Скульптура афины паллады. Богиня Афина: какая роль была ей отведена в древнегреческой мифологии? Тип и отличительные признаки Афины Паллады

Афина – дочь Зевса, родившаяся необычным способом. Зевс сошелся с дочерью Океана Метидой; когда она оказалась беременной, Зевс поглотил ее, так как она предрекла, что после дочери родит сына, который станет властителем неба. Но Зевс сам был таким властителем и потому совершил это. Через некоторое время Зевс почувствовал страшную боль в голове и, чтобы избавиться от нее, приказал Гефесту ударить топором по его голове. Гефест повиновался. Он рассек голову громовержца, и оттуда вышла Афина в полной одежде воина с копьем в руке- и железным шлемом на голове. Прекрасная и величественная, она стояла перед изумленным Зевсом, глаза ее светились мудростью.


Афина богиня мудрости и справедливой войны, богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты - одета в доспехи, держит в руках копьё. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - ближайшее к Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия. На древнее зооморфическое прошлое богини указывают её атрибуты - змея и сова. Гомер называет Афину «совоокой» и «пестровидной змеей». Среди непременных атрибутов Афины- эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей.

Хотя культ Афины был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно она почиталась в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини - покровительницы города).

Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине.



Внешность и символы богини

  • Огромные голубые (по некоторым данным, серые) глаза, роскошные русые волосы, величественная осанка – такое описание уже говорит, что это была настоящая богиня.
  • Афина, как правило, изображена везде с копьем в руке и в доспехах. Несмотря на свою природную грацию и красоту, окружена она была мужскими атрибутами.
  • На ее голове можно увидеть шлем с достаточно высоким гребнем, а в руках всегда имеется щит, который украшен головой Горгоны.
  • Афина - богиня мудрости, поэтому ее всегда сопровождают соответствующие атрибуты – змея и сова.

Миф о флейте

Как мы уже говорили, Афине приписывают создание многих вещей, в том числе и флейты. Согласно мифу, однажды богиня нашла оленью кость и создала из нее флейту. Звуки, которые издавал такой инструмент, доставляли Афине ни с чем не сравнимое удовольствие. Она решила похвастаться своим изобретением и умением на трапезе богов. Однако Гера и Афродита начали откровенно над ней смеяться. Оказалось, во время игры на инструменте у Афины сильно раздуваются щеки и оттопыриваются губы, что не добавляет ей привлекательности. Не желая выглядеть уродливо, она забросила флейту и прокляла заранее того, кто будет на ней играть. Инструмент было суждено найти Марсию, который не смог избежать позже страшной кары от Аполлона.

О богине Афине говорится уже в памятниках крито-микенской письменности 14-13 вв. до н. э. (так называемое линейное письмо «В»), обнаруженных в Кноссе. В них она называется богиней-защитницей царского дворца и близлежащего города, помощницей в бою и дарительницей урожая; ее имя звучит как «Атана». Культ Афины распространился по всей Греции, следы его остаются и после победы христианства. Превыше всех ее чтили афиняне, чей город несет до сих пор ее имя.



С незапамятных времен в Афинах проходили празднества в честь рождения богини - панафинеи (они приходились на июль - август). В середине 6 в. до н. э. афинский правитель Писистрат учредил так называемые Великие панафинеи, проходившие раз в четыре года и включавшие состязания музыкантов, поэтов, ораторов, гимнастов и атлетов, наездников, гребцов. Малые панафинеи праздновались ежегодно и более скромно. Кульминацией этих празднеств было приношение даров афинского народа богине, в первую очередь нового одеяния для древней культовой статуи Афина в храме Эрехтейон на Акрополе. Панафинейская процессия мастерски изображена на фризе афинского Парфенона, одним из авторов которого был великий Фидий. В Риме торжества в честь Минервы проходили дважды в год (в марте и в июне).

Одно из центральных мест в древнегреческой мифологии отведено Афине Палладе. Афина - богиня мудрости, богиня справедливой войны и победы, одна из самых почитаемых богинь Греции. Афина – дочь Зевса, самого могущественного бога на всем Олимпе, бога неба, грома и молний. Зевсу подчиняются остальные греческие боги, он имеет власть над людьми, устанавливает общественный порядок, распределяет на земле добро и зло. Но справедливо будет отметить, что любимая дочь не уступает ему не в силе, не в мудрости. Во многих легендах описано, что Афина восседает на троне рядом с Зевсом. Мать Афины – мудрая океанида Метида, первая жена Зевса.
Афине приписывают изобретение флейты, колесницы, корабля. В числе ее заслуг разработка законов и учреждение Высшего Суда в Афинах. Она олицетворение грамотности и справедливости. Афина дарит мудрость и знания, учит людей искусствам и ремеслам, помогает рукодельницам, ткачихам, гончарам. С ростом греческой культуры мудрая воительница становится еще и покровительницей науки.
Дочь Зевса – богиня мудрости - являлась объектом поклонения во всей Древней Греции, ее воспевали поэты, ею восхищались скульпторы и художники. В многочисленных работах скульпторов, художников и поэтов дочь Зевса предстает перед нами в полном боевом вооружении: на ней сверкающие военные доспехи, блестящий шлем, в руках богиня держит копье и щит. Но при всем своем боевом облике, она отличается необычайной красотой. У нее серо-голубые глаза, русые волосы, божественная фигура и величественная осанка.
Афина покровительствует героям Греции, дает им мудрые советы и выручает во время опасности. Так, богиня мудрости содействует Персею в расправе с Медузой-Горгоной, которая одним своим взглядом превращала все живое в камень. Афина снабдила Персея медным щитом, блестящим как зеркало, в который он смотрел, чтобы не встретиться взглядом с глазами Медузы-Горгоны. И благодаря этому смог отрубить ей голову. Один из любимцев Афины – Одиссей. Его богиня сопровождает на протяжении многолетних скитаний, и в итоге способствует его возвращению на родной остров Итаку. По возвращении на родину, богиня превращает Одиссея в нищего старика, и таким образом очередной раз его спасает, предоставив ему возможность отомстить своим обидчикам.
Афина выступает помощницей Гераклу в борьбе с титанами, с ее помощью он выводит из Эреба пса бога Аида Кербера. Дочь Зевса поддерживает в боевых подвигах Диомеда. Помогает Прометею вынести огонь из кузни Гефеста, а Ясону - вернуть золотое руно.
Афина – хранительница городов, их стен и крепостей. Она является защитницей таких городов как Троя, Афины, Спарта, Аргос. В ее честь назван город – столица Греции – Афины. Ежегодно в городе Афины проводились панафинеи – торжество в честь богини мудрости, сопровождаемое музыкальными и спортивными состязаниями, праздничным шествием с факелами, подношением даров и жертвоприношениями. Афине были посвящены следующие земледельческие праздники:
- праздники, связанные с прорастанием хлеба - прохаристерии;
- праздники созревания плодов – каллинтерии;
- праздники предотвращения засухи – скирофории;
- праздники начала жатвы – плинтерии и другие.
Священное дерево дочери Зевса – маслина (олива), в греческом народе получившее название «дерево судьбы». Повсюду спутниками Афины являются сова и змея – символы мудрости.
О богине Афине сложено не мало легенд и мифов. Один из самых распространенных в современной литературе – миф об Афине и Арахне. Арахна – искусная вышивальщица и ткачиха. Излишне гордясь своим талантом, она вызвала Афину на состязание по ткацкому искусству и с позором проиграла. Не выдержав этого, Арахна пыталась свести счеты с жизнью, но Афина этому воспрепятствовала. В наказание за гордыню и презренное отношение к богам богиня превратила ее в паука, чтобы та вечно висела и вечно ткала. В переводе с греческого слово «арахна» так и переводится «паук».
Неоднократно в греческой мифологии встречается описание вражды между Афиной и Аресом – богом жестокой, кровопролитной войны. Но, с Афиной рядом богиня победы Ника, и в конечном итоге Афина всегда оказывается победительницей.
В честь богини мудрости построено множество храмов и святилищ. Это храмы в городе Афины – Эрехтейон, Парфенон, Гекатомпендон, храм Зевса и Афины. Были святилища Афины и в других местах – в городах Аргос и Дельфы, на островах Делос и Родос, в Спарте. Фидием - величайшим древнегреческим скульптором и архитектором - были воздвигнуты статуи «Афина Парфенос», «Афина Лемния», «Афина Промахос», «Афина Арея». К огромному сожалению, ни одна из этих работ до наших дней не сохранилась. Среди картин античной живописи, посвященных Афине – картины Клеанфа «Рождение Афины», Антифила «Александр и Филипп с Афиной» и Фамула «Афина».
Афина – воплощение мудрости и красоты – и сегодня остается объектом восхищения и музой для многих скульпторов, художников и поэтов.

Афина, дочь Зевса, богиня мудрости и победоносной войны, защитница справедливости

Афина, греч. - дочь Зевса, богиня мудрости и победоносной войны, защитница , искусства и ремесел.

Старые мифы высказываются о рождении Афина довольно скупо: Гомер говорит лишь, что она без матери. У более поздних авторов уже можно найти подробности. Как рассказывает Гесиод, Зевсу было предсказано, что богиня мудрости Метида родит ему дочь, которая превзойдет его мудростью, и сына, который превзойдет его силой и свергнет с трона. Чтобы не допустить этого, Зевс проглотил Метиду, после чего из его головы родилась Афина.

Еще более поздние мифы знают даже, как это произошло. После того как Зевс съел Метиду, он почувствовал, что голова у него просто раскалывается от боли. Тогда он призвал Гефеста (по другим версиям - Гермеса или титана Прометея), тот раскроил ему голову топором - и на свет появилась Афина Паллада в полном вооружении.

Таким образом, в соответствии с символикой мифов Афина была и силы Зевса. Он и любил ее больше всех своих дочерей: разговаривал с ней, как со своей собственной мыслью, ничего от нее не скрывал и ни в чем ей не отказывал. Со своей стороны, Афина понимала и ценила благоволение отца. Она всегда была рядом с ним, ни разу не увлеклась каким-нибудь другим богом или мужчиной и при всей своей красоте, величавости и благородстве не вышла замуж, оставаясь Афина-Девой (Афина Парфенос).


Благодаря своему происхождению и благорасположению Зевса Афина стала одной из самых могущественных богинь греческого пантеона. С древнейших времен она была, прежде всего, богиней войны, являясь защитницей от врагов.

Правда, война находилась в компетенции Ареса, но Афина это не мешало. Ведь Apec был богом яростной войны, кровавых сражений, в то время как она была богиней разумно, расчетливо ведомой войны, которая неизменно заканчивается победой, чего никак нельзя было сказать о войнах Ареса. Афину - богиню войны – греки почитали под именем Афины Эноплос (Афины вооруженной) или Афины Промахос (Афины-передового бойца или Афины, вызывающей на бой), как богиню победоносной войны ее называли Афина Нике (Афина-Победительница).

От начала и до конца античного мира Афина была богиней-защитницей греков, особенно афинян, которые всегда были ее любимцами. Как Афина Паллада, богиня охраняла и другие города, прежде всего те, где в храмах имелись ее культовые статуэтки, так называемые палладии; пока палладий оставался в городе, город был неприступен. Такой палладий имели в своем главном храме и троянцы, и поэтому ахейцам, осаждавшим Трою, непременно нужно было этот палладий украсть (что и сделали Одиссей с Диомедом). Грекам и их городам Афина покровительствовала и в войне, и в мире. Она была защитницей народных собраний и права, заботилась о детях и больных, даровала людям благополучие. Нередко ее помощь принимала сугубо конкретные формы. Например, она подарила афинянам оливу, положив этим основание одной из основных отраслей греческого народного хозяйства (кстати, до сегодняшнего дня).


На фото: картина Ривьера Брайтона «Афина Паллада и собаки пастуха».

Кроме этих важных функций Афина была также богиней искусства и ремесел (два этих понятия греки, как правило, не различали; труд скульптора, каменщика и сапожника они обозначали словом «техне»). Женщин она научила прясть и ткать, мужчин - кузнечному, ювелирному и красильному ремеслам, помогала строителям храмов и кораблей. За свою помощь и защиту Афина требовала уважения и жертв - это было правом каждого бога. Неуважение и оскорбления она наказывала, но умилостивить ее было легче, чем других богинь.

В жизнь богов и героев Афина вмешивалась часто и действенно, причем каждое ее вмешательство вело именно к тому результату, который она сама желала. С богом моря Посейдоном у Афины возник спор о господстве над Аттикой и Афинами. Совет богов назначил третейским судьей первого афинского царя Кекропа, и Афина спор выиграла, подарив оливу и этим обеспечив себе расположение Кекропа. Когда Парис оскорбил Афину своим нежеланием признать ее первенство в споре о красоте, она отплатила ему тем, что помогла ахейцам победить Трою. Когда ее почитателю Диомеду в сражении под стенами Трои пришлось туго, она сама заняла место возничего в его боевой колеснице и принудила к бегству своего брата Ареса. Она помогала Одиссею, его сыну Телемаху, сыну Агамемнона Оресту, Беллерофонту, Персею и многим другим героям. Афина никогда не покидала своих подопечных в беде, всегда помогала грекам, особенно афинянам, и такую же поддержку она оказывала впоследствии римлянам, почитавшим ее под именем Минервы.



На фото: копия работы Фидия, колоссальной бронзовой статуи Афины Паллады в центре Акрополя.

О богине Афине говорится уже в памятниках крито-микенской письменности 14-13 вв. до н. э. (так называемое линейное письмо «В»), обнаруженных в Кноссе. В них она называется богиней-защитницей царского дворца и близлежащего города, помощницей в бою и дарительницей урожая; ее имя звучит как «Атана». Культ Афины распространился по всей Греции, следы его остаются и после победы христианства. Превыше всех ее чтили афиняне, чей город несет до сих пор ее имя.

С незапамятных времен в Афинах проходили празднества в честь рождения богини - панафинеи (они приходились на июль - август). В середине 6 в. до н. э. афинский правитель Писистрат учредил так называемые Великие панафинеи, проходившие раз в четыре года и включавшие состязания музыкантов, поэтов, ораторов, гимнастов и атлетов, наездников, гребцов. Малые панафинеи праздновались ежегодно и более скромно. Кульминацией этих празднеств было приношение даров афинского народа богине, в первую очередь нового одеяния для древней культовой статуи Афина в храме Эрехтейон на Акрополе. Панафинейская процессия мастерски изображена на фризе афинского Парфенона, одним из авторов которого был великий Фидий. В Риме торжества в честь Минервы проходили дважды в год (в марте и в июне).


На фото: статуя Афины («Паллада Джустиниани») в садах Петергофа.

Архитектурные сооружения в честь Афины относятся к сокровищам общечеловеческой культуры - даже если от них сохранились одни руины. В первую очередь, это Парфенон на афинском Акрополе, построенный в 447-432 гг. до н. э. Иктином и Калликратом под художественным руководством Фидия и освященный Периклом уже в 438 г. до н. э. Более двух тысячелетий Парфенон простоял, почти не тронутый временем, пока в 1687 г. его не повредил взрыв пороха, который хранили в нем турки во время войны с Венецией. Неподалеку расположен небольшой храм Нике, посвященный Афине-Победительнице; во время турецкой оккупации он был полностью разрушен, но в 1835-1836 гг. снова восстал из руин. Последнее из этих строений на Акрополе - Эрехтейон, посвященный Афине, Посейдону и Эрехфею (Эрехтею). Когда-то в нем хранился афинский палладий, а рядом с Эрехтейоном была посажена «олива Афины» (нынешняя была посажена в 1917 г.). Великолепные храмы Афины были построены греками также на спартском Акрополе, в аркадской Тегее, на Мраморной террасе в Дельфах, в малоазиатских городах Пергаме, Приене и Ассе; в Аргосе был общий храм Афины и Аполлона. Остатки ее храма сохранились в сицилийском Кефаледии (нынешний Чефалу) и в развалинах Гимеры; двенадцать дорических колонн ее храма в Сиракузах стоят до сих пор как составная часть тамошнего собора. Ее храм был и в Трое (не только в гомеровской, но и в историческом новом Илионе). Возможно, ей был также посвящен древнейший из трех сохранившихся храмов в Посейдонии, южноитальянском Пестуме, который теперь называется Пести) кон. 6 в. до н. э., Но традиции называемый «храм Цереры».


На фото: Афина Паллада (Минерва). .

Греческие художники изображали Афину в виде серьезной молодой женщины в длинном одеянии (пеплосе) или в панцире. Иногда, несмотря на женскую одежду, на голове у нее был шлем, а рядом с ней - ее священные животные, сова и змея. Из ее античных статуй наиболее высоко ценились: «Афина Парфенос», колоссальная хрисоэлефантинная статуя (т. е. из золота и слоновой кости), с 438 г. до н. э. стоявшая в Парфеноне; «Афина Промахос», колоссальная бронзовая статуя примерно 451 г. до н. э., стоявшая перед Парфеноном, и «Афина Лемния» (после 450 г. до н. э.), воздвигнутая на Акрополе благодарными афинскими колонистами с Лемноса. Все эти три статуи создал Фидий; к сожалению, мы знаем их лишь по описаниям и поздним копиям и репликам, в основном не очень высокого уровня. О некоторых статуях дают представление рельефы: например, о том, как выглядела скульптура Мирона «Афина и Марсий», мы знаем по ее изображению на так называемой «вазе Финлея» (1 в. до н. э.), хранящейся в Афинах, в Национальном археологическом музее. Пожалуй, лучший ее рельеф классической эпохи - «Задумчивая Афина», опирающаяся на копье и грустно глядящая на стелу с именами павших афинян (музей Акрополя). Самой верной, хотя и не слишком искусной и к тому же уменьшенной в десять раз копией культовой статуи «Афина Парфенос» можно, наверное, считать так называемую «Афина Варвакион» (Афины, Национальный археологический музей). Вообще же статуй Афины, целых или в виде торсов, сохранилось немало. Наиболее известные из них, римские копии греческих оригиналов классической эпохи, находятся в Италии и по традиции называются именами их бывших владельцев или по месту их нахождения: «Афина Фарнезе» (Неаполь, Национальный музей), «Афина Джустиниани» (Ватикан), «Афина из Веллетри» (Рим, Капитолийские музеи и Париж, Лувр). Наиболее ценная в художественном отношении копия головы «Афина Лемнии» находится в Городском музее в Болонье.

Образ Афины сохранился примерно на двухстах вазах, причем многие из них относятся к 6 в. до н. э. Архаизованное изображение Афины украшало все амфоры, которыми награждались победители панафинейских игр.

Из произведений нового времени, не менее многочисленных и не менее разнообразного уровня, назовем лишь две картины: «Паллада и кентавр» Боттичелли (1482) и «Рождение Афины из головы Зевса» Фьяминго (1590-е гг.). Из статуй - тоже две: работу Дроса начала нашего века, которая стоит на высокой ионической колонне перед афинской Академией, и работу Гудона конца 18 в., которая украшает Институт Франции.


На фото: статуя Афины у здания парламента Австрии в Вене.

Древнегреческая богиня Афина известна тем, что она защищала города, покровительствовала наукам. Это воительница, которую невозможно было победить, богиня знаний и мудрости. Греческая богиня Афина абсолютно заслуженно почиталась древними греками. Это была любимая дочь Зевса, а столица Греции названа именно в ее честь. Она всегда помогала героям не только мудрым советом, но и делами. Девушек Греции она обучала прядению, ткачеству, кулинарии. Греческая богиня Афина не только странным образом появилась на свет, с ее именем также связано много захватывающих историй и мифов. Давайте больше узнаем о ней.

Появление на свет

Согласно мифам, богиня Греции Афина появилась на свет эффектно и довольно необычно - из головы Зевса. Он знал заранее, что у Метис, богини разума, будет двое детей - дочь (Афина) и сын, наделенный невероятной силой и умом. А Мойры, богини судьбы, предупредили Зевса, что этот мальчик однажды отнимет у него имеющуюся власть над всем миром. Чтобы избежать такого поворота событий, Зевс усыпил ласковыми речами Метис и проглотил ее перед рождением сына и дочери. Однако вскоре его стали мучить невыносимые головные боли. Чтобы избавить себя от страданий, Зевс позвал к себе Гефеста и приказал ему разрубить голову топором. Одним сильным ударом тот расколол череп. К изумлению всех присутствующих олимпийских богов оттуда появилась прекрасная богиня Афина, причем вышла она в полном вооружении, а ее голубые глаза горели мудростью. Именно с таким мифом связано появление на свет храброй и мудрой воительницы.

Внешность и символы богини

Огромные голубые (по некоторым данным, серые) глаза, роскошные русые волосы, величественная осанка - такое описание уже говорит, что это была настоящая богиня. Афина, как правило, изображена везде с копьем в руке и в доспехах. Несмотря на свою природную грацию и красоту, окружена она была мужскими атрибутами. На ее голове можно увидеть шлем с достаточно высоким гребнем, а в руках всегда имеется щит, который украшен головой Горгоны. Афина - богиня мудрости, поэтому ее всегда сопровождают соответствующие атрибуты - змея и сова.

Богиня войны

О доспехах и атрибутах храброй воительницы мы уже немного рассказали. Афина - богиня войны, разгоняющая тучи лезвием своего сверкающего меча, охраняющая города, изобретающая все необходимое для военного искусства. В честь нее даже совершались Панафинейские праздники - большой и малый. Афина - богиня войны, но ей не доставляло никакого удовольствия участие в битвах, в отличие от Эрида и Ареса, жаждущих крови и расправы. Она же предпочитала решать все вопросы исключительно мирным путем. В хорошие и спокойные времена она не носила с собой оружие, а в случае надобности получала его у Зевса. Но если богиня Афина и вступала в бой, то никогда его не проигрывала.

Богиня мудрости

Как много «обязанностей» было на нее возложено! Например, она следила за порядком при переменах погоды. Если случалась гроза с сильным дождем, Афине предстояло проследить, чтобы после этого непременно выглянуло солнце. Ведь была она еще и богиней садов и плодородия. Под ее покровительством пребывало в Аттике масличное дерево, имевшее огромное значение для тех земель. Ей необходимо было контролировать и племенные учреждения, и гражданское устройство, и государственную жизнь. Афина - богиня Древней Греции, которая в мифах выступает также богиней осмотрительности, ума, проницательности, изобретений искусства, художественной деятельности. Она обучает людей ремеслам и искусствам, дает им знание и мудрость. Также ее никто не мог превзойти в искусстве ткать. Была, правда, совершена такая попытка Арахной, но та потом заплатила за свое высокомерие. Древние греки были уверены, что именно Афина изобрела флейту, плуг, керамический горшок, грабли, колесницу, уздечку для лошадей, корабль и многое другое. Именно поэтому все спешили к ней за мудрым советом. Она была настолько доброй, что даже в суде всегда отдавала свой голос за оправдание обвиняемого.

Миф о Гефесте и Афине

Следует отметить, что еще одной неотъемлемой и характерной частью ее культа была девственность. Согласно мифам, многие титаны, боги, гиганты неоднократно пытались добиться ее внимания, взять в жены, но она всячески отвергала их ухаживания. И вот однажды, в самый разгар Троянской войны, богиня Афина обратилась к Гефесту с просьбой сделать для нее отдельные доспехи. Как мы уже знаем, в таких случаях она должна была получать оружие у Зевса. Однако тот не поддерживал ни троянцев, ни эллинов, а потому вряд ли выдал бы дочери ее доспехи. Гефест и не думал отказывать Афине в ее просьбе, однако сказал, что за оружие она должна заплатить не деньгами, а любовью. Афина или не поняла смысл этих слов, или не придала им значения, так как явилась в срок в кузницу Гефеста за своим заказом. Не успела она переступить порог, как тот бросился к ней и желал овладеть богиней. Афине удалось вырваться из его рук, но семя Гефеста успело пролиться на ее ногу. Она вытерлась куском шерсти и бросила его на пол. Попав на мать-землю, Гею, семя ее оплодотворило. Гею такой факт не порадовал, и она сказала, что отказывается воспитывать малыша от Гефеста. Афина же взяла и это бремя на свои плечи.

Продолжение мифа - история Эрихтония

Афина - богиня, мифы о которой только подтверждают ее храбрость и воинственность. Как она и обещала, ребенка по имени Эрихтоний забрала к себе на воспитание. Однако оказалось, что времени у нее на это не хватает, потому она положила ребенка в священный ларец и передала его Аглавре, дочери Кекропса. Однако вскоре новая воспитательница Эрихтония попыталась обвести вокруг пальца Гермеса, в результате чего она сама и вся ее семья отдали за это свои жизни.

Что делала дальше Афина?

Услышав эту трагическую новость от белой вороны, богиня очень расстроилась и сделала птицу черной (с тех пор все вороны черные). Птица нашла Афину в тот момент, когда та несла огромную скалу. В расстроенных чувствах богиня уронила ее на Акрополь, чтобы надежнее его укрепить. Сегодня эта скала называется Ликабетта. Эрихтония же она спрятала под свою эгиду и растила самостоятельно. Позже он стал в Афинах царем и ввел в данном городе культ своей матери.

Миф о суде за Аттику

Афина - богиня Древней Греции, о которой сегодня есть много интересных мифологических сюжетов. Этот миф рассказывает о том, как она стала владычицей Аттики. Согласно ему, первым сюда пришел Посейдон, ударил в землю на Акрополе своим трезубцем - и появился источник воды морской. Следом за ним сюда пришла Афина, ударила копьем в землю - и появилось оливковое дерево. Решением судей победительницей признали Афину, так как ее дар оказался более нужным и полезным. Посейдон же сильно разозлился и хотел затопить морем всю землю, но Зевс не позволил ему так поступить.

Миф о флейте

Как мы уже говорили, Афине приписывают создание многих вещей, в том числе и флейты. Согласно мифу, однажды богиня нашла оленью кость и создала из нее флейту. Звуки, которые издавал такой инструмент, доставляли Афине ни с чем не сравнимое удовольствие. Она решила похвастаться своим изобретением и умением на трапезе богов. Однако Гера и Афродита начали откровенно над ней смеяться. Оказалось, во время игры на инструменте у Афины сильно раздуваются щеки и оттопыриваются губы, что не добавляет ей привлекательности. Не желая выглядеть уродливо, она забросила флейту и прокляла заранее того, кто будет на ней играть. Инструмент было суждено найти Марсию, который не смог избежать позже страшной кары от Аполлона.

Что породило миф о богине и Арахне?

Выше мы уже упоминали о том, что богине не было равных в искусстве ткать. Однако попытки превзойти ее предпринимались, что не влекло за собой ничего хорошего. О такой истории и рассказывает один из мифов.

Когда речь заходила о всякой женской работе и ремеслах, богиню называли Эрганой или Афиной-работницей. Одним из главных ремесел у афинян было ткачество, однако изготовленные материалы из азиатских стран были выполнены более тонко и изящно. Такое соперничество и породило миф о вражде между Арахной и Афиной.

Жестокое соперничество

Арахна не была знатного происхождения, ее отец трудился обычным красильщиком, но у девушки был талант ткать невероятно тонкие и очень красивые материалы. Еще она умела быстро и ровно прясть, любила украшать свои работы искусными вышивками. Похвалы и приятные речи ее творчеству звучали со всех сторон. Арахна стала так гордиться этим, что ей пришло в голову состязаться с богиней. Она заявила, что легко сможет ее победить в этом ремесле.

Афина очень разозлилась и решила поставить на место нахалку, однако сначала хотела все решить мирным путем, что было ей очень присуще. Она приняла вид старухи и отправилась к Арахне. Там она стала доказывать девушке, что для простой смертной очень опасно затевать такие игры с богиней. На что гордая ткачиха ответила, что даже если перед ней явится сама Афина, она и ей сумеет доказать свое первенство в ремесле.

Афина была не из робкого десятка, потому приняла вызов. Обе девушки принялись за работу. Богиня на своем станке выткала историю о своих непростых отношениях с Посейдоном, а Арахна изобразила всевозможные превращения богов и любовные похождения. Работа простой смертной была выполнена так качественно и искусно, что Афина хоть и старалась, но не нашла в ней ни одного изъяна.

Разгневавшись и забыв о своем долге быть справедливой, Афина ударила девушку челноком по голове. Гордая Арахна не смогла пережить такого унижения и повесилась. А богиня превратила ее в паука, которому суждено на протяжении всей жизни заниматься плетением.

Мифы о помощи Афины всем богам

Она многим помогала не только советом, но совершением подвигов. Например, Персей был воспитан в ее храме. И именно Афина учила его владеть мечом, за что он принес ей в подарок голову Горгоны. Как мы знаем, она разместила ее на своем щите. Тидею богиня помогала состязаться с фиванцами - отражала от него стрелы, прикрывала щитом. Диомеда богиня вдохновляла на бои с Афродитой, Пандаром. Ахиллу она помогла уничтожить Лирнесс, испугать троянцев путем создания пожара. А когда Ахилл сражался с Гектором, она спасла первого от удара копья.

Изображения Афины в искусстве

Еще в 5-м веке до нашей эры скульптор Фидий создал огромную статую Афины, которая не сохранилась до наших дней, хотя были неоднократные попытки ее реставрировать. Это была большая статуя богини, замахивающейся копьем. Установили ее на Акрополе. Благодаря большому сверкающему мечу статую было заметно издалека. Несколько позже тем же мастером была изготовлена бронзовая фигура Афины, сохранившаяся в мраморных копиях.

А живописец Фамул создал полотно под названием «Афина», когда расписывал дворец Нерона. Самое интересное то, что с какой бы стороны человек ни смотрел на картину, богиня обращает свой взор к нему. А в святилище Артемиды была работа Клеанфа под названием «Рождение Афины».

Если говорить о современности, то в 2010 году вышел сериал «Афина: богиня войны». Дорама от корейского режиссера рассказывает о террористической группе, которая угрожает всему миру.

Надеемся, вы узнали больше о храброй и всегда готовой прийти на помощь богине. Изучайте мифы, это всегда увлекательно, познавательно и интересно!

Афина в искусстве и мифологии. Часть3. Скульптура

Любое древнегреческое произведение — это попытка призвать божественное в конкретную форму. Даже работая над скульптурой победителя в Олимпийских играх, ваятель меньше всего заботился о портретном сходстве — он создавал идеальный образ человека. А работа над статуей божества была особой мистерией. Скульптуру отвозили в Дельфы для торжественной церемонии освящения, но перед этим жрецы обращались к божеству с вопросом, угодна ли ему эта статуя, согласно ли оно влить в нее свою божественную силу? И если знаки говорили о божественном согласии, статую ставили в храм.

Самые знаменитые греческие храмовые скульптуры не сохранились. Мы можем судить об их красоте и величии лишь по копиям и по описаниям. Например, существует около двухсот копий (если не считать изображения на монетах) Афины Парфенос — главной статуи в Афинском акрополе. Правда, ни одна из них не может передать все то, что испытывал созерцавший ее человек. Да к тому же не всякий удостаивался такой чести.

Статуя Афины (т. н. «Пирейская Афина»).
Бронза. 340—330 гг. до н. э.
Высота 2,35 м.Афины, Археологический музей Пирея.


Ста-туя была обна-ру-же-на в чис-ле дру-гих в 1959 г. в Пирее, на пере-се-че-нии улиц Геор-гиу и Фило-на в кла-до-вой ком-на-те непо-да-ле-ку от антич-ной гава-ни. Скульп-ту-ра была укры-та в этом поме-ще-нии от войск Сул-лы в 86 г. до н. э.



Душой величественной художественной деятельности периода расцвета Эллады был Фидий (ок. 488-432 гг.), друг Перикла, смягчивший и в архитектуре и в пластике прежнюю суровую строгость формы, превративший ее в возвышенную и вместе с тем грациозную красоту. Современники и потомки прославляли его колоссальные хрисоэлефантинные (сделанные из золота и слоновой кости) статуи богов


Statue of Athena Parthenos from the Library of Pergamon with the temple of Zeus Sosipolis from Magnesia on the Maeander in the background, Pergamon Museum Berlin

Если верить Плинию Старшему, на каждой детали скульптуры, начиная от постамента, на котором стояла Афина, и заканчивая ее шлемом, были изображены мифологические сцены: на постаменте — рождение Пандоры, на щите с обеих сторон — битва с амазонками и борьба богов с гигантами, на сандалиях — сражение с кентаврами.


Statue de Phidias par Aimé Millet (1889). Hauteur environ 2,50 m. Orangerie du jardin du Luxembourg

Фидий, лучший скульптор того времени, девять лет работал над скульптурой. Только ему смогли доверить граждане создание образа их небесной покровительницы. Это были девять лет молитвы, девять лет полного погружения в работу. Каждый день Фидий молился и спрашивал, что угодно Богине-Деве, чтобы вселить часть своего могущества в скульптуру, что еще сделать, чтобы Афина охраняла город и его жителей? Ведь для каждого афинянина очень важно было знать, что рядом с ними живут боги. Что нужно всего лишь обратить свой взор на Акрополь и его храмы, чтобы почувствовать их покровительство.

Значительная часть казны полиса ушла на создание этой скульптуры. Ее деревянный остов высотой в 13 метров покрывала тонна золота, а лицо и руки были сделаны из отборной слоновой кости. Двухметровая статуя богини победы Ники, которую Афина держала в руке, казалась крошечной. Афина Парфенос поистине была величественной! Трудно представить, что такое мог создать человек!


Каждый год в честь Афины жители устраивали празднества — малые Панафинеи, а каждые пять лет — Большие Панафинеи, когда самые достойные девушки полиса несли жертвоприношения и пеплос — специально сотканные за эти пять лет одежды для богини. Это была красивая церемониальная процессия.

Фидием и его учениками, были изготовлены превосходные скульптурные работы, украшавшие Парфенон. Многие из них более или менее хорошо сохранились и находятся теперь в Британском музее. На восточном фронтоне стояла группа, изображавшая рождение Паллады, на западном - группа, представлявшая спор её с Посейдоном о том, кому из них должно принадлежать покровительство над Аттикой




Athena Varvakeion

Наиболее полной и достоверной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Национальный музей, Афины), мрамор.



Стоявшая в центре храма и являвшаяся его сакральным центром статуя Афины Парфенос была выполнена самим Фидием. Она была прямостоящая и имела около 11 м в высоту, выполнена в хрисоэлефантинной технике (то есть из золота и слоновой кости на деревянной основе).


Печальна судьба этой скульптуры… Но, может быть, осталось где-то такое место, высокая гора, где по-прежнему живут Боги в своих храмах. И никакие тираны и пожары не могут их уничтожить. Может, когда-нибудь, вслед за древними греками, мы научимся ощущать их присутствие. Ведь Акрополь со его храмами и богами — это не только физическое место.

Скульптура не сохранилась и известна по различным копиям и многочисленным изображениям на монетах. В одной руке богиня держит Нику, а другой опирается на щит. На щите изображена амазономахия.


Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображения своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея). Кстати, это оказалось для него фатальным — его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя Особенность рельефа на щите состоит в том, что второй и третий план показаны не сзади, а один над другим. Кроме того, его тематика позволяет говорить о том, что это уже исторический рельеф.


Копия щита с изображением битвы, т. н. «Щит Странгфорда», Британский музей

Копией щита статуи с изображением битвы считается т. н. «Щит Странгфорда» в Британском музее.
Другая копия, хранящаяся в Лувре


Ещё один рельеф был на сандалиях Афины. Там изображалась кентавромахия.


На постаменте статуи было вырезано рождение Пандоры — первой женщины.

Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает её так:


Plaster cast-reconstruction of Athena statue based on the Roman copy after Phidias" Parthenos.


«Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает её во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у неё на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье. В ногах у неё лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно — Эрихтоний». (Описание Эллады, XXIV, 7).


Château de Dampierre, Yvelines, France. Attempt to reconstruct the statue of Athena in the Parthenon at the scale of one fourth, by Henri Duponchet (1794-1868).


Athena Parthenos, 2. Jhd. n. Chr. (Gipsabguss, Original im Griechischen Nationalmuseum Athen


Title: Six Greek sculptors Year: 1915 (1910s) Authors: Gardner, Ernest Arthur, 1862-1939


Statuette of Athena. Pentelic marble. Found in Athens, near the Pnyx. Known as the "Lenormant Athena", this statuette copies the Athena Parthenos by Pheidias.


Louvre Museum


Athéna Parthénos dite Minerve au collier


Louvre Museum: Greco-Roman collection


Palazzo Altemps - Rome


Athena Porte Dorée


Austria, Vienna, Austrian Parliament Building



Athena_Partenos_from_Prado


«Афина Лемния»Athena Lemnia (Copenhagen Botanical Garden)

Лемносская Афина — бронзовая статуя богини Афины, созданная знаменитым греческим скульптором Фидием в 450—440 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям.«Фидий не всегда ваял образы Зевса, и не всегда отливал Афину, облачённую в бронзовый доспех, но он обратил своё искусство к другим богам и украсил щеки Девы розовым румянцем, скрытым обычно шлемом, что закрывал красоту богини».


Plaster casts in Pushkin Museum, Moscow

Согласно Павсанию, скульптура была изготовлена гражданами Афин, жившими на о. Лемнос, с целью преподнесения в дар родному городу, благодаря чему и получила такое прозвание. Вероятно, стояла где-то неподалеку от Пропилей.


Афина Лемния. Глиптотека.Мюнхен

Вторая из дрезденских реконструкций. Слепок в ГМИИ



Athena Lemnia (Bologna)


Reconstruction of the Acropolis and Areopagus in Athens

Богиня Афина. Скульптурная группа «Афина и Марсий» работы Мирона. Фрагмент

Museum Willet-Holthuysen, à Amsterdam


Athena (Museumsberg, Flensburg)


Pallas Athene, Bildhauer


Статуя «Афина Паллада» (Санкт-Петербург и Лен.область, Павловск, с северной стороны Павловского дворца)


Der Hofgarten des Schlosses Veitshöchheim.nahm seinen Anfang im 17. Jahrhundert als Fasanerie und wurde im 18. Jahrhundert weiter ausgestaltet und erweitert. Die Sandsteinfiguren stammen von Johann Wolfgang von der Auwera, Ferdinand Tietz und Johann Peter Wagner.
Haeferl - собственная работа


Statuette of Athena in pentelic marble, found at Epidaurus, bearing a dedication to Artemis


The 5 central figures of the west pediment of the Temple of Aphaia, ca. 505-500 B

Arte romana, atena, II secolo da un orginale greco della scuola di fidia del V secolo ac..Ancient Roman statues in the Museo Archeologico (Naples)


Athena at Pilate´s House in Seville. Roman copy of a greek original.

Statue of Athena; torso: 180-190 AD, supplementations: Renaissance and Baroque era; marble; Museum: LiebieghausAthena. Leptis Magna, Tripolitania. Roman copy from 5th c. Greek original


Statue of Athena on the orangery of Schloss Seehof.


thena, West pediment of the old temple of Athena Polias (Acropolis of Athens)


Bayreuth, Hofgarten, Neues Schloss, Athene/Athena (Kopie) von Johann Gabriel Räntz (um 1755)

Roman marble statuette of Athena. Leptis Magna, Tripolitania; copy of an original from the end of the 5th ct. BC. Istanbul Archaeological Museums .Athena of the Hope-Farnese type. Marble, Roman copy from the 1st-2nd centuries AD after a Greek origina


В Сочи


Athena. Tripoli-Nationalmuseum,Göttin Athena-Medus


Estatua romana de la diosa Atenea en el patio principal de la Casa de Pilatos, (Sevilla, Andalucía, España)...Sculpture of Athena found on Heraclea Lyncestis archaeological site in Macedonia


Athena Athene oder Bellona mit Drache auf Helm Friedrichsflügel Neues Palais Sanssouci


Marble statue of Minerva in the Ballroom at the Royal Castle in Warsaw (André Le Brun).


Athene-Statue und Zeus-Kopf am Athenebrunnen an der Karlshöhe in Stuttgart.



Buda-varoshaz-4.....Skulptúra (Atény) na budove Vysokej škole výtvarných umení v Bratislave


Façade du Palais des ducs de Bourgogne Dijon Côte-d"Or Bourgogne-Franche-Comté



Graz, Zeughaus, Fassade Figur Minerva


Neues Schloss Schleissheim, Gartenparterre, “Minerva” (“Athene”) von Giuseppe Volpini


Strasbourg, Université


Figura bogini wojny, Ateny na fasadzie Zbrojowni



Roma, Museo nazionale romano a palazzo Altemps, statua rinvenuta nel 1627 nel Campo Marzio e riscolpita da Alessandro Algardi per il cardinale Ludovisi come Atena (tipo Giustiniani). Sono di restauro le mani e la parte inferiore del corpo e del tronco.

Mattei Athena Louvre