Ялтинская конференция: основные решения. Ялтинское соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока

Незадолго до завершения Второй мировой войны состоялась вторая по счету встреча глав государств антигитлеровской коалиции: И. В. Сталина (СССР), У. Черчилля (Великобритании) и Ф. Рузвельта (США). Проходила она в период с 4 по 1945 года и по месту своего проведения получила название Ялтинской конференции. Это было последнее международное совещание, на котором встретились представители «большой тройки» в преддверии наступления ядерной эпохи.

Послевоенный раздел Европы

Если в ходе предшествующей встречи высоких сторон, состоявшейся в 1943 году в Тегеране, обсуждались главным образом вопросы, связанные с достижением совместной победы над фашизмом, то суть Ялтинской конференции заключалась в послевоенном разделе сфер мирового влияния между странами-победительницами. Поскольку к тому времени наступление советских войск уже развивалось на германской территории, и крах нацизма не вызывал сомнений, можно было смело говорить о том, что в Ливадийском (Белом) дворце Ялты, где собрались представители трех великих держав, определялась будущая картина мира.

Кроме того, вполне очевидным было и поражение Японии, поскольку почти вся акватория Тихого океана находилась под контролем американцев. Впервые в мировой истории сложилась обстановка, при которой в руках трех государств-победителей находилась судьба целой Европы. Понимая всю уникальность представившегося шанса, каждая из делегаций приложила максимум усилий к принятию наиболее выгодных для нее решений.

Основные пункты повестки дня

Весь спектр вопросов, рассматриваемых на Ялтинской конференции, сводился к двум основным проблемам. Во-первых, на обширных территориях, ранее находившихся под оккупацией Третьего Рейха, необходимо было установить официальные границы государств. Кроме того, на территории самой Германии требовалось четко определить сферы влияния союзников и разграничить их демаркационными линиями. Это разделение побежденного государства являлось неофициальным, но тем не менее должно было признаваться каждой из заинтересованных сторон.

Во-вторых, все участники Крымской (Ялтинской) конференции прекрасно сознавали, что временное объединение сил стран Запада и Советского Союза после завершения войны теряет смысл и неизбежно обернется политическим противостоянием. В связи с этим было крайне необходимо разработать меры, гарантирующие неизменность ранее установленных границ.

Обсуждая вопросы, касающиеся передела границ европейских государств, Сталин, Черчилль и Рузвельт проявили выдержку, и, согласившись на взаимные уступки, сумели достичь договоренности по всем пунктам. Благодаря этому, решения Ялтинской конференции существенно изменили политическую карту мира, внеся изменения в очертания большинства государств.

Решения, связанные с границами Польши

Однако общая договоренность была достигнута в результате напряженной работы, в ходе которой одним из наиболее сложных и дискуссионных оказался так называемый польский вопрос. Проблема заключалась в том, что до начала Второй мировой войны по своей территории Польша являлась крупнейшим государством Центральной Европы, однако в год Ялтинской конференция она представляла собой лишь незначительную территорию, сдвинутую к северо-западу от своих прежних границ.

Достаточно сказать, что до 1939 года, когда был подписан печально известный пакт Молотова-Риббентропа, включавший в себя раздел Польши между СССР и Германией, ее восточные рубежи находились вблизи Минска и Киева. Кроме того, полякам принадлежал отошедший к Литве Виленский регион, а западная граница проходила восточнее Одера. В пределы государства входила и значительная часть балтийского побережья. После поражения Германии договор о разделе Польши терял силу, и требовалось выработать новое решение, касающееся ее территориальных границ.

Противостояние идеологий

Кроме того, существовала еще одна проблема, остро стоявшая перед участниками Ялтинской конференции. Кратко ее можно определить следующим образом. Дело в том, что благодаря наступлению Красной армии, с февраля 1945 года власть на территории Польши принадлежала временному правительству, сформированному из просоветски настроенных членов Польского комитета национального освобождения (ПКНО). Этот орган власти был признан только правительствами СССР и Чехословакии.

В то же время в Лондоне находилось польское правительство в изгнании, возглавляемое ярым антикоммунистом Томашем Арчишевским. Под его руководством было составлено обращение к вооруженным формированиям польского подполья с призывом всеми силами воспрепятствовать вступлению советских войск на территории страны и установлению ими коммунистического режима.

Формирование польского правительства

Таким образом, одним из вопросов Ялтинской конференции была выработка совместного решения, касающегося формирования польского правительства. Надо заметить, что особых разногласий по этому вопросу не возникло. Решили, что, поскольку Польша была освобождена от фашистов исключительно силами Красной армии, то вполне справедливым будет предоставить советскому руководству взять под свой контроль формирование на ее территории органов власти. В результате было создано «Временное правительство национального единства», в которое вошли лояльные к сталинскому режиму польские политические деятели.

Решения, принятые по «германскому вопросу»

Решения Ялтинской конференции коснулись и другого, не менее важного вопроса - оккупации Германии и разделу ее на территории, подконтрольные каждому из государств-победителей. К ним, по общему согласию, была причислена и Франция, также получившая свою оккупационную зону. Несмотря на то что данная проблема являлась одной из ключевых, договоренность по ней не вызвала бурных дискуссий. Принципиальные решения были приняты руководителями Советского Союза, США и Великобритании еще в сентябре 1944 года и зафиксированы при подписании совместного договора. В итоге на Ялтинской конференции главы государств лишь подтвердили свои прежние решения.

Вопреки ожиданиям, подписание протокола конференции послужило толчком последующих процессов, результатом которых стал раскол Германии, растянувшийся на долгие десятилетия. Первым из них было создание в сентябре 1949 года нового государства прозападной ориентации - Федеративной Республики Германии, Конституцию которой тремя месяцами ранее подписали представители США, Великобритании и Франции. В ответ на этот шаг ровно через месяц советская оккупационная зона была преобразована в Германскую Демократическую Республику, вся жизнь которой находилась под неусыпным контролем Москвы. Предпринимались также попытки отделения Восточной Пруссии.

Совместное заявление

В коммюнике, подписанном участниками встречи, говорилось, что решения, принятые на Ялтинской конференции, должны послужить гарантией того, что Германия никогда в будущем не сможет развязать войну. С этой целью должен быть уничтожен весь ее военно-промышленный комплекс, разоружены и распущены еще остававшиеся армейские части, а нацистская партия «стерта с лица земли». Лишь только после этого немецкий народ сможет вновь занять подобающее место в сообществе наций.

Положение на Балканах

Извечный «балканский вопрос» также был внесен в повестку дня Ялтинской конференции. Одним из его аспектов являлась обстановка в Югославии и Греции. Есть основания полагать, что еще на встрече, состоявшейся в октябре 1944 года, Сталин предоставил возможность Великобритании определять дальнейшую судьбу греков. Именно по этой причине столкновения, последовавшие в этой стране год спустя между сторонниками коммунистов и формированиями прозападной ориентации, завершились победой последних.

Однако в то же время Сталину удалось настоять на том, что в Югославии власть осталась в руках представителей Национально-освободительной армии, которую возглавлял Иосип Броз Тито, придерживавшийся в тот период марксистских взглядов. Ему было рекомендовано при формировании правительства включить в него возможно большее количество демократически настроенных политиков.

Заключительная декларация

Один из важнейших итоговых документов Ялтинской конференции получил название «Декларации об освобождении Европы». В нем определялись конкретные принципы политики, которую государства-победители намеревались проводить на территориях, отвоеванных у фашистов. В частности, предусматривалось восстановление суверенных прав проживающих на них народов.

Более того, участники конференции брали на себя обязанность совместно оказывать помощь населению этих стран в реализации их законных прав. В документе особо подчеркивалось, что порядок, установленный в послевоенной Европе, должен способствовать ликвидации последствий германской оккупации и обеспечивать создание широкого круга демократических учреждений.

К сожалению, идея совместных действий на благо освобожденных народов не получила реального осуществления. Причина состояла в том, что каждая держава-победительница имела юридическую власть лишь на территории, где были размещены ее войска, и проводила на ней свою идеологическую линию. В результате был дан толчок разделу Европы на два лагеря - социалистический и капиталистический.

Судьба Дальнего Востока и вопрос о репарациях

Участники Ялтинской конференции в ходе заседаний коснулись и такой важной темы, как размеры компенсации (репарации), которую, согласно международным законам, Германия обязана была выплатить странам-победительницам за причиненный им ущерб. Окончательную сумму на тот момент определить не удалось, но была достигнута договоренность о том, что 50 % от нее получит СССР, поскольку он понес в ходе войны самые большие потери.

По поводу событий, происходивших в тот период на Дальнем Востоке, было принято решение, согласно которому через два-три месяца после капитуляции Германии Советский Союз был обязан вступить в войну с Японией. За это, согласно подписанному договору, ему передавались Курильские острова, а также Южный Сахалин, потерянный Россией в результате русско-японской войны. Кроме того, советская сторона получала в долгосрочную аренду Китайско-Восточную железную дорогу и Порт-Артур.

Подготовка к созданию ООН

Совещание глав государств «большой тройки» состоявшееся в феврале 1954 года, вошло в историю еще и потому, что на нем была начата реализация идеи новой Лиги Наций. Толчком к этому послужила необходимость создания международной организации, в задачу которой входило бы предотвращение любых попыток насильственного изменения законных границ государств. Этим полномочным юридическим органом впоследствии стала идеология которой была выработана в ходе Ялтинской конференции.

Дата созыва следующей (Сан-Францисской) конференции, на которой делегациями 50 стран-учредителей был выработан и утвержден ее Устав, также была официально объявлена участниками ялтинской встречи. Этим знаменательным днем стало 25 апреля 1945 года. Созданная совместными усилиями представителей многих государств, ООН взяла на себя функции гаранта стабильности послевоенного мира. Благодаря своему авторитету и оперативным действиям, ей многократно удавалось найти эффективные решения самых сложных международных проблем.


Крымская (Ялтинская) конференция, вторая по счёту встреча лидеров стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании — во время Второй мировой войны(1939-1945 гг.), занимает важную главу в истории не только нашей страны, но и всего мира. Интерес к ней не ослабевает, хотя прошло уже 70 лет со дня ее проведения.

Место проведения конференции было выбрано не сразу. Первоначально предлагалось провести встречу в Великобритании, как равноудаленной от СССР и США. Среди названий предполагаемых мест проведения фигурировали также Мальта, Афины, Каир, Рим и еще ряд городов. И.В. Сталин настаивал провести встречу именно в Советском Союзе, чтобы главы делегаций и их окружение смогли лично убедиться в том ущербе, который нанесла Германия СССР.

Конференция проходила в Ялте 4-11 февраля 1945 г. в период, когда в результате успешно проведенных стратегических операций Красной Армии боевые действия были перенесены на германскую территорию, и война против гитлеровской Германии вступила в завершающую стадию.

Кроме официального названия у конференции было несколько кодовых. Отправляясь на Ялтинскую конференцию, У. Черчилль дал ей название «Аргонавт», проведя аналогию с древнегреческими мифами: он, Сталин и Рузвельт, подобно аргонавтам, отправляются на черноморские берега за золотым руном. Рузвельт ответил в Лондон согласием: «Вы и я — прямые наследники аргонавтов». Как известно, именно на Конференции в Ялте состоялся раздел сфер влияния трех держав в послевоенном мире. Кодовое название - «Остров» - конференция получила для введения в заблуждение противников, так как одним из возможных мест ее проведения фигурировала Мальта.

В Конференции приняли участие руководители трех союзных держав: Председатель Совета Народных Комиссаров СССР И.В. Сталин, Премьер-Министр Великобритании У. Черчилль, Президент Соединенных Штатов Америки Ф.Д. Рузвельт.

Кроме Глав Трех правительств в Конференции также участвовали члены делегаций. От Советского Союза - Народный Комиссар Иностранных Дел СССР В.М. Молотов, Народный Комиссар Военно-Морского Флота Н.Г. Кузнецов, Заместитель Начальника Генерального Штаба Красной Армии генерал армии , Заместители Народного Комиссара Иностранных Дел СССР А.Я. Вышинский и И.М. Майский, Маршал Авиации С.А. Худяков, Посол в Великобритании Ф.Т. Гусев, Посол в США А.А. Громыко. От Соединенных Штатов Америки - Государственный Секретарь Э. Стеттиниус, Начальник Штаба Президента адмирал флота В. Леги, Специальный Помощник Президента Г. Гопкинс, Директор Департамента Военной Мобилизации судья Дж. Бирнс, Начальник Штаба Американской Армии генерал армии Дж. Маршалл, Главнокомандующий Военно-Морскими Силами США адмирал флота Э. Кинг, Начальник Снабжения Американской Армии генерал-лейтенант Б. Сомервелл, Администратор по военно-морским перевозкам вице-адмирал Э. Лэнд, генерал-майор Л. Кутер, Посол в СССР А. Гарриман, Директор Европейского Отдела Государственного Департамента Ф. Мэттьюс, Заместитель Директора Канцелярии по специальным политическим делам Государственного Департамента А. Хисс, Помощник Государственного Секретаря Ч. Болен вместе с политическими, военными и техническими советниками. От Великобритании - Министр Иностранных Дел А. Иден, Министр Военного Транспорта лорд Лезерс, Посол в СССР А. Керр, Заместитель Министра Иностранных Дел А. Кадоган, Секретарь Военного Кабинета Э. Бриджес, Начальник Имперского Генерального Штаба фельдмаршал А.Брук, Начальник Штаба Воздушных Сил Маршал авиации Ч. Портал, Первый Морской Лорд адмирал флота Э. Каннингхэм, Начальник Штаба Министра Обороны генерал X. Исмей, Верховный Союзный Командующий на Средиземноморском театре фельдмаршал Александер, Начальник Британской Военной Миссии в Вашингтоне фельдмаршал Вильсон, член Британской Военной Миссии в Вашингтоне адмирал Сомервилл вместе с военными и дипломатическими советниками.

К принятию высокопоставленных гостей в Ялте СССР подготовился всего за два месяца, несмотря на то, что Крым сильно пострадал от военных действий. Разрушенные дома, остатки боевой техники произвели неизгладимое впечатление на всех участников конференции, Президент США Рузвельт даже «ужаснулся размерами разрушений, причиненных немцами в Крыму».

Подготовка к конференции была развернута во всесоюзном масштабе. Оборудование, мебель, продукты свозили в Крым со всей территории СССР, в Ялту прибывали специалисты строительных организаций и сферы обслуживания. В Ливадии, Кореизе и Алупке за два месяца установили по нескольку электростанций.

Местом стоянки союзных кораблей и судов был выбран Севастополь, где были созданы запасы топлива, питьевой и котельной воды, отремонтированы причалы, маяки, навигационное и противолодочное оборудование, проведено дополнительное траление в бухтах и по фарватеру, подготовлено достаточное количество буксиров. Аналогичные работы были проведены в ялтинском порту.

Участники конференции располагались в трех крымских дворцах: делегация СССР во главе с И.В. Сталиным в Юсуповском дворце, делегация США во главе с Ф. Рузвельтом в Ливадийском дворце и делегация Великобритании во главе с У. Черчиллем в Воронцовском дворце.

За безопасность участников конференции отвечала принимающая сторона. Охрану на суше обеспечивали авиационные и артиллеристские спецгруппы, с моря - крейсер «Ворошилов», эскадренные миноносцы, подводные лодки. Кроме того, к ним присоединились и боевые корабли союзников. Поскольку Крым все еще находится в радиусе действия немецкой авиации, базировавшейся в Северной Италии и Австрии, нападение с воздуха не исключалось. С целью отражения опасности были выделены 160 истребителей авиации флота и вся ПВО. Было также построено несколько бомбоубежищ.

В Крым было направлено четыре полка войск НКВД, в том числе специально подготовленные для несения охраны 500 офицеров и 1200 человек оперативных работников. За одну ночь парк вокруг Ливадийского дворца огородили четырехметровым забором. Обслуживающему персоналу запрещалось покидать территорию дворца. Был введен строжайший пропускной режим, в соответствии с которым вокруг дворцов устанавливались два кольца охраны, а с наступлением темноты организовывалось третье кольцо пограничников со служебными собаками. Во всех дворцах были организованы узлы связи, обеспечивающие связь с любым абонентом, и ко всем станциям были прикреплены сотрудники, владеющие английским языком.

Официальные встречи членов делегаций и неофициальные - обеды глав государств - проводились во всех трех дворцах: в Юсуповском, например, И.В. Сталин и У. Черчилль обсуждали вопрос о передаче людей, освобожденных из фашистских лагерей. В Воронцовском дворце встречались министры иностранных дел: Молотов, Стеттиниус (США) и Иден (Великобритания). Но основные встречи проходили в Ливадийском дворце - резиденции американской делегации, несмотря на то, что это противоречило дипломатическому протоколу. Связано это было с тем, что Ф. Рузвельт не мог передвигаться самостоятельно без посторонней помощи. С 4 по 11 февраля 1945 г. в Ливадийском дворце состоялось восемь официальных встреч.

Круг обсуждаемых военных и политических вопросов оказался весьма широким. Решения, которые были приняты на конференции, оказали большое влияние на ускорение окончания войны и послевоенное устройство мира.

Во время проведения конференции Главами трех держав было продемонстрировано желание к сотрудничеству, взаимопониманию и доверию. Удалось добиться единства в вопросах военной стратегии и ведения коалиционной войны. Совместно были согласованы и спланированы мощные удары армий союзников в Европе и на Дальнем Востоке.

Одновременно решения, принятые участниками конференции, по сложнейшим вопросам мировой политики, явившиеся результатом компромиссов и взаимных уступок, в значительной степени определили развитие международно-политических событий на долгое время. Были созданы благоприятные возможности для эффективного действия послевоенной системы международных отношений, основанной на принципах баланса интересов, взаимности, равенства и сотрудничества, в целях обеспечения всеобщего мира и безопасности.

В результате работы конференции были одобрены важнейшие международно-правовые документы, такие как Декларация Свободной Европы, документы об основных принципах создания международной Организации Объединенных Наций, заложившие основу отношений между государствами.

Были разработаны условия обращения союзников с побежденной Германией и решены вопросы о ее будущем. Участники конференции заявили о непреклонной решимости ликвидации германского милитаризма и нацизма, договорились об участии Франции в урегулировании германской проблемы, о границах Польши и составе ее правительства, об условиях вступления СССР в войну против Японии. Важную роль на ходе и результатах проведения переговоров оказал огромный рост международного авторитета Советского Союза, которому способствовали выдающиеся победы Советских Вооруженных Сил.

Тем не менее, по ряду вопросов между участниками конференции существовали серьезные разногласия. У представителей западных стран-членов антигитлеровской коалиции были опасения, связанные с превращением СССР в державу мирового масштаба. Однако настойчивое стремление советской дипломатии к поискам взаимоприемлемых решений и принятию их на основе равенства без навязывания своего мнения другим привело к тому, что документы, одобренные на конференции, явились отражением согласия ее участников, а не результатом советского диктата.

Работа Конференции началась с рассмотрения обстановки на европейских фронтах. Главы правительств трех держав поручили военным штабам обсудить на своих заседаниях вопросы координации наступления союзных армий с востока и запада. В ходе совещаний по военным вопросам было подтверждено, что 8 февраля 1945 г. на западном фронте начнется советское наступление. Однако американские и английские военные специалисты уклонились от выполнения просьб советской стороны воспрепятствовать переброске немецких войск из Норвегии и Италии на советско-германский фронт. В общих чертах было намечено взаимодействие стратегических сил авиации. Координация соответствующих операций возлагалась на Генеральный штаб Советской Армии и главы союзных военных миссий в Москве.

В ходе Конференции был решен вопрос и о вступлении СССР в войну на Дальнем Востоке. Подписанное 11 февраля 1945 г. секретное соглашение предусматривало, что Советский Союз через два - три месяца после капитуляции Германии вступит в войну против Японии. В этой связи были согласованы условия вступления СССР в войну против Японии, которые выдвинул И.В. Сталин: сохранение статус-кво Монгольской Народной Республики; возвращение Советскому Союзу южной части Сахалина и всех прилегающих к ней островов; интернационализация Дайрена (Даляня) и восстановление аренды на Порт-Артур как на военно-морскую базу СССР; возобновление совместной с Китаем (с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза) эксплуатации Восточно-Китайской и Южно-Маньчжурской железных дорог; передача СССР Курильских островов.

Это соглашение конкретизировало общие принципы союзнической политики, которые были зафиксированы в Каирской декларации, подписанной США, Англией и Китаем и опубликованной 1 декабря 1943 г.

Поскольку перспектива вступления СССР в войну с Японией предполагала ее поражение в ближайшем будущем, эта политическая договоренность определяла границы возможного продвижения Советских Вооруженных Сил на Дальнем Востоке.

Руководители трех великих держав обсудили политические вопросы, которые должны были возникнуть после поражения Германии. Они согласовали планы принудительного осуществления условий безоговорочной капитуляции и общие принципы обращения с побежденной Германией. Союзные планы предусматривали, прежде всего, разделение Германии на оккупационные зоны. Конференция подтвердила разработанные Европейской консультативной комиссией соглашения «О зонах оккупации Германии и об управлении «Большим Берлином», а также «О контрольном механизме в Германии».

По условиям соглашения «О зонах оккупации Германии и об управлении «Большим Берлином» вооруженные силы трех держав должны были занять в ходе оккупации Германии строго определенные зоны. Советским Вооруженным Силам предназначалась для оккупации восточная часть Германии. Северо-западная часть Германии отводилась для занятия английскими войсками, юго-западная - американскими. Район «Большого Берлина» должны были занять совместно вооруженные силы СССР, США и Англии. Северо-восточная часть «Большого Берлина» предназначалась для занятия советскими войсками. Зоны для войск Англии и США еще не были определены.

В соглашении «О контрольном механизме в Германии», подписанном 14 ноября 1944 г., говорилось, что верховная власть в Германии в период выполнения ею основных требований безоговорочной капитуляции будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил СССР, США и Англии, каждым в своей зоне оккупации по инструкциям своих правительств. По вопросам, затрагивающим Германию в целом, главнокомандующие должны будут действовать совместно в качестве членов Верховного контрольного органа, который в дальнейшем стал называться Контрольным советом по Германии. Расширив эти постановления, Крымская конференция решила предоставить зону в Германии также и Франции за счет британской и американской оккупационных зон и пригласить французское правительство войти в качестве члена в Контрольный совет по Германии.

При обсуждении германского вопроса на Крымской конференции руководители США и Великобритании настаивали на принятии решения о создании комиссии для изучения вопроса о послевоенном устройстве Германии, о возможности ее расчленения. Однако англо-американские планы расчленения Германии не получили одобрения советской делегации.

Точка зрения Советского Союза на будущее Германии была хорошо известна с самого начала войны из выступлений советских руководителей. СССР отвергал политику мести, национального унижения и гнета. В тоже время, руководители трех держав заявили о решимости осуществить в отношении побежденной Германии важные мероприятия: разоружить и распустить все германские вооруженные силы; уничтожить германский генеральный штаб; определить наказание гитлеровским военным преступникам; уничтожить нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения.

Особое место на конференции занял вопрос о репарациях Германии, инициированный СССР. Советское правительство потребовало, чтобы Германия возместила ущерб, нанесенного союзным странам гитлеровской агрессией. Общая сумма репараций должна была составить 20 млрд. долларов, из которых СССР претендовал на 10 млрд. долларов. Советское правительство предложило, чтобы репарации взимались в натуре - в форме единовременного изъятия из национального богатства Германии и ежегодных товарных поставок из текущей продукции.

Взимание репараций путем единовременного изъятия из национального богатства (оборудование, станки, суда, подвижной состав, германские вложения за границей и т. д.) предусматривалось главным образом с целью уничтожения военного потенциала Германии. Конференция учитывала опыт разрешения репарационной проблемы после первой мировой войны, когда от Германии требовали возмещения ущерба валютой и когда репарационный вопрос, в конечном счете, способствовал не ослаблению, а усилению военного потенциала Германии.

В ходе обсуждения этого вопроса руководители США и Великобритании вынуждены были признать справедливость советских предложений о репарациях с Германии. В результате переговоров был подписан протокол, опубликованный полностью лишь в 1947 г. В нем излагались общие принципы решения репарационного вопроса и намечались формы взимания репараций с Германии. Протокол предусматривал учреждение в Москве межсоюзной комиссии по репарациям в составе представителей СССР, США и Великобритании. В протоколе указывалось, что советская и американская делегации согласны положить в основу своей работы предложение Советского правительства об общей сумме репараций и о выделении из нее 50 процентов для СССР.

Таким образом, несмотря на разногласия, союзные державы приняли на Крымской конференции согласованные решения не только о полном разгроме Германии, но и об общей политике в германском вопросе после окончания войны.

Важное место среди решений Крымской конференции занимала Декларация об освобожденной Европе. Это был документ о согласовании политики в деле помощи народам, освобожденным от фашистской оккупации. Союзные державы заявили, что общим принципом их политики в отношении стран освобожденной Европы является установление такого порядка, который позволит народам «уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору». Крымская конференция показала пример практического разрешения подобных проблем в отношении двух стран - Польши и Югославии.

«Польский вопрос» на конференции являлся одним из самых сложных и дискуссионных. Крымская конференция должна была решить вопрос о восточных и западных границах Польши, а также о составе будущего польского правительства.

Польша, которая перед войной была крупнейшей страной Центральной Европы, резко уменьшилась и сдвинулась к западу и северу. До 1939 г. её восточная граница проходила практически под Киевом и Минском. Западная граница с Германией находилась восточнее р. Одер, при этом большая часть балтийского побережья также принадлежала Германии. На востоке довоенной исторической территории Польши поляки являлись национальным меньшинством среди украинцев и белорусов, тогда как часть территорий на западе и севере, населённых поляками, находилась под германской юрисдикцией.

СССР получил западную границу с Польшей по «линии Керзона», установленной в 1920 г., с отступлением от неё в некоторых районах от 5 до 8 км в пользу Польши. Фактически граница вернулась к положению на момент раздела Польши между Германией и СССР в 1939 г. по Договору о дружбе и границе между СССР и Германией, основным отличием от которого стала передача Польше Белостокского региона.

Хотя Польша к началу февраля 1945 г. в результате наступления советских войск уже находилась под властью временного правительства в Варшаве, признанного правительствами СССР и Чехословакии (Эдварда Бенеша), в Лондоне находилось польское правительство в изгнании (премьер-министр Томаш Арчишевский), которое не признало решения Тегеранской конференции o линии Керзона и потому не могло, по мнению СССР, США и Великобритании, претендовать на власть в стране после окончания войны. Разработанная 1 октября 1943 г. инструкция правительствa в изгнании для Армии Крайовой содержала в себе следующие инструкции на случай несанкционированного польским правительством вступления советских войск на довоенную территорию Польши: «Польское правительство направляет протест Объединенным нациям против нарушения польского суверенитета - вследствие вступления Советов на территорию Польши без согласования с польским правительством - одновременно заявляя, что страна с Советами взаимодействовать не будет. Правительство одновременно предостерегает, что в случае ареста представителей подпольного движения и каких-либо репрессий против польских граждан подпольные организации перейдут к самообороне».

Союзники в Крыму осознавали, что «Новое положение создалось в Польше в результате полного освобождения её Красной Армией». В результате длительного обсуждения польского вопроса было достигнуто компромиссное соглашение, по которому было создано новое правительство Польши - «Временногo правительствa национального единства», на базе Временного правительства Польской Республики «с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы». Это решение, реализованное в присутствии советских войск, позволило СССР в дальнейшем сформировать в Варшаве устраивающий его политический режим, в результате чего столкновения между прозападными и прокоммунистическими формированиями в этой стране были решены в пользу последних.

Достигнутая в Ялте договоренность по польскому вопросу, несомненно, была определенным шагом по пути решения одного из наиболее спорных вопросов послевоенного устройства мира. Конференция не приняла англо-американский план замены Временного польского правительства каким-то новым правительством. Из решений конференции становилось ясно, что ядром будущего Правительства национального единства должно стать существовавшее Временное правительство.

По предложению СССР Крымская конференция обсудила вопрос о Югославии. Речь шла о том, чтобы ускорить образование единого югославского правительства на основании заключенного в ноябре 1944 г. соглашения между председателем Национального комитета освобождения Югославии И. Тито и премьер-министром югославского эмигрантского правительства в Лондоне И. Шубашичем. По этому соглашению новое югославское правительство должно было быть сформировано из руководителей национально-освободительного движения при участии нескольких представителей эмигрантского югославского правительства. Но последнее при поддержке правительства Англии тормозило выполнение соглашения.

Обсудив югославский вопрос, конференция приняла предложение СССР с поправками английской делегации. Это решение было большой политической поддержкой национально-освободительного движения Югославии.

Важное место в работе Крымской конференции заняла проблема обеспечения международной безопасности в послевоенные годы. Огромное значение имело решение трех союзных держав о создании всеобщей международной организации для поддержания мира.

Руководителям трех держав удалось в Ялте разрешить важный вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности, по которому не было достигнуто соглашения на конференции в Думбартон-Оксе. В результате был принят предложенный Рузвельтом «принцип вето», то есть правило единогласия великих держав при голосовании в Совете Безопасности по вопросам мира и безопасности.

Руководители трех союзных держав договорились о созыве 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско конференции Объединенных Наций с целью подготовки устава международной организации безопасности. На конференцию предполагалось пригласить страны, подписавшие декларацию Объединенных Наций 1 января 1942 г., и те страны, которые объявили войну общему врагу к 1 марта 1945 года.

В ходе работы Крымской конференции была принята специальная декларация «Единство в организации мира, как и в ведении войны». В ней указывалось, что государства, представленные в Ялте, подтверждают свою решимость сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство действий, которое сделало победу в войне возможной и несомненной для Объединенных Наций. Это было торжественным обязательством трех великих держав сохранить в будущем принципы могучей антифашистской коалиции, сложившейся в годы второй мировой войны. Одним из проявлений такой решимости было соглашение об учреждении постоянного механизма для регулярной консультации между тремя министрами иностранных дел. Этот механизм получил название «Совещание министров иностранных дел». Конференция решила, что министры будут собираться через каждые 3-4 месяца поочередно в столицах Великобритании, СССР и США.

Крымская конференция руководителей СССР, США и Великобритании имела большое историческое значение. Она явилась одним из крупнейших международных совещаний во время войны и высшей точкой сотрудничества трех союзных держав в ведении войны против общего врага. Принятие Крымской конференцией согласованных решений по важным вопросам служит убедительным доказательством возможности и эффективности международного сотрудничества государств с различным общественным строем. При наличии доброй воли союзные державы, даже в условиях острейших разногласий, смогли достигнуть соглашений, проникнутых духом единства.

Таким образом, решения Крымской конференции укрепили антифашистскую коалицию на заключительном этапе войны и способствовали достижению победы над Германией. Борьба за всестороннее и полное осуществление этих решений стала одной из главных задач советской внешней политики не только в конце войны, но и в послевоенные годы. И хотя ялтинские решения выполнялись точно лишь Советским Союзом, они, тем не менее, были примером боевого содружества «большой тройки» в годы войны.

Вся работа Крымской конференции проходила под знаком неизмеримо возросшего международного авторитета Советского Союза. Результаты работы глав трех союзных правительств послужили основой тех демократических, миролюбивых принципов послевоенного устройства Европы, которые были разработаны Потсдамской конференцией, вскоре после победы над фашистской Германией. Созданный в Ялте биполярный мир и раздел Европы на Восток и Запад сохранились более чем на 40 лет, до конца 1980-х годов.

Прохоровская А.И.
старший научный сотрудник 3 управления Научно-исследовательского
института (военной истории) Военной академии
Генерального штаба ВС РФ
кандидат исторических наук


>

Никаким разделом мира ялтинские соглашения не были.
Откройте текст ялтинских соглашений.
http://www.yale.edu/lawweb/avalon/wwii/yalta.htm

Конкретно по Польше:

establishment of a Polish Provisional Government which can be more broadly based than was possible before the recent liberation of the western part of Poland. The Provisional Government which is now functioning in Poland should therefore be reorganized on a broader democratic basis with the inclusion of democratic leaders from Poland itself and from Poles abroad. This new Government should then be called the Polish Provisional Government of National Unity.

"M. Molotov, Mr. Harriman and Sir A. Clark Kerr are authorized as a commission to consult in the first instance in Moscow with members of the present Provisional Government and with other Polish democratic leaders from within Poland and from abroad, with a view to the reorganization of the present Government along the above lines. This Polish Provisional Government of National Unity shall be pledged to the holding of free and unfettered elections as soon as possible on the basis of universal suffrage and secret ballot. In these elections all democratic and anti-Nazi parties shall have the right to take part and to put forward candidates.

образование польского временного правительства на основе более широкого представительства, чем было возможно до недавнего освобождения западной части Польши. Существующее в настоящее время временное правительство Польши должно быть реорганизовано на более широкой демократической основе и включить в себя демократических лидеров как в самой Польше, так и из польской эмиграции. Это новое правительство будет названо польским временным правительством национального единства.

Г-н Молотов, г-н Харриман и сэр А. Кларк Керр уполномачиваются в качестве комиссии для ведения консультаций с членами существующего временного правительства [Польши] и с другими польскими демократическими лидерами как находящимися внутри Польши, так и в польской эмиграции, с тем чтобы реорганизовать существующее правительство указанным выше образом. Созданное таким образом польское временное правительство национального единства должно обязаться самым скорейшим образом провести свободные и нестесненные выборы на основе всеобщего и тайного голосования. В этих выборах должны иметь право участвовать и выставить своих кандидатов все демократические и анти-нацистские партии.

А теперь сравните с теми режимами, которые СССР установил в Венгрии, Польше, Болгарии, Румынии и позднее Чехословакии и Германии.

США вовсе не считали ялтинские соглашения декоративными или демагогическими. Более того, декоративные соглашения США были не нужны. Если бы соглашение считалось заведомо демагогическим, США предпочли бы его вовсе не заключать. Не было никакого смысла в заключении соглашения, которое давало бы преимущества только одной стороне. Если бы США могли априори расчитывать не получение не более чем демократического фасада в восточной Европе, не было бы никакого смысла в заключении ялтинского соглашения, более того, предпочтительным было бы его не заключать. Правда не могла быть скрыта, и как только она стала бы известна, это привело бы к возникновению ощущения предательства и преданности. Заключившие соглашение выглядели бы идиотами, если не хуже.

Воевать из-за Польши и восточной Европы с СССР Соединенные Штаты разумеется не стали бы, но это не означает, что они были безучастны к участи этих стран и их народов, и к участи демократических систем в этих странах.

Если бы США не расчитывали получить от СССР конкретные осмысленные обязательства, умирающий Рузвельт (давление крови в Ялте у него было 260/150) не отправился бы на другую сторону земли для переговоров и заключения этих соглашений. Он также не выражал бы эмоциональной радости по поводу заключения соглашений (в США и Англии считали, что добились от СССР большего объема обязательств, чем первоначально расчитывали), ни раздражения и озабоченности, когда СССР начал заключенные обязательства нарушать.

США, со своей стороны, обладали очевидными средствами воздействия на Кремль. СССР был заинтересован в сохранении хороших отношений с США. Американская мощь была важным фактором в сохранении Германии под контролем. СССР был также заинтересован в получении экономической помощи от США и из других источников находившихся под американским влиянием. Эта помощь была критически важна для послевоенной реконструкции СССР. Это давало западным союзникам надежду на заключение соглашений с СССР и на выполнение СССР заключенных договоренностей.

США соглашались, что контроль за внешней политикой Польши и других стран восточной Европы важен для СССР, что СССР для безопасности требуется буферная зона от Германии, а также коммуникации к Германии. США поэтому соглашались на глубокую согласованность польской внешней и военной политики с Кремлем, однако при значительной автономности Польши во внутренней политике. Именно это и было ялтинской формулой.

Конкретно, Кремль обязывался обеспечить создание коалиционного правительства Польши на широкой демократической основе, с включением в него демократических лидеров как извнутри Польши, так и из польской эмиграции. Действия по образованию такого правительства возлагались на Молотова и на послов США и Англии в Москве. По образованию, это правительство должно было провести свободные, беспрепятственные и тайные выборы.

Эти обязательства были СССР вопиющим образом нарушены.

Начиная с того, что некоммунистические силы фактически не получили доступа в формируемое правительство, которое фактически не вышло за пределы люблинского. Даже самый список эмигрантских лидеров которым хотя бы позволили только вступить в переговоры на тему и приехать в Польшу оказался чрезвычайно ограниченным.

Американское руководство чувствовало себя обманутым.

Черчиль предлагал предъявить претензии Сталину в лоб, но (война с Германией тогда еще не закончилась!) Рузвельт ответил, что предпочтительнее начать оказывать давление на СССР непрямым образом, путем формирования американского общественного мнения, а также переговоров.

Сталин во время переговоров с Хопикнсом (посланником Рузвельта) неоднократно заявлял ему, что СССР не имеет никакого намерения советизации Польши, и что намерение СССР состоит в установлении в Польше парламентской демократии западного стиля по образцу Голландии (это подлинные слова Сталина). Каковые обещания находились в соответствии с ялтинской формулой, но были вопиющим образом нарушены СССР.

Параллельно, Сталин сказал Молотову, что по поводу ялтинских соглашений не стоит беспокоиться, и что мы (СССР) всё-равно сделаем по-своему. Т.е. Сталин действительно смотрел на ялтинские соглашения как на клочок бумаги (а на обязательства данные США и Англии в Ялте, и затем во время миссии Гопкинса -- как на ничего не стоящие и заведомо подлежащие нарушению).

Но США на заключенные соглашения так не смотрели.

Поступившие новости о широком терроре, арестах, "ликвидациях" полностью перечеркнули перспективу сотрудничества с СССР. Стало очевидным, что СССР в нарушение ялтинских соглашений устанавливает в Польше коммунистический режим.

За месяц до смерти Рузвельт высказался, что с СССР не удастся вести дел. Что Сталин нарушил все данные им обещания, "все до единого".

Трумен также испытывал чувство нетерпимого обмана и разрушения доверия.

Всего лишь через неделю после того как он стал президентом, Трумен встретился с Молотовым и потребовал от него выполнения взятых Советским Союзом обязательств. О тоне состоявшегося разговора можно судить по тому, что шокированный Молотов воскликнул "со мной никто в жизни никогда так не разговаривал". "Выполняйте свои обязательства, и с вами не будут разговаривать подобным образом", - ответил Трумен.

Затем последовало нарушение СССР потсдамских соглашений, выяснение невозможности совместного с СССР управления Германией, фактический отказ СССР в сотрудничестве с другими оккупационными властями (прежде всего -- в экономической, экспортно-импортной политике в Германии), коммунизация остальных стран восточной и центральной Европы, иранский кризис (попытка СССР аннексировать северный Иран), советские территориальные претензии к Турции и военные угрозы ей (причем неясно было, где СССР со своим экспансионизмом собирается остановиться и собирается ли вообще), спонсирование коммунистических радикалов в Греции и Турции, блокада Берлина и т.д. Кульминирующее в агрессии против южной Кореи развязанной СССР и подготовке нападения на Югославию, и далее по всем известным пунктам.

После Второй мировой войны геополитическая карта мира была полностью изменена. Впервые за 1000 лет континентальная Европа оказалась зависимой от воли двух сверхдержав - СССР и США. Как же делили мир после Второй мировой войны?

От раздела Европы к разделу мира

Передел Европы начался еще до того, как по ней, словно гром посреди ясного неба, ударила Вторая Мировая. СССР и Германия заключили знаменитый договор о ненападении, называющийся также пактом Молотова-Риббентропа, ставший печально известным из-за своего секретного дополнения, протокола о определении сфер влияний двух держав.

России, согласно протоколу, «отходили» Латвия, Эстония, Финляндия, Бессарабия и восток Польши, а Германии – Литва и запад Польши. Первого сентября 1939 года Германия вторглась на польские территории, положив начало Второй Мировой и великому переделу земель.

Однако после того, как Германию признали единственным агрессором во Второй Мировой, уже страны-победители должны были договариваться о том, каким образом нужно распределить между собой и побежденными территории.

Самой знаменитой встречей, повлиявшей на дальнейший ход истории и во многой обуславливавшей особенности современной геополитики, стала Ялтинская конференция, прошедшая в феврале 1945 года.

Конференция представляла собой встречу глав трех стран антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании в Ливадийском дворце. СССР представлял Иосиф Сталин, США – Франклин Рузвельт, а Великобританию – Уинстон Черчилль. Конференция проходила еще во время войны, но уже всем было очевидно, что Гитлер должен потерпеть поражение: союзные войска вели войну уже на территории противника, наступая по всем фронтам. Перекроить мир заранее было совершенно необходимо, так как, с одной стороны, оккупированные национал-социалистической Германией земли нуждались в новой демаркации, а с другой – союз Запада с СССР после потери противника уже изживал себя, а потому четкий раздел сфер влияния являлся первоочередной задачей.

Цели у всех стран были, разумеется, абсолютно разными. Если для США было важно вовлечь СССР в войну с Японией, с тем, чтобы быстрее ее закончить, то Сталин желал признания союзниками права СССР на недавно аннексированные Прибалтики, Бессарабии и восточной Польши. Все так или иначе хотели создать свои сферы влияния: для СССР это был своеобразный буфер из подконтрольных государств, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Польши и Югославии.

Помимо всего прочего, СССР также требовал вернуть в свое государство бывших граждан, эмигрировавших в Европу. Для Великобритании было важным сохранить влияние в Европе и не допустить проникновение туда Советского Союза. Другими целями аккуратного раздела мира было сохранение устойчивого состояния спокойствия, а также предотвращение разрушительных войн в будущем. Именно поэтому США особенно пестовали идею создания Организации Объединенных Наций.

Договор на салфетке

Полулегендарной историей стал рассказ о договоре Сталина и Черчилля до Ялты, так называемое «соглашение на салфетке». Прямо за обедом Черчилль начертил на салфетке границы и степени влияния СССР и Великобритании в Балканах. Великобритании было отдано 90% влияния в Греции, а СССР – 90% в Румынии, Болгарии и Венгрии. Югославия же была разделена союзниками пополам. «Не покажется ли несколько циничным, что мы решили эти вопросы, имеющие жизненно важное значение для миллионов людей, как бы экспромтом? Давайте сожжем эту бумажку», сказал Черчилль Сталину, на что советский вождь ответил отказом.

Передел Польши

Решение польского вопроса оказалось наиболее сложным – одно крупнейших довоенных государств Европы необходимо было существенно уменьшить. Вильнюс в результате Советско-Германского пакта перешел от Польши к Литве, а на Востоке поляки были в меньшинстве по сравнению с украинским и белорусским населением.

В ходе дискуссий Ялтинской конференции, было решено отдать СССР восток Польши по так называемой «линии Керзона», составляющую собой вертикаль Вильнюс-Гродно-Брест-Львов. При этом Белосток вернули Польше. Таким образом, Москва получила западные земли почти в тех же размерах, что и по результатам совместного раздела Польши с гитлеровской Германией. Несмотря на то, что польское правительство в изгнании протестовало против подобного решения, подрывающего суверенитет Польши, Сталину удалось убедить союзников, что ее удалось освободить только при помощи вмешательства Красной Армии, а потому в Польше должно быть создано новой правительство «с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы».

В будущем шестнадцать прибывших из Лондона польских политиков были посажены в ГУЛАГ. Так у СССР получилось нарушить планы Великобритании и США, рассчитывающих на восстановление в правах подконтрольного им правительства. Чтобы хоть как-то компенсировать потери Польши на Востоке, было решено расширить ее западные границы за счет немецких земель, что повлекло за собой массовые принудительные переселения.

Зоны оккупации Германии

Германию союзным государствам нужно было разделить с целью нейтрализации ее военной машины. Впрочем, решения о изменения внутри- и внешнеполитического режима были отложены, и на Ялтинской конференции коалиция была занята исключительно разделом Германии между четырьмя странами.

Решение о зонах оккупации было уже намечено в 1944 году, тогда же был разработан план раздела Берлина. Ялтинская конференция добавила пункт о выделении Франции небольшой зоны на западе. Позднее, на Потсдамской конференции, были изменены восточные границы Германии, и большие бывшие немецкие территории отошли Польше. Также одна треть Восточной Пруссии отошла СССР, и немецкий Кёнигсберг стал советским Калининградом. Также Германии были предъявлены требования репараций.

7 сентября 1949 года было на карте Европы появилось новое государство – ФРГ, в состав которого вошла вся западная Германия, кроме Эльзаса и Лотарингии, отданных Франции, а уже через месяц – 7 октября, возникло ГДР, находящееся под властью СССР. С созданием этих государств была запущена политика уничтожения германского милитаризма и наказания нацистских преступников с тем, чтобы реабилитировать германский народ.

Курильский вопрос

На Постдамской конференции Сталин объявил о том, что СССР вступает в войну с Японией. В обмен на эту услугу, союзниками было принято решение о передаче СССР Курил и Южного Сахалина, которые Россия потеряла в русско-японской войне. Также Советскому Союзу пообещали аренду Порт-Артура и Китайско-Восточной железной дороги.

Помимо всего прочего, Корея, до этого управляющаяся Японией, также была поделена на две части: советскую, северную, и американскую, южную, что привело к Корейской войне в пятидесятых и неразрешенным до сих пор противоречиям между двумя государствами. Решение об этом антигитлеровской коалицией было принято еще на Каирской конференции 1943 года.

Так мир оказался под защитой системы ялтинско-потсдамской системы, а Европа была искусственно поделена на два лагеря, один из которых находился под контролем СССР вплоть до 1990-1991 годов, что привело к разъединению семей и взаимной агрессии. Так как раздел территорий производился союзниками фактически по границам размещенных в том или ином государстве Европы войск, разрыв прежних границ стал довольно болезненным, особенно для Германии и Польши. Раздел мира повлек за собой противостояние СССР и Запада, Холодную войну. Еще одним негативным последствием ялтинских соглашений стало возвращение русских военнопленных и эмигрантов на родину, в следствие чего более двух миллионов человек были отправлены в лагеря, многие расстреляны.