Тренировочные тексты для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Про мальчика Павлика, который…

Пьеса для самых младших

Тетя Наташа

Детская. Танька, Нина и Витя.

Мама и Тетя Наташа привели Павлика.

Мама – Дети, это тетя Наташа. Вы, конечно, помните тетю Наташу? Поздоровайтесь с тетей Наташей.

Танька, Нина и Витя (хмуро, хором) – Здрасти, тетя Наташа…

Тетя Наташа – Здравствуйте, малыши! (дети после этих слов смотрят на нее обиженно, мол кто это малыши?) Это Павлик. Мой сыночек. Ты моя радость (целует Павлика в щеки, дети с отвращением морщатся). Ну, тебе не холодно, не жарко, ты мой цыпленочек. (дети хихикают над Павликом и его мамой, Павлик замечает, стесняется). Он побудет с вами, пока мы с вашей мамочкой пробежимся по магазинам, окей? Ну, надеюсь, что вы тут не будете баловаться и ссориться, вы сейчас же подружитесь, вы же наши пусечки! Ну, пока, пока!

Витя – (в сторону) Фу, пусечки-шмусечки! Аж противно!

Мама - И смотрите мне, без хулиганства чтоб! И малого (указывает на Павлика) не обижать!

Мама с тетей Наташей уходят.

Дети обступают Павлика.

Витя – (передразнивает тетю Наташу) У ты наш мулипусечка! Котеночек! (смеется) Карапузик!

Нина – Ага, видали, как его мамочка целовала. Сыночек!

Танька – Мама сказала, чтобы мы его не трогали! Что вы на него накинулись?

Павлик (практически плачет) – Меня нельзя обижать.

Витя – Чего это вдруг?

Павлик – Потому что у меня болезнь. Детская.

Витя – Ври больше! Никогда про такую не слышал.

Павлик - А вот и есть. Просто, ее взрослым не видно. Только детям.

Витя – Это как?

Нина – Врет как сивый мерин!

Павлик превращается в сивого мерина. Скачет по квартире, цокает копытами!

Ржет. Разрушает все на своем пути! Сносит кресла и диваны. Словом ведет себя как настоящий мерин в квартире.

Дети теряются от этого всего.

Дети (хором) – Вау! Как круто! Взял и превратился, без вопросов, на раз-два. Теперь мы круче всех во дворе!

Танька (первая приходит в себя) - Павлик! Да успокойся же ты!

Витя (насмешливо) – Да он спокоен как стадо диких обезьян!

Нина – Зря ты это сказал!

Мерин превращается в стадо диких обезьян!

Они висят на шторах, ломают фикус в горшке. Орут.

Нина – Ой, а вдруг это заразно! И я тоже… и все мы сейчас как начнем превращаться как Павлик…Ой, мамочки! Всё, вы как хотите, а я в ванную - мыть руки. На всякий случай.

(убегает, возвращается с криками, обезьяны вцепились в ее волосы, и теперь сидят на ее голове, Танька подбегает к Нине и кое-как помогает ей освободиться от обезьянок. Те с воплями бросаются на шторы, качаются на них)

Танька – Павлик, хороший мой, неужели ты не можешь посидеть тише воды, ниже травы?

Павлик – Могу.

И вся квартира покрывается травой, со стен льется вода.

Витя достает маску аквалангиста и ласты.

Витя – Ну, теперь надо просто подождать.

Танька – Чего ждать?

Витя - Когда нас затопит! Тогда я наконец-то смогу искупаться. А то папа сто лет обещает на море сводить и все никак.

Нина – А что мы уже тонем? А я же плавать не умею. Я же утону! (плачет) А тебе, Вить, лишь бы ласты напялить!

Танька бежит за тряпкой и собирает воду в ведра.

Танька – Чего расселись! Помогайте! Надо Павлика собрать! А то вдруг он к соседям утечет! И смотрите траву не затопчите! Это ведь тоже Павлик!

Нина, не хотя, присоединяется.

Витя – А собирайте, все равно всего не соберете! Я что зря ласты надел? Все равно искупаюсь.

Танька – Павлик!!! Солнце!!! Потерпи еще, мы скоро тебя соберем! Солнышко ты наше!

Павлик – Я солнышко?

Танька – Ты! Только очень маленькое.

Нина – Нет!!! (Она грустно следит за тем, как за спиной Павлика появляются солнечные лучи один за другим, в квартире становится жарко). Поздно. Ну что теперь.

Витя снимает ласты и маску, надевает солнечные очки, ложится на диван.

Витя – (Павлику) Вот-вот! На меня лучами посвети. Ага-Ага. Так хорошо. (девочкам) Присоединяйтесь, не пропадать же добру. У нас, можно сказать, личный солярий.

Нина – Вить, подвинься, может, я тоже хочу загорать…(ложится на диван) Ух ты, а ведь и правда хорошо! Как будто на пляже лежим. И лето вокруг. (Павлику) Только отойди от окна, а то соседи увидят, что о нас подумают? Скажут про нас, что мы - ненормальные дураки, завели себе домашнее солнце!? Нормальные люди себе домашних кошек и собак заводят, а мы на тебе солнце! Мама всегда говорит, что это очень и очень важно, что о тебе думают твои соседи… (Павлику) И к шкафу не подходи, там же книги, сожжешь еще.

Таня – Павлик! Чего ты молчишь как пустое место!

Павлик – Я пустое место? Это еще какое же?!

Таня – А ведро, например! Они над тобой издеваются, а ты молчишь! Терпишь, ты пустое место. Нет, чтобы…

Павлик - Солнце превращается в ведро.

Витя с Ниной – Ну вот, только мы пригрелись на солнышке…

Собираются вокруг ведра.

Витя, Нина – Павлик, ты солнышко наше. Выходи, а?

Танька – А ну хватит над человеком издеваться! Паша, сиди, где сидишь!

Витя, Нина – Павлик, ты чего плохо слышишь? Ты солнце!

Павлик – А вот фиг вам! Вы же сами в свои слова не верите!

Витя и Нина – А мы поверим.

Нина – Вить, ну давай.

Витя – Чего давай?

Нина – Верь.

Витя – Чего верь?

Нина – Ну, что наш Павлик солнце.

Витя тужится, тужится.

Нина - Ну что? Никак?

Витя – Нет. Не могу поверить, что он солнце. (пинает ведро) У, чертово ведро! Только –только расслабились, загорать начали, а вот на тебе…

Павлик - ведро простонал. Ему больно.

Таня – Витя! Ты чего? Совсем, да? Он же маленький! А ты его пинаешь. (обнимает ведро, гладит его как ребенка) Не плачь, хороший. Я сейчас.

Витя – (отталкивает Таню от ведра, продолжает его пинать)

Нина – Надо что-то делать… (набирает номер) Алло, это скорая? У нас тут один мальчик превратился в пустое место. Нет, мы не балуемся, и никого не обижаем…Странно, повесили трубку. А ведь, если тебя называют скорая помощь, значит, ты должен помочь.

В это же время Витя и Таня дерутся из-за ведра. Они толкают друг друга, пинаются.

Павлик – Да что там происходит-то?

Витя очень сильно ударил Таню. Она упала.

Таня – Ой, больно.

Павлик – А ну не трогай Таню! Ты гад!

Витя – И что ты мне сделаешь?

Павлик – (вдруг из ведра превращается в обычного человека) А вот что!

Он толкает Витю, отталкивает его от Тани.

Витя – Павлик, ты сопля зеленая!

А Павлик и не превращается в соплю зеленую.

Нина – Не превращается!

Витя – Ты клоп! (Павлик не превращается, Витя начинает пугаться, Витя вот уже перепуган)

Павлик наступает.

Он поднимает упавшую Таню. Он надвигается на Витю.

Витя в ужасе.

Павлик – Вить, вот ты у меня сейчас огребешь по полной! Вот я тебе сейчас за Таньку тебе отвечу! Да чего же ты трясешься как лист осиновый?

Витя превращается в лист осиновый.

Нина – Боже мой! Павлик! Что ты наделал! (в испуге крутится вокруг листа) Витя, ты там как? Ты живой?

Витя (недовольно) – Живой! Живой! И все –таки моя болезнь заразная!

Таня – А вот и нет! Просто Павлик бояться перестал! И детская болезнь у него быстро прошла. Вот.

Павлик – Ура! Значит здоров!

Таня – Ага, значит!

Нинка – А с Витей чего будет?

Таня – Вот когда перестанет трусить и подличать, вот тогда у него все пройдет.

Нинка – Ну, этого долго ждать.

Танька - Вовсе нет!

Павлик – И я так думаю.

Пёсик маленький, соседский,
Ручку Павлика лизнул.
Папа, плач услышав детский,
Дверь скорее распахнул.

Пёсик убежал со страху.
Папа Павлика спросил:
«Ну, ну, ну! Не надо плакать!
Он тебя, что… укусил?»

А Павлик-то Морозов, сукой,
что называется, большой,
слыл, за дела... Зато, Наукой,
был обелён...- В Совке, судьбой,
хотя и сдал родного папу
(Но здесь, опять же, говорят...),
тем, поделом, карт-бланш, на лапу,
всучив (По сути, напрокат!),
посланцам, как бы «Новой Эры»,
в известной шайке («На века»!),
вступил, Героем, в пионеры...-
Взлетевши, мифом, в облака! -
Как от греха подальше, к доле...,
чтоб сгинуть, в оной (Но за что?),
на бесконечном русском поле,
где прав не...

В дорогу... Надежда, веди!
Оставшиеся, поднимите
Бокалы за тех, кто в пути...
И ждите. Молитесь и ждите...

Ян Налепка

Летят года над тихой Садгорой...
На кладбище среди мещан окрестных
Лежит, дождем оплаканный, Герой
Советского Союза – не из местных...

Ян Налепка – словацкий капитан,
А ранее – учитель в школе сельской...
Смерть на войне гуляет по пятам...
Он, мертвый, горд: от пули пал немецкой.

И это означает, что врагу
Не шестерил, не заключал с ним сделку....
В упор...

Речь опять пойдёт об Иегове,
О делах глубокой старины.
Установки Бога племенного
Для любой религии верны.

В поселеньях скотоводов древних,
Как сейчас почти без перемен,
Не было у населенья денег,
Натуральный царствовал обмен.

С разницей от наших безлошадных
На дворах дымился тёплый кал,
И законы были беспощадны
К тем, кто глаз на ту скотину клал.

«Кто вола скрадёт, на всякий случай
В город уведёт, а там продаст –
Пять волов отдаст, когда прищучат,
И ответит за вола в пять...

В месте Б-гом забытом, тому назад много лет
в отсутствии техно-быто-цивилизации примет,
жила -была радостно девочка любопытная очень,
беспрестанно задавая вопросы глупые, между прочим.
И всякий раз получала на эти вопросы ответы,
однако ушные раковины ее увеличивались при этом...
Доверчиво шла в огород,вдруг, в капусте маленький?
Громоотводы спасают от гроз,хорошие пионеры-Павлики,
счастливое детство,богатые плачут, еники-беники,
праздничные пироги, крашенные яйца, кавказские пленники...

Упали в воду фантики, конфетные обёрточки,
Поплыли по асфальту вмиг в журчащем ручейке.
В косичках русых - бантики, сижу, смеясь, на корточках.
Ручей течёт, наверное, к большой-большой реке.

Помчусь по летней улице, вслед фантикам-корабликам.
И на бегу по лужицам нашлёпаюсь с лихвой.
С хорошим встречусь мальчиком – Серёжей, или Павликом,
С ним будет очень весело бежать по мостовой.

Вокруг дома высокие, в окошках солнце - бликами.
И в лужах после дождика лучи его горят.
Плывите к...

МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ МИНИМАЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ И ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ

Павлик Анна Владимировна
Национальный аэрокосмический университет «Харьковский авиационный институт»
ассистент


Аннотация
Рассмотрена задача построения минимальных контрольных и диагностических тестов. Предложен метод построения минимальных контрольных и диагностических тестов, позволяющий определять оптимальный состав теста без сложных преобразований логических функций. В основе метода лежит генерация перспективных вариантов построения тестов и оценки их характеристик. На основе описанного метода разработано программное обеспечение, позволяющее автоматизировать процесс разработки диагностического обеспечения.

METHOD OF MINIMAL CHECK AND DIAGNOSTIC TESTS CONSTRUCTION

Pavlik Anna Vladimirovna
National Aerospace University "Kharkiv aviation institute"
assistant


Abstract
The problem of minimal check and diagnostic tests construction is considered. The method of minimal check and diagnostic tests construction is offered, allowing to define optimum structure of test without complex transformations of logic functions. The method is based on generation of tests construction perspective variants and estimations of their characteristics. On the basis of the described method the software is developed, allowing to automate process of diagnostic maintenance development.

Постановка проблемы

Значительное усложнение аппаратурного состава, рост требований к надежности и эффективности функционирования – общая тенденция развития современных технических систем. Сокращение длительности простоев техники может быть достигнуто за счет сокращения времени определения технического состояния объектов и поиска места отказа в них. Для решения этой проблемы необходимо разрабатывать и внедрять в эксплуатацию эффективные методы разработки диагностического обеспечения, которое представляет собой комплекс взаимоувязанных правил, методов, алгоритмов и средств, необходимых для осуществления диагностирования на всех этапах жизненного цикла объекта.

Анализ последних исследований и публикаций

В настоящее время у нас и за рубежом проводится много работ по совершенствованию, как средств контроля, так и методов контроля и диагностирования различных объектов.

Вопросам разработки диагностического обеспечения посвящены работы П.П. Пархоменко, Е.С. Согомоняна , В.А. Гуляева , Беннетс Р. , и др. Среди последних исследований и публикаций следует отметить работы Г.П. Аксеновой , А.В. Дрозд , Р. Айзермана , в которых предложены новые подходы к разработке диагностического обеспечения. В работах рассмотрены особенности функционального контроля при работе с неточными данными. Показано как при этом меняются аппаратурная сложность схем встроенного контроля. Объектно-ориентированного подход к разработке систем диагностирования предложен В.В. Ворониным .

Анализ известных методов построения контрольных и диагностических тестов показал, что они основаны на построении и преобразовании функции обнаружения или различающей функции и эффективны для относительно простых устройств, т.к. с ростом количества проверок и количества состояний резко возрастает сложность преобразований. Приближенные методы позволяют получать избыточные тесты. В связи с этим возникает необходимость разработки новых методов построения контрольных и диагностических тестов.

Цель работы

Разработать метод построения минимальных контрольных и диагностических тестов, позволяющий определять оптимальный состав теста без сложных преобразований логических функций.

Основные результаты исследований

Пусть S={S 0 , S 1 ,…, S v } – множество технических состояний объекта диагностирования, S 0 обозначает исправное состояние, а S i - его i-ое неисправное состояние, i = 1, …, v; v – количество неисправных состояний, определенных для распознавания в процессе диагностирования.

Множество проверок P = {P 1 ,…, P u }, где u – количество проверок.

Диагностическая модель представляет собой прямоугольную таблицу, в строках которой – проверки, а в столбцах – технические состояния объекта (табл. 1). В ячейке таблицы, расположенной на пересечении i-ой строки
и j-го столбца, приведены результаты проверки P i объекта, который находится в состоянии S j . Если проверка Р i определяет состояние S j , то р ij = 1, в противном случае p ij = 0.

Таблица 1 – Диагностическая модель

p 11

p 12

p 1v

0

p 21

p 22

p 2v

p u1

p u2

p uv

Поставим в соответствие множеству проверок P = {P 1 ,…, P u } множество T ={t 1 ,…, t u }, определяемое следующим образом: t i = 1, если i-ая проверка входит в состав диагностического теста и t i = 0 в противном случае.

Рангом (r) называется количество проверок, входящих в тест, т.е.

Множеству состояний S поставим в соответствие множество W={W 0 , W 1 ,…, W v }, элементы которого, в зависимости от значений элементов множества Т определяются следующим образом:


Количество различных элементов множества W обозначим через r (W).

Стоимости проверок обозначим C={c 1 , c 2 ,…, c u }.

Тогда задача построения минимального диагностического теста формулируется следующим образом.

В основе метода построения минимального диагностического теста лежит последовательная генерация и анализ вариантов построения диагностического теста . При анализе вариантов вначале производится анализ стоимости реализации диагностического теста, потому что эта операция занимает меньше времени, чем определение значения r (W i). При описании метода использованы следующие обозначения:

i – текущий номер варианта построения множества Т,

C(T i) – стоимость реализации диагностического теста Т i ,

C дт – текущее наименьшее значение стоимости диагностического теста

Т дт - множество Т, соответствующее текущему наименьшему значению стоимости диагностического теста.

Метод построения минимальных диагностических тестов состоит из следующих этапов:

Этап 1. Определяем начальное значение ранга

r = ]log 2 (v+1)[,

где ]a[ означает ближайшее целое, не меньшее а.

Этап 2. Определяем начальную стоимость диагностического теста

Этап 3. Определяем количество вариантов построения множества Т с рангом r

Этап 4. i = 0.

Этап 5. i = i + 1.

Этап 6. Формируем множество Т i .

Этап 7. Определяем стоимость варианта построения диагностического теста

Этап 8. Если С(T i) ³ C дт, то переходим к п.13.

Этап 9. Определяем вид множества W i .

Этап 10. Определяем значение r (W i).

Этап 11. Если r (W i) = v+1, то переходим к п. 9, иначе к п. 13.

Этап 12. C дт = С(T i), Т дт = Т i .

Этап 13. Если i < t (r), то переходим к п. 5.

Этап 14. Если r = u, то переходим к п. 16.

Этап 15. r = r + 1, переходим к п. 3.

Этап 16. Конец.

При равенстве стоимостей проверок процесс определения вида минимального диагностического теста существенно упрощается, т.к. первое найденное решение и будет минимальным диагностическим тестом

Рассмотрим пример построения минимального диагностического теста с помощью описанного метода.

В табл. 2 приведена диагностическая модель.

Таблица 2 – Диагностическая модель

Р/А

В табл. 3 приведены с тоимости проверок (усл. ед.).

Таблица 3 – Стоимость проверок

С/ Р

В табл. 4 - 8 приведены перспективные варианты построения диагностического теста.

Таблица 4 – Диагностический тест Р1, Р2, Р3, Р5

Р/А

Таблица 5 – Диагностический тест Р1, Р3, Р5, Р7

Р/А

Таблица 6 – Диагностический тест Р1, Р3, Р5, Р8

Р/А

Таблица 7 – Диагностический тест Р1, Р3, Р5, Р9

Р/А

В табл. 9 приведены характеристики вариантов построения диагностических тестов.

Таблица 9 - Характеристики вариантов построения диагностических тестов

Вид диагностического теста

Стоимость (усл. ед.)

1

Р1, Р2, Р3, Р5

2

Р1, Р3, Р5, Р7

3

Р1, Р3, Р5, Р8

4

Р1, Р3, Р5, Р9

5

Р3, Р4, Р5, Р6

Минимальный диагностический тест состоит из проверок P3, P4, P5, P6, стоимость реализации которого 8 усл. ед.

При построении контрольных тестов, которые должны определить техническое состояние объекта, рассматривается множество неисправных состояний, т.е. S={S 1 ,…, S v } и задача построения минимального контрольного теста имеет вид.

Найти вид множества Т, при котором


Для решения задачи построения минимального контрольного теста применяется описанный выше метод построения минимальных диагностических тестов, в котором этап 11 имеет вид:

Этап 11. Если r (W i) > 0, то переходим к п. 9, иначе к п. 13.

На основе описанного метода были разработаны программы для автоматизации разработки тестового обеспечения . Файл исходных данных имеет следующую структуру:

Описание количества проверок,

Описание количества состояний,

Описание матрицы неисправностей,

Описание стоимости проверок.

В результате счета формируется файл результата, который содержит информацию об исходных данных, вид минимального контрольного или диагностического теста и его стоимость.

Время счета программ зависит от количества проверок, количества состояний и вида матрицы неисправностей. Полученные результаты приведены на рис. 1.


Рисунок 1 – Время счета программы

Применение разработанного метода и программного обеспечения позволит сократить время разработки контрольных и диагностических тестов и повысить их качество.

Заключение

Предложен метод построения минимальных контрольных и диагностических тестов, позволяющий определять оптимальный состав теста без сложных преобразований логических функций. В основе метода лежит генерация перспективных вариантов построения тестов и оценки их характеристик. Дальнейшее направление исследований – разработка метода оценки длины минимального контрольного и диагностического теста, что позволит сократить количество рассматриваемых вариантов.


Библиографический список
  1. Пархоменко П.П., Согомонян Е.Н. Основы технической диагностики: Оптимизация алгоритмов диагностирования, аппаратурные средства.-М.:Энергия, 1981.
  2. Гуляев В.А. Техническая диагностика управляющих систем. Киев: Наукова думка, 1983.
  3. Беннетс Роберт Дж. Проектирование тестопригодных логических схем.М.: Радио и связь. 1990.
  4. Аксeнова, Г.П. О функциональном диагностировании дискретных устройств в условиях работы с неточными данными/ Г. П. Аксeнова // Проблемы управления. – 2008. – Т. 5. – С. 62–66.
  5. Дрозд А. В. Нетрадиционный взгляд на рабочее диагностирование вычислительных устройств/ Проблемы управления. – 2008. – №2. – С. 48–56.
  6. Isermann R. Model-based fault detection and diagnosis. Status and applications/ Annual Reviews in Control. – 2005. – V. 29.- P. 71-85.
  7. Воронин В.В. Диагностические проверки и их логические формы / Мехатроника, автоматизация, управление. – 2004. – №9. – С. 9-14.
  8. Павлик А.В. Комбинаторный подход к построению диагностических тестов / А.В. Павлик // Міжнародна науково-технічна конференція “Інтегровані комп’ютерні технології в машинобудуванні ІКТМ – 2006″: Тези доповідей. – Харків: Нац. аерокосм. ун-т “ХАІ”, 2006. – С. 217.
  9. Комп’ютерна програма “Програма синтезу мінімальних контрольних тестів” / М.Д. Кошовий, А.С. Савельєв, Г.В. Дергачова // Свідоцтво про реєстр. авторського права на твір № 9115.– Зареєстр. в Держ. департ. інтелектуальної власності Мін. освіти і науки України 29.12.2003 р.
  10. Комп’ютерна програма “Програма вирішення задачі покриття з обмеженнями ” / І.В. Чумаченко, Н.В. Доценко, Г.В. Павлик, О.І. Шипулін, Дідик Н.О. // Свідоцтво про реєстр. авторського права на твір № 22413. – Зареєстр. в Держ. департ. інтелектуальної власності Мін. освіти і науки України 22.10.2007р.
  11. Комп’ютерна програма “Програма пошуку оптимального покриття” / І.В. Чумаченко, Н.В. Доценко, О.І. Шипулін, Г.В. Дергачова // Свідоцтво про реєстр. авторського права на твір № 18152. – Зареєстр. в Держ. департ. інтелектуальної власності Мін. освіти і науки України 03.10.2006 р.

2016. Тест в формате ОГЭ из открытого банка заданий. ФИ_________________
№ 4.
(1)И вот появился в моей жизни Павлик. (2)У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. (3)Это осталось с той поры, когда я «вводил Павлика в свет» –

сперва во дворе, потом в школе, где он оказался на положении чужака.

(4)На самом деле душевное превосходство было на стороне Павлика. (5)Моё долгое приятельство с Митей не могло пройти бесследно: я привык к известному моральному соглашательству, а прощение предательства немногим отличается от самого предательства. (6)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. (7)Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.

(8)Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.

– (9)Какое стихотворение? (10)Меня же не было в школе, я болел.

(11)Она стала листать классный журнал.

– (12)Совершенно верно, ты отсутствовал, а спросить у товарищей, что задано, не догадался?

(13)И я нашёл выход. (14)О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он, наверное, забыл. (15)Я так и сказал Елене Францевне с лёгкой усмешкой, призывая и её отнестись к случившемуся юмористически.

– (16)Встань! – приказала Павлику немка. –

(17)Это правда?

(18)Он молча наклонил голову, и я тут же понял, что это неправда. (19)Как раз о немецком я его и не спрашивал.

(20)Елена Францевна, забыв обо мне, перенесла свой гнев на Павлика, а он слушал её, по обыкновению, молча, не оправдываясь и не огрызаясь.

(21)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.

– (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.

(25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.

(29)Почти год держал он меня в отчуждении. (30)Все мои попытки помириться так, «между прочим», успеха не имели. (31)Ничего не получалось –

Павлик не хотел этого. (32)Не только потому, что презирал всякие обходные пути, мелкие уловки и хитрости –

прибежище слабых душ, но и потому, что ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого.

(По Ю.М. Нагибину)*

* Нагибин Юрий Маркович (1920–

1994) – писатель-прозаик, журналист и сценарист. Его произведения, посвященные темам войны и труда, воспоминаниям детства, судьбам современников, переведены на многие языки мира.

1) обоснования ответа на вопрос: «Почему «душевное превосходство было на стороне Павлика»?»

1. Павлик был мягким и покладистым.
2. Павлик безропотно воспринял гнев учительницы.
3. Павлик непримиримо относился даже к мелким уловкам и хитростям, считая их малодушием.
4. Павлик почти год «держал… в отчуждении» своего друга.

2) Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «раскрылся» (предложение 32).

1. стал известным 2. оказался неприкрытым 3. появился 4. проявил себя

3) Среди предложений 21–28 найдите предложение с обособленными согласованными определениями . Напишите номер этого предложения. ____________________

3. 15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Его предал друг. Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду» .

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА «Что такое дружба» Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- второй – из Вашего жизненного опыта.

№ 5
(1)Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать свои страдания и муки. (2)И никто, как дети, не умеет так хладнокровно не замечать того, что происходит с матерью. (3)Она не жалуется, значит, ей хорошо.

(4)Я никогда не видел слёз своей матери. (5)Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль. (6)Я не знал, что это было милосердием, которое она оказывала мне.

(7)В детстве мы легко принимаем от матери жертвы, всё время требуем жертв. (8)А то, что это жестоко, узнаём позже –

от своих детей.

(9)«Золотые дни» не вечны, на смену им приходят «суровые дни», когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы. (10)И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, а если он и есть, то у него другая прекрасная дама –

с косичками, с капризно надутыми губами, с кляксой на платье...

(11)В один из «суровых дней» я пришёл из школы голодный и усталый. (12)Швырнул портфель. (13)Разделся. (14)И сразу за стол. (15)На тарелке лежал розовый кружок колбасы. (16)Я съел его мгновенно. (17)Он растаял во рту. (18)Его как бы и не было. (19)Я сказал:

– (20)Мало. (21)Хочу ещё.

– (22)Мама промолчала. (23)Я повторил свою просьбу. (24)Она подошла к окну и, не оглядываясь, тихо сказала:

– (25)Больше нет... колбасы.

(26)Я встал из-за стола, не сказав «спасибо». (27)Мало! (28)Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна.
(29)Я подумал, что она, наверное, разглядывает что-то, и тоже подошёл к окну. (30)Но ничего не увидел. (31)Я хлопнул дверью – мало! – и ушёл.

(32)Нет ничего более жестокого, чем просить у матери хлеба, когда его у неё нет. (33)И негде взять. (34)И она уже отдала тебе свой кусок... (35)Тогда можно рассердиться и хлопнуть дверью. (36)Но пройдут годы, и стыд настигнет тебя. (37)И тебе станет мучительно больно от своей жестокой несправедливости.

(38)Ты будешь думать о дне своего позора даже после смерти матери, и эта мысль, как незаживающая рана, будет то затихать, то пробуждаться. (39)Ты будешь находиться под её тяжёлой властью и, оглядываясь, скажешь: «Прости!» (40)Нет ответа.

(41)Некому прошептать милосердное слово «прощаю».

(42)Когда мама стояла у окна, её плечи слегка вздрагивали от беззвучных слёз. (43)Но я этого не заметил. (44)Я не заметил грязных своих апрельских следов на полу, не расслышал хлопнувшей двери.

(45)Теперь я всё вижу и слышу. (46)Время всё отдаляет, но оно приблизило ко мне и этот день, и многие другие дни. (47)Во мне накопилось много слов. (48)Они распирают мне грудь, стучат в висок. (49)Они рвутся наружу, на свет, на бумагу.

(50)Прости меня, родная!

(По Ю.Я. Яковлеву)*

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923– 1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

1) В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мама беззвучно плакала, стоя у окна?»
1. Герой-рассказчик после еды не поблагодарил маму.
2. Герой-рассказчик наследил грязной обувью на чистом полу.
3. Герой-рассказчик повёл себя эгоистично и жестоко по отношению к ней.
4. Герой-рассказчик, взрослея, постепенно отдалялся от мамы.

2) Среди предложений 38–50 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом . Напишите номер этого предложения. _____________________

3) Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. _________________________

4) Среди предложений 7–10 найдите сложное предложение с между частями. Напишите номер этого предложения. ___________

«Прости меня, родная !»
МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

6. дата: _13.04.16______ ФИ _______________________
(1)Когда мне было лет шесть, наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. (2)То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. (3)А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. (4)А на другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. (5)Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то! (6)А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжёлый мяч; по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. (7)И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе.

(8)Я сказал папе:

– Папа, купи мне боксёрскую грушу! (9)Буду тренироваться и стану боксёром.

– (10)Нечего тратить на ерунду деньги, – ответил папа. – (11)Тренируйся уж как-нибудь без груши.

(12)И он оделся и пошёл на работу. (13)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.

(14)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула из неё здоровущего плюшевого мишку.

– (15)Вот. (16)Хороший мишка, отличный. (17)Погляди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19)Давай тренируйся сколько душе угодно!

(20) Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. (21)И я устроил мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было тренироваться и развивать силу удара.

(22) Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный –

жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. (23)Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся...

(24)И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал...

(25)И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а я хочу тренировать об него силу удара...

– (26)Что с тобой? – спросила мама, приоткрыв дверь.

(27)А я не знал, что со мной, я задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал:

– Я раздумал быть боксёром. (По В.Ю. Драгунскому )*

* Драгунский Виктор Юзефович (1913– 1972) – русский советский писатель, автор рассказов для детей.

1) В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик раздумал быть боксёром?»
1. Мальчик хотел стать или художником, или путешественником.
2. У мальчика не было возможности тренироваться, ведь папа отказался покупать ему боксёрскую грушу.
3. Мальчика поразила жестокость, с которой боксёры на соревнованиях «молотили друг друга».
4. Мальчик понял, что никогда не сможет ударить своего друга, пусть даже игрушечного.

2) а) Из предложений 24–27 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия» . _________________________

б) выпишите из предложений 1-3 слово, в которой правописание приставки зависит от глухости-звонкости следующей согласной. ___________________________________________

3) Замените разговорное слово «лупить» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом .
Напишите этот синоним. ______________________
Замените слово "приспичило" в предложении 4 нейтральным синонимом. ________________

4) Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с параллельным (неодно-родным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. ________________

5) а) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .
1. И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе.
2. То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин.
3. А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.
4. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было тренироваться и развивать силу удара.

б) Выпишите из предложения № 24 _ средства выразительности и определите их
_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

6)Из предложений 12–19 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н». ________________________________________

7) Выпишите грамматическую основу предложения 7 и 16. _________________________________
__________________________________________________________________

8) Укажите количество грамматических основ в предложении 6. ____________

9) Среди предложений 23–27 найдите предложение с обособленными согласованными распространёнными приложениями . Напишите номер этого предложения. __________________

10) Среди предложений 22–27 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. ______________

«И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а я хочу тренировать об него силу удара...

Что с тобой? – спросила мама, приоткрыв дверь.

А я не знал, что со мной, я задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал:

Я раздумал быть боксёром» .

15.3. Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

№ 1. Дата: _____________________

(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она помощник художника.

(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.
– (6)Ты кто? – спросила она парня.
– (7)Шофёр, – ответил парень.
– (8)А что ты здесь делаешь?
– (9)Жду.
– (10)Кого?
– (11)Викторию Сергееву.
(12)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:
– (14)Ты её любишь?
– (15)Нет, – улыбнулся парень. – (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?
– (25)Прыгнул, – подтвердил парень.
– (26)Не испугался?
– (27)Не успел испугаться.
– (28)И не заболел?
– (29)Заболел немножко.
(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:
– (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.
(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.
– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.
– (38)Ах, да, – вспомнила Сергеева. – (39)Сейчас я организую Вам билеты.
– (40)Спасибо, – сказал Назаров, – но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?
– (43)Нет, нет, – поспешно сказала Сергеева. – (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.
– (45)Что же делать? – спросил парень.
– (46)Не знаю.
(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», – сказала она. – (49)«Куда?» – удивился парень.
– (50)«К нам», – сказала Алиса.
(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и
неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!

– (54)Нехорошо как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (55)Ведь он вам жизнь спас.
– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.
(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.

(По Ю.Я. Яковлеву)*
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

2) Замените разговорное слово «парня» из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом или синонимичным выражением . Напишите этот синоним или выражение.___________________

3) Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «свободно» (предложение 3)
1) бесцеремонно 2) беспрепятственно 3) непринуждённо 4) не скрывая __________

4) Укажите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.
1) гастроли 2) задала 3) катались 4) закричали ____________

5) Укажите ошибочное суждение. ______________

1. В слове ПАРЕНЬ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
2. В слове ДЕВОЧКУ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
3. В слове ОСТАНОВИТЬСЯ 10 звуков.
4, В слове ПРИЕХАЛИ буква Е обозначает 2 звука.

6) Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой. ______

7) В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему сторож кричал: „Вон отсюда!”?» ____________
1. Мальчишки «тихонько пробрались в театральный двор».

2. Во дворе собралось много народу, и это мешало ему убирать двор.

3. Сторож был недобрым человеком.

4. Сторожа рассердила чёрствость Виктории Сергеевой.

8) Из предложений 19–23 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса -ЯН, пишется одна буква Н». _________________________________

9). Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является противопоставление . ________________

1. Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
2. Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.
3. – Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
4. Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают…

10) Из предложений 32–36 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными – С». ________________________________

11) Замените словосочетание «театральный двор» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. _________________________________________

12) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове _____________________

Здравствуйте, (1) Виктория! Вы, (2) наверное, (3) не помните меня?
Я Назаров.
Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.
Ну помните, (4) как Вы катались на санках, (5) а я... Вы ещё пригласили меня в Москву.

13) Выпишите грамматическую основу предложения 41. _______________________________________________

14) Среди предложений 12–23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочини-тельной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. _______

16) Среди предложений 1–5 найдите предложение с обособленным приложением . Напишите номер этого предложения. ______________________________

17) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. _______________________________________

Спасибо, (1) – сказал Назаров, (2) – но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву, (3) но в Москве я знаю только Вас, (4) и я хотел спросить, (5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

Нет, (6) нет, (7) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно, (8) потому что у меня совсем маленькая квартира.

15 . Напишите сочинение на выбор 15.2 или 15.3

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: .

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

к тексту № 1.

1) Среди предложений 54–61 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. _____________

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных» . Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.А. Гончарова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности» .

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

(1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.

(3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.

(6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек. (8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.

(9)И вдруг мать тихо сказала:

– Смотри, это твой отец...

(10)Почему она так сказала? (11)Зачем? (12)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (13)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.

(14)И мальчик поверил. (15)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (16)Как он гордился своим отцом! (17)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. (18)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало.

(19)А на экране шла война. (20)Появились немецкие танки. (21)Мальчик испугался. (22)«Папа, танки идут, танки!» – кричал он отцу. (23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот упал один артиллерист, потом другой, третий... (25)И вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.

– (26)Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату.
(27)В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.

– (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.

(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.

(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.

– (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, – тихо сказала она и повела его из зала.

(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.

(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.

(По Ч.Т. Айтматову)*

* Айтмáтов Чингúз Торек ý лович (1928 2008) – киргизский писатель.

1) Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. ______________________

2) Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой. ______

3) Выпишите грамматическую основу предложения 42. ___________________________________

4) Укажите ошибочное суждение. 1. В слове СЕРЬЁЗНОЙ 9 звуков 2. В слове ПОХОЖ происходит оглушение согласного звука на конце слова. 3. В слове РЕШИЛ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости. 4. В слове МАЛЬЧИК мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .

5) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове . ___________________
Ему было не очень страшно, (1) а иногда даже, (2) наоборот, (3) весело, (4) когда падали фашисты. А когда падали наши, (5) ему казалось, (6) что они потом встанут.

6) Среди предложений 31–38 найдите предложение с обособленным приложением . Напишите номер этого предложения. _______________________________

7) Среди предложений 40–46 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. _____________________

8) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. _____________________________

И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, (1) ничего весёлого не было в том, (2) как падали люди. Война стала серьёзной и страшной, (3) и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, (4) за того человека, (5) которого ему всегда не хватало.

9) Замените словосочетание «немецкие танки» (предложение 21), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. _________________________________

10) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .
1. Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.
2. И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
3. Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
4. Он был рад, что мать не видит его слёз.

11) Из предложений 37–45 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».
__________________________________________

12) Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «горькая» (предложение 36).
1. печальная 2.неприятная 3. обидная 4. несчастная

14) Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1. родилось 2. стреляли 3. потерять 4. наклонилась

16) В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему война перестала казаться мальчику „забавной”?»
1. Вот на экране появились артиллеристы. Их было семь человек.
2. Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли.
3. Авалбёк впервые испытал чувство страха за близкого человека.
4. Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне» .

15. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Л.В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

СИЛА ДУХА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Темы сочинений.

1) 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку» .

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое драгоценные книги» ,

2) 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И таблица умножения превращалась в стихи» . Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение

3) 15.3 Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

4) 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.
Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго»
.

15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.