Рассказ куприна тапер читать краткое содержание. Школьное чтиво: "Тапер"

Куприн А, рассказ "Тапер"

Жанр: святочный рассказ

Главные герои рассказа "Тапер" и их характеристика

  1. Тиночка Руднева. Девочка 12 лет. Бойкая, веселая, подвижная, непоседливая.
  2. Татьяна Руднева. Сестра Тины. Добрая, умная, отзывчивая.
  3. Лидия Руднева. Самая старшая сестра. Надменная, придирчивая, капризная.
  4. Аркадий Николаевич Руднев. Отец семейства. Веселый, шумный, душа компании.
  5. Юрий Азагаров. Мальчик лет 14. Талантливый музыкант. Робкий и несмелый, но гордый.
  6. Антон Рубинштейн. Великий композитор. скучающий, равнодушный, покоренный музыкой Азагарова.
План пересказа рассказа "Тапер"
  1. Беспокойство Тиночки
  2. Сестры Рудневы
  3. Мать и отец
  4. Дуняша бежит за тапером
  5. Приезд гостей
  6. Мальчик-тапер
  7. Рапсодия Листа
  8. Юрий Азагаров
  9. Пожилой, скучающий господин
  10. Снова рапсодия Листа
  11. Антон Рубинштейн.
Кратчайшее содержание рассказа "Тапер" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Перед рождеством в семействе Рудневых случился переполох, забыли пригласить тапера.
  2. Горничная Дуняша привела мальчика, который играл на вечерах, и его посадили за фортепьяно.
  3. Мальчик играл очень хорошо, а гости веселились и танцевали.
  4. Юрий, так звали юного тапера, увидел пожилого господина, которому все оказывали почтение.
  5. Господин попросил Юрия сыграть Листа, а потом отвез его домой на своих санях.
  6. Это был Антон Рубинштейн, а Юрий Азагаров стал известным всей стране композитором.
Главная мысль рассказа "Тапер"
Чудеса случаются и в обычной жизни.

Чему учит рассказ "Тапер"
Рассказ учит верить в себя и свои силы. Учит не сдаваться и идти вперед, несмотря ни на какие трудности. Учит позитивному мышлению. Учит радоваться чужой удаче. Учит помогать другим людям.

Отзыв на рассказ "Тапер"
Мне очень понравился этот рассказ, который можно отнести к святочным, ведь действие его разворачивается под рождество и в нем случается настоящее чудо. Я очень радовалась за мальчика-тапера, который встретил великого композитора и своим талантом привлек его внимание. Очень хочется, чтобы такие чудеса случались как можно чаще.

Пословицы к рассказу "Тапер"
Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.
Не родись красивым, а родись счастливым.
Одна удача идет, другую ведет.
Талант трудом добывают.
Всякая помощь хороша вовремя.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Тапер"
Двенадцатилетняя Тиночка Руднева вбежала в комнату, где одевались ее сестры, и взволновано стала спрашивать про тапера, которого кажется забыли пригласить.
Старшая сестра Лидия Аркадьевна посмотрела на Тиночку с неудовольствием и сказала, что от нее слишком много шума. Но девочка показала отражению сестры язык и обернулась к другой сестре, Татьяне. Тиночка стала просить ее пойти с ней и помочь, ведь через час уже надо было зажигать елку.
Только в этом году Тина была допущена до подготовки елки и потому сильно волновалась.
В семье Рудневых было много детей и постоянно толпилась молодежь. Мать, Ирина, редко выходила к гостям, а отец Аркадий Николаевич напротив редко появлялся дома, проводя время в Английском клубе. И лишь изредка он приходил домой и называя молодежь "молодыми республиканцами" звал их за город.
Зато Аркадий Николаевич очень любил принимать участие в украшении елки и подготовке подарков. Каждый год Аркадий приглашал на елку оркестр Рябовых, но в этом году случилось так, что Рябова пригласили поздно и он уже дал обещание быть на другой елке.
Аркадий Николаевич рассердился и приказал достать тапера, но в сумятице об этом все забыли.
Когда Тиночка взбудоражила весь дом, слуги стали сваливать вину друг на друга. Но тут появилась Татьяна и мигом послала горничную Дуняшу искать тапера. В это время уже стали прибывать гости и гостиная наполнилась весельем и шумом.
Дуняша долго не возвращалась и Тина изнывала от беспокойства. Она даже предполагала попросить сыграть тетю Соню, но тут камердинер Лука сказал, что Дуняша просит девочек спуститься.
Внизу Дуняша божилась. что нигде не могла найти тапера и привела мальца, который говорил, что много играл на свадьбах и вечерах. Сестры увидели мальчика в костюме гимназиста, который робко стоял у дверей. на вид ему было одиннадцать-двенадцать лет.
Татьяна подошла к мальчик у и спросила сколько ему лет. Мальчик отвечал, что четырнадцать. Татьяна выразила сомнение, что он сможет играть целый вечер, но мальчик просил не волноваться на этот счет и говорил, что ему не привыкать. Оказалось, что он умеет играть кадриль, вальсы и польку.
Расспросы немного рассердили мальчика и он ответил, что еще играет сонаты Бетховена и рапсодии Листа. Лидия продолжала дразнить мальчика и Татьяна решила помочь ему. Она предложила мальчику что-нибудь сыграть, и Тина радостно захлопала в ладоши.
Она потащила мальчика в гостиную и усадила за шикарное фортепьяно. Тот взял нотные тетради и наугад раскрыл одну из них. Обернувшись к Лидии мальчик спросил угодно ли той, что он сыграет вторую рапсодию Листа. Лидия промолчала.
А мальчик положил руки на клавиши и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды. Его некрасивое лицо вмиг преобразилось, став прекрасным, глаза сделались сияющими.
Зал наполнился слушателями и сам Аркадий Николаевич, большой любитель музыки вышел к музыканту. Он тоже сомневался, что этот "карапуз" сможет отыграть весь вечер, но первым зааплодировал мальчику и протянул руку. Аркадий спросил имя мальчика и узнав, что того зовут Юрий Азагаров, сказал, чтобы тот не стеснялся и если устанет играть, сразу сказал об этом.
Потом Аркадий Николаевич попросил мальчика сыграть марш. и под звуки из "Фауста" стал запускать детей и гостей. Вокруг елки вмиг образовался хоровод.
Потом тапер играл польку и вокруг него закружились в танце молодые люди. Вдруг взволнованный шепот заставил мальчика обернуться. У дверей стоял пожилой господин, изящный и величавый, с удивительным лицом.
Аркадий Николаевич повел гостя в кабинет, именуя его Антоном Григорьевичем и о чем-то на ходу упрашивая.
Юрий играл вальсы, кадрили и польки и в какой-то момент заметил, что Антон Григорьевич скучающе смотрит на него, а Аркадий Николаевич что-то ему нашептывает. Неожиданно равнодушным голосом Антон Григорьевич попросил мальчика снова сыграть рапсодию номер 2.
Юрий начал играть неуверенно, но вскоре смелость вновь вернулась к нему, словно присутствие этого важного господина предало его пальцам необыкновенную гибкость и подвижность. И Юрию казалось, что никогда еще не играл так хорошо.
Мальчик не видел как вдруг прояснилось хмурое чело Антона Григорьевича, а когда при всеобщих аплодисментах закончил, уже не увидел этого человека.
Но тут к нему подошел Руднев и протянул конвертик с деньгами. Он поблагодарил Юрия и сказал, что его довезет до дома Антон Григорьевич. Мальчик начал было возражать, говоря, что может играть весь вечер, но Аркадий прервал его. Он с улыбкой спросил, неужели мальчик не узнал этого человека. Юрий недоуменно смотрел на Руднева. А тот сделав паузу объяснил, что этот пожилой господин Антон Рубинштейн и он заинтересовался игрой Юрия. Аркадий Николаевич поздравил мальчика, говоря, что очень рад тому, что на его елке Юрию выпал такой неожиданный подарок.
Юрий Азагаров теперь известный композитор, а его учитель успокоился навсегда от своей жизни триумфатора. Но никогда Юрий не раскрывал, о чем говорил ему Рубинштейн, в ту морозную рождественскую ночь.

Рисунки и иллюстрации к рассказу "Тапер"

Год написания: 1900

Жанр: рассказ

Главные герои: Юрий Агазаров - молодой пианист

Сюжет

В канун Нового года семья Рудневых, известная на весь город своей щедростью, благотворительностью и безалаберностью, ждет гостей. И тут обнаруживается, что приглашенный оркестр не приедет. Праздничный вечер – без музыки – что может быть хуже?

Хозяин дома решает отправить горничную за тапером, чтобы гости могли потанцевать. Девушка очень долго отсутствует, а затем приезжает с неказистым четырнадцатилетним мальчиком и представляет его в качестве тапера. Мальчик оскорблён недоверием к его умению музицировать и вызывается показать свое искусство.

Хозяин и гости очарованы игрой юного дарования. Домой подростка увозит сам Антон Григорьевич Рубинштейн, А со временем Юрий становится знаменитым композитором и музыкантом.

Вывод (мое мнение)

Наверное, этому мальчику повезло встретиться с великим композитором и произвести на него нужное впечатление. В конце рассказа говорится, что Юрий никому никогда не говорил о своем разговоре с Рубинштейном, может быть, эти слова были для него очень важны и помогли найти путь в жизни.

Александр Иванович Куприн в 1900 году написал рассказ «Тапёр». Краткое содержание произведения позволит читателю сэкономить время и ознакомиться с сюжетом за пять минут.

Знакомство с персонажами произведения: сёстры Рудневы

Рассказ «Тапёр», краткое содержание которого вы читаете, начинается со знакомства с семьей Рудневых. Это, прежде всего, Тина - 12-тилетняя девочка, дочь хозяина дома.

Девочка вбежала в комнату, в которой горничные одевали ее сестер. Тина очень переживала, хотела, чтобы встреча Рождества прошла хорошо. Она поделилась своим беспокойством с сёстрами, сказав им о том, что нет тапёра.

Старшая сестра, которую уже почтительно называли Лидией Аркадьевной, была, напротив, слишком спокойной. Она сделала Тине замечание, сказав, чтобы та не врывалась вот так в комнату.

Тогда Тина попросила свою вторую сестру Таню пойти с ней, чтобы помочь подготовиться к празднованию. Ведь через час уже должны были зажигать ёлку.

Далее мы узнаём о младшей сестре Кате. Её и Тину вместе со сверстниками раньше запирали в детской и не допускали к устройству елки. Но в этом году Тина первый раз была причастна к готовящемуся волшебству, поэтому-то она так переживала - хотела, чтобы всё получилось.

Отец, мать

Семья Рудневых была большой и шумной. У девочек были братья. К детям постоянно приходили друзья, поэтому в доме всегда было весело. Но эту радость не разделяла мать детей, Ирина Алексеевна. Она была княжной и до замужества имела фамилию Ознобишина. Женщина кичилась своим знатным происхождением и редко выходила из комнаты, считая ниже своего достоинства разговаривать с шумной толпой. Общалась она только с такими же знатными и «окаменелыми» потомками древних родов. Обо всём этом мы узнаем из рассказа «Тапёр». Краткое содержание произведения познакомит читателя и с главой семьи.

Несмотря на свой аристократизм, женщина ревновала мужа, и на это у неё могли быть причины. Хоть Аркадию Николаевичу и было уже за 50, но мужчина отличался лёгким характером и особым обаянием. Он был покровителем балетного искусства, игроком, часто пропадал в Английском клубе. Когда он после выигрыша возвращался домой, звал друзей, подруг своих детей на конные прогулки за город.

А друзья детей Рудневых постоянно бывали у них в доме. Поэтому буфет здесь никогда не запирали, ведь любой пришедший мог захотеть перекусить в неурочный час. Иногда дети просили повара приготовить что-то вкусное, и он не сразу, но соглашался. Все вместе за столом собирались редко. Обычно кто-то уже отобедал, а кто-то только приходил к утреннему чаю. Вот такая веселая и немного сумбурная атмосфера царила в этом гостеприимном доме.

Не удивительно, что встречать Рождество планировалось большой дружной компанией. Папа для детей был главным советчиком и другом. Когда старшие дети не знали, что подарить их другу Коле Радомскому, отец сказал - портсигар. Занимался глава семьи и музыкальным оформлением вечеров. Об также поведает краткое содержание рассказа «Тапёр».

Музыка

Действие рассказа ориентировочно происходит в 1885 году. Аркадий Николаевич обычно приглашал в дом на праздники оркестр Рябова. Однако в этом году, в силу недоразумений, этого сделать не успели - музыканты уже были заняты. Другого оркестра тоже не смогли найти.

Вот поэтому Тина пыталась выяснить о тапёре, узнать, кто же будет играть на рояле в праздник? Но экономка Олимпиада Савична, камердинер Лука нашли для себя оправдание того, почему не пригласили музыканта, а горничная Дуняша клялась, что даже не слышала, что должен прийти тапёр. Краткое содержание рассказа поведает о дальнейших событиях.

Гости

Таня, сестра Тины, пользовавшаяся уважением, отправила Дуняшу на поиск фортепьянщика (тапёра), и в это время уже начали съезжаться гости. Пришли две большие семьи - Масловских и Лыковых, приезжали и другие гости, а музыканта всё не было.

Но вот Лука подошёл к Татьяне Аркадьевне и попросил её выйти в переднюю. Татьяна увидела там Дуню и какую-то маленькую фигуру. Дуня начала хозяйке, чтобы та не ругала ее: она нигде не смогла найти музыканта, отыскала вот только этого мальца и даже точно не знала, умеет ли он играть.

Татьяна с первого взгляда поняла, что мальчик беден, самолюбив и застенчив. Он был некрасив, с тонкими на вид ему было 11 или 12 лет. Но мальчик сказал, что ему 14. Он уверил, что умеет играть и обладает немалым опытом.

Талантливый ребёнок

Лидия пыталась дразнить тапера, насмешливо спрашивая, умеет ли он играть польку, кадриль, лансье, но Таня попросила ее по-французски, чтобы та перестала так себя вести. Подходит к интересному моменту краткое содержание рассказа «Тапёр». Куприн далее рассказывает о том, что Тина была на стороне Татьяны, она решительно взяла мальчика за руку и повела в зал. Гости стали недоумевать, но вскоре удивление сменилось умилением. Как только пальцы ребенка коснулись клавиш, полились необычайно красивые звуки, ему зааплодировали.

Аркадий Николаевич похвалил мальчика, которого звали Юрий Азагаров, и попросил сыграть «Фауста», под звуки этого марша зажгли ёлку. Затем Юра играл польку, вальс. В это время хозяин дома разговаривал с каким-то важным господином. Оказывается, это был Антон Григорьевич Рубинштейн - талантливый композитор. Он стал учителем Юры Азагарова.

Этим и заканчивается рассказ, который написал Александр Куприн - «Тапёр». Краткие содержания произведений помогают читателю быстро узнать их сюжет и составить впечатление о них.

Александр Иванович Куприн в 1900 году написал рассказ «Тапер». Краткое содержание произведения позволит читателю сэкономить время и ознакомиться с сюжетом за пять минут.

Знакомство с персонажами произведения: сестры Рудневы

Рассказ «Тапер», краткое содержание которого вы читаете, начинается со знакомства с семьей Рудневых. Это, прежде всего, Тина – 12-тилетняя девочка, дочь хозяина дома.

Девочка вбежала в комнату, в которой горничные одевали ее сестер. Тина очень переживала, хотела, чтобы встреча Рождества прошла хорошо. Она поделилась

Своим беспокойством с сестрами, сказав им о том, что нет тапера.

Старшая сестра, которую уже почтительно называли Лидией Аркадьевной, была, напротив, слишком спокойной. Она сделала Тине замечание, сказав, чтобы та не врывалась вот так в комнату.

Тогда Тина попросила свою вторую сестру Таню пойти с ней, чтобы помочь подготовиться к празднованию. Ведь через час уже должны были зажигать елку.

Далее мы узнаем о младшей сестре Кате. Ее и Тину вместе со сверстниками раньше запирали в детской и не допускали к устройству елки. Но в этом году Тина первый раз была причастна к готовящемуся волшебству, поэтому-то она

Так переживала – хотела, чтобы все получилось.

Отец, мать

Семья Рудневых была большой и шумной. У девочек были братья. К детям постоянно приходили друзья, поэтому в доме всегда было весело. Но эту радость не разделяла мать детей, Ирина Алексеевна. Она была княжной и до замужества имела фамилию Ознобишина. Женщина кичилась своим знатным происхождением и редко выходила из комнаты, считая ниже своего достоинства разговаривать с шумной толпой. Общалась она только с такими же знатными и «окаменелыми» потомками древних родов. Обо всем этом мы узнаем из рассказа «Тапер». Краткое содержание произведения познакомит читателя и с главой семьи.

Несмотря на свой аристократизм, женщина ревновала мужа, и на это у нее могли быть причины. Хоть Аркадию Николаевичу и было уже за 50, но мужчина отличался легким характером и особым обаянием. Он был покровителем балетного искусства, игроком, часто пропадал в Английском клубе. Когда он после выигрыша возвращался домой, звал друзей, подруг своих детей на конные прогулки за город.

А друзья детей Рудневых постоянно бывали у них в доме. Поэтому буфет здесь никогда не запирали, ведь любой пришедший мог захотеть перекусить в неурочный час. Иногда дети просили повара приготовить что-то вкусное, и он не сразу, но соглашался. Все вместе за столом собирались редко. Обычно кто-то уже отобедал, а кто-то только приходил к утреннему чаю. Вот такая веселая и немного сумбурная атмосфера царила в этом гостеприимном доме.

Не удивительно, что встречать Рождество планировалось большой дружной компанией. Папа для детей был главным советчиком и другом. Когда старшие дети не знали, что подарить их другу Коле Радомскому, отец сказал – портсигар. Занимался глава семьи и музыкальным оформлением вечеров. Об также поведает краткое содержание рассказа «Тапер».

Музыка

Действие рассказа ориентировочно происходит в 1885 году. Аркадий Николаевич обычно приглашал в дом на праздники оркестр Рябова. Однако в этом году, в силу недоразумений, этого сделать не успели – музыканты уже были заняты. Другого оркестра тоже не смогли найти.

Вот поэтому Тина пыталась выяснить о тапере, узнать, кто же будет играть на рояле в праздник? Но экономка Олимпиада Савична, камердинер Лука нашли для себя оправдание того, почему не пригласили музыканта, а горничная Дуняша клялась, что даже не слышала, что должен прийти тапер. Краткое содержание рассказа поведает о дальнейших событиях.

Гости

Таня, сестра Тины, пользовавшаяся уважением, отправила Дуняшу на поиск фортепьянщика (тапера), и в это время уже начали съезжаться гости. Пришли две большие семьи – Масловских и Лыковых, приезжали и другие гости, а музыканта все не было.

Но вот Лука подошел к Татьяне Аркадьевне и попросил ее выйти в переднюю. Татьяна увидела там Дуню и какую-то маленькую фигуру. Дуня начала шептать на ухо хозяйке, чтобы та не ругала ее: она нигде не смогла найти музыканта, отыскала вот только этого мальца и даже точно не знала, умеет ли он играть.

Татьяна с первого взгляда поняла, что мальчик беден, самолюбив и застенчив. Он был некрасив, с тонкими чертами лица, на вид ему было 11 или 12 лет. Но мальчик сказал, что ему 14. Он уверил, что умеет играть и обладает немалым опытом.

Талантливый ребенок

Лидия пыталась дразнить тапера, насмешливо спрашивая, умеет ли он играть польку, кадриль, лансье, но Таня попросила ее по-французски, чтобы та перестала так себя вести. Подходит к интересному моменту краткое содержание рассказа «Тапер». Куприн далее рассказывает о том, что Тина была на стороне Татьяны, она решительно взяла мальчика за руку и повела в зал. Гости стали недоумевать, но вскоре удивление сменилось умилением. Как только пальцы ребенка коснулись клавиш, полились необычайно красивые звуки, ему зааплодировали.

Аркадий Николаевич похвалил мальчика, которого звали Юрий Азагаров, и попросил сыграть «Фауста», под звуки этого марша зажгли елку. Затем Юра играл польку, вальс. В это время хозяин дома разговаривал с каким-то важным господином. Оказывается, это был Антон Григорьевич Рубинштейн – талантливый композитор. Он стал учителем Юры Азагарова.

Этим и заканчивается рассказ, который написал Александр Куприн – «Тапер». Краткие содержания произведений помогают читателю быстро узнать их сюжет и составить впечатление о них.

(3 оценок, среднее: 3.67 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Рассказ «Куст сирени» известного русского классика Александра Куприна был впервые опубликован в печатном издании «Жизнь и искусство» под номером 305...
  2. О нелегкой доле бездомной собаки повествует рассказ «Кусака» Андреева. Краткое содержание поможет читателю узнать сюжет, познакомиться с главными героями меньше,...
  3. В основу рассказа «Гранатовый браслет» был положен реальный случай: в жену одного из российских губернаторов Людмилу Ивановну Любимову был безнадежно...
  4. Безусловно, даже из самой «богатейшей» коллекции книг, которая только существует на свете, самой ценной для большинства детей, родившихся в советскую...

Двенадцатилетняя Тиночка Руднева вбежала в комнату, где ее старшие сестры готовились к празднику. Она взволнованно спросила, где та­пер. Самая старшая сестра, Лидия Аркадьевна, красивая стройная девушка, сердито посмотре­ла на ребенка. Она не любила шума, и маленькая сестра ее раздражала.

Лидия Аркадьевна сказала, что не следует бе­гать, как сумасшедшая, создавать беспорядок в доме.

Тина не обратила внимания на замечание. Она обратилась к другой сестре, Татьяне Арка­дьевне, попросила пойти с ней, потому что пора зажигать елку.

В этом году Тине разрешили впервые участво­вать в устройстве елки. Раньше она вместе с младшими детьми была вынуждена оставаться в детской. Именно поэтому теперь Тиночка была так взволнована.

Семья девочки была шумной, гостеприимной. Дом их был большим, и сегодня в нем должно было быть много гостей.

Хозяйка дома, Ирина Алексеевна Руднева, урожденная княжна Ознобишина, происходила из знатной и богатой семьи. Она старалась как можно меньше времени проводить с детьми и мужем. Их общество казалось ей скучным, по­шлым. Поэтому она общалась большей частью с такими же, как она, потомками знатных се­мей.

Ее супруг, Аркадий Николаевич, был жизне­радостным и любвеобильным человеком. Даже в свои пятьдесят с лишним он был очень красив и элегантен. Поэтому втайне супруга его ревно­вала. Аркадий Николаевич тоже редко бывал до­ма, потому что любил развлекаться. Он беспечно тратил имущество, не думая о будущем.

Аркадию Николаевичу очень нравились рож­дественские праздники, он с удовольствием при­нимал участие в праздновании у елки. Он приду­мывал подарки, которые пришлись бы по вкусу друзьям и родственникам. В этом году он велел найти хорошего тапера.

Но приказание его по какой-то причине не бы­ло выполнено.

Тиночка уже успела всех взбудоражить. До­мочадцы и прислуга пытались выяснить, кто должен был найти тапера. За ним отправили Дуняшу, служанку. Вдруг раздался звонок. Это прибыли две большие семьи - Лыковы и Мас­ловские. Дуняша пока не вернулась. И Тина очень беспокоилась. Она спрашивала у своей се­стры Татьяны, что же им делать. Татьяна подо­шла к Лидии и спросила: «Я уж не придумаю, что делать. Придется попросить тетю Соню поиг­рать немного… А потом я ее сама как-нибудь за­меню». Лидия возразила, что тетя Соня будет потом постоянно напоминать об этом одолже­нии. Об игре самой Татьяны Лидия высказалась неодобрительно.

Вдруг подошел слуга и сказал, что Дуняша просит выйти к ней. Сестры поинтересовались, привезла ли она тапера. Оказалось, что вместе с Дуняшей приехал мальчик. Дуняша извиня­лась, говорила, что не могла найти никого дру­гого.

Мальчик был одет в мундирчик реального училища. Видно было, что он очень смущен. Татьяна поняла, что мальчик беден, но очень самолюбив. Лицо у него было некрасивым, но выразительным. На вид ему было не больше 12 лет. Татьяна спросила, верно ли, что ему приходилось играть на вечерах. Мальчик ответил утвердительно. Он сказал, что ему 14 лет и что он привык к тому, чтобы играть целый вечер.

Лидия Аркадьеана презрительно спросила, умеет ли мальчик играть кадриль. Мальчик сказал, что умеет. Она также поинтересовалась, может ли он играть вальс, польку, лансье. Татьяна попросила сестру перестать дразнить ребенка. Но мальчик вдруг смело и даже насмешливо ответил: «Если нам угодно, mademoiselle, то, кроме полек и кадрилей, я играю еще все сонаты Бетховена, вальсы Шопена и рапсо­дии Листа».

Лидия самоуверенно высказала сомнение в том, что мальчик играет хорошо. Но он попро­сил разрешения что-либо сыграть. Тина стала просить Татьяну разрешить мальчику показать свое искусство. И вот он оказался за фортепиано. Мальчик раскрыл нотную тетрадь и выбрал «Венгерскую рапсодию» Листа.

«Мальчик бережно положил руки на клави­ши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии. Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голо­ва которого едва виднелась из-за пюпитра, из­влекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти пре­красным; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза еще больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими».

В зале появились слушатели. Вышел из каби­нета даже Аркадий Николаевич. Он спросил у Татьяны, где они нашли этого мальчика. Когда Аркадий Николаевич узнал, что это тапер, очень удивлялся.

Он считал неправильным заставлять такого маленького мальчика играть.

Но Таня все рассказала отцу - и о насмеш­ках Лидии, и о том, что сам мальчик настроен играть всю ночь. Отец согласился, что он дол­жен остаться и играть.

Когда тапер окончил рапсодию, все зааплоди­ровали. Аркадий Николаевич поблагодарил мальчика, сказал, что тот прекрасно играет. Он спросил, как зовут его. Мальчика звали Юрий Азагаров.

Аркадий Николаевич сказал, что беспокоит­ся, что Юрий устанет. Но мальчик продолжил игру. Наконец в зал стали входить дети. Нача­лось веселье. Тина попросила тапера сыграть польку. Дети стали танцевать.

Вдруг в зал пошел пожилой господин. Все присутствующие сразу обратили на него взоры. Этот человек держался просто и в то же время ве­личественно. Стало ясно, что он принадлежит к большому свету. «Сразу было видно, что этот человек привык чувствовать себя одинаково сво­бодно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов».

Незнакомец вместе с Аркадием Николаеви­чем ушли в кабинет. Было слышно, как хозяин дома о чем-то просит гостя. Тем временем Юра продолжал играть. Вдруг он увидел, что незна­комец, которого звали Антоном Григорьевичем, смотрит на него. И тут же Антон Григорьевич попросил Юру еще раз сыграть рапсодию № 2.

Мальчик заиграл. Сначала он играл робко, не слишком хорошо. Но потом стал играть с прежним вдохновением. Его игра была вели­колепна.

«Юрий не видел, как постепенно прояснялось хмурое чело Антона Григорьевича и как смягча­лось мало-помалу строгое выражение его губ, но когда он кончил при общих аплодисментах и обернулся в ту сторону, то уже не увидел этого привлекательного и странного человека».

Аркадий Николаевич подошел к мальчику, протянул ему конвертик и сказал, чтобы тот ни в коем случае его не потерял. В конверте были деньги. Аркадий Николаевич также сказал, что­бы Юра собирался и отправлялся вместе с Анто­ном Григорьевичем.

Юра стал возражать, что хотел бы продол­жать игру. Но Аркадий Николаевич спросил, разве он не узнал Антона Григорьевича? Маль­чик не мог догадаться, кто это.

Хозяин дома сказал: «Голубчик, да ведь это Рубинштейн. Понимаете ли, Антон Григорьевич Рубинштейн! И я вас, дорогой мой, от души по­здравляю и радуюсь, что у меня на елке вам сов­сем случайно выпал такой подарок. Он заинтере­сован вашей игрой…»

С тех пор мальчик стал известен всей России как талантливейший композитор. В его судьбе принял участие Антон Григорьевич Рубин­штейн.

«Но никогда и никому Азагаров не передавал тех священных слов, которые ему говорил, едучи с ним в санях, в эту морозную рождествен­скую ночь, его великий учитель».

Эту историю с полным правом можно назвать рождественской сказкой. Маленький мальчик-тапер трудолюбив и талантлив. Ему сказочно повезло, что на него обратил внимание известный музыкант. Благодаря этому изменилась вся его жизнь. В этом коротком по объему рассказе мы видим как явное презрение к юному музыканту (со стороны Лидии Аркадьевны), так и внимание и сочувствие (со стороны Тиночки, Татьяны Аркадьевны и самого признанного музыканта). Ис­тинное великодушие известного музыканта проявилось в том, что он помог талантливому ребенку найти свое место в жизни.


На этой странице искали:

  • тапёр краткое содержание
  • краткое содержание тапёр
  • куприн тапер краткое содержание
  • краткое содержание тапёр куприн
  • тапёр Куприн краткое содержание