С чего начинаются романы.

Анастасия Кузьменко перевела статью писательницы Bryn Donovan о том, что происходит на первой странице.

30 способов начать роман

Порой сложно начать историю, даже если вы знаете её основную идею. В этой статье речь пойдёт о первой сцене и первых строках.

Лучшее, что может сделать писатель на первых пяти – десяти страницах – заставить читателей сопереживать главному герою.
Большинство издателей считают, что пролог, который служит предысторией – плохая идея. Из-за него создаётся впечатление, что истории нужно набрать приличный разгон, чтобы начаться. Лучший вариант – вписать предысторию в то, что происходит в истории в данный момент. Создать загадку и окутать тайной прошлые события, и тогда читателям понравится раскрывать, что на самом деле произошло много лет назад.
Даже без пролога, многие авторы начинают историю в первом черновике слишком быстро, с огромной предысторией. Конечно же, вы можете изменить это, когда будете переписывать, но это всё равно останется большим препятствием (проверено на опыте).
Спросите себя, какое событие может вытолкнуть главного героя из рутины и задать ему другое направление. Событие, меняющее всё в жизни героя, называется «побуждающее происшествие».

В своих произведениях я до сих пор заставляю героя своими собственными действиями давать толчок переменам. Это лучше, чем просто давать его реакцию на уже произошедшее событие.
В фильме «Безумный Макс: дорога ярости», Фуриоса меняет всё, решая освободить рабов ужасного диктатора. В фильме «Звёздный воины: пробуждение силы», Финн меняет собственную судьбу и судьбу других людей, из-за мук совести. Он сбегает вместе с заключённым борцом Сопротивления.
Блейк Снайдер в своей книге по сценаристике «Спасите котика», сначала показывает обычную жизнь героя, его проблемы и тему истории, и только потом происходит побуждающее происшествие.

Побуждающее происшествие также можно ввести на первых страницах, или даже в первом предложении. Главное – не тянуть долго до того, как это большое событие всё-таки произойдёт.

Итак, как же всё-таки начать роман? Существует множество статей о том, как этого делать не следует. Что-то вроде «100 способов, как нельзя начинать роман». Чаще всего в таких статьях авторы предупреждают не начинать роман:

  • с пролога,
  • с предыстории,
  • с описания пейзажа или погоды,
  • со слов «меня зовут…» (хотя именно так начинается роман Германа Мелвилля «Моби Дик» – «Зовите меня Измаил», и «Полная иллюминация» Фоера»).
  • со сна (хотя роман Донны Тартт «Щегол», получивший Пулицеровскую премию начинается со слов «Когда я был в Амстердаме, мне впервые за долгое время приснилась мама»,
  • со звонка будильника, с пробуждения.

Все ограничения условны, и могут даже вдохновлять.
Вот 30 вариантов начать роман:

1. Получение письма, посылки. («Тринадцатая сказка» Дианы Сеттерфилд)
Это может оказаться важным, либо просто показать читателю будни героя.
2. Герой в ситуации, которая его расстраивает.
Ситуация также может показать читателю повседневную жизнь героя, и в то же время заставить его сопереживать. Может у героя сломалась машина или умер любимый кот.
3. Главный герой в странной и неловкой ситуации.
Кот «сделал дело» на колени гостю, которого главный герой пытался впечатлить.
4. Обнаружение трупа.
5. Смерть члена семьи.
6. Начало или середина катастрофы («Весь невидимый нам свет» Энтони Дорр).
Это может быть взрыв бомбы, авиакатастрофа, торнадо.
7. Последствия катастрофы («Их глаза видели бога» Зора Нил Хёрстон).
8. Поцелуй.
9. Представление («Заложники» Энн Патчетт).
10. Главный герой в больнице («Инферно» Дэн Браун).
11. Главный герой заявляет, что он в беде («Марсианин» Энди Вейер).
12. Главный герой в беде («Что есть что» Дейв Эггерс).
13. Прибытие самолёта, корабля, поезда («Граф Монте-Кристо» Дюма).
14. Сцена на вечеринке, в баре, в ночном клубе («Война и мир» Толстой).
15. Поединок, сражение. («Чужак» Зоэ Арчер).
Герой может быть как участником, так и свидетелем.
16. Герой переезжает на новое место.
17. Громкое заявление о жизни. («Одна дамочка с пистолетом» Джанет Иванович»)
Первые строки «Одной дамочки с пистолетом»: «Существуют мужчины, которые входят в жизнь женщины и портят её безвозвратно. Со мной это проделывал Джозеф Морелли, ну, не то, чтобы окончательно и бесповоротно, но периодически». Отличный крючок.
18. Драматическое происшествие в середине или конце истории. («Тайная история» Донна Тартт).
Пролог «Тайной истории» начинается со слов: «В горах начал таять снег, а Банни не было в живых уже несколько недель, когда мы осознали всю тяжесть своего положения». Дальше автор рассказывает предысторию смерти Банни.
19. Суд. («Снег на кедрах» Дэвид Гутерсон).
20. Интервью на работу.
В данной ситуации герой даёт некоторую информацию о себе, а так же предстаёт уязвимым, что вызывает сопереживание.
21. Главный герой знакомится с кем-то. И этот кто-то скорее всего окажется важным персонажем истории. («Грозовой перевал» Эмили Бронте).
22. Сцена на улице.
Чаще всего так начинаются исторические, фантастические и фэнтези романы. Это хороший способ дать читателю ощущение атмосферы и места, а также показать обыденную жизнь героя.
23. Главный герой в ситуации триумфа.
24. Герой одевается, бреется, красится и т.д. («Мелкий снег» Дзюнъитиро Танидзаки).
25. Грандиозное счастливое событие (свадьба, выпускной и др.).
26. Один герой учит другого, как что-то делать.
Отец учит сына рыбачить. Шеф даёт советы новому работнику.
27. Гость у двери. («Глубокий сон» Раймонд Чандлер).
Главный герой может быть как хозяином дома, так и гостем.
28. Главному герою в руки попадает важная вещь.
29. Герой совершает преступление.
30. Герой или группа людей выполняют задание. («Наш общий друг» Чарльз Диккенс).

Мне всегда радостно видеть своего собрата-человека, задумавшегося о чем-то важном и высоком. В данном случае поводом для радости послужила журналистка «Эха Москвы» Карина Орлова, застуканная мною в позе мыслителя и задавшаяся вопросом о природе русского патриотизма

Наука для извозчика

Патриотизм - предмет крупный: в хорошенькую головку он никак не помещался. Журналистка сердилась (орфография и пунктуация сохранены).

«Каждый год в мае случается День Победы, в мае же отдыхающие и живущие за границей россияне участвуют в кастингах для сериала «Ходячие мертвецы», а раз в четыре или шесть лет вдобавок инаугурируют Путина. 2018-й выдался настоящим високосным годом в плане патриотизма - случились все три скрепоносных события. Ну вот я и задумалась. А откуда, собственно, патриотизм взялся и почему в России патриотизм такой особенный, ни на что не похожий?»

Хочу поздравить сограждан с крупным достижением - наши усилия по организации «Бессмертного полка» в течение нескольких лет не прошли даром. Они послужили причиной начала серьезной умственной работы в голове журналистки Орловой. Каких-то несколько лет - и она задумалась о патриотизме.

Посмотрим же, в чем она видит его особенности.

«Начнем с того, что только русские используют в английском языке слово motherland (земля-мать, или земля матери) для обозначения слова «родина». Для американцев, как и для британцев, родина - это homeland, «земля дома» дословно. Все другие иностранцы, говорящие на английском языке, тоже используют слово homeland».

Действительно интересно. Журналистка живет в Америке - и должна отлично знать нюансы английского языка. А также связанные с этими нюансами особенности национальных психологий.

На самом деле, слово «motherland» в английском вполне употребляется и даже становится названием для сериалов. А слово «homeland» появилось в американском английском относительно недавно - с целью заменить «fatherland», которое приобрело негативные коннотации после немецкого «фатерлянд» времен Второй Мировой. И слово это означает «страна происхождения». Не более. Чтобы это слово начало обозначать народ, культуру и Родину - его надо написать с большой буквы.

В принципе, знание этого факта для корреспондента в Вашингтоне отнюдь не лишнее, поскольку более точно обрисовывает культуру страны пребывания. Но это, конечно, наука не для барыни, а для извозчика.

Верминофобия

«Совершенно правильная концепция: там где дом, там и родина. Вот допустим, если человек уехал из России в США в длительную командировку, на год или три, то для него, конечно, временным местом жительства будет США, но дом все равно остается в России. А если человек приехал из другой страны давно, годы назад, живет в США по грин карте или американскому паспорту и возвращаться не собирается, только если родственников навестить. Для него где родина? Очевидно, для не зараженного патриотизмом homeland в данном случае будет США, то есть там где дом. То есть, где планы и мечты, карьера, семья, друзья. Или просто где чувствуешь себя дома, что бы это ни значило. Но нет, представьте себе, русские, в том числе представители подавленного просвещенного меньшинства, все равно описывают Россию словом motherland. Так что же это за феномен такой?»

Сложно журналистке Орловой. Как это - гринкарта США, а motherland - все равно Россия? Все более глубоко приходится ей закапываться в научные трактаты:

«Научного объяснения феномена любви к родине и стремления в нее во что бы то ни стало возвратиться нет. Ну нет в мозгу человека такого химического вещества, которое бы объясняло любовь к месту рождения просто потому, что это место рождения. И тем более, если это место рождения ничего хорошего не принесло».


В конце концов, журналистка, отчаявшись как-то обосновать российский патриотизм, решает, что это вирус такой:

«Россияне, включая представителей подавленного просвещенного меньшинства, не рождаются с лишней патриотической хромосомой в голове. Напротив, их воспитывают так, что родина для них - это мать-земля. Где бы ты ни был, сын отечества - уехал ли ты наемником убивать повстанцев в Сирии, расстреливаешь ли украинцев на Донбассе, или мирно строишь карьеру и растишь двоих детишек в Сан-Диего, воплощая американскую мечту, есть далекая страна Россия, которой ты обязан по рождению. Родила тебя не только мать, но и Россия-матушка. И хотя с хромосомой патриотизма не рождаются, но подсадить одноименный вирус человеку можно».

Надо спасать журналистку Орлову. Потому что верминофобия (боязнь вирусов) - штука малоприятная, опасная и не эстетичная: отказ от социальных контактов, отказ от пищи, анорексия, злоупотребление антибиотиками… В случае с боязнью вируса русского патриотизма это может привести к проблемам самоидентификации, комплексу неполноценности, мании величия и русофобии.

Проблема с самооценкой

Итак, что же такое для нас Родина? Чего не видит журналистка Орлова? Собственно, ответ заключается в двух фразах самой гражданки Орловой:

«Родила тебя не только мать, но и Россия-матушка. Это место рождения ничего хорошего не принесло».

Журналистка, конечно, иронизирует, когда говорит, что «родила тебя не только мать, но и Россия-матушка». Для нее это утверждение абсурдно. Но это по той же причине, по какой у нас история слова «homeland» осталась за пределами внимания. По причине ясности ума. Ведь именно это качество Карина наиболее ценит в себе.

На самом деле, Родина действительно «рождает» человека. Но не в прямом смысле.

Дело в том, что человек - существо социальное. И, чтобы стать человеком, ему нужны другие люди. Ему нужны эмоциональные и социальные связи. Человек должен отличать добро от зла. Ему необходимы образование и мировоззрение. И получает все это человек из культуры.

Культура создается народом в течение всего периода исторического бытия, слой за слоем. И мы делаемся людьми - теми, кто мы есть, - в результате этого многовекового труда. Проделанного до нас, а затем и вместе с нами.

То есть мама рожает нас физически. Духовно же нас рождает именно Родина. Это она дает нам Добрыню Никитича и Илью Муромца, Василису Прекрасную и Сергея Королева . Змея Горыныча и Кощея, Сергия Радонежского и Юрия Гагарина , Луку Войно-Ясенецкого и Иосифа Сталина . Это она дает нам первую учительницу, первого товарища, первый разбитый нос и первую любовь. То, без чего невозможно стать человеком. То, без чего невозможно стать полноценным. То, без чего невозможно научиться отличать добро от зла.

Чувство благодарности за самих себя, связывающее нас с Родиной, очень близко к тому, что нас связывает с матерью.

И когда журналистка Орлова говорит: «Родила тебя не только мать, но и Россия-матушка. Это место рождения ничего хорошего не принесло», - тебе становится ее жалко. Потому что ты понимаешь, что тут проблема с самооценкой.

Кто-то объяснил журналистке Орловой, что она - плохая и негодная девочка, потому что ее, мол, плохо родили. И Карина теперь из кожи вон лезет, чтобы смыть с себя клеймо «made in Mother Russia», поскорее выписаться из стигматизированной группы и смыть с себя чувство вины.

Но ведь всего этого маловато будет. Тут надо еще, чтобы тебя в другую группу приняли. Вот тебе и приходится делать все, как они: говорить, думать, небрежно относиться к группе, которую хочешь покинуть, к Родине. И даже еще небрежнее.

Это может быть особенно обидно в том случае, если причина - не в группе и не в принадлежности к ней, а в самом тебе. Например, когда ты как старую Родину не знала, так и новую - не узнаешь. Как в случае со словом «homeland», не влезающем в хорошенькую головку.

Роман является прозаическим повествовательным литературным жанром, в котором отражается вымышленная реальность, раскрывая глубинные пласты человеческой жизни. Независимо от того, какой тип романа вы хотите написать - литературный или коммерческий, романтический или научно-фантастический, эпос о войне или семейную драму - вам понадобится безграничная творческая энергия и умение самовыражаться посредством своего романа, терпение для осуществления своего замысла, поскольку создание романа - это кропотливый и длительный процесс, требующий особой усидчивости и последовательности в процессе редактирования и доработки.

Шаги

Создание вымышленного мира

  1. Вдохновение. Написание романа это творческий процесс, и вы никогда не знаете, когда хорошая идея может озарить вас. Поэтому надо всегда быть во всеоружии и носить с собой блокнот и ручку, чтобы можно было записывать идеи по мере их возникновения. Вы можете почувствовать вдохновение во время утренней поездки на работу, или за чашечкой кофе. Вдохновение непредсказуемо, поэтому прислушивайтесь к своим мыслям и старайтесь зафиксировать их на бумаге, чтобы не забыть.

    • Чтобы быть писателем, необходимо как можно дольше находиться в состоянии вдохновения. Иногда, писателям бывает трудно генерировать идеи. С этой проблемой сталкиваются практически все писатели, и вдохновение является лучшим способом ее решения.
    • Источником вдохновения не обязательно должны быть книги. Это может быть ТВ-шоу, кино или даже посещение выставки или арт-галереи. Вдохновение приходит в бесконечно разнообразных формах!
    • Используйте свой ноутбук, чтобы записать все, что пришло вам в голову. Это могут быть заметки, описывающие ваши наблюдения, несколько абзацев или даже просто обрывочные предложения, которые впоследствии лягут в основу вашего романа.
    • Постарайтесь обдумывать все истории, которые вы услышали от знакомых и близких вам людей, начиная с рассказов вашей прабабушки и заканчивая сюжетами из теленовостей и даже ваших детских воспоминаний.
    • Постарайтесь подумать о событии, произошедшем в детстве или в недавнем прошлом, которое почему-то засело в вашей памяти. Это может быть загадочная смерть женщины в вашем городе, странная привязанность вашего соседа к домашним питомцам, или ваша турпоездка в Лондон, о которой вы все время вспоминаете. Например, знаменитая сцена, кода полковник перед расстрелом вспоминает, как отец водил его посмотреть на лед из романа Сто лет одиночества была основана на детских воспоминаниях Маркеса.
    • Одни говорят, что "писать нужно о том, что вы хорошо знаете". Другие считают, что вы должны "писать о том, что вы не знаете". Придумайте или додумайте что-нибудь из вашей собственной жизни, что не оставляет вас безразличным, что волнует вас, пробуждает ваше вдохновение, интересует вас, заводит и попробуйте развить эту тему более подробно в романе.
  2. Выберите жанр. Не все романы имеют четкую привязанность к конкретным категориям, но очень полезно с самого начала определить к какому именно жанру будет относиться ваше произведение и на какую аудиторию оно будет ориентировано. Постарайтесь прочитать как можно больше классических произведений выбранного жанра. Это позволит вам составить представление о том, как построить роман в соответствии с существующими стандартами. И если вы еще не остановились на конкретном жанре или собираетесь создать нечто новое, находящееся на стыке разных жанров, то вам просто будет необходимо изучить все эти стили и их характерные черты. Рассмотрим несколько возможных вариантов:

    • Роман является литературным произведением, пронизанным глубоким осмыслением жизни, символизмом, в котором используются сложные литературные приемы. Старайтесь больше читать классических произведений великих романистов, руководствуясь списком "100 самых лучших книг мировой литературы по версии газеты "The Guardian", и относятся "100 Greatest Novels of All Time" .
    • Коммерческие (или бульварные) романы создаются для того, чтобы с одной развлечь аудиторию, а с другой - с расчетом на продажу максимального количества экземпляров в широком жанровом диапазоне, начиная с научной фантастики, мистики и фэнтази, и заканчивая триллерами, любовными или историческими романами. Многие романы этого типа выпускаются сериями и имеют предсказуемые развязки.
    • Четкой границы между коммерческими и некоммерческими романами не существует. Многие научные фантасты и авторы триллеров создавали сложные и глубокие произведения, которые по праву могут считаться жемчужинами классической литературы. Тот факт, что роман пользуется популярностью вовсе не означает его низкопробности и принадлежности к поп-культуре.
    • Просто необходимо прочитать как можно больше литературы того жанра, в котором вы собираетесь написать свой роман. Это позволит вам составить полное представление о традициях, правилах и стилистике жанра, в котором вы намереваетесь самореализоваться и поможет вам в вашей работе.
  3. Обдумайте обстановку. После выбора жанра необходимо перейти к выбору места, которое не должно ограничиваться рамками города или деревни. Все дело в вашей фантазии, которая безгранична и может занести персонажей за пределы вселенной. Правильный выбор обстановки определит настроение и тон вашего романа, и послужит той средой, на фоне которой будет разворачиваться сюжет. Хорошенько обдумайте следующие вопросы:

    • Будут ли события романа разворачиваться в хорошо знакомой вам обстановке?
    • На каком временном континууме базируется сюжет вашего романа? В прошлом, настоящем или будущем?
    • Будут ли события вашего романа разворачиваться на Земле, или в космосе?
    • Будут ли события происходить в одном городе или районе, или в нескольких местах?
    • Определите временной диапазон вашего сюжета: месяц, год, десятилетие и т.д.?
    • Будет ли финал оптимистичным, или роман будет полон пессимизма?
  4. Придумайте образы персонажей. Самым важным и основным будет главный герой, который должен быть максимально конкретизирован, с узнаваемыми чертами и мировоззрением. Главные герои вовсе не обязательно должны быть положительными, но они обязательно должны быть связаны друг с другом, и их надо описать таким образом, чтобы они стали запоминающимися. Читатель должен неким образом ассоциировать себя с главными героями, находить с ними точки соприкосновения. Именно это привлекает читателей к литературе.

    • Запомните, что герои не обязаны нравиться, но они должны заинтересовывать. Например, Гумберт из романа "Лолита", который может вызывать презрение, но он каким-то образом притягивает и его личность интересна читателям.
    • В романе должно быть несколько главных героев. Не стоит ограничиваться лишь одним. Интерес вызывает одно и то же событие, рассказанное с разных точек зрения.
    • Второстепенные персонажи призваны раскрыть и усилить личность главного героя, показывая среду, в которой он существует, в которой он сформировался, как личность. Продумайте, какими вы желаете видеть главных героев, когда будете окружать их персонажами второго плана.
    • При этом, все персонажи вашего романа вовсе не обязательно должны быть зафиксированы с самого начала. Они могут появляться по ходу написания романа, по мере того, как вы будете создавать свое творение. Иногда получается так, что вы начинаете писать о ком-то, кого считаете главным героем, но он постепенно уходит на второй план, уступая место другому персонажу. Все зависит от вашего внутреннего голоса и вдохновения. Доверяйте ему.
    • Многие писатели списывают своих героев с реальных людей, пытаясь представить себя на их место, даже на время мысленно превращаясь в своих героев. Ваши персонажи должны детально прописаны и должны существовать в вашем сознании, как живые. Тогда и у читателя сложится подобное ощущение, что они видят их мысленным взором.
  5. Пропишите сюжет. Большинство романов, вне зависимости от жанра и стиля, имеют в своей основе некий конфликт, который усугубляется, доходя до апогея и кульминации, а затем решается, переходя в развязку. Это, однако, вовсе не означает, что все романы должны заканчиваться хэппиэндом. Скорее конфликт помогает полнее раскрыть характер героев, мотивируя их поведение на всем протяжении вашего романа.

    • Готовых формул для построения сюжета не существует. Хотя имеется один беспроигрышный вариант, по схеме экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка и постпозиция, пролог и эпилог (опционально).
    • Вы можете также начать с главного конфликта и продвигаться в обратном направлении, чтобы показать, почему именно возник этот конфликт. Например, можно начать с того, как девушка возвращается домой с похорон отца, и читатель совершает путешествие в своеобразной машине времени, постепенно погружаясь в события, приведшие к смерти отца.
    • Точно так же конфликт не обязательно должен быть разрешен. Можно закончить роман троеточием, оставив некий флер недосказанности. Это очень интересный прием.
    • Главное, чтобы роман не был примитивным и предсказуемым. Можно начать сюжет в настоящем, затем переместиться в будущее, периодически отсылая читателей в прошлое, или же начать в прошлом, затем переместиться в будущее и закончить действие в настоящем. Хорошим такого "нелинейного" романа является Хулио Кортасара "Hopscotch" (Игра в классики).
    • Перечитайте некоторые из любимых вами романов и постарайтесь определить, к какому типу сюжета они относятся. Проследите, как развиваются события в романе и обратите внимание, насколько более интересно читать романы с нелинейным сюжетом.
  6. Решите от чьего имени будет вестись повествование. Романы обычно пишутся от третьего или первого лица, хотя иногда встречаются и произведения, написанные от второго лица, или в комбинированном варианте. Если вы остановились на повествовании от первого лица, то вы должны рассказывать все, как будто вы являетесь одним из персонажей, используя местоимения "Я" и "Мы". В повествованиях от второго лица также создается ощущение, что автор является персонажем, но используются местоимения "Ты" и "Вы". Ярким примером такого повествования являются произведения Евгения Гришковца. И, наконец, повествование от третьего лица позволяет быть полностью свободным, не ограничиваться лингвистическими рамками, использовать символы и быть как бы сторонним наблюдателем.

    • Вовсе не обязательно с самого начала решить, от чьего имени будет вестись повествование. Вы можете написать первое предложение, даже несколько абзацев или глав, прежде чем поймете, какой стиль наиболее приемлем для вас.
    • Никаких жестких привязок стиля романа и метода повествования не существует. Но если вы пишете объемный монументальный панорамный роман с широким диапазоном многочисленных персонажей, то повествование от третьего лица может оказаться очень удобным и позволит использовать символы, лирические отступления и подобные литературные приемы.
  7. Вы можете начать с нуля. Хотя иногда полезно сначала придумать сюжет, определить для себя персонажей, героев и место развертывания событии. Однако это не является необходимой подготовительной процедурой. если вы начнете зацикливаться на подготовке, то можете погрязнуть в деталях и мелочах, не продвигаясь вперед. Постарайтесь следовать за своим вдохновением, которое может возникнуть из случайно подслушанного в продуктовом магазине разговора, исторического факта, или из бабушкиной истории. Этого может быть вполне достаточно, чтобы приступить к написанию романа, пользуясь этим фактом, как кончиком нитки в клубке, который вы постепенно будете разматывать, вовлекая читателей в водоворот событий.

    • Если вы слишком много времени уделите подготовительной стадии, пытаясь продумать все до мелочей, то вы просто-напросто задушите в себе вдохновение, растратив весь свой потенциал, еще не приступив к написанию романа.

    Составление черновика романа

    1. Прежде всего составьте план или наброски. Каждый писатель имеет свою собственную систему написания плана. Создание плана поможет вам определить основные идеи и выявит цепочку промежуточных целей, которые приведут вас к реализации конечного результата. Но если вы предпочитаете писать, ориентируясь исключительно на вдохновение, то вы спокойно можете положиться на свою интуицию, пока не обнаружите, что вам необходимо каким-то образом организовать написанное. Все в ваших руках.

      • Ваш план не должен быть слишком прямолинейным. Вы можете сделать краткие наброски характеров всех персонажей, или составить так называемые диаграммы Эйлера-Венна, которые наглядно покажут общие зоны, в которых пересекаются интересы разных персонажей.
      • Не пытайтесь слепо следовать составленному плану. Его функция заключается в определенной организации творческого процесса, в придании ему градиента, который придаст определенное ускорение процессу создания романа. План в любой момент может быть скорректирован.
      • Иногда план оказывается значительно более полезным на поздних стадиях написания романа, превращаясь в своеобразное второе дыхание, если написание зашло в тупик. Используя план в этом случае можно лучше понять структуру романа, куда дальше двигаться, что лучше сократить и где надо кое-что прибавить.
    2. Постарайтесь наилучшим образом организовать процесс написания романа. Выделите определенное место и время, где и когда вы будете работать над своим романом. Тут все зависит от ваших приоритетов и предпочтений и вы можете делать это в любое удобное для вас время. Самое главное понять, что написание романа - это кропотливая и трудная работа, и что вдохновение приходит только в процессе, а не во время праздного ожидания мифического озарения.

      • По возможности организуйте рабочее место, на котором вы будете чувствовать себя наиболее комфортно и которое будет наиболее благоприятно сказываться на вашей креативности, без отвлекающих моментов. Позаботьтесь о том, чтобы у вас был стул и письменный стол, многочасовая работа за которыми не вызовет болей в спине. Помните, что написание романа - процесс длительный и зачастую занимающий несколько месяцев.
      • Некоторые предпочитают перекусывать во время работы, другие пьют кофе или чай. Постарайтесь определить, что именно необходимо вашему организму для наиболее продуктивной работы: сытный завтрак или, напротив, легкий ужин. Опять же, все сугубо индивидуально.
    3. Проведите собственное исследование. Постарайтесь узнать как можно больше о субъекте и объекте вашего романа. Изучите эпоху, о которой вы пишите, культуру стран и традиции народов, упоминаемых в романе, и так далее). Если вы пишете научно-фантастический роман, то постарайтесь вникнуть в суть научных концепций, почитайте труды футурологов. Немного меньше усилий по изучению вам понадобится, если вы пишите роман, основанный на реальных событиях вашей жизни, но в любом случае точность и правдоподобность приветствуются.

      • Сходите в библиотеку. Там можно найти массу интересных уникальных книг и, кроме того, в библиотеке очень удобно работать над написанием книги.
      • Общайтесь с интересными и осведомленными в интересующем вас вопросе людьми. Если вы не можете найти нужной литературы даже в библиотеке, то обратитесь к знающим людям, которые могут вас проконсультировать. Заранее подготовьте необходимые вопросы.
      • Иногда процесс изучения может включать и чтение других романов, сходных с тем, над которым вы работаете. Например, если вы пишете роман о Второй мировой войне с главным героем - солдатом французской армии, прочитайте другие романы, написанные на эту тему и с другой точки зрения. Это, с одной стороны, позволит избежать повторения, а с другой - обогатит вас новой информацией.
      • Изучение материала может также повлиять на объем и содержание вашего романа. Вполне возможно, что в процессе изучения у вас возникнут новые сюжетные линии, или даже целые главы, дополняющие образ главного героя.
    4. Напишите первый черновой вариант романа. Когда вы почувствуете, что готовы приступить к работе, не откладывайте этого, немедля беритесь за написание романа. Не стоит волноваться по поводу несовершенства языка, поскольку это только черновик, который впоследствии будет отшлифован и доработан. Пишите без самокритики. Первый черновик вовсе не должен быть идеальным. Это просто должно быть сделано. Помните, что это заготовка, которая, однако, вполне возможно, станет самой убедительной версией.

      • Возьмите в привычку писать каждый божий день. Чем больше, тем лучше. Необходимо понимать, за что вы взялись. Много замечательных писателей остаются незамеченными и неизвестными лишь потому, что не удосужились довести дело до логического завершения и пишут, как говорят, в ящик.
      • Поставьте перед собой промежуточные цели: написать главу, несколько страниц, или определенное количество слов каждый день. Это подтолкнет вас к регулярной продуктивной работе.
      • Кроме того, вы можете установить перед собой долгосрочные цели. Например, завершить написание первого варианта черновика за год, или за полгода. Определите "Конечную дату" и ориентируйтесь на нее.

      Редактирование романа

      1. Вы можете написать сколько угодно черновых версий романа. Если вам повезет, то вам удастся достичь необходимого результата в три захода. А, может быть, для достижения необходимой правдоподобности вам потребуется не один десяток различных версий. Очень важно вовремя остановиться и сначала самостоятельно оценить написанное, а затем посоветоваться с другими, если вам трудно решить готов ли роман, или есть смысл продолжить работу. Но если вы поспешите и покажете роман другим слишком рано, то вы рискуете потерять вдохновение. После того, как вы написали достаточное количество черновых версий, вы можете приступить к редактированию.

        • Когда Хемингуэя спросили, что было самым трудным в написании романа "Прощай, оружие" (после того, как он переписал его тридцать девять раз), он ответил: "Правильно расставить слова".
        • После того как вы написали первую версию сделайте перерыв, отдохните от романа в течение нескольких недель или даже несколько месяцев, и попытайтесь расслабиться и прочитайте свое творение, как будто вы являетесь читателем. Какие части требуют детализации и дополнительных объяснений? Какие части слишком затянуты и вызывают скуку?
        • Опыт показывает, что если вы во время чтения будете пропускать слишком длинные и нудные куски, то обычные читатели поступят точно так же. Подумайте о том, как можно сделать роман более привлекательным для читателей, сократив или отредактировав некоторые слишком громоздкие части.
        • Каждый новый черновик или новая редакция, могут быть направлены на устранение одного или нескольких конкретных недостатков. Например, вы можете написать один совершенно новый вариант с упором на то, что сделает его более привлекательным для читателя, а другой вариант написать с учетом отработки и усовершенствования сюжетного ряда. Третья версия может быть направлена на шлифовку центральной части романа.
        • Снова и снова повторяйте процесс создания отредактированных версий, пока не получится текст, который вы с гордостью сможете показать другим. Это может занять несколько месяцев или несколько лет, но это, безусловно, необходимо делать. Запаситесь терпением.
      2. Тренируйте свои навыки в редактирования. Когда вы почувствуете, что достигли совершенства, приступайте к следующей стадии - к сокращению абзацев или неинтересных предложений, от стандартных или повторяющихся фраз, или просто упорядочите лексическую структуру текста. Вовсе необязательно редактировать и изменять каждую фразу - в любом случае вам в более поздних редакциях придется поменять их. Придерживайтесь генеральной линии редактирования, пока не добьетесь нужного результата.

        • Распечатайте ваш роман и прочитайте его вслух. Удалите или пересмотрите все, что вам кажется неверным.
        • Не скупитесь удаляя из текста абзацы или целые главы. Нещадно избавляйтесь от всего лишнего. помните пословицу: "то, что написано пером, не вырубишь и топором". В том смысле, что вы всегда сможете использовать ненужные в данном контексте блоки в других текстах.
      3. Покажите распечатанный текст другим людям. Начните с рукописи, которую вы можете доверенным и являющихся для вас авторитетами людям, и лишь после этого переходите к ознакомлению с романом других читателей. Однако, вам придется столкнуться с ситуацией, когда родные и близкие не будут до конца откровенные с вами, оставляя свои отзывы, поскольку не захотят травмировать вас своей критикой. Поэтому рекомендуется прибегнуть к одному из приводимых ниже вариантов:

        • Запишитесь на посещение семинаров писателей, которые организуются в колледжах и образовательных центрах. В программу семинаров входит ознакомление с новыми произведениями, написанными другими писателями, а также обсуждение и тщательный анализ прочитанных произведений. Тут вы можете получить полноценную здоровую критику вашего произведения.
        • Организуйте клуб писателей. Если вы знаете других людей, которые также пишут романы, вы можете договориться с ними о регулярных встречах для обсуждений и обмена опытом.
        • Не принимайте всю критику за чистую монету. Прежде чем принимать окончательное решение, выслушайте мнение нескольких критиков.
        • Если вы собираетесь заняться написанием романов и чувствуете, что это может стать делом всей вашей жизни, постарайтесь получить профессиональное университетское образование по специализации художественная литература. Вы не только получите необходимые знания у лучших специалистов в области литературы и искусства, но и сможете получить развернутый обзор и анализ вашего произведения.
      4. Попытайтесь опубликовать свой роман. Многие начинающие писатели воспринимают свое творение как пробный камень, первый блин, который комом, и не решаются даже отправить его издателям. Однако, если вы чувствуете себя достаточно уверенными в своих силах, то можете обратиться в традиционное книжное издательство, в электронное интернет-издательство, или прибегнуть к услугам

        • Если вы решили пойти традиционным путем, то очень полезно найти литературного агента, который будет представлять ваш роман различным издательствам. Для этого вам будет необходимо составить заявку в специальную организацию с аннотацией вашей рукописи.
        • Что касается самиздата, то компаний, предоставляющих печатные услуги великое множество, и все они имеют разный уровень и различную специализацию. Внимательно ознакомьтесь с образцами продукции и лишь после этого выберите то, что вам подходит больше всего.
        • И если вы не хотите издавать свой роман, то можете отложить работу, сделать перерыв и с чувством выполненного перед собой долга приступить к написанию нового произведения.
      • Если вы не знаете, как продолжить начатую работу, в какую сторону развивать сюжет, представьте себе одного из ваших персонажей, который стоит за вашей спиной и рассказывает, что будет делать дальше.
      • Пишите о том, что вам нравится, дайте волю своей фантазии. Например, если вы любитель научной фантастики, то навряд ли вам понравится идея написания исторического романа.
      • "Значительно лучше писать для себя и опубликовать свое произведение, чем писать для публикации, и читать свой роман самому". Пишите как вам нравится, получая удовольствие от процесса, не думая о мнении критиков. Поверьте, читательская аудитория обширна и разнообразна и всегда есть шанс, что если произведение написано от души, искренне, с любовью и интересно, то оно найдет свою нишу.
      • Читайте много книг (особенно относящихся к выбранному вами жанру или к теме вашего романа). Читайте до начала работы, в процессе и после окончания. Это очень полезно и эффективно.
      • Не забывайте что ваши персонажи и герои должны быть интересными, разными и с жизненными позициями, отличающимися от вашей собственной. Еще одна Мэри Сью никому не нужна, и хотя читатели и могут принять какой-нибудь повтор, но автор нового романа должен избегать этого и стремиться к разнообразию и оригинальности.
      • Не ждите вдохновения. Оно не возникает из ниоткуда. Писательство подобно пищеварению, если вы ничего не съели, то система не работает. Например, вы знаете, когда у писателя внезапно возникает идея, казалось бы на совершенно пустом месте? Когда он имеет определенные накопления наблюдений, вращающихся и обрабатываемых в подсознании, и выскакивающих в виде идеи, обретая словесную форму. Это может показаться спонтанным, но на самом деле срабатывает на все 100, поскольку подобные идеи всегда являются оригинальными и интересными.
      • Существует масса различных приложений (например, Google Keep, Astrid Tasks) для смартфонов, планшетов, IPOD-ов, которые могут быть очень полезны для записи и документирования таких случайных идей, где бы они вас ни застигли. Для некоторых мобильных устройств даже разработаны пакеты офисных программ типа suites или word, которые дают возможность писать на ходу.
      • Потратьте некоторое время на подбор музыки, которая может стать источником вдохновения, создавая особую атмосферу и эмоции, созвучные вашему повествованию. Прослушайте свою фонотеку, пытаясь уловить нужные интонации. Составьте список песен и музыкальных композиций, звучание которых вписывается в концепцию вашего романа или рассказа, как саундтрек к фильму. Это поможет добавить в роман необходимые эмоциональные нотки. Кроме того, вы можете попробовать написать главу или ее часть, пытаясь вербализовать свои чувства эмоции, возникающие от прослушивания этой музыки.
      • Через некоторое время после начала работы вы должны почувствовать, хорошо ли у вас все это получается, насколько написание романа захватывает ваше воображение и увлекает. Если вы этого не почувствуете сразу, продолжайте пробовать различные варианты. Иногда помогает прослушивание музыки не во время написания романа, а во время перерывов. Хорошая и правильно подобранная музыка может стать своеобразным генератором идей касательно сюжетной линии, добавляя новые краски и ритм в ваше произведение.
      • Начните вести дневник, заведите записную книжку или тетрадку, в которую вы сможете записывать все свои текущие мысли. Это прекрасно помогает развить писательские навыки. Помните, что это ваш роман и если вам хочется кардинально изменить его тематику, то смело делайте это, меняйте сюжетную линию с войны на Ближнем Востоке на конфликт в средней школе. Это можно делать на любом этапе написания романа. Поэтому, прежде чем начать роман, убедитесь, что то, о чем вы собираетесь рассказать действительно интересно вам.
      • Придерживайтесь принципа "ни дня без странички", независимо от наличия вдохновения.
      • Если у вас возникли проблемы с развитием реалистического персонажа из вашего романа, поступите следующим образом: постоянно мысленно общайтесь с ним. Где бы вы ни находились: в продуктовом магазине, на работе, в торговый центр, или даже на улице, представьте, что этот персонаж находится вместе с вами и как бы он вел себя в той или иной конкретной ситуации. При этом отмечайте про себя, что они бы делали так же как и вы и в чем бы ваше поведение отличалось.
      • Иногда в персонаже все идеально, за исключением его имени, которое подходит ему, как корове - седло. Купите книгу для будущих родителей, в которой можно найти самые разнообразные имена. Кроме того, имеются многочисленные сайты в Интернете, которые могут генерировать имена и/или объяснять их значение. Еще можно попробовать использовать онлайн-переводчик для создания новых оригинальных имен, образованных как перевод известного слова на английском языке. Это часто придает персонажу особый шарм и флер.
      • Чтобы стать писателем надо быть читателем, слушателем радиопрограмм, и зрителем ТВ-шоу. Кроме того, надо путешествовать, много общаться, ходить на вечеринки, бродить по городу… То есть надо жить полноценной жизнью. Вдохновение, как любовь может "нечаянно нагрянуть" в любой момент.
      • Тот факт, что ваша история нравится вам, вовсе не означает, что она понравится другим. Дайте почитать готовое произведение как минимум трем-четырем надежным, проверенным друзьям и знакомым, прежде чем послать роман в издательство. Не забудьте оформить документы на авторские права на вашу работу, даже если она еще не закончена.
      • "Избегайте клише, как чумы" (по иронии судьбы, этот полезный и добрый совет используется настолько часто, что сам стал клише). Использование шаблонных выражений и забитых фраз всегда вызывает скуку и раздражение.
      • Если вы прокрастинатор, то есть любите откладывать все в долгий ящик, попробуйте принять участие в мероприятии NaNoWriMo, объединяющем писателей страны, которые в течение месяца обязуются написать тексты, состоящие из 50 000 слов. Это неплохой стимул для завершения романа. И, вообще, писатели, как правило, лучше работают, когда у них есть конкретный срок сдачи романа.

Наблюдая за моим знакомством с не самым приятным мужчиной, моя подруга изрекла: «Ты что не знаешь, что ссорами начинаются самые обалденные романы?»
Лично я с подобным не сталкивалась, но теперь думаю, а вдруг правда.
Первый раз мы встретились, когда я повернула к лестнице, чтобы не сесть в удобный лифт, а заставить себя двигаться вверх по лестнице. Он появился настолько неожиданно, что я взвизгнула и уронила 2-х литровый пакет молока, который издал хлопок и лопнул. Я стояла, смотрела на разливающееся молоко и думала, как бы его обозвать. «Курица!» - услышала я и от возмущения онемела. «Козел!» - в ответ раздался смех.
Второй раз я тихонько парковалась возле парадного, прямо передо мной лихо проскочила машина вперед, а потом так же лихо сдала назад, я едва не «поцеловала» его в зад. У меня аж руки затряслись, смотрю из машины вышел этот тип, я сделала вид, что не вижу его, вылезла из машины и забрала с заднего сидения пакеты с продуктами. Пока я нажимала кнопку сигнализации, этот придурок взял мои пакеты и, когда я повернулась к ним, то мы оказались нос к носу.
На меня смотрели нахальные и веселые глаза. Отнимать у него пакеты было бы просто смешно. «Я живу в твоем подъезде, - сообщил он, - пошли, я донесу твои сумки». Мне очень хотелось что-то сказать, причем очень гадкое, но в этот момент моя нога подвернулась и стало очень больно. Я ойкнула и остановилась, чтобы перевести дыхание.
«Черт бы тебя побрал, откуда ты взялся на мою голову?» «Смотри, мы перешли на ты», - улыбался этот симпатичный, но ооооооочень противный тип. «Ну вот что с тобой делать?» - произнес он, сунул мне пакеты в руки, легко поднял на руки и понес к парадному.
Сказать, что мне было неловко – ничего не сказать, как назло опять попался полковник из соседнего подъезда, с ехидной улыбкой кивнул головой и улыбался.
Возле лифта я еле высвободилась из его рук, поднялись на мой этаж, он отдал мне пакеты и, как само собой разумеющееся, произнес: «Кофе я уже, безусловно, заслужил».
«Обойдешься», - я вошла в дверь и захлопнула ее перед его носом. В это мгновение я поняла, что улыбаюсь.
Третья встреча произошла, когда я, поставив машину на стоянку, несла пакеты с землей для пересадки растений, они были нелегкие и неудобные. Он обогнал меня сзади и настойчиво отнял пакеты, я смирилась и чтобы земля не просыпалась, отдала их.
«Какой прогресс в наших отношениях! Ты даже не споришь! Я Сергей, снимаю квартиру в твоем парадном» «Очень приятно» «Ты хоть бы ради приличия представилась»
Я шла молча и еле сдерживала улыбку. На кофе я, конечно, его не пригласила.

Сохранено

Наблюдая за моим знакомством с не самым приятным мужчиной, моя подруга изрекла: «Ты что не знаешь, что ссорами начинаются самые обалденные романы?» Лично я с подобным не сталкивалась, но теперь думаю, а вдруг правда. Первый раз мы встретились, когда я повернула к лестнице, чтобы не сес...

"/>

С самого начала хотелось бы пояснить, что сей труд рассчитан не столько на писателя, сколько на читателя, ведь именно на него, нашего читающего современника, ложится непомерная нагрузка, о которой мало кто из людей пишущих задумывается. Только представьте: с каждой написанной книгой количество литературы, которую нужно прочитать, растет, в то время как количество книг, которые должны быть написаны, пропорционально уменьшается. Совсем скоро, году эдак в пять тысяч таком-то, писателям вообще не нужно будет ничего писать, все уже будет написано, а вот читатели будут вынуждены потреблять сыворотку бессмертия, чтобы у них была хоть какая-то возможность прочитать все книги, которыми обзавелось человечество на своем долгом пути к Истине.

Здесь автор задумался над этой проблемой, так, что в итоге даже начал благодарить богов за то, что некоторые представители человечества изничтожали всякого рода литературу, тем самым проявляя заботу о будущих поколениях интеллигенции. В доказательство автор приводит довольно яркий пример, подтверждающий эту сентенцию: Николай Васильевич Гоголь, решившийся ради спасения будущих читателей, в особенности школьников, на самоубийственный подвиг и уничтоживший-таки вторую часть «Мертвых душ». Высказав столь неожиданную и смелую мысль автор задумывается над последствиями сказанного и очень надеется на понимание публики.

Уже и сейчас перед читателем предстает такое огромное количество самой разнообразнейшей литературы, что просто удивительно, как еще нашего дорогого читателя не внесли в список великих героев и не назначают ему особо высокую пенсию и почет со стороны людей, которые свободны от этого проклятья – любви к чтению (любовь, как известно, - зла).

И чтобы не пополнять библиотеку уже написанных трудов своим сомнительным творчеством, автор исхитрился и обратил свое слово тем, кто видит большую ценность в слове написанном, нежели прочитанном, обратив оружие, так сказать, против самих оружейников. Однако, добавляет автор, читателю также будет полезно ознакомиться с данным материалом, чтобы быть более подготовленным при выборе свежего чтива.

В силу вышесказанного, и думая прежде всего о читателе, современный романист должен быть очень строг к результату своего труда (не только романист – уточняет автор). Приступая к работе, писатель обязан неукоснительно соблюдать правила, разработанные умными людьми специально для него.

Правило 1. Современный роман доложен быть очень прост и понятен.

Начиная с названия и до финальной точки. У современного читателя хватает проблем, у него нет ни сил, ни желания гадать, для чего понадобилось кому-то писать именно эту книгу. Однако это не означает, что в романе должна отсутствовать интрига. Без интриги роман превращается в научный труд.

Чтобы было понятнее, автор приводит пример: герой и героиня встречаются в начале романа. Сразу должно быть понятно, что в финале романа герои окажутся в постели, а после может быть даже и поженятся. Просто и понятно. Интрига: кто же кого затащит в постель.

Правило 2. Современный роман должен состоять из небольших самостоятельных блоков.

Чтобы прочитав один блок, читатель теоретически мог навсегда забыть о книге. Время сейчас тяжелое, неизвестно когда еще выпадет свободная минута для чтения. Ну а если уж выпала, читатель не должен утруждать себя проблемой «а чего же там было раньше…» Ясно же, читатель очень занятой человек.

Для сравнения автор предлагает современные сериалы, такие как «Моя прекрасная няня», «Счастливы вместе» и множество других, которые можно начинать смотреть с любой серии, и в принципе на любой же и заканчивать. А если уж у писателя так писать не получается, то можно воспользоваться ходом, очень популярном среди длинных сериалов, таким как «краткое содержание предыдущих серий».

Правило 3. Технологические новинки.

В современном романе обязательно должны присутствовать современные технологические предметы и устройства (гаджеты), которые в скором будущем окажутся весьма популярны и необходимы людям. Если писатель не в состоянии предположить технические возможности ближайшего будущего, то он хотя бы обязан придумать свои техноустройства, чтобы не выглядеть на фоне остального литературного мира отсталым от жизни неудачником. Или уж в крайнем случае предложить миру какой-нибудь захудалый новый источник топлива.
Ультрасовременные писатели (в частности фантасты) должны, наряду с техноновинками, ввести в повествование биотехнологии, за которыми, как известно, будущее.

Автор приводит в качестве примера известную всем и каждому эпопею о Джеймсе Бонде, агенте 007, высокий процент популярности которой обеспечивается как раз наличием у главного героя всяческих гаджетов, которые помогают ему в борьбе с противниками. Автор даже поясняет, что популяризации гаджетов в данном конкретном случае способствует тот факт, что технические устройства являются не только удобными предметами обихода, но и хорошими помощниками.

Правило 4. Место действия (Экзотика).

Современный писатель очень часто неправильно избирает место действия для своего произведения. А ведь это очень важный элемент романа.

Сами подумайте: ради экзотики писатель переносит действие в какое-либо китайское захолустье. Ну зачем? Учитывая, что сейчас согласно статистике каждый пятый – китаец. А сколько еще китайцев не вошло в статистические данные? То есть около 20% потенциальных читателей могут смело обвинить писателя в том, что тот пишет о не подтвержденных данных. Гораздо вернее было бы отправить главных героев на остров Гренландию, о котором даже не известно, живут ли там люди, а если кто и озаботится этим вопросом, то вряд ли у него возникнет желание в этой самой Гренландии побывать.

Современный писатель должен быть в курсе происходящих событий и обязан во избежание гневных откликов критически настроенной массы идти на поводу у нынешнего читателя, то есть писать о героях нашей современности: соответственно хвалить тех, кого все хвалят, и ругать тех, кто этого несомненно заслуживает. Также писатель в праве обезопасить себя, выразив благодарность сильным мира сего, ведь ничто не тешит их самолюбие больше, чем возможность оставить по себе долгую память, а писателю небольшой (или же наоборот, большой) список известностей лишь поднимет авторитет.
Для большей популярности необходимо ввести в повествование героев современного мира. Они должны сразу угадываться, но при этом ничего конкретного, чтобы всегда можно было оправдаться, мол, это лишь совпадение. Ведь неизвестно, как встретят новую книгу, и нужно быть ко всему готовым, к тому же герои современности могут неправильно среагировать.
Ссылки на известные Интернет-ресурсы позволят распространить книгу в Сети и зарекомендовать себя как продвинутого современного пользователя. А это в наш век очень важно – показать всем, что писатель тоже заражен чумой XXI века, а не ограничивается в Интернете одной лишь почтой и «Одноклассниками».

Правило 6. Религиозно-философское мировоззрение (Внимание: не политика!)

Никакой современный роман не обойдется без нового или необычного философского взгляда на жизнь (иногда переходящего в религиозный, но тут надо быть осторожнее, эпоха Хайнлайна и Кастанеды далеко позади), который в доступной форме объяснил бы человеческое существование. Либо, если это мировоззрение отрицательного героя, писатель должен дать исчерпывающий ответ, почему все человечество или же отдельные его представители должны быть изничтожены. При этом не обязательно что-либо изобретать, сойдет и популяризация не особо известного, но экзотического движения.

Автор сразу же вспоминает о популярном еще совсем недавно в Штатах движении, которое основывалось на одном из известных ямайских утверждений второй половины ХХ века. Дело в том, что в те времена (и даже гораздо раньше) каждый житель Ямайки знал, что «буш» - это просто плохая трава (понятное дело о какой траве идет речь).

Или вот к примеру на территории современной России активно развивается своеобразное движение, лидеры которого утверждают, что Медведев (нынешний президент России) – это реинкарнация Владимира Путина, который так сказать «един в двух лицах» (а вероятно, даже и не «в двух»). Сторонники этого движения надеются отыскать еще несколько живых реинкарнаций, и даже надеются, что именно они могут быть ими. Правда, противники этого движения заявляют, что нынешний президент – это всего лишь неудачный клон президента предыдущего.

Правило 7. Политкорректность.

Чтобы выйти на мировой уровень, необходимо соблюсти правила политкорректности, такие как:
А) героиня должна владеть огнестрельным оружием на том же уровне, что и герой,
Б) в романе обязательно должны присутствовать представители всех рас (белой, черной, красной и желтой),
В) действия главных героев ни в коем случае не должны ущемлять прав героев второстепенных,
Г) главный отрицательный герой не должен принадлежать ни к одной из существующих рас, он должен быть либо существом инопланетным, либо уродом от человечества (и в том и в другом случае он не подлежит правилам политкорректности),
Д) хоть один из героев произведения должен быть представителем какого-либо сексуального меньшинства (этот пункт даже вынесен в отдельное Правило).

Правило 8. Сексуальные меньшинства.

Без них не обойтись. Даже при желании. Однако у современного писателя такого желания просто не должно возникнуть (это не политкорректно!). Ко всему прочему герои с нетрадиционной ориентацией очень характерны и ярки, поэтому нельзя упускать такую возможность легко создать живой и красивый типаж. Тем более таковые герои очень хорошо оттеняют главных (зачастую очень скучных) персонажей.

Только вспомните насколько мужественно выглядит герой Брюса Уиллиса в «Пятом элементе» рядом с известным ведущим какого-то галактического шоу. А если убрать из фильма «этого черного непонятно какой ориентации», то главный герой станет лишь обыкновенным мужиком из глубинки, которых может быть не так уж много, но вполне достаточно.

Правило 9. Патриотизм

Без этого ясное дело – никак. Писатель должен сразу же показать, что у него есть честь и достоинство. Ну или хотя бы патриотизм. То есть что-то, что нельзя купить или продать. Иначе говоря, читатель хочет видеть в творце сильную личность, кумира, Героя, любимца богов. Хороший читатель заслуживает правильного писателя, и в этом ему, читателю, отказывать невозможно. Писатель, всегда помни об этом!

Правило 10. Хэппиэнд (счастливый конец).

Современный роман просто обязан заканчиваться на оптимистичной ноте. Стрессов современному читателю хватает и без этого (читателя, понятное дело, нужно беречь!). Однако это вовсе не значит, что главный положительный герой должен в пух и прах разделать всех своих врагов и жениться на красавице-подружке. Нет, главное – чтобы в финале романа была надежда. На лучшее. Может быть даже на то, что каждый когда-нибудь заживет хорошо. Ну или хотя бы чуть лучше.

Очень хороши, например, финальные сцены каких-нибудь второсортных фильмов-ужасов, когда уставшие победители возвращаются домой, а где-то из засыпанной землей могилы высовывается лапа поверженного монстра.

Если вы вдруг дочитали все это до конца, значит вы действительно тот, на кого рассчитан был сей адский труд. Осталось только приступить к работе. Пусть музы и спонсоры уделят Вам хоть чуточку своего внимания.