Толпа живущие по преданию и рассуждающие. В материалах КОБ есть определение толпы

На все современные стенания человечества ответ дан еще римским императором и философом Марком Антонином Аврелием (126 — 180 гг. н.э.): “безумие думать, что злые не творят зла”.

— Есть у тебя разум?
— Есть.
— Почему же ты не пользуешься им? Ведь если он будет делать свое, то чего же еще тебе?
Это означает: Толпарь! Стань же человеком! Тебе для этого всё дано Свыше...

"В.Г.Белинский дал определение толпы как собрания людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету ...

Общность предания является фактором социальной организации, сплачивающим толпу воедино и позволяющим управлять ею через авторитеты предания , вождя-основоположника, вождей-наследников и верных толкователей .

Предание может быть сколько угодно преднамеренно и непреднамеренно изолгано по сравнению с тем, что было и есть в жизни на самом деле.

Разные предания сплачивают разные толпы и позволяют отличать заведомо леворадикальные толпы от псевдоправых; реальные правые — не толпа, а думающая соборность. Разрушение авторитета предания или самого предания обращает толпу — все бездумное и превозносящееся в самомнении о своей интеллектуальной мощи — в сброд — далее это строгий термин, если толпа не начинает рассуждать самостоятельно по-совести, соборно.

“Рассуждение” по авторитету — интеллектуальное иждивенчество — главное качество толпы. В нем проявляется стремление толпы жить чужим умом и готовыми рецептами , которые раздают подсунутые ей авторитеты . Своим умом решать свои же проблемы — жить по-людски — толпа не желает и, разочаровавшись в одних вождях, немедленно начинает ожидать новых авторитетных вождей. Благодаря своему бездумью толпа следует за вождем страстно, т.е. безответственно, неусомнительно веря в правоту вождя. Это порождает бездумную вседозволенность толпы . Мафия, стоящая на предумышленной вседозволенности, представившая толпе вождя и пасущая его, фактически ведет толпу за вождем-провокатором куда ей угодно, даже на убой не за понюх табаку. Также бездумно толпа участвует в общественном объединении труда, не интересуясь ответственно в нем ничем, даже своим частным делом. Это дает возможность организовать толпу или сброд в структуры некоего разобщенного, дезинтегрированного биоробота , в составе которого толпа способна и к созиданию, и к разрушению, к добру и ко злу. Но созданное таким образом — непрочно потому, что не выстрадано ни умом, ни сердцем созидателей и не передано уму и сердцу потомков и не осознано ни как добро, ни как зло. Находясь в структурах дезинтегрированного биоробота, программа действий которого размещена в памяти множества бездумных по совести людей , толпа не перестает быть толпой ни в парламентах, ни в профсоюзах, нигде.

Толпо-“элитарная” система — иерархия парных отношений типа “это не твоего ума дело!”, “знай свое место!” (об этом обычно напоминают другим те, кто сами не видят своего реального места) — “я человек маленький”, “наше дело — телячье”, связывающих подавляющее большинство членов общества. То есть толпо-“элитаризм” существует благодаря общественно признанной вседозволенности меньшинства и праву для всех на бездумность и бесчувственность к происходящему вокруг.

А. Гитлер выдвигал тезис о необходимости для нации обеспечить возможность любому расово чистому талантливому ребенку получить такое высокое образование, какое он только может освоить. Это в перспективе вело к расширению социальной базы сферы управления до границ нации, но не устраняло толпо-“элитарной” организации даже национального общества, не говоря уж о том, что деление на расовочистых и расовонечистых порождало еще более жесткий толпо-“элитаризм”. Даже в пределах национального общества этому сопутствовал «тоталитаризм» — крайняя форма толпо-“элитаризма”, открытый абсолютизм мафии, пасущей вождя , прямо заявляющий о том, что все общество, кроме вождя (монарха) — толпа, “чернь”; все это правда, но умалчивается только о том, что “вождь” — марионетка мафии. Но бывает в истории, что мафия, по ошибке, вместо марионетки дает толпе и настоящего вождя .

Толпо-“элитарное” общество гарантировано предумышленно приводится к тоталитаризму максимум в течение десяти лет , и благонамеренная “интеллигенция” ошибается в невозможности повторения чрезвычайки или гестапо, как ошибалась “интеллигенция” XIX века в невозможности повторения прелестей инквизиции. Ошибающаяся “интеллигенция” — никчемна.

Признание обществом допустимости вседозволенности, лежащей в основе толпо-“элитаризма”, — болезнь духа, болезнь мировосприятия и мировоззрения. Она не позволяет людям освоить генетически обусловленный потенциал развития, прежде всего интеллектуальный, поскольку слишком многое признается “не их ума делом”, или стремлением “влезть со свиным рылом в калашный ряд” и т.п. Это — главная опасность, которую представляет для человечества господство толпо-“элитаризма”, так как потенциал человечества — ведущий фактор планетарной локализации в глобальном эволюционном процессе биосферы, объемлющем глобальный исторический процесс, в котором интеллект человека — ведущий фактор развития культуры.

Человечество — биологический вид, и судьба его может быть только такой, как и у других биологических видов: либо это тупиковый путь эволюции — и тогда смерть человечества, весьма мучительная; либо продолжительное существование, в ходе которого человечество исчерпает свой генетически обусловленный потенциал развития и займет устойчивое место в биосфере, создав условия для её дальнейшей эволюции ; либо исчезнет, выполнив возложенную Свыше на него миссию.

Толпо-“элитарная” организация неизбежно ведет к самоуничтожению современной культуры, возможно, вместе с самим человечеством “разумным” и с разрушением современной биосферы и даже более того. Механизм этого самоуничтожения прост и без ядерной войны."

(с)" МЁРТВАЯ ВОДА.От "социологии" к жизнеречению"

"Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету." В.Г. Белинский Основное качество толпы - нежелание и неумение самостоятельно думать и приходить ко мнениям, соответствующим реальному положению дел и направленности течения событий. Так называемая "элита" - тоже толпа, но более информированная в некоторых вопросах, нежели простонародье. В толпо-"элитарном" обществе, не толпой отчасти являются знахари, умеющие думать самостоятельно и внедрять не мытьём так катаньем своё мнение в психику окружающих, под видом их собственного мнения. Либо под видом мнения безукоризненных авторитетов, которых они сами же и взрастили для того, чтобы ретранслируемое через этих авторитетов мнение - было воспринято толпой... В данном случае термин "толпа-народ" не имеет такого специфического смысла, а обозначает исторически сложившуюся общность людей, на фоне которой и во взаимодействии с которой действуют так называемые "исторические личности". Предание является фактором социальной организации, сплачивающим толпу воедино и позволяющим управлять ею через авторитеты, трактующие это предание, в первую очередь через вождя-основоположника, а так же вождей-наследников и верных толкователей. Предание может быть сколько угодно преднамеренно (сознательно) и непреднамеренно (неосознанно, по недомыслию) изолгано по сравнению с тем, что было и есть в жизни на самом деле. Разрушение авторитета предания, или самого предания обращает толпу - в бездумный и превозносящийся в самомнении о своей мнимой и новоиспечённой интеллектуальной мощи - сброд. Толпа радуется как ребёнок раскусивши тот факт, что её всё это время разыгрывали. "Рассуждение" по авторитету - интеллектуальное иждивенчество - это одно из главнейших качеств толпы. В нём проявляется стремление толпы, жить чужим умом и готовыми рецептами, которые раздают подсунутые авторитеты. Своим умом решать свои же проблемы и жить по-человечески - толпа не желает. И, разочаровавшись в одних вождях, немедленно начинает ожидать, или искать новых авторитетных вождей, на которых можно было бы положиться в решении этих проблем. Которые в свою очередь, являются следствием её управленческой безграмотности и потому - имеют постоянные тенденции к накоплению. Благодаря своему бездумью, толпа следует за вождём страстно, т.е. безответственно и неусомнительно, веря в его непоколебимую правоту во всём. Это порождает бездумную вседозволенность толпы. Мафия, стоящая на предумышленной вседозволенности, представившая толпе вождя и пасущая его, фактически ведёт толпу за вождём-провокатором куда ей угодно, даже на убой не за понюх табаку. Так же бездумно, толпа участвует и в общественном объединении труда, не интересуясь ответственно в нём ни чем, кроме своей узкой специализации, а порой пренебрегая и ею самой.

Основное качество толпы - нежелание и неумение самостоятельно думать и приходить ко мнениям, соответствующим реальному положению дел и направленности течения событий. Так называемая "элита" - тоже толпа, но более информированная в некоторых вопросах, нежели простонародье.

В толпо-"элитарном" обществе, не толпой отчасти являются знахари, умеющие думать самостоятельно и внедрять не мытьём так катаньем своё мнение в психику окружающих, под видом их собственного мнения. Либо под видом мнения безукоризненных авторитетов, которых они сами же и взрастили для того, чтобы ретранслируемое через этих авторитетов мнение - было воспринято толпой...

В данном случае термин "толпа-народ" не имеет такого специфического смысла, а обозначает исторически сложившуюся общность людей, на фоне которой и во взаимодействии с которой действуют так называемые "исторические личности".

Предание является фактором социальной организации, сплачивающим толпу воедино и позволяющим управлять ею через авторитеты, трактующие это предание, в первую очередь через вождя-основоположника, а так же вождей-наследников и верных толкователей. Предание может быть сколько угодно преднамеренно (сознательно) и непреднамеренно (неосознанно, по недомыслию) изолгано по сравнению с тем, что было и есть в жизни на самом деле.

Разрушение авторитета предания, или самого предания обращает толпу - в бездумный и превозносящийся в самомнении о своей мнимой и новоиспечённой интеллектуальной мощи - сброд. Толпа радуется как ребёнок раскусивши тот факт, что её всё это время разыгрывали.

"Рассуждение" по авторитету - интеллектуальное иждивенчество - это одно из главнейших качеств толпы. В нём проявляется стремление толпы, жить чужим умом и готовыми рецептами, которые раздают подсунутые авторитеты. Своим умом решать свои же проблемы и жить по-человечески - толпа не желает. И, разочаровавшись в одних вождях, немедленно начинает ожидать, или искать новых авторитетных вождей, на которых можно было бы положиться в решении этих проблем. Которые в свою очередь, являются следствием её управленческой безграмотности и потому - имеют постоянные тенденции к накоплению.

Благодаря своему бездумью, толпа следует за вождём страстно, т.е. безответственно и неусомнительно, веря в его непоколебимую правоту во всём. Это порождает бездумную вседозволенность толпы. Мафия, стоящая на предумышленной вседозволенности, представившая толпе вождя и пасущая его, фактически ведёт толпу за вождём-провокатором куда ей угодно, даже на убой не за понюх табаку. Так же бездумно, толпа участвует и в общественном объединении труда, не интересуясь ответственно в нём ни чем, кроме своей узкой специализации, а порой пренебрегая и ею самой.


Одна из главных проблем современной российской политики - иррациональность, о которой уже многократно было сказано. Любые рациональные расчеты и попытки вывести из известных фактов хоть какое-то видение будущего обречены на провал. Еще труднее предсказывать поведение самодержавного правителя России, ведь он живой человек, а не функция или работающий по каким-то правилам орган. Человеку же свойственны и ошибки, и заблуждения, и страсти, и предвзятость, и даже неадекватность. Таким образом, никто из нас не знает, какова же тактика Путина в сложившейся ситуации и в чем состоит его стратегия на будущее.
Возможно, что Путин считает своим главным союзником время. Как ни странно, но он может искренне верить, что время работает на него, - и именно поэтому он месяцами находится в положении, которое при рациональном разборе кажется цугцвангом. Для политика, который живет в жестком календаре выборов и под контролем со стороны общества и оппозиции, такое поведение ненормально и ведет к потере доверия общества. Для автократа, у которого никто не смеет потребовать отчета, оно вполне допустимо.
Путин может считать себя не только патриархом, но еще и вполне перспективным лидером, у которого впереди десятилетия пребывания у власти. При современном состоянии дел в медицине и ее развитии это вполне реальная перспектива. То есть проблема времени лично для него не стоит так остро, как многим хочется думать, - вполне возможно, что он мыслит себя и свою миссию в масштабах веков и тысячелетий, а потому никуда не торопится. Зачем меняться самому, если есть основания полагать, что окружающий мир рано или поздно изменится в нужную сторону? Эта логика отнюдь не так абсурдна, как кажется на первый взгляд. За 14 лет пребывания Путина на мировом олимпе там сменилось множество лиц, и еще совсем недавно у него были отличные отношения с лидерами западного мира: Буш, Шредер, Берлускони, Саркози числились чуть ли не его личными друзьями. Почему бы нам не предположить, что Путин просто решил для себя дождаться следующей генерации лидеров западного мира, которые будут более сговорчивыми? Важно понимать, что это не пассивное ожидание у моря погоды. В последние годы Путин обнаружил возможности напрямую влиять на настроения Запада - вплоть до финансирования сил, готовых проводить выгодную ему политику. И это не говоря о миллиардах, вкладываемых в пропаганду с помощью СМИ. То есть он вполне может верить, что лет через пять партнеры по переговорам будут другими - более удобными, понимающими и сговорчивыми. Готовность вкладывать серьезные деньги в пророссийских политиков заставляет задуматься о том, что и среди политиков США может найтись своя Марин Ле Пен, и даже не одна.
Кроме фактора времени Путин может искренне переоценивать экономические ресурсы страны и готовность людей «потерпеть». Объективно говоря, пока экономические санкции никак не отразились на жизни большинства граждан России, трудные времена для пропутинского большинства все еще остаются туманным обещанием. Предположим даже, что спустя год ситуация станет заметно тяжелее, а спустя два года - и вовсе плохой. Что это изменит в практическом смысле?
Никаких структур, способных оказать власти сопротивление, в стране нет, как нет даже возможности для их возникновения. Многочисленные охранительные органы полностью укомплектованы и обеспечены - и для них деньги найдутся даже тогда, когда их не будет хватать на самое необходимое для обычных людей. При этом не факт, что с ухудшением экономической ситуации настроения в обществе резко качнутся в другую сторону. У Путина в любом случае будет несколько лет, которые так или иначе можно кормить людей обещаниями в стиле «скоро все наладится, надо только чуть-чуть потерпеть». Подверженность нашего общества мобилизационной пропагандистской обработке дает все основания полагать, что даже в условиях коллапса экономики политическая ситуация в стране может довольно долго оставаться стабильной, а неудовольствие населения снижением уровня жизни будет умело направляться в русло ненависти к Западу.
Если высказанные предположения верны, то Путин может рассуждать примерно так: у меня в запасе так или иначе есть пять-шесть лет, а за это время Западу все надоест, сменятся лидеры, острота вопроса спадет, про несчастный самолет все забудут и под разговоры о прагматизме новые западные лидеры пойдут на попятную - задним числом смирятся с новым статусом Крыма, постепенно отменят санкции, махнут рукой на бедствующую Украину и смирятся с ее статусом вассала России.
Про Украину важно понимать следующее: Путин не готов смириться с поражением там и отпустить ситуацию. Сохранение Украины в зоне влияния России - вопрос, который остается в актуальной повестке. Собственно, и здесь тактика подвешивания ситуации может казаться Путину вполне действенной. Предположим даже, что активная фаза конфликта на востоке Украины закончится до конца лета военной победой Киева. Но это не помешает Кремлю и дальше поддерживать деструктивную активность на всей территории соседней страны. Очевидно, что сейчас создаются схроны с оружием и законспирированные сети боевиков, которые годами смогут отравлять жизнь Украине. Отдельная тема - состояние инфраструктуры и экономики Донбасса после завершения острой стадии конфликта. Официозная пропаганда уже сегодня не стесняясь рассуждает о тяжелой зиме и партизанской войне на Украине на фоне тяжелой экономической ситуации. Вполне возможно, что Путин полагает реальным сценарий, при котором коллапс экономики Украины происходит довольно быстро, что позволит начать новый раунд борьбы за Украину зимой - весной 2015 г.
Характерное для многих наблюдателей упование на эффективность экономических рычагов давления на Путина может оказаться пагубным заблуждением, а экономический коллапс со всеми неприятными последствиями для миллионов россиян - не быстрым, а затяжным и мучительным.
Вполне может быть, что лично Путина совершенно не пугает, а может, даже и вовсе не волнует крах российской экономики. Возможно, изоляция России от внешнего мира и воссоздание аналога советской экономики кажутся ему благом, которое перевешивает печальные перспективы дефицита ряда товаров, массовое обнищание и непреодолимую технологическую отсталость. Лидеры, мыслящие в категориях геополитики, обычно крайне равнодушны к нуждам и проблемам обывателей и легко жертвуют достатком своих подданных даже ради призрачной возможности сделать эффектный ход на пресловутой мировой шахматной доске.


«Ученые выяснили, что людям свойственно быть «баранами» и слепо идти за тем, кто стал лидером. Толпа людей ведет себя наподобие стада баранов. Она слепо следует за одним или двумя лидерами, даже не задумываясь, кто они и куда их ведут

Необычное открытие было сделано учеными из университета Лидса. Они провели серию экспериментов: добровольцев попросили бродить по большому залу, не разговаривая друг с другом. Среди участников выбирали несколько человек, которым давались более четкие инструкции, какого маршрута следует придерживаться.

Опубликованный отчет продемонстрировал, что задать направление группе людей численностью не менее 200 человек может «информированное меньшинство», составляющее всего лишь 5%. Оставшееся «стадо» бессознательно следует за лидерами. В этом наблюдаются четкие параллели с поведением групп животных, утверждают исследователи.

В ходе экспериментов испытуемые вырабатывали общее решение, хотя им не разрешалось ни разговаривать друг с другом, ни общаться при помощи жестов. В большинстве случаев участники эксперимента даже не осознавали, что их кто-то ведет.

Нынешняя работа перекликается с исследованием ученых из Утрехтского университета. Они доказали, что большинство людей предпочитает следовать за лидером, даже если проводник сам не знает, куда идти.»


Читатели будут удивлены, узнав, что цитата, которую я привёл взята из статьи, опубликованной на популярном украинском портале ЦЕНЗОР.НЕТ. Характерно, что дата публикации 6 февраля 2008 года. То есть, в промежутке между оранжевой революцией и последним «майданом».

Немногочисленные комментарии к статье на ЦЕНЗОР.НЕТ, не пестрят разнообразием, кто-то говорит об «оранжевых баранах», кто-то без намёков прямо пишет: «ЛЮДИ не становятся баранами. Это особое качество присуще только нелюдям - РАССЕЯНАМ! Баранами не становятся- ими рождаются! Баран- особый вид нелюдей-последышей, полученный в результате скрещивания монголо-татара с финно-угром!»

Честно говоря, надоели дискуссии в стиле «сам баран». Утомили и разговоры об информационной войне, о ней достаточно много написано. Я предлагаю порассуждать о ведомой «толпе» и ведущей «элите».

«Толпотворение».


«Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету, другими словами — из людей, которые “не могут сметь свое суждение иметь”».
(В. Г. Белинский)


Возможно, кому-то покажется, что слова Белинского утратили свою актуальность в наше время, когда никому не запрещено иметь и высказывать свою точку зрения, однако, это лишь отчасти так. Но я бы хотел акцентировать внимание читателей на двух понятиях из приведённой цитаты:«толпа» и «авторитет».

Структура толпо-«элитарной» пирамиды за тысячелетия неоднократно изменялась, но принцип управления остался прежним, правда сегодня он носит красивое название «демократия». Далеко в глубь истории заглядывать не будем, вспомним, как начиналось «народовластие» в нашей стране и сравним с теми недавними событиями, которые произошли после кончины СССР.

Известно, что в дореволюционной России уровень образования населения, подавляющее большинство которого составляли малообразованные крестьяне, мягко говоря, оставлял желать лучшего. Поэтому, ничего удивительного не было в том, что «толпой» управляли те, кто имел хорошее образование и пользовался авторитетом у народа — просвещённые личности, а также разнообразные общественные и партийные структуры. В нынешней терминологии это называется «правящей элитой».

Как осуществляется управление — вопрос не простой, но уверенно можно сказать, что просто так никогда ничего не происходит. Должны существовать, как минимум, цель и движение объекта к этой цели. Поступать так, а не иначе, людей заставляют обстоятельства, которые тоже никогда не складываются сами собой. Использовать сложившиеся, вернее, сложенные обстоятельства в своих целях — высший пилотаж управления обществом. Качество этого управления зависит от уровня образованности управленцев, а справедливость — от степени их нравственности.

К сожалению, далеко не все представители разнообразных «элит» обладали и обладают достаточно высокими моральными качествами и многие из числа «пламенных революционеров», свергнувшие «тирана-царя» с помощью управляемой ими толпы «возмущенных народных масс» не были образцами этики. Это становится ясно, если судить о поступках людей, а не читать их приукрашенные биографии.

Современные «элитарии», как и пролетарии, тоже представляют собой толпу, но только меньшей численности. Они так же ведомы какими-то определёнными «авторитетами», либо одержимы идеей, подброшенной свыше. Эта идея объединяет их в группу единомышленников, которая может не иметь чёткой структуры и поэтому, всех, кто смеет рассуждать об этом, принято считать в лучшем случае фантазёрами, в худшем — «сумасшедшими конспирологами».

В борьбе двух противоположностей побеждает... наблюдательность со стороны.

Любое идеологическое противостояние между людьми приводит к возникновению противоречий и порождает конфликт, на котором любят погреть руки те, кто стоит в стороне и наблюдает, куда подует ветер, подбрасывая «дровишек» при необходимости.

Нужно отметить, что в каждый исторический период все конфликты происходят так, как и должны происходить в обществе, с определёнными уровнями знания, понимания и нравственности. А любые потрясения, революции и войны, снижают этот уровень и надолго выводят страну из состояния нормального эволюционного развития.

Гадать что будет дальше в Грузии, Молдавии, Украине и других братских государствах — дело неблагодарное. А злорадствовать над кем-то — вообще недопустимое занятие. Поэтому не хочется делать никаких прогнозов и, тем более, вспоминать, что совсем недавно предрекали России некоторые мои бывшие друзья-приятели, называющие её… как угодно, но только презрительно. Я не думаю, что все уже осознали, что с ними произошло. Люди, родившиеся в СССР и получившие достаточно хорошее образование, до сих пор не могут разобраться, что было причиной, а что - следствием развала великой страны и последующих за этим событий.

А уметь признавать ошибки и строить своё будущее с их учётом — вот главный принцип нормального развития как умного человека, так и общества, обладающего соборным интеллектом и, что самое главное, нравственностью.

Надеюсь, что в конце-концов победит разум, который и поможет построить новое сильное и действительно независимое государственное объединение, не повторяя ошибок, допущенных в СССР. Как оно будет называться и какой будет иметь общественно политический статус — покажет время, но я считаю, что никакого возврата в прошлое быть не может. Реставрации подлежит только та заплёванная и затоптанная часть нашей истории, которая появилась усилиями новых «элит», пришедших на смену бывшим коммунистическим.

Заключение.

Люди должны иметь элементарные представления о способах управления обществом и понимать, кто и куда их ведёт. Зная истинную, а не ложную цель, к которой они направляются, они перестанут быть толпой, зато станут настоящей элитой. Без кавычек.