С чего начинаются романы? Написание первого романа. Как избежать простых ошибок

Мне всегда радостно видеть своего собрата-человека, задумавшегося о чем-то важном и высоком. В данном случае поводом для радости послужила журналистка «Эха Москвы» Карина Орлова, застуканная мною в позе мыслителя и задавшаяся вопросом о природе русского патриотизма

Наука для извозчика

Патриотизм - предмет крупный: в хорошенькую головку он никак не помещался. Журналистка сердилась (орфография и пунктуация сохранены).

«Каждый год в мае случается День Победы, в мае же отдыхающие и живущие за границей россияне участвуют в кастингах для сериала «Ходячие мертвецы», а раз в четыре или шесть лет вдобавок инаугурируют Путина. 2018-й выдался настоящим високосным годом в плане патриотизма - случились все три скрепоносных события. Ну вот я и задумалась. А откуда, собственно, патриотизм взялся и почему в России патриотизм такой особенный, ни на что не похожий?»

Хочу поздравить сограждан с крупным достижением - наши усилия по организации «Бессмертного полка» в течение нескольких лет не прошли даром. Они послужили причиной начала серьезной умственной работы в голове журналистки Орловой. Каких-то несколько лет - и она задумалась о патриотизме.

Посмотрим же, в чем она видит его особенности.

«Начнем с того, что только русские используют в английском языке слово motherland (земля-мать, или земля матери) для обозначения слова «родина». Для американцев, как и для британцев, родина - это homeland, «земля дома» дословно. Все другие иностранцы, говорящие на английском языке, тоже используют слово homeland».

Действительно интересно. Журналистка живет в Америке - и должна отлично знать нюансы английского языка. А также связанные с этими нюансами особенности национальных психологий.

На самом деле, слово «motherland» в английском вполне употребляется и даже становится названием для сериалов. А слово «homeland» появилось в американском английском относительно недавно - с целью заменить «fatherland», которое приобрело негативные коннотации после немецкого «фатерлянд» времен Второй Мировой. И слово это означает «страна происхождения». Не более. Чтобы это слово начало обозначать народ, культуру и Родину - его надо написать с большой буквы.

В принципе, знание этого факта для корреспондента в Вашингтоне отнюдь не лишнее, поскольку более точно обрисовывает культуру страны пребывания. Но это, конечно, наука не для барыни, а для извозчика.

Верминофобия

«Совершенно правильная концепция: там где дом, там и родина. Вот допустим, если человек уехал из России в США в длительную командировку, на год или три, то для него, конечно, временным местом жительства будет США, но дом все равно остается в России. А если человек приехал из другой страны давно, годы назад, живет в США по грин карте или американскому паспорту и возвращаться не собирается, только если родственников навестить. Для него где родина? Очевидно, для не зараженного патриотизмом homeland в данном случае будет США, то есть там где дом. То есть, где планы и мечты, карьера, семья, друзья. Или просто где чувствуешь себя дома, что бы это ни значило. Но нет, представьте себе, русские, в том числе представители подавленного просвещенного меньшинства, все равно описывают Россию словом motherland. Так что же это за феномен такой?»

Сложно журналистке Орловой. Как это - гринкарта США, а motherland - все равно Россия? Все более глубоко приходится ей закапываться в научные трактаты:

«Научного объяснения феномена любви к родине и стремления в нее во что бы то ни стало возвратиться нет. Ну нет в мозгу человека такого химического вещества, которое бы объясняло любовь к месту рождения просто потому, что это место рождения. И тем более, если это место рождения ничего хорошего не принесло».


В конце концов, журналистка, отчаявшись как-то обосновать российский патриотизм, решает, что это вирус такой:

«Россияне, включая представителей подавленного просвещенного меньшинства, не рождаются с лишней патриотической хромосомой в голове. Напротив, их воспитывают так, что родина для них - это мать-земля. Где бы ты ни был, сын отечества - уехал ли ты наемником убивать повстанцев в Сирии, расстреливаешь ли украинцев на Донбассе, или мирно строишь карьеру и растишь двоих детишек в Сан-Диего, воплощая американскую мечту, есть далекая страна Россия, которой ты обязан по рождению. Родила тебя не только мать, но и Россия-матушка. И хотя с хромосомой патриотизма не рождаются, но подсадить одноименный вирус человеку можно».

Надо спасать журналистку Орлову. Потому что верминофобия (боязнь вирусов) - штука малоприятная, опасная и не эстетичная: отказ от социальных контактов, отказ от пищи, анорексия, злоупотребление антибиотиками… В случае с боязнью вируса русского патриотизма это может привести к проблемам самоидентификации, комплексу неполноценности, мании величия и русофобии.

Проблема с самооценкой

Итак, что же такое для нас Родина? Чего не видит журналистка Орлова? Собственно, ответ заключается в двух фразах самой гражданки Орловой:

«Родила тебя не только мать, но и Россия-матушка. Это место рождения ничего хорошего не принесло».

Журналистка, конечно, иронизирует, когда говорит, что «родила тебя не только мать, но и Россия-матушка». Для нее это утверждение абсурдно. Но это по той же причине, по какой у нас история слова «homeland» осталась за пределами внимания. По причине ясности ума. Ведь именно это качество Карина наиболее ценит в себе.

На самом деле, Родина действительно «рождает» человека. Но не в прямом смысле.

Дело в том, что человек - существо социальное. И, чтобы стать человеком, ему нужны другие люди. Ему нужны эмоциональные и социальные связи. Человек должен отличать добро от зла. Ему необходимы образование и мировоззрение. И получает все это человек из культуры.

Культура создается народом в течение всего периода исторического бытия, слой за слоем. И мы делаемся людьми - теми, кто мы есть, - в результате этого многовекового труда. Проделанного до нас, а затем и вместе с нами.

То есть мама рожает нас физически. Духовно же нас рождает именно Родина. Это она дает нам Добрыню Никитича и Илью Муромца, Василису Прекрасную и Сергея Королева . Змея Горыныча и Кощея, Сергия Радонежского и Юрия Гагарина , Луку Войно-Ясенецкого и Иосифа Сталина . Это она дает нам первую учительницу, первого товарища, первый разбитый нос и первую любовь. То, без чего невозможно стать человеком. То, без чего невозможно стать полноценным. То, без чего невозможно научиться отличать добро от зла.

Чувство благодарности за самих себя, связывающее нас с Родиной, очень близко к тому, что нас связывает с матерью.

И когда журналистка Орлова говорит: «Родила тебя не только мать, но и Россия-матушка. Это место рождения ничего хорошего не принесло», - тебе становится ее жалко. Потому что ты понимаешь, что тут проблема с самооценкой.

Кто-то объяснил журналистке Орловой, что она - плохая и негодная девочка, потому что ее, мол, плохо родили. И Карина теперь из кожи вон лезет, чтобы смыть с себя клеймо «made in Mother Russia», поскорее выписаться из стигматизированной группы и смыть с себя чувство вины.

Но ведь всего этого маловато будет. Тут надо еще, чтобы тебя в другую группу приняли. Вот тебе и приходится делать все, как они: говорить, думать, небрежно относиться к группе, которую хочешь покинуть, к Родине. И даже еще небрежнее.

Это может быть особенно обидно в том случае, если причина - не в группе и не в принадлежности к ней, а в самом тебе. Например, когда ты как старую Родину не знала, так и новую - не узнаешь. Как в случае со словом «homeland», не влезающем в хорошенькую головку.

Условия по умолчанию: роман, фэнтези, 600-900 тыс. знаков с пробелами.
Писательский опыт: отсутствует.
И далее по пунктам.

1. Тренировка.

Советую абсолютно всем. Каюсь, сам я начал писать без подготовки. Однажды пришел домой из института, сел за компьютер и начал печатать. В результате, первые пятьдесят страниц получились не только ширпотребом, но еще и плагиатом. Потом, с течением времени, стало получаться лучше, но неприятный осадок в виде двухсот пятидесяти тысяч знаков остался. Во многом, этого можно избежать.
Способ простой. Садитесь и печатаете. Только не роман, а что-угодно общим весом в 1-2 а. л. Конечно, лучше это была бы какая-нибудь законченная история - рассказ, но если я так скажу, в меня сразу полетят камни. Ведь написать рассказ - это так же сложно, как и роман, а то и вовсе сложнее! Потому, пусть это будет просто какой-нибудь отрывок. Что-нибудь из того, что вы планируете использовать в своей книге или придуманная вами «другая» концовка какого-нибудь известного произведения популярного автора. Неважно, главное - пробовать себя там, где ничего испортить не получится.
Написали? Теперь отложите в сторону и переждите неделю-полторы. По истечению срока снова возьмите в руки и тут же отредактируйте. Затем, переждите еще день-два. Когда все это будет сделано, попробуйте прочитать то, что получится, как чье-то чужое, ничего не исправляя. Сводит зубы? Ничего, так и должно быть. По исполнению всех процедур отправьте ваш труд в корзину. Свою функцию он выполнил. Много времени вам эта тренировка не сэкономит, но польза будет. По крайней мере, «мозговой зуд» должен немного поутихнуть.

2. Сюжет и план.

Должен быть прописан от и до, во всех подробностях еще до того, как вы как вы приступите к тексту романа. Разумеется, по ходу написания он будет и должен меняться, иногда даже кардинально, но первый вариант должен быть готов, до того, как вы возьметесь за текст. В нашем случае, понятно, такое совершенно невозможно. «Зуд» хоть и поутих, но все еще неимоверно силен. Тем не менее, сюжет просто необходим. Юным начинающим графоманам можно воспользоваться облегченным вариантом.

а.) Сюжет и главная идея первого романа - это почти всегда Главный Герой. Он говорит от первого лица и на 95 процентов обладает характером автора. Поскольку речь идет о фэнтези Г. Г. почти всегда зовут Марти-Сью или Мэри-Сью, ну или как-то очень похоже. Описания этих достойных личностей присутствуют в избытке, потому не будем на этом останавливаться. Главное, что хочется сказать - в их присутствии в первом романе автора нет абсолютно ничего криминального. С них начинают если не все, то почти все. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже, но проходит через это каждый. На мой взгляд, это что-то вроде посвящения в писатели: Главный Герой плюс Классический Набор Штампов. Стремиться к этому глупо, но и бояться не надо. Массовый читатель такие книги обожает. Напишете хорошо - издадут, несмотря на штампы.

б.) С идеей все ясно. Теперь, план. Как уже говорилось выше, подробный качественный план и автор-новичок - вещи по своей сути несовместимые. Делаем следующее. Берем блокнот (не очень большой, чтобы поместился в карман, и на проволоке, чтобы было легко вырывать страницы), ручку и начинаем придумывать. Начало и конец - это необходимый минимум. Откуда герой начинает свой путь (деревня, тюрьма, плен, бега, королевский дворец, амнезия, путешествия из мира в мир и т. д.) и где он его должен закончить (трон, власть, свадьба, победа над Злом или все предыдущее вместе). Этого хватит, чтобы начать. Середина - в дебютном романе почти всегда закономерный путь от первого к второму. Более старательным и терпеливым советую так же придумать начало и конец для каждой из сюжетных линий романа. Конечно, если их у вас больше, чем одна. Можно еще прописать основных персонажей, но это уже для сильных духом. Скорее всего, к тому, что подробный план необходим, вы придете уже по ходу написания первой книги.

в.) Если ваши герои путешествуют - рисуйте карту. Хотя б для самого себя. Но лучше все же отнестись к этому моменту серьезно. Посчитайте (примерно) расстояния, определитесь с полушарием (се-верное или южное) и с климатическим поясом. Ну и конечно, не забывайте о логике. Столицы торговых государств редко располагаются в центре безлюдных пустынь. Если ваш рисунок (=схема) карты ГлавРеду понравится, художник приведет карту в приемлемый вид.

Готовьтесь к тому, что первую половину книги ваши гениальные мысли на бумаге будут смотреться, как бред. Улучшит дела совокупность двух переменных: опыта и времени. Именно совокупность. Лично у меня сложилось мнение, что качества от текста в первой книге можно добиться двумя способами: долго (год или больше) писать один роман, переписав в последствии начало, или быстро (за то же время) написать два и первый из двух выкинуть.
Но опять же, ущерб можно свести к минимуму. Чем меньше у вас будет ошибок в первом варианте текста, тем меньше их останется в итоге. Ниже, несколько моих замечаний, из тех, что бросаются в глаза.

а.) Формат. Абзац. Отступ - любой. Один из элементов историй о злых редакторах. Если вы весь текст отбиваете отступы табуляцией или пробелами, то лишних симпатий вам это не добавит, потому что редактору придется все это потом исправлять. Новый абзац нужно начинать нажатием клавиши Ввод.

б.) В зависимости от количества сюжетных линий (от скольких лиц ведется повествование) и количества Частей в романе набирайте текст не в одном файле, а в нескольких. Это сделает процесс существенно удобнее. По окончании набора эти файлы легко будет скомпоновать.

в.) Длинные предложения. Сами по себе не есть Зло. Плохо когда в длинном предложении только одна грамматическая основа, а все остальное: дополнения, определения, обстоятельства, причастия. От таких конструкций лучше всего избавляться сразу после того, как вы такое предложение написали, иначе эту работу потом придется делать редактору. Это не только улучшит текст, но и НАМНОГО повысит ваш собственный уровень. На самом деле, твердое намерение избавляться от таких вот языковых эксцессов - это один из первых и наиболее важных шагов к тому, чтобы чему-нибудь научиться.

г.) Однокоренные слова. Старайтесь, чтобы внутри абзаца повторов не было. Опять же, повышает ваш уровень. Не забывайте, что текстовый редактор знает немало синонимов.

д.) Прилагательные. Два прилагательных подряд - нормально. Три - много.

е.) Причастия. Для простоты поделим на два вида. Невредные: избитый, заспанный и т. д. И ужасные: действующий, предполагающий, думающий и т. д. Первые, по сути, те же прилагательные и относиться к ним нужно, как к прилагательным. Вторые выбрасывать нещадно.

з.) Был, была, было, были. На мой взгляд, ничего страшного нет. Безусловно, в одном предложении употреблять дважды нельзя. В двух подряд - тоже не желательно. Через предложение - сколько угодно. Чтобы в этом увериться возьмите книгу любого маститого автора, активно использующего про-шедшее время (почти каждый), и посчитайте там количество этих «былин». Любой повтор - это не очень хорошо, но до сумасшествия доходить не надо.

и.) Орфография. Воспользуйтесь помощью машины! Подчеркнуто красным - ошибка!

к.) Абзацы. Делите большие абзацы на несколько частей. Издательства не редко используют крупный шрифт и огромные поля. То, что у вас в Word занимает несколько сантиметров, на бумаге может вы-литься в целую страницу. Большие массивы сплошного текста разделяйте диалогами. Пусть даже это будет всего пара строчек с минимумом смысла, но психологически для читателя - большая разгрузка.

л.) Двоеточия, тире, запятые. Word тут, к сожалению, не помощник. Ничего, кроме учебника русского языка посоветовать не получится. Можно заметить только то, что правила относительно тире и двоеточий в русском языке одни из самых гибких. По большому счету, если вы можете самому себе объяснить логически постановку знака - ставьте. Редактор в большинстве случаев против не будет.

м.) Зато, редактор будет строго против наличия скобок. Максимум, что вы можете себе позволить: два-три раза за весь текст, причем внутри скобок не больше четырех-пяти слов.

н.) Если без мата можно обойтись, воспользуйтесь этой возможностью. Редактор этому обрадуется.

4. Правка.

Для того, кто пишет первую книгу - это элемент, возможно, даже более важен, чем сам процесс написания. Первая правка - сразу после написания романа. Желательно два или три раза. Вторая прав-ка - еще через две-четыре недели. Для обладающих СИЛОЙ ВОЛИ - третья еще через месяц.
Что править:

а.) Последовательно по буквам предыдущего пункта.

б.) Логика персонажей. По очереди, ставьте себя на место каждого из героев и думайте, как бы вы по-ступили в такой ситуации. Не забывая, что персонаж умен настолько, насколько умен автор. Скидки на состояние аффекта (он забыл об этом, потому что был взволнован) не принимаются, если вы как следует этого не объяснили. Противоречия рода: один умный, а все остальные тупицы, заметны в первую очередь.

в.) Сопоставьте цифры. Даты, километры, килограммы, количество населения, цены. Вообще, любое противоречие в тексте, пусть даже самое незначительное (в первой главе тарелка супа стоит три монеты, а в десятой обет на несколько человек – всего две), бьет по вашему престижу с полного размаха.

г.) Пафос, красивости, описания, не несущие сюжетной нагрузки эпизоды. Все это бывает нужно и есть почти в каждой книге, но в том, что 700 тысяч без излишеств обрадуют ГлавРеда больше, чем 900 тысяч, залитые водой, можете не сомневаться. Да и сама книга почти наверняка от этого только выиграет.

д.) Курсив и выделение в промышленных масштабах редакторы не любят совершенно точно.

е.) Замена короткого тире на длинное тоже в вашу пользу. Правка. Заменить. Специальный. Короткое тире. Длинное тире.

ж.) Не перегружайте текст сносками. Многие к этому относятся отрицательно. Лучше уж составьте глоссарий. Особенно трудолюбивые могут предложить два варианта текста. Без сносок, но с глоссарием и наоборот.

з.) По возможности, ограничьте количество многоточий и БОЛЬШИХ БУКВ. Пусть они будут редки, но в самое яблочко.

5. Аннотация.

Лучше отправить вместе с текстом сразу несколько вариантов аннотации. И быть готовым, что ни один из них вы на обложке не увидите.

6. Отправка в издательство.

Здесь без подробностей. Эту информацию найти несложно. Мягко намекну, что отправка текста в крупное и известное издательство может избавить вас от огромного перечня проблем.

Все основано исключительно на личных наблюдениях. Надеюсь, кому-нибудь поможет. Только порошу учесть, что это не пособие «Как написать хорошую книгу», а памятка «Как избежать простых ошибок в первом романе».
С течением времени, появятся и собственный стиль и собственная оценка – как и что нужно де-лать, чтобы получилось КРУТО.
А может и не появятся.
Впрочем, прежде всего, советую научиться ставить только максимальные цели.

Вас всегда влекло печатное слово, завораживал шелест книжных страниц, а кроме того , не давала покоя убежденность , что вам есть о чем поведать человечеству? Значит, вопрос, как научиться писать книги, для вас актуален. Давайте попробуем выведать секреты профессиональных писателей. Как им удалось подняться на вершину волны успеха?

Первые действия

Как написать книгу, с чего начать, план - нужен ли он или необходимо лишь дождаться вдохновения, а там мысль сама отправится в свободный полет? Прислушаемся к советам писателей, а они утверждают, что без плана и детальной проработки структуры будущей книги - никуда.

Первое, что должно непременно быть в голове у создателя будущего шедевра, - идея. Где взять идею? Для этого нужно:

  • интересоваться всеми событиями, которые происходят вокруг;
  • постоянно чему-то учиться, что-то осваивать новое;
  • почаще менять работу, найти себе много интересных занятий кроме нее , а также обязательно встречаться с новыми людьми.

Последний пункт стал очень важен, в частности, для нашего классика Ивана Бунина. Он перепробовал множество специальностей и исколесил всю Россию. Итогом стал колоссальный жизненный опыт, дававший ему все новые и новые сюжеты. Там же он знакомился с будущими персонажами своих произведений: ничего не выдумывал, просто брал их из жизни. Может быть, стоит взять на вооружение замечательный прием ?

А если вы чувствуете, что книги пока писать рано и хотите начать с небольших текстов, то может вас заинтересует пошаговая инструкция ?

Инструкция

Как написать книгу: пошаговая инструкция, идеально подходящая для всех, пока еще не разработана, но можно воспользоваться такими рекомендациями успешно практикующих писателей:

  • придумайте идею, которая будет интересна не только вам;
  • подумайте, чем закончится ваша история, какой она несет смысл (чему учит, о чем заставляет задуматься) для читателя;
  • проработайте план от введения до эпилога;
  • определите пути, которыми будете распространять книгу;
  • еще раз мысленно очертите круг своей аудитории, чтобы понять, как «изготовить» книгу, направленную на удовлетворение ее потребностей.

Первый шаг сделан - начало положено. Пойдем дальше.

Как заставить себя начать работу?

Как начать писать книгу - самый сложный вопрос. Страх белого листа характерен для многих начинающих авторов.

Для того чтобы дело пошло, следует организовать себе отдельное рабочее место. Может быть, это будет стол со стационарным компьютером, может быть, любимый уголок дивана, когда ноутбук лежит на коленях, а рядом стоит чашечка кофе.

Сколько писать по времени

Необходимо установить для себя четкие обязательства: каждый день писать какое-то количество страниц. Естественно, усредненной нормы не существует: она у каждого своя. Как быстро можно написать книгу? Например, реально ли это сделать за 30 дней? Разумеется, вполне реально. Все зависит от объема вашего будущего произведения. Короткий рассказ несложно создать и за пару дней , если в голове созрел сюжет. А на полноценный роман может уйти и два, и три месяца, и полгода.

Чтобы выяснить, сколько времени займет написание рассказа, попробуйте сделать простой расчет : если установите себе норму страница в день, то по истечении 10 дней из-под вашего пера выйдет 10-страничный опус. Но добавьте время на вычитку, корректуру, еще одну вычитку на «свежую голову». Дней 12 понадобится.

Польза для читателя

Какой вопрос должен решить для себя читатель после прочтения? Собственно говоря, он должен найти итог интриги, с которой все начиналось. Та цель, которая стояла во введении, должна быть достигнута. Если читатель останется в недоумении: зачем автор все это затевалесли не сумел сделать логичный вывод, решить какую-то проблему, то считайте - вы не выполнили работу. Например, прекрасная принцесса в начале книги должна была, судя по завязке, найти потрясающего принца, но она как-то отвлекалась от процесса, занялась другими делами, стала строить карьеру… Принц же , мелькнувший в первых главах романа, исчез в непонятном направлении. Читатель не увидел развития сюжетной линии и не понял глубокого замысла автора.

Если вы пишете пособие по какой-то проблеме, оно должно быть конкретным. Спрашиваете у читателя, желает ли он разбогатеть? Значит, в книге должны быть перечислены все 133 возможных способа, как этого добиться, с примерами.

В общем, ставим задачу - и решаем ее .

Корректура и редактура

Мало иметь отличную идею и уметь излагать свои мысли понятным для аудитории языком. Если вы хотите выпустить в свет рассказ, роман или любое другое произведение, обязательно нужно придать ему «лоск», то есть сделать его грамотно написанным и хорошо оформленным.

Грамотность у вас не очень? Не расстраивайтесь, это препятствие легко преодолимо: используйте для проверки всеми любимый word. Стиль тоже стоит проверить. Для этого разработана программа Главред. Впервые познакомившись с ней, вы можете решить, что разработчики позаимствовали название у слова «вред»: уж очень въедливой может показаться она на первый взгляд ! Но затем вы поймете : программа замечательная, она позволяет найти значительные стилистические погрешности и подскажет способы исправления ошибок.

Обложка

Помните ли пословицу: «По одежке встречают…?». Ее в полной мере можно отнести к книгам. Обложка вашей книги должна если не потрясать до глубины души, то хотя бы цеплять воображение. Любая пошаговая инструкция по изданию книжки включает пункт об обложке.

Рассмотрите какой-нибудь образец книги - из тех, что выходят в лидеры продаж. Какие интересные обложки! Настоящий синтез искусства и коммерции, по выражению одного из издателей. В обложке используем:

  • фотографии (особенно интересны старые архивные с оригинальными дополнениями в виде рисунков и графики);
  • коллажи;
  • абстракцию;
  • комбинацию из разных шрифтов.

Пусть обложка чуть-чуть выходит за грани привычного: все, что заставляет воображение работать, становится популярным.

Что необходимо, чтобы научиться писать книги?

Хороший писатель обладает:

  • знаниями в разных областях жизни (поэтому придется постоянно учиться и обретать новый опыт);
  • знанием психологии;
  • образным мышлением.

Он умеет думать неординарно, фантазировать, размышлять, делать выводы из прочитанного и сказанного. А еще он хорошо ориентируется в потребностях своих современников и выдает именно тот продукт, который пользуется спросом.

Пишем и зарабатываем

Как написать книгу и заработать на этом? Классики прошлых веков об этом не задумывались: писали себе спокойно то, к чему лежала душа, ведь по большей части в средствах они не нуждались. Журналист-критик Вяземский, поэт Батюшков позволяли себе роскошь издаваться для собственного удовольствия. Мы же хотим написать так, чтобы заработать деньги. Руководство или пособие по написанию книг, каких много в интернете, советуют начинающим:

  • выбрать жанр;
  • создать свой стиль, с «изюминкой»;
  • структурировать произведение;
  • заманивать читателя интригой: в обложке, в аннотации , во введении.

Индивидуальный стиль поможет выделиться на книжном рынке. Хорошо продуманная структура - быстро найти то, что интересует читателя. Грамотно завязанная интрига - и вовсе половина дела.

Очень важный момент: пишите о том, что волнует людей. Какие это темы? Ваше творчество может разыграться на просторах:

  • романа о любви (вечная «женская» тема, беспроигрышная);
  • сказок для детей (родители и бабушки-дедушки всегда в поиске новых историй);
  • книги о своей жизни (если, конечно, жизнь такая, что есть о чем рассказать);
  • различных пособий (как заработать, как научиться вышивать крестиком, как научиться «читать» язык жестов, как открыть в себе способности певца).

Итак, актуальная тема, захватывающий сюжет, оригинальная обложка. Перемешаем, поперчим интригой - блюдо готово! Заработать можно разные суммы: кто-то начинает с нескольких тысяч рублей. Кто сразу зарабатывает десятки и сотни тысяч. Многое зависит от установленного процента за продажу: это может быть 10, 12, 16%.

Но ведь книгу надо еще издать. Об этом чуть позже, а пока рассмотрим инструменты писателя.

Что нынче вместо гусиного пера?

Самым удобным для писателя «орудием труда» является, наверное, стационарный компьютер. Он дисциплинирует: усевшись за стол, чувствуешь себя, как в рабочем кабинете . На компьютере больше возможностей установить разные специальные программы.

Некоторым больше нравится ноутбук: он всегда с собой, можно сразу записывать все мысли, которые приходят в голову. На ноутбуке удобно работать тем, кто любит мобильность.

Существуют программы, которые позволяют создавать тексты online, проверять ошибки и автоматически сохранять информацию. Многие сервисы позволяют это делать бесплатно.

Популярные программы в помощь писателю

Многие уверяют, что лучше всего писать в ворде , пользуясь знакомыми и привычными функциями. Этот вопрос решается индивидуально: кому как удобнее. Ведь сегодня появилось много сервисов, «заточенных» специально под писателей, критиков, журналистов. Начать карьеру писателя можно с помощью программ:

  • Liguid Story Binder;
  • Scrivener;
  • Hemingway;
  • Блокнот.

Первая проверяет грамотность, резервирует копию текста, позволяет создавать шаблоны сюжетных зарисовок.

Вторая дает возможность создавать много проектов, все сохраняет автоматически.

Третья дает возможность выявить и устранить сложные для восприятия конструкции. Только учтите, что некоторые сервисы - англоязычные, для русских текстов не подходят.

Новичок легко разберется также с Главредом (стиль, тавтология), с Адвего (проверяет грамотность, водность, заспамленность ). А можно просто работать в программе Блокнот - функций минимум, зато открывается быстро и на любом носителе.

Сайты, где пишут книги

Создать собственную книгу можно онлайн на специализированном сайте. Это, например, YaPishu.net . Здесь авторы работают абсолютно бесплатно , без регистрации. Сайт booqla.com/ru дает возможность каждому желающему написать и напечатать книгу любого формата, прорекламировать собственные произведения. Он содержит интересные функции для тайпсеттинга - то есть создания художественных творений в стиле японских комиксов, когда речь героя помещается в облачко. Очень выразительный прием : картинки и немного текста.

Выложить свое нетленное произведение (хоть огромный том, хоть маленькую статью) можно на proza.ru .

Как писатели пишут книги

Вряд ли кто-то сумеет разработать подробную и полную инструкцию о написании книг по всем темам и во всех жанрах.

Но есть ряд советов:

  1. Пишите хоть по чуть-чуть, но каждый день.
  2. Следите за раскрытием темы.
  3. Пользуйтесь техническими новинками, позволяющими оптимизировать процесс, вроде приведенных выше программ.

От какого лица лучше писать? Зависит от того, что именно вы сочиняете. Если научный трактат, то, конечно, от третьего лица. Если томный любовный роман или захватывающий детектив - то тоже от третьего. Если какая-нибудь поучительная история - от первого лица. Если пособие - то лучше от первого, с прибавлением живого общения с читателем.

Впрочем, эти советы условны. Вы можете сделать по-своему.

Аннотация

Издательства обычно требуют от автора аннотацию. И не зря: если перед началом повествования размещена краткая статья с пояснением, о чем книга, читателю легче сориентироваться и решить, следует ли ее покупать. Но в аннотации не должен писаться весь сюжет: лишь то, что может заинтересовать читателя и вызвать у него желание узнать, а что же дальше?

Ненавязчиво помогите потенциальному читателю купить книжку. Дайте «наводку»: что будет, если он прочтет ее ? Как это изменит его жизнь?

Как издать

После того, как книга будет готова, обязательно возникнет вопрос: как ее издать? Здесь могут быть 2 варианта:

  1. Обратиться в издательство.
  2. Взять все на себя.

В первом случае за вас все сделают, но денег уйдет много. Возможно, вложения в итоге не окупятся.

Во втором - получится намного дешевле. Кроме того, у вас останется исключительное право на установление цены, на продажу, на рекламу вашего произведения.

Предварительно необходимо воспользоваться услугами:

  • дизайнера (для оформления обложки, текста);
  • корректора (для проверки стиля и грамотности);
  • редактора (для приведения текста в наиболее удобный для читателя вид).

ВАЖНО: Для самостоятельного издания зарегистрируйтесь на правительственном сайте, чтобы получить авторские права.

Чтобы ваша книжка стала доступной для книжных магазинов и появилась в их базе новинок, получите 13-ти значный код ISBN. Можно создать собственный сайт, связать его с книжным магазином Amazon и вести продажу книг через эту торговую точку. Разумеется, книга будет в электронном варианте.

Вообще, электронная книга обойдется вам намного дешевле, хотя и не принесет такой прибыли, как бумажная. Вы можете опубликовать свои творения (кстати, совершенно бесплатно) на Kindle Direct Publishing : авторам выгодно сотрудничать с этим сервисом, так как у них остается большая часть прибыли.

Виды и жанры. Что будем писать?

Если вас увлекают любовные истории, предлагаем вам, не мудрствуя лукаво, писать о любви. Как? Позвольте своей фантазии разыграться: пишите о том, чего почти не бывает в жизни, но о чем упорно мечтают женщины. Это:

Впрочем, возможно, у вас будет совсем другая история: немного веселая , немного грустная, но жизненная, основанная на вашем личном опыте. Настоящая!

Напишите книгу о своей жизни или о жизни собственного ребенка . Если вам есть, что поведать миру, если ваша жизнь всегда кипит и полна неординарных событий, стоит рассказать о ней - возможно, в форме дневника или повести.

Написание фэнтези или детективов - отдельные темы. Любите фантазировать? Сегодня жанр фэнтези в большой моде. Это довольно свободный жанр, не имеющий строгих канонов. Главное, чтобы читателю было интересно следить за перипетиями событий в воображаемом мире.

Детективы хорошо удаются человеку с отличным логическим мышлением. Мало просто хотеть писать детективы - необходимо обладать определенным складом ума.

Книга для детей может у вас прекрасно получиться, если вы сочиняли сказки для своего малыша. Просто вспомните их и переложите на бумагу (точнее, на экран). Желательно, чтобы рассказы для детей содержали какой-то урок, чему-то обучали, объясняли - в игровой форме.

Ваше произведение может быть также сборником рассказов и повестей - о чем угодно. Всегда популярны житейские, вечные темы, например, о выборе жизненного пути, о взаимоотношениях отцов и детей.

Есть известные авторы, которые прославились , написав одну книгу. Может быть вы будете одним из них?

Дополнительно

В дополнение к вышесказанному можно добавить несколько строк о хороших книжках— «инструкциях», раскрывающих писательские секреты. Можно брать из них примеры, позволяющие научиться правильно писать и расставлять акценты.

Прочтите отличную книжку «Автор, ножницы, бумага» Николая Кононова. Там содержится очевидная на первый взгляд , но порой оставляемая авторами без внимания подсказка: то, что вы хотите рассказать, должно быть интересно людям.

Ознакомьтесь с изданием Ольги Соломатиной «Писать легко». Она раскрывает прием , делающий повествование захватывающим: предмет нужно изучить всесторонне, знать все новости о нем . привести мнение экспертов и подать материал максимально структурировано : картинки, таблицы, списки.

Прочтите Марка Леви «Гениальность на заказ» - о технике быстрого записывания мыслей. Научитесь различать большое в малом после прочтения «пособия» Марины Москвиной «Учись видеть».

Кроме того, постарайтесь «перенять опыт» у коллег по цеху. Вспомните: наверняка вы знаете имена авторов, написавших первую книгу в жизни, которая сразу сделала их известными. Примеры: Харпер Ли «Убить пересмешника», Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Перечитайте эти книги, рассматривая содержание под другим углом зрения, представив себя на месте не читателя, а критика: что позволило этим книгам стать известными на весь мир? Может быть, какие-то приемы вам пригодятся?

Цели ясны, задачи поставлены. За работу, товарищи!

Итак, в общих чертах теперь вы представляете, с чего следует начинать работу по созданию выдающегося литературного труда, которым вы твердо решили счастливить человечество. Приступаем к работе, помня о приемах , облегчающих выполнение поставленной задачи:

  • ни дня без строчки;
  • четкое планирование и структурирование;
  • постоянное перечитывание и корректировка текста;
  • контроль над собственными эмоциями.

Когда вы перечитываете написанное, безжалостно режьте все, что не имеет отношения к делу: всякие красочные описания, различные параллельно пришедшие на ум истории, излишние украшательства.

Режьте на куски сложносочиненные предложения, дабы избежать вот таких конструкций: «Когда загадочной темной ночью на небе внезапно появилась бледная луна, в душу Ивана Петровича, поздно вернувшегося с работы, стали закрадываться страшные подозрения, что его начальник неспроста так долго задерживал сегодня весь коллектив: близилось что-то страшное, наверное, оптимизация, сокращение, если говорить иными словами, и он задрожал от ужаса».

Боритесь с восклицательными и вопросительными знаками: большое их количество создает ощущение, что автор - немного неуравновешенная личность: «Здравствуй, дорогой читатель! Хочешь, я поведаю тебе удивительную историю о том, как я писал книгу? Не уверен , что очень хочешь? Напрасно! История покажется тебе чрезвычайно интересной, если, конечно, ты сможешь дочитать ее до конца».

Убирайте многоточия: разве у вас не хватает слов, чтобы закончить свою мысль? А некоторые читатели могут решить, что мыслей, в общем-то, здесь больше и нет…

И не забывайте о юморе. Малая толика юмора не повредит даже самому серьезному рассказу.

Вы давно знали, о чем хотите написать? А теперь вы знаете, как это сделать. Организуйте рабочее место и начинайте с плана. Работа пошла!

Сегодня мы поговорим с вами о том, что делать для того, чтобы начать писать хорошие тексты, или, хотя бы, начать писать вообще. Существует несколько наиболее важных правил, узнав которые, вы сможете, наконец-то, отбросить все сомнения и начать писать.

1. Как говорит Стивен Кинг в своей книге «Как писать книги»:

Если хотите быть писателем, вам прежде всего нужно делать две вещи: много читать и много писать.

Эту мысль озвучивал не только Кинг, но и другие писатели, такие как Рэй Брэдбери и Джеймс Фрай в своих книгах о писательстве. Но именно у Короля ужасов эта тема занимает довольно большую часть книги.

Конкретно Кинг советует, для начала, писать шесть дней в неделю по одной тысяче слов в день . В дальнейшем, естественно, лучше писать без выходных. А еще лучше - сделать так, чтобы этот выходной не был вам нужен, так как вам не от чего будет отдыхать. Ведь настоящий писатель - это не тот, кто может писать, а тот, кто не может не писать.

2. Второе правило касается того, что стоит читать . Конечно же, лучше читать книги того жанра, в котором вы хотите писать, или же писать в том жанре, книги которого вы читаете. Но важно читать не только хорошие, но и плохие книги. Об этом также говорит в своем произведении Стивен Кинг. Он утверждает, что, читая что-то некачественное, мы сможем понять, как писать не стоит. А это, иногда, еще более важно, чем понимать, как нужно писать. Если вы поймете, каких ошибок стоит избегать - это уже 50 процентов успеха.

3. Рабочее место. Это не обязательно должен быть огромный кабинет с большим деревянным столом посередине. Главное, чтобы это «место» было у вас в голове. То есть, вы должны уметь полностью абстрагироваться от внешнего мира. Пусть это будут два-три часа в сутки, которые вы будете проводить в совершенно другом, созданном вами измерении. Тот же Стивен Кинг дал хороший совет:

Поставьте свой стол в углу комнаты, и постоянно напоминайте себе о том, почему он не посередине.

4. Муза. Бредбери и Кинг. Для многих начинающих и уже практикующих писателей муза является отличной отговоркой. «Нет вдохновения», «Подожду, когда муза придет». Все это - полная чушь. К примеру, Рэй Брэдбери в своей книге «Дзен в написании историй» говорит музе:

Муза - самая боязливая из всех дев. Она вздрагивает, слыша резкий звук, бледнеет, если ты обращаешься к ней с вопросом, и уносится прочь, если ты потревожишь ее одежды.

Стивен Кинг же отзывается о музе немного иначе:

Не ждите прихода муза. Это тупоголовый мужик, не поддающийся творческому трепету. У него не стучащие столы мира спиритов, а обычная работа, как прокладка труб или перегонка тяжелых грузовиков. Ваша работа - довести до его сведения, что вы находитесь там-то и там-то с девяти до полудня или с семи до трех. Если он это будет знать, уверяю вас, он рано или поздно появится, жуя сигару и совершая волшебство.

И хоть видения писателей в чем-то расходятся, однако оба они утверждают, что музу не надо ждать, ее нужно найти и заинтересовывать.

5. Персонажи. Персонажи - это очень значимая составляющая истории, если только не самая важная. Тут вы как раз получите ответ на вопрос: «С чего начинать писать?». Начинать писать нужно с персонажей.

Необходимо создать их образ, описать характер и историю взаимоотношений с другими героями. Также важно описать историю их жизни от рождения и до текущего момента, чтобы понять, как у героя сформировался такой характера, и чем обусловленны его действия.

Джеймс Фрай в своей книге «Как написать гениальный роман» утверждает, что биография главного персонажа должна состоять минимум из 50 страниц А4. Для второстепенных персонажей она может быть немного меньше. После того, как вы опишите эту жизненную историю героя, у вас, безусловно, все равно останется несколько вопросов к нему, ответов на которые вы не знаете. Тогда просто попробуйте представить себе, что вы берете у персонажа интервью. Задайте ему все вопросы, которые вас интересуют. Так как герой - плод вашего воображения, он, несомненно, будет отвечать честно и искренне. Вам нужно будет только внимательно слушать и записывать.

Но создать персонажа - это еще только часть работы. Во время истории он обязательно должен развиваться. К примеру, если ваш герой был трусом - он должен стать храбрецом, если не умел любить - должен влюбиться по уши, если был слабаком - должен стать сильным человеком и так далее. И эти изменения должны сопровождаться соответствующими причинами. Если, скажем, ваш главный герой - трус, и вдруг он узнает, что его отец полицейский был жестоко убит, и существует информация, что убийство совершил его же напарник. но доказательств нет. Тогда, руководствуясь злостью и желанием мести, ваш герой понемногу начнет набираться смелости.

Еще один важный нюанс - читатель должен любить главного героя и сопереживать ему. Чтобы упростить эту задачу, можете приписать вашему персонажу какую-то тяжкую потерю близкого человека, сложное детство и т. д. Если читатель начнет сопереживать герою - это уже первый шаг к тому, чтобы он его полюбил. И, соответственно, какая-то детская травма может стать оправданием жестоких поступков персонажа.

6. Произведение состоит из трех вещей: описание, повествование и диалог.

По сути, литературное произведение состоит из трех вещей: описания, повествования и диалога. Рассмотрим каждое из них более детально:

повествование - это то, что передвигает действие из точки, А в точки В, С и так далее. Тут главное придерживаться структуры, чтобы читателю все было понятно;

описание - это то, что создает чувственно-реальный мир для читателя. Короче говоря это то, что должно заставить вашего читателя чувствовать то, что вы хотите чтобы он чувствовал. Существует такая фраза «Это было так, что я даже описать не могу». Так вот, если вы хотите стать хорошим писателем, то вы должны мочь это описать. Еще и описать красиво. Стивен Кинг говорит, что секрет хорошего описания прост: «Нужно начать с того, чтобы ясно видеть, и закончить тем, чтобы ясно описать»;

диалог - вещь, которая оживляет персонажей, вдыхает в них жизнь. На первый взгляд может показаться, что писать диалоги довольно просто - говорят себе персонажи и говорят. Но например, лично для мене, это самая сложная часть произведения. Ведь именно в диалогах можно показать, какой на самом деле персонаж - глупый или умный, добрый или злой, хитрый или искренний. Для диалогов также будет посвящен отдельный вебинар, так как это очень обширная тема. Самый простой совет - проговаривайте свои диалоги. Тогда вы сможете услышать, звучат они реалистично, или нет.

7. Идея.

Идея - дело довольно спорное. К примеру, Джеймс Фрай утверждает, что без идеи не получиться написать хороший роман. Он всегда задает себе вопрос: «О чем будет моя книга?». К примеру, она может рассказывать о том, что «любовь всегда побеждает», «добро сильнее зла» и т. д. Очень важно не плутать идею с сюжетом. Сюжет рассказывает о том. что будет в произведении, а идея - о том, что автор хочет этим произведением сказать.

Однако Стивен Кинг считает, что наличие идеи абсолютно не обязательно для написания хорошей книги. Писатель думает, что сначала историю нужно написать, а уже потом понять, о чем она говорит, и зачем ей было появляться на свет.

Лично мне больше нравится второй вариант, однако можете выбирать тот, который вам больше по душе.

8. Конфликт.

Джеймс Фрай в своей книге «Как написать гениальный роман» утверждает, что у писателя есть только три золотых правила: Конфликт! Конфликт! Конфликт!

Как описать персонажа мы уже говорили, но как сделать так, чтобы читатель его узнал? Именно для этого и нужен конфликт - столкновение желаний персонажа с противодействием. Противодействия могут появляться откуда угодно - от других персонажей, от сверхъестественных сил, или даже из космоса. Главное, чтобы они были. Ведь именно борьба с противодействием и возникающий в результате конфликт могут пролить свет на сущность персонажа.

Важный момент - противодействие всегда должно быть немного сильнее самого героя. Именно это будет подогревать интерес читателей и создавать интригу.

Существует как внешний , так и внутренний конфликт. Второй возникает в душе героя, когда он не уверен, какое нужно принять решение и т. д.

9. Пишешь, откладываешь, редактируешь, даешь почитать, редактируешь. Идеальный читатель

Это правило уже касается не только того, как правильно писать, но и того, как правильно редактировать. Его в своей книге описывает Стивен Кинг, и я лично сама им пользуюсь, очень помогает. Есть несколько этапов письма-редактирования:

сначала вы какое-то время пишите. Не возвращаетесь назад без особой необходимости, просто записываете ту историю, которую придумали. Главное - делать это систематически. К примеру, как уже говорилось выше, одна тысяча слов в день;

затем, ни кому не показывая свое творение (почему - объясню чуть позже), откладываете его минимум на шесть недель. Именно столько времени вам понадобится для того, чтобы немного забыть детали своей истории, и, после этого, трезво ее оценить;

через шесть недель вы перечитываете свое произведение, взглянув на него свежим взглядом, и редактируете его. Так у вас появляется уже второй черновик истории;

только после этого вы даете почитать кому-то свое произведение. Почему нельзя было сделать этого раньше? Потому что тогда вы не смогли бы трезво мыслить во время первого редактирования. Вы сразу же начали бы учитывать все замечания и претензии, а ваше творение, в то время, еще не было к этому готово. Поэтому давать почитать можно только второй черновик. Важно, чтобы группа ваших «критиков» была не больше 5−6 чеовек;

собрав все рецензии, вы ни в коем случаи не бросаетесь сразу же исправлять все, что посоветовали вам ваши друзья и знакомые. Посмотрите, если трое человек из шести сделали одно и то же замечание - тогда ему действительно следует уделить внимание. Если же кому-то одному не хватило юмора, второму - крови, и т. д. , то это просто дела вкуса каждого. А всем не угодишь.

К чему же мнению прислушиваться в первую очередь? На самом деле, у каждого писателя, или потенциального писателя, есть свой Идеальный Читатель . Именно о его реакциях мы думаем, когда пишем, именно его комментарии мы слышим в голове во время работы. Если вы хорошо подумаете, то обязательно поймете, кто для вас этот ИЧ. И именно к его замечаниям нужно прислушиваться в первую очередь.

10. Что важнее таланта.

Многие талантливые люди часто не достигают успеха, и их, может, не гениальные, но интересные идеи так и не переходят на бумагу. Почему так происходит? Потому что они не уверены в себе, не могут выделить время для писания, или же не уверены в своем успехе, и поэтому не хотят даже пробовать. Именно поэтому, упорство и работа намного важнее таланта. Ведь талантливых людей, на самом деле, довольно много. Мало тех, кто умеет этот талант правильно преподнести.

Вы уже давно хотите написать роман, но не знаете, с чего начать? Начало книги нередко является самой сложной частью работы, однако сделать все правильно крайне важно. Начало романа должно задавать тон всей книге и увлекать читателя, однако в нем не должно быть слишком много новой информации, и сюжет не должен развиваться стремительно. В этой статье мы приводим несколько советов, которые помогут вам написать начало вашего следующего романа.

Шаги

Проработка сюжета

    Найдите источник вдохновения. Практически все романы начинаются с вдохновения. Возможно, вы придумали отличного героя, оригинальное место или необычную проблему, о которой вы хотите рассказать в романе. Какой бы ни была идея, роман можно построить вокруг нее.

    • Пишите о том, что вы уже знаете, или хотя бы о том, о чем вам интересно узнавать новое. Если вы хотите написать роман о России в 17 веке, но ничего не знаете об этом периоде или русской культуре, вам, скорее всего, лучше выбрать другую тему.
    • Подберите место, тему или культуру, с которой вы знакомы. Книги получаются более личными, если автор знает что-то о теме по своему опыту.
  1. Набросайте множество идей. Прежде чем перейти к написанию первой главы, вам нужно будет набросать как можно больше идей. Этот первоначальный этап работы позволит вам увидеть идею романа в целом.

    • В чем суть романа? Вы хотите, чтобы он был развлекательным, или стараетесь рассказать о какой-либо политической или моральной проблеме?
    • Кто ваша целевая аудитория? К кому вы обращаетесь в своей книге?
    • Каким будет жанр? Это будет любовный роман, семейная драма, научная фантастика, криминальный роман, молодежная литература или книга, в которой будут сочетаться элементы разных жанров?
  2. Продумайте героев. Рассказывать все о героях на первых страницах не стоит, однако чтобы лучше понимать действия персонажей, вам нужно продумать их истории. Запишите историю каждого из персонажей. Попробуйте ответить на следующие вопросы:

    • Откуда этот герой?
    • Как его воспитывали?
    • Что он ценит?
    • Что он ненавидит?
    • Как он выглядит? Говорит? Ведет себя?
    • В чем заключается конфликт этого героя? Как он может разрешить эту проблему?
  3. Опишите место действия. Описаний может быть много или мало, но они должны присутствовать в любом случае. Прежде чем приступить к работе, задайте себе следующие вопросы:

    • Где обычно происходит действие в книгах этого жанра?
    • Какое настроение будет задавать место? Как можно добиться нужного эффекта?
    • Реальное ли это место или выдуманное? Это город или сельская местность? Большой ли это город или маленький?
    • Какие города, поселки, дороги и конструкции есть рядом?
    • Нужно ли изучить это место, чтобы узнать о нем больше?
  4. Составьте план. На этом этапе вам нужно будет объединить все наброски, чтобы получилась связная история. Не все идеи, которые у вас будут сразу, попадут в книгу, поэтому сейчас вам нужно понять, что подходит, а что нет, и какой должна быть структура романа.

    • Можно нарисовать схему на доске или большом листе бумаги, а можно сделать это на компьютере. Если будете писать на доске, не забудьте в конце сделать качественную фотографию доски - вы же не хотите, чтобы все ваши труды были случайно уничтожены.
    • Начните с отбора героев. Все герои, которые несколько раз встречаются в книге, должны быть учтены на плане. Напишите их имена и краткие описания. Например, можно указать возраст, пол, важные физические характеристики и роль в романе.
    • Составьте список всех глав и напишите, что в них происходит. Писать слишком подробно не нужно, однако стоит указать ключевые моменты, которые опираются на события предыдущих глав.

    Начало работы над текстом

    1. Определитесь со стилем. Можно начать со сна, разговора или описания места действия либо героев. Иногда романы начинаются сразу с активных действий. Что бы вы ни выбрали, важно, чтобы стиль, тон и акценты в вводной части соответствовали остальному тексту.

      Начните писать. Приступая к написанию первого черновика, помните, что он не должен быть идеальным. Именно поэтому он называется черновиком!

      Введите несколько важных героев. В начале романа следует рассказать читателю, с какими героями ему предстоит познакомиться, и представить их главному герою. Это позволит читателю сразу понять, на что опирается сюжет.

      • Не отдавайте слишком много времени описанию внешности героев. Нескольких фраз будет достаточно для того, чтобы у читателя сложился образ. При этом важно помнить, что читатели привязываются к героям, когда представляют их по-своему. К примеру, если вы скажете, что герой красив, читатель представит его таким, каким в его представлении является красивый человек. Если вы напишете, что у героя острый выступающий подбородок, читатель может посчитать это некрасивым, и ему будет сложнее привыкнуть к герою. Если деталей будет слишком много, читателю не удастся сблизиться с персонажем.
      • Не думайте, что вам нужно будет сразу же подробно описать героев. Оставьте интересную информацию на потом. Дайте столько информации о персонажах, сколько потребуется для развития сюжета. Пусть они будут слегка загадочными.
      • Помните, что описывать всех сразу не нужно, иначе читатель запутается в описаниях.
    2. Заинтересуйте читателя проблемой или дилеммой, которая будет прослеживаться до конца книги. Многие начинающие писатели слишком много времени отдают на описание места действия и героев, что утомляет читателей. Описав место и пару героев, переходите к проблеме, дилемме или намеку на то, что вскоре может возникнуть проблема. Это позволит вам удержать внимание читателя.

      • Намекните на возможное направление развитие сюжета. В начале романа должен быть намек (но не прямое указание) на то, как будет развиваться сюжет и что будет ждать читателя, если он решит прочитать весь роман. Вам нужно будет заинтриговать читателя.
    3. Пишите осмысленно. Вступление должно быть связано с остальным романом, а не просто описывать предысторию и контекст. Пусть вступление будет важным! Каждая глава, включая первую, должна стать элементом головоломки.

      • Если проблема, о которой вы пишете в первой главе, разрешается довольно быстро, придумайте еще одну более сложную проблему. Можно также сделать вступление более таинственным, чтобы читатель не сразу догадался, что будет дальше.

      Частые ошибки

      1. Не выдавайте слишком много информации сразу. В начале романа должно быть описано место и дана та информация, которая вызовет интерес читателя. Не выдавайте всю важную информацию сейчас - вам нужно просто заинтересовать читателей.

        Избегайте клише. Этот совет может показаться очевидным, однако из-за клише во вступлении и в описаниях героев читатели часто бросают книги. Из всех правил есть исключения, однако чаще всего следует:

        Сделайте вступление кратким. Вступление должно быть максимально коротким. По возможности начните описывать конфликт уже на первой странице. Не заставляйте читателя преодолевать 50-100 страниц в поисках интересного.