Ухудшают интересы. Отношения – Как научиться отстаивать свои интересы


Мне нравится

Нравится

Твитнуть

Нравится

Бывает ли так, что вы, желая избежать конфликтов и быть учтивыми, боитесь отстаивать свои интересы? Даже если понимаете, что при этом ваши потребности игнорируются. Наверное, каждый из нас знает, что это такое. Мы то не хотим испортить отношения с близкими, то стараемся предупредить разлад с коллегами… А сами чувствуем недовольство, неудовлетворенность и даже обиду.

Я поняла, насколько важно умение отстаивать свои интересы, когда осталась в чужой стране одна с маленькой дочерью. И именно оно помогло мне прийти туда, где я нахожусь сейчас – мы с мужем ведем несколько успешных бизнесов и много путешествуем. А будь я робкой и слишком мягкой, то наверняка и моя жизнь сложилась бы совсем иначе.

1. Чаще ставьте себя на первое место.

Многие из нас (особенно женщины) привыкли соблюдать интересы других людей в ущерб своим собственным. Со временем это воспринимается как само собой разумеющееся и приводит к тому, что дороги назад практически не видно. Но когда вы сами ставите себя на последнее место, то именно так будут делать и другие. Настоятельно рекомендую – не забывайте о себе. Тогда и многие другие вещи в вашей жизни станут намного проще.

2. Определите свои личностные границы.

Очень четко установите для себя то, что вы готовы позволить своим близким людям, друзьям, коллегам и т.д., а чего вы не позволите никогда и ни при каких обстоятельствах.

Помните – чтобы иметь с людьми хорошие отношения, вовсе не обязательно быть безотказным. Поэтому выведите здесь свои правила и смело им следуйте.

3. Уверенно выражайте свое мнение.

Перестаньте волноваться о том, что подумают окружающие. Ваше мнение так же ценно, как и любое другое. Поэтому спокойно выражайте его – без лишних волнений и сомнений. Кроме того, вы всегда так же уверенно можете признать, что чего-то не знаете или не понимаете. Именно так люди будут относиться к вам с уважением, а вы при этом будете блюсти свои интересы.

4. Умейте говорить «НЕТ».

Я не устану повторять, что одно только умение говорить «НЕТ» значительно изменит вашу жизнь. Просто начните говорить «НЕТ» ненужным делам, встречам, проектам, и вы заметите, что у вас появилось намного больше времени на то, что вам действительно интересно и важно. И практикуйтесь в этом почаще.

Скачайте Чек-Лист «Баланс личных и бизнес-целей» , чтобы в течение каждого дня правильно расставлять приоритеты и уверенно говорит «НЕТ» тому, что сейчас для вас неактуально.

Если бы я боялась обращаться к авторитетным людям в то время, когда начинала свои проекты, то мир никогда бы не узнал о проекте «Секреты Вселенной», а онлайн-конференции, может, и вовсе бы не существовали. Но именно то, что я без страха с ними общалась, позволило нам стать пионерами конференций в Рунете и привело в мою жизнь еще больше известных и успешных экспертов.

6. Не чувствуйте себя жертвой.

За все происходящее в вашей жизни несете ответственность только вы и никто другой. Понимание этого поможет вам научиться отстаивать самого себя, свои границы и правила.

Подумайте – хотите ли вы исполнять роль недовольной жертвы или уверенного хозяина собственной жизни? Думаю, ответ очевиден. Так начните прямо сейчас делать шаги в сторону своих собственных интересов и желаний.

Правило № 1 Первое впечатление

Итак, вы собираетесь устроиться на новую работу. Вы разослали резюме по всем крупным компаниям, и вот вам наконец перезванивают и приглашают на собеседование. Отлично! Самое время набраться храбрости и отстоять свои интересы!

«Как? – спросите вы. – Ведь я только перетупила порог этого офиса. Не факт, что меня возьмут. Надо сначала понравиться, а уж потом начинать качать права!» С одной стороны, это, конечно, верно. Но, с другой стороны, почему вы так уверены, что понравитесь работодателю, если будете лишь угодливо кивать, поддакивать, а на вопрос: «Какую зарплату вы хотели бы получать?» – промямлите что-то вроде: «Мне много не надо…»

Стоп! Так дело не пойдет. Сегодня по-настоящему серьезные компании заинтересованы в поиске сотрудников, знающих, что им нужно, и умеющих отстаивать свои права. Если вас спрашивают, почему вы оставили прежнее место работы, не стесняйтесь сказать правду: «Меня не устраивал уровень заработной платы/отсутствие перспектив карьерного роста/ работа без выходных». Стесняться не стоит. Ведь ваша искренность поможет работодателю лучше понять, к чему вы стремитесь и как представляете дальнейшее сотрудничество. Если вы заинтересуете как потенциальный сотрудник, вам уже точно не будут пытаться предложить низкооплачиваемую должность.

Еще один тонкий момент – это разговор о зарплате. Как только работодатель задает коварный вопрос: «Сколько бы вы хотели получать?» или «На какую зарплату вы рассчитываете?», как большинство людей почему-то на глазах глупеет, немеет и напрочь забывает, сколько денег им нужно для комфортной спокойной жизни.

Так, например, моя знакомая Лика однажды на собеседовании в одной очень престижной (и очень небедной фирме) попала впросак. Она так страстно хотела устроиться именно в эту компанию, что на вопрос: «Зарплата в пятьсот долларов вас устроит?» – не раздумывая ляпнула «да». И только потом вспомнила, что даже аренда ее квартиры стоит шестьсот долларов. Не спешите. Если вам предлагают работу на определенных условиях, не стесняйтесь взять тайм-аут и хорошенько все обдумать. В тех случаях, когда вас не устраивает предполагаемая заработная плата, не бойтесь честно в этом признаться. Не думайте о том, что вас сочтут жадным или наглым человеком. Отнюдь. Это то, во сколько вы цените себя и свой труд. Так что даже если вы испытываете неловкость, переборите себя и попросите тот оклад, который вы хотите получать. В конце концов, если вам откажут, неловкость будет длиться не дольше пяти минут, а если работодатель согласится на ваши условия, вы будете получать хорошие деньги еще очень долго. Так что стоит рискнуть.

Правило № 2 Набиваем себе цену

Когда вы только пришли в новую компанию, несложно выдать себя за первоклассного сотрудника с соответствующими амбициями и запросами. А что, если вы уже давно работаете в своей фирме, а ваше начальство и не думает вас повышать?

Нужно ли говорить со своим боссом о зарплате? Ответ прост: да, да и еще раз да! Немало сотрудников совершает одну и ту же ошибку: отмалчивается, до последнего веря, что рано или поздно шеф «заметит, какой я хороший сотрудник, и сам меня повысит». Надеяться на это просто глупо. Ваш начальник наверняка занятой человек, и он вовсе не обязан ходить по офису и «замечать» что-то.

Если вас одолевают мысли вроде: «Ну почему он повысил эту дуру Катьку, а не меня? Я ведь в сто раз больше работаю!» или «Он что, не видит, что на мой оклад очень тяжело выжить и прокормить семью?», знайте, ваш начальник не в курсе, каково это – «выжить на ваш оклад», и понятия не имеет, что вы работаете больше Катьки. Почему? Да потому что вы ему об этом не сказали! А Катька, по всей видимости, успела подсуетиться и теперь наслаждается повышением, прибавкой к зарплате и новым кабинетом. Так почему бы вам не поступить так же?

Самый простой способ заговорить о прибавке – использовать ситуацию, когда шеф вами доволен. Если вы хорошо себя показали в каком-то проекте или начальник вас прилюдно похвалил, самое время ловить момент! Запишитесь к нему на прием. Поблагодарите его за внимание к вашей работе. Скажите, что цените его похвалы. Можно произнести что-то вроде: «Я очень дорожу работой в этой компании, моя карьера для меня много значит, и я готов(а) работать еще упорнее. Но мне хотелось бы знать, могу ли я рассчитывать на повышение и прибавку к зарплате? Если да, то как скоро?»

Впрочем, к повышению порой приводят и конфликтные ситуации. Так, например, мой дядя трудился на низкооплачиваемой, но горячо любимой работе. Он и работал там лишь потому, что обожал свою профессию и наслаждался каждым рабочим днем, уважением коллектива и начальства. Но в один прекрасный день он допустил незначительный промах. Начальник вызвал его «на ковер» и долго отчитывал. К концу монолога терпение моего дяди лопнуло: «Значит, так, раз я такой плохой сотрудник, отлично, увольняйте меня и ищите другого дурака, который будет вкалывать за такие копейки». Начальник засуетился и тут же сказал, что об увольнении он и не помышлял, просто впредь надо быть внимательнее и… «А вот я теперь помышляю об увольнении, – заявил мой дядя, – не собираюсь работать там, где меня не ценят. Либо вы увеличиваете мне зарплату вдвое, либо я ухожу». Разумеется, его повысили. Потому что по-настоящему ценные кадры терять невыгодно никому!

Правило № 3 Труженик у станка

Сколько длится ваш рабочий день? Восемь часов? Сутки? От заката до рассвета? А разве это нормально, что вы крутитесь как белка в колесе дни и ночи напролет? Разве вы не заслужили право на отдых и личную жизнь?

Если вы не госслужащий, то наверняка не раз сталкивались с подобной проблемой. Официальный рабочий день вроде бы должен длиться с десяти утра до семи вечера, но в девятнадцать ноль-ноль вы не можете сорваться с рабочего места и во весь опор кинуться к лифту, так как буквально за полчаса до конца рабочей смены начальник попросил вас срочно доделать документы/связаться с дюжиной клиентов/приготовить отчет и т. д. Вот и приходится оставаться на работе допоздна, вспоминая студенческие годы и студенческую поговорку «Ночь-то длинная».

Да, пусть во время университетской учебы вы легко могли гулять дни напролет, игнорируя особо скучные пары, а диплом писали за одну ночь. Сейчас вы на работе. И днями вы скорее всего тоже работаете. Так что поздний вечер и ночь – время не для стахановских рывков и трудовых подвигов, а для здорового сна.

В ваших интересах соблюдать нормальный режим! В конце концов, каждый имеет право на отдых, личную жизнь и здоровье. Постоянная работа сверхурочно едва ли поможет вам стать более ценным сотрудником или увеличить свой ежемесячный доход.

А впрочем, почему? Поможет! Правда, к тому времени вы уже успеете изрядно подорвать свое физическое и психическое здоровье, в этом случае заработанные деньги пойдут не на покупку машины, новой одежды, холодильника и прочих жизненных благ, а на лекарства и санатории.

А потому учитесь бороться за свои права уже сегодня. Если начальник дал вам нереальный объем работ и поставил до смешного маленькие сроки, не ведите себя как бессловесный раб на плантации. Откройте рот и скажите что-то вроде:

– Я рад(а), что вы верите в мою трудоспособность, но переделать все эти дела в такой короткий срок невозможно с позиций чистой математики. Давайте определим, что из этого наиболее срочно, а что может подождать.

– Спасибо за задание. Я поняла. Сегодня мой рабочий день уже закончен, но завтра с утра первым делом возьмусь за это и все улажу.

– Извините, но это не входит в мои обязанности. Вы хотите их пересмотреть? Тогда давайте пересмотрим заодно и мою заработную плату.

– Я так понимаю, что ваше поручение экстренное. Я могу выполнить такой объем работ в такие сроки, но это будет стоить столько-то.

Правило № 4 Право на ошибку

Совершенных людей не бывает. Даже самый безупречный сотрудник, даже самый блестящий профессионал наверняка хоть раз в своей карьере ошибался. А что делать, если это произошло с вами?

Если вы допустили некий просчет или серьезную ошибку, первое, что вы должны сделать, – простить себя. Терзания по поводу содеянного не только бессмысленны, но и вредны. Себя надо прощать. Вы не идеальны. А кто идеален? Это могло произойти с любым. Сделайте выводы из ситуации и постарайтесь воспринять произошедшее как урок. После того как вы это сделаете, будьте начеку. Теперь вам, скорее всего, придется отстаивать свои интересы.

Почему? Да потому, что, совершив некую ошибку на работе, вы дали своим коллегам и начальству возможность вас подвинуть и ущемить ваши права. Именно профессиональные проколы зачастую провоцируют всевозможные штрафы, понижение зарплаты и даже увольнение.

Например, моя подруга Вероника, студентка театрального вуза, как-то работала ведущей на пафосной корпоративной вечеринке. В разгар мероприятия она случайно перепутала листки сценария и неправильно представила одного из вип-гостей, назвав его продюсером, в то время как он был композитором. Казалось бы, ошибка была не такой уж страшной, но вип-гость так не считал. Он закатил настоящую истерику. За кулисами начался скандал. Вероника, вместо того чтобы вести вечер как ни в чем не бывало, отправилась выслушивать упреки и угрозы продюсера и режиссера мероприятия. В результате настроение ее было безвозвратно испорчено, и остаток вечеринки она провела скомканно и нервозно. После окончания мероприятия она не получила за работу ни копейки.

– Радуйся, что мы тебя еще не оштрафовали, – сказали ей, – радуйся, что мы вообще тебе в этом городе кислород не перекрыли. Да если мы захотим, ты вообще больше нигде работать не будешь. Так что скажи нам спасибо.

Вероника сказала «спасибо» и ушла ни с чем. Почему так вышло? Неужели ошибка Вероники была такой уж страшной и непростительной? Конечно, нет. Просто организаторы мероприятия вовремя заметили, что девушка чувствует себя виноватой и испуганной, и решили на этом сыграть, чтобы сэкономить.

Не стоит так себя наказывать. Будьте уверены в себе. Одна ошибка не может свести на нет все ваши прежние достижения. Так что не стесняйтесь сесть за стол переговоров. И подробно обсудить с начальством происшедшее. Вы можете взять на себя всю ответственность по ликвидации последствий вашего прокола. Но не позволяйте лишать себя денег, которые вы заработали. В конце концов, вы выполнили свою работу. Из-за того, что что-то не вышло, вы не обязаны лишаться всего.

Правило № 5 Синдром дятла, или Нужно ли «стучать» на коллег

История знала времена, когда доносчики процветали. Раньше «стучать» на знакомых было выгодно. А теперь? Поможет ли донос на коллегу отстоять свои интересы?

Конечно, многие крупные корпорации сегодня живут по суровым законам джунглей: побеждает сильнейший (смотри также: хитрейший, подлейший, смелейший). Немало повышений по службе состоялось после того, как коллеги-конкуренты были «заложены» начальству.

Яркий пример – моя знакомая Нина. Когда-то она была простым торговым представителем, но после одного «счастливого случая» смогла подсидеть своего начальника, и его уволили. Чтобы занять тепленькое кресло, Нина направилась к хозяину фирмы и донесла, кто из ее коллег – торговых представителей брал казенные деньги, а кто хамил клиентам. Так Нина получила повышение. Но на новом месте она задержалась ненадолго. Став начальницей тех, кого она сама раньше сдала, Нина умудрилась настроить против себя весь отдел. В конце концов обозлившиеся подчиненные объединили усилия и выжили ее из фирмы. Мораль стара как мир: зло всегда возвращается, как и добро…

Если вы донесли на кого-то, будьте уверены – рано или поздно донесут и на вас. Другая ситуация, когда вы получили доступ к некой информации, которая действительно необходима начальству. Например, ваш подчиненный влез в казенные деньги, вы это узнали и решили прикрыть его перед большим начальством. Хорошенько подумайте, перед тем как сделать это. В данном случае вы берете на себя огромную ответственность. А если какие-то факты всплывут, подозрение падет и на вас, более того, вас могут сделать виноватым. И тогда чужие проблемы превратятся в ваши.

Словом, каждый случай заслуживает отдельного рассмотрения. Тщательно все взвесьте, перед тем как принять решение. Если вам претит выступать в роли стукача, который за спиной ябедничает на своих коллег, можете сыграть в открытую. Например, честно скажите своему коллеге, что вы получили некие неприятные сведения о нем и собираетесь их передать начальству. Можно даже заранее извиниться. Но жертвовать своими интересами, чтобы прикрыть чей-то проступок, не стоит.

Правило № 6 Политика перекуров

Друзья – вещь дефицитная. Друзей легко завести в детстве и юности: одноклассники, одногруппники и даже товарищи по детскому саду или кружку хористов/гимнастов/дзюдоистов. А где найти друзей взрослому человеку?

«Конечно, в своем офисе!» – подумаете вы и… ошибетесь. То есть не совсем ошибетесь. Приятельские отношения с коллегами в ваших интересах. Хорошо, когда коллектив тебя любит и уважает. Хорошо, когда есть с кем сходить на обед и с кем покурить на лестнице. Просто замечательно, если твой коллега может «прикрыть» тебя перед начальством каким-нибудь стопроцентным алиби вроде: «Не волнуйтесь, она задерживается лишь потому, что у нее колесо спустило. Приедет с минуты на минуту». Но есть целый ряд ситуаций и случаев, когда дружба (или просто слишком уж тесные отношения с коллегами) не только не идут вам на пользу, но и напрямую ущемляют ваши интересы. Вот самые распространенные примеры дружбы, угрожающей вашим личным интересам.

1. В порыве откровенности (или глупости) вы разболтали коллеге, сколько получаете. И он/ она – остолбенев от этой суммы – проникся к вам завистью, негативом и, как следствие, желанием вытурить вас с теплого местечка. Мораль проста – на все расспросы о ваших доходах отвечайте: «Коммерческая тайна». Денежный вопрос вставал между множеством близких друзей.

2. Вы с коллегой-приятелем вынуждены конкурировать. И как будет строиться ваша дружба? Будете играть в поддавки, специально стараясь не слишком повысить свои продажи, чтобы другому не было обидно? Не стоит. На работе вы всегда должны оставаться профессионалом высокого уровня и работать в полную силу. И пусть победит сильнейший.

3. Вашего друга повышают в должности. А вы тихо завидуете и гадаете, чем он лучше вас. На этом офисная дружба заканчивается.

4. Вы в порыве негодования или обиды жалуетесь офисному товарищу на начальника, используя при этом множество непечатных слов и нецензурных ругательств. А ваш коллега в нужный момент передает их начальнику у вас за спиной. Вам же остается лишь гадать: почему меня оштрафовали/понизили в должности/сняли с этого проекта/уволили?

Словом, дружба – это замечательно. Но будьте бдительны. Не дайте теплым внутрикорпоративным отношениям испортить вашу карьеру и ущемить ваши интересы!

Правило № 7 Укрощение начальства

Одни считают, что общение с начальством – это изощренная пытка. Другие – что это полоса препятствий. А мы считаем, что общение с начальством – идеальный шанс отстоять свои интересы и укрепить позиции в фирме.

Самым большим стрессом для моей подруги Лиды всегда была дорога на работу. Дело в том, что каждый день она ехала в офис на одном и том же рейсовом автобусе. А поскольку ее начальник, по странному совпадению, жил в соседнем дворе, ездили они, как правило, вместе.

– И чего ты так переживаешь? – удивлялась я, – ну подумаешь, одним автобусом едете? Ну и что здесь такого?

– Да я не знаю, как себя вести, – говорила Лида, – то ли здороваться, то ли делать вид, что не замечаю. И надо ли к нему специально подсаживаться на соседнее сиденье? А поддерживать беседу? Обязательно? Или наоборот? Может, ему не понравится, что я к нему каждое утро с разговорами лезу. А может, наоборот, скажет, хамка какая-то, игнорирует меня. Боюсь, как бы он меня не уволил из-за этих утренних поездок.

Разумеется, бояться бессмысленно. Напротив, все события в жизни стоит воспринимать как ШАНС. Шанс изменить все к лучшему. Если вы в силу тех или иных обстоятельств вынуждены регулярно общаться с начальником, используйте это в своих интересах. Вы можете воспользоваться этой уникальной возможностью привлечь его внимание к своей работе и своей персоне.

Подходить первой к большому боссу не только можно, но и нужно. Как минимум поздороваться требуют правила хорошего тона. А дальше по невербальным сигналам вы легко сможете определить, расположен ли ваш босс к общению или нет? Жесты открытости подскажут, что начальник расположен к вам и общению с вами. В этом случае вы смело можете заводить разговор и даже озвучивать некоторые свои пожелания и просьбы по работе и карьерному продвижению.

К жестам открытости относятся: «ладони наружу» (когда человек как бы раскрывает руки, поворачивая ладони к небу), «расстегивание одежды» (конечно, расстегивать куртку можно и в силу погодных условий, но психологи отмечают, что для множества людей это жест открытости и доверия). Если же ваш начальник, напротив, использует один из жестов закрытности или позы защиты, не стоит навязчиво лезть с разговорами. Сигналом об отступлении для вас может стать: скрещивание рук на груди, руки, спрятанные за спину или в карман. Впрочем, не стоит все без исключения жесты принимать на свой счет. Иногда руки в карман прячут от холода, а агрессивные жесты провоцируются вовсе не вами, а неприятными воспоминаниями. Словом, не стоит спешить с выводами, как и не стоит избегать дополнительного общения с начальством, которое может очень помочь в достижении ваших целей.

Правило № 8 Король умер, да здравствует король!

А что, если ваш старый добрый начальник сменился. И теперь корпоративную власть узурпировал чужак? Что делать? Как сохранить свои позиции? А может, и завоевать новые?

Разумеется, в ваших интересах понравиться новому шефу! Едва придя в новую фирму, пусть даже на очень высокую должность, человеку нужно освоиться, найти союзников и единомышленников. А потому расположить к себе нового начальника не так уж и сложно. Главное – грамотный подход, и ваши карьерные интересы начнут осуществляться один за другим. Чтобы не проводить всю жизнь в отстаивании собственных профессиональных выгод, можно один раз как следует постараться, чтобы наладить отношения с боссом.

Вот простые заповеди для того, кто не боится попасть в число любимчиков шефа.

1. Будьте доброжелательны. Начинать работу в новом месте всегда нелегко. Ваш новый начальник вполне может испытывать некий дискомфорт, оказавшись в незнакомом офисе и незнакомом коллективе. Помогите ему освоиться. Навязываться, конечно, не надо. Но идти на контакт обязательно. Допустим, проводить начальника до столовой или показать, где стоят кофейные автоматы.

2. В разговоре с новым начальником никогда не отзывайтесь о старом начальнике слишком хорошо или слишком плохо. Если вы будете нахваливать бывшего шефа, это будет истолковано как вызов или попытка подкопаться: «Вон у нас какой супербосс был. Все его любили, а теперь из-за вас его нет. А сможете ли вы соответствовать его уровню?» Если же вы будете ругать бывшего шефа, то выкажете тем самым свое неуважение и недальновидность. Новый босс может решить, что вы подлизываетесь. (И, кто знает, возможно, после его ухода будете распространять такие же неблаговидные слухи.)

3. Не принижайте своих способностей и достоинств. Конечно, скромность украшает. Но если вам предстоит завоевать уважение незнакомого человека, покажитесь ему во всем блеске – иначе как новый начальник догадается, что вы настоящий самородок и очень ценный сотрудник? В ваших интересах демонстрировать свои таланты. И ни в коем случае не принижайте своих заслуг. Например, не стоит говорить: «Наш отдел повысил продажи на тридцать процентов», если на самом деле эти продажи вы повышали в одиночку. Так что не стесняйтесь «якать». Говорите честно: «Я организовал рекламную кампанию», «Я разработал систему снижения налогов», «Я предложил новую стратегию» и т. д.

Правило № 9 Служебный роман

Треугольник – самая опасная геометрическая фигура в любви. А что, если любовный треугольник выглядит несколько необычно: вы – ваш любимый человек – ваша любимая работа. Да, как быть, если у вас общая работа и схожие интересы?

Нелегко крутить служебный роман. Он порождает массу факторов, ущемляющих ваши личные интересы: тут и сплетни коллег, и необходимость конкурировать с любимым человеком, и, главное, очень сложная дилемма: чья карьера важнее?

Конечно, проще всего (особенно если ваш роман длится не так долго и с глаз еще не спали розовые очки) пожать плечами и сказать: «Конечно его/ее карьера важнее». И все же если посмотреть на вещи трезвым взглядом, станет ясно, что такой образ мыслей крайне недальновиден. На каком основании вы сделали вывод, что ваша карьера не важна? Почему вы уступаете пальму первенства вашему партнеру? Вы не считаете, что заслужили профессиональный рост и блестящие перспективы?

Так, например, моя коллега Ульяна познакомилась со своим будущим мужем на любимой работе. Они оба были журналистами, весьма амбициозными и пробивными. Илья был не столь трудолюбив, как Ульяна, но не лишен таланта. А потому какое-то время их карьеры развивались синхронно. Но в один прекрасный день редактор вызвал Ульяну и предложил ей свое место: «Я перехожу в другой журнал и хотел бы рекомендовать тебя на свою должность. Ты способная и ответственная, ты справишься». Ульяна с радостью согласилась и уже через месяц сидела в редакторском кресле.

Вначале Илья, казалось бы, даже порадовался за свою невесту. Но очень скоро начались проблемы. Илья ни с того ни с сего изменился, стал все позже являться домой: «Это высокое начальство вроде тебя, Ульяна, может уйти из офиса в шесть, а журналисты, если помнишь, должны трудиться сутки напролет».

Ульяна не могла спокойно редактировать статьи возлюбленного, зная, что каждая ее поправка может стать причиной очередной домашней ссоры. В конце концов даже их свадьба, которую они планировали за полгода до Ульяниного повышения, оказалась под угрозой. Илья заявил, что не собирается быть альфонсом и подкаблучником, а потому отказывается жениться на женщине выше него должностью и статусом. И Ульяна сдалась. Она оставила редакторскую должность и ушла работать корреспондентом в другое издание. А Илья ловко занял освободившуюся редакторскую должность.

Конечно, принято считать, что жертвы во имя любви – это благородное дело. Впрочем, перед тем как пойти на них, спросите себя еще раз: что вам проще – найти новую работу или новую любовь. Иногда выгоднее сохранить отношения, иногда карьеру. Постарайтесь проанализировать, что в ваших интересах, и следовать намеченной стратегии.

Правило № 10 Привет Монике Левински

Не так давно никто в России не знал слова «харасмент». Впрочем, это еще не означает, что в наших офисах не было сексуальных домогательств. Были, просто о них предпочитали помалкивать.

Скрывая такие «позорные» факты биографии, как домогательства собственного босса, большинство девушек, с одной стороны, оберегают свою деловую репутацию, но, с другой стороны, навсегда закрывают для себя возможность сопротивления и борьбы с такими порядками. К сожалению, для девушки сегодня обычное дело не получить повышение лишь из-за того, что отказалась вступить в интимную связь с боссом. И такое положение дел считается вполне нормальным и обыденным. По крайней мере, мало кто из сотрудников соберется подать в суд на своего начальника, если тот, скажем, вздумает ущипнуть за мягкое место. Да и наше законодательство, к сожалению, не предусматривает законов, защищающих от домогательств.

И тем не менее отстаивать свои интересы можно и нужно. По крайней мере есть несколько проверенных методов «и рыбку съесть, и на елку влезть», то есть, с одной стороны, получить все профессиональные выгоды – от карьерного роста до прибавки к жалованию, а с другой – не расплачиваться за это интимной связью.

Во-первых, не молчите! Если вы подверглись сексуальным домогательствам, не стоит стыдливо скрывать сей факт. Ведь вы пострадавшая сторона! Сообщите об этом всем коллегам. Возможно, они тоже попадали в сходную ситуацию, но стеснялись сказать. Если выяснится, что жертв сексуальных домогательств начальства было немало, борьба за ваши права существенно упростится. Не говоря уж о том, что дурная молва изрядно подмочит деловую репутацию вашего босса и он может лишиться работы.

Те, кто домогается, рассчитывают на ваше молчание. И большинство жертв действительно предпочитают отмалчиваться, тем самым укрепляя в начальнике уверенность в его правоте и безнаказанности.

Вы можете постараться собрать доказательства харасмента. Например, спрятать в карман диктофон и записать одну из ваших бесед.

Так поступила одна моя знакомая Настя. Она вошла в кабинет начальника и напрямик переспросила: «Виктор Петрович, я хочу еще раз убедиться, что правильно вас поняла: то есть вы говорите мне, что если я не займусь с вами сексом, вы добьетесь моего увольнения. А вы уверены, что у вас на это силенок хватит. По-моему вопросы кадровых перестановок решаете не вы, а ваш начальник Артур Григорьевич». Виктор Петрович заглотил наживку и начал самодовольно угрожать Насте, рисуя безрадостные перспективы безработицы. Настя кивала, после чего прямиком отправилась в кабинет Артура Григорьевича, который был начальником ее начальника, и дала ему прослушать запись. Думаю, не надо пояснять, кого в итоге уволили.

Правило № 11 Партнеры forever!

Еще одна непростая ситуация – общение с партнерами-клиентами фирмы. Все акулы бизнеса давным-давно усвоили: клиент всегда прав! А если клиент не прав – смотри пункт первый. Возникает вопрос: если клиент всегда прав, то как сделать, чтобы вы, сотрудник фирмы, не оказались виноватым?

Угождать, угождать и еще раз угождать – вот политика большинства сотрудников в отношении партнеров и клиентов фирмы. Считается, что компаньонов надо умасливать всеми доступными средствами. Но все-таки есть грани разумного. Итак, как наладить успешное общение и сотрудничество, не отказываясь при этом от своих интересов и выгод?

Во-первых, постарайтесь не тратить на общение с партнерами свое личное время и средства. Если ваше начальство хочет, чтобы вы не только вели переговоры с клиентами, но и всячески развлекали их, «выгуливали» по саунам, кабакам и ночным клубам, то оговорите заранее условия такого «рабочего» режима. Засчитаются ли вам часы, проведенные с партнерами в неформальной обстановке? Компенсируют ли вам расходы на развлечения? Не стесняйтесь первым затронуть эту тему.

Так, например, моя знакомая Полина целую неделю провозилась с приезжими партнерами из Германии. Она по просьбе начальника водила их по достопримечательностям, музеям, кормила в самых дорогих ресторанах города. Немцы отлично отдыхали в Москве, но когда дело дошло до подписания нужных контрактов, ради которых и затевались все эти гулянки, дали задний ход. Полинин начальник пришел в ярость. Он уволил Полину за то, что та «загуляла на целую неделю и не объявлялась в офисе», хотя все знали, что Полина выполняет задание руководства. И она осталась без работы, без денег (гулянки в Москве всегда были делом накладным) и без малейшего представления о том, что же она сделала не так и как ей быть?

Словом, как бы вам ни хотелось угодить своим партнерам, знайте меру. И не дайте начальству сделать вас козлом отпущения.

Правило № 12 Варфоломеевская ночь, или Как не попасть впросак на корпоративке

Корпоративные вечеринки были придуманы кем-то очень хитрым. Считалось, что на корпоративке в неформальной обстановке подчиненные могут показать себя в наиболее выгодном свете перед начальством. На деле же большинство увольнений приходится именно на дни после развеселых корпоративных ночей…

Да, корпоративный вечер – это все равно что рулетка: можно выиграть внимание начальства, интерес к своей персоне, уважение и повышение статуса, а можно опозориться перед всем рабочим коллективом и проиграть. Итак, какие принципы поведения на корпоративе могут сослужить добрую службу вашим интересам?

1. Четко следуйте дресс-коду. Если в приглашении сказано: вечернее платье/галстук, потрудитесь одеться соответственно. И никаких отговорок вроде: «Я же простая секретарша/бухгалтер/стажер и чего я буду выряжаться как на бал». Представительный внешний вид – это очень важно. В ваших интересах, чтобы начальство и компаньоны увидели в вас не простую секретаршу/уборщицу/стажера, а достойное лицо фирмы.

2. Не налегайте на спиртное. Не стоит воспринимать корпоративные вечера в духе «ура, сегодня бухаем на халяву!». Это весьма недальновидно. Постарайтесь знать меру и сохранять трезвость. Вам совсем не обязательно пить каждый раз, когда произносится очередной тост за процветание фирмы. Достаточно лишь чокнуться со всеми и слегка пригубить шампанское.

3. Постарайтесь больше общаться. Покажите себя многогранной, разносторонней личностью. Конечно, «грузить» присутствующих рабочими вопросами, чтобы доказать свою исполнительность и работоспособность не стоит. Иначе вас в лучшем случае примут за трудоголика-зануду. Можно завести разговор о прочитанных книгах, театре, искусстве, политике. Только не спешите высказываться чересчур категорично. А иначе рискуете раскритиковать Пелевина и только потом узнать, что ваш начальник от него, оказывается, без ума.

Таким образом, трезвость и адекватное поведение – лучший способ защитить свои интересы на корпоративной вечеринке.

Правило № 13 Дипломата на мыло!

Некоторые люди путают разумное отстаивание своих интересов с пресловутым качанием прав. Это большая ошибка! Вот несколько примеров, когда не следует упираться и доказывать свою точку зрения всеми возможными способами!

Итак, вы проявляете излишнее упрямство и качаете права, если:

1. Пытаетесь шантажировать начальство: «Или вы повышаете мне зарплату, или я ухожу в конкурирующую фирму». Конечно, порой запугивание работодателей приносит свои плоды. Но знайте: этот метод работает только один раз. Если вы будете являться с такими угрозами каждую неделю или месяц, начальству будет проще заменить вас, чем удовлетворять ваши бесконечные требования.

2. Прoсите невозможного. Например, запрашиваете нереальный гонорар за свою работу, хотя прекрасно знаете, что услуги такого рода на самом деле стоят значительно дешевле. Или настаиваете на запредельной сумме, зная, что бюджет проекта этого не позволяет. Конечно, претендовать на хорошую зарплату не только можно, но и нужно. Но цифры должны быть реальными. Если же вы просите головокружительные гонорары, зная, что фирма не может себе позволить платить каждому бухгалтеру по пять тысяч долларов в месяц, хочется спросить: на что вы рассчитываете? Думаете, работодателей настолько восхитит ваша компетентность, что они достанут недостающие средства из-под земли? Это маловероятно. Проще им будет найти менее требовательного специалиста. А вас могут заклеймить «примой» и «нахалом», переоценивающим себя и свои способности.

3. Работаете по принципу и нашим, и вашим. Стремясь заработать побольше денег, вы работаете на две конкурирующие фирмы. Казалось бы, что может быть логичнее? Со времен Труффальдино люди усвоили, что быть «слугой двух господ» очень выгодно. С другой стороны, большинство фирм категорически запрещают своим сотрудникам такой порядок работы. И может сработать известный принцип: за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Ваше двуличие может кончиться плачевно, особенно если за дело возьмется служба безопасности фирмы. Так что в погоне за заработком в ваших интересах придерживаться того, что разрешено уставом вашей фирмы.

Правило № 14 Корпоративное побоище

Даже в условиях мира и покоя непросто отстоять свои интересы. Что уж говорить о конфликтных ситуациях, когда вы думаете не столько о своих выгодах, сколько о том, чтобы вообще не потерять свое место в фирме…

И все-таки никогда не стоит пасовать. Даже если на вас обрушилась лавина упреков, жалоб, негатива, сплетен и прочих карьерных неприятностей, не стоит забывать о своих правах и выгодах. Массовая психологическая атака, конечно, очень давит на нервную систему. Если в результате какой-то ситуации все в офисе ополчились против вас, знайте, вас провоцируют. Цель провокации – вывести вас на агрессию, слепую ярость, которая заставит вас совершать необдуманные поступки, например уйти из компании, громко хлопнув дверью и не забрав причитающуюся вам материальную компенсацию («вот, мол, мы какие гордые»).

Другой вариант психологического давления: упреки и взывания к совести с целью внушить вам чувство вины за что-либо. Не поддавайтесь. Человек, который по-настоящему любит себя, никогда не будет понапрасну терзаться. Если вы действительно в чем-то виноваты и можете исправить ситуацию, сделайте это и забудьте. Если вы виноваты, но что-то изменить не в ваших силах, попросите прощения, а главное – простите себя и забудьте, отпустите негативную ситуацию. Потому что в противном случае чувство вины, как мешок с кирпичами, всегда будет тянуть вас назад и вставать поперек ваших интересов.

Так, например, мой знакомый Николай довольно долго работал менеджером по продажам в крупной фирме и всерьез метил на должность управляющего сектором. Но однажды, когда на одной из планерок оглашали результаты сотрудников, у Николая оказался худший результат. Это было не так уж и страшно. План продаж он выполнил, просто слегка отстал по показателям от своих коллег, и те, конечно же, не упустили случая подорвать его самооценку и уверенность в себе. Словно сговорившись, они начали превращать обычную рабочую ситуацию в конфликтную. Одни подходили со словами сочувствия, другие с упреками, третьи с насмешками и язвительными комментариями.

Николай не смог дипломатично и грамотно разрулить эту ситуацию, заставить ее работать на свои интересы. Постоянные «наезды» коллег очень скоро привели к тому, что Николай уволился. Ему пришлось начинать все заново в другой фирме.

Разумеется, ничего этого не произошло бы, если бы он постарался использовать ситуацию себе на пользу. Например, воспринял свое временное поражение как стимул идти вперед семимильными шагами, а затем с азартом вступил бы в погоню за высокими продажами.

Помните: в любой, даже в самой тупиковой ситуации для вас есть некая выгода. Учитесь ее видеть и использовать!

Правило № 15 Дискриминация под запретом

Что такое дискриминация, сегодня знает каждый. Даже шестиклассники проходят это понятие в рамках школьного курса истории. К сожалению, дискриминация – термин отнюдь не исторический. С ним можно столкнуться в реальной жизни и по сей день.

Моя лучшая подруга – весьма востребованная в столице модель. Ее зовут Кэтрин, и ее внешность столь же прекрасна и экзотична, как ее имя. Кэтрин – мулатка, обаятельная и общительная, она из тех девушек, кто сразу располагает к себе людей и постоянно окружен заботливыми друзьями.

Как-то раз Кэтрин обедала со своим старым знакомым Виталием. Они обсудили минувшее лето, планы на будущее, карьерные успехи.

– Слушай, а почему ты до сих пор не появилась на обложке журнала «N»? – спросил Виталий. – Это отличный, престижный мужской журнал, ты бы повысила свой статус, став девушкой с их обложки.

– Да, собственно говоря, я бы с радостью, – отозвалась Кэтрин, – но как это устроить? К ним не так-то просто попасть на кастинг.

– Глупости! Их главный редактор – мой близкий друг. Сейчас я ему позвоню и скажу про тебя, – и с этими словами Виталий решительно набрал номер телефона:

– Алло, Ген, привет, как твои дела? Ничего? Слушай, я тут с девушкой обедаю, ее зовут Кэтрин О., она модель, настоящая красотка. Слышал о такой? Ах, даже видел ее в рекламе?! Ну тем более! Может, поставишь ее к себе на обложку? Нет? А почему? Ну ладно… – И Виталий нажал отбой.

– Ну что? – поинтересовалась Кэтрин.

– Отказал, – растерянно констатировал Виталий, – жаль…

– Да ладно, ничего страшного, подумаешь, – пожала плечами Кэтрин, – а он не объяснил почему?

– Сказал, они принципиально не публикуют фото чернокожих моделей. Ты извини, говорит, у них формат – только европеоидная раса.

– Понятно, – улыбнулась Кэтрин.

Но на самом деле ничего не было понятно. На дворе двадцать первый век, а дискриминация и ущемление прав по половому, расовому, национальному и т. д. признакам все еще имеет место. Как с этим бороться? Как отстоять свои интересы?

1. Не старайтесь избавиться от того признака, по которому вас дискриминируют. То есть если вы женщина, не пытайтесь выглядеть более мужеподобно. Если вы японец, не пытайтесь расширить глаза, если грузин – не прячьте нос. Все мы знаем пример Майкла Джексона, попытавшегося поменять расу, и все мы знаем, чем это кончилось.

2. Делайте акцент на своей особенности. («Да, я женщина, именно поэтому я справлюсь с должностью управляющей отделом. Отделу нужна настоящая хозяйка!» или «Да, я таджик, именно поэтому мне можно смело поручить строительство вашего коттеджа, ведь если отбросить все предрассудки, мы отличные строители!».)

3. Сталкиваясь с дискриминацией, не сдавайтесь сразу: «Ну какие у меня шансы! Туда же берут только мужчин/русских/москвичей!» Если каждый из нас будет пасовать, ситуация никогда не изменится в лучшую сторону.

Правило № 16 Дружба – дружбой, а денежки врозь

Казалось бы, что может быть удобнее, надежнее и выгоднее, чем совместный бизнес с твоими друзьями? На самом деле не все так просто. Дело в том, что хорошие друзья не всегда оказываются хорошими работниками. А разве плохие сотрудники в ваших интересах?

Один мой знакомый любит повторять: хочешь избавиться от друга – возьми его к себе на работу. И в этом есть доля истины. Конечно, свои люди нужны везде и всем. Казалось бы, как хорошо работать рука об руку с близким и проверенным товарищем. И все же есть целый ряд причин, по которым брать на работу приятелей, а также рекомендовать их своему начальству или же налаживать совместный бизнес не следует. Это просто не в ваших интересах, потому что:

1. Сложно оценить работу и профессиональные качества близкого человека достаточно объективно. Конечно, нам кажется, что наши друзья суперталантливы и мегакомпетентны. На практике вы можете ненароком убедиться в обратном. Едва ли это пойдет на пользу вашей карьере или вашей дружбе.

2. Сложно критиковать близкого друга, а совместная работа, как правило, подразумевает критику. Если вы не будете достаточно требовательны к своему другу, получится, что как сотрудник он работает весьма посредственно. А это едва ли пойдет на пользу делу. Кроме того, очень непросто давать приказы, указания и наставления подчиненному, с которым вы обычно ездите на шашлыки и встречаетесь за вечерним коктейлем каждую пятницу.

3. Все ваши рабочие проблемы перейдут в разряд личных проблем. То есть если раньше вы могли прийти и пожаловаться другу на нерасторопных креаторов или взбесившегося начальника, то теперь ваши проблемы вам приходится держать при себе, поскольку ваш друг и есть этот самый нерасторопный креатор.

4. Если вы порекомендовали своего друга на определенную должность, а он оказался недостаточно компетентен, то спрос будет с вас, и вы можете оказаться виноватым. С другой стороны, если вы правдиво охарактеризуете друга, он может на вас обидеться. Таким образом, слишком велика вероятность оказаться между молотом и наковальней.

Вывод прост. Мыслите трезво и здраво! Принимайте или рекомендуйте друга на работу лишь в том случае, если он действительно идеально для этого подходит. Не надо примешивать к профессиональному личное! Это не в ваших интересах, ибо вы можете легко испортить и то, и другое.

Переводчики/редакторы: Ирина Кулешова, Ольга Власова, Марина Лелюхина, Елена Корзникова

Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations

Понравился материал - помогите тем, кому нужна помощь: /

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Примечание переводчиков : В данном отрывке говорится о подготовке подростка, страдающего аутизмом, к так называемому transition process . Это комплекс тренингов и других мероприятий, призванный подготовить подростка к самостоятельному (насколько это возможно) проживанию, обучению в старшей школе и вступлению во взрослую жизнь. В нашей стране аналогов этой программы нет, но в индивидуальных случаях transition process может быть организован при поддержке родителей и близких ребенка, а ряд общих советов о том, как научить ребенка самостоятельно вступать в контакт с миром взрослых и как подготовить его к новому этапу в жизни, может быть полезен и нашему сообществу.

Transition process в тексте переведён как «переходный период».

С чего начать?

Лучший момент для начала программы переходного периода – это время, когда ваш маленький аутист становится молодым взрослым. При планировании этой программы следует прежде всего ориентироваться на мечты, надежды и желания ребенка в настоящий момент.

У некоторых подростков достаточно развиты вербальные навыки, и они могут самостоятельно рассказать о своих надеждах и желаниях, связанных с будущей взрослой жизнью. В этом случае отправной точной планирования программы переходного периода должен стать откровенный разговор о будущем, и скорее всего, одним разговором вы не ограничитесь. Переходный период требует времени, и к этой теме вы ещё не раз вернётесь.

Особые подростки в силу особенностей своего психологического развития могут оказаться не готовы к решению проблем, связанных с грядущим взрослением. Кто-то не сможет рассказать о своих желаниях и потребностях ввиду ограниченности коммуникативных навыков. Такие случаи представляют особую проблему, ведь родные и близкие, естественно, хотели бы, чтобы их взрослеющие дети могли жить так, как им этого хочется.

Программа переходного периода требует времени. Очень важно убедиться, что ваш подросток обладает достаточно развитыми навыками коммуникации, самопомощи и защиты собственных интересов, словом, что он полностью готов взять свою жизнь в собственные руки.

Уметь отстаивать свои интересы – что это значит?

Долгие годы главным «адвокатом» вашего ребёнка при соприкосновении с миром взрослых были вы сами. Вы защищали его, и вы же принимали за него все ответственные решения. Но с возрастом аутисты, как и все люди, должны научиться, в меру своих возможностей, самостоятельно отстаивать свои права.

Поддержка личностного развития молодых взрослых с аутизмом облегчит переходный период и поможет им освоить навыки, необходимые для комфортного существования в мире взрослых.

Отстаивать собственные интересы людям приходится на протяжении всей жизни. В подростковом возрасте прекрасную возможность поддержать у ребенка развитие самосознания, навыков самоконтроля, более глубокого понимания того, что значит быть аутистом, даёт общение со сверстниками в группах психологической поддержки.

Valerie Paradiz, кандидат наук – «Развитие навыков защиты собственных интересов: неотъемлемая часть программы поддержки в период переходного возраста».

Умение отстаивать собственные интересы включает в себя:

  • Способность высказываться от своего имени
  • Умение просить то, что вам нужно
  • Способность договариваться, т.е. вести переговоры с другими людьми, чтобы получить или достичь того, что вам нужно
  • Осведомлённость о своих правах и обязанностях
  • Использование доступных ресурсов
  • Умение объяснить наличие у вас определённых сложностей при помощи слов, картинок или жестов

Никогда не поздно начать учиться отстаивать собственные интересы!

Введение:

Учиться отстаивать собственные интересы приходится на протяжении всей жизни. Обучение начинается с малого — с умения сделать выбор. Более «продвинутые» навыки включают в себя умение вести переговоры, умение говорить о своём диагнозе и т.д. При необходимости освоение этих навыков так же должно быть включено в программу тренингов.

Умение обращаться за помощью – ещё один фундаментальный шаг на пути обучения навыкам защиты собственных интересов. Для успешного освоения человек должен уметь осознать, что имеет определённые трудности, и суметь обратиться к постороннему лицу за помощью в решении проблемы.

Мэтью (15 лет) – подросток с аутизмом и ограниченными речевыми навыками. В сопровождении родственников Мэтью часто ходит в соседний магазин за мороженым. Отец учил его делать покупки. Когда Мэтью научился самостоятельно делать заказ, отец отправил его в магазин самостоятельно. Сам он остался у дверей. Когда Мэтью вышел очень расстроенным, ведь ему дали совсем не то мороженое, которое он хотел получить. Тогда отец предложил ему три варианта дальнейшего развития событий: расстроиться, не получив желанное лакомство, и вообще отказаться от идеи съесть мороженое; съесть то мороженое, которое дал ему продавец; вернуться в магазин, и попросить тот сорт, который хочет — мятное мороженое с шоколадной крошкой. Мэтью выбрал третий вариант. Перед тем как Мэтью вошёл, они с отцом отрепетировали нужную фразу. Мэтью очень нервничал, но всё-таки вернулся в магазин. Он показал продавцу нужный сорт и сказал, что хотел мятное мороженое с шоколадной крошкой. Продавец извинился и обменял покупку. Мэтью был счастлив, получив любимое лакомство, а его отец был ещё счастливее, ведь его ребёнок приобрел новый ценный опыт в деле отстаивания своих интересов.

Оглашение диагноза

Следует помнить, что в деле защиты собственных интересов и прав бывает необходимо сообщить свой диагноз. Поэтому очень важно, чтобы сам подросток понимал, что у него аутизм. Часто родители в разговоре с ребёнком акцентируют внимание на преимуществах, которые даёт ему аутизм, а это хорошая память, энциклопедические знания в разных областях или другие превосходные способности. Но не менее важно чтобы ребёнок представлял, что аутизм – это не только преимущества, но и сложности, и чётко понимал, в каких областях может нуждаться в дополнительной поддержке и помощи.

Многие люди с аутизмом говорят: им стало легче от того, что они поняли – то, что во многом осложняет им жизнь, имеет своё чёткое обозначение. У многих возникло чувство, что их жизнь всё-таки подчиняется определённым законам, которые они просто до сих пор не понимали. Эти люди осознали, что их неспособность понять некоторые вещи — это не их вина, а следствие того, что их мозг работает иначе, чем у большинства.

Каждый человек будет по-разному реагировать на то, что у него аутизм. Стоит возвращаться к этой теме время от времени, чтобы молодой взрослый мог постепенно осознавать полученную информацию. Взрослеющим аутистам стоит подумать о том, чтобы вступить в группу поддержки или клуб для людей с похожими особенностями.

Никогда не поздно начать учиться отстаивать свои интересы. Если вы ещё не начали это делать – не откладывайте на завтра, начните сейчас!

Как мы можем научить человека отстаивать свои интересы?

В процессе обучения индивидуумов умению отстаивать собственные интересы, родители и учителя по-прежнему помогают им принимать решения, объясняют непонятные вещи и ситуации и руководят их действиями. Чтобы научиться отстаивать свои интересы и самостоятельно овладеть всеми этими навыками, нужно время.

В течение дня у вас есть масса возможностей для случайного обучения умению отстаивать собственные интересы. Начните хотя бы с умения делать выбор: что съесть, чем заняться, какую работу по дому сделать. Ниже приведено несколько направлений, которые могут помочь вам расширить сферу интересов вашего подопечного и дать ему или ей возможность почувствовать себя более независимым.

— Планирование дня: возможность выбирать, когда вставать и когда ложиться спать, когда идти в парикмахерскую и когда обедать.

— Личные пристрастия: возможность выбирать, какую одежду носить, какой шампунь покупать или какую кашу кушать на завтрак.

— Выбор обучения: возможность выбрать, где ты будешь учиться, кто будет тебе помогать. Например: ты будешь работать дома, или в библиотеке?

— Отношения с персоналом: обсуждение с людьми, пользующимися услугами персонала, наблюдение над отношениями персонала и их подопечных.

— Приём на работу персонала: обращение за помощью для найма кураторов.

Цитата из книги «Это мой выбор» (It’s my choice), подготовленной Губернаторским Советом по нарушениям развития штата Миннесота (Minnesota Governor’s Council on Developmental Disabilities) (стр. 83):

Когда вы будете учить вашего молодого взрослого отстаивать свои права, каждый вопрос, скорее всего, будет укладываться в пять простых шагов:

— Какое решение тебе нужно принять?

— Какие у тебя есть варианты?

— Оцени каждый из вариантов, взвесь все плюсы и минусы.

— Выберите лучший вариант. Сформулируйте, почему он для вас предпочтительнее.

— Еще раз всё взвесьте, удостоверьтесь, что приняли лучшее решение.

Более полно эта тема изложена в буклете The Wisconsin Department of Public Instructions, Opening Doors, (www.dpi.state.wi.us/sped/transition.html) .

Умение отстаивать собственные интересы и переходный период

Не важно, где будет жить ваш взрослеющий ребенок, где работать, в каком обществе вращаться — умение отстаивать свои интересы пригодится везде. Есть несколько приёмов, которые могут помочь подросткам и их семьям понять, чего они хотят, сформулировать и развить навыки, необходимые для того, чтобы реализовать свои желания.

«Умение отстаивать свои интересы играет важнейшую роль почти во всех областях общественной жизни… Чем более социально активными будут люди с расстройствами аутистического спектра, тем чаще они смогут самостоятельно отстаивать свои интересы и право на комфортную жизнь, личное счастье и благополучие».

Valerie Paradiz , PhD «Полный курс обучения умению отстаивать свои интересы»

Перед тем, как отправиться на встречу с руководством вашего школьного округа по поводу программы переходного периода, найдите время поговорить с вашим подростком о его планах на будущее. Постарайтесь разбить глобальные планы на более мелкие и краткосрочные задачи.

В помощь родителям, которые хотят помочь своим аутичным детям подготовиться ко взрослой жизни и сформулировать свои планы на будущее, существует несколько неплохих пособий.

Под руководством советника губернатора штата Миннесота по работе с людьми с нарушениями развития была подготовлена книга «Это мой выбор». Для работы над обозначенной проблемой мы бы рекомендовали, прежде всего, ее. Книга доступна в Интернете: www.mnddc.org/extra/publications/choice/Its_My_Choice.pdf

В приложении к нашей брошюре вы найдёте несколько вопросов, рассмотренных в этой книге.

Еще одна полезная книга «Преврати мечту в реальность» («Keeping it Real»). Книга доступна на сайте: http://rwjms.umdnj.edu/boggscenter/projects/keep_real_more.html

На этом же сайте представлен целый курс мероприятий переходного периода, состоящий из 12-ти глав. В курс также включено руководство для родителей, справочник для учителей и специальный модуль, обучающий ведению финансов. Некоторые курсы доступны также на испанском языке.

Индивидуальное планирование

Индивидуальное планирование жизни – продолжительная процедура, призванная помочь людям с инвалидностью подготовиться к вступлению во взрослую жизнь и решать текущие проблемы. Перед началом работы по программе все члены команды обычно встречаются вместе. Сам подросток может решить, кого он хотел бы видеть среди участников процесса. На встрече, помимо специалистов, могут присутствовать родители, друзья, представители общественных организаций и т.д. Главное, чтобы собравшиеся люди были готовы работать в команде ради главной цели – помочь подростку, страдающему аутизмом, подготовиться ко взрослой жизни, реализовать свои планы и мечты.

В группе, как правило, присутствует руководитель, который координирует всех участников и направляет их работу. Основная задача первой встречи – определить возможности, доступные «виновнику» встречи, человеку, страдающему аутизмом. Во время встречи определяется, как и каким образом он в состоянии принимать участие в общественной жизни, есть ли возможность получить высшее образование, как можно обеспечить для него максимальную независимость во взрослой жизни. Впоследствии подобные встречи будут повторяться для координации работы всех членов команды и выработке общих стратегий.

Индивидуальный план поддержки поможет вам и вашему подростку сформулировать планы на будущее и понять, каким способом их можно реализовать. Это очень важный шаг, который стоит предпринять до того, как ваш подросток перейдёт в старшую школу. Для тех семей, где дети уже перешли в старшую школу, эта программа остаётся ценным инструментом, помогающем подростку осознать и реализовать свои надежды и мечты.

Во время работы по программе психологической поддержки подросток закрепляет умение отстаивать собственные интересы в разных ситуациях. Возможно, вы захотите оказать вашему ребенку дополнительную поддержку. Предложите ему ознакомиться с книгами «Это мой выбор» (It’s my choice) и «Преврати мечту в реальность» (Keeping it Real). Можно попросить куратора сообщить вам примерные темы ближайших встреч и заблаговременно обсуждать их с вашим ребенком. Для подготовки к встрече с командой также могут помочь социальные истории. Если ваш ребенок с трудом формулирует свои мысли в устной форме, возможно, вы захотите подготовить для него карточки, которые он сможет использовать в качестве подсказки.

Есть несколько моделей реализации программы индивидуального планирования подготовки ко взрослой жизни, которые можно осуществить в домашних условиях. Это не единственные возможные варианты, но они могут стать основой для работы семей, готовых включиться в процесс.

Планирование «Альтернативного будущего с надеждой» (PATH )

PATH – в реализации этой модели для постановки целей индивидуального планирования используют графические подсказки для визуализации образов желаемого будущего. Модель разработали Jack Pearpoint, John O’Brien, и Marsha Forest.

PATH будет полезен для работы группы, целью которой является помощь молодому взрослому с аутизмом в планировании его будущего. Модель включает в себя несколько шагов:

«Путеводная звезда» , мечта, визуализация: представьте вашу жизнь через много лет.

Ближайшие цели , чтобы помнить о будущем: сформулируйте достижимые и позитивные планы на ближайшие 1-2 года.

Текущее положение дел: определитесь, какие ресурсы доступны вам на данный момент.

Участие: кто должен подключиться, чтобы мы достигли успеха?

«Стать сильнее»: что поддержит вас, даст силы двигаться вперед?

«Шесть месяцев из будущего»: оглянитесь назад — что изменилось за последние шесть месяцев?

— «Один месяц»: что изменилось за последний месяц?

«Первые шаги»: составьте список первоочередных шагов для начала работы по программе и назначьте куратора, который будет контролировать работу и оказывать вам поддержку.

Информация о PATH :

www.ont-autism.uoguelph.ca/PATH-jan05.pdf

Больше подробных ресурсов о PATH :

www.inclusion.com/path.html

Составление карты жизни (MAPs )

MAPs – это инструмент, помогающий человеку создавать и планировать его жизнь. MAPs – компас, который указывает направление к счастливому будущему. MAPs начинается с того, что человек в графической форме изображает себя, свою жизнь и планы на будущее. И в дальнейшем его действия соотносятся с этим планом.

  • 1. Как начать?

Позвольте куратору поприветствовать группу, рассказать о цели собрания и пояснить, с какими целями вы собрали людей.

  1. 2. Как создаётся карта жизни?

Позвольте всем участникам процесса внести свой вклад в создание карты.

  1. 3. О чём вы мечтаете?

Один из главных вопросов. Каждый участник процесса должен понять, когда и как от него ждут поддержки, когда придёт время разрабатывать план действий.

  1. 4. Чего вы боитесь?

Как инструмент поддержки, индивидуальное планирование может включать в себя воссоздание страхов и самых негативных ситуаций на пути к желаемому будущему.

  1. 5. Кто вы в глазах других?

Все участники по очереди дают характеристику человека, для которого разрабатывается модель индивидуального планирования. Сам он в данном случае просто слушатель.

  1. 6. Какие у вас таланты, способности, в чём ваша сильная сторона?

Общими усилиями составляется список положительных черт, способностей и достижений объекта.

  1. 7. В чём вы нуждаетесь?

Участники сообща решают, какие ресурсы понадобятся для того, чтобы помочь объекту воплотить его мечту.

  1. 8. Каков план действий?

На этом этапе участники сообща решают, какие действия нужно предпринять и как распределить обязанности, чтобы помочь осуществлению плана — достижения заветной мечты объекта.

Cornell University ILR School Employment & Disability Institute: The Person Centered Planning Education

Для более подробный информации смотрите:

На картинке пример MAPs

Цель тренингов правовой самозащиты состоит в том, чтобы убедиться, что люди с аутизмом способны обеспечить реальным действием свои мысли и мечты о будущем.

Когда ваш ребенок еще маленький, вы отстаиваете практически все его интересы. Вы говорите от его имени в детском саду, рассказываете врачу о том, где и что у него болит, и вмешиваетесь в случае необходимости, чтобы помочь малышу получить право покататься на качелях. Однако все дети вырастают и со временем должны научиться стоять за себя сами.

Обучение навыку защищать собственные интересы поможет вашему ребенку на протяжении всех школьных и университетских лет, а также в его взаимоотношениях и успешном построении карьеры.

Вот некоторые советы, которые помогут вам научить ребенка отстаивать собственные интересы и мнение:

  • Учите ребенка быть надежным, искренним и заслуживающим доверия. Его действия должны гармонировать с его чувствами. Обучая его огромному значению ценностей и целостности, вы укрепите его внутренний стержень и, таким образом, его способность быть ассертивным*.
  • Объясняйте разницу между ассертивностью и агрессивностью. Старая поговорка гласит: «Важно не то, что ты говоришь, а как ты это говоришь», ее смысл значим для правильного понимания защиты своего мнения. Обучение ребенка умению тактично и четко объяснять свою позицию и свои чувства по отношению к другим людям, не принимая оборонительной позиции, позволяет ему отстаивать собственные интересы без необходимости чьего-либо одобрения. Если ваш ребенок обеспокоен тем, как его воспринимает окружение, он теряет способность лидировать и вести за собой других людей.
  • Важно научить ребенка быть тем, кем он сам хочет себя видеть. С помощью вашего собственного искреннего и открытого взаимодействия с другими людьми вы должны ежедневно показывать и учить ребенка уважать чужое мнение, ценить его, а затем следовать велению своей совести и своему внутреннему убеждению. Жизнь состоит из взаимоотношений, поэтому умение вашего ребенка отстаивать свои интересы способствует развитию наибольшего потенциала здоровых взаимоотношений с другими людьми. Демонстрируйте детям пример хороших управленческих навыков (планирование, организацию работы, контроль над ее выполнением, использование тайм-менеджмента и т. д.) - это научит их защищать собственные интересы без доминирования над людьми.
  • Учите ребенка внимательно слушать и практиковать эмпатию (осознанное сопереживание). Учите его ценить идеи и мысли других людей и не идти на конфронтацию с ними в случае разногласий, а также не отказываться при этом от собственных убеждений. Учебные группы, спортивные команды, детские клубы - все это многочисленное окружение может научить вашего ребенка защищать собственные интересы без чрезмерного руководства со стороны.

​Защита собственных интересов - это один из способов взять под контроль свою судьбу. Когда ваш ребенок научится стоять за себя, то сможет в полной мере самореализоваться и максимально раскрыть свой личностный потенциал. Польза от обучения уметь отстаивать собственные интересы огромна: от способности избавляться от нездоровых взаимоотношений до способности просить о повышении и получать продвижение по карьерной лестнице.

* Ассертивность - поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость по отношению к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает, и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.