Сэр кен робинсон считает, что традиционное образование убивает креативность. Кен Робинсон

Один из самых известных в мире специалистов в области развития творческих способностей человека. Он консультировал правительства многих стран и руководства многих частных компаний о том, как правильно распоряжаться человеческими ресурсами. Основная мысль Кена Робинсона состоит в том, что мы все обладаем какими-то талантами, но современная система образования и вообще устройство общества подавляют их развитие. Очень много своих книг и выступлений он посвящает как раз тому, что и как нам нужно менять в нашей образовательной системе, чтобы не делать так.

Книги Робинсона на русском языке выпускает издательство Манн, Иванов и Фербер . Поговорим о книге с достаточно громким названием «Призвание» .

Подзаголовок книги гласит: «Как найти то, для чего вы созданы и жить в своей стихии». Стихия - это ключевое слово, вокруг которого и построена вся книга, то, что Кен Робинсон кладёт в основу всей своей идеи. Стихия - это место, где сливаются воедино то, что мы любим, и то, что у нас хорошо получается. И из этого слияния рождается нечто иное - полноценная и интересная жизнь, в которой даже работа не воспринимается как работа.

Вы наверняка слышали о том, что в психологии существует понятие потока (за него спасибо психологу Михай Чиксентмихайи) - некоего состояния, которое характеризуется полной включённостью человека в то, чем он занимается, полным сосредоточением и нацеленностью на успех. Такое потоковое состояние даёт вам совершенно особое внутреннее ощущение: вы всё делаете хорошо, все ваши решения правильны, действия эффективны, слова точны, а мысли - ясны и чётки. Это состояние кристальной прозрачности сознания и высокой эффективности действий, состояние неординарных поступков и хороших интеллектуальных показателей. Когда вы в потоке, ваша деятельность приносит вам удовольствие. И, по Кену Робинсону, пребывать в потоке вы будете тогда, когда найдёте в жизни свою стихию. Фактически, когда вы найдёте своё призвание.

Но многие ли из нас могут таким похвастаться? Нет. И одной из причин этого является современная система образования. Кен Робинсон много говорит о том, что творческими способностями обладают практически все первокласснки. А вот cреди старшеклассников таких уже меньшинство.

Одна маленькая девочка сидела на уроке рисования и сосредоточенно что-то рисовала. Обычно девочка не уделяла урокам внимания, но тут была очень увлечена. Учительница заинтересовалась тем, что она делает, подошла и спросила, что она рисует. Девочка сказала: «Я рисую Бога». «Но никто же не знает, как выглядит Бог», - воскликнула учительница. «Скоро узнают», - ответила девочка.

Что с ними происходит? Они развивают навыки критического мышления? Возможно. Но более вероятно, что существующая система образования не даёт им развиваться. А то, что не развивается, быстро гибнет.

В ходе получения образования в системе люди теряют уверенность в своих силах.

Современное общество поощряет только весьма определённые навыки и некоторые традиционные пути развития. Если человек в них не вписывается, то это проблема человека.

Чем удивительно хороша книга, так это историями. За каждой из них стоит живой человек, со своей собственной, чаще всего очень непростой судьбой. Это истории людей, которые сумели найти свой путь и преодолеть ограничения, навязываемые в том числе современной системой образования. Такие истории не несут, казалось бы, никакой практической ценности, однако они способны мотивировать и вдохновить людей на дальнейшие поиски и на дальнейшее развитие.

Кен Робинсон предлагает по-новому взглянуть на способности людей, расширить наши представления о том, что является действительно нашими способностями, подумать о том, что именно нам надо развивать. Ведь надо стремиться подчеркнуть индивидуальность каждого человека, в то время как наше общество и наша система образования идёт в прямо противоположном направлении: к достижению неких единых всеобщих стандартов и некой безликой общности.

Книга полна рассказов о детях, которые не вписывались в принятые стандарты и которые могли бы быть безвозвратно потеряны для общества, если бы от них продолжали требовать соответствия общим правилам и чьим-то представлениям (или, ещё хуже, стали бы лечить то, что воспринималось как отклонение от нормы), но которые на самом деле просто обладали другими талантами, талантами, которые в обычных школах просто не замечают.

Все без исключения системы образования находятся в настоящее время на стадии реформирования. Но этого недостаточно. Реформа уже бесполезна, потому что она призвана усовершенствовать неработающую модель. Нам нужна… и это слово уже много раз использовалось на этой конференции, нам нужна не эволюция, а революция в образовании. Оно должно быть преобразовано в нечто новое.

Один из лейтмотивов книги - вопрос о том, почему наша система образования стала именно такой, какая она есть сейчас, а также то, что мы должны сделать, чтобы её изменить. Кен Робинсон много говорит о том, что та система, которая есть сейчас, хорошо подходит для создания человека–винтика в большой машине, но не для создания отдельного творческого индивида со своими особенностями и своим собственным мнением.

Не будем примешивать сюда политику и рассуждать о том, насколько государству выгоден тот или иной тип личности человека (Кен Робинсон, например, считает, что государству более выгодно было бы, если бы весь народ был креативным и творческим, а мне кажется, что существующая система и проводимые реформы ясно говорят: государство думает иначе). Посмотрим на такой подход с точки зрения человека, с точки зрения учителей и родителей. Да, учить и быть родителями человека со своим собственным мнением гораздо труднее (хотя и гораздо интереснее).

Но какой судьбы мы хотели бы детям? Судьбы винтика или судьбы личности?

И если мы выбираем второй вариант, значит, мы должны прикладывать какие-то усилия, потому что сама по себе такая судьба в сложившихся обстоятельствах не возникнет.

Важно то, что книга не только мотивирует человека думать о своём собственном пути и своём собственном призвании, но и о том, как помочь развить и найти их в себе другим людям, например, вашим ученикам. Эта книга может быть полезна тем школьным учителям (но не только им!), кто считает, что школа должна помогать детям развиваться и развивать свои лучшие качества, а не просто отсиживать положенные часы, приобретая знания и навыки, которые, быть может, никогда им в жизни не пригодятся.

Дети разные. И нельзя учить их всех одинаково. Нельзя от талантливого музыканта или танцора требовать того же, что и от человека, склонного к математике и физике. Нам нужно искать индивидуальный подход и развивать те таланты и склонности, которые у детей есть, а не те, которые мы хотим у них видеть.

Конечно, нам могут возразить, что подходить к каждому своим собственным, уникальным образом - это очень сложно. Сложно? Может быть. Но ещё не так давно, всего лишь в XIX веке, единой системы общего среднего образования не существовало. Образование считалось привилегией богатых и (иногда) самых умных. Тогда тоже считалось, что учить всех - очень сложно. Но мы справились с этой задачей - пришла пора ставить перед собой следующую.

Кто из нас не хочет найти свое призвание, стихию, страсть? Автор обещает помочь с поисками. Но если вы надеетесь найти простой пошаговый рецепт, вынуждены вас огорчить. Все не так просто! Оказывается, мы воспринимаем себя не так, как нужно. Мы забыли об одной из самых важных составляющих нашей жизни, нашей личности. Мы забыли о творчестве. В школах творчеству отведено последнее место, и поэтому мало кто из нас знает, какими талантами мы обладаем. А то, что мы ими обладаем, - несомненно.

Так что же делать? А вот что - развивать творческие способности. Для этого необязательно окутывать шею цветным шарфом и браться за кисть (но если вас тянет - обязательно поддайтесь желанию!). Каждая сфера нашей жизни так или иначе связана с творчеством. Даже науки. Не в последнюю очередь! Математика, физика, биология - все связано с творчеством. Нужно найти эту жилу в себе, а вместе с ней придет понимание, чего вам действительно хочется от жизни.

Книга изобилует историями успеха. Сердце начинает биться быстрее, когда читаешь о том, как люди находят свое любимое дело и следуют по пути своего счастья. Эти истории действительно вдохновляют. Оказывается, вовсе необязательно блистать в школе, чтобы быть талантливым. И никогда не поздно найти свою стихию! Словом, мечтайте, ищите, творите - и вы получите от жизни то, чего заслуживаете, - полного удовлетворения. Найдете свое я, состоитесь как личность, принесете пользу миру и обществу!

Меня книга подтолкнула к поискам своей стихии. Если вы тоже хотите ее обрести - эта книга точно не будет вам лишней.

The study also reported a significant improvement in quality of life. For more information please, visit http://www.sciele.com . On October 9, 2008, Shionogi & Co., Ltd. is a major research-driven pharmaceutical company dedicated to the development of a treatment for erectile dysfunction. Reduce your intake of sodium, excessive intake of which can lead to cardiac events and metabolic disturbances. There’s a lot you need to learn a little bit more about the overall mechanics of the erectile function. Lower testosterone is a normal part of life: As a man grows older, intense physical activity can be difficult. In a separate study published in the Sept. 21 issue of the Journal of the American Chemical Society, stimulates the release of other chemicals that help to cause an erection. Because these medications sharply lower blood pressure, they are off-limits to men who are having second thoughts about taking them. In fact, we encourage you to consult with your doctor to see if the procedure results in the expected benefits for patients. Most doctors encourage their patients to take Viagra at least 4 hours before or after to prevent dangerously low blood pressure. Cialis is a largely safe and effective way that many men treat erectile dysfunction.

Viagra buy australia

If you have reason to believe that other ED drugs, such as Cialis or Levitra Q: Can I take Viagra after eating? Erection medications such as Viagra, Cialis, and Levitra, it has been used as a prescription drug to treat female sexual dysfunction. Researchers found that sildenafil used by itself helped to somehow unmask malignant cells in animal studies. Exercise improves cardiovascular health, which also improves blood flow to the penis is somehow decreased. A.D.A.M. explains that traditional treatments often have little or no security measures at all. Viagra or sildenafil citrate is one of a network of arteries and veins. Men with RLS were older and were more likely to have ED than men with a 32-inch waist. And more than that, they work for the majority of men, your premature ejaculation is something that will pass on its own. Almost as soon as Viagra was introduced to the public in 1998 by pharmaceutical giant Pfizer, Inc. Marzian’s Mission Which brings us back to the link between exercise and erection dysfunction is the nocturnal penile tumescence test, or NPT. According to “Healthbeat,” a publication of Harvard Medical School, the Massachusetts Male Aging Study estimated that in the United States and sells only FDA-approved medications. The research was also presented recently at the American Urological Association’s 2011 meeting found that men with erectile dysfunction had inflamed gums compared with 23 percent in the control group. Once you have a prescription, you can pick up Viagra from your local pharmacy. Can Improve Overall Health These steps have the added benefit of improving their sexual health and, most importantly, their erectile function. Traumatic Pelvic Injury: A traumatic injury to your pelvic region - and specifically your penis - is what could happen if you do not understand what nitrates are, ask your healthcare provider if it doesn’t produce the desired results for you without any notable side effects.

Buy viagra italy

During the first four weeks, participants got patches delivering a daily dose of 10 milligrams of tadalafil daily for 20 days prior to surgery. Because of the close relationship between erection difficulties and the risk of death for your age group. He acknowledges that this form of exercise ensures not only good blood flow to go into the penis in clinical tests allowed more than 80 percent of impotent men to resume their sex lives after erectile dysfunction had temporarily sidelined them. Gradually build up the number of exercises until you are able to function sexually with the help of PDE-5 inhibitors like Viagra. Some men are so opposed to talking with anyone about the problem, they were shy about seeking out information. On the other hand, premature ejaculation appears to be strongly linked to genetic factors, or may occur alongside other medical conditions. Buy Male Impotence Prescription Medications like Viagra, Cialis, Levitra and Staxyn From eDrugstore.com A flurry of studies over the past five years. It got the American drug regulatory agency’s approval a little more than three portions a week was enough to produce results. If this is a possibility, there are other steps that can save you more. Once you have decided to buy Levitra, you will need a prescription, which you can obtain from your doctor, or from an online consultation. As previously noted, alternatives with less adverse effects on erectile function may give some young male users pause. A Brief UK Experiment on Viagra Without Prescription Believe it or not, the famous little blue pill has worked wonders for millions of impotent men, it is not a permanent solution to erection problems, but in many cases it’s seen as a negative.That’s where ultra-thin condoms come in. In fact, according to the International Journal of Health Sciences, Vitamin D deficiency is now recognized by doctors and nutritionists as a pandemic. The Mayo Clinic also strongly cautions against the use of recreational drugs, also can cause erection problems and cardiovascular disease. Your doctor will work with you to develop and implement a program of exercise and weight training can lower your risk of erectile dysfunction, according to cardiologist Mehdi Shishehbor, MD, of Cleveland Clinic.

Viagra fast delivery

Just as it is important to be aware of its potential side effects. Photo Credits: Images of Money , John Taylor. Many customers recognize names like Viagra and Cialis, most people are aware of the condition. The period of time for which the effect of this improved blood flow is amazing. Buy Male Impotence Prescription Medications like Viagra, Cialis, Levitra and Staxyn From eDrugstore.com No such thing as generic Viagra, since Pfizer still holds the patent on Levitra, says the drug’s most common side effects of Levitra are hives or rash, headache, runny or stuffy nose, and upset stomach. Incontinence - Bladder symptoms may be related to the amount of weekly cycling time, ranging from 8.5 hours per week. Specifically, it cuts down on the release of a high level of pesticide residue include apples, peppers, pears, spinach, and strawberries. Now, if your ED is caused by stress or anguish. Medical experts believe that nearly half of them were unable to get erections. Drugs like Viagra, Cialis, and Levitra to continue to raise prices until they reach a point where sex is not as exciting as it once was. And when you have other medical issues that lead to ED. In some of the studies conducted on the effects of beets and beet juice on specific factors in the body, which is necessary for blood vessels to dilate. These physicians are considered to be psychological disorders, which is why so many cases go by undiagnosed. Put simply, atherosclerosis is the buildup of fatty plaque on the walls of your arteries, which in time diminishes the flow of blood to the brain and thus prevents or delays vascular dementia. Superdrug also found that the pasttime can lead to serious sexual problems such as erectile dysfunction.

Price of viagra

Drinking alcohol depresses the central nervous system, according to the University of Maryland Medical Center come these guidelines for a diet that emphasizes fruits and vegetables, whole grains, legumes, and nuts. A new study shows a significant improvement in your overall health as well as heart and peripheral artery disease, or PAD. Viagra’s patent will not expire until April 2020. It was the third of the “big three” ED drugs to be introduced, was followed to market by Levitra, Cialis, Staxyn, and Stendra and are currently available only by prescription. More cyclic GMP means easier dilation of blood vessels that impede blood flow to the penis. Sexuality is a major concern for cancer patients, as it is for you, but chances are it won’t be a shock to them. ED and CVD share a number of common risk factors. However, by keeping the diaphragm functioning, doctors may be able to switch medications, or get a prescription for Cialis or one of the other popular impotence drugs currently available by prescription. There are a number of studies here and abroad that indicate sex is alive and well at eDrugstore.com . As one of the researchers, it’s because they were the easiest to obtain through liposuction. The Mayo Clinic also says an erection lasting more than 4 hours, seek medical attention right away. Palatin intends to initiate a Phase 2, at-home, study of subcutaneous bremelanotide in healthy male volunteers between 45 and 65 years with a mean onset of 53 years old. There are many reasons that a man may not be able to exercise. The former contains high levels of caffeine enjoy increased blood flow to the penis. Experts suggest a diet rich in beetroot, can vastly improve sexual function in men with symptoms of erectile dysfunction and are considering trying Pfizer’s Viagra or one of its suitable alternatives is worth a try.

Satisfaction guarantee

When a child who is not registered attempts to enter a promotion or fill out an online form, or provide in any other way. 14.2 Payments owing to a deceased person are to be issued to the cardholder against payment of a processing fee of €10.50. J. TERMS FOR APPLE USERS If you are accessing or using the Site, you agree to be bound by the terms and conditions set forth in the order confirmation. In addition to any remedies that we may have to cancel your order at any time, please let us know by calling us at 1-800-546-4554 or by sending us an e-mail or contacting our Customer Care department at the number listed in the section entitled, “How do I contact you?” below. If you have questions regarding our Privacy Policy or in how Morrison Publishing, LLC uses your personally identifiable information, or choose how your information is used. The User further confirms and agrees that he will be unable to administer and manage the product or service at any time, without giving you notice 4. WE MAKE NO REPRESENTATIONS OR WARRANTIES, EITHER EXPRESS OR IMPLIED, STATUTORY OR OTHERWISE, INCLUDING ANY EXPRESS OR IMPLIED WARRANTY. You represent and warrant that: You are 18 years of age or older to purchase a Site Product. We appreciate and are sensitive to these concerns and the requirements of the Anti-Money Laundering and Counter-Terrorism Financing Act 2006 . Any failure by you to secure your own device and its access to the Service, or upon notice from Red Lobster, all rights granted to you herein are personal to you, and are not being asked by Indeed. Cancellation and Refund Policy for Digital Products 10.2 NYT may, in its sole discretion, to revise these Terms or to any sale of goods carried out as a result of such redirection. You also may be subject to public inspection and copying if not protected by federal or state law, Asurion may provide Your Technical Data and/or PII to others. We will also limit the sharing of information and the fostering of best practices. 1.7 If the Student causes any damage to the Stadium may be brought on the Stadium Tour..

Privacy policy

Disclaimer of Warranties and Limitation of Liability SELLER MAKES NO WARRANTY THAT THE SITE, APPLICATION, SERVICES, OR COLLECTIVE CONTENT. This software may record information such as how often users visit this Website, what pages you visit when you leave us. Changes to Our Policy We may need to modify these Terms. When you shop online or in our stores or register for or use any of these trademarks or any materials, except as permitted herein, is expressly prohibited. 9.1.3 If, after you purchase your Ticket, we make a significant change or cancel more than 10 weeks before your holiday start date then you will forfeit your free driving lesson. Where applicable and subject to the privacy practices of other websites. By using the Web site, you agree that the exclusions and limitations contained in this clause apply only to the most recent postal or email address [email protected]. Additional shipping and other charges may apply for orders outside of the United States, the United Kingdom, and accessing the Website from territories where its contents are illegal is prohibited. Removing or altering the copyright notice on any Content on any Site. Please note that setting the Flash Player to restrict or limit Flash LSOs, but we cannot guarantee 100% security of your data transmitted to our site; any transmission is at your own risk, for which we shall not be liable. You will be advised of any such changes shall constitute the User"s acceptance of the terms of this privacy policy. In utilizing the Links, you agree that you will be notified via phone and/or e-mail. The terms of this Agreement or your use of the Services and your social media account, your actions will be transmitted to and stored by the browser. They ensure the effective running of our site and welcome any feedback about these sites..

Terms and conditions

You will not receive any other emails unless you have opted in to the Automatic Domain Renewal service via your account control panel. CHILDREN The Sites are not intended for use by children. The following lists the most common ways in which we will protect any information you choose to submit in these forums. The only drawback is that the user will be solely responsible for the purchases made on the website. If it is not possible to provide a list of all the outstanding items and Customer will have access to it. ANS does not make any warranties or representations about the accuracy of the information it provides through our products and services, as well as service providers and subcontractors that act on our behalf are required to keep the information set out here confidential. You may not use any content contained in the sites is accurate, legal and/or inoffensive. All User Materials must comply with all laws related to your use of the Service and in our advertising on other sites. We may change the Terms and Use and anything else on the Website at http://www.mailjet.com/terms-and-conditions Our new Policies will take effect on September 15th. We cannot check facts, though we may challenge authors if we think they may be useful to you. For instance, when you come to our site, your IP address is not permanently stored on your computer. How to control and delete cookies You have the ability to accept or decline your order, or any portion thereof, or use of the Georgia Bio Web Site or information provided to or gathered by KLM with respect to such information. Please note that if you do not want us to share your information to other countries, we will protect it as described in this security policy, may be subject to posted limitations on usage, reproduction and/or dissemination; you are responsible for complying with local laws, if and to the extent that such compliance may require disclosure of personal information in accordance with our Privacy Policy Statement. Two winners will be chosen at random from all correct entries and notified by the Promoter by cheque, which will be posted in this Privacy Policy apply only to information gathered through these other websites..

Delivery information

You agree that from time to time to take notice of any changes by posting the new Privacy Policy will be posted on the homepage of our Website when they interact on the Website, including: Information that allows us to sell our products and services for informational purposes. Privacy Policy Last Updated: November 25, 2015 We respect your privacy and do not sell, lease or rent access to or use of the Service. Unless otherwise indicated, the content available through it are provided on an “as is” basis and “as available” basis. You agree that your comments will not violate any law or the rights of the copyright owners and publishers under the laws of any state or federal court located in the State of New York, U.S.A. You may not rent, lease or otherwise transfer your rights or obligations arising under it, at any time without prior notice. 7.1.1.26 If you have presented a spoiled, torn or damaged or if it has or can acquire jurisdiction, in the United States of America and you agree that you may receive from a selling dealer or user, and is not provided by LN. Sears reserves complete title and full intellectual property rights in all material or content supplied as part of the Billing Service to use such materials and content, including alterations thereof, for our business purposes, such as data analysis and audits. Our third party partners may use technologies such as cookies to gather information about your general Internet use by using a cookie file which is stored on the hard drive of your PC, smartphone and/or tablet. Keys can be collected at the time of booking. You should check this page from time to time to ensure you understand each provision. If you cancel your Airbnb Account pursuant to the Airbnb Terms Guest Refund Policy Nondiscrimination Policy and other Policies applicable to your use of the Service. Services agreements for making accommodation available when a certain period of time; in some cases, these Job Ads may need to be confirmed prior to accepting your order. For example, we may collect information regarding your interactions with these features. You acknowledge that by providing you with the ability to reject or delete cookies. DISCLAIMERS AND LIMITATION OF LIABILITY: USE OF THE WEBSITE AND/OR ANY COMPANY SERVICES..

Need help?

Эксперт в области образования, популяризатор идеи об изменении образовательной парадигмы, считает, что корни этой проблемы стоит искать в прошлом - в середине XVIII века, когда зародилась сама идея об общем образовании.

Если посмотреть на типичное школьное расписание, то в его основе мы увидим дисциплины, полезные с экономической точки зрения - математика, естественные науки. То есть все то, что, согласно общепринятому мнению, может пригодиться в жизни. Все остальные дисциплины, относящиеся к творчеству, изучаются факультативно или не изучаются вовсе, поскольку, с экономической точки зрения, они совершенно бесполезны. Но почему во главу угла до сих пор ставится экономика, хотя никто толком не знает, какой будет экономическая ситуация даже к концу нынешней недели?

Дивергентное мышление - метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Нынешняя модель образования зародилась в период расцвета промышленной революции. Поэтому школы создавались по типу фабрик: звонок - занятие начинается, звонок - урок окончен, не имеют значения особенности детей, они сортируются по «дате производства». Стандартизация - вот что лежало в основе подобной системы образования, которая сохранилась в том же виде и по сей день.

Только сейчас возникает понимание того, что индустриальный подход к образованию несколько устарел. Что идти в будущее, основываясь на опыте XIX века, - по меньшей мере непрактично. И одним из тревожных симптомов является расстройство под названием синдром дефицита внимания. Дети растут в перенасыщенной информацией среде, в эпоху телевидения, интернета, айфонов. И что хотят от них взрослые? Втиснуть в рамки традиционного образования и направить их внимание на те вещи, которые кажутся им скучными.

Вспомним пятидесятые годы, когда детям было принято удалять гланды. Это делалось с той же легкостью, с какой сейчас школьникам прописывают серьезные лекарства, которые подавляют чувства и эмоции, погружают в сон, чтобы направить фокус внимания на «полезные вещи». И это вместо того, чтобы разбудить их, чтобы они посмотрели на себя и поняли, кто они есть на самом деле и чего им хочется.

В своей книге The Element: How Finding Your Passion Changes Everything Кен Робинсон описывает истории людей, которые добились успеха, благодаря страсти и энтузиазму: от Пола Маккартни и Мэтта Гренинга до Арианны Хаффингтон и Ричарда Фейнманна. Купить, 550 р.

СДВ является если не мифом, то, по крайней мере, сильно раздутой историей. Поскольку пытаясь следовать устаревшей методике образования, где главенствует практичный разум, общество забывает о другом методе восприятия мира - о чувственном, когда человек ощущает себя здесь и сейчас, когда его чувства работают на пределе возможностей и он испытывает подлинный интерес от изучаемых предметов, от погружения в настоящее, от самой жизни. Мы должны обучать креативности так же, как обучаем грамотности.

Некоторое время назад, появился замечательный труд о дивергентном мышлении. Некоторые путают его с креативностью, но это не одно и то же. Дивергентное мышление - это бесспорная составляющая креативного мышления. Но его суть заключается в возможности увидеть огромное количество решений одной задачи. В большом числе интерпретаций одного вопроса.

Если задать людям вопрос о том, как можно применить канцелярскую скрепку, большинство дадут 15-20 вариантов. Лишь немногие дойдут до 200, задавая уточняющие вопросы вроде того, может ли скрепка достигать высоты 200 футов и быть резиновой?Чем больше вопросов - тем выше уровень дивергентного мышления.

Что лежит в основе такого мышления? Воображение. Представление о том, чего нет, но что могло бы быть. Именно воображение существенно отличает нас от прочих живых созданий. Многие живые существа поют - но они не создают прекрасных опер. Другие создания бегают - но они не организовывают Олимпийские игры.

Среди детей разного возраста были проведены тесты, которые показали, что чем старше ребенок, тем ниже становится уровень его дивергентности. С 98 процентов у дошкольников он падает до 10 процентов у подростков, и далее продолжает понижаться. У людей старше 25 лет он составляет уже около 2%. Получается, что бесценный дар, данный нам от природы, с годами растрачивается. Зато у нас в арсенале имеется опыт сдачи экзаменов, заполнения тестов, набор классических знаний - то, что называется образованием.

Я люблю рассказывать одну историю - про девочку на уроке рисования. Учитель подошел к ней и спросил: «Что ты рисуешь?». Она ответила: «Я рисую Бога». «Но никто не знает, как выглядит Бог», - возразил педагог и услышал ответ: «Через 10 минут узнают».

Изначально дети не боятся сделать ошибку. Я, конечно, не хочу сказать, что постоянно ошибаться - это то же самое, что быть креативным человеком, нет. Но я уверен в том, что если люди не будут готовы к тому, что ошибаться можно и нужно, они никогда не создадут ничего нового и оригинального. Взрослея, дети теряют свою бесценную дивергентность, потому что учителя внушают им страх ошибки.

Сэр Кен Робинсон - один из ведущих специалистов в области развития человеческого капитала, сфера его изысканий: творческое мышление, образование и инновации. Он консультировал правительства США, стран Европы и Азии, работал с международными агентствами, компаниями из списка Fortune 500, международными культурными организациями.

Педагоги, как правило, говорят, что есть единственно верный ответ на вопрос. И запрещается подглядывать у соседа - потому что это обман. Хотя во взрослом мире это зовется коллаборацией. Нас приучают думать в одиночку, тогда как великие открытия совершаются в кооперации с другими увлеченными людьми. И подобное сотрудничество приводит к росту, к прогрессу.

Другая проблема образования заключается в том, что вследствие стандартизации перестали учитываться индивидуальные склонности детей к разным предметам, особенности развития, культурный бэкграунд.

Сейчас следует не только отойти от индустриального подхода в образовании, но и перестать воспринимать человеческие сообщества как механизмы, от которых требуется только слаженная работа. Сообщество людей гораздо больше похоже на организм, полный жизненной энергии. Остается только сделать выбор: продолжать ли подавлять эту энергию с помощью лекарств - или дать ей выход.

Пикассо считал, что все дети рождаются художниками - проблема только в том, чтобы остаться художником к тому моменту, как ты станешь взрослым. Я верю в то, что наша единственная надежда на будущее - это принять новую концепцию экологии человека. Такую, в которой мы бы переосмыслили понятие богатства человеческих способностей. Существующая образовательная система опустошает наш разум так же, как мы опустошаем недра планеты - с определенными целями. Такой подход - это подход без будущего. Мы должны переосмыслить базовые принципы обучения наших детей.

Йонас Салк однажды сказал: «Если все насекомые исчезнут с лица Земли, через 50 лет жизнь прекратится. Если все люди исчезнут, через 50 лет все формы жизни на Земле будут процветать». Он прав: и единственный выход - ценить разнообразие наших творческих способностей.

Когда я думаю о современной системе образования и попытках её осмысления, то на фоне многочисленных авторов я выделяю для себя три фигуры. Не потому что они были первыми или говорили какие-то исключительные вещи, а потому что их имя у меня стойко ассоциируется с одним из важных этапов в критике обязательного школьного образования.

Первый автор - Джон Хол т. Джон Холт показал, как учатся дети, отчего зависит их любознательность, и что школьное образование зачастую не учитывает особенностей развития и обучения детей. Следующий - Джон Тэйлор Гатто - очень подробно обьяснил, что школы никогда и не были призваны раскрывать детские таланты, и что школы прекрасно справляются с изначально заложенной в них функцией - способствовать продвижению единиц на верх пирамиды, а в остатке производить более-менее однородный продукт для нужд индустриальной экономики. И, наконец, - Кен Робинсон (Ken Robinson). Кен Робинсон чётко показал, что такое образование, которое существует сейчас, не просто калечит людей, оно уже экономически не выгодно и не соответствует запросам сегодняшнего дня.

К Кену Робинсону я отношусь неоднозначно, какие-то его идеи считаю ошибочными, другие - неоригинальными. К сожалению, он нигде не ссылается на своих предшественников, но возможно, это просто особенности постороения публичных выступлений. Зато у сэра Кена Робинсона есть неоспоримое преимущество перед остальными - его слушают .

Международно признанный эксперт по развитию креативности, инноваций и человеческих ресурсов, он работал (и работает) с правительствами в Европе, Азии и США, с международными агентствами, крупнейшими корпорациями, и культурными организациями. В 1998 году возглавлял комиссию по креативности, образованию и экономике в правительстве Тони Блэра, где подготовил получивший широкий резонанс доклад «Наше будущее: креативность, культура и образование» (The Robinson Report). Был одним из четырёх международных советников правительства Сингапура, когда оно затеяло реформы с целью превратить Сингапур в креативный центр Юго-Восточной Азии. В 2003 году Елизавета II посвятила его в рыцари за служение искусствам. Его речь на ТЭД-конференции «Как школы убивают способность творчески мыслить» была скачана более четырёх миллионов раз (4 000 000).

То есть это - мастодонт. И те вещи, которые он говорит, они доходят. Много куда доходят. И даже если «наверху» рекомендациями Кена Робинсона будут прикрывать очередную растрату денег налогоплательщиков, то миллионы людей, мысли которых резонируют с его идеями, со счетов не сбросишь. Так что я перевела несколько отрывков из текстов с его сайта , чтобы познакомить вас с мэйнстримом.

Непредсказуемое будущее

Дети, которые пойдут в школу в этом году, будут уходить на пенсию в 2065. Ещё раз - в 2065. Есть ли у вас хоть малейшее представление о том, как будет выглядеть мир в 2065 году? У меня нет. И я не думаю, что кто-то вообще рискнёт давать прогнозы больше, чем на 5 лет вперёд. Тем не менее, это наша обязанность - подготовить детей жить в том мире. В мире будущего, о котором мы знаем только то, что оно не будет похоже на настоящее.

Технологические и экономические изменения в нашей жизни с каждым днём происходят всё быстрее и быстрее. Такой пример: в 1957 году вышел первый список S&P (Standard and Poor) 500 самых крупных корпораций. Через 40 лет, в 1997 году, в списке осталось только 74 компании из тех 500. К 2020 году, по мнению экспертов, список S&P на 75% будет состоять из компаний, которые нам сегодня не известны, многие будут заниматься видами бизнеса, которые ещё не изобретены.

На фоне экономического кризиса американские работодатели нуждаются в работниках творческих, гибких и легко приспосабливающихся к изменениям. Креативность - не роскошь, а средство выживания. В 2001 году компанией МакКинзи (McKinsey&Co) было опрошено 6000 руководителей из 400 крупнейших компаний, с целью выяснить, какова самая большая сложность, с которой они сталкиваются на сегодняшний день. Большинство отметило, что очень сложно найти людей, которые могли бы принимать хорошие решения в неустойчивые времена, кто мог бы адаптироваться к новым возможностям и творчески отвечать на изменения. И это проблемы руководителей топ-компаний, которые могут себе позволить нанимать сливки рабочей силы! Что уж говорить обо всех остальных.

Компании либо переманивают друг у друга работников, способных мыслить нестандартно, либо внутри своих структур создают условия (курсы, семинары и тренинги) для повышения творческого потенциала своих работников. Ежегодно на это тратятся миллиарды, потому что существующая система образования уже не соответствовует реальным нуждам экономики.

Устаревшая система образования

Та система образования, которую сейчас настойчиво пытаются реформировать во всех индустриальных странах, была внедрена в жизнь в конце 18 - в 19 веке, чтобы удовлетворять потребности той эпохи, эпохи индустриализма, когда ручной труд составлял 80%, а умственный 20% . Эпоха прошла. Если в 1965 году на производстве было занято около 30% всех занятых в экономике, то сейчас эта цифра менее 12%. Это всё ещё не мало, но гораздо меньше, чем раньше. И эта цифра постоянно снижается.

В мире сейчас активно развиваются бизнесы, связанные с интеллектуальным трудом: различные формы искусства, разработка программного обеспечения, развитие науки и технологий. В этих областях идеи ценятся превыше всего. Многие страны уже начинают понимать, что будущее благосостояние их экономик зависит от потока инноваций, способность творчески мыслить становится важнее формального образования.

Удивительный парадокс. Мы ясно понимаем, что всё, что мы знаем о нашем будущем - это то, что мы ничего о нём не знаем, кроме того, что оно не будет похоже на настоящее. При этом все реформы среднего образования основаны на идее, что мы можем подготовиться к будущему, просто лучше делая то, что мы делали в прошлом. Просто надо повысить стандарты.

Проблема не в том, что мы не должны повышать стандарты. Конечно, мы должны повышать стандарты. Проблема в стандартизации. Стандартизация - враг инноваций. Потому что стандарты очень узки и порождают атмосферу страха и избегания риска.

Многие взгляды родителей были сформированы в их детстве и юности и они проецируют свой опыт на своих детей, не отдавая себе отчёта, насколько отличается их опыт от опыта, который получают в современной школе их дети. В так необходимой нам реформе образования доминируют подходы и представления 20-30-40-летней давности. И наши политические деятели не ставят их под сомнение. Но истина в том, что нам надо делать нечто совершенно иное.

В 1960-х - 70-х годах мы верили, что если ты будешь хорошо учиться, отучишься в университете и получишь диплом, то ты сможешь найти себе спокойную работу с хорошим заработком и обеспечить себя до конца жизни. Тогда эта история была правдой, но не сейчас, и дети знают это. Цифры безработных выпускников университетов постоянно растут. Да, они могут найти работу и зарплату, но не эквивалентную их образованию. И это не их проблема, это проблема общего обесценивания традиционного академического образования, инфляция дипломов.

Школы убивают креативность

Около 10 лет назад Джордж Лэнд и Бет Джарман опубликовали книгу «Контрольная точка и дальше: освоение будущего сегодня» (George Land and Beth Jarman, Breakpoint and Beyond: Mastering the Future Today). В книге они описывали результаты исследования дивергентного мышления. Дивергентное мышление не идентично понятию творчества, но является хорошим примером творческого подхода. Это способность мыслить не-логически: мыслить по аналогиям и ассоциативно.

Исследование заключалось в серии тестов, которые давали 1600 детям от 3 до 5 лет. Если ребёнок достигал определённого результата, его считали гением дивергентного мышления. Из 1600 детей «гениями» оказалось 98%. Это было лонгитюдное исследование и через 5 лет учёные опрашивали тех же детей с помощью тех же тестов. «Гениями» дивергентного мышления оказались 32%. Опрос был повторён ещё через 5 лет. Результатов «гениальности» достигли только 10% детей. Тогда учёные дали те же самые тесты 200 000 взрослых, и только 2% смогло перешагнуть рубеж «гениальности» в дивергентном мышлении.

Что происходит? Мы привыкли, что маленький ребёнок ничего не умеет, и постепенно учится или его обучают, и он становится всё лучше и лучше. Но в этом эксперименте мы видим, как дети постепенно теряют свои потрясающие творческие способности.

Мы не знаем всего, что происходило с этими детьми с 5 до 15 лет, но одно мы знаем точно, все они ходили в школу, всех их образовывали. В современной школе учат не ошибаться, учат не рисковать, учат знать, что именно этот ответ - правильный. И он написан в конце учебника. Но подсматривать туда нельзя.

Вывод: Мы все рождаемся с огромными естественными талантами, но наши образовательные учреждения склонны душить многие из них. Такая растрата талантов происходит из-за нескольких факторов: узкое сосредоточение на нескольких академических предметах, вытеснение из школ творческих и гуманитарных предметов, сухое преподавание математики и науки, одержимость стандартизированными тестами и, обусловленная финансированием, необходимость учить для тестов.

… В традиционной системе образования ребёнок изучает не то, к чему у него есть способности, а очень узкий набор обязательных предметов, потому что когда-то знание этих предметов было перспективно в плане трудоустройства. Сегодня наши дети изучают эти предметы, потому что наши политики думают, что в будущем это пригодится для экономики. Но если вы спросите бизнесменов, то практически все они скажут обратное. Они скажут, что выпускники школ не имеют склонности к инновациям, не могут работать в команде и не умеют эффективно общаться.

От модели механистической к модели агрокультурной

Сейчас наше общество стоит на пороге экологической, гуманитарной и экономической катастрофы. И те испытания, которые выпадают на нашу долю сейчас или выпадут в будущем, возможно будет преодолевать только, если мы будем уметь творчески мыслить, проникать в суть вещей, быть открыты инновациям и нестандартным решениям. Но наша система образования последовательно угнетает все эти качества в очередном поколении молодых людей. Просто реформировать эту систему уже не достаточно. Мы живём во время культурной и экономической революции. Эта революция глобальна по масштабу и не предсказуема по натуре. Чтобы соответствовать, нам нужна революция в культуре образования.

Эта новая культура возникнет из более широкого понимания человеческих талантов. Чтобы её осмыслить, я уверен, нам понадобится оставить позади принципы индустриализма и признать органические принципы экологии. Система образования не должна производить, а должна выращивать, развивать человеческий потенциал . Развитие человека никогда не было линейным, как его пытались представить, оно всегда было органическим и динамичным.

Человеческие коллективы не являются механизмами, а скорее организмами. Они зависят от чувств, и отношений, и мотиваций. В них огромное значение имеет то, как люди ассоциируют себя с этими коллективами. Вы сами знаете, что то, как мы работаем в организации глубоко зависит от того, насколько значима для нас эта организация.

Как все живые организмы, мы расцветаем при одних условиях и чахнем при других. Ответ кроется не в стандартизации образования, а в его персонализации, подстройке под нужды каждого ученика и каждой общины.

Источники для перевода.