Учеб. пособие для студ


Основная литература:


  1. Немов Р.С. Психология: В трех томах. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., Просвещение, 1999.

  2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред. Смирного С.А. М., “Академия”, 1998.

  3. Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под ред. К.А. Абульхановой и др. - М., 1998.

Дополнительная литература:


  1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991.

  2. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М. ИЦ, 1999.

  3. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М.: ИЦ, 2000.

  4. Вербицкий А.А, Чернявская А.Г. Менеджер в роли учителя: Материалы к курсу Психология и педагогика. Жуковский. 1999.

  5. Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 1995.

  6. Гиппенрейтер Ю.Б. “Введение в общую психологию”. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996.

  7. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Перевод с французского. – М.: Мир, 1992.

  8. Давыдов В.В. Развивающее обучение. - М., 1996.

  9. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.

  10. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

  11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. 2-е изд. М., 1999.

  12. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994.

  13. Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. - М., 1993.

  14. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.

  15. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели, М., 1997.

  16. Коул Майкл. Культурно-историческая психология. - М., 1997.

  17. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. М., 1977.

  18. Краткий психологический словарь /Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – Ростов на\Дону, “Феникс”, 1998.

  19. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1997.

  20. Милорадова Н.Г. Мышление в дискуссиях и решениях задач. Учебное пособие. 2-е изд. М.: Изд-во АСВ, 2000.

  21. Милорадова Н.Г. Психология. Учебное пособие в трех книгах: Методология познания психологической реальности. На пути к продуктивному мышлению. “Я” – в зеркале психологических характеристик. – Жуковский, ЛИНК, 1999.

  22. Новиков А.М. Профессиональное образование в России.- М., 1997.

  23. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов /Под ред. Радугина А.А., Кроткова Е.А. – М., 1996.

  24. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Под ред. Леонтьева Д.А., Щур В.Г. – М.: Смысл, 1997.

  25. Российская педагогическая энциклопедия. – М., т. I, II, 1993-99 гг.

  26. Сатир В. Как построить себя и свою семью. М., 1992.

  27. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.

  28. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.,1995.

  29. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу “Введение в психологию”, Учебное пособие. М.: Смысл, 1997.

  30. Татур Ю.Г. Образовательная система России: Высшая школа. М.: ИЦ ПКПС, 1999.

  31. Теории учения. Хрестоматия, ч.1./ Ред.- состав. Н.Ф. Талызина, И.А. Володарская. М. 1996.

  32. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. Интерпракс, 1995.

  33. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. Учебное пособие. М., Логос, 1999.

А. С. Роботова - гл. 1, Т.В.Леонтьееа - гл. 1, И. Г. Шапошникова - гл. 3,

М. Э. Верб - гл. 4, О.А. Белякова - гл. 5, И.А. Хоменко - гл. 6

В пособии раскрывается сущность педагогической деятельности, ее гумани­стическая природа, социальная роль и образовательные функции, определяют­ся профессионально значимые качества личности педагога. Читатель узнает о различных видах педагогических учебных заведений, о возможностях полу­чения образования, профессионально-личностного роста педагога и его твор­ческой самореализации.

Уважаемые читатели! Вы открыли книгу, цель которой - под­готовить вас к осознанному вхождению в педагогическую дея­тельность.

В обыденном сознании эта деятельность предстает как рядовая, обычная, лишенная каких-либо тайн, ибо каждый человек учил­ся и видел десятки учителей и тысячи уроков, многие из которых уже давно забыты.

Многим на основе школьного опыта педагогическая деятель­ность представляется монотонной, она может отпугивать кажу­щейся рутиной, повторяемостью уроков, действий, отдаленно­стью и неочевидностью результатов. Бытует мнение, что труд учителя - неблагодарный труд. И только тот, кто посвятил жизнь педагогической деятельности, может опровергнуть это суждение. «Сердце отдаю детям» - так назвал одну из своих книг В. А. Сухомлинский, проработавший в школе более трех десятков лет. Эта прекрасная метафора выражает суть педагогической деятельно­сти, если она становится призванием.

Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как одна из высших ценностей жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще.

Наше пособие, мы надеемся, укрепит читателя в выборе од­ной из педагогических профессий, поможет подойти к осознанному пониманию перспектив профессионального роста и выпол­нения жизненных задач.

Мы стремились показать, как глубоки исторические корни этой деятельности, как она развивалась, менялась и обогащалась во времени. Нам хотелось показать сложность и тонкость этой по-настоящему гуманитарной деятельности, связанной с образова­нием, - созиданием человека.

Мы хотели бы, чтобы читатель проникся пониманием того, что даже если он не изберет конкретную педагогическую профес­сию, он все равно не минует роли ученика или учителя. Потому что вечен феномен педагогической деятельности. С ней связаны бытие человечества и жизнь каждого конкретного человека. Каж­дому суждено учиться и учить других.

(страницы указаны по печатному изданию)

В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельностные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы - лауреаты премии Правительства РФ в области образования.
Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.

Особенности педагогической профессии.
Своеобразие педагогической профессии. Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек-человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности но социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

ОГЛАВЛЕНИЕ:
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии

§ 1. Возникновение и становление педагогической профессии
§ 2. Особенности педагогической профессии
§ 3. Перспективы развития педагогической профессии
§ 4. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога
§ 1. Сущность педагогической деятельности
§ 2. Основные виды педагогической деятельности
§ 3. Структура педагогической деятельности
§ 4. Учитель как субъект педагогической деятельности
§ 5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
Глава 3. Профессионально-педагогическая культура учителя
§ 1. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры
§ 2. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры
§ 3. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры
§ 4. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры
Глава 4. Профессиональное становление и развитие педагога
§ 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности
§ 2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования
§ 3. Профессиональное самовоспитание учителя
§ 4. Основы самообразования студентов педагогического ВУЗа и учителей
Раздел II. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке

§ 1. Общее представление о педагогике как науке
§ 2. Объект, предмет и функции педагогики
§ 3. Образование как социальный феномен
§ 4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики
§ 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура
Глава 6. Методология и методы педагогических исследований
§ 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
§ 2. Общенаучный уровень методологии педагогики
§ 3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
§ 4. Организация педагогического исследования
§ 5. Система методов и методика педагогического исследования
Глава 7. Аксиологические основы педагогики
§ 1. Обоснование гуманистической методологии педагогики
§ 2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация
§ 3. Образование как общечеловеческая ценность
Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности
§ 1. Развитие личности как педагогическая проблема
§ 2. Сущность социализации и ее стадии
§ 3. Воспитание и формирование личности
§ 4. Роль обучения в развитии личности
§ 5. Факторы социализации и формирования личности
§ 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
Глава 9. Целостный педагогический процесс
§ 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
§ 2. Педагогическая система и ее виды
§ 3. Общая характеристика системы образования
§ 4. Сущность педагогического процесса
§ 5. Педагогический процесс как целостное явление
§ 6. Логика и условия построения целостного педагогического процесса
Раздел III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
Глава 10. Обучение в целостном педагогическом процессе

§ 1. Обучение как способ организации педагогического процесса
§ 2. Функции обучения
§ 3. Методологические основы обучения
§ 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
§ 5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
§ 6. Виды обучения и их характеристика
Глава 11. Закономерности и принципы обучения
§ 1. Закономерности обучения
§ 2. Принципы обучения
Глава 12. Современные дидактические концепции
§ 1. Характеристики основных концепций развивающего обучения
§ 2. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения
Глава 13. Содержание образования как основа базовой культуры личности
§ 1. Сущность содержания образования и его исторический характер
§ 2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования
§ 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования
§ 4. Государственный образовательный стандарт и его функции
§ 5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
§ 6. Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы
Глава 14. Формы и методы обучения
§ 1. Организационные формы и системы обучения
§ 2. Виды современных организационных форм обучения
§ 3. Методы обучения
§ 4. Дидактические средства
§ 5. Контроль в процессе обучения
Раздел IV. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
Глава 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе

§ 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
§ 2. Цели и задачи гуманистического воспитания
§ 3. Личность в концепции гуманистического воспитания
§ 4. Закономерности и принципы гуманистического воспитания
Глава 16. Воспитание базовой культуры личности
§ 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников
§ 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
§ 3. Формирование основ нравственной культуры личности
§ 4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
§ 5. Формирование эстетической культуры учащихся
§ 6. Воспитание физической культуры личности
Глава 17. Общие методы воспитания
§ 1. Сущность методов воспитания и их классификация
§ 2. Методы формирования сознания личности
§ 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
§ 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
§ 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
§ 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
Глава 18. Коллектив как объект и субъект воспитания
§ 1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности
§ 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике
§ 3. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива
§ 4. Этапы и уровни развития детского коллектива
§ 5. Основные условия развития детского коллектива
Глава 19. Воспитательные системы
§ 1. Структура и этапы развития воспитательной системы
§ 2. Зарубежные и отечественные воспитательные системы
§ 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы
§ 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы
Раздел V. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Глава 20. Педагогические технологии и мастерство учителя

§ 1. Сущность педагогической технологии
§ 2. Структура педагогического мастерства
§ 3. Сущность и специфика педагогической задачи
§ 4. Типы педагогических задач и их характеристика
§ 5. Этапы решения педагогической задачи
§ 6. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач
Глава 21. Технология конструирования педагогического процесса
§ 1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
§ 2. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза
§ 3. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
§ 4. Планирование работы классного руководителя
§ 5. Планирование в деятельности учителя-предметника
Глава 22. Технология осуществления педагогического процесса
§ 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса
§ 2. Структура организаторской деятельности и ее особенности
§ 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
§ 4. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации
§ 5. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности
§ 6. Технология организации развивающих видов деятельности школьников
§ 7. Технология организации коллективной творческой деятельности
Глава 23. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений
§ 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя
§ 2. Понятие о технологии педагогического общения
§ 3. Этапы решения коммуникативной задачи
§ 4. Стадии педагогического общения и технология их реализации
§ 5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика
§ 6. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений
Раздел VI. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Глава 24. Сущность и основные принципы управления образовательными системами

§ 1. Государственно-общественная система управления образованием
§ 2. Общие принципы управления образовательными системами
§ 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления
Глава 25. Основные функции внутришкольного управления
§ 1. Управленческая культура руководителя школы
§ 2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении
§ 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой
§ 4. Функция организации в управлении школой
§ 5. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении
Глава 26. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами
§ 1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности
§ 2. Педагогический коллектив школы
§ 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
§ 4. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
§ 5. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
Глава 27. Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей
§ 1. Инновационная направленность педагогической деятельности
§ 2. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация.

Система профессионально-трудовой подготовки

Вопросам профессионально-трудовой подготовки всегда уделялось большое внимание в школах для детей с нарушениями слуха. Профессионально-трудовое обучение как учебный предмет в специальной школе охватывает все классы - с подготовительного по 12-й.

Профессионально-трудовое обучение и воспитание призвано решать следующие задачи:

Обучать учащихся политехническим знаниям и профессионально-техническим умениям и навыкам;

Воспитывать любовь к труду и уважение к людям труда;

Развивать техническое мышление и творческие способности;

Способствовать всестороннему развитию личности школьника с нарушениями слуха;

Повышать уровень общего и речевого развития на основе принципа речевой коммуникации при широком использовании остаточного слуха;

Осуществлять профориентационную работу, готовить учащихся к профессионально-трудовой деятельности в различных сферах народного хозяйства.

В школе глухих оно осуществляется в 3 этапа:

I этап - предметно-практическое обучение и выращивание растений в подготовительном, 1-4 классах.

II этап - общетрудовая подготовка в 5-8 классах с дифференцированным обучением мальчиков и девочек: а) технический труд - для мальчиков; б) обслуживающий труд: - для девочек.

Эта подготовка является базой для последующего профильного и профессионального обучения в 8-11 классах.

III этап - общетрудовая, профильная и профессиональная подготовка в 8-11 классах.

Задачами I этапа является развитие детей в разных аспектах. На уроках ППО, строящихся на политехническом принципе, глухие дети овладевают не только умениями лепки, конструирования, моделирования, шитья, склеивания, организации деятельности и т. д., знакомятся с простейшими инструментами, распространенными материалами (бумагой, картоном, тканью, древесиной, пластилином, проволокой), изготавливают практически значимые предметы и объекты, но и учатся выполнять трудовые задания по словесной инструкции и сопровождать выполняемую работу устной речью, интенсивно накапливают, обогащают словарь специальных технических терминов, овладевают навыками планирования деятельности. Уроки ППО создают политехническую базу для дальнейшего общего и трудового обучения глухих в средних и старших классах.