Визит хрущева в англию на крейсере орджоникидзе. Почему британцы аплодировали Хрущеву, грозившему их «закопать»? Из досье кп

Англичане хранили этот «подводный секрет» более полувека. И лишь сравнительно недавно на страницах «Таймс» появилось сообщение о том, что министерство обороны Великобритании официально подтвердило тот факт, что в октябре 1955 года в Портсмутской гавани водолазами из специального разведывательно-боевого подразделения была проведена операция по исследованию гидроакустического оборудования советского крейсера «Свердлов», прибывшего в Англию с дружественным визитом.

Тогда, в середине 1950-х, в море у Британских островов разыгралась уникальная шпионская эпопея.

Удивительный «бис»

«Владычицу морей» уязвили в самое сердце. Не одно столетие англичане привычно считали, что их военные корабли лучшие в мире. Но вдруг у русских появился чудо-крейсер!

Проект советских конструкторов под кодовым обозначением «68-бис» оказался очень удачным. Первый артиллерийский крейсер этой серии, получивший название «Свердлов», уже вскоре после своего спуска на воду публично продемонстрировал уникальные возможности. Прибыв в апреле 1953-го на Спидхедский рейд для участия в морском параде по случаю коронации английской королевы Елизаветы II, советский корабль на глазах у изумленных британцев ошвартовался их фирменным способом фертоинг - да как! Если по нормам королевского флота на такую швартовку отводился 1 час 20 минут, если прибывшие перед «Свердловым» американские и французские корабли потратили на фертоинг более двух часов, а шведам не хватило даже четырех, то советские моряки управились за 12 минут!

Неужели у русских на крейсере стоят особые рули или какая-то сверхоригинальная система управления ходом?!

Словно в насмешку над озадаченными островитянами «Свердлов» два года спустя, во время своего следующего визита в Великобританию, опять продемонстрировал невиданную прыть. Проходя в составе эскадры через забитый густым туманом пролив Бельт, наш корабль вдруг вышел из общего строя, свернул с глубоководного фарватера, на полном ходу пересек песчаную отмель и затем вновь с поразительной точностью и быстротой занял свое прежнее место в кильватерной колонне.

Столь удивительный маневр был зафиксирован натовскими радарами наблюдения и вызвал большую озабоченность у западных адмиралов. Они склонны были считать, что новейший корабль русских таким образом проводит «в условиях, максимально приближенных к боевым», испытания по прорыву крейсеров из Балтийского моря на просторы Атлантики. (В действительности - вот уж анекдот! - на ходовом мостике «Свердлова» просто допустили ошибку, прокладывая курс.)

Как бы то ни было, английские эксперты пришли к однозначному выводу: крейсера русских, построенные по проекту «68-бис», явно превосходят по своим возможностям все корабли аналогичного класса, плавающие под флагом империи. Значит, надо выведать секреты хитроумных русских корабелов!

Крейсер «Орджоникидзе»

Цена беспечности

Попытки «расшифровать» особенности конструкции нового советского корабля предпринимались англичанами еще во время первого захода «Свердлова» на туманный Альбион.

Тогда среди многочисленных гостей на крейсер проник под видом газетного корреспондента бывший британский военно-морской атташе, высланный несколькими годами раньше из СССР. Этот господин очень активно щелкал своим фотоаппаратом во всех закоулках крейсера, куда только смог добраться.

Однако на их хитрости у нас были свои контрмеры. Лазутчика быстро вычислили, а потом будто невзначай пригласили на очередное праздничное застолье в кают-компанию. Там экс-атташе не устоял перед соблазном выпить. Опытные в этом деле советские офицеры-чекисты быстренько напоили англичанина водкой до невменяемого состояния и беспрепятственно конфисковали у него все отснятые фотопленки с «секретами».

Во время стоянки «Свердлова» в гавани военно-морской базы Портсмут осенью 1955-го тоже была опасность шпионских вылазок со стороны хозяев. И больше всего следовало опасаться их боевых пловцов. Ведь еще со времен войны у англичан существовала отличная подводно-штурмовая группа - 12-я флотилия королевского военно-морского флота под командой капитана Крэбба.

Однако, по агентурным сведениям, полученным нашими контрразведчиками, именно в середине октября, когда советская эскадра ошвартовалась у Британских островов, база пресловутой 12-й флотилии в Портсмуте была пуста. Значит, боевых пловцов поблизости нет. А потому командование нашей эскадры не стало особо беспокоиться по поводу усиленных мер охраны крейсеров и эсминцев. За всю неделю стоянки в чужом порту «сверху» не было отдано ни одной команды о проведении водолазного осмотра днищ кораблей.

Лишь теперь, много лет спустя, можно после публикации «Таймс» с уверенностью сказать: наши флотские командиры допустили в 1955-м серьезную ошибку. Английским «людям-лягушкам» удалось-таки перехитрить русских моряков и их опекунов из советской контрразведки. Обследование подводной части «Свердлова» вражескими диверсантами прошло без помех.

Однако желаемых результатов оно не дало. Британские специалисты так и не смогли до конца разобраться в секретах советских крейсеров. Необходимы были дальнейшие «натурные исследования».

Возможность для них у англичан появилась уже через несколько месяцев: в апреле 1956 года в Англию пришел очередной советский конвой во главе с крейсером «Орджоникидзе», построенным по тому же проекту «68-бис». Правда, на сей раз шпионские акции были чреваты особо крупными международными неприятностями: ведь на крейсере прибыли с официальным визитом в Англию руководители СССР Хрущев и Булганин.

Но нашелся человек, не побоявшийся рискнуть, - тот самый капитан Лайонелл Крэбб, долгие годы возглавлявший 12-ю флотилию королевского военно-морского флота.


Крейсер «Орджоникидзе»

Гранатами или кинжалом?

Судя по всему, именно он с несколькими своими бойцами столь удачно обшаривал под водой днище «Свердлова», обнаружив там кое-какие оригинальные элементы гидроакустического оборудования крейсера. Теперь основным объектом изучения должны были стать руль и винты «свердловского близнеца» «Орджоникидзе». Однако на сей раз опытнейший «человек-лягушка» все-таки сплоховал.

В моем архиве сохранилась запись воспоминаний одного из членов экипажа «Орджоникидзе», инженера-механика, - поделился информацией во время встречи с корреспондентом «МК» покойный ныне историк и писатель, капитан I ранга в отставке Октябрь Бар-Бирюков. - Он рассказал, что однажды во время стоянки в английском порту кто-то из вахтенных вдруг заметил, как возле борта показался человек в водолазном костюме.

Учитывая, что на крейсере находились первые лица государства, командир корабля не решился действовать самостоятельно и немедленно передал эту информацию начальнику охраны Хрущева.

Тот приказал своим ребятам-охранникам забросать аквалангиста ручными гранатами. Потом было дано распоряжение обследовать днище «Орджоникидзе»: вдруг вражеские диверсанты там какую-нибудь пакость оставили. Но корабельные водолазы ничего подозрительного под водой не нашли. Не обнаружили они и тела подорванного подводника…

В других источниках можно найти иную версию. Якобы в тот день, 18 апреля, заметив неизвестного пловца в районе кормовой части крейсера, с мостика отдали команду провернуть несколько раз гребные винты. Эти огромные лопасти попросту подгребли к себе аквалангиста… И никаких гранатных взрывов, никакого шума.

Конечно же, СССР направил британскому правительству официальный протест. А в ответ получили формальные извинения и категорическое заявление, что власти Соединенного Королевства не имеют к инциденту отношения, - провокация эта, мол, организована какой-то третьей стороной.

В английских газетах уже на следующий день появились сообщения о том, что опасную «спортивную авантюру» с погружением под русский крейсер затеял некий аквалангист-любитель, у которого во время заплыва внезапно разгерметизировался костюм, что и привело к смерти.

Лишь через 10 дней после случившегося английское адмиралтейство официально объявило об исчезновении знаменитого подводника, возглавлявшего отряд «людей-лягушек», капитана Крэбба.

При этом было сказано, что Крэбб на тот момент уже был уволен со службы и действовал как гражданское лицо, выполняя по заказу частной фирмы «работы по проверке технического состояния секретного подводного оборудования неподалеку от Портсмута».

Однако подобные объяснения удовлетворили далеко не всех. Был даже послан парламентский запрос об истории с капитаном Крэббом. Премьер-министру Великобритании Энтони Идену пришлось специально приехать по этому поводу в парламент и предупредить депутатов, что разглашение обстоятельств исчезновения Крэбба противоречит государственным интересам.

Шумиха вокруг знаменитого пловца-диверсанта вновь поднялась год спустя. Весной 1957-го рыбаки на южном побережье Англии, неподалеку от городка Чичестер, обнаружили плавающие в воде останки неизвестного, одетого в водолазный комбинезон. У трупа отсутствовали голова и обе руки, однако несколько человек, приглашенных для идентификации, все-таки опознали в погибшем Лайонелла Крэбба. Впрочем, были и явные нестыковки: размер ноги не тот, волосы на теле иного цвета, чем у командира 12-й флотилии, а на левом колене нет шрама от раны, полученной капитаном в годы войны.

Тем не менее 4 июля 1957 года на портсмутском кладбище появилась новая могила. На монументе, венчающем ее, - надпись «Коммандер Крэбб».

Спустя 50 лет, на исходе 2007-го, в этой запутанной истории появилась еще одна страничка. Информационное агентство передало новость: обнаружился человек, лично перерезавший горло легендарному коммандеру. Бывший водолаз Эдуард Кольцов открыл секрет полувековой давности: якобы именно он, в то время 23-летний советский спецназовец, убил британского «человека-лягушку». По словам Кольцова, он находился в составе экипажа моряков, прибывших на «Орджоникидзе» в Англию, и однажды получил приказ проверить, что за подозрительные движения замечены рядом с крейсером.

«Я увидел силуэт ныряльщика в форме, который возился с чем-то у правого борта, в районе корабельного хранилища боеприпасов, - вспоминал Кольцов. - Подплыв поближе, увидел, что он прикрепляет мину». В завязавшейся схватке советский моряк якобы сумел прикончить вражеского диверсанта. За храбрость его наградили орденом Красной Звезды. Кроме того, на память о том событии Кольцов даже сохранил нож, которым он тогда воспользовался.

Вариантов этой «диверсантской» истории, как видим, много, однако какая из них соответствует действительности, так и остается неясным. Более того, неопровержимых фактов, касающихся смерти Крэбба, до сих пор так и нет. Высказывались даже подозрения, что знаменитый водолаз остался жив.


Приключения англичанина в России

Несколько лет спустя жена «человека-лягушки» вдруг получила по почте конверт с маленькой фотографией внутри, - рассказал Октябрь Бар-Бирюков. - На снимке она смогла разглядеть: в центре группы людей в советской военной форме стоит ее Лайонелл!.. После этого женщина получила еще несколько анонимных посланий, сообщающих, что ее муж жив.

Мистика? Чудовищный розыгрыш? Английский писатель и исследователь Джон Хаттон посчитал, что вовсе нет. Он выпустил книгу, посвященную коммандеру Крэббу, где пытался доказать, что знаменитого подводника-диверсанта тайно вывезли в СССР.

В тот злополучный день, 18 апреля, Крэбба якобы вовсе не уничтожили. Сразу после обнаружения под бортом «Орджоникидзе» неизвестного аквалангиста с крейсера и соседнего с ним миноносца «Смотрящий» спустились несколько советских водолазов, которые смогли скрутить в воде диверсанта и поднять его на палубу.

Затем подводнику вкалывали мощные дозы снотворного, поддерживая его фактически в бессознательном состоянии. Через некоторое время после того, как «Орджоникидзе» вышел в открытое море, держа курс к советским берегам, над крейсером завис вертолет, на который в корзине подняли обмякшее тело (этот процесс якобы наблюдала команда находившегося в том районе датского фрегата).

Крэбба воздухом переправили в польский Щецин, а оттуда - в Москву. Здесь товарищи из компетентных органов в течение некоторого времени обрабатывали коммандера и в конце концов склонили к сотрудничеству, сообщив, что на родине его все равно будут считать погибшим, когда выловят из воды тело «дублера».

Через некоторое время на Тихоокеанский флот прибыл для прохождения службы лейтенант Лев Кораблев. Он занимался спецподготовкой морских пехотинцев, говорил по-русски с явным акцентом и никогда никому не рассказывал о своей жизни и семье.

Много лет спустя, в 1976-м, кто-то из знавших прежде Крэбба вроде бы даже встретил его в Болькенхагене, на территории тогдашней ГДР, где старый ас-подводник тренировал ныряльщиков.

Правда ли это? Сегодня ничего точно утверждать нельзя. Ведь официальные инстанции Англии своим упомянутым выше заявлением лишь чуть-чуть приоткрыли занавес над шпионской историей, разыгравшейся почти 60 лет назад.

Этот пост посвящен ветерану военной разведки Эдуарду Петровичу Кольцову, который сейчас живет в Ростове-на-Дону. Он участник нашумевшего в свое время международного скандала, связанного с попыткой подрыва крейсера "Орджоникидзе" во время визита Н.С. Хрущева в Англию в 1956 году.

"...Пирс был ярко освещен огнями, ночное море слегка фосфоресцировало, так что некоторая видимость под водой была. Я осторожно обогнул корму крейсера, и сразу заметил где-то примерно посередине корпуса, как раз напротив того места, где расположены пороховые погреба, темнеет силуэт пловца...
Я схватил его ноги, и резко потащил вниз, на себя. Когда со мной поравнялось его лицо, наотмашь ударил ножом по горлу. Перерезал его вместе с дыхательными трубками. Все произошло автоматически: этот прием мы отрабатывали в разведшколе"...

Именно так был ликвидирован известный английский диверсант Лайонелл Крэбб. Человек, который это сделал, ныне проживает в Ростове-на-Дону. Это ветеран военной разведки Эдуард Петрович Кольцов. Прошло 50 лет, российские спецслужбы рассекретили свои архивы касательно этого нашумевшего в свое время международного скандала, и теперь Эдуард Кольцов может рассказать, как он, совсем мальчишка, сумел ликвидировать самого опытного в те времена подводного пловца и диверсанта.

В 2006-2008 годах в наших и зарубежных СМИ появилась целая серия публикаций, связанных с далеким 1956 годом. Они касаются визита в Великобританию председателя Совета министров СССР Н.А. Булганина и члена президиума Верховного Совета СССР Н.С. Хрущева, который в то время начинал забирать всю полноту власти в стране.
Лидеры СССР прибыли в английский город Портсмут с визитом доброй воли на крейсере «Орджоникидзе». Британское правительство дало советской стороне гарантии безопасности: имелось ввиду, что никакие разведывательные действия по отношению к боевому кораблю предприниматься не будут. А вскоре после прибытия разгорелся «шпионский» скандал: пропал известный английский боевой пловец Лайонел Крэбб. Англичане утверждали, что его похитили или убили русские.
Один из участников этой истории Эдуард Петрович Кольцов, сейчас живет в Ростове-на-дону. «Я молчал об этом 50 лет, до тех пор, пока не стали публиковать различные небылицы об исчезновении Крэбба, - говорит Эдурад Петрович. - Теперь я могу открыто заявить: англичанина Лайонела Крэбба ликвидировал я - в короткой схватке под водой возле борта крейсера «Орджоникидзе».


На снимках: крейсер "Орджоникидзе; боевые пловцы того времени

В 1956 году «холодная война» была в самом разгаре. Несмотря на это, Н.С. Хрущев принимает решение посетить Англию. Этот правительственный визит был призван улучшить отношения СССР со странами Запада. Хрущев отказался лететь на самолете, и распорядился, что в Портсмут пойдут три корабля: новейший крейсер «Орджоникидзе» с членами делегации на борту, эсминцы «Смотрящий» и «Совершенный».

Естественно, к столь важному мероприятию проводилась соответствующая подготовка. Была задействована разведка не только аналитическая, но и силовая, на случай возникновения нештатной ситуации.
- Подготовка похода проводилась на Балтике, в Минной гавани Таллина, причем старались чтобы в это время в Купеческой гавани, расположенной рядом, было меньше иностранных судов, - вспоминает Э.П. Кольцов. - Личный состав на кораблях был подобран с особой тщательностью. Проводились тренировочные швартовки. Швартовка такого гиганта как крейсер требует ювелирного искусства. А Военно-морской флот СССР всегда должен быть лучшим!

На борт крейсера поднялась и группа боевых пловцов «Барракуда», в которую входил Эдуард Кольцов. Ее присутствие держалось в строгой тайне: все пловцы носили форму старших матросов и формально входили в экипаж крейсера. Но выполняли особые задачи.
- При подготовке похода, еще в Таллине произошел казус, - говорит Э.П. Кольцов. - Капитан 3-го ранга из отдела обеспечения разведоперации зашел в кубрик БЧ-4, увидел старших матросов, и не обратив внимания на присутствие личного состава эсминца спросил: «Как устроились, разведчики?». Последовала немая сцена. Сразу доложили начальнику контрразведки Тишкину. Ребят поменяли с другим эсминцем, кэп получил свое.

Эдуард Кольцов коренной ростовчанин. Рос хулиганистым, задиристым парнем. Занимался боксом, достиг разряда мастера спорта. Поступил в техникум, откуда его призвали в армию. Сборный пункт был в Севастополе, так что сразу стало ясно: предстоит служить на флоте.
- Нас называли «команда раз», в нее отбирали физически подготовленных парней, - вспоминает Эдуард Петрович. - А я со своим техникумом (в то время даже десять лет школы было как высшее образование) вообще считался за интеллигента. «Покупатель», капитан третьего ранга, повез нас на Балтику, где в 1954 году была создана спецшкола особого назначения - ОСНАЗ. Там мы, вчерашние мальчишки, стали проходить настоящую школу диверсанта. Учились водить технику, прыгать с парашютом, изучали морское дело, взрывчатку, самбо, и совершенно новую дисциплину: борьбу под водой. Наш отряд назывался «Барракуда»: это было элитное спецподразделение Главного разведуправления.

В школе ОСНАЗ Эдуард Кольцов впервые услышал имя Лайонела Крэбба, который считался легендой среди боевых пловцов. Отряд командора Крэбба во время Второй Мировой войны противостоял итальянским боевым пловцам в проливе Гибралтар. На личном счету Крэбба числилось несколько взорванных итальянских и немецких транспортных судов (он прикреплял мины к их днищам). В закрытые учебники вошла схватка под водой Лайонела Крэбба с тремя итальянцами. Он зарезал двух противников, а третьего захватил в плен.
Вряд ли тогда простой парень из Ростова представлял, что однажды он встретится с Крэббом, и это произойдет под водой.


Крэбб имел прозвище Buster: в вольном переводе - Отморозок

18 апреля 1956 года. Отряд кораблей Балтийского флота входит в гавань Портсмута. Тысячи встречающих на пирсе наблюдают, как громада крейсера водоизмещением 16 тысяч тонн идет на швартовку прямо к причальной стенке со скоростью 30 узлов. Корма крейсера все ближе и ближе. Крик испуганной толпы, люди в испуге отхлынули от пирса. Но тут последовала команда команда: «стоп машины», «реверс» и «полный вперед». Словно споткнувшись, крейсер замер на месте и нежно прислонился к причальной стенке.

Восторгу толпы не было предела. Упорные тренировки принесли эффектный результат. Такой мастерской швартовки в Англии никто еще не видел. Это был триумф Военно-морского флота СССР!
- Встреча была необыкновенно теплой. Когда высокие гости покинули корабль, было разрешено его посещение простыми англичанами. На палубе крейсера были накрыты фуршетные столы с истинно русским размахом: икра, балыки, различные разносолы, и конечно «Столичная» водка. Мы видели как англичане тащили со столов бутерброды, а особенно водку. Нам было смешно. На следующий день в местных газетах появилась карикатура: русский моряк невысокого роста, мощный с широкими плечами, тащит двух длинных, худых пьяных английских моряков, а из карманов у них торчат бутылки водки, - вспоминает Эдуард Кольцов.


Крейсер "Орджоникидзе" входит в Портсмут

Один из фотоснимков корабля-красавца

В два часа ночи акустик крейсера «Орджоникидзе» доложил, что слышит подозрительные шумы по правому борту. По штормтрапу с противоположного левого борта в воду спустился Эдуард Кольцов, облаченный в гидрокомбинезон (ГК-3). Ему было приказано выяснить причину этих шумов. Связи у него не было, из оружия - только нож. В «случае чего» предписывалось действовать по своему усмотрению.

Пирс был ярко освещен огнями, ночное море слегка фосфоресцировало, так что некоторая видимость под водой была, - вспоминает Эдуард Кольцов. - Я осторожно обогнул корму крейсера, и сразу заметил, что примерно посередине корпуса, как раз напротив того места, где расположены пороховые погреба, темнеет силуэт пловца.

Он был так увлечен своим делом, что не заметил приближения противника. Кольцов уже увидел, чем занимается ныряльщик: прилаживает к борту крейсера магнитную мину (диверсанты называли ее «липухой»). Подводная часть крейсера обросла ракушками, и чтобы мина плотнее прилегла, ныряльщик почистил это место ножом. Его погубила самоуверенность: эти шумы и услыхал наш акустик.
- Я сначала осмотрелся: по всем правилам диверсант не должен был действовать в одиночку, рядом могло находиться прикрытие. Но никого не было. И тогда я из глубины пошел прямо на него.

Когда я приблизился к Крэббу, он уже повернулся от борта, чтобы уходить, - рассказывает Эдуард Кольцов. - Я схватил его ноги, и резко потащил вниз, на себя. Когда со мной поравнялось его лицо, наотмашь ударил ножом по горлу. Перерезал его вместе с дыхательными трубками. Все произошло автоматически: этот прием мы отрабатывали в разведшколе.

Сразу в воде образовалось бурое облако крови. Я оттолкнул тело от себя, и вдруг заметил, какого маленького роста был диверсант. Я даже испугался: не ребенка ли прирезал? Опять приблизил его к себе, и увидел перед собой лицо взрослого мужчины, примерно 50 лет (Крэббу было 48). Поразило, что на нем была не маска, а очки ныряльщика, причем я рассмотрел, что очки были с диоптриями. Позже наши разведчики выяснили, что Лайонел Крэбб был близоруким.

Кольцов перетянул трубками костюм Крэбба, создав относительную плавучесть, и пустил его тело по течению. После этого приблизился к мине. Подковырнул ножом магниты, отделив от борта, и отбуксировал в дальнюю часть пирса, где было скопление веток и другого мусора. Засунул мину под эту кучу. «Вполне возможно, что она и сегодня лежит там», - говорит Э.П. Кольцов.

Когда пловец поднялся на борт, его командир, кавторанг, увидел по перекошенному лицу, что под водой что-то произошло.
- Рыба, небось, о борт ударила, - подмигнув, спросил кавторанг.
- Да, просто большая рыба, - как можно спокойнее постарался ответить Кольцов.
Командир увел пловца на корму, где тот доложил, как было дело. «Ты зря снимал мину самостоятельно, _ попрекнул Кольцова командир. - А теперь запомни: под водой ровно ничего не было».


А.Н. Туполев, И.В. Курчатов, Н.С. Хрущев на борту крейсера "Орджоникидзе"

На следующий день на званом обеде в честь советской делегации Никита Сергеевич Хрущев вдруг задал вопрос первому лорду английского адмиралтейства: «А что за пловец нырял возле нашего крейсера?» (как видно, это был напарник, искавший под водой исчезнувшего Крэбба)
Разразился дипломатический скандал. СССР фактически обвинил Великобританию в нарушении гарантий неприкосновенности. А через два дня газеты запестрели заголовками: «Где вы, командор Крэбб?» Премьер-министр Энтони Иден был вынужден оправдываться перед своим парламентом. Правительственная нота, где упоминалась фамилия Крэбба, появилась на страницах газеты «Правда».

Англичане сразу предположили, что мы украли Крэбба и держим где-то на корабле, - говорит Э.П. Кольцов. - Под видом посетителей на борт крейсера поднимались разведчики, мы их безошибочно вычисляли по осанке и манере поведения. Они осмотрели весь корабль, просили даже открыть якорные ящики. Мы выполняли их просьбы: Крэбба на борту «Орджоникидзе» все равно ведь не было!

ВЕРСИИ

Все документы, связанные с этой операцией, англичане засекретили на 100 лет, до 2056 года. В России заговорили о «деле Крэбба» по истечении 50 лет. В открытой печати появились сведения, позволяющие выдвигать версии: что делал командор Крэбб под днищем крейсера «Орджоникидзе»?

Версия № 1: технический шпионаж.

За год до визита «Орджоникидзе», в Англию заходил другой новейший крейсер такого же проекта - «Свердлов». Он поразил англичан своей маневренностью и ходовыми качествами. На крейсере была применена новейшая тогда разработка советских кораблестроителей: винты подруливания, установленные в носовой части. За этим секретом и охотилась западная разведка.
В английских газетах принципиально не упоминается, что Крэбб пытался поставить мину. Англичане говорят, что командор только «обследовал» корпус крейсера. Но ведь ростовчанин Эдуард Кольцов своими руками снимал инерционную магнитную мину с борта «Орджоникидзе»!

Версия № 2: уничтожить советских вождей.

Помимо Хрущева и Булганина на борту крейсера находились люди, от которых напрямую зависела обороноспособность страны: это создатель ядерного щита СССР академик И.В. Курчатов и авиаконструктор, отец советской авиации стратегического назначения А.Н. Туполев. Взрыв крейсера в Северном море, на обратном пути в СССР (который могли бы списать на мину военных времен) обезглавил бы СССР и в политическом, и в оборонном плане.

Я не сторонник данной версии, - считает Э.П. Кольцов. - Перед выходом крейсера в море мы осмотрели буквально каждый его сантиметр - от киля до клотика. И разумеется нашли бы мину.

Версия № 3: грязные политические игры.

Еще раз напомним, какими были те годы. Только что прошел XX съезд со знаменитой речью Н.С. Хрущева, в которой тот разоблачил «культ личности» Сталина. Хрущев начал проводить свою политику и делал попытки сблизиться с Западом. США ревниво следили за советским визитом в Великобританию. Заокеанской державе не хотелось, чтобы первую скрипку в политике по отношению к СССР играла Англия.

Соответствующим был и расчет: если на борту крейсера найдут мину, отношения Великобритании и СССР будут безнадежно испорчены. За полгода перед этим на рейде Севастополя прогремел взрыв, уничтоживший советский линкор «Новороссийск», и погубивший жизни более 600 моряков. Линкор был взорван подводной миной. Есть предположение, что вместе с итальянскими диверсантами тут поработал и Лайонел Крэбб: англичане очень боялись, что «Новороссийск» оснастят ядерным оружием. Пленные итальянские пловцы, кстати, входили в группу Крэбба и консультировали англичан.

Английские журналисты, проводившие самостоятельное расследование по факту гибели Крэбба, выяснили, что как раз перед визитом «Орджоникидзе» он уволился с военной службы. А таинственный мистер Смит, вместе с которым Крэбб приехал в Портсмут, был кадровым офицером ЦРУ. Выходит, что американцы наняли Крэбба как частное лицо, чтобы сделать кое-какую работенку. США ведь не давали правительственных гарантий советской делегации.

В мае 1957 года в Портсмутской бухте рыбаки нашли обезглавленный труп мужчины, на котором было снаряжение боевого пловца британского королевского флота. Его идентифицировали как Лайонела Крэбба, и похоронили под этим именем, хотя вдова командора категорически отказывалась признать в разложившихся под водой останках своего мужа.

В официальном некрологе утверждалось, что Крэбб «погиб при испытании нового подводного снаряжения». Неофициально британские чины говорили, что Крэбб якобы попал под винты советского крейсера, и ему таким образом отрезало голову.
- Эту чушь мог озвучить человек, который не имеет представления, что такое винт крейсера и как начинается его вращение. Любой подводный пловец за милю определит, что производится запуск двигателя и возможно вращение винтов. А Крэбб был ас, и не мог допустить такой ошибки! - говорит Эдуард Кольцов.

Наконец, в некоторых английских газетах спустя несколько лет после похорон командора появилась информация, что Лайонел Крэбб жив, и под фамилией Лев Львович Кораблев служит на советском флоте. Его якобы видели в Севастополе и Владивостоке. Публиковались даже фотографии на которых был запечатлен человек, отдаленно напоминающий Крэбба.
- Все это полная ахинея! - улыбается ростовчанин Эдуард Петрович Кольцов. - Вот этой самой рукой я перерезал горло командору Крэббу под водой.

Орден Красной Звезды - «за Крэбба» - Эдуарду Кольцову вручили без лишней помпы. Через два месяца после возвращения из Англии его вызвал в свой кабинет начальник разведки. Наполнил водкой два граненых стакана. Когда выпили, достал из сейфа орден и удостоверение к нему. Вручил их Эдуарду, напутствовав краткой фразой: «Не носи и не болтай!».


Эдуард Кольцов сразу после той командировки, по возвращении в Таллин

Когда пошла новая волна публикаций об этом деле, мне довелось отвечать на вопросы англичанки, родственницы Лайонела Крэбба, - рассказал Э.П. Кольцов. - Она задала вопрос: «мистер Кольцов, а почему вы думаете, что он хотел поставить мину? Может быть, он хотел снять ее?»

Я ответил так: «Объясните уважаемая госпожа, что это за хобби: коллекционировать боевые мины. И как ваш родственник знал где их находить?»

Англичанка не унималась: «Лайонел был моряком и не позволил бы себе убить таких же моряков как и он сам».

Я ответил: «Мы считаем, что ваш родственник командор Крэбб принимал участие во взрыве линкора "Новороссийск" в Севастополе, где погибло более 600 наших моряков. Он взрывал другие корабли, где тоже гибли люди. Не пытайтесь представить его невинным ягненком. Командор Крэбб был солдатом, и принял смерть во время боевой операции».

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Не так давно, будучи в Лондоне, я посетил военно-морской музей адмиралтейства Великобритании, расположенный в Гринвиче. Я имел совершенно четкую цель: узнать что-либо новое о судьбе английского боевого пловца Лайонела Крэбба

В Британском военно-морском музее очень хорошо и наглядно рассказывается о различных этапах развития флота, начиная от утлых рыбацких челнов и египетских папирусных лодок до фрегатов флотилии Нельсона. Но на XX веке история военного флота словно обрывается: даже об участии британских броненосцев в морских баталиях Первой мировой здесь мало что можно узнать. Что это - политкорректность перед нынешними союзниками по НАТО, или поныне действующий режим секретности?

На третьем этаже, в электронной библиотеке, знакомлюсь с сотрудником по имени Мартин. О Лайонеле Крэббе он слышал, и называет его героем нации. И очень удивляется, услышав, что в Ростове-на-Дону живет человек, который открыто заявляет, что ликвидировал Крэбба.

В электронной библиотеке есть книги В. Боргезе, Т. Волдрона, П. Райта о войне под водой, в которых упоминается имя Крэбба. Есть множество ссылок на газетные публикации (большей частью англоязычные) на эту тему. В краткой биографии Крэбба причина смерти - официальная версия: погиб при испытаниях нового снаряжения.

Что делал командор под днищем крейсера «Орджоникидзе» - до сих пор остается тайной. Россия по истечении 50 лет рассекретила свои документы, касающиеся этого инцидента. Англичане же засекретили «дело Крэбба» на сто лет. Лишь в 2056 году общественность сможет узнать о деталях тайной операции спецслужб, столкнувшей под водой портсмутской гавани двух пловцов-диверсантов: англичанина Лайонела Крэбба и ростовчанина Эдуарда Кольцова.

Пятьдесят пять лет назад, 29 октября 1955 года в 01 час 30 минут 48,5 секунд в Севастопольской бухте прогремел сильный взрыв под носовой частью флагманского корабля Черноморского флота - линкором «Новороссийск». Через 2 часа 45 минут линкор опрокинулся и затонул. Погибло 611 человек, сотни людей получили ранения, контузии и увечья. Произошла крупнейшая трагедия в советского военно-морского флота, но почти тридцать лет все ее обстоятельства держались в строжайшей тайне.

Очевидцем страшной трагедии был командир 6-й батареи противоминного калибра ЛК «Новороссийск» выпускник ЧВВМУ им. П.С. 1953 года Жилин Карл Иванович, будущий контр-адмирал. Тогда он смог сам выплыть из водяной воронки и спасти молодого матроса.


Об этой страшной трагедии написано множество воспоминаний и монографий, издано много книг и брошюр, подготовлено более сотни докладов, собрано сотни томов различной документации. Авторы многих работ, излагая свою версию происшедшего,
кидаются из крайности в крайность, пытаясь убедить читателей в своей правоте.

Еще мальчишкой я был свидетелем того страшного кошмара, который произошел в ночь на 29 октября 1955 года. В моих мальчишеских воспоминаниях осталась озаренная лучами прожекторов Севастопольская бухта и длинный кит, лежащий на боку - это мы видели с улицы Частника. Затем - скопление народа на Графской пристани, плач, крики, сирены машин, патрульных, которые отталкивали зевак и требовали расходиться по домам. Потом мы наблюдали похороны новороссийцев на кладбище Коммунаров.

Их, почему-то завернутых в белые простыни, хоронили в общих могилах ночью. А утром только ровная сырая земля напоминала о ночных происшествиях. Но теперь это уже далекая история. Подробно об этом рассказано в книге 3 Тайны морские из серии Тайны Севастополя.

Прошло полгода после кошмарной ночи в Севастополе, но город и флот продолжали будоражить истории и рассказы очевидцев о событиях трагической гибели линкора «Новороссийск». Тема загадочной гибели советского линкора продолжала волновать воображение контрразведчиков, руководство КГБ, дипломатов и представителей других специальных служб и ведомств и Советского Союза, и зарубежных.

По «странному стечению обстоятельств» через шесть месяцев в апреле 1956 года состоялся государственный визит партийно-правительственной делегации СССР в Великобританию во главе с Хрущевым и Булганиным. Поездка не предусматривала подписания какого-либо соглашения и была объявлена «визитом доброй воли».

Но интересен факт, что визит в Лондон был запланирован не как обычно на правительственном самолете, а на боевом корабле. Почему?

Забегая вперед, отмечу, что визит в Англию был омрачен странным эпизодом: британский подводный пловец пытался обследовать корпус советского крейсера.

Воля, несомненно, у гостей была доброй. Однако отправились они к берегам туманного Альбиона на боевом крейсере «Орджоникидзе».

На танках в гости не ездят. Однако именно крейсер, вооруженный самой современной в то время артиллерией различных калибров, должен был сыграть роль символа могущества и неприступности СССР.

По поводу использования крейсера было еще одно рассуждение, так сказать, тактического характера. Время было неопределенное, а корабль имени пламенного Серго с бездонными стволами пушек в любом случае мог гарантировать делегации безопасность. А для большей уверенности крейсеру в сопровождение добавили два эскадренных миноносца - «Смотрящий» и «Совершенный».
«Мы договорились с английским правительством, что прибудем к ним на военном корабле, - писал в своих мемуарах Хрущев. - Мы хотели прибыть на крейсере потому, что считали: когда попадем в портовый город, у нас будет там своя временная опорная
база».

В состав советской делегации, помимо Н.А.Булганина и Н.С. Хрущева, вошла группа деятелей науки и культуры, в частности - академик И.В. Курчатов, министр культуры Михайлов, авиаконструктор А.Н. Туполев, замминистра иностранных дел Громыко, сын Хрущева Сергей.

Однако накануне отъезда к составу отъезжающих вдруг прибавился еще один пассажир. Невероятно, но факт: на палубу строго засекреченного флагмана советского боевого флота поднялся военнослужащий капиталистической страны.
«Когда мы отправились, - читаем в мемуарах Хрущева, - посольство Великобритании в Москве предложило захватить с собой британского военного атташе. Правда, кое у кого возникли возражения: поплывем на военном корабле, корабль новый, военный
атташе, безусловно, заинтересуется им и сможет открыть некоторые наши военные секреты.

Такое суждение, конечно, было вздором, навеянным нравами сталинских времен. Военный атташе в звании полковника оказался очень симпатичным человеком.

Когда вышли в море, был устроен небольшой торжественный обед, на который пригласили и британского атташе. Оказалось, что он хорошо разбирался в спиртных напитках и так выпил, что ему было уже не до осмотра корабля. Он едва добрался до своей каюты и проспал целый день крепким сном».

Во время памятного похода в Англию у меня была возможность видеть Никиту Сергеевича почти ежедневно, - рассказал бывший старшина первой статьи радиотехнической службы крейсера Мирослав Григорьевич Дьячок.
- Булганин, молчаливый и неприступный, обычно сидел в кают-компаниях - своей и капитана корабля - капитана 1 ранга Степанова.

В отличие от него, Хрущев был на судне, как и на суше. Он посетил все уголки крейсера - кубрики, камбузы, капитанский мостик - и везде общался с матросами, интересовался подробностями их службы. Его внешность, манера общения, склонность к шуткам побуждали к разговорам, вызывали на откровенность.
- А вы откуда? - спросил он как-то одного из матросов.
- С Украины, из Львова.
- Львов - красивый город. Я там бывал и накануне войны, и после. Тернополь пострадал, разрушили его вдребезги, а Львов удалось сберечь. Дрогобыч, Борислав, Закарпатье - я там тоже бывал. А такой город Сокаль знаете?
- Конечно. Это же два-три часа езды от Львова.
- Вот и я знаю. Моя жена, Нина Сергеевна Кухарук, - ваша землячка. Она родом из
села из-под Сокаля. Сейчас оно отошло к Польше...»

В тот памятный день, 17 апреля, весь экипаж крейсера торжественно выстроился на палубе, чтобы поздравить Никиту Сергеевича с днем рождения. Он выступил с импровизированной речью, которая растянулась более чем на два часа. Говорил интересно и бойко о международных отношениях, неминуемом конце капитализма.

От имени экипажа ему вручили подарок - модель нашего крейсера.
Что больше всего удивляло, так это то, что никто не ступал за Хрущевым по пятам и не дышал в затылок. То есть, в отличие от других официальных лиц, он как-то не признавал личной охраны».

В Порстсмуте советские военные корабли пришвартовались к южному железнодорожному причалу военного порта.
История Портсмута на протяжении многих веков неразрывно связана с историей британского мореплавания. Переселенцы, отплывшие из города на одиннадцати кораблях 13 мая 1787-го, основали первую европейскую колонию на австралийской земле. Эта экспедиция также положила начало отправке заключенных на пятый континент. Одну из традиционных отраслей городской экономики образовывали предприятия системы материально-технического обеспечения королевского ВМФ. В эпоху промышленной революции эта отрасль стала двигателем регионального экономического развития. В 1802 году компания Portsmouth Block Mills открыла в Портсмуте первую в мире линию массового производства талей для установки на британских военных кораблях. В этот период портсмутские верфи были одним из крупнейших промышленных комплексов на планете.

Во время Второй мировой войны предприятия Портсмута выполняли оборонный заказ, что сделало город мишенью люфтваффе. От бомбежек пострадало множество городских зданий, была полностью разрушена ратуша. Во время земляных работ строители до сих пор находят неразорвавшиеся авиационные бомбы. 6 июня 1944 года, в гавани Портсмута производилась погрузка союзных войск на военно-транспортные суда. К северу от Портсмута, в усадьбе Саутвик-Хаус находилась ставка Главнокомандующего экспедиционными силами Дуайта Эйзенхауэра.

После завершения Второй мировой войны в Портсмуте были выполнены несколько крупномасштабных градостроительных проектов, предусматривавших расчистку трущоб и завалов и строительство жилых домов. Один из них, район Лей-парк, принадлежит к числу крупнейших в Европе. Значительная часть горожан переселилась в новые жилые кварталы на городских окраинах, в Бакленд, Лэндпорт и Портси. Многие здания, построенные в послевоенные десятилетия, впоследствии подвергались критике за несоответствие историко-архитектурному облику Портсмута, в конце века часть этих домов отправилась под снос.

В 1959 году были завершены восстановительные работы в здании ратуши. На этот раз в торжественной церемонии, посвященной ее открытию, приняла участие королева Великобритании.


В.Иванов с мэром Портсмута

Автор книги «Тайны Севастополя» в 1994 году побывал в Портсмуте, где мэр города показал мне (тогда я был вице-мэром Севастополя) британскую военно-морскую базу, легендарные парусные и паровые корабли познакомил с портовой инфраструктурой. Современный, чистый и очень красивый морской закрытый порт, где рядом с парусным судном адмирала Нельсона «Виктория» стоят ракетные корветы и большие боевые корабли, множество экскурсантов из разных стран мира, магазины, кафе, рестораны.

Но вернемся в 1956 год. Хрущев с интересом знакомился со страной, посетил несколько городов. Булганина и Хрущева приняла королева Англии Елизавета II.

На одном из торжественных обедов, устроенных в честь советских гостей, место рядом с Хрущевым отвели для Черчилля, и они общались почти полтора часа.

А в то время, когда за праздничным столом громкие тосты сопровождались перезвоном хрустальных бокалов, на крейсере «Орджоникидзе» прозвучал сигнал тревоги.

О том, что произошло на крейсере «Орджоникидзе» рассказал очевидец событий капитан 1 ранга в отставке Виктор Мухортов:
- В апреле 1956 года отряд советских кораблей в составе крейсера «Орджоникидзе», секретарем партийной организации которого я был в то время, эсминцев «Смотрящий» и «Совершенный» находился с визитом в Англии. Он доставил туда большую партийно-правительственную делегацию СССР - первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева, председателя Совета Министров СССР Н.А. Булганина, ведущего авиаконструктора страны А.Н. Туполева, академика-атомщика И.В. Курчатова и других официальных лиц.
Рано утром 19 апреля вахтенный одного из эсминцев заметил, как у борта крейсера кто-то всплыл и тут же погрузился. Об этом немедленно было доложено командиру корабля, а тот передал на крейсер. Возникло подозрение, что английские разведчики пытаются провести тайное обследование днища корабля и винтов, поскольку крейсер имел большую скорость - 32 узла и очень хорошую маневренность. Не исключалась и диверсия - установка мины под днищем, чтобы, когда крейсер выйдет в Северное море, она взорвалась. Гибель корабля с правительственной делегацией можно было бы объяснить тем, что крейсер подорвался на мине военного времени.

Были приняты соответствующие меры безопасности, поставлены в известность английские власти. Вскоре на одном из островов вблизи Портсмута обнаружили труп в легководолазном костюме, в котором опознали аса подводных диверсионных операций боевого пловца ВМС Великобритании капитан-лейтенанта Лайонела Филиппа Кеннета Крэбба, в прошлом прославленного подводного пловца, боровшегося с итальянскими аквалангистами-диверсантами в Средиземном море во время Второй мировой войны.

В английских правительственных кругах разгорелся скандал по так называемому «делу Крэбба». Премьер-министр Англии Антони Иден вынужден был выступить в палате общин и заявить, что правительство не было поставлено в известность разведывательными службами об операции Крэбба и не могло ее санкционировать. Лейбористская партия, которая в то время была в оппозиции, осуждала правительство Англии за шпионский акт во время дружественного визита советских кораблей и требовала расследования.

19 апреля 1956 года командование британских ВМС заявило, что Крэбб «не возвратился после экспериментального погружения на дно, имевшего своей целью испытание некоторых подводных аппаратов в бухте Стоук Портсмутского района».

Мне лично довелось слышать одного военного пропагандиста, который утверждал, что, когда обнаружили подводного пловца, была дана команда, и крейсер провернул винты, которыми и был уничтожен диверсант. После лекции я подошел к лектору и тактично объяснил: чтобы крейсер, стоящий на якорях, мог провернуть винты, необходимо четыре часа подготовки, а экстренно - два часа. За это время диверсант давно бы уплыл в нужном ему направлении».

Недавно появилось прояснение того события, которое происходило 19 апреля 1956 года в Портсмуте под крейсером «Орджоникидзе». По каналу «РенТВ» был показан документальный фильм «Откровение морского дьявола», в подготовке которого принял участие и я. Главным же его героем стал Эдуард Кольцов. В своем интервью Кольцов рассказал, что в то время, в возрасте двадцати трех лет, он был подводным разведчиком. Когда акустик крейсера обнаружил подозрительный объект под днищем корабля, руководитель разведгруппы вызвал Кольцова и поручил ему спуститься под воду и действовать по обстоятельствам.

Кольцов так и сделал. Вскоре он заметил силуэт человека в легководолазном костюме, который устанавливал мину на правом борту, именно там, где находятся зарядные погреба. Соблюдая осторожность, наш разведчик приблизился к диверсанту, схватил его за ботинки и дернул на себя. Когда тело диверсанта проплывало рядом с ним, Кольцов ударом ножа перерезал дыхательное устройство, а затем и горло врага. Труп пловца отпустил по течению, снял с борта мину и оттащил ее в угол пирса, где не было людей, скопилось много ила и всяких отбросов. За этот подвиг Эдуард Кольцов получил орден Красной Звезды.

Вот так мы узнали, что произошло на самом деле. Что же касается Леонеля Крэбба, то английские архивы о нем засекречены до 2057 года. Почему? Видимо, на его совести и на совести английского правительства гибель многих кораблей, в том числе, может быть, и нашего линкора «Новороссийск», который взорвался в 1955 году в Севастополе. Во всяком случае, в то время Крэбб командовал 12-й морской диверсионной группой.

Вот что писал по этому поводу в книге о Хрущеве Рой Медведев. «Визит в Англию был омрачен странным эпизодом: подводный пловец по заданию разведывательной службы пытался обследовать корпус крейсера. Когда наши матросы его заметили, он скрылся под воду, и больше его не видели.

Мы заявили британцам протест и объяснили, что наши матросы наблюдали, как подводный пловец в специальном снаряжении обследовал подводную часть нашего корабля. Как это следует понимать? У многих в памяти оставалась трагическая гибель линкора “Новороссийск” в Севастопольской бухте. Мы не исключали, что пловцы могут прикрепить к крейсеру магнитные мины, а это может дорого нам обойтись.

Поэтому мы подумали о возвращении домой на самолете. Но Ту-104 еще только проходил испытания и был небезопасен, а лететь на Ил-14 после фурора, произведенного Ту-104, нам казалось неприличным.

Мы не верили в возможность какой-либо провокации. Подорвать крейсер с руководителем чужого правительства - это же война. Англичане такого не допустят! И мы решили вернуться домой на крейсере...»

Помнил этот эпизод и сам Хрущев: «Оказывается, это был какой-то особый их разведчик - водолаз в звании, кажется, майора. Его появление наша разведка объясняла тем, что англичан, возможно, интересовали винты крейсера и формы некоторых деталей корпуса корабля, определяющих его скорость.

Разведка занималась своим делом. Их интересовало, что представляет собой наш корабль, и они не удовлетворились тем, что увидел военный атташе.

Мы не придали особого значения этому, хотя и говорили о том, что они пригласили нас в гости, а сами роются в карманах. А разведчик погиб, и в прессе много писали о том, что мы его, по всей вероятности, захватили в плен и повезли в Москву. Затем было объявлено, что нашли его труп. Мы так точно и не знаем, кто там был. Но то, что это был разведчик - у нас сомнений не было».

Рассказывает другой участник похода: «В тот день мне было досадно оттого, что экипаж сошел на берег, на экскурсию по Портсмуту, а я должен был стоять на вахте. Однако досадовать пришлось недолго.

Вдруг на экранах радаров наша служба засекла какой-то посторонний объект, который быстро двигался от берега в направлении к “Орджоникидзе”.

Дежурный наряд отреагировал мгновенно. Далее только повторю строчку из приказа по крейсеру: “агент английской разведывательной службы обезврежен”.
- А какая могла быть у англичан цель? Может, они действительно просто хотели посмотреть на винты?
- Думаю, что эта конструкция, как и многие другие, англичанам была более-менее известна. А вот прикрепить возле винтов мину замедленного действия или мину с дистанционным управлением они вполне могли.

Но ведь одна мина вряд ли могла уничтожить такое мощное судно?
- Конечно, у крейсера “Орджоникидзе” были солидные параметры: 210 метров в длину, 25 в ширину, а высота - с двадцатиэтажный дом! Однако если бы даже одна мина взорвалась далеко в открытом море, да еще во время шторма, то поврежденные винты и рулевое управление могли бы доставить немало неприятностей.

Можно представить, как неловко чувствовали себя тогда англичане! И советские руководители, безусловно, были возмущены.
- Началась война нервов - кто первый не выдержит, чтобы объявить на весь мир об этом казусе. И эту войну проиграли хладнокровные англичане.

Считая, что атака - лучший метод защиты, они объявили, что такие-сякие советские уничтожили их “мирного” ни в чем не повинного любителя морских купаний в холодной воде. И теперь должны за это отвечать.

Более того, они обратились в Гаагский международный суд за поддержкой. Но все было напрасно! Определенную морскую акваторию вокруг нашего крейсера, как это и принято, окружали красные сигнальные буйки. И все, что находилось в пределах этих
буйков, в то время считалось территорией СССР.

Так что международный суд мог разве что по просьбе Великобритании признать недействительными давно подписанные международные соглашения.

Итак, благодаря вам и вашим товарищам по экипажу, обратный путь был спокойным. И поэтому в приказе по крейсеру, вероятно, было еще несколько строк…

Всем участникам похода за отличную службу объявили благодарность. А затем предложили помощь при поступлении в любой вуз».
Возможно, провокация с британским подводным пловцом была плановой проверкой на бдительность наших противодиверсионных сил, возможно, это было продолжение серии сов. секретных операций британской морской разведки.

Пока это остается тайной.

Любопытно, что дальнейшая судьба крейсера Орджоникидзе» связана с именем Хрущева. В феврале 1960 года Никита Сергеевич прибыл в Индонезию. Во время визита было подписано соглашение о поставках кораблей, самолетов, вертолетов, танков и другого вооружения. Несомненно, самым дорогостоящим объектом среди них оказался крейсер «Орджоникидзе».

До этого дня кораблей такого водоизмещения другим флотам СССР не передавал. 5 августа 1962 года крейсер «Орджоникидзе» прибыл в Сурабайю и после церемонии передачи и переименования в "Ириан".

24 января 1963 года был исключен из состава ВМФ СССР. В 1965 году в результате переворота к власти в Индонезии пришел Сухарто. Крейсер был превращен в плавучую тюрьму для противников нового режима.

В 1972 году «Орджоникидзе» - «Ириан» был разобран на металлолом

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Эскапады Хрущева, «переводимые» Трояновским, встречают явное одобрение зала. Некоторые фразы даже встречают аплодисментами. А Хрущев, вошедший в раж, не может соотнести свои разоблачительные пассажи с их восторженной реакцией…

Визит в Англию в апреле 1956 года тогдашних руководителей советского государства Хрущева и Булганина был первым в своем роде и исключительным по своему значению.

То, что этот визит совершили двое, отражало существовавшую тогда в Кремле расстановку сил — Хрущев еще не занял положения полновластного и единоличного лидера, это произошло несколько позднее.

В Великобританию они прибыли на борту самого современного по тем временам корабля советского Военно-Морского Флота — крейсера «Орджоникидзе». Мне довелось вместе с небольшой группой сопровождавших лиц находиться на борту этого корабля. И все дальнейшее наблюдать собственными глазами.

Подробности этого первого в своем роде государственного визита неоднократно описаны, исследованы и оценены историками. Поэтому, не беря на себя задачу повторять известное, поделюсь с читателями некоторыми подробностями, долгие годы мертвым грузом лежавшие в моих записных книжках.

18 апреля 1956 г. в портсмутскую гавань на полном ходу прямо-таки ворвался — чудо техники того времени — крейсер «Орджоникидзе» и, к восхищению знающих толк в морском искусстве англичан, лихо пришвартовался к причальной стенке.

Высоких гостей встречал премьер-министр Англии, правая рука лидера военных лет Уинстона Черчилля Антони Иден, произнесший приличествующие случаю официальные слова. Сам Черчилль тогда уже находился в отставке.

За 10 лет до того, в марте 1946 года он произнес печально известную фултоновскую речь, где впервые пустил в оборот термин «железный занавес». Наступив на горло собственной песне, Черчилль пожелал в печати успеха визиту, который, как он написал, «должен способствовать более плодотворным отношениям между нашими странами».

Государственный визит советских руководителей шел своим чередом: приемы, речи, возложения венков, переговоры, — одним словом, все, что полагается в подобных случаях.

Обо всем этом сообщалось в печати, рассказывалось по радио. Обо всем, да не обо всем.

Вошедшая в силу к тому времени «холодная война» диктовала свои порядки. Случай, о котором хочу рассказать, был тогда, дабы не портить общей атмосферы, обойден полным молчанием как в английской, так и в советской печати. Нам строго-настрого было велено о нем не упоминать.

На второй день стоянки крейсера «Орджоникидзе» в портсмутском порту советские моряки обнаружили подозрительные шумы под днищем корабля.

Выяснилось, что там шустрит таинственный водолаз. Последовало негласное, но решительное представление английским властям. В ответ было заявлено, что русские ошибаются и никаких водолазов в районе корабля нет.

Однако на следующий день случай повторился, и снова последовало категорическое отрицание. Нет — так нет. И советские моряки приняли свои меры.

Через несколько дней, когда советская делегация находилась еще в Англии, к берегу прибило обезглавленный труп неизвестного водолаза. Вскоре вездесущие газетчики прознали истину и даже имя этого водолаза — английского военнослужащего Крэбба.

По их словам, военно-морские начальники проявили повышенный интерес к конструкции подводной части нового советского крейсера, результатом чего и стала отрезанная подводным автогеном голова шпиона. На сей раз никаких протестов не последовало, и концы происшедшего в буквальном смысле оказались погруженными в воду.

А государственный визит шел своим ходом. И Хрущеву, и Булганину приходилось сталкиваться с неудобствами и трудностями для них непривычными. На официальные приемы в Букингемский дворец иностранным гостям полагалось являться во фраках, с чем советские гости решили не соглашаться. На прием к королеве они пришли в строгих черных костюмах.

Выхоленный Булганин, от которого за версту разило духами, выглядел еще более или менее пристойно. Никита Сергеевич в столь непривычном для него одеянии чувствовал себя неуютно. Без помощи вышколенной прислуги не мог разобраться в предназначении многочисленных бокалов, ножей и вилок, расставленных перед ним.

Высокомерным завсегдатаям королевских приемов хваленая английская выдержка помогала сдерживать улыбки. Впрочем, Никита Сергеевич нимало не смущался этим обстоятельством. Вел оживленный разговор, искусно и нарочито играя роль простого русского мужика, попавшего в компанию не слишком им почитаемых аристократов.

Но самый запомнившийся в ходе этого визита случай, который добавляет штрихи к портрету Хрущева, произошел в дни его поездки в столицу Шотландии — древний Эдинбург.

В старинной резиденции шотландских королей — замке Холидрухауз, дворце со средневековой крепостной стеной, для встречи с советским руководителем собрался весь тогдашний цвет английского делового мира.

Планировалось, что в ходе этой встречи состоится серьезный разговор на тему об экономическом сотрудничестве наших стран. На сей раз не аристократы из королевского окружения, а элита английского делового мира хотела послушать посланца Москвы.

В Эдинбург вместе с Хрущевым направилась маленькая группа сопровождающих. Несколько дипломатов, охранники, врач, переводчик и единственный из журналистов — автор этих строк.

Во время этого обеда Никита Сергеевич, не чуравшийся тогда чарки, что называется, несколько перебрал. Когда подали кофе, ему надлежало выступить с важной речью, заранее заготовленный и выверенный текст которой лежал у него в кармане.

Нынешнему читателю трудно понять весь драматизм происшедшего дальше. Напомню, что было начало 1956 года. Черная тень сталинских репрессий, нависавшая десятилетиями над страной, еще не развеялась.

По существовавшим многие годы порядкам выступление вождя было «священным текстом». Приводя цитату такого выступления, редактор должен был на полях начертать «сверено с текстом» и расписаться. Любое отступление грозило неприятностями самыми серьезными.

И вот Хрущев встал со своего стула и начал выступление. Однако, находясь под винными парами, он запамятовал о лежавшем у него в кармане тексте и принялся импровизировать. Говорил он, забыв, видимо, кто перед ним находится, в ставшем для него привычным и впоследствии выраженном словами в стиле «мы вас закопаем», разоблачая мировой империализм и его прихвостней.

Произнесен первый пассаж импровизации. Воцаряется мучительная пауза. Его переводчик — Трояновский Олег Александрович должен переводить, но он молчит. Я вижу, как он побледнел, по лбу его покатились капли пота. Пауза затягивается, Хрущев толкает переводчика в бок: «Переводи».

И Олег Александрович начинает переводить. Но говорит он не то, что только что произнес Хрущев, а фразу из официального текста. Хрущев говорит дальше. Трояновский продолжает в том же духе. Эскапады Хрущева, «переводимые» Трояновским, встречают явное одобрение зала, который вполне удовлетворен призывами к налаживанию сотрудничества, произносимыми официальным переводчиком. Некоторые фразы даже встречают аплодисменты зала, а Хрущев, вошедший в раж, не может соотнести свои разоблачительные по отношению к присутствующим пассажи с их доброжелательной, почти восторженной реакцией.

Я сижу ни жив ни мертв, и меня сверлит только одна мысль: а что, если здесь окажется хотя бы один человек, знающий русский язык, и последует реплика, что переводится совсем не то, что говорит Хрущев.

На счастье, такого человека не нашлось. Закончив свой темпераментный спич, довольный собой Никита Сергеевич под бурные аплодисменты присутствующих покидает зал.

За кулисами помощники, подхватив под руки, отвели его в комнату отдыха. А мы с Олегом Александровичем остались в мучительном ожидании того, что произойдет дальше.

Поспав, Хрущев вошел в комнату, где мы сидели, и несколько смущенно спросил:

— Кажется, я наговорил что-то не то?

— Да, Никита Сергеевич, — сказал Трояновский, — вы отошли от заготовленного текста.

— Не виляйте, расскажите мне в точности, что я им говорил.

Пришлось рассказать.

— И ты все это им переводил? — обратился он к Трояновскому.

— Никита Сергеевич, я шел по заранее утвержденному тексту, — сказал Трояновский упавшим голосом.

— Какая же ты умница! — вскричал Никита Сергеевич, обнял и крепко расцеловал Олега.

В газетах речь Н.С. Хрущева была воспроизведена точно по официальному тексту, а с этого момента началось восхождение Олега Трояновского по дипломатической карьерной лестнице. И заслуженно! Он проявил не только ответственность и заботу не о карьере, а об интересах страны, но и незаурядное политическое мужество. По тем временам это был Поступок.

И еще об одном случае тех дней, не получившем широкой известности или, точнее, получившем ее не сразу и в узко научных кругах, мне хотелось бы рассказать. Неожиданным для многих оказалось включение в советскую делегацию, направлявшуюся в Англию, академика Игоря Васильевича Курчатова.

Не было, пожалуй, в те времена в Советском Союзе фигуры более засекреченной, чем один из отцов советской атомной бомбы. Имя этого замечательного ученого не упоминалось в печати, и даже его передвижения по Москве сопровождались мерами предосторожности более строгими, чем в отношении членов Политбюро.

И вдруг — публичное явление Курчатова народу и не просто явление, а предъявление этого высокого, импозантного, украшенного окладистой бородой человека внешнему миру. Оценивая происшедшее задним числом, можно сказать, что создателю первой советской атомной бомбы была отведена в тот раз роль бомбы политической. И то, что он сделал, превышало эффект всех политических речей, светских раутов, протокольных мероприятий и даже переговоров того визита вместе взятых.

Во время визита Игорь Васильевич держался в тени, публично почти не появлялся, а миссия, которую он на четвертый день пребывания осуществил, поначалу замалчивалась.

22 апреля несколько машин, в одной из которых находился академик, направились в небольшой городок Харуэлл в шестидесяти милях к западу от Лондона, где расположился строго засекреченный комплекс лабораторий с шестью атомными реакторами. Это был главный английский научно-исследовательский центр, в котором велись работы по атомной энергии.

Внешне все происходило более чем буднично. Небольшой конференц-зал с рядами кресел, расположенными амфитеатром, заполнили ученые с мировыми именами. Курчатов вышел к большой грифельной доске, довольно коротко рассказал о работе своей и своих коллег над проблемами управляемой термоядерной реакции, затем принялся выводить мелом на доске формулы, сопровождая краткими пояснениями.

Через несколько минут зал напоминал трибуну стадиона в острый момент футбольного матча. Присутствовавшие вскакивали на сиденья, размахивали руками, оглашая помещение криками удивления и восхищения.

Разумеется, я ничего не понимал в происходившем. Формулы, которые выводил Курчатов, мне, непосвященному, ни о чем не говорили, и я никак не мог разделить эмоции присутствовавших. Когда Курчатов закончил, стряхивая с рук мел, в зале гремела овация.

Лекция в Харуэлле была тонко рассчитанными политическим и научным ходом. Как он сам мне потом объяснил, никаких сведений, важных для безопасности страны, он в той лекции не выдал и выдать не мог:

— Я рассказал коллегам об одном из направлений наших научных работ в области термоядерного синтеза, которое оказалось неудачным и вело в тупик. Они тогда шли по тому же пути, но находились в его начальной стадии. Я показал им результаты, к которым они в конце концов придут, сэкономив таким образом западным коллегам время, силы и деньги. О новом же направлении, в котором мы в тот момент вели исследования, я, разумеется, не рассказывал. Так что интересы национальной безопасности нарушены не были.

Так были наглядно продемонстрированы и уровень нашей науки и готовность к творческому сотрудничеству.

Из книги: Зорин Валентин. Неизвестное об известном, М.: Изд-во «Вагриус», 2000.


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ВИЗИТ

Тогда, в разгар "холодной войны", взаимная фобия и неоправданная подозрительность даже на уровне правительственного визита привели к трагедии. По неясной до конца причине под корпусом крейсера погиб шеф-водолаз Королевского военно-морского флота Великобритании лейтенант-коммандер Лайонел Крэбб.

Слухи о предстоящем визите в Англию ходили в Балтийске — главной базе флота — примерно с конца зимы 1956 года. В те времена разного рода недоговоры и тайны были общепринятой нормой жизни. До тех пор, пока в начале апреля на крейсер не прибыл командовавший тогда Балтфлотом адмирал Арсений Головко и лично не поставил задачу на поход. Крейсер перешел в режим готовности к выходу в море, корабль довели до зеркального блеска, а службу — до полного совершенства. Приняв на борт боекомплект и топливо, моряки ожидали высоких гостей.

15 апреля на крейсер прибыли Хрущев и Булганин с солидным сопровождением. Корабль немедленно выбрал якоря, отдал швартовы и, набирая ход, пошел на вест к датским проливам и далее в Северное море. В боевом охранении крейсер сопровождали эсминцы "Совершенный" и "Смотрящий". "Орджоникидзе", отличный мореход, легко давал 33 узла в час, скорость, сопоставимую с ходом современных атомных авианосцев. За неполные трое суток перехода вожди были вполне доступны в общении. В целом присутствие на борту высших партийно-правительственных должностных лиц команду не тяготило. Офицеры с удовольствием наблюдали за свитой. Надо признать, что она того стоила. Хрущева с Булганиным сопровождали советский физик-ядерщик Игорь Курчатов и авиаконструктор Андрей Туполев, а также сын Первого секретаря ЦК Сергей Хрущев, в то время студент одного из вузов Москвы.

Офицеров несколько смущало постоянное присутствие возле Хрущева его начальника охраны — полковника Никифора Литовченко. Суровый чекист всегда держал правую руку в брючном кармане. Моряки терялись в догадках — не боится ли полковник, что в объект его охраны метнут кортик из-за переборки?

Менее контактен был военно-морской атташе Британского посольства в Москве коммодор флота Э. Норт. Едва поднявшись на борт, он уединился в отведенной каюте с советским коллегой из Лондона и до швартовки в Англии на палубе не появлялся. События в каюте остались военно-дипломатической тайной. Известно лишь, что по прибытии в Портсмут британский коммодор с багрово-красным лицом и стеклянным блеском в глазах вполне твердо стоял на палубе.

18 апреля отряд советских кораблей вышел в точку рандеву с английским эсминцем "Виго" у кромки британских тервод, который и провел их в военно-морскую гавань Портсмута. Англичане — коренная нация моряков — по достоинству оценили изящную швартовку в лучших традициях российской крейсерской службы. Отработав машинами, большой корабль в считанные минуты точно встал лагом к отведенной стенке. Сановные пассажиры отбыли на переговоры в Лондон, а моряки перевели службу в обычный режим базовой стоянки, разве что вахтенный у трапа стал в известной степени "пограничником".

ЗАГАДКА МИССИИ КРЭББА

Внешне атмосфера стоянки в Портсмуте выглядела вполне доброжелательно. В отведенные часы корабли посетило в общей сложности 20 тысяч местных жителей. Почти вся команда осмотрела Лондон. Экскурсионные автобусы незамедлительно подавались под трап, а в день 30-летия молодой тогда королевы Елизаветы Второй сигнальные пушки крейсера дали 21 залп под восторженную овацию британских подданных. На англичан произвели должное впечатление золото офицерских погон, кортики на черных ремнях и строевая выправка статных матросов.

Вместе с тем старшие офицеры как бы подспудно ощущали скрытую возню вокруг советских кораблей. Опасения подтвердились. Уже 19 апреля верхняя вахта стоявшего рядом эсминца "Смотрящий" заметила: по левому борту крейсера чуть ниже ватерлинии мелькнула голова водолаза в легком снаряжении. Пузырьков воздуха на поверхности не было. Более водолаза не замечали. Командир крейсера капитан 1 ранга Степанов немедленно отдал приказ водолазной группе на погружение с целью осмотра подводной части корабля. Тогда, в апреле 1956-го, не прошло еще года после трагической гибели от таинственного взрыва на рейде Севастополя линкора "Новороссийск". С тех пор в штаты команд крупных боевых кораблей был введен расчет легких водолазов, а проще говоря, аквалангистов — боевых пловцов. Опытного каперанга наверняка обеспокоило отсутствие следов воздуха на поверхности воды. С неизвестной целью под крейсером прошел явно не ныряльщик-любитель, а боевой пловец, экипированный дыхательной системой замкнутого цикла. Такого рода акваланги только в наши дни можно без проблем приобрести по каталогу за хорошие деньги, а в те времена такие системы дыхания под водой имели исключительно разведдиверсионные формирования военно-морских флотов.

Оперативно обследовав днище от пятки руля до среза форштевня и осмотревшись под килем, моряки не обнаружили ничего и никого, кроме образцов флоры, типичной для Северного и Балтийского морей, о чем, поднявшись на борт, и доложили вахтенному офицеру. Многократно отрепетированный лаконичный доклад: "Винто-рулевая группа и корпус — чист" ушел на мостик командиру корабля и старшему в походе контр-адмиралу Котову.

Факт обнаружения водолаза на корабле в открытую не оглашался, а команда в основной своей массе за тысячу человек узнала об этом лишь по возвращении в Балтийск, когда крейсер вне всяких планов поставили в док, а днище исследовали по сантиметрам те, кого сейчас называют представителями спецслужб.

Вместе с тем в Англии дело получило огласку еще до того, как крейсер "Орджоникидзе" вышел из Портсмута. Дело в том, что водолаз, прошедший под килем, не вернулся с задания. Его тело было вынесено на один из безлюдных островков, a точнее — просто скал, в море близ Портсмута. Гидрокостюм и акваланг внешних признаков физического воздействия не имели.

Из местных и центральных газет стало ясно, что погибший — шеф-водолаз британского флота лейтенант-коммандер Лайонел Крэбб. Именно печать создала тогда так называемое "Дело Крэбба", обросшее со временем беспочвенными домыслами и спекуляциями вплоть до того, что погибший офицер был "советским шпионом". На деле же военно-морская разведка, скорее всего, намеревалась скрытно осмотреть подводную часть советского крейсера нового по тем временам проекта. А водолаз просто задохнулся на каком-то этапе миссии ввиду поломки или несовершенства системы дыхания. Со всей ответственностью можно утверждать лишь то, что никакие механизмы крейсера с приводом на гребные винты в момент обнаружения пловца не проворачивались.

Как бы то ни было, а "Дело Крэбба" имело тогда столь широкий резонанс, что премьер-министр Великобритании сэр Антони Иден был вынужден специально выступить в нижней палате парламента с заявлением в том духе, что "правительство Ее Величества к данной акции отношения не имеет". Вопреки тексту заявления, Иден фактически принял ответственность за неуклюжую акцию, повлекшую гибель моряка, на себя. Дело в том, что, по британской традиции, спецслужбы находятся в непосредственном подчинении главы кабинета, который и отвечает за всю их деятельность, Имя и должность "умного разведчика" в британском Адмиралтействе, который отправил лейтенанта-коммандера под корпус советского корабля, не удосужившись заглянуть в разведсводки и уяснить себе реальные параметры и боевые возможности легкого крейсера ВМФ СССР проекта 68бис, осталось в тайне, а хранить тайны в Англии умеют.




Добавить коментарий
Последние публикации

Киев отказался подписывать «формулу Штайнмайера», тем самым не выполнив ранее достигнутые договоренности и поставив под угрозу проведен

В ТАСС состоялся «круглый стол», посвященный подведению итогов общественного наблюдения за выборами в Единый день голосования 8 сентября