Смерть чиновника история создания кратко. А.П

В 1883 году в известном журнале под именованием «Осколки» был опубликован рассказ незабываемого писателя Антона Павловича Чехова - «Смерть чиновника», что произвело должное впечатление на читателей. Произведение было выпущено под псевдонимом А.Чехонте.

Удивительно то, что сюжет Чехову подсказал его товарищ Антон Бегичев, благодаря которому писателю удалось написать поразительный рассказ, трогающий до глубины души.

У произведения есть свой жанр: «сценка», где главным героем является некий чиновник, имя которого – Иван Червяков, что случайно обрызгал генерала Бризжалова, чихнув в его сторону. Герой после всего случившегося терзает себя за содеянное, не может найти себе места, успокоиться, он постоянно извиняется перед генералом в надежде, что тот смилостивиться и простит, но тому и дела нет до этого. Червякова он давно забыл, а тот всё мучается в душе, находится не в своей тарелке. В результате Антон Павлович в своем рассказе поднимает важную проблему: «маленький человек» перед обществом.

Чехов явно показывает читателям, что он протестует против того, чтобы человек терял своё достоинство, подавлял в себе личность. Это не приемлемо для писателя. И Червяков как раз такой герой, который своей нелепой настойчивостью убивает же самого себя. Он вызывает и смех, и жалость. Каждый раз, извиняясь перед Бризжаловым, персонаж только и делает, что понижает свой уровень. И что же? Иван Червяков умирает в финале произведения не из-за испуга, когда на его крикнул генерал, у которого сдали нервы, нет, он погиб от нарушения генералом принципов героя. Это очень трагичное произведение, которое заставляет задуматься над своей жизнью и вынести необходимые уроки.

Рассказ наполнен множеством важных деталей, что играют свою роль. В центре произведения необычный случай, а не характер или идея. Вследствие чего Чехов изображает то или иное обстоятельство, благодаря которому раскрывается как раз таки характер героя.

Так, в название рассказа Чехова заложена глубокая проблема: противостояние человека и чина. Возникает множество вопросов после прочтения произведения, ибо это Антон Павлович, что поражает своим талантом: загадочное писание рассказов, коротких по своему объёму. Главной темой произведения является, несомненно, внутренний мир человека. Этому писатель уделяет весьма особое значение. Чехов – мастер своего дела. Его краткость необычна, непредсказуема. Так что его рассказы актуальны и популярны не только среди старшего поколения, но и молодого. Поэтому стоит обращаться к творчеству писателя, дабы понять саму жизнь, да и её законы.

Подробнее

Персонажи

Главный герой - Червяков. Его фамилия является говорящей, показывает на его ничтожность, на его убогое положение. Он работает экзекутором, то есть, проводит различного рода наказания для людей, и является мелким чиновником. Таким же мелким как червяк.

Второй персонаж - старик Брюзжалов. Он генерал, уважаемая персона, занимает почетное место в обществе.

Развитие событий

Во время спектакля в театре Червяков чихнул и обрызгал сидящего впереди него генерала. Теперь он пытается вымолить прощение, несмотря на то, что Брюзжалов неоднократно пытался от него отвязаться: "Ничего, ничего...", "Ах, полноте... Я уж забыл, а вы всё о том же!".

Причины поведения Червякова

В данном рассказе наглядно показана рабская сущность человека, который сам себя сделал рабом. Сам себя сковал цепями. Червякову нужно унижаться, нужно умолять и просить. Ему совсем непонятны такие простые слова Брюзжалова, ему кажется, что он должен страдать, должен терпеть, должен мучиться. Червякову не приходит в голову, что прощение не нужно вымаливать. Генерал и чиновник будто говорят на разных языках, и это отчасти верно, ведь Червяков - типичный раб.

Что же заставляет его быть таким? Несамостоятельность. Люди с рабской психологией не могут жить без чьего-то покровительства, так как их счастье зависит от других людей. Причем эту зависимость они придумывают себе сами, их никто не держит и не заставляет так себя вести.

Отношение Чехова

Читатель может заметить, что несмотря на название рассказа "смерть чиновника", Чехов уделяет самой гибели всего одно слово в самом конце произведения. Этим автор подчеркивает комичность происходящего. То, как нелепо себя ведет Червяков, пытаясь отстоять свое, ничего не стоящее, положение в обществе.

Посыл и главная мысль

Чехов хочет показать, что ни в коем случае нельзя вести себя подобным образом, и что нужно приложить все усилия для избавления от "рабской психологии". Всегда нужно иметь свое мнение, трезво оценивать ситуацию и главное - уметь слышать и осознавать свои ошибки.

Анализ 3

Произведение в утрированной форме показывает нравы российского чиновничества времен жизни Чехова. В образе главного героя показан также один из вневременных человеческих недостатков – угодничество перед сильными, замешанное на трусости.

Экзекутор Червяков (чиновник среднего звена) в театре случайно чихнул на статского генерала Бризжалова. Это происшествие вызвало у нижестоящего чиновника ужас. Он начал извиняться, мешая генералу смотреть спектакль, затем продолжил это делать в фойе. После надоедал этим Бризжалову на службе.

Сатира автора не направлена на критику российского самодержавия, порядков, дающим вышестоящим полую власть над теми, кто оказался ниже. Чехов показывает статского генерала обычным вменяемым, вежливым и даже терпеливым человеком. Он с самого начала простил и готов был забыть этот мелких инцидент. Бризжалов в резкой форме выгнал надоедливого раболепного кающегося только после того, как тот действительно вывел его из себя, как и любого другого человека, не обладающего ангельским смирением.

Кроме того, подчеркивается, что статский генерал не был непосредственным начальником Червякова, так как даже служил в другом ведомстве. Этот момент также мастерски использован автором в эпизоде, когда жена Червякова, сначала также сильно испугавшаяся за карьеру своего супруга, узнав о данном факте, успокаивается. Здесь показа другой вариант чинопочитании. Чехов напоминает читателям, что раболепием могут страдать и вполне здравомыслящие люди.

Показательно также, что главный герой никак не представляет в деталях последствия произошедшего. Он не начинает анализировать, не начинает искать обходные пути, возможные другие места службы, если дело все же дойдет до увольнения. Червяков, видя неудачу своих попыток получить прощение (хотя генерал говорил ему об этом) хочет писать письмо, но опять же не совершает даже такой простой шаг.

Его страх иррационален. Он боится начальства не только потому, что ему приходилось работать с людьми, которые имеют над ним власть. В конце концов, и армия, и государственная служба, и даже бизнес всегда построены по иерархическому принципу. Однако далеко не все люди, оказавшиеся в этих сферах, стали трусливыми холопами.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Действие начинается в театре «Аркадия» во время спектакля «Корневильские колокола ». Мелкий чиновник Иван Дмитрич Червяков, неосторожно чихнув, обнаруживает, что потревожил сидящего в первом ряду зрителя - статского генерала Бризжалова. Извинившись за конфуз и услышав в ответ «Ничего, ничего…», Червяков, тем не менее, продолжает беспокоиться из-за своей оплошности. В антракте он вновь обращается к генералу со словами извинения, а на следующий день, посоветовавшись с женой, приходит в приёмную Бризжалова и пытается объяснить, что обрызгал его нечаянно. После очередного визита назойливого посетителя, стремящегося рассказать, что его чихание произошло не от злого умысла, генерал срывается на крик. Потрясённый чиновник возвращается домой, ложится на диван и умирает .

    История создания и публикация

    Согласно воспоминаниям младшего брата Чехова - Михаила Павловича , анекдотичную историю про чиновника, чихнувшего во время спектакля, Антон Павлович услышал во время пребывания в имении Бабкино от управляющего императорскими московскими театрами Владимира Бегичева , который утверждал, что такой случай действительно произошёл в Большом театре . Литературоведы, воспроизводя эти сведения, тем не менее делают оговорку о том, что рассказ «Смерть чиновника» был написан в 1883 году, тогда как Чехов впервые посетил Бабкино двумя годами позже .

    Вторая версия, связанная с возможными источниками для чеховского сюжета, восходит к распространённым в ту пору байкам о проделках и розыгрышах поэта и юмориста, одного из создателей образа Козьмы Пруткова Алексея Жемчужникова . В театральной среде рассказывали о том, как, придя на спектакль, Жемчужников сознательно наступил на ногу некоему вельможе, после чего начал изводить того своими ежедневными визитами и просьбами о прощении. Третья гипотеза относится к реальным событиям, произошедшим в январе 1882 года в родном городе Антона Павловича - Таганроге . По информации одного из знакомых писателя, А. В. Петрова, после конфликта с местным почтмейстером старший сортировщик Щетинский попытался принести свои извинения. Они не были приняты. Пребывая в отчаянном состоянии, Щетинский покончил жизнь самоубийством .

    Приступая к написанию рассказа, Чехов сообщил издателю литературно-художественного журнала «Осколки » Николаю Лейкину , что готовит для него «экспромтец»: «Суббота у меня Ваш день». Работа шла быстро: рассказ был начат 25 июня 1883 года и закончен 26-го. В конце июня Лейкин известил писателя, что к нему поступили рукописи сразу двух чеховских произведений - речь шла о «Смерти чиновника», а также об очерке из цикла «Осколки московской жизни». По словам издателя, «и то, и другое прелестно» . Рассказ, имевший подзаголовок «Случай» и подписанный первым литературным псевдонимом Антона Павловича - А. Чехонте, был опубликован в 27-м номере «Осколков», вышедшем в свет 2 июля 1883 года .

    Персонажи

    В произведении действуют только два персонажа: экзекутор с «говорящей фамилией» Червяков и статский генерал Бризжалов, причём первый по службе не зависит от второго - это подчёркивается фразой, которую мысленно произносит Иван Дмитрич после чихания: «Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко». Далее начинается череда извинений, посещений, объяснений, завершающаяся тем, что измождённый визитами оправдывающегося незнакомца генерал начинает топать ногами. Его фраза «Пошел вон!» фактически убивает Червякова - услышав её, чиновник «машинально» возвращается домой и, не сняв нового вицмундира, умирает. По словам литературоведа Георгия Бердникова , в основе поведения Червякова лежит не страх перед генералом, а общий пиетет по отношению людям, имеющим высокий чин .

    Извиняется он, так сказать, по принципиальным соображениям, считая, что уважение к персонам есть священная основа общественного бытия, и он глубоко обескуражен, что извинения его не принимаются .

    Через три года после выхода «Смерти чиновника» Чехов заметил в письме к старшему брату Александру Павловичу , что «угнетённые коллежские регистраторы » (под которыми подразумевался обобщённый образ «маленького человека ») постепенно уходят в прошлое: «Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их пр[евосходительст]вам». В ряду этих новых героев стоит и Червяков, который умирает не от трепета перед начальством, а оттого, что исповедуемые им принципы уважения к важным персонам оказались низвергнутыми .

    Литературные параллели

    Исследователи, отмечая тематическую близость «Смерти чиновника» с гоголевской «Шинелью » и другими произведениями русской литературы, рассказывающими о судьбах «маленького человека», одновременно подчёркивали, что Чехов своим коротким рассказом не только переосмыслил, но и фактически закрыл эту тему для XIX века . По мнению литературоведа Игоря Сухих , маленькая сценка из жизни Червякова и Бризжалова по своему драматизму стоит вровень с историей о титулярном советнике Акакии Акакиевиче Башмачкине, умершем после того, как на него накричало «значительное лицо» .

    Однако чеховские герои уже отличаются от обитателей гоголевского мира. Если персонажи «Шинели» существуют в соответствии с логикой своего представления об узаконенной иерархии (начальству дозволено кричать на подчинённых, а тем положено пугаться), то в «Смерти чиновника» генерал и экзекутор «изначально говорят на разных языках, у них не одна, а две логики, понимание здесь невозможно принципиально» . По замечанию литературоведа Михаила Громова, робкий и смиренный Башмачкин не решился бы появиться в театральном зале в непосредственной близости от начальства, как это делает Червяков. В то же время чеховский экзекутор своей назойливостью настолько изнуряет генерала Бризжалова, что в минуту гнева тот превращается в «настоящего, грозного, гоголевского» героя .

    Писатель Сергей Савинков полагает, что Чехов с его тонкой ироничностью стремился внести элемент пародии в тему взаимоотношений сиятельных персон и мелких служащих. В русской литературе она нередко развивалась в ситуациях, когда безотчётный страх перед начальником сковывал подчинённых при одном взгляде на «божество». Так, тот же Акакий Акакиевич при виде «значительного лица» доходит до полуобморочного состояния. Герой романа Достоевского «Бедные люди » Макар Девушкин в схожем эпизоде «чувств лишился». В финале «Смерти чиновника» подобным образом реагирует на генеральский гнев и Червяков, в животе у которого «что-то оборвалось». В то же время одобрительный знак внимания со стороны сановных лиц воспринимается «маленькими людьми» с благоговением, граничащим с экстазом .

    По словам Савинкова, Чехов сознательно включил в «Смерть чиновника» «гоголевско-достоевсковские канонические черты», но при этом почти в каждом эпизоде сумел опровергнуть прежние литературные традиции. Его генерал не рассердился от чихания сидящего сзади зрителя. Червяков, обрызгав Бризжалова, не испугался, а всего лишь расстроился .

    Испытывает же он «облегчение» только тогда, когда доводит генерала до необходимой кондиции: Бризжалов во гневе синеет, трясется и топает ногами. А Червяков «млеет от ужаса», испытывая сразу все вместе: и гоголевский страх и трепет, и достоевсковское умиление. И этот верх его смертельного блаженства ни в коей мере не сравним с тем, которое он ощущал, глядя в бинокль со второго ряда кресел на принесшие моду на канкан «Корневильские колокола» .

    Роль рассказчика

    В «Смерти чиновника» интонацию во многом определяет голос рассказчика. Этот невидимый персонаж периодически появляется в произведении и сопровождает происходящее в нём действие оценочными суждениями и собственными комментариями. Так, в самом начале повествования рассказчик не только упоминает, что история начинается «в один прекрасный вечер», но и даёт весьма ироничную характеристику Червякову: «не менее прекрасный экзекутор». Он стремится внести в текст элемент интриги: «Но вдруг… В рассказах часто встречается это „но вдруг“». Время от времени рассказчик включает в текст, казалось бы, не относящиеся к сюжету восклицания и умозаключения: «Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!» .

    «Внезапность», о которой говорит рассказчик, касается не только чихания, но и всей дальнейшей реакции генерала вплоть до смерти чиновника. Не случайно «смерть» вынесена в заглавие. Она тоже есть внезапность… «Смерть чиновника» обозначает ещё и смысловой перевертыш: умер не человек, умер именно чиновник .

    Отзывы и рецензии

    Критики в течение трёх лет обходили своим вниманием «Смерть чиновника» - первая рецензия появилась только в 1886 году, после того, как произведение было опубликовано в сборнике «Пёстрые рассказы». Журналист Владимир Петерсен, печатавшийся под псевдонимом Н. Ладожский, поместил в «Санкт-Петербургских ведомостях » (1886, № 167) статью, в которой расценил историю про генерала и экзекутора исключительно как шарж, вызывающий улыбку. Подобное отношение к рассказу как к занимательной театральной байке сохранялось в среде рецензентов весьма долго. Так, беллетрист Александр Измайлов , подготовивший литературный обзор для газеты «Биржевые ведомости » (1898, № 200), назвал «Смерть чиновника» «карикатурой, далёкой от жизни» .

    Постепенно в литературной критике начал формироваться новый взгляд на проблему, поднятую в «Смерти чиновника». Историк литературы Семён Венгеров , обнаруживший, как и его предшественники, в рассказе элементы анекдота, одновременно заметил, что в забавной чеховской истории присутствует и «психологическая и жизненная правда». В статье, опубликованной в «Вестнике и библиотеке для самообразования» (1903, № 32), он писал, что «забитость мелкого чиновника, для которого сановник в полном смысле слова какое-то высшее существо, опять-таки схвачена в этом шарже в самой своей основе». Писатель Платон Краснов обратил внимание на то, насколько точно Чехов попал своим рассказом в нерв времени:

    Прежде всего средний современный человек отличается болезненным, чисто нервным, беспокойством… Достаточно вспомнить чиновника («Смерть чиновника»), чихнувшего в театре на лысину сидевшего перед ним генерала, как этот человек страшно обеспокоился, стать надоедать генералу с извинениями и наконец умер от тревоги .

    Экранизации

    Ещё одна экранизация рассказа «Смерть чиновника» состоялась в 1971 году, когда Игорь Ильинский и Юрий Сааков выпустили телевизионный фильм «Эти разные, разные, разные лица… ». Все роли в этой ленте, состоящей из семи новелл, исполнил Игорь Ильинский. В 1972 году на Всесоюзном кинофестивале за актёрскую работу в этой картине Игорь Владимирович получил первую премию .

    Примечания

    1. , с. 507.
    2. , с. 82.
    3. , с. 139.
    4. , с. 81.
    5. , с. 506.
    6. , с. 505-506.
    7. , с. 505.
    8. , с. 83.
    9. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова . - Л. : Издательство Ленинградского университета, 1987. - 184 с.

    Один из ранних рассказов А.П. Чехова «Смерть чиновника» вышел в свет в 1883 г., когда мало кому известный литератор под псевдонимом «Антоша Чехонте» печатался в юмористических журналах, выдавая десятками короткие смешные рассказы, которые пользовались у читателей неизменным успехом.

    Предистория рассказа такова. Как-то раз добрый приятель семьи Антона Павловича, писатель и управляющий московских театров, Владимир Петрович Бегичев рассказал смешную историю о том, как в театре во время спектакля один человек чихнул на другого. Причём сей факт так его взволновал, что на следующий день он пришёл просить прощения за вчерашний конфуз. Над рассказом посмеялись и забыли о нём. Но не Антон Павлович. Уже тогда в его воображении родился образ Ивана Дмитриевича Червякова в наглухо задраеном вицмундире и генерала Бризжалова. Результатом рассказанной истории стал появившийся на страницах журнала «Осколки» с подзаголовком «Случай» маленький рассказ «Смерть чиновника».

    Анализ рассказа

    Произведение написано в духе реализма, которое получило широкое распространение в России второй половины 19 века. Рассказ вошёл в сборник «Пестрые рассказы». Писатель совместил здесь реализм с условностью. Это чётко прослеживается в начале произведения и в его конце, когда насмешка над смертью неуместна.

    Идейное содержание рассказа - тема маленького человека, протест против самоподавления и самоуничижения личности. Иван Дмитриевич Червяков - это младший брат «Станционного смотрителя» Самсона Вырина. Вечно униженный и пребывающий в замешательстве без особых на то причин. В своём рассказе Чехов буквально стучится в сознание читателя, призывая выдавливать из себя «по капле раба».

    Сюжет

    Завязка сюжета могла бы показаться совершенно лишённой какой-либо значимости, если бы не дальнейшее его развитие и совершенно неожиданный финал. Находясь в театре, чиновник Иван Дмитриевич Червяков чихнул на лысину сидевшего впереди генерала и, как ему показалось, вызвал у того недовольство.

    Извинившись один раз, он не удовлетворился этим и стал буквально преследовать генерала своими извинениями. Ему казалось, что тот не удовлетворён его извинениями. Генерал, поначалу вполне спокойно и благосклонно принял извинения чиновника. Но, бесконечно преследуемый Червяковым, он, наконец, взрывается и кричит на него. После чего Иван Дмитриевич пришёл домой, лёг на кровать и умер.

    Герои

    Здесь всего два главных действующих лица: мелкий чиновник с говорящей фамилией Червяков Иван Дмитриевич и статский генерал Бризжалов. Главным героем является, конечно, Червяков. Чехов показывает насколько жалким, нелепым может быть человек, до какого рабского состояния он может довести себя сам. Каждый раз, извиняясь перед генералом, он добровольно отрекается от человеческого достоинства. Казалось бы, чего проще, извинился перед человеком, который твои извинения благосклонно принял и на этом всё должно закончится. Нет же, надо заставлять себя идти ещё и ещё раз извиняться.

    Для него это не просто неприятный конфуз. Нет! Это посягательство на чиновничью иерархию. В данном случае больше сочувствия вызывает генерал Бризжалов. Ведь поначалу он вполне благопристойно ответил Червякову на его извинения. Но у того в голове засел принцип, что уважение к особам это святое, чуть ли не фундамент общественного бытия, в его представлении генерал должен был, видимо, провести церемонию принятия его извинений. И даже возмущается тем, что генерал так невнимательно относится к его извинениям. Сам генерал представляется нам человеком вполне благовоспитанным. То, что он в конце повествования накричал на Червякова, вполне объяснимо. Наверное, не каждый бы выдержал такое преследование.

    Рассказ называется «Смерть чиновника». Здесь глубокий смысл, что умер не человек, а чиновник, для которого чинопочитание является основой жизни. Смерть его не вызывает особо сочувствия и трагизма. Если бы сей чиновник дорос до определённых высот, то он бы всюду на своём пути продвигал идею чинопочитания, воспитывая себе подобных. Именно поэтому Чехов безжалостно убивает его. В его подаче Червяков умер не от испуга или от нестерпимого унижения. Нет. Ему невыносимо осознавать, что его желание услужить, принести свои нижайшие извинения не принимается достойным образом. И он умирает. Убивая его, Чехов, таким образом, выносит приговор всему тому, что олицетворяет собой Червяков.


    Чехов писал немало произведений о "маленьком человеке". Как правило, в их основе лежит какой-либо смешной случай, казус, произошедший с автором или увиденный им.

    "Смерть чиновника" также имеет эту тему. Главный герой - Червяков Иван Дмитрич, имеет незначительную должность. Он, как и все люди, хочет большего, и поэтому старается вести себя воспитанно, культурно.

    Именно поэтому он чувствовал себя неловко, когда случайно чихнул на генерала, и пытался загладить вину. Генерал скоро забыл об этом случае, поэтому постоянные извинения Ивана Дмитриевича вывели его из себя. Главный герой не выдержал, как ему показалось, позора, и умер.

    Этот рассказ о мыслях "маленького человека". Он привык извиняться, подчиняться. Герой никак не может понять, что для некоторых его проблемы-сущий пустяк. Он не принимает ничего нового. Все это привело от незначительной мелочи к смерти.

    Обновлено: 2017-01-27

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    .

    Антон Чехов

    Смерть чиновника

    В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг... В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и.. апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения. «Я его обрызгал! — подумал Червяков. — Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо». Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо: — Извините, ваше — ство, я вас обрызгал... я нечаянно... — Ничего, ничего... — Ради бога, извините. Я ведь... я не желал! — Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать! Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал: — Я вас обрызгал, ваше — ство... Простите... Я ведь... не то чтобы... — Ах, полноте... Я уж забыл, а вы всё о том же! — сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой. «Забыл, а у самого ехидство в глазах, — подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. — И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал... что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..» Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась. — А все-таки ты сходи, извинись, — сказала она. — Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь! — То-то вот и есть! Я извинялся, да он как-то странно... Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать. На другой день Червяков надел новый вицмундир, постригся и пошел к Бризжалову объяснить... Войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал прием прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова. — Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше — ство, — начал докладывать экзекутор, — я чихнул-с и... нечаянно обрызгал... Изв... — Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? — обратился генерал к следующему просителю. «Говорить не хочет! — подумал Червяков, бледнея. — Сердится, значит... Нет, этого нельзя так оставить... Я ему объясню...» Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал: — Ваше — ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше — ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с! Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой. — Да вы просто смеетесь, милостисдарь! — сказал он, скрываясь за дверью. «Какие же тут насмешки? — подумал Червяков. — Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!» Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять. — Я вчера приходил беспокоить ваше — ство, — забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, — не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с..., а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет... — Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал. — Что-с? — спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса. — Пошел вон!! — повторил генерал, затопав ногами. В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер.