Шипящие звуки. Согласные звуки русского языка (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие, свистящие)

В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах.

В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:

б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з],
к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с],
т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].

Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука.

В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука.

Итого 33 буквы (10 гласных + 21 согласных + «ь» и «ъ»), обозначающие 42 звука (6 гласных и 36 согласных) далеко не все звуки речи, а только основные.

Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой.

Согласные звуки делятся на:

  • звонкие и глухие,
  • твёрдые и мягкие,
  • парные и непарные.

Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные делятся на твердые и мягкие , такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.

Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости . Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:

  • согласные звук является твердым, если после него стоят согласные: а, о, у, ы, э;
  • и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.

В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й ], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.


Глухие и звонкие согласные звуки

Согласные делятся на звонкие и глухие звуки . При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.

Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников

Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.

Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

Сонорные согласные

Сонорные согласные звуки - это звонкие непарные согласные.

Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Шумные согласные звуки

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки

Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.


Свистящие согласные звуки


Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.

При артикуляции мягких звуков [с’ ] и [з `] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.

При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.

Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ .
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

  • Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Таблица признаков твердых и мягких звуков

Твердые:

  1. Перед а,о,у,э,ы.
  2. В конце слова перед согласным.
  3. Ж, ц, ш.

Мягкие:

  1. Перед гласными е,ё, и, ю, я.
  2. Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
  3. Й, ч, щ.

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

Звонкие и глухие согласные звуки

В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.


Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
Заучите фразу: «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.

Примеры заданий для детей

Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):


Задания на различие пары согласных Г/К

Это статья о том какие бывают шипящие звуки а алфавите. О том как они правильно произносятся, о их происхождении.

В русском алфавите 33 буквы. Буквы мы видим, а звуки произносим и слышим. Гласных звуков - 10, согласных - 21, буквы Ь и Ъ звуков не имеют. А вот согласные Ж Ш Ч Щ имеют шипяший звук и являются шипящими буквами. Ещё с начальной школы хорошо помню правило о шипящих: "жи-ши" пиши с "и", "ча-ща" пиши с "а", "чу-щу" пиши с "у", тоже полезно помнить и знать, но это уже тема для другого вопроса.)

Шипящий звук в русском алфавите дают четыре согласные буквы: Ж, Ш, Ч, Щ. Буквы "Ж" и "Ч" являются звонкими согласными, две другие буквы "Ш" и "Щ" - глухими. При произношении этих букв губы ведут себя совершенно одинаково - они напрягаются и чуть-чуть вытягиваются вперед. С сомкнутыми губами эти звуки произнести не удастся (сравните, например, с произношением буквы "М" - ее можно "проговорить" и с сомкнутыми губами). Кончик языка при этом слегка прижимается краями к небу, оставляя небольшое пространство по центру языка. Именно через это пространство (или щель) и проходит воздух, который образует шипящий звук от произношения данных букв. Воздух при этом выдыхается. При произношении звука "жжжжж" включаются голосовые связки, поэтому этот звук получается более громким.

Щипящие согласные - согласные [ш], [ж|, [«"], а также [ш"] [ж"], называемые так по производимому ими акустическому впечатлению. В др.-рус. языке Ш. с. [ш"], [ж"], [V] исконно были мягкими: они возникли в результате первой палатализации (см.) или в результате изменения сочетаний согласных с /: "chj, "sj>$", *gj, "zj, "dj>z\ "kj", "tj>c" . Исконная мягкость \ш"], [ж"], [ч"\ обусловливала то, что в памятниках письменности буквы, обозначающие эти согласные, употреблялись с последующими гласными буквами ь, и, а также л(ед) и ю: мышь, мужь, сЛчь; нессши, бежишь, чисть; несошл, жлти, часъ; пишю, кожюхъ, уюти. Вместе с тем буквы ш, ж, ч могли употребляться и с последующими а и у (но не с ы), и это свидетельствовало о том, что согласные [и/"], [ж"], [ч"] не имели твёрдой пары и не было необходимости после них дифференцировать написание гласных.

Обучение буквам

В истории рус. языка [шг] и [ж"] подверглись отвердению, а [ч"\ сохранился как мягкий согласный; отвердение Ш. с. относится к 14 в.: в этот период в памятниках появляются написания ш и ж с последующей буквой ы: живите, де-ржыть, Шышкина (Духовная грамота Дмитрия Донского, 1389). Совр. орфография сохраняет традиционные написания букв и и ъ (в конце

существительных жен. рода и нек-рых форм глаголов) после ш и ж: шить, жир, мышь, рожь, несёшь, не тревожь.

Современные долгие Ш. с. [ЯГ] и [ж"] возникли из

Древне -русские сочетаний [ш"т"ш"], [ж"д"ж"] (восходящих к сочетаниям соответственно "stj, "skj, *sk и "zdj, *zgj. "zg) в результате утраты взрывного элемента в этих сочетаниях в таких словах, как ищу - [иш"т"ш"у]> >[иш"у], леща - [л"сш"т"ш"в]>[л"еш"а], дрожжи - [др6ж"д"ж"и\>\др6Ж"и], дождик -

\д6ж"д"ж"ик]>[д6Ж"ик]. Они сохраняют мягкость во многих рус. диалектах и в старомоск. произношении, лёгшем в основу устной формы лит. языка (см. Московское произношение); в других говорах они подверглись отвердению, а

иногда сохраняются в виде [шч"}, [ждж"] или [шт"], [жд"]. В совр. рус. лит. языке наблюдается тенденция к произношению твёрдого [ж\: ёжу], [вбжы], [в"иЖат"] или сочетания [жд"]

Как известно, русский алфавит включает в себя 33 буквы. Причем, нужно отличать понятие «буква» от звука. Буква - это то, что мы пишем и видим, а звук - это то, что мы слышим и произносим.

Из 21-й согласной буквы две (это «Ь» и «Ъ») звуковых эквивалентов не имеют. Другие подразделяются на несколько категорий по звукам, одна из них - это шипящие. С первого класса все изучают простое правило о них: «жи» и ши» пишется с «и», «ча» или «ща» пишется через «а», а сочетания «щу» или «чу» через «у».

Фонетика русского языка включает в себя гласные и согласные, обозначающиеся в письме теми или иными буквами.

Ключевых гласных звуков , которые находятся под ударением, существует всего шесть:

Поскольку согласных звуковых образований в русском языке больше, они классифицируются по следующим признакам:

  • способу образования;
  • месту;
  • по степени участия шума и голоса.
  • сонорные и их мягкие пары (р, м, л) и «й» без пары;
  • шумные (звонкие и глухие);
  • шипящие (щ, ч, ш и ж).

При этом Ж и Ш всегда являются твердыми, а Ч и Щ - только мягкими.

Особенности шипящих звуков

Шипящие при произношении имеют свои особенности . Так, губы нужно напрячь и немного выдвинуть вперед. Их нельзя произнести с сомкнутыми губами в отличие от некоторых других (например, М). Кончик языка слегка прижимается к небу краями, оставляя по центру языка незначительное пространство. Именно через него и проходит воздух, образующий шипящий звук при произношении.

Изначально шипящие согласные были в древнерусском языке мягкими. Они появились вследствие первой палатализации, или же при изменении сочетания согласных с , [‘zj] и другими звуками.

Первоначальная мягкость этих звуков обуславливала факт, что во многих литературных памятниках буквы, которые их обозначали, произносились с последующими гласными или «ь» , например:

  • мужь;
  • нессши;
  • часъ;
  • уюти и пр.

Однако в процессе формирования языковых норм и наречий [ш] и [ж] отвердели, однако «ч» все равно осталось мягким. Отвердение [ш] состоялось примерно в 14-м веке. В это время в литературных памятниках появляются варианты написания звуков [ш] или [ж] с буквой «ы» после них. Например, «Шышкин» или «держыте».

В современном языке традиционно написание мягкого знака в конце или буквы «и» для обозначения звука [ы] в таких словах, как:

  • тревожь;
  • шить;
  • рожь и т. д.

Такие сочетания, как мягкие [щтщ] или [ждж], которые были распространены в древности, затем утратили в таких сочетаниях взрывной элемент в таких словах, как «ищу» или «дрожжи».

Примерные задания по теме шипящих согласных

Учитель, который будет проводить урок для первоклассников, посвященный данной теме, должен ставить перед собой следующие задачи:

  • он обязан создать условия для того, чтобы дети усвоили понятие о твердости и мягкости согласных, например, что «ж» и «ш» являются всегда твердыми;
  • научить правильно формулировать письменные навыки учащихся;
  • развивать у них письменную речь и связную устную;
  • использовать при обучении новые информационные технологии.

После того как учитель объяснит суть урока, он может написать на доске несколько букв (Б, Ь, Ч, К, Р).

Затем задается вопрос, какая из представленных букв не обозначает никакого звука, на то правильным ответом является Ь. Также можно попросить учеников найти букву, обозначающую шипящий звук.

  • детям предлагается по очереди прочесть текст (совершенствуется навык чтения вслух);
  • выбираем некоторые слова и предлагаем детям объяснить их значение (на выбор учителя);
  • предложите найти те слова, в которых присутствуют буквы, обозначающие шипящие согласные;
  • предложите произнести их вслух и написать буквы на доске.

Следующей частью урока предлагается сделать работу с изображениями . Повесьте на доске рисунки и задайте ученикам вопросы:

  • какие предметы изображены на рисунках;
  • какие названия содержат шипящие звуки;
  • какие их перечисленных шипящих являются твердыми, а какие - мягкими.

Работа со скороговорками

Скороговорки - это отличная разминка для детей , которая отлично развивает их речевые навыки. В учебном процессе они применяются по-разному, в частности, и при изучении шипящих согласных.

Расспросите у детей, какие шипящие звуки они нашли в скороговорках, отличаются ли они друг от друга, и какие их основные характеристики.

Под диктовку предложите записать в тетради одну из них и попросите учеников подчеркнуть твердые (или мягкие) шипящие. Одному из учащихся предложите это сделать у доски.

О частичной письменной работе было сказано выше. Также она может заключаться в домашних заданиях. Иногда в рабочих тетрадях содержатся задания, когда нужно вставить пропущенные буквы в слова, где присутствуют те или иные шипящие. Их следует подчеркнуть.

Итак, мы рассмотрели, что представляют собой шипящие согласные звуки, как их можно определить, и с помощью каких заданий можно провести урок в школе на данную тематику.

Видео

Смотрите интересный видео-урок о шипящих согласных.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Цель:

Обобщить знания детей о шипящих согласных звуках .

Воспитывать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.

УУД: Находить в тексте слова с шипящими ж, ш, ч, щ (по конкретному заданию). Заучивать наизусть стихотворение и выразительно его читать. Сравнивать слова в столбиках и находить «лишнее».

Зрительный ряд: Лента букв, мультимедиа, демонстрационный материал

План урока.

1.Организационный момент.

2.Речевая разминка.

3.Постановка учебной задачи.

5.Физминутка.

6.Работа с учебником.

7.Работа в тетрадях.

8.Заключительная часть.

9.Уборка рабочих мест.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

И книжки, и тетрадки,

И мысли – все в порядке.

2.Речевая разминка.

Щука щуку ощущает, ощутив щекой прощает.

3.Постановка учебной задачи.

Определите этот звук на мягкость и твёрдость. Для сравнения произнесём слова: щука, роща, лещ, щит. (Звук [щ‘] во всех словах произносится мягко, независимо от того, какой звук следует за ним.)

Произнести этот звук твёрдо не получается. Значит, звук [щ‘] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.

4.Усвоение новых знаний и способов действий. 1.Попторение слов с буквой Щ .

Какие буквы в своём названии имеют звук [а]? (Буквы «ка», «ха», «ша», «ща»).

Звуки [щ‘] и [ч‘] очень близки по звучанию, и нередко их путают в словах. Потренируемся их произносить в скороговорке:

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

2. Чтение слов в столбиках.

3. Произношение слов, начинающихся с буквосочетания сч. Первым звуком в таких словах будет звук [щ‘].

Например: счётчик, счастье, счёт, считалочка.

Сравните слова: читать и считать.

4.Выведение правила правописания сочетаний: ча-ща, чу-щу из записанных слов. (Ча-ща пишутся с буквой а, чу-щу пишутся с буквой у.

Чтение правила.

5.Работа в паре

Чтение стихотворения Пивоварова «Ручеёк»

6.Работа со стихотворением.

5.Физминутка.

Дети встают паровозиком, двигаются по классу и поют:

Вот поезд наш едет,

Колёса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу-чу-чу-

Бежит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повёз.

6.Работа с учебником.

Учитель читает Поташникова «Сосульки»:

Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

Беседа по тексту.

7.Работа в тетрадях.

1.В предложении «спряталось» слово щенок (ще-но-к).

2. Решение ребусов. (Щуки, ящик, щека).

3. Решение кроссворда.(1.Роща. 2.Плащ. 3. Щука.)

8.Заключительная часть.

С какой буквой вы сегодня познакомились?

Какой звук она обозначает?

Охарактеризуйте этот звук. (Звук [щ‘]-согласный, глухой, парного звонкого согласного у него нет, всегда мягкий).

С каким правилом познакомились? (Ча-ща пишутся с буквой а, чу-щу пишутся с буквой у).

Рефлексия.

Теперь наш урок подходит к концу.

На доске три утверждения: «Хочу знать больше». «Хорошо, но могу лучше». «Пока испытываю трудности».

Учитель зачитывает и учащиеся поднимают руки, если согласны с одним из них.

9.Уборка рабочих мест.