Ролевая и статусная характеристики личности. Социально-психологическая характеристика группы

  • Фролова Светлана Маратовна

Ключевые слова

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы - Фролова Светлана Маратовна

Рассматривается социально-ролевая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам. Социально-ролевая характеристика личности несовершеннолетнего преступника предполагает исследование социальных позиций и ролей личности. Рассматриваемая характеристика личности позволяет увидеть личность преступника в реальной действительности, которая обусловлена выполнением этой личностью определенных социальных ролей .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы - Фролова Светлана Маратовна,

  • Социально-типологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам

    2012 / Мартышева Светлана Маратовна
  • Характеристика личности преступника, занимающегося организованной преступной деятельностью

    2014 / Асатрян Хачатур Ашотович, Христюк Анна Александровна
  • Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних, освобождаемых от наказания

    2015 / Терентьева Валерия Александровна, Наумова Елена Григорьевна
  • Характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях

    2011 / Датий Алексей Васильевич, Данилин Евгений Михайлович, Федосеев Алексей Августович
  • Особенности личности несовершеннолетних преступников с корыстной и насильственной мотивацией

    2009 / Леус Эльвира Викторовна, Соловьев Андрей Горгоньевич, Сидоров Павел Иванович

Social and role personality characteristic of minor criminal condemned to corrective works

Social and role personality characteristic of minor criminal condemned to corrective works is considered in this article. It assumes research of social positions and roles of persons, their social and role fields. The social position represents a set of relations in the social system. The considered characteristic allows seeing the criminal"s personality in reality, which follows from this person"s performance of certain social roles. Analysis of the behaviour of the minor, condemned to corrective works, from the moment of commission of crime is necessary as a mechanism, allowing to characterize the personality of most of the condemned. The minor, condemned to corrective works, simultaneously occupies a set of social positions: in a family s/he is a son (daughter), at his/her workplace a worker, in an educational institution a pupil. Only 53.6% of minors, condemned to corrective works in Tomsk, Kemerovo and Novosibirsk (2005-2010), studied in various educational institutions at the moment of commission of crime. In the poll among the minors condemned to corrective works, almost all of them (about 90%) have specified that they do not have a desire to study, which explains their skipping classes and poor study results. Teachers notice that, as a rule, this age category of the condemned has controversial relations with contemporaries, are often rude with teachers. The majority of the minors (75.5%) have negative characteristics from workplace in many respects caused by infringement of labour discipline: negligent relation to labour functions performance, in particular, poor-quality performance of the duties, and being regularly late for work. 24.5% of the minors are positively characterized minors in the organization, at the enterprise; encouragement measures are applied to them according to the labour legislation. Among the measures of encouragements specified in Article 191 of the Labour Code of the Russian Federation employers basically make gratitude announcements. 98% of employers specified announcing gratitude as a way of encouragement of the worker; one employer mentioned "sending a letter of gratitude to the family of the minor" as an encouragement measure. Encouragement appears in the order of the employer. Not a single employer specified a simultaneous application of several kinds of encouragement concerning the minor worker. The poll of the minors has shown that the majority of them (75.47%) have peculiar negative attitude to the duties in the family, namely, helping parents with the house, stating they do not have to do it.

Текст научной работы на тему «Социально-ролевая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам»

С.М. Фролова

СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА, ОСУЖДЕННОГО К ИСПРАВИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ

Рассматривается социально-ролевая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам. Социально-ролевая характеристика личности несовершеннолетнего преступника предполагает исследование социальных позиций и ролей личности. Рассматриваемая характеристика личности позволяет увидеть личность преступника в реальной действительности, которая обусловлена выполнением этой личностью определенных социальных ролей. Ключевые слова: несовершеннолетние; социально-ролевая характеристика; социальная роль; социальная позиция личности несовершеннолетнего.

А.И. Долгова выделяет несколько подходов к определению социальных ролей. Первый подход раскрывает нормативное понимание социальной роли, а именно: социальная роль раскрывается через поведение человека, которое зависит от позиций, занимаемых им в обществе. В действительности с этим следует согласиться, так как человек занимает ряд позиций и исполняет ряд ролей, каждая из которых имеет свое содержание. Сама социальная позиция - это совокупность связей в социальных отношениях, а роль - это содержание требований, предъявляемых к лицу, занимающему данную позицию. Роль определяется как свободное поведение человека, обусловленное его индивидуальными особенностями. Человек проживает роль как свободный художник. Следующий подход характеризует роль как содержание ожидания других людей и социальных групп в отношении поведения человека. В научной литературе роль определяется как продукт взаимодействия социальных факторов и внутреннего мира человека . В нашем исследовании мы будем исходить из нормативного понимания роли, в соответствии с которым социальная позиция предполагает совокупность отношений в социальной системе.

Итак, социально-ролевая характеристика позволяет увидеть личность преступника в реальной действительности.

Анализ поведения несовершеннолетнего, осужденного к исправительным работам, до момента совершения преступления необходим как механизм, позволяющий охарактеризовать личность самого осужденного. Несовершеннолетний, осужденный к исправительным работам, занимает одновременно множество социальных позиций: в семье он сын (дочь), в трудовом коллективе - работник, в образовательном учреждении - учащийся.

Только 53,6% несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам в Томской, Кемеровской и Новосибирской областях за период с 2005 по 2010 г., на момент совершения преступления учились в различных образовательных учреждениях. В отношении этой группы несовершеннолетних имеются характеристики с места учебы, в соответствии с которыми около 70% из них характеризуются отрицательно, остальная часть (30%) - положительно.

При опросе несовершеннолетних, осужденных к изучаемому виду наказания, практически все они (около 90%) указали на то, что у них отсутствует желание учиться, вследствие чего они часто пропускают учебные занятия без уважительных причин, учатся удовле-

творительно, имеют задолженности по учебе. Преподаватели отмечают, что несовершеннолетние имеют конфликтные отношения со сверстниками и учителями.

Отсутствие интереса к учебе у несовершеннолетних отмечает и М.А. Сутурин, исследующий применение уголовного наказания в виде обязательных работ в отношении несовершеннолетних: «Несовершеннолетние, осужденные к обязательным работам, которые на момент совершения преступления учились в образовательных учреждениях среднего и учреждениях начального профессионального образования, характеризуются (в основной своей массе) отсутствием интереса к учебе, что формально выражено в низкой успеваемости, в большом количестве пропусков занятий, нарушениях дисциплины и т.д.». .

Что касается условно осужденных несовершеннолетних, то по месту учебы положительную характеристику имели 36,8%, нейтральную - 26,5%, а отрицательную - 30,6%. «В большинстве характеристик указывалось на оказание осужденным помощи членам семьи и соседям, отсутствие нарушений общественного порядка, неупотребление алкоголя, его вежливость и приветливость» .

Рассмотрим социальную роль, которую выполняет несовершеннолетний осужденный на работе. Под работой в данном случае мы понимаем отбывание исследуемого нами наказания в организации, на предприятии. Социальная роль рассматривалась посредством изучения характеристик с места работы осужденного.

На момент изучения материалов личных дел в уголовно-исполнительных инспекциях в отношении несовершеннолетних, осужденных к исследуемому виду наказания, характеристики с места работы отсутствовали в отношении 21% несовершеннолетних. Как пояснили сотрудники уголовно-исполнительной системы, после постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции не все несовершеннолетние после 30-дневного срока со дня поступления соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) направляются инспекторами уголовно-исполнительной системы для отбывания назначенного вида наказания. Это объясняется тем, что либо отсутствуют предприятия, организации, включенные в перечень мест для отбывания исправительных работ, либо при наличии указанных предприятий, организаций, включенных в перечень, отсутствуют вакантные места для несовершеннолетнего осужденного, т.е. условия труда не относятся к категории «вредные». В этой связи в отношении указанной группы несовершеннолетних отсутствуют и характеристики с места работы.

В характеристиках с места работы несовершеннолетнего, осужденного к исправительным работам, отмечалось: «характеризуется с удовлетворительной стороны», «не курит», «имеет некоторые знания в области выполнения труда, старается справляться с возложенными трудовыми функциями», «добросовестно относится к выполнению своих трудовых обязанностей». В то же время даже в таких характеристиках (положительных по форме) ничего не говорилось об отношении этих людей к выполняемой работе, о взаимоотношениях несовершеннолетнего с трудовым коллективом.

Отрицательные характеристики с места работы в отношении несовершеннолетних, осужденных к рассматриваемому виду наказания, отмечались в 75,5% случаев.

Сравнивая с условно осужденными изучаемую нами категорию несовершеннолетних, следует обратить внимание на расхождение некоторых характеристик. Так, К.Н. Тараленко, проводя изучение материалов уголовных дел в отношении условно осужденных несовершеннолетних, пришел к выводу о том, что практически все из рассматриваемой категории (93,0%) характеризовались положительно («в большинстве характеристик отмечаются качества трудолюбия, уважения со стороны трудового коллектива, а также указывается на отсутствие взысканий дисциплинарного характера» ); отрицательные характеристики были отмечены у 3,5% несовершеннолетних; такой же процент присутствовал и в отношении лиц, имевших нейтральные характеристики.

Аналогичное обстоятельство отмечает и М. А. Суту-рин при исследовании уголовного наказания в виде обязательных работ в отношении рассматриваемой возрастной категории осужденных. Так, «...из числа работающих осужденных чуть большая часть несовершеннолетних характеризовалась по основному месту работы как не очень дисциплинированные сотрудники, не проявляющие уважения к труду. Наблюдается отсутствие заинтересованности в результате этого труда, сугубо прагматичное и утилитарное отношение к своей профессии и деятельности (желание максимально извлечь материальную или иную потребительскую выгоду). Присутствуют определенные сложности с установлением и поддержанием позитивных контактов с трудовым коллективом» . Что касается отрицательных характеристик в отношении несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, то во многом они обусловлены наличием нарушений трудовой дисциплины, в том числе прогулами, опозданиями на работу, а также небрежным отношением к выполнению возложенных на них трудовых функций, обязанностей. Среди нарушений трудовой дисциплины, совершенных несовершеннолетними, осужденными к исправительным работам, преобладает небрежное отношение к выполнению трудовых функций, в частности, некачественное выполнение своих обязанностей, а также систематические опоздания на работу.

Данные нашего исследования в определенной степени совпали с данными, полученными М.А. Сутури-ным при исследовании другого вида наказания, также соединенного с выполнением трудовых функций не-

совершеннолетним осужденным, - обязательными работами.

Что же касается положительно характеризующихся несовершеннолетних в организации, на предприятии (их 24,5%), то в отношении них администрация организации, где они отбывают назначенный вид наказания, применяла меры поощрения в соответствии с трудовым законодательством. Среди указанных в ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации мер поощрений работодатели в основном используют в отношении несовершеннолетних, добросовестно исполняющих свои трудовые обязанности, объявления благодарности. Так, при опросе работодателей о мерах поощрения несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, 98% работодателей указали на объявление благодарности как форму поощрения работника; один работодатель указал на «направление благодарственного письма семье несовершеннолетнего» как на меру поощрения. Поощрение объявляется в приказе (распоряжении) работодателя. При опросе работодателей ни один из них не указал на одновременное применение нескольких видов поощрений в отношении несовершеннолетнего работника.

Также интерес представляет рассмотрение выполнения социальной роли несовершеннолетнего, осужденного к исправительным работам, в семье.

Проведенный опрос несовершеннолетних показал, что для большинства из них (почти 75,47%) свойственно негативное отношение к своим обязанностям в семье, они считают, что у них отсутствует такая обязанность. В большинстве характеристик по месту жительства в отношении несовершеннолетних отмечалось также наличие конфликтных отношений с соседями, что, безусловно, формирует «потрет» несовершеннолетнего по месту его жительства.

В характеристиках, данных несовершеннолетним осужденным, отмечалось: «за время проживания зарекомендовал себя с положительной стороны», «с соседями никогда не конфликтовал и не конфликтует», «всегда доброжелателен, отзывчив, всем помогает, кто о чем ни попросит, в случае необходимости». Это положительные данные, характеризующие несовершеннолетних. Также имеются и отрицательные характеристики: «постоянно выпивает в подъезде», «курит», «постоянно конфликтует соседями» и т.д.

В большинстве изученных нами материалов уголовных дел несовершеннолетние, осужденные к исправительным работам, характеризовались по месту жительства отрицательно (80%).

Анализ характеристик с места жительства показал, что большинство несовершеннолетних лиц имели сложные, конфликтные отношения, «холодные отношения» с членами семьи, родители не интересовались ни несовершеннолетним, ни его окружением. При этом в основе конфликтных отношений в семье лежит образ жизни либо родителей (как правило, аморальное поведение, распитие спиртных напитков, драки между отчимом и матерью), либо самого несовершеннолетнего (непосещение образовательного учреждения, систематические пропуски учебных занятий, курение). Здесь речь идет о формально полных семьях, т.е. таких, где присутствует один роди-

тель и, как правило, отчим, а также о неполных семьях, где воспитанием несовершеннолетнего занимается только один родитель, как правило, мать.

В подтверждение вышеизложенного можно привести ответы опрошенных несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, на следующие вопросы. Так, на первый вопрос «Интересуются ли Ваши родители вашими делами?» из опрошенных несовершеннолетних большая часть (64,15%) дала отрицательный ответ, остальные (35,85%) ответили положительно.

На второй вопрос «Интересуются ли Ваши родители Вашим окружением?» ответы распределились следующим образом:

Да, полностью контролируют его (11,32%);

Да, но постоянный контроль отсутствует (28,3%);

Нет, вообще не интересуются (49,06%);

Родители вообще не знакомы с моим окружением (11,32%).

Некоторые из осужденных к исправительным работам несовершеннолетние прошли обучение и успешно завершили специальные курсы (например, курсы продавцов, компьютерные курсы, курсы алгебры, информатики).

Так, несовершеннолетний Б., обучаясь в школе № 25 г. Томска, помимо учебных занятий, посещал спецкурсы по алгебре и информатике .

Отметим, что 62,3% условно осужденных несовершеннолетних по месту жительства характеризовались положительно, 12,3% имели нейтральные характеристики, 12,3% получили отрицательную характеристику от своих родителей.

Таким образом, при проведении сравнительного анализа социально-ролевых характеристик несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, условно-осужденных и осужденных к обязательным работам, наблюдаются несущественные различия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Криминология / под ред. А.И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. М. : НОРМА, 2010. 1070 с.

2. СутуринМ.А. Обязательные работы в отношении несовершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук.Томск, 2011. 203 с.

3. Тараленко К.Н. Рецидивная преступность несовершеннолетних, осужденных условно, и ее предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук.

Томск, 2003. 204 с.

4. Архив Октябрьского районного суда г. Томска. Д. 1-485/10.

Рассматривая личность как социально-типическую характеристику индивида, совокупность его общественных связей и взаимодействий, социологи отмечают, что, выполняя в обществе разные функции, люди занимают разные позиции в социальной структуре общества. Отсюда, социальный статус – это то место в общественной системе , которое занимает конкретный человек. Это определенная позиция в социальной структуре сообщества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Например, статус врача даёт индивиду право заниматься лечебной практикой, но в то же время обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом.

Статус является, локальной характеристикой человека, а тесно связанное с ним понятие социальная роль относится к поведению, ожидаемому от людей с определенным статусом в соответствии с принятыми в данном обществе нормами. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе. Самое ожидаемое от врача качество (помимо его врачебного образования) – милосердие. «Звезда» шоу-бизнеса «должна» вести себя экстравагантно. Профессор – солидно, а невеста – скромно и т.д.

Современное общество делает людей носителями разных социальных статусов одновременно: один и тот же человек и сын своих родителей, и муж, и отец, и врач, и мастер спорта и т.д. Составляющие этот набор статусы могут быть противоречивы (статусная инкосистенция), например, руководитель на работе и сын властной матери, специалист высокого класса и низкая зарплата, вынуждающая его подрабатывать. Совокупность всех статусов, которыми владеет человек, называется статусным набором .

Внутри статусного набора обычно выделяется главный статус, с которым человек сам себя отождествляет и с которым его идентифицируют другие. Как правило, главным для мужчины становится статус, связанный с его профессиональной деятельностью, а для женщины, традиционно, положение в доме (жена, мать, домохозяйка). Но в целом, нет жесткой привязанности к профессии, религии, расе. Главный статус относителен и доминирующим становится тот, который определяет стиль и образ жизни.

Статус объединяет такие характеристики, которые относятся лично к человеку с его индивидуальными характеристиками и к социальной группе, к которой он принадлежит. Личный статус - положение индивида в малой группе с преимущественно межличностными отношениями . Это место определяется набором личных качеств человека, оцениваемых членами этой группы (коллегами по лечебному отделению, друзьями, родственниками, одногруппниками). В группе можно быть лидером или лузером, слыть ленивым или сверхобязательным, знатоком правил орфографии или компьютерным авторитетом и т.д.



Групповой статус отражает положение человека в обществе в зависимости от его принадлежности к большой группе, т.е. переносит на конкретную личность социальные характеристики общности. Такая типизация поддерживает социальные стереотипы и ожидания в отношении носителей статуса. Когда при знакомстве нам сразу после имени говорят «главный врач больницы», мы понимаем, что перед нами представитель престижной профессиональной группы врачей, занимающий среди них достаточно высокое положение. Немец – пунктуальный, француз – веселый и жизнерадостный, северянин спокойный и основательный и т.д. Эти характеристики автоматически приписываются любому носителю данного статуса.

Различают также приписываемый и достигаемый статус. Приписываемый или аскриптивный, прирожденный статус – это статус изначально заданный от рождения. К прирожденному статусу относятся пол, раса, этнос (национальность).

Достигаемый статус, приобретается в результате личных усилий и при свободном выборе самого человека: статус студента, депутата, хирурга, доктора наук, заслуженного артиста, донора, банкира. Иногда вид статуса трудно дифференцируется, например, сложно определить, к какому из статусов отнести положение политического беженца. В таком случае говорят о смешанном статусе.

Все вышеописанные статусы относятся к основным. Кроме них, существуют также и неосновные, характеризующиеся эпизодичностью и множественностью. Это, например, статусы пассажира, пешехода, покупателя, пациента, забастовщика, болельщика и т.д. Это статусы без четких прав и обязанностей, кратковременные, неформализованные, определяющие только детали нашего поведения.

В понимании проблем социальных статусов очевидно одно: никогда ни один человек не существует вне статусов. Если он уходит из одной статусной группы, то тут же оказывается в другой. Человек оценивает мир и взаимодействует с другими людьми через призму своего статуса. Врач дифференцирует свое окружение на больных и здоровых; богатые уважают богатых и недолюбливают бедных; бедные презирают богатых и высмеивают их ценности и образ жизни и т.д.

В сформировавшемся обществе статус – устойчивая характеристика члена общества. Он формирует стереотипы восприятия людьми определенной социальной позиции, создает систему ожиданий в отношении поведения, образа жизни и мотивов действий носителей статусов. Поэтому понятие статуса включает социальный престиж оценку занимаемой человеком позиции со стороны членов общества, степень уважения той или иной профессии, должности, рода занятий в общественном мнении.

Итак, статус – это не просто определенная социальная позиция, не только совокупность определенных прав и обязанностей, но и оценки, ожидания, идентификации (отождествления), связанные с общественным положением субъекта.

Экономические, политические, профессиональные, религиозные, кровнородственные статусы предопределяют социальные отношения людей. Модель поведения, обусловленная тем или иным статусом – социальная роль человека. Общество закрепило за каждым статусом определенный шаблон, стандарт поведения. Например, разные статусы врача и пациента предполагают и различные стереотипы поведения: трудно себе представить, что врач вдруг станет жаловаться пациенту на свои болезни, а пациент вдруг начнет собирать анамнез.

Между статусами и ролями есть промежуточное звено – социальные ожидания (экспектации). Каждый человек, имеющий тот или иной статус, должен его как бы отыграть, реализовать и желательно так, чтобы это соответствовало социальным ожиданиям. Социальные ожидания предполагают, что молодой человек в статусе студента подтверждает его прилежным посещением лекций и практических занятий, библиотек и выполнением домашних заданий. Если молодой человек позволяет себе этого не делать, плохо справляясь с ролью студента, то его лишают этого статуса отчислением из вуза. Но этот же молодой человек может значительно расширить круг своих прав и обязанностей, записавшись еще на дополнительные факультативы, участвуя в работе студенческого научногообщества, выступая с докладами на конференциях, будучи отличником по всем основным предметам. Одна и та же роль может быть определена по-разному с разных позиций. От того же студента ждут разного администрация вуза, преподаватели, коллеги- студенты и общество в целом.

Таким образом, в социальной роли есть две стороны: ролевые ожидания – то, что должен делать индивид – носитель статуса, то чего от него ожидают и ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, находясь в той или иной роли, человек более или менее четко представляет свои обязанности, последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом через систему социального контроля следит, чтобы все делалось правильно, «как надо».

Социальное поведение пытался систематизировать Т.Парсонс, предложив систему описания ролей личности через выделение пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли, например, медицинской сестры, врача, полицейского требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (болезнь, страдание, смерть). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств. Другие роли, например, артиста, адвоката, свахи наоборот требуют в исполнении высокого накала эмоций для успешного выполнения.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами, например, ребенка, юноши, немца, русского. Они определяются возрастом или происхождением человека, исполняющего роль. Другие завоевываются, когда мы говорим о роли, которая не достигается автоматически, а в результате усилий личности: врач, муж, офицер, профессор, юрист.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей, сфокусированы на одной проблеме: врача и больного объединяет стремление сохранить или восстановить здоровье, продавца и покупателя – товар. С другой стороны, между родителями и ребенком устанавливаются отношения более широкого плана – образование, воспитание, материальное обеспечение, эмоциональное общение и т.д.

4. Формализация. Некоторые роли требуют четкого выполнения установленных правил и уставов (солдат, монах). При исполнении других ролей допустимы исключения, поскольку за нарушения правил спрашивают не слишком строго - опоздание на урок, переход улицы не на переходе. За помощь в ремонте брату или сестре не обязательно требовать плату, хотя любой труд должен оплачиваться и у постороннего человека мы бы плату за ремонт взяли.

5. Мотивация. Выполнение разных ролей обусловлено различными мотивами. Предприниматель, бизнесмен ориентирован на личный интерес, стремится получить максимальную прибыль. Но предполагается, что для священника, учителя, врача общественное благо важнее личного интереса.

Парсонс считает, что любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. В чем отличия понятия «личность» от понятий «человек» и «индивид»?

2. Почему понятие «личность» многозначно и в чем причины существования различных теорий личности?

3. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности.

4. Каковы основные личностные типы?

5. Что такое социализация?

6. Каковы этапы и агенты социализации?

7. Раскройте понятия «социальный статус» и «социальная роль».

8. В чем отличия статуса достигаемого от предписанного?

9. Что такое социальный престиж?

10. В чем выражается множественность социальных ролей личности?

11. В рамках аксиомы о биосоциальной сущности человека выскажите и аргументируйте свое мнение: какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую – социальные условия жизни и воспитание?

12. Все мы являемся носителями множества ролей и статусов. Значит мы все артисты?

Попытайтесь объяснить, чем театральные роли отличаются от социальных и в чем их общность.

13. Руководитель всемирно известного лечебного учреждения Лео Бокерия (можно назвать другое известное имя) является одновременно практикующим хирургом. Но он также муж, отец и носитель других семейных и общественных ролей. Он имеет разносторонние культурные интересы. Идет здесь речь о разных ролях? Чем они связаны?

14. Охарактеризуйте как социальную роль статусы врача, профессора, студента, интерна, жены, матери, подруги. Чем отличаются по содержанию понятия социального статуса от понятия социальной роли?

15. Как связаны между собой социальный статус и материальная обеспеченность? Всегда ли, чем выше статус, тем выше доходы? Приведите примеры, подтверждающие и опровергающие такое соответствие.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Личность – это:

а) человек как единица от человеческого рода

б) человек как представитель определенной общности

в) человек как носитель набора неповторимых черт

г) человек как совокупность социальных качеств

2. Статусы связаны между собой:

а) социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения

б) межличностными отношениями

в) нормами и правилами, регулирующими поведение отдельных индивидов.

г) процессом социализации

3. Фиксированный стандарт поведения:

а) социальный статус

б) социальная норма

в) социальная страта

г) социальная роль

4. Показатель положения индивида в обществе:

а) социальный статус

б) социальный престиж

в) социальная роль

г) социальная мобильность.

5. Социальный статус – это:

а) отношение окружающих к человеку

б) социальная функция личности

в) место человека в группе или обществе

г) оценка важности занимаемой человеком позиции

д) ожидание от человека определенного стереотипа поведения

6. Социальная роль – это:

а) определенная позиция в социальной структуре группы

б) оценка занимаемой человеком или группой социальной позиции другими людьми

в) ожидаемое другими людьми поведение человека

г) не соответствующий принятым нормам способ поведения

7. Социализация – это:

а) способ изменения и развития культуры

б) совокупность обычаев, традиций и других норм и правил, принятых в данном обществе

в) процесс усвоения норм и правил, принятых в данном обществе

г) способ вхождения личности в профессиональную жизнь

8. Аскриптивный статус – это:

а) ожидаемый от личности стереотип социального поведения

б) предписанная социальная позиция

в) субъективная оценка занимаемой индивидом или группой общественной позиции

г) несовместимые социальные позиции одновременно занимаемые индивидом

9. Одна из характеристик человека как индивидуального феномена, отражающая его социальную сущность:

а) индивидуальность

б) личность

в) индивид

г) конформизм

д) толерантность

10. Статусная инкосистенция – это:

а) совокупность социальных образований, объединенных общими интересами

б) ожидаемый от личности стереотип социального поведения

в) несовместимые социальные позиции, занимаемые индивидом одновременно

г) субъективная оценка занимаемой индивидом позиции.

Глава 5. СОЦИАЛЬНАЯ МОРФОЛОГИЯ.

1.Социальная структура общества.

2.Социальные общности и социальные группы.

3.Типология социальных структур.

4.Теории социального неравенства.

5.Социальная стратификация.

6.Классы современного общества.

7.Социальная мобильность.

8.Социостратификационные процессы в современной России.

Основные понятия: социальная общность, типы общностей, социальная структура общества, типы социальных структур, социальная группа, классы, сословия, социальное неравенство, страта, социальная стратификация, исторические типы стратификации, социальная мобильность, социальный лифт.

Межличностные отношения непосредственным образом определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, и индивидуальными личностными характеристиками субъектов – с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями. С изменением ролей меняются наши взгляды. Ролевые отношения – это отношения, обусловленные функциональными обязанностями субъекта. Они характеризуются, в частности, следующими признаками:

  • 1. Безличность. Роли прилагаются к каждому, кто находится на соответствующем статусном месте.
  • 2. Обусловленность поведения ролевыми обязанностями. Социальная роль – это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением вполне определенной, конкретной работы.
  • 3. Трудная совместимость социальных ролей. Проблема заключается в определении того, что именно и от кого ожидается. Не всегда совпадает мнение индивида своей роли с тем, что об этом думают другие и что есть на самом деле, – все может в широких пределах отличаться.
  • 4. Вживаемость в социальную роль субъекта. Роли быстро выучиваются и могут значительно влиять на поведение субъекта.

Ролевые отношения обычно представлены следующими параметрами. Во-первых, ролевым эпизодом, который определяется предположением, что группа занимает фиксированную позицию по какому-то вопросу. Это предположение становится известным исполнителю роли, который, в свою очередь, формирует восприятие того, что от него ожидают, и как бы задает впоследствии некоторое поведение члена организации. Однако его поведение может значительно отличаться от реальных ожиданий группы. Поэтому поведение группы также может измениться.

Во-вторых, ролевым набором, представляющим собой совокупность ролей, соответствующих данному статусу. Это группа индивидов, которые формируют, хранят ожидания, касающиеся того, как должен себя вести исполнитель роли, обмениваются этими ожиданиями и дают знать о них исполнителю роли. Ролевой набор свидетельствует о поведенческих стереотипах, существующих в социальной группе. Исполнитель роли имеет более четкие представления о ней в случаях, когда ролевой набор мал, нежели когда он велик. Маленькие ролевые наборы связаны с образованием клик, или изолированных мелких групп внутри социальной группы.

В-третьих, важным параметром роли выступает ролевая дифференциация, которую можно определить как степень различия типов функций между людьми. Чем выше разделение ролей, тем выше ролевая дифференциация. Она дает представление о том, как распределяются социальные роли в конкретных производственных обстоятельствах.

Социальная роль представляет собой специфический механизм, посредством которого общественные интересы определяют поведение личности в разнообразных ситуациях общения. Социальные роли, необходимые в конкретных ситуациях общения, вырабатываются обществом в течение длительных периодов его развития как социально одобряемые типы поведения людей.

Стиль ролевого поведения человека – это личностная окраска исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умений.

Ролевое поведение личности имеет два плана. Это действия, обусловленные:

  • 1) нормативными требованиями – "Я" в предлагаемой обстоятельствами роли;
  • 2) личными притязаниями – "Я" как таковой.

Первый план поведения – социальная форма ролевых действий, второй план – психологический способ ролевой самореализации. Здесь и возникает та существенная проблема – трудная совместимость социальных ролей. Различие между тем, что субъект относит к своей роли, что об этом думают другие и что есть на самом деле "настоящая" данная роль, как правило, приводят к внутриролевым и межролевым конфликтам.

Рассматривая личность как социально-типическую характеристику индивида, совокупность его общественных связей и взаимодействий, социологи отмечают, что, выполняя в обществе разные функции, люди занимают разные позиции в социальной структуре общества. Отсюда, социальный статус – это то место в общественной системе , которое занимает конкретный человек. Это определенная позиция в социальной структуре сообщества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Например, статус врача даёт индивиду право заниматься лечебной практикой, но в то же время обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом.

Статус является, локальной характеристикой человека, а тесно связанное с ним понятие социальная роль относится к поведению, ожидаемому от людей с определенным статусом в соответствии с принятыми в данном обществе нормами. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе. Самое ожидаемое от врача качество (помимо его врачебного образования) – милосердие. «Звезда» шоу-бизнеса «должна» вести себя экстравагантно. Профессор – солидно, а невеста – скромно и т.д.

Современное общество делает людей носителями разных социальных статусов одновременно: один и тот же человек и сын своих родителей, и муж, и отец, и врач, и мастер спорта и т.д. Составляющие этот набор статусы могут быть противоречивы (статусная инкосистенция), например, руководитель на работе и сын властной матери, специалист высокого класса и низкая зарплата, вынуждающая его подрабатывать. Совокупность всех статусов, которыми владеет человек, называется статусным набором .

Внутри статусного набора обычно выделяется главный статус, с которым человек сам себя отождествляет и с которым его идентифицируют другие. Как правило, главным для мужчины становится статус, связанный с его профессиональной деятельностью, а для женщины, традиционно, положение в доме (жена, мать, домохозяйка). Но в целом, нет жесткой привязанности к профессии, религии, расе. Главный статус относителен и доминирующим становится тот, который определяет стиль и образ жизни.

Статус объединяет такие характеристики, которые относятся лично к человеку с его индивидуальными характеристиками и к социальной группе, к которой он принадлежит. Личный статус - положение индивида в малой группе с преимущественно межличностными отношениями . Это место определяется набором личных качеств человека, оцениваемых членами этой группы (коллегами по лечебному отделению, друзьями, родственниками, одногруппниками). В группе можно быть лидером или лузером, слыть ленивым или сверхобязательным, знатоком правил орфографии или компьютерным авторитетом и т.д.

Групповой статус отражает положение человека в обществе в зависимости от его принадлежности к большой группе, т.е. переносит на конкретную личность социальные характеристики общности. Такая типизация поддерживает социальные стереотипы и ожидания в отношении носителей статуса. Когда при знакомстве нам сразу после имени говорят «главный врач больницы», мы понимаем, что перед нами представитель престижной профессиональной группы врачей, занимающий среди них достаточно высокое положение. Немец – пунктуальный, француз – веселый и жизнерадостный, северянин спокойный и основательный и т.д. Эти характеристики автоматически приписываются любому носителю данного статуса.

Различают также приписываемый и достигаемый статус. Приписываемый или аскриптивный, прирожденный статус – это статус изначально заданный от рождения. К прирожденному статусу относятся пол, раса, этнос (национальность).

Достигаемый статус, приобретается в результате личных усилий и при свободном выборе самого человека: статус студента, депутата, хирурга, доктора наук, заслуженного артиста, донора, банкира. Иногда вид статуса трудно дифференцируется, например, сложно определить, к какому из статусов отнести положение политического беженца. В таком случае говорят о смешанном статусе.

Все вышеописанные статусы относятся к основным. Кроме них, существуют также и неосновные, характеризующиеся эпизодичностью и множественностью. Это, например, статусы пассажира, пешехода, покупателя, пациента, забастовщика, болельщика и т.д. Это статусы без четких прав и обязанностей, кратковременные, неформализованные, определяющие только детали нашего поведения.

В понимании проблем социальных статусов очевидно одно: никогда ни один человек не существует вне статусов. Если он уходит из одной статусной группы, то тут же оказывается в другой. Человек оценивает мир и взаимодействует с другими людьми через призму своего статуса. Врач дифференцирует свое окружение на больных и здоровых; богатые уважают богатых и недолюбливают бедных; бедные презирают богатых и высмеивают их ценности и образ жизни и т.д.

В сформировавшемся обществе статус – устойчивая характеристика члена общества. Он формирует стереотипы восприятия людьми определенной социальной позиции, создает систему ожиданий в отношении поведения, образа жизни и мотивов действий носителей статусов. Поэтому понятие статуса включает социальный престиж оценку занимаемой человеком позиции со стороны членов общества, степень уважения той или иной профессии, должности, рода занятий в общественном мнении.

Итак, статус – это не просто определенная социальная позиция, не только совокупность определенных прав и обязанностей, но и оценки, ожидания, идентификации (отождествления), связанные с общественным положением субъекта.

Экономические, политические, профессиональные, религиозные, кровнородственные статусы предопределяют социальные отношения людей. Модель поведения, обусловленная тем или иным статусом – социальная роль человека. Общество закрепило за каждым статусом определенный шаблон, стандарт поведения. Например, разные статусы врача и пациента предполагают и различные стереотипы поведения: трудно себе представить, что врач вдруг станет жаловаться пациенту на свои болезни, а пациент вдруг начнет собирать анамнез.

Между статусами и ролями есть промежуточное звено – социальные ожидания (экспектации). Каждый человек, имеющий тот или иной статус, должен его как бы отыграть, реализовать и желательно так, чтобы это соответствовало социальным ожиданиям. Социальные ожидания предполагают, что молодой человек в статусе студента подтверждает его прилежным посещением лекций и практических занятий, библиотек и выполнением домашних заданий. Если молодой человек позволяет себе этого не делать, плохо справляясь с ролью студента, то его лишают этого статуса отчислением из вуза. Но этот же молодой человек может значительно расширить круг своих прав и обязанностей, записавшись еще на дополнительные факультативы, участвуя в работе студенческого научногообщества, выступая с докладами на конференциях, будучи отличником по всем основным предметам. Одна и та же роль может быть определена по-разному с разных позиций. От того же студента ждут разного администрация вуза, преподаватели, коллеги- студенты и общество в целом.

Таким образом, в социальной роли есть две стороны: ролевые ожидания – то, что должен делать индивид – носитель статуса, то чего от него ожидают и ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, находясь в той или иной роли, человек более или менее четко представляет свои обязанности, последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом через систему социального контроля следит, чтобы все делалось правильно, «как надо».

Социальное поведение пытался систематизировать Т.Парсонс, предложив систему описания ролей личности через выделение пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли, например, медицинской сестры, врача, полицейского требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (болезнь, страдание, смерть). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств. Другие роли, например, артиста, адвоката, свахи наоборот требуют в исполнении высокого накала эмоций для успешного выполнения.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами, например, ребенка, юноши, немца, русского. Они определяются возрастом или происхождением человека, исполняющего роль. Другие завоевываются, когда мы говорим о роли, которая не достигается автоматически, а в результате усилий личности: врач, муж, офицер, профессор, юрист.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей, сфокусированы на одной проблеме: врача и больного объединяет стремление сохранить или восстановить здоровье, продавца и покупателя – товар. С другой стороны, между родителями и ребенком устанавливаются отношения более широкого плана – образование, воспитание, материальное обеспечение, эмоциональное общение и т.д.

4. Формализация. Некоторые роли требуют четкого выполнения установленных правил и уставов (солдат, монах). При исполнении других ролей допустимы исключения, поскольку за нарушения правил спрашивают не слишком строго - опоздание на урок, переход улицы не на переходе. За помощь в ремонте брату или сестре не обязательно требовать плату, хотя любой труд должен оплачиваться и у постороннего человека мы бы плату за ремонт взяли.

5. Мотивация. Выполнение разных ролей обусловлено различными мотивами. Предприниматель, бизнесмен ориентирован на личный интерес, стремится получить максимальную прибыль. Но предполагается, что для священника, учителя, врача общественное благо важнее личного интереса.

Парсонс считает, что любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. В чем отличия понятия «личность» от понятий «человек» и «индивид»?

2. Почему понятие «личность» многозначно и в чем причины существования различных теорий личности?

3. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности.

4. Каковы основные личностные типы?

5. Что такое социализация?

6. Каковы этапы и агенты социализации?

7. Раскройте понятия «социальный статус» и «социальная роль».

8. В чем отличия статуса достигаемого от предписанного?

9. Что такое социальный престиж?

10. В чем выражается множественность социальных ролей личности?

11. В рамках аксиомы о биосоциальной сущности человека выскажите и аргументируйте свое мнение: какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую – социальные условия жизни и воспитание?

12. Все мы являемся носителями множества ролей и статусов. Значит мы все артисты?

Попытайтесь объяснить, чем театральные роли отличаются от социальных и в чем их общность.

13. Руководитель всемирно известного лечебного учреждения Лео Бокерия (можно назвать другое известное имя) является одновременно практикующим хирургом. Но он также муж, отец и носитель других семейных и общественных ролей. Он имеет разносторонние культурные интересы. Идет здесь речь о разных ролях? Чем они связаны?

14. Охарактеризуйте как социальную роль статусы врача, профессора, студента, интерна, жены, матери, подруги. Чем отличаются по содержанию понятия социального статуса от понятия социальной роли?

15. Как связаны между собой социальный статус и материальная обеспеченность? Всегда ли, чем выше статус, тем выше доходы? Приведите примеры, подтверждающие и опровергающие такое соответствие.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Личность – это:

а) человек как единица от человеческого рода

б) человек как представитель определенной общности

в) человек как носитель набора неповторимых черт

г) человек как совокупность социальных качеств

2. Статусы связаны между собой:

а) социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения

б) межличностными отношениями

в) нормами и правилами, регулирующими поведение отдельных индивидов.

г) процессом социализации

3. Фиксированный стандарт поведения:

а) социальный статус

б) социальная норма

в) социальная страта

г) социальная роль

4. Показатель положения индивида в обществе:

а) социальный статус

б) социальный престиж

в) социальная роль

г) социальная мобильность.

5. Социальный статус – это:

а) отношение окружающих к человеку

б) социальная функция личности

в) место человека в группе или обществе

г) оценка важности занимаемой человеком позиции

д) ожидание от человека определенного стереотипа поведения

6. Социальная роль – это:

а) определенная позиция в социальной структуре группы

б) оценка занимаемой человеком или группой социальной позиции другими людьми

в) ожидаемое другими людьми поведение человека

г) не соответствующий принятым нормам способ поведения

7. Социализация – это:

а) способ изменения и развития культуры

б) совокупность обычаев, традиций и других норм и правил, принятых в данном обществе

в) процесс усвоения норм и правил, принятых в данном обществе

г) способ вхождения личности в профессиональную жизнь

8. Аскриптивный статус – это:

а) ожидаемый от личности стереотип социального поведения

б) предписанная социальная позиция

в) субъективная оценка занимаемой индивидом или группой общественной позиции

г) несовместимые социальные позиции одновременно занимаемые индивидом

9. Одна из характеристик человека как индивидуального феномена, отражающая его социальную сущность:

а) индивидуальность

б) личность

в) индивид

г) конформизм

д) толерантность

10. Статусная инкосистенция – это:

а) совокупность социальных образований, объединенных общими интересами

б) ожидаемый от личности стереотип социального поведения

в) несовместимые социальные позиции, занимаемые индивидом одновременно

г) субъективная оценка занимаемой индивидом позиции.


1. Социальная структура личности

При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией. Биологическая структура личности не может, конечно, не учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. "Оно" побуждает нас осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;

второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим

наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать "ядром" личности как системы.

Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность в различных формах деятельности, общения) потребностей. Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают социальную "оболочку".

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, - убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения - ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могут проявляться интересы личности.

Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности - достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".

Другой "внутри личностный" механизм связан с "диспозиционной" структурой личности. Диспозиция личности - это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В известном смысле диспозиция - это предшествующие поведению ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящих к появлению установок личности. Результатом этого взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Под мотивами принято понимать, как уже отмечалось чуть выше, внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы. В отличие от мотивов стимулы выступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды личности. Установки - это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки - один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям. Стало быть в установках отражается "нацеленность на тот или иной вектор" поведения. В западной социологии установки принято назвать "аттитюдами" (со времен У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые ввели этот термин в широкий научный оборот и немало сделали для его изучения). В соответствии с разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший - уровень формирования у личности концепции жизни и ее воплощения в ценностных ориентациях. Другими словами, на этом уровне диспозиции регулируют общую направленность поведения интересов личности. На среднем уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки личности на социальные объекты. Что касается нижнего уровня, то здесь также происходит формирование установок, но более конкретного, ситуационного плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определенных, непосредственно данных условиях. Внешне наблюдаемые поступки людей оставляют второй аспект деятельности - поведенческий, в котором находят непосредственное конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне наблюдаемой деятельности. Иногда структура деятельности отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Такой подход, по меньшей мере, неточен. Но понять его авторов можно, потому что они в данном случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя первые к структуре деятельности.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в ее "внешнем" выражении, она может выступать и как своеобразная типология деятельности личности.

В социально-философском плане и на уровне общей социологической теории, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную, теоретическую и практическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью окружающего мира. Еще одна классификация деятельности может быть рассмотрена в связи с отношением личности к объективному ходу исторического процесса, при этом выделяются прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная деятельность. Критерий получения нового результата является основанием для выделения творческой или воспроизводящей (репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также инновационной и рутинной.

С другой стороны, есть структуры деятельности, изучаемые, прежде всего на уровне специальных социологических теорий и эмпирических исследований Здесь в первую очередь нужно отметить структуру, основанием которой является дифференциация деятельности по определенным сферам. Это может быть деятельность экономическая, политическая, социальная, а также производственно-трудовая, бытовая, образовательная.

Вариантов структурирования деятельности личности имеется множество. Оно детерминировано богатством жизнедеятельности человека. Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее образ жизни. Представляется, что в процессе социологического исследования личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между ее внутренним миром, состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности.

личность индивид межличностный


2. Теория личности

Теория - это механизм, посредством которого разрозненные результаты эмпирических исследований, часто воспринимаемые вне связи друг с другом и используемые и различных контекстах, образуют единую систему.

Теории обращают внимание на конкретные проблемы, которые нелегко заметить при неглубоком подходе к явлениям, но которые могут служить основой объяснения и интерпретации этих явлении.

Теория обладает большим значением в практической деятельности, придаст ей большую эффективность. Теория - это носитель знаний, рассуждений и система определенных выводов, что крайне необходимо в жизни личности и общества.

Нередко различают историю теории и методически разработанную теорию. Первая выявляет самостоятельную мысль об обществе, принадлежащую отдельным лицам (Гоббс, Кант), школам или периодам. Вторая, как правило, представляет собой современное направление мысли об обществе. Многие мыслители, которых нередко принимали за историков мысли, имея в виду значение их творчества, на самом деле были по-настоящему оригинальными учеными, как по своему стремлению, так и по образу мыслей. К тому же, многое в современной мысли, называемое теорией, недостаточно методически приработано для общественной науки; зачастую они свидятся к общим рассуждениям, подходам и пропаганде идеологических предпочтений. В конечном счете, многие направления, уходящие корнями в историю мысли, уцелели в качестве составных частей современных теорий, которые и являются их последователями. Поэтому можно сказать, чти "история" и "теория" в социологии растворяются друг в друге,

Что касается социологической теории, то это не результат простого пополнения знаний, т.е. замены старого знания новым в свете более действительного или точного знания. Скорее, это результат многогранного прироста знаний, усложнения и обогащения более или менее оформившихся направлений теоретического анализа личности и общества

Личность представляет собой как бы соединение гражданских, политических, профессиональных и иных качеств. От того, какими высшими социальными потребностями обладает человек, зависит то, как он организует процесс собственной жизни и как это сочетается с интересами и жизнью общества. Такая проблема взаимовлияния социальных условий (связей, социальных и властных институтов, социальных общностей) и деятельности человека является центральной проблемой социологии. Попыткой решения проблемы стадо формирование различных социальных концепций (теорий) личности (со второй половины XX века): теория зеркального Я Ч. Кули, ролевая теория Р. Липтона, Т. Парсонса, статусная теория, бихевиориальная (поведенческая) теория Дж. Уотсона, психобиологическая теория 3. Фрейда, теория референтной группы, теория установок и др.

Для всех этих теорий характерно то, что все они признают человеческую личность специфическим образованием, совокупностью качеств, непосредственно выводимых из социальных факторов (соотношение биологического и социального в человеке).

В моей работе будут рассмотрены 3 социологические теории личности: ролевая, статусная и поведенческая.

Ролевая теория личности

В научной литературе утвердилось мнение, что специальной социологической теорией личности является ролевая концепция личности. Понятие " социальная роль " было выработано в начале XX века в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, позднее - Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и других. В нашей стране ролевая концепция разрабатывалась И. Коном и В.А. Яловым. Широко используется указанное понятие в концепциях, которые отождествляют жизненные ситуации с игрой, а деятельность человека сводят к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных жизненных ситуациях. Хорошо описываются данными понятиями факты приспособления человека к определенным условиям.

Исследуя поведение человека, последователи ролевой теории широко используют ситуацию актера и роли или двух актеров. При этом часто ссылаются на слова пьесы Шекспира " Как вам это нравится ":

Весь мир - театр