Ребусы отгадывают или решают. Зарядка для ума! Учимся решать ребусы

Ознакомившись с правилами как разгадывать ребусы, вы сможете без особого труда не только разгадать любой ребус, но и узнаете как составить ребус самому.

  1. Название всего, что изображено на картинках в ребусе, читается только в именительном падеже.
  2. Картинка в ребусе может иметь не одно название. Пример: нога и лапа, глаз и око; или изображение может иметь общее или частное название (птица - общее название; петух, голубь, чайка - частное название).
  3. Запятые (не имеет значения, перевёрнутые или нет) указывают, что из слова следует убрать крайние буквы. Сначала слова, если запятые стоят перед картинкой, или с конца слова, если запятые после картинки. Количество букв, которые нужно убрать, соответствует количеству запятых. ЛЕС
  4. Зачёркнутые буквы - такие буквы следует убрать из слова. Если зачёркнутые буквы повторяются, то они убираются все. КАССА
  5. Зачёркнутые цифры указывают, что в слове такую по счёту букву надо убрать.
  6. Знак равенства между буквами (А=Е) указывает, что нужно заменить все буквы А на Е. Равенство 1=Е указывает на замену только первой буквы в слове. СИЛА
  7. Стрелка между буквами (Е -> В) тоже указывает на соответствующую замену букв.
  8. Цифры 1,2,7,5 над картинкой указывают, что из данного слова нужно взять буквы под номерами 1,2,7,5 и составить их в том порядке, в котором расположены цифры. ТАНК
  9. Перевёрнутый вверх ногами рисунок указывает, что слово следует читать справа налево. (КОТ - ТОК)
  10. Стрелка, остриём влево, изображённая над картинкой указывает, что после того как слово разшифровано его нужно прочитать задом наперёд. КОТ
  11. Когда в ребусе используется дробь, это разгадывается как "НА" (разделить НА). Если же в ребусе используется дробь со знаменателем 2, то это разгадывается как "ПОЛ" (половина). ПОЛКА ФОНАРЬ
  12. При составлении ребусов используют ноты. Для определения ноты имеет значение только то, на какой черте расположена чёрная точка (нота).
  13. Внутри буквы "О" расположен слог "ДА", получается В-О-ДА, т.е. "ВОДА". Также это можно прочитать как "ДА-В-О". Выбирается вариант, подходящий по смыслу. ВОЛЯ
  14. Когда картинки расположены друг над другом, это читается как "НАД", "НА", "ПОД" (в зависимости от того, что подходит по смыслу). ПОДАРОК АНАНАС
  15. Буква, состоящая из других букв, читается как предлог "ИЗ". Например из буквы "Б" составим букву "А", то получим: из «Б» «А» (ИЗБА). ИЗБА
  16. Буква, расположенная поверх другой буквы, читается как "ПО". ПОЛЕ
  17. Буква, изображённая за другой буквой, читается как предлог "ЗА" или «ПЕРЕД». Выбирается вариант, подходящий по смыслу. ЗАЯЦ
  18. Знак "+" означает предлог "К" (Прим. 2+3 можно прочитать: К Двум прибавить Три или Три прибавить К Двум). Следует выбирать вариант подходящий по смыслу. ОкНО кОкон
  19. Двойная стрелка между цифрами означает, что буквы под этими номерами нужно поменять местами друг с другом. Лапка
  20. Перечёркнутый знак "=" между картинками следует читать как "НЕ" (Пример: «С» НЕ равно «Г»). СнеГ

Ну что теперь вы готовы решить любой ребус?

Чтобы научиться составлять и понимать ребусы, стоит разобраться, что они из себя представляют.

Слово "ребус" латинского происхождения (лат. rebus, при помощи вещей, "Non verbis sed rebus" - "Не словами, а при помощи вещей"). Зародился ребус во Франции в XV веке, а первый печатный сборник ребусов, изданный в этой стране в 1582 году, был составлен Этьеном Табуро. За время, прошедшее с тех пор, техника составления ребусных задач обогатилась множеством разнообразных приёмов.

Итак, ребус – это один из видов головоломок, загадка на расшифровку слов. Зашифрованным по определённым правилам в ребусе может быть не только отдельное слово, но и пословица, поговорка, цитата, загадка и даже целый небольшой рассказ. Слова и фразы в ребусе изображены в виде картинок, букв, цифр, нот и других всевозможных знаков, количество которых не ограничивается. Разгадывание ребуса - это целая наука. Решая ребус, необходимо все знаки записать в виде осмысленного слова или предложения. Хотя различают несколько видов ребусов (литературные, математические, музыкальные, звуковые и т.п.), существуют некоторые общие правила их составления и разгадывания.

пример ребуса


ОБЩИЕ ПРАВИЛА РЕШЕНИЯ РЕБУСОВ

Слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка или любого знака. Ребус читается слева направо, реже сверху вниз. Знаки препинания и пробелы в ребусе не учитываются. Если в ребусе загадывается одно слово, то оно должно быть, как правило, именем существительным, причём в единственном числе и в именительном падеже. Отклонение от этого правила должно быть обязательно оговорено в условиях ребуса. Если загадывается предложение (пословица, афоризм и т. п.), то в нём, естественно, могут быть не только имена существительные, но и глаголы, и другие части речи. В этом случае, условия ребуса должны содержать соответствующую фразу (например: “Отгадай загадку”). Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно. Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. Например: “Найди два решения этого ребуса». Количество используемых в одном ребусе приёмов и их сочетаний не ограничивается.

РЕБУСЫ В КАРТИНКАХ

Простейший вариант, когда ребус состоит из двух картинок , которые помогут составить новое слово. Названия предметов, изображённых в ребусе, следует читать в именительном падеже единственного числа или множественного, если изображено несколько предметов.


ребус 1


ВОЛ + ОКНО = ВОЛОКНО

ребус 2


СЛЕД + ОПЫТ = СЛЕДОПЫТ

ребус 3


ОКО + ЛИЦА = ОКОЛИЦА


Из последнего примера видно, что картинка в ребусе может иметь не одно название (глаз и око, пчёлы и рой и т.п.); или изображение может иметь общее или частное название (птица - общее название; стриж, ласточка, курица - частное название). Если изображённый предмет имеет два значения, то логически нужно определить подходящее. Это самое трудное в ребусах.

Если картинка перевернута вверх ногами , это значит, что слово читается «задом наперёд».


ребус 4


Перевёрнутый НОС = СОН


Если справа или слева от картинки стоит одна или несколько букв - это значит, что эти буквы просто следует добавить. Бывает, перед ними ставится знак «+». Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.


ребус 5



КОЛБА + СА = КОЛБАСА

ребус 6



Буква Х + ЛЕВ = ХЛЕВ

РЕБУСЫ С ЗАПЯТЫМИ

Запятые справа или слева от картинки означают, что в загаданном, с помощью картинки, слове нужно удалить столько букв, сколько стоит запятых. При этом запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Иногда запятые слева от изображения рисуют вверх тормашками, хотя принципиальной роли это не играет.


ребус 7


ВОЛ К - К = ВОЛ

ребус 8


ГА МАК - ГА = МАК

ребус 9


БА РАБ АН - БА - АН = РАБ


Стрелка, остриём влево, изображённая над картинкой, указывает, что после того как слово расшифровано его нужно прочитать задом наперёд.


ребус 10


КО МОД - КО, читаем справа налево = ДОМ

РЕБУСЫ С БУКВАМИ И ЦИФРАМИ

Если над картинкой стоит зачёркнутая буква , а рядом стоит другая, то эту букву в слове нужно изменить на указанную. Если же одна или несколько букв просто зачеркнуты, то их нужно удалить из данного слова. Знак "=" тоже служит для замены одной из букв на другую.


ребус 11


О Р ЁЛ = ОСЁЛ

ребус 12


БА БОЧКА - БА = БОЧКА

ребус 13


КОРО В А = КОРОНА

Если зачеркнутая буква(ы) стоит как независимая фигура, то ее необходимо читать с прибавлением частицы «не».


ребус 14


НЕ УЧ

Вместо картинки могут использоваться цифры. Если часть слова в ребусе изображена числом, то число произноситься как числительное.


ребус 15


Цифра СЕМЬ + буква Я = СЕМЬЯ

ребус 16



Цифра СТО + буква Л = СТОЛ

Имеем в виду, что и у цифры может быть не одно название.


ребус 17


РАЗ + ВИЛКА = РАЗВИЛКА

ребус 18


Буква Ш + КОЛ + буква А = ШКОЛА

ребус 19



Буква Р + ОДИН + АР КА = РОДИНКА

ребус 20



ПО ВАР + цифра ДВА + Л ЕС = ПОДВАЛ

Несколько одинаковых букв или других изображений подряд означают, что их нужно попытаться сосчитать.


ребус 21



СЕМЬ букв Я = СЕМЬЯ

ребус 22



ТРИ КОТА + буква Ж = ТРИКОТАЖ

ребус 23


ПАРА букв Д = ПАРАД

Цифры рядом с картинкой служат для нумерации букв в слове. Цифра обозначает место буквы в данном слове, а порядок, в котором написаны цифры – определяет новое место этой буквы.


ребус 24


СОСНА = НАСОС

ребус 25


МАЛЯР = МАРЛЯ

Если цифр указывается меньше, чем букв в загаданном слове, это значит что из загаданного слова надо отобрать только указанное количество букв.


ребус 26


А ЛЛ ИГАТ О Р = ГИТАРА

Употребление зачёркнутых цифр означает, что в загаданном слове надо убрать соответствующие буквы.


ребус 27



ПАЛ АТ КА = ПАЛКА

Если возле рисунка изображены две цифры со стрелками, направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местами.


ребус 28


З А М ОК = МАЗОК

Могут также использоваться и римские цифры.


ребус 29



Сорок А = СОРОКА

Не исключается использование дробей. Когда в ребусе используется дробь, это разгадывается как "НА" (разделить НА). Если же в ребусе используется дробь со знаменателем 2, то это разгадывается как "ПОЛ" (половина).


ребус 30


З делим на К = ЗНАК

ребус 31


Пол буквы Е = ПОЛЕ

Перечёркнутый знак "=" между картинками следует читать как "НЕ" .


ребус 32



И не Й = ИНЕЙ

РЕБУСЫ ПО ТИПУ «БУКВЫ В БУКВЕ», «БУКВЫ НА ИЛИ ПОД БУКВОЙ»

Часто в ребусах рисуют буквы, размещенные в необычном ракурсе относительно друг друга (одна внутри другой, одна под или над другой, одна бежит к другой, одна выходит из другой и т.п.). Это означает, что описать рисунок или буквосочетания необходимо с помощью предлогов, союзов: «И», «В», «К», «У», «С», «ЗА», «ИЗ», «НА», «ПО», «ПЕРЕД» и других.

Если предметы, цифры или буквы изображены одни в других, то их названия читаются с добавлением предлога "В" перед или между названиями.


ребус 33


В букве О буква З = ВОЗ

ребус 34



Буква З в букве О + буква Н = ЗВОН

Если один объект изображен за другим, то их названия читаются с добавлением предлога "ПЕРЕД" или "ЗА" .


ребус 35



За буквой Л буква П = ЗАЛП

Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами или цифрами означает использование предлогов "НА" , "НАД" , "ПОД" .


ребус 36


На букве С буква Т = НАСТ

ребус 37


Под буквой С кок = ПОДСКОК

ребус 38


С буквы Н буква Е + буква Г = СНЕГ

Ребус – это шифровка, носящая развлекательный характер. Но составление ребуса – это умственный труд. Работу вам облегчат следующие правила:

  • Название всех изображённых на рисунках предметов надо читать только в именительном падеже.
  • Часто предмет, изображённый в ребусе, может иметь несколько названий. Например: глаз и око, нога и лапа; или же предмет может иметь одно общее или одно конкретное название, например: рыба-общее название; сазан, карась, щука - конкретное названия. Умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Чтобы решить ребус надо расшифровать его по частям, то есть записать подряд наименования всех изображённых букв, рисунков и цифр, а за тем разделить их на слова и составить по смыслу зашифрованный текст
  • Если предмет нарисован в перевёрнутом виде, название его надо читать справа налево.
    Например, воз - зов.
  • Если слева или справа от нарисованного предмета одна или две запятых, это значит, что в начале или в конце слова надо отбросить одну или две буквы.
  • Такие слова, как перед, над, на, под, за, при, у, о, в, как правило, в ребусах рисунком не изображаются, но выявляются из соответствующего положения букв и рисунков.
  • Такие части слова как с, к, из, от, по, и можно рисунком не изображать, а использовать их в качестве предлогов или союзов, указывающих отношение одного элемента ребуса к другому.
  • Если над рисунком стоят цифры, тогда и буквы из названия нарисованного предмета надо читать в порядке этих цифр, например, четвёртая, третья, вторая и, наконец, первая.
  • Если конфигурация какой-либо буквы составлена из других букв, надо читать изображённую букву, используя предлог из.
  • Отдельные слоги в ребусе можно изображать при помощи нот.
  • Если часть слова произносится одинаково с числительным, то в ребусе можно изобразить её числами.
  • Иногда в ребусе можно использовать дробь. В этом случае черта, отделяющая числитель от знаменателя, ставится наклонно или же рисуется половина буквы.
  • Если нарисован предмет, а около него или над ним написана зачёркнутая буква, это значит, что эту букву надо исключить из названия нарисованного предмета.
  • Если над перечеркнутой буквой или рядом с ней написана другая буква, то в названии предмета читается буква, стоящая над зачёркнутой или рядом с нею.
  • В ребусах рядом с рисунком или над ним могут стоять две буквы со знаком уравнения между ними. Это означает, что буква, находящаяся слева, заменяется второй буквой.

    Рассмотрим некоторые правила на примерах:

  • Запятые справа от слова (или заменяющего его изображения) означают удаление соответствующего числа букв справа.
  • Для удаления букв внутри слова их записывают над изображением и перечеркивают.
  • Для замены буквы используют равенство: “2=д” означает, что вторая буква в слове будет “д”; “р=п” означает, что каждую букву “р” в слове нужно заменить на “п”.
  • Для изменения порядка букв в слове над ним ставят цифры, которые определяют новый порядок следования.
  • Перевернутое вверх ногами изображение означает, что слово следует читать справа налево.
  • При шифровании предлогов часто используют структуру начертания изображения .

Сказка о том, как котята учились решать ребусы

Правила разгадывания ребусов для детей и взрослых с презентацией


Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель ГБОУ НАО «Ненецкая санаторная школа-интернат», г. Нарьян-Мар
Описание: Предлагаю вашему вниманию сказку, читая которую ребята узнают правила разгадывания ребусов. Материал может быть интересен и полезен всем, кто хочет постичь эту несложную и очень увлекательную науку.
Цель: Знакомство с правилами разгадывания ребусов
Задачи: Развивать логическое мышление, сообразительность,
Развивать фантазию, воображение,
Воспитывать любовь к домашним животным.

Жила-была девочка Маша, которая очень любила читать книжки и разгадывать ребусы. А ещё больше она любила играть с маленькими котятами, заботиться о них и учить правилам культурного поведения.


А как котята её любили! В каждую свободную минутку они бежали к своей подружке. Машенька сразу откладывала свои дела и резвилась вместе с неугомонными гостями.
Однажды во время одной такой игры самый шустрый котёнок Мурзик уронил Машину книжку, и котята увидели на открывшейся страничке какие-то картинки с закорючками, буковками и цифрами. Котята стали бегать вокруг книжки и с опаской заглядывать в неё. А Машенька рассмеялась и стала их успокаивать:
- Не бойтесь, это же просто ребусы. Хотите, я научу вас отгадывать их?
- Вот ещё, - сказал Черныш, - я лучше пойду рыбкой полакомлюсь.
С этими словами он взял рыбку, которую Машенька приготовила для своих любимцев, и за одну минуту съел её.
- Ну у тебя и аппетит, совсем как у запятых в ребусах. Стоит появиться такой запятой около картинки, как тут же в слове, которое обозначает картинка, пропадают буковки. Сколько запятых, столько и букв. Вот посмотри.
И Маша нарисовала для Черныша несколько картинок, чтобы ему стало всё понятно.


-Видишь, запятая стоит после изображения стола. Значит, в слове «стол» надо убрать букву «л». Какое слово получится?
-Кажется, сто, - сказал с опаской Черныш.


-Молодец!
-Ой, ой, боюсь! – вдруг закричал Черныш, увидев на картинке грозу.


-Да не бойся, чудак, видишь запятую впереди. Что теперь получится?
-Роза? Круто! Неужели из грозы может получиться роза? – запрыгал от радости Черныш.
-Ну, конечно же!


- А если надо убрать несколько букв? – прищурив хитро глаза, спросил котёнок.
- Для этого надо просто поставить несколько запятых. Посмотри, - и Машенька показала Чернышу новую картинку.


- Знаю, знаю, - запрыгал от радости Черныш, - сейчас появятся ежи!
- А давай проверим, - с улыбкой сказала Машенька. И на картинке появились два весёлых ёжика.


-Ура!!! – закричал Черныш, - я научился разгадывать ребусы!
От радости он подпрыгнул и перевернулся через голову. А следом за ним прыгнул и Мурзик. И в тот же миг очутился в воздухе вниз головой.
- Не торопитесь! – крикнула Маша, - посмотрите, что может случиться в ребусах с котами, которые так себя ведут. Если предмет в ребусе перевёрнут, его название читают справа налево.


-Так не честно! – раздался чей-то звонкий голосок, - а почему ребусы только про них? Я тоже хочу, чтобы про меня составили ребус.
Из бабушкиной любимой чашки выглядывал Барсик.
- Хорошо, хорошо, - успокоили его Маша, - вот ты сейчас где находишься?
- В чашке, - ответил Барсик, и помахал Маше лапкой.
- Вот ты находишься в чашке, а буквы могут находиться в другой букве. Посмотри. Буквы «ЛК» находится В букве «О».


- Точно, совсем как я! – обрадовался котёнок.
-Какое слово получилось?


- Волк? А зачем нам волк? – испугался Барсик.
- Просто так, чтобы научиться отгадывать ребусы, - успокоила его Маша, - только надо запомнить, что предлоги могут стоять и в середине слова, здесь надо подобрать правильный вариант. Вот, например, здесь предлог стоит в середине слова.


- В этих ребусах мы использовали предлог В. А можно ещё и другие предлоги использовать. Например, например, - девочка стала оглядываться, - Вот, посмотрите, на Ваську. Ему на хвост села бабочка. Буквы тоже могут садиться одна на другую.


-А могут и находиться под другой буквой, как кот Васька под шляпой из рассказа Николая Носова.


- А ещё, - сказала Машенька, - можно использовать предлоги за, перед, к, от, по, с, из. Надо только не лениться и искать правильный вариант.







-Всё, я совсем запутался в ваших ребусах, - обречённо вздохнул Рыжик.
- Ты запутался в бабушкиных нитках, - пожурила его Машенька, - кстати, буквы тоже могут запутаться и поменяться в слове местами с помощью порядковых цифр. Представьте, что вы приехали ко мне в гости на карете. Постарайтесь узнать, на чём же вы уедите от меня.


- На ракете! На ракете, - закричали котята хором.


-А вот с таким зверьком вы хотите подружиться? – спросила Машенька, показав на картинке крота.
- Фи, - зашипели котята, выгнув свои спинки.
- Тогда используйте скорее ещё одно правило ребуса, и вычеркните букву из середины слова.


- А вы хотите, чтобы я вас угостила за ваши старания? – спросила девочка у котят.
- Хотим, хотим!- замурлыкали котята и стали тереться о Машины ноги.
- Получайте! – с улыбкой Маша показала котятам белку.
- О-ох, - вздохнули разочарованные котята, - мы не кушаем белок. И они обиженно отвернулись от Маши.
- Ну тогда сами догадайтесь, с помощью какого правила ребусов можно превратить белку во вкусную булку, - сказала Маша и пошла на кухню. А когда она вернулась, на картинке и на Машиной тарелке вместо белки находились аппетитные булочки.


- Молодцы, догадались! – похвалила Машенька своих смышленых учеников. Она угостила их вкусными булочками. Котята наелись и тут же уснули, и снились им ребусы, которые они всегда теперь будут отгадывать вместе со своей маленькой учительницей.

Чтобы научиться читать и понимать ребусы, стоит разобраться, что они из себя представляют. Ребус – это зашифрованное слово, обычно в картинках. Часто, на них присутствуют буквы, цифры и запятые, которые показывают, что некоторые буквы в слове нужно пропустить.

Буква на букве

Иногда в ребусах рисуются буквы, размещенные в необычном ракурсе. Например, на рисунке изображена большая буква О, а в ней – две маленькие буквы – ЛК. Здесь следует понимать, что нужно словами, в основном, предлогами, описать рисунок. То есть, в букве О находятся Л и К. Если убрать лишнее из этого описания, получится: в-О-ЛК. Однако, осторожно. Может быть и наоборот. Например, большая буква А, в которой изображены три буквы – ДРО. В этом случае, следует сначала назвать внутреннее содержание литеры, а затем только назвать букву А. Получается так: буквы ДРО в А, то есть: ДРО-в-А.

Иногда одна буква изображена над другой или на другой. Тогда тоже нужно читать картинку, применяя предлоги: на или под. Например, буквы изображены в два этажа, в виде дроби – в «числителе» - ОД, в «знаменателе» - Р. Читать следует на-Р-ОД. Или в «числителе» В, а внизу – АЛ. Читать надо наоборот: под-В-АЛ.

Как правильно разгадывать ребусы из букв? Бывает, что буквы съезжают одна с другой – тогда применяют предлог с, иногда прячутся, выглядывая друг из-за друга – применяют предлоги за и перед. Например, буква А, с которой скользят НИ – получаются с-А-НИ. Или КО, а за ними – Н, читается: за-КО-Н.

Применяются и другие способы показать букву как объект, использовав предлоги.

Что могут означать цифры в ребусе

Как разгадывать ребусы с цифрами? Иногда в ребусах встречаются цифры. Здесь может быть несколько вариантов прочтения. Иногда цифра так и произносится по своему названию. Ведь в некоторых словах встречаются слоги «три», «два» или число «сто» (про-сто, ма-три-ца, ры-два-н). Второй вариант может означать, что буквы в слове следует пронумеровать и переставить в зависимости от месторасположения цифр. Либо же взять из этого слова только те буквы, номера которых указаны. Обычно в этом варианте, цифры написаны над или под рисунком. Например, на рисунке изображена лиса. Под ней написаны цифры – 3, 2, 1, 4. Следует переставить буквы л-и-с-а в другом порядке: с-и-л-а.

Особенности ребусов

  • Часто в ребусе можно увидеть запятые, нарисованные правильно или вверх тормашками, причем сразу несколько подряд. Это отличие ребуса от других загадок. Принято считать эти запятые буквами, которые не следует произносить. Например, на рисунке изображен снегирь, и после нарисованы три запятые. Значит, в слове не нужно произносить три последние буквы – ирь. Остается – снег. Если запятые забирают начальные буквы – они пишутся обычным образом, если последние – изображаются вверх тормашками.
  • Как разгадывать ребусы с зачеркнутыми буквами? Если буква над картинкой изображается зачеркнутой – значит, нужно ее из слова исключить.
  • Если над изображением две буквы, а между ними знак «равно», значит, нужно заменить в слове одну букву на другую.

В ребусах возможны и другие значки: ноты, римские цифры, и даже латиница. Все зависит о фантазии художника и его кругозора. Иногда очень интересно даже для привычного человека, расшифровывать такие ребусы. Разгадывать онлайн в сети или искать загадки в книжках – решать читателю. Однако, безусловно, опыт решения таких загадок существенно облегчает разгадывание.