Самолеты ввс ркка. Униформа ввс ркка во второй мировой

Фотографии с аэропланами. Подписи и легенды к фотографиям взял оттуда же.

Авиатехники Ленинградского фронта 1-го миноторпедного полка Краснознаменного Балтийского флота за подготовкой бомбардировщика к очередному вылету. 1941 г.

Авиатехники Ленинградского фронта 1-го миноторпедного полка Краснознаменного Балтийского флота за подготовкой бомбардировщика к очередному вылету. 1941 г.

Место съемки: Ленинградская область

ЦГАКФФД СПб, ед. хр. Ар-145181

Москвичи на площади Свердлова осматривают сбитый над столицей немецкий самолет. 1941 г.

РГАКФД, 0-312216

Москвичи на площади Свердлова осматривают сбитый над столицей немецкий самолет. 1941 г.

РГАКФД, 0-312216

Командир авиачасти Королев (слева) поздравляет капитана Савкина с отличным выполнением боевого задания. 1942 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-177145

Командир авиачасти Королев (слева) поздравляет капитана Савкина с отличным выполнением боевого задания. 1942 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-177145

Бойцы ведут наступление на занятый немцами перелесок. На переднем плане – обломки сбитого немецкого самолеты. 1943 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-95081

Бойцы ведут наступление на занятый немцами перелесок. На переднем плане – обломки сбитого немецкого самолеты. 1943 г.

Место съемки: Ленинградский фронт

РГАКФД, ед. хр. 0-95081

Сборка боевых самолетов в цехе одного из оборонных заводов. 1942 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-154837

Сборка боевых самолетов в цехе одного из оборонных заводов. 1942 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-154837

Профессор Предчетенский А.М. осматривает боевые машины, собранные на средства трудящихся Ивановской области. 7 октября 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-256694

Профессор Предчетенский А.М. осматривает боевые машины, собранные на средства трудящихся Ивановской области. 7 октября 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-256694

Внешний вид цеха Н-ского авиационного завода. 1943 г.

РГАКФД, 0-143832

Внешний вид цеха Н-ского авиационного завода. 1943 г.

РГАКФД, 0-143832

Внутренний вид цеха сборки самолетов на авиационном заводе. Март 1943 г.

РГАКФД, 0-154846

Внутренний вид цеха сборки самолетов на авиационном заводе. Март 1943 г.

РГАКФД, 0-154846

Подвеска испытательных бомб к самолету на самолетостроительном, Ордена Ленина заводе № 18 им. Ворошилова. 1942 г.

РГАКФД, 0-295669

Подвеска испытательных бомб к самолету на самолетостроительном, Ордена Ленина заводе № 18 им. Ворошилова. 1942 г.

РГАКФД, 0-295669

Участница Всесоюзного социалистического соревнования ученица ремесленного училища комсомолка Федченкова А. за отделкой бронестекол кабины летчика. 1942 г.

РГАКФД, 0-72488

Участница Всесоюзного социалистического соревнования ученица ремесленного училища комсомолка Федченкова А. за отделкой бронестекол кабины летчика. 1942 г.

РГАКФД, 0-72488

Аэролог-зондировщик Тбилисского аэропорта Красникова Е.у приборов после высотного полета. 02 февраля 1945 г.

РГАКФД, 0-274703

Аэролог-зондировщик Тбилисского аэропорта Красникова Е.У. приборов после высотного полета. 02 февраля 1945 года

РГАКФД, 0-274703

Р.Л. Кармен в группе у самолета на одном из фронтов Великой Отечественной войны. 1941 г.

РГАКФД, Ф. 2989, оп. 1, ед. хр. 860, л. 1

Один из самолетов эскадрильи, построенных на средства коллектива Государственного Академического Малого театра СССР, на аэродроме перед отправкой на фронт. Июнь 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-163735-в

Один из самолетов эскадрильи, построенных на средства коллектива Государственного Академического Малого театра СССР, на аэродроме перед отправкой на фронт. Июнь 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-163735-в

Артисты Государственного джаз-оркестра под управлением Л. Утесова осматривают истребитель «Веселые ребята», приобретенные на средства музыкального коллектива. 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-79801

Артисты Государственного джаз-оркестра под управлением Л. Утесова осматривают истребитель «Веселые ребята», приобретенные на средства музыкального коллектива. 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-79801

Заслуженный артист РСФСР Л.О. Утесов выступает на митинге по случаю передачи представителям командования Красной Армии самолетов, построенных на средства Государственного джаз-оркестра. 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-91935

Заслуженный артист РСФСР Л.О. Утесов выступает на митинге по случаю передачи представителям командования Красной Армии самолетов, построенных на средства Государственного джаз-оркестра. 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-91935

Эскадрилья истребителей «Горьковский рабочий», построенная на средства трудящихся Горьковской области, на аэродроме. 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-84196

Эскадрилья истребителей «Горьковский рабочий», построенная на средства трудящихся Горьковской области, на аэродроме. 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-84196

Истребитель ЯК-9, построенный на средства колхозника Ф.П. Головатого. 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-363668

Истребитель ЯК-9, построенный на средства колхозника Ф.П. Головатого. 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-363668

Ф.П. Головатый и гвардии майор Б.И. Ерёмин возле 2-го самолета, приобретенного на личные средства Ф.П. Головатого и переданного советскому летчику. Июнь 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-255910

Ф.П. Головатый и гвардии майор Б.И. Ерёмин возле 2-го самолета, приобретенного на личные средства Ф.П. Головатого и переданного советскому летчику. Июнь 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-255910

Гвардии майор Б.Н. Еремин в кабине самолета, построенного на средства Ф.П. Головатого. Январь 1943 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-178698

Гвардии майор Б.Н. Еремин в кабине самолета, построенного на средства Ф.П. Головатого. Январь 1943 г.

Место съемки: Сталинградский фронт

РГАКФД, ед. хр. 0-178698

Комсомольцы Ярославской области на аэродроме передают советским летчикам эскадрилью самолетов, построенных на средства, собранные молодежью области. 1942 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-121109

Комсомольцы Ярославской области на аэродроме передают советским летчикам эскадрилью самолетов, построенных на средства, собранные молодежью области. 1942 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-121109

Член сельхозартели «Красный Луч» А.М. Сарсков и Герой Советского Союза, майор Ф.Н. Орлов возле самолета, построенного на личные сбережения А.М. Сарскова. 10 июля 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-256904

Член сельхозартели «Красный Луч» А.М. Сарсков и Герой Советского Союза, майор Ф.Н. Орлов возле самолета, построенного на личные сбережения А.М. Сарскова. 10 июля 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-256904

Гвардии лейтенант И.С. Пашаев возле самолета, построенного на средства трудящихся г. Киева. 13 сентября 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-256304

Гвардии лейтенант И.С. Пашаев возле самолета, построенного на средства трудящихся г. Киева. 13 сентября 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-256304

Герой Советского Союза, генерал-майор авиации В.И. Шевченко благодарит представительницу колхозников Ивановской области Е.П. Лимонову за самолеты, построенные на средства трудящихся области. 10 октября 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-256908

Герой Советского Союза, генерал-майор авиации В.И. Шевченко благодарит представительницу колхозников Ивановской области Е.П. Лимонову за самолеты, построенные на средства трудящихся области. 10 октября 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-256908

Летчик штурмовой авиации Г. Паршин благодарит Евгению Петровну и Прасковью Васильевну Бариновых за самолет, построенный на их личные сбережения. 3 июня 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-256899

Летчик штурмовой авиации Г. Паршин благодарит Евгению Петровну и Прасковью Васильевну Бариновых за самолет, построенный на их личные сбережения. 3 июня 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-256899

Эскадрилья самолетов «Чапаевцы», построенных на средства трудящихся г. Чапаевска, и переданных 1-му Белорусскому фронту, на аэродроме. 12 сентября 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-256911

Эскадрилья самолетов «Чапаевцы», построенных на средства трудящихся г. Чапаевска, и переданных 1-му Белорусскому фронту, на аэродроме. 12 сентября 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-256911

Самолеты эскадрильи «Москва», построенные на средства трудящихся Киевского р-на г. Москвы, на аэродроме. 16 октября 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-256703

Самолеты эскадрильи «Москва», построенные на средства трудящихся Киевского р-на г. Москвы, на аэродроме. 16 октября 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-256703

Эскадрилья истребителей, построенных на средства, собранные комсомольцами Новосибирска. 1942 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-121104

Эскадрилья истребителей, построенных на средства, собранные комсомольцами Новосибирска. 1942 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-121104

Эскадрилья истребителей, построенных на средства, собранные молодежью Хабаровского края. 1942 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-121106

Эскадрилья истребителей, построенных на средства, собранные молодежью Хабаровского края. 1942 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-121106

Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Рязанов, маршал Советского Союза И.С. Конев и генерал-полковник С.К. Горюнов осматривают самолеты, построенные на средства тружеников г. Знаменска. 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-77880

Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Рязанов, маршал Советского Союза И.С. Конев и генерал-полковник С.К. Горюнов осматривают самолеты, построенные на средства тружеников г. Знаменска. 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-77880

Герой Советского Союза, капитан И.Н. Кожедуб в кабине самолета, построенного на средства колхозника В.В. Конева. Июнь 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-191840

Герой Советского Союза, капитан И.Н. Кожедуб в кабине самолета, построенного на средства колхозника В.В. Конева. Июнь 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-191840

Колхозница сельхозартели «Гудок» К.С. Шумкова беседует с гвардии подполковником Н.Г. Соболевым, получившим самолет «Красноярский комсомолец», построенный на ее личные сбережения. 1943 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-66084

Колхозница сельхозартели «Гудок» К.С. Шумкова беседует с гвардии подполковником Н.Г. Соболевым, получившим самолет «Красноярский комсомолец», построенный на ее личные сбережения. 1943 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-66084

Погрузка боеприпасов на транспортные самолеты для отправки на фронт. Март 1943 г.

РГАКФД, 0-164550

Погрузка боеприпасов на транспортные самолеты для отправки на фронт. Март 1943 г.

РГАКФД, 0-164550

Погрузка боеприпасов на аэродроме. 1944 г.

РГАКФД, 0-366841

Погрузка боеприпасов на аэродроме. 1944 г.

РГАКФД, 0-366841

РГАКФД, 0-180804

РГАКФД, 0-180804

Летчики истребительной авиации Н.Ф. Мурашов, А.Г. Ширманов и техник Н.П. Старостин за выпуском Боевого листка. Июль 1941 г.

РГАКФД, 1-104649

Летчики истребительной авиации Н.Ф. Мурашов, А.Г. Ширманов и техник Н.П. Старостин за выпуском Боевого листка. Июль 1941 г.

РГАКФД, 1-104649

РГАКФД, 0-256249

РГАКФД, 0-256249

Младший сержант А.В. Смирнов, старший сержант Г.М. Тер-Абрамов и военком С.И. Яковлев загружают листовки в самолет. 1942 г.

РГАКФД, 0-153749

Младший сержант А.В. Смирнов, старший сержант Г.М. Тер-Абрамов и военком С.И. Яковлев загружают листовки в самолет. 1942 г.

РГАКФД, 0-153749

Командующий ВВС Черноморского флота Н.А. Остряков (слева), военком ВВС Черноморского флота бригадный комиссар Н.В. Кузенко и начальник летной инспекции Герой Советского Союза подполковник Н.А. Наумов (справа) на аэродроме у самолета. 1942 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-56951

Командующий ВВС Черноморского флота Н.А. Остряков (слева), военком ВВС Черноморского флота бригадный комиссар Н.В. Кузенко и начальник летной инспекции Герой Советского Союза подполковник Н.А. Наумов (справа) на аэродроме у самолета. 1942 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-56951

Капитан И.И. Сапрыкин (слева) ставит боевую задачу звену истребителей на аэродроме Херсонский маяк. 1942 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-157855

Капитан И.И. Сапрыкин (слева) ставит боевую задачу звену истребителей на аэродроме Херсонский маяк. 1942 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-157855

Лётчик-истребитель, капитан Балашов В.И. рассказывает боевым друзьям о своём опыте воздушного боя. Август 1942 г.

РГАКФД, 0-54994

Лётчик-истребитель, капитан Балашов В.И. рассказывает боевым друзьям о своём опыте воздушного боя. Август 1942 г.

РГАКФД, 0-54994

Командир звена эскадрильи гвардии капитан Балашов В.И.объясняет штурману торпедоносца Николаю Самойловичу Уманскому курс боевого полёта. 1943 г.

РГАКФД, 0-64681

Капитан И.Е.Корзунов у поврежденного самолета. На заднем плане основной самолет советской дальней авиации – ДБ3Ф (Ил-4). 1941 г.

Капитан И.Е.Корзунов у поврежденного самолета. На заднем плане основной самолет советской дальней авиации – ДБ3Ф (Ил-4). 1941 г.

ГАРФ, Ф.10140. Оп.5. Д.6. Л.14

Немецкий истребитель "Мессершмидт", совершивший вынужденную посадку. 1942 г.

Немецкий истребитель "Мессершмидт", совершивший вынужденную посадку. 1942 г.

ГАРФ, Ф.10140. Оп.5. Д.7. Л.10

Американский самолёт, находящийся на вооружении одной из лётных частей северного морского флота. 1942 г.

РГАКФД, 0-107826

Американский самолёт, находящийся на вооружении одной из лётных частей северного морского флота. 1942 г.

РГАКФД, 0-107826

Бомбардировщики морской авиации на аэродроме. Октябрь 1942 г.

РГАКФД, 0-155013

Бомбардировщики морской авиации на аэродроме. Октябрь 1942 г.

РГАКФД, 0-155013

Подвеска торпеды на торпедоносец на аэродроме минно-торпедного авиаполка. 1943 г.

РГАКФД, 0-154110

Подвеска торпеды на торпедоносец на аэродроме минно-торпедного авиаполка. 1943 г.

РГАКФД, 0-154110

Возвращение из боевого полета на базу гидросамолёта морской разведки. Июнь 1943 г.

РГАКФД, 0-3935

Возвращение из боевого полета на базу гидросамолёта морской разведки. Июнь 1943 г.

РГАКФД, 0-3935

Истребители " Харрикейн " на полевом аэродроме одной из авиачастей. 1942 г.

РГАКФД, 0-63665

Истребители " Харрикейн " на полевом аэродроме одной из авиачастей. 1942 г.

РГАКФД, 0-63665

Командир самолета-торпедоносца ВВС Северного флота, потопившего четыре транспорта и один сторожевой корабль противника, гвардии капитан Болашев В.П. беседует с членами экипажа: штурманом, гвардии капитаном Николаем Самойловичем Уманским, стрелком, сержантом Емельяненко В.А.и стрелком-радистом Бирюковым М.М.- у самолета. 1943 г.

РГАКФД, 0-156896

Командир самолета-торпедоносца ВВС Северного флота, потопившего четыре транспорта и один сторожевой корабль противника, гвардии капитан Болашев В.П. беседует с членами экипажа: штурманом, гвардии капитаном Николаем Самойловичем Уманским, стрелком, сержантом Емельяненко В.А.и стрелком-радистом Бирюковым М.М.- у самолета. 1943 г.

РГАКФД, 0-156896

Советский летчик-истребитель Максимович В.П. обучается вождению английского истребителя «Харрикейн»

РГАКФД, ед. хр. 0-109848

Советский летчик-истребитель Максимович В.П. обучается вождению английского истребителя «Харрикейн»

под руководством английского летчика Воцевиса Поля. 1941 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-109848

Английский летчик-истребитель сержант Хоу, сражавшийся на Северном фронте,

РГАКФД, ед. хр. 4-24056

Английский летчик-истребитель сержант Хоу, сражавшийся на Северном фронте,

награжденный орденом Ленина, у своего самолета. 1941 г.

РГАКФД, ед. хр. 4-24056

Капитан Друзенков П.И. знакомит группу летчиков «Сражающаяся Франция»

(эскадрилья «Нормандия-Неман») с маршрутом предстоящего боевого полета. 1942 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-107266

Французские летчики воинской части Сражающейся Франции «Нормандия» уходят с аэродрома после выполнения боевого задания. 1943 г.

РГАКФД, 0-110134

Французские летчики воинской части Сражающейся Франции «Нормандия» уходят с аэродрома после выполнения боевого задания. 1943 г.

РГАКФД, 0-110134

Майор А.Ф.Матисов. беседует с летчиками Сражающейся Франции «Нормандия», действующими в составе военно-воздушных сил Красной Армии. 1943 г.

РГАКФД, 0-110133

Майор А.Ф.Матисов. беседует с летчиками Сражающейся Франции «Нормандия», действующими в составе военно-воздушных сил Красной Армии. 1943 г.

РГАКФД, 0-110133

Группа ассов «Нормандия» части Сражающейся Франции разрабатывает план очередного полета. 1945 г.

РГАКФД, 0-109082

Группа ассов «Нормандия» части Сражающейся Франции разрабатывает план очередного полета. 1945 г.

РГАКФД, 0-109082

Экипаж американского бомбардировщика «летающая крепость» по возвращении с боевого задания беседует с советскими летчиками. 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-107383

Экипаж американского бомбардировщика «летающая крепость» по возвращении с боевого задания беседует с советскими летчиками. 1944 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-107383

Старший лейтенант Н.И. Добровольский (слева) и капитан А.Г. Мачнев – летчики-орденоносцы части штурмовой авиации, отличившиеся в боях на орловском направлении на полевом аэродроме у самолетов. 1943 г.

ГАОО, ед. хр. 9763

Старший лейтенант Н.И. Добровольский (слева) и капитан А.Г. Мачнев – летчики-орденоносцы части штурмовой авиации, отличившиеся в боях на орловском направлении на полевом аэродроме у самолетов. 1943 г.

ГАОО, ед. хр. 9763

Место съемки: Орловско-Курское направление

РГАКФД, ед. хр. 0-285245

Советские штурмовики в небе под Берлином. 1945 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-294780

Советские штурмовики в небе под Берлином. 1945 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-294780

Один из десяти планеров, захваченных югославскими партизанами на одном из немецких аэродромов вблизи Белграда. 1944 г.

РГАКФД, 0-77856

Один из десяти планеров, захваченных югославскими партизанами на одном из немецких аэродромов вблизи Белграда. 1944 г.

РГАКФД, 0-77856

Митинг на одном из аэродромов под Берлином перед отправлением Знамени Победы в Москву на Парад Победы. 1945 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-291452

Митинг на одном из аэродромов под Берлином перед отправлением Знамени Победы в Москву на Парад Победы. 1945 г.

Место съемки: 1-й Белорусский фронт

РГАКФД, ед. хр. 0-291452

Воины проносят по Центральному московскому аэродрому Знамя Победы в день прибытия его в Москву из Берлина. 20 июня 1945 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-99993

Воины проносят по Центральному московскому аэродрому Знамя Победы в день прибытия его в Москву из Берлина. 20 июня 1945 г.

РГАКФД, ед. хр. 0-99993

Экипаж командира звена М.Хазова перед вылетом на аэродроме. 1945 г.

РГАКФД, 0-81819

Экипаж командира звена М.Хазова перед вылетом на аэродроме. 1945 г.

Место съемки: 2-й Дальневосточный фронт

РГАКФД, 0-81819

Женский расчет «слухачей». 1945 г.

РГАКФД, 0-331372

Женский расчет «слухачей». 1945 г.

РГАКФД, 0-331372

Военный фотокорреспондент В.Рудный с экипажем самолета «Каталина». Год съемки не установлен

РГАКФД, 0-329245

Военный фотокорреспондент В.Рудный с экипажем самолета «Каталина». Год съемки не установлен

РГАКФД, 0-329245

Читайте также

Униформа Красной армии 1918-1945 плод совместных усилий группы энтузиастов художников, коллекционеров, исследователей, отдающих все свое свободное время и средства в дань одной общей для них идее. Воссоздание реалий эпохи, беспокоящей их сердца, дарит возможность приблизиться к правдивому восприятию центрального события 20-го века Второй мировой войны, несомненно, продолжающей оказывать серьезнейшее воздействие на современную жизнь. Пережитые нашим народом десятилетия преднамеренного искажения

Знаки различия Красной армии, 1917-24 гг. 1. Нарукавный знак пехоты, 1920-24 гг. 2. Повязка Красной гвардии 1917 г. 3. Нарукавная нашивка калмыцких кавалерийских частей Юго-Восточного фронта, 1919-20 гг. 4. Нагрудный знак Красной армии, 1918-22 гг. 5. Нарукавный знак конвойной стражи Республики, 1922-23 гг. 6. Нарукавный знак внутренних войск ОГПУ, 1923-24 гг. 7. Нарукавный знак бронечастей Восточный фронт, 1918-19 гг. 8. Нарукавная нашивка командира

Афганка жаргонное название, применяемое некоторыми военнослужащими для названия комплекта полевой летней зимней формы военнослужащих Вооружённых Сил СССР, и позднее Вооружённых Сил Российской Федерации и стран СНГ. Полевая позднее использовалась как повседневная ввиду плохого снабжения военная формавоеннослужащих Советской Армии и ВМФ СССР морская пехота, береговые ракетно-артиллерийские войска и ВВС флота, в начальный период применявшаяся в САВО и ОКСВА

Название От богатырки к фрунзевке В публицистике живет версия о том, что буденовку разработали еще в Первую мировую войну в таких шлемах русские должны были якобы пройти парадом победы по Берлину. Однако подтвержденных свидетельств тому не найдено. Зато по документам хорошо прослеживается история конкурса на разработку униформы для Рабоче-крестьянской Красной армии. Конкурс объявили 7 мая 1918 г., а 18 декабря Реввоенсовет республики одобрил образец зимнего головного убора - шлема,

Военная форма Советской армии предметы форменной одежды и снаряжения военнослужащих Советской армии ранее называвшейся Рабоче-Крестьянской Красной Армией и Красной Армией, а также Правила их ношения в период с 1918 по 1991 г., установленные высшими правительственными органами для личного состава Советской Армии. Статья 1. Право ношения военной формы одежды имеют военнослужащие, состоящие на действительной военной службе в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, суворовцы,

Фронтовик Ефрейтор 1 в униформе образца 1943 г. Знаки различия из петлиц перенесены на погоны. Каска СШ-40 получила широкое распространение с 1942 г. Примерно в то же время в войска в массовых количествах начали поступать пистолеты-пулеметы. Этот ефрейтор вооружен 7,62-мм пистолетом-пулеметом Шпагина - ППШ-41- с 71-зарядным барабанным магазином. Запасные магазины в подсумках на поясном ремне рядом с подсумком на три ручные гранаты. В 1944 г. наряду с барабанным

Металлические шлемы, широко использовавшиеся в армиях мира задолго до нашей эры, к XVIII веку утратили своё защитное значение из-за массового распространения огнестрельного оружия. К периоду Наполеоновских войн в европейских армиях как защитное снаряжение они использовались преимущественно в тяжёлой кавалерии. На протяжении XIX века головные уборы военнослужащих защищали своих владельцев в лучшем случае от холода, жары или осадков. Возвращением в строй стальные шлемы, или

В результате принятия двух декретов 15 декабря 1917 года Совнарком упразднил все имеющиеся в русской армии звания и военные чины, оставшиеся от прежнего режима. Период становления Красной армии. Первые знаки отличия. Таким образом, все солдаты Рабоче-Крестьянской Красной Армии организованной в результате приказа от 15 января 1918 года уже не имели никакой единой военной формы так же, как и особых знаков различия. Тем ни менее в том же году для бойцов РККА вводится нагрудный знак

В прошлом столетии, во времена Советского союза существовало высшее звание генералиссимус. Однако этого звания не был за все время существования Советского союза удостоен ни один человек, кроме Иосифа Виссарионовича Сталина. О том, чтобы этому человеку было присвоено высшее воинское звание, попросил сам пролетарский народ за все его заслуги перед Родиной. Это произошло после безоговорочной капитуляции фашистской Германии в 45-м году. В скором времени о том, что рабочий народ просил о такой чести

ПИЛОТКА Введена приказом Наркома Обороны СССР 176 от 3 декабря 1935 года. Пилотка для командного состава изготовляется из шерстяной ткани, однородной с френчем гимнастеркой. Цвет пилотки для командного состава воздушных сил синий, для командного состава авто-бронетанковых войск стальной, для всех остальных хаки. Пилотка состоит из колпака и двух бортиков. Колпак делается на хлопчатобумажной подкладке, а бортики из двух слоев основной ткани. Спереди

Олег Волков, старший лейтенант запаса, бывший командир танка Т-55, наводчик орудия 1 класса Мы так долго ждали её. Три долгих года. Ждали с той самой минуты, когда поменяли свою гражданскую одежду на солдатское обмундирование. Всё это время она приходила к нам во снах, в перерывах между учениями, стрельбами на полигонах, изучением матчасти, нарядами, строевой подготовкой и другими многочисленными армейскими обязанностями. Мы это русские, татары, башкиры, узбеки, молдаване, украинцы,

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИГОНКЕ, СБОРКЕ И СБЕРЕЖЕНИЮ ЕДИНОГО ПОХОДНОГО СНАРЯЖЕНИЯ НАЧСОСТАВА РККА приказ РВС СССР 183 1932 г. 1. Общие положения 1. Единое снаряжение начсостава сухопутных и военно-воздушных сил РККА поступает на снабжение а одного размера, рассчитанного на наибольший рост начсостава и носку поверх шинели и теплой спецодежды кожобмундирование, меховая одежда б с поясным и плечевыми ремнями трех размеров 1

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИГОНКЕ, СБОРКЕ И СБЕРЕЖЕНИЮ ЕДИНОГО ПОХОДНОГО СНАРЯЖЕНИЯ НАЧСОСТАВА РККА приказ РВС СССР 183 1932 г. 1. Общие положения 1. Единое снаряжение начсостава сухопутных и военно-воздушных сил РККА поступает на снабжение а одного размера, рассчитанного на наибольший рост начсостава и носку поверх шинели и теплой спецодежды кожобмундирование, меховая одежда б с поясным и плечевыми ремнями трех размеров 1 ростов а именно 1 Снаряжение

Весь период существования СССР можно по различным эпохальным событиям делить на несколько этапов. Как правило, перемены в политической жизни государства ведут к ряду кардинальных изменений, в том числе и в армии. Предвоенный период, который ограничивается 1935-1940 годами, вошел в историю, как рождение Советского Союза, причем особо следует обратить внимание не только на состояние материальной части вооруженных сил, но и на организацию иерархии в управлении. До начала указанного периода существовала

Эпоха, длинной в пару десятилетий, которая начинается после прихода к власти большевиков, ознаменовала себя многочисленными изменениями в жизни некогда бывшей Империи. Реорганизация практически всех структур мирной и военной деятельности оказалась довольно длительным и полным споров процессом. К тому же из курса истории нам известно, что сразу после революции Россию захлестнула кровопролитная гражданская война, в которой не обошлось без интервенции. Трудно себе представить, что первоначально ряды

Зимнее обмундирование Красной Армии 1940-1945 гг. ШИНЕЛЬ Введена приказом РВС СССР 733 от 18 декабря 1926 г. Шинель однобортная из шинельного сукна серого цвета. Воротник отложной. Застежка потайная на пяти крючках. Карманы долевые прорезные без клапанов. Рукава с настроченными прямыми обшлагами. Сзади складка оканчивается шлицей. Хлястик пристегивается к столбикам на две пуговицы. Шинель для командного и начальствующего состава введена приказом Наркома Обороны СССР

Знаки различия и петлицы Красной Армии 1924-1943 гг. Рабоче-Крестьянская Красная Армия сокращенно РККА, термин Советская Армия СА появился позже, начало Второй мировой войны как не странно встретило в военной форме образца 1925 г. Наркомат обороны своим приказом от 3 декабря 1935 г, ввел для всего личного состава РККА, новое обмундирование и знаки различия. Старые должностные звания частично сохранялись для военно-политического, военно-технического.

Советская система знаков различия носит уникальный характер. Такой практики не найти в армиях других стран мира, и она являлась, пожалуй, единственным нововведением коммунистической власти в остальном порядок был скопирован с правил армейских знаков различия царской России. Знаками различия первые два десятилетия существования РККА являлись петлицы, на смену которым впоследствии пришли погоны. Ранг определялся формой фигур треугольники, квадраты, ромбы под звездой,

Знаки различия военнослужащих РККА по званиям 1935-40 гг. Рассматриваемый период охватывает время с сентября 1935 по ноябрь 1940 года. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 года устанавливаются для всех военнослужащих персональные военные звания, которые строго соотносятся с занимаемыми должностями. Каждой должности соответствует определенное звание. Военнослужащий может иметь звание ниже, чем определено для данной должности, или соответствующее. Но он не может получить

Должностные знаки различия военнослужащих РККА 1919-1921 гг. С приходом РКП б к власти в ноябре 1917 года новые руководители страны, опираясь на тезис К.Маркса о замене регулярной армии всеобщим вооружением трудящегося народа, повели активную работу по ликвидации императорской армии России. В частности, 16 декабря 1917 года декретами ВЦИК и СНК О выборном начале и организации власти в армии и Об уравнении в правах всех военнослужащих были отменены все воинские звания

Одежда военнослужащих устанавливается указами,приказами,правилами или специальными нормативными актами. Ношение военно-морской формы флотской формы одежды является обязательным для военнослужащих вооружённых сил государства и других формирований, где предусмотрена военная служба. В вооружённых силах России существует целый ряд принадлежностей, которые были в военно-морской форме одежды времен Российской империи. К ним относятся погоны, сапоги, длинные шинели с петлицами

В 1985 году Приказом Министра Обороны СССР 145-84г вводится новая полевая форма одежды, одинаковая для всех категорий военнослужащих, получившая обиходное название афганка первымиее получаличасти и подразделения, находившиеся на территории Демократической Ресублики Афганистан. В 1988 году В 1988 году Приказом МО СССР 250 от 4.03.88 вводится ношение парадно-выходной формы солдатами, сержантами и курсантами без кителя в рубашке зеленой. Слева направо

ГЛАВНОЕ ИНТЕНДАНТСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РККА ИНСТРУКЦИЯ ПО УКЛАДКЕ, ПРИГОНКЕ, СБОРКЕ И НАДЕВАНИЮ ПОХОДНОГО СНАРЯЖЕНИЯ БОЙЦА ПЕХОТЫ КРАСНОЙ АРМИИ ВОЕНИЗДАТ НКО СССР - 1941 ОГЛАВЛЕНИЕ I. Общие положения II. Виды снаряжения и состав комплект III. Пригонка снаряжения IV. Укладка снаряжения V. Изготовление шинельной скатки VI. Сборка снаряжения VII. Порядок надевания снаряжения VIII. Указания по эксплуатации снаряжения IX.

Преемственность и новаторство в современной военной геральдике Первым официальным военным геральдическим знаком является учрежденная 27 января 1997 г. Указом Президента Российской Федерации эмблема Вооруженных Сил Российской Федерации в виде золотого двуглавого орла с распростертыми крыльями, держащего в лапах меч, как наиболее общий символ вооруженной защиты Отечества, и венок символ особой важности, значимости и почета ратного труда. Эта эмблема была учреждена с целью обозначения принадлежности

Рассматривая все этапы создания вооруженных сил России, необходимо глубоко погрузиться в историю, и хоть во времена княжеств не идет речь о российской империи и уж тем более о регулярной армии, зарождение такого понятия, как обороноспособность начинается именно с этой эпохи. В XIII веке Русь была представлена отдельными княжествами. Их военные дружины хоть и были вооружены мечами, топорами, копьями, саблями и луками, но не могли служить надежной защитой от посторонних посягательств. Единая армия

Эмблема Воздушно-десантных войск - в виде парашюта, окруженного двумя самолетами - известна всем. Она стала основой для последующей разработки всей символики частей и соединений ВДВ. Этот знак не только выражение принадлежности военнослужащего к крылатой пехоте, но и своего рода символ духовного единения всех десантников. Но мало кто знает имя автора эмблемы. А был это труд Зинаиды Ивановны Бочаровой, красивой, умной, трудолюбивой девушки, работавшей ведущим чертежником в штабе Воздушно-десантных

Этот атрибут военной экипировки заслужил достойное место в ряду прочих, благодаря своей простоте, неприхотливости и, самое главное, полной незаменимости. Само название каска происходит от французского casque или от испанского casco череп, шлем. Если верить энциклопедиям, то под этим термином понимается кожаный или металлический головной убор, применяемый для защиты головы военными и другими категориями лиц, действующими в опасных условиях шахтерами,

До конца 70х годов полевая униформа ПВ КГБ мало чем отличалась от той, что была в сухопутной Советской Армии. Если только не зеленые погоны и петлицы, да и более частое и повсеместное использование КЛМК костюм летний маскировочный камуфлированный. В конце 70х годов, в части разработки и внедрения специальной полевой униформы, происходят некоторые сдвиги, результатом которых становится появление летних и зимних полевых костюмов доселе необычного кроя. 1.

Летнее обмундирование Красной Армии на период 1940-1943 гг. ЛЕТНЯЯ ГИМНАСТЕРКА КОМАНДНОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА КРАСНОЙ АРМИИ Введена приказом Наркома Обороны СССР 005 от 1 февраля 1941 года. Летняя гимнастерка изготавливается из хлопчатобумажной ткани защитного цвета с отложным воротником, застегивающимся на один крючок. На концах воротника нашиваются петлицы защитного цвета со знаками различия. Гимнастерка имеет нагрудную планку с застежкой

Камуфляжная одежда появились в Красной Армии ещё в 1936 году хотя эксперименты начинали на 10-лет раньше, но своё широкое распространение получила лишь во время войны. Изначально это были маскхалаты и накидки пятнистой окраски пятна в форме амеб и получили негласное название амеба четырех цветовых гамм лето, весна-осень, пустыня и для горных районов. В отдельном ряду идут белые маскхалаты для зимнего камуфляжа. Значительно более массово изготавливавшиеся.

Еще во время Второй Мировой войны отряды морских пехотинцев вселяли ужас в немецких солдат. С той поры за последними закрепилось второе название черная смерть или черные дьяволы, указывающее на неминуемую расправу над теми, кто посягнет на целостность государства. Возможно, это прозвище как-то связано с тем, что пехотинец носил бушлат черного цвета. Одно только доподлинно известно если враг боится, то это уже львиная доля победы, а, как известно, символом морской пехоты считается девиз

Нарукавные знаки штаты ВМФ СССР Информация, представленная на данной странице номера приказов и т.п. , основана на материалах книги Степанова Александра Борисовича Нарукавные знаки Вооруженных Сил СССР. 1920-91 I Нарукавный знак истребительно-противотанковых артиллерийских частей ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СССР от 1 июля 1942 г. 0528

Приказ по Военно-Морским Силам Раб.-Крест. Красной армии 52 от 16 апреля 1934 года Специалисты рядового и младшего начсостава, кроме нарукавных должностных знаков различия, носят также вышиваемые на черном сукне знаки по специальности. Диаметр круглых знаков -10,5 см. Окружность знаков по специальностям для сверхсрочнослужащих вышивается золотой канителью или желтым шелком, для срочнослужащих красной нитью. Рисунок знака вышивается красной нитью.

3 июня 1946г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, подписанным И. В. Сталиным, Воздушно-десантные войска были выведены из состава Военно-воздушных сил и подчинены непосредственно Министерству Вооружённых Сил СССР. Десантники на ноябрьском параде 1951 года в Москве. Виден нарукавный знак на правом рукаве у идущих в первой шеренге. Постановлением предписывалось начальнику Тыла ВС СССР совместно с командующим ВДВ подготовить предложения


Приказом Реввоенсовета Республики 572 от 3 апреля 1920 года были введены нарукавные знаки различия Красной Армии. Подробный разбор истории нашивок и шевронов РККА всех периодов в материале Военпро. Введение нарукавных знаков РККА этапы, особенности, символика Отличительные знаки нарукавного типа применяют для идентификации военнослужащих тех или иных родов войск. Чтобы лучше понять специфику нарукавных знаков РККА и шевронов Красной Армии, рекомендуем

Советские горные стрелки-автоматчики в засаде. Кавказ. 1943 год Опираясь на значительный боевой опыт, наработанный в ходе Великой Отечественной войны, Главное управление боевой подготовки ГУБП сухопутных войск Красной Армии взялось за коренное решение вопросов обеспечения новейшим вооружением и снаряжением советской пехоты. Летом 1945 года в Москве состоялось совещание, посвященное обсуждению всех проблем, стоящих перед общевойсковыми командирами. На этом совещании с докладами выступили

В Рабоче-Крестьянской Красной Армии РККА в летнее время носили полусапоги они же ботинки и сапоги, в холодное зимнее время выдавались валенки. Высший командный состав в зимнее время мог носить зимние сапоги бурки. Выбор обуви зависел от звания военнослужащего офицерам всегда полагались сапоги и от занимаемой им должности. Перед войной прошло немало усовершенствований и изменений в области

От петлиц к погонам П. Липатов Форма одежды и знаки различия сухопутных войск Красной Армии, внутренних войск НКВД и погранвойск в период Великой Отечественной войны Рабоче-Крестьянская Красная Армия РККА вступила во вторую мировую в униформе образца 1935 г. Примерно в то же время обрели привычный нам облик солдаты вермахта. В 1935 г. приказом Наркомата обороны от 3 декабря для всего личного состава РККА вводились новое обмундирование и знаки различия

Они не издают воинственного грохота, они не сверкают начищенной поверхностью, не украшены чеканными гербами и плюмажами и довольно часто вообще спрятаны под пиджаками. Однако сегодня без этих доспехов, неказистых с виду, просто немыслимо отправлять в бой солдат или обеспечить безопасность VIP-персон. Бронежилет одежда, которая предотвращает проникновение в тело пули и, следовательно, защищающая человека от выстрелов. Он изготавливается из материалов, которые рассеивают

Различные виды стрелкового и холодного оружия имевшегося на вооружении партизан Трофейное оружие партизан Различные самостоятельные переделки экземпляров советского и трофейного оружия Действия партизан в тылу врага повреждение линий электропередач,расклейка пропагандистских листовок,разведка,уничтожение предателей. Засады в тылу врага,уничтожение колонн и живой силы противника Подрывы мостов и железнодорожных путей,методы

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВОИНСКИЕ ЗВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 1935-1945 ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВОИНСКИЕ ЗВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СУХОПУТНЫХ И МОРСКИХ СИЛ РККА 1935-1940 Введены постановлениями Совета Народных Комиссаров 2590 для сухопутных и воздушных сил РККА и 2591 для морских сил РККА от 22 сентября 1935 года. Объявлены приказом Народного Комиссара обороны 144 от 26 сентября 1935 года. Рядовой и командный состав Политический состав

В Красной Армии применялось два типа петлиц повседневные цветные и полевые защитные. Также существовали различия в петлицах командного и начальствующего составов, чтобы можно было отличить командира от начальника. Полевые петлицы были введены приказом НКО СССР 253 от 1 августа 1941 г., которым отменили ношение цветных знаков различия для всех категорий военнослужащих. Приказано было перейти на петлицы, эмблемы и знаки различия полностью зеленого защитного цвета

Обмундирование РККА Головные уборы РККА Нарукавные знаки различия Нарукавные знаки различия Нарукавные знаки различия Нарукавные знаки различия Нарукавные знаки различия Нарукавные знаки различия Нарукавные знаки различия Нарукавные знаки различия Нарукавные знаки различия Нарукавные знаки различия Нарукавные

Начать повествование о введении знаков отличия в Советской армии придется с некоторых общих вопросов. Ко всему, полезным будет небольшой экскурс в историю Российского государства, чтобы не формулировать пустых ссылок в прошлое. Сами по себе погоны представляют некое изделие, которое носится на плечах с целью указания должности или звания, а также рода войск и служебной принадлежности. Осуществляется это несколькими способами крепление лычек, звездочек, изготовление просветов, шевронов.

6 января 1943 года в СССР введены погоны для личного состава Советской Армии. Первоначально погоны носили практический смысл. С их помощью держался ремень патронной сумки. Поэтому и погон поначалу имелся только один, на левом плече, так как патронная сумка носилась на правом боку. В большинстве флотов мира погоны не употреблялись, а ранг обозначался нашивками на рукаве моряки патронную сумку не носили. В России погоны

Командиры ИВАН КОНЕВ 1897-1973 , командовал Степным фронтом во время Курской битвы. Закончил школу в 12 лет, затем стал лесорубом. Был мобилизован в царскую армию. В гражданскую войну он вступил в Красную Армию и воевал в должности комиссара на Дальнем Востоке. В 1934 году он закончил академию имени Фрунзе и стал командиром корпуса. В 1938 году Конев командовал Отдельной Краснознаменной армией в составе дальневосточного фронта. Но возглавить военные действия против

Командиры Василий Иванович Чуйков Родившийся 12 февраля 1900 в Серебряных Прудах, близ Венева, Василий Иванович Чуйков был сыном крестьянина. С 12 лет он работал учеником шорника, а когда ему исполнилось 18 лет, вступил в Красную Армию. В 1918 году, во время гражданской войны, он участвовал в обороне Царицына позже - Сталинград, а в 1919 вступил в ВКП б и был назначен командиром полка. В 1925 году Чуйков окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе, затем участвовал

Еще до Первой мировой войны в русской армии появилась форма, состоявшая из защитного цвета брюк, рубахи-гимнастерки, шинели и сапог. Ее мы не раз видели в фильмах про Гражданскую и Великую Отечественную войны. Советская форма времен Второй мировой войны. С тех пор было проведено несколько реформ обмундирования, но они затрагивали в основном только парадную форму. Менялись в мундирах выпушки, погончики, петлички, а полевая форма оставалась практически без изменений.

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ СССР ПРАВИЛА НОШЕНИЯ ВОЕННОЙ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ СЕРЖАНТАМИ, СТАРШИНАМИ, СОЛДАТАМИ, МАТРОСАМИ, КУРСАНТАМИ И ВОСПИТАННИКАМИ СОВЕТСКОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА НА МИРНОЕ ВРЕМЯ Приказ Министра обороны СССР. Общие положения. Форма одежды сержантов сверхсрочной службы. Форма одежды сержантов срочной службы и солдат сверхсрочной и срочной службы. Форма одежды курсантов военных училищ. Форма одежды воспитанников суворовских

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР ПРАВИЛА НОШЕНИЯ ВОЕННОЙ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ СОВЕТСКОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА на мирное время I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ II. ВОЕННАЯ ФОРМА ОДЕЖДЫ Форма одежды маршалов Советского Союза, маршалов родов войск и генералов Советской Армии Форма одежды адмиралов и генералов Военно-Морского Флота Форма одежды офицеров Советской Армии Форма одежды женщин-офицеров Советской Армии

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР ПРАВИЛА НОШЕНИЯ ВОЕННОЙ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ СОВЕТСКОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА Приказ Министра обороны СССР 191 Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Раздел II. ВОЕННАЯ ФОРМА ОДЕЖДЫ Глава 1. Форма одежды Маршалов Советского Союза, маршалов родов войск и генералов Советской Армии Глава 2. Форма одежды офицеров и сержантов сверхсрочной службы Советской Армии Глава 3. Форма одежды офицеров-женщин

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР ПРАВИЛА НОШЕНИЯ ВОЕННОЙ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ СОВЕТСКОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА Приказ Министра обороны СССР 250 Раздел I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Раздел II. ФОРМА ОДЕЖДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СОВЕТСКОЙ АРМИИ. Глава 1. Форма одежды Маршалов Советского Союза, генералов армии маршалов родов войск и генералов Советской Армии Глава 2. Форма одежды офицеров, прапорщиков и военнослужащих сверхсрочной

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР ПРАВИЛА НОШЕНИЯ ВОЕННОЙ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ СОВЕТСКОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА Приказ Министра обороны СССР 250 Раздел I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Раздел II. ФОРМА ОДЕЖДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СОВЕТСКОЙ АРМИИ. Глава 1. Форма одежды маршалов и генералов Советской Армии Глава 2. Форма одежды офицеров, прапорщиков и военнослужащих сверхсрочной службы Советской Армии Глава 3. Форма одежды

Продолжаем рассказывать об униформе Красной Армии. В этой публикации речь пойдет о периоде 1943-1945, то есть самого разгара Великой Отечественной войны, уделено внимание изменениям в форме советского солдата, произошедших в 1943 году. Старший сержант ВВС с отцом который является майором. Зимняя и летняя форма одежды, 1943 г. и позднее. Зимняя гимнастерки выглядит опрятной и чистой, летняя грязной

Военная форма одежды, включающая в себя все предметы обмундирования, снаряжения, знаки различия, установленные высшими правительственными органами для личного состава вооруженных сил государства, не только позволяет определять принадлежность военнослужащих к видам и родам войск, но и различать их по воинским званиям. Форма дисциплинирует военнослужащих, сплачивает их в единый воинский коллектив, способствует повышению их организованности и строгому выполнению обязанностей военной

Итак разгрузочная система советского мотострелка образца 1950 года Представляет собой систему из полевого ремня и полевой солдатской портупеи для удобной переноски снаряжения при выполнении учебно-боевых задач. В простонародии называется разгрузка. Полевой ремень брезентовый, покрыт полистролом коричневого цвета и оцинкованная пряжка, иногда ошибочно называется ремнём стройбата, но это неправильно - это полевой ремень обр.1950 года. Солдатская портупея состоит из

1. РАНЦЕВОЕ ПОХОДНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ БОЙЦА - СТРЕЛКА ПЕХОТЫ Походное снаряжение рис.5-9 бойца - стрелка пехоты разделяется на а полное походное снаряжение, когда с собою берется все снаряжение, в том числе и ранец с выкладкой и б Штурмовое, когда ранец с выкладкой носимых запасов не берется. СБОРКА И ПРИГОНКА ШТУРМОВОГО СНАРЯЖЕНИЯ На поясной ремень надень в порядке последовательности следующие предметы, заводя их

Ранец бойца РККА 1. РАНЦЕВОЕ ПОХОДНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ БОЙЦА - СТРЕЛКА ПЕХОТЫ Походное снаряжение рис.5-9 бойца - стрелка пехоты разделяется на а полное походное снаряжение, когда с собою берется все снаряжение, в том числе и ранец с выкладкой и б Штурмовое, когда ранец с выкладкой носимых запасов не берется. СБОРКА И ПРИГОНКА ШТУРМОВОГО СНАРЯЖЕНИЯ На поясной ремень надень в порядке последовательности следующие предметы,

Каждая армия имеет свою систему воинских званий. Более того, системы званий не являются чем-то застывшим, установленным раз и навсегда. Какие-то звания отменяются, другие вводятся. Тем, кто сколько-нибудь серьезно интересуется военным искусством, наукой, необходимо знать не только всю систему воинских званий той или иной армии, но и знать, как соотносятся звания различных армий, каким званиям одной армии соответствуют звания другой армии. В существующей литературе по этим вопросам очень много путаницы,

На изображении представлены два пехотинца Красной армии красноармеец кадровой армии на 22 июня 1941 года и сержант-победитель на 9 мая 1945 года. Даже по фото видно, как со временем упрощались форма и снаряжение что-то оказалось слишком дорогим в изготовлении в военное время, что-то не прижилось, что-то не понравилось солдатам и было снято со снабжения. А отдельные элементы снаряжения, напротив, подсмотрели у противника или взяли в качестве трофея. Не всё в размещении предметов

Первый массовый советский стальной шлем СШ-36 появился в РККА в 1936 году, и уже к концу года стало очевидно, что он обладает массой недостатков. Наиболее принципиальными из них были хрупкость стали и низкая пулестойкость в местах гибки. Попытки усовершенствования каски привели к появлению ряда экспериментальных образцов, некоторые из них проходили войсковые испытания. Красноармейцы на параде в стальных шлемах СШ-36. http forum.guns.ru В июне

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ СССР ВОЕННАЯ СЛУЖБА 1935-1945 г.г. 1935 Г. 1 Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 22.09.1935 г. О введении персональных военных званий начальствующего состава РККА и об утверждении положения о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА для военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной армии были установлены командные и специальные военные звания начальствующего состава Военные звания командного и начсостава сухопутных и воздушных

Баранов Михаил Дмитриевич (21.10.1921 - 17.01.1943)

Герой Советского Союза, заместитель командира эскадрильи 183-го истребительного авиационного полка 289-й истребительной авиационной дивизии 8-й воздушной армии Юго-Западного фронта, старший лейтенант.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Южном фронте. К октябрю 1941 года уничтожил лично 5 самолётов противника. 5 и 6 ноября награждён двумя орденами Красного Знамени, а 8 ноября в воздушном бою сбил He-111 и Me-109. В феврале 1942 года назначен заместителем командира эскадрильи.

Старший лейтенант Михаил Баранов к июню 1942 года совершил 176 боевых вылетов, лично сбил 20 вражеских самолётов и 6 уничтожил во время штурмовок на аэродромах.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 578) Михаилу Баранову присвоено 12 августа 1942 года.

6 августа 1942 года Михаил Баранов вылетел по тревоге в составе группы истребителей Як-1 на перехват вражеских бомбардировщиков Ju-87, шедших к городу Котельниково под прикрытием истребителей Мессершмит Bf.109F. Cилы были неравными, но советские лётчики вступили в бой. Баранов сбил два «мессершмитта» и один Ю-87, но в ходе боя у него кончились боеприпасы. После этого Баранов сбил еще один Me-109, нанеся ему удар крылом по хвосту. Затем сошелся с еще одним немецким истребителем на встречных курсах, таранил его, но и его самолет получил сильные повреждения и упал. Баранов приземлился на парашюте и вскоре вернулся в свой полк.

Во время приземления повредил ногу и позвоночник. Медкомиссия отстранила его от полётов, но он продолжал летать. Вскоре был назначен штурманом полка, а затем переведён в 9-й гвардейский Одесский истребительный авиационный полк. Из-за недолеченных ран часто болел. В одном из полётов в середине ноября 1942 года судорога свела ногу. Его направили в дом отдыха. Там ему стало хуже и он попал в госпиталь.

В полк вернулся 15 января 1943 года с медицинским заключением: «Подлежит амбулаторному лечению в части, к полётам временно не допускать». 17 января он добился разрешения подняться в воздух. В первом вылете отказал один из приборов. Тогда Баранов вылетел на другом самолёте. Во время выполнения фигуры высшего пилотажа самолёт вдруг накренился, перевернулся на спину и в таком положении упал на землю и взорвался. Лётчик погиб.

Был похоронен в городе Котельниково Волгоградской области. После войны перезахоронен в Волгограде на Мамаевом кургане. Менее чем за год боёв совершил 285 боевых вылетов, в 85 воздушных боях сбил лично 31 вражеский самолёт и 28 - в составе группы, 6 самолётов уничтожил на аэродромах.

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени.

в Избранное в Избранном из Избранного 8

Если есть в бою удача,
То в исходе все подряд
С похвалой, весьма горячей,
Друг о друге говорят..

Танки действовали славно.
- Шли саперы молодцом.
- Артиллерия подавно
Не ударит в грязь лицом.
- А пехота!
- Как по нотам,
Шла пехота. Ну да что там!
Авиация - и та…

Словом, просто - красота.
А.Т. Твардовский

Предисловие

22 июня 1941 года фашистская Германия и ее союзники начали войну против Советского Союза. Война эта нанесла колоссальный урон советскому народу, и завершилась Великой Победой 9 мая 1941 года.
Отдавая долг нашим дедам, тем не менее задумаемся - мог ли СССР победить Германию и ее союзников до 1945 года? Мог ли победить с меньшим количеством жертв? Вероятно, да. Что помешало этого достигнуть? Вероятно, недостаточная боеспособность РККА на момент 22 июня 1941 года.
Рассмотрим один из компонентов боеспособности РККА: боеспособность ВВС РККА. Примем во внимание, что в своей массе советский солдат не был особенно доволен действиями сталинских соколов, особенно в 1941 году.

Влияние качества авиапарка на боеспособность ВВС

Оценим оптимальное качество самолетов:
Влияние качества авиапарка на боеспособность ВВС на первый взгляд достаточно очевидно – каждый советский самолет в своем классе должен быть продуктом более высокого качества, чем аналогичный в ВВС Германии (истребитель – лучше истребителя, бомбардировщик – лучше бомбардировщика и так далее). Чем выше нарастает качество самолета, тем лучше..
Однако, по мере роста скорости, скороподъемности, вооруженности, надежности самолетов, будет расти и их стоимость. То есть за те же деньги уже нельзя будет выпустить столько же самолетов.
Каково же оптимальное качество самолета – не слишком низкое и не слишком высокое?
Выскажу мой личное предположение – оптимальным для самолетов СССР будет качество самолетов, на 20..30% превышающее качество аналогичного самолета противника. Превышение же качества над аналогом противника в 2 раза по всей вероятности потребовало бы роста стоимости в 4 раза, и лежало бы за гранью целесообразности.

Влияние численности авиапарка на боеспособность ВВС

Оценим оптимальный количественный состав:
В первом приближении, на вопрос «сколько и каких самолетов было бы оптимально иметь на вооружении?» ответом будет «чем больше – тем лучше».
Однако, если предложить вариант «миллиард самолетов – это лучше чем миллион?», станет ясно, что нет, не лучше, хотя бы потому, что в СССР никак не найти миллиарда пилотов. Так что вариант «больше = лучше» не подходит.
Ясно, что число самолетов, по крайней мере, не должно превышать численный состав РККА. Далее, наверняка значительная часть военнослужащих должна воевать на земле и на море, а не в воздухе.
Со своей стороны дам свою личную оценку – оптимальным суммарным авиапарком ВВС СССР будет число самолетов, в 2 раза превышающее число самолетов ВВС Германии на Западном ТВД на 22 июня 1941 года.
Почему не больше?
Боеспособность ВВС определяется, в том числе, тренированностью личного состава. Наращивая численность самолетов (и, соответственно, численность летчиков), мы (при ограниченном количестве авиационного топлива) неминуемо уменьшаем налет каждого летчика.
Кроме того, наращивая численность штатов ВВС, мы снижаем как требования к поступающим в летные училища, так и требования в ходе выпускных экзаменов. Снижение качества персонала всегда происходит при увеличении численности штатных единиц.
Но в связи с ростом авиапарка растет не только число летчиков – растет число частей и соединений. Растущее число вакансий командиров среднего и высшего звена надо срочно укомплектовывать, а в нашем активе только большое число малообученных летчиков, и вот закономерный итог: снижаются требования к командирам частей и соединений.
Хуже того, сниженного качества командиры частей и соединений у нас будут командовать соединениями более крупными (в ВВС оптимальной численности он бы руководил полком – а тут приходится ставить его на дивизию).
Наконец, как вершина идиотизма, достойный комэск ставится на дивизию, округ, и наконец, руководит ВВС СССР, и не справляется. В уменьшенной (оптимальной) ВВС он бы остался комэском, дослужился бы до комполка, и принес много пользы.

Таким образом, боеспособность ВВС СССР будет до какого-то предела по мере роста числа самолетов возрастать (к примеру, при увеличении с 1000 самолетов до 2000 самолетов), а после какого-то предела – падать.

Реальный авиапарк ВВС Германии 22 июня 1941 года

Постараемся оценить ВВС Германии на Восточном Фронте.
Как ни странно, определить, сколько и каких самолетов входили в 1,2 и 4 Воздушные флоты, противостоящие СССР на 22 июня 1941 года, оказалось для меня достаточно сложным.
На русском языке я детальный материал не нашел, и привожу таблицу на английском языке, которая показывает, что всего на всех фронтах (Россия, Норвегия и Финляндия, Средний Восток, Запад и Германия) в составе ВВС Германии было около 3428 самолетов всех типов, из них 2430 на Восточном фронте.
Сайт позволяет изучить сколько и каких машин в каких соединениях было 24 июня 1941 года (вероятно, около 200..300 немецких самолетов к тому моменту было уже сбито силами ВВС РККА, и таким образом состав Первого, Второго и Четвертого флотов определяется как примерно 2700 самолетов)
http://sturmvogel.orbat.com/LWJul42.html
в свернутом виде ситуация выглядит так:

Различные источники оценивают число использованных на восточном фронте самолетов по-разному:

Так, Степанов А.С., к.и.н., сообщает «Против СССР к 22 июня 1941 г. удалось выставить 3509 самолетов всех типов». (http://www.soldat.ru/doc/stepanov.html)

Наконец. Воздушное министерство Британии в книге «Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации 1939–1945» http://lib.rus.ec/b/258910/read
дает такую оценку:
В начальной стадии наступления участвовало не менее 2770 самолетов из 4300, составлявших первую линию люфтваффе, в том числе:
дальние бомбардировщики - 775;
пикирующие бомбардировщики - 310;
одномоторные истребители - 830;
двухмоторные истребители - 90;
дальние разведчики - 340;
тактические разведчики - 370;
патрульные самолеты - 55;
всего 2770 машин.

История советской военной авиации началась в 1918 году. ВВС СССР были сформированы одновременно с новой сухопутной армией. В 1918-1924 гг. они назывались Рабоче-Крестьянским Красным Флотом, в 1924-1946 гг. - Военно-Воздушными Силами РККА. И только после появилось привычное название ВВС СССР, которое оставалось вплоть до распада советского государства.

Истоки

Первой заботой большевиков после их прихода к власти стала вооруженная борьба с "белыми". Гражданская война и небывалое кровопролитие не могли обойтись без форсированного строительства сильной армии, флота и авиации. В то время самолеты все еще были диковинками, их массовая эксплуатация началась несколько позднее. Российская империя оставила в наследство Советской власти один-единственный дивизион, состоявший из моделей под названием «Илья Муромец». Эти С-22 стали основой будущих ВВС СССР.

В 1918 году в военно-воздушном флоте было 38 авиаотрядов, а в 1920 году - уже 83. На фронтах Гражданской войны оказались задействованными около 350 самолетов. Руководство тогда еще РСФСР делало все, чтобы сохранить и преувеличить царское воздухоплавательное наследие. Первым советским главкомом авиации был Константин Акашев, занимавший эту должность в 1919-1921 гг.

Символика

В 1924 году был принят будущий флаг ВВС СССР (сначала он считался аэродромным флагом всех авиационных соединений и отрядов). Фоном полотнища стало солнце. Посередине была изображена красная звезда, внутри нее - серп и молот. Тогда же появились и другие узнаваемые символы: серебряные парящие крылья и лопасти пропеллера.

Как флаг ВВС СССР полотнище было утверждено в 1967 году. Изображение стало крайне популярным. О нем не забыли даже после распада СССР. В связи с этим уже в 2004 году похожий флаг получили ВВС Российской Федерации. Отличия незначительны: исчезла красная звезда, серп и молот, появилась зенитная пушка.

Развитие в 1920-1930-е гг.

Военачальникам периода Гражданской войны приходилось организовывать будущие вооруженные силы СССР в условиях хаоса и неразберихи. Только после разгрома "белого" движения и создания целостной государственности появилась возможность начать нормальную реорганизацию авиации. В 1924 году Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот был переименован в Военно-Воздушные Силы РККА. Появилось новое Управление ВВС.

В отдельное подразделение была реорганизована бомбардировочная авиация, в рамках которого формировались самые передовые на тот момент тяжелобомбардировочные и легкобомбардировочные эскадрильи. В 1930-е годы значительно увеличилось количество истребителей, а доля разведчиков, напротив, уменьшилась. Появились первые многоцелевые самолеты (такие, как Р-6, сконструированный Андреем Туполевым). Эти машины могли в равной степени эффективно выполнять функции бомбардировщиков, торпедоносцев и истребителей дальнего сопровождения.

В 1932 году вооруженные силы СССР пополнились новым типом воздушно-десантных войск. У ВДВ появилась собственная транспортная и разведывательная техника. Еще через три года, вопреки традиции, сложившейся во время Гражданской войны, были введены новые воинские звания. Теперь пилоты в ВВС автоматически становились офицерами. Стены родных училищ и летных школ каждый покидал в звании младшего лейтенанта.

К 1933 году на вооружение ВВС СССР поступили новые модели серии "И" (от И-2 до И-5). Это были истребители-бипланы, разработанные Дмитрием Григоровичем. За первые пятнадцать лет существования советский парк военной авиации пополнился в 2,5 раза. Доля импортных машин сократилась до нескольких процентов.

Праздник ВВС

В том же 1933 году (согласно постановлению Совета Народных Комиссаров) был учрежден день ВВС СССР. В качестве праздничной даты в Совнаркоме выбрали 18 августа. Официально день был приурочен к концу ежегодной летней боевой подготовки. По традиции праздник стал совмещаться с разными соревнованиями и состязаниями по технике пилотажа, тактической и огневой подготовке и т. д.

День ВВС СССР использовался для популяризации гражданской и военной авиации среди советских пролетарских масс. В торжествах по случаю знаменательной даты участвовали представители промышленности, Осоавиахима и Гражданского воздушного флота. Центром ежегодного праздника был Центральный аэродром имени Михаила Фрунзе в Москве.

Уже первые мероприятия привлекли внимание не только профессионалов и жителей столицы, но и многочисленных гостей города, а также официальных представителей иностранных государств. Праздник не мог обойтись без участия в нем Иосифа Сталина, членов Центрального Комитета ВКП(б) и правительства.

Вновь перемены

В 1939 году Военно-Воздушные силы СССР пережили очередное переформатирование. Их прежняя бригадная организация была заменена на более современную дивизионную и полковую. Проводя реформу, советское военное руководство хотело добиться повышения эффективности авиации. После преобразований в ВВС появилась новая основная тактическая единица - полк (в него входили 5 эскадрилий, что в сумме составляло от 40 до 60 самолетов).

Накануне Великой Отечественной войны доля штурмовой и бомбардировочной авиации была 51% от всего авиапарка. Также состав ВВС СССР включал в себя истребительные и разведывательные соединения. На территории страны действовало 18 училищ, в стенах которых подготавливались новые кадры для советской военной авиации. Методики обучения постепенно модернизировались. Хотя поначалу состоятельность советских кадров (летчиков, штурманов, техников и т. д.) отставала от соответствующего показателя в капиталистических странах, год за годом эта пропасть становилась все менее значительной.

Испанский опыт

Впервые после длительного перерыва самолеты ВВС СССР были опробованы в боевой обстановке во время гражданской войны в Испании, начавшейся в 1936 году. Советский Союз поддержал дружественное "левое" правительство, боровшееся с националистами. Из СССР в Испанию отправилась не только военная техника, но и летчики-добровольцы. Лучше всего себя проявили И-16, которым удалось показать себя гораздо эффективнее, чем это сделали самолеты люфтваффе.

Опыт, который получили советские летчики в Испании, оказался бесценным. Много уроков извлекли не только стрелки, но и воздушная разведка. Вернувшиеся из Испании специалисты быстро продвинулись по службе, к началу Великой Отечественной войны многие из них стали полковниками и генералами. По времени заграничная кампания совпала с развязыванием больших сталинских чисток в армии. Репрессии затронули и авиацию. НКВД избавился от многих людей, воевавших еще с "белыми".

Великая Отечественная война

Конфликты 1930-х годов показали, что ВВС СССР ничем не уступают европейским. Однако приближалась мировая война, и в Старом Свете развернулась небывалая гонка вооружений. Хорошо зарекомендовавшие себя в Испании И-153 и И-15 к моменту нападения Германии на СССР уже успели устареть. Начало Великой Отечественной войны вообще обернулось для советской авиации катастрофой. Силы противника вторглись на территорию страны неожиданно, за счет этой внезапности заполучили серьезное преимущество. Советские аэродромы у западных границ подверглись опустошительным бомбардировкам. В первые часы войны было уничтожено огромное количество новых самолетов, так и не успевших покинуть свои ангары (по разным подсчетам, таких оказалось около 2 тысяч).

Эвакуированной советской промышленности пришлось решать сразу несколько задач. Во-первых, ВВС СССР нуждались в быстром восполнении потерь, без которого невозможно было представить равную борьбу. Во-вторых, на протяжении всей войны конструкторы продолжали вносить детальные изменения в новые машины, таким образом отвечая на технические вызовы противника.

Больше всего в те страшные четыре года было выпущено штурмовиков Ил-2 и истребителей Як-1. Данные две модели в совокупности составили около половины отечественного авиационного парка. Успех «Яка» был обусловлен тем, что этот самолет оказался удобной платформой для многочисленных модификаций и улучшений. Исходная модель, появившаяся в 1940 году, множество раз переиначивалась. Советские конструкторы делали все, чтобы «Яки» не отставали в своем развитии от немецких "Мессершмиттов" (так появились Як-3 и Як-9).

К середине войны в воздухе установился паритет, а чуть позже самолеты СССР и вовсе стали превосходить машины противника. Создавались и другие прославившиеся бомбардировщики, в том числе Ту-2 и Пе-2. Красная звезда (рисовавшийся на фюзеляже знак СССР/ВВС) стала для немецких пилотов символом опасности и приближающегося тяжелого боя.

Борьба с люфтваффе

За период Великой Отечественной войны преобразился не только парк, но и организационная структура ВВС. Весной 1942 года появилась авиация дальнего действия. Это соединение, подчинявшееся Ставке Верховного Главнокомандования, играло важнейшую роль на протяжении оставшихся военных лет. Вместе с ним начали формироваться воздушные армии. Данные образования включали в себя всю фронтовую авиацию.

Значительное количество ресурсов вкладывалось в развитие ремонтной инфраструктуры. Новые мастерские должны были быстро чинить и возвращать в бой поврежденные самолеты. Советская полевая ремонтная сеть стала одной из самых эффективных среди всех подобных систем, возникших в период Второй мировой войны.

Ключевыми воздушными баталиями для СССР стали авиационные столкновения во время битвы за Москву, Сталинград и на Курской дуге. Показательные цифры: в 1941 году в боях участвовало около 400 самолетов, в 1943 году эта цифра выросла до нескольких тысяч, к концу же войны в берлинском небе сосредоточилось около 7500 машин. Авиапарк увеличивался со все возрастающими темпами. Всего за период войны силами промышленности СССР было произведено порядка 17 тысяч самолетов, а в летных школах обучено 44 тысячи летчиков (погибло 27 тысяч). Легендами Великой Отечественной стали Иван Кожедуб (одержал 62 победы) и Александр Покрышкин (на его счету 59 побед).

Новые вызовы

В 1946 году, вскоре после окончания войны с Третьим рейхом, Военно-Воздушные силы РККА были переименованы в Военно-Воздушные Силы СССР. Структурные и организационные перемены затронули не только авиацию, но и всю оборонную сферу. Хотя Вторая мировая война закончилась, мир продолжал пребывать в напряженном состоянии. Началось новое противостояние - на этот раз между Советским Союзом и США.

В 1953 году было создано Министерство обороны СССР. ВПК страны продолжал расширяться. Появлялись новые виды военной техники, менялась и авиация. Между СССР и США началась гонка вооружений. Все дальнейшее развитие ВВС подчинялось единственной логике - догнать и перегнать Америку. Конструкторские бюро Сухого (Су), Микояна и Гуревича (МиГ) вступили в свой наиболее продуктивный период деятельности.

Появление реактивной авиации

Первой эпохальной послевоенной новинкой стала опробованная в 1946 году реактивная авиация. Она пришла на смену прежней устаревшей поршневой технологии. Первыми советскими стали МиГ-9 и Як-15. Им удалось преодолеть скоростную отметку 900 километров в час, то есть их показатели были в полтора раза выше показателей моделей предыдущего поколения.

На протяжении нескольких лет обобщался опыт, накопленный советской авиацией в течение Великой Отечественной войны. Были выявлены ключевые проблемы и болевые точки отечественных самолетов. Начался процесс модернизации техники для усовершенствования ее комфортности, эргономики и безопасности. Любая мелочь (летная куртка пилота, самый незначительный прибор на панели управления) постепенно принимала современные формы. Для лучшей точности стрельбы на самолетах начали устанавливать передовые радиолокационные системы.

Безопасность воздушного пространства стала сферой ответственности новых войск противовоздушной обороны. Появление ПВО привело к разделению территории СССР на несколько секторов в зависимости от близости к государственной границе. По этой же схеме продолжала классифицироваться авиация (дальняя и фронтовая). В том же 1946 году воздушно-десантные войска, прежде входившие в состав ВВС, были выделены в самостоятельное образование.

Быстрее звука

На рубеже 1940-1950-х годов усовершенствованная советская реактивная авиация приступила к освоению самых труднодоступных регионов страны: Крайнего Севера и Чукотки. Полеты на дальние расстояния делались из-за еще одного соображения. Военное руководство СССР подготавливало военно-промышленный комплекс к возможному конфликту с США, расположенными на другом конце света. С этой же целью конструировался Ту-95 - стратегический бомбардировщик дальней авиации. Другим поворотным моментом в развитии советских ВВС стало поступление на их вооружение ядерного оружия. О внедрении новых технологий сегодня лучше всего судить по экспозициям расположенных в том числе и в «самолетной столице России» Жуковском. Даже такие вещи, как костюм ВВС СССР и другая экипировка советских пилотов, наглядно демонстрируют эволюцию данной оборонной отрасли.

Очередная веха в истории советской военной авиации осталась позади, когда в 1950 году МиГ-17 смог превысить скорость звука. Рекорд поставил знаменитый летчик-испытатель Иван Иващенко. Вскоре была расформирована устаревшая штурмовая авиация. Тем временем на вооружении ВВС появились новые ракеты класса «воздух-земля» и «воздух-воздух».

В конце 1960-х годов были сконструированы модели третьего поколения (например, истребители МиГ-25). Эти машины уже могли летать на скорости, в три раза превышающей скорость звука. В серийное производство были запущены "миговские" модификации в виде высотных разведчиков и истребителей-перехватчиков. У этих самолетов значительно улучшились взлетные и посадочные характеристики. Кроме того, новинки отличались многорежимностью в эксплуатации.

В 1974 году были сконструированы первые вертикального взлета и посадки (Як-38). Менялись инвентарь и оборудование пилотов. Летная куртка стала удобнее и помогала комфортно себя чувствовать даже в условиях крайних перегрузок на сверхвысоких скоростях.

Четвертое поколение

Новейшие советские самолеты дислоцировались на территории стран Организации Варшавского Договора. Авиация долгое время не принимала участия в каких-либо конфликтах, но демонстрировала свои возможности на масштабных учениях, таких как «Днепр», «Березина», «Двина» и т. д.

В 1980-х годах появились советские самолеты четвертого поколения. Эти модели (Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Ту-160) отличались на порядок улучшившейся маневренностью. Некоторые из них по-прежнему находятся на вооружении ВВС Российской Федерации.

Свой потенциал новейшая на тот момент техника раскрыла в Афганской войне, полыхавшей в 1979-1989 гг. Советским бомбардировщикам приходилось действовать в условиях строгой секретности и постоянного зенитного огня с земли. За Афганскую кампанию было совершено около миллиона боевых вылетов (при этом было потеряно около 300 вертолетов и 100 самолетов). В 1986 году началась разработка проектов военной Важнейший вклад в эти начинания внесло конструкторское бюро Сухого. Однако в связи с ухудшением экономической и политической обстановки работа была приостановлена, а проекты заморожены.

Последний аккорд

Перестройка ознаменовалась несколькими важными процессами. Во-первых, отношения СССР и США наконец наладились. Холодная война закончилась, и теперь у Кремля не было стратегического противника, в гонке с которым нужно было постоянно наращивать собственный ВПК. Во-вторых, руководители двух сверхдержав подписали несколько эпохальных документов, согласно которым, стартовало совместное разоружение.

В конце 1980-х годов начался вывод советских войск не только из Афганистана, но и из стран уже социалистического лагеря. Исключительным по масштабу был уход Советской Армии из ГДР, где находилась ее мощная передовая группировка. Сотни самолетов отправились на родину. Большая часть осталась в РСФСР, некоторые были перевезены в Белоруссию или Украину.

В 1991 году стало ясно, что СССР больше не может существовать в прежнем монолитном виде. Раздел страны на дюжину независимых государств привел к разделу прежде общей армии. Эта участь не минула и авиацию. Россия получила около 2/3 личного состава и 40% техники советских ВВС. Остальное наследство досталось еще 11 союзным республикам (прибалтийские государства не стали принимать участие в разделе).