Тема свободы в поэме мцыри кратко. Сочинение на тему: тема свободы в поэме Мцыри

Сочинение на тему: свобода в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Простой воспитанник природы,

Так я, бывало, воспевал

Мечту прекрасную свободы

И ею сладостно дышал.

А. С. Пушкин

В этой поэме есть все о том, чем богата Свобода, и многое о том, что ей мешает. Замечательно об этом сказал В. Г. Белинский: «Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он (Лермонтов) эту поэму..>

Главный герой поэмы «Мцыри» попал в плен, когда ему было всего шесть лет. Казалось бы, что может знать о свободе такой малыш? Но, по мысли автора, человек свободен изначально, так как он дитя природы, а природа - символ свободы. В том, что герой поэмы - пленник, заложена глубокая философская мысль. А именно: свобода так же естественна для человека, как воздух, которым он дышит. Чтобы ощутить свободу, нужно хоть однажды лишиться ее, узнать неволю. Недавно я видела фильм об одном африканском племени, затерянном в бескрайней пустыне и не встречавшемся с нынешним «цивилизованным» миром. Когда представитель этого племени оказался в закрытом помещении, он чуть не умер, потому что стены были для него неестественны. Так же противна природе Мцыри была монастырская жизнь.

Все годы заточения Мцыри мечтал вырваться на свободу. И однажды, во время страшной для монахов грозы, юноша почувствовал себя достаточно сильным для побега. Лермонтов создал эпическую картину единения освобожденного человека со свободной стихией. Душа Мцыри чувствовала себя сильной, динамичной и всемогущей, как гроза:

Я убежал. О, я как брат Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил…

Это был первый, огромный и освежающий глоток свободы, который вчерашний узник испил до дна. Он не сомневается, что поступил правильно, потому что именно это настоящая жизнь, а за стенами монастыря только медленное угасание:

Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?..

Второй глоток свободы, волнующий и нежный, юноша вкусил, когда взошло солнце. Гармоничная красота окружающей природы на время успокоила мятежную душу Мцыри, наполнила ее умиротворением:

…Запели птички, и восток Озолотился; ветерок Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы,

И, как они, навстречу дню,

Я поднял голову мою…

Но свобода - это не только радость и блаженство. Она посылает человеку испытания на прочность и жестоко насмехается над его слабостью. Она опасна для того, кто к ней не привык. Первое предупреждение Мцыри получил, когда утром открыл глаза:

Мне стало страшно; на краю Грозящей бездны я лежал…

Дни, проведенные в плену, лишили его природного чутья, которое подсказывает, с какой стороны исходит опасность. Лермонтов вообще считал, что цивилизация портит человека, ослабляет лучшие черты его натуры. А в случае, когда воспитание ребенка осуществляет неволя, надеяться на то, что он вырастет подготовленным к свободной жизни, нельзя. В схватке с барсом Мцыри пытается отстоять свое право на свободу, но, несмотря на победу, начинает понимать, что не приживется в этом мире. Обреченность слышится в его словах:

На мне печать свою тюрьма Оставила…

Мцыри сравнивает себя с «темничным» цветком, для которого лучи живого солнца слишком горячи. А я бы сравнила его с тем самым барсом, но только выросшим в зоопарке. Или с орлом, которому в неволе подрезали крылья. Он был обречен на поражение, но, мне кажется, испытание свободой все-таки выдержал, потому что отдал предпочтение смерти, а не жизни в неволе:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б смог.

В процессе рассуждений на тему свободы в поэме «Мцыри» я поняла, что в начале сочинения допустила ошибку. Конечно, эта поэма не может быть гимном страны под названием Свобода! «Мцыри» - это гимн тех, кто находится в плену неблагоприятных жизненных обстоятельств, но вопреки всему продолжает любить Свободу, стремится к Свободе и готов испытать себя в борьбе за право быть свободным человеком.

VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});

Тема свободы в поэме "Мцыри"

Поэма "Мцыри" - одно из самых известных произведений М. Ю. Лермонтова. На мой взгляд, главной его темой является тема свободы, желание вырваться на волю. Герой поэмы - обобщённый образ, который очень близок по духу автору, самому Лермонтову. Он изображён энергичным, нацеленным на свободу.
В первых главах поэмы рассказывается о детстве героя - как он был привезён в монастырь, будучи ребёнком. Большая часть произведению - исповедь молодого монаха, в которой мы можем узнать его внутренний мир, и чювства, которые он испытал за три дня проведённые на воле. Юноша трепетно хранит воспоминания о родине, о семье, о том, как давно задумал побег. И вот в грозу, в "ужасный час", он вырывается на волю, его не пугает непогода. Он чувствует себя частью природы. Лермонтов красочно описывает встречу героя с юной грузинкой, его попытки найти путь на родину, превозмогая муки голода и трудности дороги. Кульминацией поэмы является схватка юноши с барсом, когда он познал напряжение битвы и радость победы. Но эта победа - завершение его радости. Выйдя из леса герой понимает, что снова вернулся к своей тюрьме, что все его надежды были напрасны. Поэма помогает нам проследить, как менялись его чувства: от мечты выбраться на волю, наслаждения свободой, до понимания невозможности найти путь на родину. Крах надежд приводит его к гибели. Он умирает не столько от ран принесённых барсом, сколько от того что не хотел снова жить в неволе.
Образ героя поэмы "Мцыри" очень трагичен. Поскольку он не может жить без свободы и вместе с тем никогда не сможет существовать на воле.

В поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтов написал про мальчика-горца. Автор не указал национальность героя. Мцыри попал в плен к русскому офицеру. Ребенок становится рабом поневоле. Мцыри − это образ героя, жаждущего свободы и независимости.

Над мальчиком сжалился монах и приютил его в монастыре. Бывший пленник некоторое время прожил в монастырских стенах, достиг юношеского возраста, а затем сбежал. Его нашли через несколько дней, умирающего. О том, что побудило Мцыри, имеющего вроде бы все для жизни, совершить побег он и рассказывает в своей последней исповеди монаху. У каждого человека свое предназначение. Мцыри не создан быть монахом. В нем течет горячая кровь горцев. Ему не нравится монастырский уклад жизни.

Юношу влечет свобода, вот поэтому он и совершает дерзкий побег. Мцыри рассказывает своему наставнику о переживаниях своей метущей души. В стенах монастыря он не нашел родственных для него людей. Ему здесь все чуждо. Он хотел найти родную душу и прижаться к ней. Целеустремленный юноша стремился повидать те места, где родился, но ему не суждено добраться туда. Три дня он скитался голодным, рисковал своей жизнью, но не жалеет об этом. Мцыри умирает гордым одиночкой. Его мечтам не удалось сбыться.

Он повествует своему наставнику, что все-таки повидал вольную жизнь и, хотя он и умирает, но не жалеет о днях, проведенных на свободе. Юноша увидел живописные пейзажи с горами и реками. Мцыри любовался красотой разбушевавшейся природы: бурей, грозой, загоревшимся деревом от молнии. Он встретился с красивой юной девушкой и у юноши даже проснулись чувства к ней. Мцыри, по–натуре борец, вступил в смертельную схватку с барсом. Он победил его, но получил смертельные раны.

В конце стихотворения мятежный юноша погибает. Но он умирает непобежденным. Лермонтов поэтическим слогом показывает нам, что ради желания обрести свободу он пожертвовал своей жизнью и не пожалел об этом. Образ Мцыри поэт отождествляет с самим собой. Лермонтов и сам стремится к независимости. Он всю свою жизнь посвятил борьбе с бесправием. Поэта не любило высшее общество. Но до конца своей короткой жизни он сумел остаться самим собой.

Мцыри - тема свободы в поэме

Приемник знаменитого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича, который сам смог добиться значительных успехов в данном деле, и так же стать знаменитым и не менее великим, Лермонтов Михаил Юрьевич очень часто не соглашался с высказываниями своего учителя, считая что счастье существует, но ощутить его можно лишь обретя чувство свободы и независимости.

Свобода и ощущение её полной грудью, вот что, для Лермонтова всю жизнь являлось первоосновой всей жизни.
Он всегда старался и пытался сделать всё возможное, чтобы отразить это в своих произведениях. Именно в них возникают размышления о свободе, причем не только внешней, но и внутренней свободы души человека.

«Каждый человек должен искать свободу и покой, ведь только так он может обрести истинное счастье!» – вот так объяснял свой взгляд на эту тему данный автор.

Тема свободы очень отчетливо отображается в таких произведениях поэта, как поэма «Мцыри», «Демон», и многих других. Фактически она просто становиться их главным смыслом.

Стоит отметить, что Лермонтов мечтал о свободе ещё с самого детства, именно поэтому ещё в юном возрасте он мечтает создать поэму о монахе-беглеце, который немалую часть всей жизни мечтает о том, чтобы обрести свободу и оказаться в родном доме, который и был для него признаком свободы.

Однако, справедливо будет заметить, что поиск идеальных героев для данной поэмы был настолько пристальным и тщательным, что создание данного произведения растягивается на долгие годы.

Всё это время он подбирал каждого героя, и продумывал каждую деталь своего произведения, к которому он относился с особым трепетом.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс (описание)
  • Критик Латунский в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Критик О. Латунский (М. А. Булгаков не называет его имени, лишь первую букву)– второстепенный персонаж романа, современный представитель литературной и художественной Москвы

  • Лермонтов написав цей твір, в чомусь копіюючи себе самого. Цей твір багато чому вчить, і разом з тим – він дуже цікавий і привабливий. Лермонтов взяв і з свого життя деякі моменти, що підтверджують деякі елементи з роману

  • Сочинение рассуждение Патриотизм

    Жизненные обстоятельства порой требуют проявления такого качества, как патриотизм. Патриотизм - это ответственность перед родиной, теплая любовь к ней. Это чувство долга, необходимое каждому живущему на Земле человеку.

  • Сейчас, каким-то странным становится феномен кумира молодежи. Среди своих сверстников регулярно вижу увлечения каким-то малодостойными личностями, которые из себя фактически ничего не представляют и при этом выбираются как кумир для подражания

На мой взгляд, поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» - это произведение не о юном послушнике, а о молодом мятежнике, пожертвовавшем жизнью ради свободы. Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.

Еще маленьким мальчиком Мцыри был пленен и увезен из родного села, от друзей и близких. Однако ни тяготы пути, ни тяжелая болезнь не смогли укротить его свободолюбивой души: Он был, казалось, лет шести; Как серна гор, пуглив и дик.

И слаб и гибок, как тростник. Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов. Никогда не покидала взрослеющего юношу мысль о свободе, о возвращении на родину. Хотя, казалось бы, на что молодому горцу было жаловаться? Монах, приютивший мальчика, вылечил его, дал кров и пищу, всячески заботился. Однако мечты и воспоминания звали юного послушника прочь «от келий душных и молитв».

Ему хотелось любить и ненавидеть, побеждать и терпеть поражение, страдать и быть счастливым. Стремление стать свободным неукротимо влекло его В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Только жизнь, наполненная страстью и борьбой, имела смысл для Мцыри. Он сокрушался о том, что годы, проведенные в «сумрачных стенах» монастыря прошли бесплодно, и в результате он превратился в человека, который «душой - дитя, судьбой - монах». Осуществив свою давнюю мечту, Мцыри бежал из монастыря в надежде отыскать дорогу, которая приведет его на родину. Счастье освобождения длилось всего три дня.

В беседе с монахом Мцыри признается, что его жизнь Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Юный послушник не сумел добраться до родных мест, а раны, полученные им в схватке с барсом, оказались смертельными. Мцыри, вернувшийся назад к ненавистным кельям, считал, что потерпел полное поражение. Однако мне его смерть кажется настоящим освобождением.

Вот почему финал поэмы не трагичен, а торжественен. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остатки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди развалин и могильных плит, он увидел дряхлого старика, который рассказал поэту о своей судьбе. Будучи ребенком, он попал в плен. Мальчик тосковал по родине и страстно мечтал вернуться.

Но рутинная жизнь монастыря постепенно приглушила тоску. Пленник втянулся в однообразную жизнь послушника и так и не смог осуществить заветную мечту.

М. Ю. Лермонтов в течение десяти лет до этого события вынашивал идею создания поэмы об иноке, рвущемся на свободу. И рассказ старика был настолько созвучен с мыслями поэта, что помог воплотить замысел в замечательную поэму «Мцыри». Только в отличие от прототипа, Мцыри хотя бы сделал попытку вырваться из прочных стен устоявшейся монастырской жизни.

Повествование ведется в форме монолога, поэтому читатель особенно остро ощущает отчужденность мальчика, его отстраненность от дел житейских, его воспоминания о родине - теплой, яркой, светлой, не идущей ни в какое сравнение с серой, тихой, угрюмой жизнью в теперешней его обители. В первой главе поэмы особенно видны трагические противоречия между душевной силой юноши и жизненными обстоятельствами, загнавшими его в тесные рамки монастырской жизни.

И вот, когда юноша должен принять обет, под покровом ночи он исчезает. Он отсутствует три дня. Его находят изможденным и обессиленным. «И близок стал его конец;/ Тогда пришел. к нему чернец». Начинается предсмертная исповедь - одиннадцать глав, повествующих о трех днях свободы, вместивших всю трагедию и все счастье его жизни. Исповедь Мцыри превращается в проповедь, спор с духовником о том, что добровольное рабство ниже, чем «чудесный мир тревог и битв», открывающийся свободой.

Мцыри не раскаивается в содеянном, не говорит о греховности своих желаний, мыслей и поступков. Как сон, перед Мцыри встал образ отца, сестер, и он попытался найти дорогу домой. Три дня он жил и наслаждался дикой природой. Он наслаждался всем, чего был лишен, - гармонией, единением, братством. Девушка-грузинка, встретившаяся ему, тоже часть свободы и гармонии, слившейся с природой, но он сбивается с дороги домой. На своем пути Мцыри встретил барса. Юноша уже ощутил всю силу и радость свободы, увидел единство природы и вступает в бой с одним из ее творений.

Это было равное соперничество, где каждое живое существо отстаивало право делать то, что предписано ему природой. Мцыри победил, получив при этом смертельные раны от когтей барса. Его находят в бессознательном состоянии. Придя в себя, Мцыри не страшится смерти, он опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле. Мцыри, увидевший красоту жизни, не жалеет о кратковременности своего пребывания на земле, он осуществил попытку вырваться из пут, его дух не сломлен, в умирающем теле живет свободная воля.

М. Ю. Лермонтов этой поэмой дал понять нам, что стремления людей выполнимы, надо только страстно желать чего-нибудь и не бояться сделать решительный шаг. Многие, как повстречавшийся Лермонтову старик, не находят в себе сил совершить попытку вернуть себе свободу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Введение

1. Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт

1.1 Краткая творческая биография поэта

2.1 История создания, композиционно - художественное своеобразие поэмы

Заключение

Введение

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова - поэта, прозаика, драматурга, художника по праву занимает одну из высших ступеней в ряду русских классиков. Наследуя традиции гениального русского поэта А. С. Пушкина, творчество Лермонтова, являясь переходным звеном между романтизмом и реализмом, ознаменовало приход реализма. Его произведения, ознаменовавшиеся открытием новых форм и приемов в поэтике и прозе, оставили глубокий след на небосклоне русской классической литературы.

Вершиной творчества автора считаются поэмы «Демон» и «Мцыри», и роман «Герой нашего времени». Одной из главных тем в творчестве Лермонтова являются любовь к Родине, одиночество и тема свободы. Тема данной работы является актуальной, поскольку тема свободы до сих пор является одной из центральных в мировой литературе, ее пытались разработать многие великие писатели и поэты (Ф. Кафка «Замок», Е. Замятин «Мы» и др.).

Цель данной работы обозначить приемы и методы, с помощью которых автор раскрывает тему свободы в поэме «Мцыри».

Для того, чтобы достичь вышеуказанной цели нами был составлен следующий план работы:

1) Дать краткую характеристику творческой биографии М. Ю. Лермонтова;

2) Изучить историю создания поэмы «Мцыри»;

3) Дать характеристику художественно - композиционного своеобразия поэмы;

4) Раскрыть тему свободы в произведении;

5) Проанализировать и обобщить полученные выводы в заключении.

1. Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт

1.1 Краткая творческая биография поэта

Михаил Юрьевич Лермонтов 3 (15) октября 1814 г. - 15 (27) июля 1841г. - великий русский поэт, прозаик, драматург, представитель славной пушкинской плеяды, произведения которого занимают почетное место в ряду русских классиков, появился на свет в Москве, в старинной дворянской семье.

Мать Лермонтова, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, умерла в юном возрасте, когда Михаилу едва исполнилось два года. После ее смерти, поссорившись с отцом Михаила - Юрием Петровичем Лермонтовым, капитаном в отставке, происходящим из рода обедневших дворян - воспитанием и образованием будущего поэта занялась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина. Все эти события наложили глубокий отпечаток на эмоциональный фон, в котором вырос поэт, его мировоззрение и характер, которые современники описывали, как «угрюмый, желчный, угловатый, насмешливый, острый на язык».

Детство Михаила Лермонтова прошло в именье бабушки, в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской области среди певучих крестьянских напевов, сказаний о Стеньки Разине, великой красоты и просторов России. Несколько раз Арсеньева возила болезненного внука на Кавказ, на воды. Уже тогда Кавказ, занявший впоследствии одно из центральных мест в творчестве поэта, произвел на Михаила Лермонтова неизгладимое впечатление.

Лермонтов получает прекрасное домашнее образование, он занимается живописью и музыкой, осваивает несколько языков. С 1828 - 1830 гг. Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву и учится в благородном пансионе при Московском университете. Именно здесь он пишет первые свои строки и страстно увлекается творческими трудами Байрона, Пушкина, Грибоедова. Здесь возникает замысел и находит первое воплощение поэмы «Демон» - один из лейтмотивов в творчестве поэта. Его первые вирши выходят в рукописном пансионском журнале «Утренняя звезда».

В эти же годы он знакомится с семейством Лопухиных, и Варвара Лопухина становится главной музой поэта, к ней Лермонтов питает самые глубокие чувства, когда - либо вызванные в нем женщиной, пронеся их через всю свою жизнь. лермонтов мцыри свобода поэма

В 1830 г. он поступает в Московский университет, где обучался вместе с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, уже тогда имевшими огромное влияние на идейную составляющую студенчества.

К этому периоду творчества Лермонтова относятся уже вполне самостоятельные поэмы «Измаил-бей» (1832), «Литвинка» (1832), «Исповедь» (1831) -- прообраз будущей поэмы «Мцыри». В 1832 году поэт подал прошение об уходе из университета, и оставляет его.

Этот же год - Лермонтов переезжает в Петербург, и по совету друга поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой провёл по собственному выражению «два страшных года» 1832- 1834гг., заполненных военной муштрой, сначала в звании унтер - офицера, а затем юнкера.

Несмотря ни на что, творчество Лермонтов не бросает, пишет драму «Маскарад», «Княгиня Лиговская» и др. По окончании службы юнкер Лермонтов произведен в корнеты Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. В 1835 год - первая официальная публикация для широкого круга читателей, повесть М.Ю. Лермонтова «Хаджи-Абрек».

1837 год - переломный год для Лермонтова, после трагической гибели А.С. Пушкина на дуэли, поэт пишет стихотворение «Смерть поэта», которое моментально расходится в тысячах списках по столице. Лермонтов был арестован, и переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший тогда на Кавказе.

Год спустя, в 1838 году, благодаря связям и ходатайству бабушки и Жуковского опальный поэт переведен в Новгород, а затем вновь в Царское Село. В это время Лермонтов входит в литературное общество Петербурга, посещает вечера, общается с Тургеневым, Белинским, который видит в нем «надежду русской литературы», начинает работу над произведением «Герой нашего времени».

Но в феврале 1840 г. - Лермонтов вновь становится центральным участником светского скандала - дуэлью с сыном французского посла Э. Барантом. Поэт был арестован за дуэль, и ему вновь грозит ссылка на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк. По дороге в пункт назначения Лермонтов ненадолго останавливается в Москве, где впервые читает своим друзьям отрывок из своей новой поэмы «Мцыри».

На Кавказе Лермонтов неоднократно участвует в боевых действиях, при этом свидетели неоднократно отмечают его незаурядную храбрость и мужество. К этому времени относится «Я к вам пишу случайно, право…», где прослеживается эволюция мировоззренческих устоев и творческих приемов поэта - отмечаются абсолютная бессмысленность войны, красота и сила природы, которую человек не в состоянии постичь, война предстает в истинном свете, не в свете фанфар, а с ее грязью, кровью, но при этом отмечается благородные черты простых солдат, их мужество и любовь к Родине.

1840 г. ознаменовался выходом в свет «Героя нашего времени». В 1841 г. Лермонтов получает двухмесячный отпуск и едет в Петербург. Во время возвращения обратно в полк, на Кавказ, в дороге Лермонтов почувствовал себя плохо, и вынужден был задержаться в Пятигорске, где происходит трагическая ссора с Мартыновым, и 15 (27) июля 1841 года поэт принимает смерть во время дуэли на горе Машук.

Поэт был похоронен в Пятигорске, но через год, по желанию бабушки, прах Михаила Юрьевича был перевезен в родовое поместье Тарханы и погребен в семейном склепе Арсеньевых.

2. Тема свободы в поэме «Мцыри»

2.1 История создания, композиционно - художественное своеобразие поэмы

Кульминация темы свободы, ее недостижимость в этом мире - одной из сквозных тем творчества - воплотилась в герое Лермонтова Мцыри - человека, обреченного на страдания, который рвется к гармонии и свободе, однако предпосылки к этому произведению можно проследить в более ранних произведениях, таких, как «Исповедь» 1831 г., «Простосердечный сын свободы...» 1830 г., «Прости! Увидимся ль мы снова...» 1832 г.

Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета к созданию поэмы «Мцыри».

Поэма Мцыри была написана в 1839 г.; дата поставлена самим Лермонтовым на обложке тетради, содержащей текст поэмы: «1939 года Августа 5». Первоначальное заглавие - «Бэри» - прокомментировано автором: «Бэри, по - грузински монах». Впоследствии заглавие было заменено на «Мцыри», что означает, во - первых «неслужащий монах, нечто вроде послушника» (примечание Лермонтова и, во - вторых, - «пришелец, чужеземец». Под эти вторым заглавием, более соответствующим содержанию, поэма и была опубликована в 1840г.

Биограф Лермонтова П. А. Висковатов, основываясь на свидетельствах родственников Лермонтова А. П. Шан - Гирея и А. А. Хасатова, свзывал возникновение замысла поэмы со странствиями поэта по старой Военно - Грузинской дороге; в Мцхете Лермонтов встретил «одинокого монаха… узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым… Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не смог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием такой попытки и стала долгая болезнь, приведшая его на край могилы». Достоверность этих сведений не доказана, вместе с тем этот рассказ достаточно правдоподобен. Работая над «Мцыри», Лермонтов не однажды обращался к ранним поэмам «Исповедь» и «Боярин Орша», откуда были зим заимствованы ряд отдельных стихов.

Известно, что поэт сам читал «Мцыри» своим друзьям и знакомым. По воспоминаниям А. Н. Муравьева (1806 - 1874) - поэта и мемуариста: «В ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне от начала до конца, всю великолепную поэму «Мцыри», которая только что вылилась из под его вдохновенного пера… Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления».

А. С. Пушкин «южными поэмами» («Кавказский пленник», «Цыганы» и др.) открыл, а М. Ю. Лермонтов лирикой и кавказскими поэмами «Демон» и «Мцыри» закрыл эпоху высокого романтизма.

«Мцыри» - одна из лучших поэм Лермонтова, вершина русского романтизма вообще. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы -- построены в виде монолога героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря.

Мцыри, полный пламенных страстей сумрачный и одинокий, раскрывающий свою «душу» в рассказе - исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший «Мцыри» в те годы, когда создавался и реалистический роман «Герой нашего времени», вносит в свое произведение такие черты, которых нет в более ранних поэмах. Если прошлое героя поэмы «Исповедь» нам не известно, и мы не знаем, в каких условиях был сформирован его характер, то строки о несчастливом детстве и отрочестве, за исключением жизни в родном ауле «И молодых моих сестер...// Лучи их сладостных очей // И звук их песен и речей // Над колыбелию моей...», Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть -- «рассказать» -- душу. Романтическая поэма «Мцыри» свидетельствовала о росте реалистических тенденциях в творчестве Лермонтова. Например, ясно указано место, где происходят все описанные события: «Там, где, сливаяся, шумят, // Обнявшись, будто две сестры, // Струи Арагвы и Куры».

В контексте данного произведения само имя Мцыри помимо примечаний самого автора предстает в ином свете и его можно рассматривать как «одинокий человек, не имеющий родных, близких» что является весьма характерным для героя - романтика: «Я никому не мог сказать // Священных слов «отец» и «мать»; «И я как жил, в земле чужой // Умру рабом и сиротой».

На первый взгляд, композиция поэмы очень проста: краткая экспозиция, завязка -- побег героя из монастыря, его возвращение и рассказ о трех днях, проведенных вне монастырских стен, и наконец, смерть Мцыри. Однако каждый сюжетный мотив символически расширен автором, и наполнен глубоким философским смыслом. Например, в авторской речи монастырь -- это «хранительные стены» «…и в стенах // Хранительных остался он, // Искусством дружеским спасен», а для героя монастырь -- тюрьма, символ его несвободы, невозможности вы собственной судьбы «Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, // Я променял бы, если б мог».

Герой совершает побег, фактически рискую жизнью, в очень опасный момент, в момент грозы в горах: «И в час ночной, ужасный час, // Когда гроза пугала вас, // Когда, столпясь при алтаре, //Вы ниц лежали на земле, Я убежал».

Три дня, проведенные героем на свободе, становятся символом человеческой жизни, поскольку вмещают в себя все самые яркие жизненные впечатления. «Ты хочешь знать, что делал я // На воле? Жил -- и жизнь моя // Без этих трех блаженных дней // Была б печальней и мрачней // Бессильной старости твоей». Кроме того, образ томящегося в неволе Мцыри символизирует человека, переживающего в любой обстановке ту же драму, что и герой поэмы в своем заточении.

Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Окружение Мцыри чуждо ему, зато он остро чувствует свое родство с природой. Герой сравнивает себя с бледным листком, выросшим меж сырых плит» «Угрюм и одинок, // Грозой оторванный листок, // Я вырос в сумрачных стенах // Душой дитя, судьбой монах».

Попав на волю, герой жадно вглядывается, впитывая малейшие нюансы, в каждую открывающуюся ему картину, он отождествляет себя с природой, сливается с ней. Познает ее и себя в ней, понимает свое предназначение. И видит по иному, казалось бы совсем обыденные для обычного человека вещи: восход солнца «И вот, в туманной вышине // Запели птички, и восток // Озолотился; ветерок // Сырые шевельнул листы; // Дохнули сонные цветы».

Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи «Я видел груды темных скал, // Когда поток их разделял, // И думы их я угадал // Простерты в воздухе давно // Объятья каменные их, // И жаждут встречи каждый миг; // Но дни бегут, бегут года -- // Им не сойтиться никогда!».

Взор его обострен «гладкой чешуей блестя, // Змея скользила меж камней» и отливы серебра на шерсти барса «И на нем // Шерсть отливалась серебром», он видит зубцы далеких гор и бледную «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить прозрачную синеву неба полет ангелов.

«Кругом меня цвел божий сад; // Растений радужный наряд // Хранил следы небесных слез, // И кудри виноградных лоз // Вились, красуясь меж дерев // Прозрачной зеленью листов; // И грозды полные на них, //Серег подобье дорогих, // Висели пышно, и порой // К ним птиц летал пугливый рой. // И снова я к земле припал // И снова вслушиваться стал // К волшебным, странным голосам; // Они шептались по кустам, // Как будто речь свою вели // О тайнах неба и земли».

Лермонтов в поэме обращается к народному творчеству, например эпизод поединка Мцыри и барса навеян мотивами народной грузинской поэзии.

Мцыри так и не добивается своей цели и умирает на чужбине, но это не лишает произведение жизнеутверждающего пафоса. Лермонтов прославляет человека, борющегося до последнего вздоха, и этот трагический лиризм просветляет финал произведения.

2.2 Тема свободы в поэме и творчестве Лермонтова

В творчестве поэта с самого начала пути сформировались два образа, две темы, впоследствии, проложивших путь через всю жизнь Лермонтова, его искания и чаяния, и отразившихся как две модели жизненного поведения, а также в его представлении о самом себе. Тема избранничества во всем многообразии этого слова: от гордой отстраненности от мелких бытовых человеческих проблем до ощущения себя пророком, гонимым людьми, не способными понять его. И тема свободы, идеал, которой недостижим, даже если человек готов заплатить за него жизнью, как Мцыри, или вечным проклятием, как Демон. Отсюда и ощущение мировой скорби, вызванной устройством мира, где нет места могучей личности.

Образ Мцыри -- воплощение любимой мысли Лермонтова о невозможности примирения с насилием над личностью, о необходимости борьбы с любым видом гнета. Для героя Лермонтова нет «уважительной причины», чтобы покориться обстоятельствам. Хрупкий, болезненный Мцыри спасен «искусством дружеским», но ни «хранительные стены», ни сочувствие старого монаха, вырастившего его, не могут заставить его стать монахом и навсегда остаться в монастыре, что сулило ему жизнь спокойную, в кругу достойных людей. В его понимании монастырь -- тюрьма, подавляющая его стремление к свободе. Аскетическая жизнь монахов отвергает его желание жить ярко, полнокровно. «Три блаженных дня» наполнены именно такими впечатлениями: единение с природой, упоение битвой, ощущение собственной силы, нежное видение молодой девушки-грузинки. Трагически завершается бунт юноши: он фатально возвращается в своих блужданиях к стенам монастыря. Круг замкнулся, выхода нет.

Центральная тема произведения -- прославление мятежной, свободолюбивой личности. Поэма «Мцыри» замыкает в творчестве Лермонтова линию романтической героики. В отличие от «Исповеди», где герой, заключенный в темницу провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. В «Мцыри» любовная тема не становится центральной. Встретив девушку - грузинку, Мцыри преодолевает соблазн уединенного счастья вдали от родины. Главная цель героя -- единение с людьми, близкими по духу, обретение Родины.

Любовь к отчизне и жажда воли сливается для него в одну, но «пламенную страсть»: «Я знал одной лишь думы власть, // Одну -- но пламенную страсть: // Она, как червь, во мне жила, // Изгрызла душу и сожгла. // Она мечты мои звала // От келий душных и молитв //В тот чудный мир тревог и битв».

Монастырь становится для Мцыри тюрьмой, кельи кажутся ему душными, сумрачными и глухими, и монахи -- трусливыми и жалкими, сам он -- рабом и узником. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством, трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и стойкость героя с наибольшей силой проявляется в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь -- это продолжение их страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя, увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он теперь, на могилы, «рай и вечность променял» бы за несколько минут жизни среди близких, родных людей.

Мы видим, как в этом произведении органично сочетаются основные темы и мотивы творчества автора: одиночество, образ Родины, ощущение обреченности душевного порыва, торжество и величие Бога и природы. Главным в этом произведении становятся мотивы движения к вечной цели - образу естественной и свободной жизни, слитой с природой, протест, призыв к избавлению от рабской неволи.

Творчество поэта как бы вобрало в себя дух эпохи, гениальному поэту удалось уловить настроение времени. Ясно понимая, что никакой реальной надежды на примирение с существующим миром нет и что трагическая развязка поединка мечты с реальностью неизбежна, Лермонтов выдвигает идею активного действия как образец подлинно человеческого поведения.

Заключение

Проведенный нами анализ поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтова в аспекте приемов и методов, с помощью которых автор раскрывает тему свободы, позволяет нам сделать следующие выводы:

1) Главная идея произведения невозможность примирения с насилием над личностью, необходимость борьбы с любым видом гнета. Центральной темой произведения является гимн свободолюбивому и мятежному герою - Мцыри;

3) Ясно понимая, что надежды на примирение с действительностью нет и не будет, Лермонтов все же противопоставляет обстоятельствам активные действия главного героя, чья сокрушительная и фатальная страсть приводит его к трагической гибели.

4) Поэма заканчивает период героической романтики в творчестве Лермонтова, и знаменует эволюцию автора при переходе к реализму.

Судьбой было уготовано прожить ему всего двадцать семь земных лет, но даже за этот кратчайший срок он сумел оставить великое наследие - неисчерпаемый источник вдохновения и силы, и обширное поле деятельности для исследований тончайших нюансов человеческой души.

Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества, а многие из них стали народными песнями. Тематика его поэм «Демон» и «Мцыри» послужили основой творческих произведений многих авторов, и стали фактически самостоятельным явлением, например работы Врубеля. Стихотворения «Белеет парус одинокий» и «Выхожу один я на дорогу» вошли в сокровищницу мировой литературы.

Список использованной литературы

1) Коровин В. И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. М.: Просвещение, 1973. С. 79.

2) Краевский А.А. Воспоминания: (В пересказе П.А. Висковатова) // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит., 1989. С. 312-313.

3) Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1981. С. 635.

4) Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова. М.: Современник, 1985г. С. 222-225.

5) Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. М.: Наука, 1964г. С. 190.

6) Новицкас Л.А., Першкина А.Н., Федотов А.С. II Международная конференция молодых исследователей Лермонтов и его литературное наследие // Вестник МГУ, 2011 г. Выпуск № 6. С. 213 - 215.

7) Терешкина Д. Б. Конференция М. Ю. Лермонтов и история // Великий Новгород, 2013 г. Выпуск №2. С. 251.

8) Кольовски А. А. Композиционный поэтический строй произведений М.Ю. Лермонтова // Вестник ТГУ. 2012г. Выпуск №3. С. 18 - 20.

9) Сочинения в двух томах. Том первый / Сост. И комм. И.С. Чистовой. М.: Правда, 1988. 719 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри" - молодой послушник, горец. Особенности его образа жизни. Трагическая судьба мальчика и причины его смерти. Тема свободы и ее необходимости для человека, отражение данной категории в произведении Лермонтова.

    сочинение , добавлен 13.12.2012

    Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма "Мцыри" - плод деятельной и напряженной творческой работы. В поэме "Мцыри" Лермонтов развивает идею мужества и протеста. Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма.

    сочинение , добавлен 03.05.2007

    История создания поэмы "Мцыри". Род, жанр, творческий метод, идея и тема произведения. Романтический характер конфликта, главные герои поэмы Лермонтова. Художественные средства: метафорические эпитеты, метафоры, олицетворения, риторические вопросы.

    презентация , добавлен 30.11.2014

    Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма "Мцыри". Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем - старшим монахом.

    реферат , добавлен 08.09.2006

    Символ пути в поэмах "Кавказский пленник", "Корсар", "Беглец", "Боярин Орша" и "Мцыри". Характеристика образа-символа Демона в произведении "Демон". Место поэм М.Ю. Лермонтова в истории русского романтизма. Романтическая символика в произведении "Мцыри".

    научная работа , добавлен 15.03.2014

    Исследование жизненного пути и творческой деятельности великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Детские, юношеские годы, факторы и события, повлиявшие на становление личности поэта. Лирика разных лет и стихи Лермонтова о предназначении поэта и поэзии.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2011

    Образ Кавказа в творчестве поэта. Описание М.Ю. Лермонтовым красоты кавказкой природы, быта, обычаев и нравов людей, живущих в этом краю. Развитие идеи мужества и протеста в поэме "Мцыри". Создание психологического стереотипа представления о Кавказе.

    презентация , добавлен 13.03.2016

    Русский поэт-романтик Владимир Ленский: анализ сильных и слабых сторон романтизма в поэме Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". "Русский Байрон" – Михаил Юрьевич Лермонтов. Поэзия печали, гнева и одиночества: Мцыри как романтический герой.

    реферат , добавлен 13.08.2009

    Происхождение и детские годы Михаила Юрьевича Лермонтова. Биографические сведения о его обучении и службе. Художественное творчество поэта, роковая дуэль и смерть. Обзор музеев имени Лермонтова. Историческое наследие рода Лермонтова в других странах.

    презентация , добавлен 02.05.2012

    Проблемы семьи, в которой родился великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Воспитание бабушки, получение гуманитарного образования. Осознание поэтического призвания. "Мцыри" - романтическое эпическое произведение. Дуэль поэта с Мартыновым.