Собор рождества богородицы козелец. Козелец

Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в п. Козельце Черниговской епархии

Собор был сооружён по заказу Натальи Демьяновны Разумовской (Разумихи - матери Алексея и Кирилла Разумовских) архитекторами А. В. Квасовым и И. Г. Григоровичем-Барским по проекту В. В. Растрелли между и годами. Также в XVIII веке был создан многоярусный позолоченный иконостас - как полагают, при участии архитектора В. В. Растрелли. Придворный художник Разумовской, Григорий Стеценко, расписал собор. На первом ярусе был устроен храм мучеников Адриана и Наталии - усыпальня Разумовских. После завершения строительства собора, в - годах архитектором Квасовым была возведена грандиозная колокольня . По великолепию и красоте архитектуры собор встал в ряд лучших архитектурных творений в Российской империи середины XVIII века. Он также явился последним видным храмовым сооружением в истории украинского барокко, после чего наступило время классицизма .

После пожара, причинённого молнией, в году колокольня была перестроена.

Архитектура

Грандиозный каменный храм пышной, дворцовой архитектуры. В архитектуре здания доминируют черты барокко , местами переходящие в формы рококо , и ордерные мотивы классицизма . В плане здание представляет крест. Массив здания разделён на два основных этажа и цокольную часть. Окна расположены по этажам строго в ряд. В первом этаже устроены необычные паперти в виде павильонов с арочным покрытием. Здесь видна рустовка первого этажа, и как контраст этому, сложное и обильное декоративное убранство второго этажа, увенчанного по верху выгнутыми фронтонами. Четыре опорных столпа несут систему сводов и пять куполов , поставленных по диагонали, как в древнерусских храмах. С трёх сторон к основному объему пристроены полукруглые крыльца с открытой колоннадой , завершающиеся невысокими шатрами .

В интерьере господствуют центральный купол и грандиозный многоярусный резной из липы позолоченный иконостас . Здесь архитектура, скульптура и живопись выступают в нерасторжимом единстве, что видно в утончённом декоративном убранстве стен, опор, сводов и куполов, а также в иконостасе.

Рядом с собором - четырёхярусная колокольня высотой 50 м. (одна из высочайших на Украине). Композиционное решение здания традиционно ярусное: нижний ярус украшен рустом, на втором ярусе пучки колонн



Церкви и храмы Козелецкого района

Даневский Свято-Георгиевский женский монастырь

Монастырь находится на правом берегу р.Остер между Козельцом и с.Данивкой на небольшом возвышении. Благодаря изысканному силуэту собора с тремя барочными куполами монастырский комплекс доминирует в панорамах долины р.Остер на многие километры.

Собор Рождества Богородицы и колокольня

Каменный собор с колокольней расположены в историческом центре города Козелец, на главной улице вблизи центральной площади. Оба сооружения являются главными градостроительными доминантами, царящие в застройке и окружающем ландшафте. Сейчас непосредственным окружением этих памятников является городской парк, в котором расположен дом полковой канцелярии. Неподалеку стоит Николаевская церковь.

Пятикупольный собор построен в 1752 - 1763 гг. по проекту и под наблюдением архитектора А.Квасова с участием киевского архитектора И.Григоровича-Барского, который декорировал фасады и интерьер, по заказу графини Натальи Демьяновны Разумовской, матери братьев Алексея и Кирилла Разумовских. Строительство велось на средства семьи Разумовских под контролем гетмана К.Розумовского. Колокольня построена в 1766-1770 гг. по проекту А.Квасова архитектором С.Кариным, тоже на средства Разумовских.

Собор претерпел некоторые изменения и перестройки: в конце XVIII в. открытые веранды перед тремя порталами надстроен и превращен в аркадные ротонды, покрытые палаточными крышами пластических форм. В XIX в. изменены формы бань. Двухъярусная барочное венчания колокольни после пожара 1848 заменено сферическим куполом со шпилем.

В интерьере царит большой (на всю ширину собора) четырехъярусный иконостас в стиле рококо, выполненный по проекту архитектора В.Растрелли. Все детали вырезаны из липового дерева, основной фон был темно-синий, на нем выделялся позолоченный резной орнамент. Иконы выполнялись местными мастерами под руководством известного художника, придворного художника К. Разумовского Г.Стеценко (1710-1781 гг.).

Колокольня стоит отдельно от собора в пределах его ограждения, раньше была надвратной. Она четырехъярусная, с глубоким подвалом. Имеет общую высоту до креста 50 м. Решена в стилевых формах барокко. В плане - квадрат с вогнутыми гранями и срезанными углами. Архитектура ордерная: нижний этаж украшен рустом, верхние - краеугольными пучками колонн вдоль арочных проемов колокола: тосканского ордера - на втором ярусе, ионического - на третьем, коринфского - на четвертом.

Козелецкая колокольня принадлежит к небольшой типологической группы так называемых больших колоколен Левобережья, которые были возведены в 1770-х гг. и объединяют два основных типа колоколен, известных в XVIII в. в Украине - ордерных (тип Большой лаврской колокольни в Киеве) и ярусных Четвериков. До этого редкого типа относятся, кроме колокольни собора Рождества Богородицы в Козельце, еще колокольни черниговского Троицкого и переяславского вознесенского монастырей.

Оба сооружения подверглись разрушениям во время второй мировой войны. Собор реставрирован в 1946 г. и в течение 1961 -1982 гг., Колокольня - в 1961-1970 гг. Реставрация соборного иконостаса проводилась в течение 1980-1990-х гг. Часть икон утрачена. Сейчас собор и колокольня являются памятниками архитектуры национального значения.

Построена в 1866–1874 гг. Возведена из кирпича, пятикупольная, четыре боковых купола декоративные, крестовая в плане, с ризалитами на южном и северном фасадах и двумя апсидами по оси восток–запад. Гладкие оштукатуренные стены увенчаны профилированным карнизом. Вытянутые по вертикали оконные и дверные проемы с полуциркульными перемычками обрамлены плоскими наличниками. Интерьер имеет ярко выраженное крестово-купольное пространственное решение. Центральная глава с восемью световыми проемами в восьмигранном барабане увенчана декоративной главкой. Внутренние углы восьмерика барабана в интерьере скруглены.

Барабан центральной главы опирается на подпружные арки, перекрыт куполом. На парусах – живопись на металлических листах, в простенках барабана также масляная живопись.

Своды над всеми частями памятника кирпичные, над восточной и западной ветвями – полуциркульный – сочетается с сомкнутым сводом, над северной и южной – полуциркульные, над угловыми камерами – сомкнутые своды, главы камер – квадратные в плане со срезанными углами – воспринимаются как верхний ярус угловых башен.

Реставрационные работы, начатые в 1975 г., предусматривают полное восстановление памятника в первоначальных формах. Реставрация завершается.

Памятник представляет редкий пример своеобразной трактовки традиционного для Левобережья Украины XVII–XVIII вв. крестового пятикупольного храма в период «историзма».

В настоящее время в церкви находится Музей истории ткачества Черниговщины.

Каменная крещатая однокупольное церковь стоит в историческом центре города Козелец на берегу р.Остер неподалеку от собора Рождества Богородицы. Местоположение храма фиксирует южную границу Козелецкой крепости XVII-XVIII вв. Благодаря расположению над поймой и высоком ярусном верху храм является важной градостроительной доминантой.

Построена в 1781-1784 гг. вместо деревянной церкви по заказу и на средства священника Кирилла Тарах-Тарловского по прозвищу Дикий Поп, который, по преданию, обвенчал в Козельце российскую императрицу Елизавету Петровну с Алексеем Разумовским.

Несмотря на ремонты, в частности в 1811 г., памятник хорошо сохранила свои первоначальные архитектурные формы в стилистике позднего барокко за исключением бани, завершение которой в 1811 г. было заменено сферическим куполом. В течение 1981 - 1989 гг. проведены реставрационные работы, при которых восстановлено утраченное завершение бани.

В интерьере единство внутреннего пространства достигнуто с помощью высоких арок, которые объединяют все пространственные участки и подчиняют их высокому, щедро освещенному куполу. Западная и восточная основа перекрыты цилиндрическими сводами, южная и северная - неполными сомкнутыми, дъяконник и жертвенник - сложными конховыми сводами, переходящими в цилиндрические, апсида и контрапсида - конхами.

Николаевская церковь в Козельце - типологически уникальный, высокохудожественный памятник завершающей стадии развития стиля барокко в архитектуре Украины.

Юрьева божница (Михайловская церковь) - памятник древнерусского зодчества XI в., Расположена при въезде в город с юга на высоком холме. "Юрьевой" она была названа в честь своего благоукрасителя Юрия Долгорукого, именно он украсил свою придворную церковь фресками подобными фрескам Софии Киевской.

Храм был построен как церковь княжеского замка по указу Владимира Мономаха в 1098 году, а в XII веке по желанию Юрия Долгорукого его украсили фресковой росписью. Свое название «Юрьева божница» церковь получила по имени князя Юрия Долгорукого, которому в свое время принадлежал Остер.

Остерская Михайловская церковь в ходе истории неоднократно подвергалась разрушениям. Сначала, в 1152 году она пострадала от рук князя Изяслава Мстиславича, который сжег город. Была восстановлена сыном Юрия Долгорукого Всеволодом Юрьевичем в 1195 году. Следующий раз Юрьева божница была разрушена во время набега татаро-монголов в 1240 году.

Служба в церкви не проводилась вплоть до 17 века. В 1695 году церковь вновь восстановили и даже устроили дополнительный алтарь во имя Святой Троицы на хорах. В 1753 году во время грозы в храм ударила молния, в результате чего сгорел деревянный верх, к тому же кладка начала разрушаться в результате сдвига холма к реке. В конце XVIII-начале XIX в. большая часть объема здания была разобрана в связи с аварийным состоянием, сохранилась лишь алтарная часть (апсида и часть юго-восточной стены).

Реставрационные работы по проекту архитектора П. П. Покрышкина были проведены только в 1907 году по проекту архитектора П. П. Покрышкина. В 1924 и 1950 гг были проведены работы по консервации. В 1977-80 гг инициировали консервацию останков и реставрацию фресковой росписи XII в., Остатки которой сохранились в интерьере апсиды. (Художник В. И. Бабюк). Копия фрески «Евхаристия» хранится в Софийском заповеднике

г. Остер

Известие о закладке деревянной Воскресенской церкви датируется 1790 г. Каменный храм был построен в 1845 году за счет братьев-купцов Ильи и Павла Цилюриков. В церкви даже есть два дополнительных алтаря: Ильи, а также Петра и Павла. Один из основателей храма похоронен у стен Воскресенской церкви.

Основой храма является распространенный в то время однобанный тип крестообразного строения в стиле позднего классицизма. Для него характерен вытянутый зал и пристроенная колокольня. Большой полусферический купол лежит на высоком барабане, украшением храма являются четырехколонные портики с южной и северной стороны здания. Трехъярусная колокольня была возведена несколько позже храма и имеет выраженные барокковые черты.

Иконостас был устроен купцами в 1857 году. В конце 80-х годов прошлого века в храме проводились исследования, в ходе которых здесь были обнаружены десятки икон, которые считаются памятниками искусства. Среди них образ св. Варвары (авторы Василий Левченко и его супруга Анастасия), святителя Николая, архангела Михаила, а так же иконы в иконостасе.

г. Остер

Каменная однокупольное церковь тетраконхового типа стоит в равнинной местности на невысоком холме в центре села и является его главной архитектурной доминантой. Хорошо просматривается с автомобильной трассы Киев-Чернигов.

Построена по заказу и на средства графа Алексея Разумовского над могилой своего отца - казака Григория Розума по проекту архитектора А.Квасова. Строительство началось в 1755 г., Освящен храм в 1760 г. В 1865 г. по проекту черниговского архитектора А.Куцевича пристроен западный притвор с колокольней, при этом разобрана западная конха. В храме в 1760 г. был установлен четырехъярусный иконостас в стиле рококо. В нем были иконы, выполненные художником А.Воскобойниковым (иконостас не сохранился). В 1913 - 1914 гг. по приглашению потомка основателя князя А.Розумовского над реставрацией иконостаса и живописи в интерьере работали выдающиеся украинские художники Михаил Бойчук, его жена София Налепинская-Бойчук и Тимофей брат Бойчука. Реставрация не была завершена из-за начала первой мировой войны. В 1974-1982 гг. памятник отреставрирован (архитекторы И.Иваненко, Н.Селиванова, В.Трегубов).

Трехсвятительская церковь в Лемешах является самым первым и самым выдающимся представителем храмов тетраконхового типа в Украине. В стилистическом отношении знаменует переход от барокко к классицизму.

с.Лемеши.

Построены в 1782–1796 гг. Памятник сохранился в первоначальных объемах. Церковь выполнена в формах зрелого классицизма, из кирпича, крестообразная в плане, с закругленной алтарной частью и угловыми камерами по высоте, равными основному объему, благодаря чему по внешнему абрису представляется кубической с небольшими ризалитами по центру каждого фасада, отвечающими ветвям крестового плана. Каждый ризалит обработан монументальным, усложненной формы портиком с фронтоном на четырех спаренных невысоких колоннах дорического ордера, поддерживающих арку с завершающим стену треугольным фронтоном. К западному порталу ведет широкая лестница. Сооружение одноглавое, завершается куполом на цилиндрическом барабане, угловые помещения – декоративными главками, выполненными из металла. В северной и южной угловых камерах устроены деревянные лестницы, ведущие на хоры.

Стены рустованы (угловые объемы), декорированы нишами различной конфигурации, оконные проемы обрамлены гладкими наличниками с замками. Сохранились в окнах металлические решетки.

Ведущая роль в интерьере отведена хорошо освещенному подкупольному пространству. Подпружные арки, опирающиеся на четыре пилона и паруса, несут световой барабан, перекрытый купольным сводом. Подбарабанное кольцо имеет масляную роспись, близкую по характеру иллюзорной живописи, распространенной на рубеже XIX в.

Памятник представляет интерес как прекрасный пример архитектуры классицизма конца XVIII в., профессионально решенной в хороших пропорциях и гармоничном сочетании элементов.

с. Петровское

"Город Козелец своим видом ничуть не отличается от иных своих братьев - уездных украинских городов... Одним словом, городишко ничем не приметный, но все-таки проезжающий, если он не спит, когда меняют коней, или не закусывает у пана Тихоновича, то непременно залюбуется величавым храмом грациозной растреллиевской архитектуры, который построила Наталка Розумиха"

Т.Г.Шевченко

Историю этого храма я уже рассказывала . С перерывом в несколько лет я опять побывала здесь, привезла на экскурсию свою маму, и мы еще раз получили удовольствие от осмотра шедевра.С погодой нам не особенно повезло, сфотографировать храм на фоне синего неба не вышло, смотрите, как уж вышло.

Немного напомню историю храма. Неподалеку от Козельца в селе Лемеши жила семья бедного казака Григория Розума и жены его Наталки Демешко. Было у них аж 6 детей: Алексей, Кирилл, Даниил, Агафья, Анна и Вера. Бедны они были дети чужой скот пасли. Благодаря Алексею и Кириллу вскоре прославилась фамилия Разумовских на всю империю.

А все потому, что волею судьбы пригожий Алексей в 22 года стал певчим в придворном хоре в Петербурге и попал на глаза цесаревне Елизавете Алексеевне. История их любви известна всем, в то что в Черниговской области в небольшом селении Козелец стоит прекрасный памятник этой любви, знают не многие.

Считается, что храм строила Наталка Розумиха, однако это не совсем точно - она, возможно, была главным инициатором постройки и курировала ведения стройки, однако, скорее всего, активными "соучастниками" были и сами ее сыновья - Алексей и Кирилл, ставшие на тот момент волею царственной покровительницы богатейшими людьми России. Строго говоря, основная доля участия в постройке собора принадлежала энергичному и образованному брату фаворита Кириллу Григорьевичу Разумовскому.

Детали декора (И.Г.Григорович-Барский)

Авторство, долгие годы приписываемое Растрелли, позже было оспорено - уж очень много в постройке элементов, присущих украинскому барокко, с которым Растрелли вряд ли был детально знаком. Сейчас считается, что проект принадлежал двум архитекторам - Андрею Васильевичу Квасову и Ивану Григорьевичу Григоровичу-Барскому. Собор строили 11 лет - 1752-1763 гг. В формах удивительно красивого собора угадываются элементы разных стилей, однако все они скомпонованы необычайно гармонично. Изящный резной декор принадлежит Григоровичу-Барскому.

Храм двухэтажный - у него есть верхний (основной) ярус и нижний храм-усыпальница. Здесь в 1762 году похоронили Наталью Демьяновну, не дожившую до конца строительства.

Не раз убеждалась я, что собор на удивление нефотогеничен - на фотографиях не удается воссоздать его прелесть и гармонию. Сколько изображений я не видела - ни одно вполне не отражает очарование оригинала. Краше его только интерьер самого собора. Помню свое первое впечатление, когда я года три назад впервые вошла в собор и увидела иконостас: "Ах!!" - и замерла. Точно так же прореагировала моя мама.

Говорят, резной иконостас, с большой долей вероятности изготовленный в мастерской Растрелли, императрица Елизавета изначально планировала разместить в Смольном монастыре, однако затем передумала и подарила его Разумовским для их фамильного храма. К слову, Елизавета однажды бывала в Козельце - во время своего путешествия в 1744 из Петербурга в Киев она посетила родину своего любимого и познакомилась с его семьей.

Иконостас настолько огромен, что боковые его части не поместились в храме, их пришлось снять и перенести в церковь в соседних Лемешах (о ней немного позже), где они не сохранились. Ярким украшением иконостаса были массивные серебряные ворота, которые на сегодняшний день безвозвратно утрачены. Иконы, вмонтированные в иконостас (их должно быть 72) частично утрачены, частично перенесены в Черниговский художественный музей. Ряд из них находится на реставрации. Предполагается, что некоторые из икон написаны любимым художником Разумовских Г.А.Стеценко.

Говорят, сейчас это самый высокий иконостас в православном храме на территории СНГ - 27 метров. В нем 5 рядов, однако четкого деления на канонические чины я не увидела - барокко предполагает некоторые вольности в следовании канонам. Остальной храм сознательно не расписывали, чтобы не отвлекать от иконостаса и не "рябить". Собор изнутри украшен только белокаменной резьбой, перекликающейся с наружным декором.

Элементы внутреннего декора

Мне не удалось сделать достаточно много фотографий интерьера, хоть я планировала это - нас попросила покинуть храм служительница - она закрывала собор. Думаю, это не был ее каприз: экскурсанты, приехавшие на автобусе, закончили осмотр и заторопились в книжно-иконную лавку, а служительница по совместительству является еще и продавщицей в лавке. Если вы будете осматривать собор, лавку тоже посетите - здесь есть хорошие путеводители.

Рядом храмом в 1766-1770 гг была возведена колокольня. Изначально в ней было 5 ярусов, но в 1848 году верхний ярус сгорел, восстанавливать его не стали. Сейчас высота колокольни составляет 50 метров.

Описание

Собор Рождества Богородицы в Козельце – самое главное сокровище города и одно из самых знаменитых архитектурных сооружений Черниговской области.

Церковь была построена в 1752-1763 гг. по проекту архитекторов И.Григоровича-Барского и А.Квасова. Средства на строительство храма выделила мать Алексея и Кирилла Разумовских – Наталья Разумиха.
Это пятикупольный собор в стиле позднего барокко с элементами украинской народной архитектуры, который выделяется богатой декоративной лепниной. Боковые выходы на паперти и цокольный этаж добавляют объем и без того большому храму. Ценителей красоты приведет в восторг внутренний вид церкви. Роспись интерьера выполнил выдающийся художник Г.Стеценко, резьбу – С.Шалматов. В Соборе можно увидеть старинный деревянный иконостас, который спроектировал известный петербургский архитектор В.Растрелли. 27-метровый иконостас был сделан из 80 икон (в наше время сохранилось 50 из них).
Рядом с Собором располагается колокольня, которая датируется 1766-1770 гг.

Постройка очень оригинальна, особенно интересно смотрятся вогнутые внутрь фасадные стены. Архитектурный облик здания схожий с колокольней Троицкого собора в Чернигове. Говорят, с колокольни открывается чудесный вид на окрестности (даже можно одновременно увидеть два великих города - Киев и Чернигов).
Собор Рождества Богородицы (Козелец)
В ходе истории Собор Рождества Богородицы неоднократно переживал тяжелые времена. Больше всего он пострадал от рук фашистов и большевиков. Храму удалось перенести все лишения. Ему повезло намного больше остальных его «коллег» - собор не разобрали и не разрушили. Правда, долгое время он использовался не по своему прямому предназначению: здесь располагался сначала лагерь для военнопленных, затем конюшня, заготконтора. Еще несколько лет назад величественный собор имел «весьма непритязательный вид». Был грязным, потрескавшимся и ошелушенным.
После реставрации Собор Рождества Богородицы вновь занял свое почетное место среди шедевров украинской архитектуры. Является действующим.

Адрес: пгт Козелец, ул. Комсомольская, 9

В соборе сохранился склеп с прахом Наталки Демьяновны Розумовской - матери Алексея и Кирилла. Возле собора состоянием на 2004 год остались почти не истерзанные столетиями и событиями два столба из гранита неподалеку один от другого с восточной стороны. На одном з них надпись: "Ротмистер Петр Иванович Афендик род. 1804 г. 21 декабря, умер 1864 г". На втором надгробии читаем: "Здесь покоится прах Константина Станиславовича Митарновского, подполковника 17 пехотной Архангельской дивизии, родившегося 1834, умершего 1883 г.".

Афендик Петр Иванович был сыном Афендика Ивана Антоновича. Афендик Петр Иванович (21.12.1804 - 20.02.1863), участник подавления Польского восстания 1831 года, родился в селе Старая Басань Козелецкого уезда. Службу начал в Нарвском драгунском полку. С 1819 г. - прапорщик, с 1825 г. - поручик, из 1831 г. - штабсротмистер. Награжденный орденом святой Анни IV степени за храбрость. 3 1832 г. - ротмистер в отставке. Служил в Нарвском драгунском (со временем гусарском) полке (1819-1832). Его избирали депутатом от дворян Козелецькой уездной комиссии (1882).

Второе надгробие имеет такой вид: на черном гранитном кубе - белая мраморная стела с художественной резьбой, суженная в верхней части, на которой вычеканено эпитафию.

Митарновский Константин Станиславович, подполковник, участник российско-турецкой войны (1877 - 1878 гг.), с 1852 года офицер, с 1 974 - майор. За храбрость в российско-турецкой войне ему присвоены звание подполковника (1883г.) и награжден орденом святого Владимира с мечами и бантом. Имел ордены: в 1877 году - святого Станислава III степени, в 1882 году - святой Анны III степени. Этих двух военных возле собора похоронили не случайно.

К тому времени на территории собора было кладбище, на котором погребали не только военных, а и других людей с положением, имена которых были связаны с жизнью Козельца.

Таких погребений на соборном кладбище начислялось несколько десятков. Подтверждением существования кладбища есть материалы краеведов Козельца, рассказа старожилов и рабочих, которые в советские времена работали над реставрацией этого храма и находили кости похороненных здесь людей. К сожалению, сохранилось лишь два надгробия. Все другие уничтожено или с течением времени, или во время войны 1941 - 1945 гг. Правда, между этими двумя погребениями остался третий гранитный столб высотой приблизительно 130 см с надписью: "Мир праха твоему, страдалец".

озле собора похороненные также: Билановский Василий Никитович (1810 - 13.01.1889)- генерал-майор в отставке, участник российско-турецкой войны 1828 - 1829 гг.; Бочаров Михаил Иванович (1820 - 21.03.1869) подполковник в отставке; Кичко Калина Власович (1827 - 05.06.1877) - капитан в отставке; Лесовский Григорий Андреевич (1824 - 04.04.1864) - штабс-капитан; Мордовский Михаил Яковлевич (1837 - 03.04.1917) - полковник.

Строительство собора Рождества Богородицы считается делом рук архитектора И. Григоровича-Барского в соавторстве с А. Квасовым в 1752-1763 гг. на заказ Н. Д. Розумовского как родственного храма-усыпальницы.


Тем не менее это совсем не так. А для начала обратимся к феномену семьи Розумовских на примере книги "Семейство Разумовских" (А. А. Васильчикова, т. 1, С.Петербург, 1880 г.), где уже в предисловии говорится: "Графы Разумовские принадлежат ко второй эпохе временщиков. Возвышением своим они обязаны только случаю. Они не играли видной роли в летописях отечества нашего, не отличались особенными, выходящими изряда талантами. В продолжении шести царствований: Елизаветы, Петра III, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I с немногим сто лет существует семейство Разумовских и не представляет ни одного полководца, ни одного вполне замечательного государственного мужа. Последние сыны гетьмана умерли за границей, где провели большую часть своей жизни.

Разумовские, без сомнения, рядом с Шереметьевыми, остались для народа любимыми вельможами прошлого столетия. Еще при жизни своей они, по крайней мере графы Алексей и Кирилл Григорьевичи, пользовались общественным сочувствием. Екатерина отзывается в них, что она "никогда не знавала семейства временщиков, более всеми любимого". Причину зтой любви угадать не трудно: Разумовские, не чуждаясь просвещения, жили жизнью народной, любили все отечественное ".

Заметили, уважаемый читатель, даже в короткой этой цитате уже есть несколько противоречий, например: "Они не играли видной роли в летописях отечества нашего " и "не чуждаясь просвещения, жили жизнью народной"? И не об этом сейчас речь. Вернемся к "Семейству Разумовских" и к первой главе книги "Происхождение и возвышение". В ней идет речь о том, что в Черниговской губернии, Козелецкого уезда, в хуторе Лемехах жил реестровый казак Григорий Яковлевич Розум. Хутором село Лемеха было до 1765 года и расположенное на старой почтовой дороге из Киева в Чернигов между станциями Козельцом и Чемером. Розумом нарекли Григория Яковлевича, как гласит пересказ, соседние казаки от поговорки, которую тот любил повторять: "Гей! Що то за голова, що то за розум!";

Розум был человеком сварливым и скандальным, жена Наталия Демьяновна, наоборот, здравомыслящей и умной, ее любили и уважали все земляки. Детей у них было шестеро: Данил, Алексей, Кирилл, Агафья, Анна, Вера.

Однажды Наталии Демьяновне приснилось, будто в ее доме светятся на потолке солнце и звезды. Пересказала сон соседям, которые только начали смеяться над ней. Дня через три, в начале января 1731 года, в праздничный день проезжал через Чемер полковник Федор Степанович Вишневский, который возвращался с Венгрии, где он покупал для императрицы вина. Вишневский зашел в церквовь, был очарован голосом и внешностью Алексея Розума и уговорил дьячка отпустить с ним его воспитанника в Петербург. Алексей с радостью пристав на предложение Вишневского и поскакал со своим доброжелателем к северной столице. Там Вишневский представил Алексея тогдашнему обер-гофмаршалу графу Рейнгольду Левенвольду, который сразу же поместил молодого украинца в придворный хор.

После высылки сержанта Семеновського полка камер-пажа Алексея Никифоровича Шубина, который был первым лицом при дворе, Елизавета обратила свое внимание на молодого Розума. Некоторое время спустя уже не Розум, а Розумовський назначается управляющим одним из царских имений. Вслед за этим Алексей Григорьевич получает звание гофинтенданта и начинает ведать всем имуществом двора Елизаветы Петровны, и так умело, что сама императрица в письмах называет его "нелицемерным". Мать Алексея Розумовского в это время стала лучше жить, завела корчму...

Вскоре Розумовский становится графом и вступает в законный брак с императрицей Елизаветой Петровной (обвенчались они тайно осенью 1742 года в подмосковном селе Пэру). После такого удачного бракосочетания влияние Алексея Григорьевича при дворе становится огромным. Он не забыл и о своих благодетелях: Вишневского сделал генералом, а дьячка назначил надзирателем в одном из садов императрицы. Не забыл он и далекую родину: добился восстановления автономии Украины. Его родной брат становится гетманом.

Както Елизавета Петровна собралась посетить Украину. Ремонтировались и расширялись дороги, укреплялись мосты. В Козельце императрице понравилось, там она познакомилась с родными сестрами своего мужа. Возможно, именно тогда из дипломатической "подачи" Алексея Розумовского и возникло у Елизаветы Петровны желание соорудить собор Рождества Богородицы.

Но как бы там не было, а в 63 томе ежемесячного исторического журнала "Киевская старина" за декабрь 1898 года находим, что собор построен на "средства всесильного в то время графа Алексея Григорьевича Разумовского... при ближайшем участии небезызвестного священника Тарловского Кирилла Николаевича, уроженца г. Козельца, слывущего под именем "дикаго попа". Строителем собора был знаменитый архитектор того времени Растрелли".

Именно тогда в Италии для императорской церкви в Петербурге был заказан иконостас. Но после того как его доставили на место, стало понятно, что он великоват по размеру. "В зто время у графа Разумовского созрела мысль о постройке собора в Козельце. Императрица Елисавета Петровна решила пожертвовать этот иконостас для будущего собора. Вот тогда-то и было поручено архитектору Растрелли соответственно размерам и величине иконостаса составить проект собора. В скором времени собор был построен. Изумленному взору простоватых обывателей града Козельца предстало в виде собора такое чудо, что все просто ахнули и единогласно решили, что не только в Чернигове, но даже в самом Киеве нет такого собора", - утверждает "Киевская старина".

А вот то, о чем писал журнал почти 100 лет тому, можно полностью отнести к нашим дням. Словно о нас речь идет - прочитаем внимательно: "Иконостас, кажется, не ремонтировался с самого основания собора, т.е. уже почти 150 лет, что и заметно в довольно значительной степени: время берет свое - краски и лепные украшения трескаются, часть последних отпадает, позолота сходит. Недалеко то время, когда величественный иконостас и иконы нуждаются в ремонте ".

Укажу еще раз - это писалось почти столетие назад. А если к этому прибавить, что во времена Великой Отечественной войны фашистские оккупанты держали в соборе коней и десятками лет он не ремонтировался после войны можно только вообразить, в какой реставрации он сейчас нуждается...

Кстати, о том, что собор Рождества Богородицы соорудил Растрелли, писали "Известия XIV археологического съезда въ Чернигове 1-15августа 1908г."

И лишь в "Всеобщей истории архитектуры" в шестом томе мы находим утверждение, которые авторами собора Рождества Богородицы были (в первую очередь) А. Квасов и И. Барський. "Всеобщая история... " выданная в Москве в 1968 году. Ведь - судите сами...

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в поселке городского типа Козелец (1752) – удивительной красоты барочный храм с фантастической энергетикой, один из моих самых любимых. В эту церковь хочется вернуться еще и еще раз – она как будто пронизана дыханием Святого Духа.

Считается, что Рождественский собор - это завершающий аккорд эпохи украинского барокко, последняя в истории Украины церковь этого стиля. Храм имеет статус памятника архитектуры национального значения.

Церковь относится к Козелецкому благочинию Черниговской епархии Украинской православной церкви. Настоятель собора Рождества Богородицы – благочинный Козелецкого округа, митрофорный протоиерей Михаил Терещенко, приложившего много усилий для возвращения храма верующим.

Про собор и его создателей в сети написано очень много и далеко не все – корректно. Мне кажется, самый лучший способ для первого знакомства таков: у церкви есть свой сайт – http://sobor-kozelets.church.ua . Это – довольно редкий случай в принципе, не говоря уже о том, что церковь – не столичная. Большое спасибо его создателям. Кроме того, про храм написана книга «Собор Рождества Богородицы в Козельце» из серии изданий о памятниках архитектуры национального значения, написанная сотрудниками заповедника "Чернигов Древний", и есть упоминания в огромном количестве других источников. Так что для любителей подробной реконструкции исторических событий эта тема – просто клондайк.


История

Строительство собора связано с одной из знаменитейших украинских династий – Разумовских.


Удивительна история этой семьи – такую карьеру, какую сделали братья Разумовские (не даром родовая фамилия семьи – Рóзумы) – можно по праву назвать головокружительной.

Судите сами. Алексей и Кирилл Разумовские (будущие граф и генерал-фельдмаршал и последний гетман Войска Запорожского и президент Российской академии наук) происходили из семьи малоземельных казаков, жившей в селе Лемеши – оно совсем рядом с Козельцом. Старший брат, Алексей – красивый и статный парень, сбежал от пьющего отца в другое соседнее село – Чемер, поселился у дьяка и стал певчим в церковном хоре. Деревянная церковь, в которой он пел, давно разрушилась. На ее месте в 1888 году построили другую деревянную церковь – она теперь, к сожалению, тоже почти разрушилась и, думаю, восстановить ее уже не выйдет.


В 1731 году во время службы в чемерскую церковь зашел проезжавший мимо придворный императрицы Анны Иоанновны полковник Федор Степанович Вишневский. Был Федор Степанович поставщиком не только токайских вин к императорскому двору, но и «статных и кареглазых певчих» для императорского хора. Он был поражен ярким голосом Алексея и предложил ему поехать в Петербург. Дальше история развивалась как в сказке. Алексей попадает в придворную хоровую капеллу, где его замечает и приближает к себе цесаревна Елизавета Петровна, находящаяся в полу-опале у тогдашней императрицы Анны Иоанновны и нуждающаяся в моральной поддержке после ссылки на Камчатку своего предыдущего фаворита и ординарца Алексея Шубина.


Когда Елизавета Петровна становится императрицей, ее – на тот момент уже фаворит – Алексей Разумовский получает огромную власть: императрица жалует своему «ночному императору» титул графа и звание генерал-фельдмаршала, он становится одним из богатейших людей империи. Существует даже легенда, что Елизавета состояла в тайном браке с Разумовским, хотя документального подтверждения этому факту нет, так же, как и историям про их совместных детей (самая известная из них – княжна Тараканова). Кроме того, некоторые исследователи упоминают, что венчал императрицу Елизавету и графа Алексея «дикий поп» Кирилл Николаевич Тарловский, уроженец Козельца, также, по их словам, некоторым образом причастный к строительству козелецкого собора.

Алексей перевозит в столицу своего брата Кирилла и отправляет учиться в Европу. Возвращается оттуда 16-летний Кирилл уже графом, в 18 лет его назначают президентом Петербургской академии наук, он женится на троюродной сестре императрицы и получает за ней огромное приданое, становится последним гетманом Войска Запорожского (упраздненный было титул специально восстановили ради такого случая), а позже – сенатором и генерал-адъютантом.


Какое-то время прожила при дворе и их мать, Наталья, обычная черниговская селянка, пожалованная императрицей в статс-дамы. Но при переезде императорского двора в Петербург она вернулась на родину – придворная жизнь пришлась ей не по вкусу – и поселилась вблизи Козельца в построенной ею усадьбе Алексеевщина.

Большинство историков считает, что идея строительства собора в Козельце принадлежит именно ей, Наталье Разумовской («Розумихе» в простонародной украинской интерпретации), и была поддержана ее сыновьями, на чьи деньги он и был построен. Черниговская область вообще обязана братьям Разумовским, и особенно своему последнему гетману, большим количеством роскошных барочных храмов и дворцов, но именно эту церковь Наталья Демьяновна задумала в благодарность Господу за триумфальное возвышение своей семьи.


Строительство храма началось в 1752 году и продлилось 11 лет. По рассказам Александра Андреевича Шама, козелецкого краеведа и преподавателя, для строительства собора Рождества Богородицы была построена подъездная наклонная земляная насыпь от села Лихолетки до села Гламазды длинной в 10 километров, чтобы подавать строительные материалы на большую высоту. Около сотни крестьян из имений Разумовских привозили необходимые материалы на подводах, а на самом строительстве трудились почти 150 человек. Крестьянам платили по 5 копеек в день, братья Разумовские не скупились, да и сама Наталья Демьяновна, говорят, лично наблюдала за строительством.

Жаль только, что воплощенной свою мечту ей не довелось увидеть: она умерла раньше, чем строительство завершилось. Свое последнее упокоение она нашла именно здесь, в нижней церкви, в приделе святых мучеников Адриана и Наталии. До сих пор духовенство собора проводит службы за упокой ее души.


В 1766-1770 годах рядом с собором была построена колокольня.

В справочнике «Памятники градостроительства и архитектуры УССР» есть упоминание о «пожаре, причиненном молнией» в 1848 году, в результате чего двухъярусное завершение колокольни заменили куполом со шпилем, а верхний – пятый – ярус в первоначальном виде восстановлен не был.


По словам настоятеля храма, отца Михаила Терещенко, в 1934 году советские власти закрыли храм и конфисковали все, что посчитали ценным. Во время оккупации Козельца немецко-фашистскими войсками в 1941 году, на территории собора была конюшня, а потом – лагерь для военнопленных. Странно, что он не действовал – обычно немцы во время оккупации разрешали возобновлять богослужения. Во время бомбардировок были повреждены купола собора и колокольни. Когда война закончилась, в храме устроили склад для овощей. В 1946 году в соборе начались первичные реставрационные работы. Реальная же реставрация была проведена в 1960-1970-х годах специалистами Черниговской межобластной специализированной научно-экспериментальной мастерской.


После окончания реставрации храм передали церкви и открыли для богослужений 14 августа 1993 года, в присутствии высокопреосвященнейшего митрополита Черниговского Антония.

В сентябре 2012 года на празднование 260-летия со дня основания собора приехал потомок Кирилла Разумовского – граф Александр Разумовский. Он подарил собору икону "Успение Пресвятой Богородицы".

Архитектура

Собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в стиле барокко, с элементами рококо и классицизма. Долгое время авторство проекта храма приписывали Бартоломео Растрелли, однако позднее были найдены документальные подтверждения тому, что архитектором собора был Андрей Васильевич Квасов, основатель первой украинской «глуховской» архитектурной школы, ученик известного петербургского архитектора Михаила Григорьевича Земцова. Также исследователи считают, что в создании церкви участвовал знаменитый украинский архитектор Иван Григорьевич Григорович-Барский и что он – автор изящного лепного декора храма.


Храм имеет редкую для Украины двухъярусную структуру с цокольным этажом и состоит из «летней» (верхней) и «зимней» или «теплой» (нижней) церкви, которая одновременно является усыпальницей Натальи Разумовской.


Собор – кирпичный, оштукатуренный, четырехнефный, девятичастный, четырехстолпный, выстроенный в форме равностороннего креста. Притворы – одной высоты с основным объемом – делают его в плане почти квадратным. Главный престол церкви освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел – в честь апостолов Петра и Павла, левый – пророка Захарии и святой Елизаветы, нижний – святых мучеников Адриана и Наталии. Храм – пятикупольный, купола имеют двухъярусное завершение, типичное для украинского барокко. С трех сторон к храму пристроены паперти с шатровым покрытием.

Снаружи и внутри собор украшен изящной лепкой в стиле елизаветинского рококо.


Еще одна из потрясающих ценностей храма – грандиозный резной деревянный иконостас, изготовленный из липы и покрытый позолотой. Центральная часть иконостаса – пятиярусная, боковые – трехъярусные, его высота – 27 метров. Резьба – мастерская и вдохновенная одновременно, очень гармонично сочетается с барочным оформлением храма. До революции иконостас имел серебряные врата с позолотой – увы, конфискованные вместе со всеми ценностями. Из 72 икон сохранились 50, иконы были написаны украинскими иконописцами во главе с придворным художником семьи Разумовских – Григорием Андреевичем Стеценко. Как иконостас он пережил революцию, войну и послевоенное время – полная загадка, не иначе – промысел Божий.

Колокольня, стоящая отдельно от собора и также построенная Андреем Квасовым, имеет высоту 50 метров – она одна из самых высоких в Украине. Сейчас колокольня четырехъярусная, а до пожара 1848 года была, видимо, пятиярусной. Первый ярус декорирован рустом, колонны второго яруса – тосканского ордера, третьего - ионические, четвертого - коринфские и – (капитан очевидность) – колонны пятого, скорее всего, были дорическими? Купол колокольни – полусферический со шпилем, оригинальный, как я уже писала, был уничтожен пожаром.


Интересные факты

С Рождественским собором связано очень много интересных легенд и историй, но я хотела бы остановиться на нескольких из них.


Одна из них касается иконостаса и двух версий его происхождения. Первая из них гласит, что он был изготовлен в мастерской и по эскизам Бартоломео Растрелли (по другим пересказам – в Италии) и что Елизавета заказала его для Смольного монастыря в Петербурге, однако затем решила подарить его в козелецкий храм. Согласно второй версии, изложенной в книге Владимира Вироцкого, Андрея Карнабиды и Виктора Киркевича «Монастыри и храмы земли Северской» – были найдены документальные подтверждения того, что иконостас изготовлен в Козельце.


Следующий рассказ – про местночтимую чудотворную икону – афонский список с Иверской иконы Божьей Матери, которую еще иначе называют «Вратарница» (по-гречески «Портаитисса»), которая сейчас находится в нижнем храме. Я где-то слышала, что первый список, который хранился в соборе и был утерян после 1934 года, привезли из Афона специально для Натальи Разумовской. Нынешний список чудотворной иконы, по благословению Божьей Матери, привез со святой горы Афон настоятель собора, отец Михаил Терещенко, в 2003 году. А вот оригинальная молитва той, первой иконе, которую возносят только в Козельце, сохранилась до наших дней. Празднование в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы в Козельце – вторник Светлой Седмицы.


Интересно, что собор Рождества Богородицы описал Тарас Шевченко в повести «Княгиня» – он ездил в Козелец дважды, первый раз – весной 1846 года по поручению Археографической комиссии для выполнения зарисовок архитектурно-исторических памятников Черниговщины. Вот что он пишет: "Город Козелец... городишко ничем не приметный, но все-таки проезжающий, если он не спит, когда меняют коней, или не закусывает у пана Тихоновича, то непременно залюбуется величавым храмом грациозной растреллиевской архитектуры, который построила Наталка Розумиха". Так что во времена Шевченко бытовала гипотеза о том, что собор строил Растрелли – слухами земля полнится.


А еще в Козельце бывала и некоторое время гостила императрица Елизавета Петровна. В 1744 году, во время поездки в Малороссию, Елизавета посетила, в том числе, и Козелец, где, по словам известного прозаика Николая Гейнце, «останавливалась на долгое время у матери Алексея Григорьевича [Разумовского] – Натальи Демьяновны и… в козелецком ее доме… хранилось кресло то, на котором сидела государыня».

Местоположение и окрестности

Поселок городского типа Козелец – районный центр Козелецкого района Черниговской области, расположен на берегу реки Остер, в 76 километрах от Киева, рядом с трассой Е95. Очень люблю этот небольшой городок – спокойный и основательный. А еще в Козельце проводят (ну, по крайней мере, раньше проводили) веселые и красочные осенние ярмарки, на которых выставлялись многие районы Черниговщины.


Названием своим городок обязан не то – красивым желтым весенним цветам из семейства астровых, носящим название козелец и немного похожим на одуванчик, не то – соседнему «козелесу» – лесу, в котором раньше в великом множестве водились дикие козы (герб города – серебряный козел с золотой державой на спине).

Впервые город упоминается в документах начала XVII века как польская крепость. Во время освободительной войны Богдана Хмельницкого против Польши в Козельце стояла казацкая сотня Киевского полка. После включения Черниговщины в состав России, управление Киевского полка переводят в Козелец – в город переезжает полковник и казацкая старшина, он становится важным военно-административным центром.


В Козельце сохранилось много интересных архитектурных памятников. Во-первых и во-вторых, в Козельце есть две старинные церкви – святителя Николая Чудотворца (1781-1784), действующая, и церковь Вознесения Господня (1866-1874) – в ней расположен Музей истории ткачества Черниговщины, но они заслуживают отдельного разговора, в других блогах.

В-третьих – Дом полковой канцелярии, после отмены Екатериной II сотенно-полкового устройства в Украине в 1781 году служивший магистратом – был построен в 1756-1760-е годы теми же архитекторами, которые строили Рождественский собор – Андреем Квасовым и Иваном Григоровичем-Барским по заказу киевского полковника Ефима Дарагана. Во время Второй Мировой войны здание было повреждено и позже отреставрировано.


Еще одно место, которое стоит посетить – если там еще вообще осталось на что смотреть – усадьба и парк семьи Дараганов (1750-е – 1760-е годы) в бывшем селе Покорщина, которое теперь является частью Козельца. В 1744 году Наталья Разумовская купила это имение у полкового писаря Ивана Покорского и подарила в качестве приданого своей дочери Вере Григорьевне, которая вышла замуж за состоятельного землевладельца и киевского полковника Ефима Дарагана. Усадьба интересна тем, что она – деревянная, оштукатуренная, а издали похожа на каменную, чуть ли не единственная сохранившаяся в Украине деревянная барочная усадьба. Она была украшена очень красивой резьбой.


Окружал усадьбу ландшафтный парк, из хозяйственных построек сохранились каменица (оружейная полковника, 1750-1770) и каретный сарай. Все постройки в ужасающем состоянии. Вход в усадебный дом заколочен, окна – выбиты. Подозреваю, что внутри он – в аварийном состоянии. Еще в 1975 году в усадьбе снимали сцены из известного фильма «Звезда пленительного счастья», а теперь памятник архитектуры национального значения растаскивают бомжи.


Продолжение следует

Мой следующий рассказ посвящен не очень известной, но красивой церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Ковшеватая таращанского района.