Сухомлинский василий александрович интересные факты. Сообщение на тему "сухомлинский и его вклад в педагогику"

Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970) - известный советский педагог, кандидат педагогических наук (1955). Родился в с. Васильевка на Херсонщине, где прошли его детство и юность. После окончания школы-семилетки учился на подготовительных курсах при Кременчугском педагогическом институте. Начал свою педагогическую деятельность в 1935 г. учителем украинского языка и литературы сельской школы. Спустя три года окончил Полтавский педагогический институт. Именно этому вузу Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску. После института возвратился в родные места и работал преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе. В 1941 г. Сухомлинский добровольцем ушел на фронт» был тяжело ранен. После освобождения Украины вернулся в родные края и стал заведующим районо, занимался восстановлением разрушенных школ. В 1948 г. стал директором Павлышской средней школы на Кировоградчине и бессменно руководил ею в течение 22 лег, до самой смерти. В 1948 г. это была обычная рядовая школа, почти разрушенная за годы войны. Знаменитой ее сделал Сухомлинский.

Сухомлинский Василий Александрович и его педагогические идеи

Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформировались его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. Расцвет его педагогического творчества пришел на 50-60-е гг. Он превратил Павлышскую сельскую школу в настоящую лабораторию передового педагогического опыта, знакомиться с которым приезжали не только советские, но и зарубежные педагоги. Одним из первых начал подготовку детей шестилетнего возраста к обучению в школе. За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями СССР. С 1958 г. Сухомлинский — член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, заслуженный учитель УССР. В 1968 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В том же году был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составил около 4 млн экземпляров на различных языках. В апреле 1970 г. педагог закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» - доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ. Защитить ее он не успел.
Педагогическое наследие Сухомлинского разносторонне и разнопланово. Его занимали различные аспекты коммунистического воспитания молодого поколения — идейно-политическое, гражданское, умственное, нравственное, эстетическое, физическое. Интересовали педагога и проблемы дидактики, прежде всего воспитательная сторона процесса обучения. Он упорно искал пути укрепления связи школы с семьей, большое внимание уделял вопросу организации педагогического коллектива, достижения каждым учителем высокого уровня педагогического мастерства. При этом труды Сухомлинского свидетельствуют не только о разносторонности его педагогических подходов, но и о цельности его педагогического мышления.
Сухомлинский родился в крестьянской семье и был воспитан на народных традициях. Родители привили ему любовь к родному слову, народной мудрости, помогли усвоить неписаный кодекс общественной морали. В своей педагогической деятельности Василий Александрович опирался на такие основные положения народной педагогики, как природосообразность, воспитание в труде, гуманизм, всесторонний подход к воспитанию. В центре его работ - проблемы формирования высоких гражданских идеалов, моральной культуры, таких духовно-нравственных качеств, как правдивость, доброта, уважение к людям труда, общественная активность и др. В центре дидактической системы Сухомлинского -трудовое воспитание. Педагог трактовал сельскохозяйственный труд как средство развития личности, а не только как путь подготовки учащихся к профессиональной деятельности. В Павлыш-ской школе была внедрена система трудового воспитания, основой которой были политехническое обучение и общественно полезный, производительный труд учащихся. Много внимания Сухомлинский уделял детскому коллективу и воспитанию личности в нем. Он развивал идею Макаренко о целесообразности создания разновозрастных коллективов воспитанников (трудовые отряды II бригады, предметные, технические, сельскохозяйственные кружки, самодеятельные, художественные коллективы, ученические группы по месту жительства учащихся и др.).
Талантливым открытием Сухомлинского стала «школа под голубым небом», или, как ее называли, «школа радости». Свой опыт отразил в книге «Сердце отдаю детям», где представлена целостная педагогическая система воспитания младшего поколения, согласно которой первые научные истины ребенок познает в окружающем мире, а источником мысли являются красота и неисчерпаемая сложность природных явлений. Рассматривая знания как величайшие блага общества, которые надо передать каждому воспитаннику, Сухомлинский выступал за гармоничное школьное воспитание, в котором сливаются воедино нравственное, умственное, эстетическое и эмоциональное становление личности. Василий Александрович внес вклад и в разработку структуры и содержания профессионального мастерства учителя. В работе «Павлышская средняя школа» он дал развернутый ответ на вопрос: что значит хороший учитель? По его мнению, это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу их радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком. Во-вторых, это человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее. В-третьих, это человек, изучивший психологию и педагогику, понимающий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно. В-четвертых, это тот, кто в совершенстве овладел умениями в той или иной трудовой сфере деятельности. Суть понятия профессионального мастерства Сухомлинский рассматривал как органическое единство трех компонентов: личностных качеств педагога, его образованности и владения педагогической техникой.
Сухомлинский считал педагогику не только наукой, но и искусством. Он придал романтическую окраску внеклассной и внешкольной работе, деятельности школьной пионерской и комсомольской организаций. Педагог оперировал в воспитательной работе яркими образами, ввел в жизнь школы элементы праздничности, красоты: «Уголок красоты». «Остров чудес», «Сад здоровья», «Яблоня матери», «Праздник розы» и др. Написал ряд произведений, которые можно считать литературно-художественными: «Рождение гражданина» (1970), «Разговор с молодым директором школы», «Мудрая власть коллектива» и др. Написанные просто и доступно, книги Сухомлинского сделали его имя широко известным и поставили в ряд выдающихся советских педагогов второй половины XX в.
Сухомлинский вошел в историю педагогики как педагог-гуманист, разработавший собственную самобытную концепцию воспитания и претворивший ее в деятельности простой сельской школы. Опытно-экспериментальная работа Сухомлинского и возглавляемого им коллектива Павлышской средней школы позволила внедрить в педагогическую практику целый ряд инноваций: педагогические консилиумы, уроки этики и психологии семейной жизни, родительскую школу и др.

В. А. Сухомлинский - это выдающийся педагог-новатор. Он очень любил детей и старался сделать так, чтобы они могли получать не только качественные знания, но и полноценное всестороннее развитие. О его вкладе в педагогику стоит поговорить более детально.

Биография

В сентябре 1918 года в селе Васильевка (сегодня это Кировоградская область Украины) родился мальчик Вася. Он рос в семье сельского плотника и домохозяйки, которая подрабатывала портной. После революции родители пошли трудиться в колхоз. Отец активно занимался общественной деятельностью, был селькором в местной газете. Также он руководил обучением деревообрабатывающему делу. Кроме Василия, в семье было еще трое детей, которые во взрослой жизни стали учителями в сельских школах.

В 1933 году Сухомлинский поступил на рабфак в Кременчуге. По его окончании стал студентом педагогического института. Параллельно с этим с 17 лет работал учителем заочной школы. В 1938 году окончил Полтавский педагогический институт, куда перевелся из Кременчуга. После окончания обучения пришел на работу в Онуфриевскую среднюю школу на должность учителя украинского языка и литературы.

В 1941 году пошел добровольцем на войну. Но уже в январе следующего года во время защиты Москвы получил тяжелое ранение и чудом не умер. Врачам не удалось полностью удалить осколок в его груди. Это напоминание о войне он проносил в себе всю оставшуюся жизнь. После ранения неоднократно просился на фронт, но комиссия не пропускала его по состоянию здоровья. Поэтому он вернулся на родину, когда враги покинули ее.

1948 год стал переломным в его жизни. Он был назначен директором Павлишской средней школы. Именно в ней и развивались педагогические идеи Сухомлинского. Свой пост он не оставил до конца жизни.

Гуманизм

Одним из первых в советской педагогике о гуманизме заговорил именно В. А. Сухомлинский. На первое место он всегда ставил ребенка с его достоинствами и недостатками. Педагог полагал, что учитель не должен руководить детьми, машинально и в некоторой степени насильно заставлять их учиться. Главная роль педагога - создать все условия для того, чтобы у его подопечных была возможность всесторонне развивать лучшие свои качества.

Если грубо резюмировать основные положения теории Сухомлинского, получится, что не учитель руководит учебным процессом, а его ученики. Но на самом деле все не совсем так. В к педагогике не последнюю роль играет взаимодействие всех, кто причастен к учебному процессу. Поэтому Василий Александрович готовил родителей к будущему обучению их детей.

Коллектив как важное звено в педагогическом процессе

Он всегда проявлял уважение к каждому педагогу, поддерживая положительную атмосферу внутри коллектива. Основные положения педагогической этики В. А. Сухомлинского включают в себя грамотное взаимодействие всех учителей. Поэтому в коллективе не должно быть ссор и распрей. К приходу нового педагога в школу все готовились заранее. Это был настоящий праздник, чтобы показать, что "новичок" стал чем-то большим, чем просто еще одним учителем.

Как он говорил, только грамотно созданная атмосфера вокруг него поможет стать ребенку полноценной личностью. Ведь он не только познает мир, но и себя в нем.

Основа - народный опыт

Всем, кто плохо знаком с педагогическими идеями Сухомлинского, они могут показаться поверхностными, ведь за основу он взял народную педагогику. На самом же деле она таит в себе многовековой опыт, который люди собирали на примере собственных ошибок и удачных моментов. Эти знания сокрыты в сказках, легендах и песнях.

Вот почему именно сказку педагог выбрал главным инструментом воспитания ребенка. Она воспринимается легче, но имеет колоссальный заряд знаний и моделей поведения. На своих уроках педагог использовал не только народное творчество, но и сам писал сказки и рассказы для того, чтобы объяснить ребятам некоторые важные аспекты жизни, дать им сложный материал в простой форме.

Сухомлинский также не отбрасывал опыт других учителей. Кроме того, он активно анализировал вместе с коллективом все достижения и провалы, чтобы вынести из них самые положительные моменты. Также Сухомлинский постоянно изучал разных времен и современных учебных заведений. Это позволило ему создать собственную систему, подкрепленную большим педагогическим опытом.

Он говорил: если не заставлять детей учиться, а быть им другом и вместе проводить время с пользой для обеих сторон, можно добиться небывалого успеха. При этом к каждому классному коллективу нужно искать свой подход. Нельзя учить всех детей по одному шаблону. Взаимодействуя с детьми, педагог не только добивается всестороннего их развития, но и сам с ними открывает что-то новое, меняется.

Не учить, а развивать

Вся педагогическая деятельность Сухомлинского была направлена на то, чтобы стимулировать развитие своих учеников. Он старался сделать так, чтобы дети сами захотели узнать что-то новое. И не обязательно, чтобы эти знания были связаны с предметом, который он преподавал.

Сухомлинский считал победой, если ученики видели что-то необычное в окружающем мире, приходили к таким выводам, которые он сразу мог и не заметить. Педагог никогда не навязывал своей точки зрения. Он говорил, что главное задание учителя - научить ребенка самостоятельно принимать решения и оценивать ситуацию. Он любил, когда дети задавали нестандартные вопросы. Это говорило о том, что ребята стараются понять как можно больше из того, что они видят, с чем сталкиваются в повседневной жизни.

В своей деятельности и теоретических трудах Сухомлинский пропагандировал право детей на выбор. Да, к нему грамотный учитель мог подтолкнуть свой класс. Но даже в таких условиях малыши должны твердо верить, что это они сделали такой осознанный выбор. В этом и заключается суть воспитания по Сухомлинскому - научить детей искать именно те знания, которые им пригодятся в будущем и которыми они будут пользоваться без затруднения.

Воспитание красотой

Это основа Сухомлинского. Если дети не научатся видеть красоту в повседневности, они не смогут стать полноценными личностями. Для этих целей педагог предлагает использовать все, что есть вокруг. Например, он часто ходил со своим классом на природу. Многие могут подумать, что в таких условиях трудно усвоить знания языка или литературы. Но педагог подходил творчески к этому вопросу. Он мог потратить время на то, чтобы изучать с ребятами, как красив луг ранней осенью или весной. Вместе они рассматривали каждую деталь, давали ей описание, подбирали эпитеты и метафоры.

Таким же способом учитель давал детям знания по языку, которые основывались на взаимодействии с природой. Если темой рока было изучение какой-то буквы, то они вместе рисовали ее в своих альбомах, искали очертания в окружающих предметах. Так дети видели, что в этом прекрасном мире все взаимосвязано.

Родительский университет

Мы уже упоминали ранее, что педагогические идеи Сухомлинского отдельное место отводят тесному взаимодействию всех людей, задействованных в педпроцессе. В их число входят и родители, с которыми дети проводят большую часть своей жизни.

Чтобы им было понятно, как и чему учить своих малышей, педагогическая деятельность Сухомлинского была направлена и на просвещение мам и пап. Для этого учитель создал при школе Родительский университет. Родители вступали в него за два года до того, как их дети пойдут в школу, и учились до тех пор, пока малыши ее не окончат.

Весь курс родительского университета был рассчитан на 250 часов лекций, на которых им давали знания об особенностях развития школьников, их интересах и предпочтениях в конкретном возрастном периоде. Этот вклад в педагогическую науку Сухомлинского трудно переоценить и сегодня. Ведь не всегда родители могут найти общий язык со своими детьми. А если школа будет давать им основы педагогики и возрастной психологии, семейных конфликтов станет меньше, а школьники смогут учиться и развиваться в благоприятной атмосфере.

Труд в педагогике

Педагогические идеи Сухомлинского большую роль в развитии ребенка отводили трудовой деятельности. Сам он говорил, что приобщение к такой деятельности нужно начинать с раннего возраста. Но трудится дети должны не столько для получения моральных благ, сколько для морального удовлетворения. При этом допускается легкая физическая усталость, но никак не истощение организма. В этом случае, наблюдая результаты своей деятельности, ребенок будет ощущать и чувство гордости от того, что он сделал общественно полезное дело.

Трудовая деятельность должна быть последовательной и постоянной. Нет никакого смысла от того, что дети иногда что-то делают, воспринимая эту работу, как обязанность, навязанную им старшими. Школьники должны ощущать ответственность от того, что им поручено сделать. Только так можно добиться физической, социальной и духовной гармонии.

Основные работы

За время своей деятельности он написал более 30 разных книг и 500 статей по теории педагогики. Его опыт изучали и до сих пор изучают во многих странах мира. Среди всего богатства знаний, которыми он делился с остальными, стоит выделить такие педагогические книги Сухомлинского:

  • "Сто советов учителю".
  • "Сердце отдаю детям".
  • "Как воспитать настоящего человека".
  • "Родительская педагогика".
  • "Письма к сыну".
  • "Рождение гражданина".

В них он обобщил все свои достижения и наработки педагогического коллектива, которым руководил. Эти труды стали основой гуманистического воспитания во многих современных новаторских учебных заведениях.

Не только педагог, но и писатель

Кроме того, что этот человек был великим педагогом, он еще и написал много сказок и рассказов для детей. Это результат его работы, которая была призвана для того, чтобы объяснить детям моральные и духовные ценности в человеческой жизни. По сути, он создавал литературные произведения не ради самого творчества. Эти сказки появлялись на уроках или для них, чтобы сделать учебный процесс интересным и понятным для своих учеников.

Многие считают эти педагогические труды Сухомлинского практической иллюстрацией его идей. А сказки этого учителя давно стали частью школьных программ во многих странах.

Василий Сухомлинский краткая биография и интересные факты из жизни украинского педагога, писателя изложена в этой статье.

Василий Сухомлинский биография кратко

Родился Василий Александрович Сухомлинский 28 сентября 1918 в селе Васильевке (ныне Кировоградская обл) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Он учился в родном селе в школе и в 1933 году окончил семилетку. Летом 1933 года мать провела младшего сына Василия в Кременчуг.

Сначала Василий Сухомлинский учился в медицинском техникуме, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабочий факультет, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. С 1935 г. начинается педагогический путь В. А. Сухомлинского.

В 17 лет он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический институт заочником и закончил его в 1938 году. Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе.

В 1941 году во время Второй мировой войны добровольцем уходит на фронт. В январе 1942 года Сухомлинский был тяжело ранен, долго лечился и уже не смог вернуться к военной службе. В июне 1942 года его назначили директором сельской средней школы, где он работал до марта 1944 года.

9 февраля 1943 подал заявление о вступлении в ВКП (б). Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим районного отдела народного образования. Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу.

В 1948 году Сухомлинский становится директором Павлышской средней школы и работает а этой должности 23 года (до конца жизни). В 1948 году это была обычная, заурядная школа. 23 года стали самым плодотворным периодом его научно-практической и литературно-публицистической деятельности.

Обычную сельскую школу он превратил в настоящую педагогическую лабораторию, где добывал сокровища педагогической мудрости.

В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Директор школы — руководитель учебно-воспитательного процесса».

С 1957 г. — член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР.

1958 — заслуженный учитель УССР.

1968 — награжден званием Героя Социалистического Труда. В этом году избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

Василий Сухоминський написал 48 монографий, более 600 статей, 1500 рассказов и сказок для детей.

Василий Александрович ставил и решал проблему формирования у молодежи национального и эстетического мировоззрения. Об одном из путей успешного решения этой проблемы он писал, что в душе детей должны войти лучшие народные традиции и стать святым законом, потому что нельзя представить народ без имени, без памяти, без истории. В духе украинских культурно-исторических традиций учитель констатировал, что мудрость является важнейшей приметой человека. В его трудах часто находим выражения «мудрая человеческая любовь», «мудрость жить», «достоинство — это мудрость держать себя в руках». Педагог целенаправленно формировал у каждого воспитанника умение быть маленьким философом, осмысливать мир через красоту природы.

Для Сухомлинского формирование эстетического чувства ребенка, его эмоциональной культуры — основная задача гуманистического воспитания. А восприятия и осмысления прекрасного — основа эстетической культуры, без которой чувство остаются глухими ко всему высокому и благородному.

Книга «Сердце отдаю детям» имела публичное признание.

Он писал: «Что было главным в моей жизни? Не раздумывая, отвечаю: Любовь к детям ».

Мемориальная доска в посёлке Павлыш
Мемориальная доска в Полтаве
Здание университета в Николаеве
Бюст в Николаеве
Памятник в Александрии
Надгробный памятник


Сухомлинский Василий Александрович - директор Павлышской сельской средней школы Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР.

Родился 15 (28) сентября 1918 года в селе Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, ныне Онуфриевского района Кировоградской области Украины в крестьянской семье - деревенского плотника. Украинец. После окончания школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил, и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, Василий Сухомлинский узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

С 1944 года В.А. Сухомлинский – заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года и до последнего дня своей жизни он работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины.

Работая директором, Сухомлинский выступил продолжателем идей Антона Семёновича Макаренко. Им была создана целостная педагогическая система, основанная на гуманистическом подходе к воспитанию, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. С начала 1950-х годов в школе под руководством Сухомлинского работал «Родительский университет», а для учителей вёлся «Психологический семинар».

Одним из первых в Советском Союзе Василий Сухомлинский начал работу с шестилетними детьми, создав для них «Школу радости». Он настаивал на необходимости введения в школе такого предмета, как «Человековедение», и сам организовал такой специальный курс для старшеклассников. Особо важным Сухомлинский считал воспитание чувства патриотизма, гражданственности и коллективизма, приучение детей к труду, общение с родной природой.

Свои педагогические идеи Сухомлинский раскрыл в книгах «Сердце отдаю детям», «Этюды о коммунистическом воспитании», «Родительская педагогика», «Рождение гражданина» и других. Родной школе посвящена его книга «Павлышская средняя школа», куда вошли также созданные им сказки для детей. Всего им написано более тридцати книг и более пятисот статей и научных работ. В 1955 году В.А. Сухомлинский защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1968 года за большие заслуги в деле обучения и коммунистического воспитания учащихся Сухомлинскому Василию Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Заслуженный учитель школы Украинской ССР (1969 год), член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968 год, Академии педагогических наук РСФСР с 1957 года).

Выдающийся учёный-педагог, ветеран Великой Отечественной войны, В.А. Сухомлинский скончался 2 сентября 1970 года, на следующий день после начала учебного года. Осколок металла, застрявший под сердцем, вызвал у него внезапную смерть… Похоронен на кладбище села Павлыш.

Награждён 2 орденами Ленина (06.08.1960; 01.07.1968), орденом Красной Звезды, медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (12.12.1953), «За трудовое отличие» (07.02.1952). Лауреат Государственной премии УССР (1974, посмертно, за книгу «Сердце отдаю детям»). Удостоен медалей А.С. Макаренко (1965) и К.Д. Ушинского.

Имя В.А. Сухомлинского присвоено Павлышской сельской средней школе. В ней же в 1975 году создан педагогический музей Сухомлинского, установлена мемориальная доска. В одной из аудиторий Полтавского педагогического института был открыт музей Сухомлинского, а у входа в здание установлена мемориальная доска. Его последователями были созданы Международная ассоциация В.А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского. Имя Героя в 2003 году присвоено Николаевскому национальному университету. Перед зданием университета установлен бюст В.А.Сухомлинского.

Сочинения:
Воспитание коллективизма у школьников, М., 1956;
Формирование коммунистических убеждений молодого поколения, М., 1961;
Сердце отдаю детям, 5 изд. К., 1974;
Павлышская средняя школа, М. 1969;
Рождение гражданина, 3 изд., Владивосток, 1974;
О воспитании, 2 изд., М., 1975;
Разговор с молодым директором школы М., 1973;
Мудрая власть коллектива, М. 1975;
Избранные произведения, т. 1-5, Киев, 1979-1980;
Избранные педагогические сочинения, т. 1-3, М., 1979-1981.

Человечество обязано своими величайшими открытиями смелым и умным, порой безрассудным и мечтательным людям. Тем, чьи взгляды на окружающий мир намного отличались от тех, которые считались нормальными. Таким человеком, без сомнений, являлся и Василий Александрович Сухомлинский, биография которого тесно связана со школой.

Жизнь украинского педагога

Родился Василий Сухомлинский, биография которого рассматривается в данной статье, в Херсонской губернии. В деревне Васильевка (Александрийский уезд), где 28 сентября 1918 года появился мальчик, отец его, хотя и был простым рабочим, был весьма почитаемым человеком и активистом. Мать воспитывала, кроме Василия, еще троих детей. Примечательно, что все они выбрали для себя учительскую специальность.

Учился Василий Сухомлинский, биография которого достойна восхищения, в местной школе, где зарекомендовал себя очень способным учеником. После семилетки он поступает в Кременчугский педагогический институт (1934 год), но из-за болезни прерывает обучение. Семнадцатилетним юношей он начал свою педагогическую практику, которую не оставлял до конца жизни. Кроме того, он продолжал заочно учиться в Полтавском педагогическом институте. Окончил он его с отличием в 1939 году, после чего работал учителем литературы и украинского языка в разных школах.

Сухомлинский: биография и творчество

Любимая работа доставляла Сухомлинскому удовольствие, однако реалии жизни не могли оставить его в стороне. В 1941 году он пополнил ряды Красной Армии и принимал участие в боевых действиях. Был тяжело ранен, после чего чудом выжил, но потерял жену и сына. После войны продолжил педагогическую практику: работал директором школы и писал (которую защитил в 1955 году).

Работы Сухомлинского отличались революционным подходом к учебному процессу, к самому ученику. Он был исследователем с большим сердцем, так как каждая строчка его произведений дышала любовью и вдохновением. Он обращал внимание на проблемы учеников, усовершенствовал организацию труда, создал целую которая была не только оригинальной, новой, но и гуманистической. Учитель от бога, он считал, что ребенку нужно помогать развить в себе талант, врожденные способности, личность, привить любовь к другим людям и живой природе.

Василий Сухомлинский, биография которого является удивительной историей верности своему делу, написал немало книг. «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «О воспитании» и другие, но каждая из них отстаивала гуманистические идеалы воспитания и при этом была написана проникновенным художественным стилем.

Значение работы педагога-практика

Сухомлинский, краткая биография которого изложена выше, внес значительный вклад в развитие педагогики в стране. Вместе с Макаренко он был признан лучшим в этой области и не только в Украине, Советском Союзе, но и в мире. Но его и критиковали за то, что учение не вполне соответствовало советской идеологии, что оно было пропитано христианским духом. Сам автор был атеистом, однако в природе видел божественное начало.