надежность, прошлое.

Роли : Консерватор. Надёжа и опора. Педант. Хранитель традиций. Исполнитель.

«Сильные» качества : организованность, дисциплинированность, исполнительность, пунктуальность, аккуратность, чистоплотность, законопослушность, трудолюбие, терпеливость, упорство, настойчивость, верность слову, честность, осторожность, благоразумие, рациональность, бережливость, практичность.

«Слабые» качества : косность, негибкость, инерционность, педантизм, сухость, односторонность, нерешительность, упрямство, консерватизм, сопротивление новому, боязнь риска, бедная фантазия, замкнутость, скупость, мелочность, склонность к бюрократизму.

Подходящие профессии : Бухгалтер, аналитик, заместитель директора по общим или хозяйственным вопросам, участковый инспектор милиции, руководитель в бюрократической организации, «жесткий» секретарь.

Как общаться с квадратом . Выслушивать квадрата до конца, ни в коем случае не перебивать, если вы не его начальник. Быть в глазах квадрата более компетентным, более статусным, чем он. Знать все инструкции, законы, прецеденты. Аргументировать свою позицию, лучше всего фактами и цифрами; очень хорошо использовать таблицы. Делать комплименты – достаточно откровенные, чтобы квадрат их понял (он немного тугодум), но аккуратные, без панибратства и рискованных пассажей. Нововведения предлагать маленькими порциями. Воздерживаться от эмоциональных проявлений.

Треугольник

Это форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!

Они, как родственники – Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются "левополушарными" мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредотачиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного (и часто эффектного) в данных условиях решения проблемы.

Треугольник – это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле – это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решений.

Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки, можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят менять свои решения, часто бывают, категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступят по-своему. Однако они весьма успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует достижению главных целей, и впитывают, как губка, полезную информацию.

Треугольники – честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполн6яемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря – сделать карьеру. Прежде чем взяться за дело или принять решение, Треугольник сознательно или бессознательно ставит перед собой вопрос: "А что я буду с этого иметь?". Из Треугольников получаются великолепные менеджеры на самом "высоком" уровне управления. Они прекрасно умеют представить высшему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных, за версту чувствуют выгодное дело и в борьбе за него могут "столкнуть лбами" своих противников.

Главное отрицательное качество "треугольной" формы: сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для "завравшихся" Треугольников, которых никто вовремя не остановил. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы остроту.

Жизненные ценности : власть, лидерство, карьера, статус, победа, будущее.

Роли : Лидер. Пробивной. Воин. Пророк. Герой.

«Сильные» качества : рациональность, эффективность, лидерские качества, энергичность, харизматичность, высокая работоспособность, инициативность, смелость, решительность, независимость суждений.

«Слабые» качества : властность, самоуверенность, эгоизм, категоричность, резкость, язвительность, нетерпимость к инакомыслию, безаппеляционность («или по моему, или никак»), бесчеловечность («пройдет по трупам»).

Подходящие профессии . Руководители в иерархических организациях, в том числе, и высшие, лидеры проектов, врачи-хирурги, психотерапевты «звездного» типа, в особенности гипнотизеры.

Как общаться с треугольником . Говорить только по делу, четко, уверенно, но без «наездов». Договариваться, при этом договора записывать, помнить о том, что все спорные моменты треугольник трактует в свою пользу. Мотивировать выгодой. Можно показать свою власть, но при этом следует быть готовым к «проверке на прочность». Быть готовым со стороны треугольника к шантажу, к обману «ради интересов дела», к присваиванию общих результатов.

Прямоугольник

Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут "носить" остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, которые они ведут сейчас, и поэтому заняты поиском лучшего положения.

Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно – значимость изменений для определенного человека. Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты Прямоугольников – непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня! Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стиля жизни. Если внимательно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он применяет в течение всего периода одежду других форм: "треугольную", "круглую" и т. д.

Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении. Прямоугольники обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с "человеком без стержня". Прямоугольникам общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.

Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего, - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и … смелость! Прямоугольники пытаются делать то, что никогда раньше не делали; задают вопросы, на что прежде у них не хватало духу. В данный период они открыты для новых идей. Ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. "Прямоугольность" - всего лишь стадия. Она пройдет!

Жизненные ценности : в зависимости от внешних обстоятельств.

Роли : Размазня. Нерешительный. Козел отпущения. Неудачник. Растяпа.

«Сильные» качества : доверчивость, открытость, чувствительность, любознательность, готовность к изменениям, высокая обучаемость, «детскость», неамбициозность.

«Слабые» качества : наивность, бесхребетность, неуверенность, нерешительность, ненадежность, психическая неустойчивость, «проблемность».

Подходящие профессии . Поскольку прямоугольник – переходная, зачастую «кризисная» фигура, то лучше всего отправить его на какое-то время в отпуск или на учебу. Идеальное занятие для прямоугольника – это учиться или отдыхать. Прямоугольник может быть хорошим экспертом или консультантом, но только в тех вопросах, где он признанный авторитет.

Как общаться с прямоугольником . Понять, в каком амплуа он сейчас выступает. Переключить его в удобное для вас состояние. Постоянно поддерживать и направлять своим вниманием и влиянием.

Круг

Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди, их благополучие. Круг – самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу.

Круги – самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживание другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Круги "болеют" за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.

Во-первых, Круги, в силу их направленности, скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать "твердую" позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым.

Во-вторых, Круги не отличаются решимостью, слабы в "политических играх" и часто не могут подать себя и свою "команду" должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх! Более сильные личности, например, Треугольники. Однако в одном Круги проявляют завидную твердость. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Круг – это нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с Кругом, скорее относятся к "правополушарным" мыслителям. Правополушарное мышление – более образное, интуитивное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами, с пропуском отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой, просто формализмы у них не получают приоритета в решении жизненных проблем. Главные черты их стиля мышления – ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.Можно сказать, что Круг – прирожденный психолог. Однако, чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса, Кругу не хватает "левополушарных" организационных навыков своих "линейных братьев" - Треугольника и Квадрата.

Жизненные ценности : общение, комфорт, общее благополучие, помощь людям.

Роли : Миротворец. Душка. Хранитель уюта. Домосед.

«Сильные» качества : доброжелательность, мягкость, деликатность, бесконфликтность, терпимость, коммуникабельность, доброта.

«Слабые» качества : пассивность, конформизм, подверженность влияниям, склонность к компромиссам, неаккуратность, неорганизованность, непунктуальность, нерешительность, зависимость от мнения окружающих.

Подходящие профессии . «Мягкий» секретарь, HR-менеджер, педагог, врач-терапевт, семейный психолог, священник.

Как общаться с кругом . Мягко, но настойчиво возвращать к сути дела, при этом ни в коем случае не кричать, не ругаться. Быть готовым к тому, что круг пообещает, но не сделает (ему легче согласиться с вами, а потом «как-нибудь все обойдется»).

Зигзаг

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если Вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то Вы, скорее всего истинный "правополушарный" мыслитель, инакомыслящий, поскольку линейные формы превосходят Вас численностью.

Итак, как и вашему ближайшему родственнику – Кругу, только еще в большей степени, Вам свойственна образованность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая последовательная дедукция – это не Ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки: от а… к… я! Поэтому многим линейным, "левополушарным" трудно понять Зигзагов. "Правополушарное" мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту.

Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот что нравится Зигзагам. В отличии от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот – заострением конфликта идей и построения новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, "снимается". Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, "открывая глаза другим" на возможность нового решения.

Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся. По этой причине нет ничего более скучного для них, чем никогда не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструкции, статус-кво или люди, всегда соглашающиеся или делающие вид, что соглашаются. Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте.

Они также хотят быть независимыми от других в своей работе. Тогда Зигзаг оживает и начинает выполнять свое основное назначение – генерировать новые идеи и методу работы. Зигзаги никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них так реален, как мир вещей для основных.

Немалую часть жизни они проводят в этом идеальном мире, отсюда и берут начало такие черты, как непрактичность, нереалистичность и наивность. Зигзаг – самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги – неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень эспрессивны ("режут правду в глаза"), что наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же, они сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

Жизненные ценности : творчество, новизна, риск, скорость, самовыражение.

Роли : Любитель эпатажа. Артист. Экстремал. Экстремист. Ветреный тип. Сердцеед.

«Сильные» качества : спонтанность, креативность, напор, остроумие, легкость на подъем.

«Слабые» качества : неуправляемость, непостоянство, непредсказуемость, несдержанность, эксцентричность, возбудимость, индивидуализм, ненадежность, бесшабашность и безбашенность.

Подходящие профессии . Креативщик, артист, свободный художник, страховой агент или продавец «на проценте».

Как общаться с зигзагом . Девиз: «Твердость, доброжелательность, бесконечное терпение». Повлиять на зигзаг практически невозможно. Иногда срабатывает прием «от противного» - предложить что-нибудь зигзагу, чтобы он захотел сделать наоборот. Главное в этом случае быстро с ним согласиться. Можно привлечь зигзага на свою сторону, восхищаясь его идеями, но это все равно ненадолго. Всегда следует быть готовым к резким сменам решений и тем разговора.

Упражнение 6.«Ладошка»

Цель: повышение самооценки, обучение учащихся умению находить в других людях положительные качества.

На листе бумаги каждый участник обводит ладошку и внутри контура пишет качество, которое нравиться в себе самом. Листики передаются по кругу, а остальные участники дописывают те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Листочки необходимо подписать. Когда ладошки вернуться к своему хозяину, все ребята благодарят друг друга. По окончанию можно обсудить полученные результаты, впечатления от проведения упражнения.

Заключительная часть.

Упражнение 7. «Вылепи себя»

Звучит спокойная музыка. Дается задание – взять кусочек пластилина, наиболее понравившегося цвета, сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза. Вы сегодня многое узнали о себе, открыли что-то новое, прикоснулись к своему Я. Почувствуйте сейчас себя, почувствуйте свое тело, что оно ощущает, прислушайтесь к своим эмоциям и чувствам, дайте свободу своим рукам, попытайтесь слепить образ своего Я. Пусть ваши руки сами начнут лепить, пусть это займет столько времени, сколько Вам необходимо. Вы сами почувствуете, когда получите, то что нужно.

После того как слепите, рассмотрите свое творение. Что вы чувствуете? Как эта фигурка связана с вами? О чем это в вашей жизни?

Теперь переходим к следующему этапу, если фигурка вызывает отрицательные чувства или эмоции. Необходимо преобразовать негатив в позитивные ощущения. Начинаем преобразовывать свое творение, чтобы оно вызывало положительные эмоции. Дайте волю свое фантазии, если хотите добавьте другой цвет, прилепите что-нибудь к ней, главное, чтобы фигурка дарила радость и чувство удовлетворения, чтобы она вам нравилась.

Запомните, главное в вашей фигурке не ее эстетическая и художественная значимость, а ее ценность в том, что она должна вам нравиться и вызывать положительные эмоции, будет просто отлично если вы рассмеялись! Так что не оценивайте ее с позиции художественного критика, и не в коем случае не сравнивайте с другими - это фигурка Ваша, она уникальна, и в этом ее истинная красота!

Эти подержите эти фигурки, это вы, это ваше внутреннее я, почувствуйте его, помечтайте, подумайте о хорошем, вложите в нее ваши положительные эмоции. Поставьте свое произведение на видное место и в минуты грусти, просто подойдите и полюбуйтесь им, зарядитесь его позитивной энергией.

Рефлексия.

Что узнал? Что понравилось? Что хотелось бы изменить, поменять в занятии?

С каким цветком вы можете себя сравнить?

Каким предметом мебели вы можете себя представить?

Каким сказочным героем вы можете себя представить?

Каким животным вы ассоциируетесь?

С каким временем года вы можете себя сравнить?

Каким музыкальным инструментом вы можете себя представить?

Какой игрушкой вы могли бы быть?

С каким природным явлением вы могли бы себя сравнить?

Если бы были киногероем, то каким?

Если бы вы были деревом, то, что это было бы за дерево?

Если бы были напитком, то каким?

Если бы были транспортом, то каким?

Если бы были цветом, то каким?

С какой одеждой вы себя ассоциируете?

Если бы вы были едой, то какой?

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

« ПОЗНАЙ СЕБЯ»

«Мир существует не для того, чтобы

мы его познавали, а для того, чтобы

мы познавали и воспитывали себя

в нём».

Г.Лихтенберг

Сегодня на нашем занятии мы с вами попробуем познать себя как

личность; узнать свои ценности, удостоверить свою индивидуаль-

ность или схожесть с ровесниками.

Познание человеком самого себя, тайн жизни – один из аспектов

его духовного поиска, что уходит в глубь столетий. Согласно легенды, много тысяч лет тому назад семь мудрецов Древней Греции встретились в храме Аполлона в Дельфах и написали на стене храма: «Познай самого себя». Что означали эти слова?

Каждое новое поколение людей стремится достичь смысл существования человека, ответить на эти вопросы согласно своего

времени.

Вы сейчас в том возрасте, когда человек делает одно из важнейших открытий – открывает себя. В этих поисках заложен великий потенциал. Чтобы выявить использовать его, необходимо найти

себя.но сразу замечу, что никому не дано точно познать свои силы

до конца и определить свое будущее. Но всё же каждому по силе начертить свой собственный путь сотворения себя. Желаю всем успеха и плодотворной работы.

Упр. «ЗНАКОМСТВО»

Каждый участник называет своё имя и демонстрирует какое-нибудь движение, следующий повторяет все имена и жесты предыдущих участников.

Упр. «НАШИ ПРАВИЛА»

Тренер зачитывает правила:

Говори от своего имени;

Один говорит, все слушают;

Лаконичность;

Искренность;

Доброжелательность;

а участники обсуждают их и принимают.

Упр. « ДЕРЕВО ОЖИДАНИЙ»

Участникам раздаются стикеры на которых они записывают свои

ожидания от занятия, озвучивши их прикрепляют на дерево (на плакате

нарисовано «Дерево ожиданий».

Мозговой штурм «Личность»

На плакате ученики видят слово «Личность», на каждую букву слова нужно подобрать качества, которые необходимо иметь человеку, чтобы

быть личностью.

Какие из данных качеств вы считаете наиважнейшими?

Хотели ли вы добавить ещё какие-то черты?

Обязательно ли иметь все эти черты?

Упр. «СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ»

Личность- это феномен общественного развития, конкретный живой человек с сознанием и подсознанием.

Личность в психологии рассматривают в трёх аспектах:

Внутренний мир: интересы, взгляды, увлечения, мышление и др.;

Отношения в группе, коллективе;

Реализация потенциала- активно действуя, меняя внутренний мир других людей.

Упр. «МОЯ ВСЕЛЕННАЯ»

Участникам раздают лист бумаги с рисунком Вселенной, солнце с большой буквой Я посредине; от него линии до звёзд(мои достижения),

облаков(черты моего характера) и сердец(мои увлечения). После заполнения каждый участник зачитывает свои записи.

Что было легче написать, а что тяжелее?

Что нового узнали о себе и других участниках?

Тренер говорит о том, что у нас много отличий, но есть и что-то общее.

Упр. «ПОЗНАЁМ ДРУГ ДРУГА»

Скажите о двух своих правдивых чертах и придумайте одну не правдивую. Другие участники должны отгадать неправду.

Трудно ли было отгадывать?

Сказал ли кто-нибудь что-то такое, о чём вы не знали?

Упр. «ПОЕЗД ЛИЧНОСТЕЙ»

Нужно создать поезд, в котором должен быть контролер, человек, который предлагает чистое бельё, бабушка, которая продаёт разные

вещи. Поезд движется, а участникам, которые играют роли, надо предлагать свои услуги и одновременно пытаться не выпасть из поезда.

Упр. «КАК ПОСТУПАТЬ СО СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ»

А сейчас сыграем в игру. Она поможет нам ответить на этот основной вопрос. (Каждому участнику раздают по 10 бумажек)

Напишите на каждой бумажке своё имя. На следующие несколько минут эти 10 бумажек будут удостоверять вас и будут играть роль символичных денег, за которые можно купить определённый товар. Сейчас перед каждым встанет выбор: потратить или сэкономить свои бумажки, т.е. самого себя, часть себя. На продажу будет выставлено

разные «товары» по паре. Правила игры не позволяют купить оба товара

одновременно, только что-то одно или ничего. Понятно, что когда ваши бумажки закончатся, уже ничего нельзя будет купить.

Все покупки можно делать только тогда, когда «товары» выставляют на продажу. Нельзя вернуться к предыдущей паре, если на продажу уже выставлено следующую. (Психолог предлагает «товар», написанный на отдельных листочках. Цену каждого товара указано в «бумажках»).

Прекрасная квартира (1 бум), новый автомобиль на выбор (1бум);

Полностью оплаченная поездка на каникулы (один месяц) в любую страну мира вместе с другом (2 бум), полная гарантия того, что человек, с которым тебе хотелось пожениться просто сегодня, скоро обязательно на тебе жениться (2 бум);

На два года стать самым популярным человеком среди своих товарищей

(1 бум), иметь одного настоящего друга (2 бум);

Закончить престижный университет (2 бум), построить прибыльную кампанию (2 бум);

Иметь здоровую семью (3 бум), добыть всемирную славу (3 бум);

(После завершения выбора с этой пары объявите: тем, кто выбрал семью, возвращают 2 бумажки назад как вознаграждение.)

Возможность сменить какую-нибудь одну черту внешности (1 бум), удовольствие на протяжении всей жизни (2 бум);

Пять лет безграничного физического наслаждения (2 бум), любовь и уважение самых дорогих для вас людей (2 бум);

(Те, кто выбрал пять лет наслаждения, дополнительно отдают одну бумажку (за определенные вещи мы должны платить больше, чем кажется сначала).

Чистая совесть (2 бум),способность достичь успех в той сфере, где есть всё то, к чему ты стремишься (2 бум);

Создать чудо для того, кого ты любишь (2 бум), возможность прожить заново (или повторять) одно действие из своей жизни (2 бум);

Семь дополнительных лет жизни (3 бум), безболезненная смерть, когда настанет время (3 бум);

Наш торг завершен, рассмотрите ещё раз свои покупки и скажите:

Какая нравится вам больше всего?

Жалеете ли вы, что не купили чего-то ещё?

Хотелось бы вам поменять некоторые правила игры?

ВЫВОД

Правила игры можно поменять, но жизнь- это не игра. Нельзя повторить уже сделанный выбор или отменить принятое когда-то решение. Нельзя схватить абсолютно всё или воспользоваться каждым случаем. Нельзя предвидеть, какие шансы открываются для вас через неделю или год.

Психолог. Вам всегда будет не хватать времени, вариантов выбора денег и т.д. Вы будете платить за каждый свой выбор в жизни- и часто эта плата будет превышать ваши ожидания. Но никогда не надо впадать в отчаяние, закрываться от всего мира. Необходимо всегда идти до конца.

Упр. «МОЙ ДРУГ»

Участникам предлагают разделиться на пары по желанию и составить друг о друге синкан: имя два прилагательных, которые характеризует чертам характера; три глагола - что делает; предложение, которое рассказывает о нём; существительное, которым можно сказать о друге как много больше. Дальше пара зачитывает синканы.

Упр. «ЛЕГЕНДА О ЖИЗНИ»

Задумались люди: «Что называется жизнью?». Одни говорят «Это ожидание: родители ждут детей, дети ждут каникулы, праздники…».

Другие говорят «Это путешествие. Каждый день мы создаём много путешествий: в школу, на работу, к друзьям, на отдых в лес…».

Пришли к мудрецу, чтобы он их рассудил. А он говорит «Жизнь- это путешествие в ожидании цели».

ТАК ПУСТЬ У КАЖДОГО ИЗ ВАС БУДЕТ ЦЕЛЬ! ПРИЛАГАЙТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ УСИЛИЙ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЕЁ ОСУЩЕСТВИТЬ.