Технология амо как инструмент управления качеством образования. Педагогический совет на тему: "Современные технологии как инструмент управления качеством образования"

Галина Филатова
Из опыта работы по ОБЖ в ДОУ

Основы безопасности жизнедеятельности детей.

«Берегись бед, пока их нет»

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения. Актуальность моей темы- обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, в природе, правило поведения по дорожному движению, знания об ухудшении состояния здоровья дошкольников, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ . Вот почему меня заинтересовал этот вопрос. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.

Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять беспрекословно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. А чтобы детям было интересно воспринимать данные правила педагог должен быть сам с ними знаком, уметь преподнести материал доходчиво, соответственно возрасту, эмоционально, постепенно вовлекая детей в мир безопасности.

Определив тему опыта , его основную идею, я наметила главную цель работы : обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, на дороге, в транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями в природе, становление у детей дошкольного возраста

здорового образа жизни.

Исходя из этого мною были поставлены задачи :

1. Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.

2. Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

3. Обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. 4. Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни.

5. Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Моя система работы создана на основе программы Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» , методических пособий : К. Ю. Белая «Формирование основ

безопасности у детей» (для занятий с детьми 2 – 7 лет) .

Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» (3

Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» . Для занятий с детьми 2-7 лет».

Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим

А. И. Шалина «Юный Эколог» . Парциональная программа (3-7 лет) .

Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни и моих собственных наблюдений, моего опыта работы с дошкольниками . Изучив данную литературу, я пришла к выводу, что формирование сознательного поведения - это процесс длительный. Работа по обучению основам безопасности должна быть систематичной. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия. Дети должны получить систематизированные знания, ощутить себя частью окружающего мира. Для того чтобы самой быть более компетентной в данном вопросе темой моего опыта является : «Безопасность дошкольника» .

Надо видеть, учесть, предвидеть,

По возможности все избежать,

А где надо, на помощь позвать.

Практическая часть :

Подготовительную работу с детьми по ознакомлению с правилами безопасности я начала с обеспечения материально -технической базы : педагогическим требованиям, современному уровню образования, группе создан, оснащен и пополняется центр «Уголок безопасности» , в котором в достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры и др. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.

;

«Бережём своё здоровье» ;

;

;

«Работа с родителями » .

И находят воплощение в детских видах деятельности : игре, рисовании, рассматривании специальных картинок, фотографий, схем, таблиц.

Систему представлений детей о безопасном поведении обеспечивали НОД, экскурсии, презентации, итоговые мероприятия. Весь материал подобран с учётом возрастных особенностей дошкольников.

Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической.

И еще одно важное требование : детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.

На первом этапе я старалась заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности. Выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения. Одновременно, мною, проводилась работа с родителями , с целью оценки актуальности проблемы безопасности жизнедеятельности их детей и целесообразностью проведения специально организованных мероприятий по ОБЖ. В форме анкетирования, индивидуальных бесед и консультаций.

На втором этапе я старалась претворить эти правила в жизнь детей, показывала возможные их проявления в различных жизненных ситуациях, тренировала дошкольников в умении применять эти правила в экстремальных ситуациях.

На третьем этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило осознанное применение практических действий в различных ситуациях. Основываясь на возрастных особенностях дошкольников, мной были разработаны основные направления по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей.

Так в разделе : «Безопасность собственной жизни» знакомила детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для них. Используя тематические беседы, рассматривание иллюстраций, изготовление макетов, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций. Большое значение уделяла ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности, проводили тренировочные занятие по эвакуации детей из здания детского сада, посещение Пожарной части, с целью ознакомления с профессией пожарного, рассматривания специального пожарного снаряжения, пожарной машины. В группе создан «Островок безопасности» , оснащенный различными наглядными пособиями для детей. Благодаря дидактической игре «Предметы – источники» , «Четвёртый лишний» у детей сформировались представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещается. Проводила беседы : «Огонь друг или враг?» , «Острые, колючие!» , «Запомните детки, таблетки - не конфетки!» , «Электроприборы в быту» . Особенно интересно и поучительно для детей проходят просмотры видеофильма «Уроки осторожной тетушки Совы» , старалась дать детям понятие о незнакомых людях, какие опасности их подстерегают при контакте с незнакомцами, выработать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях. На НОД «Один дома» «Опасно!» изучали с детьми, как, правильно вести себя дома, когда остаются одни. Благодаря инсценированной ситуации у дошкольников сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. Закрепили номера служб спасения 01, 02, 03. Каждый ребёнок выступал в роли оставленного дома ребёнка. А инсценировка «Приключения колобка» помогла детям понять, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации и учились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях : обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложение незнакомого взрослого.

В ходе работы совместно с детьми мною были составлены «Пять НЕТ» :

1. Не выходи на улицу один.

2. Не вступай в разговор с незнакомыми людьми на улице и в общественных местах.

3. Не соглашайся никогда идти с незнакомыми и чужими людьми, как бы они тебя не уговаривали, и чтобы они тебе не предлагали.

4. Не верь незнакомцу, если он говорит, что знаком с твоими родителями, или предлагает что-то купить или подарить.

5. Не садись в машину к незнакомцу.

И если теоретические знания мы можем обеспечить в детском саду, то их практическое применение ложится на плечи родителей, проводя мероприятие «Безопасность детей среднего дошкольного возраста» я старалась сформировать готовность родителей к сотрудничеству со мной по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.

Одним из направлений в моей работе раздел : «Бережём своё здоровье» ,

в моей группы дошкольного учреждения поступают дети, отнесённые к разным группам здоровья. Одной из главных задач среднего дошкольного возраста является уделять вниманию формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

Дети блоке получали элементарное представление о строении и функциях внутренних органов. Разобрались в игровой форме, в том, что происходит у них в организме? Чтобы глаза видели, а уши слышали», «Сестрички-привычки» дети поняли смысл основных гигиенических процедур. Дошкольники учились проводить эксперименты и упражнения : прислушивались к работе сердца , определяли и объясняли ощущения, их причины, развивали навыки наблюдения, культуру поведения. Чтение худ. произведений К. Чуковский «Мойдодыр» . Особая роль в этом разделе отводится формированию представлений о ценности здорового образа жизни, а также эмоционального благополучия ребенка. В работе по данному разделу совместно с детьми выявляли значимость движения для здоровья, пользу подвижных игр и занятий спортом. Таким образом, у детей по средствам НОД с ИКТ : «Растения, которые лечат» , бесед «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» , через дидактические игры «Угадай вид спорта по показу» ,

театрализованные, сюжетно - ролевые игры «Поликлиника» (на приёме у врача, сформировались определённые знания, умения, навыки.

Раскрывая раздел : «Безопасность на дорогах и улицах» обучение правилам дорожного движения полученные в детстве наиболее прочны, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

Нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие, прогулки, экскурсии, подвижные игры, дидактические игры. Наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий. Наблюдение за детьми показало, дети используют свои знания в повседневной жизни, в играх и общении друг с другом. Знания и умения по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей. Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения являются беседы, игры : «Покажи, что назову» , «Красный, желтый, зеленый» , «Найди ошибку» .

Рассматривание плакатов о правилах дорожного движения. Чтение и беседа по книге В. Носова «Автомобиль» .

Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения. Сразу же при выходе на территорию детского сада оборудован «Автоплощадка» , дети должны уметь переходить улицу по пешеходной дорожке, мимо действующих светофоров или специальных указателей. Обыгрывая моделирование ситуаций с «Дорожными знаками и перекрестком» . После того, как были усвоены правила для пешеходов, дети

начали использовать их в играх самостоятельно.

Очень интересно проходили мероприятия по разделу : «Безопасный отдых на природе» , мы отправились в сказочное «Путешествие в природу» , путешествие, в котором учились ответственному и бережливому отношению к природе, придумали и изготовили запрещающие знаки. Все эти правила, мы разучили в стихотворной форме, способствовало быстрому их запоминанию. В ходе этих занятий закрепили знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях уточнили, что можно употреблять в пищу, а что нельзя дидактическая игра «Съедобные - несъедобные ягоды» . В ходе игр «Зимние забавы» закрепили знания детей о поведении зимой на улице. Вспомнили о правилах безопасности во время проведения зимних игр.

Чтение Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки» , «В гостях у лесовичка» .

На каждом занятии воспитывали уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу. Проводя беседу : «Кошки и собаки – наши друзья» , учились понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает своим характером. У детей сформировалось представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Выучили с детьми стихотворения А. Дмитриева «Бездомная кошка» и Г. Новицкой «Дворняжка» , которые пробудили интерес к жизни животных, а так же добрые и заботливые чувства к ним. А вместе с родителями дома дети рисовали на тему : «Природа» .

Раздел : «Работа с родителями » работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители на родительских собраниях, беседах знакомились с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получают консультативную помощь по проблеме безопасности жизнедеятельности детей. Через индивидуальные беседы, консультации, собрания, совместные с детьми и родителями, я стараюсь убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что взрослый для ребёнка всегда пример. Проделанная работа дала положительный результат. С помощью родителей были изготовлены атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр : нагрудные знаки, жезл, шапочки. На участке имеется небольшая автоплощадка, разметка, пешеходный переход –пост ДПС. Здесь с помощью игровых транспортных средств (педальных машин, велосипедов, во время игр, досугов дети узнают, что означают некоторые дорожные знаки, и знакомятся с правилами движения и безопасного поведения в окружающей обстановке.

Результативность опыта .

Итог проведенной мною работы я считаю хорошим . Главная цель достигнута - первоначальные знания у детей сформированы, имеются знания о правилах дорожного движения и культуры поведения на дороге и в транспорте, развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения.

Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам. Родителей отметили, что повысился их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома. Проведенная работа с детьми и родителями является лишь частью интересной работы и практической деятельности. В дальнейшем планирую продолжать изучение этой проблемы, больше буду обращать внимание на культуру поведения на улице и в быту самих родителей в присутствии детей. Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.

Самым главным результатом в работе с детьми стало то , что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!

Представьте себе, что ясным летним утром вы пришли в лес. В малиннике зреет сладкая сочная малина, на кочках мха в ельнике появились круглые ягодки голубики. То там, то здесь среди травы прячутся под листочками сыроежки и маслята, под березами растут подберезовики, а возле осин — подосиновики.
Много в лесу знакомых грибов и ягод, но еще больше тех, о которых вы ничего не знаете.
Можно ли собирать незнакомые ягоды и грибы? Почему?
Конечно же, нельзя! Ведь кроме съедобных попадаются и очень опасные, ядовитые ягоды и грибы. Поэтому, если рядом с вами нет взрослых, никогда не спешите сорвать и положить в рот незнакомую ягоду, даже если она выглядит красиво и аппетитно.
Ядовиты и ярко-красные ягоды ландыша, и черные сочные ягоды вороньего глаза, и красные, похожие на вишенки, ягоды волчьего лыка. Есть в лесу и на лугах ядовитые травы и цветы: всем известный желтый лютик, а также трава чемерица.
На болотах и в зарослях ольшаника встречается очень опасное растение, которое называется болотистым вехом. Ядовито все растение, но особенно — толстое мясистое, похожее на морковь корневище.
Иногда в густом лесу, рядом с малинником растет пахучая трава, которая называется дурманом. Человек, вдыхающий запах дурмана, может потерять сознание и упасть в обморок. Поэтому, если в лесном малиннике в знойный летний полдень у вас начнет кружиться голова, немедленно покиньте это место.
Но склонам оврагов и на берегах рек, где много влаги, растет трава красавка. У нее красивые цветы похожие на крупные розовато-красные колокольчики. Но собирать их в букеты нельзя. Ведь красавка очень ядовитое растение!
А теперь давайте поговорим об опасных грибах.
Какие ядовитые грибы вы знаете?
Ну, конечно, мухоморы. Шляпки их бывают окрашены в ярко-красный или серовато-бурый цвет.
Один из самых ядовитых грибов — бледная поганка. Его часто путают с сыроежкой или шампиньоном. Цвет шляпки — зеленоватый или желтоватый, а ножка бледной поганки внизу утолщенная.
Очень ядовитый гриб — ложный опенок. Он, как и настоящий опенок, растет на гнилых стволах и на пнях. От настоящего опенка его отличает неприятный запах и буро-зеленая слизь на ножке и шляпке гриба.
А вот сатанинский гриб похож на белый, но если его надрезать ножом, то место надреза через несколько минут розовеет или синеет.
Каждый грибник должен исполнять несколько очень простых, но важных правил, чтобы «тихая охота», а именно так называют собирание грибов, принесла человеку радость, а не беду.
Послушайте сказку.

Советы лесной Мышки

Летом Настя гостила у бабушки в деревне. Однажды она взяла корзинку и пошла в лес по грибы, по ягоды. Только вышла Настенька на дорогу, видит на обочине стоит большой зеленый куст, усыпанный мелкими ярко-красными ягодками, собранными в гроздья.
— Ах! Какие хорошенькие ягодки! Сейчас попробую, сладкие ли они? — подумала девочка и протянула руку, чтобы сорвать ягоду.
О Какой совет вы могли бы дать девочке?
— Не рви, девочка, эти ягоды. Они хоть и красивые, но ядовитые. А кустарник, на котором они растут, называется бузиной, - услышала Настя чей-то тонкий голосок.
— Ой, кто это? — удивилась Настенька.
Ей показалось, что голосок идет откуда-то снизу, и она присела на корточки. Под кустом бузины на земле росла невысокая трава, лежали прутики, сучки, листики, но никого не было видно.
Вдруг один листочек зашевелился, и из-под него показалась прехорошенькая мордочка лесной мышки с черными смышлеными глазками и крошечными розовыми ушками.
— Лесная мышка! Да какая пригожая! Рыженькая, е темной полоской вдоль спинки! - обрадовалась Настя.
Она протянула мышке раскрытую ладонь, и та ловко взобралась на нее.
Это ты со мной разговаривала, мышка? — спросила девочка.
— Конечно я! Кто же еще! Увидела, что ты хочешь ядовитую ягоду сорвать, вот и решила предупредить тебя.
— Спасибо, мышка! — поблагодарила Настя. — Но я не знала, что мыши умеют говорить.
Я живу в избушке старика-лесовика, он меня и научил вашему языку, — пропищала мышка. — Я вижу, Настенька, ты не очень-то разбираешься в лесных ягодах — какие съедобные, а какие нет.
— Это ты, мышка, правильно заметила. Я ведь в городе живу, а к бабушке в гости только на каникулы приезжаю, — объяснила Настя.
— Что ж, если хочешь, я с тобой в лес пойду, покажу разные ягоды и грибы, расскажу о них.
— Конечно, хочу! — обрадовалась девочка.
— Ну, тогда пошли. Я впереди побегу, а ты за мной иди.
Мышка быстро побежала по тропинке, а Настя пошла за ней. Скоро они оказались в густом лесу, и девочка заметила под елью невысокий стебелек с крупными оранжево-красными ягодами.
— Что ото за ягоды? - спросила Настя у мышки.
— Это семена ландыша.
— Ландыша? — удивилась девочка. — А я думала, что у ландыша белые душистые бубенчики...
— Белые цветочки у ландыша бывают в конце весны и в начале лета, а потом, когда они отцветают, на их месте появляются зеленые ягоды, к концу лета они краснеют. У ландыша и корни, и стебли, и листья, и ягоды — очень ядовитые!
Настя огляделась по сторонам и заметила куст с крупными сочными алыми ягодами, похожими на вишню.
— А эти ягоды съедобные или ядовитые? — спросила она мышку.
— Очень ядовитые! Называют их волчьими ягодами или волчьим лыком. Собирать их нельзя! — предупредила девочку мышка.
— Ой, смотри, мышка, какая удивительная ягодка! На глаз с большими ресницами похожа.
— А ее так и называют — вороний глаз. Черная сочная ягодка лежит на зеленой розетке из листьев. Запомни, Настенька, это опасная ягода, ею можно отравиться. Никогда ее не рви!
— Хорошо, не буду. А скажи мне, пожалуйста, какие ягоды можно собирать?
— Таких ягод очень много. Это малина и костяника, голубика и черника, калина и земляника. Пойдем, я тебе покажу некоторые из них. Мышка привела девочку на поляну. Настя наклонилась, чтобы сорвать костянику, и вдруг заметила большущий темно-коричневый гриб, края шляпки которого загибались вверх, а в самой шляпке блестела дождевая вода. Неожиданно с нижней ветки густой зеленой ели на землю спрыгнула рыженькая белочка, подбежала к грибу, ловко уселась на краю шляпки и стала пить из нее воду, словно из блюдца.
Настя и мышка с интересом наблюдали за белкой. Та напилась и ускакала в чащу леса.
— Здорово! — воскликнула Настя. — А скажи, из какого гриба пила воду белка?
— Этот гриб называется черным груздем — чернушкой. Вообще-то, чернушки — съедобные грибы, их мариновать и солить можно, но этот гриб уже старый, перезрелый. Его рвать не надо. Сейчас мы других грибов наберем.
Мышка показала Насте сыроежки, подберезовики и подосиновики. Девочка аккуратно собрала грибы и уложила их в корзинку.

Какие съедобные грибы вы знаете? Как они выглядят?
— А вот этот гриб я знаю. Он очень ядовитый! — сказала Настенька, указывая на большой ярко-красный мухомор, шляпка которого была словно забрызгана белой известкой.
Мухомор не таясь рос под молоденькой елочкой.
— Мне бабушка рассказывала, что другие грибочки под листиками таятся, в мох зарываются, ветками прикрываются, а мухомор прятаться не любит.
Настя взяла хворостину и хотела сбить с мухомора шляпку, но мышь остановила ее.
— Ты правильно сказала, что для людей мухоморы опасны, а вот лесные великаны-лоси ими лечатся. Так что лучше, Настенька, не трогай мухомор. Пусть себе растет, лесное царство украшает и лосям помогает.
Долго еще Настя с мышкой бродили по лесу. Много полезного и интересного узнала девочка.
Потом мышка проводила Настю до дома и вернулась в избушку доброго старичка-лесовичка.

ВОПРОСЫ
Где Настя гостила летом?
Куда пошла Настя?
Кого встретила девочка по дороге в лес?
О чем рассказала ей лесная мышка?
Почему нельзя собирать и есть ягоды бузины, ландыша, вороньего глаза? Как они выглядят?
Какие съедобные ягоды вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
Какие ядовитые грибы вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
Почему нельзя собирать незнакомые ягоды и грибы?

Не собирайте незнакомые грибы.
Не собирайте грибы, растущие вдоль обочин дорог.
Не употребляйте в пищу старые, лежалые, испорченные грибы.
Не храните необработанные грибы более суток.
К ядовитым грибам относятся:
бледная поганка,
мухомор,
ложный опенок,
сатанинский гриб.

ПРАВИЛА

Осторожно - ядовитые Грибы и ягоды!
Не собирайте незнакомые ягоды. Не пробуйте на вкус даже одну ягоду. Обязательно покажите ягоды взрослым. К ядовитым растениям относятся: волчье лыко, вороний глаз, ландыш, бузина, красавка, паслен, чемерица, лютик ядовитый.

Семинар-практикум для педагогов "Современные технологии как инструмент управления качеством образования"

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Задачи:

систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании "компетентностный подход", "компетентность": смыслы и содержание понятий;
– проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования

Оборудование:

компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;
– презентация “Современные технологии как инструмент управления качеством образования” (
);
– карточки для игры “Последствия” (
);
– памятки “Условия формирования ключевых компетенций” (
);
– визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План проведения семинара

    1.Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

    Вступительная часть

    Теоретическая часть

    Практическая часть

1. Деловая игра
2. Игра “Проблема на ладошке”
3. Игра “Последствия”

    Рефлексия

    Итог семинара

1. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

2. Упражнение “Представление”

Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свом визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.

Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.

II. Вступительная часть

1. Эпиграф семинара.

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”

Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.

Ли Цзи

III. Теоретическая часть

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

Компетенция” – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.

Компетентность” – интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Попробуем разобраться в этом вопросе.

IV. Практическая часть

1. Деловая игра

Участники делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”

Первый вопрос для обсуждения: когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и предоставляют группе “экспертов”, которые готовят информационную справку для аудитории.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие проблемы:

1. Недостаточный уровень владение педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.
2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и “пассивными” методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.

Второй вопрос для обсуждения: станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективные, по мнению данной аудитории, технологии и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие технологии:

личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

здоровьесберегающие технологии , отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса;

информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.

проектные технологии , суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

2. Практикум

Педагоги Центра применяют в практике своей деятельности современные технологии, активные методы обучения, новые формы проведения занятий и мероприятий.

Наиболее успешным мы считаем применение игровых технологий Н.Е.Щурковой. Мы имеем определённый опыт и результат в данном направлении.

Игра “Проблема на ладошке”

Ход игры:

Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?” (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

Комментарий конце игры: успех игры возможен при соблюдении двух условий.

Во-первых, – наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… – практически любой предмет, но главное, отвечающий требованиям эстетического вкуса. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Предъявлять предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира.

Во-вторых, здесь не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Главное – движение мысли. Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.

Игра “Последствия” ( )

Человеку, в отличие от животных, свойственно предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступков, слов, действий. На умение предвидеть последствия влияет наш опыт.

Ход игры:

    Участник сообщает о совершенном действии

(действия написаны на карточках: “Я принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”, “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и присвоила себе деньги”, “Я много читаю”, “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до конца”).

    Перед участником возникают поочерёдно Последствия происшедшего, произнося: “Я

твоё последствие первое, я говорю тебе…”.

Последствие-1 сообщает, что последует “сейчас” после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта “через неделю”;

Последствие-3 рисует картину “через месяц”;

Последствие-4 предвидит неотвратимое “в зрелые годы”;

Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.

    Выслушав предсказания будущего, участник принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.

Так как содержание того, что делает участник, написано на карточке, которую он выбирает из корзины, то при отказе от действия на будущее играющий рвёт карточку, а при утверждении своего поступка оставляет карточку у себя в знак “присвоенного” поступка.

Вопрос участникам семинара в конце игры : что думалось во время игры?

V. Рефлексия

1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”

2. Вопрос к участникам семинара:

Что является условием формирования или развития компетенций.

Итак, ключевые компетентности формируются , если ( ):

    обучение носит деятельностный характер;

    идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);

    создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;

    применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);

    происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);

    педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).

VI. Итог семинара

1. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

2. Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Список литературы:

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.

Современные образовательные технологии и педагогические инновации как инструмент управления качеством образования

Повышение качества образования является одной из основных задач модернизации российского образования. Важнейшим критерием педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. То есть педагог это мастер, который умеет учить всех детей без исключения. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

В основе управления качеством образования лежит переход от методики преподавания к внедрению в учебный процесс образовательных технологий.

Как различить понятия «методика» и «образовательная технология»?

Методика ― это педагогическая наука, которая исследует закономерности обучения определённому учебному предмету. Методы обучения ― способы работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются способности. Понятие «методика» выражает механизм использования комплекса методов, приёмов, средств и условий обучения и воспитания.

Если в методиках прописывается деятельность учителя на уроке (что и в какой последовательности излагать, какие средства использовать, какие задачи решить, как организовать обобщение материала и т. д.), то в образовательных технологиях, как правило, описана деятельность самих учащихся.

Если методики имеют мягкий, рекомендательный характер (учитель вправе в большей или меньшей степени следовать советам методических пособий для учителя), то технологии предписывают определённую последовательность деятельности обучаемых и управляющих действий педагога, отступление от которых разрушает целостность образовательного процесса, что может препятствовать достижению запланированного результата.

Существует множество определений технологии обучения, в которых, как отмечает Г.К. Селевко, в той или иной степени подчеркиваются следующие критерии технологичности. К таким критериям относятся концептуальность, системность, управляемость, эффективность о воспроизводимость.

Критерий концептуальности заключается в том, что каждая из технологий основана на одной или нескольких теориях (философских, педагогических или психологических). Например, программированное обучение основывается на бихевиористской теории; развивающее обучение - на теориях учебной деятельности и содержательного обобщения; интегральная технология - на идее укрупнения дидактических единиц и др.

Системность характеризуется логикой построения, взаимосвязью элементов, завершенностью и структурированностью материала и деятельности.

Управляемость ― это возможность эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся за счет диагностической постановки целей; проектирования процесса обучения; «встроенного» контроля, который позволяет корректировать результаты и сам процесс отбора средств и методов обучения.

Эффективность предполагает достижение запланированного результата с оптимальными затратами средств и времени на обучение.

Воспроизводимость предполагает возможность тиражирования, передачи и заимствования технологии другими педагогами.

Практическим воплощением методики является план урока учителя, где прописывается, в частности, определённая последовательность этапов, действий педагога, а иной раз – и учащихся.

Технология же будет содержать:

Диагностическое целеполагание: планирование результатов обучения через действия учащихся, которыми они овладевают на протяжении определённого отрезка учебного процесса. Эти действия записываются глаголами: узнают, дают определение, называют, приводят примеры, сравнивают, применяют и т.д.; цели могут быть определены также с помощью системы разноуровневых задач;

Наличие определённой технологической цепочки педагогических и учебных действий, которые приводят к запланированному результату;

Наличие в основе каждой технологии одной или нескольких педагогических или психологических теорий;

Возможность воспроизведения технологии любым учителем, поскольку технология строится на объективных научных основаниях, которые не зависят от личности педагога;

Наличие диагностических процедур, которые содержат показатели, инструментарий измерения результатов; эти процедуры представляют собой входной, текущий, итоговый контроль, который необходим для коррекции знаний, умений обучающихся и самого образовательного процесса.

Характеристика современных образовательных технологий,

обеспечивающих качество образования

В настоящее время в литературе описано множество технологий. Чтобы лучше понять сущность технологий, важно их упорядочить, найти основания для их систематизации. В качестве таких оснований различными авторами предлагаются: целевые установки, содержание обучения, характер взаимодействия учителя и учащихся, способ управления познавательной деятельностью обучаемых, масштаб применения.

Основные современные технологии, направленные на обеспечение качественного образования, характеризуются переходом:

От учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное;

От чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

От ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

От внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм.

Эффективность той или иной технологии во многом зависит от того, кто конкретно воплощает те или иные подходы в педагогической практике. Современному учителю как технологу учебного процесса необходимо свободно ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Наиболее популярными и широко используемыми являются: технология личностно-ориентированного обучения и воспитания, технологии предпрофильной подготовки и профильного обучения, проектная деятельность, адаптивная система обучения, развивающее обучение, интеграция, дискуссионные формы обучения, игровые технологии, технология безотметочного обучения, информационные и компьютерные технологии, технология групповой деятельности, игровые технологии, проблемное обучение, технология учебного исследования, технологии различных видов самостоятельной работы учащихся.

Развитию познавательной активности, повышению учебной мотивации школьников и обеспечению качества образования способствуют также нестандартные формы организации учебного занятия (урок-игра, урок-соревнование, урок-экскурсия, урок-путешествие, мультимедиа урок, урок-конференция, деловая игра, урок-викторина, урок-лекция, рыцарский турнир, телемост, урок-спектакль, урок-диспут, урок-КВН, дебаты).

Одной их современных технологий, направленной на повышение качества образования, является интерактивное обучение.

Преимущества интерактивных форм обучения очевидны, поскольку:

Обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения;

Сокращается доля классной нагрузки и увеличивается объем самостоятельной работы;

Обучающиеся приобретают навык владения современными техническими средствами и технологиями поиска, извлечения и обработки информации;

Вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности.

Интерактивные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических (по расписанию) контактов учителя и учащихся. Они делают образование более индивидуальным. При этом важно понимать, что использование сетевых ресурсов не должно исключать непосредственного общения учителя с учениками и учеников между собой.

Применение интерактивных форм эффективно там, где это действительно необходимо. Любая технология должна иметь определенную специфику в зависимости от возраста учащихся и содержания изучаемого материала.

В начальной школе требования к технологиям могут быть следующие:

Использование разнообразных технологий безотметочного обучения – безотметочная система оценивания на протяжении всей начальной школы, обучение детей само- и взаимооцениванию, свобода выбора школами системы оценивания;

Расширение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности во всех сферах школьной жизни, в том числе, и в учении;

Построение образовательного процесса с использованием технологий организации учебного сотрудничества – существенное расширение видов совместной работы учащихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности, постепенный переход от устных к письменным видам коммуникации, в том числе – с использованием возможностей информационных технологий;

Использование игровых технологий, способствующих решению основных учебных задач на уроке.

В основной школе требования должны меняться. Основой интересов и потребностей подростков является ориентация на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной. В связи с этим, технологический аспект основной школы должен заключаться в повышении многообразия видов и форм организации деятельности учащихся. Отсюда основными требованиями к условиям организации образовательного процесса на этом этапе школьного образования могут быть:

Увеличение проектных, индивидуальных и групповых видов деятельности школьников;

Использование разных форм модульного или концентрированного обучения;

Усиление роли самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации и базами данных;

Введение социальной практики и социального проектирования;

Дифференциация учебной среды: мастерская, лаборатория, библиотека, лекционный зал;

Переход на накопительную систему оценивания, например, использование технологии «портфолио».

В старшей школе основная идея должна быть связана с существенным расширением возможности выбора каждым школьником образовательных программ из предложенных ему, либо с созданием своей индивидуальной образовательной программы. При выборе образовательных технологий для старшей школы целесообразно руководствоваться двумя обстоятельствами:

Приоритет должен отдаваться тем технологиям, которые позволят дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс внутри одного класса без применения селективных средств;

Чрезвычайно важную роль на этом этапе образования приобретают технологии развития самостоятельной познавательной деятельности.

Формулируя требования к отбору образовательных технологий для каждой из трех ступеней, необходимо учитывать, что все технологии, используемые в школьном образовании, должны иметь определенную преемственность и нет технологий, работающих эффективно только на одной ступени образования. Систему образовательных технологий необходимо выстраивать с учетом основных целей каждой ступени образования.

П е­даго­гичес­кие ин­но­вации, влияющие на качество образования

Инновации в образовании– это процесс совершенствования педагогических технологий, совокупность методов, приёмов и средств обучения, один из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения.

Педагогические инновации – это нововведения в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).

Рассматривая систему основных понятий педагогической инноватики, Р.Н. Юсуфбекова выделяет три блока в структуре инновационных процессов в современной школе.

Первый блок ― блок создания нового в педагогике. Здесь рассматриваются такие категории, как новое в педагогике, классификация педагогических новшеств, условия создания нового, критерии новизны, мера готовности нового к его освоению и использованию, традиции и новаторство, этапы создания нового в педагогике, творцы нового.

Второй блок ― блок восприятия, освоения и оценки нового: педагогическое сообщество, оценка и разновидности процессов освоения нового, консерваторы и новаторы в педагогике, инновационная среда, готовность педагогического сообщества к восприятию и оценке нового.

Третий блок ― блок использования и применения нового. В данном блоке изучаются закономерности и разновидности внедрения, использования и применения нового.

Инновации, направленные на обеспечение качества образования, должны быть связаны с внесением изменений:

– в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

– в систему контроля и оценки уровня образования;

– в систему финансирования;

– в учебно-методическое обеспечение;

– в систему воспитательной работы;

– в учебный план и учебные программы;

– в деятельность педагога и обучающегося.

В связи с этим все инновации в сфере образования можно классифицировать следующим образом:

1. Внутрипредметные инновации: инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания.

2. Общеметодические инновации: внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области.

3. Административные инновации: решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

4. Идеологические инновации: первооснова всех остальных инноваций, вызваны обновлением сознания, веяниями времени.

Педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства, методы, формы, технологии, содержательные программы и т. п.

Педагогические инновации можно классифицировать следующим образом:

1) по видам деятельности :

– педагогические, обеспечивающие педагогический процесс;

– управленческие, обеспечивающие инновационное управление образовательными учреждениями;

2) по срокам действия :

– кратковременные;

– долговременные;

3) по характеру изменений :

– радикальные, основанные на принципиально новых идеях и подходах;

– комбинированные, основанные на новом сочетании известных элементов;

– модифицированные, основанные на совершенствовании и дополнении существующих образцов и форм;

4) по масштабам изменений :

– локальные, то есть независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов;

– модульные – взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций;

– системные – полная реконструкция системы как целого.

Педагогические инновации осуществляются по определенному алгоритму. Можно выделить такие этапы разработки и реализации педагогических нововведений:

  • Выявление потребности в нововведениях – разработка критериев и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию.
  • Определение необходимости реформирования – всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы, подготовка специального инструментария.
  • Поиск образцов педагогических решений опережающего характера, которые можно использовать для моделирования нововведений.
  • Анализ научных разработок, содержащих творческое решение актуальных педагогических проблем.
  • Проектирование инновационной модели педагогической системы в целом или ее отдельных частей.
  • Постановка задач, закрепление ответственных, поиск средств решения, установление форм контроля.
  • Расчет практической значимости и эффективности.
  • Построение алгоритма внедрения новшеств в практику – поиск участков для обновления или замены, моделирование нововведения, разработка программы эксперимента, мониторинг его результатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль.
  • Переосмысление и обновление профессионального словаря, то есть внедрение в профессиональную лексику новых понятий.
  • Защита педагогической инновации от копирования творческого метода педагога-новатора без его творческой переработки.

Создание высокоэффективных инновационных технологий обучения позволяет, с одной стороны, обучающимся повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста учащихся, управлять качеством образования, обеспечивать их творческое развитие.

Инновационная образовательная технология повышает производительность труда педагога. Контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера. Например, если один учащийся усваивает материал с первого раза, то другой, сидя за компьютером, может прорабатывать материал два-три раза и более. Перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время учителя, в результате чего он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся. Для инновационной технологии цель определяется очень точно, поэтому использование объективных методов контроля даёт возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля, создание инновационных технологий обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации педагога. Технологизация создаёт предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ школьного и профессионального образования.

Список литературы

  • Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов. Стандарты и мониторинг, 2000, № 5
  • Кайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. - М., 2005
  • Леонов К.П. Современные образовательные технологии как фактор повышения качества образования.М 2007 г.
  • Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием. Инновации в образовании, 2005, № 5
  • Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. - СПб., 1998
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  • Субетто А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. - М., 2001
Современные образовательные технологии и
педагогические инновации как инструмент управления
качеством образования

Повышение качества образования является одной из
основных задач модернизации российского
образования.
Важнейшим критерием педагогического мастерства в
современной педагогике считается результативность
работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной
успеваемости школьников и таком же их интересе к
предмету.
Педагог ― это мастер, который умеет учить всех
детей без исключения.

Профессионализм педагога наиболее ярко
проявляется в положительных результатах тех
учеников, которых принято считать не
желающими, не умеющими, не способными
учиться.

В основе управления качеством образования лежит
переход от методики преподавания к внедрению в
учебный процесс образовательных технологий.

Методика ― это педагогическая наука, которая исследует
закономерности обучения определённому учебному
предмету.
Методы обучения ― способы работы учителя и
учащихся, с помощью которых достигается овладение
знаниями, умениями и навыками, формируется
мировоззрение учащихся, развиваются способности.

Методика
прописывается деятельность
учителя на уроке (что и в какой
последовательности излагать,
какие средства использовать,
какие задачи решить, как
организовать обобщение
материала и т. д.);
имеет мягкий,
рекомендательный характер
(учитель вправе в большей или
меньшей степени следовать
советам методических пособий
для учителя)
Образовательная
технология
описана деятельность
учащихся;
предписывает определённую
последовательность
деятельности обучаемых и
управляющих действий
педагога, отступление от
которых разрушает
целостность образовательного
процесса, что может
препятствовать достижению
запланированного результата

Существует множество определений технологии
обучения, в которых в той или иной степени
подчеркиваются следующие критерии
технологичности.
Селевко Г.К.
(профессор, кандидат
педагогических наук)
К таким критериям относятся:
концептуальность;
системность;
управляемость;
эффективность;
воспроизводимость.

Критерии технологичности
Концептуальность
Системность
каждая из технологий основана на
одной или нескольких теориях
(философских, педагогических
или психологических).
технология характеризуется
логикой построения,
взаимосвязью элементов,
завершенностью и
структурированностью
материала и деятельности.

Критерии технологичности
Управляемость
возможность эффективного
управления учебнопознавательной деятельностью
учащихся за счет диагностической
постановки целей;
проектирования процесса
обучения; «встроенного»
контроля.
Эффективность
достижение запланированного
результата с оптимальными
затратами средств и времени
на обучение.
Воспроизводимость
возможность
тиражирования, передачи и
заимствования технологии
другими педагогами.

Практическим воплощением методики
является план урока учителя, где
прописывается, в частности, определённая
последовательность этапов, действий педагога,
а иной раз – и учащихся.

Содержание технологии
1
диагностическое целеполагание:
планирование результатов обучения через
действия учащихся, которыми они
овладевают на протяжении определённого
отрезка учебного процесса
3
в основе каждой
технологии одна или
несколько
педагогических или
психологических
теорий
4
2
определённая технологическая
цепочка педагогических и учебных
действий:
приводит к запланированному результату
возможность
воспроизведения технологии
любым учителем: технология
строится на объективных
научных основаниях, которые
не зависят от личности педагога
5
наличие
диагностических процедур:
показатели, инструментарий
измерения результатов
(входной, текущий, итоговый
контроль)

В настоящее время в литературе описано множество
технологий. Чтобы лучше понять сущность технологий,
важно их упорядочить, найти основания для их
систематизации. В качестве таких оснований различными
авторами предлагаются: целевые установки, содержание
обучения, характер взаимодействия учителя и учащихся,
способ управления познавательной деятельностью
обучаемых, масштаб применения.

Характеристика современных образовательных
технологий, обеспечивающих качество образования
учение как функция
запоминания
ассоциативная, статическая
модель знаний
ориентация на
усредненного ученика
внешняя мотивация
учения
учение как процесс умственного развития,
который позволяет использовать усвоенное
динамически структурированные
системы умственных действий
дифференцированные и индивидуализированные программы обучения
внутренняя нравственно-волевая
регуляция

Принцип вариативности дает возможность выбирать и конструировать
педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом
важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и
технологий обучения, апробирование в практике новых форм.

Эффективность той или иной технологии во многом зависит от того,
кто конкретно воплощает те или иные подходы в педагогической
практике. Современному учителю как технологу учебного процесса
необходимо свободно ориентироваться в широком спектре
инновационных технологий, не тратить время на открытие уже
известного.
Сегодня нельзя быть педагогически
грамотным специалистом без
изучения всего обширного арсенала
образовательных технологий.


образовательные технологии:
технология личностно-ориентированного
обучения и воспитания;
технологии предпрофильной подготовки и
профильного обучения;
проектная деятельность;
адаптивная система обучения;
развивающее обучение;
интеграция;
дискуссионные формы обучения;

Популярные и широко используемые
образовательные технологии:
игровые технологии;
технология безотметочного обучения;
информационные и компьютерные
технологии;
технология групповой деятельности;
проблемное обучение;
технология учебного исследования;
технологии различных видов
самостоятельной работы учащихся.

Развитию познавательной активности,
повышению учебной мотивации школьников
и обеспечению качества образования
способствуют также нестандартные формы
организации учебного занятия:
урок-игра,
урок-викторина,
урок-соревнование,
урок-лекция,
урок-экскурсия,
рыцарский турнир,
урок-путешествие,
телемост,
мультимедиа урок,
урок-спектакль,
урок-конференция,
урок-диспут,
деловая игра,
урок-КВН,
дебаты.

Одной их современных технологий, направленной
на повышение качества образования, является
интерактивное обучение.

Преимущества интерактивных форм обучения:
– обучающиеся осваивают новый материал не в качестве
пассивных слушателей, а в качестве активных участников
процесса обучения;
– сокращается доля классной нагрузки и увеличивается объем
самостоятельной работы;
– обучающиеся приобретают навык владения современными
техническими средствами и технологиями поиска, извлечения и
обработки информации;
– вырабатывается умение самостоятельно находить информацию
и определять уровень ее достоверности.

Требования
к образовательным
технологиям
в начальной школе
использование разнообразных
технологий безотметочного
обучения – безотметочная
система оценивания на
протяжении всей начальной
школы, обучение детей само- и
взаимооцениванию, свобода
выбора школами системы
оценивания;
расширение деятельностных
форм обучения,
предполагающих приоритетное
развитие творческой и
поисковой активности во всех
сферах школьной жизни, в том
числе, и в учении;

Требования
к образовательным
технологиям
в начальной школе
построение образовательного
процесса с использованием
технологий организации
учебного сотрудничества –
существенное расширение видов
совместной работы учащихся, их
коммуникативного опыта в
совместной деятельности,
постепенный переход от устных
к письменным видам
коммуникации, в том числе – с
использованием возможностей
информационных технологий;
использование игровых
технологий, способствующих
решению основных учебных
задач на уроке.

Требования
к образовательным
технологиям
в основной школе
увеличение проектных,
индивидуальных и групповых
видов деятельности школьников;
использование разных форм
модульного или
концентрированного обучения;
усиление роли самостоятельной
работы учащихся с различными
источниками информации и
базами данных;

Требования
к образовательным
технологиям
в основной школе
введение социальной практики и
социального проектирования;
дифференциация учебной
среды: мастерская, лаборатория,
библиотека, лекционный зал;
переход на накопительную
систему оценивания, например,
использование технологии
«портфолио».

Требования
к образовательным
технологиям
в старшей школе
приоритет должен отдаваться
тем технологиям, которые
позволят дифференцировать и
индивидуализировать учебный
процесс внутри одного класса
без применения селективных
средств;
чрезвычайно важную роль
приобретают технологии
развития самостоятельной
познавательной деятельности.

Формулируя требования к отбору
образовательных технологий для каждой из трех
ступеней, необходимо учитывать, что все
технологии, используемые в школьном
образовании, должны иметь определенную
преемственность и нет технологий,
работающих эффективно только на одной
ступени образования. Систему
образовательных технологий необходимо
выстраивать с учетом основных целей каждой
ступени образования.

Инновации в образовании – это процесс
совершенствования педагогических технологий,
совокупность методов, приёмов и средств обучения,
один из существенных компонентов образовательной
деятельности любого учебного заведения.
Педагогические инновации – это нововведения в
области педагогики, целенаправленное прогрессивное
изменение, вносящее в образовательную среду
стабильные элементы (новшества), улучшающие
характеристики, как отдельных ее компонентов, так и
самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации
интенсивный путь
развития
осуществляется за счет
собственных ресурсов
образовательной системы
экстенсивный путь
развития
осуществляется за счет
привлечения дополнительных
мощностей – новых средств,
оборудования, технологий,
капитальных вложений и т. п.

Структура инновационных процессов
(Р.Н. Юсуфбекова)
1
создание нового
в педагогике
новое в педагогике;
классификация
педагогических новшеств;
условия создания нового;
критерии новизны;
мера готовности нового к
его освоению и
использованию;
традиции и новаторство;
этапы создания нового в
педагогике;
творцы нового.
2
восприятие,
освоение и оценка
нового
педагогическое
сообщество;
оценка и разновидности
процессов освоения
нового;
консерваторы и новаторы
в педагогике;
инновационная среда;
готовность
педагогического
сообщества к восприятию
и оценке нового.
использование и
3 применение
нового
закономерности;
разновидности
внедрения;
использование и
применение.

Инновации, направленные на
обеспечение качества образования,
должны быть связаны с внесением
изменений:
в цели, содержание, методы и
технологии, формы организации
и систему управления;
в стили педагогической деятельности
и организацию учебнопознавательного процесса;
в систему контроля и оценки уровня
образования;
в систему финансирования;
в учебно-методическое обеспечение;
в систему воспитательной работы;
в учебный план и учебные
программы;
в деятельность педагога и
обучающегося.

Инновации в сфере образования
1
Внутрипредметные инновации, реализуемые внутри предмета, что
инновации
обусловлено спецификой его преподавания
2
Общеметодические внедрение в педагогическую практику
нетрадиционных педагогических технологий,
инновации
универсальных по своей природе
3
Административные решения, принимаемые руководителями различных уровней,
инновации
которые способствуют эффективному функционированию
всех субъектов образовательной деятельности
4
Идеологические
инновации
первооснова всех остальных инноваций, вызваны
обновлением сознания, веяниями времени

Педагогическими инновациями
могут быть педагогические идеи,
процессы, средства, методы, формы,
технологии, содержательные
программы и т. п.


по видам деятельности
педагогические,
обеспечивающие
педагогический процесс;
управленческие,
обеспечивающие
инновационное управление
образовательными
учреждениями;
по срокам действия
кратковременные;
долговременные

Классификация педагогических инноваций
по характеру изменений
радикальные, основанные на
принципиально новых идеях и
подходах;
комбинированные, основанные на
новом сочетании известных
элементов;
модифицированные, основанные на
совершенствовании и дополнении
существующих образцов и форм;
по масштабам изменений
локальные (независимые друг от
друга изменения отдельных
участков или компонентов);
модульные (взаимосвязанные
группы нескольких локальных
инноваций);
системные (полная реконструкция
системы как целого).


нововведений
1. Выявление потребности в нововведениях – разработка
критериев и измерителей состояния педагогической системы,
подлежащей реформированию.
2. Определение необходимости реформирования – всесторонняя
проверка и оценка качества педагогической системы, подготовка
специального инструментария.
3. Поиск образцов педагогических решений опережающего
характера, которые можно использовать для моделирования
нововведений.
4. Анализ научных разработок, содержащих творческое решение
актуальных педагогических проблем.
5. Проектирование инновационной модели педагогической
системы в целом или ее отдельных частей.

Этапы разработки и реализации педагогических
нововведений
6. Постановка задач, закрепление ответственных, поиск средств
решения, установление форм контроля.
7. Расчет практической значимости и эффективности.
8. Построение алгоритма внедрения новшеств в практику –
поиск участков для обновления или замены, моделирование
нововведения, разработка программы эксперимента, мониторинг его
результатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль.
9. Переосмысление и обновление профессионального словаря,
то есть внедрение в профессиональную лексику новых понятий.
10. Защита педагогической инновации от копирования
творческого метода педагога-новатора без его творческой
переработки.

Создание высокоэффективных инновационных
технологий обучения позволяет, с одной стороны,
обучающимся повысить эффективность освоения
учебного материала и, с другой стороны, педагогам
уделять больше внимания вопросам
индивидуального и личностного роста учащихся,
управлять качеством образования, обеспечивать их
творческое развитие.

Инновационная образовательная
технология повышает производительность
труда педагога.
Контроль результативности обучения
каждого учащегося и система обратной
связи позволяют обучать учащихся в
соответствии с их индивидуальными
возможностями и складом характера.
Перекладывание основной функции
обучения на средства обучения
освобождает время учителя, в результате
чего он больше внимания может уделить
вопросам индивидуального и личностного
развития учащихся.