Педагогическая техника - форма организации поведения педагога. Знание, направленность и способности без умений, без владения способами действий - не гарантия высоких результатов.
Педагогическая техника включает две группы умений:
Первая группа умений - умения управлять собой, владение своим телом, техникой речи,
Вторая группа умений - умения взаимодействовать в процессе решения педагогических задач, это дидактические, организаторские умения.
Вникая с секреты успеха педагогов - мастеров, можно обнаружить отточенность приемов педагогического воздействия, искусную постановку и решение самых разнообразных практических задач. Важная роль здесь принадлежит специальным умениям: мобилизовать учащихся, ставить вопросы, общаться с коллективом и отдельной личностью, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением. “Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе, а потому, что видит вас, слушает вас” - говорил А.С.Макаренко. Педагогическая техника как раз и способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.
Таким образом, педагогическая техника - совокупность приемов. Ее средства - речь и невербальные средства общения. Педагогическая наука отводит педагогической технике служебную роль и не сводит к ней сущность педагогического мастерства. Но нельзя бросаться и в другую крайность. Пренебрегать техникой тоже нельзя.
Понятие «педагогическая техника» состоит из двух групп компонентов:
Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением:
Владение своим организмом (мимика и пантомимика),
Управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия),
Социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение),
Вторая группа компонентов связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:
Дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;
Технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организация коллективных творческих дел.
Поскольку технология урока и воспитательного процесса будет рассматриваться в последующих темах, остановимся лишь на вопросах педагогической техники, связанных с организацией поведения педагога.
Исследования, проведенные рядом педагогов, выявили, что молодые педагоги очень часто допускают одни и те же ошибки.
Больше всего ошибок происходит от неумения побеседовать с учеником, его родителями, сдержать, или наоборот, проявить гнев, подавить неуверенность.
В сочинениях о первых уроках практиканты пишут, как неспокойны они за свою речь, как проявляют чрезмерную строгость, боялись доброжелательного тона, говорили скороговоркой, как бегали у доски и излишне жестикулировали, или стояли, окаменев и не знали, куда деть руки.
В осанке многих студентов обращает на себя внимание сутулость, опущенная голова, движения рук, вертящих различные предметы. Основным недостатком во владении голосом являются монотонность, безжизненность речи, отсутствие ее выразительности. Много индивидуальных недостатков в речи - нечеткая дикция, неумение найти оптимальный вариант громкости.
Все эти ошибки мешают педагогу активно воздействовать на учащихся, поэтому одна из задач обучения в университете - ликвидация этих недостатков.
Лена Свидрик
Педагогическая техника как форма организации поведения педагога
Думая о том, как стать хорошим педагогом, мы понимаем, что приходится работать над самим собой. Работа над собой – это труд, который занимает много времени. В этом труде педагог приобретает необходимые ему знания и умения.
Педагогу важно научиться владеть техникой речи, четко выражать свои мысли и чувства. В этом помогает ему умение управлять своим голосом, дикцией, дыханием, мимикой, пантомимикой. Так, можно сказать о том, что педагог настоящий артист в своей профессии.
Антон Семенович Макаренко (педагог) писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым… вести себя так, чтобы каждое движение его – воспитывало».
Исходя из всего сказанного, мы можем сказать о том, что ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА – это приобретенные педагогом знания и умения, которые позволяют ему видеть, слышать, чувствовать своих воспитанников, и передавать им знания.
Юрий Петрович Азаров (писатель, доктор пед. наук) говорил, что:
1. Развитая педагогическая техника помогает педагогу выразить себя в своей педагогической деятельности, раскрыть все лучшие качества его личности.
Педагог, владеющий педагогической техникой, уже не отвлекается на поиски нужного слова или объяснение сказанного неудачно, он не мучается от потери голоса – все его силы уходят именно на творческий подход в деятельности.
Владея педагогической техникой, педагог может быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а так же сохранить спокойствие в стрессовых ситуациях. В решение таких проблемных ситуаций, педагог удовлетворяет личные потребности в своей профессиональной деятельности.
2. Педагогическая техника оказывает развивающее воздействие на качества личности.
Важная особенность педагогических техник состоит в том, что они формируются на индивидуальных особенностях педагога, как психологических, так и физических. Так, мы можем говорить о том, что педагогическая техника зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья.
Но если, педагог будет:
Работать над своей речью, у него будет развиваться мышление;
Работать над овладением методами саморегуляции, у него будет развиваться эмоциональная уравновешенность;
Постоянно использовать самонаблюдение, у него будет развиваться умение корректировать свои действия.
Хорошо, когда все умения педагога в области педагогической техники проявляются одновременно. Это помогает достичь наилучшего результата.
3. В процессе овладения педагогической техникой, педагог раскрывает все свои нравственные и эстетические позиции. Эти позиции показывают уровень культуры педагога (высокий, средний, низкий).
Культура педагога – это в первую очередь, культура личности. Такой человек способен брать на себя ответственность, регулировать конфликты, принимать совместные решения, принимать и уважать чужую культуру.
Культура личности формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальной среды и личной потребности в постоянном развитии.
Из всего сказанного, мы можем сказать о том, что педагогическая техника – это важный инструмент педагога, который он применяет ежедневно в своей деятельности.
Публикации по теме:
«Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка в контексте ФГОС дошкольного образования В связи с введением ФГОС ДО меняются подходы организации деятельности в детском саду. Ведущим видом деятельности становится совместная деятельность.
Групповая форма организации учебной деятельности школьников на уроках географии Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет: образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,.
Хочу познакомить вас с игрой, которая разработана по прицепу игры твистер, предназначена для проведения в игровой увлекательной форме диагностических.
В последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе.
Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников Гусельникова Т. А., воспитатель; Мурашова М. Ю., воспитатель; Одинаева Б. В., воспитатель; МАДОУ «Детский сад №56» г. Балаково Саратовская.
Игра основная форма организации педагогического процесса. "Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить". (М. Горький). Приказом Министерства образования и науки.
Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие «педагогическая техника», и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В.А. Кан-Калик, Ю.И. Турчанинова, А.А. Крупенин, И.М. Крохина, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, СВ. Кондратьева и др.).
Что представляет собой педагогическая техника
Педагогическая техника входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона. Т.е. в любом педагогическом процессе, и в том числе имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, - распоряжений, требований к воспитанникам, - служат слово, речь, выразительный жест, мимика.
Педагогическая техника - это и есть комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата. Это- умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой (выразительными движениями лица и тела) - жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием - чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Психологи это называют социальной перцепцией- она тоже входит в педагогическую технику. Сюда же отнесем способность к перевоплощению, способность к игре, нейролингвистическое программирование (НЛП).
В зависимости от того, в какой мере воспитатель владеет средствами и каналами взаимодействия, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Хорошее владение воспитателем педагогической техникой- условие, необходимое для эффективной его работы. Отмечая роль педагогической техники в работе воспитателя, А.С. Макаренко говорил, что хороший воспитатель умеет разговаривать с ребенком, владеет мимикой, может сдержать свое настроение, умеет «организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым», каждое движение педагога воспитывает. В педагогических вузах обязательно надо преподавать и постановку голоса, и позу, и владение своим лицом. «Все это вопросы воспитательной техники».
Её роль
Какова же роль педагогической техники в педагогической технологии?
Как уже говорилось, педагогическая технология включает целеполагание, диагностику и учебно-воспитательный процесс. В стремлении, направленном на достижение цели, хороших результатов добивается тот воспитатель, который свободно владеет различными приемами педагогической техники, использует юмор, благожелателен и в то же время настойчив в общении с унащимися, обнаруживает находчивость и способность к импровизации. Все это - приемы педагогической техники, которые используются в педагогической технологии.
Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением. Владение педагогической техникой позволяет учителю и воспитателю более эффективно решать задачи обучения, воспитания, осуществлять взаимодействие с учащимися. С помощью конкретных приемов и средств педагог может ярко, образно и выразительно донести до школьников, студентов свои мысли, чувства, гражданские и профессиональные ценности.
Техника в справочной литературе характеризуется как «совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве» (Словарь русского языка; под общ. ред. проф. Л.И.Скворцова. М.: Оникс, 2007. С. 559). В педагогических словарях педагогическая техника определяется как комплекс общепедагогических и психологических умений учителя, помогающих ему добиться оптимальных результатов в работе (Загвязинский В.И.), как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий (Рапацевич Е.С.), как совокупность умений и навыков, обеспечивающих оптимальное поведение учителя и его эффективное взаимодействие с детьми в различных педагогических ситуациях (Коджаспирова Г.М.).
Термин «педагогическая техника» был введен в оборот педагогической науки и практики известным отечественным педагогом А.С.Макаренко в 20-е годы прошлого столетия. А.С.Макаренко подчеркивал, что «Педагогическое мастерство может быть доведено до большей степени совершенства, почти до степени техники» (Макаренко А.С. Из опыта работы // Пед. соч. в 8 т. Т.4. М., 1984. С. 368-369). Развивая эту мысль, педагог подчеркивал, что такие «пустяки»: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть стали решающими в его профессиональной деятельности. Искусство постановки голоса, искусство тона, взгляды, повороты – все это нужно, и без этого не может быть настоящего воспитателя.
Большое внимание педагогической технике в профессиональной деятельности учителя уделял В.А.Сухомлинский. Выдающийся педагог-гуманист подчеркивал, что способность владеть собой, держать себя в руках, настроить себя на задушевный разговор с воспитанниками способствует эффективной организации учебно-воспитательного процесса. Особое внимание В.А.Сухомлинский обращал на умение общаться с учащимися. «Я твердо убежден, - писал педагог, - что множество конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя говорить с учеником» (Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании // Народное образование. 1967. № 2. С. 42).
В современной российской педагогике вопросы педагогической техники получили развитие в трудах А. Гина, В.А. Кан-Калика, А.А. Леонтьева, Л.И. Рувинского, Н.Е. Щурковой. Специалисты выделяют в педагогической технике две основные группы умений. Первая группа связана с умениями управлять собой, вторая – с умениями управлять другими людьми в первую очередь учащимися, воспитанниками. К умениям управлять собой педагоги-теоретики относят технику и культуру речи, включая постановку дыхания и голоса, дикцию, логичность и выразительность речи. Педагога-мастера отличает умение говорить грамотно, красиво и внятно, при этом, используя невербальные, в частности, паралингвистические средства: выразительно интонировать свою речь, точно выражать в слове мысли и чувства. Другим элементом педагогической техники является пластика. Пластика включает владение телом, в том числе умение педагогически, целесообразно использовать мимику, жесты, осанку, позу, движения в общении с воспитанниками. Выразительный взгляд, поощряющая или ироническая улыбка, точный жест, доброжелательная поза нередко оказываются в педагогическом взаимодействии более эффективными средствами общения, чем многословные пояснения или замечания.
Важную роль в педагогическом процессе играют умения педагога управлять своим эмоциональным (психическим) состоянием, поддерживать у себя оптимальный уровень эмоционального (творческого) напряжения и оптимистический, доброжелательный настрой, организовывать для себя эмоциональный отдых. Эти умения обеспечивают учителю и воспитателю профессиональный самоконтроль, помогают в течение многих лет сохранять здоровую нервную систему, избегать нервных срывов, эмоциональных и интеллектуальных перегрузок.
Для организации эффективного педагогического взаимодействия учителю необходимо также овладеть некоторыми элементами актерских и режиссерских умений, которые помогут ему в общении с воспитанниками оказывать влияние не только на их ум, но и на чувства, наиболее полно передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
Умения управлять собой связаны с социально-перцептивными способностями, которые включают внимание, наблюдательность, воображение, владение эмоциями, настроением. Педагогу важно уметь снимать излишнюю психологическую напряженность, занимаясь саморегуляцией, уметь создавать творческое самочувствие. И, наконец, важным компонентом в характеризуемой группе умений является умение учителя одеваться с учетом профессиональной этики.
Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умениями воздействовать на личность и коллектив. Эти умения раскрывают технологическую сторону процесса воспитания и обучения. К ним относятся дидактические, организаторские, коммуникативные умения, умение принимать педагогически целесообразные решения (Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие; под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. М., 2001. С.73). Эти вопросы более подробно рассмотрены в учебниках по педагогике и по теории и методике воспитательной деятельности. В данном пособии мы сосредоточим внимание на характеристике умений, приемов и средств, которые необходимы будущему педагогу-воспитателю для эффективного управления собой.
Следует отметить, что во взаимодействии с обучающимися все умения учителя, преподавателя вуза в области педагогической техники проявляются одновременно. Речь сопровождается жестами, мимикой, движением. Непрерывное самонаблюдение дает возможность успешно корректировать отбор выразительных средств и т.д. Начинающему педагогу достаточно сложно управлять собой в педагогическом процессе. В классе он напоминает человека, который впервые сел на велосипед или за руль автомобиля: он не уверен, что надо сделать вначале, а что потом, забывает выполнить ту или иную операцию, теряется, нервничает, допускает ошибки. Хотя в теории, казалось бы, ему все достаточно хорошо известно. Со временем эта растерянность проходит, но при условии, что полученные педагогом в вузе знания и умения постоянно совершенствуются.
Особенностью педагогической техники является то, что все технические умения носят выраженный индивидуально-личностный характер, т.е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Выбор тех или иных приемов и средств педагогической техники существенно зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, уровня его педагогической культуры, а также от состояния его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Однако, несмотря на личностное своеобразие в педагогическом процессе, учитель и преподаватель выполняют определенные профессиональные функции, поэтому в применении умений педагогической техники у всех педагогов имеется много общего. Все они направлены на обучение, воспитание и развитие личности взрослеющего человека.
В связи с этим важно подчеркнуть, что уровень сформированности умений педагогической техники в значительной мере отражает уровень общей культуры педагога, педагогический потенциал его личности. Если речь педагога бедна и неряшлива, если он по всякому поводу дает волю своим эмоциям, отличается дурным вкусом, эстетической глухотой, то самые «правильные» слова и самые «нужные» мероприятия не окажут воздействия ни на ум, ни на чувства воспитанников.
Все сказанное дает основание считать, что педагогическая техника – это комплекс профессиональных приемов, умений и средств, которые позволяют учителю, преподавателю эффективно управлять собой, оказывать оптимальное воздействие на школьников, студентов в ходе учебно-воспитательного процесса, способствуют продуктивному решению задач обучения, воспитания и развития личности.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
Понятие о педагогической технике. Структура педагогической тех ники. - Внешний вид педагога. - Культура и техника речи. - Техника педагогического общения. - Культура и техника движений педагога. - Психотехника.
Понятие о педагогической технике. Структура педагогической техники
Как отмечалось выше, педагогическая техника является компонентом педагогического мастерства. Уместно ли говорить о технике, когда речь идет о воспитании, формировании, прикосновении к личности ребенка, т.е. о процессе, который протекает по-разному, в зависимости от индивидуальности человека и условий его жизнедеятельности? Однако А.С.Макаренко говорил, что в педагогической деятельности для него «стали решающими такие «мелочи»: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, усмехнуться, как посмотреть». «Воспитывает все, - писал он, - люди, вещи, явления, но, прежде всего, и дольше всего - люди». Из них на первом месте - родители и педагоги». Для обозначения умения педагога владеть приемами организации своего поведения и влияния на учащихся, АС.Макаренко ввел понятие «педагогическая техника», которое напоминает педагогу о необходимости беспокоиться о форме проявления своих намерений, своего духовного потенциала.
Значительный вклад в развитие как педагогического мастерства, так и непосредственно педагогической техники, внесли ученые-педагоги Ю.ПАзаров, В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик, Л.И.РувинсКИЙ, М.М.Яковлев и др. Так, В.Н.Гринева считает, что педагогическая техника - это совокупность умений и особенностей поведения учителя, которые позволяют сформировать его педагогическую культуру, позволяющую адекватно влиять на учащихся с целью формирования его как разносторонне развитой личности благодаря целесообразно выбранным методам и формам деятельности в соответствии с особенностями конкретных объективных и субъективных условий.
В современной «Педагогической энциклопедии» понятие педагогическая техника» трактуется как комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педа-тгического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. С точки зрения И.А.Зязюна педагогическая техника представляет собой совокупность профессиональных умений, способствующих гармонии внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его проявне и ия. Исходя из этого, индивидуальная педагогическая техника определяет различие методики преподавания учителей.
Что же составляет суть педагогической техники, какие компоненты входят в ее состав? Одним из первых попытку выделить компоненты педагогической техники осуществил А.СМакаренко. Обобщая его опыт и опыт других педагогов, В.Н.Гринева выделяет такие компоненты педагогической техники:
Умение одеваться, следить за своей внешностью.
Культура речи: направленность, логическая грамотность, темп и ритм, интонация, дикция, дыхание.
Умение владеть своим телом: ходить, сидеть стоять.
Умение владеть жестами и мимикой.
Умения психотехники: понимание своего психического состояния, умение управлять им; понимание психического состояния воспитанника и адекватно влиять на него; умение выбирать темп и ритм в работе.
Умение педагогического общения (см. рис.6).
ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Умение следить за внешностью
Психотехника
Культура речи
Управление общением
Владение телом, мимикой и пантамимикой
Если внимательно проанализировать их, можно выделить две гр уппы составляющих.
Первая г руппа связана с умением руководить своим поведением,
втор ая - с умением повлиять на личность и коллектив.
Практика показывает, что в процессе профессиональной деятельности как молодые педагоги, так и более опытные допускают ряд ошибок в педагогической технике , которые, в конечном итоге, снижают эффективность учебно-воспитательного процесса. К наиболее типичным из них И.А.Зязюн относит:
неумение поговорить с учащимся, его родителями;
неумение сдержать или, наоборот, проявить гнев;
неумение преодолеть неуверенность;
неумение принять соответствующую позу, подобрать необходимый жест;
недостатки речи: монотонность, бесцветность, невыразительность, плохая дикция и т.п.
К методам формирования педагогической техники относят:
систему тренировочных упражнений по формированию определенных умений и навыков (психофизиологический тренинг);
систему определенных правил и требований к будущей профессиональной деятельности; педагогический ролевой тренинг (включение в ситуации, моделирующие профессиональную деятельность) и совершенствование профессиональных качеств и особенностей, обеспечивающих повышение уровня педагогической техники. Таким образом, каждый педагог должен овладеть педагогической техникой, знать ее компоненты, обеспечивающие успешность его деятельности. Рассмотрим более подробно основные компоненты педагогической техники.
Внешний вид педагога
Плохо как излишнее внимание к своей внешности, так и небрежное отношение к ней. Желательно, чтобы во внешности учителя не было элементов, отвлекающих внимание учащихся, мешающих им сосредоточиться. Но поскольку учитель является примером для детей во всем, и в одежде тоже, он обязан следить за модой, одеваться элегантно, но скромно. Костюм не должен мешать выполнению педагогических операций: работать с аппаратурой и приборами, писать на доске, склоняться к учащимся, садиться и т.п. Одежда должна гармонировать с фигурой, обликом педагога, быть красивой и опрятной. Элегантно, красиво одетый учитель вызывает положительные эмоции учащихся, поднимает их настроение, побуждает следить за собой, воспитывает их вкус. Все в облике учителя - и прическа, и костюм, и косметика, и духи - должно быть подчинено воспитанию детей.
Учитель должен работать над своей внешностью до тех нор, пока не появится привычка всегда хорошо выглядеть, иметь свой стиль, образ, который включает не только внешний вид (одежда, украшения, прическа, макияж), но и умения пользоваться парфюмерией, говорить, двигаться, стоять и ходить.
Весь облик учителя должен гармонично дополнять его профессиональную деятельность, его индивидуальность, помогать в воспитании детей. «Я должен быть эстетически выразительным, поэтому я ни разу не вышел в нечищеных ботинках или без галстука... Я не допускал к уроку учителя, который был одет неопрятно. Поэтому у нас вошло в привычку, ходить і о работу в лучшем костюме. И я сам ходил на работу в лучшем своем костюме, который у меня был»
Требования и правила к внешнему виду учителя:
Выделяйте время для ухода за одеждой и внешностью.
Следите за литературой по этикету, тенденциями моды.
Выходя из дома, проверьте свой внешний вид.
Одевая новый костюм, проверьте, удобно ли будет работать в нем.
По пути на работу старайтесь не запачкаться.
Придя в учебное заведение, прежде всего, проверьте свой внешний вид: костюм, прическу, обувь и пр.
Перед каждым занятием проверяйте свой внешний вид.
Анализируйте с педагогических позиций одежду, внешний вид разных людей, коллег, прохожих, актеров, дикторов.
Наблюдайте, как ваши коллеги реагируют на ваш внешний вид.
10. Главное во внешнем виде - опрятность и чистота, эле гантность и чувство меры.
Учитель должен уметь красиво одеваться, учитывая тенденции современной моды, но при этом избегать крайностей. Обувь также должна быть удобной, элегантной и, конечно, чистой. Не стоит забывать, что учитель большую часть времени проводит на ногах и должен чувствовать себя в обуви комфортно.
Прическа должна быть к лицу, аккуратной, волосы обязательно чистыми. В пользовании косметикой необходимо соблюдать меру, подчеркивать достоинства лица и скрывать его недостатки. При выборе украшений следует учитывать, что они являются лишь дополнением к костюму и не должны играть доминирующую роль.
Однако ни костюм, ни прическа, ни украшения не заменят хорошего настроения учителя, его доброжелательности, которые должны отражаться на лице, в походке, движениях, над чем тоже необходимо работать. Хмурое, злое выражение лица не поправить никакими внешними атрибутами. Главное в облике учителя - его настроение.
Необходимо отметить важность правильной осанки и походки учителя. В.Н.Гринева советует для этого: максимально развернуть плечи, чтобы они «смотрели» точно в бок и лопатки на спине почти сходились. Выровнять тело, «подтянуть» голову назад и верх, слегка втянуть подбородок, чтобы при взгляде в профиль шея и голова продолжали тело, а не выдавались вперед. Потом нужно подтянуть живот и таз. Пятки вместе, носки слегка врозь, руки свободно расположены вдоль тела, пальцы расслаблены.
Правильная осанка - основа для правильной походки. Определяем ширину своего шага, усваиваем правильную постановку стопы. Ставим обе ступни на одну линию так, чтобы пятка одной ступни касалась носка другой. Центр тяжести держать так, чтобы стоять на обеих ногах одновременно. Теперь разведем ноги в стороны. Это и есть ширина нашего шага. Из этого положения начинаем спокойно двигаться вперед, изредка проверяя ширину шага (сводя носки на одну линию). И помнить нужно о том, что пятки находятся на одной линии, носки разведены, ширина шага соблюдается постоянно.
Культура и техника речи
Учение о речевой культуре зародилось еще в Древней Греции и Древнем Риме, где в обществе чрезвычайно высоко ценилось ораторское искусство. Примером тому могут служить вошедшие в мировую истории выступления Цицерона, Сенеки а также наследие по обучению риторике Квинтилиана и др. Устная речь, как основное средство педагогической деятельности, является важнейшим элементом мастерства. Словарный запас современного взрослого человека должен составлять 10-12 тыс. единиц.
Яркость и выразительность, точность и ясность - таким должен быть язык учителя для обеспечения внимания со стороны учащихся (Я.А.Коменский). Дети стремятся подражать учителю, а всегда ли его речь достойна подражания? Н.А.Сухомлинский говорил, что искусство воспитания это, прежде всего искусство владения еловой. Работа педагога над своей речью требует значительных усилий. Ведь очень часто подготовка сводится к усвоению теоретических сведений и методики, а в овладении педагогической техникой речи возника-ют проблемы. Поэтому свою задачу видим в том, чтобы дать элементы культуры и техники речи, а также ряд тренировочных упражнений, которые помогут студентам в овладении этим важнейшим компонентом педагогической техники.
Культура речи - это речевое мастерство, умение выбрать стилистически уместный вариант, выразительно и доходчиво изложить мысль. Педагог должен владеть правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.п. Культура речи - основа общей педагогической культуры. Ведь от уровня речевой культуры, характера речевого общения зависят и эмоционально-психологический фон занятия, и микроклимат в группе (В.Н.Гринева).
Речь - могучее средство формирования личности. Речь педагога, как и любого культурного человека, должна отвечать следующими требованиям:
правильность: соответствие нормам ударения и грамматики;
точность: соответствие мыслям говорящего и правильность отбора языковых средств выражения содержания мысли;
ясность: доходчивость и доступность для собеседников;
простота, доступность и краткость: употребление простых, неусложненных фраз и предложений, наиболее легких для восприятия учащимися;
логичность: построение композиции рассуждения так, чтобы все части его содержания последовательно следовали друг за другом, были взаимосвязаны и вели к его конечной цели;
выразительность: исключение из речи штампов и шаблонных словосочетаний, умелое использование фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, крылатых выражений, афоризмов;
богатство и разнообразие по лексико-словарному составу: большой словарный запас и способность употреблять одно слово в нескольких значениях;
уместность выражений: употребление наиболее подходящих для данного случая стилистически оправданного языкового средства с учетом состава слушателей, темы диалога и его содержания, решаемых задач;
языковая и речевая стилистика;
обращенность учителя к ученику.
Несоблюдение этих требований в процессе общения обычно ведет к снижению его эффективности. Так, паузы, неумением правильно распределять дыхание, случайные логические ударения, многоударность, неверные интонации приводят к тому, что смысл сказанного учителем понимается неверно, либо не понимается совсем. Например, рассмотрим предложение: «Завтра, в субботу, занятий на I курсе не будет». Если сделать ударение на «I курсе», то мы обращаем внимание на то, что занятий не будет только на I курсе. Если хотим подчеркнуть, что занятий не будет «завтра» или «в субботу», то делаем ударение на этих словах и т.д. Всего в этом предложении может быть четыре варианта логического ударения. (.)шибкой будет голосовой нажим на ударном слове. Выделить нужное слово можно паузой между словами, изменив ритм фразы и пр.
Речь без логических ударений воспринимается трудно, но іще труднее воспринимать речь, в которой подчеркивается каждое слово. Изменение логического ударения ведет к изменению смысла. Например:
Я сегодня хорошо провел время. Я сегодня хорошо провел время. Я сегодня хорошо провел время. Я сегодня хорошо провел время.
Для облегчения правильного построения устной речи, как учителю, так и учащимся, ознакомимся с логическими правилами устной речи:
1. Если во фразе есть противопоставление, то выделяются оба противопоставляемых слова.
2. При сочетании двух существительных выделяется то, которое стоит в родительном падеже.
Всегда выделяются однородные члены предложения.
Прилагательное обычно не принимает на себя ударения. Определение как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется. Если же нужно подчеркнуть именно определение, следует прибегнуть к инверсии - изменению принятого в грамматике порядка слов.
Если к слову относится несколько определений, то они выделяются все, кроме последнего, которое сливается с определяемым словом.
При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения. При этом необходимо следить, чтобы ударение не падало на вспомогательные слова.
Частицы «не» и «ни» интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся, причем ударение падает на само слово: «ни тебе, ни мне», «как ни старайся, ничего у тебя не выйдет».
У неопытного педагога речь часто перегружена логическими ударениями, т.к. все в ней кажется ему важным. Иногда ударения расставлены верно, а смысл сказанного непонятен, т.к. фраза звучит в едином речевом потоке, что на слух плохо воспринимается. Поможет здесь смысловая группировка слов вокруг логических центров с тем, чтобы ученики воспринимали не отдельные слова, а смысловые блоки, называемые речевыми тактами.
Речевой такт объединяет слово или группу слов, тесно связанных между собой по смыслу и произносимых как единое целое с логическим ударением на одном из слов. Подлежащее и сказуемое отделяются паузой и должны находиться в разных речевых тактах. Паузы, отделяющие один речевой такт от другого, называются логическими паузами. Подготовка к занятию должна включать разбивку текста на речевые такты, постановку логических ударений и пауз, а в итоге - построение логической перспективы речи. Это поможет учащимся понять смысл сказанного учителем.
С.С.Сперанский говорил, что необходимо соблюдать два правила расположения мыслей:
1. Все мысли должны быть связаны между собой, и каждая последующая мысль содержать зачатки предыдущей.
2. Все мысли должны быть подчинены главной. Точность и выразительность речи достигается употреблением синонимов, т.е. слов близких по смыслу, но отличающихся различными оттенками (например: хохот-смех, плач-рев, смелый-храбрый, учителъ-педагог-воспитатель и т.п.); паронимов близких по звучанию, но различных по смыслу (например, усвоить-освоить, абонент-абонемент и т.п.).
Качество речи снижает тавтология - повторение одного и того же разными словами: «бегать бегом» «играть в игру», «памятные сувениры» и т.п.
Большое значение для устной речи имеет интонация, которая бывает двух видов: логическая и эмоционально-эспрессивная. Цель первой - подчеркнуть смысловую нагрузку отдельных слов, выражений, второй - помочь учителю передать свои чувства, отношение к сказанному.
В кругу общения специалистов в области физической культуры и спорта в их устной и письменной речи распространены жаргонные слова и выражения. Например, «сделать соперника», т.е. победить, «подвесить» - устроить на работу и т.п. Изъяны речи, небрежность в произношении, неправильные ударения отвлекают учащихся от содержания, т.к. они невольно обращают на это внимание, отвлекаясь от главного.
Сила воздействия слова педагога связана с уместностью речи, т.е. соответствием средств языка составу слушателей, теме разговора, его содержанию и решаемым учебно-воспитательным задачам. Ведь один и тот же текст может быть доступным старшеклассникам и не доступным для младших школьников. По-разному реагируют на замечания тренера и дети, обладающие различным характером, темпераментом, психическими процессами. С первых дней работы тренер должен внимательно изучать все особенности ребенка с целью последующего продуктивного общения с ним.
Исследования показали, что монотонный голос при изложении материала снижает его восприятие на 35-55%. Важно придать оттенок речи при одобрении или порицании поступков учащихся. Следует отметить, повышение и понижение голоса помогает удержать инициативу в общении. Обычно разговоp ведется спокойно, без повышения голоса, но в случае нарушений дисциплины, режима, проявлений эгоизма, «звездной болезни» в голосе педагога должны звучать оттенки возмущения, негодования. Однако никогда не следует употреблять оскорбительных слов и выражений, а тем более не высмеивать недостатки, которые ребенок не в состоянии исправить.
В условиях спортивной деятельности необходимо учитывать состояние спортсмена, его переживания. На соревнованиях тренер своей речью должен помочь ему преодолеть нервозность/тревожность, неуверенность, т.е. его голос должен быть уверенным, исключающим возможность поражения.
Культура речи педагога самым тесным образом связана с его двигательными умениями. Показ упражнения не должен нарушать плавность и выразительность речи.
Хорошо, когда педагог свои переживания, эмоции, чувства подкрепляет выразительной речью, насыщенной различными интонациями, что способствует развитию адекватных проявлений у детей.
Для становления речевой культуры учителя большое значение приобретает знание и владение разными речевыми стилями - бытовым, деловым, научным, художественным (В.Н.Гринева). В зависимости от аудитории, с которой общается, учитель должен выбрать и соответствующий стиль речи для обеспечения эффективного общения. Достигается это знанием языка и наличием речевых навыков, которые формируются в речевой деятельности, с опытом. Безусловно, речевая культура непосредственно зависит от языковой среды: чем выше уровень речевой культуры населения, тем большее влияние он оказывает на воспитание и формирование личности.
К сожалению, многие педагоги не владеют основами речевой деятельности, техникой речи: не знают анатомо-физиологических, психологических и грамматических основ речевой деятельности; не умеют правильно дышать; имеют невыразительный голосовой аппарат; у них отсутствует чувство темпа речи; они посредственно владеют дикцией, основами логики речи и пр. Невыразительный, тихий голос, отсутствие нужного темпа речи, плохая дикция ведут к непониманию и потере интереса учащихся к занятию. Такой учитель не способен зажечь учащихся, вдохновить их, пробудить интерес в обучении. И, наоборот, развитое речевое дыхание, совершенная дикция, поставленный голос придают слову педагога выразительность, которая позволяет передавать в речи богатство мыслей и чувств. Поэтому овладение техникой речи является одной из главных задач педагогической техники в целом.
Что же такое речевая техника? Это совокупность фонационного (речевого) дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до степени автоматизированных навыков и позволяющих,| эффективно осуществлять речевое воздействие (I". II Чихаев) (Рис.7).
Рис.7. Структура техники речи (по В.П.Чихаеву)
Дыхание, связанное с образованием звуков, является фонационным дыханием. При таком дыхании вдох значительно короче выдоха. Наиболее целесообразным с точки зрения гигиенистов-физиологов для учителя является смешанный тип дыхания, вырабатываемый тренировкой.
Важной особенностью регуляции дыхания у человека является его способность произвольно менять темп, ритм, амплитуду дыхательных движений. Это особенно важно для учителей физической культуры и тренеров, т.к. их профессиональная деятельность связана с необходимостью сочетания слова и показа физических упражнений, т.е. речедвигательной деятельностью, подсчетом по ходу выполнения упражнений, требующего навыков дыхания. Поэтому им необходимо регулярно заниматься дыхательной гимнастикой, т.к. правильно поставленное дыхание - это часть голоса, условие успешной деятельности. Некоторые упражнения по выработке фонационного дыхания даны в материалах для индивидуальной работы.
Речевой голос. Основная роль в технике речи принадлежит голосу учителя - основному его инструменту. Будущему учителю, не полагаясь на природные данные, необходимо работать над техникой речи, соблюдая следующие требования к голосу:
Учитель должен владеть техникой изменения тональности в зависимости от специфики учебно-воспитательных задач и индивидуальных особенностей учащихся.
Постановка речевого голоса должна начинаться со снятия мышечного напряжения в области шеи и плечевого пояса, освобождения фонационных путей. Затем следует развитие динамического диапазона голоса. Бедность диапазона речи учителя проводит к монотонности речи и снижению активности учащихся. Настоящим мастером, по мнению А.С.Макаренко, можно стать тогда, когда научишься произносить одну фразу с 15-20 звуковыми оттенками.
Голос педагога должен отличаться силой, выносливостью и гибкостью. Сила не означает громкость, т.к. громко сказанная фраза без эмоциональной окраски может уйти в никуда, не возыметь действия. Выносливость голоса - такое его состояние, когда при работе (до 6-7 уроков в день) не происходит его ослабления или заболевания. Гибкость предполагает широкий диапазон звучания. Все вышеназванные качества голоса нуждаются в тренировке, соблюдении режима, заключающегося в чередовании речевой деятельности (максимум 4-5 учебных часов) и перерывов в 10-15 мин. Следует избегать холодного воздуха и воды, алкоголя и курения, т.к. они пагубно влияют на голосовые связки и появляется хрипота, сиплость и т.п. Нежелательно и нервное напряжение. Известно, что человек, даже при незначигельном волнении иногда «теряет» голос. Поэтому условием хорошего голоса является здоровая нервная система, традиционные закаливающие процедуры, рациональное питание.
Дикция - это умение правильно произносить гласные и согласные звуки. Дикционные навыки обусловлены активностью мышц артикуляционного аппарата, развитие которого является условием их формирования. Выработку правильной дикции следует начинать с артикуляционной гимнастики, которая развивает такие органы речи, как губы и язык, делает их, а также нижнюю челюсть, голосовые связки, легкие. Эти упражнения лучше делать перед зеркалом, самостоятельно.
Для того чтобы избежать так называемого пестрого голоса, когда гласные звуки звучат у зубов, неба, в гортани, необходима тренировка в произношении каждого звука и их сравнения. Для овладения техникой правильного произношения очень полезно использование скороговорок и специальных упражнений
Техника педагогического общения
Оптимальным, с точки зрения педагогики, можно считать такое общение, которое создает наиболее благоприятные условия для развития и формирования учащихся, способствует созданию эмоционального комфорта в коллективе. Как уже отмечалось, большая роль в общении принадлежит первому впечатлению, поэтому необходимо уметь показать себя с самой лучшей стороны, попытаться увлечь детей своими достоинствами. К первой встрече необходимо подготовиться, ознакомившись с контингентом учащихся, отзывами о них других учителей (коллег), родителей. Однако иногда такая информация может привести к формированию негативной установки по отношению к некоторым ребятам, что сказывается на последующем отношении к ним. Невольно мы со страхом, недоверием смотрим на "плохих" детей, создавая труднопреодолимые барьеры в общении. Идя на урок, учитель должен продумывать все: и внешний вид, и жесты, и мимику, что и как сказать.